Домой / Аппендицит / Что такое и для чего нужны скрининги? Важность скрининговых лабораторных исследований в работе современного врача Скрининговых и специализированных исследований благодаря.

Что такое и для чего нужны скрининги? Важность скрининговых лабораторных исследований в работе современного врача Скрининговых и специализированных исследований благодаря.

Скрининг (медицина)

Цель скрининга - по возможности раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов и снижение смертности . Несмотря на то, что скрининг способствует ранней диагностике, не все скрининговые методы демонстрируют однозначную пользу. Среди нежелательных эффектов скрининга - возможность гипердиагностики или ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни. По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности .

Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и селективный скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания).

В СССР и в государствах постсоветского пространства для обозначения скрининга также используется термин диспансеризация . С 2013 года диспансеризация всего населения Российской Федерации войдет в систему обязательного медицинского страхования .

Примеры скрининговых методов

Различные скрининговые исследования применяются для возможно ранней диагностики злокачественных новообразований . В числе достаточно достоверных скрининговых тестов онкологической направленности:

  • Тест Папаниколау - для выявления потенциально предраковых изменений и профилактики рака шейки матки ;
  • Маммография - для выявления случаев рака молочной железы ;
  • Колоноскопия - для исключения колоректального рака ;
  • Дерматологический осмотр для исключения меланомы .

Медицинское оборудование для скрининга

Медицинское оборудование для скрининга зачастую отличается от оборудования, применяемого в клинической диагностике. Целью скрининга является лишь обнаружение/исключение заболеваний у клинически бессимптомных лиц, в отличие от обследования заведомо больных, направленного на оценку характера и выраженности патологического процесса. В связи с этим, оборудование для скрининга может быть менее точным, чем диагностическое.

Преимущества и недостатки скрининга

Скрининг имеет как преимущества, так и недостатки; решение о необходимости скрининга принимается путём взвешивания этих факторов.

Преимущества

Скрининг позволяет выявлять заболевания в их ранних, бессимптомных стадиях, на которых лечение более эффективно.

Недостатки

Как и любые другие медицинские исследования, скрининговые методы не являются совершенными. Результаты скрининга могут быть как ложно-положительными, указывая на наличие в действительности отсутствующей болезни, так и ложно-отрицательными, не обнаруживая существующую болезнь.

  • Скрининг требует затрат на медицинские ресурсы на фоне того, что большиинство обследованных лиц оказываются здоровыми;
  • Наличие нежелательных эффектов скрининга (тревога , дискомфорт, воздействие ионизирующего излучения или химических агентов);
  • Стресс и тревога, вызванные ложно-положительным результатом скрининга;
  • Ненужные дополнительные исследования и лечение лиц с ложно-положительным результатом;
  • Психологический дискомфорт, обусловленный более ранним знанием о собственном заболевании, особенно в случае невозможности излечения;
  • Ложное чувство безопасности, вызванное ложно-отрицательным результатом, которое может отсрочить постановку диагноза.

Принципы скрининга

Целесообразность введения скрининга населения связана с рядом вопросов, обозначеных выше. Хотя проведение некоторых скрининговых тестов не выгодно, в целом массовые скрининговые обследования обеспечивают повышение уровня здоровья населения. Всемирная организация здравоохранения в 1968 году разработала руководство по принципам скрининга, до сих пор не утратившее актуальность . Основные положения:

  1. Заболевание должно представлять важную медицинскую проблему
  2. Должно существовать лечение заболевания
  3. Возможности диагностики и лечения заболевания должны быть доступны
  4. Заболевание должно иметь скрытый период
  5. Для заболевания должен существовать метод исследования
  6. Метод исследования должен быть приемлем для использования в популяции
  7. Необходимо адекватно понимать естественное течение болезни
  8. Должна существовать согласованная политика в необходимости лечения
  9. Экономические расходы на выявление случаев заболевания должны быть сбалансированы с общим объёмом расходов
  10. Скрининг должен осуществляться непрерывно, а не «раз и навсегда»

Примечания

Ссылки

  • Великий и ужасный скрининг, или Как работает дородовая сортировка Статья в журнале «ВАШ Гинеколог» № 8/2010

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Скрининг (медицина)" в других словарях:

    - (от англ. screening «отбор, сортировка») может означать: Скрининг (медицина) система первичного обследования групп клинически бессимптомных лиц с целью выявления случаев заболевания; Пренатальный скрининг Скрининг… … Википедия

    МКБ 10 O … Википедия

    Порция мочи доставлена для исследования Анализ мочи по Сулковичу (Проба Сулковича) качественный анализ содержания кальция в моче (уровня … Википедия

    - … Википедия

    МКБ 10 E84.84. МКБ 9 277.0277.0 OMIM … Википедия

    Беременность биологическое состояние самок животных, характерное для млекопитающих. Это состояние обусловлено зачатием новых особей и представляет собой процесс вынашивания детёнышей внутри организма самки. Период беременности завершается родами … Википедия

    Ребёнок 1,5 месяца (6 недель) … Википедия

    Участие в проекте добровольных вычислений с помощью клиента BOINC … Википедия

    Мозжечка МКБ 1 … Википедия

    Нестеренко Владимир Георгиевич Место рождения: Днепропетровск, Украина Научная сфера: иммунология Место работы: ФГБУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Минздравсоцразвития РФ Нестеренко Владимир Георгиевич доктор медицинских … Википедия

Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как "подготовительный" к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.

Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика "по обращению", которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.


Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.

При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы.

Задачи дифференциальной диагностики следующие:

Разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

Выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

Оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

Определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцинно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

Разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

Определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

Помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

Профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

Решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированыв основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

Раннее выявление нарушений развития у детей;

Определение причин и характера нарушений;

Определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

Разработка индивидуальных программ развития и обучения

Принципы ППД.

Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Принцип детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. Любое воздействие одного явления на другое, по С.Л.Рубинштейну, преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Результат этого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается. Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловленные и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принципы ппд: беспристрастности, комплексности, системного и динамического подходов

Принцип беспристрастности . Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных речевых расстройствах. Он должен считаться с возможностями испытуемого. То, что легко может выполнить физически здоровый заикающийся, может оказаться непосильной нагрузкой для больного, страдающего афазией. Эти и некоторые другие обстоятельства склоняют к тому, чтобы использовать определенную схему обследования, в чем убеждены многие специалисты. Схема позволяет достигнуть определенной унификации обследования и сделать его наиболее адекватным возможностям испытуемого.

Обязательным является принцип комплексности изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка - этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

Отношение к ситуации обследования и заданиям;

Способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

Соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

Продуктивное использование помощи взрослого;

Умение выполнять задание по аналогии;

Отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

МОЖНО ГОВОРИТЬ ТО, ЧТО В ПРЕДЫДУЩЕМ ВОПРОСЕ +ЭТО!!!

Википедия( Различные скрининговые исследования применяются для возможно ранней диагностики злокачественных новообразований . В числе достаточно достоверных скрининговых тестов онкологической направленности:

    Тест Папаниколау - для выявления потенциально предраковых изменений и профилактики рака шейки матки ;

    Маммография - для выявления случаев рака молочной железы ;

    Колоноскопия - для исключения колоректального рака ;

    Дерматологический осмотр для исключения меланомы .)

КНИГА

К методам, используемым для массового скрининга населения, относятся: мед. профилактические осмотры (.обязательной составляющей которых является онкологический компонент. Он включает активный опрос, клиническое обследование с оценкой состояния всех зон периферических лимфатических узлов, рентгенологическое исследование, лабораторные анализы, цитологическое исследование и др.). По отношению к осматриваемым контингентам

профилактические осмотры разделяются на массовые и индивидуальные.

МАССОВЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ

Массовые профосмотры проводятся по заранее намеченному плану бригадой врачей различных специальностей и в основном охватывают организованные контингенты населения, работающие на предприятиях. В зависимости от задач и объема обследований, они делятся на предварительные , периодические, комплексные и целевые .

Предварительные профосмотры - при поступлении на работу - определяется пригодность рабочих и служащих к избранной работе с цепью предупреждение профессиональных заболеваний. Одновременно проводится онкологический компонент осмотра. Периодические профосмотры обеспечивают динамическое наблюдение за состоянием здоровья работающих в условиях профессиональных вредностей и свое­

временное установление начальных признаков профессиональных заболевании, их профилактику и выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы во вредных условиях труда. В процессе их проведения каждый врач должен осуществлять обследование с целью выявления злокачественных новообразований. Комплексные профосмотры - направлены на выявление различных заболевании включая онкологические, среди достаточно больших контингентов трудящихся и неорганизованного населения, проводятся чаще всего методом выездных бригад врачей разных специальностей. В настоящее время преимущественное распространение получили массовые комплексные осмотры, проводимые многоэтапно. При одноэтапных врачебная бригада осматривает весь контингент: при двухэтапных на первом все население осматривается средним медперсоналом, а на втором - уже отобранная им часть населения (-2 0%) с подозрением на онкопатологию и предраковые заболевания обследуется выездной бригадой врачей. Трехэтапные профилактические осмотры проводятся по схеме: средний медперсонал - врач врачебного участка - выездная бригада врачей. Целевые профосмотры - проводятся для выявления одного или группы однородных заболеваний (например, осмотр молочных желез).

Осмотрам подлежит все население в возрасте 40 лет и старше. Для выявления онкологических и других заболеваний молочных желез осмотры женщин необходимо проводить в возрасте 30 лет и старше. Установлена также периодичность профосмотров - не реже одного раза в год.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ) ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ направлены на выявление он­

кологических заболеваний среди лиц. обратившихся в поликлинические учреждения или находящихся на стационарном лечении. При этом участковый врач или врач любой специальности при сборе анамнеза выясняет возможность наличия начальных признаков рака, при необходимости проводит лабораторно-инструментальное обследование и консультирует этих лиц у специалистов соответствующего профиля. Установленные таким образом скрыто протекающие онкозаболевания учитываются и фиксируются в соответствующих учетных формах как выявленные при индивидуальном профосмотре. К индивидуальным осмотрам можно условно отнести консультативные пульмонологические комиссии, а также профилактические осмотры женщин в смотровых кабинетах

В стране частота выявления больных раком при профосмотрах за последние годы возросла (с 7,5% в 1993г. до 23,4% в 2004г.).

Сравнительно малая эффективность профосмотра обусловлена рядом факторов:

1) недостаточной онкологической грамотностью и квалификацией врачей лечебной сети; 2) высокой загруженностью врачей лечебной деятельностью; 3) недостаточной оснащенностью мелких и средних лечебных учреждений современной диагностической аппаратурой; 4) недостатками учета и последующего диспансерного наблюдения за больными с выявленными предопухолевыми заболеваниями.

Программу поэтапного скрининга , включающую 1) автоматизированный анкетный скрининг; 2) лабораторный скрининг; 3) уточняющая диагностика. 4) диспансеризация и коррекция групп

онкологического риска.

Когда женщина ждет ребенка, ей приходится сдавать множественные анализы и проходить назначенные обследования. Каждой будущей маме могут быть даны разные рекомендации. Одинаковым для всех является скрининговое исследование. Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

Скрининговое исследование

Данный анализ назначается всем будущим мамам, независимо от возраста и социального статуса. Скрининговое исследование проводится три раза за всю беременность. При этом необходимо соблюдать определенные сроки для сдачи анализов.

Медицине известны скрининговые методы исследования, которые делятся на два типа. Первым из них является анализ Он определяет возможность различных патологий у плода. Второй анализ - это ультразвуковое скрининговое исследование. При оценке необходимо учитывать результаты обоих методов.

Какие заболевания выявляет анализ?

Скрининговое исследование при беременности не является точным способом постановки диагноза. Данный анализ может лишь выявить предрасположенность и установить процент риска. Для получения более детального результата необходимо проводить скрининговое исследование плода. Оно назначается только в том случае, когда риски возможной патологии очень высокие. Итак, данный анализ может выявить возможность следующих заболеваний:

Во время обследования доктор измеряет рост плода, отмечает особенности расположения плаценты. Также врач должен убедиться в том, что ребенок обладает всеми конечностями. Одним из важных пунктов является наличие носовой кости и Именно на эти пункты и будет впоследствии опираться врач при расшифровке результата.

Второе обследование

Скрининговое исследование при беременности в данном случае также проводится двумя способами. Сначала женщине необходимо сдать анализ крови из вены и только после этого пройти УЗИ. Стоит отметить, что установленные сроки для данной диагностики несколько отличаются.

Анализ крови для второго скрининга

В некоторых регионах страны вовсе не проводят данное исследование. Исключение составляют лишь те женщины, у которых первый анализ дал неутешительные результаты. В этом случае наиболее благоприятный срок для сдачи крови находится в диапазоне от 16 до 18 недель развития плода.

Проводится тест так же, как и в первом случае. Данные обрабатывает компьютер и выдает результат.

Ультразвуковое обследование

Данный осмотр рекомендуется проводить на сроке от 20 до 22 недель. Стоит отметить, что в отличие от анализа крови это исследование проводится во всех медицинских учреждениях страны. На этом этапе измеряется рост, вес плода. Также врач осматривает органы: сердце, мозг, желудок будущего малыша. Специалист проводит подсчет пальчиков на руках и ногах крохи. Также очень важно отметить состояние плаценты и шейки матки. Помимо этого, может быть проведена доплерография. Во время данного обследования врач следит за кровотоком и отмечает возможные дефекты.

Во время второго ультразвукового скрининга необходимо осмотреть воды. Их должно быть нормальное для данного срока количество. Внутри плодных оболочек не должно быть взвесей и примесей.

Третье обследование

Данный вид диагностики осуществляется после Наиболее подходящим сроком является 32-34 недели. Стоит отметить, что на этом этапе уже не исследуют кровь на пороки, а лишь проводят ультразвуковую диагностику.

Во время манипуляции доктор внимательно осматривает органы будущего малыша и отмечает их особенности. Также измеряется рост и вес крохи. Немаловажным моментом является нормальная двигательная активность во время исследования. Специалист отмечает количество амниотической жидкости и ее чистоту. Обязательно в протоколе указывается состояние, расположение и зрелость плаценты.

Данное УЗИ в большинстве случаев является последним. Лишь в некоторых случаях перед родами назначается повторная диагностика. Именно поэтому так важно отметить положение плода (головное или тазовое) и отсутствие обвития пуповиной.

Отклонения от норм

Если во время обследования были выявлены различные отклонения и погрешности, то врач рекомендует показаться генетику. На приеме специалист должен учитывать все данные (УЗИ, кровь и особенности беременности) при постановке определенного диагноза.

В большинстве случаев возможные риски не являются гарантией того, что ребенок родится больным. Часто такие исследования бывают ошибочными, но несмотря на это, врачи могут порекомендовать дополнительные исследования.

Более детальным анализом является скрининговое исследование микрофлоры амниотической жидкости или крови из пуповины. Стоит отметить, что данный анализ влечет за собой негативные последствия. Довольно часто после такого исследования возникает Каждая женщина вправе отказаться от подобной диагностики, однако в этом случае вся ответственность ложится на ее плечи. При подтверждении плохих результатов врачи предлагают сделать искусственное прерывание беременности и дают женщине время принять решение.

Заключение

Скрининговое исследование при беременности является очень важным анализом. Однако нельзя забывать о том, что он не всегда бывает точен.

После рождения ребенку будет проведен неонатальный скрининг, который абсолютно верно покажет наличие или отсутствие какого-либо заболевания.

Скрининг — это выявление признаков заболевания, до того, как его вы почувствуете какие-то изменения в собственном состоянии, то есть появятся объективные симптомы. Скрининг — главный способ выявления рака груди на ранних стадиях, когда лечение имеет благоприятный прогноз. В зависимости от возраста и наличия факторов риска, скрининг может состоять из самостоятельного обследования груди, проводимого вами, осмотра во время регулярного визита к врачу, маммографии и др.

Самостоятельное обследование груди

Начинать проводить самостоятельное обследование железы нужно уже в возрасте 20 лет. Тогда вы привыкнете к обычному внешнему виду и консистенции вашей груди, сможете обнаружить изменения в ней на ранней стадии. Если вы обнаружите изменения в вашей груди, как можно скорее обратитесь к врачу. Во время визита к врачу обратите его внимание на эти изменения, а также покажите врачу вашу технику самостоятельного обследования, задайте любые интересующие вас вопросы.

Осмотр у врача

Во время осмотра врач осмотрит обе груди с целью выявить узловые образования или другие изменения. Он может обнаружить изменения, которые вы пропустили при самостоятельном обследовании. Он также осмотрит подмышечные лимфатические узлы.

Маммография

Это исследование является серией рентгеновских снимков железы, и на данный момент это лучший метод исследования для обнаружения опухолей небольшого размера, не поддающихся определению руками врача при пальпации.

Существует два типа данного исследования.

    Обзорные/скрининговые снимки. Выполняются регулярно, один раз в год, они могут быть полезны для обнаружения изменений, произошедших в железе со времени последнего снимка.

    Диагностический снимок. Выполняется для оценки изменений, обнаруженных вами или вашим врачом. Для хорошей визуализации может потребоваться выполнения нескольких снимков, в том числе прицельных снимков подозрительной области.

Но метод маммографии не идеален. Некоторый процент раковых опухолей не виден на рентгеновских снимках, причем иногда они даже могут быть определены руками при пальпации, но, тем не менее, невидимы в рентгеновских лучах. Это называется ложноотрицательный результат. Процент таких опухолей выше у женщин в возрасте 40-50 лет: грудь у женщин такого возраста более плотная и отличить узловые образования на снимке на фоне более плотной ткани железы сложнее.

С другой стороны, на маммограмах можно увидеть изменения, похожие на раковую опухоль, когда на самом деле ее нет, это называется ложноположительными результатами. Такие ошибки приводят к проведению ненужных биопсий, переживаниям пациентов, повышению расходов медицинских учреждений. На точность описания маммограмм существенно влияет опыт врача-рентгенолога. Но, несмотря на некоторые недостатки маммографии как скринингового метода большинство экспертов сходятся во мнениях, что это — наиболее надежный метод скрининга рака груди у женщин.

Во время процедуры маммографии вашу грудь помещают между специальными пластиковыми пластинами, обеспечивая ее неподвижность во время выполнения снимка. Вся процедура длится менее 30 секунд. Выполнение маммографии обычно не приносит дискомфорта, но если вас что-то будет беспокоить, сообщите об этом рентген-лаборанту, который выполняет снимок.

Планируя дату ежегодной маммографии и визита к врачу, сначала посетите врача, чтобы он при осмотре мог обнаружить подозрительные участки в груди и написать направление рентгенологу для того, чтобы сделать прицельный снимок.

Другие методы скрининга

Маммография с компьютерным распознаванием образов (CAD, Computer-Aided Detection).

При традиционной маммографии ваши снимки смотрит и описывает врач-рентгенолог, опыт и квалификация которого в основном и определяют точность постановки диагноза, в частности, количество случаев опухолей малого размера, пропущенных на снимках. В нашем случае, врачу предлагается для начала указать программе на подозрительные, на его взгляд, участки, после чего программа выделяет дополнительно участки, подозрительные с ее точки зрения. Конечно, программа никогда не сможет заменить интеллект врача, но совместная работа человека и компьютера может повысить количество опухолей груди, распознанных на самых ранних стадиях.

Цифровая маммография.

Принципиально отличается от традиционной маммографии способом хранения рентгеновского изображения. Снимок с самого начала фиксируется цифровым детектором (как цифровая фотография, без пленки) и в дальнейшем врач получает возможность изменять яркость изображения, увеличивать отдельные его участки. Цифровые снимки могут быть переданы на большие расстояния, например, из провинции — в крупный центр, для консультации со специалистом. Цифровая маммография наиболее актуальна для женщин 40-50 лет, поскольку их грудь более плотная, и возможность изменить яркость изображения очень востребована.

Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Данный метод исследования позволяет получить изображение всей массы груди, сделать виртуальные послойные срезы. При этом вместо рентгеновского излучения используется мощное магнитное поле и радиосигнал, иными словами, данное исследование не дает лучевой нагрузки. МРТ не используется для массового скрининга рака груди, но может быть назначена для исследования подозрительных участков, недоступных для пальпации из-за малого размера и плохо видных на традиционных маммограммах. МРТ не заменяет, но дополняет традиционную маммографию.

МРТ не показано для потокового скрининга рака груди в связи с большим количеством ложноположительных ответов, что приводит к ненужным биопсиям и переживаниям пациенток. Данное исследование относится к высокотехнологичным и дорогим, снимки требуют расшифровки опытным врачом-рентгенологом.

Согласно последним рекомендациям, МРТ следует проводить всем женщинам с впервые поставленным диагнозом рак груди. Это может выявить одновременное наличие дополнительного очага опухоли в той же железе или во второй груди, не обнаруженной на маммограммах. Тем не менее, пока нет достоверных данных, снижает ли такое исследование смертность от рака груди.

УЗИ молочной железы.

Метод используется для дополнительной оценки подозрительных очагов, видимых на маммограммах или при осмотре. Для получения ультразвукового изображения используются звуковые волны высокой частоты, то есть данное исследование, как и МРТ, не дает лучевой нагрузки. УЗИ позволяет достоверно отличить объемные образования — кисты, то есть полости с жидкостью, от узлов, состоящих из плотной ткани. УЗИ груди не используется для скрининга рака из-за большого количества ложноположительных результатов — создается видимость болезни там, где ее нет.

Новые методы скрининга

Протоковый лаваж

В наружное отверстие выводного протока молочных желез, расположенное на соске, врач вводит тонкую гибкую трубку, катетер, по которому сначала вводит специальный раствор, а затем получает взвесь клеток, среди которых могут оказаться и атипичные, раковые. Большинство раковых опухолей груди начинают свой рост именно из просвета протоков желез, и действительно: атипичные клетки могут быть обнаружены в лаваже задолго до появления первых признаков опухоли на маммограммах.

Однако данный метод является новым и инвазивным вмешательством, для которого не до конца определен процент ложноотрицательных результатов, а также не до конца исследована связь между обнаружением клеток рака в лаваже и развитием рака груди. До тех пор, пока не получены ответы на эти вопросы, протоковый лаваж не может быть рекомендован в качестве массового скринингового метода.

Сцинтиграфия молочных желез

Новая технология обнаружения мельчайших опухолей в молочных железах. Вам внутривенно вводится специальное вещество, изотопный радиофармпрепарат, который распределяется по организму и накапливается в ткани молочной железы. Недавние исследования показали, что данный метод помогает выявить опухоли небольшого размера, которые были пропущены при маммографии и УЗИ.

Взятие биопсии из подозрительного очага, обнаруженного данным методом, представляет собой проблемы, но в этом направлении ведутся исследования.

Данное исследование дает небольшую лучевую нагрузку на организм; для проведения исследования необходимо сжатие груди, как при маммографии. В исследовании нового метода принимают участие женщины с плотной грудью (поскольку маммография для них недостаточно эффективна) и женщины с высоким риском развития рака груди. В зависимости от результатов исследования, будет определено место данного диагностического метода в ряду методов ранней диагностики рака груди. Вероятно, метод станет дополнением к обычной маммографии.