Домой / Мочевой пузырь / Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам. Высшая цель — мокша

Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам. Высшая цель — мокша

В индуизме выделяется четыре основные цели жизни, пурушартхи, которые представляют собой дорожную карту счастливой жизни в человеческом теле. На разном этапе жизни преобладает разная цель и чем четче вы понимаете, что это за цель, тем счастливее вы становитесь.

Дхарма - первая и основная из целей жизни. Дхарма - это моральная чистота, праведность и выполнение своих обязанностей в обществе. Дхарме всегда предавали самоё большое значение, она основа счастливой жизни и здоровья общества. Примерами олицетворения Дхармы в Ведических текстах был принц Рама (Рамаяна) и Юдхиштхира (Махабхарата), сын Кунти, данным ей от Бога смерти Ямы (Бог Справедливости и Праведности).

Артха - вторая цель жизни домохозяина: достижение материального благополучия. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен достичь определённого уровня финансового комфорта и не переживать, как накормить семью, заплатить за коммунальные услуги и так далее. Усилия и средства для реализации этой цели должны иметь праведную и моральную основу. Артха может быть реализована только при исполнении дхармы и законными средствами.

Кама - это удовлетворение здоровых биологических, физических и материальных желаний в соответствии с принципами умеренности и дхармы. Чтобы получить удовлетворение от жизни, ощутить её полноту, вкус, мы должны испытать радость семейной жизни: ласку супруга, радость рождения ребёнка, родительскую любовь, отпуск, проведённый на море, покупку платья или автомобиля. Всё это кама.

Мокша означает освобождение от оков майи (иллюзия, обусловленный мир), циклов рождения и смерти. Мокша - конечная цель человеческой жизни и достигается за сёт принятия прибежища в Боге, смирения и реализации своего истинного «я».

Узнать больше об этой концепции можно, приняв участие в

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Веды говорят о четырех целях, которые может ставить перед собой человек. Цели эти универсальны и важны для любого сообщества в любой стране и любой эпохе. Их называют на санскрите дхарма, артха, кама и мокша – 1) отправление религиозных обязанностей; 2) экономическое процветание; 3) чувственные наслаждения и 4) спасение, или освобождение от материальных оков.

Веды говорят о четырех целях, которые может ставить перед собой человек. Цели эти универсальны и важны для любого сообщества в любой стране и любой эпохе. Их называют на санскрите дхарма, артха, кама и мокша – 1) отправление религиозных обязанностей; 2) экономическое процветание; 3) чувственные наслаждения и 4) спасение, или освобождение от материальных оков. Этот перечень не случаен, достижение каждой последующей цели зависит от того, достигнута ли цель предыдущая. Вот как это объясняют ачарьи, духовные наставники ведического знания.

Без религии человеческое общество не может существовать. В природе человека – поклоняться кому-либо или чему-либо, и, если даже внешне государство провозглашается светским, нетрудно заметить, что люди все равно поклоняются вождям, диктаторам, фюрерам, председателям верховных советов или президентам. Также в человеческом обществе поклоняются великим поэтам, музыкантам и другим видным деятелям науки и искусства. В ведическом обществе поклонялись исключительно Богу, однако в разные времена делали это по-разному.

Бог является основой всего, именно из Его энергии Брахма творил вселенную. Об этом в подробностях рассказывает вторая песнь «Шримад-Бхагаватам». Там говорится, что Брахма был рожден на цветке лотоса, росшем из пупка Господа Вишну (Бога). Поскольку вселенная тогда была пуста, Брахме ничего не оставалось, как воспользоваться частями вселенского тела Господа, чтобы создать вселенную такой, какой она была прежде. Таким образом, все, что нас окружает, - суть проявление вселенской формы Всевышнего Господа. Поклоняться Господу – значит использовать Его энергию в служении Ему. Это подобно тому, как сын, получив карманные деньги от отца, покупает отцу подарок. Деньги в любом случае остаются энергией отца, однако такое поведение сына доставляет отцу наслаждение. Бог – личность, и Он способен испытывать удовольствие или огорчение. Душа вечно связана с Богом отношениями слуги и господина, вот почему Кришне (Богу) нравится, когда мы пытаемся восстановить эти утраченные отношения, поднося Ему то, что Он хочет. Богу не нужны никакие материальные вещи, однако, чтобы мы могли проявить свою любовь к Нему, Он говорит, что примет даже «цветок, плод, листок или воду, если это поднесено с любовью». Кришна (Бог) принимает только любовь. В этом смысл слова «религия».
Дхарма, религиозные обязанности, порой выполняются машинально, без любви к Богу. Тем не менее, даже такие действия имеют свои последствия. Человеческое общество, должным образом исполняющее свои обязанности в рамках системы варнашрама , также считается идущим по пути истинной религии. «Дерево познается по плодам», подобным же образом, узнать, действительно ли люди следуют религиозному пути можно по процветанию экономики. В контексте Вед экономическое процветание не означало массовое производство ширпотреба; также нигде в Ведах не встречается указаний искусственно раздувать потребности человека. Современная индустрия, лишившая людей свежего воздуха и чистых водоемов, не считалась в ведической культуре признаком экономического процветания. Символом экономического процветания являлась корова. Корова считалась матерью, поскольку человек пьет ее молоко. Из молока приготавливается топленое масло, столь важное при огненных жертвоприношениях. Вот почему в ведическом смысле экономическое развитие – это развитие сельского хозяйства, в особенности разведение коров. Массовое убийство коров – признак безбожного общества. Такое общество не будет знать мира. Все в таком обществе будут огрызаться друг на друга, подобно кошкам и собакам, и уделом такого общества будут войны и нищета. Никто в таком обществе не может рассчитывать на достижение третьей цели – чувственного наслаждения. Центром чувственной деятельности является ум.


Ум – это тонкая энергия нашей психики, которая определяет наше настроение и даже планы на будущее. Депрессии, возросшие до масштабов национальных бедствий, являются на сегодняшний день второй проблемой после СПИДа. Никто не знает, что такое покой и счастье. Люди постоянно пребывают в тревоге. В погоне за миражом материального успеха люди, не задумываясь, совершают один грех за другим, одну глупость за другой. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что днем такие люди тяжело трудятся, а ночью либо спят, либо занимаются сексом. Законы материальной природы неизменны, в отличие от законов, принимаемых в законодательных собраниях мирских политиков. Чем больше человек забывает о своей духовной природе, тем тяжелее материальная природа заставляет его работать, не покладая рук. Иногда, чтобы хоть как-то скрасить свое непроглядное существование, люди возводят такой скотский труд на пьедестал высших человеческих ценностей. Однако практика показывает, что, как только человеку выпадает возможность, он перестает работать. Таким образом, без подлинного развития экономики, базисом которой должно быть духовное развитие (дхарма), человек не способен удовлетворить свои чувства и ум.

Неудовлетворенные люди постоянно враждуют друг с другом, называя свою вражду радением о национальных интересах или еще как-то, однако подлинная причина такой вражды – в неудовлетворенных потребностях. Жизнь человека в ведической цивилизации была проста, зато мышление было возвышенным. Подлинные знания содержатся в Ведах, древнейших священных писаниях мира. Человек всегда стремится к знаниям, содержащимся в Ведах, однако сегодняшний «образованный» скептик по недомыслию отвергает авторитетное знание Вед и придумывает свои пути к счастью. В результате у людей формируется неверное представление о четвертой цели жизни – освобождении.

Спасение, или освобождение, всегда было любимой темой обсуждения в кругу философов и богословов. В наше время этих отважных людей заменили ученые, которые уж который год бьются над созданием пресловутой таблетки от смерти. Но, если оглянуться назад, мы увидим, что всё, что создали ученые за последние несколько столетий, - это лишь более смертоносные виды оружия, призванные не отдалять, а приближать смерть. Большая ложь, которой потчуют людей уже не первый год – причина отчаяния у современной молодежи, которая потеряла ориентиры и не способна более адекватно воспринимать реальность. За немногими исключениями, почти вся молодежь современной России переживает жесточайший кризис, заключающийся в том, что в жизни у людей нет цели, кроме наживы, и, если эта цель представляется недостижимой, у человека вообще пропадает желание жить. Четвертая цель жизни, согласно Ведам – освобождение от оков иллюзии, познание своего истинного «я», бессмертного, вечно блаженного и исполненного знания. Именно Веды могут помочь современному человеку изменить свой взгляд на будущее, найти себя и в материальном, и в духовном плане, и сделать нас по-настоящему счастливыми.

Дхарма – поддерживает наше существование. Дхарма это знание закона и следование ему, мораль, благочестие, долг и его исполнение, ответственность, религиозный долг, поддержка закона бытия. Дхарма это естественный закон о том, как нужно относиться ко всем живым существам. Задача джйотиш растолковать настоящую дхарму человека, но и сам человек способен увидеть свою дхарму, снизив уровень гун: тамас и раджас в своей жизни.

Артха – материальное благосостояние, заработки, экономический потенциал. Артха это ни что иное, как ресурсы и экономические развитие человека. Артха включает в себя: достижение славы, накопление богатства, получение знаний и профессиональных навыков, обретение высокого соц.положения. Другими словами артха — это успех в нашем материальном мире.

Кама – это желания и удовлетворение своих чувств на разных уровнях, физические наслаждения, чувственное удовольствие, вожделение, страсть. Так же кама это и отношения с другими живыми существами.

Мокша – освобождение от бренного тела, освобождение из сансары, от страданий, растворение заблуждений/иллюзий.

Обратите внимание:

  • Дхарма – 1,5,9 дома
  • Артха – 2,6,10 дома
  • Кама — 3,7,11 дома
  • Мокша – 4,8,12 дома

Если разобраться чуть глубже в теме домов гороскопа и то, как связаны между собой четыре цели в жизни человека, то возможно заметить, как переплетаются между собой дома дхармы, артхи, камы и мокши. В домах дхармы, так или иначе, проявляются темы долга и ответственности человека, его моральные ценности, знание закона, религии, следование этому пути и т.д. В домах артха, то, как человек достигает процветания и успеха в этой жизни, то, как накапливает ресурсы для нормального существования здесь. В домах камы проявляются самые сильные желания человека, то, что он хочет в этой жизни больше всего. В домах мокши проявляются темы чего-то запредельного, тайного, тема трансформации человека.

Как можно применить данное знание на практике?

Все просто, открываете свою натальную карту и смотрите в каком из домов находится большее количество планет. Данное знание расскажет вам немного о себе, о том, что для Вас важно в жизни: дхарма и следование пути дхармы по жизни, возможно мокша и именно поэтому у вас не складываются финансовые дела, т.к. сама душа перед рождением пожелала заняться вопросами, которые будут касаться мокши и духовного развития в жизни. Знание должно быть практично, поэтому применяйте это, изучайте себя. Только поняв себя и разобравшись в своей судьбе можно понять других.

Хотя цель жизни – это сама жизнь, тем не менее Веды описывают 4 типа внутренних ценностей, которыми обладает каждый человек.

Мокша, дхарма, артха и кама – это 4 вида ценностей, которые неповторимым образом смешаны в каждой личности. В зависимости от пропорций каждой цели, образуется индивидуальная природа личности.

Мокша – освобождение от страданий (≈0.1% людей)

Или иными словами поиск вечного источника счастья и внутреннего покоя . Мокша переводится как освобождение, решение проблем, свобода. К внутренней свободе и принятию себя, осознанно или неосознанно стремится каждый человек. Свобода от переживания материальных невзгод и от привязанностей к внешним обстоятельствам, представляет собой цель жизни под названием мокша.

Оглянувшись вокруг можно понять, что очень незначительная часть человечества ясно осознает свои страдания, поэтому мокша редкая цель жизни, если взять статистику по всему миру. Хотя мокша является высшей из всех целей, довольно малая часть людей ищет фундаментальное решение для своих глубинных проблем и неудовлетворенности. В основной массе человечество предпочитает временную “анестезию” и забвение глубоких слоев сознания при помощи материальных наслаждений.

Недостатком мокши является незаинтересованность в материальном развитии и как следствие безучастность в социальной и меркантильной жизни мира. Хотя с другой стороны этот недостаток полностью компенсируется духовным вкусом и тонким развитием. Людям с преобладающей целью мокша, следует прилагать усилия в том, чтобы делиться светом знания с окружающими людьми и миром.

Дхарма – следование чести (≈1% людей)

Дхарма довольно широкое понятие, если брать ведическую философию и психологию. Дхарма переводится как природа, долг, мораль, манеры, цель и закон. Данную цель жизни можно описать как, принятие определенного порядка и кодекса жизни и неукоснительное следование правилам.

В практической плоскости жизни дхарма принимает 2 основные формы: (1) следование правилам какой-либо организации или (2) следование собственным принципам и законам жизни. Дхарма не такая редкая цель жизни как мокша, но и далеко не популярная в современном мире.

Главным минусом дхармы является закостенелость в выстроенном порядке. Поэтому последователям цели жизни дхарма рекомендуется чаще пересматривать и обновлять свою парадигму жизни и внутренние ценности, дабы не застрять в своем архаизме.

Артха – желание богатства (≈9% людей)

“Деньги – это власть и возможности” – это лозунг людей, которые следуют артхе . И они в чем-то правы. Если человек много думает про деньги и процветание, ему/ей обязательно следует развиваться в этом ключе.

Данная цель распространена в мире довольно широко, но также имеет определенный порог вхождения и следование ей. Далеко не каждому человеку суждено разбогатеть и распоряжаться большими объемами ресурсов.

Негативной стороной артхи является сильная обусловленность деньгами и возможностями. Разум таких людей периодически затмевается внешними успехами и отнимает возможность сфокусироваться на внутренней реальности.

Кама – материальные наслаждения (≈90% людей)

Первое место в мире по популярности занимают наслаждения, как цель жизни. Большинство людей в мире находятся в постоянной погоне за разнообразными материальными обстоятельствами. Причем многие из этих людей не прилагают соответствующих усилий для достижения желаемого, что вызывает бурю негодования и жалоб на жизнь.

Поскольку 90% людей везде и всегда будут искать кайф, мир всегда будет вращаться вокруг производства и потребления различных видов наслаждений. И это абсолютно нормально для современного времени и культуры.

Любое наслаждение приедается и нуждается в смене антуража и декораций, это и есть главный недостаток камы . Временность материальных обстоятельств не даст возможности кайфовать вечно и рано или поздно придется искать новые наслаждения. Но большинство людей это не капли не смущает и они пускаются во все новые и новые поиски материального счастья, которого никогда не найдут.

Каждая цель жизни имеет свои уникальные прелести и недостатки. Предлагаю Вам поразмышлять над тем, какая смесь целей и ценностей у Вас и как это проявляется в жизни. Надеюсь эта статья помогла сделать еще один маленький шаг к осознанию себя и пониманию своей природы. Приятных размышлений!

Роман Гаврилов

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Иметь цель и уметь достигать ее – значит быть человеком. Животное, как и человек, проходит свой жизненный цикл, подчиняясь инстинктам (питание, размножение и т. д.). Но именно в наличии цели и есть основное отличие человека от животного.

В древней арийской культуре мудрецы разделяли жизненные устремления человека на четыре категории – пурушартхи (от пуруша – индивидуальная душа, артха – цель): драхма, артха, кама и мокша.
В Чарака-самхите они выражены в форме трех врожденных и инстинктивных желаний – ишан: пранаишана – желание прожить долгую и здоровую жизнь, дханаишана – желание достичь материального благополучия и паралокаишана – желание обрести счастье в будущей жизни.


ДХАРМА


Слово дхарма имеет множество значений, поэтому его невозможно перевести однозначно. В данном случае дхарма – это следование своей природе, естественный образ жизни для конкретного человека. Это то, что человек хочет и может делать для себя, для своей семьи, для общества, для Вселенной, интуитивное ощущение долга, своего предназначения.
Дхарма уникальна, ее нельзя скопировать у другого. Следуя зову своего Я, человек обретает все блага, уберегает себя от несчастий и обеспечивает благую карму. А вот попытка быть кем-то другим, наоборот, способствует накоплению негативной кармы. Кришна в Бхагавад-Гите говорит Арджуне: "Лучше исполнять свои обязанности несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен".
Никто не может сказать человеку, в чем его дхарма, только он сам может это почувствовать. Практики йоги помогают успокоить ум и стать более восприимчивым к голосу интуиции. Полезно также наблюдать за тем, достижение каких целей дарует счастье.
Выполняя свое дело, человек естественно сосредотачивается, возникает естественная медитация, человек не ждет завтрашнего дня и не живет прошлым – он «здесь и сейчас».
В течение жизни, по мере развития человека его дхарма меняется.
Понимание своей дхармы ведет к постановке четких целей в жизни, эффективному использованию энергии, правильно принятым решениям и, соответственно, правильным результатам. Однако следование дхарме вовсе не означает, что на пути человека не будет никаких препятствий, их возникновение – следствие кармы, но препятствия в этом случае преодолеваются сравнительно легко.
Если человек не следует путем дхармы, он начинает чувствовать бессмысленность жизни, опустошенность, неспособность и нежелание тащить ее тяжкую ношу, появляется тяга к таким дешевым «заменителям счастья», как алкоголь и наркотики.
Дхарма предполагает, что человек старается не причинять никому и ничему вреда, если его долг непосредственно с этим не связан. Если исполнение обязанностей предусматривает нанесение вреда другому, дурная карма не накапливается.
Идя путем дхармы, человек приходит к постижению высшей реальности. Более широко дхарму определяют как вселенский закон, на котором держится мир.

АРТХА

Артха буквально означает «то, что является необходимым».
Категория артхи касается материального аспекта существования и объединяет в себе такие составляющие, как благосостояние, чувство безопасности, здоровье, т. е. все то, что позволяет поддерживать жизнь на необходимом уровне. Артха предполагает труд, ведущий к накоплению материальных благ, так как без прочной базы духовное развитие невозможно. Чтобы обрести ее, человек должен строить свою жизнь в соответствии с юридическими, моральными и этическими нормами.
Поскольку артха не является конечной целью жизни, человеку следует остерегаться чрезмерного накопления материальных благ.
Ни для кого не секрет, что современное общество называют обществом потребителей. Человечество потребляет и производит колосальное количество ненужной продукции, информации и услуг. Все время и мысли современного человека заняты бесконечной погоней за самым модным и престижным. Руководствуясь тщеславием и ложными представлениями о необходимости и благе, люди превращают свою жизнь в безумие. Между тем производство необходимого занимает немного времени и не создает экономических, психологических и иных проблем.

КАМА

Понятие кама связано с удовлетворением мирских желаний. Это естественное стремление человека к чувственным наслаждениям, хорошей пище, комфорту, его эмоциональные потребности.
В основу Аюрведы положено знание о существовании прошлых и будущих жизней. Неудовлетворенные желания служат причиной страданий в настоящей и в будущих жизнях. Непременным условием приближения к освобождению является исполнение всех своих желаний в соответствии с семейными, общественными, культурными и религиозными нормами.
Однако здесь подстерегает ловушка: часто человек становится рабом своих желаний и затрачивает огромное количество энергии и времени на достижение ничтожных целей. Стратегия «ни в чем себе не отказывать» превращает его в безвольное существо. Поэтому следует осторожно относиться к своим желаниям, не подавлять их, но всегда оценивать целесообразность реализации. Это дарует сильную волю и свободную энергию. Важным духовным достижением человека является также способность не цепляться за полученные результаты или исполненные желания.
Ограничения и предписания, дисциплина в жизни также необходимы человеку, как больному негорькое лекарство, принимаемое строго по часам.
Правильное питание, достаточный и полноценный сон, чистое сознание, удовлетворение сексуальных потребностей, материальный комфорт, регулярные духовные практики и духовное общение удовлетворяют все потребности человека, делая его счастливым.