Домой / Препараты / Восприятие и действительность. Основные свойства восприятия

Восприятие и действительность. Основные свойства восприятия


Окружающий мир – один, но для любого из 6 млрд. человек, в настоящее время проживающих на планете, этот мир – индивидуален. Потому что у каждого из этих людей восприятие окружающего мира происходит по — своему. Кому-то мир кажется агрессивным и враждебным, а кому-то – спокойным и дружелюбным. Кто-то ищет любую возможность для развития собственного дела, а кому-то кажется, что все шансы уже давно исчерпаны. Какие-то неприятности в жизни одного человека, могут быть несоизмеримыми с проблемами в жизни другого и т.д. Но какой, же мир на самом деле, и какова вообще жизнь в нём, в любом человеке обязательно должно присутствовать чувство реальности ?

На этот вопрос есть множество разных ответов, и они обязательно будут противоречить друг другу. Это вполне закономерно, потому что сколько людей – столько и мнений. И здесь не будет абсолютно верного или неверного убеждения. Во что бы человек ни верил и как бы он ни воспринимал окружающую его действительность – это будет правильно. Но как же, в таком случае, найти единственно истинное утверждение? Для этого нужно попытаться взглянуть на реальность совсем по-другому, отбросив всё кажущееся и видимое, важное и несущественное, и постараться отрешиться от своего взгляда на жизненные события.

Жизнь переменчива и динамична. Порой, её проявления настолько таинственны, что о них можно было даже не подозревать. Она настолько же разнообразна, насколько различны взгляды людей. Но жизнь не существует сама по себе. Она полностью зависит он человека, который является своим собственным творческим законом. Его внутренние убеждения и есть тот «магнит», который притягивает огромное количество жизненных испытаний. И какими они будут – трудными или легко преодолимыми – зависит только от того, какое восприятие окружающего мира у человека.

Каждому человеку присуще быть уверенным, что он видит жизнь такой, какая она есть фактически, т.е. с объективной точки зрения. На самом деле, всё обстоит несколько иначе. Человек воспринимает окружающую действительность через «линзу» собственного опыта, взглядов и убеждений. Говорить об объективном восприятии жизни нельзя, поскольку взгляд каждого окрашен только его ожиданиями и личным мнением. Заставить человека полностью пренебречь своими убеждениями, отложив в сторону накопившийся опыт, нельзя. Единственное, что может помочь правильно воспринимать окружающий мир – это попробовать иногда менять «линзы» для рассмотрения одной и той же проблемы с разных сторон, перед тем, как принимать окончательное решение.

Этот процесс чем-то схож с проверкой зрения у офтальмолога (окулиста). Если случается так, что зрение начинает ухудшаться, и очертания предметов становятся плохо видимыми, никто не будет обвинять в этом окружающий мир, а начнёт пробовать подкорректировать своё зрение. Специалист будет подбирать линзы до тех пор, пока не найдётся та, которая идеально подойдёт для устранения проблемы.

То же самое происходит и в жизни. Человек сам является источником неприятностей и препятствий, возникающих у него на пути. Если он смотрит на них, используя только одну «линзу», которая может совсем не подходить, то они
кажутся непреодолимыми. Но стоит испробовать другую, как решение появляется само собой. Выход существует из любых ситуаций – нужно только увидеть его.

Чтобы всегда добиваться успеха и с оптимизмом верить в будущее, нужно уметь смотреть по сторонам и оценивать реальность с разных точек зрения. Человек сам является излучателем мощной энергии, которая притягивает различные события в жизни. И какие они будут – удачные или нет – зависит только от него самого. Жизнь переменчива, и нужно уметь меняться вместе с ней, чтобы удача всегда шла рядом.

Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возра­ста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и дру­гие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприя­тия. Поэтому восприятие зависит от психических особен­ностей личности.

Избирательность восприятия. Из огромного числа мно­гообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что нахо­дится в центре внимания человека при восприятии назы­вают объектом (предметом) восприятия, а все остальное -фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный мо­мент является основным в восприятии, а что-то второсте­пенным. Предмет и фон динамичны, они могут меняться мес­тами – то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия.

Обратите внимание на изображение (рис. 5а) полуот­вернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник?

Свяжите в кубик грани 1, 2, 3, – получите шесть куби­ков, а возьмите грани 3, 4, 5 -кубиков станет семь (рис. 5б). Лестница Шредера даже не двойственное, а тройственное изображение. Если смотреть начиная от левого нижнего угла (рис. 5в), по диагонали вверх, видна лестница. Рас­сматривая от правого верхне­го угла по диагонали вниз, можно увидеть нависающий карниз. Если же пробегать гла­зами по диагонали слева на­право и обратно, можно об­наружить серую полоску бу­маги, согнутую гармошкой.

Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Все виды восприятия осуществляются конк­ретным, живым человеком. Воспринимая предметы, чело­век выражает определенное отношение к ним.

Так, младшие школьники лучше замечают ярко-окрашен­ные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учи­тель выполняет при них на доске, чем тот рисунок, показы­ваемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, восприни­мается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию, а следо­вательно, к познанию предметов и явлений.

Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств назы­вают иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы ко­торого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом.

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в посло­вицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».

На рис. 6 показаны некото­рые зрительные иллюзии. Се­рые прямоугольники одной и той же светлоты кажутся раз­ными на черном и белом фоне: на черном фоне – светлее, чем на белом.

Обрушивающиеся на человека с самого раннего детства впечатления влияют на его отношение к окружающему миру. Отношение ребенка к жизни проявляется уже в первые месяцы после его рождения. Младенец ярко проявляет поведенческие установки, которые по мере взросления становятся лишь более выраженными.

То что человек существо социальное ярко прослеживается в поведении малыша, который в своем поиске любви стремится быть рядом со взрослыми. Желание быть среди людей сохраняется в течение всей жизни.

Когда ребенок впервые без посторонней помощи поднимается на ноги, он вступает в новый для себя мир и может ощущать враждебность этого мира. Учась ходить, он испытывает различные трудности, которые укрепляют или разрушают его надежды на лучшее будущее. Окружающий его мир производит на него впечатления, оказывающее огромное влияние на его психику, формируя его взгляды на жизнь.

Очень большое значение в познании мира и установлении взаимоотношений с ним имеют органы чувств. При помощи различных органов чувств человек создает свою картинку мира, свой внутренний космос.

Окружающий мир воспринимается, прежде всего, т.к. вниманием человека в первую очередь завладевает визуальный мир. Поэтому основной опыт складывается из зрительных впечатлений. Происходит это потому, что визуальная картина мира состоит из стабильных образов, в отличие от картин, которые человек рисует другими органами чувств – ухом, кожей, носом, языком.

Человек, ведущей системой восприятия, которого является , создает запас информации на основе акустических впечатлений. Есть люди, у которых ведущим органом чувств является обоняние или мышцы. В мировосприятии каждого есть свой ведущий орган чувств, который служит основным источником получения впечатлений из окружающей действительности.

Понять человека можно тогда, когда мы знаем его ведущий орган чувств, через который он воспринимает окружающий мир, т.к. это восприятие накладывает отпечаток на все его взаимоотношения.

Необходимость приспосабливаться к окружающей среде приводит к тому, что психика человека приобретает способность воспринимать большое количество впечатлений из внешнего мира. Психика воспринимает и объясняет мир так же и через усвоенные человеком в детстве поведенческие установки.

Для развития личности необходима цель. Умение ставить цели предполагает способность меняться.

Психологическая цель определяет выбор степени развития и функционирования тех способностей, которые придают смысл нашему восприятию мира. Этим объясняется то, что каждый человек познает через свой опыт лишь только ограниченную часть действительности или окружающего мира. Человек ценит то, что соответствует его цели и игнорирует целое, поэтому не может понять причины поступков других людей, если не понимает их цели и не осознает, что вся их деятельность подчинена этой цели.

На восприятие мира влияют индивидуальные особенности и качества личности. Два человека воспринимают одну и ту же картину по-разному. Большая часть людей воспринимает действительность посредством зрения, другая посредством слуха. Воспринятая таким образом информация не обязательно будет соответствовать реальности.

Каждый человек индивидуален в своем восприятии и способен устанавливать такие контакты с окружающим миром, которые соответствуют его жизненным установкам.

На основе оставленных впечатлениями и раздражителями, полученными через органы чувств, отпечатками возникает мир воображения и памяти.

Человеку необходимо не просто осознавать мир, но и развивать те способности, которые имеют значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память. Без воспоминаний прошлого опыта невозможно было бы предпринимать меры предосторожности в будущем. Можно сказать, что воспоминания несут либо поощрительную, либо предостерегающую информацию. Нет случайных или бессмысленных воспоминаний, но оценить воспоминание мы можем только тогда, когда понимаем его цель и назначение.

Человек помнит важные для себя события по конкретной психологической причине, т.к. эти воспоминания способствуют чему-то важному, хотя и не всегда понятном и забывает о тех событиях, которые отвлекают его от выполнения какой-то цели.

Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное, может возникнуть в подсознании человека и предстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.

Можно сказать, что и восприятие, и память, являются очень важными психологическими процессами, которые с самого рождения служат цели самосохранения и развития личности.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Склонность к тревоге может очень сильно влиять на то, как мы воспринимаем мир. Обозреватель задался вопросом о том, поможет ли новый метод лечения избавиться от постоянного беспокойства.

У вас в голове мечутся самые разные тревожные мысли, учащается пульс и сбивается дыхание. Беспокойство сменяется страхом, а затем вас внезапно охватывает паника.

Вы чувствуете себя растерянным и перевозбужденным. Если подобные симптомы хорошо вам знакомы, то знайте, что вы не одиноки.

От парализующих приступов тревоги страдали актрисы Дженнифер Лоуренс и Эмма Стоун, музыкант Брайан Уилсон из группы Beach Boys и певица Тейлор Свифт, художник Винсент ван Гог и поэтесса Эмили Дикинсон.

Всем известно, что тревога влияет на эмоциональное состояние человека и мешает ему взаимодействовать с окружающим миром.

Тревога может определенным и предсказуемым способом сформировать мировоззрение и систему ценностей человека

Однако мало кто знает о том, какое воздействие тревога оказывает на наше внимание в повседневной жизни. Из-за нее приоритеты внимания смещаются, что влечет за собой изменение поступающей в мозг информации и, следовательно, нашего восприятия реальности.

Это может иметь далеко идущие последствия. Влияя на внимание, тревога может определенным и предсказуемым способом формировать мировоззрение и систему ценностей человека. Она также может воздействовать на наши убеждения без нашего ведома.

Чтобы избежать искажения реальности, вызванного тревогой, сперва нужно понять механизмы, регулирующие внимание, и способы управления ими.

Согласно метафоре, навеянной работами талантливого и прогрессивного американского психолога 19-го века Уильяма Джеймса, наша система визуального внимания во многом похожа на прожектор, "сканирующий" мир вокруг нас.

Этот "прожектор внимания" представляет собой ограниченный участок пространства, находящийся в центре внимания в определенный момент. То, что попадает в него, мозг сознательно обрабатывает, а то, что остается за его пределами - нет.

Глядя на мир вокруг, человек фокусирует внимание на том предмете, который ему хотелось бы рассмотреть получше. Наш мозг не способен детально обработать объект, текст или окружающую обстановку, если они не находятся в центре внимания.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Наше сознание работает как прожектор, помогая нам замечать важные детали

Понять, как это работает, можно на примере человека, читающего книгу в переполненном вагоне поезда. Его взгляд движется по странице слева направо, строчка за строчкой. При этом "прожектор внимания" перемещается от слова к слову.

Слово, на котором человек концентрирует внимание, четко воспринимается его сознанием, в то время как слова, лежащие за пределами "прожектора внимания", кажутся размытыми и в большинстве своем неразборчивыми.

Подобная локализация нужна потому, что одновременное восприятие всей визуальной информации об окружающей среде привело бы к "перегрузке" мозга, который является системой с ограниченными ресурсами, наподобие компьютера.

"Прожектор" позволяет мозгу сконцентрироваться только на важном, игнорируя всю ненужную информацию. Благодаря этому мы способны воспринимать окружающую нас действительность.

В большинстве случаев мы сознательно выбираем, на чем сфокусировать свое внимание, однако этот процесс не всегда находится под нашим добровольным контролем.

При этом не все окружающие нас предметы и явления воспринимаются нами одинаково. Так, например, яркая вспышка света или резкое движение там, где его быть не должно, автоматически привлекают наше внимание, и оно перемещается в ту точку, где они возникли.

Мало кто любит, когда что-то резко отвлекает его внимание, однако это происходит не случайно. Непроизвольное переключение внимания нужно для того, чтобы немедленно оповестить человека о том, что жизненно важно для его выживания.

Для древнего человека поводом для автоматического переключения внимания могла бы послужить пробегающая мимо добыча либо, если меньше повезет, приближающаяся опасность - хищник или опасный враг, например.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Без "прожектора внимания" мы не смогли бы читать, ведь благодаря ему мы концентрируемся на нескольких словах, игнорируя остальные

Благодаря эволюции наша система визуального внимания автоматически реагирует на разнообразные виды опасностей.

Змеи, пауки, злые или пугающие лица, угрожающие позы и предметы, напоминающие оружие - все эти объекты способны притягивать наше внимание. Можно сказать, что визуальное внимание отдает приоритет угрозам в интересах самозащиты.

Несомненно, эта функция помогает человеку выжить, однако тревога может сделать систему быстрого и эффективного обнаружения угроз гиперчувствительной, в результате чего "прожектор внимания" начинает работать во вред человеку.

Так, например, можно частично потерять контроль над собственным вниманием, ведь оно слишком быстро фокусируется на том, что мозг воспринимает как опасность, независимо от того, так это или нет на самом деле.

А когда человек фокусируется только на опасности, негативная информация завладевает его сознанием.

Чтобы понять, как именно тревога может полностью изменить мировосприятие человека, меняя приоритеты внимания, подумайте о том, каково человеку с высоким уровнем тревожности путешествовать на поезде по густонаселенному столичному региону.

Представьте, что вы стоите на переполненной людьми платформе метро, глядя в окружающую вас толпу. Ваше внимание автоматически привлекают люди с недоброжелательным выражением лица, в то время как веселые лица вы просто игнорируете.

В результате вам кажется, что все вокруг немного расстроены, и ваше настроение портится.

Возвращаясь на поезде домой, вы ждете своей остановки, как вдруг замечаете, что крупный мужчина в толстовке с капюшоном, сидящий рядом с вами, резко засовывает руку в карман, словно пытаясь достать оружие.

К счастью, он достает из кармана мобильный телефон, но вся эта ситуация заставляет вас задуматься о том, что произошло бы, если бы это был пистолет.

В итоге вы еще больше укрепляетесь во мнении, что метро - это опасное место, полное сомнительных персонажей и раздраженных людей.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption В процессе эволюции у нас развилось умение замечать в окружающей обстановке потенциально опасные объекты - например, пауков, которые могут быть ядовитыми

А теперь представьте, что подобное происходит постоянно. Из-за того, что угроза находится в приоритете, мы отсеиваем все хорошее и воспринимаем только плохое. Когнитивную систему переполняют волнение и страх.

Это приводит к тому, что тревога начинает оказывать чересчур сильное влияние на то, как мы оцениваем окружающую обстановку. По сути, тревожным людям мир в буквальном смысле кажется пугающим и неблагополучным местом.

Эти радикальные изменения в восприятии могут формировать мировоззрение человека, в том числе его политические и идеологические убеждения.

К примеру, исследование 2009 года показало, что тревога способна влиять на внимание человека таким образом, что все люди с Ближнего Востока начинают казаться ему опасными. Это, несомненно, влияет на его политические взгляды в отношении иммиграции.

В рамках эксперимента ученые предложили участникам из западных стран с различными уровнями тревожности пройти компьютерный тест. Он заключался в нажатии клавиши в ответ на визуальные стимулы, появляющиеся на экране.

Сначала испытуемые видели мелькнувшее на экране слово, а затем два лица - араба и европейца, на каждом из которых могла появиться точка от прицела.

Результаты показали, что люди, страдающие повышенной тревожностью, быстрее реагировали на точки, появлявшиеся на лицах людей с арабской внешностью, если перед этим им показывали связанное с терроризмом слово - например, "бомба".

Это означает, что, когда тревожного человека заставляли думать о терроризме, то в центре его визуального внимания оказывались лица выходцев с Ближнего Востока, что указывает на ожидание опасности.

Выводы ученых объясняют, почему люди с повышенным уровнем тревожности часто встают на сторону политиков, обещающих защитить страну путем запрета иммиграции и введения жестких мер по обеспечению национальной безопасности.

Это подтверждают и результаты другого исследования, проведенного в 2012 году группой ученых из Университета штата Небраска в Линкольне.

Они выяснили, что люди, уделяющие больше внимания негативным образам, как правило, в политическом плане тяготеют к правым.

В рамках одного из экспериментов исследователи показывали участникам с либеральными и консервативными взглядами компьютерные коллажи, состоящие из картинок с положительным и отрицательным подтекстом.

При этом они отслеживали движения глаз испытуемых, чтобы понять, на что они обращали внимание.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Если человек склонен к тревоге, весь мир может казаться ему опасным

Они обнаружили, что те, чье внимание сразу же и надолго привлекали неприятные и отталкивающие изображения - например, дорожные аварии, мертвые тела и открытые раны - чаще причисляли себя к консерваторам.

Авторы исследования считают логичным то, что люди, более внимательные и восприимчивые к угрозам, часто поддерживают правоцентристских политиков, обещающих защитить общество от внешних угроз, укрепляя военную мощь и национальную безопасность, вводя более строгие меры наказания для преступников и препятствуя иммиграции.

В крайних своих проявлениях тревожность может оказывать серьезное негативное воздействие на здоровье человека, однако изменить ситуацию можно, тренируя свое внимание.

Более того, сегодня это можно делать с помощью удобных компьютерных программ и даже приложений для смартфонов.

Самым популярным способом тренировки является "коррекция приоритетов внимания" (Attention Bias Modification Training, сокращенно ABMT), также широко известная как "коррекция когнитивных искажений" (Cognitive Bias Modification, сокращенно CBM).

Он может включать в себя разные задачи, объединенные одной целью. На стандартном тренинге пациенты видят на экране компьютера картинки с положительными и отрицательными образами. Как правило, это счастливые и мрачные лица, сменяющие друг друга сотни раз.

Так как тревога связана с концентрацией внимания на негативных стимулах, пациентов просят выбирать положительные образы, нажимая на клавишу или на экран.

Делая это снова и снова, а в идеале - несколько дней или недель подряд - они приобретают привычку обращать внимание не на угрозу и негативную информацию, а на то, что несет в себе позитив.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Сможем ли мы найти способ скорректировать это искаженное восприятие угрозы и избавиться от тревоги?

Десятки исследований подтвердили эффективность этого метода. Особый интерес представляет одно из них, опубликованное в журнале Ассоциации психологических наук Clinical Psychological Science.

Оно показало, что 25-45-минутная сессия терапии ABMT в виде игры на мобильном телефоне позволяет снизить уровень внимания к угрозам, субъективной тревоги и наблюдаемой чувствительности к стрессу.

Теперь пациенты, страдающие от тревожных расстройств, но не имеющие возможности пройти лечение в клинике, также могут получать психологическую помощь, уделив всего несколько минут увлекательной мобильной игре по пути на работу.

Тем не менее некоторые ученые относятся к ABMT скептически. В некоторых недавних исследованиях эффективность этого вида терапии была поставлена под вопрос.

Ученые доказали, что единичные сессии ABMT приносят не больше пользы, чем другие способы лечения тревожных расстройств, основанные на когнитивном подходе, например, когнитивная поведенческая терапия, а в некоторых случаях - даже прием плацебо.

Ученый, профессор и лицензированный психолог Пер Карлбринг из Стокгольмского университета признает, что эта критика обоснованна, однако отмечает, что от тренировок внимания не стоит отказываться полностью.

Он поясняет, что, согласно данным метаанализа, коррекция приоритетов внимания дает очень хорошие результаты при лечении пациентов до 37 лет, особенно если оно осуществляется в клинике или лаборатории, а не удаленно.

Карлбринг заметил, что уровень тревожности при использовании ABMT не снижался только в том случае, если не удавалось скорректировать приоритеты внимания, связанные с опасностью.

Поэтому для повышения эффективности этого метода лечения он предложил использовать более динамичные задания с реалистичными стимулами.

Карлбринг задался целью повысить надежность этого способа лечения и получил грант на разработку и тестирование нового метода тренировки внимания с использованием виртуальной реальности. Этот метод работает более естественным образом и обеспечивает эффект присутствия.

"Мне кажется, что перенос тренировки в условия, близкие к реальным, может помочь нам выйти на совершенно новый уровень, - говорит Карлбринг. - Я не удивлюсь, если к 2020 году тренировка внимания станет обычным явлением".

Делая упражнения, помогающие избавиться от постоянного поиска угроз и осознавая влияние тревоги на наше внимание, мы можем избежать таких последствий тревожности, как искажение реальности, постоянное чувство страха и изменение системы убеждений.

Дереализация, также называемая аллопсихической , это патологическое состояние, при котором нарушается психосенсорное восприятие реальности окружающего мира.

При этом расстройстве человек искаженно воспринимает окружающую действительность, она может казаться как будто отдаленной, нереальной, обесцвеченной. Реальность воспринимается призрачной. Знакомая обстановка, предметы, явления ощущаются чуждыми, неестественными, видоизмененными. Либо, наоборот, у индивида наблюдается дежавю (dejavu – уже виденное).

У человека создаются ощущения сходные со сновидением, с нахождением внутри компьютерной игры, мир кажется нереальным.

Дереализация это невротическое расстройство. Зачастую при этом больной сохраняет полный контроль над своими действиями, демонстрирует адекватное поведение и полностью вменяем. Индивид дает себе отчет в нелогичности, нереальности своего состояния. Синдром дереализации может проявляться короткое и продолжительное время, может происходить эпизодически, а может повторяться часто.

Связь дереализации и деперсонализации

Дереализация часто возникает вместе с расстройством самовосприятия личности – . При деперсонализации индивид воспринимает свое тело и собственные действия, как сторонний наблюдатель, который не имеет возможности управлять.

Международная классификация болезней не разделяет эти два состояния и обозначает их как «Синдром деперсонализации-дереализации» (F 48.1). Часто под термином «дереализация» понимают группу расстройств со сходными симптомами, которые выражаются в искаженном восприятии окружающей действительности.

Комплекс провоцирующих причин

Дереализацию считают достаточно распространенным расстройством, оно наблюдается у более чем 4% людей, и количество больных все время растет. Она часто выступает как защитный механизм человека в , при различных потрясениях, переживаниях. Наиболее часто это расстройство восприятия встречается у индивидов обоих полов в возрасте до 25 лет, то есть в период становления и самоопределения.

Расстройство чаще всего наблюдается у экстравертов, которые обладают чрезмерной впечатлительностью и эмоциональностью. Высок риск появления приступов расстройства у индивидов склонных к перфекционизму, и имеющих завышенный уровень притязаний.

Среди основных причин, вызывающих развитие дереализации называют:

  1. Биохимические причины . В организме больного вырабатывается недостаточное количество дофамина, серотонина, норадреналина, которые регулируют работу психоэмоциональной сферы, отвечают за ощущение удовольствия, положительный настрой. Также причиной может быть недостаток гамма-аминомасляной кислоты, сниженная функция нейронной опиатной системы. Наследственность. Склонность к патологической тревожности может быть генетически заложена, и быть неким «семейным» способом реакции на стрессовые ситуации.
  2. Личностно-психологические причины . К развитию расстройства может приводить наличие таких индивидуальных черт человека как впечатлительность, мнительность, повышенные требования к самому себе, ранимость, перфекционизм, педантизм, склонность фиксироваться на негативных ситуациях.
  3. Соматические причины . Развитие дереализации может быть спровоцировано наличием у индивида следующих заболеваний: гипогликемии (пониженный уровень глюкозы в крови); некоторых заболеваний внутренних органов; патологических процессов во внутренних органах; гипертироидизма (избыточной функции щитовидной железы); болезней дыхательной системы; феохромоцитомы (гормонально-активной опухоли, чаще расположенной в мозговом слое надпочечников); пролапса митрального клапана.
  4. Социальные причины . Расстройство может развиваться вследствие неблагоприятной семейной ситуации, детских психологических травм, конфликтной обстановки в учебном или трудовом коллективе, смерти близких, наличия затяжной или неизлечимой болезни, развода, отсутствия эмоциональной поддержки.
  5. Зависимости . Факторами риска развития синдрома являются наркотическая, алкогольная зависимости, табакокурение, употребление психоактивных веществ.
  6. Отсутствие здорового образа жизни . Нехватка сна, некачественный сон, отсутствие полноценного отдыха, неправильный режим работы, умственные и физические перегрузки также являются благоприятной средой для развития расстройства.

Симптомы и клиника дереализации

При дереализации у больных появляется ощущение, что действительность, объекты, социум являются не естественными, фантастическими, чуждыми, при этом больной не может найти объяснения тому, как это произошло.

Действительность воспринимается как сквозь сон, будто сквозь стекло, непрозрачную пленку, туман. Окружающее может восприниматься как декорации. Все вокруг кажется не имеющим объема, нечетким, неярким, не имеющим перспективы.

При приступах расстройства искажается восприятие времени. У некоторых больных возникает ощущение, что процессы вокруг замедлились, остановились. У других пациентов наоборот появляется ощущение ускорения временных процессов, стремительности событий. В редких случаях пропадает восприятие прошлого, настоящего и будущего, и все воспринимается как настоящее.

Самыми распространенными симптомами дереализации являются зрительные нарушения. Окружающее может восприниматься однотонным, серым, расплывчатым. Все вокруг может напоминать рисунок карандашом.

В редких случаях может происходить обратное – все вокруг кажется очень ярким, похожим на мультфильмы. Зрительные искажения проявляются также в «туннельном» зрении, когда все, кроме объекта фокусировки, сливается. Также мир вокруг может восприниматься перевернутым на 180°, либо как зеркальное отражение.

Слуховые нарушения выражаются в восприятии речи других людей как замедленной, обостренном восприятии отдельных звуков, звоне в ушах. Звуки могут восприниматься как отдаленные.

При аллопсихической деперсонализации возникают нарушения тактильного восприятия: больной не может определить на ощупь физические параметры предмета (температуру, материал, текстуру).

Искажение восприятия пространства выражается в том, что индивид не может оценить расстояние: далекое кажется близким, близкое — далеким.

Диагностика и тест на расстройство

Необходимо проводить дифференциальную диагностику, чтобы поставить диагно. Это нужно для того, чтобы исключить наличие более серьезных психопатологических синдромов. Для этого психотерапевтами используется опрос по шкале Нуллера и Генкиной.

  • (бензодиазепиновый ряд) – ;
  • – Кломипрамин;
  • – Кветиапин.

Также пациентам рекомендован прием калия, магния, витаминов группы В, а также поливитаминов.

В случае, если у пациента выявлена склонность к депрессивным состояниям, то рекомендовано назначать лечебную диету, гимнастику и сеансы групповой терапии. Если синдром возник на фоне уже существующего депрессивного расстройства, то назначается медикаментозная терапия с применением антидепрессантов селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) – Флуоксетин, антиконвульсантов – Ламотриджин.

На втором этапе внимание акцентируют на причинах возникновения дереализации. В этом помогают психотерапевтические сеансы. Они направлены на выявление и устранение причин, которые оказали влияние на состояние пациента. Эффективными считаются когнитивно-поведенческие техники, методы самовнушения. Рекомендуется также .

Профилактика дереализации должна быть направлена на устранение из жизни стрессовых ситуаций, которые провоцируют расстройство.

Необходимо уделить внимание режиму труда и отдыха, привести в порядок количество и качество сна. Предупредить появление синдрома можно, отказавшись от пагубных привычек. Рекомендуется уделять внимание состоянию здоровья: вести активный образ жизни, получать полноценный отдых, полноценно питаться, заниматься спортом, иметь ежедневные физические нагрузки. Для уменьшения количества рекомендован контрастный душ, дыхательная гимнастика, ароматерапия.

Приступы дереализации не только ухудшают качество жизни, но и могут быть опасны, так как могут случиться за рулем автомобиля, на улице, в ситуации, когда жизнь человека зависит от его концентрации на событиях.

Если не начать терапию данного расстройства, то последствия могут быть достаточно тяжелыми. Приступы могут привести к изменениям в психике, и к развитию серьезных патологий центральной нервной системы.