Домой / Нефрит / Тема урока йотированные гласные. Урок «Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я) Примеры слов где присутствуют йотированные гласные

Тема урока йотированные гласные. Урок «Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я) Примеры слов где присутствуют йотированные гласные

  • 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
  • 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
  • 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
  • 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
  • 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
  • 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
  • 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
  • 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
  • 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
  • 17. Цель и принципы морфемного анализа.
  • 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
  • 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
  • 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
  • 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
  • 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
  • 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
  • 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
  • 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
  • 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
  • 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
  • 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
  • 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
  • 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
  • 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
  • 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
  • 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
  • 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
  • 36. Способы образования слов с простыми основами.
  • 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
  • 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
  • 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
  • 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
  • 42. Словообразование имён существительных.
  • 43. Словообразование имён прилагательных.
  • 44. Словообразование глаголов.
  • 52. Словообразование глаголов
  • 45. Словообразование наречий.
  • § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
  • 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
  • 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
  • 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
  • 40. Словообразовательная категория
  • 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
  • 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.
  • 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.

    Отсутствие полного соответствия между фонетическим и графическим обликом слова создает трудности при морфемном анализе как в школьной, так и в вузовской учебной практике. Речь идет прежде всего о йотированных гласных буквах, которые, будучи расположены на морфемных швах, делают последние «непрозрачными».

    Разграничение буквы и звука, получившее научное разрешение уже к концу XIX века, до сих пор не стало необходимым компонентом знаний образованной части носителей русского языка. Проблема, решенная фонетикой, фонологией и графикой и решаемая постоянно при преподавании этих разделов учебного курса, оказалась за пределами внимания при изучении фактов словообразования и морфологии как в вузе, так и в школе.

    Несоответствие между фонетическим и графическим оформлением обнаруживает себя уже в самом способе письменного представления морфем. Так, например, при обозначении суффиксов причастий настоящего времени -ащ (-ящ), -ущ (-ющ) не принимается во внимание то, что взятые в скобки графические варианты наименования морфем отражают различные фонетические ситуации: с одной стороны, молящийся, борющийся, где йотированные буквы обозначают один звук (соответственно [а], [у]) и мягкость предшествующих согласных звуков (фонем); с другой стороны, стоящий, умеющий, где те же йотированные буквы обозначают два звука (соответственно [йа], [йу]).

    Всё это делает достаточно очевидным необходимость в таком правиле (алгоритме), которое бы помогало определять границы морфем звучащего слова в ситуации графического и фонетического несоответствия без обращения к справочной литературе. Это правило можно сформулировать следующим образом:

    Йотированная гласная буква, расположенная на морфемном шве в графической позиции после гласной буквы и разделительного мягкого знака, обозначает -j-, относящийся к предшествующей морфеме.

    Сфера применения данного правила – посткорневая часть слова, т.к. морфемные границы, находящиеся перед корнем, не затемняются.

    С посткорневой частью связано формирование парадигмы слова и, следовательно, в первую очередь разграничение основы и флексии, для чего едва ли не единственным руководством является определение основы и флексии как, соответственно, неизменяемой и изменяемой части слова. Данное правило, обращенное к фонетической стороне слова, не содержит специальной оговорки на этот счет и применяется к графическому слову. В результате этого выделяются графическая основа и графическое окончание, которые могут совпадать или не совпадать с соответствующими фонетическими частями слова. Причина такого несовпадения в наличии в русском алфавите йотированных букв е, ё, и, ю, я, которые в зависимости от графической позиции по отношению к другим буквам в слове могут обозначать либо один звук (одну фонему), либо два звука (две фонемы). Так, например, в случаях во[л"]-я, во[л"]и, во[л"]-ей; ве[л"]-ю, ве[л"]-ишь, ве[л"]-ят графическая основа количественно соответствует фонетической, поскольку йотированные буквы, отнесенные к графическому окончанию, в графической позиции после согласной буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука (фонемы) и один гласный звук (фонему). По аналогии с приведенными выше фактами часто производят членение слово- и форм типа белъ-ё, бель-я, бель-ю, бель-ём, (о) белъ-е; по-ю, по-ёшь, по-ём, no -ют, не задумываясь над тем, что в данном случае и графическая основа, и графическая; флексия не равны соответствующим частям произнесенной словоформы, поскольку йотированные буквы, входящие в состав графической флексии, находясь в графической позиции либо после разделительного мягкого знака (бельё), либо после гласной буквы (пою), обозначают два звука (фонемы) – сочетание йота с тем или иным гласным звуком (фонемой). В подобной ситуации морфемная граница между фонетической основой и фонетической флексией пролегает «под буквой». Согласный [j] относится к неизменяемой части фонетического слова.

    " /Для устранения «графической слепоты» следует рекомендовать как в устной, так,и в письменной речи пользоваться одним названием аффикса, тем, естественно, который в большей мере соответствует его фонемно-звуковому составу. На вопрос о том, какой суффикс или окончание имеется в словоформах поющий, полющий, должен последовать ответ: суффикс -ущ- в первом и втором слове; в земля, армия окончание и т. д. Некоторую трудность в этом смысле представляют аффиксы, начинающиеся с буквы е и не имеющие графического соответствия с буквой э, например, в словах типа море, значение, печенье, читаешь, читаете, исследуемый, увиденный и т. д. Видимо, допустимо написание типа -е, -ешь, -ете, -ем-, -енн-, но произносить следует соответственно -[э], -[э]шь, -[э]те, -[э]л, -[э]нк- (впрочем, на наш взгляд, все же предпочтительней рекомендовать написание, соответствующее произношению: -э, -эшь, -эте, -энн-).

    Что касается буквы и, то она в этом плане проблем не создает, поскольку при отдельном написании или в абсолютном начале графического слова, к каковым относятся и наименования морфем, обозначает один звук (окончания существительных -им, -их, -ими, глаголов -ишь, -ите и т.д.). Непроизношение звука [j] ([и]) в начале наименования русских морфем соответствует их фонемно-фонетической структуре: в русском литературном языке практически отсутствуют морфемы, которые начинаются с указанного звука (хотя и имеется суффикс -j-: деревь- j - a ], коль- j - a ], зверь- и т.д.). Исключением является лишь окончание имен существительных 3-го склонения в творительном падеже, оно начинается со звука [j]: жизнь-ю(j)у]), мощь-ю, ночь-ю.

    Однако картина соотносительности графической и фонетической формы слова окажется неполной, если не продолжить разговор об особенностях фонемно-фонетического значения буквы и. Фонетическая ситуация в посткорневой части слова на месте этой буквы, находящейся на морфемных швах, несколько отличается от той, которая наблюдается на месте других йотированных букв в той же позиции. Так, например, в словах каяться, моешься, боюсь, поёшь при их произнесении мы достаточно четко ощущаем наличие звука [j] перед гласными звуками ([йа], [йэ], [йу], [йо]) на месте йотированных букв. А вот перед звуком [и] согласный йот не произносится. В форме именительного пад. мн.ч. местоимения мои буква и в графической позиции после гласной буквы, т.е. там, где все остальные йотированные гласные буквы обозначают два звука, обозначает лишь один. Возникает вопрос: куда исчез йот и исчез ли? В самом деле, он произносится в форме им.пад. ед.ч. мой, в других формах этого местоимения, ср.: моя, моё, моего. Выходит, что йот перед [и] ведет себя так же, как непроизносимые согласные в следующих словах: в поздно не произносится [д], в вестник [т], в солнце [л] и т.д. Чтобы правильно написать эти слова, мы обращаемся к проверочным словам: опоздать, весть, солнышко, в которых наличие перечисленных выше звуков не вызывает сомнения. Точно так же следует поступать и в случае с формой мои. Наличие йота в форме мой, обозначенного буквой и, позволяет ставить йот в ряд проверяемых непроизносимых согласных, от которых фонема йот отличается только тем, что она не обозначается отдельной буквой перед гласными.

    У буквы и имеется еще одна индивидуальная особенность. Дело в том, что и в позиции после гласной буквы в отличие от остальных йотированных гласных букв не всегда обозначает йот, т.е. может в указанной графической позиции вообще не иметь бифонемного значения, поэтому предлагаемое в работе правило должно применяться к названной букве с учетом возможных исключений. Так, в производных словах с суффиксами типа -ист, -ирова-, -изм значение и определяется наличием/отсутствием йота у.мотивирующей основы, например: хоккеист (хоккей), лицеист (лицей), героизировать (герой), конвоировать (конвой), где и на границе морфем обозначает йот, ср.: эссеист (эссе), дзюдоист (дзюдо), интервьюировать (интервью), где и обозначает один гласный звук, хотя произношение в одном и другом случае совершенно одинаково. Буква и имеет монофонемное значение в словах со связанными корнями и теми же суффиксами: те-изм (ср. с производным от него: те-ист), альтруизм (ср.: альтру-ист), эваку-ироватъ (ср.: эваку-ация), репатри-ировать (ср.: репатри-ация) и т.д. Впрочем, случаи, когда и в рассматриваемой графической позиции на стыке морфем не обозначает йота, встречаются довольно редко, речь идет о сравнительно небольшом количестве преимущественно заимствованных слов.

    И лишь в одной графической позиции – после разделительного ь буква и, наконец, «ведет себя» на морфемных границах совершенно так же, как все другие йотированные буквы, т.е. всегда обозначает фонему и его звуковую реализацию: воробь j -и], медвежь[ j -и], лись[ j -и]х, волчь[ j -и]м, попрыгунь[ j -к], варь[ j -и]ровать и т.п.

    Таким образом, сфера применения предлагаемого в работе правила йотированной буквы при морфемном анализе очень широка. Оно позволяет, не прибегая к справочным пособиям, безошибочно устанавливать наличие на границах морфем, «закрытых» йотированными буквами на письме. В его основе хорошо известный позиционный (слоговой) принцип русской графики. Речь идет о способе актуализации знаний фонетики и графики при изучении фактов грамматики. Предлагаемое правило носит не теоретический, а методический характер и имеет своей целью установление преемственности в преподавании фонетики и грамматики как в школе, так и в вузе. Проблема не новая, но все еще относится к злобе дня.

    В русском языке из тридцати трех букв алфавита десять букв - гласные. Гласными они называются потому, что звук, который они обозначают, производится говорящим только при помощи голоса (голос - глас).

    Это буквы: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

    Йотированные гласные буквы

    Четыре из этих букв - йотированные, то есть состоят из двух звуков: [й] (поэтому они и называются йотированные) и гласного звука ([а], [э], [о] или [у]). Соответственно, это буквы: Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают по два звука: "е" = [йэ], "ё" = [йо], "ю" = [йу], "я" = [йа].

    • Енот, ежиха, ежевика, ель, Елена, егоза, еда, Екатерина, Елизавета, егерь, епанча, ежедневник.
    • Елена-егоза под елью нашла ежиху с ежатами.
    • Ёжик, ёлка, лёд, мёд.
    • Ёжик под ёлкой прятал иголки.
    • Юла, Юлия, Юстиниан, юстиция, юность, юмор, юг, Юрий, юркий.
    • Юрина юла юрко по полу плыла.
    • Яблоко, ящик, яма, якорь, ярость, Яна, Япония, ягода, ясли, ясность.
    • В Японии Яна нашла ягоды в яме.

    Прочитайте вслух данные примеры, и вы ясно услышите два звука на месте букв "е", "ё", "ю", "я".

    Остальные буквы считаются не йотированными.

    Не йотированные гласные буквы

    Не йотированные гласные буквы - это гласные буквы, которые состоят ТОЛЬКО из одного гласного звука. Это следующие буквы:

    Все эти буквы обозначают один звук. Буква "а" обозначает звук [а], буква "и" обозначает звук [и], буква "о" обозначает звук [о], буква "у" обозначает звук [у], буква "ы" обозначает звук [ы], буква "э" обозначает звук [э].

    Приведем примеры слов и предложений, в которых ярко видны эти буквы.

    • Апельсин, азбука, аист, ассистент, Александр, Алексей, айсберг, айфон, Афон, агрегат, аппарат, аптека, аспирин, анальгин, арбуз, атташе.
    • Аптекарь в аптеке продал Александру анальгин и аспирин.
    • Игорь, Ирина, Иртыш, изба, изморозь, изморось, икра, истерика, инспектор, инструктор, икарус, ирис, истина, искра.
    • Ирина в избе закатила истерику.
    • Ольга, Олег, озеро, область, острый, опыт, округ, около.
    • Ольга любила гулять около озера.
    • Улитка, Ульяна, уха, уши, уксус, укус, ужас.
    • Ульяна испытала ужас от укуса комара.
    • Лыжи, дышишь, дыня, дым, рыло, рытвина, рыба, рыжий, рынок, рысь, сытый, сырость, сыр.
    • Света на рынке купила рыжую дыню, свежую рыбу и сыр.
    • Экватор, Эдуард, Эдита, Эльвира, эскалатор, экскаватор, Эмма, эпитет, эпиграф, эскиз, эхо.
    • Эдуард сел в экскаватор и поехал на экватор.

    Аналогично, прочитайте вслух данные примеры, и вы ясно услышите один звук на месте букв "а", "и", "о", "у", "ы", "э".

    Цели:

    – упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
    – расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
    – учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
    – продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
    – воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

    Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

    Ход урока

      1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
      2. – На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

        – Как они называются? (йотированными);

        – Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

      3. Тестирование
      4. – Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

        Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

        1. Какая буква не является йотированной?

        1. и 2. ю 3. е

        1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
        2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
        3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

        3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

        Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

        Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

      5. Чистописание

    – Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.

    – Какая буква нас сегодня встречает?

    Эта буква не скромна,
    Первой хочет быть она.
    Только мудрый алфавит
    Встать последней в ряд велит.
    2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме

    – Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

    Физкультминутка: упражнения для глаз.

    IV. Работа со словами с йотированными гласными.

    – Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

    На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

    Ярмарка маляр боярышник столяр

    – Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

    – Запишите каждую группу в отдельный столбик.

    "Стол-помощник".

    1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

    2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

    Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

    – В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

    Яр – крутой обрывистый берег.

    – В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

    V. Словарная работа.

    – Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

    – Какое это слово?

    – Напишите транскрипцию на общем листе.

    – Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

    – Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)

    ябл(о/а)чк(о/а)

    – Как определить “а” или “о” писать?

    Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

    – Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

    После прочтения слово записывается в тетрадях.

    – А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

    1) яблоко.
    2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
    3) матросский танец.

    Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

    VI. Работа в группах.

    Творческая работа.

    Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

      • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

    1. Разделить слова для переноса:

    ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

    2. Сколько букв и звуков в слове:

    ЯХТА - ....б., .... зв.

    ГАВАНЬ - .... б, .... зв

    3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

    Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

    Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

    Расположить слова по алфавиту:

    Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

    Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

    Стол-помощник: алфавит.

    Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

    (Сточки стихотворения разрезаны)

    Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

    “Стол – помощник”:

    1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
    2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.

    Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

    [ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.

    “Стол - помощник”:

    ночью ветер маяк

    5 предложений

    Прочитайте текст.

    [й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

    Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

    Ответьте на вопросы по содержанию текста.

      1. Кто пошёл к морю?
      2. Где Юля нашла рачка?
      3. Как он оказался на берегу?
      4. Что сделала девочка?

    – В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

    – Какие слова нельзя перенести?
    - Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

    – Что такое “шторм”?

    – Читает текст

    – Что такое “штиль”?

    Читает текст

    Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

    Оценка сотрудничества.

    VII. Рефлексия.

    – Наш корабль взял курс к родному берегу.

    – На острове каких букв мы были?

    – Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

    – С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

    Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.

    Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы Е, Я, Ё, Ю обозначают два звука: соглас­ный Й и гласный, например: Й + Э = Е; Й+А=Я; Й + О = Ё; Й + У=Ю.

    Для правильного звучания этих гласных надо знать положение речевого аппарата при звуке Й и каждой из гласных Э, А, О, У.

    Звук Й. При произнесении звука Й кон­чик языка касается нижних зубов, а спинка сильно напряжена и поднята к передней ча­сти твердого нёба, голосовые связки вибри­руют, мягкое нёбо поднято.

    Звук Й произносится только с гласными звуками.

    Попробуйте поочередно произнести гласные в следующих парах: А-Я, О-Ё; У-Ю; Э-Е, и вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют тем движениям, какие были при произнесении А, О, У, Э.

    1. Положение речевого аппарата при образовании согласных звуков.

    Звуки Б, П. Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.

    Рис. 9. Артикуляция П, Б: а - снаружи; б - внутри.

    Звуки В, Ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно - кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.

    Рис. 10. Артикуляция Ф, В: а - снаружи; б - внутри.

    Звуки Д, Т, Н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.

    Рис. 11. Артикуляция Д, Т, Н: а - снаружи; б - внутри.

    Опущенное нёбо при Н.

    Звуки К, Г, X. При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Вы­дыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.

    Рис. 12. Артикуляция К, Г, X: а - снаружи; б - внутри.

    Звук Р. Образование звуков Р и Р мягкого вызывается час­тыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибри­руют.

    Рис. 13. А ртикуляция К в сочетании с разными гласными

    Рис. 14. Артикуляция Р (внутри)

    Звук М. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос.

    Рис. 15. Артикуляция М Рис. 16. Артикуляция Л

    (снаружи) (снаружи)

    Звук Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зу­бам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, го­лосовые связи вибрируют.

    При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом.

    Звуки З, С. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верх­ним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки виб­рируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.

    Рис. 17. Артикуляция 3, С:

    а - снаружи; б - внутри

    Звуки Ж, Ш. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.

    Рис. 18. Артикуляция Ш, Ж: а - снаружи; б - внутри

    Цел и: активизировать знания детей о йотированных гласных и буквах, их обозначающих; совершенствовать умение делить слова на слоги; развивать умение конструировать предложение из слов.

    Ход урока

    I. Актуализация опорных знаний.

    ! Игра «Кто быстрее соберёт?».

    На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.

    Дети, сидящие на первом ряду, подбирают картинки с односложными названиями предметов, на втором ряду - с двусложными, на третьем - с трёхсложными.

    Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

    II. Словарная работа.

    1. Ре бята - мальчики и девочки в раннем возрасте.

    & Этимология слова.

    Слово ребята произошло от слова ребёнок . В старину ребёнок означало «маленький».

    Запишите это слово, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, разделите на слоги, поставьтеударение.

    2. Хо ро ш ? - так, как надо.

    Дождь покапал и прошёл,

    Солнце в целом свете.

    Это очень хорошо

    И большим и детям.

    В. Маяковский

    & Этимология слова.

    Происхождение слова неясно. Возможно, в древности оно имело значение «чистый» или «храбрый».

    III. Формирование новых знаний.

    1. Слово учителя.

    В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» - «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

    В конце этого слова есть звук [й’]и специальная буква для него - Й (И краткое). А теперь изменим слово:

    Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Я, Ю, Е, Ё, которые обозначают сразу два звука:

    2. Выполнение упражнения 30.

    Сколько слогов в каждом слове?

    Сколько букв в первом слоге каждого слова?

    Какие это буквы?

    Какие звуки они обозначают?

    В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

    Выво д: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

    ь в начале слова;

    ь после гласных;

    ь после ь и ъ знаков.

    Звукобуквенный разбор одного из записанных слов:

    Юла - ю - ла

    ю - [й’] - согласный, мягкий, звонкий.

    [у] - гласный, безударный.

    л -[л] - согласный, звонкий, твёрдый.

    а -[а] - гласный, ударный.

    Почему букв меньше, чем звуков?

    Физкультминутка

    IV. Составление рассказа по картинке.

    1. Выполнение упражнения 32.

    2. Работа над конструированием предложений.

    Выполнение упражнения 33.

    V. Итог урока.

    Какие гласные называются йотированными? Перечислите их.

    Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором звуков больше, чем букв.

    Юбка, ярмарка, енот, мел, йод, веретено, яблоко, ёлка, моряк.

    Домашнее задание: упражнение 34.