Домой / Язва / Реализация права на образование. §2

Реализация права на образование. §2

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

[Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Новый!] [Глава 1] [Статья 5]

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

4.Внутренние источники образовательного права

Источники образовательного права

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных из них насчитывается более тридцати.

1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26)

1989 Конвенция о правах ребенка Article 28 (Статья 28)

1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Ст.1)

Другие международные документы

Федеральное законодательство об образовании

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Кроме базовых законов, выделяются:

Профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;

Непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.)

Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации

Особое место в механизме правового регулирования финансовой деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002.

К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ "Об образовании". Практически все республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии - законы "Об образовании".

Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области "О правовом регулировании сферы образования Курганской области", Закон Челябинской области "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке" и другие.

Третья группа - "экономические законы". Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации.

Четвертая группа - достаточно широк круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.

К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" и др.

Седьмая группа - это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002.

Каждый гражданин своей страны обладает правом на образование. Прием здесь не учитывается национальный фактор, возраст, раса. Гарантом реализации данного права выступает государство. Кроме этого, каждый гражданин имеет право получать среднее и дошкольное образование бесплатно. Поступить в высшее учебное заведение можно только при условии прохождения конкурса.

Понятие

Осуществление права на образование – это процесс социального характера, который состоит из 4 структурных элементов: исполнение, соблюдение, использование и применения. Представленные элементы находятся в соотношении с показателями деятельности его участников.

Если говорить про гарантии осуществления права, то выделяют 2 отдельные группы гарантий:

  • гарантии осуществления права на образования;
  • обеспечение качества получаемого образования.

В первую группу можно отнести гарантии, цель которых заключается в создании положительной обстановки для применения главных прав и свобод. Как правило, это наличие норм, которые определены в Основном законе и законодательстве. Именно они осуществляют регулирование правовых отношений образовательной области.

Вторая группа включает в себя такие гарантии, как способы, методы, приему защиты и реализации прав и свобод личности.

Кроме перечисленных главных принципов, также на образовательно-правовой статус людей оказывают влияние еще такие принципы:

  1. Общегосударственное культурное и образовательное пространство находится в неразрушимой связи.
  2. Государственные культуры, региональные культурные обычаи могут находиться под надежной защитой, которая гарантирует система образования в условиях межнационального государства.
  3. Процесс управления носит демократический государственно-социальный характер.
  4. Образовательные организации обладают широкой независимостью и академичными свободами.
  5. Характер образования – научный, он может постоянно меняться и развиваться.
  6. Получать его могут совместно мужчины и женщины.

Если представленные принципы наполнить определенным правовым содержанием, то они могут выступать надежным фундаментов, который позволил реализовать соответствующий правовой статус граждан, как участников образовательного права сотрудничества.

Таким образом, особу роль в установлении первоначальных государственных гарантии права играет федеральный закон. Благодаря установленным гарантиям удается создать условия и средства, направленные на реализацию и всестороннюю защиту рассматриваемого права.

Проблемы реализации права

Самой главной проблемой образования в РФ, которая и создает препятствие для полноценного осуществления гражданами своего права, считаемого его постоянное недофинансирование. Причем эта проблема уместна даже, несмотря на то, что в последнее время вложение денежных средств во много раз превосходит расходы.

На видео-проблемы реализации права на образование в России:

В итоге имеют развитие проблемы нехватки педагогов, а особенно в селах. Еще одна проблема – это недостаточная квалификация преподавателей. В настоящее время педагоги обладают абсолютно неадекватным уровнем гарантированной охраны труда.

Если прежние параметры будут сохранены, то это чревато оттоком преподавательских кадров, а вот процесс их обновления так и не начнется. Результатом этого станет последующее снижения качества образования, а это прямым образом отобразится на развитии социума и страны.

Функции права - основные направления его деятельности, выраженные словесно или в числовом выражении. Они выражаются в специфическом соотношении нормы права и поведения человека.

Образовательное право выполняет как общие функции, присущие всем отраслям права, так и специфические.

К общим относятся такие юридические функции, как регулятивная и защитная. Регулятивная функция состоит в упорядочении образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в данном обществе, государстве. Защитная функция направлена на охрану интересов человека, гражданина, общества, государства, промышленности, науки, разных социальных групп.

Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании.

Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства.

Первая функция - обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который будет удовлетворять потребности производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, могущих не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать сферу своей деятельности.

Другая функция - обеспечить непрерывное образование для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к систематическому появлению новых специальностей, отмиранию устарелых. Он сопровождается высвобождением человека из процесса производства и заменой его механизмами, приводит к росту безработицы.

Отказ от старых видов деятельности, постоянное обновление техники требуют перманентной переквалификации специалистов и роста уровня их образования.

Непрерывное образование признано во всем мире как мощное средство, направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и этическом смыслах.

Следующая функция образовательного законодательства - всестороннее развитие человека. Она реализуется, в первую очередь, с помощью общего (школьного) образования, которое способствует формированию интеллекта; на его основе человек самостоятельно расширяет горизонты знаний, развивает способности к последующей учебе.

Эстетическая подготовка позволяет человеку познавать красоты мира и создавать прекрасное.

Этическое воспитание формирует личность в двух направлениях: индивидуальном и общественном. Оно позволяет человеку осознать себя, познать мир добра и зла.

Правовое воспитание дает человеку возможность полнее осознать свое место в изменяющемся мире, в государстве, обществе, трудовом коллективе, семье, осознать свою меру ответственности перед обществом, государством, другими людьми, свою свободу в мире, ценность прав и свобод каждого человека.

Еще одна функция - техническое и профессиональное образование. У каждого человека есть право на этот тип образования. Его реализация представляет определенные трудности, так как быстрый прогресс техники и промышленности требует постоянного обновления этого типа образования.

Техническое, профессиональное образование понимается как:

а) составная часть общего образования;

б) средство подготовки к профессиональной деятельности;

в) аспект продолжающегося образования.

Такое образование имеет громадное значение. Оно содействует достижению целей общества в плане более широкой демократизации и социального, культурного и экономического прогресса; развивает потенциальные способности отдельных лиц для активного участия в установлении и осуществлении этих целей; позволяет человеку осознать и критически относиться к социальным, политическим последствиям научного и технического прогресса. Оно открывает доступ к другим видам и областям образования на всех его уровнях; позволяет переходить из одной области технического и профессионального образования в другую1.

Удовлетворяя индивидуальные потребности человека, техническое и профессиональное образование:

а) способствует гармоничному развитию личности и характера, развивает высокие духовные и человеческие качества, способность понимания, суждения, критического осмысления и самовыражения;

б) подготавливает человека к тому, чтобы он учился постоянно, развивая необходимые умственные способности, практическое мастерство и взгляды;

в) развивает способности к принятию решений и качества, необходимые для активного и разумного участия, работы в коллективе и руководства в работе и в обществе в целом.

Кроме перечисленных, образовательное законодательство выполняет также следующие функции: развитие частного и семейного образования, рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании в целях получить дополнительное финансирование.

Особые функции выполняет каждая подотрасль образования: дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное.

Социологи считают, что система образования призвана:

Отбирать людей в соответствии с их способностями и давать им соответствующую квалификацию;

Поддерживать приблизительное соответствие между интеллектом и успехами;

Быть средством, которое гарантирует самым способным людям получение самой ответственной и высокооплачиваемой работы.

Называют следующие функции образования:

экономическая (главная задача образования заключается в том, чтобы подготовить работников, необходимых для господствующей системы производства и уровня технологии, требуемого обществом), т. е. фактически система образования, школа сортирует детей по способностям на будущих квалифицированных и неквалифицированных работников;

социального отбора. В обществе существуют способы распределения ресурсов согласно системе социальной стратификации (социальных различий, при которых группы людей выстраиваются иерархически вдоль определенной шкалы неравенства, т. е. разницы доходов, состояний, власти, престижа, возраста, какой-нибудь другой характеристики. Социологи обычно выделяют три типа социального расслоения: кастовую, классовую, социальную1. Такие ресурсы, как богатство, недвижимость, власть, мастерство специалистов распределяется членами различных общественных слоев, в том числе с помощью системы образования;

политическую (способность образования изменить общество). Попытки добиться через систему образования политических целей не всегда успешны. Некоторые исследователи утверждают, что они предпринимаются лишь с целью создать впечатление, будто что-то делается. Политическая функция осуществляется правительственной политикой в области образования. Учителя являются людьми, ответственными за ее проведение в жизнь;

социального контроля. Она состоит в том, что образование является средством поддержания социально приемлемых норм и ценностей1.

2.Право на образование и его реализация

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в ст. 28 Конвенции о правах ребенка (1989 г.).

Под образованием, согласно преамбулы Закона РФ "Об образовании", понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы другим1.

Давайте вспомним оценку образования, сделанную более чем полвека назад Эмилем Дюркгеймом. Он считал, что основная функция образования - передать ценности господствующей культуры. Как известно, под функцией он понимал соответствие одного явления другому. ,

Проблема образования изучалась с разных точек зрения.

1. До 50-х гг. XX в. в дискуссиях господствовали идеи функционалистской социологии, особенно идеи Дюркгейма. Именно Дюркгейм видел в образовании средство сохранения общественного порядка. Мангейм принял подобный взгляд, определив образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем.

Функционалисты считают:

система образования делает то, что она призвана делать, т. е. отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию;

между интеллектом и успехами существует приблизительное соответствие;

образование - это средство, которое гарантирует самым способным людям получение самой ответственной и высокооплачиваемой работы.

2. Марксисты согласны с функционалистами в том, что образование работает для социализации отдельных людей и групп с учетом требований и запросов общества. Но так как в нашем обществе речь идет о капитализме, и так как марксисты выступают против капитализма, они слишком критически относятся к тому, как молодые люди учатся приспосабливаться к требованиям капиталистического общества. Боулз и Гинтис, например, утверждают, что от школ требуется не увеличивать потенциал, а производить некритичных, пассивных, послушных рабочих, которые покорно принимают свою жизнь.

Брэйвемен утверждает, что обучение детей специальным профессиональным навыкам - не главное, что скрытая цель образования заключается в том, чтобы подготовить их к утомительной работе. По его мнению, система образования менее важна, чем экономическая система. В результате деквалификации большинство работ не требует большого мастерства, и им несложно обучиться. Настоящая цель школ в капиталистическом обществе - социализация детей и присмотр за ними в то время, когда родители заняты на работе.

Марксисты считают, что дискуссии о равенстве связаны с вопиющим неравенством в классовой системе.

Они утверждают, что все, выходящее за рамки поверхностных изменений в системе образования, требует фундаментальной перестройки власти в более широких структурах общества, особенно в экономических отношениях.

Марксисты верят в то, что:

образование способствует утверждению классовой системы и классового неравенства;

образование воспроизводит рабочую силу, которая вынуждена смириться со своим положением в жизни, и принимает свой "провал" и "успех" в среднем классе как законный;

чтобы создать впечатление, что система справедлива, небольшой части рабочего класса позволяется достичь успеха.

3. Либеральные (реформистские) идеи основаны на определении индивидуальности и предположении, что каждый человек должен иметь возможность реализовать свой личный потенциал, и эта реализация должна поощряться. Главным в этих доводах является то, что существует возможность достичь равенства, и оптимистичный взгляд на ту роль, которую реформы в системе играют для достижения этой цели.

Либералы критикуют систему образования за упор на академическую успеваемость и экзаменационный успех вместо того, чтобы ориентироваться на человеческий потенциал, который охватывает эмоциональные, творческие и социальные аспекты.

4. Социал-демократическую точку зрения в социологии образования можно связать с такими обозревателями, как А. Н. Хэлеи и Дж. У. Б. Дуглас; отражена она также в политических документах (например, Доклад Плоудена о начальном образовании). Убеждение, что упразднение стриминга, экзаменов для 11-летних и трехступенчатой системы образования может быть использовано для достижения большего равенства в обществе, было очень популярным в 60-х и начале 70-х гг. Введение единого среднего образования и определение образовательной депривации как положения, которое могло быть исправлено компенсационным образованием, во многом обязаны социологическим исследованиям достижений в образовании и роли общественного класса, проведенным в 50-х и 60-х гг.

5. В конце 70-х гг. возникла монетаристская, или свободная, рыночная экономика, а с ней - философское и политическое господство неоконсерваторов. Неоконсервативный подход к образованию состоит в том, чтобы подчеркнуть свободу выбора в образовании и заставить школы конкурировать друг с другом за приверженность родителей и учеников. Возросшая конкуренция, как предполагалось, улучшит уровень образования. Местное управление школами, при котором учебный и финансовый контроль над школами передается школьным органам управления, вместе со стимулированием отдельных школ "уходить" из-под контроля местных органов образования, рассматривается как, политика, которая расширит выбор потребителя и увеличит эффективность. Другой важный аспект "нового мышления" в образовании - сосредоточенность на промышленности и потребностях экономики. Это отражается в привлечении местных предпринимателей к участию в школьных органах управления и в акценте на профессиональной подготовке в школьной программе..

6. Тогда как марксистская, либеральная, социал-демократическая и неоконсервативная теории в образовании основаны на политических идеях и политической деятельности, другая известная точка зрения в социологии образования не является политической. В ряде узкомасштабных исследований отдельных школ и классов для изучения природы отношений в классе использовалась интеракционистская концепция и этнографические методы.

Эти исследования помогли сосредоточиться на том, как на взаимоотношения в классе влияют внешние социальные факторы, такие, как общественный класс, раса и пол, и как эти отношения в свою очередь влияют на поведение людей вне школы.

Они способствовали пониманию причин того, например, почему дети рабочего класса получают соответствующую работу, и почему в смешанных классах мальчики явно доминируют1.

Образование - необходимый элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участия в жизни общества.

Образование составляет основу всякого организованного общества. Культура невозможна без образования. Это также одно из средств устранения несправедливости, неравенства в обществе.

Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности человека в информации и образовании.

Рассматривая потребности как испытываемую человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, классифицируя их на материальные, духовные и общественные, потребность в информации и образовании относят к духовным, специфическим.

Известно, что если ребенка с рождения лишить человеческого общества, то спустя определенное время - три-четыре года - жизнь он сможет сохранить, но человеком в полном смысле стать не сможет из-за неудовлетворения потребности в информации, образовании, познании.

Потребность в информации и образовании стоит на одном уровне с первичными потребностями: физиологическими, в безопасности, защищенности и т. д. Поэтому теория Маслоу нуждается в корректировке, во включении в первичные потребности - потребности в информации и образовании.

Потребности в информации и образовании частично совпадают и выступают как единая потребность в познании. Потребность в познании - это функциональная потребность по классификации Д. Н. Узнадзе (1886-1950 гг. Психолог и философ). Для ее удовлетворения государством создается специальная отрасль законодательства - образовательное законодательство, а в науке обосновывается самостоятельная отрасль права - образовательное право.

Право на образование можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие.

В ст. 43 Конституции России право на образование включает следующие полномочия:

1) право на дошкольное образование;

2) право на основное общее образование;

3) право на среднее профессиональное образование;

4) право на высшее образование.

Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием.

Право на образование, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию - оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей - максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение1. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.

Все великие философы уделили образованию определенное внимание. Гегель, например, рассматривал образование в его абсолютном определении, как освобождение и работа высшего освобождения, абсолютный переходный пункт к уже не непосредственной, природной, а духовной, а также поднятой до образа всеобщности, бесконечно субъективной субстанциальности нравственности2. И. Кант под воспитанием понимал уход (попечение, содержание), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием. Дисциплина рассматривалась им как средство "уничтожить в человеке его дикость, а обучение как положительная часть воспитания"3 .

Рассматривая право детей на образование, Гегель отмечал, что человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть: ему надлежит это обрести. На этом, он считал, и основано право на образование.

Исходя из данного положения, он отмечает, что главным моментом воспитания является дисциплина, смысл которой состоит в том, чтобы сломить своеволие ребенка, истребить в нем чисто чувственное и природное, которое преобладает в ребенке. Воля ребенка действует, руководствуясь непосредственными фантазиями и прихотями, а не основаниями и представлениями. Родители составляют, отражают всеобщее и существенное по отношению к детям и на этом основана необходимость послушания. Гегель категорически выступал против теорий, в которых ребенка рассматривают как раба. Он писал, что это - самое безнравственное отношение вообще.

Родители вправе требовать от своих детей только такие услуги, которые своей целью имеют воспитание и относятся лишь к нему. Напомним в связи с этим ответ пифагорийца Ксенофила, который на вопрос, как лучше воспитывать сына, отвечал - родить его в благозаконном государстве или в государстве, в котором действуют хорошие законы1.

Очевидно, что важнейшим условием эффективного воспитания является состояние государства. В воспитании, считал Гегель, нравственность детей должна быть доведена до непосредственного чувства, еще свободного от противоположностей. Душа ребенка должна прожить в этом чувстве как основе нравственной жизни свою первую жизнь в любви, доверии, послушании. Задача воспитания состоит в том, чтобы возвысить детей над природной непосредственностью, в которой они изначально пребывают, превратить их в самостоятельных, свободных личностей и сделать тем самым их способными выйти из природного единства, семьи.

Ребенок имеет право получать питание и воспитание, отмечал Гегель. Такая оценка воспитания, образования противоречит многим современным взглядам, когда, например, главная цель школы рассматривается как воспитание приспособленцев, подчиняющихся власти школьной системы.

Образованию во всем мире присущи, по мнению ряда социологов, следующие черты:

а) образование навязывает определенные культурные ценности, в частности стремление к конкуренции и уважение к властям;

б) для передачи таких ценностей нужны формальные организации - школы и т. д.;

в) весь процесс обучения направлен на социализацию людей - учащихся;

  • Обеспечение конституционных прав и свобод человека правоохранительными органами
  • Самозащита прав человека как правозащитная деятельность
  • Российская правозащитная система: теория и практика
  • Военно-техническое сотрудничество России с другими странами как средство угрозы национальной безопасности
  • Злоупотребление правом: проблемы идентификации и определения
  • Православное мировоззрение в системе общественно-научных знаний и национального самосознания российского общества
  • К вопросу о перспективах развития законодательства в области защиты интересов космической деятельности в Российской Федерации
  • Организационно-правовые формы предпринимательства
  • О некоторых аспектах «позвоночной» судебной системы
  • Правовые аспекты деятельности европейского суда по правам человека
  • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, условия правомерности
  • Роль правовой культуры в формировании правового государства
  • О конституционном полномочии органов местного самоуправления по охране общественного порядка
  • К вопросу о необходимости совершенствования механизма защиты прав отцов в РФ
  • Уголовное законодательство о защите несовершеннолетних
  • Привлечение несовершеннолетнего к административной ответственности. Действия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних
  • Правовые проблемы в законодательстве России
  • Порядок реализации конституционного права на образование
  • Проблемы функционирования правоохранительных органов в современной России
  • Компромисс в деятельности правоохранительных органов как средство борьбы с преступностью
  • Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних
  • Правоохранительная деятельность в системе государственной власти России и ее актуальные проблемы
  • Правоохранительные органы России в борьбе с коррупцией
  • О взаимодействии молодежных организаций с правоохранительными органами
  • Правовое регулирование экономической безопасности государства
  • Специальные подразделения МВД России по обеспечению безопасности объектов железных дорог и сооружений на коммуникациях: актуальность возрождения как эффективного средства предупреждения террористических актов
  • Нотариат - особый субъект правоохранительных систем стран СНГ
  • Роль МВД в защите правового положения населения в Российской Империи
  • Мошенничество как преступное деяние по отношению к людям пожилого возраста
  • Правоохранительная система России: морской контроль как форма государственного контроля и надзора за безопасностью природопользования во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе арктической зоны Российской Федерации
  • Профилактическая деятельность следователя при расследовании преступлений несовершеннолетних
  • Государственное регулирование и государственное вмешательство в экономические процессы развития предпринимательских структур
  • Сравнительный анализ судебных органов и судебного производства Древней Руси и хазарского каганата (историко-правовой опыт и его значение для конструирования правовых систем современности)
  • Причины неэффективности современной российской правоохранительной системы
  • Психологизация конфликта и медиация в уголовном процессе в современной России: перспективы развития
  • Актуальные проблемы нравственного развития правоохранительных органов государства
  • Выявление коррупционных правонарушений при осуществлении прокурорского надзора в сфере государственных и муниципальных закупок
  • Информационные технологии в правоохранительной системе России: состояние и перспективы развития
  • Роль и место прокуратуры Российской Федерации в системе правоохранительных органов
  • Зарубежный опыт реализации права на образование и возможность его использования в российских условиях

    Юпатова E. Ю.

    Право на образование - одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. Разумеется, это все в тенденции; конкретные случаи могут ей и противоречить.

    Не случайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Это, впрочем, не исключает и частных каналов образования, причем нередко по качеству образование, полученное в частных учебных заведениях, выше, чем в государственных или муниципальных. Однако государство, управляемое разумными людьми, заинтересовано в том, чтобы и государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты, благодаря которым общий прогресс общества заметно ускоряется.

    Конституции уделяют образованию все большее внимание. Если Конституция США вообще не урегулировала данное право, оставив его на усмотрение штатов, и французская Декларация прав человека и гражданина тоже о нем ничего не говорит, то уже французская Конституция 1791 г. содержала нормы, касающиеся образования, а ныне это повсеместное явление, причем регулируется данное право конституциями все подробнее.

    Обратимся к примерам конституционного регулирования права на образование и свободы преподавания.

    Согласно ст. 7 Основного закона для Германии, все школьное дело находится под надзором государства. Лица, управомоченные на воспитание (родители, опекуны и т.п.), имеют право решать, нужно ли ребенку религиозное обучение. В публичных школах, за исключением неконфессиональных, оно является обязательным предметом. Независимо от права государственного надзора религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин (католической, евангелической и др.). Ни одного учителя нельзя принудить к преподаванию религии против его воли. Гарантируется право на учреждение частных школ. Если они заменяют публичные школы, то нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Такое обширное регулирование содержит германская конституция.

    Еще более обширное мы встречаем в ст. 3 мексиканской Конституции, причем здесь обращает на себя внимание выраженный антирелигиозный характер регулирования, а также иные признаки влияния социалистических взглядов. Установлено, что начальное образование является обязательным, а всякое образование, предоставляемое государством, - бесплатным. Свобода преподавания и исследования предусмотрена только для высших учебных заведений.

    Однако во многих конституциях право на образование по- прежнему формулируется кратко. Например, в ст. 26 Конституции Японии сказано:

    «Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.

    Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно».

    Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством. Следует обратить внимание на то, что японская Конституция, как и ряд других, предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения.

    Однако обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей. Социальное развитие в условиях современного общества обнаруживает тенденцию к утверждению свободы такого выбора, и это получило отражение в некоторых конституциях. Пример дает Бельгийская конституция, где ч. 2-4 § 1 ст. 24 в редакции 1988 г. установили:

    «Сообщество гарантирует свободу выбора для родителей в отношении образования их детей.

    Сообщество организует образование, которое является нейтральным.

    Нейтральность предполагает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся».

    Другой пример мы видим в ст. 76 Конституции Дании: «Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы».

    Статья 19 новой швейцарской Конституции предусматривает только право на достаточное и бесплатное обучение в основной школе.

    Пример социалистического подхода к праву на образование дает Конституция КНДР. В главе о правах и обязанностях граждан этому праву посвящена одна небольшая статья (59-я), гласящая: «Граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения, бесплатным обязательным образованием и другими народными мероприятиями государства в области образования». Так, ст. 39 гласит: «Государство, осуществляя основы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися за общество и народ, людьми нового, коммунистического склада, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Нетрудно видеть, что вся система образования призвана воспитать весь народ в тоталитарном духе, причем никто такого «образования» избежать не вправе.

    Что касается практики реализации конституционного права на высшее образование, то здесь сложилась немного другая ситуация, и именно отсюда можно перенять положительный опыт для России.

    С целью заимствования положительного опыта автором рассматривается возможность получения бесплатного высшего образования в Германии, Франции и в Скандинавских странах (Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии), которые рассматривают право на получение бесплатного высшего образования как условие построения социального государства.

    Особый интерес представляет опыт США, которые занимают первое место в мире по количеству учащейся молодежи в высших учебных заведениях, а американская система высшего образования имеет ряд отличительных особенностей.

    Следует отметить, что Конституция Германии не закрепляет права на получение бесплатного высшего образования, однако Рамочный закон о высшем образовании устанавливает бесплатность получения высшего образования с ограничением по сроку обучения.

    Анализ системы высшего образования Франции позволяет нам сделать вывод о том, что государственное обеспечение права на бесплатное высшее образование является долгом государства. С введением в действие в 2000 г. Кодекса образования Франция явилась лидером в вопросах кодификации образовательного законодательства.

    Анализ законодательства и систем образования ряда европейских стран позволяет сделать вывод о социальной направленности государственной политики этих стран в сфере высшего образования. На практике у населения имеется возможность получения бесплатного высшего образования. Однако в каждой стране существуют свои особенности, в том числе связанные с финансированием.

    Несмотря на отсутствие в ряде стран конституционной нормы, закрепляющей бесплатность высшего образования, государства рассматривают высшее образование как инвестирование в коллективное будущее обществ и наций, а не только как образование отдельного человека. Государственная политика многих стран направлена на серьезную финансовую поддержку студентов, которая выражается в предоставлении кредитов, займов, выплате стипендий и пособий, предоставлении льгот на проживание и транспорт и др.

    В результате проведенного исследования можно прийти к выводу, что финансирование образования осуществляется в первую очередь государством, и государство должно быть заинтересовано в максимальном доступе к бесплатному высшему образованию.

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

    В РОССИИ 8
    3. ПРАВО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    И ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ
    УСЛОВИЯХ 12
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

    ВВЕДЕНИЕ

    Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни, причем его значение по мере развития общества все возрастает.
    Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.
    Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.
    Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе.
    Как и в большинстве других развитых стран, основное общее образование является в России обязательным. Однако его обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.
    В последние годы в стране децентрализовано управление государственными учебными заведениями, ослаблен административный контроль и укрепляется самоуправление. Появилось много частных учебных заведений. Однако государство сохраняет важную функцию: оно устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, т. е. обязательные требования к учебным планам и программам, качеству подготовки обучающихся. Соблюдение этих требований, носящих только минимальный характер, является важной гарантией права на образование, которое имеет смысл только тогда, когда оно является качественным.
    Основные принципы организации системы образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" включает среднее (полное) образование в государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей. Регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования,- а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" .Основы государственной политики в области образования формулированы в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы.

    1. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование». В ней гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
    Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
    Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе Российской Федерации от 10 июня 1992 года провозгласила область образования приоритетной.
    Положения, закрепленные в комментируемой статье Конституции РФ и в Законе РФ «Об образовании», в полной мере отвечают международным стандартам в сфере образования.
    В указанном законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином обучающимся, установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
    Названный закон закрепил в статье 2 следующие принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
    Организационной основой государственной политики РФ в области образования является федеральная программа развития образования, которая разрабатывается на конкурсной основе и утверждается федеральным законом и национальная доктрина образования, утверждаемая постановлением Правительства РФ.
    В статье 5 законодательно закреплены государственные гарантии обеспечения прав всех граждан на получение образования. Так, гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    Однако на практике российские граждане сталкиваются с фактической дискриминацией в сфере образования. Ее существование обусловлено разными возможностями получения образования в городской и сельской местности, в разных регионах страны, неодинаковым качеством получаемого образования вследствие нехватки учителей в отдаленных местностях, различиями в уровне материально-технической оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей.
    Не все гарантии, закрепленные в данной статье, реально существуют. Так до сих пор государство в лице органов законодательной и исполнительной власти не разработала порядок и процедуру возмещения гражданам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, затрат на обучение в размерах затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.
    Часть 3 статьи 5 Закона устанавливает государственные гарантии гражданам РФ общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образования данного уровня гражданин получает впервые. Эта норма существенно повышает уровень гарантий на получение образования в сравнении с аналогичной нормой в статье 43 Конституции РФ.

    2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
    В РОССИИ

    Проблемы формирования правового государства зародились во времена античности, у их истоков стоят имена Платона и Аристотеля. Всякое правовое государство связано с развитием правовой системы. Без издания законов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий, организаций, учреждений, ибо закон занимает главенствующее положение при формировании правового государства. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством. В правовом государстве законы регулируют наиболее важные отношения общественной, политической, социальной, культурной жизни. Одним из таких отношений, которое относится к социальному праву граждан является, право на образование.
    Право граждан на профессиональное обучение является составной частью права на получение образования, провозглашенного Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В ст. 26 декларации определено, что образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, а высшее образование должно быть общедоступно для всех на основе способностей каждого.
    Важной составной частью права на образование в современной России выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Материальной гарантией получения каждым российским гражданином образования выступает государственное или муниципальное финансирование образования. В то же время отмечается недофинансирование государственного и муниципального образования, что сказывается в первую очередь на качестве образования и его материально-технической базе.
    В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, предоставляя стипендии, льготное и бесплатное питание, проезд на транспорте и иные виды материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные государственные стипендии в повышенных размерах.
    В ч. 4 ст. 44 Конституции РФ закрепляется обязанность Российской Федерации в области установления государственных стандартов образования. Посредством этого государство определяет необходимый набор знаний, умений и навыков, которыми обучаемый должен овладеть для дальнейшего их успешного применения.
    Наше общество и наша жизнь, несомненно, движутся вперед, что требует постоянного повышения, совершенствования образовательного уровня субъектов трудовых отношений. В этом процессе огромнейшую роль играет получение общего и профессионального образования. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Федеральный закон «Об образовании» от 13 января 1996 г. в преамбуле определяет понятие образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) . В ст. 43 Конституции РФ определяются права на такие виды образования, как: а) дошкольное образование; б) основное общее образование; в) среднее профессиональное образование; г) высшее образование. Система образования в государстве ориентирована на максимальное удовлетворение интересов прежде всего обучающегося (личности), общества и только затем государства. Внутренние интересы системы образования вторичны и должны быть подчинены интересам развития личности.
    В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов образования.
    Однако следует учесть, что виды образования, перечисленные в ч. 2 ст. 43 Конституции РФ, граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Это положение можно подвергнуть критике: во-первых, из-за сокращения бюджетного финансирования образовательных учреждений, сокращаются бюджетные места; во-вторых, лица получившие образование определенного образовательного уровня за счет собственных средств, теряют право получения образования этого же образовательного уровня бесплатно. Но каждое правило имеет свое исключение: что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они по направлению государственной службы занятости в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания или инвалидности, а также и в иных случаях, предусмотренных российским законодательством, вправе неоднократно получать его бесплатно. Это положение вытекает из п. 1 ст. 23 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»).
    Реализация каждого из перечисленных прав граждан в области образования несомненно связанна с трудовым законодательством, но наиболее важными являются права, сопряженные с профессиональным образованием. В предмет трудового права принято включать лишь отношения по профессиональному образованию кадров непосредственно на производстве. Общественные отношения по профессиональному обучению кадров в организациях надлежит расценивать как особый класс в группе производных от трудовых общественных отношений, входящих в предмет трудового права.
    Основной проблемой, стоящей на сегодняшний день перед работодателями в условиях развития конкуренции в экономики, является их обязанность предоставлять льготы для лиц, совмещающих работу с учебой, если работник получает образование определенного образовательного уровня впервые, независимо от потребности работодателя в получаемой работником специальности. Представляется, что работодатель обязан создать условия для профессионального образования только, если кадры готовятся для данной организации, в других ситуациях это должно быть лишь правом работодателя. Ст. 197 ТК РФ предоставляет право работодателю определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки для собственных нужд, и это решение должно зависеть «от воли работодателя, его экономического и социального статуса» . Оно реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем - ученическим договором.

    3. ПРАВО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    В XXI в. одним из основных приоритетов общественного развития становится приобретение знаний, профессиональное обучение. Не случайно новая эпоха получила название «век знаний», появилось понятие «общество, основанное на знаниях». Интеллектуализация общественного труда в XXI в. диктует новые требования к организации профессионального образования и обучения кадров. Эта проблема решается на правовом уровне в рамках межотраслевого взаимодействия (государственное право, международное право, административное право, трудовое право и право социального обеспечения и др.) .
    Под образовательным стандартом следует понимать государственные образовательные стандарты РФ (начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования). В соответствии с законом государственные образовательные стандарты включают федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компоненту образовательного учреждения. Федеральной компонентой государственных образовательных стандартов определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников. Профессиональное образование соответствующего уровня (начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное) основано на обязательных государственных образовательных стандартах.
    В этой системе должны быть скоординированы государственные стандарты профессионального образования в учебных заведениях, с одной стороны, и формы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации на производстве – с другой. При этом важно разграничить право на профессиональное образование, основанное на государственных образовательных стандартах, и право на профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. В последнем случае согласно Трудовому кодексу РФ к основным правам работника отнесено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (ст. 21 ТК РФ), иными словами – «право на профессиональное обучение» .
    Организация профессионального обучения должна охватываться всеми уровнями правового регулирования трудовых отношений (нормативным, коллективно-договорным, локальным и индивидуально-договорным). Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов.
    Новый этап в развитии законодательства о профессиональном обучении предполагает усиление образовательных элементов в содержании коллективных договоров (соглашений), индивидуальных трудовых договоров. Это ведет к тому, что трудовые договоры все более трансформируются в договоры труда и обучения. В этой части поднятая проблема также выходит на международные и зарубежные стандарты «пожизненного обучения работника», т. е. непрерывного обновления профессиональных знаний, обеспечения «траектории преемственности» различных уровней и форм профессионального образования и обучения работника, его карьерного роста и адекватного ответа на потребности рынка труда.
    В свою очередь, профессиональный стандарт – это нормативный документ, который устанавливает минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в определенной отрасли. Он включает наименование должностей и соответствующие им квалификации и образовательные уровни, перечень должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения навыков, знаний и умений. В настоящее время таким профессиональным стандартом являются Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Министерством труда, и ЕТКС (Единый квалификационный справочник работ и профессий рабочих). Согласно ТК РФ эти справочники должны утверждаться Правительством РФ. По общему правилу, они носят рекомендательный характер, обязательны только в случаях, если в соответствии с федеральным законом по определенным должностям, профессиям и специальностям предоставляются компенсации и льготы (ст. 57 ТК РФ) .
    Сложившуюся ситуацию с правовым обеспечением профессиональных стандартов вряд ли можно признать приемлемой в современных условиях. Во-первых, отсутствует необходимая координация между образовательными и профессиональными стандартами. К примеру, речь может идти о бакалаврах, различных дополнительных системах профессионального обучения, которые не находят отражения в действующих профессиональных стандартах. Во-вторых, содержание профессиональных стандартов не отражает обновленных требований к профессиям и специальностям. В-третьих, юридическая сила профессиональных стандартов вызывает немало вопросов. Не претендуя на разрешение этой проблемы, позволим себе высказать ряд предложений, касающихся направлений (путей) ее решения.
    1. Профессиональный стандарт в значительной мере должен определять содержание образовательных стандартов на основе социального партнерства. Именно профессиональные стандарты создают основу для разработки образовательных стандартов, учебных модулей профессионального образования и обучения. Они должны применяться при оценке качества подготовки специалистов, совершенствования системы профессионального образования и обучения в соответствии с потребностями рынка труда и работодателей. В связи с этим как образовательные, так и профессиональные стандарты целесообразно разрабатывать и принимать государству совместно с социальными партнерами (профсоюзами и союзами работодателей). На наш взгляд, это означает принятие образовательных и профессиональных стандартов в порядке, предусмотренном ТК РФ (ст. 35, прим.), с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Соответственно, федеральная компонента государственного образовательного стандарта устанавливается с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, региональная компонента – с учетом мнения трехсторонней комиссии в субъекте Российской Федерации. Участие социальных партнеров в принятии образовательных и профессиональных стандартов обеспечит защиту и гарантии трудовых прав работников и интересов работодателей. В этой части особый интерес представляет зарубежный опыт. Речь идет не о «слепом копировании» тех или иных моделей правового регулирования профессионального образования и обучения, а о возможной рецепции ряда апробированных путей решения проблемы с учетом уже сложившейся в России национальной системы профессионального образования и обучения.
    Здесь следует отметить, что участие социальных партнеров в разработке и принятии образовательных и профессиональных стандартов является довольно распространенной практикой во многих странах ЕС. В этих странах реализуются собственные модели социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения, но все они ориентированы на сотрудничество социальных партнеров и государства в решении задач обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами. Как отмечается в специальной литературе, к началу 90-х годов прошлого века в странах Западной Европы сформировались три основные модели, которые отличаются друг от друга степенью государственного участия в системе профессионального образования и обучения, а также потребностями социальных партнеров в объединении усилий. Для первой группы стран характерна незначительная роль государства в сфере профессионального обучения. Яркий тому пример – либеральная модель профессионального обучения в Великобритании. Государство содействует, координирует деятельность социальных партнеров на местном и отраслевом уровнях в области развития отраслевых и межотраслевых умений, в разработке стандартов профессий и совершенствовании системы квалификаций. Вторая модель, наоборот, предполагает ведущую роль государства в механизме социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения. Так, во Франции государство, по сути, регулирует систему профессионального образования в сотрудничестве с социальными партнерами. Вопросами профессионального обучения и образования на национальном уровне занимаются Министерство образования и Министерство труда и солидарности. Все нормативно-правовые акты в этой области принимаются только после консультаций с социальными партнерами в рамках коллективных договоров (национальные межотраслевые договоры и отраслевые договоры), заключенных между социальными партнерами и правительством в соответствии с требованиями законов и иных нормативно-правовых актов. Более того, участие работодателей в развитии профессионального образования и обучения обеспечивается системой обязательных налогов и сборов. Так, например, за счет налога на нужды программы «Ученичество» осуществляется финансирование всего начального профессионального образования. При этом социальные партнеры имеют право участвовать в распоряжении средствами этой программы. Третью модель социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения называют неокооперативной. Здесь главную роль играют социальные партнеры, а государство определяет лишь общие рамки этой работы. Так, в Нидерландах действуют национальные организации профессионального образования и обучения, которые формируются представителями промышленности и бизнеса, конфедерации профсоюзов Нидерландов и государственной системы образования. В компетенцию этих организаций входит формирование содержания профобразования и обучения, разработка профессиональных квалификаций, программы курсов для повышения квалификации и др.
    2. Профессиональный стандарт РФ должен учитывать концепцию непрерывного «пожизненного обучения» работника как с отрывом от производства, так и на рабочем месте. Международный опыт свидетельствует, что концепция пожизненного образования, широко вошедшая в практику развития кадров в 70-е гг. прошлого столетия, окончательно превратилась в его основу в 1980-е и 1990-е. В связи с этим примечательно заключение, к которому пришли участники симпозиума Франция/МОТ (Международная организация труда) «Динамика перемен и защита трудящихся», состоявшегося в январе 2002 г. в Лионе: «Следует еще раз привлечь внимание к необходимости пожизненной учебы для трудящихся, которые заботятся о своей безопасности, работодателей, которые заботятся о производстве, и государства, которое заботится о будущем своих граждан» . Сегодня в каждой развитой стране создана и постоянно совершенствуется модель «пожизненного» развития творческого потенциала национальных трудовых ресурсов. Эта политика возведена в ранг государственной, и подготовка необходимых кадров стала общим делом образовательных учреждений, работодателей и государства. Именно в таком ключе следует рассматривать право работника на профессиональное обучение как субъективное право работника, которому корреспондирует обязанность государства и работодателя. Это особенно ярко проявилось в законодательстве Франции. Так, любой сотрудник, проработавший в фирме более двух лет, имеет право потребовать направления его на обучение продолжительностью от года до трех лет, причем финансирование обучения будет осуществляться за счет специального фонда. Этот фонд финансирования профессионального образования основан на обязательных отчислениях предприятий в размере от 0,25 до 1,5 % от фонда заработной платы.
    В Кодексе труда Франции предусмотрен специальный отпуск для переобучения, призванный обеспечить любому работнику на каждом этапе его трудовой деятельности возможность приобретения новой специальности, учитывающей требования развивающегося производства. Этот отпуск – как правило, оплачиваемый или частично оплачиваемый – реализуется работником по собственной инициативе в индивидуальном порядке. Французские юристы подчеркивают, что такого рода отпуск вводит в законодательство совершенно новое для наемных работников правомочие, которому соответствуют конкретные обязанности, возложенные на работодателя.
    В Испании система непрерывного профессионального обучения находится в ведении государства и социальных партнеров. Эта система включает Трехсторонний фонд по обучению и занятости, учрежденный социальными партнерами (государство, профсоюзы и союзы работодателей). Средства, необходимые для деятельности этого фонда, отчисляют работодатели (0,6 % от фонда оплаты труда) и сами работники (0,1 %). В рамках этой системы начиная с 1993 г. заключаются трехсторонние соглашения по непрерывному профессиональному обучению между организациями работодателей, профсоюзами и правительством. Эти соглашения содержат гарантии, признание важности для социальных партнеров развития непрерывного обучения и включение вопросов непрерывного обучения в отраслевые коллективные договоры.
    Во многих государствах Европы возрастает роль государства в обеспечении профессионального образования не только в форме организации и финансирования государственной системы профессионального образования, но и в порядке косвенного стимулирования работников и работодателей, обеспечивающих профессиональное обучение работников: образовательные ваучеры, гранты, льготные кредиты работникам и работодателям, целевые счета, льготное налогообложение доходов и др. Так, в Японии используются разнообразные программы государственных субсидий работодателям на проведение профессиональной подготовки персонала. Государственная помощь распространяется на сектор среднего и малого бизнеса, т. е. на предприятия с числом занятых менее 300 чел. В Нидерландах реализуется проект индивидуальных счетов на профессиональное обучение. Этот счет пополняется работодателем и вкладами самого работника и может быть израсходован исключительно в целях повышения квалификации работника. В странах ЕС система образовательных ваучеров распространяется и на обучение работающих.
    С сожалением констатируем, что ТК РФ в этой части весьма односторонне регулирует отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников. Как уже отмечалось, это право реализуется, как правило, на договорной основе (коллективный договор, соглашение, трудовой договор). Рассматриваемое право приобретает характер субъективного права только в двух случаях: если это право закреплено в коллективном договоре (локальном нормативном акте) и (или) в индивидуальном договоре с работником либо в случае, когда работодатель по закону обязан провести такое профессиональное обучение.
    3. Наш национальный профессиональный стандарт следует ориентировать на динамичность и гибкость содержания профессий и специальностей. Изменения в содержании современных профессий и специальностей в ряде случаев ведут к размыванию границ между ними, расширяется перечень требований, касающихся личных умений по той или иной должности, специальности (лидерские качества и т. п.).
    С начала 1980-х гг. во многих европейских странах разрабатывается и внедряется концепция обучения, основанного на компетенциях. Под профессиональной компетенцией (компетентностью) понимается довольно емкое определение, которое включает не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках профессии, специальности, квалификации), но и способность использовать «ноу-хау», принимать самостоятельные решения в новых ситуациях при решении профессиональных проблем.
    В настоящее время обучение, основанное на компетенциях, получило широкое распространение в странах Европейского союза. Западные системы профессионального образования и обучения включают две подсистемы. Во-первых, это начальное профессиональное образование, которое направлено на освоение базовых квалификаций, позволяющих гражданам выйти на рынок труда. Во-вторых, это подсистема, которая охватывает последующее непрерывное профессиональное образование и обучение, в значительной мере ориентированная на компетенции, а не на освоение конкретных программ обучения. В рамках такого профессионального образования и обучения расширяются возможности освоения квалификаций, в том числе путем постепенного накопления единиц квалификаций (так называемых кредитных единиц).
    Российская система профессионального образования еще не осуществила переход на компетенции, которые позволяют измерить соответствие работника требованиям рабочего места и учет которых обеспечивает гибкость образовательных траекторий и возможность более оптимального и экономически эффективного «доучивания» или переобучения работников при переходе с одного места на другое. Перенос акцентов на понятие компетенции как наиболее значимого фактора обеспечения потребностей экономики потребует переосмысления традиционных институтов профессионального обучения работника и трудового договора, причем последнего – в ключе определения трудовой функции работника.
    Отметим, что в соответствии с ТК РФ под трудовой функцией работника понимается либо работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, либо конкретный вид поручаемой работы. Если первый вариант определения трудовой функции особых вопросов не вызывает, то второй – наоборот, так как ТК РФ не называет формальных критериев определения «вида работ».
    МОТ проводит связь между непрерывным обучением, компетентностью и квалификацией. Так, непрерывное обучение охватывает всю учебную деятельность, предпринимаемую в течение всей жизни для развития компетенции и квалификации работника. МОТ разграничивает компетентность и квалификацию работника. Термин «компетентность», по определению МОТ, охватывает знания, навыки и умения, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях. Квалификация связывается с официальным выражением профессиональных и специальных навыков работников, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровнях.
    В российской интерпретации понятие «компетентность» по объему во многом будет совпадать с понятием «деловые качества» работника. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного суда от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личных качеств работника (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли и др.) .
    4. Профессиональный стандарт РФ должен быть ориентирован на международное образовательное пространство в условиях нарастающей глобализации экономики и мобильности рабочей силы (миграционных процессов). Право на профессиональное образование «выходит за рамки» национальных систем квалификации. Речь идет об интеграции, создании международного «образовательного пространства» Для достижения этой стратегической цели должен быть решен ряд задач, а именно – обеспечение: а) сопоставимости уровней образования и профессионального обучения, б) сравнимости квалификаций, дипломов, полученных гражданами разных стран; в) взаимного признания государствами компетенций и квалификаций («квалификационных рамок»), дипломов. Здесь можно выделить несколько уровней: 1) акты ООН, МОТ; 2) международные региональные акты (СНГ, Совета Европы); 3) международные договоры РФ.
    В настоящее время право работников на профессиональное обучение относится к международно-правовым стандартам трудовых прав. Право каждого человека на образование признается во Всеобщей декларации прав человека. Профессиональной подготовке и профессиональной ориентации посвящены Конвенция МОТ № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (1975 г.) и одноименная Рекомендация МОТ № 150 (1975 г.), также Рекомендации № 88 о профессиональном обучении работников, включая инвалидов (1950 г.), № 136 о специальных программах занятости и подготовки молодежи (1970 г.), № 117 о производственном ученичестве (1962 г.) . В этих актах содержится широкий комплекс норм, направленных на формирование в государствах – членах МОТ развитых национальных систем профессиональной ориентации и профессионального обучения населения.
    В рамках ЕС в 2002 г. была принята Декларация Европейской комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе, положившая начало так называемому Копенгагенскому процессу. В Декларации сформулированы задачи создания единого европейского пространства в области профессионального обучения, обеспечение прозрачности квалификаций, решение проблемы признания квалификаций и др. Таким образом, в рамках стран ЕС процесс унификации (гармонизации) профессионального обучения выделен в отдельное направление, которое получило название Копенгагенского процесса. Отметим, что Россия активно включилась в процесс унификации требований к высшему образованию, который направлен на обеспечение взаимного признания документов о высшем образовании, – так называемый Болонский процесс. Болонская декларация (1999 г.) определила общую модель дипломов и структуры высшего образования на основе четко сформулированных и сопоставимых на международном уровне учебных циклов и уровней обучения (бакалавриат, магистратура).
    Нельзя не упомянуть и о международных соглашениях в рамках СНГ. Поскольку именно в рамках этой международной организации решение проблем формирования единого образовательного пространства не стоит откладывать в долгий ящик, пока бывшие союзные республики не столь значительно отдалились от общих корней организации профессионального образования в СССР. Речь идет о Соглашениях о сотрудничестве в области образования (15 мая 1992 г.); о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ (17 января 1997 г.); о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании (15 сентября 2004 г.). Решением Совета глав Правительств СНГ была утверждена Концепция развития образования взрослых в государствах СНГ (25 мая 2006 г.). Концепция предполагает по крайней мере два основных этапа реализации. Во-первых, это гармонизация национальных законодательств государств СНГ в области образования. Во-вторых, необходимо развитие организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования, обеспечения непрерывности профессионального образования, признания квалификаций.
    Таким образом, российская система профессионального образования и обучения должна развиваться в направлении интеграции в международное образовательное пространство с учетом особенностей собственной системы профессионального образования

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
    Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.
    Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.
    Поддерживая различные формы образования и самообразования, государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
    Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что в процессе становления и развития правового государства, как представляется, праву на образование необходимо уделять первостепенное внимание, ибо возможность реализации предоставления гарантий в этой области является залогом развития государственности. Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, провозгласило область образования приоритетной.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция РФ. Официальный текст. -//М., Юрист, 2006.
    2. Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. в ред. от 27.12.2009 // Консультант Плюс
    3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009) // Консультант Плюс
    4. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) // Консультант Плюс
    5. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009) // Консультант Плюс
    6. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 1991 г. в редакции от 22.08.04 № 122-ФЗ.
    7. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 (ред. от 05.05.2007) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" //Консультант Плюс
    8. Постановление от 28 декабря 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного суда от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Консультант Плюс
    9. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. - Москва: 2004. - 241 с.
    10. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Консультант Плюс
    11. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский - М.: ИНФРА-М, 2006.
    12. Лушникова М., Лушников А. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // elibrary.ru
    13. Проблемы реализации права на образование в России в рамках процесса формирования правового государства / Е. Р. Брюхина // Вестник ТИСБИ. - 2006. - № 3.
    14. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ постатейный 5-е изд. М., Издательство Юрайт, 2010.
    15. Шевченко С. В. Право на образование в российской федерации: проблемы реализации // law.edu.ru