Домой / Анализ мочи / Приказ минобрнауки о преподавании астрономии в школе. Астрономия станет обязательным предметом уже в этом учебном году

Приказ минобрнауки о преподавании астрономии в школе. Астрономия станет обязательным предметом уже в этом учебном году

Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства», интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят! Вот, пусть они и изучают астрономию!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

необходимость преподавания астрономии в школе

Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства», интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят! Вот, пусть они и изучают астрономию!»

На первый взгляд в этом рассуждении логика есть. Но давайте, распространим этот подход на другие дисциплины средней школы.

МАТЕМАТИКА. А для чего ее изучать? Существуют калькуляторы, которые считают точнее, чем человек. Вот, если работяге потребуется что-то сосчитать, он и будет пользоваться калькулятором, а всякими там биномом Ньютона да интегралами пусть специалисты занимаются. Разве не так?

ПИСЬМО. А пишущие машины для чего? А скоро будут такие, что прямо с голоса печатать будут, грамматически абсолютно правильно, только лист в машину заложи. Расписаться научился - и хватит!

ИСТОРИЯ. Вот уж, в практической жизни совершенно ни к чему! Что было, то прошло и изменить его нельзя. А что будет, так того все равно никто не знает. Да и саму-то историю историки каждые несколько лет переписывают по-новому. Так нечего на нее и время тратить.

ГЕОГРАФИЯ. Тоже не нужна! Круглая Земля, или плоская, так работяге «без разницы», а если надо куда ехать, то купил билет, да и езжай!

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Все, что тебе, работяге, знать нужно, тебе расскажут и покажут по телеку.

ФИЗИКА, ХИМИЯ. Опять-таки, где бы ты ни работал, от тебя требуются не твои знания, а точное исполнение инструкций по работе и по технике безопасности. И вообще, чтобы стать Большим человеком, образование ни к чему. Александр Данилович Меншиков ни читать, ни писать не умел, а стал светлейшим князем и богатейшей персоной, без всяких книг! Вот это и есть достойный пример!

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Вот это нужно, пожалуй, в первую очередь! И для того, чтобы работа шла легче, и для того, чтобы при случае «дать» кому как следует! И развлечения для него просты: телек, если уж очень устал, хоть спи перед ним, никто не осудит, или дискотека «для живого общения», ну, конечно, и умственные игры, такие, как «козел», карты.

И учить такого работягу десять или более лет, да еще за счет всего народа, нет никакой надобности; читать научился, расписаться умеет, мускулы накачал - и иди работать, хоть с десяти лет. Учить тебя курить и водку пить не приходится - сам научишься!

Все сказанное выше далеко не преувеличение. Такого рода обучение, когда на первом месте стоит стадион, можно видеть в США, с которых у нас сейчас стараются брать пример во всем, начиная с эстрады, детективных фильмов и кончая школьным образованием. При этом напрочь забывают, что США - это страна из людей, бросивших свои исторические родины, нравы, обычаи, нередко даже презирающие их, стремящихся на новом месте урвать от жизни как можно больше и побыстрее, хотя бы за счет здоровья, жизни, хоть чужой, хоть своей. Восхищаясь достижениями инженеров и ученых США, не следует забывать, что значительная часть их «выписана» из стран Европы, в том числе из России, где обучение подрастающего поколения не такое прагматичное. В нашей стране был принят закон о всеобщем обязательном среднем образовании, но в то же время полно недоучек, мало чем отличающихся от показанных выше «работяг». Причин такого положения несколько, и полезно хотя бы некоторые из них вспомнить.

Иждивенческий подход к образованию: «раз есть закон, так пусть сами меня и учат, а я могу и бездельничать, все равно «они» должны меня выпустить, иначе им же попадет!» Вот и мучаются педагоги, натягивая «тройку» явному бездельнику (иногда за «мзду»!).

Чисто прагматический подход, который встречается главным образом среди сельского населения, где среднее образование представляется причиной, отвлекающей подростка от крестьянского труда, в котором для семьи каждая пара рук дорога. Подобный взгляд на образование встречается, причем часто и среди малокультурных и малообеспеченных слоев рабочих, дети которых стремятся как можно быстрее приобщиться к жизни и труду взрослых.

Стремление высшего партийного руководства подготовить массовые кадры «освободителей мирового пролетариата от ига капитализма». Кадры эти, естественно, предполагались «нашими»

Естественно, что видя свое предназначение в мировой революции, эти подростки совершенно не ощущали потребности в обучении наукам, да заодно не ощущали потребности в обыкновенной человеческой нравственности, заменяя ее «классовым революционным сознанием».

Создается впечатление, что руководители высокого ранга не всегда понимают, даже не догадываются, что упрощенный подход к обучению подрастающего поколения в масштабе такой крупной страны, как наша, приведет за сравнительно короткое время к резкому расслоению общества на громадную массу кое-как обученных «работяг», ничего не знающих, кроме той работы, для выполнения которой их проинструктировали;людей с резко суженным интеллектом, ничем не интересующихся, поскольку такими их и воспитали, с низменными обычаями и привычками, фактически таких же, какими были рабы Рима и египетских фараонов, но при более высоком техническом уровне производства, и - на технократов, инженеров и ученых, которых обучали и воспитывали за высокую плату, заранее зная, что готовят господ над рабами. И эти господа, подобно касте египетских жрецов, в своих кабинетах и лабораториях будут развивать науку, технику, которая труд рабов делает более производительным. Эта каста будет властвовать над «работягами» - рабами, а некоторых сотрет в порошок силами незначительного количества господ инженеров без необходимости привлечения армии или полиции.

Таким образом, могут быть два пути организации образования подрастающего поколения:

· всеобщее, равное для всех по его содержанию, сходное с тем, что было у нас, и

· раздельное, по разным программам, для рабочих упрощенное, а для будущих технократов с углубленным изучением наук.

Первый путь дает всеобщие кадры людей, которые могут не только сознательно относиться к порученной им работе, но и принимать активное участие в ее совершенствовании в силу своей подготовленности. Из этих людей выявляются наиболее талантливые для получения дальнейшего высшего образования. При этом сохраняется возможность общения всех людей, так как фундамент их знаний заложен одинаковый.

Второй путь дает два вида кадров: тех, кто управляет, и тех, кто выполняет работу, руководствуясь строго выполняемыми инструкциями. Практически, из второй группы никогда не выйдут те, кто может занять место в управлении и создании новой техники. В силу резкого различия в подготовке и воспитании этих групп, взаимное общение между ними будет совершенно исключено. И чем дольше будет сохраняться такая система воспитания и обучения, тем дальше эти две группы будут отделяться одна от другой.

Складывается впечатление, что у нас начинают склоняться ко второму пути образования и воспитания подрастающего поколения в силу его простоты, непродолжительности для работяг, меньших затрат со стороны государства. Но при этом не учитывается, что рано или поздно общество станет таким, каким показали его в «Машине времени» Г.Уэллс и Р.Бредбери в «451° по Фаренгейту».

Если дифференцированное обучение будет принято, если громадный класс «работяг» в городе и на селе будет проходить упрощенное обучение только тому, что необходимо для практической деятельности, то уровень развития общества снизится до неолита. Более того уже этим одним будет заложена основа будущего социального взрыва.

Следует помнить, что комплекс наук, принятых для обучения подростков, создавался на протяжении многих лет и имел своей целью в конечном счете дать подростку гармоническое развитие не для сиюминутной работы, а для работы в его будущем. Упрощенное обучение, оглядывающееся на потребности прошлого, дать этого не может. Обучение в школе дает подготовку на многие десятилетия вперед. Вот об этом часто забывают и некоторые из «руководства», которым само их положение должно подсказывать необходимость в дальновидности.

Вернемся к школьному обучению подростков. Есть одна наука, стоящая особняком. Она сочетает в себе точность и логичность математики, постановку задач, характерную для физики, химии, естествознания, и сама подчас ставит перед этими науками задачи или обобщает результаты их достижений при изучении внешнего мира, не зависящего от деятельности человека. Результаты ее обобщений нередко ложатся в основу философских обобщений и норм нравственности. В силу этого науку эту в древности считали матерью всех наук и называли Космографией, а сейчас именуют Астрономией. Великий Ломоносов, основывая первый Российский университет, первой наукой поставил математику, в второй - Астрономию, которая развивает мироощущение человека и его мировоззрение.

Астрономия играет очень большую роль в формирования правильного взгляда на мир у подрастающего человека и не странно ли, что через 300 лет после Ломоносова, у нас происходит «затирание» этой науки, преподающими ее учителями математики и физики, которым всегда хочется на свои дисциплины отвести побольше часов, с молчаливого согласия школьного руководства, а подчас и не только школьного. И если у школы есть два-три школьных телескопа, то они мирно стоят в шкафу, поскольку для астрономических наблюдений необходимо тратить ночное время, чего преподавателю физики или математики совсем не хочется делать.

С другой стороны, если попадается преподаватель физики и астрономии, который знает свой предмет не только в объеме учебника, старается дать своим ученикам то, что должно давать по программе, то результаты получаются достаточно впечатляющими.

Приведу только один пример знакомого мне преподавателя физики и астрономии в одной из школ г. Уссурийска, Михайлова Анатолия Владимировича. Сразу оговариваюсь, что он сумел поставить дело так, что мог негласно вносить изменения в расстановку часов программы, чего офицальноему конечно не разрешили бы. Выражаясь современным языком он работал «на конечный результат». Вот, что он делал и каковы были результаты. В период месячного практикума по физике (в физмат.классах) он включил в месячную сетку часов весь курс астрономии. К этому времени курс оптики был уже пройден (и математики, соответственно). Уроки подкреплялись и подоспевшей темой по физике - теорией относительности. Для наблюдений использовались пять школьных телескопов, из них три менисковых, девять пединститутских, да еще были заимствованы у математиков пять теодолитов. Для класса в 32 человека при выполнении индивидуальных заданий этого оказалось вполне достаточно. Наблюдения проводились на окраине города. Ребята получали фотографии Луны, Сатурна, Юпитера со спутниками, падения метеоритов, фотографировали участки звездного неба. Потом проводилась математическая обработка и сдача зачетов по материалам наблюдений. Ребята делали для себя маленькие открытия: определение скорости движения метеоритов и др. В период летних каникул девятиклассники расположились лагерем вблизи Станции Службы Солнца, где ребятам доверили настоящую работу по фотографированию Солнца, математическую обработку полученных данных. В то время на Солнце произошла уникальная вспышка, о которой сообщил в «Комсомольскую правду» корреспондент ТАСС. Через пару дней посыпались запросы на самую восточную уссурийскую станцию из Гринвича, Пик-дю-Миди, из ЮАР и пр. Пять сотрудников станции оказались в цейтноте и им пришли на помощь три десятка добровольных и весьма добросовестных помощников. Математическую обработку эволюции солнечных пятен поручили трем ребятам одновременно, работавшим независимо друг от друга и если результаты сходились, то они считались научно достоверными. За три дня все было обработано и отправлено. В переводе данных на английский, французский, испанский языки помогали тоже ребята. Проверка показала, что ребята выполняли работу на уровне младших научных сотрудников и зачастую точнее, чем штатные сотрудники. По завершению работы директор Станции подытожил: «Если бы не твои ребята, я со своим штатом и за месяц не управился бы!»

С тех пор прошло много лет. Ребята эти давно стали взрослыми. Из того выпуска состоялось девять кандидатов наук (эти данные примерно шести - семилетней давности), все на переднем крае науки: биофизика, криогеника, физика твердого тела, биохимия, генная инженерия, астрофизика...

У астрономов есть могучий подспудный резерв, это - любители. Их достаточно много и они спонтанно возникают, когда человек посмотрит на небо и задумается над тем, что же он видит. В отличие от математики, географии, например, где любители углубляют полученные фундаментальные знания, любителем астрономии может быть и тот, кто впервые посмотрел на небо заинтересованным взглядом, и тот, кто углубленно изучил какой-то раздел астрономии, и тот, кто самостоятельно изготавливает астрономические инструменты. Они все равны и все поймут друг друга. И нередко любитель астрономии отличается от профессионала только уровнем математической подготовки, да еще возможностью распределять свое время не в зависимости от жесткого плана регулярных работ.

Известно, что обнаружение комет, Новых звезд нередко делаются именно любителями и только вслед за ними эстафету подхватывают профессионалы со своими точными приборами и методами наблюдений. Так же известны любители астрономии, которые строили инструменты, размерами и качеству которых нередко удивляются профессионалы. И немало было случаев, когда любитель становился профессионалом, которого ни один специалист не мог упрекнуть в верхоглядстве, в дилетанстве.

Если же любители объединяются в клубы, то они нередко создают при хорошем руководстве очень интересные, подчас уникальные конструкции, что видно, например, по работам клуба имени Д.Д.Максутова в Новосибирске, под руководством Л.Л.Сикорука. Кстати, сам Д.Д.Максутов, выдающийся оптик, не только практик, но и теоретик, начинал как любитель. И привлечь людей, притом всех возрастов, к занятию астрономией много легче, чем, например, к занятию математикой (вспомните свои школьные кружки)!

Когда в ноябре 1973 года Л.Л.Сикорук выступил по Новосибирскому телевидению с рассказом о предстоящем прохождении кометы Когоутека, показал 100 мм рефрактор и обещал помочь желающим построить телескоп, то на его предложение откликнулось 400 человек. Это ли не показатель подспудной тяги людей к астрономии! (см. «Земля и Вселенная» № 1/81).

Наука Астрономия не пострадает от нашего пренебрежения ею, пострадает будущее Человечества, а возможно и его дальнейшее существование.

Из всего сказанного вытекает следующее.

Каждый человек должен иметь возможность получить среднешкольное образование. Документ об образовании должен отражать полноту усвоения единой программы, хотя бы и различными методами.

Астрономия должна преподаваться двумя циклами, в младших и в средних классах, по программам различной сложности. Преподаванию должно уделяться внимание, как одной из ведущих дисциплин. При этом программу следует пересмотреть, сделав упор на объяснение физической природы астрономических явлений и прежде всего тех, которые происходят повседневно и регулярно, четко разграничить их причины и следствия, увязать астрономию с другими науками.

Включить обязательное проведение учащимися самостоятельное выполнение лабораторных работ, астрономических наблюдений. При этом создать условия, стимулирующие преподавателей к проведению ночных наблюдений с учащимися.

Присоединяясь к мнению коллеги, хочу привести несколько примеров из своей практики учителя физики и, когда-то, астрономии. Когда 25 лет назад я преподавала астрономию в школе, то это был любимый всеми предмет. Астрономию изучали в 11 выпускном классе, она входила в перечень экзаменов на выбор. В выпускные классы шли учиться, чтобы поступить в ВУЗ. Все, кто имел «стадионные» цели в жизни уже ушли в ПТУ и благополучно рубили «бабло» или спивались. А оставшиеся успешные дети с восторгом изучали основы Мироздания, независимо от профиля класса-гуманитарного или физико-математического. Успешно сдавали экзамен, так как многое уже знали из курса математики, физики, биологии, географии. Астрономия обобщала и объединяла в единую картину Мира разрозненные знания. Мои очень занятые ребята ездили на ночные наблюдения в Планетарий, Пулковскую обсерваторию. Выступали на олимпиадах. Ходили на ночные наблюдения на местности, учились ориентироваться по звёздам. Это было полезно и очень романтично, что немаловажно для подростков. А сколько нового они узнали про календарь и систему счёта времени! Этого ни один предмет не упоминал даже. Несколько человек даже поступать пошли в Аэрокосмическую академию! Когда предмет астрономии исключили из Федерального компонента, то ввели в конце 11 класса несколько уроков на вопросы астрономии. Науку просто растерзали! Физ-мат. классы в это время загружены ЕГЭ, и скачки «галопом по Европам» -полная профанация.А ведь можно приобщать учеников к астрономии хотя бы в рамках программы по физике.

класс

Тема урока курса физики

Соответствующие вопросы астрономии

Механическое движение

Виды траекторий движения тел с первой, второй, третьей космической скоростью.

Расчёт пути и времени движения

Скорость света. Световой год.

Масса и плотность вещества

Расчёт массы звезды, планеты.

Явление тяготения.

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах. Причина отсутствия атмосфер у планет.

Вес тела. Невесомость.

Особенности состояния невесомости. Влияние невесомости на живые организмы.

Атмосферное давление

Особенности атмосфер у планет Солнечной системы.

Виды теплопередачи. Излучение

Излучение Солнца. Свойства излучений и их действие на живые организмы.

Магнитные явления

Магнитосфера Земли и её значение для жизни. Магнитное поле Солнца. Солнечные пятна. Активность Солнца. Магнитные поля небесных тел.

Электрические явления. Строение атомов. Элементарные частицы

Межзвёздная среда. Свойства элементарных частиц. Потоки излучений. Космические лучи.

Оптика. Законы излучения, распространения, отражения и поглощения света.

Солнечные и лунные затмения. Самосветящиеся и отражающие свет небесные тела. Альбедо. Линия терминатора. Атмосферная рефракция. Истинные размеры светил. Цвет и светимость светил. Условия видимости светил.

Оптика

Устройство линзового телескопа. Видимая и абсолютная звёздная величина

Механические явления

Свободное падение-движение под действием силы тяжести. Расчёт пути и времени падения тел на других небесных телах.

Движение по окружности

Движение искусственных спутников Земли.

Закон всемирного тяготения

Центр тяжести Солнечной системы. Гелиоцентрическая система. Состав и масштабы Солнечной системы. Сила тяжести на других светилах-расчётные задачи. Законы Кеплера. Фаэтон- жертва тяготения. Вероятная гибель динозавров.

Невесомость. Перегрузки.

Проблемы межпланетных полётов. Условия пребывания в космосе для живых организмов. Подготовка космонавтов к полётам. История советской и российской космонавтики.

Импульс. Реактивное движение.

Значение работ Циолковского для развития космонавтики. Движение ракет.

Магнитное поле.

Сравнительная оценка магнитных полей небесных объектов. Связь магнитосферы со строением и составом ядра светила.

Электромагнитные колебания

Свет- электромагнитная волна. Свойства э/м волн. Качественное изучение состава небесных тел по спектрам. Рефракция атмосферы. Спектрограф. Спектроскоп.

Строение атома и атомного ядра. Энергия атомного ядра

Источники энергии Солнца и звёзд. Возраст звёзд. Время жизни и эволюция звёзд. Классификация звёзд по интенсивности излучения в связи с запасами ядерного топлива. Протон-протонный цикл.

Механические явления. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести.

Расчёт орбит небесных тел. Решение количественных задач. Законы Кеплера. Эксцентриситет орбит. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Условия видимости планет. Система счёта времени. Солнечный и лунный календарь.

Молекулярная физика

Расчёты скорости движения частиц. Температура атмосфер. Опыт Штерна. Оценка параболических скоростей. Реликтовое изл.

Магнитное поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд

Детекторы ионизирующих излучений Солнечного ветра. Магнитосферы небесных тел. Солнечные пятна. Солнечная активность. Связь магнитного поля светила с агрегатным состоянием, составом и строением ядра.

Механические колебания.

Периодически переменные звёзды.

Электромагнитные волны. Свет. Плотность потока излучения. Свойства э/м волн. Скорость света.

Скорость света. Расчёт расстояний в Солнечной системе и Галактике. Отражение света-альбедо. Законы преломления и атмосферная рефракция. Линзовые телескопы: устройство, принцип работы, применение.

Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.

Телескопы-интерферометры. Спектральный анализ. Диаграмма спектр-светимость. Классификация звёзд. Эффект Доплера и красное смещение в спектрах звёзд.

Виды излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма излучения.

Типы звёзд по видам излучений. Связь температуры, массы, размеров звёзд с типом излучений. Обнаружение двойных и кратных звёзд. Спектр космических излучений. Межзвёздная среда.

Квантовая физика.

Фотоны. Световое давление и свечение хвостов комет.

Атомная физика

Модели атомов и состояние вещества во Вселенной.

Ядерная физика

Расчёт энергетического выхода ядерных реакций в недрах звёзд. Оценка времени жизни светила по интенсивности ядерных реакций. Классификация светил (белый, красный, чёрный карлик, гигант)

Детекторы частиц

Спектр космических лучей. Действие И.И. на живые организмы.

Реакции синтеза

Протон-протонный цикл в звёздах

Термоядерный синтез

Оценка возраста небесных тел. Эволюция звёзд

Физика элементарных частиц

Вещество и антивещество во Вселенной. Скрытая масса.

Элементы теории относительности

Физика вещества звёзд. Черные дыры. Расчёт критической массы. Эволюция звёзд. Эволюция Вселенной.

Практикум по подготовке к ЕГЭ. Элементы астрономии в курсе физики

1.Расчёт расстояний до тел Солнечной системы. 2. Размеры и масштаб Галактики. 3.Годичный параллакс. 4. Парсек.5. Параллаксы звёзд

Формула Погсона. Связь видимой и абсолютной звёздной величины.

Закон Вина.

Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. «О бесконечности Вселенной и Мирах». Гипотезы возникновения Солнечной системы.

Все основные вопросы астрономии можно и нужно рассматривать хотя бы в рамках физики. Вопросы космогонии и космологии остаются за рамками физики, но им легко найдётся место в рамках тех нескольких часов, что даны на астрономию в 11 классе.


В свете изменений, появившихся в школьной программе в последние годы, введение астрономии в 2018-2019 учебном году было ожидаемым. Учителям и родителям хотелось бы, чтобы дети, окончив, школу, умели грамотно писать, знали наших литературных классиков, историю своей Родины и, естественно, законы мироздания. Решение о вводе предмета «Астрономия» было принято 7 июня 2017 года Министерством образования и науки России. Объяснили это нововведение тем, что в век космических полетов и испытаний у большинства выпускников школ нет никаких знаний о небесных телах, галактике и Вселенной.

До 2008 года предмет «Астрономия» являлся обязательным в школьной программе. Учителя физики объясняли детям эту науку. В старших классах на изучение материала отводили 1 час в неделю. После проведения реформы астрономию в школе перестали изучать. Правда, некоторые понятия были введены в физику. Дети, которые окончили школу, не имели понятия о строении Солнечной системы. Учащиеся не имели элементарных представлений о звездах, космических телах, галактиках и так далее. После проведения опросов социологи выяснили, что почти 60% детей считают, что Солнце вращается вокруг Земли и ничего не знают о Вселенной.

В этом учебном году дети смогут прикоснуться к миру звезд. На изучение этой науки в старших классах отводится один урок в неделю. Введение астрономии в 2018-2019 учебном году, учебник, используемый еще до реформы, будет основным пособием для учеников. Это единственный учебник «Астрономия» для 11 класса авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., предназначенный для изучения этой науки на базовом уровне. Преподаватели физики будут вновь давать ученикам знания по астрономии. В своей работе учитель может использовать доклады, тесты, презентации.

Хотя предмета астрономии в школе не было, но некоторые ее понятия были включены в учебник общей физики. Ранний накопленный опыт сохранился, появились новые направления и формы работы. Кроме этого, есть научно-популярная литература. Можно брать информацию из интернета. Все это преподавателям астрономии поможет в работе.

В астрономическом уголке для более детального изучения Вселенной должны быть карты и атласы звездного неба, модель солнечной системы, астрономические календари, таблицы, портреты и т.д.

В большинстве школ материально-техническая база недостаточна для изучения этого курса на должном современном уровне. В астрономических уголках нет оптических инструментов для наблюдения небесных тел, нужны телескопы, теодолиты, бинокли.

Ученики будут познавать следующую информацию:

  • Определение небесных координат;
  • Планеты и их расположение в Солнечной системе;
  • Небесные тела, размеры и расстояния между ними;
  • Что такое парсек?;
  • Звезды, их физическая природа, характеристики;
  • Галактики;
  • Строение Вселенной.

Предлагаемый к познанию материал сложный, но времени для его изучения мало. За счет чего введение астрономии в 2018-2019 учебном году будет проводиться? Часы, необходимые для изучения этого предмета, берутся за счет уменьшения уроков физики. Но выпускники, которые хотят сдавать , попали в непростую ситуацию. Им самостоятельно придется изучать отдельные темы. Некоторые преподаватели физики предлагают ввести изучение астрономии в 7-8 классах, адаптировав учебный материал под возраст учащихся. Тем самым сохранятся все часы для изучения физики в выпускных классах.

Науку о звездах только начали преподавать. Учебный план про введение астрономии в 2018-2019 учебном году может быть составлен по-разному. На изучение материала дается 1 час в неделю в 10 или 11 классе. Можно одну его часть изучать во 2 полугодии 10 класса, а остальную информацию в первом полугодии 11 класса или распланировать преподавание по 2 часа в неделю в каком-либо полугодии этих классов.

Наука о звездах дает ребенку следующее навыки:

  • определять местоположение и время по астрономическим объектам;
  • определять нахождение звезд и созвездий на небосклоне;
  • давать объяснение видимого положения и движения небесных тел;
  • определять вид звездного неба в конкретном месте в заданном времени, используя компьютерные приложения.

Учащиеся будут знать, какие открытия звездной науки повлияли на развитие науки и техники.

Астрономия дает детям представление о естественнонаучной картине мира, дает толчок к развитию творческих и познавательных способностей.

Появятся ли знания о звездном мире у учеников? Это станет известно после окончания занятий. Ученые в своих исследованиях предлагают изучать науку о звездах в более современном формате.

Среднее общее образование

Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11)

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Недавняя новость о введении астрономии в число обязательных предметов школьной программы многих удивила. Мы попытались разобраться в ситуации и ответить на интересующие всех вопросы.

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).

В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного - астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» ().

  • 1. 5–6 классы (только школьный этап).
    • 1.1. Основные объекты звездного неба. Созвездия и наиболее яркие звезды неба. Условия их видимости в разные сезоны года. Ориентирование на местности по полярной звезде. Астеризмы. Видимые отличия планет от звезд.
    • 1.2. Видимое движение Солнца по небу. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Положение Солнца в созвездиях в зависимости от времени года.
    • 1.3. Солнечная система. Структура и состав Солнечной системы. Астрономическая единица. Планеты Солнечной системы: радиусы орбит, физические характеристики (размеры, форма, масса, плотность, период вращения). Обращение Земли вокруг Солнца, как причина смены времен года. Крупнейшие спутники планет. Системы мира Птолемея и Коперника.
    • 1.4. Основы летоисчисления. Календарный год. Високосные и невисокосные года. Юлианский и григорианский календари.
    • 1.5. Вращение Земли. Полюс и экватор. Смена дня и ночи. Изменение вида звездного неба в течении суток.
    • 1.6. Основные сведения о Луне. Движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.
    • 1.7. Начальные представления о структуре Вселенной. Основные типы объектов Вселенной (звезды, галактики). Характерные пространственные масштабы.
  • 2. 7 класс (школьный и муниципальный этапы).
    • 2.1. Земля как планета. Школьный этап: Фигура Земли. Экваториальный и полярный радиусы. Географические координаты.
    • 2.2. Основы сферической астрономии. Школьный этап: Основные точки и линии на небесной сфере (горизонт, небесный меридиан, зенит, полюс мира, стороны света). Понятие высоты объекта над горизонтом. Связь высоты полюса мира над горизонтом с широтой наблюдателя. Муниципальный этап: Суточные пути светил на небесной сфере на разных широтах. Восход, заход, кульминация. Годичное движение Солнца по небу. Равноденствия и солнцестояния. Полярный день и полярная ночь. Тропик и полярный круг.
    • 2.3. Оптические явления в атмосфере Земли. Школьный этап: Радуга, солнечные и лунные гало, ложное Солнце (паргелий) и ложная Луна (парселений), световые столбы. Серебристые облака. Полярные сияния.
    • 2.4. Солнце и звезды, их физические характеристики. Школьный этап: Масса, радиус, температура Солнца. Муниципальный этап: Основные характеристики звезд: Масса, размеры (гиганты, карлики), температура, цвет (качественно).
    • 2.5. Малые тела Солнечной системы. Школьный этап: Определение планеты и карликовой планеты. Свойства и основные характеристики карликовых планет, астероидов и комет, условия их наблюдений. Главный пояс астероидов, пояс Койпера и облако Оорта. Происхождение и эволюция комет. Метеоры и метеорные потоки на Земле. Радиант метеорного потока. Метеориты.
    • 2.6. Электромагнитное излучение и система расстояний в астрономии. Школьный этап: Скорость света, световой год. Характерные расстояния до объектов Вселенной в световых годах. Муниципальный этап: Шкала и диапазоны электромагнитных волн. Парсек и метод годичного параллакса измерения расстояний до звезд. Соотношение между парсеком и световым годом. Пространственно-временные масштабы Вселенной.
    • 2.7. Общие сведения по математике. Школьный этап: Единицы измерения углов (часовые и градусные), их части. Длина окружности. Муниципальный этап: Линейные уравнения. Решение систем линейных уравнений.
  • 3. 8 класс (школьный и муниципальный этапы).
    • 3.1. Небесная сфера. Школьный этап: Понятие небесной сферы. Большие и малые круги на небесной сфере. Угловые расстояния между объектами на небесной сфере. Муниципальный этап: Координаты на поверхности сферы аналогично широте и долготе на Земле. Горизонтальная и экваториальная система координат. Высота, азимут, часовой угол, прямое восхождение и склонение точек небесной сферы. Высоты светил в верхней и нижней кульминации. Рефракция (основные свойства). Незаходящие и невосходящие светила.
    • 3.2. Шкалы времени в астрономии. Школьный этап: Осевое вращение Земли и солнечные сутки. Местное и поясное время. Связь с географической долготой. Декретное время, часовые пояса и часовые зоны. Муниципальный этап: Звездное время, звездные сутки. Изменение условий видимости звезд в течение года. Зимние, весенние, летние и осенние созвездия. Подвижная карта звездного неба.
    • 3.3. Основы небесной механики. Школьный этап: Законы Кеплера в простой формулировке для круговых орбит. Первая космическая скорость. Муниципальный этап: Закон всемирного тяготения. Обобщенные законы Кеплера. Движение по эллипсу и параболе. Эллипс, его основные точки, большая и малая полуоси, эксцентриситет. Парабола как предельный случай эллипса. Вторая космическая скорость. Определение масс небесных тел на основе закона всемирного тяготения.
    • 3.4. Солнечная система. Школьный этап: Определение расстояний до тел Солнечной системы (методы радиолокации и суточного параллакса). Угловые размеры планет. Связь угловых и линейных размеров космических объектов. Муниципальный этап: Упрощенная запись III закона Кеплера для планет Солнечной системы. Видимое движение планет, их конфигурации. Сидерический, синодический периоды планет, связь между ними. Перелеты между планетами. Расчеты времени межпланетных перелетов по эллипсам Гомана.
    • 3.5. Система Земля-Луна. Школьный этап: Синодический и сидерический периоды Луны. Эксцентриситет орбиты Луны, точки перигея и апогея.
    • 3.6. Общие сведения о глазе и оптических приборах. Школьный этап: Глаз как оптический прибор. Устройство простейших оптических приборов для астрономических наблюдений. Линзовые, зеркальные и зеркально-линзовые телескопы. Муниципальный этап: Оптические схемы телескопов. Параметры оптических систем и изображений: фокусное расстояние, относительное отверстие, угловое увеличение, масштаб изображения, предельное угловое разрешение, размеры дифракционного изображения. Ограничения со стороны земной атмосферы на разрешающую способность.
    • 3.7. Общие сведения по математике. Школьный этап: Запись больших чисел, математические операции со степенями. Приближенные вычисления. Число значащих цифр. Пользование инженерным калькулятором. Муниципальный этап: формулы для синуса и тангенса малых углов. Квадратные уравнения. Подобие фигур. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Площади простейших геометрических фигур: треугольник, круг.
  • 4. 9 класс.
    • 4.1. Уравнение времени. Муниципальный этап: Истинное и среднее солнечное время, причины их различия. Уравнение времени, его характерная величина в разные периоды года. Аналемма. Заключительный этап: математическое выражение для уравнения времени.
    • 4.2. Движение Земли и эклиптические координаты. Муниципальный этап: Тропический и звездный год, прецессия оси Земли. Нутация (качественно). Принципы построения календарей. Солнечный, лунный и лунно-солнечный календари. Юлианские даты. Региональный этап: Эклиптическая система координат. Аберрация света.
    • 4.3. Небесная механика. Региональный этап: элементы орбит в общем случае. Скорость движения в точках перицентра и апоцентра. Законы сохранения энергии и момента импульса. Движение по гиперболе. Наклонение орбиты, линия узлов. Прохождения планет по диску Солнца, условия наступления. Третья космическая скорость для Земли и других тел Солнечной системы.
    • 4.4. Движение Луны. Региональный этап. Наклонение орбиты, линия узлов. Луны Либрации Луны. Движение узлов орбиты Луны, периоды «низкой» и «высокой» Луны. Аномалистический и драконический месяцы. Солнечные и лунные затмения, их типы, условия наступления. Сарос. Покрытия звезд и планет Луной, условия их наступления. Понятие о приливах.
    • 4.5. Шкала звездных величин. Муниципальный этап: Светимость. Освещенность. Яркость. Звездная величина, ее связь с освещенностью и расстоянием до объекта. Формула Погсона. Изменение видимой яркости планет и комет при их движении по орбите. Альбедо планет.
    • 4.6. Звезды, общие понятия. Муниципальный этап: Основные характеристики звезд: температура, радиус, масса и светимость. Закон излучения абсолютно черного тела (закон Стефана-Больцмана). Понятие эффективной температуры.
    • 4.7. Движение звезд в пространстве. Муниципальный этап: Тангенциальная скорость и собственное движение звезд. Пространственное движение Солнца и звезд, апекс. Региональный этап: Эффект Доплера. Лучевая скорость звезд и принципы ее измерения.
    • 4.8. Двойные и переменные звезды. Муниципальный этап: Затменные переменные звезды. Определение масс и размеров звезд в двойных системах. Региональный этап: Классификация двойных: визуальные, астрометрические, затменные переменные. Кривые блеска и кривые вращения в двойных системах. Пульсирующие переменные звезды, их типы. Зависимость «период-светимость» для цефеид. Долгопериодические переменные звезды. Новые звезды. Внесолнечные планеты, методы их обнаружения. Характеристики их орбит, "зона обитаемости".
    • 4.9. Рассеянные и шаровые звездные скопления. Региональный этап: Возраст, физические свойства скоплений и особенности входящих в них звезд. Основные различия между рассеянными и шаровыми скоплениями. Движения звезд, входящих в скопление. Метод «группового параллакса» определения расстояния до скопления.
    • 4.10. Солнце. Все этапы: Основные характеристики Солнца (вращение, химический состав). Солнечные пятна, циклы солнечной активности, Активные образования в атмосфере Солнца. Солнечная постоянная. Числа Вольфа. Состав атмосферы солнца. Муниципальный этап: Магнитные поля на Солнце. Гелиосфера. Магнитосфера. Солнечный ветер. Региональный этап: Механизм энерговыделения Солнца. Внутреннее строение Солнца. Солнечные нейтрино.
    • 4.11. Телескопы, проницающая способность, приемники излучения. Муниципальный этап: Проницающая способность телескопа, поверхностная яркость протяженных объектов при наблюдении в телескоп.
    • Региональный этап: Современные приемники излучения: Фотоумножители, ПЗС-матрицы. Аберрации оптики. Оптические схемы современных телескопов. Космические телескопы, интерферометры.
    • 4.12. Строение и типы галактик. Школьный этап: Морфологические типы галактик. Классификация Хаббла. Региональный этап: Активные ядра галактик (классификация, наблюдательные проявления и физические механизмы). Происхождение и эволюция галактик. Кривые вращения галактических дисков. Темная материя в галактиках. Сверхмассивные черные дыры и оценка их массы.
    • 4.13. Основы космологии. Региональный этап: Крупномасштабная структура Вселенной. Скопления и сверхскопления галактик. Гравитационное линзирование (качественно).
    • 4.14. Неоптическая астрономия. Школьный этап: Космические лучи (состав, энергия, происхождение). Нейтрино. Гравитационные волны. Механизмы излучения.
    • 4.15. Общие сведения из физики. Региональный этап: Теорема вириала. Связь массы и энергии. Строение ядра атома, дефект масс и энергия связи. Выделение энергии при термоядерных реакциях. Уравнения ядерных реакций (общие принципы), радиоактивность. Основные свойства элементарных частиц (электрон, протон, нейтрон, фотон, нейтрино). Антивещество.
    • 4.16. Общие сведения из математики. Школьный этап: Экспонента, натуральные и десятичные логарифмы, вещественные степени. Формулы приближенных вычислений. Региональный этап: Иррациональные уравнения. Метод простой итерации. Оценка погрешностей. Число значащих цифр. Линейная аппроксимация (графически). Площади и объемы простейших геометрических фигур: эллипс, цилиндр, шар, шаровой сегмент, конус, эллипсоид (только объем). Уравнения плоскости, эллипса и сферы. Геометрический смысл коэффициентов уравнений. Телесный угол. Системы координат на плоскости и в пространстве (прямоугольная, полярная, сферическая). Конические сечения: круг, эллипс, парабола, гипербола. Основные свойства. Уравнение эллипса в полярных координатах.
  • 5. 10 класс.
    • 5.1. Движение в поле тяжести нескольких тел. Региональный этап: Приливное воздействие. Сфера Хилла, полость Роша. Основы теории возмущенного движения, точки либрации.
    • 5.2. Сферические координаты. Региональный этап: Параллактический треугольник и преобразование сферических координат. Вычисление моментов времени и азимутов восхода и захода светил.
    • 5.3. Основы спектроскопии. Региональный этап: понятие спектра. Интенсивность, спектральная плотность излучения. Ангстрем. Закон смещения Вина. Многоцветная фотометрия, представление о фотометрической системе UBVR, показатели цвета. Спектр атома водорода и водородоподобных ионов. Квантовые и волновые свойства света. Поглощение, рассеяние, испускание электромагнитного излучения. Линейчатый и непрерывный спектры. Спектры различных астрономических объектов. Спектр разреженного газа (солнечной короны, планетарных и диффузных туманностей, полярных сияний). Профиль спектральной линии.
    • 5.4. Влияние земной атмосферы на наблюдаемые характеристики звезд. Региональный этап: Атмосферная рефракция, ее зависимость от температуры, давления и длины волны, "зеленый луч". Поглощение и рассеяние света в атмосфере, закон Бугера. Определение внеатмосферных звездных величин звезд. Понятие оптической толщины, ее связь с длиной пути луча в среде. Теллурические спектральные линии.
    • 5.5. Классификация звезд с учетом их спектральных характеристик. Школьный этап: Спектральная классификация звезд. Диаграмма «цвет-светимость» (Герцшпрунга-Рассела), «спектр-светимость» для разных групп звезд, рассеянных и шаровых звездных скоплений. Звезды главной последовательности, гиганты, сверхгиганты. Региональный этап: Соотношение «масса-светимость» для звезд главной последовательности.
    • 5.6. Эволюция звезд. Школьный этап: Эволюция звезд различной массы и их перемещение по диаграмме Герцшпрунга-Рассела. Эволюция звездных скоплений. Региональный этап: Нуклеосинтез в недрах звезд различных типов и при взрыве сверхновых. Равновесие звезд. Перенос энергии в звезде. Звездные атмосферы и их спектры. Временные шкалы эволюции звезд (ядерная, тепловая, динамическая). Образование звезд. Джинсовская масса. Конечные стадии эволюции звезд: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Предел Чандрасекара. Гравитационный радиус. Пульсары. Планетарные туманности. Сверхновые звезды: типы, механизмы и основные характеристики. Сверхновые типа Ia. Остатки и расширяющиеся оболочки сверхновых. Сферическая и дисковая аккреция. Предел светимости Эддингтона.
    • 5.7. Межзвездная среда. Школьный этап: Представление о распределении газа и пыли в пространстве. Плотность, температура и химический состав межзвездной среды. Горячий газ и холодные молекулярные облака. Газовые и диффузные туманности. Региональный этап: Зависимость межзвездного поглощения от длины волны и влияние на звездные величины и цвет звезд, оптическая толщина. Связь избытка цвета с поглощением в полосе V.
    • 5.8. Общие сведения из физики. Школьный этап: Газовые законы. Температура, тепловая энергия газа, концентрация частиц и давление. Термодинамическое равновесие. Идеальный газ. Связь скорости молекул и температуры. Региональный этап: Длина свободного пробега и частота столкновений. Средняя квадратическая скорость молекул газа. Барометрическая формула. Плазма. Процессы ионизации и рекомбинации. Вырожденный газ.
    • 5.9. Общие сведения из математики. Региональный этап: Метод наименьших квадратов. Непрерывные распределения, их простейшие параметры. Дифференцирование и его геометрический смысл. Сферическая тригонометрия (сферические теоремы синусов и косинусов).
  • 6. 11 класс.
    • 6.1. Небесная механика. Региональный этап: Движение тел с переменной массой. Уравнение Циолковского.
    • 6.2. Свойства излучения. Региональный этап: Поляризация излучения. Давление света. Формула Планка. Приближения Рэлея-Джинса и Вина. Яркостная температура. Мазерное излучение. Синхротронное излучение. Мера дисперсии и эффект Фарадея в межзвездной среде.
    • 6.3. Галактика и галактики. Школьный этап: Фотометрические и спектральные свойства галактик разных типов. Типы населения звезд в галактиках. Функция светимости звезд. Начальная функция масс. Региональный этап: Соотношения Талли-Фишера и Фабер-Джексона.
    • 6.4. Космология. Школьный этап: Закон Хаббла, космологическое красное смещение. Реликтовое излучение, его спектр и флуктуации яркости. Региональный этап: Большой взрыв. Инфляционная теория. Первичный нуклеосинтез. Первичная рекомбинация. Расширение Вселенной. Прошлое и будущее Вселенной. Модель однородной изотропной Вселенной Фридмана. Альтернативные модели Вселенной. Барионное вещество, темная материя и темная энергия. Критическая плотность Вселенной. Масштабный фактор. Угломерное и фотометрическое расстояния. Рост неоднородностей во Вселенной.
    • 6.5. Общие сведения из физики. Региональный этап: Специальная теория относительности. Преобразования Лоренца. Лоренцево сокращение и релятивистское замедление времени. Релятивистский эффект Доплера. Гравитационное красное смещение.
    • 6.6. Общие сведения из математики. Региональный этап: Интегрирование и его геометрический смысл. Формула Ньютона-Лейбница. Простейшие дифференциальные уравнения в задачах по физике и астрономии.

Повлияет ли как-то количество отведенных на астрономию часов на качество преподавания, почему физик не подойдет для преподавания астрономии и насколько решение вернуть уроки астрономии в школу было продуманным?.

Сегодня министр образования и науки РФ Ольга Васильева о возвращении астрономии в среднюю школу. Убранный шесть лет назад предмет появится в программе уже с сентября. Однако пройдет это в «режиме экономии»: вести астрономию будут учителя физики, а дополнительных часов на нее не выделят.

«Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного, астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках предмета "Физика", а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», - отметила министр.

Ранее министерство разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, в котором, в частности, было выдвинуто предложение ввести перечень требований к тому, чему должны научиться школьники на уроках астрономии. Так, на базовом уровне, согласно проекту, ученики должны вынести для себя понимание о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углубленном уровне школьники должны понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной.

сайт опросил астрономов, преподавателей физики и руководителей школ и узнал, что они думают об этой мере.

Георгий Арабули, учитель физики в Лицее «Вторая школа» (Москва):

«Когда отменяли уроки астрономии несколько лет назад, это было большой трагедией. Олимпиадное движение осталось, а предмета вроде бы и нет. И дети занимаются только в кружках, а на уроках астрономия только в нескольких уроках физики всплывала - в примерах. Потому новость о ее возвращении - это хорошо.

Но тут есть подводные камни, потому что учитель физики должен преподавать. Это как МХК (мировую художественную культуру, - прим. сайт) преподавал учитель литературы, который в МХК не идеально разбирается. Астрономию должен преподавать астроном, а не физик. В моей школе есть астроном, есть кому поставить и вести. Но в большинстве школ с этим будут большие проблемы.

Да и идея взять часы из физики - это совсем печально. В советское время на физику выделялось четыре урока в неделю, и исходя из этого строилась программа. Сейчас программа осталась той же, но время сокращено до двух часов в неделю. Отнимать часы у физики уже некуда».

Олег Угольников, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии по астрономии Всероссийской олимпиады школьников:

«К сожалению, я никак в процессе возвращения астрономии в школу не участвовал. Не уверен, что принятая схема будет жизнеспособна. На наш взгляд, астрономию нужно было ввести отдельным курсом на год и не позже, чем в 7-8 классе. А его возвращают в качестве приложения к физике в 11-м, абсолютно в том же виде, что и в последние годы Советского Союза. И все проблемы повторятся. Учителя будут использовать этот час для дополнительных занятий по физике, и дети будут с ними полностью согласны, потому что проблемы перед ними стоят совершенно другие».

Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 (Москва):

«Лично я не вижу тут никакой угрозы или опасности, нормальная мера. А что касается того, что преподаватели считают ее половинчатой, что часов на астрономию выделено недостаточно… Каждый предметник - это такой туннельщик, если использовать метафору. Дайте мне триста часов на историю! Триста часов на физику! Я вам больше скажу: у меня целое подразделение - дети, которые лечатся, с онкологией, с почками на гемодиализе. Там очень жесткий медицинский протокол, их нельзя перегружать. Тем не менее они успешно сдают ГИА, ЕГЭ, поступают в вузы. Значит, дело не в количестве часов, а в технологии преподавания.

Но при этом базовые представления об астрономии надо иметь. Иначе у нас, как по данным социологических исследований, чуть ли не 60% считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Но есть общекультурные представления, а есть тонкости, которые нужны тем, кто решил связать свою судьбу с данной специальностью».

Сергей Попов, астрофизик, популяризатор науки, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга:

«Это слишком кавалерийский наскок на вопрос. Такая решительная мера, как введение общеобязательного предмета в школе, требует серьезной подготовки. В данном случае, как мне кажется, ее не было, решение выглядит непродуманным. Поэтому я думаю, что в подавляющем большинстве школ это будет профанацией. И еще: пока неизвестно, в каком классе будет астрономия, комментировать сложно. Но, если это будет в выпускном классе, я остаюсь противником такой меры».

Сергей Данилов, учитель физики и астрономии (Санкт-Петербург):

«Мне пока что не очень понятно, откуда возьмут часы и учителей. Говорят, что их переподготовят. Снова вопрос: кто именно. И еще один важный вопрос: учебник. Воронцов-Вельяминов? Так еще в наше время в нем больше сотни ошибок находили».