Домой / Анатомия почек / Краткая стория семи древних чудес света (8 фото).

Краткая стория семи древних чудес света (8 фото).

Приветствуем посетителей нашего сайта. Все мы собрались сегодня здесь, чтобы посмотреть фото 8 чуда света. Но на самом деле это довольно нелегкий вопрос, так как до сих пор нет четкого определения восьмого чуда. Ну что же, попытаемся разобраться и предоставить нужный материал.

Все уже наслышаны про заезженные классические семь чудес света – пирамида Хеопса , сады Семирамиды , статуя Зевса в Олимпии , храм Артемиды , мавзолей в Галикарнасе , Колосс Родосский , Александрийский маяк . Список известен всем с раннего детства, если вас интересую фото этих объектов, то их можно посмотреть у нас .

Если с классическими чудесами сталкивались все или почти все, то со списком современных чудес знакомы немногие. А ведь именно среди них и стоит искать то самое восьмое чудо света. Предлагаю ознакомиться с ними:

1.Великая китайская стена. Самое крупное сооружение, грандиозный памятник китайской истории. Общая протяженность – 2500 километров.

2. . Древний город на территории современной Иордании.

3.Статуя Христа-Искупителя . Огромная статуя (38 метров), являющаяся символом Бразилии.

4. . Известнейший город народа Майя.

5. . Известнейший миру амфитеатр из Древнего Рима, сохранившийся до наших времен.

6. . Индийский мавзолей-мечеть с красивой и драматичной историей.

7. . Древний город народов Америки, расположен на территории современного Перу.

В разные времена восьмым чудом света назывались и другие объекты: Ноев ковчег, Храм Соломона, Боробудур, Кижи, Мост Кинзу, Коломенский дворец, Морская железная дорога Флориды, ПРО Москвы, Дом Сутягина, Мавзолей Ленина. Эти сооружения, как и множество других, могут с гордостью называться чудесами света, но все же определять то самое восьмое чудо света стоит именно из предложенного современного списка чудес. Но на вкус и цвет все чудеса разные, каждое из них способно поразить своим великолепием и грандиозностью любого человека. Поэтому сделать личный выбор лучшего из лучших чудес предлагается самостоятельно.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Восьмое чудо света
2. Великолепная семёрка.
Египетские пирамиды
Висячие сады в Вавилоне
Храм Артемиды в Эфесе
Статуя Зевса в Олимпии
Галикарнасский мавзолей
Колосс Родосский
Форосский маяк
3. Заключение
4. Список используемой литературы

Восьмое чудо света

От времён палеолита
Вплоть до нынешних времён.
(Сергей Норовчатов)

Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было ”сотворено” первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.), за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуя Зевса в Олимпии (V в. до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н.э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колос Родосский и маяк на острове Форосе (III в. До н.э.).
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой.
Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: “Это одно из семи чудес света”, отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: “Это восьмое чудо света”, как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семёрке.

Великолепная семёрка

Египетские пирамиды

А в немой дали застыли
пирамиды фараонов, саркофаги
древней были,
Величавые, как вечность,
молчаливые, как смерть.
(Михей Эминеску)

Всё на свете боится времени, а время боится пирамид.
Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от современного Каира до Фаюмского канала.
Самая древняя - пирамида фараона Джосера - воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Её высота 60 метров. Строитель первой пирамиды Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, а поздние времена был обожествлён, в его честь сооружались статуи и храмы.
Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему это произошло, до сих пор не выяснено.
Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней.
Самые знаменитые три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до нашей эры. Первоначально она поднималась на 147 метров, но из - за наступления песков её высота уменьшилась до 137 метров. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, или, если быть точным, одна сторона длиннее другой на 20 сантиметров, то есть ошибка всего в 0,0009. Площадь пирамиды более 50 тысяч квадратных метров. Пирамида Хеопса почти сплошной каменной кладки. Её внутренние помещение занимают очень небольшой объём - не более 3 - 4 %.
Пирамида состоит из двух миллионов трёхсот тысяч кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчёту Наполеона, каменных блоков от трёх пирамид Гизы хватило бы, что бы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров. Подсчитали, что каждый блок весит в основном 2,5 тонны, а самый тяжёлый - 15 тонн. Общий вес пирамиды около 5,7 миллиона тонн. Камни её держатся собственной тяжестью - никакого связующего материала нет. Несмотря на это, блоки настолько тщательно пригнаны один к другому, что щель между ними не более пяти миллиметров.
Такая искусная работа каменотёсов вызывает удивление. Ведь она выполнена в основном каменными орудиями. Известен и зодчий этой пирамиды - Хемуин.
Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да ещё не просто воздвигнуть, а придать ему геометрически правильную форму пирамиды, всё это ставило в тупик. Иногда, как и о мегалитических сооружениях, высказывается мнение, что пирамиды не мог построить народ, живущий в бронзовом веке, и что в создании этих колоссальных сооружений принимали… инопланетяне.
Постепенно тайна возведения пирамид раскрывалась. Теперь полагают, что пирамиды, вероятнее всего, строились так. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонко зернистого известняка. В скале обозначали границы будущего блока, затем по этим границам выдалбливали глубокую канаву, а в неё забивали клинья из сухого дерева, которые обливали водой. Дерево разбухало, увеличиваясь в объёме, трещина расширялась, и, в конце концов, монолит отделялся от скалы. Затем каменную глыбу на месте обрабатывали инструментами из камня, меди и дерева. Она приобретала форму стандартного куба. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много готовых блоков. Как оказалось, это был брак.
Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге, на строительство которой ушло 10 лет и которая, по словам Геродота, только немного проще сооружения пирамид. Затем у подножия будущей пирамиды лицевую сторону тщательно шлифовали, используя для этого камень и песок.
Пирамида возводилась на коренном известняковом массиве, расчищенном от наносного песка и гравия. Геродот утверждает, что сооружение пирамиды длилось 20 лет. Во время ежегодных разливов Нила крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ, и над сооружением пирамиды работало непрерывно в течении каждых трёх месяцев по 100 тысяч человек. Английский археолог Флиндерс Петри считает, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца в году, могли бы возвести великую пирамиду быстрее, чем за 20 лет.
Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма около 15?. По мере того как сооружалась пирамида, насыпь удлиняли. Диодор Сицилийский утверждал, что по этим насыпям камень тащили на деревянных санях. И действительно археологи обнаружили остатки таких саней. Современные исследователи считают, что для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство в основном заканчивали, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками.
Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. С инженерной же точки зрения, это примитивные постройки, горы сложенные людьми. Однако цель была достигнута - пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетия. Впервые были построены столь высокие сооружения, оставшиеся вплоть до Эйфелевой башни своеобразным рекордом.

ВИСЯЧИЕ САДЫ В ВАВИЛОНЕ.

Это сад Семирамиды
Иль восьмое чудо света.
Генрих Гейне.
Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
(Арсений Тарковский)

В 90 километрах от Багдада находятся развалины Вавилона. Древний город давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его грандиозности. “Город великий… город крепкий”, - сказано об этом городе в Библии. В VII веке до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендой.
Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были построены висячие сады в Вавилоне.
Семирамида - Шаммурамат - историческое лицо, но жизнь её легендарна. По преданию, дочь богини Деркето - Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Потом её увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал её как родную дочь. Царский воевода Оанн увидел девушку и женился на ней. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна. Она очаровала царя, который отнял её у своего воеводы. Оанн лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Ниний. Тогда - то и проявились её способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепи в Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела через туннель из далёких горных озёр. Двор Семирамиды блистал великолепием. Нинию наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать её богиней, а голубь стал для них священной птицей.
Однако знаменитые “висячие сады “ были разбиты не Семирамидой и даже не во времена её царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарной женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для его любимой жены Амитис - мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зелёным холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена роскошью.
Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырёх ярусного сооружения. На насыпных террасах, покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шёл двойной ряд кирпичей, соединённых гипсом. Ещё выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений.
В повозках, запряжённых быками, привозили в Вавилон деревья, завёрнутые в мокрую рогожу, семена редких растений, трав и кустов.
И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали водоподъёмное колесо с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Евфрат.
Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были по истине чудом света. В покоях нижнего яруса этих садов провёл свои последние дни в июне 323 года до н.э. Александр Македонский.
Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата, который во время паводка поднимается на 3 - 4 метра. Древний Вавилон давно перестал существовать, но имя его живёт до сих пор.

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю
вознёсший до туч.
Всё остальное померкло перед ним;
вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде
равной ему красоты.
(Антипатр Сидонский)

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии ещё в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида - дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом - покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц. Вполне естественно решение процветающих горожан построить величественный храм в честь такой покровительницы. Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот “банка” Артемиды.
Приглашённый для составления проекта и строительства храма известный архитектор Харсифрон из Кносса предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн. Однако дело осложнялось тем, что по близости не было мрамора.
Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зелёных холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы, они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от неё отлетел осколок ослепительной белизны. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась исторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью Евангелием, что значит: “Принёсший благую весть”.
Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко от устья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно таким путём удастся ослабить толчки землетрясений, часто случавшихся на побережье Малой Азии. Грунт посыпали толчёным углём, который тщательно утрамбовывали.
По топкой земле было трудно перевозить мраморные колонны из каменоломен, находившихся в 12 километрах от храма. Колёса повозок вязли в болотистой почве. Тогда Харсифрон предложил остроумный способ, которым древние выравнивали почву. В концы колонны забили железные прутья, укрепив их оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колёса такого размера, что каменная колонна висела на железных осях. Затем прикрепили длинные жерди, впрягли быков. Колонна, превращённая в своеобразное колесо, покатилась по топкой дороге.
При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до завершения постройки было ещё далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. С большим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту храма. Но тут начиналось самое сложное. Нужно было положить архитрав на вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить её капитель. Как и в своё время, отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершину колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под тяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на место. Впрочем, этот способ был известен ещё древнеегипетским строителям.
Метоген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю архитекторов Пеонита и Деметрия. В 550 году до н.э., когда легкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, оно вызывало удивление и восхищение.
Святилище было огромно, длинной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него шли два ряда каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127. Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит.
Прошло почти 200 лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить своё имя, поджёг святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра Македонского. История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и не должна была сохранить даже его имени. Но предать вечному забвению его имя не удалось: в четвёртом веке до н.э. о нём упомянул древнегреческий историк Феолен.
Храм сильно пострадал. Добычей огня оказались деревянные конструкции. Треснули балки перекрытий и колонны. Это была большая потеря. Жители Эфеса не могли с ней примирится. На восстановление храма отдали свои сбережения и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. Сам Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по реконструкции храма. Однако поставил условие, чтобы в храме появилась надпись, воздающая должное его заслугам. Эфесцы условие не приняли и тактично ответили богоравному полководцу, что “богу” не подобает воздвигать храмы другим богам.
Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ, который внёс некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетие.
Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн - другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. И не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.
В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Довершили гибель храма болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река Каистра, наносами покрывшая остатки сооружения. Когда археологи заинтересовались храмом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Десятилетия потребовались археологам и архитекторам, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света.

СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ

Зевсов венец на челе его дивном,
Ветер играет в кудрях тёмно - русых
и, трепеща, ему в руки влагает
Чудную лиру.
(Джозуэ Кардучи)

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр, Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.
Там находилось и одно из семи чудес света - огромная и прекрасная статуя владыки Олимпа Зевса.
Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы - Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель. Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческим скульптором Фидием. Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около 500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором, архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного зала храма, длина которого составляла 64 метра, ширина - 28 метров, а высота внутреннего помещения - около 20 метров.
Огромный 14 метровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, чёрного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86 -ых Олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков.
Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих драгоценных материалов искусно закреплялись на специальном деревянном каркасе. По описаниям голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей - знак миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотую статую крылатой фигуры победы Ники, другой опирался на скипетр с орлом на верхнем конце. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Статуя казалась живой: вот - вот Зевс подымется с трона.
В последствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь. Многие произведения языческого искусства уничтожили христианские фанатики, но изумительную статую Зевса разрушить не посмели. Однако в V веке сгорел дворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя Зевса исчезла. О ней известно лишь по свидетельствам древних авторов. С победой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426 году она была сожжена по приказу римского императора Феодосия II. сохранившиеся постройки и статуи были разрушены землетрясениями в 522 и 551 годах.

ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ

О, сизые и розовые плиты!
Каррасский мрамор, кованый гранит!
Вы безупречны, вечны, знамениты.
(Маргарита Алигер)

Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства - Галикарнасе.
Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и её окаймления была проложена широко развернутая улица, “посредине которой был, воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света”, - записал Витрувий.
Гробница была воздвигнута в IV веке до н.э. царицей Артемисией. Мавсол был, судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за налогом, извлекая доходы из всего, например, с похоронных обрядов или волос. Богатства его были огромны.
В архитектуре Галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолее сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности линий.
Галикарнасский Мавзолей - трёхъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала здание четырёх конная колесница (квадрига), которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40 - 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное устройство было поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу. Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками - “Амазономахия”. Учёные считают, что это работа Скопаса или его мастерской.
Девятнадцать веков стоял Мавзолей. Не хватка камня привела к гибели целого ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в Галикарнасе. Гробницу царя, которую немного повредило землетрясение, снесли рыцари - иогонисты, построив из неё каменный монастырь - крепость. О разрушении Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники.
Статуи Мавсола и Артемисии, а так же другие украшения Мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолее осталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове “мавзолей”.

КОЛОСС РОДОССКИЙ

Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
(Неизвестный античный поэт)

В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады, расположен остров Родос - один из центров эгейской культуры. До наших дней сохранились многочисленные произведения античного искусства острова Родос. Выдающимся произведением является статуя Гелиоса, так называемый Колосс Родосский.
В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть Родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины - последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо света - вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом” за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э. В память об успешной обороне острова.
На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном белым мрамором искусственном холме, высотой 7 метров, была поставлена самая большая на свете статуя юноши ростом 36 метров. Разные авторы указывают различную высоту статуи, увеличивая её чуть ли не вдвое. Во всяком случае, статуя настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего её, поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.
Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходящихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса - покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого бога.
Автором великолепной статуи был представитель Родосской школы скульптор Харес, ученик Лисиппа.
Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками. Сотрудник Британского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 миллиметра.
Статуя сооружалась 12 лет. Всё выше вырастала статуя, спрятанная в растущей вместе с ней земляной насыпи, на которой работали мастера. Когда голову статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, поражённые родосцы увидели великолепное произведение искусства. Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной.
Статуя не простояла и полувека. В 224 году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось. Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.

ФОРОССКИЙ МАЯК

Башню на Форосе, грекам спасенье,
Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда, воздвиг,
о повелитель Протей!
(Посидипп)

В 332 - 331 г.г. до н.э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось, чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос в близи дельты Нила.
Использование маяков началось в глубокой древности и связанно с развитием мореплавания. Вначале это были костры, расположенные на высоких берегах, а затем искусственные сооружения. Одно из семи чудес древнего мира - Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283году до н.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, что само по себе примечательно.
Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор, гранит.
Маяк состоял из трёх поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, по описаниям Ибн - аль - Сайха (XI в.) - 130 -140 метров, по некоторым современным публикациям, даже 180 метров.
Основание нижней башни квадратное - размер стороны 30,5 метра. Нижняя башня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь - круглая, с куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.
На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка.
Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь были устроены флюгер, часы и астрономические приборы.
Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своём роде сооружением. Вот как его охарактеризовал его Ахилл Татий в своём романе “Левкиппа и Клитофонт”: “…строение причудливое и удивительное, Гора, посреди моря лежавшая, доходила до самых облаков, и вода протекала под этим сооружением, а оно высилось, вися над морем”.
Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться средиземноморским “кибернетос”, как называли кормчих древние греки. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из - за выветривания камня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.
От одного из семи “чудес древнего мира”, казалось, ничего не осталось, кроме руин, встроенных в Кайт - Бей, где они существуют и поныне, да имени. Название острова превратилось в символ: “форос” стало означать “маяк”. Отсюда и современное “фара”.
В 1961 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на морском дне статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 году международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Форосского маяка. Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины легендарного дворца царицы Клеопатры. Это одно из крупнейших открытий археологии.

По словам Виктора Гюго, с самого сотворения мира до изобретения книгопечатания “зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека во всех стадиях его развития как существа физического, так и существа духовного”.
За свою долгую историю строительное искусство прошло огромный путь от примитивного шалаша до сложнейших по своим планировочным и конструктивным решениям сооружений. Меняются представления о возможностях строительных материалов, меняются и сами материалы.
Практически сегодня можно построить всё, что подскажет воображение архитектора. Вопрос лишь в том, будет ли это целесообразно, красиво, экономично. И вот тут - то и умудрённому знаниями зодчему, и “юноше, обдумывающему житьё”, могут прийти на помощь архитектурные образцы прошлого, занявшие почётное место в ряду признанных шедевров прошлого и являющиеся общечеловеческими памятниками культуры.
Среди современных проектов и построек есть подлинные шедевры строительного искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с “семью чудесами древнего мира”. Перед строителями открываются широкие перспективы. Поэтому прав был С. Я. Маршак, который заметил:

И, верно, есть восьмое чудо
Нам неизвестное покуда!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альберти. - Десять книг о зодчестве.
2. Боголюбов А. Н. - Механика в истории человечества.
3. Барбич В., Плетнёва Г. - Зрелища древнего мира.
4. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. - История градостроительного искусства.
5. Гидион З. - Пространство, время, архитектура.
6. Гуляницкий Н. Ф. - История архитектуры.
7. Кварцев В., Хазановский П. - Стихиям не подвластен.
8. Карцев В. П. - Магнит за три тысячелетия.
9. Любимов Л. Д. - Искусство древнего мира.
10. Петрович Д. - Теоретики пропорций.
11. Шебек Ф. - Пирамиды, дворцы, панельные дома.
12. Черняк В. З. - Семь чудес и другие.

Древнегреческий поэт и философ Геродот в пятом веке до нашей эры описал три необычных творения рук человеческих, которые поражали воображение своих современников. Тем самым был открыт счет античным чудесам света.

Другие диковинки

Позднее, в третьем веке до нашей эры, появилось описание чудес, состоящее уже из семи объектов. Все они были созданы в период расцвета правления императора Александра Македонского. До сегодняшних дней сохранился только один представитель раритетного списка - пирамиды Гизы. Остальных неумолимое время похоронило под обломками истории. Перечень этих утраченных удивительных сооружений известен сегодня практически каждому образованному человеку.

Были созданы царем в подарок любимой жене Семирамиде, в честь которой и было названо необычное сооружение. Высокая многоярусная конструкция была засажена разнообразными растениями и представлялась настоящим чудом для жителей жаркого и пыльного Вавилона. Прекрасное сооружение было утрачено вследствие многочисленных наводнений.

В честь Зевса - повелителя греческих богов - в Олимпии был возведен помпезный храм. Внутри него размещалась скульптурная фигура бога, восседающего на троне. Основу статуи составляло дерево, отделанное сверху пластинами из золота и слоновой кости. Пожар унес в небытие прекрасное творение античных скульпторов.

Золотая статуя богини плодородия Артемиды была установлена в храме из белого мрамора в азиатском городе Эфесе. Великолепное сооружение постигла та же участь, что и скульптуру Зевса.

Галикарнасский Мавзолей известен потомкам как монументальное сооружение в честь царя Мавсола. Постройка представляла собой культовое сооружение, служащее одновременно гробницей, святилищем и памятником. От имени древнего царя произошло слово «мавзолей». Сильное землетрясение разрушило величественное здание до основания.

Статуя Колосса Родосского имела высоту около тридцати шести метров и была отлита из бронзы. Возведена была в честь бога солнца Гелиоса и разрушена вследствие землетрясения.

Александрийский (или Форосский) маяк воздвигли на входе в Александрийскую гавань. Сооружение поражало моряков своими гигантскими размерами. В высоту маяк достигал ста пятидесяти метров.

Тадж-Махал

Много позже к общеизвестному списку добавили еще одно, 8-е чудо света - индийский мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Величественное и необыкновенно из белого мрамора было выстроено императором Шах-Джаном в семнадцатом веке в память об умершей в родах жене. Строительство усыпальницы длилось почти двадцать лет. Мавзолей сохранился до сегодняшних дней во всем своем великолепии и совершенстве. Это настоящая жемчужина Индии. Ежегодно музей посещают миллионы туристов из всех стран мира.

Тадж-Махал вместе с египетскими пирамидами входит в почетный список "8 чудес света", созданный в современном мире.

Неутомимые человеческие руки продолжали возводить новые и необыкновенные сооружения, о которых в древние времена люди только могли мечтать. Так родилась идея создания нового проекта под названием «Новые 8 чудес света».

Инициатором выступил Бернар Вербер, представляющий швейцарскую организацию New Open World Corporation. В течение года проводился опрос среди жителей разных стран о том, какие из современных рукотворных объектов они могли бы назвать среди 8 чудес света. Список оказался необычайно длинным. Люди делали свой выбор с помощью интернет-голосования, СМС-сообщений и телефонных звонков. Свое мнение высказали около ста миллионов человек.

Итоги были подведены в июле 2007 года и объявлены в столице Португалии городе Лиссабоне. Итак, в список современных 8 чудес света, кроме двух древних реликвий, вошли следующие строения и конструкции.

Великая Китайская стена

На сегодняшний день она является самым крупным архитектурным объектом в мире. Целью постройки была защита Китайской империи от внешних врагов. Общая длина стены составляет свыше восьми километров, а высота в некоторых местах доходит до десяти метров. Великая стена по праву входит в список "Современные чудеса света", потому что это самая посещаемая достопримечательность в мире. Количество посетителей, желающих увидеть своими глазами величественное сооружение, достигает сорока миллионов человек в год.

Колизей

Следующим в список "8 чудес света" входит Римский Колизей. Строительство амфитеатра происходило в период правления династии императоров Флавиев. Поэтому сооружение также называют амфитеатром Флавиев.

В честь открытия арены было объявлен стодневный увеселительный марафон. Колизей долгие годы служил удобной площадкой для проведения гладиаторских боев, рыцарских турниров и различных зрелищных мероприятий Рима. Это самое узнаваемое сооружение - символ современного Рима.

Мачу-Пикчу

Древний город инков Мачу-Пикчу, расположенный на территории нынешнего Перу, тоже входит в почетный список. Это поистине 8 чудо света, фото которого приводят в восторг и трепет любого человека.

Посещение настоящего «города среди облаков» оставит в душе ярчайшие воспоминания на всю жизнь. Прикоснувшись к истории древнего мира, чувствует себя связующей нитью между прошлым и будущим Земли.

Великолепный Петра, находящийся в Иордании на высоте почти тысячи метров над уровнем моря, является столицей древнего Набатейского царства. Естественные стены города представляют собой отвесные скалы из красного песчаника. Высота таких стен достигает шестидесяти метров. Название города - Петра - переводится как «скала».

Ежегодно через скалистые ущелья проходит свыше полумиллиона туристов. Мистический вид местности нередко привлекал к себе внимание голливудских режиссеров. Поэтому именно здесь, в Петре, проводись съемки некоторых сцен известного фильма про Индиану Джонса.

Великая статуя

Это высочайшая статуя Христа Искупителя, расположенная на самой верхушке бразильской Монументальное сооружение достигает высоты в тридцать восемь метров. Размах рук скульптуры составляет тридцать метров, а вес - свыше тонны. Христос как будто хочет обнять весь мир и защитить его от горя и бед. Недаром статуя Бога Искупителя считается символом Рио-де-Жанейро.

Туристы, достигшие основания памятника, могут увидеть потрясающую панораму города, красивую бухту и пляжи, известные всему миру - Ипанема и Копакабана. Добраться до вершины горы можно по миниатюрной железной дороге, которая вначале сооружалась для доставки строительных материалов.

Чичен-Ица

Еще одно из 8 чудес света - древняя столица государства народа майя Чичен-Ица, расположенная в Мексике, на полуострове Юкатан. Название в переводе звучит как «колодец племени Ица». Город был построен еще в седьмом веке до нашей эры и считался религиозным центром майя.

К сожалению, организация ЮНЕСКО отказалась признать результаты всемирного опроса, считая их необъективными, так как возможность высказать свое мнение была далеко не у всех жителей Земли. Существует еще немало мест, которые не охвачены Интернетом и мобильной связью.

Не согласился с выводами швейцарской комиссии и Ватикан, считающий, что организаторы осознанно не внесли в общий перечень памятники христианской культуры.

Поэтому считать описанные выше восемь чудес света единственными вовсе не обязательно. Хотя Бернар Вебер дал обещание потратить половину денег, заработанных от проекта, на сохранение и поддержание объявленных памятников.

Кроме перечисленных, в мире существует великое множество удивительных по красоте и величественных по размерам строительных объектов. Современные технологии позволили людям создавать такие объекты архитектуры и строительства, что их впору объявлять новыми историческими ценностями.

Современные диковинки

  • Список современных чудес света можно начать с самого высокого здания в мире - чикагского небоскреба Сирс-Тауэр, насчитывающего сто десять этажей. Высота здания - более четырехсот метров.
  • Здание оперного театра в австралийском Сиднее знаменито своей необычной архитектурной формой. Оно окружено с трех сторон водой и напоминает собой гигантский парусник. Крыша, построенная из большого количества белоснежных керамических плиток, блестит, переливаясь, на солнце и представляет собой поднятые паруса.
  • Настоящее произведение инженерной мысли воплотилось в самом длинном туннеле в мире протяженностью в пятьдесят километров. Уникальность его состоит в том, что мост проложен под водой. Речь идет о туннеле Channel Tunnel, построенном под проливом Ла-Манш, и соединяющем две страны - Англию и Францию. Необычное сооружение можно причислить к самым молодым изобретениям человечества, потому что ему всего двадцать лет.
  • Международный японский может по праву занять почетное место среди уникальных объектов современности. Это великолепное сооружение, созданное в духе футуристических идей, было выстроено на искусственном острове. Высокая плотность населения и дефицит свободных земель подтолкнули инженерную мысль японцев к созданию такого необычного объекта.
  • Рукотворный остров построен в бухте Осака неподалеку от города Хонсю. Протяженность его в длину составляет четыре километра, а в ширину - чуть больше одного. Для построения здания аэропорта и создания острова применялись самые передовые технологии.
  • Самое большое колесо обозрения находится в Сингапуре. Высота его составляет сто пятьдесят метров. С верхней точки открывается великолепный вид не только на город, но и на соседние острова.
  • Пятизвездочный отель Burj-Al-Arab, расположенный в Дубаи, выстроен в форме паруса. Является визитной карточкой города и гордостью инженерной мысли. Высота гостиницы достигает трехсот двадцати одного метра, что выводит здание на первое место среди мировых гостиниц.

Заключение

Перечислять современные чудеса можно еще долго. Несомненно лишь одно: то, что сегодня кажется фантастикой, в самом ближайшем будущем может стать реальностью, удивляя и восхищая современников.

Сколько всего чудес света, спросите вы? Восемь или семь чудес света? В данной статье мы раскроем секрет чудес света. Многие люди знают, что существует 7 чудес света, но не все смогут их назвать. С недавнего времени, появилось 8 чудо света, поэтому официально следует принимать, что чудес восемь.
Египетские пирамиды

Название «Семь чудес света» (7 чудес света) было впервые придумано Антипатром Сидонским во втором веке до н.э. Древние греки «Семью чудесами света» называли самые прославленные в древности сооружения и статуи. К этим чудесам относятся и египетские пирамиды, которые были построены в годы правления трех египетских фараонов четвертой династии: Хеопсом (Хуфу), Хафрой (Хефреном) и Менкауром (Микерином). Египетские пирамиды построены вблизи селения Гиза, к юго-западу от столицы Египта Каира. Пирамиды являются единственными из «Семи чудес света», которые сохранились до наших дней и продолжают радовать посетителей своим величием и красотой.

В древности египтяне верили, что после смерти человека (а тем более фараона) следует сохранить его останки в виде мумии, чтобы дух мог продолжать жить после смерти. Для этих целей жрецы превращали тело умершего человека в мумию. Мумию помещали в саркофаг, а вместе с ней хоронили одежду, драгоценности, различные вещи, которые по их представлениям могли быть полезными для загробной жизни. Мумия фараона Хуфу была помещена в погребальную камеру в самом сердце его пирамиды.

Постройка пирамиды Хеопса была закончена в 2580 г. до н.э. при фараоне Редедефе. Первоначальная высота этого строительного чуда составляла 146,5 метров, но в результате разрушений, причиненных природными стихиями, высота сократилась на сегодняшнее время до 137 метров. Длина основания пирамиды составляет 230 метров, а площадь, которую она занимает, составляет более 5 гектаров.

Чудо света - пирамиды Хеопса (фото)

Учеными было подсчитано, что для построения этого монументального произведения творчества древними египтянами, при количестве в 4 тысячи рабочих, потребовались около 30 лет. За это время было установлено 2 300 000 известняковых блоков, каждый из которых в среднем весил около 2,5 тонн. Блоки так плотно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. А вес некоторых отдельных экземпляров доходил до 15 тонн. Вся пирамида, по подсчетам ученых, весит 5 840 000 тонн, а ее объем 2 568 000 кубометров.

При использовании современных технологий строительство происходило бы значительно быстрее. Подсчеты показали, что совместно с самыми современными техническими средствами, бригада из 450 человек занималась бы постройкой аналогичной пирамиды около 6 лет, и при этом было бы потрачено 11,5 млрд. долларов.
Храм Артемиды в Эфесе

Еще одним чудом света называют храм, который соорудили в честь греческой богини луны и охоты Артемиды (римляне ее называли Дианой). Храм Артемиды был сооружен в 7 – 6 веках до н.э. в городе Эфес, на берегу Средиземного моря. По преданию, храм был построен на средства одного из самых богатых людей, имя, которого стало нарицательным – Крез.

Храм Артемиды впечатлял своим величием и громадными размерами, по периметру здания высились 120 колонн из великолепного мрамора. Высота каждой колонны достигала 20 метров. В самом центре стояла статуя богини Артемиды.

Храм Артемиды в 356 году до н.э был сожжен честолюбцем Геростратом, который с помощью этого акта вандализма решил прославиться и это ему удалось. Имя Герострата с тех пор вошло в историю, как символ глупости и бездушия. Он очень стремился прославиться, но, имея к этому возможностей, не в силах создать что-либо ценное, решил прославиться в качестве разрушителя (поэтому пошло выражение «Слава Герострата»). Но он ошибся - на месте разрушенного храма вскоре был воздвигнут новый, еще более совершенный и красивый.

Чудо света - Храм Артемиды (фото)

О восстановительных работах этого чуда света греческим географом Страбоном (1 век до н.э – 1 век н.э.) было написано следующее: «После того, как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав собственное имущество и продав для этого колонны прежнего храма».

Но и новый храм Артемиды был разрушен, его не пощадили готы в 3 веке н.э. Археологические раскопки обнаружили только незначительные останки былого величественного здания. Храм Артемиды является одним из лучших образцов древнегреческой архитектуры. На его основе уже к 5 веку н.э. сложились в Греции классические стили: ионический, дорический и коринфский. Эти стили так стали называться по областям и народностям, жившим в этих местах.

Храм Артемиды является классическим представителем ионического стиля (ордера). Мысленно представить себе храм Артемиды вполне возможно, если взглянуть на любое другое здание, выполненное в ионическом стиле. Своеобразные колонны храма Артемиды можно сравнивать только с колоннами других древнегреческих стилей – дорического и коринфского.
Висячие сады Семирамиды

По преданию, вавилонский царь Навуходоносор II (605-562 до н.э.) возвел искусственные террасы, на которых росли все мыслимые и немыслимые в той местности растения и деревья. Висячие сады были возведены для развлечения жены Навуходоносора II, дочери мидийского царя, Амитис. Так как Амитис была родом из Мидии, то климат Вавилона казался ей душным и пыльным, вот поэтому и были возведены висячие сады, в которых молодая царица проводила много времени.

По расчетам ученых возведенные террасы висячих садов поднимались над землей на 40 метровую высоту. Для полива воду брали в протекавшем невдалеке Евфрате, для этой цели были построены специальные устройства, которые приводились в движение с помощью рабов. Без качественного полива, висячие сады не продержались бы и пары месяцев в знойном климате Ассирии.

В 4 веке до н.э. великий полководец Александр Македонский завоевал Ассирию и взял штурмом Вавилон. Роскошный город настолько поразил его свое роскошью и величием, что он остался тут навсегда, сделав Вавилон своей резиденцией. Именно в Вавилоне, в тени и прохладе висячих садов Семирамиды, Александр Македонский и умер. Висячие сады Семирамиды исчезли бесследно, но их можно представить себе довольно наглядно, если посмотреть на сходные изображения ассирийских барельефов, дошедших до наших дней.

Статуя Зевса в Олимпии

Великий афинский скульптор Фидий изваял статую Зевса в 435 году до н.э. в городе Олимпии, родоначальнице Олимпийских Игр. Спортивные состязания проводились в честь верховного бога древних греков – Зевса. Верховный греческий бог был выполнен сидящим на троне, который был изготовлен из черного дерева с инкрустациями из драгоценных камней. Сам Зевс имел в высоту 13 метров и был выполнен из золота и пластин слоновой кости.

Современник постройки статуи, греческий географ Ксанидий писал: «Бог сидит на троне – его фигура сделана из золота и слоновой кости; на ней повязка и венок на голове. В левой руке бога – скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, - это орел. В правой руке – Ника. Из золота же у бога его плащ. На этом же плаще изображены животные, а из цветов – полевые лилии… Пол перед статуей выстлан не белым, а черным мрамором. Такое впечатление, что Громовержец сейчас встанет».

В храме, для пришедших посмотреть на верховного бога, были сооружены специальные площадки, что бы все могли увидеть это чудо зодчества. Среди древних греков ходила поговорка о том, что человек, не видевший статуи Зевса – «несчастный и не получивший озарения свыше». 800 лет Зевс наблюдал за спортивными состязаниями лучших спортсменов Средиземноморья.

Статуя Зевса была столь величественна и прекрасна, что римский император Калигула собирался перевезти ее в Рим, для украшения одного из храмов. Но после принятия христианства, попытки перевезти одного из самых известных языческих божеств были оставлены. Землетрясения в этой местности за прошедшие годы разрушили и стадион, на котором проводились первые Олимпийские Игры, и храм Зевса вместе со статуей.

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей был возведен как гробница царя Карии Мавсола, умершего в 353 году до н.э. в городе Галикарнасе, на территории современного города Бодрум (Турция). Гробница была настолько величественная и монументальная, что ее название, стало именем нарицательным, обозначавшим грандиозное надгробное сооружение.

По преданиям всеми работами по возведению этого чуда света занималась жена Мавсола – Артемизия. Для работы над проектом были приглашены из Греции знаменитые архитекторы Пифей и Сатир. Рельефные украшения для храма были созданы лучшими греческими скульпторами того времени – Тимофеем, Скопасом, Бриандисом и Леохаром.

Для того времени здание было очень масштабное и величественное. Пирамидальную крышу над птероном поддерживали 36 колонн из белого мрамора. Длина мавзолея составляла около 140 метров (больше футбольного поля), в ширину гробница достигала 20 метров. Высота мавзолея Масола составляла 45 метров (15 этажей), на самом верху было установлено скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой лошадей.
Пепел, оставшийся после кремации Масола и Артемизии, хранился в золотых урнах в центре усыпальницы, которая находилась в основании здания. В качестве сторожей помещения были выполнены каменные львы.

Чудо света - Мавзолей в Галикарнасе (фото)

Мавзолей в Галикарнасе простоял около 2 тысяч лет, разрушен он был мощнейшим землетрясением в 13 века.

Колосс Родосский

Колоссом называли статую бога солнца Гелиоса, которая была установлена на острове Родос в 3 веке до н.э. Изготовлена колоссальная по тем временам статуя была из бронзы и достигала в высоту около 35 метров. Строительство исполинской статуи заняло 12 лет. По расчетам современных ученых-строителей статуя не могла быть полой, по всем выкладкам статуя изнутри заполнялась подручными материалами.

Современник строительства Колосса Родосского – римский ученый Плиний писал об этом событии: «через 60 лет после сооружения (около 225года до н. э), когда статуя была низвергнута землетрясением, к ней приходили люди дабы взглянуть на нее. Даже лежащая она вызывает удивление. Немногие могут обнять ее большой палец».

По одной из версий она стояла в гавани и «охраняла» вход в нее. По другой более достоверной версии статуя колосса стояла в городе и была обращена лицом к входу в гавань. Где бы статуя не находилась, но слава об острове, на котором смогли создать подобное монументальное сооружение, разнеслась по всему средиземноморью, и прославила остров Родос в веках.

Фаросский маяк

Фаросский маяк, его еще называют Александрийским, так как он был расположен на пути в Александрийскую бухту. Построен Фаросский маяк был около 280 года до н.э. Строили его около 20 лет, и это немудрено, так как он был самым крупным маяком древнего мира. Воздвигли его из мраморных плит, и имел высоту в 150 метров. На самом верху маяка была установлена фигура Зевса Спасителя.

Фаросский маяк имел прямоугольное основание, на нем была установлена восьмигранная башня, а третья ступень сооружения служила маяком. В качестве зеркал для маяка использовались отполированные бронзовые пластины, которые отражали свет горящего пламени на расстояние в 30 морских миль.

Греческий писатель Лукиан из Самосаты, живший во 2 веке н.э. сообщал, что архитектор, построивший Фаросский маяк, «внутри на камнях написал свое собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя. Он предвидел, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнажится надпись: «Сострат, сын Дексифона, книдиец богам-спасителям за здравие мореплавателей». Он считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк – произведение его искусства».

Фаросский маяк простоял до 14 века, пока не был разрушен мощнейшим землетрясением. Все это время он верой и правдой служил делу, для которого был построен.

Восьмое чудо света – Тадж-Махал

Беломраморную гробницу Тадж-Махал в Агре называют поэзией в камне. Большинство туристов принимают на веру очень красивую легенду, которую рассказывают о создании этого шедевра зодчества. Экскурсоводы рассказывают туристическим группам, что опечаленный смертью любимой супруги правитель Шах-Джахан (1592-1666 гг.) построил для нее великолепный мавзолей (1631-1653 гг.), который по праву стал архитектурной жемчужиной Индии.

Относительно даты постройки у историков существуют сомнения, так как гробница упоминается в исторических монгольских хрониках, а там сказано, что « монгольский император захватил монумент у джайпурского магараджи, строение было семиэтажным и требовало ремонта». Судя по этим историческим летописям Тадж-Махалу на 450 лет больше, чем по официальной версии.

А версия, которую рассказывают туристам, звучит так: Мумтаз-Махал, жена Шах-Джахана умерла в 1631 году. Безумно любивший ее султан забросил все государственные дела и погрузился в свое горе, перед этим приказав построить для покойной усыпальницу, которой еще свет не видел. В Агру целыми караванами свозились белый мрамор и самоцветы. Со всей Индии были приглашены лучшие строители и зодчие. Через год гробница для прекрасной Мумтаз-Махал была готова и ее поместили в склеп. Как описывали очевидцы, никто не мог отделаться от ощущения, что супруга султана не умерла, а просто тихонько спит. Но обряд погребения был совершен, и строители возвели вокруг гробницы стены из белого мрамора.

В это же время, сын убитого горем Шах-Джахана – Аурангзэб воспользовался тем, что отец не в себе и захватил власть, а отца заточил в башню крепости Агра. Когда же отец по прошествии времени умер, то его похоронили рядом с женой в гробнице Тадж-Махал.

Восьмое чудо света – Тадж-Махал (фото)

Загадочным в этой истории выглядит то, что пока строилась гробница, тело Мумтаз-Махал не тронул тлен. Жаркий климат Индии и запрет ислама на бальзамирование привело к тому, что тело Мумтаз уложили в оловянный саркофаг с плотно подогнанной крышкой. Сам саркофаг был наполнен кристаллами камфары, сандаловым порошком и другими минералами. Так древние ученые смогли создать нетленность жене султана.

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход – к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Самые ранние сведения о семи чудесах света найдены в трудах древнего философа и ученого Геродота. Пять тысяч лет до нашей эры Геродот попытался классифицировать эти чудесные и загадочные объекты. Труд Геродота, в котором он подробно описывал уникальные архитектурные шедевры древнего мира, сгорел при пожаре в Александрийской библиотеке, как и множество других уникальных рукописей. До наших дней дошли только отдельные записи в уцелевших рукописях и фрагменты сооружений, относящихся к семи чудесам света, которые найдены в результате археологических раскопок.

В небольшом сочинении Филона Византийского, имеющего название «О семи чудесах света» на двенадцати страницах описываются семь объектов древности. Но писал свой труд автор на основе услышанных рассказов других, однако сам никогда их не видел.

В Европе о семи чудесах света узнали после выхода книги «Наброски по истории архитектуры». В ней автор, Фишер фон Эрлах, скрупулезно описал семь уникальных объектов древности.

На Руси самое первое упоминание о семи чудесах света найдено в трудах Симеона Полоцкого, который в своих записях ссылается на некий византийский источник.

В перечень самых знаменитых памятников древнего мира входят: египетская пирамида в Эль-Гизе, статуя Зевса Олимпийского, Фаросский маяк, Висячие сады Семирамиды, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и храм Артемиды Эфесской.

Пирамиды Гизы.

Сегодня из всех перечисленных семи чудес света древнего мира сохранилась только Великая пирамида Хеопса, находящаяся в Эль-Гизе.

Около четырех тысяч лет пирамида Хеопса была самым высоким сооружением. Спроектирована и построена она была как усыпальница самого известного фараона – Хуфу (Хеопса). Строительство пирамиды завершилось в 2580 году до н.э. Затем здесь же были построены еще пирамиды для внука и сына Хеопса, а также пирамиды для цариц. Но великая пирамида Хеопса самая большая из них. Археологи предполагают, что строительство этой пирамиды осуществлялось около 20 лет и в возведении ее участвовало не менее ста тысяч человек. Для постройки потребовалось 2 млн. каменных блоков, вес каждого не менее 2,5 тонн. Рабочие использовали рычаги, блоки и пандусы для укладки без раствора и подгонки друг к другу каждого такого блока. В завершенном виде пирамида представляла собой ступенчатое сооружение. Затем ступени были закрыты отполированными белоснежными блоками из известняка. Блоки так плотно прилегали друг к другу, что между ними нельзя даже просунуть лезвие ножа. Великая пирамида вознеслась ввысь на 147 метров! Длина одной из сторон основания пирамиды Хеопса составляет 230 метров. Пирамида занимает площадь большую, чем девять футбольных полей. Древние египтяне считали, что если сохранить тело фараона, то его дух будет жить и после смерти, поэтому они мумифицировали тело фараона Хуфу и поместили его в погребальную камеру, находящуюся в центре пирамиды.

Висячие сады Семирамиды.

В шестом веке до н.э. Нововавилонский царь Навуходоносор II приказал построить дивные сады для свой жены Амитис. Являясь мидийской принцессой, она скучала в пыльном и шумном Вавилоне по своей родине, которая славилась ароматами многочисленных садов и зелеными цветущими холмами. Царь хотел не только порадовать Амитис, но и создать такой шедевр, который мог бы прославить его.

Висячие сады Семирамиды считаются вторым чудом света. Существуют летописи, которые очень подробно описывают сады вавилонского царя. Согласно найденным записям, сады были построены около 600 г до н.э. Древний Вавилон находился на берегу реки Евфрат, южнее современного Багдада. Несмотря на то, что идея создать среди засушливой вавилонской равнины цветущих садов и зеленых холмов считалась несбыточной фантазией, проект Навуходоносора II все же воплотился в жизнь.

Висячие сада Семирамиды представляли собой четырёхъярусную пирамиду, ярусы которой были одновременно и террасами, и балконами. Ярусы удерживались мощными колоннами. На каждом из них были посажены уникальные растения (цветы, деревья, трава и кустарники). Семена и саженцы для садов привозились из всех стран мира. Внешне пирамида напоминала постоянно цветущий холм. Для садов была сконструирована уникальная система орошения. Круглые сутки несколько сотен рабов вращали колеса с ведрами для снабжения растений водой.

Вавилонские сады были поистине оазисом в жарком и душном Вавилоне. Царицу Амитис неизвестно почему стали называть по имени ассирийской царицы – Семирамиды, поэтому и удивительные сады Вавилона также называли висячими садами Семирамиды.

В 9 веке до нашей эры Александр Македонский так был покорен великолепием садов Вавилона, что разместил свою резиденцию во дворце. Он любил отдыхать в тени садов и вспоминать свою родную Македонию. Когда город пришел в упадок, подавать воду в сады стало некому, все растения погибли, а многочисленные землетрясения окончательно разрушили дворец. Вавилон исчез вместе с одним из красивейших объектов древности – Висячими садами Семирамиды.

Храм Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды в Эфесе был создан по инициативе и финансировании Александра Македонского. Внутреннее убранство храма было великолепным: прекрасные статуи и потрясающие картины, созданные самыми лучшими художниками и зодчими того времени. Но история этого храма началась задолго до этого. В 560 году до н.э. царь Лидии Крез (считался самым богатым правителем того времени) построил в городе Эфесе величественный храм в честь богини луны Артемиды, которая считалась покровительницей молодых девушек и животных. Храм был построен из местного строительного сырья – мрамора и известняка, добывавшегося в близлежащих горах. Основной особенностью храма стали гигантские мраморные колонны в количестве 120 штук. В центре храма стояла статуя богини Артемиды. Этот храм превосходил размером знаменитый тогда афинский храм Парфенон. Простоял он двести лет и в 356 году до н.э. храм был полностью сожжен. Согласно истории, поджег его Геростат, таким образом, мечтающий прославиться в века. Интересно совпадение – храм был сожжен в тот день, когда родился Александр Македонский. Прошли годы. Александр Великий посетил Эфес и приказал восстановить храм. Храм, построенный Александром, просуществовал до III века н.э. Город погибал, бухту Эфеса заносило илом. Храм подвергся разграблению готами, затапливался многочисленными наводнениями. Сегодня на месте храма можно увидеть только несколько блоков и одну восстановленную колонну.

Галикарнасский мавзолей.

Мавсол, правитель Карии, сумел достичь могущества и приобрести значительные богатства. Кария тогда входила в персидскую империю, а столицей ее стал город Галикарнас. Он решил построить для себя и своей царицы гробницу. Но, как он мечтал, гробница должна быть необычной – она должна стать памятником его богатству и могуществу. Сам Мавсол не дожил до завершения строительства этого величественного объекта, но его вдова продолжила руководить строительством. Гробницу достроили в 350 году до н.э. и назвали ее по имени царя - Мавзолеем. В дальнейшем это название стали давать величественным и внушительным гробницам.

Мавзолей в Галикарнасе представлял собой прямоугольник размерами 75х66 метров, высотой 46 метров. Прах царствующей четы хранился в золотых урнах, размещенных в усыпальнице Мавзолея. Несколько каменных львов охраняли это помещение. Над самой усыпальницей возвышался величественный храм, окруженный статуями и колоннами. На вершине здания была возведена ступенчатая пирамида. А венчало весь комплекс скульптурное изображение колесницы, которой правила царствующая чета. Через 18 столетий мощное землетрясение разрушило до основания Мавзолей. В 1489 году обломки величественной гробницы были использованы христианскими рыцарями для постройки своего замка. Сама усыпальница была безжалостно разграблена мародерами. В настоящее время части основания Мавзолея, рельефы и статуи, которые были найдены при раскопках, находятся в лондонском Британском музее.

Колосс Родосский.

Пятым чудом света древнего мира считается статуя Колосса Родосского. Гигантская статуя стояла в портовом городе на острове Родос. Жители Родоса считали себя независимыми торговцами и старались не вмешиваться в чужие военные конфликты, но им не удалось избежать того, что их самих неоднократно завоевывали. В IV веке народу Родоса удалось отстоять свой город от нашествия воинственных греков. В ознаменование этой победы решили построить статую бога солнца Гелиоса. Точное месторасположения и вид статуи остался неизвестным для нас, из летописей следует только то, что выполнена она была из бронзы и достигала в высоту тридцать три метра. Чтобы сделать ее устойчивой, во время строительства ее полую оболочку заполняли камнями. Возводилась она 12 лет! В 280 году до н.э. Колосс стал в полный рост над родосской бухтой. Через 50 лет произошло сильное землетрясение, и Колосс рухнул, переломившись на уровне колен. Местный оракул потребовал не восстанавливать статую. 900 лет каждый приезжий на Родос мог взглянуть на статую поверженного бога. В 654 году н.э. сирийский князь, захвативший остров, снял со статуи все бронзовые пластины и увез их в Сирию.

Александрийский маяк.

В III веке до н.э. на острове Форос, недалеко от берега александрийской бухты был построен маяк, чтобы помочь кораблям, проходящим рифы на подходе к александрийскому порту. Маяк высотой в 117 метров состоял из трех массивных мраморных башен. На вершине одной из башен стояла статуя Зевса. Ночью маяк отражал языки пламени, а днем над ним взвивался столб дыма. Для работы маяка требовалось большое количество топлива. Дерево привозили к маяку многочисленные мулы и лошади. Вместо зеркал, направляющих свет в море, использовались бронзовые пластины. Простоял Форосский маяк 1500 лет и был уничтожен землетрясением. На обломках маяка мусульмане построили свой военный форт. Этот военный объект до сих пор стоит на месте фаросского маяка.

Олимпийская статуя Зевса.

Три тысячи лет назад Олимпия являлась религиозным центром Греции. В то время наиболее почитаемым греческим божеством был царь богов – Зевс. Регулярно проводились празднества, включая и спортивные соревнования. Считается, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э. После этого 1100 лет проводились соревнования с периодичностью раз в четыре года. На время проведения игр прекращались все войны, чтобы дать участникам прибыть на место соревнований. Граждане Олимпии решили возвести в городе величественный храм, посвященный Зевсу. Десять лет ушло на его строительство. В храме должна была находиться статуя Зевса. Скульптор Фидий с подручными сначала создали деревянный каркас скульптуры, затем покрыли его пластинами из слоновой кости, одежда же бога была выполнена из золотых листов. Несмотря на огромное количество деталей, из которых состояла скульптура, смотрелась она как монолитная фигура. Зевс величественно восседал на троне, украшенном драгоценными камнями и инкрустированном черным деревом. Статуя в высоту достигала 13 метров, доходя до потолка храма. На протяжении 800 лет после ее создания статуя Зевса в Олимпии была седьмым чудом света. Римский император Калигула пожелал, чтобы статую перенесли в Рим. По легенде, когда прибыли рабочие, посланные императором, статуя разразилась громким хохотом, и рабочие в испуге разбежались. В 391 году н.э. римляне запретили проведение Олимпийских игр и закрыли все греческие храмы. Через несколько лет статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г.н.э. дворец, где находилась статуя, сгорел. Храм в Олимпии был разрушен землетрясением. Человечество потеряло одно из своих чудес – статую Зевса в Олимпии.

Остается надеяться, что когда-нибудь мировые технологии достигнут такого уровня, что смогут воссоздать семь чудес света древнего мира. И это будет поистине дань памяти поколений талантливым зодчим древности, создавших шедевры архитектуры, которым нет равных в современном мире.