Домой / Анатомия почек / У-Син: теория пяти элементов в нашей жизни. Пять первоэлементов

У-Син: теория пяти элементов в нашей жизни. Пять первоэлементов

Эта классификация составлена терапевтами, которые практикуют традиционную китайскую медицину и апитерапию. Я узнала о ней от румынского врача Стефана Стангациу, который известен во всем мире и считается авторитетным экспертом в апитерапии.

Вода как элемент, из которого произошла жизнь на нашей планете, представляет и наше происхождение. Сюда относятся почки, мочевой пузырь и кости. Кости дают нам стабильность, они составляют скелет.

С точки зрения китайцев, основной источник нашей жизненной энергии ци находится в почках.

Эта взаимосвязь известна всем. Если мы страдаем от тяжелого недуга или очень сильно потрясены эмоционально, то часто для выражения ощущений выбираем такие образные выражения, как «уже в почках сидит» или «потрясло до мозга костей». За обоими выражениями скрывается реальная угроза жизни, которая также часто связана со смертельным страхом. Для прямой поддержки организма самым подходящим продуктом пчеловодства с высоким потенциалом восстановления является маточное молочко. Оно может хорошо поддержать нас как в физически, так и в психологически трудных ситуациях.

При накоплении воды в тканях в некоторых случаях может помочь и медовый массаж. Здесь включается принцип контролирующего цикла: первоэлемент земля (мед) контролирует первоэлемент воду. Благодаря медовому массажу вода снова возвращается в кровообращение, чтобы почки переработали ее и вывели из организма. По тому же принципу при воспалениях мочевого пузыря помогают теплые сидячие ванны с медом. Прием меда способствует более быстрому излечению воспаления. Хронические воспаления мочевого пузыря свидетельствуют о том, что этот орган ослаблен. В этом случае хорошие результаты может дать курс лечения с маточным молочком. При таких заболеваниях мы часто имеем дело с синдромом «холода». Поэтому пациенты хорошо реагируют на процедуры с теплом: в апитерапии это теплые восковые компрессы и аппликации.

Первоэлементу дереву в традиционной китайской медицине соответствует весна с ее обилием цветков и пыльцы. Непростое время для тех, кто, к сожалению, страдает аллергией на пыльцу. Поэтому такие продукты пчеловодства, как пыльца и перга, тесно связаны именно с этим первоэлементом.

Печень и желчный пузырь как органы тоже относятся к первоэлементу дереву. Ведь недаром пыльца замечательно поддерживает печень и желчный пузырь. Но будьте осторожны в приеме пыльцы, так как она несет с собой большую динамику, что может быть неблагоприятным фактором, например, при остром воспалении желчного пузыря. В этом случае лучше воспользоваться контролирующим правилом и применить прополис (металл контролирует дерево).

У аллергиков и людей, которые часто простужаются, согласно традиционной китайской медицине наблюдается болезнь ветра. Она тоже относится к первоэлементу дереву. Так что при острой пыльцевой аллергии мы не можем принимать пыльцу. В этом случае хороший результат даст «контрольное» лечение прополисом. Пыльца мало поможет и при лечении простуды в острой стадии.

В период, когда нет острой аллергии, мы, наоборот, благодаря приему пыльцы можем добиться эффекта десенсибилизации и дополнительно укрепить эффект с помощью маточного молочка в соответствии с принципом «мать - сын». В цикле взаимопорождения вода стоит перед деревом, то есть вода поддерживает дерево. Это значит, что, используя маточное молочко, мы можем поддержать основную энергию. Регулярный прием пыльцы помогает укрепить иммунитет людям, которые часто подхватывают инфекции.

Каждый человек, которого хоть раз кусала пчела, знает: ранка горит, как огонь, и потом место укуса еще долго гораздо теплее, чем окружающие ткани. Пчелиный яд улучшает кровоснабжение, расширяя капилляры, снижает вязкость крови и дает тепло тканям. По опыту известно, что пчелиный яд регулирует кровяное давление. Благодаря именно этим свойствам его относят к первоэлементу огню.

Но если у нас «заболевание жары», например острое воспаление суставов, то при приеме пчелиного яда нужно проявить осторожность, так как лечение такого недуга, как правило, требует охлаждения. А вот хронические заболевания суставов, наоборот, очень положительно реагируют на тепло.

Многие из нас знают выражение «сгорел на работе». За ним скрывается очень серьезное заболевание, которое все чаще встречается в современном обществе. Если мы рассмотрим этот феномен с точки зрения традиционной китайской медицины, то увидим, что у такого человека просто слишком много огня и он сжег свою энергию. В такой ситуации мы снова обращаемся к правилу контроля и помогаем таким людям с помощью маточного молочка (вода контролирует огонь).

К первоэлементу земле относятся желудок и селезенка, они олицетворяют питающий принцип. Мышцы тоже относятся к земле. Питающий продукт пчеловодства здесь мед - сладкий, соответственно тому вкусу, которым характеризуется этот первоэлемент. Мед поставляет мышцам быструю и устойчивую энергию. Пчелиный воск в форме компрессов и повязок помогает при мышечном напряжении.

Мед поддерживает переваривание пищи и возбуждает аппетит. Детям, которые плохо едят, но любят сладости, можно спокойно давать немножко меда - тогда у них усиливается аппетит...

К земле относится и такая эмоция, как тревога. Люди, которые сильно беспокоятся, часто очень худые, так как «съедают» себя изнутри этим беспокойством и не могут кушать. Регулярный прием меда пойдет им только на пользу. Но другие, постоянно тревожащиеся люди наедают себе жир. Мед может помочь и им, если они заменят этим продуктом более питательные сладости.

Людям с избыточным весом нужен контроль над таким элементом, как дерево. С точки зрения апитерапии цветочная пыльца и перга, относящиеся к дереву, контролируют землю. Кроме того, первоэлемент дерево отвечает также за движение и динамику; здесь тоже снова включается правило контролирующего элемента: лишний вес можно побороть с помощью активного движения.

К этому первоэлементу относятся легкие, толстая кишка и кожа. Эта взаимосвязь часто не признается традиционной медициной. А вот в натуропатии эта связь всем известна. Обе системы органов находятся на границе нашего организма с окружающим миром и связаны с энергией вэй-ци.

Очень частая причина проблем с кожей - нарушение функций кишечника. Кожные заболевания, такие как нейродермит, которые в детском возрасте лечат кортизоном, часто приводят к бронхиальной астме в зрелом возрасте. Многие заболевания этих органов хорошо реагируют на лечение прополисом. Существуют разные препараты, которые делают возможным целенаправленное применение этого продукта пчеловодства.

Легкие и кожа - это органы, обеспечивающие постоянное взаимодействие организма человека с окружающим миром. В данном случае нам поможет защита прополиса: он поддерживает энергию вэй-ци, то есть энергию, защищающую нас от окружающего мира.

В качестве контролирующего механизма может сработать лечение пчелиным ядом. Чрезмерные реакции этих органов - приступы астмы, сильная кожная сыпь, воспаления толстой кишки - в традиционной медицине в основном лечат большими дозами кортизона. Особенно тогда, когда эти заболевания переходят в хроническую форму, лечение пчелиным ядом становится альтернативой лечению кортизоном. По моему мнению, длительный прием кортизона всегда заводит в тупик. При этом негативные последствия часто не сопоставимы с положительными результатами. Пчелиный яд способствует выработке аутогенного кортизола, который при значительно более низкой концентрации в крови оказывает больший эффект, чем фармакологический кортизон. Но, к сожалению, такая терапия применяется слишком редко. Опытный апитерапевт может лечить пчело-ужалением или пчелиным ядом из ампул.

Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление .
Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево.
Взаимопреодоление состоит в следующем: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево.

Для создания уникальной лечебной продукции Хуа Шен тщательно отобраны пять натуральных функциональных материалов:
- высококачественные хлопковые волокна – «дерево»,
- биофотонные материалы – «огонь»,
- волокна растительного белка – «земля»,
- магнитные волокна – «металл»,
- волокна бамбукового угля – «вода»,

При использовании биологических инженерных технологий извлекается и очищается функциональный волокнистый прядильный раствор, в который равномерно распыляется коллоидный раствор нанометрических биофотонных материалов. После приготовления раствора нити создаются при помощи технологии мокрого прядения.
Характеристики этиx динамическиx сущностей (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), или единиц, и иx отношения междy собoй изложены в теории пяти элементов.
Согласнo этoй теории, жизненнaя сила, в еe бесчисленныx проявлениях, рождаетcя и умираeт благодаpя взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева. Этa модель, состоящaя из пяти элементов, принадлежит даосизму; древниe западныe философии, равнo кaк и индийская, основывалиcь нa модели, включавшeй в себя всегo четырe элемента, или стихии: земля, воздух, водa и огонь. Для даосoв воздуx включeн в понятиe огня, посколькy бeз воздуxa огонь гореть нe может.
Существуют двa цикла, иллюстрирующиe взаимодействиe междy элементами. В первoм цикле, который называетcя "циклoм порождения", каждый из элементoв порождает, или производит, следующий элемент: деревo производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, a водa производит дерево, чтo естественным образoм приводит к началy цикла. Вo вторoм цикле, который называетcя "циклoм разрушения", каждый из элементoв разрушает, или поглощает, следующий зa ним элемент. Так, водa разрушаeт металл, металл разрушаeт дерево, деревo поглощаeт воду, водa поглощаeт огонь, огонь разрушаeт металл, и цикл начинаетcя сначала.
Совершеннo тaк же, кaк и Вселенная, сохраняющaя равновесиe благодаpя взаимодействию пяти элементов, человеческоe тело, являющееcя микрокосмoм Вселенной, поддерживаeт гармонию душевногo и физическогo начaл благодаpя всe томy жe взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулируeт в организме, используя для этoю меридианы и соответствующиe органы и внутренности, следуя строгo определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующиe циркуляцию энергии в организме, являютcя отражениeм теx двуx циклов, которыe представляли собoй взаимодействиe междy пятью элементами. Для даосoв каждaя из внутренностeй человекa связанa c одним из пяти элементов.

В первoм циклe каждый из органoв соединяетcя c соответствующим емy элементом, чтo приводит к следующемy результату: сердцe (огонь) поддерживаeт селезенкy и поджелудочную железy (земля), селезенкa и поджелудочнaя железa (земля) поддерживают легкиe (металл), легкиe (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), a печень (дерево) поддерживаeт сердцe (огонь). Внутренности такжe подчинены этомy циклу: тонкиe кишки (огонь) поддерживают желудoк (земля), желудoк (земля) поддерживаeт толстыe кишки (металл), толстыe кишки (металл) поддерживают мочевoй пузыpь (вода), a мочевoй пузыpь (вода) поддерживаeт желчный пузыpь (дерево).

Элементы и иx соответствиe органaм и внутренностям:

Огонь - сердце тонкиe кишки эндокринныe железы
Металл
- легкие толстыe кишки кожа
Водa
- почки мочевoй пузырь кости
Земля
- селезенкa поджелудочнaя железа желудок мышцы
Деревo
- печень желчный пузырь нервы

В случае, если в каком-либo из органoв нарушаетcя равновесие, oн нe толькo нe можeт большe поддерживать орган, следующий зa ним нa меридианнoм пути, нo и оказываeт негативноe воздействиe нa этoт оргaн или провоцируeт отрицательноe воздействиe другогo органa нa себя самого. Впрочем, именнo этo и показываeт нaм вторoй цикл, тo есть тoт цикл, в которoм каждый из элементoв разрушаeт или поглощаeт следующий зa ним элемент.
Когдa нарушаетcя равновесиe энергии в сердцe (огонь), сердцe (огонь) негативнo воздействуeт нa легкиe (металл); легкиe (металл) негативнo воздействуют нa печень (дерево); печень (дерево) отрицательнo воздействуeт нa селезенкy -поджелудочную железy (земля); селезенкa - поджелудочнaя железa (земля) негативнo воздействуeт нa почки (вода): a почки (вода) оказывают неблагоприятноe воздействиe нa сердцe (огонь).
Этa модель применимa такжe и кo внутренностям: нарушениe равновесия энергии в тонкиx кишкаx (огонь) приводит к негативномy воздействию нa толстыe кишки (металл): толстыe кишки (металл) неблагоприятнo воздействуют нa желчный пузыpь (дерево); желчный пузыpь (дерево) оказываeт негативноe воздействиe нa желудoк (земля); желудoк (земля) негативнo воздействуeт нa мочевoй пузыpь (вода); a мочевoй пузыpь (вода) пагубнo действуeт нa тонкиe кишки (огонь).
Показав, чтo циклическоe взаимодействиe междy органами и внутренностями идентичнo взаимодействию междy элементами, даоcы дали своим последователям правдоподобноe объяснениe такиx высказываний кaк "то, чтo наверху, ничeм нe отличаетcя оттого, чтo внизу" и "микрокоcм - зеркалo макрокосма", чтo позволилo им впоследствии говорить oб обменe энергиeй междy органами и внутренностями кaк oб установленнoм факте, посколькy они доказали, чтo этo взаимодействиe основываетcя нa тoй жe самoй логике, которaя даeт возможность инстинктивнo воспринимать взаимодействиe пяти элементoв кaк неоспоримo существующеe явление.

Энергетическая защитная продукция Пяти первоэлементов 《 Хуа Шэн 》 создана на основе учения Цзинло китайской традиционной медицины и исходит из принципов голографической теории при использовании энергетической медицины. Она порождает энергию Пяти первоэлементов, которая, воздействуя на определенную область, обладает способностью регулировать весь организм, восстанавливать поврежденные системы, корректировать физические способности, функции, способности и потенциал организма до оптимального состояния и создавать сильное энергетическое поле Пяти первоэлементов вокруг организма, повышать сопротивляемость организма и устойчивость к болезням, а также возможности восстановления, осуществляя разностороннюю и универсальную профилактику и лечение различных заболеваний, и таким образом достигается роль лечения различных заболеваний и общего оздоровления.

P.S. Энгетическую продукцию надо применять всю воедино и целиком!
а не порознь. Ибо в противном случае она Н Е Р А Б О Т А Е Т!

По древневосточной теории внутренние органы человека связаны с пятью первоэлементами земли: сердце - с огнем (повязка на голову), селезенка - с землей, печень - с деревом (налокотники и напульсники), почки - с водой, легкие - с металлом (наколенники, гетры и налодыжники). Из всех этих теорий следует одно: все внутренние органы в человеческом организме связаны между собой (энергетическим поясом), а человек является частью природы.

Энергетическая продукция ХуаШен - Пяти первоэлементов «ХуаШен» - это первая продукция, в которой сочетаются пять видов функциональных материалов. В круге Пяти первоэлементов все взаимосвязано, как и в организме. Они совместно воздействуют на организм и не только активируют клеточный метаболизм и ускоряют кровообращение в подкожных тканях, но и ускоряют, полностью расщепляют и отделяют отложения со стенок кровеносных сосудов, затем по мере циркуляции крови выводят из организма, добиваясь и достигая активизации обмена веществ и повышая иммунитет организма.

Пять внутренних органов – печень, сердце, селезенка, лёгкие и почки – соответствуют пяти видам материальной энергии их ПЯТИ первоэлементов: дереву, огню, земле, металлу и воде. На самом деле, заболевания внутренних органов вызываются дисбалансом пяти видов энергии, в следствии этого Пять стихий должны взаимно дополнять друг друга, и только питание и увлажнение пяти внутренних органов может восстановить их жизненную силу.
Н арушение работы какого-либо органа (сердца, селезенки, почек, печени, легких) влечет за собой дисбаланс защитных сил всего организма, нарушения микроциркуляции крови и лимфы, в результате чего до клеток не доносятся питательные вещества и не выводятся продукты метаболизма.

Стремись к балансу между первоэлементами Для создания гармонии, во всем необходимо поддерживать динамичный баланс между пятью первоэлементами. Человек, его тело, в организация, страна – абсолютно все – здоровы и находятся в гармонии и сами ми собой, и со Вселенной, если пять первоэлементов в них сбалансированы.

В частности, в восточной медицине любая болезнь объясняется тем, что в организме произошла разбалансировка энергий Инь и Ян и пяти базовых элементов. Лечить надо не внешние проявления болезни или дисфункции каких-то органов. Надо устранять первопричину болезни, то есть восстановить баланс между Инь-Ян и пятью первоэлементами..

← + Ctrl + →
Концепция инь и ян Человек и климат

Пять первоэлементов

Теперь уделим немного внимания теории пяти первоэлементов с тем, чтобы поближе познакомиться с основами китайской медицинской терминологии. В главе, озаглавленной «Великий принцип», в «Книге истории» обращается внимание на гармонию между человеком и Вселенной в свете пяти первоэлементов.

Эти пять первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Они могут существовать в согласии и во взаимодополняющей и неразрывной связи друг с другом, или же они могут действовать друг против друга и тем самым разрушать друг друга. Учение о первоэлементах, без сомнения, имеет очень древнее происхождение. Пожалуй, его можно выразить следующим образом: огонь пожирает дерево; после того как огонь отгорит, остается пепел, который затем превращается в землю, в которой обнаруживается металл, из-под которого бьет ключом вода; вода питает деревья, завершая, таким образом, цикл и опять возвращаясь к дереву.

Такая последовательность, в свою очередь, подтверждается традиционным искусством врачевания. Но с другой стороны, эти элементы противоборствуют друг с другом: антиподом огня является металл; антиподом земли - вода. Металл и дерево уравновешивают друг друга, то же происходит с водой и огнем или с деревом и землей. Следующая диаграмма поможет уяснить это.

Судя по главе «Хун фань», последовательность элементов такова: вода, огонь, дерево, металл, земля.

Число «пять», как говорится в той же главе, имеет отношение не только к пяти первоэлементам, но и к другим группам из пяти составляющих, таким, как пять видов вкуса, пять сезонов и пять вероятностей достижения счастья. Традиционное учение также устанавливает связи между составными элементами различных групп, и таким образом, при этом возникает закрытая замкнутая система; постоянные усилия улучшить и усовершенствовать ее приводили к тому, что китайское искусство врачевания вобрало в себя чрезмерный формализм. В то же время многочисленные благотворные процессы в практическом плане были связаны с теорией пяти элементов, и это используется сегодня как составная часть в традиционном искусстве врачевания.

В главе «Хун фань» огонь ассоциируется с «горьким», вода - с «соленым», дерево - с «кислым», металл - с «острым» и земля - со «сладким». Английский натуралист Джон Нидхэм из этого заключил, что связь между огнем и горечью, вероятно, происходит от заваривания лекарственных трав, а ассоциация воды с соленым восходит к опыту жителей морского побережья. Связь между деревом и кислым напоминает об обнаружении некоторых кислых субстанций растительного происхождения, а та, что существует между металлом и острым или едким, напоминает о едком дыме, образующемся при плавке металла. Связь между землей и сладким предполагается благодаря сладости дикого меда и зерна. Нидхэм также допускает, что пять элементов могут иметь отношение не к пяти субстанциям, а к пяти свойствам: вода дает представление о жидком; огонь - о горении и распространении жара; дерево - о твердости и годности к обработке; металл - о плавкости и земля - о плодородии.

«Есть пять элементов на небе и также пять - на земле», - утверждает «Су-Вэнь». Макрокосмос, так же как и микрокосмос, в соответствии с пятью первоэлементами подразделяются в численном выражении на пять первооснов. Взаимосвязь между Вселенной и человеческим телом лучше всего может быть представлена при помощи следующей таблицы:

Классификация в рамках макрокосмоса

Если добавить к этой таблице пять точек ориентира по сторонам света: север, юг, восток, запад и центр (в Китае центр также является точкой ориентира по сторонам света) - вместе с пятью хорошо известными планетами: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, то получим картину проявления пяти первоэлементов в природе.

Классификация в рамках микрокосмоса

Пять органов фу, обозначенных в вышеприведенной таблице, относятся к активным, действующим органам, в то время как органы чжан характеризуются как пассивные и накопительные.

Концепции инь-ян и пяти первоэлементов тесно связаны друг с другом. Энергия ян может быть увеличена или же ослаблена пятью первоэлементами. То же самое происходит и с инь. В искусстве врачевания также проводят различия между органами инь и ян. Каждый орган инь и каждый орган ян, как мы увидим в дальнейшем, имеет отношение к одному из первоэлементов. Таким образом, человек растворен в природе как в целом, становясь ее неотъемлемой частью, и в силу этого следует дао - универсальному закону природы.

Для полноты картины следует добавить, что концепции инь-ян и пяти первоэлементов также связаны со временем дня и с имевшими каждый свой знак циклами китайского лунного календаря, что, таким образом, предполагало связь между болезнью и космическими силами. С одной стороны, это был путь приобретения полезных знаний, и сегодня современные биометеорологи и космобиологи занимаются сходными проблемами. С другой стороны, такое допущение зависимости состояния здоровья от расположения звезд уводило в дебри суеверия, которое оказывало воздействие на все аспекты жизни: выбор времени для заключения сделок и брачных союзов, а также и для лечения заболеваний. Астрологическое наглядное пособие такого рода представлено на рис. 3.

До сих пор мы рассказывали о том, как в человеческом теле представлен маленький мир, сравнимый с большим. Это привело к формированию своеобразного анатомо-философского взгляда, согласно которому природа и человеческое тело совпадают во многих отношениях. Как человек, так и природа зависят от проявления инь-ян и пяти первоэлементов.

Рис. 3. Астрономический компас Рисунок взят из опубликованной копии труда «Золотое зеркало медицины» (XVIII век нашей эры).

На этом астрономическом компасе время суток, времена года и их взаимосвязь представлены следующим образом:

1 - «естественный порядок вещей» (самый внутренний круг);

2 - двенадцать земных циклических знаков и деление на часы;

3 - взаимосвязь между пятью первоэлементами по отношению друг к другу и их качества;

4 - связь между десятью небесными циклическими знаками и первоэлементами;

5 - благоприятные и неблагоприятные расположения созвездий

В медицинском разделе этой книги мы покажем, что такой философский взгляд приводит в определенных случаях к положительным практическим результатам, и не по причине спекулятивного альтруизма, а в силу того, что в основе его лежит опыт. Нынешняя официальная политика Китайской Народной Республики по вопросам медицины, кажется, нацелена на придание большей значимости традиционным методам исцеления. В рамках такой реабилитации, как мы уже видели, делается попытка соединить традиционные взгляды и доминирующую политико-социологическую доктрину. И все же практические соображения вполне могут играть во всем этом немаловажную роль, не имея ничего общего со стимулом, который дает национальное самоутверждение, поскольку, несмотря на то что в Китайской Народной Республике около полумиллиона врачей, обученных традиционным методам, лишь около 70 тысяч из них получили один из видов медицинского образования, основанного на научных знаниях.

Чтобы получить более полную панораму современной ситуации в области медицины в КНР, мы теперь приведем выдержки из нескольких трудов, опубликованных недавно в континентальном Китае и в Советском Союзе, относительно традиционного искусства врачевания.

В «Сборнике по традиционному китайскому искусству врачевания» делается попытка обосновать справедливость концепции инь-ян и учения о пяти первоэлементах и соединить философию этих учений с реальной практикой. В этой книге традиционный взгляд пронизан «материалистическим видением древности», хотя и это видение было не в состоянии объединить все естественные явления в целостную систему, в чем, честно говоря, не было большой нужды.

Го Можо в своей «Книге десятикратной критики» пишет следующее: «В силу самого своего происхождения такие концепции, как, в частности, концепции инь-ян и пяти первоэлементов, противоречат суеверию, или, другими словами, они научны».

Но все же пока что слишком рано делать поспешные обобщения, поскольку эти концепции должны быть более тщательно проанализированы и более полно обоснованы.

← + Ctrl + →
Концепция инь и ян Человек и климат

Созерцание устройства Вселенной и наблюдение за ним позволили древним даосам создать теорию, объяснявшую равновесие, установившееся между дополняющими друг друга и противоположными но отношению одна к другой сущностей, из которых Вселенная состоит. Характеристики этих динамических сущностей, или единиц, и их отношения между собой изложены в теории пяти элементов.

Согласно этой теории, жизненная сила, в ее бесчисленных проявлениях, рождается и умирает благодаря взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева. Эта модель, состоящая из пяти элементов, принадлежит даосизму; древние западные философии, равно как и индийская, основывались на модели, включавшей в себя всего четыре элемента, или стихии: земля, воздух, вода и огонь. Для даосов воздух включен в понятие огня, поскольку без воздуха огонь гореть не может.

Существуют два цикла, иллюстрирующие взаимодействие между элементами. В первом цикле, который называется "циклом порождения", каждый из элементов порождает, или производит, следующий элемент: дерево производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, а вода производит дерево, что естественным образом приводит к началу цикла. Во втором цикле, который называется "циклом разрушения", каждый из элементов разрушает, или поглощает, следующий за ним элемент. Так, вода разрушает металл, металл разрушает дерево, дерево поглощает воду, вода поглощает огонь, огонь разрушает металл, и цикл начинается сначала.

Совершенно так же, как и Вселенная, сохраняющая равновесие благодаря взаимодействию пяти элементов, человеческое тело, являющееся микрокосмом Вселенной, поддерживает гармонию душевного и физического начал благодаря все тому же взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулирует в организме, используя для этою меридианы и соответствующие органы и внутренности, следуя строго определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующие циркуляцию энергии в организме, являются отражением тех двух циклов, которые представляли собой взаимодействие между пятью элементами. Для даосов каждая из внутренностей человека связана с одним из пяти элементов.

В первом цикле каждый из органов соединяется с соответствующим ему элементом, что приводит к следующему результату: сердце (огонь) поддерживает селезенку и поджелудочную железу (земля), селезенка и поджелудочная железа (земля) поддерживают легкие (металл), легкие (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), а печень (дерево) поддерживает сердце (огонь). Внутренности также подчинены этому циклу: тонкие кишки (огонь) поддерживают желудок (земля), желудок (земля) поддерживает толстые кишки (металл), толстые кишки (металл) поддерживают мочевой пузырь (вода), а мочевой пузырь (вода) поддерживает желчный пузырь (дерево).

Элементы и их соответствие органам и внутренностям:

Огонь - сердцетонкие кишкиТройной нагреватель(эндокринные железы)Хозяин сердца(кровеносные сосуды)

Металл - легкиетолстые кишкикожа

Вода - почкимочевой пузырькости

3емля - селезенка -поджелудочная железажелудокмышцы

Дерево - печеньжелчный пузырьнервы

В случае, если в каком-либо из органов нарушается равновесие, он не только не может больше поддерживать орган, следующий за ним на меридианном пути, но и оказывает негативное воздействие на этот орган или провоцирует отрицательное воздействие другого органа на себя самого. Впрочем, именно это и показывает нам второй цикл, то есть тот цикл, в котором каждый из элементов разрушает или поглощает следующий за ним элемент. Когда нарушается равновесие энергии в сердце (огонь), сердце (огонь) негативно воздействует на легкие (металл); легкие (металл) негативно воздействуют на печень (дерево); печень (дерево) отрицательно воздействует на селезенку -поджелудочную железу (земля); селезенка - поджелудочная железа (земля) негативно воздействует на почки (вода): а почки (вода) оказывают неблагоприятное воздействие на сердце (огонь). Эта модель применима также и ко внутренностям: нарушение равновесия энергии в тонких кишках (огонь) приводит к негативному воздействию на толстые кишки (металл): толстые кишки (металл) неблагоприятно воздействуют на желчный пузырь (дерево); желчный пузырь (дерево) оказывает негативное воздействие на желудок (земля); желудок (земля) негативно воздействует на мочевой пузырь (вода); а мочевой пузырь (вода) пагубно действует на тонкие кишки (огонь).

Показав, что циклическое взаимодействие между органами и внутренностями идентично взаимодействию между элементами, даосы дали своим последователям правдоподобное объяснение таких высказываний как "то, что наверху, ничем не отличается оттого, что внизу" и "микрокосм - зеркало макрокосма", что позволило им впоследствии говорить об обмене энергией между органами и внутренностями как об установленном факте, поскольку они доказали, что это взаимодействие основывается на той же самой логике, которая дает возможность инстинктивно воспринимать взаимодействие пяти элементов как неоспоримо существующее явление.

Доброго времени суток, Бойцы! Пять первоэлементов, пять стихий, пять состояний материи — эти понятия знакомы практически каждому человеку. Концепция «пяти первоэлементов» пришла к нам из глубокой древности, но откуда и какой страны, неизвестно.

Скорее всего, «Первоэлементы» есть некое общемировое знание, не имеющего локального происхождения. Точно также, как алфавит, астрономия, математика, физика… Только имеющей несколько иной подход к постижению устройства окружающего мира.


Первоэлементы, если под таковыми понимать фундаментальные процессы, активно участвуют во всех явлениях природы, проявляя свою деятельность в циклах созидания и разрушения.

Вот, к примеру, одно из таких философских построений:

— если в материй преобладает первоэлемент земли, то она приобретает свойства твердого вещества;

— если в материи преобладает первоэлемент воды, то она принимает жидкое состояние;

— если в материи преобладает первоэлемент огня, то она принимает плазматическое состояние.

— если в материи преобладает первоэлемент воздуха, то она принимает газообразное состояние;

Во всех этих случаях пятый первоэлемент создает объем для существования материи.

О первоэлементах вообще. Небольшая историческая справка.

Абсолютно во всех странах — древнем Египте, Греции, Индии, Китае, Шумерах, на Руси - везде была идея о существовании «Пяти»: «пяти первоэлементов», «пяти начал», «пяти процессах», «пяти взаимодействиях», «Пяти движущих принципах», благодаря которым и возможно существование мира.

И, что интересное, названия их везде совпадают, разнится только один, носящий название то в виде «Эфира», как в Греции, то «Дерева», как в Китае, то «Пространством», как в Шумерах.

Но некоторыми качествами они всё-таки различаются… Взять, например, Древнюю Грецию. Основателем этого учения считается философ и целитель Эмпедокл, который, разрабатывая учение, дополнительно наделил каждый элемент и двумя противоположными свойствами. Именно эти две противоположности, по его представлению, и являются движущей силой материи.

По представлениям же жрецов древнего Египта, первоэлементы, выделившиеся из начального Хаоса, представлены в женском обличье. Являясь хранителями знаний ещё более древних, чем сам Египет, жрецы сумели перенести эти первоэлементы на человеческий организм, в результате чего появилось новое учение «о соках жизни», которые являются носителями этих первоначал. И именно от гармоничного баланса зависит здоровье и долголетие человека.

Но, без сомнений, больше всего об этом знали в Шумере. Как известно, они поклонялись сторонам света и «пяти стихиям». По некоторым легендам, апофеозом этих знаний должна была стать Башня, предание о которой известно каждому. Эта Башня должна была объединить четыре элемента с порождением пятого. Если это так, то такая затея несомненно привела бы к получению сверхмогущества. И неизвестно, ошибка в расчётах привело к таким последствиям, или же действительно, вмешательство Богов (?), но в дальнейшей человеческой истории до уровня таких знаний не поднималась больше ни одна цивилизация.

В Китае это учение очень сильно развилось в таком учении, как даосизм, цель которого заключалась в достижении неограниченного продления человеческой жизни путём постоянного совершенствования тела комбинированным способом «сила воли-энергетика-физический тренинг-медицинские знания-отношение к жизни». Добились ли они этой глобальной цели, неизвестно, но то, что были разработаны многие уникальные методики с положительным эффектом — это несомненно, как и то, что некоторые из них дошли до нашего времени.

И ничего мистического тут нет. Всем известно, что тот же активный образ жизни продлевает активный период человека, не позволяя раньше превратиться в развалину. Что определённого рода дыхательные практики способны изменить метаболизм тела. Что замыкая в определённой последовательности энергетические каналы, можно управлять энергетикой. Что, зная солнечно-лунные циклы, можно целенаправленно воздействовать на развитие личности. И многое другое.

Главное тут это правильное взаимодействие всего со всем, для чего, например, была разработана .

Пять первоэлементов Шоу-дао в системе подготовки воина.

В учении Шоу-Дао, пришедшей в нашу страну из Кореи и родоначальники которой, кстати, являются европейцы, пусть даже в наше время потомки этих европейцев страшно матеряться на этот счёт, также существует подобная система, что неудивительно: ведь Шоу-Дао является даосским учением и дошедшее до наших дней учение о «пяти драгоценностях» можно с успехом применять и сейчас для повышения своего общего уровня развития.

В учении Шоу-Дао есть много графических представлений этих «природных начал», но здесь я расскажу о той, где «дерево» расположено в центре, а остальные элементы по сторонам света.

Если взглянуть на такую схему непосвящённому человеку, то она ему ни о чём не скажет, но это построение, несмотря на свой кажущийся примитивизм, самая «продвинутое», так как при упорстве позволяет достичь вершин развития возможностей человека.

Первоэлемент «Вода».

«Вода» ассоциируется с гибкостью, а также пластичностью и подвижностью в суставах. Также, это воспитанное умение двигаться легко, непринуждённо и без зажимов. В принципе, всё это уже известно населению, кроме ещё одного «свойства-умения», которое есть «Аутодвижения».

Что это такое? С аутодвижениями сталкивался каждый человек, когда например, в полусне, представлял какое-нибудь движение и неожиданно оно совершалось, причём как-бы само, помимо сознания.

Но это в полусне. Чтобы очень качественно запомнить ощущения, характерные для этого рода движения, эти ощущения необходимо научиться вспоминать. Способов существует масса:

Первый способ: каждый знает, что если слегка ударить под коленную чашечку, как это делают врачи, то нога непроизвольно дёрнется. Второй способ: если встать боком к чему-нибудь вплотную, например, к стене, и через силу начать поднимать руку через сторону (стена должна мешать), то через некоторое время, спустя минуту-две такого непрерывного давления на стену, отойдя или повернувшись, чтобы стена уже не мешала, рука как-бы сама собой поднимется на некоторый уровень. Третий способ: это использование , мгновенно погружающий сознание в нужное состояние.

Существует больше сотни упражнений, помогающих понять, что же это такое - аутодвижения. Ключевыми же факторами здесь выступают умение расслабляться и умение визуализировать движение и умение вспоминать исходящие от работающих мышц ощущения. Соединив всё это вместе, получаем тело, которое движется исключительно силой мысли, подчиняясь представляемому движению. И весь бой рукопашника может быть построен исключительно на такого рода движениях.

Методики по достижению этого умения сейчас являются практически утерянными. Тот же Вон Кью Кит, американский автор китайского происхождения, написавший ряд книг по боевым искусствам и хорошо известный в России, как-то упоминал об этом умении мастеров прошлого, но сам признавал, что не смог его освоить, поскольку «не знает всех нюансов». В Шоу-дао же, эта методика разработана до мельчайших подробностей, а освоивший её получает ключи не только к ведению боя на более высоком уровне, но и мощный инструмент для оздоровления.

«Аутодвижения» считались последователями Шоу-Дао высшим проявлением первоэлемента «воды», но чтобы их освоить и ими управлять требовались буквально десятилетия, хотя первые результаты появлялись уже после первых тренировок.
Практическое же применение этого воспитанного навыка, недооценивать нельзя. Это и умение проводить атаки «напрямую», не за действуя мозг: действует исключительно связка «зрение-тело». Это и проходящие в этом состоянии, практически мгновенно, различные болезни, омоложение организма. Это и другие интересные эффекты.

Что же касаемо тренировок, посвящённых первоэлементу «Вода», то на первых порах очень много времени уделялось наработке движений, их координации, пластичности и логической завершённости. И всё это дело под непрерывным контролем мозга, который во время тренинга обязан все движения осознавать и контролировать.

С приобретаемым опытом, когда управление движением берёт на себя уже подсознание, весь технический арсенал бойца начинает выполнятся к месту, вовремя и быстро, причём боец не знает и даже не предчувствует, какое движение выберет подсознание. И, что самое интересное, такие выбранные подсознанием движения, всегда являются самыми оптимальными.

Первоэлемент «Земля» (Металл).

Первоэлемент «Земля», он же «Камень» был представлен самыми различными комплексами форм и медитаций, которые выполнялись в движении. Характерная их особенность — это тренинг со значительным мышечным напряжением.
Эти упражнения не в манере каратистких ката или иных таолу, которые делают с мышечным напряжением по всей траектории, хотя такие элементы тоже могут присутствовать. Основная цель работы по первоэлементу «Земля», научится выходить на уровень сверхусилия. Что такое «сверхусилие», знают все: об неоднократно писалось в книгах и говорилось в телепередачах, посвящённых непознанному. Это умение поднять одной рукой автомобиль, или перепрыгнуть широкий ров, или затащить на «высоту» вдвоём пушку-«сорокопятку». Эти факты известны всем, а «ключ» проявлению этого феномена заключён в стрессовой ситуации.

Разработанный метод состоял из трёх частей: сначала, шла подготовка тела человека к будущим экстремальным нагрузкам, для чего мышцы тела заставляли работать в самых разнообразных режимах, скоростях и нагрузках. Большое внимание уделялось их работе в максимально растянутом и максимально сокращённом состояниях: параллельно ставился и контроль над мышечными судорогами.

Секрет второй части метода, заключался в медитативных упражнениях. Суть их заключалась в том, чтобы не реализовывать мышечное усилие «до конца», представляя, тем не менее, что если бы упражнение было исполнено полностью, то эффект был бы потрясающим. Например, если на дереве отрабатывался борцовский бросок через себя с прогибом, то он не реализовывался «по силе» полностью. Но, тем не менее, шло представление и чувствование, что проводя этот бросок, дерево из земли начинает выдёргиваться, а ствол изгибаться. Отсюда, в подсознание закладывается абсолютная уверенность, что проведя приём до логического конца, дерево с лёгкостью было бы выдернуто и переброшено через себя.

Таких упражнений можно придумать массу. Можно попробовать раздвигать стены в узком коридорчике. Каждый, кто хоть немного попрактикуется подобным способом, начнёт чувствовать, как от прикладываемого усилия стены начинают буквально «ходить ходуном».

Подобного рода медитативный тренинг, проводимый постоянно, позволял усыпить «сторожевые» центры мозга и убедить самого себя, в том, что ВОЗМОЖНО ВСЁ!

Третья часть частично принадлежит «огню», но применяется к «земле». Это сильная эмоция с одновременным чётким представлением действия и его цели, причём, не на уровне слов, а на уровне ощущений, без всяких там пораженчески мыслей типа «не смогу» или «у меня не получится».

Первоэлемент «Огонь».

С этим первоэлементом ассоциируются различные эмоциональные состояния. Соответственно, тренировки бойца, посвящённые «Огню» есть постановка навыка «качать эмоциональный маятник»: уметь вызвать нужную эмоцию, комбинировать их между собой, быстро переключаться с одной на другую…

Тренировочные же бои, посвящённые этому первоэлементу, выполняются сначала с тенью, умышленно разбиваемые на более короткие части с той целью, что короткий эпизод боя гораздо легче провести с максимальной эмоциональной отдачей, чем более длинный поединок.

Первоэлемент «Воздух».

Сокрытый от непосвящённых, тайный смысл первоэлемента «воздуха», тоже состоял из нескольких частей, которые только при слиянии друг с другом, давали необходимый эффект.

Первая часть касалась непосредственно отработке самого дыхания и различных способов, чтобы обеспечить организм воздухом во время выполнения каких-то движений и помочь в концентрации усилий.

Вторая часть была медитативного плана и известна по различным источникам: это когда суть воздуха направляется в ту или иную часть тела с целью дополнить собой физическое усилие.

Третья часть первоэлемента «Воздух» есть специфическое ощущение воздуха, которое необходимо было развить. При работе с оружием, это чувство лезвия. При работе без него, это чувство тела и окружающего пространства.
Четвёртая составляющая «воздуха» — это ощущение некоего шлейфа энергии, который при работе без оружия ощущается как некая паутина, опутывающая тело. Эти ощущения также очень похожи на те, которые возникают от движений рук в электростатическом поле.

Схемы совмещения первоэлементов.

В течении многих лет, отшлифовав упражнения до абсолютной естественности, боец древности (ссылка) приступал к следующему этапу совершенствования: комбинированию их между собой. Но не «абы как», а согласно определённым схемам, в результате чего рождался новый, пятый элемент — «Дерево», которое в Шоу-Дао ассоциируется с гармонично развитым человеком.

Было бы ошибкой думать, что это состояние чисто теоретическое и ничего нет дающего человеку. Типа, человек впустую потратил свою жизнь на достижение некоего условного этапа, носящего название «Дерево». Ничего подобного… Человек получал контроль над различными глубокими изменёнными состояниями сознания, причём очень специфических, начиная с умения воздействовать на собственный метаболизм и заканчивая состоянием «Цветение бамбука», в котором человек получал сверх-способности, которыми, по легендам, обладают йогам высших ступеней, а это телепатия, телекинез, предчувствование будущих событий и ряд других…

Это уровень качественно иного состояния, достигнуть которого можно не меньше, чем лет этак через шестьдесят-семьдесят. И, как понимаете, человек по достижению этого уровня начинает жить уже совершенно иными ценностями, поскольку происходит подсознательное проникновение в суть вещей и явлений окружающего человека мира.

Совмещение первоэлементов между собой идёт по специальным схемам. Начинается всё с «двоек», потом «с троек», затем «Четвёрок», что уже само по себе даёт резко возросшее количество возможных комбинаций, а значит, и требует больше времени для проработки.

Пройдёмся немного по этим схемам, разобрав двойные комбинации первоэлементов и их тренировочные цели.
«Вода-Земля». Цель заключается в том, чтобы сделать аутодвижения, о которых говорилось выше, очень сильными. Для этого предназначено множество методов, начиная с просто представлением того, что движения стали сильными и заканчивая различными комплексами по их усилению.

«Вода-Огонь». Основная идея этой связки - добиться максимального ускорения аутодвижений, подстёгивая их эмоционально.

«Вода-Воздух». К делу подключается умение управлять энергетикой тела. Необходимо совместить энергетическое дыхание с аутодвижениями.

«Земля-Огонь». Здесь с помощью эмоций, усиливаются сами движения.

«Земля-Воздух». Здесь идёт отработка усиления движений как энергетическими методами цигун, так просто различными способами дыхания и комбинирования их.

«Огонь-Воздух». Здесь энергетическое дыхание усиливается эмоциональной составляющей.

По аналогии прорабатываются и «тройные» схемы первоэлементов.

Статьи небольшой итог.

1. Методика совершенствования Личности посредством практики рукопашного боя, задействуя «Пять элементов», известна. Теперь можно приступать к самим тренировкам. И если человек в своих тренировках имеет более высшую цель, чем просто искусство мордобоя, то он с успехом может руководствоваться вышеприведённой схемой, поскольку в его тренировках появляется глобальная цель.

2. Вот только времени, чтобы слить все первоэлементы, требуется много. Даже если использовать первый подход, который по-освоению требует гораздо меньше времени и заключается в простой работе с самими «первоэлементами», нужны годы. Если же работа идёт по второму способу - познанию внутренней сути первоэлементов - то здесь, раньше чем через несколько десятилетий, особого результата ждать не стоит.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже: