Домой / Аппендицит / Какими способами древние люди добывали огонь? История огня, как человек приручил огонь.

Какими способами древние люди добывали огонь? История огня, как человек приручил огонь.

Добрых полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Это было, пожалуй, самое выдающееся событие в истории человечества: огонь давал свет и тепло, отгонял диких зверей и делал мясо вкуснее. Он был великим волшебником: вел от дикости к цивилизации, от природы к культуре.

История развития человечества – это история выживания людей в окружающем мире. Можно долго спорить о том, что является первопричиной или движущей силой развития человеческой цивилизации, но несомненно то, что она тесно связана со стремлением человека комфортно адаптироваться к окружающей среде. Осторожность, ощущение опасности, стремление избежать гибели присущи не только человеку, но и другим обитателям планеты Земля. Животные тоже имеют некоторые первоначальные сведения о свойствах окружающих тел. О том, что камни острые, огонь горячий, вода жидкая и т. д., животные, так же как дети, «узнают» из опыта. Но вот способность применить, например, острый камень для обработки другого камня или палки, т. е. целесообразно соединить в процессе труда известные свойства орудий и сырья, – это исключительно человеческое качество. Такие качества выработались в людях и проявляются ими сознательно, а также заложены в их подсознание в виде инстинктов. Человек на Земле обрёл превосходство над животными благодаря тому, что сумел быстрее адаптироваться к окружающей среде, к изменениям в природе и использовать природные силы на свою пользу.

Нас интересует не просто история развития человека как биологического вида, но то, как человек овладел миром природы и создал совсем новый мир – мир энергетической техники.

Мы не знаем, когда конкретно произошло, может быть, самое великое событие на миллионолетнем пути превращения древнего нашего предка в современного человека – то, что люди овладели огнем и научились добывать его. Благоговейно склонял первобытный человек свои колени перед природой (рис. 2.1). Но подчинив себе огонь – одну из самых грозных стихийных сил, сделав его послушным орудием своей жизни еще на очень ранней ступени развития, человек почувствовал себя не рабом природы, а её равным партнером.

Первым огнем, которым пользовался для своих нужд первобытный человек, был огонь небесный. На это указывают легенды и мифы почти всех народов мира, их персонажи – Гефест греков, Прометей, феникс древних римлян, ведический бог Агни индусов, жар-птица североамериканских индейцев. Во всех этих созданиях народной фантазии ярко отражается взгляд на огонь как на элемент небесного происхождения. Молния вызвала огонь на земле, хотя возможно, что кое-где человек познакомился с огнем и его применением при вулканических извержениях.

В жизни первобытного человека огонь играл важнейшую роль – он был его лучшим помощником. Огонь согревал его и защищал от зимней стужи, огонь делал его пищу съедобной и более вкусной, огонь светил ему в темные вечерние и утренние часы, особенно в длинные зимние месяцы, огнем он обжигал свою глиняную посуду и утварь, к нему человек прибегал для выделки металлических инструментов и оружия, огнем костров он ночью отгонял от своего жилья диких зверей.


Овладение огнем сделало человека неизмеримо сильнее. Люди огню поклонялись, как божеству (рис. 2.2), его хранили веками, ведь сначала добывать огонь человек не умел, он зажигал его от другого огня – во время лесных пожаров или извержений вулканов. Можно предполагать, что наиболее стабильными источниками огня были вулканы, вернее, целые вулканические зоны. Интенсивная вулканическая деятельность на Земле в рамках антропогена совпадает с ранними этапами древнего палеолита. Она почти в десять раз превосходила по мощности и количеству очагов вулканическую деятельность нашей эпохи.

Другими, но менее важными источниками огня в природе были лесные (рис. 2.3) и степные пожары, самовозгорание вследствие деятельности микроорганизмов, возгорание деревьев от удара молнии, а также вечное пламя естественных газовых скважин, являющееся наиболее стабильным источником огня в областях, богатых залежами нефти.

И все же самым верным источником огня в период, когда им уже умели пользоваться, но еще не умели его добывать, была передача его от человека к человеку.

Огонь играл общественную роль, содействуя сближению диких человеческих групп (рис. 2.4). Необходимость в огне толкала на поиски одних групп другими, вела к взаимопомощи и объединению. Древние первобытные люди часто устраивали свои стоянки вблизи оврага или высокого берега реки (рис. 2.5). Меняя стоянку, первобытные люди переносили с собой горящие головни или тлеющие угли. Перенос огня позднее стал обычаем, соблюдавшимся долгое время потомками первобытных людей. Его наблюдали путешественники XVIII и XIX веков в Австралии, Америке, Африке, Полинезии.

Как давно человек впервые окунул фитиль в заполненную животным жиром плошку, превратив ее в светильник, сказать невозможно, но выдолбленные из мела или песчаника примитивные лампы датируются учеными примерно 80 000 г. до н.э. В Ираке были найдены керамические светильники возрастом около 10 000 лет.

Библия свидетельствует, что изготовленные из того же животного жира свечи горели в храме Соломона еще в Х веке до н.э. С тех пор без них не обходилось ни одно богослужение, но широкое применение в быту они нашли только в эпоху средневековья.

Минимальный жизненный уровень, при котором поддерживается работа сердца, легких, минимум пищеварения, требует определенного количества энергии. В холодную погоду на нагревание тела нужно несколько больше энергии. Ходьба и другая умеренная деятельность предъявляют дополнительные требования, а усиленные упражнения требуют ещё больше энергии. При тяжелой физической работе мы должны потреблять гораздо большее количество пищи, чем это необходимо для самой работы, ибо КПД нашего тела составляет только около 25%, а остальные 75% тратятся на теплоту.

Для поддержания минимального жизненного уровня здорового человека необходимо около 2 килокалорий в день; плавание или футбол требуют дополнительно 0,5 килокалории в час, а при восьмичасовой тяжелой физической работе требуются ещё 2 килокалории в день.

Умственный труд требует очень небольших немедленных затрат энергии – ум искусен, но, повидимому, не жаден.


Такой же обычай наблюдали ранние путешественники, странствуя по Америке после ее открытия. Североамериканские индейцы поддерживали неугасимые костры у входа в свои хижины, а при переходах носили с собой тлеющий трут. Как ни далеко то время, когда жили первобытные люди, но в сказаниях древних культурных народов, в некоторых обычаях и обрядах сохранились смутные воспоминания о поддержании неугасимых костров. Ведя раскопки в пещере Чжоу-Коу-дянь близ Пекина, археологи обнаружили следы костра, который горел непрерывно на одном и том же месте пятьсот тысяч лет, а, например, в древнем Риме женщины-жрицы поддерживали неугасимый огонь на алтаре богини Весты, хотя истинный смысл этого обычая был давно забыт. И в современных христианских храмах горят «неугасимые» лампады, причем верующие, поддерживающие в них огонь, не подозревают, что повторяют потерявший смысл обычай наших далеких предков, которым огонь казался чем-то таинственным и непонятным.

Период естественного огня, получаемого из природы и поддерживаемого в очагах, был, вероятно, весьма длительным.

Так как небо не всегда предоставляло в распоряжение человека свой огонь, то, естественно, он задумал вызывать его сам. И вот новое великое открытие, первый шаг к овладению силами природы – человек сам научился добывать себе различными путями этот благодетельный дар. И здесь, опять-таки, наставницею явилась природа.

Возможно, что толчок к изобретению первого огневища, какое и теперь иногда встречается у народов, стоящих на низшей ступени культуры, дало наблюдение, показавшее, что некоторые камни при ударе об известные предметы высекают искры. Для добывания огня высеканием искры у первобытных людей имелись специальные приспособления. Подтверждением этого служат находки приспособлений своеобразной формы, изготовленных из толстых призматических камней, найденные при раскопках жилищ и гробниц рядом с кусками выветрившегося серного колчедана, которые и представляли собой не что иное, как древние огневища. Ударным камнем для этих огневищ служили толстые призматические ножи, края которых умышленно делались шероховатыми. В позднейших огневищах огонь получался таким образом: кремень, покоящийся в одной руке, отрывает от скользящего по нему продольным краем огнива (впоследствии кремень заменили куском стали) мельчайшие частички, которые, окисляясь при своем прохождении в воздухе, накаливаются и воспламеняют подставленный сухой мох, трут и др.

Этот способ употреблялся преимущественно в странах с засушливым климатом, где влажность атмосферы минимальна. Очень малая и короткая искра, возникающая от удара кремня о кремень, весьма чувствительна к состоянию атмосферы. Правда, имеются указания на добывание огня таким способом и в тропических странах. Например, по свидетельству этнографов, добывание огня путем удара кремня о кремень существует у охотничье-земледельческих групп ягуа, обитающих и сейчас в верховьях Амазонки. Добывают огонь мужчины, а женщины носят топливо и поддерживают пламя в очаге. Процесс высекания очень трудный и требует при благоприятных условиях от получаса до часа времени. Этнографы отмечают, что, когда дерево затлеет, пламя раздувают веером из хвостовых перьев дикого индюка. Люди ягуа всячески избегают добывать огонь таким способом и пользуются головешками из очагов соседей или из общественного очага, постоянно поддерживаемого в родовом доме с особой заботой. По утрам оттуда женщины выносят головешки для своих очагов. Охотники во время походов берут с собой огонь, зажигая долготлеющие палочки длиной от 35 до 45 см и 1 см в диаметре.

Огниво в его «классическом» воплощении появилось намного позже, когда стало известно железо. Почти не изменяясь, оно просуществовало много веков. Даже в современной газовой зажигалке до сих пор используется принцип огнива. Лишь электрозажигалки самых последних лет порывают с тысячелетней традицией: искра в них не механического происхождения, а электрического.

Другим способом добывания огня в древние времена служило трение. Один из первобытных людей, сидя на земле, быстро вращал между ладонями сухую палку, упирая ее конец в сухое дерево (рис. 2.6). От нажима в дереве высверливалось углубление, в котором накоплялся древесный порошок. Наконец, порошок загорался, а от него уже легко было поджечь сухую траву и развести костер. Если по недосмотру огонь угасал, то

его добывали снова тем же способом – трением друг о друга кусков сухого дерева.

При добывании огня трением дерева о дерево возможно использование трех способов: пиления, вспахивания («огневой плуг») и сверления. О добывании огня способами пиления и вспахивания было известно из этнографических данных, относящихся к Австралии, Океании и Индонезии. Добывание огня этими способами известно у многих отсталых народов, в том числе у негритосов о. Люсон, использующих две половинки расщепленного бамбука, у австралийцев, применяющих две палочки или щит и копьеметалку. К способу пиления можно отнести и добывание огня у племени кукукуку и у мбовамбов (Новая Гвинея), которые пользовались гибкой лучиной, снятой с верхнего слоя бамбука.

При хождении по лесу в ночное время люди племени куку-куку брали с собой факел из бамбука длиной до 3 м. Верхние секции бамбука были наполнены смолой араукарии. Факел горел несколько часов.

Что касается способа «огневого плуга», применяемого у океанийцев, то здесь, вероятно, получение огня связано с особым видом древесины. Ботаники указывают на древовидное растение из семейства мареновых (Cuettarda uruguensis), способное давать искру через 2–3 мин.

Вращением стержня между ладонями добывали огонь австралийцы, индейцы Южной Америки и другие народы, что засвидетельствовано наблюдениями этнографов. И если судить по этим свидетельствам, добывание огня вращением стержня между ладонями производилось одним, двумя и даже тремя мужчинами. Ладони в процессе быстрого вращения стержня сильно нагревались, руки уставали. Поэтому первый человек, начинающий вращать стержень, передавал его второму, а если был третий, он принимал стержень у второго и передавал первому. Такая передача стержня от одного человека к другому объясняется еще и тем, что в процессе вращения стержня руки быстро скользили с верхнего конца вниз вследствие необходимости с силой прижимать стержень к древесине. Переместить руки с нижнего конца кверху было невозможно без остановки вращения. Непрерывность вращения стержня, необходимая для нагревания рабочего конца, достигалась коллективными усилиями.

Опытные мастера в сухую погоду работали в одиночку. Весь процесс добывания огня занимал не более одной минуты, хотя в течение этого времени человек, если он работал один, вращал стержень с предельным напряжением. Нижняя палочка или планка придавливалась к земле ногой. У индейцев племени шингу воспламеняющимся веществом часто служили волокно коры пальмового дерева, сухая трава или листья, губчатая ткань растений.

Получение огня сверлением было трудным делом для неопытного человека. Поэтому индейцы чаще всего носили с собой долготлеющие головешки. Во время рыбной ловли они брали в лодки гнилые чурбаны, способные тлеть один-два дня. Хорошо тлеющим веществом считалась древесная мука. Для переноски огня с помощью древесной муки использовался кусок тростника с отверстиями, которым махали время от времени. В местах, где обычно располагались охотничьи лагеря, заранее собирались и хранились в укромных уголках сухое дерево и воспламеняющиеся вещества.

Более совершенным считается метод получения огня сверлением с помощью лучка (рис.2.7, а, б ). С внешней стороны процесс возгорания при сверлении лучком выглядит следующим образом. Вначале появляются клубы дыма. Затем можно наблюдать, как вокруг быстро вращающегося сверла начинает накапливаться древесный порошок шоколадного цвета. Отдельные частицы этого порошка, увлекаемые быстрым движением, выбрасываются дальше. Можно отчетливо видеть, как они падают, дымясь, хотя искр не видно.

Очаг горения возникает не под сверлом, где развивается высокая температура, так как там нет воздуха, и не вокруг сверла, а возле боковой прорези, где накапливается кучкой горячий порошок, куда свободно поступает воздух и поддерживает горение (рис. 2.7, в3д ). Кучка порошка продолжает дымиться даже тогда, когда прекращается сверление. Это верный признак горения. Под черным слоем порошка сохраняется очажок из раскаленных пламенеющих угольков. Очаг горения сохраняется минут 10–15. От него можно спокойно зажигать любое воспламеняющееся вещество – тонкую бересту, сухой мох, паклю, древесные стружки и пр.

Таким образом, рассматривая использование и добывание огня, ученые считают, что в течение всего древнего и среднего палеолита огонь получался от естественных источников и постоянно поддерживался в очагах. Передача огня от одной группы охотников-собирателей к другой в критические моменты являлась важнейшим средством поддержания неугасимости огня в границах обитаемого ареала, природа которого не была богата естественными источниками. Обмен огнем играл огромную роль в социальных контактах этого древнейшего периода. Искусственное добывание огня возникло, вероятно, в позднем палеолите в трех технических вариантах: трением дерева о дерево, высеканием искр ударами камня о камень и пилением дерева о дерево.

Умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над определенной силой природы. Огонь послужил наряду с механическими орудиями труда могучим средством развития интеллекта, возникновения предусмотрительных действий, рассчитанных на ближайшее будущее. Огонь положил основу человеческому хозяйству, поставив человека в условия постоянной деятельности, активности и напряжения. Его нельзя было отложить в сторону и забыть хотя бы на время, как можно было поступить с любым предметом, в том числе с каменными орудиями. Огонь надо было поддерживать, чтобы он не погас. За ним надо было следить, чтобы он не воспламенил другие предметы. С огнем человеку необходимо было всегда держать себя настороже: не прикасаться руками, беречь от ветра и дождя, регулировать пламя, запасать сухое топливо и делать многое другое. В результате должно было возникнуть разделение труда между женщиной и мужчиной. Женщина, связанная с жилищем функциями деторождения, выращивания и воспитания детей, оказалась главной хранительницей огня, основательницей домашнего хозяйства.

Огонь стал основой жилища, а также источником тепла и света, средством для приготовления пищи, защитой от хищников. Он служил средством обработки деревянных орудий путем обжигания их для придания твердости и облегчения работы, орудием охоты. Огонь дал человеку возможность заселять различные широты земного шара. Недаром все народы на какой-то стадии своего развития прошли период огнепоклонства, почти в каждой религии одним из самых могущественных богов был бог огня.

Как видим, значение огня было велико не только для культурного прогресса человечества; он сыграл большую роль и в самом процессе становления человека. Сначала его применяли для согревания и освещения и лишь потом стали использовать для приготовления пищи. Как доказали ученые, это постепенно изменило и внешний вид человека, и энергетику человеческого организма, сделав её мощнее, чем у любого другого млекопитающего. Подсчитано, что высшее млекопитающее расходует за жизнь приблизительно 125 тысяч килокалорий на килограмм веса, а современный человек – в шесть раз больше, примерно 750 тысяч килокалорий на килограмм веса.

Все дальнейшие завоевания культуры, техники и хозяйствования обязаны комплексному использованию огня. Керамическое производство, металлургия, стекловарение, паровые машины, химическая промышленность, механический транспорт, наконец ядерная энергетика есть результат применения высоких и сверхвысоких температур, то есть результат использования огня на более высокой, качественно отличной технической основе.

Зажигательные спички впервые появились только в начале 30-х годов XIX столетия. Первоначально они представляли собой длинные деревянные палочки с головкой на конце, изготовленной из смеси сахарного порошка с бертолетовой солью. Конец такой спички опускался в банку с серной кислотой, отчего спичка и зажигалась. В 1835 году австрийский студент Ирини изобрел спичку, загорающуюся от трения. Головка спички покрывалась сначала серой, после чего её опускали в особую массу, содержащую в своём составе легко воспламеняющийся фосфор. Для зажигания такой спички достаточно чиркнуть ею о любую стену или иной шероховатый предмет. Свое изобретение Ирини продал за бесценок (100 гульденов) богатому фабриканту Рёмеру, очень быстро нажившему на изготовлении спичек громадное состояние. Спустя 13 лет после изобретения Ирини немецкий ученый Беттер стал изготовлять массу для спичечных головок из смеси бертолетовой соли и перекиси марганца. Такие спички воспламеняются от трения о бумажку, покрытую красным фосфором, смешанным с клеем. Впервые изобретение Беттера стало применяться в Швеции, а подобные спички получили название «шведских».

Использование огня - огромное завоевание древнейшего человека. С помощью огня древнейшие люди могли защищать стоянки от холода, обрабатывать пищу. Все находки очагов со следами огня были сделаны в среднем плейстоцене . Так, у питекантропов следы огня не найдены, а синантропы уже умели сохранять и использовать огонь. Вполне возможно, что освоение огня происходило случайно в экстремальных ситуациях, например, когда молния ударяла в сухое дерево. Когда огонь угасал, люди еще не могли его сохранить и тем более добывать. Расселение Homo erectus на значительную территорию из тропической зоны было бы невозможным без использования огня. Огонь отпугивал хищников. Мясо, приготовленное на огне, было более усвояемым, уменьшало опасность кишечных инфекций, да и вкусовые его качества были лучше. Вполне возможно, что приготовление пищи на огне также стало следствием случая - кусок добытого мяса мог свалиться в огонь. Таким образом, огонь первоначально использовали для согревания, а уже вторично для приготовления пищи. В огне можно было и обуглить орудия, концы их становились прочнее и острее. В Чжоукоудяне найдены кончики обугленных рогов. Вероятно, уже много позже человек научился высекать огонь оббивкой камня о камень. В пещере Чжоу-Гоу-Тьен, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни. Очевидно, первые очаги горели более 500 тыс. лет назад. Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усвояемой. К тому же жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем виде людей: исчезло давление отбора, направленное на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека постепенно приобретало современные черты.

Огонь не только во много раз расширил источники питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от холода и от диких зверей. С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление - пространство, строго предназначенное для людей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготовлять орудия труда, есть и спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение "дома", места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по поверхности Земли, сыграл важнейшую роль в совершенствовании орудий труда. Несмотря на широкое использование огня, человек прямоходящий очень долго не мог научиться добывать его, а может быть, до конца своего существования так и не постиг этого секрета. "Огненные камни", например кремний и железный колчедан, среди культурных остатков человека прямоходящего не найдены.

На этом этапе эволюции человека под контролем естественного отбора продолжают еще находиться многие физические особенности древнейших людей, связанные в первую очередь с развитием мозга и совершенствованием прямохождения. Однако наряду с биологическими факторами эволюции начинают зарождаться новые, социальные закономерности, которые со временем станут главнейшими в существовании человеческого общества.

Суть разведения огня трением заключается в том, что при трении друг о друга любые предметы (в том числе деревянные) нагреваются. В данном случае в качестве трущейся поверхности выступает древесина. Нагреваясь от трения, она способна достичь температуры, достаточной для образования тлеющего трута, в качестве которого зачастую выступает пыль этой же самой древесины.

Теоретически этот метод прост, практически требует огромных усилий по реализации и определенных навыков.

Известно несколько способов добыть огонь трением, но из них не все применимы в реальных условиях с учетом особенности умеренных широт северного полушария (соответствующая древесина и её влажность).

Основные варианты добывания огня трением

Чаще всего, чтобы добыть огонь трением, используют такие методы:

  1. Огненный плуг. Здесь тлеющий трут образуется в результате трения колышка о канавку, вырезанную в деревянной дощечке.
  2. Ручная дрель. Тлеющие угли в этом случае появляются в результате сверления деревянной дощечки, подготовленной специальным образом.
  3. Огненный лук. Здесь все так же, как в случае с ручной дрелью, только сверло приводится в движение возвратно-поступательными движениями лучка.
  4. Огненный бамбук. В этом случае тлеть начинает заранее заготовленная растопка, зажатая в половинке ствола бамбука, которым «пилят» другую половинку.

Все способы разведения огня трением имеют свою специфику и достаточно сложны в реализации. Чтобы уверенно развести костер с их помощью, требуются предварительные тренировки.

Огненный плуг

Это один из самых сложных способов добывания огня трением. Тем не менее, за неимением веревки, которая нужна, например, для огненного лука, он становится приемлемым для разведения огня даже в степи и лесостепи.

Суть метода заключается в том, что при трении острой палкой о желоб в бревне стенки бревна разогреваются, с них соскабливается горячая труха, которая затем и будет раздуваться.

Для огненного плуга подходит сухая (но не гнилая) древесина мягких лиственных пород. Хвойные породы дерева для целей добывания огня трением не стоит использовать из-за наличия в них смолы, которая может препятствовать появлению тлеющего трута. Однако, если лиственных деревьев поблизости не оказалось, можно попробовать , например, с помощью палок сосны.

Некоторые полагают, что для разведения огня трением можно использовать кору в качестве основы. Но это не верно: огонь таким образом добыть не получится. Если уж и использовать кору, то березовую бересту и то только в качестве растопки.

Для того, чтобы добыть огонь огненным плугом, нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Делается дощечка, либо на горизонтально лежащем стволе делается ровная площадка длиной до полуметра.
  2. В дощечке вырезается неглубокая канавка почти на всю длину дощечки.
  3. Из того же дерева выстругивается колышек длиной до 30 см, который затачивается с одной стороны.
  4. Острой стороной колышек опускается в канавку.
  5. Колышек вдавливается в дно канавки и таким образом водится по всей ее длине в одну и другую сторону.
  6. На образованные в результате трения тлеющие угли кладется растопка, либо же угли аккуратно высыпаются в свернутую гнездом растопку, после чего раздуваются до появления огня.

Наши далекие предки добывали огонь именно таким способом – трением одного куска сухого дерева о другой по технологии огненного плуга.

Если сделать колышек подлиннее (чуть более двух метров), огненный плуг можно использовать вдвоем, что значительно упрощает работу добывающему огонь человеку. В этом случае сидящий у деревяшки человек направляет и прижимает колышек к канавке, а стоящий - прижимает и двигает его в одну и другую сторону. В видео видно, как это организуется:

Ручная дрель

Данный метод добычи огня трением используется в основном в тропической и экваториальной зоне, где имеется подходящая для этого древесина.

Алгоритм действий:

  1. Кусок небольшой ветки очищается от коры и расщепляется вдоль на две части.
  2. В одной половине сбоку вырезается «V»-образная щель, в самой узкой части которой с наружной стороны ветки делается углубление под будущее сверло.
  3. Из той же древесины делается сверло, представляющее собой заточенную с одной стороны нетолстую палку длиной не менее полуметра (при более короткой работать будет не так удобно).
  4. Палка с вырезанной щелью кладется плоской стороной на землю на заранее заготовленную растопку.
  5. Сверло острой стороной упирается в углубление в лежащей на земле палке.
  6. Верхняя часть сверла зажимается между ладонями и с нажимом вращается движением, напоминающим потирание ладоней во время мороза. Когда ладони соскальзывают вниз, не отрывая сверла от нижней палки, их необходимо вернуть на прежнее место и продолжить вращение.
  7. Образованные в результате трения внутри щели тлеющие угли аккуратно сбрасываются на растопку и раздуваются до появления огня.

Такой метод добычи огня трением применяли древние люди, живущее в жарких странах. В современных условиях его можно упростить за счет использования марганцовки, которая воспламеняется быстрее прута.

Если в аптечке туриста найдется перманганат калия, с разведение костра не возникнет проблем. В лунку, сделанную в бревне, нужно засыпать немного этого порошка, прижать его торцом небольшой палочки, обложив предварительно трутом, и сделать несколько вращательных движений. Трение приведет к вспышке и возгоранию трута.

Пример такого разведения огня в условиях тайги зимой показан на видео:

В наших широтах ручной дрелью добыть огонь несколько затруднительно: понадобится много времени, сил, а на руках могут образоваться ранки, в которые может попасть инфекция. Поэтому данный способ не получил широкого распространения, в отличии от следующего метода.

На видео показано, как разводят костер таким способом в Кении:

Огненный лук и его вариация

Этот метод разведения огня трением получил известность под названием индейская скрипка, хотя издавна использовался не только в Америке, но и на других континентах.

По сути этот метод - та же ручная дрель, только в этом случае вращение осуществляется не ладонями, а тетивой лука, что обеспечивает большую скорость и, соответственно, более высокие температуры. Поэтому иногда его называют лучковой дрелью.

Внешне приспособление для разведения такого костра похоже на лук, тетива которого обмотана вокруг палки.

Древесина используется такая же, как и для огненного плуга, то есть сухая древесина мягких лиственных пород, например, ольхи или осины. Деревья, лежащие на земле, для этих целей не пригодны, так как с большой вероятностью будут влажными или подгнившими и трухлявыми.

Также для этого метода нужна веревка, в качестве которой зачастую используют шнурки, снятые с одного ботинка. Главное требование к веревке - она должна быть прочной (очень хороши для этого туристические веревки).

Для получения огня своими руками с помощью огненного лука делается следующее:

  1. Срубается сушина.
  2. Делается дощечка, либо, как и в предыдущем случае, ветка расщепляется наполовину вдоль волокон.
  3. По аналогии с предыдущим методом делается «V»-образная щель и углубление в ее суженном конце.
  4. Из отдельного куска древесины выстругивается сверло длиной около 30 см, заостренное с двух сторон.
  1. Делается лук. Для этого можно взять искривленную достаточно жесткую палку длиной до метра и привязать к обеим ее сторонам веревку. Упругая ветка для этих целей тоже подойдет, но с ней будет тяжелее добиться натяжения веревки во время движения лука вперед, что может привести к проскальзыванию веревки по сверлу.
  2. Берется вторая часть расщепленной палки и в центре нее на внутренней стороне выковыривается небольшая лунка. В эту лунку будет вставляться верхняя часть сверла.
  3. Тетива оборачивается вокруг сверла один раз, сверло одним концом вставляется в нижнюю дощечку и прижимается второй дощечкой сверху. Оба заостренных конца сверла должны попасть в соответствующие лунки. Получается лучковая дрель.
  4. Человек стоит на правом колене, а левой стопой прижимает нижнюю дощечку, чтобы исключить ее смещение. Лук находится в правой руке, а левой рукой он держит верхнюю дощечку, которой прижимает сверло.
  5. Лук приводится в возвратно-поступательное движение, как при сверлении, это вызывает вращение сверла в опоре. По мере заполнения «V»-образной щели трутом скорость движения лука нужно постепенно увеличивать, доводя температуру в месте контакта сверла с опорной дощечкой до максимума.
  6. Образованный в результате преодоления силы трения тлеющий трут извлекается вместе с растопкой и раздувается до появления огня. Трут должен быть в форме маленьких черных иголочек: только в этом случае можно надеяться на хороший результат.

Некогда наблюдал такую картину: молодой человек прикрепил деревянное сверло к дрели и сверлил по центру деревянную доску - было много дыма, но развести огонь так и не получилось. Аналогичная ситуация прослеживается в некоторых книгах, иллюстрирующих изображения с подобной схемой. Нетрудно догадаться, что такой метод обречен на провал, ведь в нем негде накапливаться труту, который кроме прочего просто разлетается в стороны.

Этот способ добывания огня, как и описанные выше, основан на физическом явлении увеличения внутренней энергии за счет совершения работы по преодолению сил трения.
В наших широтах он наиболее предпочтителен, но по-прежнему остается одним из самых сложных и энергозатратных (в основном из-за высокой сложности изготовления лука) и требует предварительной отработки.

Существует также «родственник» огненного лука, получивший название насосной (помповой) дрели, но это устройство достаточно сложно для изготовления в условиях выживания и поэтому в данной статье рассматриваться не будет. На видео показан этот вариант:

Огненный бамбук

Данный метод добычи огня своими руками по очевидным причинам используется только в регионах, где произрастает бамбук. Для него годятся только высохшие стебли этого растения.

Огонь добывается следующим образом:

  1. Сухой метровый бамбуковый ствол расщепляется на две части.
  2. Одна часть (далее по тексту - первая часть) укорачивается до полуметра и в ней в середине ножом делается небольшое сквозное отверстие.
  3. С наружной стороны прямо по отверстию делается поперечная канавка.
  4. Из второго куска (далее по тексту - вторая часть) расщепленного ствола бамбука отрезается широкая щепка длиной около 40 см и надламывается посредине.
  5. Боковая сторона второй части ствола делается ровной и ее край заостряется ножом - получается своего рода бамбуковое лезвие.
  6. Со второй части ствола ножом соскабливается стружка в виде тонких скрученных ленточек. Для этого лезвие ножа удерживается под прямым углом по отношению к стволу и располагается поперек него.
  7. Стружки скатываются в плотный шарик, делятся на две равные части и укладываются внутрь первой части ствола прямо над отверстием (отверстие оказывается между ними), после чего прижимаются сверху надломленной щепкой.
  8. Вторая часть ствола упирается в живот одним торцом, а в землю другим. Вес тела прижимает ее к земле так, чтобы исключить смещение во время работы.
  9. Первая часть ствола с растопкой и щепкой берется двумя руками за противоположные концы и прислоняется канавкой к ровной боковой поверхности («лезвию») второй части.
  10. Возвратно-поступательное движение за счет трения обеспечивает нагревание, достаточное для образования тления в прижатой щепой растопке.
  11. Тлеющая растопка переносится в сухую траву и раздувается до появления огня.

Мне доводилось наблюдать и другое исполнение этого метода разведения огня трением. В нем половина ствола бамбука с растопкой лежала на земле (растопкой вниз), а второй половиной производилось пиление. Но такой способ, как по мне, менее универсален, поскольку для него нужно минимум два человека (один для удержания нижней части, второй - для пилящих движений), грунт должен быть сухим, чтобы не намочить растопку, да и руки можно повредить о лежащие на земле камни или колючки.

Как и другие методы добывания огня трением, этот требует предварительной тренировки. Без такой тренировки оказавшийся в аварийной ситуации человек рискует потратить много времени и сил, при этом оставшись без огня.

Как по мне, в наших широтах наиболее приемлемым вариантом для разведения огня в условиях выживания был и остается метод огненного лука. Хоть для него и требуется наличие прочной веревки, но именно он позволяет по сравнению с другими методами затратить меньше сил, которые в аварийной ситуации всегда есть, где применить.

Интересное видео: лучковая дрель в работе

Огненный плуг по-полинезийски:

Чтобы выжить, людям нужны были не только пища и вода, необходимо было тепло, а кроме Солнца его давал огонь. Древний человек из рода Homo научился пользоваться огнём по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Это произошло не сразу. Вначале люди использовали огонь, который оставался после лесных пожаров, удара молнии. Они тщательно оберегали горящие поленья и ветки, старались не дать им потухнуть. Костры стойбищ тщательно поддерживались, и тлеющие угли переносили за собой на каждое новое место.

Разведение огня

Около 4 тысяч лет до н.э. была изобретена лучковая дрель для получения огня . Тетива лука используется для беспрерывного вращения деревянного сверла. Остриё его упирается в деревянное основание. Трение сверла о деревянную дощечку вызывает нагревание, от которого должен загореться мох, маленькие щепочки или солома, заготовленные у основания сверла. Такими дрелями пользуются и сейчас.

Зачем нужен был огонь?

Огонь помогал согреться. Зажжёнными ветками отбивались от хищников и загоняли крупных животных. На огне закаляли кончики деревянных орудий. В пламени костров обжигали мягкую глину, и она становилась прочной и твёрдой. Многие растения ядовиты в сыром виде, но безвредны и питательны после тепловой обработки. На огне стали готовить пищу. В конце концов люди заметили, что для того, чтобы зародилась искорка огня, приходилось или стучать твёрдыми камнями друг о друга, или добывать его трением сухих деревянных палочек. Огонь использовали и для освещения. Для этого в каменную плоскую чашу, заполненную жиром животных, опускали «фитиль» из мха или кусочков меха. Использовались и лучины, окунутые в пчелиный воск или смолу.

Огонь использовали не только для обогрева, но и для приготовления пищи. Многие ядовитые растения оказались безвредными после термической обработки.

Каменный очаг

Очаг — это то место, где готовили пищу, центральное в жилище человека каменного века. Вокруг очага размещались каменные сиденья, кровати, столы. В крыше над очагом была сделана дыра, чтобы через неё выходил дым. Чтобы сквозняк не затушил огонь, очаг обкладывали большими камнями.

К такому парадоксальному выводу пришли археологи, чья статья опубликована на сайте журнала PNAS 14 марта.

Одна из двух кремневых пластин, покрытых черной смолой, из местонахождения Кампителло, Италия (Campitello Quarry), возрастом более 200 тыс. лет. Иллюстрация к обсуждаемой статье

"Приручение" огня – безусловно, одна из важнейших инноваций в истории древнего человечества. Именно огонь (вроде бы) позволил людям освоить северные регионы нашей планеты (а как же иначе можно было выжить в широтах, где температура зимой падала ниже нуля?). Согласно гипотезе Ричарда Рэнгема (Гарвардский университет, США), именно переход к термообработке пищи способствовал ускоренному росту мозга у гоминид (приготовление пищи на огне сделало ее легче усвояемой, что способствовало высвобождению энергии, необходимой для питания крупного мозга).

Когда же появилась данная технология, и когда использование огня стало для людей обычным делом? Первые (но не бесспорные) свидетельства использования огня имеют возраст 1.6 млн лет (об этих свидетельствах мы еще поговорим). Также считается, что уже гораздо позднее особо продвинутые технологии использования огня позволили африканским сапиенсам покорить Старый Свет, потеснив неандертальцев…

Проблема в том, что в отличие от орудийной деятельности, технологии, связанные с «контролируемым огнем», гораздо сложнее распознать по археологическим материалам.

Что обычно находят археологи на древних стоянках? Каменные орудия либо их фрагменты, и иногда остатки трапез. Если и был тут очаг – от него остается немного. Если стоянка находилась на открытой местности – то ветер или вода легко могли стереть все следы использования огня. В пещере вероятность, что что-то сохранится, больше. Чаще всего такими следами могут быть отложения, на которых находился очаг (их можно выявить по цвету и изменениям структуры); каменные орудия со следами нагрева; обугленные кости и древесный уголь.

Однако не только человек мог оставить такие следы.

А если тут было вулканическое извержение? Удар молнии, лесной пожар? Обугленные кости могли попасть в пещеру вместе с водным потоком. Мало ли что могло произойти за десятки тысяч лет! Вот если таких находок в пещере много, если они сосредоточены в одном месте, в сочетании с явными следами длительного пребывания человека, если всё это, судя по геологическому контексту, не было перемешано, а лежит «на своих местах» - только в таком случае можно считать, что огонь здесь, вероятно, разводил именно человек.

Авторы публикации - Паола Вилла из Колорадского университета в Боулдере (США) и Вил Рубрукс из Лейденского университета (Нидерланды) в поисках таких надежных свидетельств провели детальный анализ 141 палеолитического местонахождения. Авторы исследования обратили основное внимание на Европу, где есть большое количество хорошо изученных археологических памятников разного возраста.

Известно, что люди появились на юге Европы более миллиона лет назад (древнейшим местонахождением является в Испании). А на север Европы люди продвинулись более 800 тысяч лет назад (таким возрастом датируется английское местонахождение Хэпписбург / Happisburgh 3).

Поразительно, но при всем этом явные свидетельства использования огня человеком имеют возраст не более 300-400 тысяч лет! Такие датировки получены для двух местонахождений – Бичес Пит (Beeches Pit) в Англии и Шёнинген (Sch?ningen) в Германии.

Более древние свидетельства дружбы европейцев с огнем крайне скудны и ненадежны. Если говорить об открытых местонахождениях – отсутствие следов огня можно списать на кратковременность пребывания людей на них, либо на геологические процессы. Но аналогичная картина наблюдается и в пещерах. Авторы рассматривают 6 известных пещер: Треугольная (Россия), Козамика (Болгария), (Италия), (Испания), (Франция), (Испания).

Особенно удивительно отсутствие следов использования огня на таких богатых археологическими материалами стоянках, как и . В Араго найдено большое количество каменных орудий и костных останков. Следы огня обнаружены в Араго только в верхних слоях, моложе 350 тыс. лет. В нижних же уровнях (начиная с примерно 550 тыс. лет назад) – ни угля, ни обожженых костей… При том, что люди постоянно жили здесь в течение нескольких сотен тысяч лет! В Гран Долина – ситуация такая же, за исключением нескольких углей, которые явно попали сюда снаружи. «Это поразительно», пишут авторы статьи. Получается, что люди обитали в Европе, где зимой бывало совсем не жарко, в течение 700 000 лет, не зная огня!

И только в более поздние эпохи использование огня, судя по археологическим данным, становится обычным делом. В частности, на стоянках неандертальцев найдено большое количество продуктов горения. В качестве топлива употреблялось как дерево, так и кости. И судя по всему, неандертальцы отнюдь не ждали удара молнии или «падения метеорита», они сами умели добывать и хранить огонь.

Особенно интересны находки, говорящие о том, что неандертальцы уже 200 тысяч лет назад не только «грелись у первобытного костра», но и с помощью огня добывали из древесной коры смолу, которую использовали для прикрепления каменных наконечников к деревянным рукояткам (см. фото).

Подобные технологии известны и у африканских древних сапиенсов (стоянка Пиннакл Поинт / Pinnacle Point в Южной Африке, возрастом 164 тысячи лет). Получается, что неандертальцы до такого смогли додуматься раньше, чем сапиенсы. Поэтому говорить о технологическом превосходстве древних сапиенсов, по крайней мере, в области «пиротехники», нет никаких оснований.

А за пределами Европы?

Авторы рассматривают и стоянки древних людей в Азии и в Африке. В Азии, судя по всему, применение огня -также как в Европе - становится обычным делом между 400 и 200 тыс. л.н. Например, в пещере Кесем в Израиле () древесный пепел является главной частью пещерных отложений, сопряженных со следами деятельности человека, т.е. здесь постоянно использовался огонь.

Авторы приводят, однако, одно исключение – местонахождение в Израиле, возрастом 780 тысяч лет. Здесь найдена обугленная древесина и множество маленьких фрагментов орудий (размером до 2 см) с явными следами нагрева. Такие фрагменты обычно остаются, если изготовление орудий происходило вблизи огня. Археологи считают, что подобные микроартефакты со следами горения – лучшие индикаторы того, что когда-то здесь был очаг.

Можно сделать вывод: уже 780 тысяч лет назад некоторые популяции людей использовали огонь, но общечеловеческой эта технология стала гораздо позже.

Этот очаг – вовсе не очаг?…

Теперь - о древнейших следах использования огня в Африке. К таковым относят многочисленные обожженые кости в , ряд находок в и , возрастом 1.5 – 1.6 млн. лет .

По мнению авторов статьи, хотя эти находки сделаны в местах, где жили гоминиды, «нет доказательств, что именно гоминиды использовали этот огонь». Возможно, речь идет об огне природного происхождения. Грозы с молниями в Африке, кстати, случаются гораздо чаще, чем в Европе – пишут авторы.

Очень странно. В Чесованье, вроде бы, даже найден целый … Он тоже появился от удара молнии?

Итак, по крайней мере в Европе люди стали регулярно использовать огонь достаточно поздно, не ранее второй половины среднего плейстоцена. «Это конечно не отвергает возможности случайного и эпизодического использования огня людьми в более древние эпохи».

Но как прожить без огня в Европе?

А вот так. «Мы полагаем, что ранние гоминиды НЕ нуждались в огне для колонизации северных областей», - пишут авторы статьи. Активный образ жизни и богатая белком пища помогали людям переживать холода. Ели они сырое мясо и рыбу (как некоторые современные охотники-собиратели), и видимо это не помешало их мозгам расти.

В конце концов, что мы знаем о выносливости наших далёких пращуров? Может быть, они могли зимой на снегу спать? Ведь современные люди – это «продукт длительной адаптации к изменениям в их рационе и образе жизни», и о том, как изменился наш организм в результате такой адаптации, известно очень мало…