Домой / Аппендицит / Сложность и противоречивость развития советского общества. Послевоенное устройство мира

Сложность и противоречивость развития советского общества. Послевоенное устройство мира

Послевоенное устройство мира. Сложность и противоречивость развития советского общества

В послевоенный период сложилась новая расстановка политических сил на мировой арене . Ликвидировано германское могущество в центре Европы и Японии – на Дальнем Востоке, истощены силы Великобритании и парализованаФранция после четырех лет немецкой оккупации. Начался распад колониальной системы. На авансцену мировой арены вышли две новые сверхдержавы – СССР и США, могущественные в политическом и военном отношении.

После войны сложился новый – биполярный мировой порядок , т.е. утвердилась двухполюсная структура международных отношений в виде противостояния двух общественно-политических сис­тем. США объявили себя защитниками свободно­го мира, капитализма, а СССР – оплотом мира, демократии и социализма. Стержневым приоритетом стала жесткая конфронтация с внешним врагом двух блоков – НАТО и ОВД (Организация Варшавского Договора). В контексте противостояния двух полюсов сформировался блок неприсоединившихся стран. Весь мир был разделен на сферы влияния и интересов. Понятия «Восток» и «Запад» приобрели идеолого-политическое измерение. Когда обозначились крупные революционные перемены в странах Африки и Азии, то линия США и других стран Запада была направлена на оттеснение ле­вых сил, придерживающихся «социалистической ориентации», и сохранение освободившихся стран в орбите «свободного мира». СССР же стремился максимально расширить «сферу социализма», наса­ждая «советскую модель». СССР сумел создать собственную сферу влияния, над которой был установлен жесткий контроль. Однако сталинскому руководству не удалось распространить влияние СССР в Средиземноморье, на Ближний и Средний Восток. Жесткая конфронтация, противостояние осложнялось новым военно-стратегическим фактором – наличием у лидеров блоков ядерного оружия.

В послевоенный период сложилась новая структура мирового порядка: две супердержавы – вершина пирамиды, за ними – Англия, Франция и Китай, которые наряду с СССР и США входили в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, далее страны, имеющие мень­ший вес в решении международных проблем.

А теперь в рамках биполярного миропорядка рассмотрим тенденции мирового развития к интеграции и разъединению, демократизации и насилию. Еще в 1944 г. создаются международные экономические организации – МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Они влияют на формирование мирового хозяйства, мирового рынка. Кстати, СССР участвовал в работе конференции Бреттное-Вудс при их создании, но со­глашений не ратифицировал, то есть не стал членом этих организаций. Объединяющая роль была присуща и плану Маршалла (плану американской помощи Европе). Напомним, что в обсуждении плана Маршалла принимали участие СССР и стра­ны Восточной Европы. Документы архива показывают, что в высшем руководстве страны шла острая дискуссия по поводу возможности принятия плана. Как тогда не было, так и теперь нет однозначной оценки отказа СССР, а под его нажимом – стран Восточной Европы, от участия в плане Маршалла. Этот план приняли 18 стран Европы и постепенно формировалось экономическое европейское сообщество. Страны, не участвующие в этих организациях, процессах, постепенно выталкивались на периферию мирового хозяйства и в итоге несли серьезный урон, т.к. их экономический механизм не приводился в соответ­ствие с правилами, действующими в мировом экономическом общении, не продвигались по пути конвертируемости денежной единицы, не входили в мировую валютно-кредитную систему. Обяза­тельным условием членства в этих организациях являлось признание и внедрение рыночной эконо­мики в разных модификациях, как наиболее эффективной. Страны СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) ориентировались на инте­грацию коллективной замкнутости, на изоляцию от мирового рынка.

После окончания войны набирала силу тенденция к демократизации . В целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами в 1945 г. была соз­дана ООН . Специализированные учреждения ООН, такие как Всемирная организация здравоохране­ния , Юнеско, Детский фонд были созданы в 1946 г. для разработки санитарных правил, улучшения санитарного состояния внешней среды, борьбы с особо опасными болезнями, для сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, для помощи детям. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В 30 статьях декларации изложены права и свободы человека с целью обеспечения признания и уважения, удовлетворения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.

Однако набирала силу и тенденция к насилию, «холодной войне» . Причины возникновения «хо­лодной войны» многие отечественные и зарубежные историки усматривают в гегемонистских уст­ремлениях И. Сталина и Г. Трумэна, в действиях Запада, направленных на изоляцию СССР в послевоенном мире и устремлениях СССР в этом направлении. Как показатели ее начала, чаще всего называют два выступления: Сталина – в феврале 1946 г. о том, что «капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений и необходимо гарантировать страну от всяких случайностей»; и У. Черчилля в марте 1946 г., в котором он провозгласил «крестовый поход» против СССР, стран Восточной Европы, выдвинул программу англо-американского мирового господства. Если говорить о причинах происхождения «холодной войны», то прежде всего это столкновение интересов; а также узел противоречий на Ближнем и Среднем Востоке.

Это «иранский» и «турецкий» кризисы 1945–1946 гг. Это раскол Европы, Берлинский кризис 1948–1949 гг. Корейская война (1950–1953 гг.) – кульминационный момент в «холодной войне», мир был близок к третьей мировой войне. Своеобразным символом «холодной войны» стало возведение Берлинской стены (1961 г.). Во время Карибского кризиса (1962 г.) мир вновь оказался на грани мировой ядерной войны. Период с 1945 г. по конец 80-х и начало 90-х гг.в можно назвать состоянием мира с форсированной гонкой вооружения, «балансирующего на грани воины». Изолированность, неосведомленность друг о друге, тен­денциозный подбор информации, целевая психологическая обработка массового сознания сформиро­вали «образ врага», конфронтационное мышление. В настоящее время историки, используя докумен­ты архивов, устанавливают, какие возможности были упущены в политике между СССР и США, где были сделаны неверные шаги, втянувшие мир в жесткую конфронтацию, которая подрывает экономиче­скую стабильность, доверие между народами, а в ядерный век создает смертельную опасность для человечества.



Послевоенный мир реализовал различные модели экономического развития . Так, в Запад­ной Германии был сделан переход (после 12 лет национал-социализма) от тоталитарного режима и централизованных методов управления к социальной рыночной экономике. Приоритетом экономиче­ской реформы, предложенной вице-канцлером Л. Эрхардом, было развитие отраслей, работающих на потребительский рынок. Реформа создавала усло­вия, побуждающие людей вложить деньги в инвестиции. Все запреты были сняты, предложена гиб­кая налоговая система. По плану Маршалла, привлекались внешние инвестиции. Конкуренция, свобода предпринимательства, поощрение личного интереса принесли свои плоды. Страна получила эффективную экономику и достойный уровень жизни, открытое индустриальное общество. Социально-рыночная модель экономики в разных модификациях, как наиболее эффективная, становилась доминирующей на планете и, соответственно, шла дальнейшая эволюция буржуазно-демократической политической системы. Ведущим направлением в политике стал неолиберализм (политика гибкого государственного регулирования экономики, осуществляемая, как правило, социалистическими и социал-демократическими партиями). В политическая жизнь на Западе у власти периодически сменяли друг друга буржуазные консерваторы и неолибералы (социалисты).

Страны Восточной Европы пытались осуществить модель демократического социализма : различ­ные формы собственности (государственная, коллективная, частная), демократия, а не диктатура пролетариата; многопартийность, множественность идеологий; экономическая самостоятельность предприятий с выходом на внешний рынок. Но Сталину уже в 1948 г. удалось им навязать авторитарный строй и командно-распределительную экономику. За послевоенные годы эти стра­ны добились определенных результатов в экономическом и научно-техническом росте, хотя и нажимными, антидемократическими методами. СССР помогал им в восстановлении народного хозяйства, но в дальнейшем экономически они начали эксплуатировать СССР, поскольку сотрудничество, интеграция в рамках СЭВ велись на невыгодной для советского госу­дарства основе.

Таким образом , для послевоенного устройства мира был характерен процесс формирования но­вого мирового порядка. В итоге сложился биполярный конфронтационный мир, две новые сверхдержавы, блоковое противостояние. Главной чертой послевоенного мира стало балансирование на грани войны.

Победа предоставила СССР возможность выбора: развиваться вместе с развитыми странами Запа­да или опустить «железный занавес», обрекая страну на изоляцию, и сохранить без изменения довоенную модель. Возможность перемен, реформ существовала сразу после войны, в 1945 г. Контакты офицеров и солдат с Западным миром во время войны давали возможность сравнивать жизненные условия, реальнее относиться к действительности. Имела место тенденция перестройки мышления, демократического обновления общества, свободы. В «верхах» моделировалась перспектива развития страны. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР, в 1947 г. проект новой программы ВКП(б). В них содержался ряд прогрессивных положений: в формах собственности господствующей признавалась государственная, но допускалось мелкое частное хозяйство крестьян и кустарей. В ходе обсуждения документов было предложено: децентрализовать экономическуюжизнь, дать больше прав наркоматам, местным властям, ограничить сроки пребывания на руководящих должностях, выдвигать на выборах в Советы несколько кандидатов и др. Оба документа обсуждались только в узком круге ответственных работников и появление в этой среде либеральных идей говори­ло о новых настроениях части руководства – Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина, Г.К. Жукова и др. Сомнения в целесообразности сложившейся административно-командной экономики возникли у экономистов Л.Д. Ярошенко, А.В. Савиной, В.Г. Венжера и др. Они отстаива­ли использование товарно-денежных отношений, а не приказно-волевых методов. В письмах рядовых граждан в ЦК партии обосновывалась необходимость преобразования государственных предприятий в акционерные, предлагалось колхозникам дать возможность свободно продавать продукцию по рыночным ценам и др. Оценка ЦК этих документов: «вредные взгляды», «в архив».

И.В. Сталин по-своему определил перспективу развития общества . На приеме в Кремле 24 мая 1945 г. он за­мечает, что советский народ «верил в правильность политики своего правительства... И это доверие оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу... над фашизмом». В вы­ступлении перед избирателями в феврале 1946 г. он оправдывает политику индустриализации, кол­лективизации и репрессий. В законе о пятилетнем плане на 1946–1950 гг. крайне высокие темпы вос­становления промышленности шли вразрез с идеей сбалансированного развития экономики. В проекте новой программы ВКП(б) партия зафиксировала цель: в течение 20-30 лет построить в СССР коммунизм и решить основную экономическую задачу – в течение 15-20 лет превзойти главные капиталистические страны по производству на душу населения. Об утопичности этих установок говорит соотно­шение между промышленным потенциалом СССР и США в 1945 г. – 1:4. В книге Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.) был обоснован возврат к модели развития 30-х гг. Сталин возражал против любой уступки рынку, он считал, что категории деньги, цены, стоимость, себестоимость и др., при социализме действуют формально, а денежные платежи в ближайшей перспективе должен заменить продуктообмен. Переход к коммунизму он сводил преимущественно к административным мероприятиям в сфере распределения.

Декларируемая утопия противоречила объективной реальности, где имели место и успехи, и неудачи. Благодаря героизму народа довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г.; восстановлены многие города. Но в 1949 г. последовал пересмотр четвер­того пятилетнего плана и принятие сверхволюнтаристских установок экономического роста, преимущество отдавалось тяжелой индустрии. В промышленности фазы роста (1947–1948 гг.) и «пере­грева» (1949–1950 гг.) сменялись фазой явного замедления (до 1954 г.). Сдвиг капитальных вложений в пользу тяжелой индустрии (88% из 100%) подорвал базу легкой промышленности, работающей на потребительский рынок. Тяжелая промышленность развивалась к тому же на основе устаревших решений, без учета технологических достижений и новшеств, созданных в мире. Огром­ного прогресса добилась металлургия, но без внимания остались химия и нефтехимия. В топливно-энергетическом балансе мир предпочтение отдавал нефти, газу, а СССР – углю. Развитие транспорта, связи, дорог оставлено в запустении.

Очень непростая ситуация сложилась в сельскомхозяйстве . После засухи и голода 1946 г., в 1947 г. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, и последовал впечатляющий рывок в развитии. Но в последующие годы темпы роста оставались очень низкими, и только в 1952 г. производство зерна в стране достигло довоенного уровня. Размер обязательных поставок села государству ежегодно возрастал. Укрупнялись колхозы (с 1950 г.) и одновременно значительно уменьшались индивидуальные наделы, сократилась натуральная оплата на трудодни. На все вводились вы­сокие налоги. В деревне не было паспортов, пенсий, профсоюзов.

В 1947 г. в СССР, первой из стран Европы, была отменена карточная система на продукты пита­ния, но одновременно повышены цены на потребительские товары более чем в три раза (к уровню 1940 г.), а зарплата рабочим снижена на 50%. Затем ежегодное сезонное снижение цен на молоко и мясо подавалось как забота о человеке и имело большой политический эффект. Но даже в 1952 г. эти цены бы­ли выше довоенного уровня. Одновременно с отменой карточек правительство вводит жесткую де­нежную реформу (введен обмен новых денег на старые в среднем в соотношении 1:10), хотя была возмож­ность избрать более «мягкий» вариант. Действовавшая экономическая модель не позволяла разрешить жилищный кризис.

Сложные процессы шли и в духовной жизни . В первые годы после победы у трудящихся доминировала мысль «главное – война позади», а послевоенные трудности временные. Однако на рубеже 1947–1948 гг. в массовом сознании был ис­черпан лимит «временности» трудностей. Уже налицо были успехи послевоенного восстановления. И реакция людей на жесткие решения властей становилась более рез­кой. В 1947 г. произошло массовое дезертирство (29 тыс. рабочих) с шахт Кемеровской области. Усилилась критика властей, но власть проигнорировала исторический шанс реализовать реформы и встала на путь жесткого курса, репрессий.

Проискам «врагов», «шпионов» были приписаны все трудности послевоенных лет. Напомним, что в постановлении 1946 г. ЦК партии обрушился на журналы «Ленинград» (выговор), «Звезда» (закрыт) за то, что они – проводники «идеологии чуждых партий», особенно после публикаций произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Крити­ке были подвергнуты некоторые фильмы, в том числе вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштей­на, как «безыдейные». За «формализм» были подвергнуты критике компо­зиторы (в 1948 г.) С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Хачатурян. Интеллигенцию обвиняли в космополитизме, генетику и кибернетику называли лженаукой.

С руководящих постов в центре и на местах устранялись люди, известные реформаторскими взглядами. По руководящим кадрам нанесло удар «ленинградское дело». Особенностью нового этапа кадровой чистки было нагнетание антисемитизма. Позорной провокацией против медицинской интеллигенции было «дело врачей». В январе 1953 г. пятнадцать известных медиков были обвинены в убийстве Жданова, в покушении на жизнь военачальников Конева, Василевского, Штеменко. Продолжалась травля ученых. В 1947 г. был арестован доктор медицинских наук, всемирно известный ученый, заместитель наркома здравоохранения, ученый секретарь АМН СССР В.В. Парин. Он вышел из тюрьмы в 1953 г., стал одним из основоположников космической медицины. В ход вновь была пущена машина страха, преследования, расправы. В результате чрезвычайных мер в стране были задушены все ростки политической оппозиции – реальные и потенциальные. Либералов уничтожили. В странах «Восточного блока» насаждали послушных Сталину лидеров. Дело шло к новой волне террора. Конец этому положила 5 марта 1953 г. смерть Сталина.

Экономика страны

Политическая система

Воспитание духовности

Послевоенное устройство мира

часть Восточной Пруссии Клайпедской области Закарпатской Украины

Изменилась . Потерпели поражение и утратили роль великих держав страны-агрессоры – Германия и Япония , значительно . В то же время выросло влияние США,

Во главе с СССР.

Война положила получили независимость

Резко выросло влияние коммунистов

В годы мировой войны 1945 года в Сан-Франциско состоялись

холодная война Даллесом

Основой конфронтации СССР и США Черчилля 1946 г

США и СССР.

В Западной Европе в 1949 г.,

Советский Союз так же проводит политику конфронтации

Азиатском гражданская война в Китае

Окончательный распад «мира

Европейским странам была предложена

В

Экономика страны

ущерб

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план

Проведение реформы позволило упразднить карточную систему государственные займы страны.

курс

Строятся промышленные гиганты

Быстро создается атомная промышленность . В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» ядерным центром .

Развернувшаяся гонка вооружений

Сложное положение было в сельском хозяйстве

К концу четвёртой пятилетки

повышены закупочные цены снижен налог с колхозников

В феврале–марте

Политическая система

Эти идеи были заложены в

В странах капиталистического блока развернулась компания антисоветизма


50-х годов
период маккартизма

Апогеем маккартизма был

С началом «холодной войны» резко ужесточилась внутренняя политика СССР. Обстановка «военного лагеря», «осажденной крепости» требовала, наряду борьбы с внешним врагом, наличие «внутреннего врага», «агента мирового империализма».

Во второй половине 40-х гг. возобновились репрессии против врагов Советской власти. Наиболее крупным было «Ленинградское дело» (1948 г.), когда были арестованы и тайно расстреляны такие видные деятели, как председатель Госплана Н. Вознесен­ский, секретарь ЦК КПСС А. Кузнецов, Предсовмина РСФСР М. Родионов, глава Ленинградской партийной организации П. Попков и др.

Когда после войны было создано государство Израиль , туда началась массовая миграция евреев из всех стран мира. В 1948 г. в СССР начались аресты представителей еврейской интеллигенции, борьба с «безродным кос­мополитизмом ». В январе 1953 г. группу врачей кремлевской больницы , евреев по национальности, обви­нили в том, что они убили посредством неправильного лечения секретарей ЦК Жданова и Щербакова и готови­ли убийство Сталина. Эти врачи якобы действовали по заданию международных сионистских организаций.

Послевоенные репрессии не достигли масштаба 30-х годов, не было громких показательных процессов, но они были достаточно широкими. Следует учитывать, что только в национальных формированиях из числа народов СССР в годы войны на стороне гитлеровской Германии воевало от 1,2 до 1,6 млн. человек. Так что большое количество репрессированных за сотрудничество с врагом – вполне объяснимо. Были репрессированы бывшие военнопленные (приказом Главкома Сталина все попавшие в плен попадали в разряд предателей Родины ). Война и тяжелая послевоенная ситуация в стране привели также к колоссальному росту уголовной преступности . В целом к январю 1953 года в ГУЛАГе содержалось 2 468 543 заключенных.

После смерти И. Сталина было создано коллективное руководство страной и партией. Председателем Совета Министров стал Г. Маленков , его заместителями Л. Берия, В. Молотов, Н. Булганин, Л. Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К. Вороши­ло в, а пост секретаря ЦК КПСС занял Н.С. Хрущев . На­чалось смягчение внутренней политики. Сразу же, 4 апреля 1953 г., прошла реабилитация по «делу врачей ». Начали возвращаться люди из лагерей и ссылок.

В июле 1953 г. пленум ЦК обсудил «дело Берия». Л. Берия руководил органами безопасности и внутренних дел, был непосредственным руководителем репрессий. По обвинению в «сотрудничестве с империалистическими разведками» и «заговоре с целью восстановления господства буржуазии». Л. Берия и шесть его ближайших сотрудников были при­говорены к расстрелу.

После расстрела Л. Берия нача­лась массовая реабилитация осужденных за политические преступления. В печати начи­нается первая робкая критика «культа личности», но имя И. Сталина пока не упоминается. Начинается период, ко­торый вошел в историю под названием «оттепели ».

Пересмотр «ленинградского дела » подорвал позиции Г. Маленкова . В феврале 1955 г. он был освобожден с поста Председателя Совета Министров , на этот пост был назна­чен Н. Булганин . Это привело к изменению баланса сил в верхах – на первые позиции выдвинулся Н.С. Хрущев .

Экономика страны

Политическая система

Воспитание духовности

Послевоенное устройство мира

В результате второй мировой войны изменилось соотношение сил в мире . Страны-победительницы, в первую очередь Советский Союз, увеличили свои территории за счет побежденных государств. К Советскому Союзу отошла большая часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом (ныне Калининградская область РФ), Литовская ССР получила территорию Клайпедской области , к Украинской ССР отошли территории Закарпатской Украины . На Дальнем Востоке, в соответствии с договоренностями, достигнутыми на Крымской конференции, Советскому Союзу были возращены Южный Сахалин и Курильские острова (включая и четыре южных острова, не входящих ранее в состав России). Увеличили свою территорию за счет германских земель Чехословакия и Польша.

Изменилась обстановка внутри западного мира . Потерпели поражение и утратили роль великих держав страны-агрессоры – Германия и Япония , значительно ослабли позиции Англии и Франция . В то же время выросло влияние США, которые контролировали около 80% золотого запаса капиталистического мира, на их долю приходилось 46% мирового промышленного производства.

Особенностью послевоенного периода стали народно-демо­кратические (социалистические) революции в странах Восточной Европы и ряде стран Азии , которые при поддержке СССР приступили к строительству социализма. Образовалась мировая система социализма во главе с СССР.

Война положила начало распаду и колониальной системы империализма. В результате национально-освободительного движения получили независимость такие крупнейшие страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан, Цейлон, Египет. Ряд из них стал на путь социалистической ориентации. Всего за послевоенное десятилетие получили независимость 25 государств , от колониальной зависимости освободились 1200 млн. человек.

В политическом спектре капиталистических стран Европы произошёл сдвиг влево. Сошли со сцены фашистские и праворадикальные партии . Резко выросло влияние коммунистов . В 1945–1947 гг. коммунисты входили в состав правительств Франции, Италии, Бельгии, Австрии, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии.

В годы мировой войны сложилась единая антифашистская коалиция – союз великих держав – СССР, США, Великобритания и Франция. Наличие общего врага помогало преодолевать разногласия между капиталистическими странами и социалистической Россией, находить компромиссы. В апреле–июне 1945 года в Сан-Франциско состоялись учредительные конференции Организации Объединенных Наций , включавшие представителей 50 стран. В уставе ООН были отражены принципы мирного сосуществования государств различных социально-экономических систем, принципы суверенитета и равенства всех стран мира.

Однако на смену второй мировой войне пришла «холодная война » – война без ведения боевых действий. Термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д.Ф. Даллесом . Суть его – кон­фронтация политическая, экономическая, идеологическая двух социально-экономических систем социализма и капитализма, балансирование на грани войны.

Основой конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами – СССР и США . Начало «холодной войны» принято датировать речью У. Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 г ., в которой он призывал народ США к совместной борьбе против Советской России и ее агентов – коммунистических партий.

Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктрина президента США Трумэна, выдвинутая им в 1947 г. Согласно доктрине конфликт капитализма с коммунизмом неразрешим. Задача США – борьба с коммунизмом во всем мире, «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мир е, которые рассматривались через призму противостояния капитализма коммунизму , США и СССР.

Советский Союз стал окружаться сетью американских военных баз. В 1948 г. первые бомбардировщики с атомным оружием, нацеленным на СССР, были размещены в Великобритании и Западной Германии. Капиталистические страны приступают к созданию военно-политических блоков, направленных против СССР.

В Западной Европе в 1949 г. создается Североатлантический блок НАТО . В его состав вошли: США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Греция и Турция. В Юго-Восточной Азии в 1954 г. создается блок СЕАТО, в 1955 г. – Багдадский пакт . Восстанавливается военный потенциал Германии. В 1949 г., в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из трёх зон оккупации – английской, американской и французской – была создана Федеративная республика Германия , которая в этом же году вошла в НАТО.

Советский Союз так же проводит политику конфронтации . В 1945 г. Сталин потребовал создать систему совместной обороны черноморских проливов СССР и Турции, установить совместную опеку союзниками колониальных владений Италии в Африке (при этом СССР планировалось предоставить военно-морскую базу в Ливии).

Противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем обостряется и на Азиатском континенте. С 1946 г. началась гражданская война в Китае . Войска гоминдановского правительства Чан-Кайши попыталась занять территории, контролируемые коммунистами. Капиталистические страны поддержали Чан-Кайши, а Советский Союз – коммунистов, передав им значительное количество трофейного японского оружия.

Окончательный распад «мира » на две враждующие социально-экономи­ческие системы связан с выдвижением в 1947 г. Соединенными Штатами «плана Маршалла » (по имени государственного секретаря США) и резко отрицательным отношением к нему СССР.

Европейским странам была предложена помощь для восстановления разрушенной экономики . Давались займы на покупку американских товаров. План Маршалла приняли 16 государств Западной Европы. Политическим условием оказания помощи было удаление коммунистов из правительств . В 1947 г. коммунисты были выведены из правительств западноевропейских стран. Помощь была предложена и восточноевропейским странам. Польша и Чехословакия начали переговоры, но под влиянием СССР отказались от помощи.

В противовес блоку капиталистических стран стал формироваться экономический и военно-политический союз социалистических стран . В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи – орган экономического сотрудничества социалистических государств; в мае 1955 г. – Варшавский военно-политический блок.

После принятия плана Маршалла в Западной Европе и образования СЭВ в Восточной Европе сложились два параллельных мировых рынка .

Экономика страны

Советский Союз закончил войну с огромными потерями. На фронтах, на оккупированной территории, в плену погибло свыше 27 млн. советских граждан. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. Прямой ущерб , нанесенный войной, превышал 30 % национального богатства.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план развития экономики. Намечалось не только восстановить народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень производства промышленной продукции на 48%. В народное хозяйство намечалось вложить 250 млрд. руб. (столько же, сколько за три предвоенных пятилетки).

В годы войны вся экономика была перестроена на военный лад, выпуск товаров народного потребления был фактически прекращен. На руках населения скопилась огромная масса денег, не обеспеченных товарами. Чтобы снять давление этой массы на рынок, в 1947 г, была проведена денежная реформа . Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в соотношении 10:1.

Проведение реформы позволило упразднить карточную систему , введенную в годы войны. Как и в 30-е годы проводились государственные займы у населения. Это были жесткие меры, но они позволили оздоровить финансовое положение страны.

Восстановление разрушенной промышленности шло быстрыми темпами.

В 1946 г. наблюдается определенный спад, связанный с конверсией, а с 1947 г. начинается устойчивый подъем .

В 1948 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден , а к концу пятилетки он превысил уровень 1940 г. Рост составил 70 %, вместо запланированных 48%.

Это было достигнуто за счет возобновления производства на территориях, освобожденных от фашистской оккупации. Восстановленные заводы оснащались оборудованием, произведенным на заводах Германии и поставленным в счет репараций. Всего в западных районах было восстановлено и вновь пущено 3200 предприятий. Они производили мирную продукцию, оборонные же предприятия остались там, куда были эвакуированы – на Урале и в Сибири.

После войны правительство СССР продолжало курс , начатый в годы первых пятилеток на увеличение индустриальной мощи страны, являющейся основным фактором существования государства в условиях жесткой конфронтации между социализмом и капитализмом.

Строятся промышленные гиганты : Калужский турбинный, Минский тракторный, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и др. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз.

Республики Прибалтики, Молдавии, западных областей Украины и Белоруссии , вошедшие в состав СССР накануне войны, превращаются из аграрных в индустриальные.

Быстро создается атомная промышленность . В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности .

Развернувшаяся гонка вооружений , жесткое противостояние капитализма и социализма, восстановление разрушенного народного хозяйства СССР требовали, прежде всего, колоссальных средств на развитие индустрии , отсюда в послевоенные годы гораздо меньше средств направлялось на развитие легкой и пищевой промышленности – производство потребительских товаров росло медленно , ощущалась нехватка самого необходимого.

Сложное положение было в сельском хозяйстве . От общего объёма ассигнований в четвёртой пятилетке на его развитие направлялось всего 7%. Как и в годы первых пятилеток, основная тяжесть восстановления и дальнейшей индустриализации страны легла на деревню. Государство вынуждено было для развития индустрии изымать в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов . Закупочные цены на сельхозпродукции не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц.

В конце 40-х гг. были обложены высокими налогами приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им были не по карману. Уехать из деревни крестьяне не могли, так как не имели паспортов. Тем не менее, сельское население в условиях ускоренного развития индустрии сокращалось – крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. сельское население сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое.

К концу четвёртой пятилетки в городах наметился подъём жизненного уровня населения. Ежегодно проводилось снижение цен. К 1950 г. реальная заработная плата достигла уровня 1940 г.

Восстановленная промышленность позволила получить средства для развития сельского хозяйства. В 1953 г. была проведена налоговая реформа и вдвое уменьшены налоги с приусадебных участков. Налог взимался только с земли, а не со скота и деревьев. В сентябре 1953 г. прошел Пленум ЦК, посвященный развитию сельского хозяйства , после которого были значительно (в 3–6 раз) повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и в 2,5 раза снижен налог с колхозников . Государственные резервы хлеба выросли по сравнению с довоенным уровнем в четыре раза.

В феврале–марте 1954 года была принята программа освоения целинных и залежных земель. В Сибирь и Казахстан для введения в оборот дополнительных земель отправились свыше 500 тыс. добровольцев (главным образом молодежь). В восточных районах было создано свыше 400 новых совхозов . Доля сбора зерна на вновь освоенных землях составила 27% от общесоюзного урожая.

Политическая система

Вторая мировая война завершилась победой США, Англии, Франции, выступавших в союзе с СССР против фашистских правительств Германии, Италии и Японии. Поражение фашизма создало предпосылки устойчивого миропорядка . Эти идеи были заложены в Уставе ООН, принятом 26 июня 1946 года на конференции в Сан-Фран­циско.

Однако эти идеи не реализовались в полной мере. Причины – в «холодной войне», расколе мира на два противостоящих друг другу социально-политических лагеря.

В странах капиталистического блока развернулась компания антисоветизма , проходившая под флагом борьбы с «советской военной угрозой», со стремлением СССР «экспортировать революцию» в другие страны мира . Под предлогом борьбы с «подрывной коммунистической деятельностью» была начата кампания против коммунистических партий , которых изображали «агентами Москвы», «чужеродным телом в системе западной демократии». В 1947 году коммунисты были удалены из правительств Франции, Италии и ряда других стран. В Англии и США был введен запрет для коммунистов на занятие должностей в армии госаппарате, были проведены массовые увольнения. В ФРГ Компартия была запрещена.

Особый размах «охота на ведьм» приняла в США в первой половине
50-х годов
, вошедших в историю этой страны как период маккартизма , по имени сенатора-республиканца из штата Висконсин Д. Маккарти. Он выдвинулся еще в президентство демократа Трумэна. Г. Трумэн сам проводил достаточно антидемократическую политику, но маккартисты доводили ее до уродливых крайностей. Г. Трумэн начал «проверку лояльности» государственных служащих , а маккартисты приняли закон «О внутренней безопасности», согласно которому создавалось специальное управление по контролю за подрывной деятельностью, задачей которого было выявлять и регистрировать организации «коммунистического действия» с целью лишения их гражданских прав. Г. Трумэн отдал распоряжение судить лидеров Компартии как иностранных агентов , а маккартисты приняли в 1952 году закон об ограничении иммиграции, закрывавший въезд в страну людям, сотрудничавшими с левыми организациями. После победы республиканцев на выборах в 1952 году начался расцвет маккартизма. При конгрессе были созданы комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, на которые мог быть вызван любой гражданин. По рекомендации комиссии любой рабочий или служащий моментально терял работу.

Апогеем маккартизма был закон 1954 года «О контроле над коммунистами». Компартия лишалась всех прав и гарантий, членство в ней объявлялось преступлением и наказывалось штрафом до 10 тысяч долларов и тюремным заключением до 5 лет. Ряд положений закона имел антипрофсоюзную направленность, причислял профсоюзы к подрывным организациям «в которые проникли коммунисты».


Планы послевоенного устройства

Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами антифашистской коалиции. На конференциях руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране, Ялте и Потсдаме, а также на совещании руководителей США, Великобритании и Китая в Каире были согласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежденным фашистским государствам и наказании военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мира и безопасности. Союзные державы решили оккупировать Германию, Италию и Японию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Они постановили предать главных военных преступников суду Международного трибунала. Территориальные захваты Германии, Италии, Японии и их союзников, осуществленные в З0-е гг. и в период второй мировой войны, аннулировались. СССР, США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванию Румынии. Чехословакия согласилась передать Советскому Союзу Закарпатскую Украину, где преобладало украинское население.

Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по линии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса). Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Западной Украиной и Западной Белоруссией, вдоль линии Керзона. Город Кенигсберг и прилегающие к нему районы передавались Советскому Союзу. Более 6 млн. немцев и венгров, проживавших на территориях, отошедших к Польше, Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жительства. Германия и ее союзники должны были уплатить репарации странам, ставшим жертвами фашистской агрессии.

Репарации (лат. восстановление) – возмещение побежденным гос-вом причиненного им материального ущерба в денежной или какой-либо иной форме. Выплата репараций предусматривается после окончания войны в мирном договоре.

Великобритания, США и СССР решили освободить из-под власти Японии все территории, «которые она захватила при помощи силы», и ограничить японский суверенитет четырьмя главными островами. Корее была обещана независимость. Северо-Восточный Китай (Маньчжурия), остров Тайвань (Формоза) и другие китайские острова, захваченные Японией, предполагалось возвратить Китаю. Советскому Союзу возвращался Южный Сахалин и передавались Курильские острова, до 1855 г. принадлежавшие России. С согласия китайского правительства, СССР должен был получить в аренду военно-морскую базу в районе городов Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Далянь) на Ляодунском полуострове Китая.

На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Англии было достигнуто соглашение о разделительной линии между советскими и англо-американскими войсками, действующими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территории к востоку от этой линии, за исключением Греции, освобождались советскими войсками; к западу от нее - англо-американскими.

Аналогичная разделительная линия была намечена в Корее. Северную Корею (к северу от 38 параллели) освобождали советские войска; Южную Корею - американские.

Первоначально разделительные линии мыслились как временная военная мера, но вскоре они превратились в фактическую границу между советской и англо-американской сферами влияния.

Многие согласованные между СССР, США и Англией меры были проведены в жизнь еще в ходе войны при заключении перемирий с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, - а также в результате безоговорочной капитуляции Германии и Японии. Их полное осуществление предполагало послевоенное сотрудничество между тремя великими державами антифашистской коалиции - Советским Союзом, США и Великобританией, однако после окончания войны и ликвидации опасности со стороны фашистского блока противоречия между ними значительно обострились.

Сталинское руководство Советского Союза, исходившее из идеи о неизбежности грядущей победы социализма над капитализмом, рассчитывало установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией, постепенно ликвидировать там капиталистические порядки и, таким образом, нанести мощный удар мировой капиталистической системе.

В свою очередь, американские правящие круги намеревались, - как заявил президент США Г. Трумэн в послании конгрессу 19 декабря 1945 г., - «сохранить свою роль руководителя всех наций». Считая, что победа возложила на Америку «бремя постоянной ответственности за руководство миром», они стремились помешать переходу стран Центральной и Восточной Европы под контроль Советского Союза; хотели не допустить распространения социализма на новые территории. Создание в каких-либо странах дружественных Советскому Союзу правительств руководящие деятели США и Великобритании считали «советской экспансией» и пытались остановить ее.

В первые послевоенные годы совместные решения держав антифашистский коалиции еще проводились в жизнь, но отношения между Советским Союзом, Великобританией и США быстро ухудшались, постепенно превращаясь из союзнических во враждебные.

Образование ООН

Важным событием международной жизни первых послевоенных лет было создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой являлось поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

По предварительной договоренности между СССР, США и Великобританией, достигнутой на конференции глав трех великих держав в Ялте, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявившие войну Германии и другим странам фашистского блока. Конференция приняла Устав ООН, зафиксировавший важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательство во внутренние дела других государств, разрешение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы. В Уставе указывалось, что международное сотрудничество должно осуществляться в духе «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Согласно Уставу, руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН, где каждая страна имеет один голос, периодически собирается на сессии, которые рассматривают общие принципы международного сотрудничества и проблемы, связанные с поддержанием международного мира и безопасности. Решения Генеральной Ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер, но обладают высоким международным авторитетом. Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обязательные для членов ООН. Совет Безопасности состоит из постоянных и непостоянных членов. Постоянными членами являются пять великих держав: СССР, США, Великобритания, Китай, Франция. Непостоянные члены, в число которых первоначально входило шесть стран, избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения Совета Безопасности действительны лишь при условии единогласия всех его постоянных членов (право вето).

В ООН действуют Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Кроме того, при ООН существует ряд международных специализированных организаций, в том числе завоевавшая большой авторитет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). День вступления в силу Устава ООН - 24 октября 1945г. - ежегодно отмечается как день ООН.

В 1945 г. членами ООН стало 51 государство - участники конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока - Германия, Япония, Италия и их союзники - сначала не допускались в ООН. Затем количество членов ООН значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигло 83. Постепенно ООН стала наиболее авторитетной международной организацией, играющей крупную роль в деле сохранения мира, предотвращения ядерной войны, борьбы против колониализма, защиты прав человека.

Доктрина Трумэна и план Маршалла

Наряду с «атомной дипломатией», важной составной частью американской доктрины «сдерживания коммунизма» являлась экономическая и военная помощь другим капиталистическим странам. Первым официальным шагом в этом направлении была доктрина Трумэна, сформулированная в послании президента Трумэна конгрессу США 12 марта 1947 г. Ссылаясь на просьбы, полученные от правительств Греции и Турции, Трумэн объявил о предоставлении этим странам военной и экономической помощи для борьбы с коммунизмом в размере 400 млн. долл. В Грецию и Турцию посылались американское вооружение и военные советники, там создавались американские военные базы.

Доктрина Трумэна касалась не только Греции и Турции. По существу, она носила мировой характер. В ней прямо указывалось, что политика Соединенных Штатов должна состоять в поддержке всех народов, борющихся против коммунизма. В соответствии с этим принципом Соединенные Штаты поддерживали китайское правительство Чан Кайши, которое до 1949 г. вело гражданскую войну в Китае, а также оказывали постоянную экономическую и военную помощь правительству Южной Кореи.

Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла «угроза коммунизма». Американское правительство разработало специальный план помощи странам Европы, который был оглашен в выступлении государственного секретаря США Дж. Маршалла. 5 июня 1947 г. Маршалл говорил, что пережившая множество бедствий Европа «должна либо получить существенную дополнительную помощь, либо встретиться с экономическими, социальными и политическими испытаниями угрожающего характера». Он заявил, что Америка готова оказать Европе безвозмездную помощь, которая будет направлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса».

Советское правительство усмотрело в плане Маршалла «план закабаления Европы», имеющий целью «реставрировать власть капитализма в странах новой демократии», укрепить империализм и фашизм, подготовить новую империалистическую войну. Исходя их таких представлений, Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, даже не обсуждая его конкретных условий. Под нажимом СССР план Маршалла отвергли все страны Народной демократии, а также Финляндия. Только Чехословакия сначала согласилась принять план Маршалла, но через несколько дней по требованию СССР отказалась от него. Напротив, 16 капиталистических стран, в том числе такие крупные, как Англия, Италия и Франция, выразили готовность получать американскую помощь и создали для этой цели специальную постоянную международную Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). (Кроме Англии, Италии и Франции в число 16 государств входили Бельгия, Голландия, Дания, Люксембург, Швеция, Норвегия, Исландия, Ирландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В 1949 г. к ним присоединилась Западная Германия).

В течение 1948 года члены ОЕЭС заключили с США двусторонние соглашения об условиях получения помощи по плану Маршалла. В обмен на американские поставки продовольствия, сырья, промышленных товаров и оборудования они обязывались предоставлять правительству США информацию о состоянии своей экономики, снабжать США дефицитными материалами, не допускать продажу «стратегических товаров» Советскому Союзу, поощрять американские капиталовложения. В каждую страну направлялись специальные американские миссии, контролировавшие выполнение плана Маршалла. Средства от продажи американских товаров, полученных по плану Маршалла, могли расходоваться только с согласия этих миссий.

План Маршалла действовал 4 года: с 1948 по 1952 г. За это время США поставили в Западную Европу оборудование, промышленные товары и продовольствие на сумму около 17 млрд. долл. Ежегодные расходы по плану Маршалла составляли в среднем около 1% валового национального продукта США. Наибольшую долю поставок получили Англия (2,8 млрд.), Франция (2,5 млрд.), Италия (1,3 млрд.) и Западная Германия (1,3 млрд. долл.). Поставки по плану Маршалла дали мощный импульс развитию экономики западноевропейских стран, но на определенное время увеличили их зависимость от США и способствовали консолидации, консервативных сил.

Попытку применить замысел плана Маршалла к бывшим колониальным и зависимым странам предпринял президент Трумэн. Четвертый пункт его послания от 20 января 1949 г. содержал обещание использовать научные и технические достижения Америки «для развития и процветания слаборазвитых стран». По образцу плана Маршалла получатели помощи должны были заключать с США особые двусторонние соглашения, причем помощь оказывалась лишь в том случае, если американский президент считал, что она укрепит «безопасность США». За три года, с 1950 по 1953 г. американскую помощь по «программе 4-го пункта» получили 37 развивающихся стран, в том числе такие крупные, как Индия и Индонезия.

Американское правительство поддерживало правительство Чан Кайши в Китае, но китайская народно-освободительная армия, действовавшая под руководством Коммунистической партии, разгромила его войска. Чан Кайши укрылся на острове Тайвань под охраной американского флота.



Тема 16. ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

1. Изменения в международных отношениях в послевоенный период. Начало «холодной войны».

2. Образование социалистического блока в Восточной Европе. Начало падения колониальной системы.

Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в соотношение сил на международной арене. После поражения Германия, Италия и Япония на время выбыли из числа великих держав и потеряли свои колонии. Франция и даже Великобритания значительно ослабли. Зато Соединенные Штаты Америки вышли из войны усилившимися. Далеко обогнав все остальные страны в области экономики, они превратились в гигантскую «сверхдержаву», занявшую главное место в капиталистическом мире.

Другой сверхдержавой стал Советский Союз. Несмотря на тяжелые потери победа СССР в войне, его огромный экономический потенциал, наличие мощной армии, образование под руководством СССР блока народно-демократических государств, превратили Советский Союз в величайшую державу мира. Международный авторитет СССР значительно возрос. Без его участия теперь не решался ни один серьёзный вопрос мировой политики. Противостояние «сверхдержав» США и СССР и в связи с этим образование «двухполюсного мира» наложили глубокий отпечаток на всю послевоенную историю.

После Второй мировой войны единство стран-победительниц не могло сохраняться долго. СССР, с одной стороны, и США, Великобритания и Франция - с другой, представляли различные социальные системы. Советский Союз - социалистическую, а его бывшие союзники - капиталистическую. Обе стороны стремились к расширению территории, в которых были распространены именно их общественные порядки. СССР стремился получить доступ к ресурсам, которые прежде контролировались капиталистическим странами. Прокоммунистические и просоветские партизанские движения развернулись в Греции, Иране, Китае, Вьетнаме и других странах. США и их союзники стремились сохранить свое господство в Западной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Разоренные войной жители Европы и Азии с большим интересом относились к опыту быстрого индустриального строительства в СССР, миллионы людей надеялись, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, может позволить быстро преодолеть разруху.

Непростые отношения между бывшими странами союзницами получили название «холодная война». Вообще этот термин обозначает состояние военно-политической, экономической и идеологической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, экономическая блокада и т. п.), осуществляется организация военно-статегических плацдармов и баз. «Холодная война» возникла вскоре после Второй мировой войны и закончилась в начале 1990-х гг. главным образом в связи с демократическими преобразованиями во многих странах бывшей социалистической системы.

«Холодная война» вызвала раскол мира на два лагеря, тяготевших к СССР и США. Конфликт между СССР и бывшими союзниками происходил постепенно. Первым шагом в этом направлении стала «фултонская речь». 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Г. Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира», то есть той части планеты, которая контролировалась капиталистическими странами. Черчилль призвал «англосаксонский мир», а именно США, Великобританию и их союзников дать отпор Советскому Союзу. Крылатыми стали его слова о разделе Европы «железным занавесом». Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».

В 1946-1947 гг. Советский Союз усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море. В этих условиях президент США Гарри Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма.

Гарри Трумэн, 33-й президент США

Однако фронт «холодной войны» пролегал не между странами, а внутри них. Около трети населения Франции и Италии поддерживало компартии. В ряде западноевропейских государств социалисты и коммунисты входили в состав правительств. В 1947 США выдвинул план Маршалла по предоставлению странам Европы материальной помощи. Главной его целью было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы, чтобы не допустить приход к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире. Основные положения плана были выдвинуты государственным секретарем США Джорджем Маршаллом 5 июня 1947 года на выступлении в Гарвардском университете. Его целью было оказание экономической помощи разорённой войной Европе. Американская сторона не оговаривала, какие именно страны могут рассчитывать на финансовую поддержку. При этом Джордж Маршал прекрасно понимал, что конгресс США не поддержит программу помощи, одним из получателей которой будет Советский Союз.

На состоявшейся в июле 1945 года конференции в Париже СССР отказался принять участие в плане Маршала. Советское руководство посчитало, что с его помощью Соединённые Штаты получат контроль над экономикой стран, которым будет оказывать финансовую поддержку. Вместе с Советским Союзом к плану не присоединились и молодые социалистические государства Восточной Европы.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 года, когда в США вошел в силу закон о четырехлетней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. Страны-участники обязывались способствовать развитию свободного предпринимательства, поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим возможность одновременного предоставления военной и экономической помощи.

Страны, получавшие помощь по плану Маршалла

(высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи)

В ходе реализации плана Маршала были достигнуты все основные и вторичные цели. США и Канада получили прекрасный рынок сбыта излишков продукции, экономика западноевропейских стран была восстановлена, отсталые отрасли промышленности модернизированы, суммарный уровень ВВП в 1947-1951 годах показал рост почти в 33%, промышленность и сельское хозяйство превысили довоенный уровень на 40 и 11 % соответственно. Кроме того, это закрепило раскол Европы на режимы принявшие американские условия и вошедшие в сферу влияния СССР.

Одним из символов разделённой Европы стала судьба Германии. В 1945 году её территория была оккупирована союзными войсками. Были проведены мероприятия по демилитаризации немецкой экономики и демократизации общества. СССР и западные державы по-разному видели дальнейшую судьбу Германии. В итоге 23 мая 1949 года на подконтрольной США. Великобритании и Франции территории была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ на это 7 октября 1949 года из восточногерманских областей, была образована Германская Демократическая Республика (ГДР), которая вошла в сферу влияния СССР. Раскол Германии стал одной из наиболее сложных международных проблем в послевоенной истории.

«Холодная война» требовала укрепления коммунистического движения, в которое за время войны пришли новые люди, часто - демократически настроенные. В 1947 году крупнейшими европейскими компартиями вместо Коминтерна был создан Коминформ, который должен был согласовывать деятельность коммунистов в разных странах. Однако Коминформ был использован для осуждения попыток восточноевропейских коммунистических режимов искать свои варианты развития. Эта политика привела, в частности, к советско-югославскому конфликту. В 1948 году в СССР развернулись репрессивные кампании против всех, кто мог иметь культурные контакты с внешним миром. Однако репрессии, направленные против инакомыслящих, проходили и в странах Запада, прежде всего в США. Эти события получили известность как «охота на ведьм».

Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками - социалистическим и капиталистическим. Целью противников было достичь превосходства особенно в области атомного оружия, а также в средствах его доставки. Вскоре таким средствами помимо бомбардировщиков стали ракеты. Началась гонка ракетно-атомных вооружений. Первоначально лидером в гонке были США. Они располагали атомным оружием, впервые опробованным еще в августе 1945 года при бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки. Планы американского генерального штаба предусматривали применение атомного оружия против СССР и его союзников в случае военного конфликта.

Советский военно-промышленный комплекс прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу. Над этой задачей работали советские ученые совместно с разведслужбами. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Таким образом, создание нового оружия в СССР было вопросом времени, которого у нас на тот момент не было.

В 1949 году Советский Союз испытал собственную атомную бомбу. Эта новость вызвала шок у американского руководства. Наличие бомбы у СССР удержало США от применения атомного оружия в Корее, хотя такая возможность и обсуждалась высокопоставленными американскими военными. В 1953 году СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 1960-х гг. обгоняли нашу страну лишь в количестве ядерного оружия и средств его доставки, но не качественно. У СССР было практически любое вооружение, которым располагали США.

В апреле 1949 года США, Канада и большинство стран Западной Европы создали военный союз - Североатлантический блок (НАТО). Согласно принятым на себя обязательствам, каждая из стран-участниц этого пакта обязывалась оказать немедленную помощь, включая применение вооружённой силы, в случае вооружённого напа-дения на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке. СССР и страны Восточной Европы в 1955 году отве-тили на это созданием своего военного союза - Организации Варшавского договора. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом был окончательно разрушен.

Государства Европы, вошедшие

в НАТО (обозначены синим) и ОВД (красные)

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее - революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма». В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения. Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни.

Как отмечалось выше, важной предпосылкой складывания мировой системы социализма явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.).

1949 год можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией мировой системы социализма, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по образцу СССР. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии - модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни.

Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться.

Иосип Броз Тито, руководитель послевоенной Югославии

Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. Целью СЭВ было объявлено содействие путём объединения и координации усилий стран - членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию, интеграции социалистической экономики, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса. Предполагалось при помощи повышения уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью добиться непрерывного роста производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния населения стран - членов СЭВ.

Здание СЭВ в Москве

В результате проведённых реформ и при активном участии СЭВ уже к середине 50-х годов восточноевропейские страны достигли значительных успехов в послевоенном восстановлении экономики. Был совершён впечатляющий рывок в наращивании хозяйственного потенциала и модернизации социальной структуры. В масштабах региона был завершён переход от аграрного к аграрно-индустриальному типу общества. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную и национальную специфику. Экономический рост осуществлялся на экстенсивной основе, за счёт всё большего вовлечения рабочей силы, энергии, сырья. Сформировалась «мобилизационная» система экономических отношений, в которой вертикальная командно-административная структура заменяла действие горизонтальных рыночных связей. Её неизбежным порождением стала бюрократизация экономического управления.

Тем не менее, социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью мировой системы социализма. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Первой на этот путь вступила Монголия. В 1921 году была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 году - Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 года страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай. После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 года. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу Советского Союза, превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893-1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами мировой системы социализма, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

Помимо Китая, в социалистический лагерь вошли такие государства Азии, как Вьетнам и Северная Корея Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 года временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954 гг.), а затем с США (1965-1973 гг.) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 года. Таким образом, строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ.

Страны мира в 1959 году

Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 году и разделенной в 1948 году на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея – США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

В конце 50-х гг. к лагерю социалистических государств присоединилась Куба. В январе 1959 года там произошла антиколониальная революция. Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства страны.

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству социалистических стран удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах мировой системы социализма модель развития сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны социалистического лагеря все более отставали от передовых капиталистических держав по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в то время, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат - безуспешность процесса преобразований.

Победа демократических сил над фашизмом во Второй мировой войне и усиление влияния СССР создали благоприятные условия для падения колониальной системы. Вопрос о системе международной опеки(иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН. Советские представители настойчиво выступали за принцип независимости для колониальных народов, их оппоненты, и прежде всего англичане, представлявшие в то время самую крупную колониальную империю, добивались, чтобы в уставе ООН говорилось лишь о движении «в направлении к самоуправлению». В итоге была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости».

За десять последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Добились освобождения крупнейшие английские колонии Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск – 1946), от японской колониальной зависимости освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Северной Корее и Китае.

С середины 50-х гг. началось крушение колониальной системы в ее классических формах прямого подчинения и диктата. В 1960 г. Генеральная ассамблея ООН по инициативе СССР приняла Декларацию о предоставлении независимости бывшим колониальным странам.

К концу Второй мировой войны на 55 территориях Африканского континента и ряда примыкавших к нему островов проживало около 200 млн. человек. Формально самостоятельными считались Египет, Эфиопия, Либерия и доминион Великобритании – Южно-Африканский Союз, имевшие свои правительства и администрации. Огромная часть территорий Африки была поделена между Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». Тогда была провозглашена независимость 17 стран центральной и западной части континента. В целом процесс освобождения Африки завершился к 1975 г. К этому времени во всем мире в сохранившихся колониях проживало 3,7% населения планеты на территории, составлявшей менее 1 % площади земного шара.

Всего после Второй мировой войны освободились от колониального ига более 2 млрд, человек. Крушение колониальной системы, безусловно, прогрессивное явление в современной истории человечества, так как для огромной массы населения планеты открылись возможности самостоятельного выбора пути, национального самовыражения, доступа к достижениям цивилизации.

Освобождение стран Африки от колониаль-

Расширение границ. Победа во Второй мировой войне принесла СССР территориальные приобретения, которые имели немалое стратегическое значение. Величайшая держава мира во многом ограничилась лишь тем, что было насильственно присоединено еще в довоенный период, однако появились и новые территории.
Финляндия передала СССР область Печенги, по решению Потсдамской конференции к РСФСР отошла часть Восточной Пруссии с ее столицей — Кенигсбергом. По договорам с Чехословакией к УССР была присоединена Закарпатская Украина, произошел обмен территориями с Польшей. В 1944 г. Тува вошла в состав Советского государства на правах автономной республики, а в 1946 г. окончательно была установлена граница с Афганистаном. Победа над Японией позволила присоединить Курильские острова и Сахалин, но это не было закреплено мирным договором между государствами, что и сегодня создает определенные трудности между ними. Таким образом, СССР оказался в границах, которые на сегодняшний день имеет СНГ и страны Балтии.
Образ жизни на вновь присоединенных территориях изменялся, он приобрел все черты советской системы: восстановление хозяйства сопровождалось индустриализацией и коллективизацией, ликвидировался традиционный уклад жизни, проводилось раскулачивание и чистки. Все это вызывало национальное противостояние, вооруженную борьбу против советской системы (особенно обостренную в Западной Украине). И сегодня сложное переплетение национальных, идеологических и политических мотивов противостояния 1940-х годов дестабилизирует отношения между братскими и соседскими народами.
Отношения с Западом. Вторая мировая война коренным образом изменила систему международных отношений. Разгром фашизма и появление на арене новых сверхдержав — СССР и США — привели к складыванию геополитической двуполярности в мире. Международная обстановка на долгие годы стала определяться противостоянием двух систем — капиталистической и социалистической.
Победа в идеологическом противостоянии была возможна только в случае опоры на реальную силу, и силой этой являлось ядерное оружие. Для СССР во второй половине 1940-х годов ситуация усугублялась отсутствием ядерного потенциала, несмотря на то, что разработки и исследования в атомной энергетике велись уже давно. Известно, что, руководствуясь этим фактом, президент США Г Трумэн в 1949 г. предполагал предъявить СССР ультиматум и в случае его невыполнения применить против 100 городов Союза 1300 бомб. Всего США разработали 10 планов нанесения атомного удара по СССР. От катастрофы мир спасло лишь появление у СССР своей ядерной бомбы, что означало достижение паритета и временное устранение смертельной угрозы. С этого времени противостояние ведущих держав вошло в крайне опасную фазу — передел сфер влияния в мире стал принимать все более неприкрытые формы, а обе стороны усиленно продолжали гонку вооружений.
Однако СССР уже добился немалого влияния в Восточной Европе, поддерживал нарастающие антиколониальные освободительные движения в Азии, опекал бывшие колонии побежденных государств, наладил отношения с новым коммунистическим Китаем.
Таким образом, даже после окончания Второй мировой «битва за Европу» продолжалась — изменились лишь участники и способы «войны». У. Черчилль, выступая с речью в Фултоне в 1946 г., назвал СССР «империей зла» и заявил, что «железный занавес опустился». Это событие положило начало «холодной войне» — противостоянию сторон на всех уровнях. Однако США, изменив принципу «неучастия в войнах в мирное время», будучи самым экономически дееспособным государством мира, развернули «план Маршалла», который предусматривал восстановление послевоенной Европы. Так в орбиту влияния Штатов попала Западная Европа и зависимые от нее территории. Советский Союз, осознавая угрозу подобной политики, выступил против создания каких-либо военных и политических блоков и высказался за равноправные двусторонние отношения между всеми государствами. В подтверждение принципа мирного сосуществования государств с разными общественно-политическими системами в 1948 г. был подписан договор с Финляндией.
В 1949 г. произошел Берлинский кризис, вызванный конфликтом в оккупационных зонах с союзниками в Западном Берлине. Обошлось без кровопролития, но Берлинский кризис привел к консолидации антисоветских сил и созданию военно-политического блока НАТО, в который вошли и 12 государств под эгидой США. Советский Союз и его союзники постепенно оказались в окружении военных баз противников. Внутри стран все больше усиливалась атмосфера недоверия друг к другу, ограничивались культурные контакты, пропаганда создавала стереотип о «враждебном окружении», в США развернулась «охота на ведьм», в СССР намечался очередной виток чисток.
Постепенно холодное противостояние сверхдержав распространилось на весь мир и в любой момент могло перерасти в вооруженный конфликт. Первой «ласточкой» стала война в Корее в 1950 — 1953 гг. Вмешательство, по существу, в гражданскую войну СССР и США показало всю хрупкость ситуации и незащищенность «неприсоединившихся» государств от претензии новых хозяев мира. В данной ситуации политика Советского Союза и США все еще сохраняла свои имперские черты.
Отношения с Восточной Европой. Государства этого региона оказались в сфере влияния СССР сразу же после войны, поскольку они освобождались Красной армией, которая завоевала доверие большинства населения этих стран героической борьбой с фашизмом. В этих странах к власти пришли левые силы во главе с коммунистами (народно-демократические режимы). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским странам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. Сочетание чувств подлинной симпатии к социалистическому строю со стороны населения и активная поддержка новых режимов со стороны СССР привели к международному союзу, который получил название «социалистический лагерь». В Европе это были Польша. Чехословакия, Болгария, Венгрия, ГДР, Румыния, Югославия, Албания. В Азии — Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам.
С партнерами по лагерю разворачивались всесторонние контакты: налаживались экономические и культурные связи, происходили обмены опытом. В 1949 г. как альтернатива «плану Маршалла» советской стороной было инициировано создание СЭВ — Совета Экономической Взаимопомощи. СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а затем и ряд других стран координировали свою деятельность через систему взаимных договоров. Наряду с неоспоримыми достоинствами такого взаимодействия налицо было явление, уже тогда заложившее основу будущего распада этой организации: стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма.
СССР, не считаясь со спецификой отдельных государств, проводил политику унификации общественно-политического уклада, приведения к единообразию всех стран, пошедших по пути социалистического развития. Это приводило к появлению противоречий и конфликтов во взаимоотношениях с отдельными странами. К примеру, уже в марте 1948 г. лидер Югославии И. Броз Тито открыто заявил о «тупике» в отношениях с СССР, что повлекло полный дипломатический разрыв. В ответ на это в социалистических странах была развернута антиюгославская кампания.
В течение последующих лет жесткий диктат Сталина удерживал общую ситуацию под контролем. Но в эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе.

Лекция, реферат. Послевоенное устройство мира - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.