Домой / Мочевой пузырь / Аз-Захрави – основоположник современной хирургии. Мусульманский отец современной хирургии

Аз-Захрави – основоположник современной хирургии. Мусульманский отец современной хирургии

Вторая половина X века является «золотым периодом» в истории Кордовского халифата. В правление халифов "Абд ар-Рахмана III (912-961), Хакама II (961-967) и Хишама II (976-1009) наблюдается расцвет во всех известных к тому времени областях знаний, но, пожалуй, самое большое развитие в это время получила медицина. В этот период в Кордовском халифате практиковало много известных врачей разных специальностей.

Среди них можно назвать Йуниса ибн Ахмада Аль-Харрани и его двух сыновей — Ахмада и Умара, Яхйу ибн Исхака, Сулаймана Абу Бакра ибн Таджа, Ибн Умм Ал-Банина, Са"ида ибн "Абд Раббихи, Абу "Абд Аль-Малика Ас- Сакафи, "Абд Ар-Рахмана ибн Исхака ибн Хайсама, Абу Давуда Сулаймана ибн Джулджула и др.

Однако особое место среди них занимает Абу Аль-Касим Халаф ибн "Аббас аз-Захрави (известный в средневековой Европе как Абулкасис или Албукасис), уроженец основанного халифом "Абд Ар-Рахманом III города Аз-Захра", неподалёку от Кордовы. Аз-Захрави родился в городе Аз-Захра около 936 г., недалеко от Кордовы, столицы Кордовского халифата (территория современной Испании), в семье состоятельного араба, связанного с окружением халифа. Не исключено, что медицинское образование он получил в действовавшей в Кордове академии (университете), где он впоследствии, очевидно, и преподавал. Известно, что в течение всей своей жизни он пользовался сокровищами крупнейшей в средневековые времена Кордовской библиотеки, насчитывавшей тогда более 250 000 рукописей, а возможно, и рукописями из 70 других публичных библиотек Кордовского халифата.

Во всяком случае, всю свою жизнь Албукасис провел в халифате, жил и работал в своем родном городе, ставшем, по сути, пригородом Кордовы, и в столице халифата, причём имел обширную практику, в том числе при дворе халифов. В то же время он много ездил по стране и, как полагают, мог даже погибнуть во время междоусобиц, раздиравших халифат в ХI в. Есть основания считать, что Албукасис был автором нескольких медицинских сочинений.

Самое главное из них - тридцатитомный труд «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», по-другому его называют «Книга аз-Захрави» («Китаб Аз-Захрави»). Этот огромный труд посвящен медицине и хирургии. Во второй половине XII в. он переведен на латынь и стал настольной книгой для хирургов раннего Средневековья; в 80-х годах прошлого столетия он был переведен и издан на русском языке.

Образованный и знающий врач, занимавшийся, по традиции, врачеванием самого широкого круга болезней, Аз-Захрави особенно высоко ценил и довольно часто использовал хирургические методы лечения. В отличие от других средневековых арабских врачей, он считал хирургию важной составной частью медицины: об этом убедительно свидетельствует его хирургический трактат.

Начиная свое изложение хирургии, Аз-Захрави предупреждал, что хирург должен хорошо знать анатомию. В связи с этим он цитировал Гиппократа, который, по его словам, говорил, что врачей по званию много, а по умению - мало, и особенно в хирургии. Аз-Захрави сформулировал тактику хирурга - четыре способа борьбы с кровотечением: при помощи прижигания; путем отсечения артерии, если она будет крепко перевязана; при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа.

Знание этих способов остановки кровотечения было обязательным для врачей, занимавшихся хирургической практикой. Знать и уметь оперировать на кровеносных сосудах было важно еще и потому, что одним из широко использовавшихся тогда лечебных методов было кровопускание. Можно добавить, что умение бороться с кровотечением, накладывать лигатуры на кровеносные сосуды помогало Албукасису успешно лечить сосудистые аневризмы.

Существенной частью хирургической операции было наложение швов. Одним из приоритетов Албукасиса в хирургии было применение им для сшивания тканей кишечных нитей (фактически современного кетгута): уже тогда он установил, что эти нити впоследствии рассасывались без какого бы то ни было следа.

В борьбе с нередким тогда осложнением ран - гангреной, особенно если она поражала раненую конечность, Аз-Захрави советовал как можно раньше прибегать к ампутации. Кроме того, он много и успешно занимался лечением глазных болезней, особенно глазной хирургией. Он первым, по-видимому, применил термин «катаракта», занимался исследованием этого заболевания, успешно лечил его. Составляя свой хирургический трактат, Албукасис включил туда ряд операций, известных ему по описаниям древних врачей, но не использовавшихся им в своей практике.

Из других оперативных вмешательств Альбукасис иногда применял трепанации (хотя и советовал соблюдать при этом величайшую осторожность), производил латеральное камнесечение (как правило, слева), пункции при водянке живота и др. При проведении хирургических вмешательств Аз-Захрави употреблял самые различные хирургические инструменты.

Ему принадлежит описание (и весьма демонстративные рисунки) около 200 разнообразных хирургических инструментов. Несмотря на то, что Аз-Захрави был незаурядным хирургом, он всегда очень осторожно подходил к использованию хирургических методов лечения, рекомендуя тщательно взвешивать последствия их применения.

Основой для написания хирургического трактата Аз-Захрави послужили сочинения древних врачей и, конечно же, большой собственный опыт. Труд Аз-Захрави, который словно бы связал античную хирургию и хирургию средневековой Европы, в течение нескольких столетий оставался авторитетным руководством для всех, кто занимался оперативным лечением человеческих болезней, а сам Аз-Захрави был своеобразным символом средневековой арабской хирургии.

По материалам книги «История медицины и хирургии», М. Б. Мирский, 2010.

Подготовил Махач Гитиновасов

Труды Джабир ибн Хайана, Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Абулькасим)

Джабир ибн Хайян (Geber) Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз- Около 721 г. - около 815 г. 864-925 гг. Захрави (Абулькасим) 936-1035 гг.

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя - Гебер)(Рис.1) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака. Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех Аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть - принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла. Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же - ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии. В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др. По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным.

От имени легендарного арабского учёного Псевдо-Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Здесь же описывается серная кислота и «царская водка» (aqua regis), которая получалась перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази. Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно -- когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Дошедшие до нас сочинения ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitab al-Hawi») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. «Kitab al-Hawi» была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с «Каноном медицины» Ибн Сины в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний.

Другой энциклопедический труд ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах («Al-Kitab al-Mansuri»), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Среди многочисленных сочинений ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори», который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабо-язычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов. В нем ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этой блистательной работы появилось в Венеции в 1498 г., после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Широко известно ее лондонское издание 1766 г. «De variolis et morbilis or Liber de pestilentia».

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Рис.3). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании (Кордовский эмират) и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре.

Аз-Захрави жил в «золотой период» ее развития (вторая половина X в.), когда арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской -- и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малаге.

В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения (когда труды аз-Захрави были переведены на латинский и признаны в Западной Европе). Аз-Захрави блестяще оперировал. -Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и.рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Этим отчасти объясняется тот факт, что его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы.

По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще каутером, реже -- прижигающими средствами (азотнокислое серебро и др.). Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Однако не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не умели бороться с ними. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.

Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление», широко известный как «Китаб аттасриф», содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни. Из них особый интерес ученых всегда вызывал тридцатый трактат, посвященный хирургии и хирургическим инструментам. Первый перевод этого грандиозного сочинения на латинский язык был сделан во второй половине XII в., сразу же он стал настольной книгой хирургов средневековой Европы, многократно переписывался и издавался и на протяжении пяти столетий был одним из основных учебников по хирургии.

Абу л-Касим аз-Захрави снискал славу крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира -- никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней.

Альбукассис, один из величайших хирургов своего времени, родился недалеко от испанского города Кордова, некогда входившего в состав исламского Халифата на протяжении 600 лет. Его Энциклопедия хирургии служила стандартным рабочим материалом по предмету во всех университетах Европы в течение порядка пяти сотен лет.

Мусульманские ученые Авиценна, Ар-Рази и Аль-Захрави Абуль-Касим (также известный под именем Альбукассис или Аль-Захрави) являются первыми из числа тех, кто приложили все свои усилия и знания в области медицины. Они явили миру жемчужины научных достижений, которые и по сей день являются важными источниками в области врачевания и медицинской науки в целом.

Аль-Захрави Абуль-Касим Халяф ибн Аббас (Абуль-Касис или Альбукассис) появился на свет в городке Мадинатуль-Захра неподалеку от испанского города Кордова в 936 г. и покинул этот мир в 1013 г. Он происходил из племени Ансар на Аравийском полуострове, которое ранее переселилось на территорию Испании. Его выдающимся вкладом в науку врачевания (медицины) можно считать созданную им энциклопедическую работу под названием «Ат-тасриф ли манн аджиза ан ат-талиф» в тридцати трактатах. Его Ат-тасриф, завершенный около 1000 г. от по его собственным словам, стал результатом почти пятидесятилетнего медицинского образования и практического применения навыков.

Ат-тасриф — это иллюстрированное практическое пособие по медицине и хирургии. Даже из сокращенного варианта энциклопедии в 1500 страниц, можно понять, что Альбукассис был не только медицинским ученым, но и великим врачевателем и хирургом. Эта работа оказала огромное влияние на хирургию, и продвинуло эту область науки далеко вперед на территории Европы. Ат-тасриф включает в себя 30 лекций, и предназначался для студентов медицинских колледжей и практикующих врачей, для коих он был просто незаменимым другом и помощников в возникавших разнообразных затруднительных ситуациях, так как в этой энциклопедии можно было получить ответы практически на все вопросы по клиническим проблемам. В Ат-тасрифе содержится самый ранний в истории рисунок хирургических инструментов. Около двухсот рисунков проиллюстрированы и описаны. В местах использования инструмента изображена сама процедура хирургической операции. Лекции 1 и 2 были переведены на латинский язык как «Liber Thoricae», которые были отпечатаны в Аугсбурге в 1519 г. В них Альбукассис классифицировал 325 болезней и объяснил их симптоматологию и лечение. На странице 145 он впервые в истории медицины описал геморрагическую болезнь, передающуюся от незараженной женщины ребенку мужского пола, сегодня мы называем это гемофилией. Лекция 28, затрагивающая вопросы фармацевтики, была переведена на Латинский язык не ранее 1288 г. под названием «Liber Servitoris». Из всех лекций Ат-тасрифа Альбукассиса Лекция 30 по хирургии стала наиболее знаменитой. Переведенная на латинский язык Герардом Кремоной (1114-1187), она подвергалась, по меньшей мере, десяти латинским переизданиям в промежутке между 1497-1544 гг. Последняя редакция этой Лекции была выпущена Джоном Ченингом в Оксфорде в 1778 г., которая содержит как оригинальный арабский текст, так и его латинский перевод на обратных сторонах страниц. Практически все европейские авторы текстов на тему хирургии от ХII до XVI столетий ссылались на хирургию Альбукассиса и сверяли свои труды с его сочинениями (копировали его сочинения). В их числе Роджер из Солерно (умер в 1180 г.), Гульельмо Салисефте (1201-1277), Ланфранчи (умер в 1315 г.), Онри де Мондевиль (1260-1320), Мондинус из Болоньи (1275-1326), Бруно из Калабрии (умер в 1352 г.), Ги де Шолиак (1300-1368), Валескус из Таранты (1382-1417), Николас из Флоренции (умер в 1411 г.), Леонардо да Бертапагати из Падуи (умер в 1460 г.).

300 страниц хирургии Альбукассиса представляют собой первую книгу подобного размера, целиком посвященную теме хирургии, которая также включает в себя тему зубоврачевания и тему, которую можно определить как хирургическая дерматология. В ней Альбукассис развил все аспекты хирургии и его различные ответвления: болезни уха, носа и горла, болезни головы и шеи, общая хирургия, акушерство (родовспоможение), гинекология; полевая (военная) медицина, урология и ортопедическая хирургия. Он разделил свои Лекции на три части: 1-я часть посвящена каутеризации (прижигание) (56 параграфов); 2-я — хирургии (97 параграфов) и 3-я — ортопедии (35 параграфов). В этой связи не вызывает удивления, что Альбукассис пробудил в европейцах вдохновение (произвел неизгладимое впечатление) через арабскую медицинскую литературу и что эта книга заняла высокое положение как самый передовой учебный труд в западном христианском мире.

Серефеддин Сабункуоглу (1385-1468) был хирургом, проживавшим в Амазии в центральной Анатолии. Он написал свою книгу Джерахиййе-тул-Ханиййе в 1460 г. в возрасте 80 лет после многолетней службы в качестве главного хирурга в госпитале Амазии (Дарруссифа). Текст его работы был представлен на обозрение султану Мухаммаду Завоевателю, но вскоре рукопись была утеряна до его повторного появления в 1920-х годах. Эту книгу с натяжкой можно назвать переводом Ат-Тасрифа, но тем не менее помимо перевода он добавил в нее результаты собственных экспериментов и снабдил интересными комментариями к практическому применению, а каждая хирургическая операция в его работе подробно проиллюстрирована.

Вильям Хантер (1717-1783) использовал привезенные им из Алеппо арабские рукописи для своих исследований в области аневризма.

В университете шотландского города Глазго можно обнаружить статью с таким заглавием: «Вильям Хантер и его арабские исследования». Также в одной из глав биографии Вильяма Хантера, составленной сэром Чарльзом Иллингуортом, мы читаем ее название «История Вильяма Хантера», опубликованная в Эдинбурге Е.С. Ливингстоном в 1967 г. Глава 9, страница 58 была посвящена работе арабского ученого Альбукассиса, труды которого он изучал и будучи в поездке по Сирии привез на родину из Алеппо рукописи знаменитого Ат-Тасрифа.

Старейшая рукопись на тему медицины, написанная в Англии приблизительно в 1250 г., согласно британскому медицинскому журналу содержит поразительные свидетельства. Выноска к работам Альбукассиса:

«Эта интересная реликвия составляет свиток из 89 листов, написанный готическим шрифтом на латинском языке. Сия работа содержит в себе шесть отдельных трактатов, первая и самая важная из которых называется Хирургия Альбу-Масима (Альбукассис, Абулькасим). Она состоит из 44 листов, за исключением 3 утерянных. Можно утверждать с определенной долей уверенности, что на сегодняшний день это самая старая из сохранившихся книг, описывающая проблемы медицины, написанная в Англии». Нова Ветера, 8 июля 1939 г. страницы 80-81.

Таким образом, мы замечаем, что «Альбукассис был не только одним из величайших хирургов средневековой истории Ислама, но также и великим педагогом и психиатром. В своем Ат-Тасрифе он выделил детскому образованию и этике поведения за столом, учебному плану в школах и академической специализации существенную главу». Профессор С. Хамарнех (Науки о здоровье в Исламе).

В родном городе Альбукассиса Кордове можно обнаружить улицу, названную в его честь. В музее Калла Хурра, вблизи реки Вади аль-Кабир, в качестве экспонатов выставлены медицинские инструменты, которыми пользовался ученый. Отдавая должное достижениям этого великого ученого, профессор Фуад Сезгин сконструировал 200 хирургических инструментов отлитых в золоте, которые в свою очередь были выставлены в мадридском археологическом музее. А музей «Саентифико Андалусии» в Эль-Легадо опубликовал каталог с цветными фотографиями инструментов и рукописей Альбукассиса.

Post Views: 463

Posted in

Известный на Западе как Альбукасис, этот врач-мусульманин считался самым выдающимся средневековым хирургом в исламском мире. Многие называют его отцом современной хирургии. Его наибольший вклад в медицину – тридцатитомный труд "Kitab al-Tasrif", большая энциклопедия медицинской практики. Новаторский вклад Альбукасиса в развитие хирургических процедур и инструментов оказал существенное влияние на Восток и Запад. Некоторые из его открытий по сей день применяются в медицине. Альбукасис был первым врачом, описавшим внематочную беременность и определившим наследственную природу гемофилии.


Абу аль-Касим Халаф ибн аль-Аббас аль-Захрави родился в 936-м в г. Эль-Захра (El-Zahra), рядом с г. Кордова, Андалусия (Córdoba, Andalusia). Большую часть своей жизни он прожил в Кордове, где учился, а затем и преподавал медицину и хирургию, незадолго до своей смерти. Из истории жизни хирурга известно совсем немногое, а все из-за уничтожения Эль-Захра в ходе кастильско-андалузских конфликтов. Его имя впервые появляется в трудах Абу Мухаммада бин Хазма (Abu Muhammad bin Hazm), который ставит Альбукасиса в один ряд с величайшими врачами мавританской Испании (Spain).

Альбукасис был придворным врачом андалузского халифа Аль-Хакама II (Al-Hakam II). Все свои таланты и силы он вкладывал в развитие медицины, особенно в область хирургии. Он был специалистом в лечении заболеваний путем прижигания. Абу аль-Касим изобрел несколько устройств, используемых во время операций, для таких целей, как исследование внутренней части уретры, удаление инородных тел из горла, осмотр уха и т.д. Считается, что Альбукасис в 963-м первым описал внематочную беременность, роковой недуг тех времен.

Абу аль-Касим первый ввел в практику различные канюли и первый начал лечить бородавки при помощи каустических химикатов. Он первым опробовал двойной крючок в хирургии и поведал миру о хирургическом лечении мигрени, которое в 21-м веке серьезно заинтересовало южноафриканского хирурга Эллиота Шевела (Elliot Shevel). Альбукасис описал применение щипцов в вагинальных родах. Он представил свыше 200 хирургических инструментов, многими из которых не

пользовался ни один хирург.

Альбукасис пользовался кетгутом, саморассасывающимся хирургическим шовным материалом, для внутренних швов. В современной хирургии кетгут используется по сей день. Согласно иллюстрациям из "Kitab al-Tasrif", арабский врач также изобрел шприцы для извлечения мертвых плодов. В аптечном деле и фармакологии Абу аль-Касим был первопроходцем в подготовке лекарственных средств в режиме сублимации и дистилляции. Особый интерес представляет его труд "Liber Servitoris", где читатель не просто знакомится с различными рецептами, но и получает возможность самому изготовить "простейшие" препараты, входящие в состав комплексных.

Ясность изложения и привлекательная методика представления своих открытий помогли Альбукасису справиться с предубеждением медицинской системы Европы, долгое время с недоверием относившейся к арабской литературе. Методы Абу аль-Касима затмили труды римского медика Галена (Galen) и доминировали в медицинской Европе почти 500 лет. Интересно, что Абу аль-Касим ценил свои знания выше всех знаний античных мыслителей. Он написал: "Все те умения, что у меня есть, я извлек сам из долгого процесса чтения книг древних. Мне помогала моя жажда к познанию, пока я не выудил всю информацию. Затем всю свою жизнь я придерживался стороны опыта и практики... Я сделал знания доступным для вас и уберег их от бездны нудного многословия". Посчитав, что он достиг предела книжного знания, Альбукасис принялся добавлять к теоретической базе знаний практическую.

Абуль-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави , или Альбукасис (араб. أبو القاسم الزهراوي ‎; 936, Мадина аз-захра - 1013, Мадина аз-захра) - арабский врач и учёный из Андалусии (на территории современной Испании). Был придворным лекарем халифа Кордовы Аль-Хакама II .

Альбукасис написал 30-томный труд «ат-Тасри́ф » с главами, посвящёнными хирургии, медицине, офтальмологии, ортопедии, фармакологии, одонтологии, питанию и др. В XII веке «ат-Тасриф » был переведён на латинский язык и иллюстрирован Герардом Кремонским . В XIV веке французский врач Ги де Шолиак цитировал Альбукасиса более 200 раз.

Альбукасис изобрёл специальный инструмент для исследования мочеиспускательного канала, для извлечения инородных тел из пищевода, для осмотра уха.

Напишите отзыв о статье "Абу-ль-Касим аз-Захрави"

Примечания

Литература

  • Usamah Demeisi: Zur Geschichte der Erforschung von Leben und Werk des Abu l-Qāsim az-Zahrāwī (um 936 - um 1013) : unter besonderer Berücksichtigung der Zahnheilkunde . Berlin 1999. ISBN 3-933346-74-6 .
  • Heinz Schott: Meilensteine der Medizin . Dortmund 1996. ISBN 3-611-00536-3 .
  • Marianne Engeser: Der «Liber servitoris» des Abulkasis (936-1013) : Übers., Kommentar u. Nachdr. d. Textfassung von 1471 . Stuttgart 1986. (lateinisch und deutsch) ISBN 3-7692-0967-2 .
  • Lutfi Rida: Abulkasim Unfallchirurgie . Düsseldorf 1967.
  • Chirurgia: vollst. Faks.-Ausg. im Orig.-Format von Codex series nova 2641 d. Österr. Nationalbibliothek . ISBN 3-201-01116-9 .
  • Sami Khalaf Hamarneh /Glenn Sonnedecker: A pharmaceutical view of Abulcasis al-Zahrāwī in Moorish Spain: with special reference to the «Adhān» . Leiden 1963.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Абу-ль-Касим аз-Захрави

Граф Илья Андреич Ростов, озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапогах из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными лицами, которых он всех знал, и изредка отыскивая глазами своего стройного молодца сына, радостно останавливал на нем свой взгляд и подмигивал ему. Молодой Ростов стоял у окна с Долоховым, с которым он недавно познакомился, и знакомством которого он дорожил. Старый граф подошел к ним и пожал руку Долохову.
– Ко мне милости прошу, вот ты с моим молодцом знаком… вместе там, вместе геройствовали… A! Василий Игнатьич… здорово старый, – обратился он к проходившему старичку, но не успел еще договорить приветствия, как всё зашевелилось, и прибежавший лакей, с испуганным лицом, доложил: пожаловали!
Раздались звонки; старшины бросились вперед; разбросанные в разных комнатах гости, как встряхнутая рожь на лопате, столпились в одну кучу и остановились в большой гостиной у дверей залы.
В дверях передней показался Багратион, без шляпы и шпаги, которые он, по клубному обычаю, оставил у швейцара. Он был не в смушковом картузе с нагайкой через плечо, как видел его Ростов в ночь накануне Аустерлицкого сражения, а в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с георгиевской звездой на левой стороне груди. Он видимо сейчас, перед обедом, подстриг волосы и бакенбарды, что невыгодно изменяло его физиономию. На лице его было что то наивно праздничное, дававшее, в соединении с его твердыми, мужественными чертами, даже несколько комическое выражение его лицу. Беклешов и Федор Петрович Уваров, приехавшие с ним вместе, остановились в дверях, желая, чтобы он, как главный гость, прошел вперед их. Багратион смешался, не желая воспользоваться их учтивостью; произошла остановка в дверях, и наконец Багратион всё таки прошел вперед. Он шел, не зная куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене. Старшины встретили его у первой двери, сказав ему несколько слов о радости видеть столь дорогого гостя, и недождавшись его ответа, как бы завладев им, окружили его и повели в гостиную. В дверях гостиной не было возможности пройти от столпившихся членов и гостей, давивших друг друга и через плечи друг друга старавшихся, как редкого зверя, рассмотреть Багратиона. Граф Илья Андреич, энергичнее всех, смеясь и приговаривая: – пусти, mon cher, пусти, пусти, – протолкал толпу, провел гостей в гостиную и посадил на средний диван. Тузы, почетнейшие члены клуба, обступили вновь прибывших. Граф Илья Андреич, проталкиваясь опять через толпу, вышел из гостиной и с другим старшиной через минуту явился, неся большое серебряное блюдо, которое он поднес князю Багратиону. На блюде лежали сочиненные и напечатанные в честь героя стихи. Багратион, увидав блюдо, испуганно оглянулся, как бы отыскивая помощи. Но во всех глазах было требование того, чтобы он покорился. Чувствуя себя в их власти, Багратион решительно, обеими руками, взял блюдо и сердито, укоризненно посмотрел на графа, подносившего его. Кто то услужливо вынул из рук Багратиона блюдо (а то бы он, казалось, намерен был держать его так до вечера и так итти к столу) и обратил его внимание на стихи. «Ну и прочту», как будто сказал Багратион и устремив усталые глаза на бумагу, стал читать с сосредоточенным и серьезным видом. Сам сочинитель взял стихи и стал читать. Князь Багратион склонил голову и слушал.