Домой / Мочевой пузырь / Конспект НОД в старшей группе. Личная гигиена

Конспект НОД в старшей группе. Личная гигиена

Ольга Почкалова
Беседа о личной гигиене «Чистота» в подготовительной к школе группе

Цель : Формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания правильной гигиены ;

Формировать представления о предметах личной гигиены ;

Развивающие :

Развивать устойчивый интерес к правилам и нормам ЗОЖ;

Воспитательные :

Воспитывать культуру здоровья дошкольников ;

Формировать осознанное отношение к своему здоровью

Предварительная работа : познавательные беседы «Если хочешь быть здоров» , «Уроки здоровья» , экскурсия в медкабинет, просмотр мультфильмов «Мойдодыр» , «Федорино горе» заучивание новой физкультминутки, разгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Больница» , разгадывание кроссвордов «Мое тело» , чтение валеологических сказок «О мыле, расческе и зеркале» , «Для чего нужен носовой платок?» .

Оборудование : письмо в конверте, волшебный мешочек с предметами гигиены , фишки красного и синего цвета, медали «Чистюля » для девочек и мальчиков.

Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Воспитатель читает стихотворение «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима.

Ребята, как вы думаете, почему в письме написано : «Мойтесь чище, мойтесь чаще?» , что это означает? (Дети отвечают) .

Каждый должен ухаживать за своим телом : и взрослый и ребенок. А вы знаете, что приключилось с одним мальчиком, который не умывался?

Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» .

Одеяло Убежало,

Улетела простыня,

И подушка, Как лягушка,

Ускакала от меня.

Что же произошло?

Воспитатель. Что может случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться? (Дети отвечают) .

Воспитатель : Сегодня мы поговорим, о том, что для человека самое главное?

Что нужно беречь и что ни за какие деньги не купишь? Что же это такое? (наше здоровье)

Воспитатель : Это здоровье! А вы знаете, что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, питаться полезными продуктами, соблюдать режим дня и т. д.)

Ребята, а вы знаете, что такое личная гигиена ?. Если не соблюдать правила личной гигиены , что будет с нашим здоровьем? (ответы детей)

Воспитатель : А сейчас давайте проверим, как вы знаете предметы - которые помогают соблюдать нам чистоту тела , соблюдать гигиену ?. Отгадайте загадки.

Загадки :

1. Чтобы чистым быть всегда , людям всем нужна … (Вода)

Воспитатель : Для чего нам нужна вода? Каждое утро мы умываемся, а для этого нам, конечно же, нужна вода.

2. Костяная спинка, жесткая щетинка

С мятной пастой дружит.

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Воспитатель : Для чего нам нужна зубная щетка?

Зачем нужно чистить зубы ?

Дети. Зубы нужно чистить для того , чтобы они были чистыми , белыми и здоровыми.

Воспитатель. А сколько раз в день нужно чистить зубы ?

Дети. Два раза : утром и вечером.

Воспитатель. Ребята, у каждого человека зубная щетка должна быть своя, и менять ее надо через 2-3 месяца. Как вы думаете почему?

Дети. На щетке тоже скапливаются микробы, она теряет жесткость.

3. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

Воспитатель : Правильно, мыло, для чего нам нужно мыло?

Мыло и вода - наши лучшие друзья в борьбе с микробами.

А когда нужно мыть руки?

Дети. Руки надо мыть перед едой, после прогулки, игр, игр с животными.

4. Вы меня намыльте смело,

Сразу я возьмусь за дело.

Руки, ноги, тело тру,

Грязь любую ототру. (Мочалка)

Воспитатель : Правильно, а что такое мочалка и для чего она нужна?

Когда мы моемся с ней?

Дети. Мочалка нужна, чтобы лучше отмыть грязь. Мы моемся с мочалкой в ванне не реже одного раза в неделю.

5. Плещет теплая волна,

Под волною белизна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате? (Ванна)

Дождик теплый и густой,

Это дождик не простой :

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов. (Душ)

Воспитатель : Правильно, ванна, (повторить правила безопасности в ванной)

6. После бани помогаю, промокаю, вытираю.

Пушистое, махровое, чистое , новое. (Полотенце)

Воспитатель : Полотенце должно быть у каждого свое. У нас в детском саду отдельное полотенце у каждого ребенка, и у воспитателей тоже. Никто чужим не вытирается. Почему? (Дети отвечают) .

Ребята, есть полотенца для рук и лица, есть для ног. Можно ли вытирать полотенцем для рук ноги? И наоборот? (Дети отвечают) .

7. Чтобы волосы блестели

И красивый вид имели,

Чтоб сверкали чистотой ,

Мною их скорей помой. (Шампунь)

Воспитатель : Правильно, для чего нам нужен шампунь? (Дети отвечают) .

8. Целых двадцать пять зубков

Для кудрей и хохолков,

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком (Расческа)

Воспитатель : Правильно, для чего нужна расческа?

А вы знаете, зачем расчесывают волосы? Может, это и не нужно вовсе? (Дети отвечают) .

И расческа тоже должна быть у каждого своя.

Воспитатель. А носовой платок у каждого должен быть свой, или можно дать его соседу, когда он ему необходим? (Дети отвечают) .

Физкультминутка

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Кто умеет чисто мыться ?

Кто водички не боится?

Это - мы, это - мы,

Это, это, это - мы!

Умываться мы умеем,

Моем руки - вот так, вот так,

Моем шею - вот так, вот так,

Чистим зубки - вот так , вот так.

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие !

Воспитатель : -А сейчас я предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Личное или общее

Одна команда из предложенных предметов гигиены выбирает те предметы, которыми могут пользоваться все члены семьи, другая команда выбирает только те предметы, которыми нужно пользоваться индивидуально и кладет их на поднос.

Игра «Разрешается – запрещается»

Ведущий называет различные правила и нарушения правил гигиены по уходу за телом человека, дети если можно, то показывают синего цвета кружок, если же запрещается, то красного.

Разрешается :

Чистить зубы

Мыть волосы

Пользоваться носовым платком

Принимать душ

Мыть руки

Запрещается :

Грызть ногти

Не мыть волосы

Ковырять в носу

Ходить в грязной одежде

Ходить неопрятным.

Воспитатель : Молодцы ребята! Справились с заданиями.

А сейчас послушайте стихотворение М. Котина. «Пугалки»

Кто зубы не чистит , не моется с мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.

Воспитатель : Грязнулей быть плохо, это ясно. Но как же не быть грязнулей давайте вспомним, что для этого надо делать?

Молодцы, ребята. Я думаю, вы запомнили эти простые правила и будете их выполнять всегда, без напоминания взрослых. И тогда вам будут всегда говорить, какой опрятный человек!

Сюрпризный момент : награждение детей медалями «Чистюля » .

Воспитатель. А в заключение, дорогие мои «чистюли » , давайте послушаем песенку «Если утром дети умываются» .

Беседа «Правила личной гигиены».

Цель занятия: выяснить, что правила гигиены помогают человеку быть здоровым, веселым, активным, что в основе человеческой красоты лежит еще и опрятность, чистота. Воспитывать в детях желание соблюдать правила гигиены.

Оборудование: диск с песней В.Шаинского “Улыбка”, листочки, цветные карандаши, картинки из пособия “Уроки вежливости” И.В. Мирошниченко, карточки с пословицами, учебники “Азбука нравственности” под редакцией Э.П. Козлова.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Личная гигиена . Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Этой теме посвящен «Урок здоровья»

Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой. Прочитайте слова, записанные на доске. (Личная гигиена школьника).

Как вы думаете, что значит «личная гигиена»?

- Правильно, личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте. Насколько это важно и необходимо, мы узнаем на уроке.

2. Чтение и анализ стихотворения М.Стельмах «Аист моется».

По воде под ивняком

Ходит аист босиком,

Потому что эта птица

По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,

На себя трясет росу.

И под душем серебристым

Моет шею чисто – чисто,

И не хнычет: «Ой, беда,

Ой, холодная вода

Что рассказал поэт про аиста?

А что такое, ребята, «тело»?

Чем покрыто наше тело?

Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.

Кожа - надежная защита организма.

Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа защищает наше тело от болезней. Когда мы бегаем, нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

Как правильно умываться.

При нормальной коже надо умываться ежедневно.

С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с

мылом обезжиривает кожу.

Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.

Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.

Надо умываться то горячей, то холодной водой.

После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться

Памятка

1.Подготовка к умыванию (мыло, полотенце).

2.Умываться лучше всего раздетым до пояса.

3.Сначала хорошо с мылом вымыть руки под струей воды, проверить чистоту ногтей.

4.Затем уже чистыми руками мыть лицо, уши, шею.

5. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем

Игра «Отгадай загадки»

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовешь меня – бегу,

От болезней сберегу. (Вода)

Когда едим – они работают.

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.

Стихотворение «Это полезно знать!»

Гигиену очень строго

Надо соблюдать всегда…

Под ногтями грязи много,

Хоть она и не видна.

Грязь микробами пугает;

Ох, коварные они!

Ведь от них заболевают

Люди в считанные дни.

Если руки моешь с мылом,

То микробы поскорей

Прячут под ногтями силу

И глядят из-под ногтей.

И бывают же на свете,

Словно выросли в лесу,

Непонятливые дети:

Ногти грязные грызут.

Не грызите ногти, дети,

Не тяните пальцы в рот.

Это правило, поверьте,

Лишь на пользу вам пойдет.

А сейчас я предлагаю вам прослушать песню “Улыбка” из мультфильма “Крошка Енот”. Прослушивание песни.

Почему дружба начинается с улыбки?

А всегда ли приятно смотреть на улыбающегося человека?

Какую роль здесь играют зубы?

Рассказ учителя о происхождении зубной щетки.

Зубной щетке уже много лет. Придумал ее еще первобытный человек. Выглядела она

совсем не так. Это была обыкновенная палочка с разжеванным концом. До сих пор в Индии на базарах продают щетки такого типа веточки дерева нем. Для чистки зубов достаточно веточку зачистить от коры и пожевать. Зубы очищаются, а сок, который при этом выделяется, хорошо укрепляет зубы и десны. Древние египтяне в качестве зубного порошка использовали золу. Использовали золу в качестве зубного порошка и партизаны во время войны. Ученый, который изобрел микроскоп, придумал чистить зубы солью. Он прожил 91 год, и у него никогда не болели зубы. Но такой порошок не всем нравится. Во времена Петра I в России зубы чистили влажной тряпочкой, макая ее в толченный мел. И только в 20-е годы XIX века на смене тряпочке пришла зубная щетка. Она была необычной формы: щетинки находились с двух сторон, и держать ее приходилось посередине. В порошок стали добавлять немного воды, вещества, которые убивают микробов. Так появилась зубная паста.

Выведение правил гигиены.

Для чего нужно соблюдать правила гигиены?

Какие еще правила гигиены нужно соблюдать, чтобы быть красивым, здоровым, опрятным?

(Записать на доске.)

Красота, здоровье, опрятность:

чистить зубы 2 раза в день;

мыть руки перед едой;

соблюдать режим дня;

заниматься спортом;

закаляться;

содержать вещи в чистоте;

соблюдать правила культуры поведения.

15. Обобщение по уроку в виде комбинированного чтения Банной песни Хоббитов Дж. Р.Толкин (в изложении Д.Всеславина) из учебника “Азбука нравственности”.

Учитель:

Баня! Баня! Баня!
Грязь и пот долой!
Чистый хоббит – душка.
Грязный хоббит – злой!

Учащиеся:

В чистом теле – крепкий дух.
Баня! Баня! Баня!
Ух. Ах. Ох. Ух. Славная парная.

Учитель:

Все невзгоды смой с себя,
Косточки пропарь.
Эй, не расслабляйся
И парку поддай!

Учащиеся: припев.

Учитель:

Дух живительный парной
Изгони хворобу.
Чтобы было хорошо,
Хоббит стал здоровым.

Учащиеся: припев.

Учитель:

Очищает тело,
Укрепляет дух.
Шерстка будет шелковистой,
Словно легкий пух.

Учащиеся: припев.

Учитель :

Если тело дышит –
Это хорошо!
На душе приятно,
И ходить легко.

Учащиеся: припев.

16. Рефлексия.

Что важного для себя вы взяли с сегодняшнего урока?

Какие правила гигиены запомнили?

Литература

    Книга для чтения “Азбука нравственности” под редакцией Э.П. Козлова.

    Методическое пособие для учителей 1–4 классов под редакцией Э.П. Козлова.

    Тувим Ю. “Письмо ко всем детям”.

Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника» для учащихся 5-6 классов

классный руководитель Алдошина А.В.

Цель: показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; привить бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью, уточнить значимость соблюдения правил личной гигиены для ценности здоровья.

Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность.

Воспитательные: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Активизация словаря: здоровый образ жизни, предметы личной гигиены.

Материалы и оборудование: дидактический материал о здоровом образе жизни, чудесный мешочек с предметами личной гигиены, ватные палочки, мыльно-спиртовой раствор, раздаточный материал: карточки с заданиям.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Загадки о предметах личной гигиены. Сообщение темы занятия.

3. Игра «Чудесный мешочек».

4. Беседа о личной гигиене.

5. Самостоятельная работа.

6. Итог занятия.

Ход занятия :

Здравствуйте, дорогие ребята! Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ - это, значит, желать здоровья. Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Ребята, а что значит - быть здоровым? (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь нашему организму и никогда не болеть, но сначала вспомним предыдущие занятия и поиграем в игру. Отвечайте дружно хором «Это я!», если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите:

кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? +

кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым? -

кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? +

кто мороза не боится, на коньках летит, как птица? +

ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет? -

кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны? +

кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки? +

кот из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? -

кто, согласно распорядку, выполняет физзарядку7 +

кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать? +

Ребята, когда я к вам шла на занятие, встретила странного мальчика, он был весь грязный, неопрятный и передал вам письмо, давайте его прочитаем

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо

Это глупое занятие не приводит ни к чему,

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо

Так зачем же тратить силы,

Время попусту идет.

Угадайте, как звали этого мальчика, вы с ним согласны?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В моем волшебном мешочке собраны предметы(мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды), помогающие нам сохранить свое здоровье! А чтобы узнать что там за предметы, давайте отгадаем загадки и расскажем, для чего они предназначены и как ими пользоваться! Я вам загадываю загадки, а вам нужно будет догадаться, что лежит в мешочке!

Отгадывание загадок

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки?

Зубов много,

А ничего не ест. (Расческа)

А кто ещё может пользоваться твоей расческой?

Хвостик из кости,

На спинке - щетинка.

Эта вещь поможет нам

Чистить брюки и кафтан. (Щетка)

Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Сколько раз нужно чистить зубы?

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет -

Все как есть ему покажет. (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось -

Нет сухого уголка. (Полотенце)

Лёг в карман и караулю -

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

(Воды).

Ребята, как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? (микробы), что такое личная гигиена? (демонстрация опыта). Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью. Грязнулями бывают, как правило, ленивы люди. Ленивые школьники плохо учатся, не любят чисто писать в тетрадях, скучают на уроках, не читают книги. Они не любят трудиться, помогать родителям в домашних делах.. Давайте послушаем стихотворение про такого мальчика и может кто - нибудь узнает в нем себя..

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само бы меня мыло,

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места -

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй, да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй!

Ребята, о чем мечтал Петя?

Мечтаете ли вы об этом?

Физкультминутка "Веселый режим дня "

Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре. И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.

Ой, а Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

А вы знаете, что о здоровье народ сочинил много пословиц и поговорок? Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся гроздья вишен, на одной из них написано начало пословицы, а вторая чистая. Вы должны дописать ее, а для облегчения задачи приложен листочек с словами подсказками.

ПОСЛОВИЦЫ

Чистота - залог …… (здоровья)

Здоровье в порядке - спасибо - ……(зарядке)

Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)

В здоровом теле - здоровый … (дух)

Кто аккуратен, тот людям ………..(приятен)

Чистота - лучшая ……..(красота).

Молодцы, ребята, верно отвечали! А самый быстрый получает в подарок мыло от Мойдадыра

Дидактическая игра «Правильный совет»

Вам, мальчишки и девчушки,

Приготовила частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

НЕТ, НЕТ, НЕТ

Чтобы блеск зубам придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

НЕТ, НЕТ, НЕТ!

Ох, неловкая Людмила,

На пол щетку уронила,

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ -

Молодчина Люда? НЕТ!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку сладкую в кровать!

Это правильный совет НЕТ, НЕТ, НЕТ!

Итог: Молодцы, а теперь давайте постараемся составить правила личной гигиены:

- мыть руки перед едой, чистить зубы 2 раза в день, умываться, принимать ванну (душ)…

Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка - как защита от болезней. Давайте же делать это чаще.

Список литературы:

1. А. В. Иващенко «Гигиена школьника».

Беседа «Правила личной гигиены».

Задачи:

Раскрыть понятие «личная гигиена»;

Познакомить воспитанников с основными правилами личной гигиены;

Воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.

1. Организационный момент. Введение в тему беседы.

(Отгадайте загадку)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель).

Воспитатель. Апрель, - это свежий воздух, время, когда пригревает солнышко. Апрель – прекрасный месяц не только для активной учебы, но и для укрепления здоровья. Не зря ежегодно 7 апреля на планете отмечается праздник «Всемирный день здоровья».

Что вам известно о здоровье?

Всемирный день здоровья – беседа.

Всероссийский день здоровья детей – ежегодно проводится в нашей стране 7 апреля. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье детей. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества, потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду и в школе. Обучаясь в школе, вы получаете научные знания, которые помогают ему лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать.

Здоровый образ жизни связан с выбором стиля жизни в отношении здоровья, что предполагает определенный уровень гигиенической культуры.

Личная гигиена . Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой. Прочитайте слова. (Личная гигиена школьника).

Как вы думаете, что значит «личная гигиена»?

- Правильно, личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте. Насколько это важно и необходимо, мы узнаем сегодня.

2. Чтение и анализ стихотворения М.Стельмах «Аист моется».

По воде под ивняком

Ходит аист босиком,

Потому что эта птица

По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,

На себя трясет росу.

И под душем серебристым

Моет шею чисто – чисто,

И не хнычет: «Ой, беда,

Ой, холодная вода!»

Что рассказал поэт про аиста?

А что такое, ребята, «тело»?

Чем покрыто наше тело?

Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.

Кожа - надежная защита организма.

Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа защищает наше тело от болезней. Когда мы бегаем, нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

Как правильно умываться.

При нормальной коже надо умываться ежедневно.

С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с

мылом обезжиривает кожу.

Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.

Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.

Надо умываться то горячей, то холодной водой.

После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться

Памятка

1.Подготовка к умыванию (мыло, полотенце).

2.Умываться лучше всего раздетым до пояса.

3.Сначала хорошо с мылом вымыть руки под струей воды, проверить чистоту ногтей.

4.Затем уже чистыми руками мыть лицо, уши, шею.

5. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем

Игра «Отгадай загадки»

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовешь меня – бегу,

От болезней сберегу. (Вода)

Когда едим – они работают.

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.

Стихотворение «Это полезно знать!»

Гигиену очень строго

Надо соблюдать всегда…

Под ногтями грязи много,

Хоть она и не видна.

Грязь микробами пугает;

Ох, коварные они!

Ведь от них заболевают

Люди в считанные дни.

Если руки моешь с мылом,

То микробы поскорей

Прячут под ногтями силу

И глядят из-под ногтей.

И бывают же на свете,

Словно выросли в лесу,

Непонятливые дети:

Ногти грязные грызут.

Не грызите ногти, дети,

Не тяните пальцы в рот.

Это правило, поверьте,

Лишь на пользу вам пойдет.

Ребята, я надеюсь, что всё, о чём мы с вами говорили, вы будите исполнять.

Викторина «Правила личной гигиены».

Вопрос № 1 Что такое личная гигиена?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Вопрос № 2 Почему необходимо мыть руки перед едой?

Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Вопрос № 3 Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.

Вопрос № 4 Зачем надо коротко стричь ногти?

Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Вопрос № 5 Сколько раз в день необходимо умываться?

Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Вопрос № 6 Как часто нужно мыть все тело и голову?

Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Вопрос № 7 Как часто нужно мыть руки?

Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого за¬грязнения.

Вопрос № 8 Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Вопрос № 9 Как часто надо мыть ноги?

Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).

Слово «гигиена»пришло к нам из Древней
Греции и означает «целебный,
приносящий здоровье».
Гигиена – одна из древнейших
областей человеческого знания.
Истоки её уходят корнями в
глубокую старину. Ещё до
зарождения гигиены как
самостоятельной науки, накоплен
опыт гигиенических
рекомендаций. Эти
рекомендации появились в
процессе наблюдений,
обобщений, и передачи
последующим поколениям
жизненного опыта.

Гигиена кожи

Все части кожного покрова,
которые не защищены
одеждой: лицо, шею и руки -
следует постоянно содержать
в чистоте. Лицо, уши и шею
нужно мыть утром и вечером,
перед сном. Перед сном
обязательно нужно мыть ноги
прохладной водой. Этим
достигается не только
чистота, но и закаливание
организма;
Руки необходимо мыть после
прихода с улицы, перед и
после каждого посещения
туалета, и перед едой;

Один раз в неделю необходимо обязательно мыть всё тело тёплой водой с мылом:

-
вымыть голову;
шею;
туловище и руки и, наконец,
ноги.

Гигиена кожи

Полотенце должно быть
чистым, мягким, и
пользоваться им должен
только его хозяин.
Интимный туалет
совершай не реже двух
раз в день!
- Проводи утром водные
процедуры: обтирание,
обливание или душ,
укрепляя и закаляя весь
организм!
- Ухаживай за руками и
ногтями! Регулярно
подстригай и вычищай грязь
из-под ногтей специальной
щеткой!

Гигиена волос

В волосах, особенно летом, скапливается большое
количество пыли. Смешиваясь с потом и кожным
салом, пыль образует на коже головы и волосах
налёт (плёнку), в котором могут развиваться
различные микроорганизмы.
- Волосы необходимо ежедневно утром расчёсывать
и всё время поддерживать прическу в порядке!
- Опрятное содержание волос, является одним из
важнейших средств предупреждения болезни кожи
на голове!
- Мойте голову не горячей, а приятно –
тёплой водой!
- Избавьте волосы от стресса из-за
окрашивания и химической завивки!
-Постарайтесь как можно реже
пользоваться зимой феном!

Гигиена одежды и обуви

Одежда и обувь защищают
тело человека от
воздействия холода,
избыточного тепла и влаги.
Вместе с тем одежда и
обувь предохраняют тело и
от загрязнения.
Одежда не должна
стеснять тело человека!
Одежду и обувь всегда
нужно содержать в чистоте!
Нательное бельё нужно
менять ежедневно!
Стирку белья надо
производить умело, хорошо
прополаскивать!

Гигиена зубов и полости рта

Соблюдение гигиены
полости рта - это
предупреждение
заболеваний полости
рта,
желудочнокишечного тракта и
обострений
хронических
заболеваний
внутренних органов.

Для предупреждения стоматологических заболеваний нужно регулярно:

- тщательно долго пережевывать пищу,
обязательно включать в рацион жесткие
овощи и фрукты;
- сократить потребление легкоусвояемых
углеводов
(конфет, тортов и т.д.), они
являются хорошей пищей для развития
болезнетворной микрофлоры;
- больше пить, делая это медленно,
задерживая
во рту жидкость
(вымывается максимум микробов);
- после еды обязательно полоскать рот
водой.

Гигиена зубов и полости рта

жевательные поверхности
зубов чистят в двух
направлениях вдоль и
подметающими движениями;
чистить зубы, утром
(после завтрака) и
вечером (после ужина).
начинать чистку зубов
следует на одной из
сторон коренных зубов,
постепенно перемещая
щётку в сторону передних
зубов, такую же
процедуру проделывают
на другой стороне обеих
челюстей;

Гигиена зубов и полости рта

- зубочистки предназначены
для удаления
крупных
частиц пищи из межзубных
пространств;
- между завтраком и обедом,
обедом и ужином
полоскать рот;
делать лечебную гимнастику для зубов и
челюстей, сжимая зубы сначала
слабо, а затем крепко несколько раз,
захлопывая рот легко и с большой
силой, отводя нижнюю челюсть в сторону;
для профилактики заболеваний десен и других
мягких тканей постоянно
укреплять защитные силы организма, занимаясь
спортом и закаливанием.

Берегите себя! Занимайтесь гигиеной! И будьте здоровы и красивы!

Выбирая себе тот или иной образ жизни, режим питания,
двигательную активность, личную гигиену, психическую и
эмоциональную настроенность, каждый индивидуально
определяет срок своей жизни.