Домой / Очистка почек / Что значит взять благословение у священника. Как и зачем просить благословение у батюшки

Что значит взять благословение у священника. Как и зачем просить благословение у батюшки

Если встречаешь священника на улице, нужно ли просить у него благословение? И что делать, если этот человек вам незнаком, да и непонятно, священник ли он?

Всем затрудняющимся в данном вопросе разъяснения дает протоиерей Иоанн Гориа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Одесса.

Взять благословение никогда не бывает лишним. Если встречаешь священника, которого знаешь, то есть смысл подойти к нему и сказать: «Батюшка, благословите!» К тому же этой встречей можно воспользоваться, чтобы решить духовный вопрос, который вчера-позавчера не решил. Можно батюшку спросить, коль такая возможность случилась – но не задерживая его на целый час, а за несколько минут. А если мы встречного не знаем, но по его образу догадываемся, что он священник, то можно, проходя мимо, просто преклонить главу из уважения к его сану.

«Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы»

До революции священники ходили по улицам в подрясниках и с крестами, и все знали, что это идет священнослужитель. Можно было взять у него благословение, познакомиться со священником с другого прихода и т. д. Сегодня, если нужно идти по личным делам, священники, как правило, надевают штатское. Не будешь же по магазинам и по базарам ходить в рясе, вызывая интерес у людей, что батюшка покупает!

Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы. Он, с одной стороны, хочет взять благословение, с другой - не знает, как себя повести.

Это на самом деле счастье – увидеть священника на дороге! Своего рода милость Божья. В советское время священника обычно на улице можно было увидеть, только когда он ехал покойника отпевать. Сложился стереотип, что если батюшка куда-то идет, то это очень страшно и неприятно. В представлении многих людей на священнике есть некое клеймо, и его избегают. От этого стереотипа нужно избавляться.

Так что, если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!» - а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.

«Нужно определить, кто из священников старший»

Часто миряне не знают, как им поступать, когда присутствует много священников. Если их трое-четверо, то есть смысл взять благословение у всех. А если священников десять-пятнадцать, то нужно определить, кто старший, и взять благословение у него, а остальным просто поклониться и поздороваться с ними. Взять благословение только у своего знакомого молодого священника, а у остальных не брать – будет неправильно.

Например, если среди священнослужителей с крестами один с панагией – это епископ, и благословение следует брать у него. Если не можете выделить старшего, нужно сказать: «Добрый день, батюшки, благословите!». А старший священник ответит: «Бог благословит!».

Так что если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!», а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.

Записала Марина Богданова

Закон Божий

Благословение священника

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением .

Благословляющая рука священника

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс. , то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.


Так мы складываем руки, чтобы получить благословение

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

ВОПРОСЫ: Кто осеняет нас знамением креста? Как это осенение называется? Как священник слагает руку для благословения? Что это означает? Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение? Что нужно делать, получивши благословение?

Зачем берут у священника благоговение и целуют у него руку?

Когда верующий человек подходит к священнику взять благословение, то Господь в первую очередь благословляет священника, а священник уже благословляет дитя Божие. То есть священник является проводником благодати Божией. Поэтому целуют, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника.

Как правильно брать благословение? Взяла у батюшки благословение устроиться на работу, а ничего не получается. Я запуталась в этих благословениях... На какое расстояние действует благословение?

Как правильно брать благословение? Когда мы устраиваемся на работу, прежде надо ее найти. Или если хотим выйти замуж, нашли жениха, пришли к священнику и говорим: "Батюшка, я хочу выйти замуж". Или: "Я хочу устроиться на работу. Благословите?"

Священник должен дознаться, не будет ли эта работа во вред. Может, человек будет аборты делать или в парикмахерской женщин для блуда готовить? Много есть богопротивных работ. А у желающей выйти замуж надо узнать, что за жених, не безбожник ли, или иной веры. Если священник поймет, что работа хорошая, жених добропорядочный, он одобрит выбор, скажет: "Бог благословит".

А если нет жениха, нет работы, а просят: "Батюшка, благословите устроить свою жизнь", - это пустые слова, определенного ничего в них нет.

Далеко ли простирается благословение? Когда человек садится за руль и едет в какой-то город, он осеняет дорогу со словами: "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". На какое расстояние это благословение имеет силу? Если я еду из Иванова в Москву и благословляю дорогу, то это благословение действует до конца моего пути, т.е. до Москвы. Но, конечно, во время пути надо читать молитву Иисусову, а если есть верующие пассажиры, пусть читают каноны, акафисты, "Богородице Дево, радуйся". Даже если что-то случится в дороге, главное - быть в молитве, ведь Господь сказал: "В чем застану, в том и буду судить".

Кто благословляет на путь старчества, духовничества или становление происходит естественным путем?

Благословляет Сам Господь. Много есть монахов, которые исповедуют, но у них нет таких дарований. Нет прилежания так исповедовать людей, принимать, наставлять, даже если они хорошо знают святых отцов. Знать могут много, а отдачи нет.

Как правильно относиться к данному старцем благословению? Обязательно ли выполнять его при изменении обстоятельств или надо сказать, чтобы он благословение снял?

Если священник за грехи дал епитимью, то благословение надо выполнить. Допустим, делать ежедневно целый месяц пятьдесят поклонов. И исполнить благословение надо в точности: не пятьдесят один и не сорок девять, а ровно пятьдесят поклонов. А потом прийти к батюшке и сказать: "Вы мне давали епитимью. Я ее исполнила".

Так же и тогда, когда священник дал на что-то благословение. Например:

Батюшка, благословите, я хочу поменять квартиру.

Батюшка говорит:

Бог благословит.

И вдруг что-то не получилось. Надо тогда прийти и известить его об этом или сказать:

Батюшка, я передумала менять квартиру. Снимите Божие благословение с меня.

Вот так должно быть. Благословением надо дорожить. Знаете, некоторые так привыкают к благословению, что держат его за какое-то простое дело. Подходят к священнику, а в голове совсем другое: не благословение взять, а просто так, для приличия:

Батюшка, благослови... Слушай, Иван, ты там машину с углем разгрузи! Батюшка, благослови, благослови меня...

А батюшка ждет, когда человек перестроится, сообразит, что к чему. Конечно, так себя вести нельзя. Когда мы подходим к священнику брать благословение, то должны настроить себя так: "Сейчас Господь через священника видимым образом будет меня благословлять". В это время Господь посылает Свои милость и благодать и будет нас хранить.

Взяли мы благословение у священника, у епископа, целуем руку не священнику, а прикладываемся к руке Самого Господа. Через руку священника Господь послал нам Свое благословение. А если мы привыкли брать благословение для приличия, а в голове в это время всякие продажи, машины, тряпки, деньги, хозяйственные дела, то с таким настроем мы благодати не получим. С таким настроем брать благословение не разрешается.

Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?

Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.

Священническое благословение – это только благочестивый церковный этикет, обряд, добрая традиция или оно имеет более глубокий сокровенный смысл?

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

Святитель Тихон Задонский пишет: «Когда целуешь благословляющую руку священника, целуй мысленно Образуемого ею. Некто из отцов, будучи укоряем от иконоборцев, что покланяется крестному древу, отвечал: «Я поцеловал бы с благоговением и всякое древо, из которого знал бы, что будет сделано изображение креста Господня»... И далее Святитель объясняет: «Прямость указательного пальца и наклонение среднего изображают имя «Iисус». Положение прямого перста изображают букву І; среднего же букву С, поперечно сложенные безымянный палец с мизинцем, означают имя «Христос». Благословляющая рука означает имя благословенного Иисуса Христа, в котором благословляются все народы, как блаженному патриарху Аврааму было обетовано: благословятся в семени твоем все племена земная (Быт.12,3). Не сказал, объясняет Божественный Апостол, о многих (семенах), но о семени, которое есть Христос (Гал.3,16). Подобно и образование благословляющей руки не что иное означает, как имя Того Самого, Которым благословляемся. Потому думаю, Божественным Промыслом количество пальцев на руке сперва так устроено, ни больше, ни меньше, чтобы ни излишне, ни недостаточно, но довольно их было для такого знамения» (Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М. , 1889. Т.1. С. 234).

Итак, по мысли святителя Тихона, священническое благословение имеет глубокий сакральный смысл. Божий Промысл даже в расположении и числе пальцев благословляющей руки обозначил имя возлюбленного Сына Своего. Человек, который с верою берет у священника благословение, не только выражает к нему свое почтение, приветствует его, но и получает великую пользу – он привлекает себе благодать Божию. Сам Господь при посредстве благословляющей руки священника благословляет его на добрые дела.

В древности никакое доброе дело люди не начинали, не получив благословение у священника. От зачатия ребенка и до самой смерти - все этапы жизни человека сопровождались священническим благословением. Господь даровал людям, просящим благословение, крепкое здоровье, многочадие, плодородие земли, победу над завоевателями. Хотя в истории Государства Российского есть немало неприглядных страниц, но из всех государственных смут русский народ всегда выходил победителем, благодаря твердой непоколебимой вере большинства людей в непобедимую силу Божьего благословения. Так, например, в ХIV веке святой благоверный князь Дмитрий Донской, получив у преподобного Сергия Радонежского благословение на битву на Куликовом поле, разбил превосходящее по численности войско хана Мамая. В XVII веке, по благословению святого Патриарха Гермогена, новгородские купцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и освободили Москву от иноземных завоевателей. А сколько есть частных случаев проявления особой силы священнического благословения в том или ином деле!

Благословение священника бывает разное. Бывает как приветствие. Вот мы видим батюшку и говорим: "Батюшка, благословите!" Батюшка говорит: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Здравствуй, Петя!" И спросит нас о чем-нибудь. Вот так мы поздоровались. Есть и другое благословение. Когда мы, например, помолились и уже уходим из храма и говорим: "Батюшка, благословите на дорогу!" Батюшка нас благословит, и как-то потеплее нам станет – это мы с батюшкой так попрощались. А еще бывает, что мы просим благословения, когда не знаем, как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном, или в том, которое может определить всю нашу дальнейшую жизнь, и вот тут мы хотим избежать своеволия, поступить не так, как мне нравится, а как Богу угодно. И тогда мы, зная, что если подойти с молитвой и верой к священнику, то через него Господь нам подскажет, как поступить, мы подходим и говорим: "Батюшка, вот такая-то ситуация, я не знаю что делать. Благословите, и я приму вашу волю, потому что верю, что через нее меня направит Сам Господь". И если мы действительно с таким чувством идем и примем, что священник скажет, то Господь направит нас к лучшему.

Благословение является внешним знаком подачи благодати Святого Духа либо Самим Богом (см.: Быт. 1: 22; Мк. 10: 16), либо людьми, действующими по воле Бога. Оно совершается словом, рукою, крестом, Евангелием, иконою. Благословение есть дар и выражение Божественной любви. Оно может относиться не только к принимающему его человеку, но также к его семье, потомкам.

Само желание получить благословение и внешнее символическое выражающее этого желания (раскрытые ладони рук) уже является молитвенным обращением к Богу. Поэтому достаточно сказать священнослужителю: «Благословите». Если благословение берется на особые дела (операция, путешествие, вступление в брак и др.), тогда нужно об этом сказать священнослужителю, у которого берется благословение.

«Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подании благословения верным!» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 501).