Домой / Очистка почек / Медицинское образование: что это такое — ординатура. В россии для студентов-медиков отменили интернатуру, но ввели аккредитацию

Медицинское образование: что это такое — ординатура. В россии для студентов-медиков отменили интернатуру, но ввели аккредитацию

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих - вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год - начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен - в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация - все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура - два, аспирантура - три.

Интернатура Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом , педиатром , хирургом , акушером –гинекологом . После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год - отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура . На первом этапе - для фармацевтов и стоматологов; на втором - для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист , дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры - шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах , которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр - это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год - старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.

Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию , которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.

Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.

Аккредитация

Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • Тестирование по специальной программе.
  • Экзамен.
  • Собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии - доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.

Ординатура

Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.

На бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест

При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.

Баллы для ординатуры рассчитываются так:

Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.

В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте. В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет. Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.

В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой. Платная – слишком затратна (стоимость обучения в три раза больше, чем за год в вузе), на бесплатную оставлено всего 5%, в которые включены и целевые направления. Обычно «целевки» негласно распределяются между выпускниками. Молодой врач подписывает контракт вместе с получением диплома и аккредитацией и знает, где, кем и сколько времени он проработает до и после ординатуры. Исключения для иностранцев упразднены.

После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.

Выпускное тестирование в ординатуре

Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
  • Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
  • Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей. Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.

Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения . Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца. Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.


edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.

Мнения по поводу реформы

Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:

Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.

Наш эксперт - ректор Нижегородской государственной медицинской академии, профессор Борис Евгеньевич Шахов .

Достаточно одного диплома

Елена Шитова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Борис Евгеньевич, в чем принципиальное отличие нового учебного стандарта?

Борис Шахов: В отличие от предыдущего стандарта наши выпускники после получения дипломов будут иметь право самостоятельно работать врачами. Ранее они должны были сначала получить сертификат, для чего требовалось окончить интернатуру и/или ординатуру.

- Интернатура отменяется, что будет с ординатурой?

- Ординатура остается, ее продолжительность по всем специальностям обучения будет составлять 2 года. Она станет разновидностью последипломного образования для тех, кто хочет приобрести узкую специальность, например, работать кардиохирургом, неврологом и т. д.

- А где и кем сможет работать новоиспеченный специалист с дипломом медицинского вуза?

Выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Распределения нет, но…

Получается, что любой врач, прежде чем стать узким специалистом, будет обязан пройти «курс молодого бойца» на амбулаторном приеме пациентов в поликлинике или ЦРБ?

Не могу утверждать это со стопроцентной уверенностью, поскольку нормативная база реформы находится в стадии разработки, многое еще не ясно. Но пока я вижу такую схему: врач получает диплом и отправляется работать в первичное звено на некоторое время. Официальных документов нет, но в устной форме неоднократно озвучивались предложения определить величину этого периода в три года. После чего врач, если у него возникнет такое желание, сможет поступить в ординатуру.

В советские годы практиковалась система распределения молодых специалистов именно с трехлетним сроком обязательной отработки по месту направления. Сейчас происходит возвращение к подобной системе?

Распределение было признано нарушением прав, ограничением свободы человека, противоречащим Конституции. Вернуться к этой практике сейчас не представляется возможным. Новая система не ограничивает свободу выбора выпускника, но задает определенные условия, в рамках которых он будет реализовывать свой выбор.

Что делать тем, кто с детства видел себя в конкретной врачебной специальности, например, мечтал стать нейрохирургом? Три года на амбулаторном приеме после окончания вуза превратятся для такого выпускника в потерянное время, в течение которого он забудет навыки, приобретенные в вузе.

Думаю, что для одаренных студентов, для тех, кто твердо знает, чего он хочет, и уже со студенческой скамьи стремится изучить избранную специальность как можно глубже, будут узаконены особые условия поступления в ординатуру, не предусматривающие обязательной трехлетней стажировки в качестве врача ОВП.

Нет ли опасений, что эти особые условия станут «законодательной лазейкой» для многих нерадивых студентов, которые просто хотят устроиться на более комфортную должность без обязательной «отработки» в поликлинике?

Ни одна правовая система не может быть идеальной, невозможно полностью застраховаться от различных недобросовестных действий. Тем не менее вполне реально продумать такую схему, при которой данный фактор будет сведен к минимуму, например, учитывать участие в студенческой научной работе по выбранной тематике.

Все для первичного звена

Если все выпускники будут обязаны хотя бы три года отработать в первичном звене, то позволит ли эта мера решить кадровую проблему в поликлиниках и ЦРБ?

Думаю, что именно на решение кадровой проблемы в первичном звене и направлено в первую очередь реформирование. Амбулаторно-поликлиническая работа заявлена в качестве приоритета, и мы обязаны это учитывать при подготовке специалистов.

Не секрет, что работа в первичном звене не считается престижной среди выпускников медицинских вузов, в поликлинику идут в основном те, кто не нашел более привлекательного места работы. Может ли вуз изменить подобное отношение?

Не соглашусь по поводу привлекательности: сегодня есть такие поликлиники, где врач может проявить свои знания и навыки не в меньшей степени, чем в стационарах. Многие учреждения оснащены самым современным оборудованием. Наша задача как учебного заведения - показать студентам реальные возможности работы в поликлинике.

Раньше приоритет складывался в пользу стационаров, где изучались основные клинические дисциплины, а работе поликлиник уделялось значительно меньше учебного времени. Сейчас что-то изменится?

Начиная с 2014 года существенно увеличится количество занятий поликлинической направленности. На новые кафедры придут студенты-третьекурсники, и изучение клинических дисциплин будет напрямую связано с будущей работой врачей общей практики.

А кто будет преподавать эти поликлинические дисциплины - сотрудники академии или практикующие врачи из поликлиник?

Безусловно, мы будем привлекать для этой работы людей, имеющих большой практический опыт амбулаторного приема. При этом и сегодня среди наших сотрудников есть врачи, работающие в поликлиниках.

Куда уходят кадры

- Не пройдут ли свежеподготовленные врачи общей практики мимо поликлиник?

- Мне доводилось слышать, что почти треть выпускников медицинских вузов не доходит до учреждений здравоохранения, и мы в НижГМА решили этот вопрос изучить досконально. Начиная с 2008 года мы ведем мониторинг и отслеживаем: кто, когда и куда устроился работать после окончания академии. Ни о каких 30% говорить не приходится. По нашим данным, не приходят работать врачами 9,6% выпускников. Это, конечно, тоже много, но все же втрое меньше, чем принято считать. Думаю, что если бы все мои коллеги-ректоры провели подобные исследования, мы бы имели более объективную картину по стране.

- Где работают выпускники НижГМА?

Абсолютное большинство - 67% - остается в своем регионе, преимущественно в областном центре. Некоторые уезжают, причем многие в Москву и даже за границу. Около 16% врачей Москвы и Московской области - наши выпускники, некоторые из них трудятся вахтовым методом, их семьи проживают в Нижнем Новгороде.

- Столица - это прекрасно, но много ли выпускников попадает на село?

Для того чтобы стимулировать выпускников работать в сельских учреждениях здравоохранения, в Нижегородской области действует уникальная программа поддержки молодых специалистов, предусматривающая предоставление жилья и автомобиля. Эта программа существенно улучшила положение дел, хотя проблемы, безусловно, остаются. Не нужно забывать, что приток выпускников - это только часть решения кадровой проблемы, не менее важно оказывать влияние на отток специалистов. Сегодня даже на уровне Министерства здравоохранения России отток кадров признан основной причиной дефицита врачей.

Как объединить усилия

В последнее время много говорится о необходимости укрепления связи между высшей школой и предприятиями. Но в отношении здравоохранения об объединении говорить сложно, так как вузы сегодня отдельно, а медицинские учреждения отдельно. Можно ли сделать, как в советское время, чтоб клинические базы находились в действующих медицинских учреждениях?

Действительно, раньше все клинические кафедры действовали на базах лечебных учреждений, что позволяло одновременно решать несколько задач. С одной стороны, это давало неоценимый эффект в плане обучения студентов, с другой - оказывало помощь в лечебном процессе, поскольку пациентов консультировали ведущие специалисты вуза, профессора и доценты. Затем каждое учреждение стало отдельным хозяйствующим субъектом, что существенно осложнило взаимоотношения лечебных учреждений и вузов. Если вуз не имеет своей клинической базы, то приходится искать различные пути взаимодействия с медицинскими организациями.

Сейчас в соответствии с Гражданским кодексом вуз и больница могут заключить либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования. Но даже при безвозмездном пользовании придется оплачивать коммунальные услуги, составляющие достаточно крупную сумму, которую вузам просто не потянуть.

- Какие пути решения проблемы вы видите?

В настоящий момент мы ищем эти пути во взаимодействии с органами власти, включая правительство Нижегородской области и Законодательное собрание. Радует, что и наша академия, и региональное министерство здравоохранения хотели бы выработать единый правовой подход. Но для кардинального решения требуются нормативные акты федерального уровня. И определенные подвижки в этом направлении постепенно появляются. В частности, правительство РФ разрешило студентам-медикам находиться с учебной целью в клиниках. Следующим шагом, как я полагаю, должно стать разъяснение, кто должен с этими студентами заниматься и на каких основаниях.

- Размещение кафедр в поликлиниках тоже требует правового урегулирования?

- Требует, но, надеюсь, в этом случае для нас проблема должна решиться проще, поскольку мы планируем разместиться на базе Приволжского окружного медицинского центра. Это федеральное учреждение, как и наша академия, у нас одинаковая форма собственности, что уменьшает количество возникающих вопросов. Кроме того, мы ставим перед руководством области вопрос о том, чтоб академии в качестве базы полностью передали одну из городских поликлиник.

Больше хорошей практики

В интернатуре молодые доктора, работая под руководством опытных коллег, получали важнейшие практические навыки, которые сложно выработать в процессе обучения в вузе. Где они получат эти навыки после отмены интернатуры?

Знаете, я всегда говорю своим студентам: чтобы не бояться сложных профессиональных ситуаций, поработайте в «горячих цехах»: приемном отделении, на скорой помощи или в реанимации. Тогда с какой бы проблемой вам ни пришлось встретиться в дальнейшем, вы не растеряетесь и сумеете оказать больному помощь. Сегодня среди студентов много тех, кто совмещает учебу с работой в учреждениях здравоохранения, и это дает хорошие результаты.

- А в самом вузе студенты смогут получить практические навыки?

Конечно, число часов на изучение практических дисциплин увеличилось. Причем если раньше студенты отправлялись непосредственно к больным, то сейчас у них появилась возможность отработать навыки на специальных тренажерах. Во всех вузах открываются центры симуляционного обучения, и наша академия не исключение. У нас уже действуют симуляционные центры по хирургии и по стоматологии, готовится к установке закупленное оборудование по акушерству и гинекологии. В ближайшей перспективе - приобретение уникального для России стоматологического комплекса, предусматривающего возможность не только обучения, но и трансляции и видеозаписи мастер-классов.

- За счет сокращения каких предметов будет достигнуто увеличение практических занятий?

Прежде всего из программы ушел достаточно большой объем общественных наук, сейчас идеологические дисциплины студенты не проходят. Кроме того, снижено количество часов на некоторые теоретические предметы, включая химию и физику, а также на иностранный язык.

Дистанционный консилиум

Допустим, специалист, успешно освоивший всю программу обучения в вузе, отправляется самостоятельно работать в отдаленный район, где посоветоваться не с кем. А у него никакого опыта работы, даже интернатуры нет. Как быть?

Знаете, раньше ведь интернатуры тоже не было. Врачи учились пять лет, а затем отправлялись на самостоятельную работу, и в том числе - в отдаленные районы. Именно так было с моими родителями, причем маму в свое время распределили единственным врачом на строющуюся Горьковскую гидроэлектростанцию. А там контингент был весьма сложный, работали самые разные люди, включая бывших зеков. Так что пришлось разбираться не только с аппендицитами, но и с ножевыми ранениями. Как справлялись? Книги с собой брали, лекционные записи, ездили в ближайшую ЦРБ на консультацию.

К сожалению, сегодня молодые специалисты почему-то боятся обращаться за советом к опытным коллегам. Нужно такое отношение изживать, поскольку коллегиальность всегда была отличительной чертой медицины. Кроме того, сегодня современные средства связи позволяют проводить дистанционные консилиумы.

Вчерашнему студенту психологически проще обратиться к своему преподавателю, а не к опытному коллеге. Может ли академия как-то помочь своим выпускникам в дальнейшей работе?

Сейчас мы запустили пилотный проект, распространяющийся пока только на пять районов нашего региона. Он предусматривает применение телемедицинских технологий для проведения онлайновых консультаций врачей из отдаленных учреждений с ведущими специалистами НижГМА. В 2014 году мы планируем оборудовать медиацентр в главном здании академии, где будет доступна связь с любой больницей Нижегородской области. В результате каждый врач сможет посоветоваться с преподавателем академии.

- По каким разделам медицины будут проводиться консультации?

В первую очередь по акушерству и гинекологии, поскольку одной из самых важных задач нижегородского здравоохранения является снижение материнской и детской смертности. Будут проводиться консультации по хирургии, педиатрии и всем неотложным состояниям.

Процесс должен быть непрерывным

Скажите, положа руку на сердце, готов ли на самом деле выпускник медицинского вуза к самостоятельной работе?

Невозможно выпустить из вуза врача, готового к работе на все 100%. И это не зависит от того, есть интернатура в программе или нет. В нашей профессии, как ни в какой другой, важно перенимать опыт у коллег, адаптироваться и, конечно, постоянно обучаться.

Фото: РИА Новости / Борис Ушмайкин

Сейчас нередко раздаются упреки в том, что высшая школа взяла за основу западную многоуровневую систему высшего образования, включающую бакалавриат и магистратуру, в то время как система подготовки врачей в Советском Союзе считалась в свое время образцовой. Надо ли было вообще «огород городить»?

Думаю, что совершенствование в любой сфере необходимо, но важно, чтоб изменения были эволюционными, а не революционными. Не нужно разрушать «весь мир до основания», необходимо брать лучшее и развивать его дальше.

Что касается новых образовательных стандартов, то я не вижу трагедии в их внедрении. Я уже говорил, что интернатуры раньше не существовало, но это не мешало подготавливать квалифицированных специалистов. Более того, реформа включает ряд моментов, которые я однозначно оцениваю как позитивные. Это касается в первую очередь последипломного образования.

Сейчас раз в пять лет врач обязан пройти курсы повышения квалификации, где он в течение двух-четырех месяцев слушает лекции в вузе. Не думаю, что такой способ пополнения знаний является оптимальным. За рубежом принята другая система, которая будет внедряться и у нас. Она предусматривает непрерывное обучение врача путем его участия в научных конференциях, семинарах, посещении мастер-классов и тренингов ведущих специалистов и т. д.

Таким образом, врач пополняет свои знания постоянно, что является залогом его успешного развития. Наша профессия предполагает ежедневное обучение, и если ты перестаешь учиться, ты умираешь как врач.

Все более актуальным становится вопрос о получении полноценного образования. После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменится подход к подготовке будущих медиков. С января 2016 года упраздняется интернатура для тех, кто выбрал своей специализацией стоматологию и фармацевтику, а с 2017 – для педиатрических и лечебно-профилактических факультетов. Под действие новшеств попадают те, кто поступил в медицинское учебное заведение с 2013 года. Рассмотрим подробнее, что несут такие инновации в подготовке врачей, и каким образом будут готовить медработников в России.

Суть реформы медицинского образования

Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена.

В 2017 году многие врачи приступят к работе без обучения в интернатуре

Напомним, что до недавнего времени даже участковый врач поликлиники должен был иметь сертификат, подтверждающий окончание интернатуры и успешную сдачу квалификационного экзамена. Сейчас же будет достаточно одного диплома об окончании соответствующего ВУЗа. Согласно основным положениям нового подхода к получению медобразования, студенты медицинских вузов будут осваивать технику врачевания на симуляторах или в закрепленных за вузом больницах и поликлиниках.

Нововведение предполагает, что студенты педиатрических и лечебно-профилактических факультетов уже на пятом и шестом году обучения будут отрабатывать практические навыки под руководством специалистов из закрепленных лечебных учреждений. Стоматологи и фармацевты будут проходить такую практику уже на четвертом и пятом годах получения образования.

В качестве основной цели, которой можно достичь путем отмены интернатуры, озвучено решение проблемы с нехваткой медицинских кадров так называемой «первичной практики». Представители Минздравоохранения пришли к выводу, что проблема будет решена, если в ближайшем будущем выпускник медвуза, поступивший по целевой квоте, сразу после получения на руки корочки об окончании учебного заведения должен будет в течение трех лет отработать в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Предполагается, что первым местом работы станет учреждение, расположенное в районе, от которого проходил набор. «Бюджетники», обучавшиеся на стипендии, после окончания ВУЗа должны будут вернуть государству затраченные на них деньги. Система напоминает практику распределения, существовавшую при СССР, и вызывает у студентов резонное волнение.


Молодой врач получит место работы в районе, от которого проходил набор

Далеко не каждый мечтает поехать в село на «отработку»! Только по прошествии трех лет врачебной деятельности в качестве терапевта или педиатра бывший студент получит право поступать в ординатуру, где сможет за два года обучения стать более узким специалистом. Вопрос об окончании ординатуры остается актуальным для тех, кто планирует заниматься хирургией, трансплантологией, кардиологией, неонатологией и другими специальностями.

Новое в порядке аккредитации медработников

Отметим, что 2017 год принесет еще одну новинку для медиков: процедура сертификации будет заменена на аккредитацию, совмещенную с госэкзаменами. Предполагается, что данная мера повысит качество образования. Обязательная аккредитация была введена в 2011 году. Согласно принятому закону, регламентирующему сферу охраны здоровья, в 2016 году вступает в действие порядок аккредитации – процедуры, на основании которой определяется готовность врача осуществлять профессиональную деятельность.

Проходить такое освидетельствование нужно будет каждые пять лет. Минздравом запланировано создание общего реестра медицинских специалистов, в котором опубликуют сведения об уровне образования и повышении врачами квалификации. Таким образом, пациенты смогут оценить профессиональные навыки и компетенцию существующих медиков и самостоятельно выбрать лечащего врача. Стоит отметить, что пока Минздрав не оглашает четких требований к критериям оценки или правилам прохождения аккредитации.

Предположительно, в нее будет входить проверка знаний при помощи тестирования, предоставление портфолио и экзаменация в центре симуляции. Врачи, которые успешно пройдут испытание, получат «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи». Аккредитацию выпускников 2016 года проведут профильные ВУЗы, а действующие врачи пройдут ее на протяжении пятилетнего срока в специально созданных центрах.


Минздрав планирует создать для пациентов общий реестр медработников

Критика реформы медобразования

Многие специалисты в сфере здравоохранения отмечают, что данные инновации кажутся им весьма сомнительными. Существовавшая ранее система подготовки медспециалистов предполагала, что практические знания приобретаются интернами, во-первых, без отвлечения на теоретическую компоненту обучения, а во-вторых, под чутким руководством состоявшихся практиков, которые принимали на себя большую часть ответственности. Некоторые врачи даже высказывают мнение, что данная мера является сугубо популистской.

Конечно, вчерашние студенты, которые заполнят вакансии терапевтов и педиатров, ликвидируют очереди в поликлиниках (на сегодняшний день в России не заполнена квота участковых врачей, оцениваемая в 40 тыс. человек). Медики также опасаются, что таким образом Министерство здравоохранения создаст искусственную конкуренцию, ведь если место врача легко может занять вчерашний выпускник, то сложнее отстаивать право на повышение оклада.

Согласно словам Александра Когана, доктора медицинских наук и онколога, лишь интернатура дает возможность подготовить узкоспециализированных врачей-практиков. Отмена этой ступени подготовки и замена ее на практику в течение обучения приведет к сокращению часов, выделяемых на микробиологию, биохимию, физиологию, так что будущие терапевты упустят часть важной теоретической подготовки. Попросту невозможно, чтобы вчерашний выпускник был готов к реальной работе сразу после получения «корочки».


Всех волнует вопрос: справятся ли вчерашние студенты с настоящей работой?

Поддерживает это мнение и педиатр высшей категории Светлана Новичихина, имеющая степень кандидата медицинских наук. Она считает, что в будущем данная инновация приведет к сокращению числа узких специалистов. Ее выводы построены на простом расчете: шесть лет студент обучается в медвузе, после чего три года отрабатывает в терапии поликлиники. К моменту, когда можно будет поступить в ординатуру, медику стукнет 27 лет.

Вполне вероятно, что к этому возрасту многие успеют обзавестись семьей и детьми. Допустим, что на должности терапевта врач зарабатывает 20 тысяч рублей, а при обучении в ординатуре он сможет получать около 2 тысяч стипендии, причем в течение 2-5 лет. Вполне естественно, что семейные люди вряд ли смогут себе это позволить. Так что терапевтов будет достаточно, а вот хороших хирургов, ортопедов или гинекологов можно и потерять.

Система образования с каждым годом движется вперед. Если ранее новообразования касались средне образовательных заведений, то в будущем времени они коснуться и медицинских вузов. Главным образом новообразования последуют в интернатуре. Планируется, что отменят с 2016 года. А вместо нее студенты будут сдавать экзамены по государственному федеральному стандарту.

Планируемое нововведение специалистами медицинского уровня оценивается двояко. Например, некоторые из них считают, что такой подход к прямому получению высшего образования негативно скажется на уровне подготовки будущих медиков. Другие же, наоборот, утверждают, что планируемые изменения обязательно приведут к улучшению получения медицинских услуг пациентами в целом. Как это будет в действительности, в настоящие дни решить невозможно. Но проблема, отменят ли интернатуру с 2016 года будоражит многих будущих целителей в белоснежных халатах.

После определенных исследований и анализов ученые пришли к такому правильному выводу, что на сегодняшнее время степень подготовки молодых специалистов находится на низшем уровне. При этом данные подаются на тот период, пока еще не введены планируемые изменения.

Если интернатура в 2016 году будет отменена, то получается, что после окончания определенного высшего учебного заведения медицинского профиля, молодые специалисты должны будут приступать непосредственно к выполнению личных трудовых обязанностей. Если ранее, после окончания ВУЗа они становились интернами и продолжали получать необходимую им квалификацию, то теперь после того, как студенты выйдут за двери этих заведений, они должны сразу заседать в кабинетах медицинских учреждений.

Кроме всего прочего, эксперты в вышеуказанной сфере обслуживания утверждают, что получения одного лишь диплома об окончании высшего образования для работы в поликлиниках будет совсем недостаточно. Вопрос качественности и эффективности медицинских услуг остается открытым. Смогут ли вчерашние студенты оказать эффективную помощь пострадавшим или заболевшим людям. Чтобы немного противостоять новинкам будущего года, в профильное медицинское образование введены усиленные обучающие уроки, позволяющие молодым кадрам стать более квалифицированными и подготовленными. Кроме всего прочего, новые стандарты указывают на то, что будущим специалистам необходимо будет единожды за 5 лет проходить дополнительное повышение квалификации с последующей сдачей положенных экзаменов.

Вопрос ординатуры

Когда произойдет отмена интернатуры в 2016 году, закон гласит, что так и продолжит свое действие. Что это значит?

Студент, получивший высшее образование по соответствующему профилю, имеет право поступить на работу в любое медицинское заведение, а затем пройти важное обучение в ординатуре по своему трудовому направлению. На сегодняшний момент количество лет, которое должен отработать молодой врач после окончания ВУЗа, составляет 3 года . Это количество времени не указано ни в одном действующем документе, но устно обговаривается именно эта цифра. После работы положенного количества времени в медицинском учреждении молодой специалист имеет право поступить на обучение в ординатуру. Срок преддипломной практики в случае поступления в ординатуру увеличивается до 5 лет.

Что будет после изменений в медицинской структуре?

Планируется, что после отмены интернатуры в 2016 году, массовая проблема с кадрами в медицинских структурах будет положительным образом разрешена. Но эта медаль имеет 2 обязательные стороны.

С одного взгляда, молодые специалисты восполнят вакансии в медицинских учреждениях. А с другой стороны, некачественно подготовленные специалисты не смогут ответить своим пациентам на все интересующие их личные вопросы.

Радует лишь то, что постепенно молодой специалист будет получать практику жизни. Соответственно, с каждым последующим годом работы он будет получать больше жизненных навыков. Еще одним плюсом является то, что раз за 5 лет специалисту в области медицины необходимо будет проходить подтверждение своей квалификации и улучшать знания при помощи соответствующих курсов. Все это обеспечит более улучшенное качество медицинских услуг.

Как утверждают высшие специалисты и научные эксперты в области медицинских технологий, отмена интернатуры позволит кардинально изменить медицинскую специфику. Новые изменения коснутся не только высших учебных образований, но и средних школ и медицинских училищ.

Сами будущие медики проблему пока по достоинству не оценивают. Мнение молодых людей также расходится. Например, одни молодые специалисты с радостью готовы приступить к непосредственной практике после получения соответствующего образования. Другие же, наоборот, желают основательно подготовиться в медицинской теории, чтобы впоследствии оказывать достойную медицинскую помощь.

Получение диплома в медицинском ВУЗе еще не означает, что можно приступать к самостоятельной работе: прежде чем, начать карьеру врача, от молодого специалиста требуется обязательное прохождение интернатуры по одной из многочисленных врачебных специальностей. Занимает это от одного до двух лет и требует определенных разноплановых усилий, так как молодого врача могут не устраивать специальность, место прохождения интернатуры, необходимость платы за обучение

Платное и бесплатное прохождение интернатуры

Если Вы обучаетесь в ВУЗе по контракту, то рассчитывайте, что, скорее всего прохождение интернатуры будет также платное, без каких-либо гарантий трудоустройства. Учеба на бюджетной основе обычно подразумевает дальнейшее бесплатное обучение в интернатуре, с последующим обязательным трудоустройством.

Следует также учитывать, что цены на обучение (в том числе прохождение интернатуры) в разных медицинских ВУЗах (и даже на различные специальности) могут существенно отличаться. Поэтому при возможности сравните их заранее (в том числе с помощью интернета).

Ориентируйтесь на то, что ежегодно сумма оплаты за обучение в интернатуре увеличивается на 5-15%, и если Вам предстоит учиться полтора или два года, позаботьтесь, чтобы в контракте оговаривалось, что сумма меняться не будет. К тому же можно сразу внести оплату за весь период прохождения интернатуры.

Вместе с тем, даже при обучении в ВУЗе по контракту есть теоретическая возможность прохождения интернатуры бесплатно. Для этого надо найти лечебное учреждение, администрация которого готова взять Вас к себе на работу по определенной специальности и оплатить обучение в интернатуре. Да, обычно это отдаленные от областных центров места и специальности не самые престижные, но зато бесплатно!

Кстати, если Вы согласитесь на такой вариант, совсем не обязательно после прохождения интернатуры ехать в эти дали на работу. Поступление на учебу в клиническую ординатуру или на очную форму аспирантуры освобождает от обязательной отработки трех лет по месту распределения. Правда при этом администрация больницы может взыскать с Вас деньги за обучение в интернатуре, но такое случается крайне редко, обычно есть все возможности расстаться мирно.

Значительно проще, если Вы закончили обучение в ВУЗе на бюджетной основе. В таком случае прохождение интернатуры должно быть бесплатным, плюс обязательная ежемесячная выплата зарплаты врача-интерна (сумма достаточно символическая, но все-таки).

Тем не менее, бдительности не теряйте! Вполне может быть, что бесплатное обучение в интернатуре Вы пройдете, а на работу поедете очень далеко от своего дома. Или наоборот: Вы житель областного центра, на период прохождения интернатуры остаетесь в родном городе с последующим трудоустройством, но специальность - совсем не то, о чем Вы очень и очень мечтали. Вот здесь и может пригодиться обучение в интернатуре по контракту, как запасной вариант, чтобы остаться дома и с желаемой специализацией.

Прохождение интернатуры: очная и заочная часть

Очная часть обучения в интернатуре всегда проводится на базе профильной кафедры медицинского ВУЗа, а значит в крупных городах, чаще областного значения.

Но даже здесь могут быть свои отличия, если, например, обучение в интернатуре предлагают две (или более) конкурирующие кафедры, с разным уровнем оснащенности оборудованием и укомплектованности подготовленным персоналом больницы. Поэтому надо заранее узнать (в том числе у предыдущих поколений врачей-интернов), где прохождение интернатуры будет оптимальным, и продумать, как это осуществить.

Сложнее с заочной частью обучения в интернатуре: ведь в начале карьеры врача Вас могут направить как в центральные районные больницы, так и в больницы небольших городов.

Страшного в этом вроде бы и ничего нет, но, попав для прохождения интернатуры в город «на краю географии», Вам дополнительно надо будет решать как минимум вопрос проживания и поездок домой. Ну а как максимум - объективно сравнивать уровень районной и областной больниц, мягко говоря, не корректно.

Поэтому - опять же заранее - лучше продумать варианты, как остаться для заочного прохождения интернатуры в областном центре.

Прохождение интернатуры – как, чему и у кого учиться?

Следующий вопрос, логично вытекающий из предыдущего обсуждения - кто и чему научит молодого врача в начале карьеры?

А вот тут все или почти все зависит от Вашей инициативы, настойчивости, любознательности, работоспособности. Потому что когда у врача-интерна есть стремление пройти обучение в интернатуре с максимальной пользой, он изыщет для этого возможности в любой, даже в самой, казалось бы, неподходящей обстановке. И, соответственно, наоборот.

Чтобы прохождение интернатуры оказалось достойным началом карьеры врача, постарайтесь в отделении, за которым Вы закреплены на заочной интернатуре, определить одного-двух «идеальных специалистов». Это те, кто работают не менее пяти-десяти лет, пользуются заслуженным авторитетом у коллег и пациентов, не потеряли интерес к тому новому, что происходит в медицине, и при этом охотно отвечают на вопросы профессионального характера и вообще делятся врачебными знаниями и опытом.

Чем больше Вы будете находиться рядом с ними на работе (включая и ночные дежурства, посещение которых при прохождении интернатуры не ограниченно), тем быстрее сможете войти в доверие (в хорошем смысле этого слова). Потому что иначе выполнение многих манипуляций в период прохождения интернатуры вообще могут не доверить, так как за врачебные ошибки интерна ответственность несет заведующий отделением и кафедральный куратор интернатуры.

Но в начале карьеры врача лучше несколько месяцев простоять в операционной вторым или третьим ассистентом хирурга, чем знать ход выполнения операции только по книгам или конспектам.

А если врач видит, что интерн проявляет искренний интерес к своей будущей профессии - появляется реальная возможность научиться многому не только в теории, но и на практике. Тем более что минимальный срок обучения в интернатуре - один год, половина из которого приходится на заочную часть, а этого уже достаточно, чтобы освоить азы специальности.

Успехов Вам и удачи!