Домой / Запор / Последние просьбы о помощи. Бог ненавидит тебя

Последние просьбы о помощи. Бог ненавидит тебя

У многих людей часто возникают вопросы: «А любит ли Бог меня? А любит ли Бог всех
людей? Может быть, Он кого-то любит больше, а кого-то меньше? Может быть, Он
любит больше тех, кто не грешат, чем тех, кто грешат?» Попробуем разобраться.

Иисус Христос сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанн. 3:16). Итак, кого Бог так возлюбил,
что отдал за наши грехи Своего Сына - Иисуса Христа? Мир! Что такое мир? Мир -
это все люди. Из слов Христа, мы видим, что Бог возлюбил всех людей на земле. И
не важно, веруем мы в Него, или нет, Бог всё равно независимо от этого любит
нас. Бог есть Любовь, и Он не может не любить Своё творение - человека. Не
важно, праведник это или грешник; добрый, или злой; Пьяница, или хороший
семьянин; наркоман, или президент; убийца, или священник. Нашему разуму трудно
это понять, но Бог мыслит не так, как человек. Он любит всех одинаково. Он не
делает разделения между расами, количеством грехов, успехами и т.д. Библия
говорит, что Бог нелицеприятен к людям, т.е. Он не любит кого-то больше, а
кого-то меньше.

Мы, люди, думаем и поступаем совершенно по-другому. Мы в основном любим только тех,
кто любит нас; и уважаем тех, кто уважает нас, или достоин нашего уважения. Но,
слава Богу, что Он не такой, как мы часто себе представляем.

Многие рассуждают так: «Как Бог может любить меня, если я совершил так много
грехов? Бог может любить кого угодно, только не меня. Я слишком плохой для
того, чтобы Он меня любил». Почему люди так говорят? Потому, что они не
понимают сущности любви Божьей.

Как в мире, так и в Церкви существуют заблуждения по поводу любви Божьей. Одни
считают, что Бог их не любит и не принимает такими, какие они есть, поэтому они
постоянно винят себя, уничижают за свои прошлые грехи.

Другие впадают в другую крайность, веря, что Бог их любит и принимает такими, какие они есть, но они
считают, что могут продолжать грешить и Бог будет покрывать их грехи Своей любовью.

Что же такое Божья любовь?

«Апостол Павел писал Римской церкви: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас
от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.8:35-39). Он перечисляет много факторов, которые
могут давить на людей: скорби, проблемы, гонения, голод, нищета, опасности и
даже преждевременная смерть. Но он говорит, что ничто это, и ничто другое, не может
отделить любовь Бога к нам. То есть, если многое из перечисленного происходит с
нами, то это не говорит о том, что Бог нас не любит.

Люди думают так: «Если в моей жизни много проблем, что Богу я не нужен, Он не любит меня и не желает вмешиваться в мою жизнь». Многие люди говорят: Если Бог всех любит, то почему так много бедствий?
Почему иногда ни в чём не повинные дети умирают? Почему так много скорбей на
земле? Куда Он смотрит?» Эти, и многие другие вопросы возникают в умах множества людей.

Но Божья любовь к нам заключается в том, что Он даёт нам, людям, право выбора. Он
не контролирует нас и не заставляет поступать правильно. Мы сами выбираем, как
нам жить. Большинство людей не желают прислушиваться к заповедям Божьим,
поэтому мы видим столько зла на земле. Скажите, разве это Бог развязывает
войну, стреляет из танка, убивает детей, устраивает террористические взрывы?
Или может это Он повелевает людям делать это? Может, это Он виновен в том, что
пьяный водитель сбивает ребёнка, или падают самолёты из-за изношенности
двигателей?

Люди не желают придерживаться Божьих заповедей, но именно в этом и есть корень всех
наших проблем. Божьи заповеди - это ключи к успешной жизни. Чтобы оградить нас
от скорбей, Бог дал нам необходимые инструкции, но мы часто игнорируем их, и
придумываем для себя свои инструкции, свои «заповеди», и принципы, по которым и
живём. Проходит время, и в нашей жизни что-то ломается, что-то идёт не так и
выходит из строя. Но виновен ли в этом Бог?

Можно сказать, что страдания и войны, являются результатом нашей «свободы» от Божьи заповедей. Бог
создал человека со свободой выбора: повиноваться Ему и жить под Его покровом,
или отвергнуть Его и подвергнуть себя многочисленным бедам. Когда человек
восстает против Бога, то он мучает самого себя и своих ближних. Если безбожники
и нечестивые люди становятся у власти, то они обрекают на страдания свои собственные и соседние народы. Как много бед только в прошлом столетии натворили такие люди, как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин и Мао
Цзэдун. Результатом их тирании стали бедность, болезни, физические и душевные
страдания миллионов людей. Бог ли в этом виновен?

Множество болезней возникает из-за эмоциональных стрессов. Люди, отвергающие Бога, злословят других людей, применяют насилие, предают, отвергают, что приводит их к эмоциональным заболеваниям, которые в
свою очередь приносят физические болезни. Мы не можем винить в этом Бога. Если
бы люди использовали Божьи принципы, благословляя друг друга, а не проклиная;
прощая, почитая своих родителей, заботясь о своих детях, то они бы не получали
эмоциональных травм и следовательно не заболевали бы психическими и физическими
болезнями. Люди делают себя больными, употребляя алкоголь, никотин и наркотики,
а так же умирают из-за этого раньше времени. Даже технологический уровень
нашего общества является причиной страдания. Сколько смертей и увечий происходит на дорогах из-за
автомобильных аварий. Воздух загрязняется дымом заводов и выхлопными газами
автомобилей. Сам образ жизни в современном мире во многом вредит нашему здоровью.

Люди причиняют самим себе и другие виды страданий. Например, такие заболевания как СПИД, сифилис, гонорея, являются результатом сознательно выбранного образа жизни, который противоречит Божественным законам. Люди живут беспорядочной половой жизнью, поэтому им приходится сполна
расплачиваться за свое безрассудство. Бог ли в этом виновен? Конечно же, нет.
Но Бог допускает страдания в жизни людей, потому что они сами выбирают идти не
тем путем, который предопределил для них Господь.

Страдания не являются волей Божьей для людей. Иисус Христос сказал: «Я пришел для того,
чтобы имели жизнь и жизнь с избытком». (Иоан.10:10). Воля Божья в том,
чтобы люди ни в чем не нуждались и во всех сферах жизни имели избыток, но чтобы
это осуществилось, необходимо строить свою жизнь по Божьим принципам. Люди
думают, что если они не будут жить по Божьим заповедям, то ничего страшного с
ними не случится, поэтому они живут беззаботно, пока неожиданно страдания не
приходят в их дом. Пока все хорошо, человека не интересует Бог и Его духовные
законы, но когда приходит беда, он начинает искать выход. Как ни странно, но
именно страдания побуждают человека разыскивать ответы на его вопросы, и
благодаря страданиям, многие люди приходят к Богу. Пока человек не утрачивает
материального благополучия, крепкого здоровья, пока в семье и других сферах
жизни не приходит разрушение, то человек не имеет желания обращаться к Богу. В
большинстве случаев, это так.

Когда человек идет своим путем и живет так, как хочет, то он не может находиться под покровом
Божьим, а значит, становится уязвимым для колдовства, несчастных случаев,
болезней и различных скорбей. Страдания и неудачи - это плод жизни без Бога.

Итак, Библия и здравый смысл подсказывает нам, что страдания не говорят о том, что
Бог нас не любит.

Некоторые люди думают, что если согрешат, то отпадут от Божьей любви, но это не так. Да,
Библия говорит: «грехи ваши производят разделение между вами и Богом». Конечно, грех всегда становится стеной между нами и Богом, преграждая путь к Его благословениям, и открывая «двери»
для сил тьмы разрушать наши жизни. Через грех, мы сами выходим из под покрова
Божьего и страдаем, но Бог от этого не любит нас меньше.

Апостол Павел пишет, что ничто не может нас отлучить от любви Божьей. Даже грех! Иисус Христос сказал,
что Бог так возлюбил этот грешный мир, т.е. грешников, что отдал Сына Своего за наши с вами
грехи. Поэтому, грех не отделяет нас от любви Божьей, но отделяет от Его
благословений. Это очень важно понимать, потому что многие люди, выходя из под
защиты Божьей, страдают, и затем обвиняют в своих проблемах Бога. А Он любит
всех нас, и продолжает любить, даже когда мы отвергаем Его и обвиняем.

Кроме Бога есть еще и дьявол, который ненавидит людей и желает погубить нас. И именно
грех позволяет ему находить доступ в наши жизни и вредить нам. Болезни, несчастные случаи, неудачи,
потери, преждевременные смерти и всё плохое приходит не от Бога.

Бог так любит нас, что дал нам право выбора. Мы сами выбираем, как нам жить; быть
ли Ему послушными, или нет. Он никогда нас не контролирует, и не подавляет. Он
только предупреждает нас о ужасных последствиях греха через Своё Слово -
Библию, через внутреннее свидетельство (интуицию), и даже через сны. Но мы
часто, бываем глухи к Его предупреждениям, и выбираем свой путь.

Библия открывает нам, что: «Мы Им движемся, живём и существуем» (Деян. 17:28).
Кто движется, живёт и существует Богом? Конечно же, не только те, кто веруют в Него.
Здесь говорится обо всех людях. Без Бога на этой земле не может существовать ни один человек. Дух человеческий не может существовать без Бога.

Когда верующие люди этого не понимают, то думают, что Бог любит только их, а
неверующих нет. Иногда верующие презирают неверующих. Это происходит потому,
что они не знают о любви Божьей ничего.

Теперь давайте рассмотрим 2 факта, через которые Бог проявляет Свою любовь людям.

1) Его любовь проявляется к нам в том, что Он нас не
контролирует.

Бог позволяет нам выбирать, либо жить с Ним, либо без Него. Поэтому, люди сами выбирают,
идти им в ад, или к Богу. И то, что выбирает человек, является его суверенной волей. Господь
просто нас предупреждает, обличает через совесть, а мы уже сами принимаем решение.

2) Его любовь явлена к нам в Его жертвенности.

Бог является всезнающим и всеведущим, поэтому Он предвидел, что человек может уйти от Него.
Бог не планировал, чтобы первые люди - Адам и Ева согрешили, и отошли от Него. Грех первых людей заключался в том, что они ослушались Его совета, не есть от дерева познания добра и зла. Через
непослушание, грех вошёл в их сердца, и мы видим, что уже один их сын убил другого. Грех очень
быстро наполнил сердца людские, и люди стали блудить, убивать друг друга, лгать, ненавидеть,
осуждать, проклинать, воровать и делать много зла.

Бог понимал, что человек, уйдя от Него, сам отдал себя во власть сатаны, и подверг многочисленным страданиям, поэтому пришёл на эту землю в лице Иисуса Христа, чтобы снова вернуть человека к Себе.

Библия говорит: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем
твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.
10:9). Провозгласите Иисуса Христа Господом своей жизни, и Он станет вашим
Спасителем и Заступником.

В Библии записано обещание Бога простить вас за все ваши грехи:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам
грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Ин.1:9). Но на основании
чего Бог обещает прощать нас, когда мы исповедуем перед Ним свои согрешения?
Бог обещает прощать наши грехи только благодаря тому, что Иисус Христос, придя
на эту землю 2000 лет назад, как Сын Божий, взял на Себя все грехи человечества,
когда умер на кресте. Смерть Иисуса Христа на кресте, изначально была
запланирована Богом и являлась главной целью Его пришествия на землю. На кресте
на Иисуса Христа были возложены Богом грехи всего человечества, поэтому, если
человек верой принимает, что Иисус умер за его грехи, то он получает прощение своих грехов и спасение.
Бог прощает любые грехи благодаря Иисусу, Который взял их на Себя. Грех
является непреодолимым препятствием между грешным человеком и Святым Богом,
поэтому Иисус Христос, взяв грехи людей на Себя и заплатив за них Своей смертью,
открыл нам доступ к Богу. Он, будучи безгрешен, умер за всех грешников.
Поэтому, принимая Иисуса Христа в свою жизнь как Господа и Спасителя, мы
освобождаемся от справедливого наказания за свои грехи.
Только благодаря Христу, Бог прощает наши грехи, когда мы их исповедуем.

Библия говорит: «…а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса
Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши…». (1Ин.2:1,2). Если вы хотите увидеть
милость Божью к себе, то призовите прямо сейчас вслух Иисуса Христа в свою
жизнь, и покайтесь в тех грехах, о которых вспомните.

Скажите: «Дорогой Господь Иисус! Я благодарю Тебя за то, что Ты умер за мои
грехи и на третий день воскрес из мертвых, чтобы оправдать меня и стать моим
Ходатаем перед Всемогущим Богом. Прости меня за все мои грехи, за все зло,
которое я делал(а) в своей жизни (перечислите свои грехи). Очисть меня от этих грехов и их
разрушающих последствий, пожалуйста. Иисус Христос, войди в мое сердце, стань моим Господом и Спасителем! Я с великой благодарностью принимаю Твое прощение и спасение».

Если вы искренне покаялись, то ваши грехи прощены Богом.

Будьте благословенны!

Сегодня мы поговорим о проблеме, которая затрагивает всех христиан. Иногда вы можете увидеть эту проблему в себе - и, впав в недоумение, не найдете никакого объяснения ей.

В таких случаях мы часто прибегаем к противоестественным мыслям и действиям и ссоримся с людьми и даже с Богом.

Как известно, Бог-Человеколюбец создал людей равными. Другими словами, перед Богом люди равны, между ними нет разницы в их ценности, то есть нет сверхценных и лишенных ценности людей. Люди - разные сосуды не по своей природе, а по степени вместимости и благодати. Один имеет одну благодать, другой - другую. Это богатство благодати есть дар Божий. Если бы Бог создал людей одинаковыми, то мы все были бы как пешки в шахматах. Не было бы различий, через которые проявляется мудрость Божия. Как Бог создал людей равными, с равными правами перед Богом (Бог дал одни и те же заповеди, которые все люди должны соблюдать), так Он дает (всем) и Свою предваряющую благодать.

Прежде всего нужно сказать, что есть два способа дарования Богом Своей благодати. При первом это делается полностью даром. Божья благодать приходит, обогащает и извещает человека, что Бог существует и что Он может жить в человеке. Второй дар приходит через борьбу и труд человека. Когда нисходит первая благодать, она не может оставаться постоянно в человеке. Почему? Потому что человек неспособен сохранить ее. Отцы называют этот дар “несправедливым”. Бог одарил нас нашей человеческой природой безо всяких усилий с нашей стороны, но Он дал нам и свободу воли, чтобы мы могли внести свой вклад в эту борьбу, содействовать Богу и участвовать в Его благодеяниях. Бог делает это для того, чтобы мы наслаждались в большей степени Его благами и чтобы получение Божьего дара было не пассивным, а активным. Такова Его великая мудрость. Человек не может получать даром благодать - полностью даром, - безо всякого усилия с его стороны, и считать, что эта благодать постоянна. В конце концов он будет огорчен, ибо не сможет ее воспринять и сохранить. Бог будет выужден взять ее обратно. Отцы называют этот уход Божьей благодати “богооставленностью”. Есть два способа увидеть ее в себе.

Первый вид богооставленности является следствием наших собственных падений и небрежности. Св. Диадох Фотикийский говорит, что она приходит из-за грехов человека, а не причинена Богом. Бог отвергает человека, отмеченного грехом, и не может жить вместе с ним. Как только Он ощутит эту греховность, благодать удаляется от человека.

Почему Бог отнимает благодать у человека? Для того, чтобы пробудить его, чтобы он задумался и увидел, что не может жить собственными силами, ибо если он останется хотя бы на малое время сам, то дойдет до отчаяния и сумасшествия. Таким образом через уход благодати человека ведут к покаянию. В его душе наступает страшная засуха и ему некуда обратиться. Он обращается к благам мира, но ничто его не удовлетворяет - и рано или поздно познает Бога.

Но существует еще один вид удаления благодати, когда сам Бог скрывается. Он не отвергает человека, но скрывается от него. Сегодня мы поговорим об этом виде удаления благодати, чтобы понять, что нужно делать, когда благодать удаляется от нас.

Пусть никто не говорит, что нет благодати. Человек, впервые познавший Бога, видит это богатство благодати, которое вошло в его душу. Эта первая благодать - дар Божьего благоволения, а не награда за наши усилия. Это великий дар и человек должен его удержать, если хочет, чтобы было продолжение. Это значит, что он должен быть в со-трудничестве с Богом. В тот момент, когда он перестанет быть со-работником Бога, он мгновенно его потеряет. Поэтому многие христиане, которые вначале познают Бога, воодушевляются, приступают к какому-нибудь духовному делу, начинают славословить, молиться, читать, поклоняться, заниматься благотворительностью. Это результат их впечатленности посещением Бога, Который нисходит даром. Бог делает это, чтобы мы почувствовали сладость Его присутствия, чтобы, когда наступит момент лишиться этого, человек вспомнил бы о сладости Бога и стал способным трудиться, чтобы приобрести ее снова.

Отцы обычно дают пример матери и грудного ребенка. Когда ребенок играет с грудью матери и не хочет есть, мать начинает беспокоиться, потому что ребенок должен есть, чтобы жить. Тогда она скрывает грудь и оставляет его на некоторое время голодным. Ребенок начинает плакать и мать снова дает ему грудь, чтобы он начал кормиться и расти. Бог делает это, когда по какой-либо причине человек попирает Божьи заповеди и отдаляется от Бога.

Так же, как наше бытие даровано Богом, так и этот талант, т.е. благодать, нисходит даром от Бога. Мы, однако, должны ее умножить. Недостаточно одной конфетки, которую Бог нам дает по пути, нужно найти источник сладости. Недавно я слышал, что открыто какое-то растение, которое в 300 раз слаще, чем сахар, но не имеет калорий. Бог всегда находит альтернативные решения там, где создается пресыщение. Так и с Божией благодатью. Когда что-то заставляет нас пресытиться, Бог являет что-то другое, которое и безопаснее, и слаще. Это, однако, бывает только тогда, когда человек этого хочет.

Через какое-то время, которое зависит от Бога, а не от нас, богатство, которое нам дается в виде подготовительной благодати, уходит от нас. Причина и цель этого ухода трудно объяснимы для обычного здравого смысла. Нужно, чтобы человек исследовал духовную жизнь, вошел в реальность духовной жизни, чтобы понять, почему Бог оставил его.

Старец Софроний (Сахаров) открывает нам причину этого, говоря “о тех, которые прошли подготовительную стадию, воодушевились тем, что пережили, и одновременно ощутили это как благословение”. Опираясь на свой опыт, он говорит о воспитании, которое Бог применяет к невоспитанному и несовершенному человеку. Он называет это воспитание богооставленностью. Благодать удаляется от человека и он тотчас понимает, каким незаслуженным было чувство, которое он до сих пор испытывал. После удаления благодати человек на какой-то период времени может даже дойти до неверия. До маловерия - непременно. Он чувствует, что земля уходит из-под его ног и начинает жить собственной жизнью, как говорит св. Максим Исповедник, жизнью своей собственной природы. Не видя нигде того света, который ранее ощущал, он сразу же начинает смотреть на результаты и не ищет причин удаления благодати. Он начинает видеть причины там, где эти причины отсутствуют. Каковы последствия этого? Он чувствует в себе боль, скорбь, внутреннюю пустоту. Когда он живет с другими людьми, он считает их причиной этой пустоты. Он их обвиняет:

Я не реагировал бы так, если бы ты не поступил несправедливо со мной!

Так создается противоборство. Человек считает, что причина в другом, потому что не знает истинной причины. Иногда уровень внутреннего невежества у людей таков, что они упрекают Бога. Сколько раз мы говорим в своей жизни:

Почему все это случается со мною? Что я такого сделал, что Бог удалился и покинул меня?

Он не спрашивает:

Где же я ошибаюсь? Какова причина того, что Бог оставил меня?

Вместо этого он начинает считать, что Бог несправедлив, не любит его, что Бог не таков, каким открывается в Евангелии и Писаниях. Парадокс в том, что человек избегает, скрывает или не знает истинной причины случившегося и перекладывает ее на другого человека, на обстоятельства или даже на Бога.

Старец Софроний продолжает: ”В начале своей жизни [с Богом] многие приняли изобильную благодать - до такой степени, что доходили даже до совершенной благодати”.

У человека появляется ощущение, что он совершенен. Вспоминаю время, когда я познал сознательно Бога. С малых лет я посещал церковь, но сознательно познал Бога в возрасте 16 лет. Следующие восемь лет были годами великой благодати. Я дошел до такого радостного чувства, что говорил себе: “здесь - рай!”, не зная, что меня, бедного, ждет в будущем. Пока я служил в армии, я чувствовал себя на небесах. И хотя в казарме было столько искушений, я не поддавался им. Но как только я демобилизовался и поступил в монастырь, то почувствовал, что что-то уходит от меня. Я дошел до такого состояния, что говорил себе:

Не стоит верить. Где Бог, о котором говорим, что Он любовь, радость, мир и внутреннее ликование?

Я, конечно, жаловался брату, с которым мы вместе жили. Говорил:

Георгий, почему сейчас я чувствую себя так? Какова причина этого?

Он не знал, что сказать. В шутку я говорил:

Лучше бы Бог сделал меня смоковницей, а не человеком!

Понимаете, до чего доходит богооставленность? Когда я поступал в монастырь, то говорил себе:

Как я сейчас войду в этот ад?

Открывая двери монастыря, я спрашивал себя: как я буду жить здесь столько времени? Я был со своим духовным наставником, и он в конечном счете укрепил меня - я увидел свое будущее в совсем ином свете. Но эти четыре года - с 24 до 28 лет - были для меня очень болезненными. Два очень тяжелых и два менее тяжелых года. Эти четыре года были единственными годами моей жизни, о которых я считал, что теряю их. Но в действительности это было не так. Эти годы подготовили меня к будущему. Когда я стал духовником, начал служить и попадал в разные ситуации, испытания стали приходить извне, а не изнутри.

Итак, богооставленностть скрывает что-то важное в своей глубине. Мы не можем сказать, что в ее основе - наши видимые грехи. Есть и тайные грехи. И о них говорит старец Софроний:

”Когда мы достигаем вершины благодати, дарованной благодати, мы в какой-то момент начинаем чувствовать, что благодать уменьшается, уменьшается, уменьшается и в конце концов понимаем, что у нас ничего нет. Только когда немного помолимся, причастимся, мы чувствуем в себе что-то. Но затем начинаются трудности.

Вначале человеку было дано веселиться в сладости Божьего присутствия и видеть райский сад, быть причастником Божьего бытия, неописуемого человеческими словами, и одновременно участником небесного и нетленного утешения. Затем сила этой жизни и любовь, вдохновленная Божьей жизнью, уходят от него. Остается только воспоминание о прошлом и чувство опустошения, пустоты, смерти и потери благодати. Вспоминаем, как мы жили и что потеряли, и видим в себе пустоту, видим в себе путь к смерти. Верующий теряет первую и великую благодать, данную ему даром, потому что его природа все еще не со-образна открытому ему духовному созерцанию.

Главнейшей причиной утраты благодати человеком является то, что его природа без-образна по отношению к Божьему благообразию. Они не отвечают друг другу, а ведь человек должен сделаться подобным Богу, чтобы Бог мог войти в человека. Лишение благодати и наступление периода искушений совершается по Божьей воле; оно находятся в согласии с Божьим домостроительством. Почему? Ради того, чтобы человеческая природа преобразилась и стала со-образной воле его возрожденного ипостасного начала”.

Старец Софроний говорит здесь об очень глубокой идее. Она трудна для понимания, но мы постараемся ее понять.

Нам нужно преобразиться и вернуться в изначальное состояние, данное Богом человеку. В начале не было лучшего творения, чем человек. В своем падении он потерял ту древнюю красоту, о которой говорят отцы. Но когда нисходит первая благодать, эта красота всплывает из его глубин. Она не задерживается долго на поверхности и поэтому человек должен сделать ее постоянным состоянием; должно наступить преображение. Сам человек не может сделать этого и поэтому Бог является ему совсем даром, давая ему понять, что он призван жить более возвышенной жизнью, чем жизнь в страстях и падении. Это делается для того, чтобы мы восстали против старого человека, чтобы возродился новый человек, обновленный во Христе; для того, чтобы и Бог мог его видеть, возлюбить и пребывать постоянно с ним.

То, что не совершается сразу, Бог дает на какое-то время даром, приглашая нас потрудиться вместе с Ним. Если же человек проявляет небрежность, Бог скрывается от него. Если человек осознает, что это удаление есть причина внутренней пустоты, которую он чувствует в себе, то он должен начать взывать, где бы ни находился: “Боже, не оставляй меня, грешного! Не оставляй меня, Господи Боже мой!”, как говорится в Шестопсалмии. “Не удаляйся от меня! Не уходи от меня, а приди на помощь, помоги мне! Не оставляй меня!” Это надо говорить часто. Каждый час и каждый миг, когда мы чувствуем эту богооставленность, мы должны обращаться к Богу: “Господи, в гневе Своем не обличай меня! Не оставляй меня! Приди и вселись в меня!” Нет иного пути. Мы должны молиться так на пути приобретения благодати, говоря в то же время Богу: “Прости мне мои грехи и причисли меня к Своему стаду, где находятся Твои святые и праведники”.

Человек должен преобразиться, совершить это со-изображение нашей природы, чтобы достигнуть цели, для которой сотворен. Это и есть ипостасное начало. Другими словами, человек вступает на путь обожения, на путь совершенства, чтобы стать богом - вот это и есть цель его изначального сотворения Богом. Ипостасное начало - начало пути к Богу. В раю человек не был совершенным, он был потенциально совершенным. Он не был падшим, но и не был совершенным. Однако перед ним был удобный и открытый путь: трудиться вместе с Богом и достичь совершенства. Богоуподобление - ничто иное, как эта древняя красота. Это - ипостасное начало, способность человека трудиться вместе с Богом и достичь богоподобия, преобразовать себя так, чтобы стать достойным чадом своего Отца.

Старец Софроний продолжает:

”Он должен понести это воспитание как законное воспитание (наказание) Богом и в то же время как воспитание, которое дается подлинным сыновьям, Его детям”.

Что говорится в Писании? Если отец жалеет розги, то он не любит своего сына. Если хочет, чтобы сын уподобился ему, то не должен лишать его воспитания, как, к сожалению, сейчас делают многие родители и учителя. Они не интересуются, преуспеет ли их ребенок в жизни, лишь бы он не беспокоился ни о чем. В другом месте Писания говорится, что тот, который не наказывает своих детей, ненавидит своего сына и не любит его.

Можете себе это представить? В современном мире, в современную эпоху это немыслимо. Если учитель решит наказать построже ребенка, все сразу зашумят: “Как можно говорить строгие слова ребенку?” Даже если родитель скажет что-то строгое ребенку, закон беззаконных государственников станет на сторону ребенка. Государство присвоило себе право вмешиваться даже в воспитание детей родителями.

Конечно, это так не только потому, что дети неразумны и не знают, как себя вести, но и потому, что есть много родителей, которые переходят границы разумного в наказаниях. Под наказанием я не подразумеваю истязание, унижение личного достоинства, а воспитание человека в духе свободы, в результате которого он сможет преуспеть в жизни. В тот момент, когда мы увидим, что ребенок не воспринимает наказания, нужно его оставить, как Бог оставляет нас. В тот момент, когда человек перестает воспринимать Божье воспитание, Бог оставляет его - не временно, а постоянно. Или хотя бы до тех пор, пока человек не одумается.

Воспитание дается детям, чтобы передать тайну закона усыновления. Таким образом человек научается понимать, что значит быть сыном Божиим. Иначе как бы он это понял?

”Пока благодать Святого Духа не соединится с человеческой природой, человек неспособен постичь всю истину и вынести богатство Божьей любви”. Иногда это кажется нам мучительным. Это как у человека с больным зрением: блеск солнечного света причиняет ему боль и он избегает его, в то время как чистый глаз радуется ему. Но больной глаз он не радует. Что делать? Надо осмелиться пойти по пути Креста, по пути боли и воспитания, иначе наши глаза останутся слепыми, иначе мы всегда будем в темноте и у нас не будет надежды получить Божию благодать. Вот почему сегодняшние люди не выносят наказаний. На кого-то возлагают епитимью и он говорит:

Какая тяжелая епитимья!

Тяжелая епитимья - 15 поклонов? 33 поклона? А какой же она должна быть? Не употреблять постного масла в среду? Тогда какая епитимья действительно тяжела?

В прошлом действительно были тяжелые епитимьи. Вспоминаю преподобного Давида. Навпактский епископ посылал его ходить пешком от Навпакта до Арты. Это расстояние автомобиль проезжает за несколько часов. Тогда автомобилей не было и все ходили пешком. Была большая бедность. Преподобный Давид не имел ботинок. Однажды, когда он шел в Арту, чтобы выполнить какое-то поручение митрополии, один христианин пожалел его и купил ему ботинки. Преподобный Давид взял ботинки, не имея благословения своего старца, и вернулся радостный, что ему сделали подарок. Старец, однако, был строгий. К кому? К своему сыну. Не к рабам. С рабами мы строгие, нас не интересует, будет ли им больно. Но нас интересует воспитание нашего сына. Поэтому старец сказал ему:

Ты взял ботинки без благословения? Сейчас ты возьмешь ботинки и отнесешь их обратно босой. Вернешь их и придешь обратно!

Епитимья… И он с радостью сделал это, а не с негодованием! Летел как на крыльях. Поэтому и стал преподобным. Святые не случайные люди. Они не совершали поступков, которые мы совершаем, когда с усилиями хотим стать хорошими людьми. Мы должны принести себя в жертву Богу, принести в жертву ветхого человека, чтобы Божия благодать могла войти в нас и обновить нас.

Может ли Бог одарить нам богатством Своей любви, можем ли мы вынести это небесное богатство, если мы немощны?

Старец Софроний говорит, что это богатство непременно должно вырасти и созреть, когда мы подвергаемся Божьему воспитанию и учимся Его совершенной воле.

Кроме недоступной нам причины богооставленности, которая содержится в Божьем промысле, относится к премудрому Божьему замыслу и которую мы не можем исследовать, а просто должны проявить послушание, существуют и другие причины, как упоминалось. Будьте внимательны к этим причинам.

Они в самом человеке. Согласно старцу Софронию, наиболее существенная и главная причина богооставленности - гордость как очевидная и ошибочная склонность к самообожествлению. У нас есть чувство, что мы над всеми и можем достичь всего, даже и собственного спасения. Я спасусь. Мне не нужен никто - ни ближний, ни Спаситель Бог. Таким образом дьявол ворует у нас чувство, что мы нуждаемся в Боге, чтобы спастись и обожиться. Вот что говорит старец Софроний:

”Властный Дух Божий настолько утончен, чувствителен и благороден, что не переносит ни гордости и тщеславия, ни самовольного обращения ума человека к самому себе”.

…Ни даже внутреннего поворота нашего духа к тому, чтобы угодить себе. Иными словами, когда человек говорит себе:

Я, знаешь ли, хороший человек! Я добрый человек!

Как много христиан говорят себе:

Я не сделал ничего плохого, я хороший человек!

И особенно, когда мы смотримся в зеркало, то, если Бог дал нам красоту, говорим:

Вот какой я красивый! Значит, я и в душе такой!

Лицемерим перед другими - и притом будучи христианами, а не так, как нехристиане, у которых есть основания ощущать себя так, ибо у них нет ничего. А у нас нет такого права, ибо предполагается, что мы уповаем на нашего Спасителя, Который хочет войти в нас и жить вместе с нами постоянно, не отсутствуя ни одной минуты. Да, но когда? Когда мы не вынуждаем благородного Духа Божия оставить нас. Следовательно, Божья мудрость допускает это удаление и мы не можем исследовать ее; но существуют и причины в нас самих, которые мы должны изучить для того, чтобы, избежав их, стремиться к возврату благодати Божьей.

Это нелегко. Самое трудное для человека - оставить самого себя. Без самооставленности обязательно придет богооставленность. В тот самый час, когда человек предаст себя полностью в руки Божьи и будет настоятелен в этом, Бог обогатит его изобилием Своей любви. Тогда человек поймет, какую славу он скрывал в себе еще с момента своего сотворения; поймет блеск человеческой природы и бытия - но только тогда, когда Бог войдет в него. А если Бог не войдет в человека, всем будет казаться, что этот человек очень ценен, но это будет только внешним призраком, иллюзией.

С другой стороны, Бог удаляется от человека, чтобы наказать его за грехи или духовную леность. Все мы понимаем это. В тот самый момент, когда мы грешим, Бог уходит от нас, не желает иметь связи с нами, ибо мы содействуем диаволу.

Старец Софроний излагает систематически учение о богооставленности и утверждает его богословски, основываясь на жизни Господа Иисуса Христа. Поскольку богооставленность была частью пути, по которому прошел Господь, чтобы исцелить человека, то и для каждого из нас естественно пережить ее.

Думаю, стало ясно, что в человеке может существовать только одно: либо богатство Божье, к которому человек должен подготовиться, либо нищета диавола, которая кажется богатством, но на самом деле создает громадную пустоту в уме и сердце человека. Одновременно эта же пустота запутывает и всю жизнь человечества. Мы свободные люди, православные христиане, и пусть каждый из нас выберет дорогу, по которой хочет идти. Если пойдем по пути Господа, придется пройти через то, о чем мы говорили. Если же хотим идти по легкому пути диавола, придется вынести внутреннюю пустоту, которая невыносима и не похожа на внешние испытания по своей боли и трудности. Для человека, у которого здоровая внутренняя жизнь, внешние искушения и испытания - это ступени, по которым он восходит наверх. Внутренние трудности, порожденные небрежностью человека, создают в нем громадную боль, пустоту, отчаяние и в конце концов ведут его к смерти - не к телесной смерти, через которую мы все пройдем, а к смерти души, к самому болезненному, что может совершиться с человеком, если он будет невнимательным. В таком случае он будет существовать вечно в этом тоннеле смерти, где он не будет видеть света Христова, который утешает, освящает, поддерживает и увековечивает человеческую природу. Ту самую природу, за которую распялся и отдал Себя Христос - чтобы мы могли жить не просто здесь и сейчас, а вечно.

Сергей Худиев

В ответ на одну из своих последних статей я получил вопрос, который мне кажется очень важным - и я попытаюсь на него ответить. Любит ли Бог злодеев? Или, как этот вопрос подробнее формулирует человек, который его ставит:

«Вы утверждаете: “Бог любит всех людей - трезвенников и пьяниц, почтенных отцов семейств и блудников с мужеложниками, врачей-подвижников - и наемных убийц, все они являются Его творениями, и Он всем им желает временного и вечного блага. Нет человека настолько ужасного, чтобы Бог его не любил. Этот человек не существовал бы, если бы Бог не любил его”.

Будьте добры, скажите, пожалуйста, как сказанное Вами согласуется со словами из Пс. 10:5, где о Боге говорится, что “нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его”?

И еще. Гитлер, на Ваш взгляд, ужасный человек? А Пол Пот? А Сталин с Лениным в придачу, одним росчерком пера приговаривавшие к смерти тысячи людей? А сатанисты, совершающие ритуальные жертвоприношения? А сексуальные извращенцы и совратители детей? А современные политики, которые для удовлетворения своих амбиций и желания удержаться у власти принимают решения, в результате которых страдают ни в чем не повинные люди? А религиозные руководители, современные саддукеи и фарисеи, лицемерно говорящие одно, думающие другое, а поступающие по-третьему (или Вам такие не знакомы?)?

Их тоже Бог любит?»

Итак, любит ли Бог дурных людей? Определенно, да, Бог любит все Свое творение. Все, что существует, поддерживается в бытии исключительно силой Его любви - никто и ничто не могло бы просуществовать следующее мгновение, если бы не любовь Божия. Каждый следующий вдох, который делает человек - даже человек самый дурной - есть дар любви Божией. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Творение есть дело любви, и Искупление есть дело любви - Христос умирает за злобных, порочных, враждебных Богу и друг другу грешников. Как говорит апостол:

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:3-6).

Бог любит погибшие души в аду, Бог любит сатану и бесов. Бог не питает ненависти ни к одному из Своих творений.

Абсолютно все сотворенное погружено в океан Его любви и не могло бы существовать иначе.

В то же время Писание говорит, что Бог ненавидит злодеев и сурово накажет их. Как это понимать? Одна и та же реальность выглядит любовью и гневом - в зависимости от того, откуда мы на нее смотрим.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму

Я как-то разговаривал с одним человеком, который в молодости избрал скользкую дорожку и стал профессиональным преступником. Кончилось это, предсказуемо, тем, что до него добрались начальствующие, которые не напрасно носят меч, и стражники отвели его к судье, а судья вверг его в темницу - что, несомненно, было крайне тяжелым и мучительным опытом, гневом Божиим и гневом человеческим, который пришел на его беззакония. Но в тюрьме он услышал проповедь Евангелия, раскаялся в своей прежней жизни и вышел на волю уже совершенно другим человеком.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму и тем спасли от дальнейшего возрастания во зле. Он понимает, что именно любовь Божия, ища его спасения, устроила его арест. «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:67, 71).

С точки зрения озлобленного преступника, заключенного под стражу, он претерпевает ярость и гнев, и тяжкое наказание; с точки зрения преступника раскаявшегося, который научился смотреть на вещи с точки зрения его подлинного блага, и это тоже было делом спасающей любви Божией.

Но что, если бы преступник не раскаялся, а закоснел бы в упорной ненависти к Богу и людям, и уж точно не видел бы в своем заключении дело любви? Увы, так тоже бывает. Было бы его наказание делом любви к нему Божественного Промысла? Да, конечно - в любом случае Промысл бы сдерживал его возрастание во зле и ограждал бы других людей.

То, что со стороны Бога (и человека, который встал на сторону Бога) выглядит как дело любви и милости, со стороны злодея выглядит как проявление ненависти и гнева - еще недавно он, гордый и довольный собой, проводил время в дорогих ресторанах с шикарными женщинами - а теперь идет по тюремному коридору, руки взяв назад.

Суд Божий будет делом любви

Как-то я работал в организации, один из сотрудников которой постоянно придирался, критиковал, унижал других и создавал невыносимую атмосферу. Долгое, слишком долгое время его терпели - а потом уволили, что нужно было сделать гораздо раньше. Но он сам не увидел себя как человека, чрезвычайно злоупотребившего добротой, миролюбием и терпением других - он видел себя справедливым и благочестивым человеком, пострадавшим от негодяев за правду.

То, что на самом деле является проявлением любви и долготерпения, озлобленный грешник видит как ненависть, ярость и гнев.

Конечно, любой человеческий суд погрешим - я просто использую эту аналогию, чтобы показать, что любовь по отношению к злодею может проявиться в том, что он пострадает, и что он сам может отказаться видеть в этом проявление любви.

Страшный Суд Божий будет делом любви - и спасенные души, ангелы, и все, кто видит его со стороны Бога, именно так его и увидят. В псалмах суд - невероятно радостное событие. «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей» (Пс. 95:10-13).

Со стороны озлобленных, нераскаянных грешников все будет выглядеть совершенно иначе: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17).

Любовь Божия положит предел неисцельному злу, окажет последнюю милость тем, кто не дает оказать себе другой милости, даст им столько блага, сколько они в состоянии принять. Потому что существование - это благо, познание истины - это благо, быть остановленным на пути возрастания во зле - это благо. То, что сами злые будут воспринимать это как мучительную кару, будет результатом вовсе не того, что Бог их ненавидит и желает мучить - это ни в коем случае не так, а того, что грех настолько извратил их восприятие реальности.

Но обычно они вовсе не считают себя злодеями

Из того, что Бог любит злодеев, никак не следует, что злодеи будут довольны - они как раз будут недовольны. Такова трагедия и чудовищная глупость греха.

Но у злодеев есть еще одна особенность - обычно они вовсе не считают себя злодеями; чем в худшем духовном состоянии человек находится, тем труднее ему заметить, что с ним что-то не в порядке.

Злодеи - это всегда другие, и когда нас неприятно царапает мысль о том, что Бог может любить злодеев, то это потому, что мы себя к таковым не относим.

Библия говорит, что напрасно - мы все грешники, виновные, испорченные и глубоко мятежные. Но Бог неизменно любит нас и ищет спасти - то есть восстановить нас в отношениях с Ним и изменить нас так, чтобы мы стали райскими, а не адскими существами.

Для этого нужно признать, что дурные люди - это не только они. Это мы тоже, и нам следует смириться, раскаяться, возложить свое упование на Христа и довериться Святому Духу в том, чтобы глубоко изменить нашу жизнь.

Инна Стромилова: Здравствуйте, отец Нектарий. В земной жизни Спасителя обращает на себя внимание то, что вокруг Него, помимо уверовавших учеников и последователей, было столько противников. Но разве Воплотившийся Бог, пришедший спасти мир, – это не Тот, Которого невозможно не любить?

Дело в том, что – если бы мир был праведен и свят, то, наверное, это сопротивление Богу было бы противоестественно. Но поскольку Господь пришел обличить мир во грехе – во грехе, что не веруют в Него, то вряд ли этот самый неверующий и от Бога бегущий мир мог радоваться и торжествовать.

Потому что действительно мир и тогда лежал во зле, да и сегодня во зле лежит, по слову апостола (Ин. 5, 19) – и вот это самое зло, которое люди возлюбили, как возлюбили тьму более, чем свет, и становилось в их сердце главным препятствием к тому, чтобы возлюбить Бога.

Мы можем посмотреть на то, что происходит в окружающей нас жизни, когда человек, всем сердцем преданный какой-то страсти, кем-то от этой страсти отлучается: что-то встает между человеком и возможностью удовлетворять эту страсть.

То, что встает между человеком и его страстью, становится его самым страшным и самым лютым врагом. И человек порою бывает готов на что угодно и как угодно готов поступить с этим препятствием, лишь бы вновь получить возможность своей страсти служить. А когда в мир пришел Господь, Он обличил самые сокровенные, тайные страсти, живущие в человеческих сердцах: и страсть властолюбия, и страсть гордости, и страсть тщеславия.

И могли ли люди, в которых Господь самим фактом Своего существования эти страсти обличал, любить его? Могли ли они принимать Его? Конечно же, они становились Его противниками. Господь, по сути, Своим учением – и более того, не столько даже учением, сколько самой жизнью Своей – опровергал все то, что эти люди привыкли считать в жизни незыблемым, главным, основополагающим.

Они стремились к власти, они стремились к первенству – а Господь вдруг говорит о том, что тот, кто хочет быть бо льшим среди людей, должен быть им слугой (Мк. 10, 43–44). И наоборот: тот, кто хочет быть всем, порою становится ничем.

Конечно же, это вызывало страшное раздражение, и поскольку никто из этих людей не хотел меняться, не хотел становиться лучше, не хотел принимать слово Христа, единственный путь, который они видели для себя в этой ситуации – это заставить Христа молчать. А заставить Христа молчать они могли, только лишь умертвив Его. Собственно поэтому их ненависть и дошла до состояния богоборчества, которое привело к богоубийству.

– Поражает то, что простой народ – мы не говорим сейчас об иудейской элите – встречал Христа как Царя, когда Он въезжал на ослике в Иерусалим; встречал криками «Осанна!» – и меньше чем через неделю эти же люди с таким же рвением кричали «Распни!». Откуда эта перемена и почему она такая молниеносная?

– Можно было бы не поверить в реальность всего этого, если бы мы в своей собственной жизни не встречали достаточно регулярно подобные же примеры – когда люди сначала превозносят кого-то, а потом ниспровергают ими превознесенного со всей бесчеловечностью, на которую только оказываются способны.

Человек склонен превозносить того, на кого он возлагает надежды. Надежды какого рода? Не надежды на блаженство в вечной жизни, не надежды даже на саму эту жизнь вечную, а надежды чисто земные, мирские. На самом деле есть очень мало людей, которые способны думать о вечности – большинство людей ищет благополучия, ищет радости, счастья, как они его понимают, именно в этой жизни.

И они почитают того, кто может им всё это дать сейчас. Но чаще всего не того, кто может им все это дать, а того, о ком они думают, что он может это все им дать. И как только люди видят, что на самом деле они очередной раз обманулись, то место любви занимает ненависть, место восхваления занимает поношение.

Все это мы можем видеть в земной жизни Христа Спасителя. Большая часть людей, которые Христа в Его земной жизни окружали, чаяли утешения Израилева (См.: Лк. 2, 25): это были люди, которые надеялись, что вот пришел тот, кто вернет народу иудейскому его славу.

А оказалось все совершенно не так. Оказалось, что никто не обещает им ни земного господства, ни превосходства над другими народами, что Царство Христа – это Царство не от мира сего (Ср.: Ин. 18, 36), а царство не от мира сего не было никому нужно. И поэтому так легко любовь сменяется ненавистью, поэтому так легко вместо криков «Осанна!» раздаются крики «Распни!». Это было страшное озлобление: «Мы-то думали, а оказывается…».

Мне вспоминается такой эпизод из жития священномученика Поликарпа, епископа Смирнского. Когда его привели на судилище и требовали, чтобы он похулил Христа, он, будучи уже глубоким старцем, сказал: «Я уже столько десятилетий служу Ему и никогда ничего плохого от Него не видел, как же я могу Его похулить?».

Эти люди тоже от Христа ничего плохого не видели. Они видели только хорошее: они видели, как Он исцелял, они видели, как Он изгонял бесов, они видели даже, как Он воскрешал умерших,– и при этом всем они видели Его любовь, они видели Его милосердие, они видели Его сострадание.

И, тем не менее, Его возненавидели. Почему – а вот потому как раз, о чем говорит апостол: значит, все-таки их сердца более полюбили тьму, нежели свет (См.: Ин. 3, 19).

Это тайна, это страшный выбор, который совершается в глубине человеческого сердца. И, наверное, когда мы говорим о том, что нам очень трудно постигнуть, как это происходило, то слава Богу, потому что постигнуть это можно только лишь опытным путем.

Тот, кто это понимает во всей полноте, как раз и есть тот человек, который способен вместо «Осанна!» кричать «Распни Его!» – может быть, даже понимая, о Ком он это кричит. А мы, когда недоумеваем, в глубине сердца понять этого не можем.

И это очень большое утешение для нас: значит, все-таки, наши сердца больше любят свет, нежели тьму, значит, наши сердца способны стремиться к Богу, невзирая на то, что Господь и обличает наши страсти, и препятствует их исполнению. И не обещает нам того благополучия, которого нам по нашей человеческой немощи хотелось бы достигнуть в этой жизни – значит, невзирая на всё на это, мы все-таки стремимся быть с Ним и Он для нас дороже всего прочего.

Путь к предательству открыт для каждого из нас, и по этому пути очень легко пройти, не заметив этого. Каждый компромисс, на который мы идем, каждый случай, когда мы поступаем против нашей совести, каждый раз, когда вдруг мы понимаем, что Господь ждет от нас сейчас определенного поступка, а мы совершаем иной поступок, – это все нас удаляет от Бога и ставит в положение, в котором очень легко в конечном итоге совсем предать.

И, безусловно, обязательно нужно смотреть за тем, как мы поступаем по отношению к людям. Потому что мы можем много себе всякого напридумывать. Человек порой может запутаться в трех соснах – тем более он может запутаться в помыслах, в чувствах, в переживаниях.

Но вот есть конкретные люди, нас окружающие, которые нуждаются в нашей помощи, защите, поддержке – и от того, как мы ведем себя с ними, как мы поступаем в отношении их, и зависит, по большому счету, истинный суд о том, христиане мы или же нет.

Почему Господь говорит о том, что Страшный Суд – это будет суд, прежде всего рассматривающий, как мы относились к людям, к нашим ближним, к тем, кого более всего любит Господь? Потому что если мы видели в них Христа, значит, мы всю жизнь жили со Христом и служили Ему, а если мы в них видели просто какую-то помеху, просто какие-то случайные обстоятельства своей жизни, то значит, мы всю жизнь мимо Христа проходили, хотя бы мы всю жизнь творили молитву Иисусову и хотя бы нам даже казалось, что мы в ней преуспели.

– Скажите, а возможно ли возвращение на путь вот этого шествия к свету для такого человека, сердце которого выбирает тьму?

– На самом деле, как говорится в Священном Писании, приступит человек, и сердце глубоко (Пс. 63, 7), то есть никому не дано постигнуть эту глубину кроме единого Бога. И мы можем видеть людей, которые и восставали против Христа, а потом обращались к Нему, как апостол Павел.

Но в случае с апостолом Павлом в основе и восстания против Христа, и обращения к Нему было одно и то же – стремление к правде Божией, которую первоначально апостол не понимал, но после явления Христа она ему открылась.

Если же человек видел от Христа что-то доброе, видел свет, который Он принес в мир, и которым Он был Сам, а потом против Него восстал, то тут, наверное, сложнее говорить о возможности изменения, покаяния.

Но я убежден, что и такие случаи тоже были, потому что если уж Иуда, предавший своего Учителя, раскаялся и плакал, и удавился в конечном итоге от тех мук совести, которые были нестерпимы, то, наверное, были и другие люди, которые не были столь же близки Христу, которые, может быть, и кричали, увлекаемые общим примером, «Распни!», а потом уходили, как сказано в Евангелии, бия себя в грудь (Лк. 23, 48), и думали: «Что же такое мы натворили, что же мы наделали?». Думаю, что наверняка такие примеры были.

Когда мы говорим о такой страшной вещи как ненависть человека к Богу, нужно, наверное, вспомнить и о том, что порой человеческое сердце действительно уподобляется самой настоящей адской бездне.

И как говорит Блаженный Августин о том, что сердце человека – это некая бездна, которую может наполнить только бездна Божества; так вот если Господь не становится наполнением человеческого сердца, то человек пытается наполнить свое сердце зачастую чем-то страшным, чем-то темным, чем-то совершенно ужасным,– потому что человек ищет ощущения полета, а полет может быть либо полетом ввысь, восхождением, вознесением, либо может быть падением.

Человек к этому ощущению полета стремится, и если он не достигает его одним образом, то старается достигнуть его образом другим, таким вот страшным. А в глубине этого падения – именно та ненависть к Богу, которая непонятна, которая неестественна, но которая тем не менее столь часто может нами наблюдаться.

Я не так давно столкнулся с такой ситуацией: в храм пришел некий молодой человек, который нашел меня как настоятеля и задал вопрос: «А что нужно сделать для того, чтобы отречься?». Я спрашиваю: «Отречься от чего – от веры?». – «Ото всего – от веры, от Церкви и от Бога».

Я понял, что ему, наверное, очень плохо, присел, чтобы с ним побеседовать и попытался его расспросить, в чем причина такого страшного желания. Он сказал, что знает, что Бог есть, и в этом уверен.

«Но я, – сказал он, – Его ненавижу за то, что Он дал мне эту жизнь. Мне эта жизнь не нужна, я ее не хочу; более того, я знаю, что если покончу с собой, то потом будет другая, вечная жизнь, в которой я тоже буду мучиться. И я за все это Бога ненавижу, мне ничего этого не нужно. Я ненавижу Его за то, что Он любит нас, я ненавижу Его за то, что Он поддерживает мою жизнь. Единственное, что я от Него хочу – это небытия. Может быть, можно как-то так отречься от Бога, чтобы больше не быть?»

Потом он расплакался, я пытался его успокоить, утешить, он как-то пришел в себя, но по-прежнему стоял на своем. Он не производил впечатления сумасшедшего, он не производил впечатления больного человека, он вполне сознательно говорил обо всем этом – и вот это, наверное, и являлось каким-то самым страшным, самым крайним выражением отвержения Бога.

Человек, все понимая, все видя, настолько не хотел пользоваться от Бога ничем, что вся его жизнь превратилась в единый комок ненависти к Богу. У него ярко выраженное желание наслаждаться жизнью – а жизнью наслаждаться не удается, жизнь не является неким непрекращающимся праздником, как бы он этого хотел; надо что-то потерпеть, надо как-то потрудиться, а он категорически ничего этого делать не хочет.

И за то, что Бог дал ему именно такую жизнь, он Его ненавидит. И еще в большей степени ненавидит Его за то, что от Него нигде и никак нельзя скрыться. А любые слова о любви Божией, о дарах Божиих, о самом даре бытия вызывают у него еще большее раздражение и еще большую злобу.

И, наверное, тайна спасения и заключается как раз в том, чего хочет человек, и определяет его бытие. Он хочет либо жизни с Богом и Бога как единой истинной Жизни – либо хочет жизни какой-то другой, которая нравится ему, и в которой Богу места нет. Собственно говоря, это желание жизни другой, в которой Богу места нет, это и есть желание, которое приводит человека в ад.

Потому что ад – это место, в котором нет Бога. Но, в то же время, Бога не может не быть где бы то ни было, потому что Он все сотворил. И поэтому ад и называется неким местом забвения, и мука адская заключается в том, что там человек постигает все-таки, что Бог есть всё и во всём, но это и вызывает у него мучения.

Благодать и любовь Божия мучают там человека, а не радуют, потому что он не хочет ее принимать – так же, как этот молодой человек, о котором я говорил. Этот человек ведь, что ему ни дай, куда его ни помести, для него везде будет ад, потом что он не хочет быть с Богом.

– Отец Нектарий, мы говорили о причинах ненависти ко Христу, а ненависть к Церкви Христовой имеет те же причины или здесь что-то еще?

– Есть очень разные люди, которые по очень разным причинам Церковь ненавидят. И среди этих людей, наверное, можно найти тех, кто искал в Церкви святости, чистоты, непорочности – искал этой чистоты, святости и непорочности не в Церкви как таковой, а в людях, которые Церковь составляют, в том числе и в нас с вами.

И, не найдя, ожесточился, озлобился, решил, что стал жертвой какого-то страшного обмана, и это явилось причиной сначала раздражения, досады, огорчения, а потом, может быть, даже и ненависти к Церкви. Я допускаю, что такие люди есть. Я не говорю о том, что они правы, я не говорю о том, что их чувства имеют какое-то действительное оправдание, но, тем не менее, это – одна категория людей.

И есть совсем другая категория людей – это люди, которые ненавидят Церковь не за то плохое, что в ней в человеческом плане обретается, а за то, что она – Христова, которые ненавидят ее по тем же самым причинам, по которым иудеи ненавидели Христа.

Дело в том, что Церковь, даже если она молчит, даже если она не проповедует, а живет своей собственной жизнью, не пытаясь оценивать происходящего ни в политической плоскости, ни в социальной, ни в какой-то иной, просто сам факт ее существования становится обличением для того зла, которое буквально разлито в этом мире.

Потому что Церковь являет собой некий недостижимый этим миром идеал, и даже если этого идеала опять-таки не достигают сами члены Церкви воинствующей, то есть мы, православные христиане, то, тем не менее, этот идеал постоянно просвечивает через все то, что является жизнью Церкви.

Он является в богослужении, он является в молитвах Церкви, он является в ее Таинствах, он является в ее учении. И поэтому Церковь, конечно же, вызывает страшное раздражение. Кроме того, есть люди, которые ждут от Церкви – точно так же, как иудеи, следовавшие во множестве за Христом – либо исцеления, либо изменения своей здешней земной участи; кто-то ищет от Церкви выгод политических, экономических, социальных, пытается ее использовать тем или иным образом – а оказывается, что ее таким образом использовать нельзя.

Попыток таких бывает много, но в конечном итоге Церковь идет своим путем, который вне политики, вне экономики, вне социума даже в каких-то ситуациях, потому что социум – это что-то земное, а Церковь – это все-таки совершенно другое измерение: Церковь – это то, что должно человека от здешней земной жизни перевести к жизни вечной, жизни небесной.

И поэтому эти люди, ожидания которых в отношении Церкви тоже оказываются «обманутыми», потому что они первоначально в отношении ее заблуждались, тоже могут Церковь ненавидеть – точно так же, как их предшественники ненавидели Христа.

– Церковь в ХХ веке в России была гонима, но номинально как бы не за Христа, а за контрреволюционную деятельность, как обычно говорили. Тем не менее мы почитаем жертв террора как новомучеников. Почему?

– Потому что, наверное, Церковь была гонима все-таки не за контрреволюционную деятельность, которой она по преимуществу не занималась, а была гонима именно за то, что она – Церковь.

Можно, конечно, говорить о том, что для кого-то Церковь ассоциировалась с царским режимом, для кого-то Церковь ассоциировалась с возможностью реставрации монархии в России, но по преимуществу Церковь была гонима все-таки за то, что дух христианской жизни и дух той жизни, который воцарился – в России, а потом в Советском Союзе – были взаимоисключающими друг друга, противоположными.

И поэтому Церковь была гонима не только как идеологический противник – я уж не говорю, не только как политический,– но и как противник собственно духовный. А это и есть гонение за Христа: когда тебя гонят за то, что ты не того духа, нежели этот мир; когда ты являешь в себе что-то, этому миру противное и князю этого мира неприятное. Именно это с Церковью и происходило.

– Если вернуться к рассмотрению последних дней жизни Спасителя, то мы увидим, что Христа предали Его ученики: Иуда из-за сребролюбия, остальные из страха. Им – самым близким, самым верным – просто не хватило любви?

– Наверное, говорить о предательстве можно только лишь в случае с Иудой, потому что он предал Христа в полном смысле этого слова: он фактически предал Его врагам. Если же говорить о прочих учениках, то они, скорее, проявили некое малодушие и слабость: они разбежались, они побоялись вместе с Ним пойти на смерть.

“Отречение Петра”. Дмитрий Васильев

Хотя тоже, наверное, не совсем правильно так говорить. В каком-то смысле они были готовы вместе со своим Божественным Учителем умирать. Мы видим апостола Петра, который извлекает меч и бросается на пришедшего взять Христа; мы слышим до того слова апостола Фомы, который говорит: пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16).

Но все это было человеческим, все это было еще не просвещено пониманием того, Кого же они перед собою видят. На их глазах происходит ниспровержение того, во что они уже, казалось бы, уверовали, в чем они, казалось бы, убедились – но только лишь «казалось бы».

Они были такими же людьми, как и мы, и мысль о том, что Сын Божий может быть предан в руки грешников, может от них пострадать и быть ими судимым и убитым, была невместима для их сознания. Они были этим потрясены, они были поражены. И, наверное, именно в этом надо искать причину того, что они оказались в какой-то момент столь малодушны.

Потому что до того подобного малодушия мы все-таки в них не находим: они боялись, они страшились, но они во многом были готовы пойти до конца. А здесь поражен пастырь, и рассеялись овцы – то, о чем говорил Господь (См.: Мф. 26, 31). Поэтому я все-таки не стал бы называть это ни в коем случае предательством – не хотелось бы согрешить и перед Богом, и перед святыми апостолами, перед теми, благодаря чьим трудам, собственно говоря, мы сегодня являемся теми, кем мы являемся.

– Отец Нектарий, за фигурами учеников Христа немного теряются образы Божией Матери, Марии Магдалины и еще нескольких женщин, которые как раз не побоялись, последовали за Христом на Голгофу и присутствовали при казни. Они – пример чего?

– Они, скорее, даже в данном случае свидетельство, нежели пример. Потому что ученики, как я говорил, пытались понять происходящее, и их ум изнемогал от невозможности этого понять, а что касается Матери Божией, что касается Марии Магдалины и прочих праведных жен, следовавших за Христом в дни Его земной жизни, они не пытались ничего понять – они действовали по велению сердца.

И зачастую веление сердца в такой ситуации приводит человека к гораздо более правильному решению. Ими владела в этот момент боль, вызванная их любовью к Тому, Кто подвергался опасности, Кто умерщвлялся, и поэтому они больше ни о чем не думали. Они просто шли за своим чувством.

А апостолы размышляли, рассуждали, и эти размышления и рассуждения породили в них этот малодушный страх. Хотя в данном случае можно говорить все-таки и о примере, который мы можем из этой ситуации для себя извлечь, потому что в Священном Писании заключена жизнь фактически каждого из нас, и там каждый из нас действительно может найти примеры или же ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь.

И в нашей жизни порой происходят какие-то события, когда мы через других людей можем либо послужить Христу и оказаться рядом с Ним, либо в лице этих людей Его отвергнуться и оказаться без Него и вне Его. Очень часто бывает так, что при нас кого-то неправедно гонят, кого-то неправедно преследуют – и порой именно за правду неправедно гонят и преследуют.

И в этой ситуации, оказавшись как бы в стороне, мы оказываемся в числе тех, кто стоял в стороне от Креста. А заступаясь за человека, защищая человека, неправедно гонимого, мы оказываемся рядом со Христом, оказываемся как раз в числе этих праведных жен, которые, невзирая на страх, готовы были за Ним последовать.

Человек, который подвергается опасности, который подвергается гонениям, который несправедливо притесняется и уязвляется, никогда не должен стать для нас каким-то второстепенным фактором нашего бытия. Нет, это ситуации, в которых в этом человеке мы обязательно должны увидеть Христа. И либо оказаться вместе с Ним, либо оказаться в далеко отстоящей от Него толпе – молчащей, а может быть, и кричащей «Распни!».

Наверное, имеет смысл сказать еще о праведном Иосифе и о Никодиме. Такая вот удивительная вещь: на протяжении всего земного служения Христа Спасителя, они были Его тайными учениками, и именно «страха ради иудейска» – они боялись себя обнаружить, поставить в уязвимое положение среди своих соотечественников.

А апостолы в то же самое время следовали за Христом без страха; при этом они видели, что злобные взоры, которые обращены к их Учителю, безусловно, готовы испепелить и их.

А потом – ученики бегут, а Иосиф и Никодим, забыв страх, идут к Пилату и просят тело Христа. И понятно, что они обрекают себя в этот самый момент на то, чтобы стать изгоями в своем роде, на то, чтобы стать навсегда людьми второго сорта, быть гонимыми, а может быть даже и погибнуть сразу.

Но они об этом совершенно не думают, потому что в этот момент переживают самую страшную потерю: они лишаются Того, Кого они любили; они лишаются Того, Кто был для них дороже всех на этой земле – и это становится им понятно именно в тот момент, когда они лишаются.

Порою человек бывает вынужден что-то подобное пережить в своей жизни – понять, что потеря Христа есть то, страшней чего ничего быть не может – и после этого становится совершенно уже бесстрашным, потому что ничто другое его уже настолько не страшит и он готов на что угодно, только бы быть вместе со Христом.

– Почему искупление человечества было столь тяжелым? Неимоверные физические страдания в течение нескольких дней усугублялись душевными – тоской, борением в Гефсиманском саду; мы знаем, что капли кровавого пота, которые выступили на челе Спасителя во время ночной молитвы – это, по медицинским свидетельствам, результат повреждения стенок сосудов, которое происходит при очень сильном психическом напряжении; все это усугублялось ощущением полного одиночества, когда оставив Его, все бежали, и самое страшное, наверное – усугублялось ощущением богооставленности…

– Наверное, здесь, в земной жизни, мы никогда не сможем для себя найти ответа на вопрос о том, что же совершалось тогда в Гефсиманском саду, в мгновения этой молитвы и того борения, о котором Вы говорите.

Мы не сможем понять во всей полноте и того, что произошло на Голгофе, только в вечности эта тайна откроется для нас. Мы знаем, насколько бывает трудно хотя бы за одного человека в жизни отвечать, хотя бы одного человека в полном смысле этого слова на себе понести. Пусть это будет сын, дочь, брат, отец, мать, просто близкий человек – это очень трудно. И себя-то самого сил нести не хватает.

А здесь Господь подъемлет на себя весь род человеческий – и тех, кто был прежде, и тех, кто будет потом. Понять, как это происходит, как это подъятие совершается, мы не можем, а то, о чем мы говорим – и это борение, и это страдание – это и есть результат подъятия на свои плечи этого огромного количества заблудших овец. Мы только можем всматриваться и опять-таки вчувствоваться в это сердцем – настолько, насколько нам это дано.

Но очень важно, об этом думая и в это всматриваясь, понимать, что в этом огромном грузе присутствует и наша собственная тяжесть. Я понимаю, что это, может быть, чудно как-то слышать, потому что это уже совершилось, а мы живем ныне. Но ведь время – это то, что воспринимается как нечто разделенное на прошедшее, настоящее и будущее только нами, а для Бога время – это нечто совершенно иное – это категория здешнего бытия. А Господь и тогда видел нашу жизнь нынешнюю, и тогда страдал за нас нынешних, и мы нынешние имеем некую свободу выбирать: в большей степени Господь страдал лично за нас или чуть меньше, потому что мы готовы Его страдания уменьшить – там, на Кресте…

– Спасибо, отец Нектарий. О последних днях жизни Спасителя, о Крестной жертве и причинах ненависти к Богу сегодня мы говорили с руководителем информационно-издательского отдела Саратовской епархии, настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым). Спасибо за внимание, до свидания.

«Иногда приходится играть по тем правилам, которые не ты устанавливаешь, а которые жизнь тебе навязывает». Бог ненавидит нас всех. Хэнк Муди

Ты еще веришь в то, что бог тебя любит и специально посылает испытания? В то, что ты любим им, а все неприятности твои скоро закончатся? Это не так. Бог ненавидит тебя или ему на тебя плевать. Но ты можешь повлиять на свою судьбу самостоятельно.

Многие знают о книге «Бог ненавидит нас всех» или даже читали ее. Кто-то только слышал о ней в сериале «Блудливая Калифорния» (Californication). Ее автором считается персонаж из сериала Хэнк Муди, но кто скрывается за обложкой бестселлера? По мнению многих специалистов, автором является современный американский писатель Брет Истон Эллис. Он известен такими произведениями как «Американский психопат», «Правила секса», «Информаторы». Все эти романы были экранизированы. Кто написал это? Брет Истон Эллис или выдуманный персонаж Хэнк Муди? Главное - текст книги. В нем кроется истина.

У тебя было много таких ситуаций, когда ты попадал в беду или неприятности? В чем кроется причина твоих проблем, поражений, сложностей в личной жизни? Почему тебя преследовала неудача, предавали друзья, были проблемы со здоровьем? Почему тебя бросала или предавала твоя вторая половинка? Почему тебе разбивали сердце или не отвечали взаимностью? Почему у тебя ужасно шли или идут дела? Почему у тебя сложности с финансами, квартирой или кредитами? Почему у тебя столько проблем? Бог ненавидит тебя. Смирись с этим.

Если бог существует, то почему он допускает войны, несправедливость или смерть детей? Это испытания? Да ладно! Все гораздо проще. Бога либо нет, либо он ненавидит нас всех. Абсолютно прав был Хэнк Муди, назвав книгу «Бог ненавидит нас всех». Если у тебя плохо идут дела, то ты один из тех, кого он ненавидит. Бог любит некоторых людей, но не всех. Те, кого он любит, у них все хорошо: они богаты, успешны, счастливы. У них тоже бывают проблемы, но не такие как у тебя. У тебя жизнь - одна длинная черная полоса? Бог ненавидит тебя…

Бог не проверяет тебя, у него нет на тебя времени, ему на тебя плевать. Что делать, если бог ненавидит тебя?

Бог ненавидит тебя

1. Не надейся на чудо

«Может, в каком – то смысле мы все и вправду одни, дрейфуем в темноте и пустоте» Бог ненавидит нас всех. Хэнк Муди

Думаешь, бог поможет тебе в сложный момент? Нет! Нет никакой гарантии, что тебе повезет. Все пойдет не так. Бог ненавидит тебя. Твои проблемы – это твои проблемы. Пока ты будешь надеяться на бога – ничего не будет. Все только в твоих руках. Тебе не поможет ангел - хранитель и даже бог. Надежды нет. Утрать ее и поверь в себя. Перестань надеяться на других. Только ты можешь решить все свои проблемы. Только ты. Только твоя сила и разум способны повлиять на ситуацию. Бог ненавидит тебя, но у тебя есть ты…

2. Будь плохим

Мне на память приходит фильм, где вместе с актерами действовал мультяшный кролик. «Я вовсе не плохой, меня просто таким нарисовали», - говорил он.

Человек не рождается хорошим или плохим? Этот выбор он делает сам? Нет. Общество воспитывает нас быть хорошими. Оно навязывает нам этот ярлык. Но хорошо ли это для тебя? Уступать другим, идти на компромиссы, помогать. Это делает тебя слабым и не конкурентоспособным.

У тебя одна жизнь. Будь, если надо, плохим. Будь эгоистом. Иди вперед. Отбрось жалость, жажду справедливости и чувства меры. Ты пожалеешь, что был хорошим все пошлые годы и упустил море возможностей. Будь плохим! За хорошее поведение тебя не погладят по голове, а только столкнут с тропы возможностей более агрессивные особи.

Тебя нарисовали хорошим при рождении? А может тебя нарисовали плохим? Будь собой. Не позволяй собой управлять. Повторяй себе: «Я вовсе не плохой, меня просто таким нарисовали» Будь, если надо, плохим. (см. Плохие парни)

3. Люби, как умеешь

«Все эти слащавые байки про любовь - одна чушь. Настоящая любовь - та, которая практически немыслима в реальном мире, - причиняет лишь боль и страдание» Бог ненавидит нас всех. Хэнк Муди

Любовь причиняет боль. Ты напьешься этой боли из полной чаши. Тебя будь бросать, предавать, не отвечать взаимностью. Но ты поймешь эту боль и смиришься с ней. Люби, как умеешь. Не загадывай вперед на 100 лет. Будь счастлив в данный момент, потому что «завтра» не существует. Встречайся, признавайся в любви, занимайся сексом сегодня. Не откладывай на завтра счастье. Завтра может не быть. Делай все сегодня и не обращай внимания на других. Люби, как умеешь…

Бог ненавидит тебя и ему на тебя плевать? Этого никто не знает. Есть ли он вообще? Возможно у бога весьма странное чувство юмора? Не надейся на чудо. Будь, если надо, плохим. Люби, как умеешь…