Домой / Диагностика / Бисерная церковь в бахчисарае. Монастырь Святой Анастасии Узорешительницы

Бисерная церковь в бахчисарае. Монастырь Святой Анастасии Узорешительницы

СИМФЕРОПОЛЬ, 20 сен - РИА Новости Крым, Евгения Мартыненко. Крым — уникальный уголок планеты, здесь за каждым углом красота. Путешествуя на машине, каждый раз открываю для себя что-то новое. Однако самым сильным открытием стал скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в Бахчисарайском районе.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир около пещерного города Качи-Кальон. О нем знают все местные жители, поэтому дорогу найти не сложно. Пешком путь короче, но он пролегает через "тропу грешников". Сто пятьдесят метров вверх по узкой крутой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, даются нелегко. Поднимаются медленно и с молитвой. Для непривычных к горным прогулкам людей это настоящее испытание, повод собрать волю в кулак и сделать усилие над собой.

Можно и на машине в объезд - дорога проходит по краю каньона, открывая живописную панораму Качинской долины. Затем через лес, под пение птиц и хруст придорожных веток. Упоительная красота и пьянящий горный воздух - как это возможно всего в десяти километрах от шумного города? И вот скалы расступились, освобождая место для огромного "амфитеатра".

На скальном склоне, словно грибы, "растут" уютные домики-кельи с резными ставнями, мини-библиотека и гостиница для паломников, тут же раскинулся необычный монастырский сад. Каждая стена здесь - настоящее произведение искусства, от пола до потолка все украшено бисером и разноцветными камнями. Сентябрьское солнце отражается от миллиардов бусин и в ущелье сразу становится светлее. Инстинктивно тянусь за солнцезащитными очками и тут же останавливаюсь: нет, на такую красоту хочется смотреть во все глаза.

О времени образования пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство священнослужителей полагают, что это случилось примерно в VI-VIII веках. Многие столетия он был христианской обителью, однако в ХХ веке монастырское подворье было ликвидировано, и лишь редкие любопытные заглядывали сюда. Да и смотреть было особо не на что - решением властей здесь образовали карьер и добывали камни. Только тринадцать лет назад скит вновь стал возрождаться.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Храм в старой штольне

В 2005 году в это место пришел иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Он получил благословение настоятеля архимандрита Силуана и начал восстанавливать в заброшенном карьере христианскую обитель. Сначала вдвоем с послушником, а после и с единомышленниками, они начали разбирать завалы и обустраивать храм.

Путь к восстановлению был нелегким: за водой по горам приходилось идти с канистрой за спиной по полтора километра, жить в землянках, поднимать стройматериалы по крутой скале. С верою и молитвой обитель начала благоустраиваться. В пещере скалы монахи устроили храм во имя святой Анастасии Узорешительницы.

Сам скитоначальник — игумен Дорофей — не любит рассказывать о себе и своем жизненном пути, поэтому в провожатые нам направил монаха Исидора. Он пришел в обитель спустя год после отца Дорофея, поэтому о монастыре знает все.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Монах Исидор

"На этой территории в середине прошлого века была каменоломня, однако потом ее забросили. А в месте, где сегодня наш храм, располагалась промышленная штольня. Скит небогат, поэтому первые иконы здесь были бумажными. Монахи и верующие молились и трудились, делая общее дело, — рассказывает Исидор. — В заброшенной известковой штольне очень сыро, а, значит, краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому тогда было принято решение украшать тем, что приносили верующие - бусами, серьгами, тканевыми украшениями".

За неторопливой беседой подходим к храму. Вот она - святая святых. Вход в церквушку — через небольшую деревянную пристройку. С порога понимаешь - попал в уникальное место. Внутри горят несколько свечей, однако их сразу не замечаешь — глаз мгновенно цепляется за украшения: разнообразные бисерные панно, разноцветные лампады, тысячи крестов из ярких бусин. И это - только "передняя". Доводилось мне бывать в пещерных храмах, но такое вижу впервые.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Убранство в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Неожиданно взгляд падает на те самые кресты, украшающие "прихожую". К каждому из них привязан миниатюрный красный мешочек с завязками. Словно прочитав немой вопрос, монах Исидор поясняет: это - самые сокровенные желания прихожан.

"У нас такая традиция - паломники пишут записки с самыми главными просьбами, прячут их в мешочек и привязывают к кресту, а затем вешают его вот здесь, на входе. Это то, чего они желают больше всего, и это никто не читает, кроме Бога", — говорит Исидор.

В пещере тепло и невероятно тихо. В центре - иконостас, вдоль стен - стасидии (кресло в храмах с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками - ред.), на спинках которых заповеди. По периметру — удивительной красоты иконы. И все это из бисера, бусин и камней. И хотя внутри нет окон, все залито необычным светом — пламя свечей отражается в каждой бусинке, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Дополняют убранство сотни свисающих с потолка лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Именно с них, рассказывает Исидор, началось украшение храма.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Прихожане в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

"Наш игумен Дорофей ездил в паломническую поездку в Грецию и увидел там в храмах много лампадок. По возвращении он начал делать их здесь своими руками, украшая бусами, которые жертвовали прихожанки. Сначала одну, потом еще одну… и сегодня их несколько сотен. Каждая создана руками нашего настоятеля, и ни одна не повторяется", — улыбается монах.

В течение нескольких лет все способные к творчеству монахи и послушники помогали украшать скит. Вслед за храмом в бисер "облачились" стены строений монастыря, церковная лавка, хозяйственные постройки. Монастырь засиял разноцветными огнями. А потом произошел пожар.

Второе возрождение

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Пещерный монастырь святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

28 января 2018 года на территории христианской обители произошел страшный пожар — большая часть построек сгорели дотла. Благодаря слаженной работе спасателей МЧС и братии удалось избежать человеческих жертв и отстоять у огня храм. Однако кельи, трапезная с кухней и склады с материалами оказались уничтожены. Спустя несколько дней монахи и верующие, отойдя от пережитого шока, начали разбирать завалы на пепелище и приводить территорию в порядок.

"Помощь приходила со всех концов России - пожертвования, посылки… Большую помощь оказало крупнейшее промышленное предприятие Бахчисарая, они поставили нам стройматериалы для возведения новых построек", — рассказывает Исидор.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Монахи за сборкой панно

И в монастыре вновь закипела работа. Он начал возрождаться снова, во второй раз. Из пепла. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы — утром и вечером. С каждым днем скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. На территории стремительными темпами возводятся новые деревянные строения, и каждое из них также украшают разнообразными панно и бисерными иконами. В скиту рядом с действующим, к счастью, сохранившемся при пожаре храмом, начата постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица". Он также будет находиться в горе.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Место строительства храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица" под Бахчисараем

"По проекту мы здесь построим второй храм, а возле него, где сейчас работает техника, будут новые здания - большая трапезная, монашеские кельи и другие постройки. Вместе со строителями и братией их возводят паломники и трудники - люди, которые живут и работают при монастыре", — рассказывает Исидор.

Пока одни трудятся "в полях", другие - создают украшения и иконы в так называемых церковных цехах. Работа не прекращается ни на минуту. Тяжелую и творческую берут на себя монахи и послушники, более легкую - например, уход за садом и огородом - доверяют паломникам. Пока их немного, сетуют в монастыре, да и те в основном приезжие — из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. Зато приезжают гости со всех уголков России, из Украины и даже Белоруссии.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Иконы в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Пока мы неспешно прогуливаемся между кельями, нас обгоняет очередная группа туристов.

"Мама, а это все настоящее? Не нарисованное?" — спрашивает один из них, школьник лет 8-10, спешащую за ним женщину.

"Настоящее, конечно, ручная работа. Ты что - экскурсовода не слушал?" — удивляется мама.

"Подождите, вы еще храм не видели, — спешит за ними экскурсовод, седовласый мужчина лет пятидесяти. — Там так красиво и необычно, такого больше нет нигде в мире".

Невольно услышав диалог улыбаюсь. Действительно, такого храма видеть мне не доводилось. То ли еще будет, говорит монах Исидор, после окончания строительства и без того уникальный в своем роде монастырь станет еще более красивым и необычным. Еще одной жемчужиной Крыма. Однако когда это будет - пока сказать сложно. Здесь не загадывают и сроки не ставят, провожая нас, говорит монах. И возвращается к работе.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Восстановление пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Тихое, спокойное, намоленное место. Говорят, что у каждого человека есть свое, индивидуальное место силы, в котором ему бывает хорошо и спокойно. Это место стало таким для многих.

Крым знаменит своими пещерными монастырями, горными часовнями, скитами и алтарями, притаившимися в скальных гротах. Одним из самых необычных отшельнических поселений на полуострове является восстановленный скит святой Анастасии Узорешительницы. Он примечателен не только удивительной историей, но и поистине уникальным храмом, все убранство которого создано руками монахов и прихожан из бисера.

Маленький скит притаился в ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки, неподалеку от пещерного города Качи-Кальон. Точных сведений о времени основания пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось. По мнению ученых это случилось в VIII веке. Обитель просуществовала до переселения христиан из Крыма, и после 1778 года постепенно опустела и пришла в упадок.

В середине XIX века скит был возрожден благодаря усилиям святителя Иннокентия. В церкви возобновились богослужения, а у дороги была построена новая, тоже названная именем святой Анастасии. В 1932 году монастырское подворье и церковь были ликвидированы.

Второе рождение скит пережил уже в XXI столетии. В 2005 году монахи Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получили благословение на восстановление пещерной обители. Тогда же, в старой штольне, уходящей вглубь пещеры на несколько десятков метров, был обустроен новый храм Анастасии Узорешительницы, который теперь принято называть Бисерный храм.

Так как в заброшенной известковой штольне было сыро и расписать стены не представлялось возможным, было принято решение украшать храм тем, что приносили верующие. В ход пошли отслужившие свое украшения, бисер и бусы. Кропотливым ручным трудом они преображались в подвески для лампадок, копии православных святынь, иконы.

Каждое изделие в бисерном храме по-своему уникально. Бисерные панно переливаются в пламени свечей зажженных лампадок. Всего в храме находится 65 лампад с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Потолок скита святой Анастасии Узорешительницы украшают бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Есть здесь вышитые бисером десять Заповедей и много других уникальных вещей, подчеркивающих великолепие храма. Однажды посетившие обитель люди, в следующее свое паломничество обязательно везут в дар монахам собственноручно выполненные бисерные изделия, внося свою лепту в украшение скита.

Посетить Бисерный храм может любой желающий. Для этого надо проехать из Бахчисарая в направлении сел Предущельное – Синапное на рейсовом автобусе или автомобиле. От остановки "Качи-кальон" предусмотрен крутой подъем вверх по узкой тропе, выложенной старыми автомобильными шинами. Для прихожан и туристов на территории скита действует церковная лавка, где можно приобрести бисерные украшения, мыло ручной работы, масло на основе ароматных горных трав, сувениры и магниты. При обители построена гостиница для паломников. Здесь также могут остановиться желающие поработать на благо монастыря.

«МК В Крыму» горными тропами добрался до одного из самых необычных отшельнических поселений на полуострове

Скальные монастыри, горные часовни, да и просто пещеры, в которых христиане устраивали алтари, разбросаны по всему полуострову. Во времена гонений на церковь воинствующим атеистам не под силу было с ними расправиться, как это происходило с рукотворными храмами в городах и селах. Многие из них так и останутся историей, а некоторые обретают вторую жизнь. «МК в Крыму» посетил восстановленный скит святой Анастасии Узорешительницы, который примечателен не только своим прошлым, но и настоящим - свой пещерный скит монахи покрыли бисером!

За великолепием по тропе грешников

Мы, непривыкшие надолго покидать город, вряд ли сами будем искать пусть и прекрасные, но удаленные от цивилизации места. Чтобы попасть в скит великомученицы Анастасии нужно приложить усилия. Встать пораньше, выдержать часовую поездку на автобусе, а потом с полчаса карабкаться вверх по «тропе грешников», которую, чтобы не размывали дожди и снега, монахи выложили автомобильными шинами.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близь пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились. Сейчас скит разросся: выросли на скале скромные, но уютные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необычный сад - железные бочки, в которых растут овощи и фрукты, издалека слышится мычание коров.

Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать такой объемный грот понять сложно. Нынешние обитатели скита пытались создать похожий уже с помощью современной техники, но скала им не поддалась.

Вход в церквушку через небольшую деревянную пристройку. Похожий на большую, поблескивающую от влаги, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот только и каменную глыбу сразу не замечаешь - глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками - а ведь это только «прихожая».


Какими мы привыкли видеть храмы? Строгие, по большей части светлые, когда солнечный свет струиться из высоких окон, расположенных под крышей церкви… А здесь не так. Глубокая пещера, по которой уже и не скажешь, что это пещера, освещается только огнями лампадок. Пламя свечей отражается в тысячах бисеринок, образуя на потолке и стенах причудливые тени. Потолок храма поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Свободное пространство заполнено уменьшенными копиями этих православных святынь. Наряжали приход почти три года. Монахи трудились над украшением обители поздней осенью и зимой, когда выполнять другие работы на улице было уже холодно.

Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.

В каждой вещице дух монастыря

Сколько в церкви лампадок монахи затрудняются ответить. Зато подсказывают экскурсоводы, которые водят в скит многочисленные группы паломников, - здесь 65 лампад с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. Десятки светильников, мерцая как маленькие маячки вселенной, порождают впечатление жаркой звездной августовской ночи. Так создается особая, благодатная для молитвы обстановка. Но потолком и светильниками не заканчивается бисерное великолепие церкви. Стоят в храме стасидии - деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками - на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий - десять Божьих Заповедей, вышитых бисером по бисеру. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. Рельефные картины с цветочным орнаментом, бисерные тарелочки с ликами святых, большие деревянные кресты, украшенные лакированными камушками - все это можно не только увидеть, но и забрать домой. На территории скита есть церковная лавка, где прихожане и посетители обители могут приобрести не только украшения, но и полезные мелочи: пахучее мыло ручной работы, выполненное с добавлением различных горных трав, ароматное масло из этих же трав, маленькие магниты, повторяющие орнаменты храма. Каждая созданная с молитвой вещица, говорят монахи, хранит в себе дух монастыря.


Люди, однажды посетившие обитель, в следующее паломничество везут подарки монахам и друзьей об этом же просят. Несут бисер, ненужную бижутерию, пуговицы, морские камушки - здесь все идет в ход.

В благодарность - украшают икону

По благословению настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана восстановлением обители занимаются семеро монахов и несколько послушников. Кроме того, насельники ухаживают за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива и даже хурма. Есть у скита и небольшое хозяйство - 12 коров и несколько телят.

Когда появились буренки, братья научились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а затем освоились - и сейчас излишки идут на продажу. Есть у нас своя пекарня, в которой мы печем хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы, - рассказывает отец Агафадор.

Кроме монашеских келий на территории построена гостиница для паломников. Тут же могут остановиться и трудники - люди, которые хотят пожить в монастыре и поработать во имя Бога.

День в ските начинается в половине шестого утра с утреней молитвы. После завтрака все идут на послушание - выполняют вверенную им работу. В монастыре положено труд соединять с молитвой, но иногда человек забывается, уходит в себя, - делится отец Агафадор, - Поэтому раз в час звучит колокол, напоминая о долге каждого инока. Через пять минут второй удар колокола извещает о возврате к работе. Вечером служба, потом ужин и вечернее молитвенное правило. Такие дни проходят в монастыре, немного похожие друг на друга.

Прихожан у храма немного, сетуют монахи, всего около 40 человек и те приезжие - из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. А вот жители окрестных сел в храм редко наведываются. Зато приезжают из Украины и разных уголков России — даже из Башкирии и Якутии.

Просят святую Анастасию о разном, но церковный люд говорит, что Анастасия - покровительница тех, кто находятся в заключении. Часто паломники возвращаются с благодарностью святой. Это видно по храмовой иконе великомученицы Анастасии: на ней разные подвесочки, крестики и сережки - их люди несут в благодарность за молитвенную помощь небесной заступницы.

Около пяти лет назад в монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь возведена в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая - противоположность пещерной часовне. Но, отмечают монахи, его внутреннее убранство тоже сделают бисерным.

Из досье «МК»

Точных сведений, когда образовался пещерный монастырь великомученицы Анастасии, нет. Судя по найденным археологами высеченным греческим крестам, характерным для того времени, и сохранившейся переписке преподобного Иоанна епископа Готского со святителем Стефаном архиепископом Сурожским, произошло это примерно VIII веке, рассказывают в обители. Тогда в Византии как раз начались гонения на христиан за иконопочитание - и, спасаясь от казни, монахи переселялись в Таврику, распространяя почитание святой великомученицы Анастасии, названной Узорешительницей за ее служение и облегчения страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову.

Справка «МК»

Как добраться

Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапного. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка.

В последние годы в крымских горах возрождается множество древних пещерных монастырей . Самый необычный среди них – это скит Св.Анастасии Узорешительницы на склоне горы Фыцки, неподалеку от пещерного города в окрестностях сел Баштановка и Предущельное.

Монастырь необычен внутренним убранством церкви, которая скорее напоминает буддийские храмы в Азии , чем православные соборы. Несмотря на нетрадиционный подход к оформлению, место популярно среди верующих женщин, поскольку святая великомученица Анастасия Узорешительница считается покровительницей беременных .

Скит на склоне горы Фыцки имеет давнюю историю, уходя корнями в эпоху раннего Средневековья.

Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII веков из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток.
На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой*.

Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой , ученицей святого Хрисогона. Её мать - тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя девушка начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум она была схвачена и после мучений сожжена на костре .

Святая Анастасия -одна из семи женщин, за исключением Девы Марии, чьё имя включено в римский канон мессы.

У восточных славян святая считалась покровительницей беременных , поэтому ей молились во время родов. Именно с этим связывалось прозвище «Узорешительница». Беременность женщины понималась как тяжесть («тяжелая баба»), ноша (беремя - ноша, вязанка), а рождение ребенка как освобождение его из материнского чрева-узилища. Символике узла придавалось большое значение: считалось, что беременная не должна была сматывать веревки, завязывать узлы, сучить нити, а в одежде рожающей женщины не должно быть узлов.

Вернемся же к монастырю возле Качи-Кальона . На протяжении веков скит то расцветал, то снова приходил в упадок. Так длилось до 2005 года , когда, получив благословение настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана, сюда приходит иеромонах Дорофей. Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.

С тех пор монахи значительно расширили и расчистили территорию балки, в которой находится обитель.

1.путь к монастырю сложно не найти, поскольку подъем выложен из автомобильных покрышек

2. в конце подъема посетителей встречает источник Святой Софии, Премудрости Божией

3. насколько я понимаю, временные хозпостройки выполнены из металла

4. в скале высечен огромный грот-склад

5. вдали виднеются шинные завалы

6. монашеские кельи

7. фруктовый сад

На сайте скита написано:

Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе со скитоначальником, игуменом Дорофеем, десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.

8. в монастырской лавке- уникальные лампады

9. в монастырской лавке – кресты

10. в монастырской лавке – мечта любой рукодельницы

11. лавка по фасаду украшена такими мозаичными панно

12. стену напротив лавки украшает такая икона

Как нам рассказала работающая в лавке монахиня, над узорами трудится вся братия, когда у кого возникает вдохновение.

13. путь к храму

14. стена по пути к храму

15. рядом со входом в храм в скале вырезана икона Св.Анастасии Узорешительницы

16. вход в храм украшает икона Спасителя, также вырезанная в скале

17. аналой рядом со входом

18. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – полностью завешаны крестиками

19. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – в красных и розовых мешочках хранятся записочки с именами

20. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – не только крестики, но и звезды

21. люстра в притворе

Храм расположен в скальном гроте, размером не превышающим автомобильный гараж

22. входим в храм

23. кованый иконостас

24. потолок

25. потолок храма

26. потолок в храме

27. потолок храма

Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» в византийском стиле.

как добраться:

  1. на рейсовом транспорте, идущем из Бахчисарая в сторону с.Синапное. Выйти в с. Предущельное (пройти вперед по ходу движения автобуса по трассе) или в с. Баштановка (немного вернуться назад);
  2. найти подъем на Качи-Кальон (промахнуться сложно, прямо на трассе есть указатели);
  3. тропинка на Качи-Кальон уйдет вправо по склону, а вам надо свернуться влево в балку;
  4. подниматься по тропинке, выложенной покрышками.

Бисерный храм

Будучи в Крыму, мы побывали в уникальном месте - в бисерном храме, единственном в своем роде. Скальных монастырей в Крыму несколько, есть известные и популярные, как Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. До него мы немного не доехали, зато попали в небольшой скальный монастырь в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки (каковы названия!), носящий имя Анастасии Узорешительности, христианской великомученицы IV века, которая облегчала ("разрешала") страдания христиан, она же считается покровительницей беременных, а также помогает невинным христианам освободиться из плена или заключения.

В долине Качи-Кальон ("крестовый корабль", скальный массив похож на корму корабля с крестом, сложенным из естественных трещин) находится несколько скальных монастырей. В VI-VIII веках византийскими христианами, бежавшими в Таврию от преследования, здесь был создан большой скальный монастырь, но после землетрясения он разрушился. Затем периодически монахи снова возвращались сюда, монастырь возобновлялся в разные века. Скальная порода очень твердая, как удалось в те времена выбить кельи, никто не знает: возможно, они использовали природные углубления, но и следы применения каких-то орудий видны. Даже сейчас, с помощью современной техники, обрабатывать этот камень чрезвычайно тяжело.

От дороги к скиту ведет долгая и крутая тропа. Чтобы не размывалась почва и можно было подняться к скиту на высоту 150 метров в любое время года, монахи проделали огромную работу: около 650 автомобильных шин выложили ступенями и залили цементом. Путь к скиту превращается в некое паломничество: подняться и спуститься по таким ступеням довольно тяжело, со своим травмированным коленом к концу я поняла, что во второй раз туда уже не поднимусь. Дорогу эту называют ещё "дорогой грешников". Поднимались мы около получаса, благо, что было не жарко, да и тропа проходит большей частью в тени невысоких деревьев.

Скальный монастырь существовал тут много веков с большими перерывами, в 1921 году был закрыт новой властью, хотя, по свидетельствам местных, иноки жили тут до 1932 года. Впоследствии эта территория была объявлена заповедной зоной. Скит Святой Анастасии относится к Свято-Успенскому монастырю г. Бахчисарая.

В 2005 году монах Дорофей и единомышленники получили благословение настоятеля Свято-Успенского монастыря архимандрита Силуана и решили восстановить монастырь. Монахи поселились в подземных кельях, где жили и молились. Воду, стройматериалы носили на себе. «Здесь братские кельи были, по соседству трапезная. Уходили под землю, как первые христиане, а потом потихонечку выходили отсюда наружу», - рассказывает отец Дорофей, настоятель храма святой Анастасии Узорешительницы.

По дороге к скиту находится крошечный храм Святой Софии, внутри которого помещается всего несколько человек. Он был создан в камне, отколовшемся много лет назад от скалы при землетрясении, имеет круглый свод, внутри есть небольшие ниши под иконы, но на входе поставили металлические решетки и просто так попасть в него нельзя. В середине прошлого века здесь велась выработка камня, но, видимо, слишком дорого давалась добыча, поэтому она была прекращена, затем устроили тут геологический заповедник. Заброшенную штольню после благословения монахи превратили в небольшой храм.

Поскольку каменные стены сырые, делать росписи было невозможно. Поэтому всё внутреннее убранство храма сделано из бисера. Первое впечатление, когда туда попадаешь, что это какой-то буддистский храм: потолок и стены выложены бисером и бусинами, под низким потолком висят сотни лампадок из бисера. Снимать там не стала, т.к. шла служба, но нашла в интернете видео. На потолке - Вифлеемская звезда и византийский крест, выложенные руками иноков из бисера и бусинок. Вглубь на несколько десятков метров уходит штольня, в которой также ведутся службы.

Когда поднимаешься наверх, сначала встречает тебя святой источник, вода которого считается целебной. Просят относиться к нему с уважением. Рядом - текст молитвы. Новые монахи строят рядом ещё один храм, на дальнем плане виден грот, который углубляют монахи с помощью тяжелой техники. На фотографии слева - небольшая лавочка, где можно купить иконы, мыло с горными крымскими травами, квас, медовуху, справа - вход в действующую церковь.

Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.

Поскольку окон в этом храме нет, бисерные стены и потолок отражают неяркий подвижный свет церковных свечей и лампад, превращая пространство храма во что-то сказочное и мерцающее. Это способно ввести в транс кого угодно, поэтому уходить из храма во время службы не хочется, душа расслабляется, воспаряет. Запах свечей, блики от бисера, молитвы монахов заставляют забыть о проблемах и задуматься о душе, о Боге в ней.

У стены есть несколько высоких кресел с инкрустацией бисером - это стасидии, на спинках которых бисером выложены 10 заповедей. Сиденья откидные, во время многочасовых служб и ночных молитв монахи опираются на подлокотники. Все лампадки уникальные, нет одинаковых, сделаны с любовью из того, что приносят верующие. Впрочем, как и все изделия, которые можно не только посмотреть, но и увезти с собой. В лавке продается так же ароматное мыло ручной работы, масла из крымских растений.

Трудиться там есть над чем. Небольшое натуральное хозяйство помогает выживать на такой высоте: есть коровы, из молока монахи научились делать творог и сыр, выращивают нехитрые овощи-фрукты. Монахов всего семеро, помогают трудники - люди, которым важно трудиться во имя веры, во имя Бога.

В лавочке, где продаются разные поделки - мандалы, иконки, крестики, - я спросила у матушки, женщины лет 80-85, есть ли у них икона святой Софии. Для своей крестницы Софии. Она отвела меня в другую комнату и показала тарелку. Мне она показалась довольно большой, я раздумывала, брать ли, хотелось что-то поменьше.

В монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь строится в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но его внутреннее убранство тоже сделают бисерным. Желающие могут побывать в этом ските, принести бисер или ненужные украшения, пожить и поработать в святом месте. Люди там душевные, хорошие, надежные.

Как добраться

Из Симферополя от автостанции "Западная" каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка. На автомобиле: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон. GPS-координаты 44.695169;33.885226. адрес: Россия, Крым, Бахчисарайский р-н, п. Баштановка

Источник: ru-travel.livejournal.com ajushka

Фото природы и отдыха в Крыму