Общаясь с ребятами школ республики, где хорошо налажена работа выпуска школьной газеты, мы узнали, что школьное печатное издание дает возможность лучше познать себя, научиться высказывать свои мысли. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию школьной газеты между всеми участниками школьного процесса устанавливаются добрые и дружеские отношения.
«С чего начать? Как сделать, чтобы газета была актуальной, интересной и читаемой? » - такие вопросы задают все, кто приступает к новому делу.
Первое, что мы сделали, мы стали искать заинтересованных ребят, чтобы создать команду единомышленников . На совете лидеров школы было решено, что газета будет выходить один раз в четверть . Для кого будет издаваться газета? Конечно для нас: для мальчишек и девчонок, учителей и родителей, для всех, кому дорога наша школа и кто хочет, чтобы школьная жизнь вспоминалась как в песне «Школьные годы чудесные....»
Мы знаем, что для газеты важно название . Идей было много. Было предложено назвать газету «Наша школьная страна», так как назван информационный школьный стенд. Решили, что это единое целое, где отражаются события школьной жизни.
Перед ребятами - юнкорами была поставлена цель :
Информирование всех участников учебного процесса о школьной жизни и создание летописи для школьного музея, как о самых счастливых днях, прожитых вмест е.
А чтобы достичь поставленной цели, надо работать над задачами :
- привлекать к сотрудничеству ребят, учителей и родителей к освещению в газете школьной жизни;
- через газету открывать творческие личности учеников.
Планирование номера, сбор материала, обработка фотографий, работа над версткой и оформлением газеты, печать номеров в типографии - работы хватало всем в школьном активе старшеклассников. Большую помощь оказывали корреспонденты из разных классов, учителя и родители, которые выступали спонсорами выпуска школьной газеты.
Популярными в газете стали рубрики:
«Классные вести», «Красота спасет мир", «Внимание: КОНКУРС!» , «Как хорошо учиться в школе!» «Горжусь и помню!», «Гость номера», «Островок безопасности»
«По секрету всему свету!», «Здоровым быть здорово!», «Поздравляем!», «Мы спасибо говорим!»
Были сделаны два спецвыпуска , посвященные Дню Победы и выпускникам школы.
Тематика статей в газете отражает нашу школьную жизнь: учебу, важные события в школе, праздники, конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, поездки, встречи с интересными людьми.
Какую же пользу приносит школьная газета? С гордостью ответим:
«Благодаря газете, мы знакомимся с профессией журналиста, учимся находить в обыденной жизни необычные и незабываемые моменты. Газета сближает, объединяет школьников и взрослых в одно целое. Ребята открывают в своих одноклассниках таланты и радуются за успехи учеников и учителей нашей школы».
Газеты бывают разные - серьёзные, умные, весёлые. Перед тем, как начать выпуск газеты, необходимо определиться с содержанием: или это будет просто фотогазета с минимумом текста, или, например, литературный альманах.
Выпуск газеты - творческая работа, она не может быть втиснута в определённые рамки, пусть даже ваши самими придуманные. Обязательно в начале нужно определить цели газеты. Что она должна давать ученикам, учителям, родителям? Находчивый читатель сразу ответит на этот вопрос, ухватившись запедагогическую составляющую этого вопроса: «Конечно,газета нужна для воспитания подрастающего поколения, вот через газету и будемпроводить свои идеи, пусть читают! А ещёгазета в школе нужна длятогочтобы сплотить учительский и ученический коллективы, ведь цель у них будет одна. Да и какая! Своя газета! Это же здорово!». Не торопись, читатель. Если бы всё было так просто, то каждая школа бы выпускала свою газету.
Возможно, ваша газета, окрепнув, и станет визитной карточкой вашегоучебного заведения, но поначалу вас ждёт очень много неприятностей и неясностей. Мне повезло, я в своё время два года отработал в районной газете, где мог изнутри наблюдать «газетную кухню». Но у вас в школе не редакция. Это в редакции люди, работая корреспондентами, получают за свою работу зарплату. Для вас и для ваших коллег это будет дополнительная нагрузка, и если вам и будут что-то доплачивать за ваши труды праведные, то это, конечно, не будет покрывать ваши затраты - на издание газеты требуется многовремени исил! Ив основномэто будут ваши силы и ваше свободное время. В нормальной редакции все должности распределены, как и обязанности: редактор, корректор, корреспондент, наборщик текста. Тот, кто рискнёт выпускать газету, должен быть един во многих лицах. Кроме этого, газету нужно будет ещё печатать. Потому, нужно решить, где и как вы будете её распечатывать. У нас в школе была ситуация, когда все принтеры просто сломались. Да и насчёт бумаги нужнопобеспокоиться, ведь у вас у газеты будет определённый тираж. А самое важное - вашу газету должны читать! И она должна быть интересной!
И у нас в школе на протяжении многих лет делались неоднократные попытки возродитьстенную печать. На этом трудном пути были и яркие страницы, ещё в 70-е годы XX векавыпускали по несколько экземпляров стенной газеты, использовали тогда пишущую машинкуи копировальную бумагу. Я уверен, что для осуществления идеи нужен человек, который поведёт всех, возьмёт на себя большую часть работы и всю ответственность за выпуск газеты. Так сложилось, что у нас в школе редактором газеты стал я. Теперь, оглядываясь в прошлое, я могу объяснить свою тягу к изданию газеты. Всё банально - в годы моего ученичества у нас в школе, да иво всехшколахогромнойстраны каждый вторник проводились политинформации. У нас это дело было поставлено серьёзно, и учитель истории Н.И. Любимова просила готовить политинформации по материалам из газет. Я вспоминаю добрым словом своего учителя, которая приучила нас читать газеты. За хорошийрассказ ополитической жизни в мире мы могли получить пятёркупо истории.
Эта привычка читать газеты, а иногда и вырезать понравившийся материал, и стала первымпорывом к выпуску своей газеты. «Вот было бы хорошо выпускать свою газету, про свою школу, про свой посёлок!» - мечтал я, ещё будучи учеником. И недолго думая, на страницы ученической тетради вклеил статьи из разных изданий - это и была моя первая газета. Показал я её своим домашним, всем понравилось, и я начал выпускать такой «Дайджест» каждый день, но на 20 номере вдруг встретился с проблемой сбора материала. Писать про посёлок было нечего,и я прекратил выпуск своейдомашней газеты.
В города компьютеры пришли раньше, к нам в глубинку они добирались долго и не сразу стали доступны для учителей. В 2005 году мне всё же удалоськупить компьютер и принтер. Первым моим творением, созданным на современной технике, стала газета. Я просто вспомнил своё детство и попытался издать домашнюю газету. И у меня это легко получилось. Я написалс десяток разныхзаметок о своих детях и их занятиях. О погоде, о своей жизни. Весь текст разбил на столбики. Вставил картинки (цифрового фотоаппаратау нас тогда не было, и мы даже не знали, что это такое). Проверил ошибки, кое-что отредактировал и нажал на кнопку «печать». Через несколько секунд в руках я держал свою газету. Мечта сбылась! Я был безмерно рад,но понимал, что это ещё не та газета, которуюбы мне хотелось издавать. Приближался Международный день 8 марта и я, спросив разрешенияу директора школы Галины Борисовны Кирилловой, отважился оформить сочинения учеников нашей школы о мамах в школьную газету. Руководство школы дало согласие, и первый номер нашей школьной газеты вышел 7 марта 2006 года. С названием газеты долго не мудрили – «Большая перемена» понравилось всем. У каждой солиднойгазеты есть свой лозунг, мы лозунгом поставили строчки из стихотворения поэта-земляка Николая Петровича Кириллова : «Удача приходит к весёлым!». Это не означало, что мы планировали выпускать юмористическое издание, наоборот, хотелось газету сделать серьёзной. Но вскоре стал ощущаться информационный голод. Хотя мы и работали над газетойвместе с руководством школы, хороших статей про школьную жизнь не было. Одно дело – заниматься интересным делом для себя, и совершенно другое - пытаться «подбить» на это дело других. Вначале мы пошли неправильным путём - пытались заставлять классных руководителей и учителей-предметников писать статьи, используя административный ресурс. Давили на педагогических советах: «Пишите в газету, коллеги!». Некоторые восприняли это в штыки. Понять их можно, это лишняя работа. Раз учителя стали тормозить выпуск газеты, обратились к детям, но и дети без восторга восприняли известие об обязанности писатьстатьив газету. Ведь инициатива издания газетыисходила от учителей.
Наша газета была заявлена как еженедельная, и время диктовало свои условия: «Или выпускаем газету, или закрываем!». Кто-то из учителей предлагал издавать один номер газеты в месяц или даже в четверть. И тут мне, как учителю истории вдругпришёл ответ на тот самый мною поставленный вопрос: «А зачем нужно издавать газету? Каков смысл всей этой работы?». Ведь не может же он сводиться только к навязываниюновых обязанностей ученикам и учителям? И поэтому было решено превратить газету в летопись событий школы. В газете помещается материал о классных часах, соревнованиях, конкурсах. Использовать можно и уже написанный детьми и учителями материал. Пишут ученики сочинения на уроках литературы - пожалуйста, дайте их в газету. Постепенно дети и учителя привыкли к газете. Часть тиража мы разносили бесплатно по организациям посёлка. Поэтому и местные жители тоже знали о газете. К нам обратились с просьбой поместить материал о юбилее детского сада. Решили собирать новости, материалы об истории посёлка и судьбах односельчан. А перед Днем Победы созрел новый план - решили 9 мая вручить по праздничному номеру газеты ветеранам войны и труда. Так рождались традиции. Уже шесть лет мы издаём праздничный номер газеты, полностью посвящённый нашим землякам.Золотое правило нашейгазеты – писать только о земляках, давать в газету только местный материал.
Через некоторое время стало понятно, почему некоторые учителя не пишут в газету. А оказывается учителя, как и все нормальные люди, бояться критики. Ведь любая статья,напечатанная в газете, придирчивопрочитываетсяи перечитываетсяколлегами. А коллеги - это строгие судьи! Если кто-то услышал однажды замечание в свой адрес, то может больше ничего не написать. Нерешительность, ложное стеснение нужно преодолевать, а сделать это можно только одним способом -писатьбольше, писать чаще, писать лучше! Ясампрошёл такую «большую стирку». Большую помощьмне тогда оказывала учитель русского языка и литературы Екатерина Алфеевна Конанова, а в дальнейшем Екатерина Васильевна Буракова и Елена Гелиосовна Пушкина. Иногда от моих статей не оставалось ничего. Приходилось переписывать заново. Но постепенно статьи стали понятнее, грамотнее. Спасибо за это коллегам – учителям русского языка и литературы. А впоследствии я рискнулопубликовать и свои рассказыистихи.
Естьучителя,с радостью откликающиеся на предложение давать материалы по мероприятиям, соревнованиями. Александр Викторович Пушкин, учитель физкультуры, любитрассказать на страницах газеты орайонныхсоревнованиях, в которых принимают участие наши школьники. Помещает в газете свои статьи и обращения директоршколы Елена Анатольевна Алёшичева.
Газета помогает раскрыть свой творческий потенциал не только учителям, но и детям. Школьная газета не можетиздаваться безоткликаи мнения детей. Онитоже читатели итворцыгазеты. Самое приятное, что ученикипредлагают своистихиисказки. Ну, а самый простой метод создания статьи о школьном мероприятии - попросить ученика высказать своё мнение,и всё, что он скажет, записать, отредактировать. На это нужно не так уж много времени. Кому-тоиз учеников можно дать задание написать самостоятельно статью или сочинение. В каждом классе естьученики, умеющиеинтересно рассказывать о событии. Но, увы, обычно ученикихорошие рассказчики, но не очень хорошие писатели.
Наши учителя начальных классов Мария Вениаминовна Мальцева, Юлия Валерьевна Коновалова, Алла Васильевна Рязанова вместе с детьми создают материалы о школьных буднях и праздниках. Дети могуткрасиво рассказать о событии, но, увидев бумагу, не знают, как на ней выразить свои мысли. Тут на помощь и должны прийти учителя. Нужно ли редактироватьстатьи, написанныеюнымавтором? Это ещё одна возможность поговорить с учеником о русском языке и литературе. Я думаю, чтонужно, но исправивнаписанное учеником, нужно ему объяснить,почему так сделано.
Дети должны принимать участие в издании газеты, но лучше привлекать их к работе исподволь, не накладывая на учеников определённыеобязанности. Дети могут предоставить свои фотографии для газеты. В начальных классах малыши почти не стесняются фотографироваться,а старшие ученики иногда наотрез отказываются сниматься для газеты, это тоже нужно учитывать. Можно попросить у школьников те фотографии, которые нравятся им самим. Лучше фотографировать учащихся за каким-либо занятием, не заставляядетей позировать. Тогда снимки получаются более живыми, и дети на них будут выглядеть более раскованными.
Благодаря газете, мы осуществили ряд школьных проектов. Первый - это «Электронная Книга памяти», дарветеранам, нашим землякам,на 65-летнюю годовщину Победы. Заранее договорились с учителями, что они начнут сбор данных о ветеранах труда и войны нашего посёлка. Часть материала у нас имелась в школьном музее. Было решено весь собранный материал опубликовать на страницах газеты. В течение учебного года материал был собран, прошёл через газету и был помещён на одном из сайтовв Интернете. В этом нам помогла бывшая ученица нашей школы, а теперь учитель информатики одной из школ города Кингисепа Галина Вячеславовна Сванидзе.
Кроме того, в газете публикуются научныеработы учащихся, с которыми они выступают на районных, областных и всероссийскихконкурсах. У нас в школе ещё сохраняется традиция проводить тематическиенедели, например, «Неделю здоровья» или «Неделю птиц». Все эти мероприятия находят отклик в газете.
Даже политическая жизнь в посёлке отражается на страницахнашей газеты.Предположим, приехалглава администрации районав школу – об этом будут знать все! Газета расскажет, чтоон обещал и к чему призывал. Не обошла наша газета и тему выборов. Но мне кажется, что школьная газета должна стоятьвне политики. У учителей разные политические предпочтения, и каждыйизних имеетна это право. А публикацияв газете материала против какой либополитическойпартии может привести к расколу в педагогическом коллективе.
В любом случае газета не должна быть «яблоком раздора» ни для педагогов, ни для учеников и родителей. В газете мы не пишем о неудачах наших учеников, не ругаем их, не стыдим, а пытаемся отобразить их лучшие черты, их таланты и дарования. И потому ученики с радостьюрассматривают новый номер, который рассказывает ещё об одной прожитой школьнойнеделе! Изданиегазеты помогаетвработе над школьным сайтом - всегда есть уже готовый материал. Данные из школьной газеты могут бытьиспользованыпри составлениипортфолиодля учителей и учащихся. Электронная версия газеты хранится на школьном компьютере. Через газету можно поздравитьветеранов педагогическоготрудас днём рождения, авсехжителей посёлка с праздниками. Газета как зеркало отражает всюжизнь школы. Сейчас, благодаря газете, осуществляется ещё один совместныйпроект - «Подготовка к 50-летнему юбилею Новокемской школы». Идея состоит в том, чтобы собрать весьматериал об учителяхшколы, о деятельности школы и её учениках и выпускниках, пропущенный через газету, и к юбилею школы в августе 2012 года издать его в книжном варианте.
Теперь о технической стороне вопроса. Газета издаётся на четырёх страницах формата бумаги А-4, то есть на двух листах с двухсторонней печатью. Размер шрифта 10, Times New Roman . Шрифт можно менять по вашему усмотрению. Обычно текст на странице разбивается на две колонки, вставляются фотографии. Неплохо было бы верстать газету с помощью специальной программы, но такой у нас нет. Я пытался скачать с Интернета, но так и не смог этого сделать. Набор текста производится в основномна домашнем компьютере, эта работа не трудная. Труднее придумать оформление, поработать над содержанием материала, отобрать интересные факты, написать стихотворение на злободневную тему. Газету мы распечатываем в школе на чёрно-белом принтере, в исключительных случаях выпускаем цветной номер. Для нас печататьцветные номера очень дорого и неудобно, потому что краску мы можем купить только в райцентре или в областном центре, а это далеко от нашего посёлка. Тираж газеты 10 экземпляров. Два номера для школы: один идет в архив, другой вывешивается вместо стенгазеты. Остальные номера разносим по организациям и учреждениям нашего посёлка: библиотека, Дом культуры, администрация поселения, детский сад, Кемский рейд. Газетараспространяется бесплатно.
Наша газета «Большая перемена» победила в областном конкурсе «Больше журналов хороших и разных» в 2010 году, но это не означает, что можно почивать на лаврах!
Проблемой для нашей газеты являетсяеё полиграфическое исполнение, обычные принтеры печатают не очень качественно. Хотелось бы видеть в дальнейшем газету цветной. Мне хочется поблагодарить всех учителей и учеников нашей школы за сотрудничествопо изданию газеты. Пока живёт школа, будет жить и школьная газета, отражающая все важные события школьной страны. А всем желающим заняться этим интересным делом пожелаю терпения и творческого подхода.
Валерий Митрофанов , учитель истории, обществознания, экономики Новокемской средней школы Вашкинского района Вологодской области
Увидеть выпуски школьной газеты Новокемской средней школы Вологодской области можно, пройдя по этой ссылке:
- Особое значение в газете имеют её рубрики. Газета без рубрик всё равно, что костюм без пуговиц, уроки без перемен.
- Рубрика – это часть так называемого заголовочного комплекса . Рубрика – надзаголовок, конкретизирующий тему материала,
- Рубрики позволяют читателю безошибочно находить в издании именно то, что его интересует.
- Рубрики позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, определить важнейшие тематические направления его публикаций.
- Рубрики облегчают разработку композиционной модели газеты, определение её структуры и построение каждого номера. Поэтому важная задача редколлегии – сформировать систему рубрик газеты.
- Существуют два вида рубрик:
- Важнейшие – тематические рубрики, определяющие тематику публикаций. Тематическая рубрика объединяет как однотемную подборку публикаций на газетной полосе, так и целую тематическую полосу.
Экономика
Политика
Культура
Образование
- Столь же активно в газете используют служебные рубрики. Они также помогают организации материалов номера, а читателям – в поиске интересующих их публикаций.
- Применяют несколько видов служебных рубрик.
- Жанровые рубрики (определяют жанр публикаций):
Факт и комментарий
Наше интервью
Репортаж
Обозрение
- Временные рубрики (обозначают время событий, о которых сообщают публикации):
- Региональная рубрика (ограничивает регион, о котором сообщает газета):
- Аудиторная рубрика (нацелена на определённую группу читателей):
Сегодня и вчера
Пульс недели
Вчера в нашем городе
Заграница
Для вас, книголюбы
Советы садоводам
- Служебные рубрики могут подсказывать источник информации, публикуемой в газете:
- Есть понятие- монопольные рубрики, которые встречаются только в данном издании.
- От системы рубрик зависит имидж издания, монопольные рубрики играют в его формировании огромную роль.
Информационные агентства сообщают
От наших собственных корреспондентов
Мнение эксперта
События, факты
Пробы пера
Репортаж
История нашего города
- В каждой газете должна быть разработана своя система рубрик, различающихся характером, продолжительностью своего существования, ориентацией на определённую аудиторию и т.д.
- Одни рубрики используются в издании постоянно и обычно совпадают с главными тематическими разделами газеты, другие имеют временный характер, эпизодический. Они помогают уточнить характер публикации.
- Рубрика чаще всего ставится над текстом, но иногда ее «привязывают» к заголовку или «топят» в тексте (т.е. помещают внутри текста).
- Роль рубрики может выполнять и заставка – это рисунок или фотография, отражающая тему материала. Например, шрифтовую рубрику «Спорт» чаще всего заменяют небольшим рисунком со спортивной символикой.
Главный вопрос
- Рубрика должна быть броской, информационной, желательно, не скучной, ещё желательнее, оригинальной.
- Про этом, в отличие от заголовка, она должна быть предельно краткой и универсальной – многоразового использования.
Школьная газета, конечно, должна иметь рубрики, состоящие из школьных «терминов».
Не «В часы досуга», а «Перемена» .
Не «Наши педагоги», а «Учительская» .
Не «В мире мудрых мыслей», а «Шпаргалка на всю жизнь».
над чем надо думать и думать.
Желаем вам в этом успехов!
Делимся опытом:
Все команды пришли со своими газетами. Пусть каждая назовёт свои рубрики.
Интересные находки можно записать, выделить школу, где наиболее удачная система рубрик.
Общая проблема: избитые рубрики, мало уделяем им внимания.
«Лента событий», «Звездопад»; «Это интересно»; «Фотоэтюд»; «Репортаж с места событий»; «Кадетское самоуправление информирует»; «Проба пера»; «Галерея», «Поздравляем!»; «Интервью номера»; «Связь поколений».
Сегодня влияние публицистики на человека велико. И это независимо от возраста читателя. Именно поэтому все чаще в школах начали выпускать свои газеты, где ученики информируются обо всех интересных событиях, которые происходили или же будут происходить в родных пенатах. Что такое школьная газета, какова ее главная цель и какая информация там должна отображаться - обо всем этом и хочется сейчас поговорить.
Главное о школьной газете
В самом начале нужно рассмотреть главные правила создания школьной газеты. Итак, о чем нужно знать и помнить?
- Школьная газета не должна быть большой. Однако и не состоять из двух листов. Объем ее должен быть таков, чтобы вмещалось достаточное количество полезной информации, однако не было много лишнего.
- Данное издание должно быть ярким и привлекательным на первый взгляд для учеников.
- Хорошо, если дети будут с нетерпением ждать очередной выпуск школьной газеты. Для этого ребят можно заинтересовать. Так, из выпуска в выпуск можно печать части захватывающего произведения.
- Газета должна быть напечатана на хорошей бумаге, краски должны быть также качественными. Ведь только такое издание будет приятно брать в руки.
- Важно продумать дизайн главной страницы газеты. Это издание должно быть узнаваемо.
Составляющие части
Из каких обязательных пунктов должна состоять школьная газета? Так, данное издание обязательно должно включать:
- Свежие новости. Обычно они печатаются на первой полосе. Тут можно информировать детей обо всем важном, что произошло за период, пока газета не выходила.
- Объявления. Также надо ребятам рассказывать о том, какие мероприятия будут проведены в ближайшее время. Как на уровне школы, так и на уровне населенного пункта.
- Новости образования. Обязательно также надо публиковать что-то интересное из области образования. Инновации, новые проекты, планы, которые непосредственно будут касаться учеников.
- Страничка творчества. Нужно также отвести небольшое место, где дети смогут публиковать свои «пробы пера». Это могут быть стихи, сочинения или же рассказы школьников.
- Веселые моменты. Ну и, конечно же, школьная газета должна поднимать настроение. Тут не обойтись без юмора. Так, это могут быть безобидные анекдоты, но также могут быть и карикатуры или картинки, которые должны чему-то полезному учить или же высмеивать негативные качества.
Несколько слов о публикациях
Также важно отметить, что статья в школьную газету должна подаваться людьми, которые умеют красиво и лаконично излагать текст. Так, это могут быть ученики этой же школы, которым удается без проблем писать различного рода информативные материалы. При этом стоит помнить, что любая заметка в школьную газету не должна быть слишком большой и объемной. Такое творчество читать мало кто будет. Детям важно как можно скорее получить всю полезную информацию. Поэтому все публикации должны быть максимально краткими, без лишних слов и так называемой «воды». Также стоит помнить о том, что многие материалы можно иллюстрировать фотографиями или же просто картинками. Это привлечет внимание большинства детей и заставит их прочитать написанный текст.