Домой / Препараты / Росреестр изменения с 1 января года. Как было раньше: егрп и гкн

Росреестр изменения с 1 января года. Как было раньше: егрп и гкн

Вступившие в силу новые правила регистрации недвижимости с 2017 года меняют подход к сделкам и уточняют само понятие некоторых объектов.

Объединение Росреестра и Кадастровой палаты

С 1 января вступил в силу ФЗ-218 «О госрегистрации недвижимости» , который регламентирует новые правила регистрации недвижимости 2017. Отныне поставить квартиру или загородный дом на учет и зарегистрировать право собственности на имущество при сделках купли-продажи или дарения можно в одном учреждении. Еще совсем недавно приходилось посещать Росреестр, а затем Кадастровую палату.

Отмечается, что слияние двух структур уже вызвало проблемы. В некоторых регионах в декабре Росреестр перестал принимать документы. Причина – переход на новую электронную систему регистрации, которая стала еще одним нововведением наступившего года.

Единый государственный росреестр

Новые правила регистрации недвижимости с 2017 года закрепляют норму, по которой все сделки фиксируются в ЕГРН – Едином государственном реестре недвижимости. Бумажные копии документов составляться не будут.

Цели ЕГРН:

    архивирование всей информации по сделкам с недвижимостью;

    закрепление прав собственников и контроль за соблюдением их прав;

    снижение бюрократической волокиты;

    отсутствие проблем, вызванных потерей документов в бумажном виде.

Но главное – документы теперь должны выдавать быстрее:

    оформление сделки – вместо 10 рабочих дней 5;

    регистрация прав собственности – вместо 10 – 7;

    выписка из ЕГРН – вместо 5 за 3.

На заметку! При заказе сразу двух услуг (регистрация сделки и прав собственности) срок оформления составит 10 дней (через МФЦ – 12 суток).

Документы с доставкой

Вступившие в силу правила регистрации недвижимости в 2017 году позволяют воспользоваться нововведением – курьерской доставкой бумаг на указанный адрес. Ранее за ними нужно было приезжать лично или оформлять у нотариуса доверенность. В бланки Росреестра добавили отдельную строку «доставка курьером», которая за дополнительную плату избавляет от траты времени.

Оформить и распорядиться имуществом удаленно

Заработала и экстерриториальная система документооборота. Для оформления имущества в собственность не придется выезжать по фактическому адресу нахождения объекта. Сделать это можно из любой точки страны. То же касается ситуаций, при которых имущество продается, покупается или дарится.

Машиноместа стали недвижимым имуществом

Изменено понимание термина «машиноместо». Если до 2017 г. они считались составляющей общедомового имущества и не могли быть оформлены в частную собственность, то с 1 января:

    в Гражданском кодексе появилось само понятие «машиноместо» (изменения внесены в ФЗ-315);

    места на парковках и в подземных гаражах можно оформлять в собственность, продавать, обменивать и дарить без получения согласия остальных владельцев машиномест.

На заметку! Нововведение не распространяется на места во дворах, наземных стоянках и обочинах – стать их владельцем по-прежнему нельзя.

Интересно, что с момента вступления закона в силу стать владельцем машиноместа в московских паркингах новостроек не захотел пока ни один автовладелец. Ранее девелоперы отмечали, что спрос на места для автостоянки в новостройках Москвы крайне низок.

Бессрочная приватизация

Последняя дата завершения бесплатной приватизации, запланированная на 1 марта 2017 г., вновь оказалась неактуальной. Продлить ее до 2020 г. изначально хотели только для жителей Крыма, но в конце февраля Владимир Путин подписал закон о бессрочной приватизации на территории всей страны.

По двойному тарифу

Двойные расходы ожидают тех, кто до сих пор не оформил загородные дома, возведенные на участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Если граждане не заявят о своих правах в 2017 году, то получат квитанцию на оплату земельного налога , рассчитанного по двойному тарифу.

Важно, что теперь вместо декларации основанием для регистрации домов, бань и гаражей в садовых товариществах стал технический план. Если раньше было достаточно заполнить декларацию, заплатить госпошлину в 350 рублей и отдать вместе с заявлением в Росреестр, то теперь для оформления технического плана необходимо вызвать БТИ и кадастровых инженеров, которые зафиксируют точные координаты дома, обмерят строение и изготовят в течение недели техплан. В Росреестре обещают, что новшество не должно осложнить жизнь россиянам.

Напомним, что «дачная амнистия » (ФЗ № 93), предполагающая упрощенную процедуру оформления недвижимости, продлена до 1 марта 2018 г., но только в отношении домов, выстроенных на участках для ИЖС.

Пишет rovego в http://rovego.livejournal.com/7252719.html

Мне прислали обращение сотрудников многострадального Росреестра к Президенту РФ и в Генеральную прокуратуру. Путин в России, видите ли, - последняя и единственная инстанция, способная справиться с произволом чиновников и восстановить справедливость. Это, конечно, неправильно. Но такова реальность.

Сотрудники пишут Путину и прокурорам, что 218 ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2017 года, фактически не работает. То есть государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на территории всей Российской Федерации вообще не осуществляется по причине невозможности работы Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН), так как сведения, содержащиеся в ЕГРН, в нарушение требований указанного федерального закона недостоверны.

То есть по сути ЕГРН - единый информационный ресурс, который должен был объединить базы данных государственного реестра недвижимости и государственного кадастра недвижимости - фикция! Его нет, хотя за 3 года на его создание потрачено порядка 2 млрд (!) рублей. Представляете себе масштаб распила.


Руководство Росреестра, что следует из письма, тщательно скрывает этот факт, вплоть до того, что издало соответствующий приказ, запрещающий сотрудникам даже инициировать обсуждение данной темы в СМИ и соцсетях. Ну и как об этом не написать?! :)

Проверил информацию. Зашел на сайт ЕГРН. Попытка получить выписку через сайт закончилась крахом, так как разделы не работают (хотя с 1 января 2017 года обещали все сделать - обманули, стало быть).

Нашел информацию. Спохватились. Отписались. «Росреестр на неопределенный срок прекратил предоставление электронных услуг». «Проводится актуализация контента подразделов в связи со вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” и подзаконных нормативных правовых актов». Сколько? Полтора года актуализации контента?! Мда…

Зато на главной странице красуется нынешнее обращение руководителя Росреестра Виктории Абрамченко. Но в нем про 218 ФЗ ни слова, хотя тема ключевая. Ведь даже во время ее представления коллективу Росреестра в качестве руководителя господином Шуваловым, она во всеуслышание зявила, что «…перед Службой стоит сложная задача - мы должны в короткий промежуток времени, за 2,5 месяца, обеспечить создание единой системы регистрации недвижимости. Вторая важная задача Росреестра - обеспечение качества данных единого реестра недвижимости, что необходимо для эффективного развития рынка недвижимости».

Может я что-то не так понимаю...

Попытался пообщаться с сотрудниками Реестра. Представился журналистом интернет-СМИ. Все изложенное похоже на правду. Люди запуганы, на контакт с журналистами практически не идут. Чтобы скрыть факты срыва вступления в действие Закона, руководство в срочном порядке в новогодние каникулы выдернуло людей для работы в «ручном» режиме. Но есть нюанс!..

Документы сейчас подаются только через кадастр, хотя решение о регистрации и ответственность за него лежит на регистраторах, а проверить данные кадастра из-за недоработанных баз данных регистраторы не могут… Соответственно, в случае возможных(!) злоупотреблений, они и будут виноваты. Круг замкнулся. Люди начинают увольняться, чтобы не стать козлами отпущения. Всем ведь понятно, что у нас виноватых назначают.

Не ясно только, на что рассчитывает Абрамченко со своей командой, пытаясь спрятать шило в мешке. В информационном обществе такое поведение попросту недальновидно. Все тайное становится явным.

Кстати, нынешняя команда руководства Росреестра весьма эпична. Чего только стоит руководитель управления госслужбы и кадровой политики Росреестра, отставной полковник милиции И.В. Павливкер. Память у меня хорошая. Помню и этого господина. Правда, все аккуратно подчистили, и сейчас информации в сети осталось очень мало, хотя это имя в свое время гремело на всю Москву. Но то, что сумел найти , весьма ярко его характеризует…

"Президенту Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину
ул. Ильинка, д. 23, 103132, Москва, Россия

копия: Генеральная прокуратура
Российской Федерации
ГСП-3, 125993, г.Москва,
ул.Большая Дмитровка, 15а

копия: Министру экономического развития
Российской Федерации
М.С. Орешкину
ГСП-3,125993, г. Москва,
А-47, 1-я Тверская-Ямская ул., д.1,3

Уважаемый Владимир Владимирович!

01 января 2017 года вступил в силу федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 г., который предусматривает объединение базы данных государственного реестра недвижимости и государственного кадастра недвижимости в единый информационный ресурс - Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Статья 7 указанного федерального закона устанавливает, что ведение ЕГРН осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно данным официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, для целей создания ФГИС ЕГРН Росреестром с 2014 г. по 2016 г. было заключено 16 государственных контрактов на сумму свыше 1 926 931 701 руб.

Несмотря на все усилия государства по обеспечению создания ЕГРН, потраченные бюджетные средства, ЕГРН в нарушение требований указанного федерального закона не создан и не функционирует.

До сих пор работе ЕГРН препятствуют следующие недоработки:

ФГИС ЕГРН предполагает консолидацию и использование единого информационного пространства сведений существующих баз данных ГКН и ЕГРП, а также информационных систем спутников, таких как реестр кадастровых инженеров, информационная система государственного земельного надзора, единой электронной картографической основы и т.д.

Так, объединению подлежат 83 базы данных АИС КН и 83 базы данных ЕГРП (не считаю Республику Крым и г. Севастополь). Всего около 300 млн. объектов недвижимости, каждых из которых имеет десятки уникальных характеристик, таких как кадастровых номер, сведения о правах, площади, кадастровой оценке, истории изменений характеристик и т.д.

Кроме семантических сведений об объектах недвижимости консолидации подлежат и сведения о координатах и иных пространственных данных объектов землеустройства.

Однако реализации экстерриториальной государственной регистрации препятствует до сих пор не реализованная стратегия архивного хранения, подразумевающая перевод в электронный вид документов архивного хранения на местах. Причем данный факт делает невозможным реализацию не только федерального экстерриториального принципа, но и регионального.

ФГИС ЕГРН должен функционировать по централизованной схеме без необходимости сохранения на местах серверных мощностей. Однако при этом требуется развитие сети каналов передачи данных. С учетом введения в действие ЕГРН существующая сеть каналов передачи данных не способна обеспечить корректное функционирование ЕГРН.

ФГИС ЕГРН подразумевает оснащение каждого работника приема заявителей, а также государственных регистраторов и иных работников производственных отделов усиленными квалифицированными электронными подписями, Однако не должным образом была рассчитана потребность в закупке физических носителей УКЭП, а также сами лимиты потребности в УКЭП. Таким образом, работы по выпуску УКЭП в необходимом для работы с 01.01.2017 в условиях действия положений федерального закона выполнены не были.

Особенно следует отметить, что плановая дата завершения работ по миграции баз данных ГКН и ЕГРП в ФГИС ЕГРН по контракту Росреестра намечена на 12.01.2017, то есть в 2017 году работа Росреестра осознанно осуществляется с использованием неактуальной базы данных ЕГРН, что прямо нарушает требования федерального закона.

Подсистема приема и обработки документов (ППОЗ) разрабатывалась как автоматизированная среда управления бизнес процессом приема, распределения на работников, маршрутизации выдачи готовых документов, администрирования пошлин и плат за оказания услуги, а также для проведения автоматических первичных проверок поступивших от заявителя документов.

Однако разработанная ППОЗ в ходе тестирования в ряде «пилотных» территориальных органах Росреестра и филиалах ФГБУ «ФКП Росреестра» продемонстрировала свою неготовность и несостоятельность.

Так, отсутствовала связь с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Применялись так называемые программные «заглушки», имитирующие ответ от указанной системы. Таким образом, работа по осуществлению расчета платы или пошлины за оказание услуги, а также формирование соответствующего платежного документа, были бы невозможны.

Кроме того, регулярные сбои были и при работе ППОЗ в части межведомственных запросов по проверке личности заявителя и подлинности удостоверяющих личность документов. В ходе тестирования выводились ошибки в отношении реально существующих паспортов.

Разработчик сообщал на указанные замечания о неготовности внешних информационных систем поставщиков сведений для ППОЗ.

Подсистема кадастрового учета и регистрации прав (ПКУРП) в ходе опытной эксплуатации также продемонстрировала свою неготовность.

Так, не проработан вопрос совершенствования набора сервисов межведомственного взаимодействия. В систему перенесены все существовавшие на момент разработки сервисы без каких-либо изменений. При этом работоспособность этой функциональности даже с учетом сохранения существующих ресурсов продемонстрирована не была. В ответ на межведомственные запросы загружались ответы на иные объекты недвижимости, что также свидетельствует об имитации их работы.

Вовсе не реализована в ПКУРП стадия определения кадастровой стоимости.

Кроме того, нарекания вызывает и алгоритм пространственного анализа, не выявляющих ряд ошибок по заявлениям, ошибки пространственного анализа по которым были автоматически выявлены в АИС ГКН.

Полностью отсутствует и форматно логический контроль вносимых в основные и дополнительные характеристики объектов недвижимости сведений, что позволяло ставить на учет в тестовом режиме объекты с отрицательной площадью.

Не продемонстрирована и процедура предоставления сведений ЕГРН по запросу.

Подсистема Миграция создана для выполнения работ по объединению и переносу в ЕГРН сведений ГКН и ЕГРП из унаследованных информационных систем (АИС ГКН и АИС ЕГРП).

При этом требуется соблюдать требования Порядка ведения ЕГРН, утвержденные Приказом Министерства экономического развития России орт 16.12.2015 № 943.

Так, определены сведения ЕГРН приоритет которых отдается унаследованным характеристикам из ГКН или из ЕГРП (появление статуса «незасвидетельствованные»). Однако на практике миграция осуществляла простую перезапись сведений ЕГРП сведениями ГКН.

Кроме того, массово допускались ошибки при миграции в части «потери» ряда характеристик объектов недвижимости.

Процесс миграции, начиная с сентября 2016 г., перешел в стадию хаотичного исправления и повторения ранее исправленных ошибок.

При этом произошла подмена понятий миграции и гармонизации, то есть повышения качества данный. В силу различных объективных причин, в том числе и нормативных, сведения ГКН и ЕГРП в настоящее время не гармонизированы, содержат ряд технических и кадастровых ошибок, исправление которых зачастую невозможно без волеизъявления правообладателя. Работы по повышению качества данных унаследованных учетных систем ведутся с момента их внедрения и в перспективе могут быть завершены не ранее 2018 года, или только после создания качественно ЕЭКО ведения ЕГРН.

Однако при этом выполнены все необходимые работы по сопоставлению сведений ГКН и ЕГРП по кадастровому номеру, что в совокупности с применением требований Порядка ведения ЕГРН в части приоритетности сведений, позволяет выполнить миграцию. Предполагается, что объединение задач миграции и повышения качества данных является инструментом перекладывания ответственности на заказчика за срыв сроков миграции.

Возникают вопросы и в качестве реализации технологии процесса и алгоритма миграции. Так, миграция кадастрового квартала из 10 000 объектов недвижимости занимает без малого 10 часов.

Подсистему ведения пространственных данных и вовсе протестировать не представилось возможным. Задания по миграции объектов землеустройства завершаются ошибками, а проверить качество их миграции по заранее мигрированным разработчиком сведений не представилось возможным по причине отсутствия таковых сведений.

Отдельным вопросом следует отметить способ миграции элементов картографической основы ведения кадастра. Разъяснений по реализации указанного процесса представлено не было.

Для целей контроля деятельности территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» предполагалось использовать разработанную подсистему мониторинга и отчетности (ПМО).

При этом в функциональности ПМО были заявлены не только задачи по автоматической подготовке отчетов, но и автоматические выгрузки во внешние системы (ФНС, Росимущество) по заранее запрограммированному графику.

На практике же к тестированию была представлена подсистема, представляющая собой по факту лишь электронный документооборот запросов отчетов от Росреестра в свои территориальные органы, а также ответные сообщения, содержащие формы отчетов-ответов. Причем автоматическое заполнение информацией реализовано для незначительного количества полей таких отчетов.

Также следует отметить, что ПМО не предусматривает запрос отчетов аппаратов территориальных органов Росреестра от своих территориальных отделов. Таким образом, в случае необходимости представления территориальными отделами территориального органа Росреестра информации для отчета в свой аппарат управления, такое взаимодействие придется выполнить иными, отличными от ПМО средствами.

Отдельно следует отметить процесс обучения работников территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра».

Учитывая тот факт, что такое обучение не было предусмотрено Росреестром централизованно, с ноября 2016 года было принято решение организации обучения по кустовому принципу силами кустовых ТО Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра». Предварительно непродолжительное время (1-3 дня) такие кустовые субъекты были обучены разработчиком.

Учитывая непродолжительность обучения, а также отсутствие самостоятельно наработанных практических навыков по работе в ФГИС ЕГРН, эффективность такого обучения можно поставить под сомнение.

Принимая во внимание неготовность ФГИС ЕГРН к реализации Федерального закона Росреестром 23.12.2016 было принято решение о необходимости переноса сроков внедрения ФГИС ЕГРН на лето 2017 года, а работу по вступающим с 01.01.2017 требованиям обеспечить с использованием текущих информационных систем, лишившихся статуса «унаследованных».

Однако следует отметить, что в настоящее время АИС ГКН и АИС Юстиция также не готовы к реализации Федерального закона.

Так, существующие бизнес процессы не позволяют соблюдать очередность прохождения стадий учетно-регистрационной процедуры. Не реализованы новые формы уведомлений о принятом решения и исходящих документов в виде выписок из ЕГРН. Не предусмотрены и новые причины приостановлений.

Кроме того, полностью отсутствует и механизм уведомления заявителя о ходе рассмотрения заявления. Уведомления правообладателя о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия, или о получении органом регистрации запроса о предоставлении сведений по принадлежащему ему объекту недвижимости.

Все эти уведомления и информирования обязательны с 01.01.2017 г., тем не менее не реализуются в настоящее время, что является нарушением требований федерального закона.

Кроме того, для приема заявителей продолжается использование предыдущей версии ПК ПВД, не поддерживающего работу с новыми формами заявлений, для которых, кстати, Росреестром так и не были разработаны соответствующие XML-схемы, что делает невозможным доработку МФЦ своих, отличных от ПК ПВД, программных средств приема заявителей по услугам Росреестра.

Все эти моменты вынуждают ТО Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» выполнять большой объем работы вручную до момента доработок АИС ГКН и АИС ЕГРП, плановая дата первого этапа которого намечена на 05.01.2017, что делает невозможным их качественное тестирование перед открытием продуктивного приема с 09.01.2017.

Следует отметить, что в декабре 2016 года ФГБУ «ФКП Росреестра» реализовывал государственных контракт по доработке ПК ПВД, по результатам которого должна была появиться по сути новая версия ПК ПВД 3.

Однако, ПК ПВД 3 в условиях переноса внедрения ФГИС ЕГРН, с 01.01.2017 неприменим, так как несовместим с АИС ГКН и АИС ЕГРП.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на территории всей Российской Федерации фактически не осуществляется по причине невозможности работы ЕГРН, сведения, содержащиеся в ЕГРН, в нарушение требований указанного федерального закона недостоверны.

Вместе с тем, еще до вступления в законную силу указанного федерального закона, в адрес ФГБУ «ФКП Росреестра», организации, созданной Росреестром и ответственной за осуществление кадастрового учета, поступило письмо за подписью помощника вновь назначенного руководителя Росреестра Абрамченко В.В. - Сотскова А.Н. за № исх/16245-АС/16 от 24.11.2016 г., которым со ссылкой на поручение заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Абрамченко В.В ФГБУ «ФКП Росреестра» запрещается распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, любое инициирование в СМИ и социальных сетях сообщений по вопросам, связанным с реализацией ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ. Более того, указанное письмо сообщает, что для проверки исполнения данного указания пресс-службой центрального аппарата Росреестра проводится ежедневный мониторинг сообщений СМИ и социальных сетей. Аналогичный запрет установлен и для сотрудников Росреестра.

Несмотря на указанный запрет, мы, коллектив сотрудников центрального аппарата Росреестра, вынуждены обратиться к Вам с настоящим письмом.

Считаем, что указанное в письме Сотскова А.Н. поручение руководителя Росреестра Абрамченко В.В. является неправомерным поручением согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", злоупотреблением полномочиями руководителем Росреестра, направленным на сокрытие факта совершения при организации введения в действие ЕГРН деяний, предусмотренных статьями 285.3.- «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» и 293 - «Халатность» Уголовного кодекса РФ.

Коллектив Росреестра не считает возможным свое соучастие в сокрытии этих деяний, срыве исполнения федерального закона «О государственном реестре недвижимости», создании недостоверного реестра недвижимости, подрывающего все основополагающие принципы формирования Единого государственного реестра недвижимости.

Учитывая должностное положение Абрамченко В.В. и наше непосредственное подчинение ей как руководителю Росреестра, мы вынуждены оставить настоящее обращение анонимным, вместе с тем просим Вас дать поручение Генеральной прокуратуре Российской Федерации о проверке фактов, изложенных в настоящем обращении, в том числе в части фальсификации исполнения требований федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» руководством Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Людям попросту затыкают рот, поэтому они и рассылают письмо журналистам и блогерам. И это самое разумное, что можно сделать в подобной сложной ситуации. Не хотел бы я быть на их месте. Надеюсь, письмо будет рассмотрено - виновные наказаны, а невиновные не пострадают.

Последний документ удивил. Прямое запрещение на обсуждение вопроса. Ну и ну. А для проверки исполнения - пресс-служба центрального аппарата Росреестра проводит ежедневный мониторинг сообщений СМИ и соцсетей.

Ну мониторить вам не перемониторить.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - новый Закон о госрегистрации), который пришел на смену двум другим: Федеральному закону от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - старый Закон о госрегистрации) и Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - старый Закон о кадастре).

Зачем нужен новый Закон о госрегистрации недвижимости? Какие изменения ждут оборот в связи с его принятием? Об этом - в материале «ЭЖ».

С 1 января 2017 г. старый Закон о госрегистрации утратил силу, за исключением одной статьи - 31.1, которая прекращает действие с 1 января 2020 г. Старый Закон о кадастре продолжает действовать в существенно обновленной редакции - из него исключены все нормы о кадастровом учете, и теперь этот закон, как сказано в его ч. 1 ст. 1, «регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров».

Причины появления нового Закона о госрегистрации заключаются прежде всего в необходимости устранить недостатки ранее действовавшей регистрационно-учетной системы: неудобство и дороговизну двух реестров, дублирование и противоречивость их сведений. Результатом реформы должно стать устранение разрыва между кадастровым учетом как учетом объекта и регистрационным учетом как учетом прав на объекты, упрощение и ускорение регистрационных и учетных процедур, снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

Что нового, важного и полезного появилось в новом Законе по сравнению с предыдущими?

Появляется Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

Этот реестр объединяет ранее существовавшие Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости.

ЕГРН состоит из:

    реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);

    реестра прав, ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);

    реестра границ (сведения о них ранее содержались в кадастре недвижимости). Прежние реестры велись на электронных и бумажных носителях. ЕГРН ведется в электронном виде. В бумажном виде будут храниться только реестровые дела.

Появляются новые объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются

К таким объектам относятся: машино-места, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс.

Машино-места учитываются в ЕГРН и регистрируются как самостоятельные объекты недвижимости. Учет единого недвижимого комплекса и регистрация права на него проводятся в двух случаях: (1) завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса, (2) объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке. Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав (ст. 46 нового Закона о госрегистрации).

В ЕГРН, в отличие от прежних реестров, включается информация о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в РФ, об игорных зонах, лесничествах, лесопарках, охотничьих угодьях. Кроме того, в ЕГРН будет содержаться история операций с объектами. Все внесенные в реестр изменения будут сохраняться, эти данные будут отражаться в выписке из ЕГРН. Это будет полезно для проверки юридической чистоты объекта при совершении сделки с ним.

Учетом объектов и регистрацией прав занимается только Росреестр

Кадастровых палат, которые ранее занимались кадастровым учетом, больше нет (ст. 3 нового Закона о госрегистрации).

Кадастровый учет объектов и регистрация прав будут проводиться как одновременно, так и отдельно

Старые законы одновременное осуществление учета и регистрации не предусматривали. Согласно новому Закону о госрегистрации, если сведений об объекте нет в ЕГРН, его учет в кадастре и регистрация прав осуществляются одновременно в случае создания объекта недвижимости, прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации. Без проведения одновременного кадастрового учета происходят регистрация перехода права собственности и подтверждение ранее возникших прав.

Новый Закон о госрегистрации также содержит ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав. К ним относятся, в частности, создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию, прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, изменение основных характеристик объекта недвижимости (ч. 5 ст. 14 нового Закона о госрегистрации).

Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав

Ранее заявление о постановке на учет могло подать любое лицо. В новом Законе о госрегистрации перечень заявителей зависит от того, как проводятся учет и регистрация - одновременно или раздельно. Например, при одновременном осуществлении учета и регистрации заявление в отношении построенного объекта может подать собственник или законный владелец земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, а при учете в кадастре без одновременной госрегистрации - орган государственной власти, местного самоуправления, выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 15 нового Закона о госрегистрации). Ранее заявления о кадастровом учете и регистрации подавались по месту расположения объекта в пределах кадастрового и регистрационного округа. По новому закону при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости (ч. 2 ст. 18 нового Закона о госрегистрации).

По старому Закону о госрегистрации основанием для отказа в приеме являлось наличие в поданных на регистрацию документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений, подача документов, исполненных карандашом, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. В новом Законе о госрегистрации эти обстоятельства являются основанием для возврата документов без рассмотрения. Помимо этого, оставить заявление без рассмотрения регистратор может в случае неправильного формата электронных документов, отсутствия подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или регистрации прав.

Отказ в приеме документов в старом Законе о кадастре не был предусмотрен, а в старом Законе о госрегистрации был запрещен. По новому Закону о госрегистрации в приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Ранее при отправке документов на регистрацию почтой заверить у нотариуса было необходимо только подпись гражданина на заявлении. Новый Закон о госрегистрации обязывает заверять у нотариуса весь пакет посылаемых документов.

Уточнены основания приостановления кадастрового учета и госрегистрации по решению регистратора

Ранее старые законы предусматривали каждый свой перечень оснований для приостановки и отказа в регистрации. Одним из оснований для отказа каждый закон называл неустранение причин приостановки. В новом Законе о госрегистрации все ранее существовавшие причины для приостановки и отказа объединены в один перечень оснований для приостановки (по сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен - в нем указано 55 оснований). Данный перечень объединил перечни, содержащиеся в старых законах, уточнил эти основания, а кроме того, добавил новые (ст. 26 нового Закона о госрегистрации).

Основание для отказа в регистрации или учете по новому Закону о госрегистрации только одно - если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 27 нового Закона о госрегистрации). Среди новых оснований для приостановки стоит отметить следующие:

    ничтожность сделки, на основании которой возникает регистрируемое право;

    созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту;

    земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта;

    помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

Следует также обратить внимание на увеличение сроков приостановления. Ранее регистрация прав по решению регистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца. Новый Закон о госрегистрации эти сроки увеличил. Они составят: три месяца - по решению регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления) и шесть месяцев - по инициативе заявителя.

Новые основания для прекращения учета и регистрации

Новый Закон о госрегистрации предусматривает новое основание для прекращения кадастрового учета и регистрации прав: прекращение регистрации возможно по заявлению нотариуса, если документы на регистрацию подавал он сам. Если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, то прекращение государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца).

Сокращен общий срок кадастрового учета и госрегистрации прав

Ранее общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав на него составлял десять рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчислялся со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, то есть максимальный срок составлял 20 рабочих дней. Согласно новому Закону о госрегистрации (ч. 1 ст. 16) общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен. При подаче документов в Росреестр он составит:

    пять рабочих дней - для кадастрового учета;

    десять рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

    семь рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Представление сведений из Реестра

Здесь есть два новшества. Первое: если по старым законам о госрегистрации и кадастре сведения из реестров предоставлялись в срок пять рабочих дней, то по новому Закону о госрегистрации - в три рабочих дня со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений. Второе: увеличился объем информации, который предоставляется арбитражным управляющим в делах о банкротстве. Если раньше им предоставлялись сведения только о содержании правоустанавливающих документов и обобщенные сведения о правах должника на объекты недвижимого имущества, то новый Закон о госрегистрации дополнил этот список сведениями в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, причем теперь такие сведения предоставляются не только в отношении должника, но также в отношении лиц, входящих в состав органов управления должника, и лиц, контролирующих должника. Это поможет арбитражным управляющим бороться с выводом активов должников.

Новые правила исправления ошибок, содержащихся в Реестре

Указанные в старом Законе о кадастре «ошибки в сведениях» теперь называются «реестровыми ошибками». Стоит отметить новые правила: исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Это означает запрет снятия земельного участка с кадастрового учета, что всегда признавалось недопустимым в практике арбитражных судов, однако было широко распространено в практике судов общей юрисдикции. Отдельно, ввиду ее особой значимости, закон выделил порядок исправления самой распространенной и конфликтной реестровой ошибки - ошибки в описании местоположения границ земельного участка, что на практике чаще всего имеет место в виде пересечения и наложения границ. Теперь суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 нового Закона о госрегистрации).

Нововведения в части ответственности за нарушения в ходе регистрации

Таких нововведений два. Первое: по старому Закону при госрегистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки. По новому Закону о госрегистрации орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате госрегистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

Второе: ограничен размер ответственности за неисполнение решения суда (эта норма будет действовать с 1 января 2020 г.). По старому Закону о госрегистрации собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации в случае, если по не зависящим от них причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. По новому Закону о госрегистрации это право принадлежит не всем субъектам права, а только гражданам, утратившим не любое жилое помещение, а только единственное, при условии, что взыскание не производилось не по любой причине, а только в случае прекращения существования должника (смерть гражданина или исключение юридического лица из ЕГРЮЛ). Как следствие, отпала необходимость ждать год, как было положено по старому Закону о госрегистрации.

Основные выводы

В новом Законе о госрегистрации:

    ощутимо снизилось количество препятствий для регистрации и кадастрового учета: уменьшилось число представляемых документов, ускорены регистрационно-учетные процедуры, они более подробно регламентированы для того, чтобы меньше вопросов оставалось на усмотрение чиновникам. Новый Закон о госрегистрации ввел более подробные и систематизированные правила, которые раньше были разбросаны по различным нормативным актам или отражались только в судебной практике: о кадастровом учете при уточнении границ земельного участка, учете части объекта. Все больше документов Росреестр обязан запрашивать самостоятельно;

    увеличена ценность обращения к нотариусу: быстрее регистрация, нет проверки Росреестром юридической чистоты документов, что снижает риск приостановки и отказа в регистрации;

    усилен контроль Росреестра за строительством: подробно прописаны основания для приостановки при нарушении порядка возведения объектов, предусмотрена обязанность информировать компетентные органы о выявленных нарушениях при строительстве;

    выражена ориентация на электронный документооборот. Это позволит ускорить регистрационно-учетные процедуры и разгрузить бумажные архивы.

В целом новый Закон о госрегистрации заслуживает положительной оценки. Как он будет работать, покажет практика.

contrastwerkstatt/Fotolia

1. Более надежная защита покупок по ДДУ

Начинать, конечно, нужно с главного закона в сфере новостро ек . 1 января 2017 года вступ ил в силу обновленный 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» . Поправки к закону содержат новые требования к компаниям-застройщикам . В целом уточнения и дополнения направлены на защиту прав граждан , которые являются участник ами долевого строительства. Т еперь строительные компании должны будут постоянно актуализировать информацию о своей деятельности. Кроме того, уставный капитал застройщика должен соответствовать планируемому объему застро йки и не может быть менее 2,5 млн рублей. «Н аиб олее важные изменения касаются «защиты» средств дольщика. Ф инансы должны привлекаться или на специальные эскроу-счета (то есть использовать их до передачи готовой квартиры собственнику , задействовав деньги в строительстве, застройщик не сможет), или быть застрахованы, — отмечает председатель совета директо ров компании «БЕСТ- Новострой » Ирина Доброхотова . К роме того, не менее 1% от стоимости строительства, указанно го в проектной декларации, планируется перечислять в компенсационный фонд (по последним данным, этот процент может быть увеличен и до 3 % ). Таким образом , деньги дол ьщиков значительно «подорожают» , и это обязательно повлияет на себестоимость кв. м етра » . Парадоксально, но получается, что в связи с поправками , с одной стороны, увеличивается ответственность застройщиков, а с другой, покупатели квартир по сути вновь сами « оплатят » гарантии надежности стройки.

2. Налог на землю: как считаем в 2017-м?

Фактически правила изменились в 2016 году, и сейчас уже можно подвести некоторые итоги. Налог на землю теперь рассчитывается от кадастровой стоимости объекта, а она фактически равна рыночной. После определения кадастровой стоимости земельного участка собственникам рекомендуется провести оценку его рыночной стоимости (как показывает практика, последняя существенно ниже той, что определяет государство; иногда она меньше в два раза).

Есть два способа оспорить кадастровую стоимость земельного участка: обратиться в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. « О спорить результаты определения кадастровой стоимости можно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости. Об этом сказано в 10 части статьи 24.18 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Росси йской Федерации» . Для обращения в комиссию нужно соответствующее заявление, в котором указывается имя собственника земельного участка, адрес его места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость оспаривается» , — отмечает старший юрисконсуль т компании «Мой Семейный Юрист» Дмитрий Смаковский .

3. Новые градостроительные нормативы

Еще одно нововведение на рынке недвижимости в 2017 году новые требования к жилым и нежилым помещениям на первых этажах домов. В Подмосковье в течение 2016 года неоднократно всерьез обсуждался запрет на строительство квартир на первых этажах жилых зданий выше трех этажей. « Хотя спрос на жилье на первых этажах обычно невысокий, не все застройщики приветствовали эти изменения, так как именно в Подмосковье реализуется множество масштабных микрорайонов и кварталов с большим числом корпусов. Если в таких проектах все первые этажи сделать коммерческими, возникнет их переизбыток, часть помещений долго буд е т простаивать. Кроме того, есть определенные категории покупателей, которые предпочитают всем другим именно первы е этаж и (например, пожилые люди и маломобильные граждане , — отмечает Ирина Доброхотова . В итоговом тексте проекта новых градостроительных нормативов власти региона учли пожелания бизнеса: в домах высотой от четырех до 12 этажей только рекомендовано оставлять 6% площадей под размещение нежилых площадей, однако строгой нормы нет. Это позволит сохранить баланс жилья и коммерческой инфраструктуры в новостройках Подмосковья .

4. Изменения в правилах регистрации недвижимости

1 января 2017 г ода вступает в силу 218-ФЗ «О государств енной регистрации недвижимости», принятый еще в июле 2015 года (но все еще не целиком — некоторые положения вступят в силу позже) . Это огромное по значимости нововведение, которое повлечет за собой долгожданн ое упрощение и реорганизацию систем ы регистрации документов . Сама система — все ее этапы — должны стать более понятными для неспециалистов .

Будет создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит действующие сейчас Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственный реестр недвижимости (ГКН). «Теперь (Единого государственного реестр а недвижимости) будет являться главным документом, подтверждающим ваше право собственности на недвижимость. Произойдет сокращение сроков на получение государственных услуг: на регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет — не более пяти дней» , комментирует 218-ФЗ Дмитрий Смаковский .

Наконец-то у объектов недвижимости появляется единая история в реестре будут сохраняться все операции по объекту. Соответственно, информацию об этом можно получить в одной выписке.

Что поменяется? «Теперь, например, сведения, которые хранились в двух структурах ГКН и ЕГРП будут объединены в Един ом государственн ом реестр е недвижимости, весь документооборот которого переведен в электронн ый вид . Кадастровый учет теперь будет проводить лишь Росреестр и его территориальные органы. Еще одно немаловажное изменение : теперь переход права собственности будет подтверждаться не свидетельством о регистрации, а выпиской из ЕГРП» , — отмечает заместитель директора по юридическим вопросам «МИЭЛЬ Сеть офисов недвижимости» Ольга Балбек .

Важно отметить, что сведения ЕГРН (также как сегодня сведения ЕГРП) будут являться актуа льными только на момент их пред ставления. Это актуальное уточнение в законе о недвижимости, поскольку уже в день выдачи документа сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться. К ак и раньше, при совершении сделки необходимо получать выписку о правах и обременениях и сопоставлять периоды получения с датой подписания договора (дарения, купли-продажи и т. п. ).

«Кстати, теперь нотариальное удостоверение соглашения о разделе общего имущества супругов становится обязательным (раньше это было опционально и делалось по желанию заявителей ) » , добавляет Дмитрий Смаковский .

5. Новые правила налогообложения при покупке и продаже недвижимости

Уже чуть больше года (с 1 января 2016 года) применяются новые правила налогообложения доходов, которые были получены физическими лицами от продажи недвижимости (квартиры, дом а, комнаты, доли, офиса или апартаментов ). Эти правила связаны с 382-ФЗ (который бы л принял еще в конце 2014 года) и дополнил и в 2016 году Налоговый кодекс РФ статьей 217.1.

Раньше налогообложению подлежал лишь доход от продажи недвижимости , которая был а в собственности менее трех лет (после продавец был полностью освобожден от уплаты налогов). Теперь схем несколько, и ста ло важно, каким образом недвижимость была получена в собственность .

Первый вариант это недвижимость, которая перешла продавцу по наследству, дарению от родственников, в результате приватизации и ли по договору ренты с иждивением . Она должна пробыть в собственности не менее трех лет .

Второй вариант это недвижимость , которая была получена в собственность любым другим способом. Она должна находиться в собственности не менее пяти лет.

Если недвижимость продается до истечения установленных сроко в, то доход облагается налогом.

«Как мы видим, алгоритм расчета налогового обременения сделки усложнился. Дополнительные трудности возникают в связи с тем, что новые правила применяются не ко всем продажам, а к лишь к той недвижимости, которая перешла в собственность продавца после 1 января 2016 года. Это условие налогового законодательства создает ситуацию, когда параллельно действуют две системы налогообложения: старая (для недвижимости, перешедшей в собственность до 1 января 2016 года) и новая (для недвижимости, перешедшей в собственность после 1 января 2016 года). Такая двойственность сохранится до 2020 года включительно (до тех пор, пока срок владения недвижимостью с собственностью до 1 января 2016 года не превысит пять лет). Тогда отпадет необходимость определять сроки владения в соответствии с разными системами налогообложения» , Автор статей на сайт

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

​В 2017 г. вступает в силу новый закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому будет осуществляться регистрация недвижимости. Новые правила позволят упростить кадастровый учет и сократить процедуру государственной регистрации прав на недвижимость. До сих пор по некоторым данным в стране остается немало объектов недвижимости, не имеющих кадастровых номеров, соответственно право собственности на данные объекты также не зарегистрировано. Изменить ситуацию в сторону упрощения процедуры и предоставления гражданам всех условий для скорейшего ее прохождения и призван новый закон.

Основные положения нового закона о регистрации недвижимости 2017

С 01.01.2017 г. будет создан ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости. В него будут вноситься сведения из кадастра и Единого государственного реестра прав на недвижимость. Итого в состав ЕГРН войдут:

  1. Кадастр и его карты.
  2. Реестровая документация.
  3. Реестр границ всех без исключения территорий.

Представители Росреестра будут регистрировать права собственности и учитывать объекты недвижимости. Учет и регистрация будут происходить одновременно, что вдвое сократит продолжительность всех процедур.

Теперь граждане смогут выбрать на свое усмотрение форму подачи документов для регистрации:

  1. Бумажная форма. Бланки и документы можно передать сотруднику Росреестра в любом отделении, или же отправить почтой. Также можно обращаться в МФЦ.
  2. Электронная форма. Необходимо заполнить бланки на сайте Росреестра или на портале госуслуг.

Данные, поступающие в Росреестр, будут храниться в электронной форме, что сделает степень их защиты выше, а также позволит гарантировать сохранность информации. Все, что ранее было внесено в базу данных, так в ней и останется. Все правки, изменения будут сохраняться в ЕГРН. В неэлектронном виде данные будут поступать в реестр только при подаче гражданами бумажных бланков.

Документом, подтверждающим правильность кадастрового номера данного объекта недвижимости и право собственности на него, станет выписка из ЕГРН. Данные о договоре, на основании которого произошел переход права собственности, также будут содержаться в выписке. Никаких дополнительных документов для подтверждения своих прав на недвижимость более не потребуется.

Помимо самой процедуры регистрации прав, изменится в сторону упрощения механизм взаимодействия между профильными ведомствами. Если изменения в статусе объекта недвижимости произойдут в силу решения суда, то новые данные поступят в реестр без участия правообладателя. В Росреестр данные также будут переданы автоматически.

Важное нововведение отменяет обязанность подавать документы по месту нахождения объекта недвижимости . Теперь граждане и юридические лица могут подавать сведения в любое удобное подразделение Росреестра или в отделение МФЦ по месту пребывания.

Срок прохождения всех процедур сократятся вдвое . Объект недвижимости будет поставлен на кадастровый учет в течение 5 дней с момента подачи данных, и в тот же самый срок будет выполнена государственная регистрация права собственности. Для получения нового кадастрового номера срок увеличивается на 2 дня, а для тех, кто выполняет регистрацию через МФЦ, срок увеличивается на 4 дня. При желании выполнить обе процедуры разом, следует закладывать срок в 10 дней или 12 (при оформлении через МФЦ). Сроки не зависят от формы подачи данных - бумажная или электронная.

В случае, если Росреестр допустил ошибку, или же незаконно отказал в регистрации обратившемуся, возможно урегулирование возникшего спора в судебном порядке. Если же будет установлено, что спор возник по вине истца или третьего лица, то Росреестр будет вправе подать регрессный иск.

В случае утраты собственником права на объект недвижимости в процессе мошеннической сделки, закон описывает ряд условий, при соблюдении которых такой бывший собственник сможет получить однократную компенсацию. Данная ситуация распространяется на все случаи, когда недвижимость на момент возникновения спора оказалась зарегистрированной на имя добросовестного приобретателя. Финансировать такие выплаты станет государственный федеральный бюджет, но сумма компенсации не будет превышать 1 млн. руб.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Что изменится в регистрации недвижимости с 2017 года

Резюмируя, можно подвести итоги изменений, которые произойдут с 01.01.2017 г. в регистрации объектов недвижимости. С созданием ЕГРН будет объединена база данных по кадастру и по реестру прав собственности. В итоге существенно упростятся следующие процедуры:

  1. Срок государственной регистрации и оформления нового кадастрового номера на данный объект недвижимости будет сокращен в 2 раза.
  2. Каждый вправе выбрать удобную ему форму подачи сведений в Росреестр - в бумажной форме или в электронной. Причем сделать это можно в любой точке страны, если податель документов желает сделать это лично. Все это сделано для удобства граждан, в особенности тех, кто проживает в сельской местности.
  3. Если объект недвижимости становится объектом судебного разбирательства, в результате судебного решения изменяется его собственник и/или кадастровый номер, тогда эти данные поступают в базу данных реестра без участия собственника, автоматически.
  4. За совершение ошибок и за незаконный отказ Росреестра в регистрации права собственности закон предусматривает ответственность.
  5. База данных ЕГРН хранит все сведения об объекте недвижимости, все изменения, уточнения, исправления. Ничто не стирается и не удаляется из базы данных.

Таким образом, законодатель с вступлением в силу нового закона «О регистрации» дает гражданам и юридическим лицам возможность в самые короткие сроки и с максимальным комфортом провести процедуру регистрации прав на недвижимость. Всем, кто ранее не желал стоять в очередях и оформлять документы, теперь можно подать сведения в электронной форме не выходя из дома на портале госуслуг.