Домой / Эрозия / Как это сделано. «Спецэффекты» без компьютера

Как это сделано. «Спецэффекты» без компьютера

Для человека свойственно заниматься творчеством. Он всегда хочет создать нечто прекрасное и именно поэтому одно из самых древних видов искусства, дожившее до наших дней - изобразительное. И то, что им с удовольствием продолжают заниматься наши с вами современники, говорит о том, что для человечества очень важно умение выразиться через творчество. Как и любое искусство рисование меняется, преображается, люди находят все новые и новые возможности делать рисунки не только с помощью карандаша и красок. Например, одно из самых модных и интересных разновидностей изо, которым увлекается молодое поколение - это фризлайт.

Что такое фризлайт?

Фризлайт - это искусство рисования светом в пространстве. Создаются подобные изображения с помощью обычной фотокамеры. В чистом виде - это не совсем новое направление рисования светом. Ведь если вспомнить, то всегда были в почете фотоснимки в темное время суток, которые делались на длительной выдержке, когда источники света, что двигались, создавали красивые линии в композиции. Автомобиль, передвигающийся на высокой скорости с включенными фарами или тлеющая сигарета - все является источником света и может оставлять световой трек на фотографии. Иногда этот шлейф может выглядеть очень интересно и эффектно и привносить некую динамику в снимок. Такое свойство света было взято на вооружение современными фотохудожниками и можно сказать «изобретено» новое направление, получившее название фризлайт.

Первым светохудожником считается Пабло Пикассо. Его невообразимая и буйная фантазия позволила зародиться новому направлению, которое только в 2002 году получило свое дальнейшее активное развитие в Германии.

Фризлайт - это командное искусство. Для создания изображения нужно, как минимум, два человека: фотограф и фризлайтер (человек, который рисует). Весь арсенал и необходимые аксессуары для воплощение в жизнь интересных картин - всего лишь источник света, фотоаппарат и фантазия. Еще одним обязательным условием является темное время суток или достаточно затемненное помещение.

Какова же техника, по которой создаются картины фризлайт? Главная составляющая, о которой должен знать каждый художник-фризлайтер, что чем длиннее выдержка, тем больше времени есть для рисования светом.

Движения фризлайтера, безусловно должны быть быстрыми, умелыми и выверенными, ведь времени на размышления нет. Именно поэтому вся картина или хотя бы приблизительные ее наброски должны быть заранее обдуманы и держаться в голове художника до воплощения в жизни.

Чем рисуют фризлайт?

Рабочих инструментов существует бессчетное множество. И хотя это в большинстве случаев не профессиональные инструменты, так как направление новое и получило активное развитие, можно надеяться на то, что в ближайшем будущем будут специальные приспособления, с помощью которых можно будет без труда запечатлеть прекрасные задумки.

Что используют для фризлайта современные фотохудожники?

Самые простые, а поэтому широко распространены свечи и фонарики. Удобны для рисования оптические указки и даже детские световые мечи. Более продвинутые в рисовании фризлайтом фотографы приспособили в своем творчестве отрезки дюралайта 12 В и светодиодную ленту.

Дюралайт - это прекрасный инструмент для фризлайта. Невероятно низкая стоимость, необычайно широкая палитра цветов и оттенков дюралайта открывает безграничные горизонты для творчества по созданию красочных картин.

Фотохудожники с удовольствием используют красный, синий, белый, желтый, зеленый дюралайт. Или даже несколько цветов одновременно сочетают в своих картинах, что несомненно, делает творчество более разнообразным.

Немаловажная составляющая успеха дюралайта, как инструмента рисования - большое количество источников света. Если используется лишь фонарик, то световой шлейф от него выглядит одиночной линией, в то время как в дюралайте заключено 36 светодиодов на один погонный метр! Это позволяет создавать объемный фризлайт, выпуклый в пространстве.

Классификация фризлайта

В современном фризлайте можно выделить несколько направлений: люминографию, лайт-граффити и некоторые другие. Считается, что профессиональный фризлайт - это искусство создания очевидных световых изображений. Тем не менее, абстрактные рисунки можно тоже считать фризлайтом. Кроме световых полос на фотографиях могут присутствовать люди, предметы быта, дополненные новыми элементами за счет света.

Лайт-граффити - это направление характеризуется, как искусство создания световых надписей и особо популярно среди молодежи, ведь дает новые возможности для самовыражения. При этом не портятся архитектурные объекты, не распыляются тысячи баллончиков с вредной для здоровья художника краской, ведь граффити теперь легко можно создать безопасным способом с помощью света. Да и оценивает подобный вид творчества гораздо большее количество людей, ведь отличные фотоизображения можно выложить в Сеть.

Люминография - разновидность фризлайта, вернее, одна из его ветвей. При этой технике двигается не сам источник света, а фотокамера относительно источника света. Люминография доступна в воспроизведении и одним фотохудожником.

Иногда можно услышать, что рисование световыми лучами называют еще светографикой или светописью. Как бы не назывался этот новый вид изобразительного искусства, неизменным остается то, что фризлайт создается не красками и карандашами, а светом и движением.

(англ. freezelight), световая кисть, светографика (англ. light graphic), лайтпейнтинг (англ. light painting - рисование светом) - стиль фотосъёмки, техника рисования светом, практически, новый жанр в искусстве фотографии, далее "фризлайт".
Для съемки в этом стиле не нужен Photoshop или другой графический редакторов, разве только для уменьшения размеров фоток, а всё остальное делается с помощью фотоаппарата, штатива, выдержки, фонарика и креативного мышления.

Техника съёмки фризлайт.

Начать рекомендую с идеи съемки, предлагаю нарисовать простой - смайлик. Нам понадобится фотоаппарат , штатив , фонарик и тёмное помещение (локация).
В тёмном помещении размещаем фотоаппарат на штатив, выставляем режим M (мануал) или режим приоритета выдержки - устанавливаем длительную выдержку, а дальше - дело техники, но у нас сразу появляется проблема, а именно - не получается фокусироваться =(. Для решения этой проблемы мы используем один из фонариков, которым мы будем подсвечивать "фокус".
Съемка началась - вторым фонариком рисуем объект съемки/смайл или узоры. Опять же, я использую мануальный режим съемки, так как необходимо не менять настройки выдержки, экспозиции и фокусировки.
Инструменты освещения - любые осветительные приборы, фонарики (светодиодные и с галогенной лампой), свечи и даже экран iPhone способен осветить место съемки.
Обращаю внимание, в кадре будет видно только то, что мы осветили фонариком.

Как сделать фризлайт в домашних условиях.

По сути, техника съемки в домашних условиях фризлайта не отличается от съемки фризлайта на улице. Нам опять понадобиться фотоаппарат, штатив, локация и идея съемки.

Видео уроки по съёмке светом.

Фризлайт на "СТС" - Галилео


Фризлайт на "Ц"




Настройки камеры для рисования светом: выдержка, диафрагма, ISO


Фризлайт в студии

Фотографии из серии фризлайт / Lichtfaktor


























Новый год - один из самых торжественных и массовых праздников в нашей стране. Отмечают его обычно в большой компании: в семейном кругу или c друзьями, коллегами. Если в такой компании найдется фотолюбитель, то можно во время торжества сделать такой необычный кадр в стиле фризлайт.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 85.0 мм экв.

Название “фризлайт” переводится буквально как “заморозка света”, но точнее будет сказать “рисование светом”. Суть его в том, что на выдержке в несколько секунд непосредственно в кадре двигают любой точечный источником света: небольшой фонарик, свечу или бенгальский огонь. При этом вся траектория движения источника света остается на снимке. А вот “художник” на такой длинной выдержке размоется от собственных движений, от него в лучшем случае останется не очень четкий силуэт. Таким образом прямо в кадре можно рисовать, писать надписи. Безусловно, это требует определенной сноровки, но и научиться можно буквально с нескольких попыток.

Особенно интересно такую съемку проводить коллективно: пусть каждый участник процесса нарисует в кадре что-нибудь. Например, я попросил четверых своих друзей нарисовать каждого по цифре. В итоге на фото получилась надпись “2015”. Безусловно, снимать фризлайт можно и одному, но в компании интереснее и веселее. Всё, что вам потребуется для съемки:

    Штатив. Ведь съемка будет вестись на выдержке в несколько секунд. Если держать при этом камеру в руках, ничего не получится: кадр будет смазанным, нечетким. Если штатива нет, фотоаппарат можно поставить на стол, стул стопку книг или любую другую надежную поверхность. Однако, без штатива будет сложнее скомпоновать снимок, да и идеальной резкости вряд ли удастся добиться.

    Фотоаппарат с возможностью ручной настройки выдержки. Например, любой из зеркальных фотоаппаратов Nikon: Nikon D3300, Nikon D5300, Nikon D7100. Объектив для таких съемок подойдет также любой. Такой же возможностью обладают фотоаппараты системы Nikon 1 (Nikon 1 J4, Nikon 1 S2, Nikon 1 V3) и многие “продвинутые” компактные фотоаппараты, например Nikon COOLPIX P600.

    Слабое освещение. Чтобы что-то успеть нарисовать светом в кадре, нужна выдержка хотя бы в две секунды. Чтобы добиться такой длинной выдержки и при этом не получить слишком светлый кадр, снимать необходимо в темноте. Например, дома с выключенным светом или же ночью на улице. Чтобы кадр выглядел интереснее, лучше рисовать не в кромешной темноте, а так, чтобы все же были видны какие-то предметы на фоне или на переднем плане. Я для съемки выстроил композицию из горящей свечки, елочной игрушки, мишуры и новогодней елки.

Фризлайт: настройки фотоаппарата

Итак, камера установлена на штатив, кадр скомпонован. Пришло время подумать о настройках!

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/60 с, 85.0 мм экв.
  • Нам нужна длинная выдержка . Чтобы ее контролировать, лучше всего снимать в режиме S (приоритет выдержки) или М (полностью ручной). Насколько длинной должна быть выдержка? Во многом зависит от условий съемки и того, насколько долго вы планируете рисовать светом в кадре. Обычно 2-10 с вполне хватает. Если вы снимаете что-то большое, можно поставить и выдержку в 30 с. Если вы не уверены в выборе выдержки, я советую начать со значения 5 с. В режиме S автоматика сама настроит диафрагму в зависимости от выбранных вами параметров и условий съемки. Опытные фотографы, умеющие работать в режиме М, смогут самостоятельно подобрать диафрагму исходя из своих соображений. Обычно съемка фризлайта происходит при диафрагмах F8-F22.

    Установите минимальное ISO. Это обеспечит максимальное качество изображения и позволит не пересветить кадр на длинной выдержке.

    Настройте баланс белого. Это обеспечит корректную цветопередачу на снимке. Для съемки бенгальских огней можно использовать предустановку баланса белого “лампы накаливания”.

    Настройте фотоаппарат на автоспуск. Это позволит не трясти камеру на штативе или опоре при нажатии на кнопку спуска. При автоспуске камера сама просигнализирует вашим художникам, когда начинать рисовать.

    Заранее сфокусируйтесь на дистанции съемки. В этом вам опять помогут какие-то предметы, включенные в кадр. Я сфокусировался на свечке. Если вы снимаете в полной темноте, придется включить свет, сфокусироваться, а затем отключить автофокус: ведь в полной темноте он работать не будет.

Итак, всё готово! Раздайте задания друзьям, которые будут рисовать в кадре. Я попросил каждого нарисовать по цифре. Вы можете придумать свои идеи: фантазируйте! После этого, зажигайте бенгальские огни и нажимайте на кнопку спуска. Если вы всё делаете в одиночку, запущенный на фотоаппарате автоспуск даст вам время зажечь огонек и приготовится к самостоятельному рисованию. Сделайте несколько вариантов, а потом выбирайте лучший! Делитесь получившимися фотографиями в комментариях к статье!

В фотографии много жанров и приёмов съёмки, но одним из самых необычных является рисование светом (freezelight - замороженный свет). Для этого вида фотографии не нужен очень хороший фотоаппарат. Можно обойтись даже компактной камерой с функцией ручной установки выдержки. Обычно компакты могут выполнять выдержку до 15 секунд. Этого вполне достаточно.

Можно встретить множество названий этого жанра фотографии. Его именуют светографикой, световое граффити, freezelight (замерзший свет) и люминография. В далёком 1910 году, когда этот стиль съёмки только зарождался, фотохудожников называли лучистами. В России прославился данной деятельностью фотограф-футуролог Михаил Ларионов. Из-за того, что фотоаппаратура в те далёкие времена была очень дорогой, и не многие фотографы питали слабость к рисованию светом, данный жанр фотографии был не слишком популярен и не известен широкой публике.

Фризлайтер или люминограф использует свет вместо краски. Для «рисования» нужен источник света. Подойдёт что угодно: фонарик, мобильный телефон, свеча, горящая шерсть на верёвке… Сочетая различные источники света можно добиться лучших результатов. Сам свет создаёт композицию. Вам не нужно подсвечивать предметы. Они могут быть вовсе не видны.

Цифровые фотоаппараты позволяют бесконечно экспериментировать, не тратя на это ничего, кроме незначительного количества электроэнергии.

Для рисования светом не нужно долго учиться. Достаточно понять принцип создания картин и почувствовать пространство. Рисуя замкнутые фигуры нужно знать, где они начинаются. Но и тут есть хитрость. Вы можете поставить в пространстве палец одной руки в то время пока второй рукой рисуете при помощи фонарика. В конце нужно просто вернуться к пальцу. Главное не сбиться. Немного практики и всё получится. С большими фигурами всё сложнее.

Для креативной работы лучше запастись различными фонариками. Светодиодные панели оставляют характерные полосы. Фонари с рассеивателем рисуют жирные линии. Мигающие режимы на фонариках позволяют рисовать точками.

Перед началом съёмки следует установить камеру на штатив и настроить режим длительной выдержки. Длительность зависит от внешнего освещения и длительности рисования фигуры. Вам может хватить и двух секунд для создания простых полос. Для сложного рисунка установите 5-10 секунд. Закрывайте диафрагму, если фотографии будут слишком светлыми. Чаще всего придётся варьировать значения выдержки в диапазоне от 10 до 30 секунд.

Не устанавливайте высокое значение ISO. Если выбран Авто ISO, то камера попытается его увеличить, чтобы снимок получился светлым. Нам это не надо. Выберите значение вручную и начните с минимального. При необходимости немного увеличьте, но чем меньше значение, тем качественнее будет изображение.

Если вокруг слишком светло, то используйте фильтры нейтральной плотности.

При съёмке на улице обратите внимание на внешнее освещение. Оно не должно быть слишком сильным или его не должно быть вовсе.

Называется искусство «рисования светом» по-разному: «фризлайт» (англ. freeze «замерзать», «застывать» и англ. light «свет»), световое граффити, люминография, светографика, светопись и т.д.

Но суть — одна: светопись — это интересная и простая техника, дающая потрясающие результаты. И все, что вам действительно нужно делать — это в прямом смысле рисовать светом.

Для создания таких снимков регулируется три основных параметра камеры: выдержка, диафрагма и светочувствительность. Мастера светописи говорят, что для хорошего результата достаточно 10-30 секунд выдержки. Ее можно увеличить, однако тогда на фото будут видны цифровые шумы. Для того чтобы избежать такого эффекта, важно правильно настроить светочувствительность камеры, обычно выбирается значение в диапазоне от 50 до 200 единиц. С помощью диафрагмы можно контролировать количество света, попадающее на матрицу фотоаппарата, чем больше будет ее значение, тем меньше света попадет на матрицу и наоборот. Вообще фотохудожники рекомендуют выставлять максимально высокое значение диафрагмы. Но для того чтобы понять какое значение дает наилучший результат необходима практика.

Для того чтобы научиться «рисовать светом» не нужно каких-либо выдающихся способностей. Достаточно иметь следующее:

1. Камеру, позволяющую делать снимки на длинных и сверхдлинных выдержках. Здесь стоит выбирать цифровые камеры, так как они дают возможность сразу же оценить результат.

2. Хороший штатив. Штатив понадобится в любом случае, так как снимать придется на длинных выдержках и чем более устойчива будет камера — тем лучше.

3. Источник света. Это может быть обычный светодиодный фонарик или лампа дневного света.

4. Темное место. Чем темнее оно будет, тем лучше. Идеальное место для светописи — темная комната, куда не попадает уличный свет.

Итак, приступим:

  1. Установите камеру на штатив и сделайте несколько тестовых снимков со вспышкой или при включенном свете.
  2. Теперь необходимо выставить значения выдержки и диафрагмы. Поставьте выдержку на 10-30 секунд — это время, в течение которого вы будете рисовать и диафрагму — как мы уже отмечали выше — тем больше значение — тем лучше.
  3. Выключите свет и нажмите на кнопку спуска затвора. Как только затвор откроется, включайте фонарик и направленным лучом света «рисуйте» в поле зрения фотоаппарата. Пробуйте экспериментировать — «рисуйте» светом, как кистью — размашисто и смело или наоборот — аккуратно вырисовывайте какую-то абстракцию. Имейте в виду, чем медленнее будет движение, тем ярче оно получится на снимке. Не задерживайте луч света долго на одном месте, иначе можно засветить кадр и получить эффект прожженной пленки.
  4. Когда затвор закроется можно включить свет и посмотреть результат. Проанализируйте, что у вас получилось, и при необходимости повторяйте процесс, пока не добьетесь нужного результата.

Вот несколько идей, как можно использовать технику светописи:

1.Отрисовка предметов. Пометите предмет съемки в абсолютно темной комнате. И, проделав все подготовительные процедуры, начиная с пункта три нашего ликбеза, начинайте съемку. Нажав на кнопку спуска затвора, прорисуйте источником света контур предмета. Чтобы получить более интересный результат попробуйте поэкспериментировать с источниками света разного цвета.

2.Съемка на улице. Выберите малоосвещенное место и подходящий для съемки объект, идеально — вообще не освещенный. При работающем затворе отрисуйте контур выбранного объекта своим источником света. В результате на снимке может получиться очень интересный эффект: сюрреалистическое изображение на совершенно естественном фоне.

3.Световые надписи (граффити). Вы можете создавать всевозможные световые надписи, рисунки, абстракции в пространстве. Если вы используете стену, но просто «рисуйте светом» используя разноцветные источники света. Если вы снимаете рисунок в пространстве необходимо чтобы тот, кто «пишет» направлял луч света в сторону камеры и достаточно быстро перемещался, чтобы его силуэт не был явно выражен на снимке.

Одним словом — импровизируйте. Используйте воображение и фантазию, чтобы создавать сюрреалистические, оригинальные снимки. Для вдохновения предлагаем вам посмотреть небольшой видеоролик о том, что можно сделать при помощи камеры и источников света.

А напоследок, если вы все еще не поняли, что можно делать при помощи светописи — посмотрите это видео. Хотя это и видео, но принцип абсолютно тот же.