Домой / Эзофагит / Как развить отчетливую речь: основные техники и упражнения. Что расскажут о человеке его любимые фразы

Как развить отчетливую речь: основные техники и упражнения. Что расскажут о человеке его любимые фразы

Проблемный очерк

Речь ‒ визитная карточка человека. Так ли это? Действительно ли слова способны раскрыть человека, выявляя его черты характера, особенности, поведение? Ответ на этот вопрос берет начало в далекой древности, скрытой от нас прочной стеной времени.

Еще древние мыслители задумывались о значимости речи. Так, Сократ однажды сказал молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя». Без слов человек закрыт, «невидим для других». Действительно, составить верное представление о человеке лишь по внешнему облику кажется делом невероятно трудным, весь внешний облик лишь обложка закрытой книги, ключом к которой является речь.

Речь являет отражением внутренних установок и характера человека. Многие опытные руководители и психологи знают, что по тому, как человек изъясняется можно сказать, что это за человек, какова его стратегия поведения и как он будет взаимодействовать с другими людьми. Оказывается, мы, общаясь в друзьями на перемене, отвечая на уроке или выступая перед аудиторий, не только передаем информацию об интересующем нас предмете, но, сами того не замечая, рассказываем о себе. Как же это происходит?

Эрудиция и интеллект могут быть в известной степени оценены содержательностью речи и предполагают, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек. Оценивая речь, собеседник обращает внимание на красоту и организованность речи, на построение фраз, логическую связь между предложениями. Даже одну и ту же мысль мы можем донести до слушателя по-разному! Например, даны три высказывания: «Седня холодно, вот черт», «К моему крайнему неудовольствию, погода довольно холодная, так низко температура не опускалась с января 2005 года», «Воистину русская зима! Как говорил Пушкин: «Мороз и солнце…». Проанализировав три высказывания, мы видим, что первое принадлежит, вероятно, подростку или необразованному человеку, о чем свидетельствует наличие разговорной лексики, примитивно построенные предложения. Речь второго построена грамотно, правильно и подкреплена фактами, из чего можно сделать вывод, что говорит взрослый, эрудированный человек, склонный к несколько занудной точности, излишней наукообразности, ну а третий дополняет свою речь отрывком из знаменитого стихотворения, чем показывает свое культурное развитие или претензию на нее.

Более того, наша речь рассказывает о наших чувствах, выдает эмоции, которые мы порой не можем сдержать. Психолог Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:

Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

Спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

Заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;

Сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;

Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
- нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Значит, просто говорить умными фразами еще не является залогом успеха! Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связно, не нарушая без причины плавную текучесть голоса. Вероятнее всего, вы заметили, что голос человека сам по себе может привлекать или отталкивать слушателей. Это действительно так. Оглянитесь в свое прошлое, присмотритесь к людям, прислушайтесь к чувствам, которые у вас вызывает голос оратора, и вы поймете, что звучание голоса имеет большое значение. Крикливый директор будет отпугивать персонал и не достигнет успеха, в то время как обладатель мягкого, приятного голоса будет притягивать публику.

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе много информации не только о предмете обсуждаемой темы, но и о нас самих. По разговору мы можем узнать о психологическом состоянии человека, о его культуре, эрудиции и интеллекте. Может, нам стоит задуматься об этом? Я считаю, что мы должны совершенствовать свою речь и следить за тем, как мы говорим, ведь речь – это действительно наша визитная карточка.

Корепанова Елизавета, 10 класс, 2013

Речь для человека является самым главным средством общения. Она помогает сформировать мышление и передавать информацию между людьми. Также она управляет человеческим поведением, благодаря чему люди умеют грамотно излагать свою мысль и действовать по обстоятельствам.

Как появилась речь

Человеческая речь появилась еще в доисторические времена, потому что людям необходимо было понимать друг друга. Вначале они научились объяснять друг другу только самые главные понятия, например: «еда», «огонь», «опасность». Со временем запас слов расширялся, люди научились охотиться, шить для себя одежду, делать орудия труда. Все это требовало своих обозначений. Так, постепенно отдельные слова превращались в осознанную речь.

Какие свойства речи бывают

Современные лингвисты (люди, что занимаются изучением языков) выделяют самые главные свойства речи. Это:

  • содержательность (сколько информации передается);
  • понятность (насколько понятна данная речь другим людям);
  • действенность (насколько действенна речь к размышлениям, поступкам);
  • выразительность (окрашена ли она эмоциональным фоном).

Данные свойства помогают украсить речь, придать грамотность и содержание в ней полезной информации.

Для чего людям нужна речь

В нашем мире трудно представить общение без речи, как письменной (письмо и чтение), так и устной (это говорение, слушание и произношение). Без ее развития невозможно было бы достичь существующего уровня развития культуры и науки. Соответственно, речь жизненно необходима для передачи своих мыслей, желаний другим людям. Понимая друг друга, человек может существенно подняться на ступеньку развития во всех областях: науки и образования, медицины и географии, в познании и изучении окружающего мира и многого другого. Человеку сложно донести свое понимание, умение, не владея речью. Таким образом, речь - главный способ выражения мыслей и основной механизм человеческого мышления. Поэтому очень важно стараться усовершенствовать свою речь, наполняя свой словарный запас новыми грамотными выражениями.

Речь - это особая форма общения людей, при помощи которой люди взаимодействовали друг с другом на протяжении многих веков. Изначально это были лишь звуки, больше похожие на звуки животных. Но со временем человеческая речь развивалась все больше - в ней появлялись новые слова, человек при помощи речи мог общаться не только с людьми, принадлежащими к его языку. Но так же с иноязычно говорящими гражданами.

Веками при помощи речи люди передавали друг другу важную информацию. Не обладая даром речи, человек не смог бы удовлетворить свою потребность в общении, он не смог бы понимать других людей, и его никто не понял бы.

Речь присутствовала в жизни человека всегда - примитивная (на уровне звуков) с рождения и развитая, когда человек изучал буквы, слова.

Без речи никто из людей не смог бы написать ни одного письма, потому что речь бывает не только устной, но и письменной. Не зная слов, человек не смог бы изложить их на бумаге и донести до другого человека.

Речь объединяет людей, она делает нас людьми, теми, кто мы есть.

1. Наименование и область использования
1.1. Наименование дисциплины – Психофизиология

1.2. Условное обозначение программы – РП

1.3. Шифр специальности – 0303010.65

1.4. Номер дисциплины в учебном плане - ОПД.Ф.18

1.5. Аббревиатура кафедры – ОП

1.6. Год разработки - 2010

2. ОСНОВАНИЕ

2.1. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 030301.65 «Психология» по циклу общеобразовательных дисциплин (ЕН. Ф. 04) от 17 марта 2000 г..

2.2. Утвержденные учебные планы специальности 030301.65 «Психология» в соответствии с ГОС ВПО – 2000.

2.3. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

2.4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009 - 2003. М., 2004.

2.5. Стандарт АГТУ 02-2000.
^ 3. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

Цель курса:

Обеспечить фундаментальную подготовку высокоспециализированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями о нейробиологических основах психических явлений, процессов и состояний, включая высшие психические функции и сознание; ознакомить с современными методами психофизиологического исследования и прикладными направлениями в области психофизиологии; предоставить необходимые знания для научно-исследовательской и научно-педагогической работы.

^ Задачи курса :


  • дать будущему специалисту-психологу необходимые фундаментальные знания о мозговых механизмах психики и поведения, формирующие представления о психике как системном явлении, представленном на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях;

  • ознакомить с принципами психофизиологического исследования, с современном состоянием знаний в области механизмов кодирования и декодирования информации, психофизиологии сенсорных процессов, памяти и научения, эмоций и функциональных состояний, программирования и исполнения двигательных актов, мозговых механизмов речевой деятельности и мышления.
4. ИСТОЧНИКИ

4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения».

4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему.

4.3.ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.

4.4. Учебные планы специальности 030501 «Психология».

5. ТРЕБОВАНИЯ
В целом курс “Психофизиология» носит основополагающий научный характер и построен таким образом, чтобы ввести в сознание студентов необходимые базовые понятия для формирования представлений о строении и функционировании человеческой психики.

Студенты должны

Знать:


  • знать принципы и современные методы психофизиологического исследования: полиграфии, электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), функциональной магнитно-резонансовой томографии мозга (МРТ);

  • знать методы интеграции данных ЭЭГ и МЭГ со структурной функциональной МРТ, а также ЭЭГ – данных с психофизикой;
- знать нейрофизиологические особенности психических функций, обусловленные полом, возрастом и личностными свойствами;

Уметь:

Анализировать нейрофизиологические показатели сна и бодрствования, сенсорных и моторных реакций, внимания, памяти и речевых функций.


  • анализировать процессы переработки информации, включая нейронный уровень, связав их с нейрофизиологической основой психических процессов (внимания, восприятия, памяти, эмоций, движений, мышления, речи) и целенаправленного поведения.
Владеть:

Терминологией, принятой в психологии и биологии;

Методами сбора нейрофизиологической информации и ее анализа, в том числе регистрацией электроэнцефалограммы и тестирования функциональной асимметрии полушарий;

6. Содержание

6.1. Тематический план


Наименование

темы


Кол-во

час.


1

3

Принципы переработки информации в центральной нервной системе.

Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений, памяти, обучения. Психофизиология функциональных состояний


2

Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решения. Психофизиология высших психических функций. Когнитивная психофизиология. Прикладная психофизиология

2

Методы психофизиологического исследования. Системная психофизиология. Психофизиология индивидуальных различий

2

6

^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Тест контроля остаточных знаний студентов по дисциплине «Психофизиология»
Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии
1. Укажите основную цель курса "Психофизиология".

Цель курса - познакомить студентов с:

а) морфо-функциональной организацией мозга;

б) с физиологическими основами психических процессов и поведения;

в) с основными принципами мозговой деятельности;

г) закономерностями формирования психики в онтогенезе;

д) закономерностями формирования психики в филогенезе.
^ 2. Какой из перечисленных ритмов ЭЭГ соответствует активному бодрствованию?

а) альфа-ритм;

б) бета-ритм;

в) гамма-ритм;

г) тета-ритм;

д) дельта-ритм.
^ 3. С какой целью в психофизиологии используют метод навязывания ритма?

a) определение фокуса максимальной активности;

б) регистрация суммарной биоэлектрической активности мозга;

в) определение нарушения кровообращения мозга;

г) определение умственной работоспособности;

д) оценка уровня внимания.
^ 4. С какой целью используется метод регистрации КГР?

а) оценки уровня непроизвольного внимания;

б) оценки уровня произвольного внимания;

в) оценки уровня эмоционального напряжения:

г) оценки кратковременной памяти;

д) оценки агрессивности.
5. ^ Каково основное преимущество психофизиологических исследований в модельных опытах на животных?

а) возможность проведения серийных исследований;

б) непосредственное наблюдение за поведением;

в) применение объективных электрофизиологических методов;

г) возможность активно влиять на функциональное состояние различных мозговых структур;

д) возможность проведения лонгитюдных исследований.

Тема 6. Психофизиология памяти

1. Индивидуальная память - это:

а) восприятие информации,

б) переработка информации;

в) хранение информации,

г) воспроизведение информации;

д) восприятие, переработка, хранение и воспроизведение информации.
^ 2. Для большинства людей ведущей является:

а) зрительная память;

б) слуховая;

в) словесно-логическая;

г) смешанная;

д) эмоциональная.
^ 3. В основе кратковременной памяти лежат:

а) изменения в синапсах;

б) изменение синтеза белка;

в) изменение количества РНК в мозге;

г) изменение количества ДНК в мозге;

д) синтез нейропептидов.
^ 4. Синоптические теории памяти предполагают:

а) увеличение количества синапсов при обучении;

б) изменения морфо-функциональной организации синапсов;

в) смена медиатора в везикулах;

г) подавление тормозных синапсов;

д) подавление дофаминовых нейронов.
^ 5. Ухудшение с возрастом памяти связано в основном:

а) структурными изменениями мозга;

б) уменьшение массы мозга;

в) гибелью нейронов;

г) нарушением кровоснабжения мозга в результате атеросклероза;

д) уменьшением потока новой информации.
Тема 7. Внимание и ориентировочная реакция

^ 1. Где расположены центры зрительной ориентировочной реакции?

а) в коре больших полушарий;

б) в коре мозжечка;

в) в подкорковых ядрах;

г) в верхних буграх четверохолмия;

д) в нижних буграх четверохолмия.
^ 2. Где расположены центры слуховой ориентировочной реакции?

а) во внутреннем ухе;

б) в верхних буграх четверохолмия;

в) в нижних буграх четверохолмия;

г) в височной коре;

д) в теменной коре.
^ 3. При каких условиях возникает депрессия альфа-ритма?

а) при действии нового раздражителя;

б) при повторных действиях раздражителя;

в) во время сна,

г) во время сноведений;

д) при полном покое.
^ 4. В дошкольном периоде?

а) непроизвольное внимание отсутствует;

б) произвольное внимание отсутствует;

в) непроизвольное внимание преобладает над произвольным;

г) произвольное внимание преобладает над непроизвольным;

д) произвольное и непроизвольное внимание развиты в равной степени.
^ 5. Какая из перечисленных структур мозга обуславливает процесс внимания?

а) гиппокамп;

б) гипоталамус;

в) миндалина;

г) обонятельная луковица; е) полосатое тело.
Тема 8. Психофизиология эмоций

1. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны качеством удовлетворения:

а) биологических потребностей;

б) познавательной деятельностью;

в) развитием двигательной активности;

г) игровой деятельностью;

д) социальных потребностей.
^ 2. Укажите из перечисленных смешанную эмоцию:

а) радость;

г) гнев.
3. В чем основное биологическое значение эмоций?

а) оценка биологической значимости раздражителей;

б) средство коммуникации;

в) улучшение памяти;

г) активизируют внимание;

д) бесполезны для организма.
^ 4. Какие стриктуры мозга рассматриваются в качестве морфологического субстрата эмоций?

а) специфические проводящие пути;

б) ганглии;

в) ретикулярная формация;

г) лимбическая система;

д) комиссуаральные волокна.
5. ^ Какой из факторов оказывает большое влияние на подавление трусости?

а) физическая депривация;

б) психическая депривация;

в) сенсорно обогащенная среда;

г) стресс;

д) материальное благополучие.
Тема 9. Речевая деятельность

1. Дайте определение речи (языка).

а) система знаков;

б) система символов;

в) система знаков или символов;

г) сигналы сигналов;

д) система сигналов, подчиненных грамматическим правилам.
^ 2. Наибольшее отличие языка человека от "языка животных".

а) множественность языков и наречий;

б) множественность функций;

в) богатый звуковой репертуар;

г) высокая степень абстракции;

д) наличие письменной и устной речи.
^ 3. У большинства людей ведущим по речи является:

а) правое полушарие;

б) левое полушарие.
4. Центр Вернике расположен в коре:

а) лобной левого полушария;

б) лобной правого полушария;

в) височной левого полушария;

г) височной правого полушария;

д) теменной левого полушария.
5. ^ Центр Брака - это центр:

а) моторной речи;

б) сенсорной речи;

в) расположен в теменно-затылочной доле левого полушария;

г) расположен в височной доле левого полушария;

д) его локализация определяется национальностью человека.
Тема 9. Психофизиология мыслительной деятельности

1. Сознание как восприятие окружающей среды характерно:

а) только для животных;

б) только для человека;

в) и для животных, и для человека.
2. Сознание как восприятие окружающей среды связано:

а) с продолговатым мозгом;

б) Вариолиевым мостом;

в) средним мозгом;

г) промежуточным мозгом;

д) корой полушарий;
^ 3. Сознание как восприятие собственного "я"характерно:

а) ля всех высших позвоночных животных;

б) для приматов;

в) для человекообразных обезьян;

г) для человекообразных обезьян и человека;

д) только для человека.
^ 4. Сознание как восприятие собственного "я" связано с:

а) продолговатым мозгом;

б) Вариолиевым мостом;

в) средним мозгом;

г) промежуточным мозгом;

д) корой полушарий большого мозга.
^ 5. Какое из определений наиболее адекватно понятию "мышление"?

а) рекомбинация ранее выработанных условных рефлексов;

б) выработка новых условных рефлексов;

в) решение новых задач в проблемной ситуации;

г) сочетание индивидуального опыта с опытом историческим;

д) интуиция.
^ Вопросы к зачету по ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология».


  1. Цель и задачи психофизиологии. Объект исследования.

  2. Развитие психофизиологии в нашей стране и за рубежом (В.Вундт, Б.Гудвин, Д.Хебб, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын).

  3. Характеристика основных отраслей психофизиологии.

  4. Место психофизиологии среди других отраслей научных знаний.

  5. Методы психофизиологических исследований. ЭЭГ.

  6. Методы психофизиологических исследований. Электромиография, электропроводность кожи, электроокулография.

  7. Строение и функции нейрона.

  8. Принципы передачи и переработки информации в ЦНС.

  9. Учение о функциональных системах П.К.Анохина.

  10. Узловые механизмы функциональных систем.

  11. Формирование целостного поведенческого акта.

  12. Понятие о сенсорных системах, свойства сенсорных систем.

  13. Виды анализаторов.

  14. Особенности кодирования в сенсорных клетках.

  15. Адаптация сенсорных систем, виды адаптации.

  16. Взаимодействие сенсорных систем. Системное распознование образов.

  17. Общие сведения о мышечной системе.

  18. Двигательный навык, его формирование и автоматизация.

  19. Центральный аппарат управления движениями.

  20. Характеристика основных типов движения: сохранение позы и равновесия, локомоция, произвольные движения.

  21. Уровни двигательных реакций (палеокинетический, синергизм и штампы, пространственное поле).

  22. Виды биологической памяти.

  23. Механизмы кратковременной памяти.

  24. Механизмы долговременной памяти.

  25. Роль памяти и научения в процессе адаптации человека.

  26. Методы изучения памяти.

  27. Психофизиологичекие аспекты внимания.

  28. Виды внимания.

  29. Модели внимания Бродбента, Дойча.

  30. Теория фильтрации внимания.

  31. Основные показатели внимания. Проблемы исследования внимания.

  32. Значение эмоций в жизнедеятельности организма.

  33. Теории эмоций.

  34. Морфо-функциональные основы эмоций.

  35. Роль вегетативных реакций в реализации эмоций.

  36. Участие эмоций в компенсаторно-приспособительных реакциях организма.

  37. Понятие функционального состояния.

  38. Основные компоненты функционального состояния человека.

  39. Основные виды функциональных состояний.

  40. Проблема разработки и использования методов оценки, прогнозирования и оптимизации функциональных состояний человека.

  41. Ориентировочный рефлекс, его сущность. Значение в исследовательской деятельности.

  42. Механизмы ориентировочных рефлексов.

  43. Основные концепции сознания.

  44. Нейрональные механизмы мыслительной деятельности.

  45. Концепция коммуникативной природы сознания (П.В.Симонов). Нейронные механизмы.

  46. Дифференциальная психология. Предмет, цели, задачи, объекты исследования.

  47. Интегральная индивидуальность и ее структура.

  48. Биологические основы личностных черт, характеристика темпераментальных свойств.

  49. Психофизиологические компоненты работоспособности. Их характеристика.

  50. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности.

Основные источники:


  1. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2007. - 464с. : ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-94723-732-0.

  2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 368с. - ISBN 978-5-7567-0220-0.

  3. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2007. - 410с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-10990-8

  4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.

  5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1981.

  6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

  7. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1999.

  8. Гудвин Б. Временная организация клетки. - М., 1986.

  9. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992. № 11-12.

  10. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 1998.

  11. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. - М., 1985.

  12. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

  13. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. - М., 1984.

  14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

  15. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - М., 1997.

  16. Основы психофизиологии/ Под ред. Александрова Ю.Б. -М.,1998.
17. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001.

18. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. - М, 1979.

19.Русалов В.М. Программа дисциплины "Дифференциальная психофизиология"/Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 02.04. Психология (практическая). - М., МГУ, 1991.

^

Дополнительная литература


  1. Ашмарин И.П. Молекулярные механизмы памяти // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987

  2. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. Вып. 2.

  3. Красота и мозг. Биологические основы эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Хенцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995.

  4. Маунткасл В. Организационный принцип функционирования мозга - элементарный модуль и распределенная система // ЭделъманДж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981.

  5. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

  6. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1985.

  7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1987.

  8. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М.,1981.

  9. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1996. Т. 46. Вып. 2.

  10. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 4.

  11. Соколов Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1993. Т. 43. Вып. 2.

  12. Уолтер I. Живой мозг. М.: Мир, 1966.

  13. Хрестоматия по физиологии сенсорных систем / Ред.-сост. А.М.Черноризов. М.: РПО, 1999.

  14. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.

  15. Шеперд I. Нейробиология: В 2 т. М., 1987. Т. 1,2.

Говори по делу, живи по совести (русская пословица)

Согласно буддийской концепции, основным источником растраты жизненной энергии является разговор. Многие монахи и святые практикуют обеты молчания, с целью накопления энергии. Пустые разговоры очень сильно влияют на энерго-информационное поле человека и создают массу преград на пути духовного и ментального развития.

Во всех иерархиях люди, у которых культура речи низкая, занимают последние места. Это касается и стран - развитые страны с высокой культурой речи занимают ведущие позиции в мировой политике и экономике. В скором будущем грядет расцвет Китая и Индии, как стран, где культуре речи уделяется очень большое внимание. На Востоке человек, который не может контролировать свою речь, считается очень примитивным, хотя на Западе он может быть профессором.

Речь - первое, что характеризует человека . Существуют тесные связи между умом, речью, телом и душой. Мы становимся тем, о чем мы думаем и о чем говорит. И слово наше сильнее наших мыслей. Хотя, мысли иногда могут быть очень навязчивыми. Как говорится, в начале было Слово, и Слово было Бог. Причем, если вы будете контролировать свою речь и выполнять все свои устные обязательства, ваше слово будет приобретать все большую силу. Только помните, что вы всегда можете отказаться от обязательства, если вдруг обстоятельства меняются. Пожалуйста, относитесь внимательно ко всему, что вы говорите.

Важно помнить, что критика негативно сказывается на карме. Критикуя себя и других, мы ухудшаем свою карму, поэтому очень важно отказаться от самокритики и критики. В то же время мы присоединяемся к позитивным и положительным качествам тех личностей, которых мы восхваляем, вот почему так важно изучать биографии, истории жизни и успеха известных и просветленных людей и обсуждать их достоинства. Это самый простой способ присоединиться к ним и привнести в свою жизнь присущие им качества.

Нужно стремиться к тому, чтобы в жизни было как можно меньше эгоизма и зависти, как можно больше благости и добра. Тогда уровень и качество нашей жизни существенно повысится. Здоровые тело, ум и речь создают гармоничную личность. Своей речью за несколько минут можно значительно понизить свой энергетический уровень и даже испортить карму. Гнев, страх, негативные эмоции разрушают отношения между людьми и каждого человека в отдельности.

Существуют различные расстройства речевого аппарата. Например, запинания, заикания, картавость. Все это свидетельствует о серьезных эмоциональных расстройствах. Помните, что практически все заболевания имеют под собой психосоматическую основу, то есть, непосредственно связаны с вашей психикой. В идеале, хорошо быть самому себе врачом (конечно, не ортодоксальным) и врачевать свое тело, психотерапевтом и исцелять свою душу, филологом и следить за своей речью, развивать ее, духовным практиком и наставником - развивать внутренний духовный мир и обогащать свою душу. Это имеет прямое отношение и к тем, кто стремится к духовным вершинам, и к тем, кто нацелен на блага материального мира. Во вселенной существуют общие законы, которые работают на всех уровнях.

Самое главное, для чего дан нам наш язык, это чтение мантр и молитв, обсуждение тем, приближающих к высшим сферам.

В аюрведе говорится, что речь - проявление жизненной силы и энергии - праны. Чем больше праны, чем выше качество речи, тем более здоровый, успешный, харизматичный человек. Наиболее активно прана расходуется, когда человек говорит - особенно, критикует, материться, предъявляет претензии, жалуется или осуждает.

Пока человек молчит, можно строить лишь догадки о его внутреннем мире. По разговору же, по интонациям, выражениям, громкости и отчетливости речи можно многое узнать о личности человека. Недаром есть пословица: «Молчи, за умного сойдешь». В нашей стране культуре речи последнее время, к сожалению, уделяется мало внимания. Повсеместно распространен мат, который является жалкими обесцененными остатками от древних мощных заклинаний. Последствия употребления мата очень велики и катастрофичны: человек с каждым матным словом выплескивает в пространство свою жизненную энергию. Даже существует мнение, что люди, общающиеся матом, получают пробои в своих энергетических тонких телах, на месте этих пробоев, в дальнейшем, могут образоваться раковые опухоли.

Во всех бизнес-школах особое внимание уделяется искусству говорить и слушать. Качественный руководитель, политик, бизнесмен обязан в совершенстве овладеть искусством ораторского мастерства. Иначе, он не сможет завести аудиторию, быть эффективным лидером, проводить успешные переговоры.

По статистике более 90% ссор происходят из-за того, что мы говорим или думаем о ком-то плохо. В жизни наиболее успешны те люди, речь которых приятна и которые умеют контролировать содержание разговора. Важно, чтобы мысли были позитивными и упорядоченными. Так как хаотичность, неорганизованность и отрицательная наполненность мыслей переносится на нашу речь. Избавляйтесь от претензий, как в мыслях, так и в словах. Только вы являетесь автором своей жизни, и только вы выбираете и создаете все, что в ней происходит. Следовательно, претензии вы можете предъявлять только к себе. А мы уже говорили о важности принятия себя такими, какие мы есть. Учитесь принимать критику от других людей - это благословение свыше, ценный дар, ваш шанс стать лучше в этом мире и проявляться более качественно, на высоких уровнях. Ум и эго привычно оправдывают себя в любых положениях, стремитесь к усмирению того и другого.

Если вам нестерпимо хочется сказать какую-то резкость или гадость - досчитайте мысленно до 10. В этом случае больше шансов, что ваша речь будет более приятной и обдуманной, а гадости, возможно, говорить уже и не захочется. По началу, это может быть крайне сложно, но, к счастью, что тренируется, то развивается. Кроме того, внутреннее ожидание порождает спокойствие и осознанность, снижается эмоциональный шум, который часто мешает воспринимать ситуацию адекватно. Человек, который стремится к саморазвитию, следит за своей речью, не болтает без толку, осознанно относится к своим словам, мыслям и поступкам.

Все, что мы делаем с любовью, приближает нас к совершенству. В жизни имеет смысл проявлять как можно больше любви и благодарности, к себе и ко всему, что нас окружает. Претензии блокируют сердечную чакру, а любовь и благодарность раскрывают ее. Каждый человек и ситуация приходят к нам для того, чтобы мы имели возможность получить опыт, научиться чему-то, что нам необходимо, пройти какие-то определенные, нужные каждому из нас этапы развития сознания, личности, сущности.

Напряжение и отсутствие гармонии ведет к ужесточению уроков, чем дальше, тем страшнее. В то время, как любовь и благодарность, принятие ситуаций, людей и, в первую очередь, себя, очень позитивно сказываются на нашей карме и будущем развитии. Принятие влечет за собой расслабление, что дает возможность наслаждаться жизнью, во всех ее проявлениях.

Выбор за вами!

Николай Тимченко, психолог
Источник: Elitarium.ru

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выборе слов и стиле построения фраз.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами.

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут новыми - остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Известный отечественный лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации: «...выражение эмоциональной стороны речи - основная и, надо думать, исконная функция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речи эмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на 0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембр составляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь, триумф - сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимых персонажами высказываний: сказал он - мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

  • оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
  • сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
  • ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
  • нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Говоря о личностных характеристиках голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех - одна из выразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение к нему выразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех - есть самое здоровое». Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный, звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантов смеха:

  • на «а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;
  • на «э» (хе-хе): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;
  • на «и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);
  • на «о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением, протестом, в своей основе - издевательский и протестующий;
  • на «у» (ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя в перечне его нюансов далеко не все они рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки его хоть и воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов, но мимика, сопровождающая их, все же искусственная. Поэтому целесообразно различать: а) истинно непроизвольный смех; б) произвольный демонстративный; в) непроизвольный, но контролируемый.

Таким образом, не только речевые, но и экстралингвистические, паралингвистические особенности произношения, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и, с другой, характеризуют каждого из нас.