Домой / Гастроэнтерит / Духовные поучения преподобного Амвросия Оптинского. Самодержавная Русь

Духовные поучения преподобного Амвросия Оптинского. Самодержавная Русь

23 октября Русская Православная Церковь празднует день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. Преподобный старец оставил после себя множество наставлений. Собранные изречения – это «звуки его речи», дошедшие до нас. Каждый из нас, вслушиваясь в них, непременно найдет что-то важное для себя, полезное на пути спасения. Предлагаем вашему вниманию подборку наставлений преподобного Амвросия Оптинского

Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.

Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.

Не надо верить приметам, и не будут исполняться.

Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.

Страх Божий есть начало очищения совести.

О семейной жизни

Тогда только жизнь будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его - значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям….

Семейные тяготы должно переносить, как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой.

Советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей совестью.

Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств и будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить.

Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага.

Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.

Развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и святая Церковь…

Фотография Амвросия Оптинского. 1870-е годы

Муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься. <…> Лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвы Своих угодников, отвратил его от пути погибельного и возвратил на путь трезвой воздержанной жизни.

Молитва за близких должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем.

Избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это.

О воспитании детей

Что благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.

Крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо.

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: аще… не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное (Мф. 18: 3). А святой апостол Павел протолковал это так: Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте (1 Кор. 14: 20).

Икона с изображением Амвросия Оптинского

О покаянии

Полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся - временное, а непокаявшимся - вечное.

Всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести какую-либо рану или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе души иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь…

О спасении

Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.

О лени и унынии

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.

Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий нерушимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.

Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Преподобный Амвросий Оптинский в келии (Шамордино)

О понятии “свой крест”

Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но, когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.

О смирении

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

В день памяти преподобного Амвросия Оптинского предлагаем внимание читателям изречения этого великого подвижника II половины XIX века. .

Истина, вера, неверие:

Истина одна, но люди приближаются к ней разным образом, как показывают девять Евангельских блаженств.

Причина неверия - любовь к земной славе, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете (Ин. 5: 44).

Духовная жизнь и спасение:

…дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое.

Надобно… направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи.

…без мысленной борьбы, и без недоумений и недоразумений ни в каком месте пробыть нельзя… на земле, по слову преподобного Петра Дамаскина, спасение совершается между страхом и надеждой.

Дело же спасения совершается очень просто, как говорит апостол (Рим. 12: 14): Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа . И паки: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2) .

Любовь и милость:

Амвросий Оптинский

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение…

…постараемся положить твердое начало - не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думать дурно и подозрительно.

Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству (см. 1 Ин. 3: 15).

…начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона.

Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его - выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним…

…всем вам желаю мирного жития; понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает; все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что кийждо от своих дел или прославится или постыдится.

Осуждение и обиды ближних. Гордыня и смирение:

Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, - судить и осуждать ближнего.

…из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта - не судить и не осуждать…

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.

Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков.

Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

…на всякое искушение победа - смирение с терпением.

…за ложным смирением следует смущение.

…кто сам захочет искать чести, тот будет получать одно только бесчестие, и с этим сопряженную скорбь.

От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие…

Помни всегда отеческое слово: “Келья высит, а люди искушают”. Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, - да научится смиряться и не порицать других.

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти - ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

Зависть:

Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах, не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает.

Зависть происходит от гордости и вместе от нерадения к исполнению должного.

Всего лучше, как сказано ранее, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренной молитвой и смиренной исповедью и благоразумным молчанием.

Лукавство и правда:

…называй всякую вещь своим именем…

Мы же зело ожесточились уклонятися на шуюю сторону, под благовидными предлогами, работая тонкому чувству самолюбия и самооправдания.

…прежде всего старайся языку не давать воли, а потом и мысли. Сказано: язык - лепота неправды, сквернит все коло рождения нашего, то есть всю текущую жизнь.

Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства…

Уныние и мир душевный:

…уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим, или хоть и не дорожим, а не отвергли еще его.

…унывать и малодушествовать паче меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело…

…и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других. Мир душевный имей, а терпеть - терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина.

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: “Да воскреснет Бог”, и поклон; “Богородице Дево” (три раза и за каждым разом поклон); “Достойно есть” - и поклон.

Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений…

Грех и покаяние:

…нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы.

Неудивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.

Посты и правила:

Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости.

Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься.

Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило; но: аще хощеши внити в живот - соблюди заповеди.

Добро и зло:

Зло всегда забегает вперед, но не одолевает…

Судьбы мира:

Будущее един Бог весть. Человецы же елико глаголют, глаголют по соображению обстоятельств, елико слышат или видят.

Мудрость и знания:

…теперь все сами многое знают, а только мало из нас таких, которые бы произволяли делом исполнять то, что знают.

…кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении.

Биография преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский родился в семье пономаря Михаила Фёдоровича Гренкова 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица (Тамбовской губернии).
Мальчика назвали Александром. Он был 6-м ребенком в многодетной семье, рано оставшейся без отца. Воспитанием детей занималась мать, происходившая из семьи священника.
Когда Александру исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское духовное училище, затем в 1830-в Тамбовскую семинарию, где обучался до 1836 года. Среди наук, преподававшихся там было, в том числе, и 5 языков: греческий, еврейский, французский, татарский и славянский.
Во время учебы в семинарии Александр тяжело заболел и дал обет принять монашество, если выздоровеет. Но потом забыл об этом решении.
После семинарии он 3 года преподавал в Липецком духовном училище.
О своем обете Александр вспомнил, когда заболел снова.
Обратившись за советом к старцу, он получил благословение ехать в Оптину пустынь, куда и прибыл 8 октября 1839 г., а 2 апреля 1840 года стал послушником.
29 ноября 1842 Александр принял постриг с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского.
4 февраля 1843 он был рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря 1845 – в сан иеромонаха. Но по слабому состоянию здоровья он почти не служил в храме, и был почислен за штат. Великую схиму он принял с тем же именем – Амвросий.
После смерти преподобного Макария, помощником к которому он был назначен ранее, Амвросий принял на себя труд старчества в 1860 году.
В 1868 году Амвросий, заболев опасно в очередной раз, получил исцеление по молитвам пред чудотворной Калужской иконой Богоматери.
В 1884 году по благословению старца Амвросия, данному им духовной дочери схимонахине Софии, в селе Шамордино (неподалеку от Оптиной пустыни) был основан женский монастырь.
10 (23) октября 1891 года Амвросий отошел ко Господу и был погребен в Оптиной пустыни.
В июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых.

Множество людей стекается в Оптину Пустынь к раке с мощами преподобного Амвросия Оптинского. Народное почитание этого святого началось давно, еще при жизни. Амвросий не имел важного звания, не был ни игуменом, ни архимандритом. Этот святой преставился в сане простого иеросхимонаха. Однако он достиг такой святости, что молва распространилась не только по России, но и за рубежом.

Начало жизненного пути

Преподобный Амвросий Оптинский (биография будет описана ниже) родился в 1812 году, 5 декабря по новому стилю. В миру носил имя Александр Михайлович Гренков. Житие Амвросия Оптинского началось в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Дедушка Саши был священником в селе, а отец служил пономарем. Мальчик был шестым ребенком, после родились еще двое детей. Всего было восемь детей в семье Гренковых: четыре мальчика и четыре девочки.

Познавательно! : что это такое скрижали и каково значение

На рождение Александра в дом съехалось множество гостей. По этому поводу преподобный впоследствии часто шутил: «Родился я на людях и всю жизнь провожу на людях». Рос Саша шустрым, веселым непоседой, часто шалил. Грамоту познавал из Часослова и Псалтири. В воскресенье и церковные праздники мальчик пел и читал вместе с отцом на клиросе.

Отец рано ушел в мир иной, оставив мать с восемью детьми одну. Семье пришлось переехать к деду-священнику. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, его отдали в духовное училище.

Учился Саша прекрасно и после окончания учебного заведения поступил в духовную семинарию, которую тоже окончил с отличием. После этого не поступил в духовную академию и сан тоже не торопился принимать, как бы размышляя о дальнейшем пути.

Амвросий Оптинский в миру отличался веселым нравом, отличным чувством юмора и был душой любой компании. Он часто шутил и этим самым смешил своих друзей.

После окончания семинарии Александр Гренков некоторое время преподавал в Липецком духовном училище и давал частные уроки детям помещиков.

Когда он учился еще на последнем курсе семинарии, то тяжело заболел. И тогда он слезно молился Богу о собственном исцелении, обещая принять монашество в случае выздоровления. Юноша выздоровел и не забыл своего обещания, данного Господу, но подстригаться в монахи не решался пока, откладывал это решение. Скорее всего, сомневался, сможет ли стать хорошим монахом при таком жизнелюбии, подвижности и веселом нраве.

Так шло время, молодой человек работал, на досуге веселился, проводил время в шумных компаниях. Но все чаще он ощущал укоры совести, как будто его кто-то торопил исполнить обещанное. И вот однажды во время прогулки Амвросия Оптинского в лесу услышал Голос в журчании ручейка: «Хвалите Бога! Храните Бога!». Тогда он стал усердно молиться Божией Матери вразумить его и укрепить.

Монашество

В то время в Тамбовской губернии жил прозорливый старец Илларион. К нему и направился Александр за наставлением, в какой монастырь поступить. Подвижник ответил: «Иди в Оптину Пустынь, там ты нужен». Но и после этого молодой человек не сразу поспешил в монастырь, а продолжал работать.

Во время летних каникул вдвоем с сослуживцем отправились в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Там Александр горячо молился о помощи Божией. По возвращении из монастыря продолжал жить в миру, все еще сомневаясь в принятии монашества.

Но однажды после очередной дружеской вечеринки Александр особенно почувствовал угрызения совести за несдержанный обет Богу. Всю ночь будущий подвижник провел в раскаянии и слезной молитве, а утром ушел из дома навсегда. Опасаясь, как бы близкие не стали препятствовать ему в осуществлении планов, он никому ничего не сказал.

Приехав в Пустынь, Александр застал старчество в самом разгаре. Старчество было развито на Руси с древности. Обычно старцами назывались монахи, которые достигли определенного духовного опыта благодаря подвижничеству, непрестанной молитве. Эти люди имели дар прозорливости, исцеления, поэтому к ним стекались люди со всей страны, чтобы получить совет и духовные наставления.

Первый Оптинский старец был преподобный Лев (1768–1841), положивший начало старчеству в этом монастыре. Затем его последователями были: Макарий, Моисей, Антоний, Иларион. Прибывший в Пустынь молодой Александр Гренков застал еще в живых преподобных Льва и Макария – столпов старчества. День приезда в монастырь – 8 декабря 1839 года.

Александр по прибытии в Пустынь сразу нашел старца Льва с целью взять у него благословение на монашескую жизнь. Преподобный благословил молодого человека жить первое время в монастырской гостинице и заниматься переводом духовной книги.

Через месяц старец разрешил Александру жить в самом монастыре, не надевая подрясник. Надо было уладить дела с начальством училища, где преподавал Гренков и ожидать указ архиерея о зачислении его в штат монастыря.

Только через полгода Александру разрешили надеть подрясник и жить в качестве послушника в Пустыни. Вначале он работал в пекарне и был келейником у старца Льва. Затем молодой послушник был переведен в Скит, где часто виделся со старцем Макарием.

Там Александр тоже трудился поваром, а в свободное время ходил к старцу Льву. Старец очень любил его, называя ласково «Сашенька». Вскоре Лев, чувствуя свою близкую кончину, сказал Макарию: «Передаю этого послушника тебе».

После смерти Льва Александр стал келейником Макария. В 1841 году послушник был подстрижен в рясофор, а спустя год – в мантию с именем Амвросий (в честь св. Амвросия Медиоланского). В 1843 году стал иеродиаконом, а спустя два года – иеромонахом.

С этих пор Амвросий Оптинский чувствовал ухудшение здоровья, сильно простудился и получил серьезное осложнение на внутренние органы. В своих духовных наставлениях часто говорил, что болезни приносят большую пользу для души. От больного не требуются труды подвижничества, а только терпение и молитва.

Всю свою монашескую жизнь святой безропотно терпел постоянные болезни. У него то обострялся гастрит, начиналась рвота, то появлялись неврологические боли, то болели почки. Несмотря на болезни, Амвросий по благословению Макария переводил духовные книги, а самое главное – научил молодого монаха непрестанной умной молитве.

Важно! Иисусова молитва, называемая иначе «умной», творится монахами и благочестивыми мирянами. Она заключается в том, чтобы умом произносить слова в сердце «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Обычно ее помогают произносить четки – так можно узнать, сколько раз была прочтена молитва.

Старчество

В 1860 году старец Макарий преставился, эстафету принял Амвросий. К тому времени он достиг уже святости и принимал людей уже на протяжении 12 лет по благословению Макария. Так сбылись слова святого Илариона, Амвросий Оптинский стал старцем после смерти Макария.

На фото святой часто изображен лежащим на кровати (в таком положении он принимал посетителей, потому что не было сил встать из-за болезни). Но лицо всегда светло и радостно на фото тех лет.

Видны лучистые, добрые глаза, открытая улыбка. В 1862 году преподобный окончательно слег в постель, не мог больше посещать богослужения, поэтому причащался в келии. Но, несмотря на это, он не перестал принимать потоки посетителей, отвечать на письма.

Познавательно! Кто такой и в чем он помогает людям

Святой имел острый ум и отличное чувство юмора, часто шутил, к тому же умел сочинять стихи. Поучения старца Амвросия Оптинского почти все были в стихотворной, полушутливой форме.

Всем известны его слова:

  1. «Жить можно и в миру, но не на юру, а жить тихо».
  2. «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, а всем мое почтение».
  3. Часто старец говорил: «Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».
  4. «Монахам нельзя лечиться, а только иногда подлечиваться».
  5. «Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь – сам лопнешь».
  6. «В церкви не должно говорить. За это посылаются скорби».

Молва о добром и мудром старце скоро распространилась по всей Руси. В Оптину пустынь ехали люди разного сословия: богатые и бедные, он не делал различия между людьми, всех принимал одинаково с любовью. Приезжали к старцу такие известные писатели, как Лев Толстой и Достоевский.

Удивительна была его прозорливость. Был случай, как к нему привезли неверующую барышню, которая всю дорогу называла Амвросия лицемером и не верила в его святость. Когда весь народ дожидался выхода старца, Вера (так звали неверующую барышню) ходила нервно взад и вперед по комнате.

И когда девушка оказалась за дверью в углу, дверь внезапно распахнулась, вышел старец и сказал, заглядывая за дверь: «Кто тут у нас? А, это Вера, пришла смотреть на лицемера!». Это было настолько внезапно и поразительно, что девушка сразу забыла о своем неверии и упала на колени.

Шамординская обитель

В последние годы своей жизни старец занялся обустройством женского монастыря в Шамордино (находилось в 12 верстах от Оптиной Пустыни). Он духовно окормлял эту обитель до самой смерти. Известно, что одной из шамординских монахинь была сестра Льва Толстого, Мария Николаевна Толстая.

Монахини любили преподобного и часто молились о его здравии. Иногда преподобный даже сердился на них: «Опять вымолили!».

Старец отошел ко Господу 22 октября 1891 года в Шамординском монастыре. Перед смертью он принял великую схиму. Образ святого лег в основу произведения Достоевского «Братья Карамазовы». Так же, как и в романе, на самом деле от мощей его вначале исходил запах разложения. Это предсказывал Амвросий при жизни. Но позже смрад исчез, и распространилось дивное благоухание.

Полезное видео: житие и наставление Амвросия Оптинского

Почитание святого


Святой Амвросий Оптинский канонизирован православной церковью в 1988 году, день памяти – 23 октября и 10 июля по новому стилю. В день памяти к Введенскому собору Оптиной Пустыни, где покоятся мощи Амвросия Оптинского, стекаются толпы людей. Там же находится икона Амвросия Оптинского, от которой многие получают исцеления от болезней. Икона изображает старца в схиме, как он и был похоронен.

Многие интересуются, в чем помогает святой Авмросий Оптинский?

Старцу молятся в различных случаях:

  • при различных болезнях телесных и душевных (в том числе беснованиях);
  • при семейных раздорах, ссорах, разводе;
  • в желании найти спутника (спутницу жизни);
  • в служебных неурядицах;
  • о детях, которым не дается учеба;
  • о вразумлении заблудших детей.

И еще много чем помогает святой обращающимся к нему в молитвах людям.

Женский скит Амвросия Оптинского находится в Белоруссии на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери Жировичской. В 2005 году оно получило статус скита, и его решено было назвать в честь Амвросия Оптинского. Так почитание святого распространилось за пределами России, в Белоруссии.

Интересно! Скит находится в стадии строительства в настоящее время, хотя некоторые церкви уже действуют.

Полезное видео: указание пути ко спасению Амвросия Оптинского


Вывод

Святой Амвросий Оптинский внес неоценимый вклад в отечественное старчество. Он стал любимым святым для множества людей. Ему молятся в различных бедах и нуждах, и преподобный всегда помогает. Даже после смерти он продолжает любить народ и радушно отзывается на просьбы, обращенные к нему.

В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.

В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет - избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, - пишет богослов С. Н. Булгаков, - старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений...

Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь... Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть - на бедных»...

В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.

Тоска

Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.

Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обст ятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся.

Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска), и не оскудевает ли вера и упование на всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал: «верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете; но со искушением сотворит и избытие», то есть избавление от скорби и искушения.

Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям.

В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святителя Иоанна Златоуста к Олимпиаде...

Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную.

Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись, а иногда - и не хотящим.

Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого. Отраду же некоторую в тоске вашей находите вы при мысли о смерти потому, что тут представляется избытие многих ваших тягот. Но если бы мы, как сказано в отечнике, знали вполне, какое томление несут за гробом не получившие милости Божией, то охотно бы несли всякую здешнюю тяготу внешнюю и внутреннюю. Если о всякой вещи должны молиться Богу: «да будет воля Твоя», то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечного спасения...

Если же кто не вполне располагается или предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторые мнимо-благие желания, то он по временам будет впадать в малодушие и нетерпение, в избежание чего и советует Авва Дорофей мыслить так: «хощу яко же будет».

Жалуетесь на тоску и печаль! Такое состояние души бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собой.

Печаль, по духовным причинам бывающую, апостол называет полезной весьма: «печаль, яже по Бозе, - говорит он, - покаяние не раскаянно во спасение соделовает». Нераскаянно - значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни; этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом душ наших.

Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола, смерть соделовает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается ей, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», которые... не от Бога, но от мира сего. Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, по-видимому, блаженствующих.

Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет: «идеже зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь.

Премудрость же, яже свыше, первее чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна, нелицемерна». Несумненна - значит неосудлива. Считающие себя умеющими и более разумевающими склонны к осуждению.

Вот аз, скудоумный, увлекающийся желанием пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указал вам причины, наводящие тяготу душевную, - не в обличение, но сердечно желая избавления вам от нестерпимой печали, которая отравляет жизнь вашу.

Сами вникните и рассмотрите, от чего более происходит томление духа вашего, и, призывая со смирением и верой помощь Божию, постарайтесь по силе удалить неправильные поводы и причины. Не вотще апостол сказал: «терпения потреба, да волю Божию сотворша жизнь вечную улучим».

Да! Немалое терпение, и разумение, и смирение потребно, чтобы избавиться обоюдной стремнины, где, с одной стороны, искушает тонкое миролюбие и тягота плоти, а с другой - ревность не по разуму, доводящая до рвения. И все это лишает мира душевного, тяготит, томит, смущает.

Господи, помози! Заступи, спаси и помилуй! Помилуй нас, яко немощны есмы! Враг же противоборющий бесчеловечен и добра ненавистник, яко лев рыкая ходит иский кого поглотити; но да упразднится его кознодейство.

Преподобный Оптинский старец Амвросий родился два века тому, причислен к лику святых 25 лет назад – в год 1000-летия Крещения Руси. Именно благодаря этому доброму, веселому, простому старцу в Оптину Пустынь потянулись люди со всего мира.

«Как на людях я родился, так все на людях и живу», – шутил преподобный Амвросий, вспоминая что родила его мама в бане, в день семейного праздника, когда в доме было много гостей.

В 12 лет Александра (так звали святого в миру), который рос веселым, бойким, смышленым мальчиком, отдали в Духовное училище, которое, без особых усилий, он закончил первым в классе. Так же легко учился он и в семинарии. Здесь, более всего полюбив Священное Писание, богословские, исторические науки, он получил те знания, которые пригодились ему в будущем.

Пережив ряд испытаний, в 28 лет Александр оказался в месте своего будущего подвига, – в Оптиной Пустыне, и в 30 лет был пострижен здесь в мантию с именем Амвросий.

Промыслом Божьим ему открылся путь духовничества и старчества. Целыми днями его келья была открыта. Старец принимал с одинаковым расположением и любовью и старушек, и известных общественных деятелей, и писателей, среди которых были Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой, М.Н. Погодин и другие.

Чем же так привлекал к себе сердца людей преподобный Амвросий?

«Нужно жить не­лицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно».

«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Именно таким способом часто разговаривал старец со своими посетителями.

Преподобный Амвросий, наделенный от Бога дарами рассудительности, любви к ближнему, прозорливости и чудотворения, был смирен и никогда не учил прямо от себя, свои слова основывал на словах Священного Писания или говорил сокровенно, скрывая свое знание за словами: «люди говорят». Даже дар исцеления святой старец скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам или святыням.

Предлагаем вам некоторые из поучений старца Амвросия, а также его искрометные пословицы и поговорки.

Поучения

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальным непрестанно вверх стремится; а мы заляжем на землю, и встать не можем.

Рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего.

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает.

Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих; а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое, потому что в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет.

Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце.

Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а скорее составляет недостаток, даже и в людях великих.

Жить в простой хижине и не смирятся – к хорошему не приведет. Немощному душой и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью.

Христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного, и по правилам святоотеческим, и прежде всего по заповедям Божиим. И что в нас несогласное с заповедями Божиими и правилами святоотеческими, в том должно приносить покаяние и смиряться перед Богом и людьми, а не придумывать новые правила в свое оправдание.

Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует.

Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы.

Поистине, отчаяние хуже всех зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих утешительное слово апостола: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12:6).

Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, но если они приводят в смущение, это явный признак, что они с противной стороны и, по Евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают.

Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будующую, где он с ним будет праздновать Пасху вечную.

Пословицы и поговорки

"Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение",

О жиз­ни как подготовке к вечности: "Как поживешь, так и умрешь"

"Отчего человек бывает плох?" - "От того, что забывает, что над ним Бог"

"Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пи­щи в доме нет, жилец лезет вон"

"Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай"

"Кто уступает, тот больше приобретает"

"Смиряйся, и все дела твои пойдут"

"Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет"

"Ес­ли очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь"

"Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться"

"Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить"

"В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь"

"Неиспол­ненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода". "Не хвались, горох, что ты лучше бобов: раз­мокнешь - сам лопнешь"

«Если кого хочешь уколоть сло­вом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой"

«"Гордых сам Бог исцеляет" - что зна­чит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылают­ся от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: "достоин сего" »

Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания:

"Иди мытаревым путем и спасешься"

"Не судите, да не судимы будете"

"Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши"; "Благословля­ющие уста не имут досаждения"

"Томлю томящего мя. Истома хуже смер­ти"

"Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение"

"Иди, куда по­ведут; смотри, что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!"

Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, - разный, старец ответил: "Мрамор и металл - все пойдет". Потом, помолчав, продолжал: "Век медный, рог железный, кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и воз­несется рог праведного (Пс. 74. 11). У грешных два рога, а у праведного один - смирение". (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти - гордость и тщеславие.)

Часть пословиц, имеющая параллели с русскими народными посло­вицами и поговорками, творчески переработана старцем, причем ак­центы сделаны на других значениях:

"Благое говорить - серебро рассы­пать, а благоразумное молчание - золото" (ср.: "Слово - серебро, а молчание - золото")

"Ум хорошо, два лучше, а три - хоть брось", т.е. советы многих людей не принесут пользы (ср.: "Ум хорошо, а два луч­ше")

"Всякий сам кузнец своей судьбы", т.е. каждый человек сам при­чина своих скорбей (ср.: "Каждый сам кузнец своего счастья")

Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашеству­ющим: "Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз"

"Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: же­лезной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смире­ние"

«Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет»

Однако большинство пословиц содержало наставления, обращен­ные ко всем слушателям.

Например, о том, что поучать легче, чем са­мому что-либо делать:

"Теория - это придворная дама, а практика как медведь в лесу"

"Нужно себя понуждать гряды копать и на все"

"Грехи, как грецкие орехи, - скорлупу раско­лешь, а зерно выковырить трудно"

На исповеди старец учил: "Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей"

"Чужие дела не передавай"

Любя простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, он говорил:

"Смотри на всех просто"; "Будь проста, и все пройдет"; "Жить просто - значит не осуждать, не зазирать никого".

На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодежью, ответил ей таким образом: "Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды".

И прибавил: "Сеешь рожь - растет лебеда, сеешь лебеду - растет рожь. В терпении вашем стяжите души ваши [Лк. 21, 19]. А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи".

"N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе"

"На слово не верь всякому вздору без разбору - что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать"

"Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение - вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание"

"Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай"

"Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна - и будешь мирна!"

"Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих"

"Знай, что горе - как море: чем более человек в него входит, тем более погружается"

"Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет".

А как не вспомнить молитву святых Оптинских старцев?

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.