Домой / Гастроэнтерит / Тест по обществознанию на тему "Познание" (10 класс). Тест по обществознанию на тему "Познание" (10 класс) Выберите суждение которое не касается познания

Тест по обществознанию на тему "Познание" (10 класс). Тест по обществознанию на тему "Познание" (10 класс) Выберите суждение которое не касается познания


Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

Пояснение.

Вид по­зна­ния - чувственное. В нем участ­ву­ют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чув­ствен­но­го познания:

1) Ощущение - от­ра­же­ние отдельных свойств предмета и ка­честв окружающего мира, ко­то­рые непосредственно воз­дей­ству­ют на ор­га­ны чувств (стол - холодный).

2) Восприятие - це­лост­ный образ пред­ме­та (стол - холодный, гладкий, теплый).

3) Представление - чув­ствен­ный образ предмета, со­хра­ня­е­мый в па­мя­ти (с за­кры­ты­ми глазами).

Ученые, счи­та­ю­щие основным ис­точ­ни­ком знаний чув­ствен­ный опыт - эм­пи­ри­ки (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм - течение, со­глас­но которому ощу­ще­ние и вос­при­я­тие являются ос­нов­ны­ми формами по­зна­ния (Локк, Кандильяк).

Особенности чув­ствен­но­го познания: от­ра­жа­ет только при­зна­ки предметов, пассивное, че­ло­век не спо­со­бен изменить чувства, нель­зя постичь сущ­но­сти предметов и их свойств.

1) Формой чувственного познания является представление - да, верно.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие - да, верно.

3) Чув­ствен­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те - нет, неверно, толь­ко вме­сте с рациональным.

4) Чув­ствен­ное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изу­че­ния - нет, неверно.

5) Ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние - да, верно.

Ответ: 125.

Ответ: 125

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Пояснение.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов - да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения - да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом - да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения - нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.

2) Ощущение - одна из форм чувственного познания.

3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.

5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.

Пояснение.

Чувственное познание - через органы чувств. Формы: ощущение (отражение отдельных признаков предметов через органы чувств), восприятие (дается целостный образ предмета через все органы чувств), представление (чувственный образ предмета по памяти).

1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений - да, верно.

2) Ощущение - одна из форм чувственного познания - да, верно.

3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств - да, верно.

4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации - нет, неверно.

5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;

Пояснение.

Правильный ответ должен солержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: познание - это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания, например: Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущение передают отдельный свойства предмета, а восприятие - целостный образ предмета.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: Познание – процесс постижения действительности, накопления и оформления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания, например: И восприятие, и представление как формы чувственного познания предполагают создание целостного образа объекта.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;

− одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Познание - процесс постижения действительности, накопления и оформления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания, например: Различие между отпущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущения передают отдельные свойства предмета, а восприятие - целостный образ предмета.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Выберите вер­ные суж­де­ния о по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Фор­ма­ми ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ют­ся ощущение, восприятие, представление.

2) К фор­мам чув­ствен­но­го по­зна­ния от­но­сят по­ня­тия и суждения.

3) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние поз­во­ля­ет вы­явить су­ще­ствен­ные признаки, связи, закономерности, законы.

4) Для чув­ствен­но­го этапа (ступени) по­зна­ния свой­ствен­но вос­про­из­ве­де­ние внеш­них черт и свойств объектов.

5) Чув­ствен­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие по­зна­ва­е­мых объ­ек­тов на ор­га­ны чувств.

Пояснение.

1) Фор­ма­ми ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ют­ся ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние - нет, неверно, это эмпирические

2) К фор­мам чув­ствен­но­го по­зна­ния от­но­сят по­ня­тия и суж­де­ния - нет, неверно, это рациональные.

3) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние поз­во­ля­ет вы­явить су­ще­ствен­ные при­зна­ки, связи, за­ко­но­мер­но­сти, за­ко­ны - да, верно.

4) Для чув­ствен­но­го этапа (сту­пе­ни) по­зна­ния свой­ствен­но вос­про­из­ве­де­ние внеш­них черт и свойств объ­ек­тов - да, верно.

5) Чув­ствен­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие по­зна­ва­е­мых объ­ек­тов на ор­га­ны чувств - да, верно.

Ответ: 345.

Ответ: 345

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Кирилл Байда 04.06.2016 22:55

когда я представляю предмет, я не использую органы чувств, почему тогда 5 подходит?

Валентин Иванович Кириченко

Преимущественно эмпирическое, вспоминая мы опираемся на органы чувств.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д

Пояснение.

В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический уровень (чувственное познание) и теоретический уровень (рациональное познание). Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте.

Б) суждение - рациональное познание.

В) ощущение - чувственное познание.

Г) умозаключение - рациональное познание.

Ответ: 22121.

Ответ: 22121

Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A Б В Г Д

Пояснение.

А) ощущение - чувственное познание.

Б) понятие - рациональное познание.

В) восприятие - чувственное познание.

Г) представление - чувственное познание.

Д) суждение - рациональное познание.

Ответ: 12112.

Магомед Курбаналиев 04.02.2017 04:30

А почему Представление Чувственное объясните пожалуйста.

Валентин Иванович Кириченко

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

А) понятие - рациональное познание.

Б) представление - чувственное познание.

В) суждение - рациональное познание.

Г) ощущение - чувственное познание.

Д) восприятие - чувственное познание.

Ответ: 21211.

Ответ: 21211

Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический уровень и теоретический уровень. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте.

Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.

Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне - с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью.

А) понятие - рациональное познание.

Б) ощущение - чувственное познание.

В) представление - чувственное познание.

Г) суждение - рациональное познание.

Д) умозаключение - рациональное познание.

Ответ: 21122.

Ответ: 21122

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о фор­мах чув­ствен­но­го познания;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти обы­ден­но­го познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: деятельность, на­прав­лен­ная на по­лу­че­ние новых знаний;

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о фор­мах чув­ствен­но­го познания, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: При­ня­то вы­де­лять три формы чув­ствен­но­го познания: ощущение, восприятие, представление;

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса осо­бен­но­сти обы­ден­но­го познания, например, Осо­бен­но­стью обы­ден­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся его опора на опыт по­все­днев­ной жизни.

Выберите вер­ные суж­де­ния о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Восприятие яв­ля­ет­ся фор­мой ра­ци­о­наль­но­го познания.

2) Истинным счи­та­ет­ся толь­ко то знание, ко­то­рое не может быть уточ­не­но или опро­верг­ну­то в дальнейшем.

3) Одним из кри­те­ри­ев ис­ти­ны вы­сту­па­ет практика.

4) Обыденное по­зна­ние в от­ли­чие от на­уч­но­го не ведет к ис­тин­но­му знанию.

5) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся представление.

Пояснение.

1) Вос­при­я­тие яв­ля­ет­ся фор­мой ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния - нет, неверно, эмпирического.

2) Ис­тин­ным счи­та­ет­ся толь­ко то зна­ние, ко­то­рое не может быть уточ­не­но или опро­верг­ну­то в даль­ней­шем - нет, неверно, от­но­си­тель­ная ис­ти­на может быть опровергнута.

3) Одним из кри­те­ри­ев ис­ти­ны вы­сту­па­ет прак­ти­ка - да, верно.

4) Обы­ден­ное по­зна­ние в от­ли­чие от на­уч­но­го не ведет к ис­тин­но­му зна­нию - нет, неверно, может вести.

5) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние - да, верно.

Ответ: 35.

Ответ: 35|53

Валентин Иванович Кириченко

в пояснении все написано.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различии чувственного познания и рационального;

− одно предложение, раскрывающее особенность обы­ден­но­го по­зна­ния.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, результатом которого становится получение информации об окружающем мире.

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Пояснение.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов - да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения - да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом - да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения - нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления - нет, неверно.

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

Примеры.
В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том. что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
3) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы.
4) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.
5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.
6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства.

Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.
2) Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2016, Обществознание, Досрочный экзамен, Реальный вариант №107 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2020, Обществознание, 30 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., 2020
  • ЕГЭ 2020, Обществознание, 11 класс, Демонстрационный вариант, Кодификатор, Спецификация, Проект

Следующие учебники и книги.

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Пояснение.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов - да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения - да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом - да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения - нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления - нет, неверно.

(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)

Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.

Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».

1.
А. Истина - это соответствие знаний интересам человека.
Б. Истина - это соответствие мысли действительности.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это
А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина - это:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.

Классическое определение звучит так: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, - это заблуждение.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь - сознательное искажение образа объекта.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что суще-ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика - это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Критерии истины - то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины - практика.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы - это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение - это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.