Домой / Гастроэнтероколит / Понятие психологии страха.

Понятие психологии страха.

Волнения первых свиданий, неуверенность первой ночи вдвоем, незнакомые правила совместной жизни… Отношения – одна из самых значимых сфер человеческой жизни, а поэтому с ними связано немало наших тревог и сомнений. Для женщин личные отношения.

Как правило, стоят на вершине иерархии ценностей, но тревогам подвержены и мужчины, особенно те из них, кто привык держать ситуацию под контролем: их опыт и логика не слишком помогают там, где речь идет о чувствах. Нормально, когда человек ощущает...

Бывает, человек вдруг решил: «Все, хватит жить такой жизнью! Больше не хочу!» Бывает такое? Вспоминайте, вы наверняка проходили какие то курсы, программы. И, скорее всего, вам не понаслышке знакомы все эти страхи. Просто давайте их озвучим, и вы для себя, наконец-то поймете, что процесс роста всегда сопровождается страхами. И это нормально!

Вот вы жили в какой-то своей среде. Кто-то спортом занимался, кто-то не занимался. Кто-то книги читал, а кто-то любил на диване поваляться. Так и жили, не...

При отсутствии психологических знаний у человека может сложиться неправильное представление о сущности своих проблем и жизненных неудач. Часто ему мешают страхи за свое здоровье, семью, карьеру и, как результат - создание мифов о причинах успеха или неуспеха в жизни.

На сегодняшний день широко распространены следующие мифы:

1. Биоэнергетический миф: все мои болезни и неудачи оттого, что какой-то «вампир» высасывает мою жизненную энергию.

2. Магический миф: мои неудачи происходят из-за...

Зелье ревности варится из двух основных ингредиентов: это страх и гнев.

Страх подталкивает ребенка к поиску решений, которые помогут ему вернуть материнскую любовь.

Например, если мама сказала, что какой-то там Вася из соседней квартиры - замечательный мальчик, её сын постарается сделать нечто такое, чтобы мама тоже про него сказала, какой он замечательный.

А если скажет, что он много более замечательный, чем этот Вася, то еще лучше.

Гнев направлен на "враждебные" объекты, которые...

Типично американская болезнь

В 1869 году в „Бостонском медицинском и хирургическом журнале“ была опубликована и привлекла к себе внимание небольшая заметка американского невропатолога Джорджа Бирда „Неврастения, или нервное истощение“.

Затем Бирд развил идеи, изложенные в ней, и написал обстоятельную монографию об открытой им болезни.

Бирд считал, что неврастения - болезнь типично американская и вызывается особенностями американского климата и образа жизни, однако европейские врачи...

Одним из наиболее разумных советов по эффективному избавлению от эмоционального кризиса мне кажется следующее высказывание Да Фри Джона;

Секрет того, как пройти через духовный процесс и не потерять рассудка, состоит в искреннем освобождении от страха.

До того момента, пока вы испытываете страх, вы ограничиваете свое переживание – и если переживание вам навязано, у вас не остается никакой возможности расслабиться и предаться ему, пока вы боитесь разумно на него взглянуть. Вы не можете...

Меня давно интересует проблема преодоления страха, освобождения от цепей, которыми сковывает нас инстинкт самосохранения. Так вот, Музила является одним из тех немногих людей, которые, испытав себя в отчаянных ситуациях, смогли навсегда устранить страх из своей жизни...

В то время, когда он и его товарищи по оружию воевали в Южной Америке, жители Соединенных Штатов внимательно следили за конфликтом совсем в другой части света. Этот конфликт назывался "война во Вьетнаме". Но в Боливии было во...

Приветствие. У каждого из нас не единожды бывало в жизни такое что, оправдывались самые-самые худшие ожидания. Сегодня давайте попытаемся разобраться и понять, почему же это происходит. Начнем, пожалуй, с того, что нашу жизнь создаем мы сами. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но от этого ровным счетом ничего не измениться. Наша действительность создана нами же. Естественно большинство людей говорят на это что существует множество независящих от человека обстоятельств и тд. Только вот...

Женское, мужское. И то, что объединяет их - отношения. Которые, сначала начинаются, а потом, если повезет, продолжаются. Как им помочь? Как взрастить, укрепить, сохранить, сберечь? Как сделать такие хрупкие пока еще отношения чем-то прочным, надежным, красивым и гармоничным? И возможно ли?

Но, прежде чем искать ответы на эти вопросы, нужно понять и конкретизировать сами вопросы. Разберем их по косточкам.

Любые человеческие (и нечеловеческие тоже)) отношения (и не только они))) переживают...

Что такое фобия? Это тот самый иррациональный страх, заставляющий испытывать дискомфорт, а в некоторых случаях мешающий нормальной жизни. Обычно под такими страхами скрываются явления, не несущие опасности человеку. Боязнь закрытого пространства, насекомых, змей, врачей, полетов - психология человека устроена таким образом, что мы можем спровоцировать страх без причины, из ничего.

Внушительная часть фобий возникает еще в малом возрасте, а становясь взрослыми, мы переносим их. Происходит это под действием нашего сознания - увидев, например, неприятного паука или крысу, услышав от других детей страшные истории или пережив испуг от увиденного, мы заранее боимся насекомого или грызуна. Эти ощущения откладываются в памяти, а позже при переживании аналогичной ситуации, начинаем подсознательно бояться. Причем страх сопровождается болезненными симптомами вплоть до рвоты и потери сознания.

Ужас настигает автоматически, он подавляет сознание. Даже понимая, что тот же паучок безобиден, а поездка на лифте не повлечет за собой смерть, мы все равно готовы отказаться от выгодных предложений, поездок с друзьями и т. д.

Признаки

Симптомы фобии сопровождаются эмоциональными и физическими проявлениями. Признаками могут быть легкая опаска или поглощающая паника, доходящая до истерии. Состояние начинает ухудшаться при определенных обстоятельствах - приближение к объекту страха выводит из нормального равновесия, а если уйти от пугающей ситуации нельзя, то может случиться приступ паники.

Признаки фобии у взрослых людей включают в себя:

  • возникновение чувства удушения или одышки;
  • повышается сердечный ритм;
  • возникает боль и неприятные ощущения в груди;
  • человек начинает дрожать;
  • повышается потоотделение;
  • тошнота и рвота;
  • легкое или серьезное головокружение, ощущение падения, обморок;
  • возникает чувство, будто находишься в нереальном мире;
  • боязнь сойти с ума или стать бесконтрольным человеком;
  • боязнь умереть;
  • онемение конечностей;
  • жар и холод;
  • боязнь потерять сознание.

Причины

Выделяют следующие причины возникновения фобии:

  • Наследственные и воспитательные - если в роду были люди, страдающие фобиями, то вполне возможно, что у следующих поколений тоже будут страхи. Психология воспитания также оказывает влияние - родители слишком много внимания уделяют рассказам о несуществующей опасности, а мальчикам и вовсе внушают, что они должны нести большую ответственность. Во взрослом возрасте у личностей с ранимой душой возникают комплексы и, как результат, страхи, что у них ничего не получится.
  • Социально-психологические - всем людям приходится сталкиваться с определенным решением, совершать важные поступки, от которых зависит дальнейшая жизнь. Многие психически неуравновешенные или слабые люди не могут принимать такие решения, поэтому они начинают употреблять алкоголь или наркотики, надеясь снизить ощущение тревоги. Постепенно зависимость и фобия, которая не лечится таким образом, полностью охватывают человека, превращая его в неврастеника с целым комплектом заболеваний.
  • Психологические - причины фобий кроются в комплексах, приобретенных и возникших в детстве, отсутствии поддержки, низкой самооценки, негативного мышления, личных качествах (тревожности, осторожности, мнительности).

Стрессовые ситуации, конфликты в семье и на работе, однажды увиденное или пережитое событие проводят к причинам страхов.

Виды

Значение слова фобия подразумевает несколько ее типов:

  • Боязнь животных - возникновение паники при виде любого насекомого, млекопитающего и других представителей фауны.
  • Страх природных явлений - боязнь ветров и ураганов, воды, темноты, жары являются примерами фобий природы.
  • Боязнь конкретных ситуаций - это тревога при переживании определенного количества событий. Достаточно несколько раз застрять в лифте, чтобы начать его бояться, пережить неприятные посещения стоматолога, попасть в аварию. Однажды или несколько раз перенеся негативные эмоции на фоне каких-то событий, либо если их пережили близкие люди, человек обретает фобию.
  • Страх травм - в эту категорию входит фобия вида крови, выстрелов, медицинских процедур, уколов, боязнь сломать кости и другие.

Есть несколько видов фобий, которые нельзя отнести к перечисленным типам - это страх удушья, заболевания онкологией и вида клоунов.

Детские фобии

Как отличить нормальное чувство страха от иррационального опасения? Когда, например, подростковые проблемы можно приравнять к особенностям переходного возраста, которые проходят самостоятельно, а когда страхи необходимо лечить, обращаясь к психологу?

Данные исследования показывают, что в 90% случает у детей от 2-х до 14-ти лет должны быть страхи, а один из них самый сильный. Например, до 2-х лет дети боятся незнакомых людей, проводить длительное время в разлуке с родителями, а в особенности с мамой. В дошкольном возрасте малыши боятся темноты, странных звуков, спать одними, призраков и других существ, о которых могли случайно услышать или увидеть в кино.

В школьном возрасте страхи становятся более существенными и обоснованными, особенно переживают подростки - как пройдет учеба, как отразится двойка, не заболеет ли он неизлечимой болезнью, если произойдет стихийное бедствие или ребенок и вовсе умрет. Подобные мысли часто беспокоят подростка, так как его личность проходит этап становления, он впервые принимает серьезные решения, и они должны быть правильными.

Подростковый возраст характеризуется рядом проблем - так устроена психология детей. В этом периоде родители должны оказать поддержку, не смеяться с его мыслей и не высмеивать при чужих. При этом важно не «сюсюкать», чтобы не усугубить еще больше ситуацию. Фобия у подростков подвергается лечению, главное не спешить, постепенно преодолевая последствия и устраняя причину появления патологических опасений.

Кто ставит диагноз?

Как узнать свою фобию? Или подобные заключения ставят на приеме у психологов? Если специалист берется за постановку диагноза, то психо-эмоциональное состояние пациента, скорее всего, достигло крайней точки. Тем, кто не замечает серьезных ухудшений, следует вспомнить, не бывало ли у вас выше описанных симптомов? Также можно ответить на ряд вопросов, благодаря которым вы узнаете, имеется ли у вас фобия, боязнь или страх.

Среди вопросов следующие:

  • испытываете ли вы дискомфорт, оставаясь в одиночестве;
  • как вы себя чувствуете в замкнутых помещениях, например, в вагоне купе, лифте или небольшой комнате;
  • испытываете ли вы страх от нахождения в незнакомом месте;
  • избегаете ли вы мест скопления людей;
  • готовы ли вы находиться в квартире, лишь бы не попасть в какую-нибудь катастрофу или не стать жертвой.

Подобные опросники помогут самостоятельно дать определение фобии. Узнайте о своих страхах, поразмыслив над собственными ответами.

Как лечить?

Как преодолеть фобии? Есть ли лекарства против них? В психологии, много лет изучающей особенности человека, сказано, что, если страхом удается управлять, он и его последствия не мешают жизни, бороться с фобией не обязательно. Сотни людей адаптировались, они не концентрируют внимание на страхе, признаков паники избегают, а слово «фобия» не выводит их из себя. Такие личности умеют управлять своим разумом и сознанием, поэтому они главенствуют над страхами.

Если побороть свой страх не удается, необходима помощь специалиста. Паника охватывает сознание, происходят истерические припадки, а вместе с ними повышается или понижается давление, нарушается сердечный ритм и обостряются хронические заболевания - все это является признаком серьезной фобии. Психология много лет изучала данное явление, поэтому общение с профессионалом поможет в избавлении от разрушающих навязчивых мыслей.

Параллельно назначаются препараты успокоительного действия, снижающие чувствительность - с ними легче бороться с личной боязнью. Также возможны назначения со стороны узких специалистов, которое лечат последствия эмоциональной нагрузки.

В качестве поддержки следует избавляться от придуманных определений - если сломается лифт, вы не задохнетесь, так как вызванный лифтер откроет двери. Обратите внимание на статистику - нет случаев, когда человек задохнулся в ожидании помощи. Аналогичным образом следует поступать с любым видом страха - подумать о нем в позитивном ключе, найдя доводы в пользу того, что ничего с вами не случится.

Люди боятся - такова их психология, но особого значения страхам не стоит придавать. Важно понимать, что вы контролируете собственное сознание, вы отвечаете за ход мыслей, и только вам под силу остановить течение негативных раздумий, заменив их на более приятные воспоминания и обдумывания.

Как ни парадоксально, причина любого страха коренится в страхе смерти, но страх же и помогает нам выжить. Никому не надо объяснять, что такое страх, но у страха много лиц. Только увидеть под маской вины, обиды, ненависти, гнева, ревности, зависти, лжи страх бывает непросто. Но увидев его, приходит ясное понимание других и себя.

Люди, которые причинили нам страдание, были такими же запуганными, как вы сейчас. Страх - это недостаток доверия в нас к другим. Из-за него мы не доверяем жизни. Мы вынуждены осуществлять жесткий контроль. Очевидно, это и есть причина нашего страха: не всё поддается контролю. Страх ограничивает возможности нашего сознания. Люди постоянно боятся заболеть, потерять крышу над головой и т. д.”. (Луиза Хей)

Чтобы побороть страх, необходимо увидеть причины страха, и отсеять те из них, что имеют иррациональные корни. Наберемся смелости и посмотрим в лицо страху. Он не так страшен вблизи...

Преодоление страха невозможно без "опознания" страха. Вы удивитесь, когда увидите под какими масками прячутся страхи человека:

Стыд - это страх наказания, страх одиночества , страх быть отвергнутым. Одновременно с чувствами стыда и страха у человека появляется также и чувство вины - либо перед окружающими его людьми, либо перед самим собой.

Вина это страх быть ненужным, страх быть исключенным, страх потеряться, страх умереть в одиночестве, забытым. Легко совершать подвиги, когда это все видят. Страшно умереть оклеветанным, обвиненным, виноватым. Еще страшнее, когда у человека нет возможности оправдаться или как бы искупить вину, доказать, что он не виновен. Человеку страшно умирать в вине. Страх быть забытым, страх исчезнуть, страх быть исключенным. Вина – это страх быть ненужным никогда и никому.

Ложь – это страх наказания себя другими или самим собой. Ложь – это форма психологической защиты, возникающей из-за отсутствия доверия. Причина лжи - болезненное стремление к самоутверждению. Хотеть быть хорошим - что может быть приятнее?

Обида - это страх, что наши потребности не будут удовлетворены, страх чувствовать доверие жизни, страх потерять контроль, страх неизвестности, страх отказаться от стереотипного мышления, страх взять ответственность за свою жизнь и за свое благополучие в свои руки.

Злость – это страх бессилия из-за угрозы индивидуальности. Злость появляется когда возникает угроза нарушения границ: физических (ударили, украли, заболел и т. д.), эмоциональных (обидели, не поняли, предали, унизили, обманули, зло критиковали и т. д.), духовных (навязывание ложных духовных ценностей).

Гнев и страх – это оборотные стороны одной медали. Гнев - это страх, превратившийся в защитный механизм. В первую очередь гнев – это страх боли: страх перед физическим вредом, страх перед потерей контроля, страх от последствий своего поведения, страх потери статуса и так далее.


Ревность – это страх потери контроля над ситуацией, страх потери человека или людей, которые помогают самоутвердиться, страх потери уверенности в себе.

Ненависть – это страх отсутствия любви . “Ненависть - это полярная противоположность любви, в том же смысле, как болезнь полярно противоположна здоровью. Если ты кого-то ненавидишь, сначала ты должен многими способами ранить собственную душу; ты должен наполниться ядом, прежде чем выбросить его на других ”. (Ошо)

Зависть – это страх быть недостойным, страх унижения и одиночества.

Презрение (отвращение) – страх оказаться причастным к тому, что человек презирает, страх потери уважения и признания обществом, страх потери собственного достоинства; непонимание себя, страх обладать самому негативными качествами другого.

Чтобы знать, как избавиться от страха, недостаточно разглядеть маски страха, нужно еще и понять почему происходит искажение страха в другие чувства и эмоции. Ведь цена страха - "беспричинная" неотступная тревога. Признавая наличие страха, вы разрушаете власть страха, но должны признать причину проблемы в себе. Горькая правда заключается в четырех истинах.

Во-первых, человек оказывается не в безопасности, он чувствует угрозу своему физическому и, в особенности, психическому благополучию, спокойствию, чего не было раньше, когда он закрывал глаза на страх.

Во-вторых, он уже не может винить других, ему придется осознать свои негативные эмоции, не одобряемые стереотипами общества, и принять себя со всеми недостатками, понимая при этом, насколько все это естественно и нормально.

В третьих, он должен отказаться от идеализации (признать не только их достоинства, но и недостатки) ценных для него людей и объектов.

В четвертых, позволить себе делать выбор согласно своим потребностям, а не выбору значимых для него людей, даже с риском потерять их благосклонность и любовь.

Страх заставляет нас слепнуть или видеть искаженную правду жизни, хотя если капнуть чуть глубже, оказывается, что " Единственная вещь, которую следует бояться - это сам страх ". (Лобсанг Рампа)

Вам будет проще увидеть свои и чужие страхи, и безболезненного их побороть, если вы будете руководствоваться следующей цитатой: “И если вы стремитесь разрешить какую - нибудь проблему, делайте это с любовью. Вы поймете, что причина вашей проблемы в недостатке любви, ибо такова причина всех проблем”. (Кен Кэри)

Страхи человека. Как избавиться от страха?

Маловероятно, что в мире нет человека, который не боится чего-либо. Психология страха многогранна и глубинна. Страх бывает разным. Есть тот, который необходим каждому для того, чтобы обезопасить его от повторения ошибок, попадания в опасные ситуации, что стоят ему жизни. Только глупцы сочтут нужным не бояться подобного.

Нормальный страх необходим также, как и боль. Последняя является сигналом о каких-либо нарушениях в организме. А главной функцией страха является предупреждение индивида о проблемах, которые могут не случиться, если прислушаться к внутреннему голосу.

Другой стороной этого чувства является страх болезненный. Он мучает некоторых годами, приобретая форму постоянного, хронического, при этом иногда не о чем не сигнализирует. Такое чувство принято называть .

Страх с точки зрения психологии

Страх являет собой не что иное, как внутреннее состояние индивида, вызванное существующей или же предполагаемой опасностью. Эмоциональная реакция на страх возникает тогда, когда человек, находясь в ситуации, воспринимает ее за потенциально опасную.

Можно сказать, что страх – это сигнал об опасности, но мнимый это сигнал или же реальный, все зависит от , его биологического и социального развития.

Страх с точки зрения психологии имеет положительные и отрицательные стороны. Так, отрицательной является эмоция, возникающая во время боязни чего-либо. Нельзя сказать, что отрицательные эмоции несут в себе вред для здоровья и жизни человека в целом. Они являются эмоциональными реакциями, которых люди спешат избежать, вытеснить из своего разума.

Положительной стороной страха является его роль стимула в преодолении опасностей. То есть активизируется ориентировочный рефлекс, вследствие чего притупляется функционирование тех систем, что не обеспечивают выживание индивида в данный момент. Таким образом организм старается приложить все усилия, чтобы спастись.

Страх способен предупредить о том, какая опасность ожидает человека.

Стоит отметить, что генетики и психологи открыли взаимосвязь генов и страха. Так, у некоторых людей не исключено наличие связи, находящееся между мутациями генов, что способна ослабить естественную защиту человека перед жизненно опасными факторами.

Происхождения страха

Если вы хоть раз задавались вопросом «Откуда берутся страхи?», то ниже приводим перечень факторов, которых психология отнесла к тем, что влияют или непосредственно вызывают страх у человека.

  1. Одним из важных компонентов, влияющего на возникновения страха является фантазия человека. В основном, эти страхи зарождаются в детском возрасте.
  2. Зачастую, детские страхи вызваны внушением, психология выявила причину данных страхов в сознательном запугивании малышей взрослыми. Это происходит иногда от того, что учителя, родители ленятся объяснить детям по каким причинам что-то нельзя делать.
  3. Иногда страхи могут быть вызваны физиологическими изменениями в организме, болезнями, психологическими проблемами. К примеру, те, кто испытывают депрессию, подвергаются наибольшей вероятности получения какого-либо страха.

Преодоление страха

Стоит отметить, что вы осознаете, как преодолеть свой страх, если прислушаетесь к следующим советам, что дает психология:

Итак, необходимо помнить, что страха как такового не существует. В большинстве случаев он - плод человеческого воображения.


Автор

Психологическая особенность, детерминирующая специфику страха

Специфика страха (новый вид страха)

Д. Селли

Осознание «опыта»

Социальный страх, рожденный из опыта

3. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я

А. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я как первый «внутренний» страх

Г. С. Салливен

Система самости получает возможность самоконтроля

Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом знаковых (синтаксических) взаимоотношений ребенка с миром

В. И. Гарбузов

Осознание смерти

Страх смерти

А. И. Захаров

Осознание смерти, активная социализация, «магическое» мышление

Страх смерти, страх «быть не тем», страх мифологических существ

Кроме того, описывается существование у детей страха, связанного с символическими структурами сознания, с мифологичностью мышления, – страха различных мифологических персонажей. Именно этот подход обращает внимание на данные страхи-заместители, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества.

Рассмотрев основные теории детских страхов, обратимся к описанию коррекционной программы, направленной на снижение уровня страхов.

Теоретической основой программы можно назвать взгляды И.Б.Гриншпуна о том, что причиной страха является деприва-ция специфической поисково-преобразовательной активности, которая «обращает креативность ребенка в область своего рода пассивного воображения, выполняющего функцию психологической защиты». В этом случае воображение направлено на постоянное продуцирование новых образов страха вместо нахождения путей их «преодоления». Соответственно когда страх принимает невротическую, болезненную форму, то воображение ребенка «отклоняется» от нормального развития. Из свободного фантазирования оно превращается в аутостимуляцию, строящую «круговое» и жесткое движение образов, – таким образом воображение закрепощается. Соответственно базовой задачей, от решения которой будет зависеть успех всей помощи, будет активизация фантазии и накручивание невротической аутостимуляционной цепочки – разрушение привычных паттернов фантазирования, приводящих к неврозу.

С этими идеями созвучно мнение А. И. Захарова, что «повторное переживание страха при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания».

Кроме того, необходимо основываться на концепции преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов, разработанной А. Лазарусом. Она заключается в использовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги.

Перейдем к описанию самой коррекционной программы.

Цель программы – активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных со страхом. Она направлена на то, чтобы воображение развивалось и действовало не по «законам» страха, а, наоборот, чтобы здоровое воображение «овладело» страхом, подчинило его себе.

Реализация цели обеспечивается в процессе решения следующих задач.

Символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификацию со страхом.

Активизация через воображение ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

«Овладевание» страхом через изменения фокуса отношения и перестройку взаимодействия с объектом страха.

Программа состоит из восьми занятий, проводящихся еженедельно в течение 2 месяцев На каждое занятие отводится от 1 до 2 часов. Состав группы: 10-15 детей возраста 6-9 лет.

Программа строится по следующему плану.

Занятие 1. Вступление.

Первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

Занятие 2. «Бояться можно».

Снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

Занятие 3. Архетипы страха.

Активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

Занятие 4. «Веселый страх».

Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему, при оставлении самоценности «страшных» переживаний.

Занятие 5. Реальный страх.

Отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

Занятие 6. Нестрашный страх.

Второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

Занятие 7. Страх в сновидениях.

Проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

Занятие 8. Заключение.

Итоги. Обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Занятие 1. Вступление

Общая цель: первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

1. «Потерялся!»

Цель. Представление имени в игровой форме. Снятие первичного напряжения.

Материал. Повязка на глаза.

Содержание. Мы все гуляем по лесу, вдруг видим – одного из нас нету. Этому ребенку завязываются глаза. Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Саша!». Но на самом деле он не потерялся , а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются.

2. «Фу, убирай!» (на основе народной игры)

Цель. Активизация энергетического потенциала. Снятие двигательного напряжения.

Содержание. Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок – это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой – получается дом. Затем ведущий говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет. Фу, убирай». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.

3. «Превращаемся в страшных»

Цель. Актуализация образов страха, игровая диагностика. Первичное отреагирование.

Материал. Как можно большее количество различных масок.

Содержание. Ведущий спрашивает: «Кто может быть страшным? Какой он может быть?». Дети рассказывают, ведущий записывает. Потом дети все вместе изображают всех страшных, которых они придумали. Автор (ребенок, который придумал конкретного страшного) по возможности показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: «Превращаемся в...». Упражнение должно проходить в активной двигательной форме, ведущий юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую атмосферу.

4. Рисование страха

Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Материал. Бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Содержание. Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).

Занятие 2. «Бояться можно»

Общая цель: снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

1. «Путаница»

Цель. Двигательное раскрепощение, формирование работоспособности.

Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки и образуя кольцо. Ведущий запутывает кольцо, пропуская одних детей под руками других. Задача детей – «распутаться», не расцепляя рук.

2. Сказка «Как страх помог Мише и Маше»

Цель. Обучение пониманию относительности в оценке чувств. Осознание социальной приемлемости страха. Переструктурирование сознания с борьбы со страхом на его использование и контроль.

Содержание. 1-й этап. Детям читается рассказ.

В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей – Маша и Миша. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и др.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял.

А Маша – большой игрушечный нож. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. «Может быть, они забыли закрыть дверь», – прошептал сестре Миша, потому что вскоре в саду, а затем уже рядом с дверью в коридор послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, коробки и залезли под кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша резиновый нож. «Я испугаю ее», – сказал Миша. «А я побью ее», – сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала ножом по стене, потом по двери. «Пошла вон!» – закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» – спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

2-й этап. Под руководством ведущего сказка проигрывается всеми детьми в форме небольшого спектакля. Роли распределяет ведущий в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

3-й этап. Обсуждение сказки. Делается вывод о том, что страх может быть полезным как самому человеку, так и окружающим. Дети самостоятельно придумывают ситуации, когда страх мешает, а когда помогает.

3. «Маски страха»

Цель. Отреагирование негативных переживаний. Подготовка материала для занятия 4.

Материал. Куски плотного картона для масок формата А4. Ножницы, краски, фломастеры, карандаши. Длинные тонкие резинки.

Занятие 3. Архетипы страха

Общая цель: 52. Вибрационные поля и шумовое загрязнение">активизация ресурсов бессознательного , связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

1. «Колобок» (игра на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование личных страхов. Материал. Различные маски.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка «Колобок». Однако персонажи, с которыми встречается Колобок, заменены на тех, кого нарисовали дети на занятии 1. Сначала Колобок – один ребенок, после «ухода» от первого персонажа к нему присоединяется ребенок, изображавший этот персонаж. После заключительной встречи, при которой происходит съедание Колобка, «происходит чудо» – живот лопается и Колобок превращается в обычных детей. Сказка проигрывается два раза. Сначала роли распределяются так, чтобы «авторы» страхов встретились с ними в составе Колобка. Потом дети становятся представляющими именно свои страхи.

2. «Волк-волчишка, пусти переночевать» (на основе народной игры)

Цель. Двигательная форма отреагирования страха с использованием архетипического потенциала народных игр. Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных со страхом.

Материал. Маска волка.

Содержание. Один ребенок – Волк – сидит в своем доме. Все остальные дети – Зайцы – ходят по лесу. Зайцы долго ходили, устали, им надо отдохнуть. Вдруг видят – избушка Волка. Страшно туда стучаться, но делать нечего. Стучат в дверь к Волку и говорят: «Волк-волчишка, пусти переночевать». Волк отвечает: «Пущу, но только до вечера, вечером – съем!». Зайцы ложатся спать в доме Волка. Они должны лежать, изображая спящих, ведущий проверяет, чтобы все дети были расслаблены, помогая тем, у кого не получается. Периодически ведущий сообщает, сколько осталось до вечера. Когда наступает вечер, Зайцы вскакивают и бегут в свои домики (стулья). Волк бежит за Зайцами.

3- «Пых» (на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование архетипически значимых психологических «тем» с привлечением фольклорного материала, имеющего кросскультурное значение.

Материал. Непрозрачное плотное покрывало большого размера.

Содержание. Один ребенок – Пых, сидит отдельно от всех. Остальные дети – звери, которые сидят в гостях у кого-то из них. Они обедают, но вдруг кончается еда. Кто-нибудь спускается в подвал за едой, несмотря на то что ему не разрешают туда ходить, говоря, что там Пых. Пых пугает его и сажает рядом с собой на стул, накрыв покрывалом («съедает»). После этого, по желанию, идет второй и т.д., пока не останутся только те, кто не хочет, чтоб их «съели». Можно позволить детям убежать из подвала. Игра должна проводиться шутливо, на эмоциональном подъеме.

Занятие 4. «Веселый страх»

Общая цель: Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности «страшных» переживаний.

1. «Зайцы и Страшный»

Цель. Получение детьми опыта разностороннего отношения к страху в процессе обыгрывания полярности «страх – веселье, радость». Формирование основ произвольного управления данной полярностью – изменение содержания страха через смену отношения к нему.

Материал. Двусторонняя белая маска, вырезанная из картона, на палке (чтобы можно было держать). Фломастеры.

2-й этап. Ребенок, держа маску страшной стороной, сначала изображает Страшного, которого мы боимся. Потом он внезапно становится Веселым, благодаря которому мы смеемся. Так повторяется несколько раз. С детьми проговаривается, что когда он Страшный – мы боимся, когда Веселый – смеемся.

3-й этап. Теперь, когда Страшный нас пугает и нам надоедает бояться, задается вопрос детям – что нам тогда делать? Тогда мы смеемся. Как только мы смеемся, Страшный становится веселым.

2. «Как заставить страх исчезнуть?»

Цель. Формирование основ произвольного управления данной полярностью страх – веселье. Обучение контролю над страхом через смену отношения к нему. Материал. Страшные маски.

Содержание. Перед детьми разыгрывается история, в которой герой – один ребенок. Он гуляет по лесу и вдруг – Баба Яга. Что можно сделать? Следуют ответы детей. А как сделать, наколдовать, чтоб она исчезла? Надо улыбнуться ей и засмеяться. Ребенок улыбается , смеется – Баба Яга исчезает. Так повторяется несколько раз с разными детьми и разными образами страха.

3. «Превращение страха»

Цель. Закрепление достигнутого в предыдущих упражнениях. Материал. Маски страха, нарисованные детьми на занятии 2. Краски, фломастеры, карандаши.

2-й этап. Под музыку устраиваются танцы, на которых дети обыгрывают двусторонние маски, становясь то Страшными, то Веселыми.

4. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 5. Реальный страх

Общая цель: отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

1. Сказка «Спасение родителей»

Цель. Психологическая проработка и отреагирование страха наказания.

Жила-была семья зверей. Все у них было хорошо, но иногда папа с мамой наказывали кого-то из детей (у детей спрашивается – кого, за что, как? Демонстрируется несколько эпизодов). Но вот как-то раз утром мама с папой отправились добывать еду. Вечереет, уже пора им возвращаться – а их все нет. Подумали сначала дети: хорошо, что родителей нет – некому будет наказывать. Идет время, становится все темнее и темнее – грустно стало детям, испугались они за родителей и решили пойти их спасать. После преодоления ряда препятствий дети освободили родителей, заколдованных злым волшебником.

В заключение делается вывод о том, что дети поняли: несмотря на возможные наказания, родители для них – самое необходимое, и они в свою очередь для родителей – самое важное и нужное.

2. «Кто притаился в темноте?»

Цель. Отреагирование и снятие напряжения, связанного со страхом темноты. Понимание «обманчивости» страха.

Материалы. Маски «ужасов».

Содержание. Один ребенок ложится на кровать, гасится свет, он засыпает – «ночь». Свет выключается при отсутствии сопротивления и явного нежелания. Внезапно ребенок просыпается от каких-то звуков и видит страшное чудище (его играет другой ребенок). Он дрожит от ужаса, пересиливая себя, включает свет и видит....малень-кого котенка, который пришел к нему приласкаться. При достаточной «продвинутости» группы обсуждается поговорка «у страха глаза велики» (автор Т. Шишова).

3. «Я могу!»

Цель. Осознание возможности адекватного проживания и переживания страха. Обучение способам преодоления реальных страхов.

Материалы. В зависимости от содержания-.

Содержание. Сначала рассказывается, затем обсуждается, а потом ставится рассказ, который специально составляется для каждой конкретной группы в зависимости от особенностей страхов детей. Основная его структура следующая: ребенок сначала попадает в ситуацию, связанную со страхом и желанием и необходимостью (потребностью) его преодоления. Невозможность преодоления страха в зависимости от особенности ситуации сменяется рефреном «Я могу!» – нахождением внутренних сил. Важным элементом этого упражнения является обсуждение, так как необходимо, чтобы дети не просто усваивали предложенный ведущим способ преодоления страха, но и модифицировали его, изменяя и предлагая свои варианты.

4. Рисование на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детям разрешается рисовать все, что им хочется.

Занятие 6. Нестрашный страх

Общая цель: второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

1. «Зимовье зверей»

Цель. Изменение фокуса воображения, связанного со страхом, с элементами рефрейминга. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка со следующим сюжетом. Все дети – звери, два ребенка – Волк и Монстр. Звери встречаются друг с другом и идут «от зимы лета искать». Потом все строят дом. Наступает зима. Приходит Волк. Придумываем, что можно сделать: засмеяться (вспоминаем занятие 4), всем взяться за руки. Все инициативы выполняются, и под конец все хором говорят 3 раза: «Мы тебя не боимся!». Волк, разочарованный, уходит. То же самое повто ряется с Монстром. Через некоторое время звери слышат странные звуки. Послали одного или нескольких зверей посмотреть. Возвращаются они и говорят, что видели как Волк и Монстр сидят, дрожат и плачут. Почему? Им холодно, одиноко и грустно. Что делать? Можно пожалеть их, поговорить с ними, подружиться и пустить к себе в дом.

2. Разговор со страхом

Цель. Соприкосновение со скрытыми чувствами, связанными со специфическим страхом, их психологическая проработка. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. Детям говорится, что «мы уже стали могучими волшебниками и можем многое. Теперь мы попробуем поговорить со страхами». Один ребенок представляет какой-нибудь Страх, сидящий здесь, на стоящем в центре стуле. Ребенок может посадить туда помощника, разыгрывающего Страх, игрушку, рисунок и пр. Потом начинается диалог. Желательно, чтобы ребенок проигрывал как свою роль , так и роль Страха. При затруднениях возможна помощь со стороны группы или ведущего (в последнюю очередь) – подсказки, что могут сказать ребенок, Страх и что могут услышать в ответ, возможно проговаривание за кого-либо из них. Важно то, что любые варианты должны быть согласованы с самим ребенком («Он так сказал? Мог он это ответить?»).

При успешном проведении упражнения на поверхность выходят личные переживания, связанные со страхом. В случае наличия серьезных психологических проблем (опыт серьезных стрессовых ситуаций и т. п.) должна проводиться индивидуальная психологическая работа вне рамок тренинга.

j?. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 7. Страх в сновидениях

Общая цель: проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

1. Групповой сон

Цель. Эмоциональная подготовка для работы с «личным» сном. Снятие психологических защит и возможность безопасного выражения личных переживаний посредством проекции. Первичная психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций.

Материал. Наличие возможности создать в помещении эффект расслабляющего «полусвета». Магнитофон. Кассеты со спокойной музыкой.

Содержание. Краткий разговор о снах – кому снятся, кому нет, кто любит и т. п. Затем детям читается стихотворение А. Введенского «Сны». Потом дети, сидя в кругу, берутся за руки, закрывают глаза, включается музыка, и детей просят представить, «как будто мы вместе сейчас уснули и видим один большой сон на всех». Через некоторое время дети открывают глаза и начинают по очереди рассказывать общий сон. Ведущий структурирует содержание, поддерживает смысловую согласованность и, самое главное, задает провокационные вопросы (о содержании сна), связанные со страхом. После этого происходит разыгрывание сна.

Если рассказ вызывает затруднения, то начинается спонтанная драматизация «того, что мы увидели», причем это может возникать как ответы на вопросы ведущего.

2. Личный сон

Цель. Психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций. Интеграция значимых частей личности в процессе работы со снами.

Материал. Тот же, что и в упражнении 1.

Содержание. Ребенок рассказывает страшный сон (возможно, придуманный). После его просят побыть в роли одного из элементов, персонажей сна, рассказать про себя, показать себя, устроить диалог данного персонажа с группой. Дальнейшая работа может вестись по нескольким направлениям: а) проигрывание рассказанного сна с помощью других детей; б) проигрывание всех ролей в сне, выбор наиболее значимых, часто находящихся в противостоянии, и организация диалога между ними с помощью «пустого стула» или «дублера»; в) проигрывание одной, наиболее значимой части сна.

J?. Рисование сна

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детей просят нарисовать сон так, как им хочется.

Занятие 8. Заключение. Итоги

Общая цель: обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Материалы. Музыка. Пластилин. Желательно карнавальные шуточные одежды.

2-й этап. С детьми разыгрывается спонтанная драматизация, наполняющаяся содержанием в зависимости от конкретной группы. Ее структура аналогична структуре волшебной сказки по В. Я. Проппу: звери сталкиваются с какой-то проблемой, отправляются в путь, встречаются с препятствиями (страхами), которые оказываются их помощниками, помогая преодолевать путь. Дети играют все персонажи и постоянно меняются ролями. В конце цель достигается и занятие плавно перетекает в 3-й этап.

3-й этап. Кульминация – шуточный бал-маскарад и всеобщее увеселение с использованием всех сделанных материалов (маски и пр.) и всех разыгранных ролей, сюжетных ходов и пр. В конце для релаксации дети лепят из пластилина страну, в которой все хотели бы жить.

5. Консультирование родителей

Итак, мы рассмотрели особенности индивидуальной коррекци-онной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, основная цель и критерий успешности которой – их психологическое здоровье. Однако мы должны также коснуться специфики работы с их родителями. Как мы уже говорили, наиболее вероятная зона конфликта у младших школьников – это их взаимоотношения с родителями. И содержание конфликта, обусловленное особенностями переживания ребенком стадий своего созревания, также во многом определяется семьей ребенка.

Теоретический анализ литературы показывает, что наиболее оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми являются занятия в форме тренингов. Однако можно утверждать, что использование тренинговых форм работы с родителями в современных российских условиях является нереальным. Социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени у родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой отсутствие запроса о психологической помощи. Поэтому основной формой работы с родителями является психологическое консультирование.

На сегодняшний день консультативная психология является достаточно развитым научно-практическим направлением, включающим различные теоретические концепции и достаточно разнообразный и эффективный методический инструментарий. Наиболее подробно описано семейное консультирование как важнейшая область применения консультаций. Очень интересны работы, рассматривающие проблемно-ориентированный подход как интегративный , обобщающий накопленные достижения различных психологических школ (П. П. Горностай, В. К. Васьковская, В. К. Лосева, А. И. Луньков).

Однако требуется модифицировать, а иногда где-то по-новому определить структуру консультативной беседы и содержание ее этапов применительно к психологическому здоровью детей как основной цели работы.

Так, после установления контакта одним из первых этапов, традиционно выделяемых всеми авторами, является формулирование запроса, т.е. конкретизация ожидаемой психологической-помощи. Определяется структура жалобы: локус, самодиагноз. Обсуждаются способы работы с ее скрытым и явным содержанием.

Однако принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. Как мы уже отмечали ранее, всем детям проводится диагностика, направленная на определение уровня их психологического здоровья. С детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня должна проводиться индивидуальная коррекционная работа. Но начинать ее без согласия родителей неэтично. Кроме того, как известно, практически любая психокоррекция детей малоэффективна без понимания и поддержки родителей. Поэтому родители приглашаются на консультацию по результатам диагностики или проблемам детей, вскрытым в ходе групповой или индивидуальной работы, а не приходят сами. И это существенно меняет начальные этапы консультации. Первым этапом становится сообщение педагога-психолога родителям о проблеме ребенка. А задачей этого этапа – побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса. Сложность данного этапа заключается, с одной стороны, в преодолении страха самораскрытия родителей, с другой стороны, в необходимости учитывать установку родителей, которая сложилась у них в отношении школы в период, предшествующий консультации. Страх самораскрытия и неадекватная установка могут взаимодействовать друг с другом, образовывать достаточно мощные психологические защиты, мешающие консультированию.

Мы полагаем, что наиболее оптимальным является выделение в сообщении психолога двух частей: краткого описания трудностей ребенка и «заброски в будущее» – яркого описания вытекающих из этих трудностей проблем ребенка в более взрослом возрасте, способных помешать ему быть успешным, здоровым и счастливым, т. е. угрожающих его самореализации и здоровью. Построенное по такой схеме сообщение может стимулировать родителей сотрудничать с психологом. Таким образом, следующий этап консультации – жалоба родителя, во многом инициируемая сообщением педагога-психолога как с точки зрения ее локуса, так и с позиций ее сюжета.

Обратимся к рассмотрению второй принципиальной особенности консультирования в рамках формирования психологического здоровья – кратковременности консультирования, т. е. наличия достаточно ограниченного времени на консультативную беседу. Кратковременность обусловлена реальными условиями школьной психологической службы: большим количеством учащихся на одного педагога-психолога, а также типичной установкой родителей решить все вопросы за одну встречу.

Кратковременность консультирования предъявляет особые требования к таким его этапам: диагностической беседе и выработке гипотезы, толкованию гипотезы и реориентации – поиску новых способов действий.

Поскольку первичная гипотеза о содержании внутреннего конфликта ребенка, зоне конфликта и способе его поведения в конфликте сформулирована до встречи с родителями, в процессе диагностической беседы происходит уточнение гипотезы. При этом основными методическими приемами являются:

просьбы уточнения, например: «очень хочется понять, поясните...», «много материала, помогите разобраться...»;

использование средств, направленных на установление связи, например неоконченных предложений типа: «и это страх того, что...»;

использование предполагающих вопросов, например: «а может быть так, что...».

Поскольку беседа предполагает достаточно активную позицию консультанта, для обеспечения эмоционального комфорта родителей часть вопросов формулируется в косвенной форме:

в форме вставленных вопросов, например: «я очень интересуюсь тем, что вы...»;

в форме вежливых команд, например: «могли бы вы рассказать о...».

Чтобы избежать неверного трактования психологом чувств собеседника, используется перефразирование мыслей и чувств родителей, например: «если я вас правильно понял, то...».

Важным для обеспечения быстродействия консультации является постоянное резюмирование – подытоживание мыслей, выраженных родителями, например: «вас больше всего беспокоит, как я понял, ...».

Достаточно важным, на наш взгляд, является обращение внимания на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. Чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, основным содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. Проецирующие родители, как правило, склонны видеть недостатки ребенка , присущие им самим, приписывать ребенку собственные страхи, желания, суждения. Для слияния характерно отсутствие границы между человеком и средой, в частности между родителем и ребенком. Такой родитель, говоря о ребенке, склонен к употреблению местоимения «мы», например: «Мы выучили уроки». В беседе с таким родителем часто появляются темы страхов, тревоги либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка. И это понятно, ибо при наличии слияния у ребенка чаще всего основное содержание внутреннего конфликта относится ко второй стадии созревания «Я», присущей второму и третьему году жизни: «самостоятельность – нерешительность». А к типичным проявлениям этого внутреннего конфликта как раз относятся различного рода социальные страхи: сделать что-то не так, принять самостоятельное решение и т. п.

В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». Родитель, как правило, проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. Однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии. Основное содержание конфликта у таких детей чаще относится к первой стадии, относящейся к первому году жизни: «доверие – недоверие к окружающему миру».

Существенной особенностью в школьном консультировании обладают также этапы интерпретации проблем родителю и реориентации – выработки способов решения проблемы. Наиболее сложным для начинающего консультанта является этап интерпретации. У некоторых вообще возникает искушение его пропустить и скорее перейти к реориентации, которую начинающие консультанты иногда понимают как дачу советов. Сложность этапа заключается в необходимости сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. Услышать проблему– это значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Чтобы родитель услышал проблему, консультант должен почувствовать, какую часть проблемы (может быть и не всю) и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. Если родитель не принимает проблему, не соглашается с ней, значит консультанту не удалось найти достаточно мягкий способ ее предъявления.

Если же родитель услышал консультанта, то встает вопрос и о причинах существующей проблемы. Здесь можно предложить клиенту веер «обычно существующих причин» такой проблемы, попросить его самого попробовать определить причину. Бывают ситуации, когда клиент выбирает из веера не все, а только те причины, которые он сегодня готов принять. Имеет смысл на данной консультации согласиться с клиентом, возможно в следующий раз он пойдет дальше.

Существенной особенностью в консультировании, ориентированном на сохранение психологического здоровья, является стадия реориентации или поиска оптимальных действий родителя в данной ситуации. Понятно, что итогом консультации должно стать появление у родителей готовности к изменениям прежде всего самих себя, а не ребенка. Это наиболее тонкий момент в работе консультанта. Иногда, чтобы подвести родителей к необходимости самоизменений, достаточно бывает убедительно рассказать им наблюдения К. Юнга о слитности психики ребенка с условиями среды, в особенности с психикой родителей. Поэтому, по мнению К. Юнга, нервно-психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны на нарушениях психической сферы родителей. В особенности сильно отражаются на психике ребенка трудности во взаимоотношениях между самими родителями. Более того, содержание сновидений маленьких детей в большей мере относится к родителям, чем к самому ребенку. К. Юнг приводит пример восьмилетнего мальчика, который в сновидениях переживал любовную и религиозную драму отца. Поскольку сам отец не помнил свои сны, лечение его проводилось через анализ снов сына. Таким образом, необходимо, чтобы родители обратили «педагогический энтузиазм» на самих себя, свои взаимоотношения.

Однако здесь можно встретиться с такой трудностью.В настоящее время ребенок нередко становится средством реализации потребности родителей в социальном престиже. В этом случае родители предъявляют к нему превышающие порой возможности ребенка требования: раннего и быстрого чтения, усвоения иностранного языка, занятий музыкой и т. п. Приведем пример. На консультации мама спрашивает, продолжать ли заниматься музыкой ее семилетней дочери , если она этого не хочет. В процессе консультирования выясняется следующее. Отец считает, что дочь обязательно должна заниматься музыкой и языками, а сын – языками и спортом. Легко догадаться, что сам отец никогда не занимался спортом и музыкой, не знает иностранных языков.

Наиболее сложной является ситуация, когда мама не работает и свое социальное честолюбие может воплотить только через ребенка. Соответственно ребенок просто обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими желаниями.

Аналогичной по сути, хотя и внешне отличной, является ситуация в семьях, где родители достигли высокого социального успеха. Здесь ребенок не просто обязан быть успешным, но не имеет права быть другим. Поэтому одним из наиболее выраженных страхов таких детей является страх не соответствовать ожиданиям родителей.

В беседе с родителями, ориентированными на обязательный успех, приходится проявлять изобретательность, объясняя, к примеру, что для успеха в будущем нужны не только школьные знания, но и личностные качества: целеустремленность, уверенность в себе. Затем переходить к рассмотрению неуверенности и повышенной тревожности ребенка, необходимости их преодоления как ступени к будущему успеху.

Подводя итог обсуждению индивидуальной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, можно сделать вывод, что и коррекционная работа с самим ребенком, и консультирование родителей направлены прежде всего на инициирование у ребенка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации.

Вопросы для самоконтроля


  1. Какова организационная структура психологической поддержки дош кольников и младших школьников"

  2. Какие основные направления можно выделить в групповой психопрофи лактической работе?

  3. Какие основные методические средства используются в групповой работе?

  4. Что такое терапевтические метафоры?

  5. Где и как используются рефлексивные технологии?

  6. На каких принципах основывается индивидуальная коррекционная ра бота с детьми?

  7. Как можно увидеть динамику коррекционной работы?

  8. Как отечественные и зарубежные психологи описывают специфику дет ских страхов?

  9. Как организовать групповую помощь детям со страхами?

  10. В чем специфика консультирования родителей, ориентированная на сохранение психологического здоровья детей?

Вопросы для самоанализа


  1. Как вы полагаете, какими качествами должен обладать специалист, рабо тающий с детьми?

  2. Умеете ли вы играть с удовольствием?

  3. Можете ли вы перед зеркалом выполнить предложенные в пособии роле вые упражнения?

  4. Насколько легко вам при людях похвалить самого себя? Другого чело века?

  5. Как вы полагаете, присутствует ли у вас потребность в саморазвитии? В каком направлении вы хотели бы развиваться?

  6. 6 Как вы осуществляете рефлексию собственных действий: эпизодически, ежедневно вечером, ведете дневник или по-другому?

  7. Если бы вы работали с группой детей, как бы вы решали проблему дисциплины на занятии?
Аверин А. В. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. Аллан Дж. Ландшафт детской души. – СПб.; Минск, 1997.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

Бютппер Н. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

Батптервортп Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - СПб., 1998.

Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. – М., 1999.

Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.

Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Т.Айвазян. – М., 1994.

Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.

Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сто-лина. - М., 1980.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1997.

Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.

Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.

Хухлаева О.В. Тропинка в мое «Я». – М., 2001.