Домой / Геморрой / Что такое нсот в бюджетных учреждениях. Нсот в образовании: новая система оплаты труда педагогов

Что такое нсот в бюджетных учреждениях. Нсот в образовании: новая система оплаты труда педагогов

«Благими намерениями выстлана дорога в ад» - гласит известный и весьма справедливый афоризм. «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги» - говорит нам русская поговорка. Очень часто некоторые нововведения, даже если их и внедряли из самых лучших побуждений, приносят ущерб, а не пользу для общества. Такой была, к примеру, горбачёвская борьба «с пьянством и алкоголизмом», итогом которой стал рост самогоноварения, вырубка виноградников и чувство унижения у миллионов людей, которые по разным причинам собирались купить алкогольные напитки.

А ведь есть ещё «нововведения», которые изначально направлены на изменение положения в худшую сторону: , для понижения уровня знания, (средство украсть не только деньги, но целые отрасли).

В 2008 году в нашей стране для бюджетных учреждений была введена новая система оплаты труда (НСОТ). Идея была такова – подтолкнуть управленцев к экономии средств, разрешив эту самую «экономию» выплачивать в виде премий.

К чему это привело?

P.S. Пока готовил этот материал к публикации, появились позитивные новости от нашего президента:

Путин привязал зарплаты глав ПФР и ФОМС к зарплате их сотрудников

Владимир Путин распорядился привязать зарплату глав Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования к среднему уровню зарплаты их подчиненных. Соответствующий указ был опубликован сегодня на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно документу, теперь зарплаты руководителей фондов будут устанавливаться «с учетом предельного уровня соотношения их среднемесячной заработной платы и среднемесячной заработной платы работников этих фондов, определенного правительством».

В октябре 2016 года комитет Госдумы по труду рекомендовал отклонить законопроект, в соответствии с которым предельный размер зарплат топ-менеджеров госкомпаний предлагалось ограничить зарплатой президента России.

Ранее в январе 2016 года Минтруд предложил ограничить зарплаты топ-менеджеров государственных компаний и руководителей госучреждений. Однако эти предложения не были включены в итоговый антикризисный план, подготовленный Минэкономразвития.

Принцип новой системы оплаты труда работников состоит в том, что происходит деление заработной платы на две части. Такие как: гарантированная - она платиться работнику за исполнения им должностных обязанностей, а вторая часть называется стимулирующей, ее размер зависит от качества, эффективности и результативности работы служащего. Точного размера стимулирующей выплаты неизвестно, это, как правило, зависит от руководителя предприятия.

Заработная плата, делиться на две группы-сдельная система оплаты труда и повременная.

В стандартной системе оплаты труда присутствует три составляющих. Это: оклад, заработная плата; компенсационные и стимулирующие выплаты. В новой системе оплата труда работников так же присутствуют три составляющих, но часто эти составляющие части немного отличаются друг от друга.

Новая система оплаты труда работников подразумевает, что размер оклада и ставка заработной платы устанавливается на основе квалификационного и профессионального уровня работника (профессионально квалификационная группа), с учетом объема выполненной работы, а так же от уровня ее сложности.

К профессионально квалификационной группе относится группа определенных профессий или должностей сотрудников, которая сформирована с учетом вида их деятельности и на основе предъявленных требований к их проф. подготовке или уровню квалификации.

К базовой ставке работника, которая считается минимальной по определенной должности, применяется увеличительный коэффициент, который отражает сложность данной работы, а так же квалификационный уровень работника. В результате чего происходит расчет не базовой ставки, а должностного оклада, то есть происходит фиксирование оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей за один месяц.

Исчисленная таким образом ставка заработанной платы или должностной оклад составляет основную часть зарплаты работника, которая в нормативных документах именуется как базовая часть фонда оплаты труда. Это гарантированная и основная часть оплаты работника.

Кроме гарантированной части предусмотрено так же компенсационная часть, которая производиться в виде надбавок, доплат и так далее. Компенсационные выплаты не считаются постоянными, этим они и отличаются от гарантированной части, которая, как правило, считается независимой от переменных параметров.

Выплаты, которые носят компенсационный характер созданы для того чтобы возместить сотруднику отклонение от нормальных условий труда. Эти выплаты происходят не потому, что сотрудник выполняет большей объем работ, а потому что работает в сложных условиях. К ним относятся: тяжелые или вредные для здоровья условия труда, плохие климатические условия, а так же иные условия, которые отклонены от нормативов. Размер компенсационных выплат равен процентному соотношению к окладу, в определенной квалификационно-профессиональной группе.

Выплаты, носящие стимулирующий характер выплачиваются сотруднику, для того чтобы стимулировать его качественно выполненную работу. Не стоит их сравнивать с выплатами касательно добросовестного выполнения сотрудником работы. За эту работу он получит ставку или оклад заработной платы. А вот если он при выполнение этого рода работы покажет высокий результат, то за это он должен получить стимулирующую выплату.

Как показывает практика, те учреждения, которые ввели новую систему оплаты труда работников, все еще продолжают пользоваться старым принципом расчета с работниками. Это связано с тем, что руководителю становиться жалко сотрудников, так как деньги нужны всем. Это конечно не правильно, поскольку не происходит реальный переход на новую систему.

Премиальная система оплата труда подразумевает дополнительные выплаты, связанные с расширением или превышением круга обязанностей работника или достижения им высокого уровня показателей.

Формы и системы оплаты труда

Форма оплаты

Основная характеристика

Документы, которые необходимы для начисления заработной платы

Повременная Заработная плата рассчитывается на основе установленных тарифов, ставок или окладов за фактически отработанное время
  • Тарифные ставки
  • Документы, которые ведут учет рабочего времени
Простая повременная Часовая тарифная ставка, которую умножают на количество отработанных часов
  • Личная карточка работника. Она нужна для того, чтобы определить тариф или ставку.
  • Табель учета рабочего времени
Повременно-премиальная Условия коллективного договора (контракта, положения о премировании предприятия) устанавливают процентную надбавку (месячную или квартальную премию) к месячной или квартальной заработной плате
  • Личная карточка работника
  • Табель учета рабочего времени
  • Коллективный договор
  • Трудовой договор (контракт)
  • Положение о премировании
Сдельная Заработная плата рассчитывается исходя из заранее установленного размера оплаты, за каждую единицу качественно выполненной работы или изготовленной продукции
  • Сдельные расценки (отношение часовой (дневной) тариф, ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, к часовой (дневной) норме выработки
Прямая сдельная Заработок определяется по заранее установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции соответствующего качества
  • Наряд на сдельную работу (указывается норма выработки и факт, выполненная работа)
  • Сдельные расценки
Сдельно-прогрессивная Выработка работника в пределах установленной исходной нормы (базы) оплачивается по основным (неизменным) расценкам, а вся выработка сверх исходной нормы - по повышенным сдельным расценкам
  • Наряд на сдельную работу
  • Сдельные расценки на продукцию, произведенную в пределах нормы и сверх нормы
Сдельно-премиальная Заработная плата работника складывается из заработка по основным сдельным расценкам, начисленного за фактическую выработку, и премии за выполнение и перевыполнение установленных показателей труда
  • Наряд на сдельную работу
  • Распоряжение (приказ) о премировании
Аккордная Размер оплаты выполненных работ устанавливается не за каждую произведенную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ
  • Аккордное задание
  • Табель учета рабочего времени за расчетный период
Косвенно-сдельная Размер заработка (обычно вспомогательных работников) ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых ими основных работников
  • Цеховой наряд (наряд подразделения) на выполнение задания
  • Тариф, ставка (оклад) основного работника
  • Табель учета рабочего времени

Основным принципом новой системы оплаты труда (НСОТ) является разделение заработной платы работника на две части

Основным принципом новой системы оплаты труда (НСОТ) является разделение заработной платы работника на две части - на гарантированную часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и на стиму-лирующую часть, размер которой зависит от того, насколько качественно, эффек-тивно и результативно работал сотрудник. Размер стимулирующих выплат не огра-ничен.

Структура фонда оплаты труда включает в себя три основных составляющих:

    размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (базовая часть);

    выплаты компенсационного характера;

    выплаты стимулирующего характера.

Аналогичная структура фонда оплаты труда принимается и в регионах, переходя-щих на НСОТ. Нередко эти элементы имеют несколько отличающиеся наименова-ния. Например, первые два элемента могут именоваться базовой частью, разде-ляющейся на общую и специальную части, что соответствует окладам (ставкам) и компенсационным выплатам . Вопрос наименования не принципиален, важно назначение выплат каждого рода.

Размеры должностных окладов и ставок заработной платы призваны обеспечить оплату выполнения работниками своих должностных обязанностей, определяе-мых трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными документами. Работник получает за исполнение круга своих обязанностей в полном объеме ок-лад (ставку) заработной платы. При этом следует помнить, что требовать от работ-ника выполнения работы, которая не входит в его должностные обязанности, без согласия работника запрещается ТК РФ. Если же работник соглашается выпол-нить какую-то работу, которая не входит в его должностные обязанности, то эта работа должна оплачиваться дополнительно.

НСОТ предусматривается, что размеры окладов (должностных окладов), ставок за-работной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требова-ний к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходи-мы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (по так называемым профессиональным квалификационным группам), с учетом сложно-сти и объема выполняемой работы.

Согласно статье 144 ТК РФ, Правительство РФ может устанавливать базовые ок-лады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по про-фессиональным квалификационным группам. При этом заработная плата работ-ников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже уста-новленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалифи-кационных групп.

Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы про-фессий рабочих или группы должностей служащих, сформированные с учетом сферы их деятельности и на основе требований к их профессиональной подготов-ке или уровню их квалификации. Из определения следует, что эти группы должны определяться по двум параметрам. Прежде всего это сфера деятельности, к кото-рой могут быть отнесены как отрасль, где работает работник, так и выполняемые им трудовые обязанности (занимаемая должность). Во-вторых, группы формиру-ются в зависимости от необходимых для выполнения данной работы (в опреде-ленной сфере деятельности) профессиональной подготовки и уровня квалифика-ции работника. В известной мере профессиональные квалификационные группы призваны заменить собой разряды оплаты труда ЕТС.

Определение базовых окладов и ставок может относиться как к сфере феде-ральных полномочий, так и к сфере полномочий субъектов Российской Федера-ции. Субъекты Российской Федерации должны установить свои базовые оклады и ставки по профессиональным квалификационным группам, если они не уста-новлены для них Правительством РФ. В случае если такие оклады и ставки будут установлены федеральным правительством, субъекты Федерации вправе ус-танавливать региональные базовые оклады и ставки, превышающие оклады и ставки, установленные федеральным правительством по соответствующим профессиональным квалификационным группам. Такие правомочия органов государственной власти субъектов Федерации вытекают из норм статьи 6 и дру-гих статей ТК РФ.

К базовым окладам (ставкам), которые являются минимальными и не учитывают многих параметров работы по данной должности, имеющих постоянный характер, должны применяться увеличивающие коэффициенты, отражающие сложность ра-боты, уровень квалификации работника (например, квалификационные категории, уровень образования, педагогический стаж) и т. п. В результате применения коэффициентов рассчитывается не базовый оклад (базовый должностной оклад, базовая ставка), а должностной оклад, т. е. фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых обязанностей за месяц, или же ставка заработной платы, т. е. фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда за единицу времени.

Исчисленные таким образом должностной оклад или ставка зарплаты составляют основную часть оплаты труда, часто именуемую в нормативных документах базо-вой частью фонда оплаты труда. Это основная и гарантированная работнику часть заработной платы.

Помимо гарантированной части зарплаты ТК РФ предусматривает выплату так называемой компенсационной части в виде доплат, надбавок и иных выплат. Компенсационные выплаты не носят постоянного и (или) общего для всех работ-ников данной должности характера, и это составляет их принципиальное отли-чие от гарантированной части зарплаты, которая не зависит от переменных па-раметров.

Выплаты компенсационного характера призваны возместить работникам раз-ного рода отклоняющиеся от нормальных условия, в которых они выполняют свои должностные обязанности. Например, трудящиеся на Крайнем Севере ра-ботают в более сложных климатических условиях, в связи с чем получают ком-пенсацию, выплата которой обусловлена именно этим фактом. Компенсацион-ная выплата устанавливается не потому, что работник выполняет больший объ-ем обязанностей (по сравнению с не получающим такую выплату), а в связи с тем, что он выполняет свои должностные обязанности в специфических усло-виях (например, неблагоприятные климатические условия, вредные или тяже-лые условия труда, работа в иных условиях, отклоняющихся от нормальных, на-пример ночью, и т. п.).

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессио-нальным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окла-дам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федераль-ными законами или указами Президента РФ.

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления в конкретном учреждении (как элемент системы оплаты труда) устанавливают-ся коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, перечнем видов выплат компенсационного характера, если такой перечень будет принят учре-дителем.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам с целью стиму-лировать их более качественно выполнять свои должностные обязанности. Это в первую очередь выплаты за высокие результаты труда, высокое качество рабо-ты, выплаты по итогам работы. Не следует путать такие выплаты с оплатой добро-совестного исполнения должностных обязанностей. Работник, выполняющий весь объем установленных по его должности обязанностей, получает за эту работу ок-лад или ставку заработной платы. Если же он не просто добросовестно выполняет работу, но показывает при этом высокие результаты, то в этом случае он и должен получать выплаты стимулирующего характера.

Как показывает практика работы учреждений, где уже введены новые системы оплаты труда, некоторые руководители «традиционно», все еще руководствуясь прежними представлениями, считают, что выплаты за качество, за результатив-ность труда должны производиться всем работникам, которые «нормально» вы-полняют свои должностные обязанности. Мотивы, которыми объяснялось при-нятие такого решения, включают в себя следующее: работают все сотрудники, деньги нужны всем, необходимо помочь каждому. В этой связи отметим, что такой подход к распределению не позволяет реализовать цели перехода на НСОТ, то есть стимулировать качественное исполнение своих обязанностей со-трудниками. Кроме того, следует разграничивать функции учреждения как ра-ботодателя и функции социальной защиты. Такой подход не соответствует госу-дарственной политике в области оплаты труда: просто добросовестное выпол-нение должностных обязанностей оплачивается окладом или ставкой заработ-ной платы, и если работник не выполняет какие-то свои обязанности или выпол-няет их ненадлежащим образом, то должен ставиться вопрос о его соответст-вии занимаемой должности или о дисциплинарной ответственности. Добросо-вестное и надлежащее выполнение обязанностей - это нормальная ситуация, и именно такое выполнение оплачивается окладом/ставкой. Если же работник не просто должным образом работает, но выполняет свои обязанности на вы-соком уровне, с высокими результатами по сравнению с другими работника-ми - только в таком случае работодатель должен выплачивать ему стимулирую-щие выплаты. Этого требует основополагающий принцип трудового права - оп-лата по труду.

Стимулирующая часть заработной платы имеет принципиальное отличие от других частей: стимулирующие выплаты не гарантированы всем работникам, они не мо-гут быть уравнительными в силу своего назначения, и не все работники могут иметь право на получение стимулирующих выплат, а лишь те, которые достигли в работе определенных нормативными документами, действующими у работода-теля (локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашени-ем), показателей и результатов. Стимулирующие выплаты должны назначаться исключительно за показатели в работе, превышающие минимально требуемые (т. е. за превышение «нормального» выполнения трудовых обязанностей), свиде-тельствующие о достижениях и успехах в работе.

Оценка результатов труда работника должна быть объективной и основанной на нормативных документах (локальных актах, коллективных договорах, соглашени-ях), предусматривающих порядок, виды и размеры стимулирующих выплат и оп-ределяющих показатели результативности, за достижение которых работодатель должен назначать такие выплаты. На уровне учреждений при установлении сис-тем оплаты труда (принятии перечисленных выше документов нормативного ха-рактера) необходимо предусматривать виды выплат стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления. Условия выплаты стимулирующей части за-работной платы, в свою очередь, должны быть расписаны по срокам (периодам) выплат (выплаты могут быть разовыми, ежемесячными в течение определенного периода времени, например полугода, года, итоговыми по окончании определен-ной работы или рабочего периода и т. д.), а также по показателям (критериям), выполнение (соответствие которым) работника дает ему право на получение дан-ной выплаты. К условиям также должен быть отнесен порядок определения (на-значения) выплаты. Руководитель не должен произвольно, по собственному усмот-рению распределять фонд стимулирующих выплат.

При установлении стимулирующих выплат следует иметь в виду, что это эффектив-нейший инструмент управления работой коллектива. Как показывает практика, коллектив чутко реагирует на установление выплат по тем или иным основаниям. Поэтому следует особенно внимательно определить, что именно необходимо сти-мулировать посредством этой части оплаты труда.

Для того чтобы на стимулирование качества труда направлялись достаточные средства, предполагается, что объем стимулирующей части должен составлять не менее 30% от фонда оплаты труда.

Предполагается, что заработная плата руководителей учреждений, их заместите-лей и главных бухгалтеров также состоит из трех частей: должностного оклада, ком-пенсационных выплат и выплат стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, и предполагается его установление в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения. Новые правила оплаты труда руководителей (заместителей и главных бухгалтеров) призваны стимулировать их к тому, чтобы заработная платы основного персонала возглавляемого ими учреждения была высокой и увеличивалась. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений планиру-ется устанавливать на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководите-лей этих учреждений. Кроме того, руководителям также планируется выплата сти-мулирующих премий (возможно, за счет централизации определенной части фон-да оплаты труда).

Выше была рассмотрена процедура изменения определенных сторонами (работ-ником и работодателем) условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (статья 74 ТК РФ). Данная процедура должна быть соблюдена при изменении системы опла-ты труда. При введении НСОТ руководители учреждений должны заблаговременно принять соответствующие локальные нормативные акты (либо заключить коллек-тивные договоры, соглашения), в которых было бы предусмотрено введение но-вой системы оплаты труда, уведомить работников и совершить все иные требуе-мые действия.

Учитывая права учреждения-работодателя по установлению систем оплаты труда, и особенно стимулирующей части оплаты труда, автономные учреждения распо-лагают гораздо большими возможностями по повышению заработной платы сво-их работников по сравнению с бюджетными учреждениями, в которых все сред-ства на оплату труда работников определяются (и ограничиваются) бюджетной сметой.

С 01.12.2008 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) для работников бюджетной сферы. В статье разберем особенности НСОТ в образовании: как рассчитывается зарплата педагога по НСОТ, какие доплаты и надбавки устанавливает новая система в отношении работников образования и науки.

НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов

Согласно системе, действующей до внедрения НСОТ, расчет оплаты труда педагога осуществлялся на базе ставки, установленной в соответствие с Единой тарифной сеткой. С декабря 2008 года в РФ введена новая программа, цель которой – повысить мотивационную составляющую оплаты труда педагога за счет внедрения новой системы надбавок и доплат.

Кроме того, НСОТ реализуется целиком за счет полномочий региональных властей, за которыми закреплено право устанавливать размер повышающих коэффициентов в отношении стимулирующих выплат педагогам.

НСОТ введена постановлением Правительства №583 от 05.05.2008 года и вступила в силу с 01.12.2008 года.

Оплата труда педагога по НСОТ

Согласно НСОТ, оплата труда педагога определяется с учетом постоянной составляющей (оклада) и переменных значений (доплат, надбавок, компенсаций).

Формула для расчета зарплаты педагога имеет следующий вид:

Зарплата педагог = Оклад + Компенсации + Надбавки,

где Оклад – размер оклада, установленный согласно должности;
Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда;
Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.

Базовый оклад

Если ранее оклад работникам сферы образования устанавливался по Единой тарифной сетке, то в данный момент НСОТ закрепляет за региональными властями право установления базовых тарифных ставок. В настоящее время большинство регионов РФ устанавливают базовый оклад в соответствие с должностью. которую занимает педагог. Все должности работников образовательных учреждений можно разделить на 4 группы, в отношении которых и устанавливается базовый оклад.

Перечень должностей, в соответствие с которыми определяется оклад педагога, приведены ниже.

№ п/п Группа должностей работников учреждений образования Наименование должностей работников учреждений образования
1 Руководители Директор школы, заведующий образовательным учреждением для детей, руководители структурных подразделений организаций дополнительного образования для детей, завскладом, завхозяйством, завпроизводством.
2 Педагогические работники Педагоги всех категорий и специальностей, в том числе музработники, инструкторы по труду, по физической культуре, мастера производственного обучения, социальные педагоги, т.п.
3 Специалисты и учебно-вспомогательный персонал Замдиректора по административно-хозяйственной части, библиотекарь, помощник воспитателя, лаборант, бухгалтер, медсестра, т.п.
4 Технические исполнители и обслуживающий персонал Делопроизводитель, секретарь, слесарь, кладовщик, оператор котельной, буфетчик, уборщик.

Надбавки педагогам по НСОТ: за стаж, квалификацию, образование

НСОТ предусмотрены надбавки к зарплате педагога за стаж, квалификацию и уровень образования. Размер надбавки определяется в процентном соотношении к базовому окладу и устанавливается законодательными актами региона.

Рассмотрим особенности назначения надбавок к зарплате педагога по НСОТ:

Вид надбавки Особенности назначения Процент надбавки Размер надбавки в регионах (примеры)
Надбавка за стаж Выплата назначается в соответствие с педагогическим стажем работниками в образовательных учреждениях. Большинство регионов РФ определяют надбавку пропорционально периоду педагогической работы сотрудника (чем больше стаж – тем выше процент надбавки). При этом некоторыми регионами РФ внедрены мотивационные программы по поддержке молодых педагогов. В таких регионах надбавка назначается, в том числе, работникам без педагогического стажа От 3,5% до 40% В Республике Коми – от 5% при стаже от 1-го года до 20% при стаже от 15-ти лет.

В Пензенской области – от 3,5% при стаже от 3-х лет до 15% при стаже свыше 20-ти лет

Надбавка за уровень образования Размер надбавки и порядок ее назначения определяется такими критериями, как:

· уровень образования (среднее, среднее специальное, т.п.);

· наличие высшего образования, уровень квалификации (бакалавр, специалист, магистр);

· наличие профессионального образования.

Как правило, размер надбавки устанавливается пропорционально уровню образования, с учетом наличие профобразования. При этом ряд регионов РФ не выплачивает работникам данный вид надбавки (например, Сахалинская область)

От 1% до 70%
  • 10% – за полное общее образование;
  • 20% – за начальное профобразование;
  • 30% – за неполное высшее или среднее профобразование;
  • 40% – за высшее образование (бакалавр);
  • 50% – за высшее образование (специалист);
  • 60% – за высшее образование (магистр)
Надбавка за ученую степень Надбавка выплачивается педагогам, которые имеют ученую степень кандидата наук, доцента, профессора, доктора наук, академика наук. Региональные власти могут устанавливать надбавку только в отношении определенных ученых степеней (например, только для кандидата и доктора наук) От 10% до 40%

В Республике Адыгея:

  • 10% – для кандидатов наук;
  • 15% – для докторов наук.

В Тверской области:

  • 10% – для кандидатов наук;
  • 20% – для докторов наук.

В Ханты-Мансийском автономном округе:

  • 20% – для кандидатов наук;
  • 40% – для докторов наук
Надбавка за квалификацию Надбавка устанавливается в соответствие с профессиональной квалификационной категорией педагога (вторая, первая, высшая). Согласно приказу Минобразования и науки, размер надбавки за квалификацию педагога в регионах не должен составлять менее:
  • 5% – за вторую категорию;
  • 10% – за первую категорию;
  • 15% – за высшую категорию.
От 5% до 40%

В Вологодской области:

  • 5% – за вторую категорию;
  • 15% – за первую категорию;
  • 30% – за высшую категорию.

В Калужской области:

  • 9% – за вторую категорию;
  • 18% – за первую категорию;
  • 25% – за высшую категорию.

Компенсационные доплаты педагогам

При расчете зарплаты педагога учитывается сумма компенсаций, выплачиваемая в связи:

  • выполнение педагогом дополнительной работы (в том числе работа на замене);
  • совмещение должностей;
  • обучением детей с ограниченными возможностями;
  • педагогическую деятельность в сельской местности.

Также в рамках НСОТ предусмотрены прочие компенсации, выплата которых связана с интенсивностью труда и переработками.

Напомним, что согласно трудовому законодательству, педагог может быть привлечен к дополнительной работе или совместительству только при условии письменного согласия.

Коэффициент разброса

Одним из принципов НСОТ является реализация программы справедливой оплаты труда для педагогов всех уровней и направлений. В связи с этим в рамках НСОТ применяется так называемый «коэффициент разброса», который определяет соотношение между заработной платой руководящего состава учебного учреждения и доходом рядового педагога.

В соответствие с НСОТ, коэффициент разброса составляет 1:4. Это значит, что зарплата учителя общеобразовательной школы должна составлять не менее 25% от зарплаты директора этой же школы.

Данный принцип применяется в отношении всех образовательных учреждений, на которые распространяется действие постановления Правительства №583 от 05.05.2008 года.

Пример расчета зарплаты педагога по НСОТ

Для того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример.

Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет.

Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%.

Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования:

  • полное среднее образование – надбавка за квалификацию 60%, без надбавки за образование;
  • начальное или среднее профобразование – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 14%;
  • высшее профобразование (бакалавр, специалист, магистр) – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 28%.

Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки:

  • за стаж: 8.303 руб. * 10% = 830,30 руб.;
  • за квалификацию: 8.303 руб. * 60% = 4.981,80 руб.;
  • за образование: 8.303 руб. * 28% = 2.324,84 руб.

Рассчитаем зарплату Кукушкина с учетом надбавок:

8.303 руб. + 830,30 руб. + 4.981,80 руб. + 2.324,84 руб. = 16.439,94 руб.

Владимир Владимирович, в чем суть новой системы оплаты труда федеральных бюджетных учреждений? И ее отличие от старой?

Единая тарифная сетка, введенная в 1992 году, таила в себе достаточно серьезный недостаток, связанный с тем, что она действовала единым порядком по всей стране, независимо от отрасли, региона и т. д. и, как результат, не учитывала особенности, связанные с функционированием той или иной отрасли. В сентябре прошлого года появилось постановление правительства №605, которое вводило новую систему оплаты труда. В августе уже текущего года было принято новое постановление

№ 583, которое развило идеи, заложенные в 605-м. Прежде всего это полный отказ от ЕТС. Новая система оплаты труда строится теперь даже не по отраслевому принципу, а по ведомственному. То есть каждое ведомство разрабатывает свою систему нормативных правовых актов с тем, чтобы внедрить новую систему оплаты труда в ведомстве: Рособразование разрабатывает нормативную базу для своих подведомственных организаций, Рособрнадзор - для своих, Роснаука - для своих и т. д. Соответственно Министерство образования и науки РФ координирует эту работу.

Главное отличие новой системы оплаты труда заключается в том, что заработная плата, которую будет получать работник с первого декабря 2008 года, будет состоять из трех частей: оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. С первого января 2010 года на стимулирующие выплаты должно направляться не менее 30 процентов от бюджетной части. На введение НСОТ правительство дополнительно проиндексировало фонд оплаты труда на 30 процентов с 1 декабря 2008 года.

Второй, очень важный момент: новая система оплаты труда строится на профессиональных квалификационных группах, которые были разработаны, в частности, Минобрнауки и утверждены приказом Минздравсоцразвития. Профессиональные квалификационные группы имеют в своем составе квалификационные уровни, которые соотнесены уже с конкретными должностями. Если говорить о профессорско-преподавательском составе вуза, то это: декан, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель и ассистент. Одним из недостатков, которые имела ЕТС, было существование восемнадцати разрядов, а разница в заработной плате между соседними разрядами была очень небольшая. Это очень слабо стимулировало работника к повышению квалификации. Сейчас примерное положение об оплате труда, разработанное Минобрнауки и подведомственными агентствами, предписывает учреждениям при разработке локальных нормативных актов исходить из того, что оклады своим работникам они должны устанавливать по квалификационным уровням профессионально-квалификационных групп, при этом возникает заметная разница в оплате труда. Еще одно прописанное в постановлении нововведение - это возможность учредителя централизовать до пяти процентов средств, с тем чтобы впоследствии их направлять на стимулирование руководителей и работников подведомственных учреждений. Мы сейчас очень активно работаем с Рособразованием над разработкой критериев оценки показателей эффективности деятельности учреждений для того, чтобы эти пять процентов можно было распределять уже в соответствии с этими критериями. Хочу подчеркнуть, что все централизованные средства вернутся подведомственным учреждениям. Однако кому-то, кто лучше работает, достанется больше, тому же, кто показал невысокие результаты, - меньше. Я считаю, что нормы, содержащиеся в постановлениях, позволяют перейти на совершенно новые отношения с работниками, которые, по сути, дадут нам возможность наиболее эффективно выстраивать работу учреждения и, как конечный результат, повысить качество образовательных услуг, оказываемых учреждением.

Что дает конкретно НСОТ учреждениям?

Прежде всего ЕТС не позволяла и не стимулировала руководителя более гибко распоряжаться трудовыми ресурсами, которые есть у него в учреждении. В силу того что фонд оплаты труда рассчитывался от количества штатных единиц, которые были закреплены за учреждением, учреждению было невыгодно каким-то образом сокращать эти единицы. Часто из-за этого на этих единицах числились «мертвые души». Сейчас ситуация резко изменилась. Учреждению зафиксирован фонд оплаты труда, который не может быть уменьшен, если не уменьшается государственное задание, и учреждение должно в пределах этого фонда таким оптимальным образом составить штатное расписание, чтобы получить максимальный эффект от труда своих работников. При этом подчеркну, что стимулирующая часть заработной платы играет в этом вопросе одну из ведущих ролей. Потому что основное отличие новых систем оплаты труда от ЕТС состоит как раз в том, что в ЕТС стимулирующей части не было: независимо от того, хорошо ты работал или плохо, ты получал одну и ту же заработную плату.

Мы пошли по пути предоставления максимальной самостоятельности в установлении учреждением системы оплаты труда. Примерное положение об оплате труда, разработанное Минобрнауки, дает возможность руководителю самостоятельно устанавливать систему оплаты труда с учетом тех особенностей, которые есть в конкретном учебном заведении. На мой взгляд, невозможно из центра регулировать и навязывать формы, способы и размеры оплаты труда. В разных регионах разная экономическая ситуация, разные учебные заведения, в которых разное количество внебюджетного финансирования и так далее, и тому подобное.

Своим приказом мы утвердили примерные показатели стимулирования персонала учреждения за качество и количество труда. При этом эти показатели должны стимулировать сотрудников к определенной деятельности. Например, известно, что качество образования в вузе напрямую зависит от тех научных исследований, которые ведут его сотрудники, так как новые знания, полученные в ходе исследований, должны сразу имплементироваться в учебный процесс, должна возникать обратная связь, студенты должны тоже принимать участие в исследованиях и так далее. В этом случае если преподаватель участвует в научной деятельности, то он и получать будет больше.

Я знаю, что Минобрнауки в отличие от многих других учреждений уже имеет некий опыт введения НСОТ. Насколько он удачен?

Действительно, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в частности, комплексных проектов модернизации образования регионов, проводилось внедрение модельной методики оплаты труда педагогов в школах. Мы продолжаем собирать и анализировать опыт ее внедрения и прислушиваемся к возникающим предложениям. Но в целом я могу сказать, что эта модельная методика себя полностью оправдала. В регионах, которые ее ввели, зарплата учителей превысила среднюю по экономике региона, с одной стороны, с другой - мы получили ситуацию, когда лучшие учителя стали получать в два-два с половиной раза больше, чем они получали раньше. Это означает что учитель помимо социального уважения получает еще и достойное материальное вознаграждение за свой труд. Таким образом, в школах мы сможем закреплять лучших учителей. Сейчас, на мой взгляд, в тех регионах, которые, участвуя в эксперименте, внедрили новую систему, наметился в этом отношении перелом.

Владимир Владимирович, выходит, что учреждения образования при введении НСОТ получают практически полную свободу. Не выйдет ли ситуации, при которой любимцы руководителя учреждения будут получать большую зарплату, чем остальные? Есть ли контроль над выполнением постановления?

Против этого существует простое противоядие: критерии оценки эффективности работы должны быть объективными. Например, среди оценок деятельности преподавателя вуза есть индекс цитирования, количество публикаций, количество защитившихся аспирантов.

Конечно, мы не пустили процесс внедрения НСОТ на самотек. Существует четко отлаженная система мониторинга. Мы провели множество методических собраний и семинаров. Я лично участвовал в собраниях Российского союза ректоров, Совета ректоров Москвы и Московской области, в общероссийском совещании руководителей вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования.

И сейчас, если вопросы и возникают, то они в большинстве случаев носят психологический характер. Мы слишком привыкли к уравнительной системе оплаты труда. Но сейчас сознание перестраивается. Кроме того, в Интернете открыт наш сайт http://www.kpmo.ru/, на котором действует специальный раздел, где ведется постоянный ежедневный мониторинг того, что делается в учебных заведениях, как они разрабатывают нормативные акты. Есть форум, где люди задают вопросы и получают ответы квалифицированных юристов. Это живая и полезная система. Я сам туда часто захожу.