Домой / Геморрой / Византийская принцесса анна романовна. Князь владимир и анна византийская

Византийская принцесса анна романовна. Князь владимир и анна византийская

Использованы материалы сайтов www.days.ru pravoslavie.ru www.rv.ru

В августе 987 года в Византии вспыхнул мятеж. Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. Через послов императоры стали просить помощи у Киева – Владимир согласился помочь в подавлении мятежа, а в награду попросил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за “варварских” государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.

К тому времени Владимир был женат уже много раз.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир “вборзе собра вся своя” и двинул “на Корсунь, град греческий”, древний Херсонес. Пал “неприступный” оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы.

В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны.

Княжна Анна привезла по благословению цареградского Патриарха на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Сестра предержащих власть византийских императоров Василия II и Константина VIII стала единственной законной супругой Владимира. Анне к моменту замужества шел 26-й год – она была несколькими годами моложе Владимира.

Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Kрещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: “Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг”. Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: “в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом”.

Великая княгиня Анна была сподвижницей Владимира во многих его добрых начинаниях, например она помогла приобрести скит для русских монахов на святой горе Афон. Русский скит Богородица Ксилургу- самый старый русский монастырь на. Первое упоминание о нем относится к 1030 г. По преданию, здесь принимал постриг преподобный Антоний Киево-Печерский. Анна способствовала приобретению большого участка земли, с мельницей на горе. Этот факт мало известен современным историкам.

Имена и жития сыновей Владимира и Анны известны каждому: Анна стала матерью двух первых канонизированных русских святых Бориса и Глеба (в крещении Романа и Давида). «Старший сын Борис свое крестильное имя Роман мог получить по отцу Анны, императору Роману II, княжье же имя Борис – в честь крестителя Болгарии Бориса-Михаила. Борис-Роман родился около 990 г., когда Василий II, при участии русской дружины, начинал завоевание Болгарии, и историки считают, что существуют основания приписывать Анне и Владимиру план обеспечения болгарского стола своему первенцу.

Имя же библейского царя Давида, в те времена воспринимавшегося как образец христианского властителя, данное Глебу, рожденному около 1000 г., проливает свет на планы матери.

Прожив годы в Киеве, Анна прекрасно сознавала, что появление мужского потомства выдвигает на повестку дня вопрос о престолонаследии. Для цесарицы Анны было очевидным, что Владимиров стол полагается в наследство ее царственной крови сыновьям, и она прекрасно понимала, что без борьбы это право не удастся претворить в жизнь. Библейский Давид, олицетворявший царскую власть, вступил на престол не как законный наследник, но как избранник и помазанник Божий в результате единоборства с Голиафом. Византийский институт цесаря-соправителя подсказывал, как гармонично сочетать интересы обоих сыновей Владимира и Анны.

Именно обеспечение несовершеннолетнему Глебу места соправителя, т. е. и прямого наследника, объясняет, почему подосланные исполнители приговора Святополка вслед за Борисом заклали и юного князя». (В. Михайлов «Русь православная созидалась на крови мучеников»)

Умерла царица Анна в 1011 году. После ее кончины князь вступил в новый брак – с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

1055 лет назад, 13 марта 963 г. на свет появилась девочка высокого рода и трагичной, по мнению соотечественников, судьбы. Её отдали замуж против её воли, но это ещё полбеды. Анна , а именно так назвали новорождённую, через 25 лет станет женой русского князя Владимира .

О том, что брак между русским князем и византийской принцессой стал большим событием, известно, наверное, всем. В конце концов, как раз трогательной сценой заочного сватовства заканчивается прелестный мультфильм «Князь Владимир». Статная высокая Анна Византийская получает от русского жениха дудочку-жалейку и проникается лиричностью мелодии. Карие глаза подёргиваются поволокой, изящно откидывается прядь волос цвета воронова крыла... Всё очень красиво, но правде не соответствует никак.

Рыжий-красный — человек опасный?

Первый вопрос, который охочие до сплетен кумушки задают, едва заслышав о свадьбе, такой: «Ну что, невеста-то хоть красивая?» Зададимся этим вопросом и мы.

И сразу придётся напрячься. Дело в том, что описания внешности Анны Византийской до нас не дошло. Тем не менее, кое-что выяснить всё-таки можно. Анна была сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы и его брата-соправителя Константина VIII . О том, как выглядели эти представители Армянской династии, известно очень даже неплохо.

Рост ниже среднего, однако телосложение гармоничное и изящное. Глаза серые или голубые. Волосы светлые, но не белёсые, а с густым золотистым отливом. Очень белая кожа. Возможно, что и с веснушками, как это часто бывает у светловолосых людей с уклоном в лёгкую рыжину. Вероятнее всего, Анна как раз и обладала веснушками — единственное более-менее точное указание на её внешность, это прозвище, данное принцессе соотечественниками. Руфа. То есть «Рыжая».

В багрец и золото

Кроме внешности, как правило, интересует также и семья невесты. С этим у Анны было всё в порядке. Принадлежность к византийской императорской династии — это высшая проба родовитости для Средневековья. Выше просто не найти — любой представитель любого королевского дома Европы был по сравнению с византийской династией даже не простолюдином, а вчерашней обезьяной, которая едва-едва слезла с дерева.

Однако Анна выделялась даже в своей семье. Она была багрянородной. Это особая категория представителей правящего дома Ромейской Империи.

Порфирогениты — так называли детей императора, рождённых во время его правления. Все они появлялись на свет только и исключительно в Порфирном (Багряном) зале Большого или Святого императорского дворца, который был заложен самим Константином Великим . В течение первого года жизни их пеленали в пелёнки соответствующего пурпурного цвета. На 1 кг ткани для таких пелёнок нужно было потратить 200 гр. пурпурного красителя. То есть 30 тысяч моллюсков-пурпурниц, из которых добывалась эта редчайшая краска. Кого не убеждает эта цифра, переведём в деньги. 1 шёлковая пелёнка, окрашенная пурпуром, стоила до 30 тысяч солидов. Или, если угодно, около 6 тысяч нынешних долларов. Поистине — золотые дети.

Но главное даже не это. А то, что такой ребёнок считался благословенным. Просто по той причине, что его родители являлись носителями божественной, сакральной власти.

Кому и кобыла невеста

Разумеется, таких детей берегли пуще глаза. О том, чтобы отдать багрянородную принцессу замуж за какого-то варвара, и речи не шло.

Во всяком случае, так распорядился дед нашей героини, император Константин VII Багрянородный : «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу».

Исключения бывали, но крайне редко. Более-менее за людей из всех европейцев в Византии считали семью императора франков и дом болгарских царей. С ними ещё можно было породниться. Правителей этих государств называли в дипломатической переписке «светлый архонт», что было существенно выше, чем просто «архонт» — нечто вроде «племенной вождь».

Но и с ними браки заключали не всегда. К той же Анне сватался основатель французской династии Капетингов Гуго Капет — ему хотелось женить своего сына на византийской принцессе. И получил отказ. Багрянородных в Европы не даём.

Русский вариант

В этот элитный клуб европейских властителей входили и русские князья. Что, конечно, удивляет. И франки, и болгары были к тому моменту хотя бы христианами, а вот Русь оставалась насквозь языческой. Тем не менее, «светлым архонтом» называли ещё Олега . Того самого, который, согласно легенде, «утвердил щит на вратах Царьграда».

Однако Анна Багрянородная, по свидетельству современников, едва узнав о том, что любезные братья-императоры просватали её за русского «светлого архонта» Владимира, была, мягко говоря, недовольна: «Иду на Русь, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».

И всё же братья знали, что делали. Такого союзника, как князь Владимир, надо было ценить. По большому счёту, братья расплатились своей сестрой за русскую военную помощь — Владимир отправил 7 тысяч воинов для подавления мятежа внутри Византии. Фактически он сохранил для династии трон, да и саму династию тоже. По трудам и награда.

Которая сразу вывела Русь на первое место в Европе. Багрянородная принцесса досталась русскому, который ещё вчера был язычником и крестился только для заключения брака — это немыслимо. Это оскорбление для всех европейских правящих домов, гордых своим происхождением.

К сожалению, полных выгод из этого брака Владимир извлечь не смог. У них с Анной был только один общий ребёнок — дочь, умершая в младенчестве. Будь в этом браке больше детей, дела бы пошли по-другому. Каждый ребёнок, рождённый от Багрянородной, мог, при удачном стечении обстоятельств, претендовать на трон Византии. Поскольку в XI веке Армянская династия пресеклась, единственными законными претендентами на престол Царьграда оставались бы потомки Владимира и Анны. А теперь представьте себе объединённую православную державу — от Балтики до Средиземного моря.

О РОЛИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦАРЕВНЫ АННЫ В КРЕЩЕНИИ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ КИЕВСКОЙ РУСИ

Анна Византийская, царевна в Константинополе, поставила условие крестить избравшего её Владимира Святославича и весь его народ перед вступлением в брак.
(Армянская династия, Васильевская династия) - императорская династия в Византии с 867 до 1056 года. Историки именуют эту династию Армянской, Македонской, поскольку за два века её пребывания у власти (с 867 по 1056 год), почти все византийские императоры, военачальники и крупные чиновники были армянами. В истории Византии Армянская династия считается самой знаменитой. За два века – 20 императоров. Во времена Византийской империи большинство армянской элиты того времени сроднилось с греками, образовав особую группу населения Византии, которая со временем просто растворилась.

В год Крещения Руси, в 988 году, в Византии правил Василий II Болгаробойца (976 - 1025) и, как тогда это было принято, его брат-соправитель Константин VIII (976 - 1028). Отцом был Роман II, а матерью - Феофано. Хоть Роман был сыном императора Константина VII, женился он на совершенно незнатной девушке, дочери константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении. насчёт незнатности проблем, думаю, не было. Сам основатель династии, Василий Македонянин, выходец из крестьянской семьи, сумел дослужиться до конюха, но себе приписал, что он потомок Аршакидов, так же, как Багратиды приписали себе, что они потомки библейского царя Давида. Какой император напишет в "анкете", что он сын крестьянина? так что и Анастасо превратили в Феофано, и происхождение подправили, ближе к царскому.но вот её дочь уже – порфирородная царевна Анна. Трудно представить, но все армяне. Родилась Анна всего за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II, поэтому – порфиророгенета. Он правил 4 года и по слухам был отравлен. Благодаря этой записи византийского историка Иоанна Скилицы стала известна точная дата рождения Анны - 13 марта 963 года. Так что знаменательная дата Крещения Руси – 1030 лет юбилейная и для Анны – 1055.
После смерти Романа II императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, женившийся на матери Анны, императрице Феофано, которая затем его свергла и возвела на престол Иоанна I Цимисхия – (Чмшкик, Башмачок), несмотря на маленький росточек, прославившего империю победами над арабами, болгарами, финикийцами. И только после его гибели в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами-соправителями.
Похоронив княгиню Ольгу, Святослав отправил сыновей на самостоятельное княжение. Старший княжич Ярополк получил Киев, второй сын Олег – Древлянскую землю. Побочному сыну Владимиру достался Новгород, поскольку его матерью была не варяжка, а славянка. Но её должность ключницы была сродни дворецкому и казначею, в распоряжении находились все кладовые, погреба и даже казна…
Из его жён мы остановимся на Рогнеде-половчанке и Анне, здесь есть сходство и отличия.

Полоцк для новгородского князя был очень выгодным городом, поскольку находился на важных торговых путях из Балтийского моря в Черное.
Желая обрести в лице будущего тестя верного союзника, Владимир послал к его дочери сватов. Однако, как повествуют летописи, гордая Рогнеда ответила Владимиру решительным отказом. В Лаврентьевской летописи ее слова звучат так: «Не хочю розути робичича (т. е. сына рабыни. – Л. М.), но Ярополка хочю».
Узнав о том, что невеста отказала ему в грубой форме и хочет выйти замуж за его противника, новгородский князь собирает большое войско. В него вошли: наемники-варяги, словене, кривичи и чудь, т. е. те племена, которые объединялись в союз еще при Рюрике. Полоцк был захвачен, семья правителя оказалась в плену. Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал ее своей женой в присутствии родителей, а самих родителей убил.
Вообще в летописи Нестора (по Морозовой) Владимир представлен большим женолюбом: «Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея же роди 4 сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а 2 дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове».
Грекиню убитого им Святополка взял он беременною, вместе с казной. На булгарке князь женился, судя по всему, в 985 г., когда совершил удачный поход на Волжскую Булгарию. Возможно, она-то и стала настоящей хозяйкой киевского дворца, поскольку ее сыновей, Бориса и Глеба, Владимир любил больше остальных детей. Унижения Рогнеду заставили пойти её на отчаянный шаг – убить Владимира. Думается, что для Рогнеды прекращение ненавистных супружеских отношений с Владимиром и переезд в Изяславль явились величайшим благом. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы. Укрепив власть сына, потом она ревностно занялась распространением христианства в Полоцкой земле. Половчане надолго из поколения в поколение запомнили её. Характер + позднее христианство.

А Владимир уже хотел выйти на мировой уровень, то бишь, на европейский. И стал примерять корону. Корону могли надеть в Византии. Среди европейских государей они все же занимали первое место. Породниться с ними стремились все короли. Однако Владимир, несомненно, знал о печальном опыте своей бабки – Ольги, не сумевшей крестить Русь из-за боязни попасть в зависимость либо от Константинополя, либо от Рима. Поэтому для князя важно было стать настоящим родственником византийских императоров и войти в их семью на равном с ними положении. Женитьба на сестре правивших в то время Василия и Константина давала такой шанс. Очевидно, именно такими соображениями руководствовался Владимир Святославич, когда посватался к принцессе Анне Романовне. Несомненно, невеста во многом превосходила жениха: и по происхождению, и по образованию, и по воспитанию, и по общему культурному уровню. Ведь она выросла в культурной столице всей Европы и Малой Азии – Константинополе. К тому же она сама и многие поколения ее предков были христианами, а Владимир – язычником. При всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, в русских летописях о ней содержится очень мало сведений, больше в византийских, арабских хрониках.
И он решает послать сватов в Константинополь.

И тут Владимиру подфартило.
Против соправителей – Василия и Константина восстал Варду Фока, объявил себя императором и тоже шёл на Константинополь. Тоже армянского роду-племени, но каппадокийского замеса, племянник Никифора Фоки, любовника, затем мужа Феофано, матери императоров и Анны.
Варда Фока захватил почти всю Малую Азию… Особенно критически сложилась ситуация в сентябре 987 г., когда войска мятежника подошли к Хрисополю, отделенному Босфорским проливом от Константинополя. Возникла угроза захвата столицы Варда Фокой. Поскольку собственных сил у Василия и Константина было мало, они обратились за военной помощью к соседним странам. Одним из первых, видимо, откликнулся Владимир, заинтересованный в сближении с византийскими императорами.

Разумеется, он слышал про походы на Царьград и Олега, и Игоря, деда своего. Про веру знал, ведь Ольга приняла христианство. Он понимал, что нужен был единый для всех бог, ведь и тогда на Руси было много разных племён и народностей... Особенно важным было единобожить языческую дружину. Не менее важным стимулом отказаться от язычества было то, что правители других государств не признавали князя-идолопоклонника за равного.
Он обещал выставить дружину в 6000 разноплемённых воинов. Но за свою помощь он потребовал руку принцессы Анны.
Начались переговоры, после которых был подписан договор о том, что сначала русский князь примет крещение, потом получит руку Анны и женится на ней по христианскому обряду и сразу же окажет военную помощь новым родственникам в борьбе с мятежником.
13 апреля 989 г. Варда Фока был разбит в битве у Авидоса на азиатском берегу Дарданелл императором Василием II, которому киевский князь Владимир послал на помощь 6-тысячное войско, сыгравшее решающую роль в сражении. В этой битве Варда Фока погиб.
Но братья не спешили исполнить обещанное, Анна плакала и умоляла «не посылать её в плен к тавроскифам». Нарушение договора не было следствием только прихоти или произвола императора Василия II. У князя Владимира было несколько жен и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский престол.

Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев только при одном непременном условии: все предыдущие браки князя Владимира должны быть расторгнуты, с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным., что для Владимира было неприемлемо: старшие сыновья были опорой его власти. Переговоры о брачном контракте, по-видимому, зашли в тупик, после чего союз с империей был разорван. Князь Владимир подозревая византийцев в обмане, в этот критический момент действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в Херсонес, византийское владение в Крыму.
Но попутно Владимир успел и тут возжелать дочь городского главы, то ли в шутку, то ли всерьёз он посватался к дочери правителя Херсонеса, те резко отказали, тогда он осадил Херсонес. Предатель из жителей города, некий Анастас, пустил стрелу с запиской, о том, что надо перекопать акведуки и лишить город воды. Началась страшная резня, пожары, по-моему, участь Рогнеды выпала и несчастной девушке и родителям. Отсюда он пригрозил ромеям – возьму и вас!

Братья задумались, вряд ли угроза была реальной, но Херсонес тоже свой город. Да и договор выполнять надо. Лучше дружить, тем более, что согласен принять их веру, и снова стали уговаривать свою сестру согласиться. Конечно, и они не хотели. Очень не хотели: язычник, варвар, по византийским меркам не родовит… Тянули, как могли, даже хотели послать другую девушку, внешне напоминающую рыжеволосую красавицу Анну.

Теперь по векселям надо было платить.
В древнейших летописях достаточно подробно описано, как осаждал Владимир Херсонес (Корсунь), как вел новые переговоры с императорами о скорейшем прибытии принцессы. В них подчеркнуто, что поначалу Анна категорически отказывалась выходить замуж за варвара, считая, что окажется у него в плену. Она умоляла братьев позволить ей умереть на родине. Но те заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну. При этом она спасет и своих родственников от жестокого врага. Решающим доводом для Анны стали слова, влагаемые летописцами в уста братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?».
По версии летописей, Анна принесла себя в жертву высоким целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране. Но уже примирилась со своей миссионерской судьбой. Это характеризовало ее как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину.
Таким образом, путем женитьбы на принцессе Анне Владимиру удалось избежать зависимости от византийских императоров и греческой церкви.

Начались приготовления к крещению Владимира и свадьбе. Князю были обещаны царские регалии вместе с высоким титулом кесаря, вводившего его в императорское семейство. Оба события совершились в храме Святой Богородицы. В честь этих событий в Киеве потом и была построена Десятинная церковь, тоже Богородичная. При ней празднование Успения Богоматери стало любимейшим для русских людей. При этом уже никто не помнил, что первой установила его на Руси византийская принцесса Анна Романовна. И Церковь молчит по этому поводу.
Ближе к осени началось крещение русских людей в главных городах. Крестильные рубахи, нательные деревянные кресты… бесплатно. Несколько раз заходили поэтому, халява оттуда пошла. Жгли и рушили языческих идолов, для крещения силой сгоняли в реки.
В византийских хрониках отмечено, что Анна построила в русском государстве много церквей. Десятинную церковь в Киеве строила Анна, Владимир был занят оборонительными сооружениями. По нескольку лет был в походах.
«Повесть временных лет» описывает, как крещение и брак с Анной сделали из распутного Владимира примерного семьянина. Сделавшись христианином, он освобождает всех своих языческих жен и наложниц. Но вызывает лекаря и говорит ему: «Я хочу иметь много сыновей, это мне надо. Но сделай так, чтоб к блуду не тянуло». Даже смертную казнь думает отменить.
За то, что князь заботился о бедных, вдовах и сиротах, нередко отправлял простым людям угощения со своего стола, народ любил Владимира и называл Красно Солнышко.

Анна Романовна, несомненно, выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. Карамзин пишет, что "принцессе пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы «заблудших язычников». В итоге для потомков «Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства».

Источники сообщают, что Анна «построила многие церкви в стране русов», свидетельствуют о ее щедрых пожертвованиях в ризницу Десятинной церкви. Имеются записи об участии Анны в государственной жизни: она была соавтором Владимира в составлении церковного Устава-судебника «Се аз, князь Володимир, сгадав есми с своею княгинею Анною и со своими детьми…», лично принимала иностранных послов. Окружавшие ее представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и готовили кадры местных священников. Для этого скорее всего было создано специальное училище. Привезенные принцессой иконы, церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные церкви по всем городам. И что, несомненно, следует отметить, вместе с Анной в Киев прибыло много армян и греков: ремесленников, мастеров, строителей, умельцев.
Сама Анна занялась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Известно, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Даже бывшие жены киевского правителя превратились в ревностных христианок, особенно Рогнеда. Следуя примеру Анны, она занялась христианизацией.
Византийская принцесса была замужем за князем Владимиром 22 года, однако ни в одном источнике нет данных о ее детях. Мы можем предположить, что он полюбил её за недюжинный ум и христианскую кротость. Иначе бездетную не держал бы столько времени при себе, а после смерти завещал похоронить рядом. Это любовь.

Предположение о том, что ее сыновьями были Борис и Глеб, не выдерживает критики. Они были старше. Во время захвата польским королем Болеславом Киева в 1018 г. в плен попали 9 дочерей князя Владимира. Кто были их матери, неизвестно.
Хотя после смерти принцессы князь Владимир вновь женился, но похоронить себя велел рядом с Анной. Но она сама и все ее заслуги были очень быстро забыты не только простыми людьми, но и представителями церкви.
Во время Батыева нашествия не только была утрачена ее гробница, но и забылась ее миссионерская деятельность, не была описана в древнейших летописях или каких-либо письменных памятниках, поскольку православное духовенство было заинтересовано в том, чтобы представить крестителем Руси одного Владимира Святославича и принизить значение греков в этом процессе и в русских летописях о ней содержится очень мало сведений.

Причина этого, видимо, и в том, что их создатели не захотели воздать должное женщине-иностранке, сыгравшей большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры и идеалов на ее территории. Эта тенденция была заложена еще митрополитом Иларионом, желавшим не зависеть от константинопольского патриарха и поэтому утверждавшим, что Русское государство крестил сам князь Владимир без какого-либо участия греков. Мало сведений об Анне и в византийских источниках, поскольку главная ее деятельность осуществлялась на Руси. Однако это не означает, что совсем нет. Сколько надо – есть.

Анна всячески противилась браку с неверующим язычником (о чем согласно сообщают русские и восточные источники), однако ей пришлось подчиниться воле брата. Но этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии; не удивительно, что о нем сообщает целый ряд источников – как русских (летописи, различные редакции Жития князя Владимира), так и иностранные (Яхъя Антиохийский, Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир, Скилица, Титмар Мерзебургский и др.).

Согласно "Повести временных лет", а также "Житию князя Владимира", именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство. Возможно, очаровав Владимира своей невиданной красотой и манерами. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Церковь, тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. в Василеве церковь во имя Преображения Господня, церковь святого Георгия Победоносца в Киеве, построенную вслед за Васильевской и в том же году, и много ещё, не сохранившихся.
Мало того. Миссионерская деятельность Анны Византийской и огромная роль в крещении Руси позволили принявшему христианство Владимиру обособить Русь и уберечь от влияния римско-католической церкви, оторвало от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой, чем и предопределился особый православный путь России…

Пьеса "ЦЕНА ВЕРЫ" ГоарРштуни

Будущая царевна Киевской Руси появилась на свет за два дня до гибели своего отца, византийского императора Романа II, благодаря чему стала известна точная дата ее рождения.

Ее мать Феофано родилась в простой семье харчевника, армянина по происхождению, и отличалась удивительным сочетанием божественной красоты, незаурядного ума и порочности. Благодаря этим качествам ей удалось не только завоевать сердце наследника византийского престола Романа, но и втереться в доверие к императору Константину VII и его супруге императрице Елене.

После смерти Константина VII Феофано заставила супруга упрятать в монастырь пятерых родных сестер, а вскоре и Елену свела в могилу своими интригами.

Император Роман II, отец Анны, отличался приятной внешностью, образованностью, а также склонностью к скачкам и чрезмерным плотским утехам. Что именно его погубило доподлинно неизвестно, но, пробыв на престоле всего четыре года, он неожиданно умер в возрасте 24-х лет. Ходили даже слухи, что император был отравлен.


Феофано успела родить мужу четверых детей, последняя из них, Анна, появилась на свет за два дня до его смерти.

Детство

После кончины императора Романа в результате дворцовых интриг троном завладел полководец Никифор II Фока, женившись на Феофано. Таким образом мать Анны, ставшая регентшей над своими сыновьями, попыталась обезопасить себя и своих детей от посягательств коварной знати. Но через шесть лет она снова организовала заговор, уже против Никифора, с помощью очередного своего любовника Иоанна Цимисхия, сподвижника доверчивого супруга. Император был коварно убит в своей постели, а Цимисхий стал новым правителем. Однако он не стал жениться на Феофано, а вероломно выслал ее на удаленный остров, затерянный в Эгейском море. Вместе с матерью туда отправилась и малолетняя Анна.


Находясь в изгнании, юная принцесса увлеклась изучением богатого наследия своих предков по отцовской линии. Ее дед, император Константин VII оставил потомкам огромное количество трудов по медицине, истории и другим наукам. Она внимательно изучала его описания жития святых, иллюстрированные удивительными по красоте и изяществу художественными миниатюрами. Из хроник Анна узнала, что деду не чужды были интересы простого люда. Во время своего правления он строил больницы и приюты для нуждающихся, организовывал раздачу милостыни, интересовался судьбой осужденных, пресекал злоупотребления чиновников.

Изучила Анна и трактаты прапрадедушки Василия I, предназначенные его сыну императору Льву I Мудрому, из которых она также почерпнула много интересного и полезного.


После смерти Цимисхия в 976 году власть перешла к сыновьям Феофано Василию и Константину, которые позволили Анне с матерью вернуться во дворец, однако, к власти императрицу не допустили и пожелали править сами. Их царствование запомнилось непрекращающимися войнами и мятежами. Помимо распрей внутри страны, сам Константинополь оказался перед лицом внешней угрозы. Русский князь грозился овладеть византийской столицей, а силы императоров были на исходе. В итоге братья пообещали отдать ему в жены принцессу Анну при условии, что Владимир окажет им военную помощь и примет христианство.

Анна к тому времени превратилась в завидную невесту и настоящую красавицу, ее руки добивались наследник Римской империи, сын французского короля и болгарский князь. Брак с иноземцем и варваром был неслыханным унижением для девушки, однако братьям удалось ее уговорить.

Свадьба

Свадебная флотилия из трех кораблей была отправлена в Корсунь (ныне Херсонес на территории современного Севастополя). На борту, помимо Анны находились священники, которые должны были произвести обряд крещения. Князь Владимир лично встретил невесту и был поражен ее красотой. Жених, в свою очередь, также произвел на принцессу приятное впечатление.


В главном храме Корсуня византийские священники крестили великого князя и нарекли новым именем Василий в честь одного из братьев невесты. Существует легенда, что Владимир, страдавший до этого болезнью глаз и почти ничего не видящий, сразу после обряда крещения прозрел и, вдохновившись Божьей благодатью, велел тут же креститься своей дружине и сопровождающим его боярам.


Там же состоялось и венчание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны. Князь приказал вернуть братьям невесты все присланные подарки и сам отдал им завоеванный ранее Корсунь в качестве выкупа по русскому обычаю. Эта женитьба помогла князю Владимиру получить независимость от Константинополя и неограниченную власть над Русской церковью.

Заслуги

Вернувшись с молодой женой в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей в источнике, получившем в дальнейшем название Крещатик. 1 августа князь крестил киевлян, созвав всех жителей города на берег Днепра, и приказал разрушить все языческие символы.

Перейдя в христианскую веру, князь Владимир отказался от всех своих многочисленных предыдущих жен и наложниц и провозгласил Анну единственной супругой, дарованной ему Богом.


Став великой княгиней Киевской, Анна занялась распространением христианства и возведением церквей на Руси. Первым заложенным ею храмом стала Церковь Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), созданная по образу и подобию любимой Фаросской церкви Анны в Константинополе. Она ввела в моду элементы из витражного стекла, которыми украшали храмы византийские мастера.

Благодаря ей в церковный обиход было введено ежегодное пышное празднование Успения Пресвятой Богородицы. По рекомендации супруги князь Владимир приобрел на горе Афон скит для русских православных монахов.


Не забывала Анна и о просветительской деятельности, руководствуясь наследием своих великих предков. Привезенный ею греческий церковный устав «Номоканон» был заложен в основу Русской церкви, а иконы и церковная утварь стали образцом для копирования русских иконописцев и ремесленников. Ею были созданы специальные учебные заведения для обучения местных священнослужителей.

Благодаря Анне духом христианства прониклись сыновья Владимира и стали активно внедрять его среди своих подданных. Даже бывшая жена князя Рогнеда стала ревностной христианкой и основала первый женский монастырь на Руси, приняв в нем постриг.

Смерть

Были ли у Анны дети от князя Владимира? На эту тему историки спорят до сих пор. По одной из существующих версий княгиня родила супругу сыновей Бориса и Глеба. Из всех двенадцати сыновей князя от разных жен эти были самыми любимыми. Жизнь их сложилась трагично. Владимир прочил сыновьям великое будущее, Бориса мечтал посадить на болгарский престол.

Но судьба распорядилась иначе, и виной этому стал старший нелюбимый сын князя Святополк. В народе его называли «сыном двух отцов», так его мать досталась Владимиру уже беременной от брата Ярополка, им же и убитого. Так случилось, что именно Святополк оказался рядом с отцом в последние минуты его жизни. Историки до сих пор сомневаются в его непричастности к смерти отца.


Однако киевляне воспротивились его восхождению на престол и стали требовать на царство Бориса. Тогда Святополк решил избавиться от сводных братьев и подослал к ним убийц. За это народ прозвал его Святополком Окаянным, а в честь великомучеников Бориса и Глеба в 1021 году построили церковь в Вышгороде.

Анна не дожила до этих трагических событий. Она скончалась на четыре года раньше в возрасте 48 лет. Владимир заказал мраморный саркофаг, изготовленный лучшими византийскими мастерами, и поместил его в церкви Пресвятой Богородицы. Позже его саркофаг занял почетное место рядом с любимой супругой.

Фильмы

В конце 2016 года на российские экраны вышел крупномасштабный фильм «Викинг», центральным персонажем которого стал князь Владимир в исполнении . Картина основана на реальных исторических событиях и рассказывает о кровопролитной борьбе трех братьев Владимира, Олега и Ярополка, презревших родственные узы и вынужденных направить оружие друг против друга. Работа над картиной длилась около шести лет. Уникальное сочетание новейших компьютерных технологий и мастерской игры актеров превратило этот фильм в главное кинематографическое событие года.

В ленте занято целое созвездие популярных российских актеров: , и многие другие. Чтобы добиться идеального сходства с историческими персонажами, костюмы, украшения и оружие изготавливались вручную. Для этого костюмеры и реквизиторы использовали подлинные описания внешности героев, взятые из исторических источников. К сожалению, княгиню Анну в этом фильме авторы незаслуженно обошли своим вниманием.

В 2017 году ожидается еще одна громкая премьера, на этот раз полностью посвященная жизни этой великой женщины. На экраны выйдет 12-серийная картина «Анна Византийская». Это новый проект компании Star Media, который стал результатом совместной деятельности с американскими коллегами. Планируется также англоязычная версия сериала.

Армяно-Византийская принцесса Анна – Великая княгиня Киевской Руси
http://starwalker62as.livejournal.com/2440.html
В 1988 году в Советском Союзе отмечалась знаменательная дата – 1000-летие Крещения Руси. В прошлом,2008 году, минуло 20 лет, и сейчас можно рассмотреть подробнее эти события, поскольку к религии советская власть относилась враждебно.
Итак, вернёмся на 1020 лет назад, в Киевскую Русь и в Византийскую империю 988 года. Принято считать, что Киевская Русь получила новую веру – христианство в виде одного из его течений, а именно, православия, от Византии. Истоки нынешнего православия во многом берут своё начало с 1054 года, когда произошёл раскол между восточным христианством – православием и западным христианством – католичеством. Поэтому надо посмотреть, что же собой представляла Византия. В 395 году умер последний император единой Римской империи – Феодосий Великий, и Римская империя раскололась на Восточную часть и Западную. В Западной Римской империи, в Риме, царствовал один сын Феодосия – Георгий, а в восточной, в Константинополе, другой сын Феодосия – Аркадий. И вот Восточная Римская империя и получила наименование Византийская от первоначального названия Константинополя – Византия, ныне это Стамбул, второй по значению город в Турции, расположенный в Черноморских проливах. Западная Римская империя пала под ударами варварских племён, а Восточная (Византия), где власть делили между собой два её основных этноса – греки и армяне, стала усиливаться. Византия вела настолько успешные войны, что отвоевала у варваров, персов, арабов почти все владения Римской империи и стала сверхдержавой того времени. Балканы, Малая Азия, Малая Армения и часть Великой Армении, Грузия, Сирия, Палестина, Италия, юг нынешней Франции, Испания, Португалия и вся северная Африка – вот что имела Византия в период своего наивысшего могущества. Средиземное море от побережья Киликии до Гибралтарского пролива было фактически внутренним морем Империи. Также Византия владела полуостровом Крым и частью северного побережья Чёрного моря. На страже этого могущества стояли прекрасно вымуштрованные и вооружённые византийские легионы и военно-морской флот, имевший в своём составе только крупных боевых судов до 250 единиц. Византийцы стали общаться с военными славянами с момента их появления на исторической арене ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением города Киева – матери городов русских 1500 лет назад. В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Впрочем, времена сотрудничества нередко прерывались войнами. В описываемый период Великим князем Киевским был Владимир - Красное Солнце – внук Великой княгини Ольги, сын Великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё до 988 года, до Владимира его бабушка Великая княгиня Ольга побывала в Византии и приняла христианство. Теперь нужно обратить внимание, кто же с такой настойчивостью пытался христианизировать Киевскую Русь, кто конкретно правил Византией в этот период. Это были представители одной правящей династии, так называемой Македонской династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Македонский, армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, который так и назывался – Армянские Аршакиды. А название Македонская династия получила такое потому, что начала восхождение к императорской власти из фемы (административной единицы Византийской империи) под названием – Македония. Интересен тот факт, что, став самодержавным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это время было временем наивысшего расцвета и могущества империи. Его потомки и преемники достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был КонстантинVII. Порфирородный (Багрянородный) этот император был автором трактатов "Об управлении государством", "О церемониях" и т.д. Ещё один император Иоанн I Цимисхий, Чимшкик, на западно-армянском диалекте нанёс поражение Святославу на Балканах под крепостью Доростол. В 988 году в Византии правил Василий II болгаробойца, и у него была сестра – принцесса Анна. Они были армяне.
Существует разные версии переговоров по поводу крещения Владимира и Руси. Неоспоримым является тот факт, что Владимир, уже женатый на Рогнеде по языческим обычаям (по другим данным, он был многоженец, а наложниц была не одна сотня) начал войну с империей, возжелав сестру византийских императоров Василия II болгаробойца и Константина VII Порфирородного, – принцессу Анну. Этот брак сразу же выдвинул в первый ряд земных правителей, а влияние Киевской Руси значительно усиливалось. Это предложение рассматривалось длительное время, и сестра византийских императоров – принцесса Анна поначалу была против этого брака, т.к. ходили слухи о многочисленных наложницах Владимира. Но родственники Анны смотрели на этот вопрос через призму геополитики. Тогда Анна поставила своё условие перед Владимиром: он должен был креститься, стать христианином и отвергнуть языческих идолов. Владимир ответил согласием, и Анна отправилась в Киев, где стала женой Владимира. С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла идеологически в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных в мире держав. После этого Владимира стали называть крестителем, а впоследствии он был канонизирован – стал святым. Владимир подарил Василию II шесть тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались Василием для борьбы с внешними и внутренними врагами. Анна родила Владимиру Бориса и Глеба – первых русских святых и дочь Марию, которая вышла замуж за польского короля. Борис и Глеб погибли во время смуты после смерти их отца Владимира. Что касается Марии, то не исключено, что именно её под именем Людмилы изобразил А.С. Пушкин в своей поэме "Руслан и Людмила". Скорее всего, Людмила – это было её языческое имя, а Мария – христианское.
В 1056 году Македонская, а на самом деле армянская династия в Византии сошла с исторической арены, к власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха Мономаховичи. Но христианство, православие, привнесённые на Русь принцессой Анной, – осталось. В летописях Анну именуют "грекрыня""греческая царевна", т.к. впоследствии Византия "съёжилась" до границ Греции, пока не пала под ударами турок в 1454 году, а архивы многократно "подчищались". К сожалению, Анна и её братья Константин VII порфирородный и Василий II болгаробойца, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми. Хотя именно им Россия, а так же Украина и Белоруссия обязана наличием христианской веры.

По собранным и систематизированным материалам моих друзей. Если у кого – то есть новые детали по данной истории, прошу выслать комментарии. В истории нет абсолютных истин. В фильме «Гибель империи. Византийский урок» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080212120041.htm архимандрит Тихон кратко коснулся темы Македонской династии. Собственно именно этот фильм подтолкнул моих друзей на это историческое исследование.