Домой / Нефрит / Бег, как способ увеличить активность мозга. Как регулярный бег улучшает работу мозга

Бег, как способ увеличить активность мозга. Как регулярный бег улучшает работу мозга

Не можете выбраться из творческого тупика? - идите бегать. Сомневаетесь в принятии верного решения в жизни? - идите бегать. Чувствуете злость, грусть или растеряны? - пробегитесь, в конце концов. Так говорят любители бега, а что говорит наука об этом чудодейственном «лекарстве»?

Часто хорошая пробежка помогает почувствовать себя обновленным человеком. Это подтверждает и наука. Нейробиологи изучают влияние бега на мозг человека больше трех десятилетий. За это время они обнаружили крепкую взаимосвязь между аэробными упражнениями и ясностью ума.

Кинорежиссер и блогер Кэйси Нейстат как-то рассказал журналу Runner’s World, что бег - это единственное, что может подарить ему ясность ума.

«Каждому важному решению, которое я принимал за последние 8 лет, предшествовала пробежка», - говорит Кэйси.

А бегун Монте Дэвис утверждал, что «очень сложно бегать и жалеть себя одновременно». Также он упоминал чудесные мгновения ясности мышления во время длительных пробежек.

Еще совсем недавно нейробиологи считали , что у человеческого мозга есть ограниченный набор нервных клеток. Они были уверены, что по достижению зрелого возраста процесс рождения новых клеток прекращался. Поэтому, одним из важнейших событий в этой области стало открытие нейрогенезиса.

Опыты на животных показали, что новые клетки в мозге воспроизводятся на протяжении всей жизни. И в настоящее время известна только одна активность, которая стимулирует возникновение новых клеток - это энергичные аэробные тренировки.

Удивителен и тот факт, что эти клетки появляются в области мозга, отвечающей за обучение и память - гиппокампе. Именно поэтому во многих исследованиях отмечается сильная связь аэробных упражнений и улучшения памяти.

«После каждой 30-40-минутной тренировки в вашем мозге рождаются новые клетки и улучшается память», - говорит Карен Постал, президент Американской Академии клинической нейропсихологии.

Под влиянием бега изменения наблюдаются в лобной доле мозга. Это относится к людям, которые бегают регулярно на протяжении долгого времени. Наблюдения ученых показывают , что после 30-40 минут усердной тренировки, кровообращение в этой области увеличивается. Именно эта зона ассоциируется с ясным мышлением - планированием, фокусировкой и концентрацией, постановкой целей, тайм-менеджментом.

Эта же область связана с управлением эмоциями. Результаты исследования , проведенного Эмили Бернштейн - доктором психологии Гарварда, доказывают, что регулярные тренировки помогают лучше контролировать эмоции.

Как и Карен Постал, Эмили Бернштейн занимается бегом. Она была удивлена закономерностями в поведении мозга после бега.

«Я стала замечать, что когда я активно двигаюсь - лучше себя чувствую».

Эмили заинтересовалась исследованиями, которые утверждают, что бег помогает при тревоге и плохом настроении. Для этого она провела исследование 80-ти человек с помощью душещипательной сцены из фильма «Чемпион» (1979).

Перед просмотром ролика первая группа участников сделала 30-минутную пробежку, а вторая группа в это время делала простую растяжку. После просмотра Эмили всех опросила и выяснила, что первая группа участников оправилась быстрее от такого неожиданного эмоционального просмотра. Особенно бег помог тем людям, которые чувствовали себя плохо и до просмотра.

Существует еще одна , которую до сих пор не могут объяснить и изучить. Речь идет о мгновениях осознанности, присутствии «здесь и сейчас».

Беззаботность, мечтательность и блуждание в собственных мыслях важны для мозга так же, как и концентрация и внимательность. И именно такой эффект можно наблюдать во время бега - блуждание разума. Интересные аргументы приводятся в журнале Frontiers in Psychology :

«Случайно или специально мы можем блуждать и странствовать в мыслях. И если эти мысли созвучны нашим целям и стремлениям - мы будем вознаграждены. Вы можете задумчиво уставиться в одну точку или будете перечитывать одну строчку три раза, потому что отвлеклись на свои мысли. Эти незначительные задержки внимания важны, т.к. дают возможность получить доступ к ключевому пониманию, вспомнить забытое или почувствовать тревожное событие. А вдумчивая пауза во время рассказа, во время которой вы вспомните ценные детали, сделает ваш рассказ более выразительным и убедительным».

«Иногда я думаю во время бега, иногда нет. Я просто бегу, бегу в пустоте. Или может быть даже: я бегу, чтобы достичь пустоты», - писал Харуки Мураками в книге «О чем я говорю, когда говорю о беге».

Можем ли мы, взрослые, вырастить новые нейроны? Нейробиолог Сандрин Тюре утверждает, что можем. Она предлагает результаты исследований и практический совет о том, как помочь нашему мозгу активизировать нейрогенез, при этом улучшая настроение, усиливая память и предотвращая процессы старения.

00:12
Могут ли у нас, взрослых, вырасти новые нервные клетки? По этому поводу ещё существует некоторая путаница, так как это довольно новая область исследований. Например, беседуя с одним из моих коллег, Робертом, онкологом, я услышала: «Сандрин, вот вам загадка. У некоторых моих пациентов, знающих, что они излечились от рака, обнаруживаются тем не менее признаки депрессии». Я ответила ему: «На мой взгяд, это вполне логично. Лекарства, которые вы даёте вашим пациентам, препятствуют размножению раковых клеток, но они же и останавливают производство новых нейронов в мозге». Тогда Роберт посмотрел на меня как на сумасшедшую и сказал: «Но Сандрин, они же взрослые - у взрослых новые нервные клетки больше не образуются». И, к его удивлению, я ответила: «На самом деле, образуются». Это феномен, который мы называем нейрогенезом .

01:14
Роберт не занимается нейронаукой, а в медицинском институте его не учили тому, что нам известно сейчас: взрослый мозг способен генерировать новые нервные клетки. Итак, Роберт, будучи профессионалом, захотел прийти в мою лабораторию, чтобы лучше разобраться в этом вопросе. И я устроила ему экскурсию по одной из самых захватывающих частей мозга с точки зрения нейрогенеза - по гиппокампу. Это серая масса в центре мозга. Нам уже давно известно, что он важен для обучения, памяти, настроения и эмоций. Однако недавно мы узнали, что это - одна из самых уникальных частей взрослого мозга, где могут образовываться новые нейроны. Сделав разрез гиппокампа и увеличив изображение, мы увидим показанный здесь голубым цветом новорождённый нейрон в мозге взрослой мыши. Что касается человеческого мозга - мой коллега Йонас Фризен из Каролинского института подсчитал, что мы производим 700 новых нейронов каждый день в гиппокампе. Вам покажется, что это не так много по сравнению с миллиардами уже имеющихся у нас нейронов. Но к 50 годам все имеющиеся у нас с рождения нейроны заменяются на нейроны, образовавшиеся уже во взрослом мозге.

02:54
Почему эти новые нейроны так важны и каковы их функциии? Во-первых, мы знаем, что они нужны для обучения и памяти. Мы экспериментально доказали, что если заблокировать способность взрослого мозга генерировать новые нейроны в гиппокампе, то блокируются определённые свойства памяти. Это особенно ново и верно в отношении пространственного распознавания - того, как вы, к примеру, ориентируетесь в городе.

03:24
Нам ещё многое предстоит узнать, и нейроны важны не только для объёма памяти, но и для качества памяти. Они помогают памяти работать дольше, они могут помочь различить очень похожие воспоминания, например, отыскать велосипед, который вы оставляете на станции каждый день на одной и той же стоянке, но немного в разных местах.

03:50
Моему коллеге Роберту наиболее интересным показалось наше исследование о взаимосвязи нейрогенеза и депрессии. При исследовании депрессии у животных мы увидели, что у нас более низкий уровень нейрогенеза. Если мы принимаем антидепрессанты, мы увеличиваем производство этих новорождённых нейронов и уменьшаем симптомы депрессии, тем самым устанавливая чёткую связь между нейрогенезом и депрессией. Более того, если просто заблокировать нейрогенез, одновременно падает эффективность антидепрессантов. К тому моменту Роберт согласился, что его пациенты продолжают страдать от депрессии даже после избавления от рака из-за того, что препараты от рака препятствуют образованию новых нейронов. И нужно какое-то время на появление новых нейронов и восстановления их нормального функционирования.

04:48
Итак, сообща мы пришли к выводу, что имеем достаточно оснований для того, чтобы направить наши усилия на нейрогенез, если мы хотим улучшить формирование памяти, настроение и даже предотвратить проблемы, связанные с возрастом или со стрессом.

05:07
Поэтому следующий вопрос таков: можем ли мы управлять нейрогенезом? Ответ - да. Сейчас мы проведём маленький тест. Я представлю вам ряд действий и состояний, а вы скажете мне, уменьшают они или увеличивают нейрогенез. Готовы? Поехали.

05:31
Обучение? Увеличивает? Да. Обучение будет увеличивать производство новых нейронов. А как насчёт стресса? Да, стресс уменьшает производство новых нейронов в гиппокампе.

Недосыпание? Безусловно, это снижает нейрогенез. Секс? Ого! (Смех) Да, вы правы, он увеличивает производство новых нейронов. Однако всё дело в балансе. Мы же не хотим попасть в ситуацию, когда слишком много секса приведёт к недостатку сна. (Смех)

06:13
Старение? Темпы нейрогенза будут с возрастом сокращаться, но он всё ещё будет происходить. И последнее, как насчёт бега? Предоставлю вам самим судить об этом.

06:32
Это одно из первых исследований, проведённых одним из моих наставников, Расти Гейджем из Института Солка, показавшее, что окружающая среда может влиять на производство новых нейронов. Здесь вы видите отдел гиппокампа мыши, у которой в клетке не было колеса. А маленькие чёрные точки - это будущие новорождённые нейроны. Здесь отдел гиппокампа мыши, у которой в клетке было колесо. Вы можете заметить огромное увеличение количества чёрных точек будущих новорождённых нейронов.

07:07
Так что активность влияет на нейрогенез, но это ещё не всё. То, что вы еди́те, также влияет на производство новых нейронов в гиппокампе . Перед вами примерная диета, состоящая из питательных веществ, проявивших положительное влияние. Я хочу пояснить вам некоторые их них: нейрогенез увеличивается при ограничении калорий на 20–30%. - увеличение времени между приёмами пищи - увеличит нейрогенез. Потребление флаваноидов, которые содержатся в горьком шоколаде и чернике, увеличит нейрогенез. Жирные кислоты Омега-3, содержащиеся в жирной рыбе, например, в лососе, увеличит производство новых нейронов. А диета, жирами, наоборот, будет негативно влиять на нейрогенез. Этанол - потребление алкоголя - ослабляет процесс нейрогенеза. Однако не всё так плохо: доказано, что резвератрол, содержащийся в красном вине, способствует выживанию новых нейронов. Так что во время следующего застолья отдайте предпочтение этому «нейрогенезо-щадящему» напитку.

08:23
И наконец, позвольте мне выделить ещё один пункт - он немного необычный. Японцы обычно обращают особое внимание на текстуру пищи. Они доказали, что мягкая пища ослабляет процесс нейрогенеза, чего нельзя сказать о требующей пережёвывания или хрустящей пище.

08:41
Все эти данные, доступные нам на клеточном уровне, были получены в результате опытов на животных. Но та же диета была испытана на людях, и мы убедились, что диета влияет на память и настроение точно так же, как и на нейрогенез. То есть снижение калорийности улучшит возможности памяти, тогда как диета с высоким содержанием жиров усилит признаки депрессии. И наоборот: способствуют нейрогенезу и в то же время помогают уменьшить депрессивные синдромы. Поэтому мы полагаем, что влияние диеты на психическое здоровье, память и настроение объясняется, на самом деле, её ролью в появлении новых нейронов в гиппокампе. И важно не только то, что вы еди́те, но также текстура потребляемой пищи, время приёма пищи и количество съеденного. С нашей стороны - нейробиологов, интересующихся нейрогенезом, - мы хотим лучше понять функцию этих новых нейронов и то, как мы можем влиять на их выживание и производство. Нам также нужно найти способ защитить процесс нейрогенеза у пациентов Роберта. А с вашей стороны - на вас я оставляю ответственность за ваш собственный нейрогенез.

10:06
Спасибо.

10:13
Маргарет Хеффернан: Потрясающее исследование, Сандрин. Как я уже сказала, это изменило мою жизнь - теперь я ем очень много черники.
10:20
Сандрин Тюре : Очень хорошо.

МХ : Меня особенно занимает вопрос бега. Нужно ли мне бегать? Или достаточно аэробики, чтобы обогатить мозг кислородом? Могут ли это быть любые интенсивные занятия спортом?

СТ: На сегодняшний день мы не можем с уверенностью сказать, бег ли это сам по себе, но мы думаем, что любое занятие, увеличивающее производительность или заставляющее кровь приливать к мозгу, должно повлиять благотворно.

МХ: Так мне не обязательно устанавливать колесо в офисе?

СТ: Нет, конечно.

МХ: Какое облегчение! Это чудесно. Сандрин Тюре, спасибо большое.

СТ: Спасибо вам, Маргарет.

Читайте на Зожнике:

Один очень хороший способ увеличить активность мозга, это не упускать многие виды активности, что ассоциируются с одним словом, особенно со словом «упражнение».
Учитывая, что правильное упражнение с правильной длительностью — лучший метод безопасного ускорения физических показателей умственных способностей… Мозга как такового.

Существует шесть основных путей повышения разных аспектов «силы» мозга путем разных видов занятий. Они создают клеточную основу для роста мозга.

1. Нейрогенезис - создание новых нервных клеток. Энриета ван Прааг, — руководитель многих исследований на тему спорта и состояния мозга, утверждает, что по-крайней мере 45 минут бега, что ускоряет наш пульс до 75% от максимального, создадут новые нервные клетки, которые“живут” в течении 21 дня. Нам нужно выучить что-то новое,
чтобы записать в них информацию, таким образом гарантировав им длительное существования на нашу же пользу.

2. Развитие сосудов - создание новых и более мощных артерий, вен и капилляров. Мозг состоит примерно из 2% массы тела человека, но потребляет около 20% кислорода. Способность получать больше кислорода, доставленного к мозгу, помогает увеличить общую эффективность нервной системы путем создания новых капилляров, что вполне могут сохранить трезвость ума в случаи травмы мозга, когда часть капилляров погибает от физической деформации нашего кортекса. Этот эффект также провоцируется бегом в течении 45 минут.

3. Митохондриальный биогенезис - создание больше, больших и более плотных «источников энергии» в каждой клетке. Это случается при беге на большие дистанции с низкой скоростью.

4. Нейротропный фактор мозга - часто именуется как «одно из чудес нашего мозга». Я могу привести аналогию, сравнивая ЦНС с растениями. Представьте, что вы — садовник, и выращиваете какой-то вид растений. Один из них- с очень малым количеством корней и едва ли держится за почву, второй- богатый тем, что есть недостатком первого. Что вы можете сделать в этой ситуации? Конечно, купить какое-то новейшее средство для помощи в росте беспомощного растения. Это хорошо изображает ситуацию с нейротропным фактором, который причиняет ваши дендриты становится“пушистыми” и большими в количественном измерении.

5. Нейромедиаторы, что в популярной культуре названы «гормонами счастья» — вещества, что вырабатываются естественно во время спортивных занятий, если нагрузки по времени и интенсивности достаточно хороши. Обычно бег, например, заставляет наш мозг синтезировать и реализовывать больше норадреналина, анандамида, и знаменитое трио «счастья и » — дофамин, серотонин и эндорфин.
Представьте, как может изменится ваша жизнь, если любые препятствие и проблемы не будут вызывать у вас чувство беспомощности, а наоборот, стимулировать на значимые поступки. Это влияние распространяется на способность завести знакомство с девушкой, спокойно закрыть экзамен (стресс плохо влияет на продуктивность ) и выступать перед публикой. Это причина высокой самооценки атлетов.

6. Максимальная вместимость легких - это измерение максимальной вентиляционной вместимости, измеренной в миллиметрах кислорода относительно килограмма вашей телесной массы в минуту. Наиболее правильный способ увеличить этот параметр — бежать один километр как можно быстрее, делая повторы между бегом и ходьбой. Вместимость легких- главный секрет бегунов и велосипедистов. Чем больше кислорода может быть помещено в легких, тем лучше вы можете думать, дольше испытывать свою выносливость, и быть внимательным и заряженным энергией. Я считаю, что работа над этим параметром- наиболее важно, когда ваша цель — когнитивный рост. Как было сказано ранее, мозг потребляет 20 процентов всего кислорода, поэтому полностью удовлетворив его потребности мы сможем показать максимум нашего потенциала!

как правильно начать бегать

Эволюция не предполагала, что мы станем малоподвижными. Нашим предкам приходилось двигаться, чтобы искать еду, они не могли просто заказать её по телефону. Бег для охоты и добычи пропитания, вынужденное при нехватке еды - в процессе эволюции человеческое тело столкнулось с этими проблемами.

По сравнению с другими млекопитающими, люди - неважные спринтеры. Быстрый бег требует от человек в два раза больше энергии, чем от других млекопитающих похожего размера. Но, в отличие от них, люди очень выносливые бегуны, способные бежать много километров, используя аэробный метаболизм.

Среди приматов бегом на выносливость владеют только люди. Такая способность редко встречается даже у четвероногих. Это наше эволюционное преимущество . Бег помогал нашим предкам подобраться к добыче и соревноваться с падальщиками. Бег и ходьба на выносливость также помогали путешествовать на большие расстояния. В процессе эволюции человеческое тело изменило свою форму и физиологию, подстраиваясь под эти нагрузки. Можно сказать, что мы созданы для бега.

Преимущества бега для современного человека

Сегодня бег на выносливость не является критически важным для выживания человека, но многие люди продолжают бегать для поддержания хорошей формы и здоровья.

Регулярные упражнения снижают риск возникновения диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и рака. Более того, постоянные аэробные нагрузки могут улучшить работу мозга и препятствуют возрастным заболеваниям.

Бег улучшает настроение и когнитивные функции. Более активная циркуляция в периферических тканях стимулирует нейропластичность и сопротивление стрессу на клеточном уровне. Регулярные энергозатраты во время физических упражнений заставляют мозг работать на пике своих возможностей.

Упражнения и старение

Peter Mooney/Flickr.com

Влияние физических упражнений на продолжительность жизни - предмет постоянных споров. Недавние данные говорят о том, что регулярные аэробные упражнения увеличивают продолжительность жизни и замедляют старение.

Отличительной чертой старения является окислительный стресс. В теории старение и сопутствующие заболевания вызваны ущербом, который наносят клеткам свободные радикалы, а также невозможностью компенсировать этот ущерб с помощью антиоксидантов.

Окислительный стресс внутри митохондрий создаёт порочный круг: повреждённые митохондрии создают больше реактивных форм кислорода, которые только увеличивают повреждения. Согласно этой теории, увеличение количества антиоксидантов помогает задержать старение и возрастные заболевания.

Увеличивая количество антиоксидантных ферментов и предотвращая сокращение выработки антиоксидантов, упражнения могут способствовать замедлению . Также есть свидетельства, что физическая активность может препятствовать снижению когнитивных функций с возрастом.

Упражнения и когнитивные функции

Упражнения улучшают функциональные возможности мозга, воздействуя на синапсы и нервные стволовые клетки.

Синаптическая пластичность - это изменения, которые происходят в количестве, структуре и функциональности синапсов в ответ на изменения в окружающей среде, включая интеллектуальные упражнения, физическую нагрузку и даже травмы и повреждения мозга.

Считается, что синаптическая пластичность имеет определяющее значение для сохранения когнитивных функций, включая обучение и . Пластичность сохраняется на протяжении всей жизни, и вы можете увеличить её с помощью упражнений.

Исследования показали, что у бегающих крыс наблюдалось увеличение силы синапсов. Что интересно, депривация сна снижает силу синапсов у малоподвижных крыс, но не оказывает никакого эффекта на крыс с подвижным образом жизни.


ZEISS Microscopy/Flickr.com

Ещё один важный фактор для сохранения когнитивных функций - нейрогенез, или рождение новых нейронов.

Нейрогенез - это процесс, в котором нейронные стволовые клетки дифференцируются в новые нейроны. Эти только что созданные нейроны могут затем отращивать аксоны и дендриты и формировать синапсы с другими нейронами, встраиваясь в функциональные нейронные схемы.

Нейрогенез в гиппокампе мозга взрослого человека - это исключительно важный процесс для сохранения пластичности мозга. Увеличенный нейрогенез ассоциируется с улучшенными способностями к познанию, тогда как угнетение производства новых нейронов ведёт к возрастным изменениям и депрессии.

Эксперименты с участием животных показали, что бег - наиболее эффективный стимулятор нейрогенеза в гиппокампе.

Интеллектуальные упражнения также помогают увеличить синаптическую пластичность, но есть доказательства того, что физическая активность более эффективна для создания новых нейронов в гиппокампе, чем умственная работа.

Исследования показывают, что регулярные аэробные нагрузки положительно влияют на когнитивные функции. Эксперимент , в котором приняли участие 1 820 подростков, показал, что у тех, кто физически активен в свободное время, мозг работает более эффективно.

Структурная МРТ даже показала, что регулярные аэробные упражнения могут увеличить размер некоторых отделов мозга.

Упражнения важны в любом возрасте

Интересно, что крысы, физически активные в юном возрасте, но прекратившие активность во взрослом, сохраняли превосходную память на объекты. С другой стороны, крысы, которые были активны во взрослом возрасте, также имели хорошую память и отлично распознавали объекты, но теряли это преимущество уже через несколько недель без физических нагрузок.

Это показывает, как важна активность в период развития мозга, как это может улучшить когнитивные функции в дальнейшей жизни. Физические и умственные упражнения в период развития можно назвать когнитивным резервом, который поможет защитить от снижения когнитивных функций с возрастом.

И ещё одно важное преимущество регулярной физической активности - снижение . Малоподвижный образ жизни - неважно, у человека или животного - ассоциируется с уязвимостью перед стрессами, а физическая активность обеспечивает хорошую защиту от стресса - способность быстро восстанавливаться и приспосабливаться.

Учитывая, что стресс - это фактор, влияющий на появление депрессии, тревоги, сердечно-сосудистых, аутоимунных и нейродегенеративных заболеваний, физические упражнения могут косвенно защитить вас от этих болезней и психических расстройств.

Итак, есть множество научных доказательств того, что регулярные физические упражнения положительно влияют на наш мозг, разум и тело. Аэробные нагрузки помогают расширить когнитивные способности в юности и сохранить их во взрослом возрасте, защитить организм от возрастных заболеваний и продлить молодость.

Бег для человека - норма.

То есть, фактически человек рожден, чтобы бежать . Это доказывает ряд физиологических адаптаций в организме. Есть много версий, почему это именно так: либо ему нужно было передвигаться на большие расстояния, либо много убегать или же догонять - скорее всего, все сразу. Если посмотреть на биомеханику самой ноги, становится понятно, что она приспособлена именно к размеренному и на длинные дистанции бегу.

Бег - нормальный темп жизни для человека, а темп - это ритм, скорость. Все наши процессы в мозге ритмичны, они как музыка протекают под действием определенного размеренного ритма: трехдольного, четырехдольного и так далее. Причем неважно фоновые это процессы или активные.

Поэтому мы больше и лучше всего думаем именно во время бега, но неспешного . Видимо, нам при беге эволюционно и надо думать, куда бежать и как спастись.

В этой плоскости память и бег неразрывно связаны, и одно другому способствует. Есть исследования, которые доказывают, что в процессе и после бега вырабатываются факторы роста, которые обуславливают формирование новых нейронных связей и образования синапсов . Так что, если мы собираемся что-то изучить, предварительно надо подвигаться и побегать. Благодаря этому, могут случаться инсайты, лучше усваивается новая информация, увеличивается объем оперативной памяти, развивается гиппокамп.

Мы не отдаем себе отчет, каким образом надо переставлять свои ноги, а просто бежим. Поэтому те отделы мозга, которые отвечают за творческое мышление, за логику, они в какой-то степени не отвлекаются. Грубо говоря, у них есть время подумать. Наверное, замечали, что на ходу и стихи сочиняются, и появляются интересные мысли.

Бег вызывает зависимость. В процессе тренировок выделяется дофамин - один из гормонов счастья . Это счастье именно от физической нагрузки и счастье от познания. Здесь начинается противоречие между интеллектуалами и спортсменами. Если человек начинает регулярно и много бегать, а тем более, качаться, у него снижается интерес и мотивация заниматься интеллектуальной деятельностью, и, наоборот. Надо искать баланс. Он состоит в регулярных физических нагрузках не более 80% от предельно допустимой нормы, строго перед занятиями интеллектуальной деятельностью, потому что тогда одно другое умножает . Получается такое отсроченное действие бега во время умственной деятельности. Иначе говоря, мы немножко побегали и потом занялись интеллектуальным трудом.

Физиологичность весьма спорна. Достаточно заставить побегать среднестатистического человека, чтобы в этом убедиться. Для человека скорее свойственна ходьба. Бушмены успешно загоняют Окапи пешим ходом, да и преимущество человека перед животным никогда не было в силе или скорости, а в разуме. Небольшая копипаста статьи А. Антонова:

"Во-первых, приходится признать, что бег – не физиологичный режим двигательной активности для человека. Человек анатомически не предрасположен к бегу. К быстрому бегу предрасположены четвероногие. У них в процесс передвижения вовлечены четыре конечности, и вес тела распределяется между ними. Позвоночник не испытывает ударной вертикальной нагрузки, поскольку во время бега расположен в горизонтальном положении. Строение скелета ноги человека, в отличие от строения задней конечности всех быстро бегающих млекопитающих, имеет заметные отличия. И хищники, и копытные, и грызуны имеют сходное строение. Если у человека длинное бедро и голень и короткая стопа, то у быстроногих животных длина стопы несильно отличается по длине от бедра и голени. Опорой у них служат пальцы, а не стопа. А длина плюсны не намного короче длины голени. Поэтому людям, не знакомым с этими особенностями анатомии животных, кажется, что задняя конечность у них сгибается коленом назад. На самом деле это не колено, а пятка. Что дает такое строение конечности? Длина бедра у животных относительно длине всей ноги гораздо короче, чем у человека. Более короткий рычаг вкупе с большой мышечной массой мышц задней поверхности бедра дают более мощное усилие и, соответственно, относительно большую длину шага. Центр массы задней конечности у животных находится гораздо выше, чем у человека. Все мышцы у них расположены в верхней половине ноги. Плюсна сухая, мышц на ней нет. Благодаря этому животные способны развить частоту шагов, недоступную человеку. По скорости бега мы проигрываем большинству млекопитающих. Мы не способны убежать от хищника. Способны иногда добежать до дерева и залезть на него, спасаясь таким образом. Мы не способны догнать никакое животное, которое могло бы послужить нам пищей. Анатомически мы не созданы для этого. Кстати, страус, способный развивать скорость бега 60 км/ч, перемещаясь, как и мы, исключительно на задних конечностях, имеет строение ноги идентичное строению задней конечности быстроногих животных. Может, мы гораздо выносливее животных и способны к дальним беговым переходам, как лошади, или бизоны, или собачьи? Нет. У собаки, например, 100 % ОМВ, в то время как у человека в ногах в среднем 50 %, а то и менее. То есть уже по анатомическому строению видно, что человек изначально не способен ни к быстрому, ни к длительному бегу! Максимальная скорость, развитая элитными спринтерами в шиповках по тартановому покрытию, чуть больше 43 км/ч. И удержать ее они могут лишь на протяжении 20 метров дистанции. Это спринтеры экстра-класса, тренирующиеся не менее 10 лет и использующие грамотную фармакологическую поддержку. А обычный человек способен развить максимальную скорость чуть больше 20 км в час. Даже 43 км/ч – это абсолютно рядовая скорость в животном мире"