Домой / Нефрит / Картотека дидактических игр на развитие слухового внимания. Игры для развития и коррекции слухового восприятия

Картотека дидактических игр на развитие слухового внимания. Игры для развития и коррекции слухового восприятия

Игры на развитие слухового восприятия младших школьников

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого - культура речи и культура общения.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Развитие речи детей происходит на уроках естествознания, математики, музыки, рисования и т.д. Очень важно привлекать всех учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли, уточняли, поправляли друг друга. А это требует большого внимания к слову - своему и товарищей.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);

Обеспечить создание речевых ситуаций;

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

Вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Звуковая сторона, принадлежность устной речи, является не только обязательной формой ее материального существования, но и одним из важных факторов ее выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому работа над развитием устной речи школьника в качестве обязательного элемента включает работу над звуковой ее стороной.

Работу начинают с отработки чистого произношения звуков, используя на своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

1. Отчетливо произноси слоги

2. Отчетливо и быстро читай слоги

З. Доскажи строку

4. Доскажи слово.

Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, используются чистоговорки, которые необходимы в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжёлый щит.

Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. для этого использую такие упражнения:

1. Правильно произноси звуки. Какой звук часто повторяется?

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли,

Резиновая Зина упала из корзины.

Резиновая Зина измазалась в грязи.

2. Отгадай загадку Сколько слов с буквой ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе - кружусь.

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Игры на развитие слуха

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №4. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Упражнение №5. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Работа над словарем.

Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.

Особенность словарной работы состоит в том, что она производится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с художественным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением.

При подготовке к уроку учителю необходимо выявить те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использовать нужно самые разнообразные приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Некоторые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Например, слово “кабы” понятно из предложения: «Если бы по-старому, тебе бы уходить надо». Многие слова объясняются через анализ их морфологической структуры и словообразования.

Развитие словарного запаса

Упражнение №1 "Игра в слова".

Задание №1 .

"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №2. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

"Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №3. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий , смелый, отважный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №4. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).
Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;

Упражнение №5. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

Упражнение №6. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №7. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании.

Работу над словосочетанием проводят следующую: во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

В работе над словосочетанием необходимо учитывать:

а/ его структуру, т.е. слова, входящие в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, необходимые формы согласования – падеж, число, употребление предлога;

б/ семантику словосочетания, выражающее единое, но расчлененное значение.

Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

Упражнения со словосочетаниями:

Существительное + прилагательное;

Существительное + глагол;

Местоимение + глагол (можно наоборот).

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса их речи и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов. Упражнения с предложениями делят на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные, творческие. При работе над предложением используются следующие приемы: составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа); составление предложений заданного типа по схемам-моделям; распространение предложений, перестройка их структуры; выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах; свободное составление предложений, фраз; интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Развитие грамматических навыков

Упражнение №1. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Упражнение №2 "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №3. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №4. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №5. "Найди ошибку".

Задание №1.
"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.
"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №6. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.

Упражнения в связной речи также делят на три типа (на основе образца, конструктивные, творческие). К числу упражнений по образцу относят изложения, устный пересказ, чтение наизусть. По конструктивным заданиям даются упражнения, связанные с перестройкой текста. Все остальные виды работ – творческие. Считается, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:

Во-первых, умение осмыслить тему;

Во-вторых, умение собирать материал по данной теме;

В-третьих, умение составить план;

В-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);

В-пятых, составить весь текст;

В-шестых, совершенствовать написание.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

Развернутые ответы на вопросы;

Анализ прочитанного;

Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

Записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

Рассказывание художественных текстов, заученных на память;

Импровизация сказок;

Диалоги;

Различные виды драматизации, словесное рисование;

Письменное изложение образцовых текстов;

Письменные сочинения разнообразных типов;

Составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

Деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы.

Ну и,конечно, кроме всего прочего необходимо учить работать с текстом. Составляя систематику видов работ, применяемых учителями в практике, выделяют следующие направления работы с текстом:

1) чтение всего текста;

2) пересказывание;

3) чтение учащимися нового текста, либо заранее подготовленного дома;

4) чтение цепочкой по предложению, по абзацу;

6) нахождение отрывка к рисунку;

7) ответы на вопросы;

8) нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы;

9) чтение самого интересного отрывка;

10) чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено;

11) нахождение предложений, которые стали поговорками;

12) беседа с сопровождением выборочного текста;

13) чтение о том, чем понравилось произведение;

14) чтение по ролям;

15) нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, строго и т.д.;

16) нахождение и чтение образных слов и описаний;

17) нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;

18) кто быстрее найдет в тексте слово на заданное правило;

19) нахождение самого длинного слова;

20) чтение, пометка непонятных слов;

21) комбинированное чтение;

22) конкурсное чтение.

Работа по развитию речи – процесс кропотливый, очень длительный, но просто необходимый в настоящее время, когда в школу приходит все больше детей с недоразвитием речи, с логопедическими дефектами.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихо, чем слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка -- активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным развитием.

Методики для развития восприятия неречевых звуков

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомобиля. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаете звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрения -- слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Для развития слухового восприятия 2 методики:

1)Шумящие коробки

2)Движения под музыку

Методика «Шумящие коробки»

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого - педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали материалы для развития чувств, которые побуждают ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Если ребенок не может справиться с заданием следует попробовать провести методику с открытыми глазами.

Данная методика позволяет развить слуховое восприятие и дифференциацию шумовых различий, учит прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности. так же тренирует моторику, развивает слуховую память, дает возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свистеть.

Методика «Двигаемся под музыку»

Оборудование: барабан, гармошка, бубен.

Данная методика учить различать звучание музыкальных инструментов и соотносить движения с характером звучания. Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной. Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.

Методики для развития восприятия речевых звуков

Речевой слух -- понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность. Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки родного языка -- различать смысл слов, близких по звучанию (уточка -- удочка, дом -- дым). Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5--6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее -- на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к двум годам у ребенка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением. Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха -- звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Методики:

1. «Хлоп-хлоп»

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

Данное упражнения помогает в развитии слуховой дифференцировке, обучает звуковому анализу слова, развивает внимание.

2. «Путаница»

"Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?

В океане кто плывет?

В огороде что растет?

Под водою кто живет?

Перепутались слова!

Я командую "раз-два"

И приказываю вам

Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Главное в этом упражнении, чтобы ребенок понял, что один звук полностью может изменить значение слова.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ. Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

с. 1
Игры-упражнения для развития слухового внимания,

восприятия и памяти
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук, как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу. Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также других взрослых, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи.

Выделяют два направления по развитию слухового восприятия: непосредственное развитие слухового восприятия и развитие фонематического восприятия.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.

Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие восприятия неречевых и речевых звуков происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием звуков и постепенно учится их дифференцировать.

Развитие неречевого слуха проводится по направлениям:


  • знакомство со звучащими игрушками;

  • обучение умению реагировать на начало и конец звучания;

  • обучение различению на слух звучащих игрушек;

  • обучение различению на слух длительности звучаний;

  • обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний;

  • обучение различению на слух темпа звучаний;

  • обучение различению на слух громкости звучаний;

  • обучение различению на слух высоты звучаний;

  • обучение различению на слух количества звучаний;

  • обучение различению на слух музыкальных ритмов;

  • обучение различению на слух голосов птиц и животных;

  • обучение определению направления источника звука.

Игры-упражнения для развития неречевого слуха

«Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа . Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
«Барабан или гармошка?»

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА .

Ход игры

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки - барабан, около куклы - гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательно то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан - зайка, который прыгает; гармошка - кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не слухо-зрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан - дудка - металлофон, гармошка – бубен – дудка.
«Найди такую же коробочку»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы - горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек одинаковой крупой должно быть по две.

Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от ост Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой те себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
«Звуки улицы»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух различных транспортных шумов.

Ход игры: Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы - сигналы автомобилей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в мет;стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут, угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т.д.
«Где позвонили?»

Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Весёлый Петрушка»

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: Педагог начинает игру с объяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки- повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
Игра «Мишка и зайчик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа. -Давай поиграем! Мишка ходит медленно -вот так, а зайчик прыгает быстро - вот как! Когда я стучу в барабан медленно - ходи как мишка, когда стучу быстро - бегай, прыгай) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана - медленный, быстрый - несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.


«Ритмические рисунки»

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Игровое задание – прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.

Обратное задание – воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.


«Топайте – идите»

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование : барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: Будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕСЛИТНО.

Ход игры Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает ни месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (неслитно), топает одной ногой, произнося та та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то неслитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или та та та, В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно - татата, либо топают одной ногой - та та та (неслитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог после того, как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание, спрашивает: «Как звучало?» и помогает выбрать соответствующую табличку: СЛИТНО или НЕСЛИТНО.

По мере того, как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухо-зрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку. В случае ошибки кого-то из детей звучание предлагается на слухо-зрительной основе, т.е. без большого экрана (ширмы), а затем повторяется за ним для восприятия образца на слух.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» - один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания: «Играй слитно (неслитно)».


«Высоко - низко»

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Оборудование: пианино, игрушки - птичка и мишка, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, птичка, мишка, покажи(те), ВЫСОКО, НИЗКО .

Ход игры

Дети располагаются вокруг пианино, за которым сидит педагог. На пианино над нижними регистрами стоит (сидит) мишка, над верхними - птичка. Педагог воспроизводит низкие звуки, обращая внимание детей на то, в какой части пианино он играет, и показывает, как идет мишка. Он повторяет низкие звуки и побуждает детей изображать мишку, покачиваясь и произнося, по возможности, низким голосом - о____ , о о о. Аналогично предъявляются высокие звуки - летает птичка, дети изображают птичку - пипипи (по возможности, высоким голосом).

Педагог играет на пианино в разной последовательности то в низком, то в высоком регистрах. Дети изображают или мишку, или птичку. Педагог обращает внимание детей и на то, как изменяется вибрация пианино при воспроизведении низких и высоких звуков (они прикладывают руки к пианино). По мере усвоения данного упражнения педагог после воспроизведения детьми движений спрашивает: «Как звучало?» и учит детей отвечать с помощью табличек, расположенных соответственно рядом с мишкой над низким регистром и с птичкой - над высоким. Дети часто вместо характеристики звука называют игрушку, того, кого они изображают. В этом случае педагог подтверждает: «Да, мишка». И вновь спрашивает: «Как звучало?», показывая ребенку на соответствующую табличку и помогая ее прочитать.

Когда они начинают уверенно справляться с данным заданием, видя, как педагог играет на пианино, звучания предлагаются уже на слух. С этой целью пианино закрывается ширмой. Важно, чтобы вначале педагог воспроизводил максимально контрастные звуки по высоте. Постепенно контрастность должна снижаться. В ответ дети изображают птичку или мишку и характеризуют звучание, пользуясь табличками над пианино (над высоким и низким регистрами).

В дальнейшем игра может видоизменяться и усложняться:


  • детям для различения предлагаются не только низкие и высокие звучания, но и средние (например, танцует кукла);

  • дети могут не изображать игрушки, а показывать соответствующие картинки, размещать их над клавишами пианино в зависимости от высоты: справа - птички, посередине - куклы, слева - мишки и т.п.;

  • дети могут изображать высоту звука рукой – разводить руки в стороны внизу - а___ (низким голосом), у груди – а___ (голосом нормальной высоты), над головой – а___ (высоким голосом) и т.п.

Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, а так же навык звукового анализа и синтеза проводится в следующих направлениях:


  • научить различать голоса близких детей и взрослых;

  • научить распознавать по интонации и содержанию реплики взрослых;

  • запоминать и воспроизводить без ошибок ряд звуков, слогов, слов;

  • научить подбирать сходные по звучанию слова.

Игры-упражнения на развитие фонематического слуха
«Можно есть»

Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.


  • Картошка. Ложка. Окрошка.

  • Апельсин. Блин. Мандарин.

  • Конфета. Котлета. Ракета.

  • Миска. Сосиска. Ириска.

  • Банан. Диван. Барабан.

  • Мёд. Компот. Плот.

  • Лимон. Вагон. Бульон.

  • Сало. Залы. Хала.

  • Пироги. Сапоги. Утюги.

  • Калач. Кулич. Циркач.

  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

  • Пирожок. Творожок. Горшок.

  • Пломбир. Кефир. Сыр.

  • Суп. Зуб. Дуб.

  • Салат. Халат. Мармелад.

  • Жакет. Букет. Пакет.

  • Кабачок. Крючок. Значок.

  • Ананас. Квас. Контрабас.

  • Торты. Шорты. Корты.

  • Солянка. Полянка. Склянка.

  • Булочка. Будочка. Дудочка.

«Будь внимателен»

Цель: различение правильно и дефектно произнесенного звука

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, квекта и т.д.


«Покажи»

Цель : развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ход игры: Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а так же на наличие слова-команды.


  • Покажи все зеленые квадраты.

  • А где синие треугольники?

  • Покажи красный овал.

  • А синий прямоугольник?

  • Где желтый круг?

  • Покажи желтый круг и красный квадрат.

  • А где фигуры без углов?

  • Покажи все прямоугольники.

  • Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

  • Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

  • А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

  • Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?

«Восстанови пропущенное слово»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.


«Какой звук есть во всех словах?»

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.


«Поймай звук»

Цель : выделить звук на фоне слова.

Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».
«Начало, середина, конец»

Цель: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


«Различай и повторяй»

Цель: дифференциация звуков

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с» - предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» - предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» - предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых – мягких, звонких-глухих, свистящих – шипящих, аффрикат и звуков входящих в их состав и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т.д.


«Какой отличается?»

Цель: научить дифференцировать слоги

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустическими далекими и акустическими близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие речевого слуха -умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мячик.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, - это съедобное и то, что нельзя есть, - это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне - заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

-Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное - то, что можно кушать, - лови мяч. Если я назвала несъедобное - то, что есть нельзя, - не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Литература


  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников, 2000

  2. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап., 2005

  3. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста, 2010

  4. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Под. ред. Л.А. Головчиц, 2003

  5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет., 2007.

  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, 1994. http://defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/razvivaemsja_igraja/razvitie_slukhovogo_vnimanija/10-1-0-35

  7. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха детей и коррекция их недостатков (Статья 3) О.А. Степанова http://www.school2100.ru/upload/iblock/d7e/d7e4913d657ae12eb311df61de3efc64.pdf

  1. Картотека игр по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. www.twirpx.com
с. 1

Табакова Юлия Вячеславовна

Несформированность слухового восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Для детей с недоразвитием слухового восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию слухового восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Стойкое исправление речевых нарушений может быть гарантировано только при опережающем формировании слухового восприятия. Кроме того, без достаточной сформированности слухового восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза

Повышение уровня слухового восприятия у дошкольников предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у них речевых нарушений. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием, правильная классификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить в будущем отставания в усвоении программного материала. Развитие слухового восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми. Нормальное развитие слухового восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Работа по развитию слухового восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Игры на слуховое восприятие.

Где позвонили?

2. Цель: определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.)

Описание игры. Дети сидят группами, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора»- и ведущий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек, дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что слышишь.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо-громко!

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование: бубен.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий- полным шагом, более громкий- бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: закрепление понятий о количестве.

Оборудование: Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу; а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Скажи, что звучит.

1. Развитие слухового внимания.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: Развитие координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю.»

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Узнай по звуку.

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.)

Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

1. Развитие слухового внимания.

Оборудование: мишка (кукла).

Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.

Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Кто это?

1. Развитие слухового внимания.

2. Цель: закрепление понятий по теме «Животные и птицы».

3. Формирование правильного произношения.

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Заключение.

Анализ литературы показал, чтохорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Совокупность перечисленных пробелов в слуховом восприятии, фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Недостаточное развитие слухового восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с недостатками слуха


Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух – это улавливание различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи).

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь.

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой , даже если у ребенка хороший слух. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность :

звуки детских музыкальных игрушек : колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

звуки, которые издают различные звучащие игрушки : погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки, которые издают животные и птицы : лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и т. д.;

звуки, которые издают предметы и материалы : стук молотка, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, т. п.;

транспортные шумы : сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, ее нужно развивать с первых лет жизни.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и дифференцировать звуки языка на слух.

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу-не слышу) к восприятию (что слышу).

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

1.Восприятие со зрительной опорой : ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

2.Слухо-зрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

3.Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.

Усложнять задания по развитию слухового восприятия речи следует постепенно. Так, сначала мы предлагаем звукоподражания , затем короткие слова , далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из нескольких слогов), а потом – короткие и длинные фразы.

Игры на развитие неречевого слуха.

Кто кричит?

Цель : развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.

Ход игры : Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк).

Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

Звуки дома

Цель : развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры : Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, скрипу двери, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:

« Найди, что тикает (звенит, жужжит и т. д.) ! » или соревнование:

« Кто больше звуков услышит? »

Постучим, погремим!

Цель : развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Оборудование : различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.

Ход игры : Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.

После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка.

Найди такую же коробочку

Цель : развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование : баночки с различными крупами.

Ход игры : Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Погремушки

Цель : развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Оборудование : звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.

Ход игры : Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру « Узнай по звуку »: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.

Весёлый Петрушка

Цель : развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование : игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры : Взрослый начинает игру с объяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки – повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Взрослый располагается за спиной ребенка на расстоянии 2–4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.

Солнышко и дождик

Цель : развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различных звуков бубна – звон и стук.

Оборудование : бубен.

Ход игры : В этом варианте игры « Солнышко и дождик » мы предлагаем научить ребенка переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним – легонько трясем бубен в руке; стучим – держим бубен в одной руке, ладонью другой руки ритмично ударяем по мембране бубна.

Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть – вот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучать – вот так. Услышишь стук – беги домой!

Повторите игру, меняя звучание бубна несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать позвенеть и постучать в бубен, а после этого поменяться в игре ролями.

Мишка и зайчик

Цель : развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование : барабан или бубен.

Ход игры : В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.

Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай ) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана – медленный, быстрый – несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.

Маленький барабанщик

Цель : развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа, ритма и силы звучания барабана.

Оборудование : детский барабан.

Ход игры : В этой игре мы продолжаем знакомить ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками.

Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро.

Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко.

Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).

После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука.

Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.

Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук – поиграть на барабане.

Игры на развитие речевого слуха.

Кто там?

Цель : различение на слух звукоподражаний.

Оборудование : игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.

Ход игры : В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук – крик животного или птицы (звукоподражания: « мяу », « ав-ав », « пи-пи », « и-го-го », « му », « ква-ква » и др.), педагог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать – кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.

Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.

Взрослый идет к двери, открывает ее и приносит игрушку.

Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.

Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой.

Кто позвал?

Цель : развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых людей.

Ход игры : Игра проводится с группой людей (мама, папа, дедушка, и т.д.). Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной. Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет.

Покажи игрушку!

Цель : развитие речевого слуха – умения слушать слова.

Оборудование

Ход игры : Ребенок сидит на расстоянии 2–3 метров от взрослого, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание:

Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвал, и дай ее мне.

Это задание можно усложнять в следующих направлениях:

увеличивать набор игрушек (начиная от 2–3), помимо игрушек использовать различные предметы;

слова-названия игрушек могут усложняться, быть похожими по звуковому составу (вначале следует подбирать игрушки с простыми названиями, резко отличными по звуковому составу);

называть любые игрушки и предметы в комнате, в дальнейшем – во всей квартире;

увеличивать расстояние между ребенком и вами;

произносить слова из-за ширмы.

Горячий – холодный

Цель

Оборудование : мячик.

Ход игры « холодный » и « горячий » – сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта – дотронуться до него.

Ну-ка, дотронься до оконного стекла – какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами « холодный » или « горячий ». Если я скажу « холодный » – можно трогать мяч. Если скажу « горячий » – мяч трогать нельзя.

Съедобное – несъедобное

Цель : развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование : мячик.

Ход игры : Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит « съедобный » и « несъедобный » – показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, это съедобное, и то, что нельзя есть, это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды.

Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то, что можно кушать, лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя, – не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: « пирожок », « конфета », « кубик », « суп », « ручка » и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова.

Слушай и выполняй!

Цель : развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать словесную инструкцию.

Ход игры : Ребенок стоит на расстоянии 2–3 метров от педагога. Взрослый предупреждает ребенка:

Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.

Правильно – неправильно?

Цель : развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова.

Оборудование : различные игрушки и предметы.

Ход игры : Взрослый выполняет роль ведущего.

Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно – сиди спокойно, если неправильно – хлопни в ладоши!