Домой / Другие болезни / Что делать, если не поступил? Что делать, если не поступил в колледж.

Что делать, если не поступил? Что делать, если не поступил в колледж.

Анна Малкова

Старшеклассники и их родители часто задают себе вопросы – «Что делать, если не сдал ЕГЭ?» и «Что делать, если не поступил?» Давайте найдем разумный ответ на них!

- Почему многие школьники боятся ЕГЭ?
- Потому что в школе пугают «страшной бабой-ЕГОЙ». И самые доверчивые – пугаются!

В школах постоянно твердят, что главное – это сдать ЕГЭ. Сдать ЕГЭ, сдать ЕГЭ, а если не сдашь ЕГЭ, то все пропало. С четвертого класса. И ребята начинают верить, что если сдал ЕГЭ – попадешь хоть куда-нибудь, а не сдал – попадешь сразу в Ад.

Когда не было ЕГЭ, в школах так же пугали экзаменами. «А вот одна девочка десять лет подряд поступала в медицинский, не поступила и всю жизнь проработала уборщицей, а потом умерла». Это обычно рассказывают страшным голосом.

А что на самом деле?
Сдал ЕГЭ и поступил. И попал не в Рай, а просто в вуз. Там свои правила и законы. Там семестры и сессии. Там ты предоставлен сам себе и за свои успехи отвечаешь только сам. И еще надо думать, что делать после окончания вуза. Как-то это не похоже на Рай, да?

Не сдал ЕГЭ.
На что это похоже на самом деле, без страшилок?
Ну примерно… примерно как «опоздал на самолет». Да, придется побегать, посуетиться, покупая новый билет. Денег жалко, времени жалко. Да, вышла ошибочка. Но ведь ничего ужасного не произошло! Все живы и здоровы! Погладили себя любимого по головушке - и живем дальше!

Есть еще одна грань страха. Она больше свойственна молодым людям. Когда кажется: если я не поступлю, я не буду себя уважать. Я тогда буду недостоин. Или по-простому – что не поступают только "лохи" и растяпы.

Я много путешествую. Много летаю самолетами. Одно время я тоже думала, что на самолет опаздывают только растяпы. Когда я один, другой и третий раз сама опоздала на самолет, я стала думать по-другому: ничего особенного. С каждым может случиться.

Откуда же берется лишний страх? Если начать ежедневно убеждать себя: «От этого экзамена зависит вся моя жизнь. Если что-то сделаю неправильно – никогда не смогу исправить. Если вдруг не сдам – это будет кошмар и фильм ужасов». Тогда, наверное, на самом деле можно очень сильно начать волноваться!

Да, окажется свободный год. Свободный! Ура! Можно делать все что хочешь! Особенно если не надо идти в армию!

Можно поработать по специальности, близкой к той, на которую собрался поступать. Для того чтобы работать копирайтером, менеджером по продажам, smm-менеджером – вообще не обязателен вузовский диплом! Один мой абитуриент, учась в 11 классе, работал на киностудии "Мосфильм" ассистентом по кастингу. И у него получалось!

И готовиться, заниматься, поскольку теперь есть возможность зарабатывать деньги и оплачивать услуги репетитора.

Не прошел в медицинский? Можно пойти в медучилище. Приобрести опыт, понять, привлекает ли работа врача. Многому научиться на практике. И на следующий год пойти в вуз, имея преимущество перед другими абитуриентами.

Не поступил в вуз в России? Может быть, стоит обратить внимание на зарубежные вузы?

И даже в армии можно найти свои плюсы – если рассматривать ситуации с точки зрения: «Чему здесь можно научиться».

Готовых рецептов здесь нет. Главное правило – найти самостоятельно 3-5 подходящих вам ответов на вопрос: «А что будет, если не сдам ЕГЭ?» Тогда на смену волнению и страху придет спокойная уверенность.

Внимание . Если вы учились у нас в "ЕГЭ-Студии" и по какой-либо причине не сдали ЕГЭ - в следующем году вы имеете право учиться у нас бесплатно.

Расскажи друзьям!

Скоро в Украине объявят результаты приемной кампании — дети и их родители узнают, в какой университет они поступили. Но что если нет? Что если ваш ребенок не поступил в тот вуз, который хотел? Отчаяться, рвать на себе волосы и идти туда, где баллов оказалось достаточно? Как быть — советы дают ученый и писатель Владимир Спиваковский и практикующий психолог Вера Романова.

Вера Романова, кандидат психологических наук, практический психолог

У человека должны быть разные переживания, и отказываться от негативных эмоций, от того, что так случилось, не надо. Дать себе вволю попереживать, поплакать — нужно, и потом подумать, чем эта ситуация полезна для вашей жизни. Я в свое время поступила везде, где угодно, кроме той специальности, на которую хотела поступить — я мечтала попасть в таможню. В итоге я решила год не терять и пошла на психологию, английский и литературу. И после первой сессии я поняла, что попала туда, куда было нужно.

Конечно, мы живем в мире оценок. И когда происходит такая ситуация с поступлением в вуз, первая мысль: «А что будут говорить мои друзья, одноклассники, учителя? Что я — неудачник!». И естественно, что найдутся люди, которые так и скажут. Внешняя оценка удручает эту ситуацию, и по сути, это главное переживание, с которым сталкивается ребенок и его родители. Исходя из этого:

1. Важно понимать, как я сам себя оцениваю, зафиксировать свою собственную точку переживания: «То, что со мной происходит, я действительно чувствую? Или это не совсем зависит от меня, просто в такие обстоятельства я попал? А действительно ли, когда я готовился к экзаменам, я реализовывал свою мечту, а не родителей, например?»

2. Сложившуюся ситуацию можно воспринять как способ начать все с нуля, заново. Нужно уточнить свою мечту и спросить себя: а каким человеком я мечтаю стать, кем в жизни я себя вижу?

3. А затем принять решение, что делать дальше. Например:

— мы будем восстанавливать утерянное, чтобы дальше все было так, как принято в обществе (будем готовиться еще год, ходить к репетиторам, снова сдавать документы);

— мы можем пойти за помощью (например, сам я не могу ничего, но мне могут подсказать, на какие курсы пойти, чтобы поступить; куда устроиться на работу, если мы приняли решение работать);

— мы можем искать альтернативные варианты (записаться на курсы Сoursera, например, найти программу для обучения в иностранном вузе. Но родителям нужно понимать, что если ваш ребенок уехал из этой страны учиться в Европу, например, то он уехал отсюда навсегда, потому что очень тяжело ему будет с проевропейским мышлением возвращаться и жить здесь дальше).

4. Свою жизнь можно строить не только по принципу «воплотить мечту в реальность», а создать настоящий проект своей жизни. Сделайте следующее упражнение вместе со своими детьми, ответьте на 4 вопроса:

— что я хочу изменить/сделать в своей жизни?

— что я не хочу?

— кто мне в этом будет помогать?

— и кто мне в этом будет мешать?

Ответив на вопрос «Что я не хочу?», отметайте эти идеи из своей головы сразу. Сфокусируйтесь на ответе на вопрос: «Что я хочу изменить?». Критерий успешности проекта — это степень его реализуемости: а смогу ли я при наличии тех возможностей, что есть у меня, взять и реализовать его либо же я нафантазировал? Мы можем надеяться на судьбу, на родственников, на систему образования, а можем только на себя. Если вы говорите, что вы можете сделать это, значит, ваш проект вполне реализуем, а остальное дело заключается в поиске ресурсов. Подсказка: ваш ресурс скрывается в ответе на третий вопрос.


Владимир Спиваковский, ученый, писатель, бизнесмен, президент корпорации Гранд

Что делать, если ребенок никуда не поступил? Вариантов несколько.

Первый. Расстроиться, впасть в депрессию, обвинять всех вокруг, проклинать судьбу и разочароваться в людях и в мире.

Второй. Принять к сведению эту неприятность и рассмотреть несколько выходов из создавшегося положения. Может, даже окажется, что не все так плохо. Миллионы людей не поступили в первый год и они не ощутили впоследствии особых потерь.

Третий. Учесть, что (как бы это сказать помягче), наше отечественное образование в целом очень слабое, и проучившись 5-6 лет, вы ничего не будете знать и уметь, да и работы не будет. Поэтому…

Вариант четвертый. Если есть мозги и характер, или хотя бы одно из этих двух, то стоит устремиться . Там много денег не надо, а перспективы гораздо более радужные. Тысячи уехали и не жалеют.

Пятый. Пойти по пути моды и пользы. Поступить в какой-нибудь , дистанционно, желательно западный, их сейчас много. Если есть проблемы с английским языком, то тут надо решить для себя принципиальную вещь: зачем вам вообще высшее образование, если у вас не будет свободного английского? В наше время это уже просто обязательно. Так что вперед, в онлайн.

Шестой. Пойти работать. С моей точки зрения, это самый крутой выход, так как понимание «работы» сейчас ценится гораздо выше, чем любой диплом. Поэтому если будете выбирать, где работать, то выберите компанию своей мечты и идите туда на любую должность, хоть самую мизерную. Потому что ротация кадров сейчас настолько быстрая, что вы сможете даже продвинуться по службе.

Седьмой . Сесть на шею папе с мамой и целый год делать им нервы.

А вообще, не вешайте носа, ребята. Раньше даже на эту тему песенка была такая: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Университет, в который вас не приняли, это и есть та невеста… Из каждой неудачи сумейте извлечь удачу.

А уж если любимый сыночек не поступил в вуз на бюджет, а платить нечем, самобичевание достигает самых крайних форм. Что теперь? Техникум? Пересдача ЕГЭ? Пойдет работать? Армия?

Накануне ЕГЭ регулярно начинаются разговоры особенно трепетных родителей о том, куда «они поступают» – «мы подадим документы на три факультета в МГУ», «мы поступаем в Вышку», «мы хотим учиться в Плешке». Казалось бы, что в этом плохого? Ведь действительно, ребенок юн, ему нужна помощь, родитель ответственно подходит к серьезному испытанию.

Нам всем хочется быть «правильными» родителями. Недавно в соцсетях можно было прочитать о том, что значит быть хорошим родителем в 2017 году: «Следить, чтобы интеллектуальные, эмоциональные, психологические, ментальные, духовные, физические потребности ребенка вовремя удовлетворялись. Чтобы он ни в коем случае не перевозбуждался, но был достаточно активен. Также правильно его лечить, правильно его кормить, не носиться вокруг, как курица, но не допускать появления в жизни гаджетов, полуфабрикатов, ГМО-продуктов, негативной энергии, пластика, чтобы ребенок рос в бодипозитивной, социально-ответственной, равноправной, но авторитетной и заботливой семье. В билингвальном окружении, двухэтажном доме, без химикатов, на тупиковой улице с большим двором, с братьями и сестрами с разницей в возрасте 2 года. И еще не забыть про кокосовое масло!»

Помню, как мы грызли себя от того, что пустили на самотек поступление ребенка, и в итоге он поступил не туда, ушел после первой сессии. Обстановка в доме была накаленной, потому что все упрекали друг друга в «неудаче». Ситуация разрядилась, когда сын пошел работать официантом в ресторан, где смена длилась 12 часов. В общем, он стал лучше представлять себе, что такое взрослая жизнь.

Часто у нас в голове складывается образ того, как надо, как должна сложиться будущая жизнь нашего ребенка. С какими баллами он должен закончить школу, куда поступить, как учиться, куда пойти работать, когда и на ком жениться.

Если все сложится так, как мы хотим, к 30 годам мы будем иметь безвольное, аморфное существо, неспособное принять никакого самостоятельного решения, а потому неуспешное и в профессии, и в семейной жизни. Ребеночка двухметрового роста, предъявляющего претензии постаревшим родителям.

Поэтому так часто жизнь и вносит свои коррективы – не сдал, не поступил, не написал. В какой-то момент мы должны дать ребенку право на ошибку. Конечно, не слишком рано, но в возрасте, когда наши дети заканчивают школу, в 18 лет, они имеют право принимать самостоятельные решения, совершать взрослые поступки и ошибаться.

Когда ты любишь кого-то, свою любовь ты можешь проявить разными способами – испечь пирог, погладить рубашку, купить неожиданный подарок, но все-таки главное проявление любви – дать человеку свободу. Причем не такую, какую «я хочу», а ту, где он сам решает, как поступить и как с этим жить дальше.

Мы же, родители, наверное, должны учиться уходить в тень, молчать, наблюдать со стороны, учиться не решать за них, не проживать их жизнь, при этом мы должны быть готовы помочь, подставить плечо, выслушать и, если нас спросят, дать совет. Думаю, те мамы и папы, которые дали возможность ребенку самостоятельно принять решение, ошибиться, поступить не так, как хотелось родителям, не жалели об этом спустя какое-то время.

Но формулировка «я плохая мать» нехороша еще и тем, что человек, начинает себя грызть, он сам, а следом и окружающие начинают верить в то, что вся вина за неудачи ребенка лежит на родителях. А, сделавшись виноватым, мама и папа превращаются в отличный объект для манипуляций со стороны детей.

Упреки, ревность, претензии будут расти. А оправдываться с каждым разом сложнее и сложнее. «Почему не оплатили вуз, почему не откосили от армии, почему всех устраивают на работу, а меня нет, почему другим покупают квартиры, а вы нет…»

Как просто было бы жить, если бы с самого начала мама не чувствовала себя виноватой, а знала, что она дала ребенку возможность выбора, что она поверила в него как во взрослого человека, который может ошибиться, но готов это признать и ошибку исправить.

Как много среди состоявшихся взрослых людей тех, кто поступил в вуз не с первого раза, кто перешел из одного вуза в другой, кто отслужил в армии. Со мной на курсе учился молодой человек, который после окончания филологического факультета МГУ поступил в медвуз, блестяще его закончил и стал врачом. Не думаю, что его мама чувствовала себя «плохой матерью».

«Все, что ни делается – к лучшему», – говорят умные люди, «Господь управит», – добавляют верующие.

| 28.06.2011

Как психологически помочь ребенку, если тот провалил вступительные экзамены в вуз.

Материалы по теме:

Многие родители воспринимают успехи и поражения своих детей, как свои собственные. Вы потратили кучу денег на репетиторов и дополнительные занятия, вместе со своим ребенком к , и даже остались довольны его результатами. Но, увы, этих результатов оказалось недостаточно, для того, чтобы поступить в выбранный . Как вести себя с ребенком, и что предпринять, чтобы год до следующей попытки не прошел впустую?

Как поддержать ребенка

Редкий родитель, узнав, что ребенок не поступил в институт, удержится от упреков. Припоминают все: и кино с друзьями вместо физики в восьмом классе, и свидание вместо урока у репетитора в одиннадцатом, и сон до обеда накануне очередного экзамена.

Кажется, будто родительский гнев в такой ситуации оправдан. Ведь большинство детей действительно иногда прогуливают, убегают в кино и бездельничают. Однако психологи утверждают, что предъявляя претензии ребенку, вы злитесь не на него, а … на себя. В глубине души все родители уверены: именно они виноваты в провале. Недоглядели, не проконтролировали. Совет тут может быть один: прекратите заниматься самобичеванием и помогите тому, кому сейчас гораздо хуже, чем вам - вашему ребенку. Его надо не обвинять, а поддерживать, утешать и вдохновлять на новые подвиги.

Ваша главная задача - не дать ребенку потерять веру в себя. После провала даже у взрослого человека могут опуститься руки. Что уж говорить о подростке, завалившем первое в своей жизни серьезное испытание!

Особенно тяжело приходится вечным отличникам и перфекционистам: ведь они-то имели все шансы на успех. Представьте себе, каково это - в течение нескольких лет слышать об окружающих: «Ну ты-то уж точно поступишь» - и не оправдать надежд!!! Тут недалеко до настоящей депрессии.

Вторая группа риска - социально активные юноши и девушки, нацеленные на успех. Для них поступление в вуз - своего рода подтверждение собственного статуса. Клеймо неудачника, замаячившее на горизонте, пугает таких детей сильнее, чем сам факт провала и дальнейшая неопределенность. Особенно сильно они переживают, если все их друзья уже стали студентами, а они - нет.

Но и легкомысленные отроки, которым, по их словам, «не очень-то и хотелось», в глубине души все равно переживают неудачу. И в чем-то им приходится даже тяжелее остальных - ведь именно на таких подростков обрушивается наибольшая волна родительского гнева. Песню «Пока нормальные дети учились, ты …» знают почти все дети. В том числе - и те самые, «нормальные». И еще никому никогда эта песня не помогала. Забудьте ее. Поговорите с ребенком по душам. Призовите на помощь всю свою родительскую интуицию и найдите нужные слова, чтобы объяснить: неудачи случаются у всех. И не вы, ни другие близкие люди не станут любить его меньше из-за того, что он не поступил в вуз. Припомните свои неудачи, расскажите, как вам удалось обратить их себе на пользу.

Объясните ребенку, что в следующий раз ему будет легче: у него появился определенный опыт, знание того, как надо вести себя на сдаче ЕГЭ и вступительных испытаниях. И к тому же у него есть целый год для того, чтобы психологически дозреть до предстоящей учебы, осознать важность образования, а быть может - и пересмотреть выбор вуза и будущей профессии. Чуть позже, когда сын или дочь успокоится, вместе составьте дальнейший план действий.

Что делать дальше

В ближайший год ребенку надо чем-то заниматься. Здесь есть три варианта.

  1. Посвятить все силы учебе, чтобы на следующий год пересдать ЕГЭ и набрать нужное количество баллов. По закону «Об образовании» пересдавать ЕГЭ можно неограниченное количество раз, но только раз в год. Хорошо, если при выбранном вами вузе есть подготовительные курсы. В этом случае ребенок будет чувствовать себя «почти студентом» и к тому же сумеет понять, нравится ли ему учиться в этом вузе, или, пока не поздно, стоит поискать другой. Если таких курсов нет, найдите репетиторов. Кроме того, составьте программу самостоятельных занятий.
  2. Совместить подготовку с работой. Идеальный вариант - работа в организации, имеющей возможность подать заявку на целевой прием в выбранный вами вуз. Таким правом, согласно «Порядку приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования», обладают органы государственной власти или местного самоуправления. Неплохой вариант - просмотр вакансий на сайтах выбранных вами вузов. это не дает, но зато ребенок получит возможность оценить свою будущую альма-матер изнури, да и учиться потом ему будет легче. Если эти варианты отпадают, пробегитесь по записной книжке - наверняка у вас найдутся знакомые, которые смогут пристроить ребенка на работу, желательно - в сфере его будущей профессии.
  3. Поступить в колледж, дающий право на льготное зачисление в вуз по выбранной специальности. Сегодня таких колледжей достаточно много, и их успешные выпускники принимаются в вуз без учета результатов ЕГЭ, причем сразу на второй или третий курс. Кроме того, что важно для юношей - такие колледжи как правило дают .

Кстати, об армии надо сказать отдельно. Конечно, туда никому не хочется. Однако постарайтесь не запугивать ребенка возможностью службы, а рассматривать армию, как один из вариантов дальнейшей жизни. С такой установкой сыну будет гораздо проще адаптироваться, если его все-таки призовут. К тому же лица, отслужившие срочную службу, пользуются преимущественным правом при зачислении в вузы.

Все очень просто. Американцы называют этот свободный год между школой и вузом "Gap Year". И если б я прочитала нижеописанное лет 8 назад, после школы - никто бы не смог меня отговорить поступить именно так. На выпускников давят, заключают их во временные рамки принятия, возможно, самого важного решения в их жизни и лишь в редких случаях это приводит к чему-то хорошему. Читайте, впитывайте и радуйтесь возможности!

10.08.2015 Килина Мария (http://altermama.ru/)

Буквально на днях мы со знакомой девушкой обсуждали опять тему образования, и слово за слово проблема того, что только что закончивший школу подросток не знает куда податься, вылилась в то, что высшее образование не нужно вообще. Раньше я тоже так считала, но, к счастью, переросла это с годами:) Просто мне открылись новые возможности, которые дает высшее образование, оговорка – нормальное высшее образование, а у нас в стране пока (надеюсь) с ним, конечно, ощутимые проблемы. Хотя подвижки в лучшую сторону однозначно есть, т.к. по сравнению с тем временем, когда училась в университете я (в начале 2000-х), сейчас ситуация намного лучше. Узнала я об этом опять же из собственного опыта, т.к. в этом году вновь поступила в университет, потому могу сравнить. И сравнение это, что радует, определенно в лучшую сторону.

И если смотреть с той стороны, что высшее образование все-таки не лишнее, что ВУЗ действительно может быть не просто полезным, но и интересным для подростка, то возникает вопрос, который мучает многих: «Куда пойти?» или «Кем быть?». Я не знаю как вы, но я в 17 лет после окончания школы совершенно не знала, чем хочу заниматься во «взрослой жизни». По идее я уже была взрослой, но определенности никакой не было. Более того, в то время был бум так называемых престижных специальностей, в почете были экономисты и юристы, хотя сколько их плодить можно казалось бы, да и большинству студентов этих факультетов экономика и юриспруденция была просто-напросто не интересна. Так зачем спрашивается мы на них учились? И какими специалистами мы могли после этого быть? Посредственным офисным планктоном, не больше и не меньше. А разве можно быть счастливым, занимаясь тем, что тебя не вдохновляет? Мы же все-таки не роботы, дабы выполнять работу механически, а живые существа с собственными способностями и талантами. Но как их распознать к совершеннолетию, если, предположим, ни родители ни школа этого не сделали? И это огромная на самом деле проблема, но, как ни странно, западный опыт показывает, что с нею можно разобраться.

Однажды в Мумбаи я встретила молодого американца Райна, который путешествовал бекпекером целый год. Он мне поведал о такой традиции как брать год передыха после школы для того, чтобы в итоге определиться куда идти и кем быть. Для этого у них существует даже специальное понятие «gap year» или «taking a year off» - период времени (обычно год), когда молодые люди прежде чем куда-либо поступить после школы тратят его на саморазвитие и самоосознание. Как правило, этот год проводится в путешествиях или в волонтерских программах, чтобы набраться опыта реальной жизни, развить в себе новые качества, понять свой характер и свои пристрастия.

Монтсей, Энрике и Райн - испанцы и американец, которые взяли gap year для путешествий, изучения языка на практике и саморазвития.Есть мнение, что такая традиция пошла из Англии. Именно там в прошлом считалось, что человек, который не путешествовал, не получил полного образования.

В XVIII веке посещение европейских стран стало неотъемлемой составляющей образования английского джентльмена, причем образования в широком смысле - не только ума, но и души. Помимо приобретения определенных знаний, путешествие предполагало развитие вкуса, улучшение манер, усовершенствование навыков общения. А самое главное, оно было лучшим способом борьбы с их же собственными недостатками - предубеждением против всего чужеземного, отсутствием интереса к иным языкам и нравам, национальной замкнутостью и узостью мировосприятия.

На самом деле перечисленные предубеждения свойственны каждому народу, что весьма его ограничивает. И жители России не исключение. И если в XVIII веке путешествовать предполагалось в соседние европейские страны, то сегодня мир открыт гораздо шире, и я уверена, что просто преступно ограждать своих взрослых детей от такой возможности. К сожалению, в нашей стране такая традиция пока не развита. Заграничные же университеты зачастую даже поощряют тех абитуриентов, у которых есть опыт «gap year», потому как считают, что такие студенты привнесут ценные знания и умения в свою группу и университет вцелом.

Мнения из сети:

«Точно, мой собственный сын провел гап год, путешествуя по Юго-Восточной Азии сразу после университета, и это стало последним решающим аргументом в последствии при получении стипендии на PhD.»

«Провести ‘gap year’ в Китае - было лучшим решением, которое я когда-либо принимала в своей жизни. Я провела год, путешествуя по этой стране вместе с волонтерской программой ‘School Year Abroad’. Опыт этой поездки подарил мне возможности, о которых я даже не подозревала, я увидела мир, стала независимой, а главное научилась самостоятельно думать и принимать решения.»

Продолжение с главными положительными сторонами Gap Year: http://altermama.ru/alteredu/gap-year-god-posle-shkoly-vuz.html