Домой / Другие болезни почек / Подростковая наркомания: причины, признаки, лечение и последствия. Наркомания среди подростков

Подростковая наркомания: причины, признаки, лечение и последствия. Наркомания среди подростков

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ

Аннотация
В данной статье речь идет о подростковой наркомании, о ее причинах употребления и профилактики. На сегодняшний день подростковая наркомания затрагивает более десятков семей. Она сказывается на здоровье, на отношениях в семье. К сожалению, многие подростки, употребляющие наркотики, не обращаются за помощью, которая в этот момент им необходима. Вместо того чтобы получить помощь, они остаются изолированными, погружаясь глубже и глубже в порочный круг наркозависимости.

PROBLEMS OF TEENAGE DRUG ADDICTION

Islamova Aysylu Aydarovna
Bashkir State University
4th year student


Abstract
In this article we are talking about teenage drug addiction, its causes and prevention of use. Today, teenage drug abuse affects more than dozen families. It affects health, family relationships. Unfortunately, many young people who use drugs, do not seek help, which at this point they need. Rather than get help, they remain isolated, sinking deeper and deeper into the vicious cycle of addiction.

На сегодняшний день все более актуальной становится проблема подростковой наркомании. Это заболевание или зависимость от психотропных веществ так называемыми наркотиками.

В настоящее время все больше и больше количества людей, страдающих наркоманией, особенно среди подростков и молодежи.

Подростковая наркомания начинается с простого прикуривания сигареты, принятия алкоголя, приема каких-либо лекарств, содержащих наркотики. Зачастую подростковая наркомания начинается с употребления так называемых наркотиков как спайс, марихуана, которые способствуют поднятию настроения. Именно последние – это наиболее опасные наркотические средства, которые вызывают сильную наркотическую зависимость и наносят непоправимый вред. Подростковая наркомания – это особый вид наркомании, человек еще не сформировался как личность, еще не понял, что собой представляет жизнь, не наметил цели и в этот момент его психику начинают атаковать наркотики, мотивация к жизни практически отсутствует .

Я считаю, что причины подростковой наркомании множество, основными из них являются:

  • Воспитание в семье. От воспитания зависит многое, если родители постоянно будут критиковать своего ребенка, ругать его, бить, то ребенок начнет искать утешения на стороне и зачастую утешителем может стать именно наркотики.
  • Заниженная самооценка. Подростки, которые имеют проблему самоуважения в школе: унижения, различные издевательства со стороны сверстников или других учащихся, чаще всего прибегают к наркотикам, в избегании от действительности в мир иллюзий.
  • Тесное общение с наркоманами. Друзья, члены семьи, которые употребляют наркотики, могут спровоцировать подростка к принятию наркотиков.
  • Любопытство, в поиске новых ощущений, другие считают, что это модно, употребляя наркотики, они становятся крутыми и т.д.

Также причинами наркомании могут быть незнания у подростков о вреде наркотиков, бытовые проблемы, хотение казаться независимыми и взрослыми. Молодые люди думают, что избавив себя ненадолго от печали, они наберутся сил, и могут справиться со всеми трудностями, но, к сожалению, приняв наркотики один раз, человек не сможет отказаться от них, и каждый раз, когда у него появится новая проблема, он будет прибегать к наркотикам. Видя в них своего спасителя, которая есть в его жизни. Наркомания среди подростков имеет тенденцию к быстрому распространению, дети делятся новыми ощущениями, даже не подозревая, что этим втягивают других в наркоманию, а когда сами осознают, что наркотики их убивают, то к этому времени уже дюжина сверстников втянута в наркотики.

Наркомания и преступность так же имеют общий характер. Ведь мало того, что сами по себе наркотики нелегальны, наркоманы пойдут на любые поступки, лишь бы их достать – крадут, могут пойти и на более радикальные меры.

Чаще всего это подростки, которые находятся в зависимости от родителей. Инциденты кражи обычно происходят в семье, и потому не разглашаются до тех пор, пока ситуация не станет совсем критичной. Для людей с зависимостью самая неприятная сторона наркомании – ломка. И потому они пойдут на всё, чтобы достать «дозу».

Для того чтобы предупредить наркоманию, нужно разработать технологии по профилактике наркомании.

ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики.

Профилактика наркомании, по- моему, мнению, должна начинаться с родителей, именно им следует говорить своим детям о вреде наркотиков. Доверительные отношения, открытое общение между детьми и родителями – залог профилактики наркомании. Равнодушие, грубая и диктаторская практика в семейных отношениях делают ребенка незащищенным от плохих соблазнов, в том числе и от наркотиков. Если у подростка назревают проблемы в общении, замкнутость, действенную помощь ему могут оказать психологические тренинги. Не имеют права оставаться в стороне и учебные заведения, где профилактика наркомании должна проводиться в доступной форме, формировать у подростков твердую позицию отказа от наркотиков.

В школах и в других учебных заведениях должны проводиться классные часы, беседы, лекции, анкетирование, различные мероприятия, ролевые игры, чтобы у подростков и молодежи сформировался защитный барьер от наркотиков.

Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие по отношению своему здоровью. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы, показываемые по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.

Основными компонентами профилактической работы можно отнести: специальное обучение и воспитание детей и подростков; взаимодействие с правоохранительными органами, которые могут обеспечить молодым людям антинаркотическую безопасность; создание позитивных жизненных альтернатив применению несовершеннолетними наркогенных препаратов (во многом ориентируется молодежной политикой определенного государства).
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.

Таким образом, подростковая наркомания приобретает все более масштабный характер. Она считается важнейшей задачей, которую надо решать во всех этапах ее формирования, начиная с уничтожения нелегального оборота наркотических препаратов и заканчивая работой профилактической направленности во всех учебных заведениях и семьях. К огорчению, профилактика наркомании среди подростков на практике малоэффективна, поскольку на конкретной стадии подросткового становления среда сверстников оказывает большее влияние, чем зрелое окружение. Обстановка с наркоманией в стране и в мире не поменяется до тех пор, пока для детей прием наркотиков будет выражать проявление собственной самостоятельности и личной «крутости». Следовательно, государству, организациям по профилактике наркомании, педагогам следует создавать более эффективный комплекс мероприятий политического, экономическо-правовой направленности, социального, культурного, медико-педагогического, физкультурно-оздоровительного характера, которые целенаправленны на предупреждения возникновения и развития такого страшного явления, как наркомания.

Подростковый возраст – период, когда хочется попробовать всё: сигареты, алкоголь и прочие запрещенные для детей вещи. Наркомания подростковая появляется из-за интереса к новому, неизвестному. Пробуя наркотические вещества, дети еще не осознают, какой вред они причиняют здоровью.

Многие подростки пробовали наркотики

В мире детская наркомания – серьёзная проблема. Только в специализированных медицинских учреждениях было зафиксировано множество случаев обращения по поводу наркозависимости. По статистическим данным, около 50% мальчиков и 20–25% девочек в возрасте 12–15 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. И что самое ужасное – большинство из них принимали подобные вещества неоднократно.

Причины

Наркомания в подростковом возрасте – желание наследовать взрослых. Хочется быть популярными, получить признание ровесников и попробовать то, чего боятся другие. Но дети не всегда способны предвидеть последствия своих действий. Поэтому, попробовав наркотики один раз, ребенок не всегда может остановиться. Результат – наркозависимость.

Исследователи в области наркологии определяют 3 группы причин возникновения наркомании среди подростков. Это биологические, психологические и социальные факторы развития заболевания.

Социальные

К социальным относится недостаток контроля со стороны родителей за жизнью ребенка. Другие причины – вступление в асоциальные группы, желание произвести впечатление на окружающих.

Биологические

До 18 лет человек развивается быстрыми темпами. Наркотики негативно воздействуют на центральную нервную систему и процессы, происходящие в ней. В теле есть обмен нейромедиаторами. Наркотические вещества притупляют этот процесс и не позволяют ЦНС самостоятельно воспроизводить их. Результат – связь между мозгом и другими органами устраняется, т. к. поступление нервных сигналов становится невозможным. Чтобы поддерживать этот процесс, необходимо регулярно употреблять наркотики.

Повышается возможность развития наркомании подростковой у детей с психическими расстройствами:

  • фобиями;
  • олигофренией;
  • шизофренией;
  • маниакально-депрессивным психозом.

Наркоманы более восприимчивы. Приняв наркотики, одни испытывают наслаждение и удовольствие, другие – мучение, боль и головокружение. После окончания действия вещества появляются навязчивые мысли о суициде.

Психологические

В подростковом возрасте в организме быстро происходят изменения тела, психики, гормонального фона. На психику подростка негативно воздействуют незначимые факторы.

Ребенок взрослеет, но не имеет жизненных ориентиров и собственной точки зрения. У него слабая сила воли, но много проблем, которые кажутся очень серьёзными.

Хочется быть беззаботным. Так возникает большое желание получить удовольствие.

Другие психологические причины:

  • искаженное воспитание;
  • проблемы в семье;
  • насилие;
  • возрастные эмоциональные особенности развития;
  • негативное влияние ровесников и т. д.

Подросток испытывает потребность получить новые, необычные ощущения. Самый простой способ – наркотики.

Причины употребления подростками наркотических средств

Стадии развития наркозависимости

Первая стадия – первый прием. Зависимости нет, ощущение «кайфа» выражено слабо. Прием сопровождается неприятными процессами – тошнотой, головокружением, рвотой. Основное негативное значение этого этапа – устранение психологического барьера касательно запрета приема наркотиков. Подростку кажется, что ничего опасного после разовых приемов не случится.

Последующие этапы:

  1. Возникновение эйфории. Попробовав наркотические вещества во второй, третий раз, у подростка повышается чувствительность. Почувствовав экстаз, у него появляется мысль, что наркотики – простой способ получить удовольствие и забыть о проблемах. Наркозависимость еще отсутствует. Прием наркотиков обусловлен желанием вновь испытать радость и счастье.
  2. Психическая зависимость. Длительные перерывы между приемами вызывают у ребенка раздражение. Возможны агрессивные приступы. Он теряет интерес к жизни. Мотив для приема очередной дозы – устранить неприятные ощущения и испытать эйфорию.
  3. Физическая зависимость. При отсутствии в крови наркотического вещества ребенок испытывает ломку. Его трясет, ломает, появляются резкие перепады температуры, давления. Ускоряется сердцебиение, ухудшается самочувствие. Желая быстро устранить эти симптомы, он решает вновь принять дозу.

Длительность перехода между стадиями зависит от индивидуальных показателей здоровья подростка. У одних наркозависимость развивается, спустя месяц употребления наркотических веществ, у других – спустя 3–6 месяцев.

Симптомы

Наркомания среди подростков имеет идентичные проявления при употреблении различных видов наркотиков. Изначально школьник полностью теряет интерес к учебе. Постепенно отдаляется от одноклассников, желая проводить время со старшими несовершеннолетними друзьями.

Уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении, мало общается с родителями. Дома бывает редко и мало, родным не сообщает о новых знакомых.

Другие симптомы проявления наркомании среди подростков:

  1. Ухудшение семейных отношений. Ребенок отклоняется от совместного проведения времени. Отказывается исполнять домашние обязанности. Не слушается родителей, проявляет агрессию по отношению к ним. Запреты на него не действуют. Любыми методами он пытается сбежать из дома.
  2. Физические проявления. Школьник становится менее подвижным. Физическая активность вызывает стресс и панику.
  3. Эмоциональные симптомы. Настроение резко ухудшается или улучшается. Неадекватный смех сменяется заторможенностью. Веселье переходит в резкую, неконтролируемую агрессию.
  4. Внешние признаки. Ухудшается состояние волос. Они становятся сухими и ломкими. У детей кожа лица становится бледной. Появляются темные круги под глазами. Зрачки расширяются, речь становится невнятной. Даже в жаркую погоду наркозависимый подросток носит одежду с длинными рукавами.

У подростка пропадают все деньги, которые родители дают ему на карманные расходы. Бывает, что он начинает просить давать большие суммы. А также пропадают вещи, часто – дорогостоящие. Появляются нарушения координации, хотя запах алкоголя отсутствует. Результат – ребенка исключают из школы или колледжа. Даже могут забрать в детский наркологический центр.

У девочек сбивается менструальный цикл или полностью прекращаются менструации. У мальчиков происходят патологические изменения. Как результат – бесплодие у парней и возможность родить нездорового ребенка у девочек.

Расстройства белкового обмена приводят к нарушению роста и развития мышц. Поражается печень, сердце, появляются неврологические расстройства.

Страдает психика. Повышается риск иметь психические расстройства или фобии. Развивается криминогенная активность.

Желая получить очередную дозу наркотика, ребенок способен красть, воровать, грабить. Худшее действие – убийство. Девочки начинаются заниматься проституцией, парни становятся дилерами.

Последствия – ранняя беременность. Есть риск заразиться половым путем ВИЛ и СПИДом, сифилисом. Эти болезни также могут развиваться, если подросток-наркоман использует для введения наркотика шприцы. В результате этих заболеваний, передозировки или суицида ребенок умирает, если вовремя не начинается лечение.

Последствия выхода подростка из наркозависимости

Диагностика

Чтобы определить наличие наркозависимости, нужно тщательно следить за поведением ребенка. Если были заметны какие-либо изменения в поведении или выявлены типичные признаки наркомании, его необходимо срочно отвести к детскому наркологу. Диагностика проводится такими способами:

  • тест на наличие наркотического вещества в крови;
  • анализ волос;
  • определение антител к наркотическим веществам и т. д.

Лечение назначают в зависимости от состава наркотика. Чем он сильнее, тем длительнее будет период реабилитации. Изначально важен этап отсидки. Ребенку необходимо воздержаться от принятия наркотиков. Он в это время должен находиться в специальном учреждении под контролем врачей.

Следующий этап – детоксикация. Это процесс очищения организма от вредных веществ: проверяют деятельность систем органов, выявляют проблемные места. Их лечением занимаются в первую очередь.

Бывает, что нужно медикаментозное лечение, когда наркозависимость развита на очень высоком уровне. Возможны сеансы физиотерапии – массажи, лазерная терапия, электросон, ксенонотерапия.

Обязательный момент – сеансы у психотерапевта. Наркомату необходима социальная адаптация, изменения в мышлении и психологическая поддержка. Это все он получает во время сеансов групповой терапии.

Если результатов нет, проводят нейролингвистическое программирование. Этот способ лечения построен на гипнозе и навязывании модели поведения.

Заключение

Наркомания среди детей подросткового возраста – обширная проблема многих стран мира. Будучи без родительского контроля и поддержки сверстников, ребенок пробует наркотики. Испытав кайф однажды, ему сложно остановиться. Результат – наркозависимость.

Худшие последствия после наркомании – бесплодие у представителей обеих полов. В поисках денежных средств на наркотики, дети занимаются воровством, грабежом, проституцией, убийством. Но если наркозависимость обнаружить вовремя, то от нее можно избавиться: необходимо привести ребенка в центр детской наркологии или реабилитации наркозависимых.

Подростковая наркомания впервые начала зарождаться в США и других западных странах в конце 50-х – начале 60-х годов, а в СССР подростковая наркомания стала зарождаться в конце 60-х годов.

Ученые, изучая наркоманию среди подростков , отметили следующие возрастные особенности:

  • Периодическое злоупотребление без зависимости от наркотиков преобладает над сформировавшейся наркоманией.
  • Подростковая наркомания постоянно омолаживается, возраст подростков уменьшился с 17 лет до 12 лет.
  • «Мода» на наркотики не постоянна, используемые наркотические вещества весьма разнообразны.
  • Широкое распространение получила так называемая «аптечная наркомания», подростки научились синтезировать из аптечных препаратов наркотики, которые отличаются высокой токсичностью и смертностью.
  • Подростки склонны к экспериментам, они попеременно пробуют различные наркотики.
  • Подростковая наркомания развивается из-за воздействия на подростка социально-психологических факторов, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (алкоголизм или наркомания у родителей, неустойчивый характер и т.п.).

В СССР подростковая наркомания носила региональный характер, т.е. были регионы, где подростки употребляли только коноплю (Средняя Азия, Казахстан, Кавказ), ингалянты употребляли на севере и средней полосе, на Крайнем Севере подростки баловались транквилизаторами. Региональный характер объяснялся тем, что взрослые (чаще иностранные туристы) навязывали «моду» на наркотические вещества, эти регионы раньше других выпали из-под наблюдения государства и именно сюда стали проникать отрицательные поведенческие модели западного образа жизни. Подростки, которые так хотели походить на «крутых» взрослых иностранных дяденек с быстротой впитывали модели поведения и прочие атрибуты красивой беззаботной жизни. В 80-х годах потребление наркотических веществ распространилось по всей стране. Возрастные особенности подростковой наркомании сводились к тому, что токсикоманить предпочитали подростки 12-15 лет, а внутривенные наркотики предпочитали более взрослые подростки (16-18 лет). Те подростки, которые токсикоманили переходили либо на тяжелые наркотики, либо на алкоголь. Алкоголизм у таких подростков развивался злокачественный, причиной служили тяжелые психические расстройства, возникающие из-за вдыхания токсических веществ.
Наркомания среди подростков тяжело лечилась , это связано с тем, что подростки редко давали добровольное согласие на принудительное лечение от наркомании, а если и давали, то только для того, чтобы избежать других неприятностей. Подростки рассматривали лечение от наркомании, как форму наказания , поэтому большинство из них снова начинали принимать наркотики в течение первого года. Лечение наркомании среди подростков оказалось недостаточно эффективным, а специальных средств подавляющих влечение к наркотикам не существует и в наше время. Наиболее эффективным методом лечения подростковой наркомании является психотерапия, да и то только в том случае, если подросток добровольно изъявил желание вылечиться от наркомании. Психотерапия при подростковых наркоманиях ставит цель, побудить желание излечится от наркомании. Большинство подростков наркоманов не считают что они наркоманы или считают, что они всегда могут бросить эту «вредную привычку». Поэтому психотерапия должна убедить подростка наркомана в том, что он действительно болен, и настроить подростка на лечение от наркомании. Индивидуальная психотерапия не так эффективна, как групповая, но групповая психотерапия чревата осложнениями, поэтому должна выполняться опытными специалистами. Иначе психотерапевтическая группа, созданная из подростков наркоманов способна быстро превратиться в типичную группу наркоманов. Лечение необходимо начинать, когда у подростка нет еще сформировавшейся зависимости от наркотиков. Для подростков характерен так называемый «поисковый» полинаркотизм, это когда подросток пробует на себе многие наркотические вещества (обычно идет по возрастающей). Внутривенные наркотики поначалу настораживают подростков, но постепенно они добираются и до них, поэтому важно как можно раньше начинать лечить подростка от наркомании. На раннем этапе употребления наркотиков подростком даже не требуется использования лекарственных препаратов, за исключением случаев интоксикации.

Профилактика подростковой наркомании

Должна начинаться с санитарного просвещения, однако не в том виде, в котором санитарное просвещение используют сейчас. Профилактика подростковой наркомании ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики. Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие с своему здоровью. Профилактика подростковой наркомании проводится не достаточно действенными способами, например, проводимые лекции и беседы непривлекательны для подростка, а иногда способны вызвать реакцию протеста. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы показываемы по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.

студентка 6 курса специальности «Психолого-педагогическое образование».

Научный руководитель:
Гришко Ирина Вильямовна

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркомании среди подростков в современном мире, а также формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры.

Ключевые слова. Наркомания, наркотические вещества, девиантное поведение, зависимость, окружение, взаимосвязь, профилактика, образ жизни, социально-педагогический подход, деятельность, среда, подход,

Annatation. Article deals with the problem of drug abuse among teenagers in the modern world, as well as the formation of irresistibly attractive to youth drug subculture.

Key Words . Addiction, drugs, deviant behavior, dependence, environment, relationship, prevention, lifestyle, socio-pedagogical approach, the activities, the environment, an approach.

Введение. Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе эпидемии наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний.

Формулировка цели статьи. В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности .

Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).

Изложение основного материала статьи. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;

2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список..

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 лет;

Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики . Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством, здесь выступают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»;

Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если раньше это были дети из неблагополучных семей, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким уровнем жизни. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка и изобилие денежных средств приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов .

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:

Территориальные группы, которые сформировались из сверстников по месту учебы или жительства;

Делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Поскольку средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (кражи, ограбления и разбойные нападения-основные пути быстрого дохода).

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. В разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним:

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства.Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными .

Данную возрастную периодизацию следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств.

Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы.

К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе.

И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика включает:

Антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;

Выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;

Антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

Достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

Профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

Организацию досуга молодежи.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости .

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Выводы. Наркомания – это заболевание, которое проявляется в влечении к постоянному приему наркотических средств, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, что приводит к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторличную, третичную профилактику. В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Литература:

1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

2. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

5. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

7. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

References:

1. Akhmerova SG Theoretical and methodological basis of drug prevention in educational institutions. - Ufa, 2005.

2. Volkov BS Psychology of early adolescence. - M., 2001.

3. Galaguzova MA Social pedagogy: a course of lectures. - M., 2003.

4. AV Gogoleva Addictive behavior and its profilaktika.- M.-Voronezh, 2002.

5. Medical and social and pedagogical problems of substance abuse among young people. - Ufa, 1999.

6. Addiction. Guidelines for overcoming narkozvisimosti / Ed. AN Garanskogo. - M. - SPb., 2000.

7. Assessment of the drug situation among children, adolescents and young adults: a report of the Ministry of Education // Education. - 2004. - № 1.

В России проблема употребления наркотиков подростками на сегодня приобрела ужасающие размеры. Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратившихся за медицинской помощью.

Самое страшное то, что прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией. Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять наркотики считается неприличным и не современным. Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек!

В субкультуре современной молодежи нарастает формирование своеобразного «наркоманического» сознания, которое рассматривает наркотический «кайф» как неотъемлемый атрибут самосовершенствования и жизненного успеха. Материальное благополучие определяется теперь не только маркой автомобиля и посещением дорогих развлекательных заведений, а еще и возможностью приобрести очередную дозу самого «престижного» наркотика.

Модной философской концепцией среди молодежи становится описание и анализ духовного опыта, который подросток приобрел, употребляя наркотики. Поэтому среди подростков сейчас так оправдывается наркотизм. Подрастающее поколение увлекается чтением книг Гроффа, Кастанеды, Лири, воспевающих необычный, «волшебный» мир, увиденный во время наркотического опьянения такими веществами, как ЛСД, мескалин, псилобицин.

Даже старшеклассники из престижных учебных заведений, которые попадают туда в результате строгого конкурсного отбора, феноменально осведомлены в вопросах наркологии. Они свободно характеризуют те или иные наркотические вещества, обсуждают спорные вопросы наркологии и отлично ориентируются в медицине. У многих школьников дома есть руководство по наркологии, а также имеется личный опыт употребления наркотических веществ. И это — подростки не из обычной средней школы, а будущая интеллектуальная элита страны…

Статистика наркомании среди подростков выделяет первую мировую вспышку этой проблемы в 20-х годах прошлого века. Тогда в России наблюдалось массовое употребление кокаина беспризорниками. В 90-е годы, к сожалению, тоже было достаточно беспризорных детей, но в наркотизацию были вовлечены и дети из вполне благополучных семей.

Наркотики сегодня продаются довольно открыто, и даже распространяются через интернет. А медицинские препараты, содержащие наркотические вещества, в аптеках можно купить без рецепта.

Причины наркомании у подростков

Почему сегодня так распространена наркомания среди подростков? В первую очередь, потому что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Такое проявление «взрослости», как наркомания, становится губительным для юного человека.

Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, наслушавшись о наркотическом «кайфе». Но молодой человек не может понять, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека.

Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, отсутствия радости жизни. Если подросток не находит в своей жизни ничего хорошего, он не доволен всем, что его окружает, он решается попробовать смертельное зелье как спасительное средство. Видя в наркотиках дорогу в мир наслаждений и радостной жизни, он не понимает, что выйти из этой иллюзии очень трудно, а порой даже невозможно.

Специалисты утверждают, что наркомания у детей и подростков имеет самую опасную причину – удовольствие. Впервые попробовав коварный препарат, подросток испытывает необычайно приятные ощущения, которые стремится получить еще и еще. В результате повторных приемов наркотического вещества появляется зависимость, причем, не только физическая, «ломка» в отсутствие дозы, но и психическая – зависимость от удовольствия, приносимого наркотиком.

Часто причиной развития наркомании у подростка является его дружба с ровесниками, имеющими опыт «наркоманской» жизни. Подростку, имеющему трудности в общении с родными, кажется, что друзья-наркоманы их отлично понимают, и вместе с наркотиками могут заменить ему семью и школу.

Специфика подростковой наркомании в том, что причиной ее развития может быть и совершенно противоположная ситуация. Подросток общается с очень благополучной компанией друзей, но стремиться быть в ней лидером. Для этого он начинает демонстрировать сверстникам свои различные способности, среди которых оказываются курение, употребление спиртного и наркотиков как признаки «взрослости».

Признаки наркомании у подростков

Первые «звоночки» проблемы наркомании среди подростков могут проявиться с 6-7 лет. Если родители обнаруживают, что ребенок в этом возрасте курит, это повод для серьезного беспокойства. Курение в таком юном возрасте говорит о том, что у ребенка есть склонность к наркотической зависимости. Поэтому родители не должны медлить, а сразу же обращаться к психологу, пока семью не постигла настоящая беда.

Наркотическая зависимость может появиться даже после однократного приема наркотиков — этим и страшна наркомания. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, поздние приходы домой, прогулы школьных уроков. Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайне разговоры.

Поведение наркомана также меняется. Подросток становится раздражительным, грубым, у него часто без причины меняется настроение, он стремиться к уединению. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.

Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам:

  • суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;
  • медленная и невнятная речь;
  • нарушение координации движений;
  • очень бледная кожа;
  • плохая память и депрессивное состояние.

Все эти изменения в состоянии и поведении подростка должны насторожить его родителей.

Последствия подростковой наркомании страшны, поэтому заметив названные признаки у своего ребенка, не следует паниковать и устраивать истерики. Важно разобраться в ситуации и действовать незамедлительно. Возможно, подросток еще не превратился в наркомана, а употребил наркотик один раз, и не имеет желания это повторять. Родители должны быть помощниками для детей в сложных ситуациях, и при наличии проблемы помочь ребенку ее решить. Чтобы искоренить проблему сразу же, не дав ей пустить корни, следует обращаться за помощью к психологам, докторам, в реабилитационные центры.

Профилактика наркомании среди подростков

Курение, алкоголизм, наркомания в современном мире слишком помолодели. Нет никакой гарантии, что еще вчера скромный и вежливый ребенок из благополучной семьи не превратится в наркомана или алкоголика. Но нужно стараться избежать этой проблемы.

Что же следует делать, чтобы подросток не скатился на дно, превратившись в ненужного обществу наркомана, и не променял жизненные радости на иллюзию наркотического «волшебства»?

Прежде всего, профилактика наркомании у подростков, как и других вредных привычек, сводится к личному примеру его родителей. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни. Как родители относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит общение и отмечание праздников – все это откладывается в сознании ребенка и формирует у него определенную модель поведения.

Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей – противопоставить такому пагубному расслаблению другие способы решения проблем, и объяснить подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни.

Большое значение в профилактике подростковой наркомании имеет влияние педагогов и средств массовой информации. Но простые лекции вряд ли впечатлят современную молодежь. Гораздо действеннее будет показ документального фильма, наглядно демонстрирующего все ужасы жизни наркоманов в ракурсе масштабной трагедии всей страны. Молодые люди должна понять, что наркомания среди подростков – это путь к вымиранию человечества. И такую проблему лучше не допускать, чем затем пытаться от нее избавиться.

Если вы хотите уберечь своего ребенка от наркотиков, стройте свои отношения на доверии и искренности. Разговаривайте с подростком на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий. Объясняйте, что наркотики – всего лишь мишура, под которой оказывается пустота.