Домой / Поджелудочная железа / История вегетарианства и виды вегетарианских диет. Из истории вегетарианства

История вегетарианства и виды вегетарианских диет. Из истории вегетарианства

Вегетарианство – это новое веяние моды, возникшее на рубеже 20 и 21 столетия, или исторически сложившийся факт? Когда появились первые вегетарианцы , и какими мотивами руководствовались они?

Обратимся к истокам и фактам. Столь популярное ныне слово «вегетарианец » впервые было произнесено в первой половине 19 столетия в «Британском вегетарианском обществе».

Пару столетий назад, человек, называвшийся вегетарианцем, заявлял не столько об отказе от мясной пищи, сколько говорил о своих философских взглядах на жизнь. И лишь спустя годы, этот общеизвестный термин – вегетарианство — стал явно указывать не только на образ жизни, но и на гастрономические пристрастия человека.

Само явление возникло не в 19 столетии, а намного раньше.

Давайте перенесемся в Древний Египет и приоткроем завесу тайны над взглядами египетских жрецов, хранителей древних священных традиций. Большинство из них были истинными вегетарианцами — они не только не ели мясо, но и не прикасались к тушам мертвых животных. Жрецы верили, что отказ от мяса является необходимым для успешного общения с богами, просветления духа и проведения таинственных ритуалов. Их примеру следовали многие египтяне. По свидетельствам историков Геродота и Плиния Старшего, египтяне, в большинстве своем, питались сырыми фруктами и овощами.

Олимп, могущественные боги, колыбель поэзии, математики, философии. Древняя Греция! В ней значительная часть населения была вегетарианцами. Один из основных элементов их рациона — фрукты. Не все знают, что знаменитые древнегреческие философы – Сократ, Пифагор и Платон – придерживались вегетарианских взглядов на жизнь! Пифагор верил в переселение душ, поэтому и отказывался от мясной пищи. Многие последователи Пифагора унаследовали вегетарианские традиции своего учителя.

Платон, разделявший взгляды Пифагора, в труде «Диалоги» рассказал о своем представлении идеального общества. Каким же было оно? Прежде всего, таким, в котором нет места мясной пище. В понимании великого древнегреческого философа, именно пристрастие к мясу порождало конфликты и недоразумения, способствовало возникновению новых болезней – как физических, так и душевных.

У Плутарха, жившего в Древней Греции, были более философские взгляды на вегетарианство. Он не мог одобрить и понять то, как человек может решиться на убийство живого существа, у которого есть своя жизнь, которое наделено умственными способностями.

Исторические факты свидетельствуют о том, что в период с 6 по 2 тысячелетие до нашей эры в Древней Индии зародилась хатха-йога, система, которая позволяет человеку совершенствоваться духовно и физически. Но для этого нужно преложить усилия и отказаться от мяса животных. Мясная пища передает человеку все страдания и болезни убитого животного. В Древней Индии считали, что именно поедание мяса животных – причина агрессивности и злости людей. В то время как вегетарианцы становятся более здоровыми, сильными – духом, культурно развитыми людьми.

Огромное значения для развития вегетарианства сыграло появление буддизма в первом тысячелетии до нашей эры. Основателем этой религии стал Будда, который, вместе со своими последователями, пропагандировал отказ от вина и мяса и запрет на умерщвление любого живого существа. В наше время буддисты делятся на вегетарианцев и не вегетарианцев. К сожалению, не все буддисты, проживающие в Тибете или Монголии, могут придерживаться одной из основных заповедей буддизма в силу жестких климатических условий. Согласно заповедям Будды, есть три вида нечистого мяса: мясо животного, убитого специально для конкретного человека, мясо животного, убитого по распоряжению конкретного человека и мясо животного, убитого самим человеком. Буддисты считают, что главное, не употреблять нечистое мясо, если человек имеет к нему прямое отношение.

Древние инки, чьи тайны были сокрыты временем, и чья жизнь до сих пор интригует потомков, также были вегетарианцами. Их образ жизни разделяли древние римляне и спартанцы. Последние, как известно, жили в условиях полного аскетизма, но обладали огромной силой воли, были выносливыми, сильными и замечательными воинами. Кто знает, быть может тайна их превосходного здоровья и огромной силы воли скрыта именно в вегетарианстве?

Ранее средневековье — период, когда человечество забывает о вегетарианстве.

Среди великих людей Эпохи Возрождения были приверженцы вегетарианского образа жизни, например — Леонардо да Винчи. Он считал, что в будущем, к убийству животных будут относиться так же, как сейчас, относятся к убийству человека. Французский философ Гассенди считал, что употребление мяса человеком – противоестественное явление, и что человек обязан употреблять лишь пищу растительного происхождения. В качестве аргументов указывал на то, что зубы у человека не предназначены для пережевывания мяса.

Несмотря на эти не многочисленные, но существенные доводы, вегетарианства, как осознанного и добровольного явления, не существовало.

Известный английский ученый Дж. Рей, который внес огромный вклад в развитие зоологии, заявлял, что, не смотря на теории приверженцев употребления мясной пищи, еда животного происхождения не прибавляет человеку силу.

Английский писатель Томас Трайон в своей книге под названием «Путь к здоровью» заявлял, что мясная пища приводит к болезням. Животные болеют, существуют в тяжелых условиях, и их мясо несет в себе определенный отпечаток. Помимо этого писатель заявлял, что убийство любого живого существа ради еды – недопустимо.

К 50-м годам 19 столетия вегетарианство стало зарождаться как целостная и научная теория о пользе растительной пищи для хорошего самочувствия и душевной гармонии. Толчком для развития этой теории в Великобритании послужил ряд причин, одна из них -распространение в метрополии индийских верований. Свою лепту внес и экономический кризис, который привел к подорожанию значительной части продуктов питания. Шопенгауэр считал, что вегетарианец – человек с более высокими нравственными и моральными устоями, а Бернард Шоу заявлял, что он питается как порядочный человек, не употребляя трупы невинных существ.

В конце 19 – начале 20 века большой вклад в развитие вегетарианства сделал Лев Толстой. Он стал приверженцем этого образа жизни в 1885 году после встречи с англичанином Уильямом Фреем. Последний доказал, что организм человека просто не предназначен для того, что бы употреблять в пищу мясо. В пропаганде вегетарианского учения Льву Толстому помогали некоторые из его детей. Их взгляды нашли отклики в сердцах многих людей, и уже спустя годы, сын одного из его последователей – Ю.С. Николаев, читал лекции о пользе растительной диеты и активно общался с представителями западных вегетарианских организаций.

В конце 80-х годов 20 столетия в России прошла конференция, в которой участвовали представители Армении, Литвы, Украины и России. Они приняли решение о создании вегетарианской организации. Идею воплотили в жизнь в 1992 году. У образовавшегося «Вегетарианского общества» было несколько важных задач и целей. Участники общества пропагандировали растительную диету и стремились привить людям бережное отношение и любовь к природе.

В 21 веке у вегетарианства начинается новый этап развития. В Индии, по-прежнему, большая часть населения – убежденные вегетарианцы (их численность около 40%). В Китае абсолютное вегетарианство практически не развито. В Бельгии и Франции вегетарианство, как образ жизни — развивается, но небольшими темпами. Люди посещают рестораны для вегетарианцев, но лишь не многие решают отказаться от одежды из меха и кожи. На сегодняшний день в мире существует более одного миллиона вегетарианцев.

За тысячелетия существования, такой образ жизни, как вегетарианство, проделал длительный путь. От популярности и забвения — до возрождения.

Именно растительная пища стимулировала ускоренное развитие головного мозга, которое началось 1,8 миллионов лет назад.

(Ричард Вронгхам)

Вегетарианство как особый вид питания практиковался на протяжении многих тысячелетий в странах, в которых были распространены такие религии, как буддизм, индуизм, джайнизм и др.

В частности, в Индии традиционно большая часть населения являлись вегетарианцами.

Вегетарианцами также были приверженцы разных древних философских школ, например, пифагорейцы и представители творческой и научной интеллигенции.

Поэтому до появления термина «вегетарианство» воздержание от приема мяса животных называлось«индийской» или «пифагорейской» диетой, в России – «безубойное питание» и др.

В широкое употребление слово «вегетарианец» было введено в 1842 г. основателями «Британского вегетарианского общества».

За основу было взято латинское слово «vegetus», что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый».

Изначально слово «вегетарианство» означало образ жизни, гармоничный с философской и нравственной точки зрения, а не только особый способ питания.

Словосочетание «homo vegetus» означало физически, духовно и гармонично развитую личность.

В современном понимании вегетарианство - это учение о том, что естественной пищей человека являются продукты растительного происхождения.

В прошлые века вегетарианцами становились, прежде всего, философы, наиболее образованные, выдающиеся, высоконравственные личности своего времени.

Великих вегетарианцев отличало более глубокое проникновение в суть вещей, острое чувство сострадания к чужой боли, высокое чувство справедливости и умение преодолеть традиционные, устоявшиеся стереотипы.

Мудрые люди, придерживавшиеся вегетарианства, в разные времена приходили к нему в первую очередь благодаря здравому смыслу, из философских и этических соображений.

Многие из великих вегетарианцев оставили после себя значительные научные и литературные труды. Их вклад в формирование гуманных этических взглядов начинается с эпохи античности.

Первые вегетарианские сообщества - Пифагорейский союз

В первую очередь среди наиболее известных вегетарианцев этого периода необходимо отметитьПифагора, Платона и Плутарха.

Особо колоритной фигу­рой в истории человечества был Пифагор (580–500 гг. до н.э.) –древнегреческий философ-идеалист, математик.

Большинству людей Пифагор известен прежде всего как выдающийся ученый-математик, творец акустики, основоположник теории музыки, богослов.

Ему принадлежит идея о всеобщей гармонии, лежащей в основе мироздания. Кладезь мудрости, которую открыл человечеству Пифагор, заложенная им вера в красоту и гармонию природы, в простоту и целесообразность ее законов, построенных на единых математических принципах, стала научным базисом и стимулом для многих выдающихся ученых, изучавших естествознание.

Но мало кто знает, что он был основателем монашеского ордена, своеобразного религиозно-этического братства. Одним из условий членства в братстве был отказ от животной пищи. Фактически это было первое организованное вегетарианское сообщество.

Пифагор родился на острове Самос в Эгейском море. Самос у греков считался родиной богини Геры, покровительницы супружеской любви.

В возрасте акме, который у греков считался пиком творческих сил, Пифагор переехал в город Кротон – древнейшую ахейскую колонию на юге Апеннинского полуострова.

Именно в Кротоне Пифагор и учредил свое тайное братство, члены которого обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни.

В пифагорейский союз входило примерно 235 человек из самых влиятельных семей греческих полисов– Кротона, Сибариса, Тарента, Метапонта, Регии, Аргоса, Аркадии, о. Самос и др. В пифагорейское братство принимали не только мужчин, но и женщин.

В союзе насчитывалось примерно 17 женщин, в том числе дочь Пифагора Милона Мия и его женаФеано. Согласно историческим хроникам Пифагор женился в 60 лет на своей ученице, молодой девушке удивительной красоты, мудрой и душевной.

Одним из условий принятия в общество были общность имущества и строгая воздержанность. Члены общества руководствовались в своей жизни учением Пифагора, основанным на принципах гуманности и самоограничения, справедливости и умеренности.

Главным пифагорийским символом и тайным опознавательным знаком была пентаграмма, звездчатый пятиугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника.

Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно III–IV в до н. э. Нарисованные на глине пятиконечные звёзды были найдены в развалинах древнего города Урука.

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. Египтяне называли пентаграммузвездой псоглавого Анубиса.

Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков как символ интеллектуального могущества.

По мнению историков, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме в форме «печати царя Соломона», которая скрепляла арабские манускрипты.

У евреев пентаграмма ассоциировалась с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога.

Для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах.

Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак, вера в это её свойство была столь велика, что в Древнем Вавилоне пентаграмму изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи.

Для посвящённых пентаграмма являлась могущественным знаком власти. Например, в Вавилоне этот знак часто встречался на царских печатях и, по мнению современных учёных, олицетворял собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света».

Пентаграмма обладает замечательными математическими свойствами. Она содержит все пропорции изучавшиеся пифагорейцам:

  • арифметическую;
  • геометрическую;
  • гармоническую;
  • и так называемую золотую.

Можно только догадываться в какой священный восторг приводило пифагорейцев столь редкое обилие математических свойств в одной фигуре.

К математическому феномену присоединялась и цифровая мистика. Число 5 = 2+3 было для пифогарийцев числом любви как сумма первого женского 2 и первого мужского 3 чисел.

Пифагорейцы учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов – Эфира, Воды, Воздуха, Огня и Земли. Для отражения этой доктрины вокруг пентаграммы изображались пять букв:

· ί (самая верхняя точка) символизирует Эфир;

· ά (верхний левый угол) символизирует Воздух;

· ύ (верхний правый угол) символизирует Воду;

· г (нижний левый угол) символизирует Землю;

· έ (нижний правый угол) символизирует Огонь.

Поэтому древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз.

Деятельность общества регулировалась собранием изречений – символов, называемых акусмами (греч.– услышанное) и так называемыми «Золотыми стихами».

Акусмы в основном регулировали внешнюю сторону жизни пифагорейцев, тогда как «Золотые стихи» ставили целью их нравственное совершенствование.

Первая акусма – «Сердце не ешь» отражала запрет пифагорейцев на животную пищу. Сердце считалось символом всего живого. Запрет на употребление животной пищи был связан с учением о бессмертии и переселении душ, которое называлось метемпсихоз.

Из этого учения следовали предписания запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом.

Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой.

Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут, не задумываясь, уничтожать и себе подобных».

Вегетарианские принципы учения Пифагора были изложены в книге «Метаморфозы» в изящной стихотворной форме знаменитым древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном (43 – 17 г. до н.э.).

В 15-ой книге «Метаморфоз» одним из лучших поэтических мест считаются строки, посвященные Пифагору и его братству:

«Он, Пифагор, первым воспретил подавать на стол мясо животных; первым открыл уста, чтобы произнести полные мудрости слова, которым, однако, никто не внемлет:

Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!
Есть у вас хлебные злаки; под тяжестью ноши богатой
Сочных, румяных плодов преклоняются ветви деревьев;
Грозди на лозах висят наливные; коренья и травы
Нежные, вкусные зреют в полях; а другие,
Те, что грубее, огонь умягчает и делает слаще;
Чистая влага молочная и благовонные соты
Сладкого меда, что пахнет пушистой травой-тимианом,
Не запрещаются вам.

Расточительно щедро все блага
Вам предлагает земля; без жестоких убийств и без крови

Вкусные блюда она вам готовит.
Лишь дикие звери голод свой мясом живым утоляют...
...И что за обычай преступный,
Что за ужасная мерзость: кишками - кишок поглошенье!
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных
Жадное тело свое и убийством другого созданья, -
Смертью чужою - поддерживать жизнь?»

Пифагор убеждал своих учеников, что, довольствуясь чистой гуманной пищей, они будут иметь здоровье, душевное равновесие, обладать высокими нравственными качествами. Пифагорейский союз был союз истины, добра и красоты.

Сам Пифагор питался сырыми или вареными овощами, медом, хлебом, не пил вина. По словам его биографа, «сон Пифагора был краток, душа чиста и бодра, тело закалено в совершенном и несокрушимом здоровье».

По свидетельству историков, в 40-летнем возрасте Пифагор стал лучшим кулачным бойцом на Олимпийских играх, что наглядно подтверждает достаточность вегетарианской пищи для физической силы и выносливости.

Платон основал близ Афин Академию, где читал свои лекции. В знаменитом сочинении «Диалоги», в разделе под названием «О республике», Платон излагает свои мысли об идеальном обществе, жизнь которого построена на принципах воздержания и благоразумия.

Для животноводства потребуется специальный класс людей, которых он называет «свинопасы». Возникнет необходимость в новых пастбищах для разведения скота, а это, в свою очередь, приведет к междоусобицам и войнам.

Город, если его жители начнут употреблять в пищу мясо, перестанет быть здоровым городом, а жизнь перестанет быть простой и справедливой. Платон с негодованием восклицает: «И не стыдно ли, когда медицинская помощь требуется не от ран или случайных болезней, свойственных времени года, а вследствие нашей распущенной жизни...»

Сам Платон отличался строгим воздержанием, в том числе и в еде. Не случайно за приверженность к простой пище в народе его прозвали «любителем фиг».

Платон писал: «Вот человек, молящий о здоровье и доброй старости: однако огромные блюда и громоздкие нафаршированные мясом кушанья препятствуют Богам вы­полнить его моления - Юпитер тут бессилен».

Выдающийся ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519), сделав выбор в пользу вегетарианства, фактически противопоставил себя эпохе, основным принципом которой был отказ от самоограничения.

«Правда, что человек – это король животных, по своей жестокости он превосходит их. Мы живем за счет смерти других. Мы просто ходячее кладбище. С раннего детства я отказался от употребления мяса, и придет время, когда человек будет смотреть на убийство животного так же, как сейчас он смотрит на убийство человека».

Кроме того, среди выдающихся философов прошлых веков вегетарианцами были: Аристотель (384–322 гг. до н.э.), Эпикур (341–270 гг. до н.э.), Сократ (469–399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.),Публий Овидий Назон (43–17 гг. н.э.), Луцей Аней Сенека (3–65 гг. н.э.), Иоанн Златоуст (347–407 гг.),Томас Мор (1440–1535 гг.), Мишель Монтень (1533– 1592), Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), Жан-Жак Руссо (1712–1778), Артур Шопенгауэр (1788–1860), Фридрих Ницше (1844–1900) и др.

В частности, французский мыслитель, просветитель Жан-Жак Руссо считал противоестественным для человека питание мясом и негуманным лишение жизни животных ради вкусовых ощущений.

Он отмечал: «Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печениям, фруктам и т.п.»

Одно из самых сильных эмоциональных воззваний к совести людей принадлежит английскому мыслителю Освальду (1730–1793), автору книги «Крик природы».

Писатель различными художественными формами – прозой и стихами пытался воздействовать на чувства, призывая людей к нравственности. Вот одно из его стихотворений:

Далеко ли путем кровавым преступленья
Зайдем мы, смертные? Мы кровь, как воду, льем;
Мы, равнодушные, глядим без сожаленья
На связанных телят, дрожащих под ножом;
Мы глухи к жалкому блеянью ягненка,
Когда, чтобы убийц разжалобить сердца,
Он им напоминает первый крик ребенка,
Но тщетно... Что же дальше? Разве нет конца
Жестокости людей?

Продолжая эти мысли, Освальд писал: «Люди питаются трупами без угрызения совести, потому что борьба со смертью убиваемой жертвы скрыта от их глаз. Потому что ее крики не поражают их слуха, потому что пронзительные вопли агонии не западают в их души.

Но если бы люди были вынуждены убивать собственными руками пожираемые ими жертвы, то каждый из нас не бросил бы нож с отвращением, не согласился ли бы скорее отказаться навсегда от привычной пищи, чем осквернить свои руки убийством ягненка?»

Великие и современные вегетарианцы

Идеи вегетарианства получили широкое распространение и стали завоевывать мир, начиная с середины XIX в., когда во многих странах стали создаваться вегетарианские общества.

Идеи вегетарианства получили широкое распространение и стали завоевывать мир, начиная с середины XIX в., когда во многих странах мира стали создаваться вегетарианские общества.

Первое и самое знаменитое вегетарианское общество появилось в Англии в 1847 г. в городе Манчестер.

В настоящее время «Британское вегетарианское общество» имеет свои отделения по всей стране, издает множество книг, журналов и специальной литературы.

В 1871 г. члены одной из английских вегетарианских организаций переселились в Америку и обосновались в Филадельфии, где позднее организовали первое американское вегетарианское общество.

В настоящее время в США наиболее влиятельными являются две организации – Американский вегетарианский союз и Американское вегетарианское общество. Общее число вегетарианцев в США по разным оценкам составляет от трех до пяти миллионов человек.

В 1908 г. была создана самая большая международная вегетарианская организация – Международный вегетарианский союз, который объединил своих сторонников из многих стран мира.

Одной из целей создания организации была выработка единого подхода к решению этических и нравственных проблем, пропаганда здорового образа жизни, жизни без жестокости, без насилия, в том числе в отношении всех живых существ.

Среди вегетарианцев выделяются веганы – это чистые вегетарианцы, в их рационе нет не только мяса, рыбы, яиц, но и молочных продуктов.

В 1944 г. он создал «Веганское общество Великобритании». У веганов множество сторонников по всему миру.

Члены этого общества не просто стараются вести здоровый образ жизни, они мечтают изменить мир, сделав его более разумным и гуманным.

В позапрошлом и прошлом веке к вегетарианцам относились великие писатели и поэты: Джорж Байрон(1788–1824), П.Б. Шелли (1792–1822), Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805), Бернард Шоу(1856–1950), Герберт Уэлс (1866–1946), Эмиль Золя (1840–1902),

Среди всемирно известных ученых придерживались вегетарианских взглядов или были вегетарианцами: Исаак Ньютон (1642–1727), Адам Смит (1723–1790), Чарльз Роберт Дарвин(1809–1882), Томас Алва Эдисон (1847–1931), Альберт Эйнштейн (1879–1955) и др.

Великий экономист Адам Смит писал: «Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной».

По оценке специалистов, в настоящее время в мире насчитываются десятки миллионов вегетарианцев. Больше всего вегетарианцев в Индии свыше 80% населения, в Великобритании примерно 7%, в США около 5% населения.

Во многих странах это обусловлено не только экономическими причинами, но и национальными привычками, религиозными мотивами, племенными табу.

Потребление мяса во многих странах крайне низкое и составляет в среднем от 4 г до 20 г на одного человека в день.

К таким странам относятся: Индия, Непал, Пакистан, Бирма, Шри-Ланка, Верхняя Вольта, Гана, Малави, Бурунди, Гвинея, Сьерра-Леоне и др.

По существу, большинство жителей этих стран можно отнести к младовегетарианцам, которые используют преимущественно растительную пищу с низким содержанием белка.

В настоящее время многие известные актеры, музыканты, спортсмены не только становятся вегетарианцами, но и активно выступают в защиту животных.

Среди популярных актеров вегетарианцами считаются: Ричард Гир, Арнольд Шварценеггер, Дастин Хофман, Брэд Пит, Том Круз, Николь Кидман, Бриджит Бардо, Памела Андерсон, Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Ума Турман и др.

Среди известных музыкантов вегетарианцами считаются члены легендарной группы «Битлз» - Джон и Йоко Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Стар, а также популярные певцы Стинг, Мадонна, Тина Тернер, Монсерат Кабалье, Джастин Тимберлейк, Боб Дилан, Мелани Си и др.

Вегетарианство в России

В России широкая дискуссия относительно отказа от потребления продуктов животного происхождения, переходу к вегетарианству и о необходимости рационального и эффективного использования природных ресурсов началась в 1878 г., когда русский журнал «Вестник Европы» опубликовал статью на тему: «Питание человека в его настоящем и будущем».

Фактически он написал первую в истории России работу на тему вегетарианства. Его эссе способствовало развитию движения, стремящегося изменить существующую парадигму питания, основанную на потреблении мяса.

Профессор пытался обосновать вред здоровью вследствие питания животным продуктами. Андрей Бекетов убедительно доказывал, что пищеварительная система человека максимально адаптирована к перевариванию зелени, овощей и фруктов.

В эссе так же рассматривался вопрос об неэффективности животноводства. Автор приходит к выводу, что выращивание растительного корма для животных очень ресурсоёмко и малоэффективно.

В качестве альтернативы он предлагал обществу использовать эти растительные ресурсы для обеспечения собственного пропитания.

Утверждение медиков о необходимости иметь в рационе питания животную пищу считал предрассудком.

Профессор был искренне убеждён в том, что человек способен получать всю необходимую ему полезные вещества, в том числе белки, углеводы, аминокислоты и витамины исключительно из растительной пищи. При этом многие растительные продукты содержат больше белка, чем мясо.

В конце своего эссе он рассматривает моральные аспекты отказа от потребления животных продуктов: «Высшим проявлением благородия и нравственности человека является любовь ко всем живым существам, ко всему, что живёт во Вселенной, не только к людям. Такая любовь не может иметь ничего общего с повальным убийством животных. Ведь отвращение к кровопролитию – первый признак человечности».*

Спустя 12 лет идеи академика А.Н. Бекетова поддержал и развил великий русский писатель ЛевНиколаевич Толстой (1828–1910).

В своей статье он акцентировал внимание на том, что человек может стать духовно зрелой личностью лишь сам прикладывая усилия к изменению своей сущности.

Сознательное воздержание от пищи животного происхождения будет признаком того, что стремление к нравственному самосовершенствованию человека серьёзно и искренне, отмечает он.

Л.Н. Толстой повествует о посещении им скотобойни в г. Тула. Описание убийства животных, является, пожалуй, самым ярким и ужасным местом статьи.

Изложив весь кошмар происходящего, он отмечает, что «мы не имеем права оправдываться незнанием. Мы – не страусы, а значит не должны думать, что если мы чего-то не видим воочию, значит этого не происходит».**

Л.Н. Толстой считал, что культура и нравственность человека несовместимы с жестокостью, убийством, на кого бы эта жестокость ни была направлена.

Прежде чем причислять себя к категории нравственных людей каждый человек, считал он, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, перестать есть мясо.

В 1903 г. Л.Н.Толстой издал брошюру «Безубойное питание или вегетарианство», в которой он собрал высказывания знаменитых мыслителей по вопросу растительного образа питания.

Л.Н.Толстой поддерживал издание журнала «Вегетарианский вестник», организованное профессорской элитой России. Журнал издавался с 1904 г. и просуществовал полтора года. За это время было организовано издание 18 номеров.

Просветительская деятельность и гражданская позиция А.Н. Бекетова и Л.Н. Толстого по отношению к «безубойному» питанию, а также их личный пример способствовали тому, что в начале позапрошлого века в разных слоях российского общества идеи вегетарианства получают широкое распространение и начинают внедряться в жизнь.

Первое в царской России вегетарианское общество было учреждено Министерством внутренних дел в Санкт-Петербурге 21 октября 1901 г.

Бессменным председателем общества, вплоть до кончины в 1914 г. был врач-хирург Александр Петрович Зеленков. В народе общество в шутку называли: «Ни рыба, ни мясо».

К началу Первой мировой войны в царской России было зарегистрировано и действовало уже 14 вегетарианских обществ, в том числе в таких крупных городах как Москва, Екатеринодар, Одесса, Киев, Харьков, Полтава, Саратов, Кишинев, Вильно, Тюмень и др.

На базе вегетарианских обществ стали создаваться вегетарианские столовые. Только за период с 1904 по 1914 гг. число вегетарианских столовых в России увеличилось с 10 до 73.

В то время добротный домашний вегетарианский обед можно было найти в 37 городах России, где функционировали вегетарианские столовые.

Для сравнения, например в Германии в 1913 г. существовало 184 вегетарианских столовых или ресторанов, т. е. не намного больше, чем в России.

Первый Всероссийский вегетарианский съезд состоялся в Москве в 1913 г. Накануне съезда была организована выставка, рассказывающая о развитии вегетарианства по всей стране.

В этом же году жена Ольга Константиновна Зеленкова жена А.П. Зеленкова, выпустила вегетарианскуюповаренную книгу под названием «Я никого не ем».

В то время в царской России среди вегетарианцев были, те которые не ели мяса из «гигиенических соображений», и так называемые «сердобольники» - те, кто следовал вегетарианству из «своего чувства жалости».

Как писали современники, в народе уважали только «сердобольников», которые не ели мясной пищи не потому, что считали её нездоровой, а из жалости к убиваемым животным.

В то время для россиян был более понятен русский термин «безубойное питание», чем заморский аналог «вегетарианство».

Великие российские и современные вегетарианцы

Лев Николаевич Толстой

Самым великим российским вегетарианцем был несомненно Л.Н. Толстой, который обратился к «безубойному питанию», в 1884 г. и окончательно отказался от мяса под влиянием упомянутой выше статьи академика А.Н. Бекетова.

Долгое время он питался только горячей овсяной кашей, которую ел два раза в день с пшеничным хлебом, пил компот из сухофруктов. Позднее все же стал употреблять яйца.

Он резко критиковал представителей своего класса, которые считали обязательным условием благополучного существования роскошь, комфорт, праздность и обжорство.

Л.Н.Толстой, писал: «Одна из главных забот, которая занимает обеспеченный класс – вкусная и обильная еда».

Ведя праздный и неумеренный образ жизни, утверждал писатель, человек не может оставаться нравственно чистым, не имеет права считать себя порядочным, добродетельным.

«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?».*

Николай Семенович Лесков

Следует отметить, что Л.Н. Толстой своим непререкаемым авторитетом оказал существенное влияние на вегетарианский выбор многих выдающихся русских людей своего времени.

Среди них выдающийся русский писатель Николай Семенович Лесков (1831–1895). Как говорили про него современники самый русский из русских писателей.

Вегетарианство оказало значительное влияние на жизнь и творчество писателя. В то же время сам писатель внес существенный вклад в продвижении вегетарианских идей в России.

В частности в июне 1892 г. в газете «Новое время» Николай Лесков выступил с призывом о необходимости издания на русском языке «хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Необходимость издания подобной книги писатель аргументировал значительным и постоянно увеличивающимся числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют поваренных книг с рецептами приготовления вегетарианских блюд на родном языке.

В результате, благодаря его усилиям в 1893 г. в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Называлась она «Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания».

Во вступительной статье кроме рассказа о значении вегетарианства есть любопытное уточнение – для интеллигентных читателей.*

Николай Лесков был первым русским писателем, который создал позитивный образ человека, придерживающего вегетарианских взглядов в классической русской литературе. Это был рассказ«Фигура» (1889)..

К различным аспектам вегетарианства, в том числе к вопросам этики в питании и защиты животных Николай Лесков обращался и в других своих произведениях, в частности в рассказах «Грабёж» (1887),«Полунощники» (1890), «Соляный столб» (1891).*

Павел (Паоло) Петрович Трубецкой

Хорошим знакомым Л.Н. Толстого и убежденным вегетарианцем был всемирно известный русский скульптор и художник – Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1866-1938).

Среди его известных творений памятник императору Александру III в Санкт-Петербурге, памятник Данте в Италии, бюст Льва Толстого, статуэтка Льва Толстого верхом на лошади. Его кисти принадлежат портреты Льва Толстого, Бернарда Шоу и других великих писателей.

Паоло Трубецкой был первым, кто попытался выразить идеи вегетарианства в скульптурной форме.

Скульптура была создана в 1900 г. и была единственной из всех произведений автора, которая имела название – «Divoratori di cadaveri», что в переводе с итальянского означает «Питающаяся падалью».

Скульптура изображает стол, на котором стоит миска с поросенком. За столом сидит мужчина, пожирающий котлеты. Внизу надпись – «противно законам природы».

Рядом моделирована гиена, которая бросилась на мертвое человеческое тело. Внизу надпись «согласно законом природы».

Скульптура была выполнена в Италии и там осталась навсегда. Она была подарена автором ломбардскому обществу по охране животных.

Соплеменники Паоло Трубецкого называли его воинствующим вегетарианцем за его любовь к животным и активную пропаганду своих взглядов. Сам он был веганом, т.е. строгим вегетарианцем. Не употреблял в пищу даже молочных продуктов.

Николай Фёдорович Фёдоров

Вегетарианцем был русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Ученого считают одним из родоначальников русского космизма.

Современники именовали его «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Николае Фёдорове и его философских воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв и др.

Он мечтал воскрешать людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Николай Фёдоров вёл достаточно аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался,всегда ходил пешком.

Николай Фёдоров был глубоко верующим человеком, поэтому его отказ от мяса был естественным выбором православного христианина, проповедовавшего неприятие всякого насилия.

Кроме того, его философия космизма и аскетичная скромность ученого способствовали вегетарианскому выбору.

Наталья Борисовна Нордман

Убежденной вегетарианкой была известная русская феминистка, писательница Наталья Борисовна Нордман (1863-1914), которая писала под псевдонимом Серова.

Ее монография «Поваренная книга для голодающих» пользовалась заслуженной популярностью и выдержала четыре издания.

В 1913 г. она выступила с публичной лекцией на тему: «Сыроедение – путь к здоровью и счастью», в которой впервые в России представила теорию и практику сырого питания необработанными продуктами растительного происхождения.

Наталья Нордман была второй невенчанной женой великого русского художника живописца Ильи Васильевича Репина (1844-1930).

И именно она приобщила его к вегетарианскому, рациональному питанию. Ее личный пример, а также дружба и частые общения с Л.Н. Толстым, портрет которого он писал, оказали влияние и на гастрономические предпочтения художника. Илья Репин тоже стал вегетарианцем, правда на период их совместной жизни с Натальей Норман в знаменитых «Пинатах».

Вегетарианство в Советском Союзе

После Октябрьской революции в России все вегетарианские общества были закрыты и перестали существовать. Последнее общество было закрыто в 1929 г. в Москве.

В период существования Советского Союза вегетарианство фактически было в загоне. На идеи «безубойного» питания был наложен негласный запрет. Многие активисты вегетарианского движения были осуждены на существенные сроки заключения. Слово «вегетарианство» было исключено из многих словарей.

Идеологизация всех сторон жизни, начавшаяся в Советском Союзе, монополизация научной мысли, особенно в общественных науках и биологии, привели к полному вытеснению из науки специалистов, поддерживавших вегетарианство.

Позицию официальных властей по отношению к вегетарианству весьма красноречиво характеризует статья во втором издании Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), опубликованной в 1951 г.

О вегетарианстве говорится коротко, с позиций партийной пропаганды того времени. Приводимый ниже фрагмент статьи не нуждается в комментариях:

«Идеологи эксплуататорских классов в своем стремлении скрыть от трудящихся масс истинные причины экономического неравенства усиленно поддерживают всевозможные антинаучные доктрины, маскирующие моральными принципами «личного усовершенствования» классовую сущность угнетения. Этим и объясняется популяризация вегетарианства в капиталистических странах. Все доводы, приводимые вегетарианцами в пользу питания исключительно растительной пищей, антинаучны».

В 1961 г. в той же БСЭ в статье про вегетарианство сказано: «Идеи вегетарианства, основанные на ложных гипотезах, не имеют приверженцев в Советском Союзе».

Тем не менее, многие советские ученые находили в себе смелость придерживаться противоположных точек зрения и продолжали отстаивать свои вегетарианские убеждения.

Александр Николаевич Несмеянов

В советское время этическим вегетарианцем был выдающийся советский ученый, химик-органик, Президент Академии наук СССР Александр Николаевич Несмеянов (1899–1980), который активно проповедовал свои взгляды на рациональное питание.

Убежденным вегетарианцем, так сказать, по идейным соображениям Александр Несмеянов стал еще в детстве.

В зрелом возрасте, уже будучи академиком, он в своей книге «Пища будущего» писал: «Питаясь мясом, мы вынуждены убивать миллионы быков, баранов, свиней, гусей, уток, кур, приучая тысячи и тысячи людей к хладнокровному кровопролитию, к работе кровавой и грязной. И это не очень вяжется с воспитанием у человека любви к природе, доброты, сердечности».

После отставки с поста Президента Академии наук СССР он занялся «для души и тела» проблемой своей мечты - искусственной пищей.

В возглавляемом им Институте элементоорганических соединений разрабатывалась технология производства синтетической пищи, которая, как мечтал академик А.Н. Несмеянов, позволит человеку отказаться от «постоянного убийства животных».

Как известно, пища состоит из трех основных компонентов: белков, жиров и углеводов. Жиры и углеводы получить путем синтеза довольно легко.

Сложнее с белками. Химики стали искать принципиально новый путь получения белка. И нашли целых два! Во-первых, можно синтезировать аминокислоты. Во-вторых, можно напрямую использовать белковую массу, производимую, например, дрожжами.

Далее необходимо было сделать искусственную пищу вкусной и аппетитной. Первоначально нужно было научиться имитировать натуральную консистенцию животного продукта. С этой задачей химики-органики справились довольно легко.

Затем предстояло разработать способы синтеза запахов. И эта проблема оказалась разрешимой. В настоящее время усилители вкуса и искусственные ароматизаторы в широких масштабах применяются в пищевой промышленности.

И наконец задача насыщение искусственной пиши микроэлементами и витаминными добавками не вызвала затруднений. Такие технологии давно были разработаны и использовались в пищевой промышленности.

В середине шестидесятых годов в лаборатории А. Н. Несмеянова проводится дегустация искусственной красной икры. На вкус участников этой церемонии икру практически невозможно было отличить от натуральной.

К сожалению, в промышленных условиях технологию попытались упростить, и в результате вкус икры и качество существенно изменился. В результате продукт не пользовалась спросом у населения.

Надо полагать, в новом тысячелетии, грозящем перенаселением Земли, результаты изысканий академика Николая Несмеянова могут быть востребованы.

Иван Антонович Ефремов

Очень близки идеи академика Николая Несмеянова были другому выдающемуся советскому вегетарианцу Ивану Антоновичу Ефремову. (1908-1972).

Иван Ефремов был удивительная, уникальная личность. Один из сильнейших советских фантастов, учёный-палеонтолог, философ-космист создатель тафономии и др.

Причиной его отказа от мяса стала идейная убеждённость в том, что прогресс человечества и культуры не реален без отказа от употребления в пищу мяса животных.

В своем романе «Час Быка» он писал: «Когда отпала необходимость убивать для еды, тогда человечество совершило последний шаг от необходимости к истинно человеческой свободе. Этого нельзя было сделать до тех пор, пока мы не научились из растительных белков создавать животные».

В другом своем романе «Туманность Андромеды» писатель гениально предсказал возможности омоложение организма, в том числе и кожи с помощью лазерной и радиоволновой терапии.

Он писал о радиолифтинге и термаже кожи, направленные на активизацию роста молодых клеток, а также омолаживающие процедуры с использованием лазера и широкополосного света.

«Эвда Наль вызвала в памяти все, что знала об основах долголетия, - очистке организма от энтропии. Изученные за тысячелетия, эти древние структуры, когда-то очаги старения и болезней, стали поддаваться энергетической очистке - химическому и лучевому промыванию, и радиоволновой встряске организма».*

Иван Максимович Поддубный

В былинах о русских богатырях говорится, что питались они «краюхой хлеба да жбаном кваса».Казалось, как после такого скудного питания можно быть сильным и могучим да еще «биться с вражескими ордами тридцать дней и три ночи».

А богатыри могли, потому что были сильны и чисты духом, то есть питались дополнительно еще и высшими энергиями.

Таким же был не былинный, а реальный наш русский богатырь, один из сильнейших людей планетыИван Максимович Поддубный (1871-1949).

Иван Поддубный родился в семье запорожских казаков. Их род славился сильными мужчинами, однако возможности Ивана были воистину выдающимися. Его называли «Железный Иван». «Русский Богатырь», «Чемпион Чемпионов».

Начав свою спортивную карьеру в цирке, Иван Поддубный стал профессиональным борцом. Не раз русский богатырь становился победителем мировых чемпионатов по классической борьбе. Иван Поддубный стал первым шестикратным чемпионом мира по греко-римской борьбе.

Он одерживал победы над сильнейшими европейскими и американскими спортсменами. Хотя Иван Поддубный и проигрывал отдельные схватки – на его счету ни одного поражения в официальных турнирах. Русский богатырь в возрасте 50 и даже 60 лет с легкостью побеждал молодых 20-30 летних борцов.

На пике профессиональной карьеры ему были присвоены почетные звания – заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный артист РСФСР. Иван Поддубный был награжден и советским «Орденом Трудового Красного Знамени» и французским «Орденом Почетного легиона».

Сложно поверить, но богатырь, который при росте 184 см весил 120 килограммов, в целом придерживался вегетарианской углеводной диеты.

Иван Поддубный любил простую, сытную русскую еду. Основу его ежедневного рациона составляли каши, хлеб овощи, фрукты и мед. Из овощей очень любил редьку.

Любому заморскому деликатесу Иван Поддубный всегда предпочитал борщ и пирог с капустой. С удовольствием ел, как вспоминают родственники, картошку «в кожушках».

Иван Поддубный не был чистым вегетарианцем, он не ел мяса, но любил молочную еду и яйца, плов. Мог за один присест съесть до десятка яиц.

Жизнь чудо-богатыря и его уникальные победы свидетельствуют о том, что сильный человек - это не обязательно тот, кто может съесть за один присест свиную рульку или баранью ногу, или то и другое вместе, заедая все это салом и кровяной колбасой.

Среди мясоедов часто бытует стереотип, что для поддержания себя в хорошей физической форме профессиональный спортсмен обязательно должен есть мясо. Особенно это заблуждение касается бодибилдеров, культуристов, тяжелоатлетов и др.

Однако в мире существует большое количество известных спортсменов, которые занимаются силовыми нагрузками и при этом придерживаются вегетарианской и даже веганской диеты.

Жизненная сила и жизненная энергия человека имеет не только калорийную, пищевую основу. Важную роль играет духовная и волевая оставляющую, что наглядно доказал своей яркой жизнью человек-легенда Иван Поддубный.

Современные российские вегетарианцы

В Советском Союзе впервые «Вегетарианское общество СССР» было создано в 1989 г. После распада Советского Союза в 1991 г. оно было переименовано «Вегетарианское общество России».

И только в 90-х годах прошлого столетия о вегетарианстве вновь заговорили в России. Идеи стали возрождаться. На протяжении последних лет медленно, но верно вегетарианское движение вновь набирает обороты в России.

Среди наших известных соотечественников считается, что вегетарианцами были и являются Фаина Раневская, Гeоргий Вицин, Людмила Гурченко, Михаил Задорнов, Юлия Бордовских, Оксана Пушкина, Николай Дроздов, Тина Канделаки, Клара Новикова, Лайма Вайкуле, Ольга Шелест, Рашид Нургалиев, Надежда Бабкина, Елена Ленина, Наталия Ветлицкая, Сати Казанова, Лариса Вербитская, Валерий Золотухин, Александр Невзоров, Валерия, Федор Конюхов, Андрей Лошак, Мария Калинина и др.

Как видим достойных примеров для подражания более чем достаточно. Растительная пища соответствует биологическому виду человека, поэтому отказ от употребления мяса является разумным, выбором разумного человека.

Следует отметить, что, как и в прошлые века, сейчас вегетарианцами становились и становятся наиболее образованные, социально ответственные личности, с высоким чувством справедливости, руководствующиеся здравым смыслом.

Адрианов Владимир

Советник Департамента стратегического развития Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н.

Вегетарианство – модная система питания, которая, по оценкам специалистов, только набирает популярность. Ее придерживаются звезды и их фанаты, знаменитые спортсмены и ученые, писатели, поэты и даже врачи. Причем вне зависимости от своего социального положения и возраста. Но у каждого из них, как, впрочем, и у других людей, рано или поздно возникает один и тот же вопрос: «А как же все начиналось?»

Когда и почему люди впервые отказались от мяса?

Вопреки распространенному мнению о том, что истоки вегетарианства берут свое начало в Англии, когда и был введен одноименный термин, о нем знали еще в древности. Первые подтвержденные упоминания о людях, которые осознанно отказались от мяса, приходятся на V – IV тысячелетия до нашей эры. В то время это помогало им в процессе общения с богами, а также при совершении магических обрядов. Разумеется, в первую очередь, к вегетарианству обращались именно жрецы. И жили они в Древнем Египте.

Современные ученые предполагают, что на подобные мысли их натолкнул звериный облик большинства египетских богов. Правда, они не исключают и того факта, что египтяне верили в духов убитых животных, которые могут помешать разговорам с высшими силами. Но, как бы там ни было на самом деле, вегетарианство существовало как минимум у нескольких народов, а затем успешно наследовалось другими.

Вегетарианство в Древней Индии

Достоверно известно, что в период с VI по II тысячелетие до нашей эры в Древней Индии начала зарождаться особая система, помогающая человеку совершенствоваться не только духовно, но и физически – хатха-йога. Причем одним из ее постулатов был отказ от мяса. Просто потому, что оно передает человеку все недуги и страдания убитого животного и не делает его счастливым. Именно в поедании мяса в тот период люди видели причину человеческой агрессии и злобы. А лучшим доказательством тому служили изменения, которые происходили со всеми, кто переходил на растительную пищу. Эти люди становились более здоровыми и сильными духом.

Значение буддизма в развитии вегетарианства

Отдельным этапом становления вегетарианства ученые считают зарождение буддизма. Случилось это в I тысячелетии до нашей эры, когда Будда – основатель этой религии, вместе со своими последователями начал пропагандировать отказ от вина и мясной пищи, осуждая при этом умерщвление любого живого существа.

Разумеется, далеко не все современные буддисты вегетарианцы. Объясняется это в первую очередь, жесткими климатическими условиями, в которых они вынуждены проживать, например, если речь идет о Тибете или Монголии. Тем не менее, все они верят в заповеди Будды, согласно которым в пищу нельзя употреблять нечистое мясо. Это мясо, к появлению которого человек имеет самое прямое отношение. Например, если животное было убито специально для него, по его распоряжению или им самим.

Вегетарианство в Древней Греции

Известно, что любовь к растительной пище здесь родилась еще в античности. Лучшее тому подтверждение – труды Сократа, Платона, Плутарха, Диогена и многих других философов, которые охотно размышляли о пользе такой диеты. Правда, особенно среди них выделялись мысли философа и математика Пифагора. Он вместе со своими многочисленными учениками, которые были выходцами из влиятельных семей, перешел на растительную пищу, создав, таким образом, первое «Общество вегетарианцев». Разумеется, люди из их окружения постоянно беспокоились о том, может ли новая система питания навредить здоровью. Но в IV веке до н. э. знаменитый Гиппократ ответил на все их вопросы и развеял их сомнения.

Подогревало интерес к ней то, что в те времена было достаточно сложно найти лишний кусок мяса, разве что, только во время жертвоприношений богам. Посему ели его в основном богатые люди. Бедные же, поневоле становились вегетарианцами.

Правда, ученые мужи прекрасно понимали пользу, которую вегетарианство приносит людям и всегда о ней рассказывали. Они акцентировали свое внимание на том, что отказ от мяса – это прямой путь к крепкому здоровью, эффективному землепользованию и, самое главное, минимизации насилия, которое невольно возрождается, когда человек решает лишить жизни животного. Тем более что тогда люди верили в наличие души у них и в возможность ее переселения.

Кстати, именно в Древней Греции начали появляться и первые споры о вегетарианстве. Дело в том, что Аристотель, последователь Пифагора, отрицал наличие душ у животных, в результате чего ел их мясо сам и другим советовал. А его воспитанник, Теофраст, постоянно спорил с ним, указывая на то, что последние способны ощущать боль, а, значит, имеют чувства и душу.

Христианство и вегетарианство

В эпоху его зарождения взгляды на эту систему питания были довольно-таки противоречивыми. Судите сами: согласно христианским канонам, животные не имеют душ, посему их смело можно употреблять в пищу. В то же время люди, которые посвятили свою жизнь церкви и Богу, невольно тянутся к растительной пище, поскольку она не способствует проявлению страстей.

Правда, уже в III веке нашей эры, когда популярность христианства начала возрастать, все вспомнили Аристотеля с его доводами в пользу мяса и стали активно употреблять его в пищу. Наконец, оно перестало быть уделом богачей, что целиком и полностью поддержала церковь. Те же, кто так не считал, оказывались на кострах инквизиции. Стоит ли говорить о том, что в их число попали и тысячи истинных вегетарианцев. И длилось так почти 1000 лет – с 400 до 1400 г. н. э.

Кто еще придерживался вегетарианства

  • Древние инки, чей образ жизни до сих пор вызывает живой интерес у многих.
  • Древние римляне в ранний период республики, у которых даже была разработана научная диетология, правда, рассчитанная на достаточно богатых людей.
  • Даосы Древнего Китая.
  • Спартанцы, которые жили в условиях полного аскетизма, но при этом славились своей силой и выносливостью.

И это далеко не полный список. Достоверно известно, что один из первых халифов, после Мухаммеда, призывал своих учеников отказаться от мяса и не превращать свои желудки в могилы для убитых животных. Высказывания о необходимости употребления растительной пищи есть и в Библии, в книге Бытие.

Эпоха Возрождения

Ее смело можно назвать и эпохой возрождения вегетарианства. Ведь в период раннего средневековья человечество о нем позабыло. Позже одним из ярчайших его представителей стал Леонардо да Винчи. Он предполагал, что уже в скором будущем к убийству невинных животных будут относиться также, как и к убийству человека. В свою очередь, Гассенди, французский философ, говорил, что употребление мясной пищи не свойственно людям, и в пользу своей теории описывал строение зубов, акцентируя внимание на том, что они не предназначены для пережевывания мяса.

Дж. Рей, ученый из Англии, писал о том, что мясная пища не приносит силы. А великий английский писатель Томас Трайон зашел еще дальше, заявив на страницах своей книги «Путь к здоровью» о том, что мясо является причиной многих болезней. Просто потому, что сами животные, существующие в тяжелых условиях, страдают от них, а затем невольно передают их людям. К тому же, он настаивал на том, что лишение жизни любого существа ради еды – бессмысленно.

Правда, несмотря на все эти доводы желающих отказаться от мяса в пользу растительной пищи было не так уж и много. Но все изменилось уже в середине XIX века.

Новый этап в развитии вегетарианства

Именно в этот период модная система питания начала набирать свою популярность. Не последнюю роль в этом сыграли англичане. Поговаривают, что они привезли ее из Индии, своей колонии, вместе с ведической религией. Как и все восточное она быстро стала приобретать массовый характер. Тем более что способствовали этому и другие факторы.

В 1842 году появился термин «вегетарианство » благодаря стараниям основателей «Британского вегетарианского общества» в Манчестере. Родился он из уже существующего латинского слова «vegetus», которое в переводе значило «свежий, бодрый, здоровый». К тому же, оно было достаточно символичным, ведь по своему звучанию напоминало «vegetable» - «овощ». А до этого известную систему питания называли просто «индийской».

Из Англии она распространилась по всей Европе и Америке. Во многом этому способствовало желание отказаться от убийства ради еды. Однако, по словам некоторых политологов, не последнюю роль здесь сыграл и экономический кризис, повлекший за собой подорожание мясной продукции. В то же время в пользу вегетарианства высказывались известные люди своего времени.

Шопенгауэр говорил, что люди, которые намеренно переходят на растительную пищу, отличаются более высокими моральными устоями. А Бернард Шоу считал, что он ведет себя как порядочный человек, отказываясь есть мясо невинных животных.

Появление вегетарианства в России

Огромный вклад в процесс развития этой системы питания сделал Лев Толстой в начале ХХ века. Сам он отказался от мяса еще в 1885 году после встречи с Уильямом Фреем, который доказал ему, что человеческий организм не предназначен для переваривания столь жесткой пищи. Известно, что пропагандировать вегетарианство великому писателю помогали некоторые из его детей. Благодаря этому спустя несколько лет в России начали читать лекции о пользе вегетарианства и проводить одноименные конференции.

Причем развитию вегетарианства Толстой помогал не только словом, но и делом. Он писал о нем в книгах, открывал детские учебные заведения и народные столовые с обычной вегетарианской пищей для нуждающихся людей.

В 1901 году в Санкт-Петербурге появилось первое вегетарианское общество. В этот период началась активная просветительская работа, вслед за которой появились и первые полноценные вегетарианские столовые. Одна из них находилась в Москве на Никитском бульваре.

После Октябрьской революции вегетарианство запретили, но уже спустя несколько десятков лет оно снова возродилось. Известно, что сегодня в мире проживает свыше 1 млрд. вегетарианцев, которые все так же заявляют о его пользе во всеуслышание, пытаясь сделать его популярным и, тем самым, уберечь жизни невинных животных.

Процесс развития и становления вегетарианства исчисляется тысячелетиями. Были в нем периоды, когда оно было на пике популярности или, наоборот, в забвении, но, несмотря на них, оно продолжает существовать и находить своих почитателей во всем мире. Среди знаменитостей и их фанатов, спортсменов, ученых, писателей, поэтов и обычных людей.

История вегетарианства уходит своими корнями далеко в прошлое. Еще в те времена, когда человеческая жизнь только зарождалась на планете Земля. Совершенно неоспорим тот факт, что первые люди были вегетарианцами, в силу того, что не умели добывать или обрабатывать мясо. Да и не был в этом нужды.

Антропологи утверждают, что человек попробовал мясо во время ледникового периода, ввиду отсутствия пищи растительного происхождения. То есть по возникшей жизненно важной необходимости. Именно тогда у людей сформировалась стойкая привычка к употреблению мяса. Однако впоследствии люди вернулись к растительным дарам природы.



Первыми кто начал пропагандировать вегетарианство стали буддисты и джайнизмы древней Индии, а также религиозные философы древней Греции. Их стремление к вегетарианству основывалось на любви к животным и на равенстве всего живого перед всевышним. Принципы ненасилия стали основными в обосновании запрета на употребление мяса. И многие разделяли подобную точку зрения и примыкали к рядам вегетарианцев. Греческие воины масштабно отказывались употреблять мясо в еду, считалось наоборот, что мясо отнимает силы и мутит разум человека. К тому же стоит вспомнить, что самая полезная и богатая витаминами и микроэлементами каша, называется Геркулесовая в честь великого воина древней Греции Геркулеса (Геракла). Самым известным вегетарианцем из страны мифов и античности являлся Пифагор. Величайший математик и философ, был весьма почитаем. Возможно, что его к вегетарианству, толкнули познания в науке эзотерики, которым его обучили египетские жрецы. Пифагор основал свою школу и преподавал ученикам различные науки, помимо этого они занимались танцами, музыкой и физическими упражнениями, для поддержания тела в необходимом тонусе, но питались они исключительно растительной пищей. Обед учеников и их учителя был весьма скуден и небогат, и состоял из оливок, меда и хлеба. Ужин и того меньше. Именно с той поры пошло выражение, что «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». При этом тела их были совершенны и прекрасны. Когда Пифагору было 60 лет, в него влюбилась молодая красавица Феано, которая подарила ему впоследствии троих детей. Из этого можно сделать вывод, что не только духом был силен Пифагор, но и тело его и лицо были молоды и прекрасны, а мужская сила, не покинула до самой старости.

Но свое основное развитие вегетарианство приобрело на востоке.

Религия индусов подразумевает строгое вегетарианство. Йоги считают, что, не исключив из своего рациона продукты животного происхождения, невозможно постичь истину, привести в гармонию дух и тело. Несмотря на то что йоги питаются исключительно просто и не придают значения еде, они живут достаточно долго и можно только позавидовать их исключительному здоровью. Не стоит забывать и про монахов, живущих в храмах Будды. Те отличаются великолепной физической подготовкой и обладают богатырской силой. Стоит отметить, что великие мастера восточных единоборств, являются вегетарианцами.

Еще одной версией является, то что первыми в истории человечества мясо употребили в пищу жрецы древнего Египта, но это было скорее религиозная или магическая причина, нежели для насыщения. К тому же в Египте было весьма успешно развито земледелие и сельское хозяйство, а животных использовали скорее для помощи в выделки земли и получения шерсти. Изучая египетские рисунки, можно сделать вывод, что впоследствии египтяне включили в свой рацион мясные продукты, но их употребление считалось зазорным и низким Благородные особы и приближенные ко двору не ели мясо, так как это пища бедняков. А знать Египта считала себя приближенными к богам, а боги мясо не едят.

После того как в Средние века Римская империя была христианизирована, то мясо практически исчезло из Европы, люди продолжали употреблять молочные продукты и яйца, но мясо отсутствовало в рационе европейцев. А в моменты, когда Европа постилась, то и их исключали из рациона. В своей современной форме вегетарианство зародилось в Англии в Манчестере. Там в 1847 году было создано первое общество -”The vegeterian society”, которое отказалось от мяса, стала выпускать литературу, которая активно пропагандировала вегетарианство. Проводились целые семинары и собрания, куда могли прийти все желающие и приобщится к культуре употребления растительной пищи.

Как не удивительно, но неоспоримый вклад в развитие вегетарианства внес великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Как известно, он до самой своей смерти обладал отменной мужской силой и завидной памятью, был энергичен и работал не покладая рук. Многие диетологи относят это именно к соблюдению здоровой диеты. Л.Н. Толстой склонит к вегетарианству своего друга Леона Винера, который приехав в Германию, создал там первое вегетарианское общество. Вся семья Толстого и его последователи продолжали придерживаться принципы вегетарианства и после его смерти.


Впоследствии в США было создано самое обширное общество вегетарианцев, которое включало в себя различные национальности, классы и сословия. Самым горячим пропагандистом вегетарианства стал всемирно известный врач диетолог Макс Бирхер-Беннер. Он провел масштабные исследования влияния безмясой диеты на организм человека. Множество болезней ему удалось излечить вовсе или остановить их развитие, применяя диеты, в которых полностью отсутствовало мясо. Свои научные труды, он подробно описал в книге. Впоследствии на этой книге разрабатывались методики лечения вегетарианством, болезней, которые Бирхер- Беннер не изучил при жизни.

К сожалению существуют развитые цивилизованные страны, в которых совершенно не развито вегетарианство, а приверженцев такого вида питания, считают чудаками. Например, Польша. В этой стране вегетарианцы считаются чуть ли не сектантами и им сложно найти кафе или ресторан, который мог бы похвастаться хорошей кухней, без добавления продуктов растительного происхождения. Хотя в период между мировыми войнами в Польше было вегетарианское общество, которое активно развивал врач А. Тарновский, Были даже открыты столовые с полным отсутствием мясных продуктов, но со смертью А.Тарновского все прекратилось.

В современном мире вегетарианство заняло прочную нишу, последователи этого вида питания доказали полезность соблюдения диет, в состав которых входят продукты исключительно растительного происхождения.

Это может удивить многих, но наши далекие предки жили на полувегетарианской диете в течение многих миллионов лет. Некоторые антропологи создали стереотип «человека- охотника», однако тщательное изучение современных племен «охотников-собирателей» позволило ученым сделать вывод о том, что наши далекие предки питались преимущественно растительной пищей, лишь с редким дополнением из мяса животных.

Изучение жизни племен австралийских аборигенов и некоторых южноафриканских племен, живущих в условиях, весьма сходных с условиями жизни наших прародителей, наглядно показывает, что пища животного происхождения составляет не более четверти их рациона. Орехи, семена, фрукты и овощи - вот основная их пища.

Как и большинство идей, существующих сейчас в западном мире, вегетарианство впервые развилось в древней Греции. Самыми известными вегетарианцами того времени были Пифагор и Порфирий, однако, список сторонников вегетарианства можно продолжить такими именами как Диоген, Платон, Плутарх. Древние греки тяготели к вегетарианству по множеству причин. Например, Пифагор и его последователи верили, что животные имеют душу наравне с человеком и после смерти душа животного может возродиться в человеке и наоборот. Это представление прямо перекликается с представлением о реинкарнации, принятой в индуизме, где большинство религиозных деятелей и многие простые люди, также придерживаются вегетарианства.

Платон в своей «Республике» описывает вегетарианство как наиболее подходящую диету для идеального общества. По мнению Платона, растительная пища предпочтительна, так как является пищей, более всего способствующей здоровью человека, а также потому, что для ее производства требуется меньшее количество земель, нежели для производства пищи животного происхождения.

Римляне, перенявшие большинство своих идей от греков, в том числе позаимствовали и вегетарианство. Наиболее известными вегетарианцами древнего Рима можно назвать Овидия и Сенеку.

Падение Римской империи и распространение христианства в Европе привело к «темным векам», в том числе, это коснулось и вегетарианства. В средние века такие христианские мыслители как, например, св. Августин, интеллектуально обосновывали убийство, поедание и, вообще, использование животных людьми. Они доказывали, что только человек имеет душу и свободную волю, в то время как животные созданы исключительно для использования их человеком для своих нужд. Такая точка зрения до сих пор является наиболее распространенной в современном мире.

Однако традиции вегетарианства продолжали жить и в средневековом мире. Многие монахи сторонились употребления мяса ради подавления «животных» страстей своего тела. Бенедиктинцы, Цистерцианцы и некоторые другие монашеские ордена средневековой Европы практиковали вегетарианство в течение некоторых периодов своей истории.

В XV веке Европа заново открыла для себя античную философию, искусство и науку. Однако вновь открыть для себя вегетарианство европейцы смогли не сразу. Леонардо да Винчи, будучи мечтателем, опередил свое время, придерживаясь твердого вегетарианства. Он писал в своем дневнике: «С ранних лет я испытывал отвращение к употреблению мяса и верю, что скоро настанут такие времена, когда люди, подобные мне, будут относиться к убийству животных так же, как сейчас относятся к убийству людей».

Настоящее возрождение вегетарианства можно отнести к XVIII - XIX векам. Именно в это время теория эволюции Дарвина разрушила представление о том, что животные фундаментально отличаются от людей, и тем самым свела на нет религиозные и философские оправдания убийства и поедания животных. Новый взгляд состоял в том, что животные отличаются от людей лишь уровнем интеллекта, но не своей природой.

Такой взгляд на животных как на наших далеких предков привел к новым гуманистическим реформам. Именно в это время появились первые серьезные исследования по вопросам вегетарианства. Тогда же появились и первые авторские работы, связанные с этим вопросом. Лев Толстой и Перси Шелли - вот примеры писателей XIX века, призывавших, среди прочего, к отказу от мясной пищи и от убийства животных. Какое-то время люди, которых мы сейчас называем вегетарианцами, называли себя последователями Пифагорейской диеты. Позднее появился термин «вегетарианство», произошедший от латинского слова «вегетус» (vegetus), что означает сильный, активный, энергичный.

В XX веке вегетарианское движение набирало все большую и большую популярность. Практически в каждой стране появлялись вегетарианские сообщества, издавались книги, газеты, проводились исследования, помогавшие лучше разобраться не только в этической, но и физиологической стороне этого вопроса, во влиянии вегетарианской диеты на физическое состояние человека.
В 1908 году сформировался Вегетарианский Союз (Vegetarian Union), основной функцией которого была организация конференций, на которых вегетарианцы со всего мира могли бы обмениваться информацией. Этот союз существует и работает в полной мере и по сей день.

60-е-70-е годы XX века были временем наибольшего подъема и рассвета вегетарианского движения во всем мире. Новые знания о необходимости диет для поддержания здоровья, увлечение восточными философиями, заинтересованность в улучшении качества и продолжительности человеческой жизни, борьба за мир и утопическая вера в идеальное сообщество - все эти социальные течения привели к появлению множества новых путей в вегетарианстве.

В наше время насчитываются сотни видов вегетарианских диет, которые можно условно объединить в несколько общих групп. Вот основные:

Веганство. Абсолютное вегетарианство. Последователи этой диеты не употребляют в пищу ни мяса, ни молока, ни рыбы, ни яиц. Они практикуют полный отказ от продуктов животного происхождения. Очень часто именно эта вегетарианская диета подвергается наибольшим нападкам со стороны официальной науки и медицины. И на самом деле, полный отказ от продуктов животного происхождения нередко ведет к авитаминозу, снижению уровня железа и других ценных минералов в крови, что приводит к серьезным проблемам со здоровьем и иммунитетом.

Лактовегетарианство. Этот вид вегетарианской диеты допускает, наряду с продуктами растительного происхождения, употребление молока и молочных продуктов. Именно к лактовегетарианцам относится большинство последователей восточных, особенно индийских, философских и религиозных течений.

Ововегетарианство. Диета, исключающая употребление молока, но допускающая употребление в пищу яиц. Этот вид вегетарианской диеты основывается, в основном, на соображениях этического характера, либо на личной непереносимости молочных продуктов.

Лактоововегетарианство. Как следует из названия, это вегетарианская диета, которая, кроме пищи растительного происхождения, допускает употребление яиц и молока. Современные научные исследования доказывают, что именно такая диета является наиболее подходящей с точки зрения здорового и сбалансированного питания.

Кроме вышеперечисленных четырех основных групп вегетарианских диет существует множество видов диет полувегетарианских. К ним относится, например, такая диета как семивегетарианство - диета, исключающая употребление красного мяса, но допускающая употребление любых других видов мяса и птицы. Также к полувегетарианским типам диет можно отнести флекситарианизм . Эта диета основана на употреблении в пищу продуктов растительного происхождения, но допускает редкое употребление мяса, птицы и рыбы.

Также с вегетарианством тесно связаны и другие типы диетических практик:

Это диета, которая допускает употребление в пищу фруктов, орехов, семян и других видов растительной пищи, но только при условии, что добыча этих продуктов не связана с причинением вреда растениям.

Су вегетарианство (в практике буддистов). Исключает все продукты животного происхождения, а также дурно пахнущие растительные продукты, такие как лук и чеснок.

Макробиотическая диета . Эта диета основана на употреблении в пищу продуктов из цельных зерен злаковых и бобовых культур. Впрочем, макробиотическая диета не может считаться в полной мере вегетарианской, так как допускает употребление рыбы.
Сыроедение. Эта диета допускает употребление любых видов продуктов растительного происхождения, но только в том случае, если они не подвергались тепловой обработке.

В любом случае, какой бы вегетарианской практики вы не решили придерживаться, вам следует помнить, что вегетарианство - это, все же, диета, связанная с ограничением употребления тех или иных видов продуктов, что может привести к потере или полному прекращению поступления в организм важных для здоровья питательных веществ, витаминов и минералов. А значит, прежде чем полностью или частично отказаться от употребления в пищу продуктов животного происхождения, следует проконсультироваться со своим лечащим врачом, чтобы быть уверенным в том, что ваши этические устремления не повредят вашему здоровью и благополучию.