Домой / Поджелудочная железа / Легенды о собаках читать. О собаках — Легенды

Легенды о собаках читать. О собаках — Легенды

Каждый из нас еще в самом раннем детстве так или иначе познакомился с собакой. Многие, вероятно, не раз задумывались о ее происхождении. На эту тему написано так много научной и популярной литературы, что при желании можно довольно легко удовлетворить свое любопытство. А вот как же наши далекие предки выходили из положения, задаваясь подобным вопросом в то время, когда никаких исследований по этому вопросу не проводилось? Может быть, своеобразной энциклопедией служили им предания и легенды, порой очень интересно объясняющие различные явления в природе и животном мире?

Остяки, проживающие по реке Курейке (правый приток Енисея за Полярным кругом), в свое время считали, что в собаку был превращен самый беспутный из многочисленных сыновей Бога. Это произошло тогда, когда Бог сотворил землю и людей (по мнению остяков - тайгу и их народ). Однажды он увидел, что у людей большое горе: они толпой стояли вокруг человека, без движения лежащего на земле,-их товарищ на охоте упал со скал и разбился. Тогда Бог послал одного из своих сыновей на землю успокоить людей и передать им, чтобы они не горевали, так как на седьмой день этот человек вновь оживет. Но божий сын не любил слушаться «тятю» (отца), он отправился на землю к людям и сказал, чтобы они не плакали, а рыли скорее яму и закапывали поглубже умершего. Люди беспрекословно исполнили якобы божью волю. С тех пор на землю пришла смерть. Бог не на шутку рассердился на своего непослушного сына, так глубоко и непоправимо нарушившего его волю. В наказание он тут же превратил его в собаку, которая всегда должна служить человеку.

На Украине одно из преданий гласит, что собака - оборотень мальчика. Рассказывают, когда Спаситель ходил по земле, то в одной деревне какой-то мальчик особенно преследовал его, бегал за ним и лаял. Спаситель проклял eго и обратил в собаку.

Однако это поверье не мешало существовать в тех же краях и другому, которое объяснило не только появление собак, но и происхождение вражды между собаками, кошками и мышами. В Трудах этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1872 году, говорится:

«Однажды человек шел на охоту и, повстречав двух зверьков, начал их спрашивать: откуда они? Те отвечали:
- Мы прежде жили в воде, а теперь будем жить на земле.
- Как вы называетесь?
- Собаки.
- Чем я могу удостовериться?
Собаки вынули свои документы и показали ему. Действительно, собаки. Тогда он сказал им:
- Смотрите, вам дозволено жить на земле всего только один год, а по истечении этого времени вам опять нужно идти жить в воду.
Через год встретился он опять с теми же зверьками и стал бранить их, зачем они живут на земле, когда срок прошел?
- Без документов нам нельзя идти в воду.
- Где же ваши документы?
- Мы отдали коту.
- Пойдите же и возьмите их у кота
Собаки пошли к коту и потребовали у него свои документы, но документов у кота уже не было: они были украдены у кота мышами, которые съели собачьи документы. Таким образом, собаки должны были остаться на земле и по настоящее время. Оттого теперь человек преследует собаку, собака кошку, а кошка мышей, и они всегда будут между собой непримиримыми врагами».

В белорусских сказаниях возникновение собаки связано с тем, что «некогда человек был стражем рая, когда же он раз что-то украл, да вдобавок солгал, запираясь, Бог превратил его в собаку, которая теперь двор стережет и брешет».

В Болгарии считали, что «собака возникла из трупа братоубийцы Каина, убитого случайно слепым охотником».

Во многих преданиях говорится о том, что собака произошла от человека, превращенного Всевышним за прегрешения. Но существует и прямо противоположное мнение. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.

В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки:

«Однажды царь Соломон, согласно повелению, полученному от Бога, приказал всем животным явиться на общий конгресс, на этом конгрессе каждое из них должно было высказать свои нужды и желания и взамен того выслушать как внутреннюю организацию каждого, так равно и его отношение к другим созданиям Творца.

По зову царя собрались на съезд все животные за исключением только ежа. Разгневанный таким неповиновением пророк обратился к предстоящим членам конгресса с вопросом - не вызовется ли кто из них отправиться на поиски ослушника. Из среды множества животных выступили всего два охотника: лошадь и собака. В глазах их светилось желание и готовность исполнить волю царя. Лошадь сказала: «Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не в состоянии буду взять его, для этого слишком велик мой рост, и к тому же ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл».

Собака же заявила: «Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста, и я не буду в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его».

Выслушав это, пророк произнес: «Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить высказанное ею рвение».

Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидали, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное.

Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке выказал особую милость; считая послушание и исполнение велений высшим достоинством всякого создания, пророк, избранник Бога, сказал лошади и собаке: «Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога».

А.Чайковский, записавший эту легенду в XIX веке, рассказал далее о том, что в Турции люди строго придерживались изречения Соломона. «В этом собственно, - отмечает автор, - и следует искать причины особенной любви их к лошадям и борзым собакам; по крайней мере, этим объясняют и извиняют ту терпимость, с которой они относятся к присутствию борзых в своих комнатах, несмотря на то, что борзая принадлежит все-таки же к зоологическому виду собак, а всякая собака вообще считается у них нечистой, борзой в этом отношении делается исключение. Так, например, вычистив скребницей свою лошадь, потрепав и погладив ее, мусульманин может идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения, какие пожелает, так как он не утрачивает при этом своей телесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами, считающимися нечистыми по правилам магометанской религии. То же самое и относительно борзой собаки: лаская и гладя ее, правоверный не теряет чистоты своей и после этого может прямо сесть на маленький коврик, на котором мусульманин читает свои молитвы.

Остальные животные не имеют таких привилегий, например, буйвол и вол пользуются большим почетом в качестве помощников при обработке земли, производящей хлеб, баран - в качестве жертвенного животного, кошка - в качестве животного, полезного в домашнем хозяйстве, но несмотря на это все они нечисты.

Так, если кошка потрется о платье мусульманина, он должен непременно сменить его или вычистить прежде, чем идти в мечеть, причем уже необходимо полное омовение.

Борзые служат предметом нежных забот и ласк для мусульманских женщин. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето - легкие плащи, чтоб предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью.

Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо. Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость. У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия».


Доброе отношение человека к своему четвероногому товарищу имеет очень глубокие корни на Востоке. «Умом собаки держится мир», - так говорится в «Авесте» древнейшем религиозном и культурном памятнике Востока, представляющем собой собрание песен, легенд и священных книг.

В «Авесте» много и подробно говорится о собаках и даже даются наставления, как нужно обращаться с ними: как их кормить и содержать; устанавливаются довольно суровые наказания за плохое отношение к этому животному. Там же говорится, что тому, кто бьет собаку, предстоит тяжелая жизнь, полная всяческих неприятностей: «Собака сторож и друг, данный тебе... она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу».

Предписывая заботиться о собаках, «Авеста» дает, в частности, такие наставления: голодную собаку надо покормить; когда щенку исполнится шесть месяцев, его должна кормить семилетняя девочка. Забота о собаке вменяется в такую же обязанность, как охрана огня.

Упоминается в «Авесте» о назначении собак: они поделены на сторожевых, охраняющих дом, и бродячих. О последних пишут, что они подобны странствующим святым.

Различают собак и по характерам. Среди них называют жрецов, воинов, земледельцев, странствующих певцов, воров, диких зверей, куртизанок и детей.


Составитель Суслина Елена Николаевна
Рисунки Воронина Александра Николаевича



Легенды, мифы, предания.../Сост. Суслина Е.Н. - М.: Эра. 1992. - 48 с., 13 илл. - (Библиотечка собаковода).

В сказках, мифах, легендах и реальных историях олицетворением зла часто является волк. Он немало плохого сделал человеку, принес много бед, страха и страданий. Но есть и другая сторона медали. Ведь именно благодаря волку у человека появилась собака: надежная, верная, преданная, не чета серому хищнику. Во внешности многих пород собак до сих пор явно выражены волчьи черты, немецкая овчарка яркий тому представитель. Но немцы совершенно утратили дух свободы, это больше не вольные птицы, как, например, хаски. Немецкой овчарке нужен человек, хозяин, товарищ, и, благодаря своему характеру, на сегодня это одни из самых преданных собак.

История породы

Выведение породы начал немец Макс Фридрих фон Штефаниц, что интересно, экстерьеру он придавал второстепенное значение. Его интерес был направлен на интеллект, характер и поведение собаки, он стремился вывести умную, сообразительную, ответственную и надежную породу. Можно сказать, что у него это получилось. По мнению Штефаница немецкой овчаркой можно было назвать любую собаку на территории Германии, которая обладала определенным набором качеств.

В 1899 году заводчиком фон Штефаниц и его помощником был презентован первый стандарт породы. До этого несколько собак принимали участие в выставках и пользовались успехом. Такое отношение к селекции было в новинку, да и по сей день редко когда шлифовка экстерьера не первостепенна. Штефаниц хотел получить хорошую пастушью собаку, а вывел практически гения: уравновешенного, понятливого, податливого в дрессуре, отважного — перечислять сильные качества породы можно долго.

И если раньше немцы использовались исключительно как пастухи, то после они блестяще проявили себя в совершенно различных областях. Немецкие овчарки считаются лучшими служебными, охранными собаками, они наравне с человеком осуществляют деятельность в различных сферах жизни, принимают участие в боевых действиях. Вторая Мировая чуть было не уничтожила породу, к концу 1946 года оставалось очень мало особей. Немецкие овчарки оказались почти на грани исчезновения, но породу удалось возродить. Разделение Германии способствовало различному развитию породы и образованию отдельных видов.

В 1925 году прошла первая выставка, а в 1968 году был организован Европейский союз любителей немецких овчарок. В дальнейшем союз приобрел статус Всемирного.









Есть мнение, что предками немецких овчарок являются азиатские и северные волки.

Немецкая овчарка и колли близкие родственники, при выведении этих пород использовалась одна линия.

Первое упоминание о предках немецкой овчарки датируется 7 веком, но собаки того времени имеют мало чего общего с нынешними немцами.

Самой первой немецкой овчаркой считается пес Грайф. Он был серо-белого окраса, его представлял Макс Фридрихфон Штефаниц на выставке в 1882 году.

Немецкая овчарка входит в мировую тройку самых умных собак.

Это самая популярная в мире порода служебных и спортивных собак.

Собака из известного мультика «Вольт» — немецкая овчарка, точнее белая немецкая овчарка, очень редкая разновидность. Еще сорок лет назад такая окраска считалась дефектом, а сегодня эти собаки полноправно принимают участи в выставках.

Немецким овчаркам часто приписывают «человеческие» качества. Например, эти собаки могут сострадать и жалеть. Однажды в китайском зоопарке тигрица после родов заболела, тигрята были одни. Овчарка «усыновила» их и ухаживала за ними как за своими щенками.

Есть мнение, что постепенно порода вырождается, ухудшаются ее физические качества. В пример приводят такие сравнения, что в середине прошлого века собака свободно брала высоту в 3-4 метра, а сейчас, из-за слишком опущенного крупа, ее предел составляет 2-2,5 метра, что, несомненно, негативно сказывается на ее служебных и охранных качествах.

Стандарт породы

Существует две разновидности породы - жесткошерстная (шерсть короткая, плотная) и длинношерстная (шерсть относительно длинная, плотная). Окрасы немецких овчарок могут быть следующими: чепрачный, частично серый или рыжий, черный и белый.

У немецев средний рост в холке кобеля составляет 62 см, суки — 57, допустимы колебания в 2-4 см. Тело вытянутое, с развитой мускулатурой, крепкое, мощное. Большое значение имеет постановка задних конечностей, любое отклонение от нормы снижает выносливость и физические качества. Длина туловища по стандарту должна быть больше, чем высота собаки в холке. Грудь развитая, но не широкая, живот подтянут. Хвост прямой, опущен, кончик слегка загибается наружу вверх, длинная шерсть присутствует до середины.

Голова средняя, лоб умеренно выпуклый, скулы скруглены, губы плотно прикрыты, прикус ножницеобразный, клыки большие. Нос черный, прямой, переход от головы и лба к морде плавный. Уши среднего размера, высоко поставленные, вертикальные. Глаза миндалевидной формы, средние, поставлены под углом.

Характер немецкой овчарки

Немецкие овчарки используются в качестве охранных, служебных собак, также они хороши как поводыри и компаньоны. Немцы считаются легко обучаемыми, но хозяину следует проявлять настойчивость и действовать планомерно. Ленивая или плохо воспитанная собака может быть агрессивной. Щенки немецкой овчарки не всегда прилежны в учебе, иногда требуется помощь специалиста по дрессировке.

Немецкая овчарка бдительна, чужак не пройдет мимо нее. К посторонним относится настороженно, всегда контролирует обстановку.

Собака этой породы нуждается в ежедневных физических нагрузках. С ней надо не просто гулять, но и тренировать ее. Она обожает подвижные игры, да и просто бег. Для содержания в домашних условиях подходит мало, из-за размеров, активности, линьки и характерного запаха. Мыть немецкую овчарку можно не чаще одного раза в год, иначе разрушается защитное покрытие на поверхности шерсти. Домашнему животному (которое живет не на улице, будке, вольере) регулярно надо подрезать когти. Несвоевременная гигиена может привести к хромоте.


На протяжении многих столетий происхождение собаки не только связывали с высшими силами, но и обожествляли само животное. Почему это происходило, сказать трудно. Вероятнее всего потому, что собаки были одним из главных предметов внимания человека. Ведь сначала он изучал то, что видел рядом с собой, а уж потом самого себя. И, отталкиваясь от своих, в то время еще скромных познаний, он наделял животных разумом, подобным своему - человеческому.


Это представление мало-помалу менялось благодаря более пристальным наблюдениям за животными, когда люди, хотя и с трудом, но составили представление об их инстинкте. Всегда одинаковый, идущий к цели с неизменной верностью, инстинкт в понимании наших предков мог быть уподоблен только божественной силе, которая находилась в животном. Животные считались как бы рабами богов. И это понятие окончательно утвердилось, когда различные их виды были «распределены» между разными богами.


Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Курций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса. А может быть, это было связано с ритуалом гадания по внутренностям жертвенных животных?..


Но особой популярностью пользовались в Риме комнатные собачки, которые были так любимы в домах патрициев, что Юлий Цезарь однажды поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение собачкам.


Использование собак в военных целях практиковалось во многих странах.
Например, древнеперсидский царь Камбиз при завоевании Египта в 525 году до нашей эры применял в сражениях своры мощных мастифов. В IX веке до нашей эры халдеи при вторжении в Южную Месопотамию обучали своих собак боевому искусству, надевали на них тяжелые металлические ошейники с острыми кривыми ножами.


Когда-то и крепость Гагра имела ночной патруль из двухсот собак, состоящих на казенном довольствии По вечерам их выпускали из крепости, они рыскали вокруг стен и в случае опасности поднимали лай, служивший сигналом для гарнизона.


Почитание собаки греками распространилось и на небесные сферы. Восход самой яркой звезды в созвездии Большого Пса - Сириуса - у афинян знаменовал начало нового года.


Собаки составляли стражу многих греческих храмов. Они пропускали только греков и ожесточались при виде чужестранцев. По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными своему дому. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спасена, а Сотер получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью «Сотер защитник и спаситель Коринфа». В его честь был воздвигнут мраморный памятник.


Римляне также почитали своих собак. Их изображения выбивали на монетах, изображали на фресках, выкладывали в мозаичных панно, воспевали в стихах.


Собака вообще пользовалась особой любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. (Эти кладбища существовали чуть ли не в каждом городе.) Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека...


Греки почерпнули у египтян в числе прочего понятие о подземном царстве и жизни после смерти. Так, Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и навсегда сохранить ее добродетели. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелились змеи, сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться в общество живых.
Там же, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикса водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту богини Гекаты (древние приписывали ей то собачий лай, то собачью голову, то наружность собаки), которая блуждала безлунными ночами по дорогам и возле могил. Геката насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Она считалась помощницей в колдовстве. И чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собак.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Орфей, пытаясь вернуть Эвридику из царства мертвых, заворожил страшного сторожа Цербера своим пением. В другом - пророчица Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею и помогла ему спуститься в подземное царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой. Вероятно, ничто мирское грозному стражу не было чуждо, и обыкновенная подачка сокрушала все его жесткие принципы.
Если же учесть, что двухголовый пес по кличке Орфо пас коров чудовищного великана Гериона, то можно с уверенностью сказать: «деятельность» собак в мифах Древней Греции была самая разнообразная.
В повседневной жизни греков собака занимала довольно почетное место. Вместе с человеком она принимала участие в охоте, которая была очень популярна. Держали собак в домах и как развлечение, и как охрану. Любовь Сократа к своей собаке была так велика, что он имел привычку клясться ее именем. Обратил внимание на собаку и Диоген - древнегреческий философ, киник. Символом свободы Диоген считал бездомную бродячую собаку.


В существование бога в образе собаки некогда верили и различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем богоугоднее дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство.


По сей день папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы царства мертвых.


Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.


Доброе отношение человека к своему четвероногому товарищу имеет очень глубокие корни на Востоке. «Умом собаки держится мир», - так говорится в «Авесте» - древнейшем религиозном и культурном памятнике Востока, представляющем собой собрание песен, легенд и священных книг. В «Авесте» много и подробно говорится о собаках и даже даются наставления, как нужно обращаться с ними: как их кормить и содержать; устанавливаются довольно суровые наказания за плохое отношение к этому животному. Там же говорится, что тому, кто бьет собаку, предстоит тяжелая жизнь, полная всяческих неприятностей: «Собака сторож и друг, данный тебе… она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу».


Предписывая заботиться о собаках, «Авеста» дает, в частности, такие наставления: голодную собаку надо покормить; когда щенку исполнится шесть месяцев, его должна кормить семилетняя девочка. Забота о собаке вменяется в такую же обязанность, как охрана огня. Упоминается в «Авесте» о назначении собак: они поделены на сторожевых, охраняющих дом, и бродячих. О последних пишут, что они подобны странствующим святым. Различают собак и по характерам. Среди них называют жрецов, воинов, земледельцев, странствующих певцов, воров, диких зверей, куртизанок и детей.
Остальные животные не имеют таких привилегий, как собака. Например, буйвол и вол пользуются большим почетом в качестве помощников при обработке земли, производящей хлеб, баран - в качестве жертвенного животного, кошка - в качестве животного, полезного в домашнем хозяйстве, но несмотря на это все они нечисты. Так, если кошка потрется о платье мусульманина, он должен непременно сменить его или вычистить прежде, чем идти в мечеть, причем уже необходимо полное омовение.


Культ собаки был свойствен Древней Месопотамии, куда этих животных в незапамятные времена завезли с Тибетского плоскогорья. В клинописных документах, датируемых приблизительно четвертым тысячелетием до нашей эры, упоминается пес с четырьмя желтыми глазами. Ему была поручена охрана моста, через который надлежало проследовать в потусторонний мир душе покойника.
В некоторых странах собаке «поручались» не только души людей, но и тела усопших. Там считали, что именно желудок животного - лучшее вместилище души покойного. По поверьям древних египтян собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших. Она - страж преисподней и спутник загробного существования душ.
В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала (иногда просто в виде шакала или собаки). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
Изображения Анубиса сохранились на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал.
Центром культа Анубиса считался Кинополь - «город собаки». И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.
Дополнительно можно отметить и тот факт, что обязанности палача в Древнем Египте исполнял жрец в маске Анубиса.


Прекрасным подтверждением привязанности собаки к роду людскому служит новоассирийская притча, которую можно назвать "притча об истинной дружбе".
Жил человек, у него была собака. Собака сторожила дом и сад, но пришло время, собака состарилась, и тогда сказал себе человек: "Зачем мне держать собаку, если она такая старая? Пойду и утоплю ее". Он отвязал лодку, посадил в нее собаку, которой привязал на шею камень, и поплыл на середину реки. Когда лодка выплыла на быстрину, человек встал, поднял собаку и бросил ее в воду. Но от резкого толчка лодка покачнулась, человек не удержался, упал в реку и стал тонуть. Петля с камнем соскользнула с мокрой шеи собаки, и она оказалась на свободе. Изо всех сил кинулась собака спасать человека и дотащила его до берега. Человек остался жив и вместе с собакой вернулся домой. Он стал заботлив и ухаживал за ней, пока она была жива.

«Собака - друг человека». Это утверждение полностью подтверждает само себя. Издавна собака считалась самым верным помощником не только во время охоты на диких зверей, но и охраны жилища.

Собака сопровождает человека повсюду с древнейших времен. За многие тысячелетия люди сложили об этих животных множество легенд и сказок. В одних собака выступает мистическим защитником, благодетелем человеческих существ, в других животному также приписываются волшебные способности, но их истоком является обитель темных сил.

Северные легенды про собак

Жизнь народов Севера тесно связана с собаководством. Псы здесь это не только тягловая сила, но и практически члены семьи, которые нянчатся с детьми и сопровождают хозяина повсюду. Вот одна из легенд о собаке, пришедшая к нам от жителей правого притока Енисея Остяков.

Однажды Бог увидел, как люди горюют, собравшись возле своего товарища, который погиб, упав со скалы. Тогда Творец послал на землю одного из своих сыновей, чтобы он успокоил людей и сообщил им, что умерший на седьмой день оживет вновь. Но сын Бога был очень непослушным. Он сказал людям, чтобы они скорее рыли яму для своего друга и закапывали его. Люди поверили и исполнили волю Бога, переданную его сыном. С этого дня люди на земле стали умирать. Узнав о проделке своего отпрыска, Творец рассердился. За непослушание он превратил его в пса, который должен всегда служить человеку.

Другая легенда, принадлежащая народу инуитам, живущим на Аляске, объясняет происхождение полярного сияния. В ней говорится, что чудесное явление природы появляется, когда на небесах танцуют души умерших собак и людей, напоминая о своем существовании. Поэтому земные псы всегда воют, глядя на полярное сияние. Они узнают в хороводе духов своих сородичей.

Легенды древнего мира

Собаку чтили в Древней Греции. Мифический пес Цербер охранял вход в подземное царство бога мертвых Аида. Огромное животное следило, чтобы никто не мог вернуться обратно из загробного мира. Существовала традиция класть в гроб усопшего сладкие пряники, чтобы задобрить Цербера. Иначе он мог съесть тело умершего.

О собаке писал и Гомер. Когда Одиссей вернулся после многолетних странствий на родину, прикинувшись нищим, никто не узнал его, кроме старого, слепого пса Арго. Верность животного до слез растрогала Одиссея.

С почтением к собакам относились и римляне. Они использовали их во многих ритуалах. Например, приносили в жертву перед битвой, чтобы вдохнуть в солдат дух победы.

Легенды народов Африки

В сказаниях африканских племен собака является посланником Всевышнего. Так миф племени химба повествует о том, что Бог передал людям вместе с собакой огонь. Она принесла во рту пылающую ветвь. С тех времен собаке позволяется спать возле огня и повсюду сопровождать человека.

В сказании племени ньянга говорится, что собака украла огонь у богов и принесла его людям. С тех пор пес и человек стали неразлучными друзьями.

Интересная легенда связана с происхождением пород голых собак. В ней говорится, что пес нашел в лесу младенца, которого потеряла мать и чтобы, обогреть его, стряхнул с себя шерсть. Родители, нашедшие малыша невредимым, в благодарность поселили животное в своем доме.

Собаки герои литературных произведений

Все мы читали в детстве сказку Г.Х. Андерсена «Огниво». В ней собаки выступают в роли всемогущих существ, способных выполнять любые желания. Именно они появлялись, стоило лишь главному герою высечь искру из волшебного огнива. Именно они принесли простому солдату богатство и счастье с прекрасной принцессой.

В повести «Собака Баскервилей» Артур Конан Дойл также использовал легенды древних кельтов, рассказывающие о существовании ужасного собакоподобного чудовища, приходящего за душами мертвых людей.

Немецкая овчарка – одна из самых популярных во всем мире пород собак. Она легко поддается дрессировке, поэтому ее используют в качестве служебной в полиции и в армии. Овчарки также неплохо чувствуют себя в семьях, они дружелюбны и прекрасно ладят с детьми. Между тем эта порода – одна из самых молодых, немецкие овчарки появились лишь чуть более ста лет назад.

Немецкая овчарка – искусственно выведенная порода . Прародители овчарок обитали на территории современной Скандинавии и на северо-востоке России, в их жилах текла и волчья кровь. Первый представитель породы немецких овчарок, пес по кличке Грайф, был представлен на выставке в Ганновере в 1882 году. Разведением занимался Клуб любителей немецкой овчарки во главе с ротмистром Максом фон Штефаницем. Уже к 1923 году в мире насчитывалось 27 тысяч заводчиков этой породы.

Овчарок использовали как пастушьих собак . Изначально овчарок выводили для охраны стада, и они прекрасно справлялись со своими обязанностями. Но жизнь внесла свои коррективы – в период Первой и Второй мировых войн овчарки стали незаменимыми помощниками на фронте.

Овчарки на войне . Собак использовали как санитаров (они подносили раненым бойцам сумки с медикаментами), связистов, посыльных, даже саперов. Немецкая овчарка Стрелок Хан, служившая в британских войсках, получила мировую известность – после обстрела пес вытащил раненого хозяина из воды и помог ему выбраться за твердую почву. За отвагу Хану посмертно присвоили медаль Марии Дикин.

Немецких овчарок иногда называют эльзасскими . «Переименование» породы произошло после Второй мировой войны, когда слово «немецкий» вызывало только негативные ассоциации. Но новое название так и не прижилось.

Немецкая овчарка входит в тройку самых умных пород собак . Соответствующий рейтинг был составлен профессором психологии Стэнли Кореном из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада). Он оценил способность к пониманию новой команды (менее чем за пять повторений) и исполнение команды с первого раза (в 95% случаев и выше). Превзойти овчарку по этим параметрам смогли только бордер-колли и пудель. Последнее место в рейтинге досталось афганской борзой – ей новую команду приходится повторять до 80-100 раз.

Овчарки легко меняют хозяев . Многие собаки привязываются к одному хозяину и тяжело переносят разлуку с ним. Но не овчарки. Они с большим интересом и дружелюбием относятся к новому человеку и легко идут на сотрудничество. Это качество очень важно для , которые периодически ходят в наряды с разными сотрудниками.

Сила укуса овчарки превышает 100 кг . Овчарки обладают очень сильными и развитыми челюстями. По силе укуса их превосходят очень немногие породы собак, например, ротвейлер и питбуль.

Овчарки могут выхаживать питомцев других зверей . Известно несколько случаев, когда овчарки «усыновляли» брошенных тигрят и выкармливали их.

Памятники овчарке . В Тольятти существует скульптура в виде собаки, ожидающей своих хозяев. Моделью для этой композиции под названием «Преданность» послужила именно немецкая овчарка. В Канаде установлен мемориал в честь 32 полицейских собак, погибших на службе.

Овчарки – актеры . Немецкие овчарки хорошо выполняют команды не только дрессировщика, но и режиссера. Собака этой породы – центральный герой австрийского полицейского телесериала «Комиссар Рекс».