Домой / Кислотность желудка / Собор клюни. Романская архитектура

Собор клюни. Романская архитектура

Аббатство Клюни

Город Клюни расположен на востоке центральной части Франции, к северо-западу от Лиона, в Верхней Бургундии. Он вырос вокруг бенедиктинского монастыря Клюни, которое было основано в 910 г. н.э. и было центром влиятельного религиозного ордена. В начале это была только деревня, владение герцога Гильом, когда монастырь был только основан, но постепенно Клюни увеличило свою важность по мере развития религиозного братства, образовавшегося после .

В 1474 году город был взят войсками Людовика XI. В 1529 аббатство было передано “на веру” в семью Гиз, которая занимала должность настоятеля в течение следующих ста лет. Примерно в 16 веке город и монастырь пострадали во время религиозных войн и аббатство было закрыто в 1790 году. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап в том числе и Григорий VII инициатор Григорианской реформы.

Монастырь Клюни

В средние века, библиотека Клюни была одной из самых богатых не только во Франции, но и во всей Европе. В 1562 году многие ценные рукописи были уничтожены или похищены, так как монастырь был разграблен гугенотами.

В настоящее время осталось всего 10% построек, остальное было разрушено и растащено на строительные материалы, как впрочем всегда и везде, если почитать историю. В 20 веке остатки были реставрированы и на сегодняшний день аббатство Клюни является популярным местом посещения туристов.Чтобы лучше представить архитектуру Клюни, необходимо посетить бургундские церкви, большие и малые монастыри Франции. Монастырскую церковь в Турнусе, в 30 км на северо-восток, она построена чуть раньше и отличается мощью и основательностью конструкции. Базилика XІ в. в Пареле-Мониаль показывает, правда в меньшем масштабе, как изначально выглядел Клюни.

Средневековый замок фото

В настоящее время вокруг аббатства расположились отель “Бургундия”, где можете посетить подвалы 18-го века и попробовать разные вина, в уютных магазинчиках купить сувениры и попробовать шоколад Жермен. Посидеть в маленьких ресторанчиках с террасами и окунутся в атмосферу того времени.

Замок-отель Бургундия

Клюни стал региональный центром конного спорта с Национальным конным заводом, где разводят чистокровных жеребцов для скачек. Арабских и французских скакунов можно посмотреть. Кроме того в этом маленьком городке есть престижная Высшая школа искусств и ремесел

План-схема монастыря Клюни на старой гравюре

Так что легко понять, почему художников, ремесленников, поэтов и писателей привлекают окрестности города, в котором находится романские церкви, живописные деревни и речные долины.

Включает и знаменитый монастырь и готическую церковь Нотр-Дам, которая заложила начало возникновения готической архитектуры во Франции и церковь Св. Марселя с его прекрасными романскими шпилями. А также ряд живописных домов романского, готического стиля и периода ренессанса.

Готическая церковь

Гуляя по улицам городка можно совершить путешествие в прошлое и представить себе во времена, когда Клюни было “светом западного мира” и .

Аббатство Клюни (Abbaye de Cluny), расположено в департаменте Сона и Луара, в 17 километрах на северо-запад от Макона и представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.

К 10 веку Францией правила каролингская династия, но под нарастающим давлением викингов и сарацин авторитет королевской власти сильно ослаб, в результате чего местные власти получили большую независимость. Это явление было особенно выражено на юге и в регионе Макона, где было основано аббатство Клюни. Церковь в то время погрязла в феодальных распрях и в спорах между белым и черным духовенством в отношении десятины. Религиозный кризис затронул в особенности монашествующий клир. Многие монастыри стали жертвами скандинавских набегов или были захвачены знатью. Кризис был усугублен тем, что бенедиктинский устав, регулировавший жизнь в монастырях, соблюдался не везде.

В этой ситуации в 909 или в 910 году герцогом Аквитании и графом Оверни Гийомом I было основано аббатство Клюни, которое подчинялось непосредственно Папе Римскому и обладало политической независимостью. Совсем скоро Клюни сделалось символом религиозного обновления, став очагом преобразований бенедиктинского устава и интеллектуальным центром начала периода зрелого Средневековья.

Строительство монастырского комплекса разделяют на три этапа:

1. Аббат Бернон – первый аббат Клюни – инициировал строительство церкви в 910 году, которое завершилось уже после его смерти в 927 году.

2. К 981 году было построено новое здание, заменившее предыдущее по причине его малых размеров. Это здание имело сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Его архитектура отразила развитие паломничества и усложнение литургических практик. В трансепте была возведена высокая колокольня. Такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе.

3. Развитие ордена и увеличение численности монахов требовали дальнейшего расширения аббатства. Третий этап строительства, начавшийся к концу 11 века при аббате Гуго (впоследствии канонизированного), продолжался больше века. В 1130 году был построен неф, и примерно в это же время началось строительство северного рукава трансепта и башен притвора. Во второй половине 12 века строительство было приостановлено и возобновлено только в начале 13 века. В 1220 году был завершен притвор, построенный уже в готическом стиле. С этого момента и на протяжении почти трех веков церковь аббатства считалась самым крупным храмом на Западе (187 метров в длину и 30 метров в высоту) до возведения базилики святого Петра в Риме в 1506 году.

К концу Средних Веков и с началом Возрождения с его религиозными войнами политическое и экономическое положение аббатства ослабло. А в период Французской Революции монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. Знаменитая на весь мир библиотека была сожжена, а внутреннее убранство помещений разорено.

Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.

В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него два трансепта. Большой трансепт, от которого сохранилось только три четверти крыла, был настолько велик, что его помещение можно было сравнить с небольшим собором. Этот трансепт венчали три колокольни. Колокольня Святой воды все еще высится на южном крыле (восьмиугольная в плане романская башня высотой 31 метр), в то время как две другие разрушены. Восточнее, между хоров находится так называемый «утренний трансепт», от которого тоже сохранилась только часть. Область перекрестия венчала башня (назначение которой не ясно), включавшая в себя глухой восьмигранный барабан со шпилем. Основной неф был окружен четырьмя боковыми, а высота свода достигала 33 метров.

Еще можно увидеть останки барабанных башен, которые окружали портал и нижние части притвора.

Помимо остатков церкви на территории аббатства расположены следующие здания:

Дворец Жана Бурбонского (15 век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви (11-12 века) и скульптуры из близлежащих средневековых домов. Здесь же представлен макет монастырской церкви времен его расцвета.

Монастырские здания 18 века, отличающиеся строгостью и величием и свидетельствующие о реформе Мавристов, повлиявших на эстетические предпочтения монахов.

Сарай 13 века, под дубовым покрытием которого выставлены восемь капителей – шедевры романской скульптуры.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ АББАТСТВО КЛЮНИ

Время наибольшего могущества Франкской империи приходится на правление Карла Великого (768–814), ставшего героем многих легенд и сказаний. Современников поражали его кипучая и неутомимая энергия, способность вникать во все детали управления государством - в дела административные, военные, хозяйственные, дипломатические и т. д. По описаниям современников, Карл Великий был огромного роста, крепкого телосложения и для своего времени человеком образованным: он интересовался многими вопросами науки, знал латинский и греческий языки, хотя писать и не научился.

В результате многих завоевательных походов владения Франкского государства значительно расширились. На юго-западе они доходили до Барселоны и среднего течения реки Эбро, на востоке - до Эльбы, Богемских гор и Венского Леса, на юге включали значительную часть Италии. Однако за внешним благополучием империи скрывалась ее внутренняя слабость и непрочность. В состав Франкского государства входили различные племена и народности, стоявшие на разных уровнях социально-экономического и культурного развития (саксы, фризы, баварцы, алеманы, баски, кельты и др.).

У входа в аббатство Клюни

По существу все войны Карла Великого велись за распространение христианства, и само Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это ясно было выражено и в его законодательстве, в котором были оговорены нормы не только права, но и морали. Но каждая из территорий, населенных определенными племенными группами и народностями, жила своей внутренней жизнью и без постоянного военного или административного вмешательства не хотела подчиняться власти завоевателя. С течением времени удерживать завоеванные территории становилось все труднее, поэтому неудивительно, что через 30 лет после смерти Карла Великого его империя распалась.

Середина IX в. отмечена еще и упадком западного духовенства, когда после распада империи Карла Великого наступила пора феодальных междоусобиц, которая привела к глубокой деградации светских кадров Церкви. Даже папство зачастую было игрушкой в руках местной аристократии. Престол Святого Петра порой занимали отпрыски знатных родов, которые видели в нем лишь средство, чтобы жить в роскоши и разврате.

Почти везде местные сеньоры назначали епископов и аббатов, выбирая их из членов семьи, если только те не находили для себя более выгодного поста. Поэтому епископы, которых называли «светскими аббатами», если и были вполне компетентны в вопросах религии, то слишком часто основной их заботой становилось вовсе не духовное развитие паствы. Не думая о своем пастырском долге, они вели себя так же, как их братья, оставшиеся в миру. Оделон, второй аббат Клюни, говорил об этом прямо: «Руководители Церкви одержимы плотскими желаниями; их распирает гордыня, снедает жадность, расслабляет похоть, мучает злоба, обуревает гнев, раздирает несогласие, извращает зависть, убивает роскошь».

Возрождаться западные монастыри начали с Х в., и началось это движение в Клюни, где Гийом Благочестивый - граф Овернский и герцог Аквитанский - владел доменом. Будучи «благочестивым», он решил обновить монастырь и сделать его образцовым, для чего призвал аббата Бернона, которому и доверил Клюни. В документе говорилось, что монастырь освобождается от всякой светской и духовной юрисдикции и будет подчиняться только Святому престолу. Другие монастыри в той или иной степени зависели от сеньора или короля, контролировавших их доходы и назначавших по своему усмотрению монахов, которые должны были управлять обителями. Новое же аббатство должно было быть защищено от коррупции, и аббат Бернон и его последователи постарались из этой счастливой независимости извлечь максимум преимуществ. Это им вполне удалось, так как монахи Клюни довольно скоро прославились суровостью жизни, а также пышностью и великолепием своих богослужений.

По примеру Клюни начали реформироваться и другие монастыри, принимавшие зависимость от клюнийского аббата, который, таким образом, превратился в «главу ордена». В конце XI в. в Европе уже насчитывалось 1450 аббатств и приоратов, подчиненных Клюни; в них жило около 10 000 монахов.

Жизнь аббатов в то время не ограничивалась стенами монастыря, которым они руководили. Значительную часть времени занимали путешествия и поездки, т. к. настоятели навещали властителей, жаждавших их совета. Аббаты Клюни (в частности, аббат Майель) общались со всеми правителями своей эпохи: с королем Бургундии, Оттоннами и др. Аббат Майель был другом Гуго Капета, который отказался от титула «светского аббата» Мормутье и просил Майеля восстановить эту обитель. Одилон, ставший аббатом Клюни в 1000 г., не уставал мерять шагами Францию, Бургундию, Аквитанию, Италию…

Аббаты крупных монастырей относились к числу наиболее известных и наиболее влиятельных людей своего времени, и это стало возможным в результате их основной деятельности - проведения монастырской реформы. Целью ее было утверждение в монастырях (в несколько измененном виде) устава, выработанного святым Бенедиктом Нурсийским и дополненного святым Бенедиктом Ангианским.

Святой Бенедикт Ангианский основал в своем имении в Лангедоке монастырь, который прославился строгостью и полнотой исполнения устава Бенедикта Нурсийского. В 817 г. на Ахенском соборе был принят составленный им статут для монахов (из 80 пунктов), и один из этих пунктов гласил: «Утешать бедных, одевать нагих, помогать несчастным, поддерживать сокрушенных сердцем». И принцип этот, соответствовавший духу Евангелий, в полной мере воплощался в благотвори тельной деятельности монахов аббатства Клюни.

Особенно тесно с благотворительностью был связан монах, раздававший милостыню. Он должен был принимать бедных путешественников и паломников, странствующих священников и монахов и особенно бедняков, просивших пищи и приюта на несколько дней. Для этих целей предназначался специальный странноприимный дом, возведенный вне стен монастыря. Каждый, кто останавливался в обители, получал из монастырской пекарни хлеб, а когда странник уходил, ему давали хлеба и в дорогу. При приходе и уходе его угощали вином в том же количестве, какое полагалось монаху. С разрешения аббата раздатчик милостыни (елемозинарий) должен был приводить в трапезную бедных священников, путешествующих пешком, если встречал их на дороге. Для них в особой миске сберегалось то, что оставалось от ужина монахов, а также выделялось некоторое количество вина. Им также приносили крепкий посох из самшита.

Раздатчик милостыни должен был знать о всех нуждающихся в округе, для чего один раз в неделю ходил в деревню и расспрашивал людей. Во всех клюнийских монастырях, располагавших достаточными средствами, он каждый день раздавал еду беднякам. В самом Клюни каждый день готовили 12 «пирогов» (ржаных хлебов), каждый из которых весил 3 ливра, для раздачи детям, убогим и старым людям. В дни, когда монахи получали «генеральную» (дополнительную) пищу, для бедняков жарили мясо. Если кто-то из монахов умирал, его доля пищи в течение 30 дней раздавалась как милостыня.

Одежду, которую монахи носили в течение года, потом тоже раздавали бедным. Но этим уже заведовал монастырский эконом, полномочия которого были шире, чем у раздатчика милостыни. Он же выдавал монахам по 2 денье, которые каждый должен был в Святую субботу отдать какому-нибудь бедняку, предварительно омыв ему ноги.

Между собой монахи аббатства Клюни должны были соблюдать заповедь молчания, зато в обществе тех, кому давали приют, они становились словоохотливыми. И то, о чем они говорили, потом разносилось их гостями по разным краям. Так что можно сказать, что монахи во многом формировали общественное мнение того времени на всех уровнях социального общества, но в основном все-таки в низших его слоях.

Большое место в таких разговорах занимали рассказы о чудотворной силе покровителей монастырей, о совершенных ими исцелениях, воздаяниях за благочестивую жизнь и наказаниях для грешников. Святые были неотделимы от Бога, от имени Которого они совершали чудеса. Таким образом, мысль о том, что чудеса совершаются Иисусом Христом, а святые - Его посредники, постоянно высказывалась клюнийскими монахами. И идея вечного Бога - единственного и всемогущего, Который прощает грешников и поощряет благочестивых - постоянно распространялась среди населения.

Во всех средневековых обителях Западной Европы наблюдалась склонность монахов к безмолвию и желание соблюдать его повсюду. Но так как совместная жизнь предполагает общение, то, чтобы не нарушать безмолвия обители, монахи использовали либо деревянную дощечку, покрытую воском, либо язык жестов. Так, в аббатстве Клюни (по словам Л. Мулена) насчитывалось 35 жестов для описания еды, 37 - для людей, 22 - для одежды, 22 - для богослужений и т. д. Чтобы «обозначить», например, молоко, монах клал мизинец в рот, как делают дети. Для «обозначения» хлеба большим пальцем руки рисовали круг, прижав к этому пальцу два других.

Язык жестов не был одинаковым для всех монашеских орденов, и потому язык жестов аббатства Клюни не был понятен в других обителях. В Клюни «говорили», например, «горчица», прижимая первую фалангу мизинца к большому пальцу; монахи же других монастырей для обозначения «горчицы» помешивали пальцами одной руки в другой руке, собранной в горсть, что обозначало соус, приготовляемый поваром…

Переписывание рукописей в массовом сознании до сих пор предстает как наиболее типичная повседневная работа монахов, и действительно, до XIII в. книги переписывались исключительно монахами. Переписывать Евангелие, Псалтирь или Молитвослов поручалось наиболее благочестивым монахам, и хотя в день они переписывали не более 5–6 страниц, в монастырях со временем составились богатые библиотеки. В XII в. говорили: «Монастырь без книг, что гарнизон без продовольствия». А так как книги были очень дорогими, то в аббатстве Клюни (а также и в других) их приковывали цепями. И если аббатству грозила опасность, то именно книги нужно было спасать в первую очередь…

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Послеотеческое и средневековое толкование (VII-XVI вв.). С VI-го столетия начинается упадок богословского и всякого иного образования на Востоке и Западе. Этот упадок соответственно отразился и на толковательной литературе: вместо самостоятельных толкований стали

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВАЛЛИЙСКОЕ СКАЗАНИЕ О ДЕТСТВЕ "Мабиногион" - такое название присвоила сборнику валлийских волшебных легенд, записанных в XI–XII вв., их первая издательница и переводчица на английский язык леди Шарлотта Гест. Это множественное число от валлийского Mabinogi

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Клюни В период «темных веков» назрело всеобщее недовольство положением в Церкви. Распад империи Каролингов и набеги норманнов, сарацин и венгров привели к разрухе и анархии в Европе. Многие церкви и монастыри были разграблены и сожжены. Светская инвеститура приводила к

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

19 Часть третья. Средневековое христианство 20 Новый порядок Если варвары были посланы в пределы Римской империи для того… чтобы церковь Христова пополнилась гуннами и свевами, вандалами и бургундами и другими многочисленными верующими, нам надо воздать хвалу Божьей

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

АББАТСТВО СЕН-ДЕНИ К началу ХХ в. Сен-Дени, расположенный к северу от Парижа, был небольшим городком, заурядным и скучным. Но его собор был главным храмом монастыря, основанного еще в III в. святым Дионисием - просветителем Франции. Аббатство Сен-Дени располагалось в

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО Христианизация англосаксов продолжалась почти целое столетие - с 597 г., когда присланные римским папой миссионеры убедили короля Кента креститься, и до конца VIII в. Но общинники долго сопротивлялись чуждой им вере, т. к. языческие обряды были

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

Глава 3. Средневековое вольнодумство Средние века охватывают огромный - тысячелетний - период истории человечества. Условно началом средневековья принято считать год падения Западной Римской империи (476 г.), концом - Английскую революцию XVII в.Что же позволяет выделить

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Из книги автора

Средневековое мусульманское государство: идеал и практика Очевидно, что сама система государственной бюрократии и государственного управления была во многом заимствована Волжской Булгарией у государств Средней Азии и восточного Ирана. В свою очередь, эти исламские

Мы неравнодушны к памятникам Средневековья, поэтому во время каждого путешествия я стараюсь включить в маршрут замки, аббатства и старинные города. По поводу замков у нас иногда возникают разногласия, зато к аббатствам оба члена экипажа относятся положительно. В нашем французском активе уже есть Сен-Мишель, .
В нашу последнюю французскую поездку в этот список попал Клюни – важнейший монастырь ордена бенедиктинцев, в прошлом центр могущественной монашеской империи, подчинявшийся напрямую самому Папе Римскому.

Клюни. Город

Мы приехали в Клюни из королевской солеварни , оставили машину у задних ворот монастыря и попытались проникнуть на территорию аббатства. Не тут то было – задние ворота оказались запертыми.

Если вы желаете попасть в аббатство Клюни, то извольте обойти его по средневековым улочкам городка, возникшего здесь во времена паломничества в Сантъяго де Компостелла.

Главная улица ведёт к приходской церкви Нотр Дам начала XII века.На церковь лучше всего посмотреть с соседней Сырной башни. Заодно можно зайти в местное турбюро за полезной информацией.

Клюни. Сырная башня

Её построили в XI-XIII веках как одну из пяти оборонительных башен аббатства. Первоначально она звалась Бобовой башней. Верхний ярус пострадал во время освобождения города от нацистов в 1944 году, но вскоре её восстановили. Нам очень нравятся виды сверху, поэтому мы тут же полезли на башню и не пожалели. Из окошек верхнего яруса маленький Клюни виден как на ладони.

Вид на главную улицу и одну из монастырских башен. Аббатство. Справа одинокая башня монастырской церкви, уцелевшая от разрушения. Башня приходской церкви Нотр Дам Площадь Нотр Дам

В башне можно увидеть макеты величественной церкви Сен Пьер э Сен Поль – базилики аббатства Клюни. Жёлто-коричневые оттенки отмечают сохранившиеся постройки, серо-голубые – утраченные.

Клюни. История аббатства

Тысячу сто лет назад в 909 или 910 году от Р.Х. герцог Гийом Аквитанский основал новое аббатство. Оно стало символом обновления католической церкви по правилам святого Бенедикта Анианского, распространившего их на все монастыри в землях Каролингов.
Первый монастырский собор возводили в начале IX века и завершили в 927 году. Однако спустя 40 лет он оказался слишком тесным и в 963 году аббат Майоль начинает строительство нового храма. Его закончили в 981 году. Спустя ещё сто лет летописец Гелион, автор “Жития святого Гуго”, клюнийского аббата, назовёт его “тесной и ветхой пастушьей хижиной”. Аббат Гуго де Семюр повелел начать строительство третьего собора в 1080 году. Спустя 15 лет Папа Урбан II освятил камни алтаря и три часовни прямо посреди стройплощадки. Спустя ещё 35 лет главный неф перекрыли сводом, но монастырская церковь оставалась далекой от завершения. Лишь в 1220 году был завершён огромный нартекс. Длина храма составила 187 метров. В течение трёх столетий до перестройки собора святого Петра в Риме, это было крупнейшее сооружение западного христианского мира.

Период с X по XII века был временем расцвета аббатства Клюни. С XII столетия орден бенедиктинцев начинает испытывать финансовые затруднения. Усиление власти короля и религиозные войны XVI века ещё более ослабили аббатство. В 1789 Клюни объявили национальным достоянием, что пагубно сказалось на его сохранности. Революционеры сожгли архивы, разграбили гобелены и мебель, а в мае 1810 года взорвали фасад и главный портал.

Портал Клюни. Компьютерная реконструкция Тимпан портала. Уцелевшие фрагменты

Собор превратили в каменоломню. Лишь 8% от былого здания дошло до наших дней.

Мозаичный план монастырской церкви

Клюни. Музей искусства и археологии

занимает дворец аббата Жана де Бурбона. Его парадные покои отделаны в стиле поздней готики. Сохранилась плитка на полу, огромный камин и дубовые балки перекрытий.

Резные порталы, украшенные королевскими лилиями, обрамляют дверные проемы.

В музее хранится около 4000 фрагментов скульптурного убранства разрушенной монастырской церкви. Уцелевшие обломки тимпана установлены на своих местах.

Здесь же выставлены романские капители, подобные тем, что мы видели в .

Замковый камень свода из нартекса с изображением Агнца.

Древний герб Клюни – скрещенные ключи и обоюдоострый меч.

Клюни. Остатки монастырской церкви

Каменных дел мастера построили резиденцию аббата рядом с колоссальным притвором, от которого сохранились лишь нижние ярусы двух башен, перестроенные в жилые дома. За ними видны обломки портала.Спустившись по лестнице можно попасть в бывший нартекс, оказавшийся теперь под открытым небом. Базы колонн выступают над уровнем пола. Над ним прямо поперёк бывшего нефа проходит дорога.“Отель де Бургонь” сложен из камней монастырской церкви.Чтобы попасть в уцелевшую часть церкви, надо войти в так называемый дворец Папы Гелазиуса, купить билет (мы прошли бесплатно) и через клуатр, перестроенный в XVIII векевыйти к уцелевшей башне монастырской церкви. Даже остатки базилики потрясают воображение.Сквозь уцелевшую арку можно выйти в пространство главного нефа, сводом которому ныне служит небо Бургундии. Отсюда хорошо видна единственная уцелевшая башня.

Клюни. Аббатство

Постройки монастыря занимает Высшая школа искусств и ремёсел. Её студенты носят синие мантии с причудливыми символами.К востоку лежит монастырский сад, распланированный в XVIII столетии.В саду сохранился древний монастырский амбар. Рядом с ним стоит Мельничная башня – одна из пяти оборонявших аббатство в Средние века.Нижний этаж амбара перекрывают великолепные нервюрные своды, опирающиеся на изящные консоли и тонкие колонны.Высокий второй этаж перекрыт деревянным цилиндрическим сводом.Здесь стоят несколько колонн, увенчанных романскими капителями. На одной из них изображается грехопадение.На другой вырезаны символы четырёх времён годаи аллегорические фигуры, означающие тона грегорианского хорала.Здесь же выставлен самый лучший макет аббатства из всех, которые мы видели в Клюни.

Клюни. Романская и готическая архитектура

Скромная приходская церковь Нотр-Дам выстроена в готическом стиле. Она зажата между узкими улочками и площадями размером чуть поболее носового платка.

“Роза” церкви Нотр-Дам.

Интерьер обычен для старинных французских церквей.На улочках Клюни внимательный взгляд обязательно найдёт множество интересных деталей, начиная со Змеиного колодца со свежей ключевой водойвплоть до целых домов времён если не Гийома Аквитанского, то уж Гуго де Семюра точно.
Романские арочные окна и изваяния разбросаны по всему городу и придают ему очарование подлинной старины.

Аббатство Клюни расположено во Франции в городе Клюни в департаменте Сона и Лаура. Это один из древнейших монастырей Франции. Более тысячи ста лет прошло со дня его основания. Интересна история создания этого монастырского комплекса. Монастырь был сооружен на землях, которые служили охотничьими угодьями герцогу Гильому Первому Благочестивому.

В 910 году здесь начинается строительство монастыря монахов бенедиктинского ордена. В первые годы своего существования монахи были полностью освобождены от уплаты всех налогов и подчинялись лишь самому папе Римскому. Со всех сторон монастырь окружали мощные крепостные стены. Строительство первой церкви было начато аббатом Клюни в 910 году и продолжалось на протяжении 17 лет. В 981 году в аббатстве дополнительно был построен новый более крупный храм.

Со временем численность монахов возрастала, и территория монастыря увеличивалась. Шло строительство новых сооружений. В 1088 году был заложен Большой собор Клюнийского аббатства.

Собор святого Михаила был построен в романском стиле. Его строительство было завершено в 15 веке. Собор украшала резьба по камню и росписи мастеров средневековой живописи. В 1081 году Собор был разрушен. В 1088 году в аббатстве закончили строительство третьей церкви. Этот храм считался самым большим из храмов западного христианского мира.

В 1095 году папа Урбан II освятил все пять алтарей храма. Часть этого собора сохранилась и до наших дней. В 1562 гугеноты совершают нападение на монастырь, грабят его и уничтожают постройки. Но еще большие разрушения постигли монастырь во время французской революции в 1790-м году.

До разорения монастыря революционными толпами здесь была прекрасная библиотека, в которой хранились ценнейшие экземпляры, также в Клюни процветали разные виды искусств, включая музыку и живопись. Сегодня уцелевшие рукописи из библиотеки Клюни хранятся в Париже в Национальной библиотеке.

Наибольший расцвет аббатство Клюни достигло в тысяча сорок девятом – тысяча сто девятом годах во время правления шестого настоятеля Гуго Семурского. В этот период клюнийские монастыри появляются не только во Франции, но и в Испании, Италии, Германии, Англии. Клюнийский орден имел широкую разветвленную сеть во многих странах Европы.

На протяжении нескольких веков тысячи монахов жили здесь по уставу святого Бенедикта. В разное время настоятелями монастыря были Ришелье и Мазарини. Из стен монастыря вышли четыре папы. В конце эпохи средневековья и с началом эпохи Возрождения политическое и экономическое значение аббатства Клюни ослабевает, а во время французской революции монастырь подвергается разрушению и грабежам.

Сегодня на территории монастыря сохранились лишь остатки собора, постройки 17 – 18 веков, дворец Жана Бурбонского, построенный в 15 столетии, здание 13 века под дубовым покрытием, а также останки барабанных башен. Монастырь Клюни – это одна из главных религиозных святынь западного христианского мира.