Домой / Мочеточники / Московская церковь св. Георгия Победоносца на Красной Горке

Московская церковь св. Георгия Победоносца на Красной Горке

Посёлок Ладога в Ленинградской области - одно из древнейших поселений северо-западной Руси. Именно здесь в раннем Средневековье зарождалась русская государственность. Во второй половине XII века начинается христианизация этих земель. По инициативе владыки Нифонта в Ладоге построили семь (по другим источникам - восемь) храмов. До наших дней полностью сохранились лишь церковь святого Георгия в Ладоге и Успенский собор окраинного женского монастыря.

История возведения Георгиевской церкви

Храм был построен после победы русских войск над шведами на реке Воронеге. Точная дата начала строительства не определена, известно лишь, что церковь возводили в 1165-1166 гг. В 1445 году вокруг храма выросли стены мужского монастыря. Основателем обители был новгородский архиепископ Ефимий. Владыка уделял большое внимание ремонту церкви, а также росписям на стенах обители. По прошествии стольких лет фрески нуждались в обновлении. Перед художниками стояла задача сохранить древние росписи и при создании новых фресок следовать принятому ранее стилю и содержанию.

Тогда же храм покрыли новой кровлей, заменили алтарную преграду, поставили двухъярусный иконостас. В таком виде обитель просуществовала до начала Смутного времени (XVI-XVII вв.).

В 1584-1586 годах церковь святого Георгия в Ладоге отличалась щипцовым покрытием сводов и конусовидным завершением купола. Над западным фасадом приделали двухпролётную звонницу. Во время капитального ремонта храма в 1683-1684 гг. щипцовое покрытие заменили четырёхскатным, повысили барабан, заложили четыре окна, выполнили растеску оконных проёмов. К сожалению, в это время не уделили достаточно внимания фрескам, многие из которых были сбиты со стен и потерялись под новым полом.

Научная реставрация храма

Интерес к древнерусской живописи возродился в начале XIX века. Церковь святого Георгия в Ладоге, история которой уходит в глубины веков, попала под покровительство Императорской археологической комиссии. Стараниями энтузиастов большая часть фресок была спасена. Копированием изображений занимались художник В.А. Прохоров, Н.Е. Бранденбург. Исследователи русской старины В.Н. Лазарев, В.В. Суслов изучали художественные особенности фресок.

В XX столетии продолжались работы по реставрации храма, который освятили в 1904 году. По счастливому стечению обстоятельств церковь святого Георгия в Ладоге избежала чудовищного разрушения во времена воинствующего атеизма. Свой вклад в обновление обители внесли архитекторы, историки, художники реставрационных мастерских - В.В. Данилов, Е.А. Добмровская, А.А. Драга и другие. В 1996 году реставрационные работы были завершены. В результате Георгиевская церковь приобрела первоначальный вид. Стены храма освободили от чужеродных напластований, и теперь вниманию прихожан представлены сохранившиеся до наших дней произведения

О святом Георгии

Покровителем церкви является святой мученик Георгий, побудивший своих соотечественников принять христианскую веру. Обращение жителей Палестины в христианство произошло в результате победы святого над силами зла, известной как Чудо Георгия о Змие.

В те времена жители палестинского города Гевала были язычниками. Горожане очень боялись страшного змея, который жил в озере и поедал людей. Чтобы спасти своих подданных, царь распорядился ежедневно отдавать на съедение змею одного ребёнка. Однажды детей в городе не осталось, и в жертву чудовищу принесли царскую дочь.

Девушка стояла на берегу озера, смирившись со своей участью, как вдруг, откуда ни возьмись, появился всадник. Это был святой Георгий, прискакавший на помощь горожанам. С Божьей помощью именем Иисуса Христа змей был побеждён, связан и отдан на расправу палестинцам. Увидев поверженное чудовище, люди возрадовались и уверовали во Христа.

Чудо Георгия о Змие воплощено в одноимённой иконе. Георгия, побеждающего чудовище, символизирует победу человека над силами зла, над своими слабостями, страстями и сомнениями в вере. Борьба со злом должна быть не только вокруг себя, но и в себе.

Церковь святого Георгия в Ладоге: архитектура

Как было сказано выше, благодаря плодотворному труду многих людей, храм восстановлен в первоначальном виде. Здание соответствует стилю культовых сооружений домонгольской эпохи. Церковь одноглавая, имеет четыре столпа и три равновысоких апсиды. Высота храма равна пятнадцати метрам, а площадь обители составляет семьдесят два метра квадратных.

Окна в северном, южном и восточном фасадах расположены асимметрично. Традиционная симметрия прослеживается лишь на западном фасаде. Благодаря такому архитектурному решению в облик храма вносится некоторая динамика, при этом здание не выглядит классически строгим и соразмерным.

Асимметрия имеет функциональное значение: окна расположены так, чтобы внутрь помещения попадал дневной свет. Оконные проёмы на пряслах северного и южного фасадов сконструированы в виде пирамиды. Окна, располагающиеся внизу, открываются под хорами. Помещения хоров на втором ярусе западных углов церкви соединяются деревянным настилом. Лестница, ведущая на хоры, находится в западной стене.

Восточные прясла боковых фасадов храма несколько уменьшены в размерах, апсиды как будто вдавлены в стену, барабан заметно сдвинут в сторону востока. Церковь не строго центрична, что было характерно для новгородской архитектуры тех времён. Храм строили на территории крепости, поэтому мастера были вынуждены учитывать уже имеющиеся постройки.

Росписи храма

Георгиевская церковь украшена фресками начала XII века. Византийское искусство переплетается с общественными потребностями Древней Руси. Назначение росписей - просвещать людей, приобщать прихожан к христианским ценностям. Особо почитаемым на новгородской земле был святой Климент Римский.

Фрески Георгиевской церкви выполнены в едином стиле. Художники того времени владели необходимыми техническими навыками, чувствовали колорит, знали о перспективе и закономерностях взаимодействия рисунков с пространством храма.

Месторасположение церкви

Храм святого Георгия находится в деревне Старая Ладога. Это старейшее поселение во всей Ленинградской области. Первые постройки здесь были обнаружены в 753 году. Ладога упоминается в «Повести временных лет» как владения князя Рюрика. Согласно на территории села похоронен Вещий Олег.

Помимо Георгиевской церкви, в Старой Ладоге есть одноимённый музей-заповедник, Староладожская крепость, женский и

Старинный православный храм Ладожского благочиния Тихвинской и Лодейнопольской епархии. Образец церковной архитектуры домонгольского периода. Памятник древнерусского зодчества XI-XII веков, расположенный на территории Староладожской крепости.

История создания храма

Более восьми веков устремлен в небо купол Георгиевского собора, самого изящного белокаменного храма, выстроенного, по преданию, в честь победы русичей над шведами и освященного во имя великомученика Георгия Победоносца. Точной даты возведения уникальной христианской святыни история не сохранила, а согласно легендам, построен Георгиевский храм в 1165-1166 годах, в период княжения в Мстислава Великого, сына .

По древней традиции возведение русичами храмов приурочивалось ими к знаменательным военным событиям, одним из которых в начале XII столетия и стала триумфальная победа ладожан и новгородцев над шведами, осадившими . Сведения об этом славном эпизоде доблестного ратного прошлого, красочно описанные древними историографами в первой Новгородской летописи, дошли до наших дней. В 1164 году новгородская дружина под командованием князя Святослава Ростиславича и посадника Захария вместе с защитниками Староладожской крепости наголову разгромили у ее стен мощный шведский флот. С тех пор поле легендарной баталии, возле которого и возвели ладожане церковь Святого Георгия, носит название «Победище».

При возведении компактного небольшого храма, площадь которого всего 72 квадратных метра, а высота - 15 метров, каменных дел мастера использовали известняковые плиты, чередуя их с тонким обожженным кирпичом (плинфой) и скрепляя ряды кладки раствором из гашеной извести и кирпичной крошки. Фасад церкви был покрыт таким же раствором, а внутренняя конструкция стен поддерживалась деревянным каркасом. Благодаря искусству древних зодчих от храма Георгия Победоносца, простого в архитектурном исполнении, веяло основательностью и мощью, которые подчеркивали и шестиугольная форма строения, и его массивность у основания, и три полукруглых выступа, и кокошники, украшенные фигурными зубцами из кирпича, и щелевидные окна (по четыре с южной и северной стороны), и шлемовидный купол со световым барабаном и восемью окнами. Второй ярус храма занимали хоры, на которые вела проложенная в стене узкая каменная лестница. По ней поднимались представители княжеского рода, чтобы присутствовать на богослужениях. Согласно преданиям, в 1240 году перед битвой со шведами именно в Георгиевской церкви молился о победе над врагом князь , позднее прозванный Невским. Спустя время хоры стали не нужны, и вместо них два угловых придела верхнего яруса соединили деревянным настилом.

Судьба Георгиевского храма неразрывно связана с историей крепости, внутри стен которой он был возведен. Шведы предпринимали неоднократные попытки захватить северный форпост, и в 1313 году им это удалось. Тогда они полностью разрушили цитадель, пострадала и Георгиевская церковь. Но уже через пять лет вновь были выстроены высокие неприступные стены, охватившие кольцом и храм Георгия Победоносца.

Строительство каменных зданий на Руси постепенно вытеснило деревянное зодчество. Способствовала этому не только лучшая оборонительная функция строений из камня, но и частые пожары, полностью разрушающие деревянные постройки. В начале XV века один из таких пожаров сильно повредил Георгиевскую церковь, и в 1445 году стараниями архиепископа Новгородского Евфимия II, радеющего о восстановлении православных святынь, церковь была не только наново оштукатурена и обновлен ее интерьер, но и стала главным храмом основанного им Георгиевского монастыря. Обитель имела и другое название - Ладожский застенный монастырь, из-за своего выгодного расположения под надежной защитой стен Староладожской крепости.

К середине XVII столетия церковь Святого Георгия стала соборным храмом Ладоги. Сохранились датируемые 1646 годом письменные свидетельства о постройке с юго-западной стороны от Георгиевской церкви деревянного . В летние месяцы богослужения проводились в Георгиевском храме, в зимнее время - в более теплой Дмитриевской церкви.

К 1678 году Георгиевский монастырь владел всего двумя крестьянскими дворами, и в начале XVIII века он перестал существовать. Последнее письменное упоминание о монастыре датируется 1722-1723 годами, хотя уже тогда иночествующих в нем не было, и в 1744 году церковь Святого Георгия стала обычным приходским храмом.

За века своего существования церковь Святого Георгия неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, что к началу XX столетия почти полностью исказило ее первоначальный внешний облик и внутреннее убранство. Большинство древних фресок было сбито со стен, и они оказались под вновь настеленным полом. Другая часть фресок скрылась за наслоениями штукатурки. Только росписи барабана оказались нетронутыми благодаря хорошо сохранившемуся слою краски. В 1584-1586 годах в ходе ремонтных работ над западным фасадом храма появилась небольшая звонница, а барабанный купол заменили конусообразным. В 1683-1684 годах храм был капитально отремонтирован: заложены четыре окна, растесаны оконные проемы в северной и южной стенах. В связи с повышением грунта вокруг церкви был на один метр поднят пол, из-за чего появилась необходимость повысить порталы. Стены укрепили дубовыми конструкциями, заведя их в толщу стен, и для большей прочности к западной стене храма примкнул притвор с двумя приделами, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.

В конце XIX века русский архитектор и реставратор Владимир Васильевич Суслов, исследуя русский Север и древнее зодчество в многочисленных экспедициях, внес предложение о комплексной научно-исследовательской реставрации Георгиевской церкви. На выделенные государством субсидии в 1902 году были проведены восстановительные работы: снаружи церковь оштукатурили цементным раствором, деревянные оконные рамы заменили металлическими, покрыли железными листами кровлю, установили цементный карниз. Внутренние работы коснулись только хоров - их отремонтировали, и пола - его покрыли метлахской плиткой на цементном растворе.

К сожалению, использование цемента при реставрационных работах оказалось слишком губительным для уникального памятника. Через несколько лет цементная штукатурка отслоилась, особенно пострадал цоколь здания. Внутри храма появилась повышенная сырость, отчего в углах поселилась плесень, а на фресках выступили кристаллы соли.

Следующая комплексная реставрация Георгиевского храма началась в 1925 году. Ее проводили специалисты архитектурно-реставрационных мастерских . Благодаря их усилиям храм освободился от более поздних наслоений и пристроек. В 1927-1928 годах и частично в 1933 году реставраторы из обновили фрески. К сожалению, из-за проводимой советским правительством антирелигиозной кампании все реставрационные мастерские были закрыты, а специалисты по восстановлению древних памятников уволены. Но проведенные ими ремонтные работы еще на несколько десятилетий дали большой запас прочности древним стенам Георгиевской церкви.

Бурное лихолетье Великой Отечественной войны не затронуло православную святыню, и уже в начале 1950-х годов группа архитекторов из Ленинграда начала восстановительные работы старинного храма, продлившиеся до начала 1960-х годов. Специалисты понизили грунт вокруг храма, соответственно вернув в первоначальное положение уровень пола; восстановили дверные проемы, раскрыли все заложенные окна, очистили кладку стен, заменили покрытие кровли и наново оштукатурили храм.

Масштабные исследовательские, научно-изыскательные и практические работы начались в конце 1970-х годов и продолжались без малого двадцать лет. Большая часть работ была завершена в 1996 году и церковь Святого Георгия Победоносца приняла тот облик, который изначально дали ей древние зодчие в далеком XII столетии. Участки фресковой настенной живописи были освобождены из-под наслоений и приведены в первоначальный вид.

Фресковая живопись храма

Храм Святого Георгия - один из немногих старинных русских храмов, в котором в неизменном виде дошла до наших дней уникальная фресковая живопись домонгольского периода, ставшая памятником мировой культуры. На южной стене храма изображены святые-великомученики - св. Ефстафий Плакида, св. Савва Стратилат и, предположительно, св. Дмитрий Солунский. В алтарном выступе жертвенника находились фрески богородичного цикла. Из четырех картин сохранилась всего одна - «Жертвоприношение Иоакима и Анны», изображающая родителей Богородицы, принесших в храм двух агнцев в благодарность за рождение дочери. В выступе диаконника находится самая известная в мире композиция «Чудо Георгия о змие», считающаяся самым первым изображением святого Георгия на коне, совершившим чудо. Две другие картины из этого цикла, к сожалению, полностью утеряны. Самая большая фреска - лик святого Николая Чудотворца, окруженный уникальной рамкой из росписей, стилизованных под мрамор. В простенках барабана находятся изображения пророков, фигуры которых окантованы декоративными арками с орнаментом в виде стеблей, листьев и цветов, а под куполом - 32-х фигурная композиция «Вознесение Господне», хорошо сохранившаяся до нашего времени.

Особый колорит внутреннему убранству храма придает декоративное оформление всех сцен и изображений святых. Разнообразные плетеночные орнаменты, декоративные арочки, панели полилитии гармонично вписываются в общий неповторимый облик, созданный древними новгородскими живописцами.

Среди островерхих башен и златоглавых куполов церквей Староладожской крепости стоит небольшой, но удивительно притягательный для ценителей старины храм Святого Георгия - возрожденная христианская святыня, уникальное творение древних зодчих.


В этом году исполняется 1701 год со дня кончины св. великомученика Георгия Победоносца – одного из самых чтимых на Руси святых, почитающегося покровителем Москвы. В первопрестольной в его честь было построено множество храмов, задолго до появления изображения святого на московском гербе, – одни пережили черные времена и сохранились до наших дней, другие погибли в годы советской власти.

Святой Георгий родился в Ливанском городе Бейруте (Берите) на побережье Восточного Средиземноморья в конце III века н.э. в аристократической, богатой и благочестивой семье – родители воспитали сына в христианской вере. Юноша поступил на военную службу при императоре Диоклетиане, ревнителе римского язычества и яростного противника христианства: именно при нем начались жесточайшие гонения на исповедников Христа. Император Диоклетиан заметил молодого, сильного и храброго воина, и святой Георгий, зачисленный в императорскую стражу, стал его любимцем.

И вскоре св. Георгий стал очевидцем неправедного суда над христианами, вынесшего им смертный приговор за истинную веру. Тогда воин, понимая, что эта участь ждет и его как христианина, завершил дела земные – освободил своих рабов и роздал имущество бедным – и сам явился к императору Диоклетиану. Перед грозным тираном св. Георгий открыто исповедал христианскую веру и обличил его злодеяния, выступив против императорского приказа о преследовании христиан.

Диоклетиан повелел заточить воина в темницу и жесточайше пытать, и, не добившись от него отречения от Христа, приговорил его к смерти через усечение головы мечом. Святой Георгий был казнен в Никомидии в 303 году – он не дожил до 30 лет. Святые мощи его были упокоены в Палестине, в городе Лидди, в посвященном ему храме, а голова была положена в таком же храме в самом Риме.

И уже после смерти великомученика произошло знаменитое Чудо св. Георгия о змие, которое не только усилило прославление святого, но и определило последующую иконографию его образа, а потом и сам московский Герб, – святого изображают на белом коне с копьем в руках, поражающим змия.

По преданию, на родине святого Георгия, в озере близ города Бейрута, действительно появился какой-то гигантский змей – возможно, крокодил или удав. Он представлял огромную опасность для местных жителей, так как они стали постоянно приносить ему человеческие жертвы по жребию, юношу или девушку, чтобы «задобрить» чудовище и утолить его голод, как в древние языческие времена. И однажды жребий пал на дочь самого правителя – опасность была такой, что даже отец не мог ничего для нее сделать. Девушку отвели на берег озера и привязали к дереву. И когда чудище вылезло из воды, вдруг появился «светлый юноша» на белом коне и ударом копья убил гадину. Так он не только спас девушку и местных жителей от беды и прекратил страшные языческие жертвоприношения, но и обратил все окрестное население в христианскую веру.

Святой Георгий считается покровителем воинства, домашнего скота и защитником от хищников. В его весенний праздник на Руси скотину впервые выгоняли в поле после зимовки. А вот осенний, ноябрьский праздник святого вошел в историю России как знаменитый «Юрьев день», празднуемый 26 ноября по старому стилю. В средневековые времена он был последним оплотом свободы русского крестьянства – именно в этот день раз в году им разрешалось самим переходить от одного помещика к другому, когда в конце ноября устанавливался крепкий санный путь, что давало возможность передвижения. И только при Иване Грозном, в 1581 году, это правило перехода было отменено, чем окончательно до самого 1861 года утвердилось жесточайшее крепостное право. Тогда и появилась известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

В старой, дореволюционной Москве было несколько храмов, освященных во имя св. Георгия. Часть из них уцелели до нашего времени – на Псковской горке в Китай-городе на Варварке, в Замоскворечье, в Лучниках на Лубянке. Лубянская церковь открылась настолько в обезображенном виде, что в середине 1990-х годов, когда этот храм вернули верующим, не верилось, что эти руины вообще можно восстановить. И тогда же, после падения СССР, была выстроена Георгиевская церковь на Поклонной горе, явив собой новое направление в церковной архитектуре.

В центре старой Москвы существовал и целый монастырь, посвященный святому Георгию, – в одноименном переулке между Тверской и Большой Дмитровкой ныне осталась только красивая стена этой обители, а на месте снесенного большевиками монастыря построили типовое здание школы. Много и разрушенных приходских Георгиевских церквей – на Всполье в районе Бронной и Спиридоновки, в Хамовниках и на Красной горке на Моховой. Эта последняя церковь, стоявшая по соседству с главным зданием МГУ на Моховой, была связана с судьбой Московского университета.

Церковь стояла рядом с гостиницей «Националь», на том месте, где сейчас стоит сталинский дом №6. Название местности – Моховая – произошло, по одной из версий историков, от стоявших тут лавок, в которых торговали сухим мхом для конопачения деревянных московских домов. Или же тут просто было болотце, обильно поросшее мхом.

Георгиевская церковь на Моховой была основана, по преданию, самой инокиней Марфой, матерью первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Однако в исторической литературе встречается известие о том, что церковь упоминалась еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, и в 1462 году значилась каменной. Возможно, что древняя церковь сгорела дотла, и инокиня Марфа выстроила на ее месте новую, деревянную. И действительно, подтверждение этой версии находим в летописи при описании пожара в Москве в 1493 году: пожар с Арбата перекинулся на «Неглину к каменной церкви к Егорию святому». А вот уже в 1629 году есть упоминание, что церковь «Георгия Страстотерпца на Горке древяна» сгорела – значит, в то время она действительно была уже деревянной. Возможно, что именно ее и основала или возобновила деревянной на месте каменной инокиня Марфа.

Храм был построен на возвышенности, где по всей вероятности, в древности весной справляли народные праздники на Красную Горку – отсюда и произошло название этой местности на берегу Неглинки. Праздновали весело – с хороводами, играми, гуляниями. По народному поверью считалось, что поженившиеся на Красную Горку будут счастливы всю жизнь. А поскольку праздник этот был весенний, в первое воскресение после Пасхи, то по традиции его отмечали там, где было много тепла и солнца.

Деревянная церковь сгорела в 20-х годах XVII столетия, и прихожане своими силами выстроили на том же месте каменный храм – в 1652-1657 г.г. Затем храм украшали и благоустраивали местные именитые и богатые домовладельцы, жившие в этом привилегированном районе старой Москвы: так, на втором этаже Георгиевского храма князья Барятинские освятили придел во имя св. Архистратига Михаила. В 1817 году именно в нем открылась временно домовая церковь Московского университета, – тогда этот придел был переосвящен во имя св. мученицы Татианы. Московскому университету пришлось перейти под сень святого Георгия, так как его собственная церковь в левом крыле главного здания на Моховой сгорела в пожаре 1812 года.

И именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в декабре 1825 года.

И здесь же, в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве – когда болезнь уже утихла в городе. Сначала преосвященный Дионисий отслужил в храме Литургию, а потом студенты подняли местные иконы и образ св. мученицы Татианы и перенесли их в большую университетскую аудиторию, где был совершен благодарственный молебен и провозглашено многолетие Государю Императору Николаю Павловичу и Августейшему дому. Затем святой водой окропили комнаты студентов, столовую и лекционные аудитории.

Однако богослужения в обычном приходском Георгиевском храме оказались неудобными для большинства университетских прихожан – наверх вела крутая лестница с большими ступенями, и не все пожилые люди могли ее преодолевать, особенно в плохую погоду, а совершать там отпевание было почти невозможно. К тому же второй этаж не отапливался, и нельзя было проводить богослужения в холодное время года – на которое и приходился главный университетский и престольный январский праздник Татьянин день.

Кроме того, помещение придела второго этажа было очень маленьким для проведения многолюдных университетских торжеств – священник Георгиевской церкви, Захарий Яковлев, который стал исполнять обязанности университетского священника служил в большие праздники и во время Великого Поста прямо в главном корпусе Московского университета.

Только в 1832 году император Николай I купил для университета соседнюю усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской, и построенную, возможно, самим Василием Баженовым. (Ныне это – Аудиторный корпус МГУ). И в его левом флигеле в 1837 году открылась новая домовая церковь Московского университета, действующая там и ныне. (подробней см. нашу публикацию от 25 января с.г.)

С того времени Георгиевская церковь опять стала обычной приходской. Только в ранние советские годы история вновь связала ее с судьбой Московского университета, когда его домовая церковь была закрыта большевиками почти сразу после революции. В январе 1920 года в Георгиевском храме тайком служили в Татьянин день, празднуя 165-летний юбилей Московского университета. Да и первые университетские богослужения после закрытия его собственной церкви вновь проводились в Георгиевском храме на Моховой.

Однако революция обрекла этот храм на уничтожение. В апреле 1932 года Моссовет просил ВЦИК разрешения снести Георгиевскую церковь и на ее месте построить элитный жилой дом в новом архитектурном стиле. Разрешение было получено, и в 1934 году знаменитый архитектор И.В. Жолтовский построил на Моховой многоэтажный дом, ставший самым первым в Москве образцом архитектуры «сталинского ампира», тихо шедшей на смену революционному конструктивизму. И хотя этот новый стиль так прозвали на метком и остром московском народном языке, действительно, для декоративного оформления здания Жолтовский вновь использовал элементы классической ордерной архитектуры, от которой отказался еще сам теоретик конструктивизма Ле Корбюзье. Иногда вообще писали, что произведение Жолтовского построено в итальянском стиле «Палладио», однако чаще его называли сталинским ампиром и горько иронизировали – «Ам-пир во время чумы».

Не случайным было это выражение – дом явно строился для высокопоставленной партийно-государственной элиты. Известный историк Москвы Сергей Романюк приводит данные о шлифованных деталях, о лепнине на потолке, о паркете без единого сучка, о полированных дверях и о комнате (алькове) для домработницы в каждой квартире этого «высеченного из камня памятника политике партии».

Но так случилось, что и в наше время еще раз судьба Московского университета и его домовой церкви оказалась невидимо связана с памятью старинного Георгиевского храма и самого святого покровителя Москвы. Именно в день праздника святого Георгия, 6 мая 1995 года, на верху Татианинской церкви МГУ на Моховой впервые после Октябрьской революции вновь водрузили большой деревянный крест. Он теперь хорошо виден с Манежной площади.

В Коломенском, в музее под открытым небом, Вы увидите трехглавый деревянный храм, это церковь Георгия Победоносца, созданная более трехсот лет назад. Храм привезли из Архангельской области в Москву сравнительно недавно - в 2008 году, а его история, завершившаяся счастливым финалом, необычна.

Церковь Георгия Победоносца в музее деревянного зодчества не путать с каменной Георгиевской церковью с колокольней на Вознесенской площади.

Храм был сооружен в 1685 году на средства прихожан в селе Семеновском на берегу небольшой речки Ерги, притока Северной Двины. Это был холодный храм, а рядом находилась деревянная теплая Рождественская церковь.

В пожаре 1720 года Рождественский храм сгорел, но церковь Георгия Победоносца, к счастью, уцелела. Позже сгоревший храм отстроили заново.

До советского времени оба храма были действующими и находились в достаточно хорошем состоянии.

Увы, в 30-е годы, когда повсеместно шла борьба с религией, церкви закрыли, их имущество разграбили, а помещения использовали под самые разные нужды. В 70-х годах XX века близлежащие деревни стали пустеть, храмы оказались заброшенными и стали ветшать. В конце XX века церковь Рождества Христова сгорела.

Долгие годы уцелевшая церковь Георгия Победоносца стояла без маковок, заброшенная и заросшая бурьяном. В 2003 году ее случайно обнаружил Иван Глазунов, сын известного художника Ильи Глазунова. По его инициативе и по решению московских властей памятник был перевезен в Коломенское .

Восстановление памятника архитектуры шло три года. Первоначально считалось, что строение было создано в XIX веке, но специалисты, проводившие реставрацию, сделали неожиданное открытие - они обнаружили полустершуюся надпись с указанием года освящения храма - 1688.

Храм имеет высокий подклет и представляет собой двухъярусное строение с маленькими окнами, построенное из сосновых бревен. Обратите внимание на декорированный пояс под крышей, здесь изначально и была обнаружена запись с датой освящения храма - 1688 год. Строение завершается бочкообразной крышей с тремя главками и крестами.

  • С восточной стороны храма - алтарная пристройка, завершающаяся также бочкообразной крышей
  • С западной стороны - крытое крыльцо и лестница, ведущая на верхний ярус. Первоначально крытая галерея опоясывала весь храм.

Церковь Георгия Победоносца доступна для осмотра снаружи в течение всего года. Вы увидите, что новые бревна немного светлее, чем старинные - XVII века. С мая по октябрь, купив билет, можно войти внутрь храма (зимой строение консервируется и закрывается). В подклете представлена экспозиция, рассказывающая об истории памятника архитектуры, в основном объеме храма представлена сохранившаяся живопись конца XIX века, украшавшая его внутренние своды.

Режим работы экспозиции в церкви Георгия Победоносца - лето 2019

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник - выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник - выходной день

Стоимость билетов на экспозицию в церкви Георгия Победоносца - лето 2019

  • Для взрослых - 150 руб.
  • Для школьников и пенсионеров - 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно