Домой / Мочеточники / Правописание тся и ться в глаголах. Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах

Правописание тся и ться в глаголах. Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах

Как средство связи они ушли в небытие. Их вытеснили короткие сообщения в Интернете, где зачастую правила русского языка использовать не принято. И даже если время от времени приходится писать текст, для этого используется компьютер, который указывает на ошибки и предлагает автоматически сделать исправления. Другая история начинается, когда в руках оказываются лист бумаги и ручка.

Наверное, у каждого были такие ситуации, когда приходилось рыться в памяти в поисках нужного правила написания слов. Достаточно часто спорным становится написание глаголов с сочетаниями -ться, - тся. Правила их написания входят в школьную программу русского языка четвертого класса. Но порой не только дети, но и взрослые делают ошибки при написании таких глаголов. Более того, неправильное использование мягкого знака - одна из самых распространенных оплошностей.

В чем причина? Недоученные уроки или простая лень, которая мешает разобраться, как правильно писать -ться и -тся? Правила, возможно, забылись, но ведь простую логику никто не отменял. Впрочем, учиться никогда не поздно!

Пишем по правилам

Еще в школе учитель пытается вложить в головы учеников, что глагол обозначает действие, и к нему ставится аналогичный вопрос, спрашивающий об этом действии. Таким образом можно составить следующее правило: -ться и -тся - суффиксы глаголов, написание которых зависит от поставленного вопроса «что делать?» и «что делает?». Следовательно, писать или не писать мягкий знак в глаголе определяет его наличие в вопросе.

Копаем глубже

Как еще можно запомнить правила -ться, -тся при написании глаголов? Да очень просто. Помните такое определение, как неопределенная форма глагола, когда нельзя выяснить его лицо, время и число? Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Учебник по русскому языку гласит, что инфинитив всегда пишется с мягким знаком. В остальных случаях следует использовать суффикс -тся.

Например:

  • Умываться - начальная форма - инфинитив. Не имеет ни лица, ни числа, ни времени.
  • Умывается - 3 лицо, единственное число, настоящее время.

Если такой подход слишком сложный, можно выбрать более легкий вариант.

Включаем логику

Не обязательно заучивать выдержки из учебника, нужно всего-то «разделить» глагол. Дело в том, что «-ся» - это возвратная частичка слова «себя». И если глагол «разделить», то сразу станет понятно правописание -ться и -тся. Правило станет лишним, если копнуть немного глубже .

Например: одевать себя - одеваться; он одевает себя - он одевается.

В следующий раз, если глагол введет в заблуждение, нужно вспомнить один из представленных вариантов проверки и правило написания --ться, -тся больше не будет камнем преткновения.

Конечно, можно найти массу оправданий, ссылаться не невнимательность и поспешность, и продолжать с чистой совестью делать одну и ту же ошибку. Но ведь это так же смешно выглядит на письме, как если бы кто-то использовал сочетания «жы» и «шы». Тем более что определить, какой именно суффикс следует писать, не так уж и сложно. А вот допускать себе глупо выглядеть в глазах читающего непростительно.

Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревья стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает? или что сделает? , то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

На вопрос когда пишется -ться- а когда -тся-? заданный автором торосистый лучший ответ это если в конце вопроса есть "ь" (что делатЬ, что сделатЬ) , то и в глаголе есть ("тЬся"), если нет (что делает, что сделает) , то и в глаголе нет ("тся")

Ответ от Осока [новичек]
















16. Не сокращ. !





























Ответ от Двутавровый [активный]
з


Ответ от Илья Анисимов [новичек]
ЗАДАЙ ВОПРОС ЧТО ДЕЛАЮТ ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ


Ответ от Nurila [новичек]
Нужно задать вопрос к глаголу.
Например: прятат (?)ся - что делаТЬ? - в вопросе есть мягкий знак, значит и в глаголе нужно писать "ться" с мягким знаком.
Теперь про "-тся". Если мы задаём вопрос к глаголу, и он отвечает на вопрос "что делает? ", то мы видим, что там нет мягкого знака, значит, в глаголе мы пишем "-тся".


Ответ от Apriori [гуру]
что делать и что сделает


Ответ от Ёергей [гуру]
когда слово отвечает на вопрос что делать или что делает


Ответ от Владимир [гуру]
45 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись серьёзно!
1. Тире между подлежащим и сказуемым - не ставится.
2. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
3. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
4. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
5. Не забывайте про букву «ё", иначе не различить: падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
6. Кто не чёкнутый и не из чящи вышол, правильно пишет гласные после шыпящих.
7. Блестните неповерхносным чуством языка при написании непроизносимых согластных.
8. Надо придти к пониманию, что пишется только «прийти».
9. Пообтершись в корридорах оффисов, в будующем мы станем сведующими и прийдём к тому, что в наших текстах будет учавствовать всё меньшее колличество лишних букв.
10. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.
11. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
12. У слова «нет» нету форм изменения.
13. Без пол-литровки пол России не поймёт как пишутся сложные имена-существительные.
14. Заканчивать предложение местоимением - дурной стиль, не для этого оно.
15. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
16. Не сокращ. !
17. Проверяйте в тексте пропущенных и лишних слов в тексте.
18. Что касается незаконченных предложений.
19. Если неполные конструкции, - плохо.
20. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
21. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
22. Не стройте загадок из многоточия в конце исчерпывающего предложения…
23. Одного восклицательного знака вполне достаточно!! !
24. НИКОГДА! не выделяйте! слова. Человек, читающий текст с ВЫДЕЛЕНИЯМИ, чувствует, что его собственному пониманию смысла н е д о в е р я ю т.
25. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.
26. Правиряйте по словарю напесание слов.
27. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью.
28. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
29. Задействуйте слова в предназначении, истинно отвечающем осмысленности.
30. Неделите не делимое и не соединяйте разно-родное, а кое что пишите через дефис.
31. Неуместная аналогия в тексте выглядит как шуба, заправленная в трусы.
32. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
33. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
34. Сюсюканье - фу, бяка. Оставьте его лялечкам, а не большим дяденькам.
35. Будьте более или менее конкретны.
36. Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».
37. Кому нужны риторические вопросы?
38. Слов порядок речи стиля не меняет?
39. Нечаянно возникший стих собьёт настрой читателей твоих.
40. Стих, где рифма на глаголах строится, самым первым на помойку просится.
41. По жизни усекай насчёт своего базара: хочешь неслабо выступить, - завязывай в натуре с жаргоном.
42. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
43. Повторно повторять всё повторяющиеся однокоренные слова - это тавтология - лишнее излишество.
44. Если хочешь быть правильно понятым, не используй foreign language и варваризмы. Ферштейн?
45. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.

  • Образовательная: закрепление навыка определения инфинитива и форм 3 лица, произношения и написания глаголов на –ться, -тся;
  • Воспитательная: воспитывать внимание к слову, дисциплинированность, сознательность, через дифференцированное обучение воспитывать интерес к урокам русского языка;
  • Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока, оформление записей на доске и в тетрадях.

– Что такое глагол?
– Какая форма является для глагола начальной?
– На какие вопросы отвечает инфинитив?
– Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина и переведите ее на научный язык. О чем здесь идет речь?

Сказка об инфинитиве.
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
– Эх вы, разве так надо спрягаться?
– А как? – спрашивают глаголы, – ты покажи!
– Я б показал, – сокрушается Инфинитив, – только у меня времени нет.
– Время мы тебе найдем, – обещают глаголы, – какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
– Давайте будущее, – говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, да не забудьте про Вспомогательный Глагол. \
Спрягается вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачес ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.

3. Дифференцированные задания на повторение пройденного материала:

1) Задание для 1 (слабой) группы учащихся:
– Выпишите из текста все глаголы в нФ (запись на доске):

Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

2) Задание для 2 (средней) группы:

– Спишите предложения и определите синтаксическую функцию инфинитива (запись на доске).

3) Для 2 (сильной) группы учеников (устно):

– Чем различаются глаголы говорить и сказать (видом – совершенным и несовершенным).
– Но если употребить их во 2-ом лице с отрицанием: (и) не говори; не скажи, то между ними обнаруживается совсем другое смысловое различие. Какое?
– Как можно изменить глагол, чтобы найти проверочное слово для написания безударной гласной в корне слова? (По лицам, временам, в прошедшем времени – по родам.) Докажите ответ с помощью примеров.

4. Новый материал. Правописание -тся, -ться.

1. На доске записаны 2 глагола. Прочитайте их. Как они произносятся? А как пишутся? Почему? Давайте разберем их по составу.

Учиться учится.

– Вывод: на конце глаголов вы слышим -ца, а пишем -тся или -ться.
– А почему мы пишем один глагол с ь , а другой – без ь ? как определить, где нужно ставить ь , а где не надо? (Задать вопрос.)
– Давайте сравним еще 3 слова, запишите их в тетрадях, пропустив 3 строчки.

Водица водиться водится.

– чем различаются эти слова? Делается следующая запись:

– Вывод (попросим сделать сильную группу учащихся): если слово отвечает на вопрос кто или что и является именем существительным, то на конце пишется -ца, если слово отвечает на вопрос что делать? и является глаголом в неопределенной форме, то пишется на конце -ться, а если слово отвечает на вопрос что делает? и является глаголом в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица, то на конце пишется -тся.

– Чтение правила в учебнике.

4. Закрепление:

1. Продолжение записи в тетрадях и на доске:

Красавица, любуется, сестрица, улыбается, улица, веселится(веселиться), струится(струиться).

Получается следующая запись:

2. Игра “Кто последний?” учащиеся называют по очереди сначала глаголы, которые пишутся с ь, затем глаголы, которые пишутся без ь.

3. Дифференцированное задание (обратить внимание на орфограмму № 23):

– 1-я группа – по карточкам.

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно, рядом со словом поставь необходимый вопрос.

1. Когда слышит…ся (……………………)гром, не спеши выливать воду.
2. Если в корзине одна рыба испортилвсь, испортит…ся (…………………)вся.
3. Друг в беде узнает…ся (……………………).
4. Кто смерти не боит…ся (…………………), того и пуля сторонит…ся(…………………).
5. Как русский за штык берет..ся (……………………), так враг трясет…ся(………………).
6. Не потрудит…ся(…………………), так и хлеб не родит…ся(………………).
7. Если не совесть работаешь, стыдит…ся (………………) не придет…ся(………………).
8. Кто учит…ся(…………………)без книги, тот все равно что черпает воду решетом.

– 2-я группа – упр. 638.
– 3-я группа – упр. 640.

5. Итог урока. Коллективное задание. Слова для диктовки(писать только номер слова и ставить +, если ь пишется, и -, если ь не пишется):

1)запираться на засов; 2) употребляется в глаголе; 3) удивляться пению; 4) расстилается туман;5) собираться в школу;6) надо заботиться о здоровье; 7) всегда пригодится; 8) получается вкусно; 9) зима кончается; 10) сдается без боя.

Образец записи:

1) +; 2) -; 3) +; 4)-; 5) +; 6) +; 7) -; 8) -; 9)-; 10) -.

6. Домашнее задание: п. 110. упр. 639, найти в учебнике литературы пословицы, в которых есть орфограмма № 23 (ученики сами выбирают себе задание по силам).

БОУ «Знаменская средняя школа»

Прошивалко Марина Викторовна

Урок русского языка в 4 Б классе по теме: «Правописание ться и тся в глаголах»

Цели урока: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные : устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Приложение: Глагол ться, тся.ppt Слайд 1

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем …»

Назовите критерии устной и письменной работы на уроках русского языка.

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия;

Слайд 2

Для того чтобы продолжить работу, нужно повторить и вспомнить следующий материал:

Что называется глаголом?

На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

На какие вопросы отвечает глагол 3 лица ед. и мн. числа? -Какие глаголы называются возвратными?

(Работа в парах по карточкам)

У вас на партах карточки с вопросами, обсудите и соедините стрелочкой вопрос с правильным ответом.

Давайте проверим ваши ответы. Молодцы! Как вы думаете, для чего мы вспомнили и повторили этот материал?

Работают в парах, отвечают на вопросы, заполняют карточку

Зачитывают ответы.

( сигналы )

Зачитывают по одному ответу.

Для работы над новой темой.

Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.)

III . Самоопределение к деятельности

Создание проблемной ситуации

Цель этапа: Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди(т…ся).

Задание: Спишите поговорку, вставляя пропущенное сочетание букв.

Работаем в паре: сравните свои работы.

Итак, что же получается?

Задание было одно, а вы его выполнили по разному? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем?

Какой будет тема нашего урока ? Слайд 4.

Какую цель поставим перед собой?

Закончите фразу … слайд 5

Тся или ться?

Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами.

Мы ещё не знаем, когда пишется тся или ться

Тема: «Правописание глаголов с -тся и ться».

определить …

объяснить …

применить …

С амостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические формулирование проблемы (П)

IV . Поиск решения проблемы

Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему.

Распределитесь на 4 группы , даны слова, понаблюдайте за ними, сделайте два вывода по вашим наблюдениям Слайд 6

Пожалуйста, расскажите о своих выводах.

Какие способы проверки открыли.

Слайд 7.

Сравним наше открытие с правилом учебнике. Стр.104

Для чего мы сформулировали новое правило? Где оно может нам понадобиться

1 способ: Если в вопросе есть ь - то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь - пишем -тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе -ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся.

При выполнении заданий

Умение строить монологическое высказывание (К.)

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)

V. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

Игра «Посели слова в домик»

Кому было трудно? Легко?

физминутка

1.Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор карточку 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш карточку 3.

1 ур. - Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?)

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы.

Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Проявлять стремление - стремит…ся

Они испытывают волнение - волнуют…ся

Допускать ошибки - ошибат…ся

Он испытывает радость радует…ся

Проверка 1 и 2 уровня вместе.

Проверка 3 уровня самостоятельно со слайда.

Запись в тетрадях в два столбика.

Проверка по образцу, самооценка

Работа по карточкам:

Ребята выходят к доске

Слайд 8

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)

V I .Вторичное закрепление

Работа с учебником (стр. 105)

Упр. 219 по вариантам.

Выписать предложения 1в1,2 предл.2 вар3,4 предл

Самопроверка по образцу

Умение давать самооценку. (Р.)

Умение слушать (К.)

Итог урока

Цель этапа :Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты

Какую цель ставили перед собой на начало урока?

Кто считает, что достиг поставленных целей?

За что бы вы себя похвалили?

Кому сможете объяснить новое правило?

Обращают внимание на слова:

определить …

объяснить …

применить …

Умение логически рассуждать, делать выводы (П.)

Умение слушать и понимать речь других(К.)

Рефлексия.

Подсчитывают баллы, оценивают

Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р.)

Дополнительно «Услышь слово, объясни!»

1. Дело мастера боится. .

2. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

3. Пчелка маленькая,и та трудится.

4.Слухами земля полнится.

5. Как аукнется, так и откликнется.

Приложения

1 ур. - Запишите пословицы, выделяя изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?) брат…ся - ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

Проявлять стремление - ….

Они испытывают волнение -…..

Допускать ошибки -……

Он испытывает радость- ……