Домой / Язва / Разряды частиц по функциям. Разряды частиц

Разряды частиц по функциям. Разряды частиц

Во время изучения базового курса русского языка ученики с каждым годом сталкиваются с новыми терминами и углубляются в изучение уже знакомых тем. И рано или поздно они знакомятся на уроке русского языка с частицами. Поскольку частицы не самостоятельная часть речи, многим кажется, что в их использовании не может возникнуть каких либо сложностей. Это же не существительное или глагол. Но, на самом деле, все не так. Существуют разряды частиц по значению и функции. Их нужно уметь различать и использовать. И чтобы было проще выполнять упражнения на разряды частиц, разберем все их особенности на примерах.

Что такое частица?

Начнем с определения, чтобы лучше понять, что же представляет собой частица. Прежде всего, это служебная часть речи. Она используется, чтобы выразить оттенки значений слов.

Что значит служебная часть речи? Самостоятельные части речи, такие как существительное, глагол и т. д. служат как бы кирпичиками для построения предложений. Служебные части речи используются для обозначения отношений между самостоятельными частями, то есть как бы соединяют их в одно целое.

Понятие о частице: разряды частиц

Необходимо запомнить, что частица не является членом предложения, как, к примеру, самостоятельные части речи. Однако существуют разряды частиц, выполняющих разные функции. В грамматике русского языка их выделяется три:

  • модальные частицы;
  • формообразующие частицы;
  • отрицательные.

Разберемся, чем отличаются эти разряды.

Модальные частицы

Этот разряд частиц еще называют смысловым, поскольку они помогают внести разнообразные смысловые оттенки в речь, выразить чувства говорящего и его отношения к предмету разговора.

Модальные частицы так же могут делиться на несколько групп, в зависимости от того, какой смысловой оттенок они носят.

Виды модальных частиц

Модальные частицы могут носить значение вопроса. Например: разве, неужели.

  • Неужели мы не пойдем туда?
  • Разве это верное решение?

Так же с помощью модальных частиц можно указывать на что-либо, в этом случае они обретают значение указания. Примеры: вот, вон и т.д.

  • Можно мне вот это пирожное?

Также этот разряд частиц может иметь значение уточнения, наример: именно, точно и т. д.

  • Именно это платье я и хотела купить.

Также частицы имеют значение выделения или ограничения. Примеры: только, исключительно, лишь и т. д.

  • Только посмотри, но не трогай.
  • Использовать можно лишь одну подсказку.

Это были виды модальных частиц, выделенные согласно смысловым оттенкам. Но также различают частицы согласно чувству, которое они помогают выразить.

К первому виду относятся восклицательные частицы. Примеры: что за, ну и, как и др.

  • Что за красота!
  • Ну и выбор он сделал!

В отдельной группе состоят частицы, помогающие выразить сомнение. Примеры: едва ли, вряд ли.

  • Едва ли мы пойдем туда завтра.
  • Вряд ли стоит покупать эти цветы.

Так же частицы могут быть использованы для усиления. Примеры: даже, ведь, ну.

  • Даже не пытайся!

Формообразующие частицы

Данный разряд частиц может помогать образовывать формы условного и повелительного наклонения, сравнительной степени. Эти частицы могут оказывать воздействие на значение глагольных форм. Таким образом, они влияют на самостоятельные части речи.

Виды формообразующих частиц

К первому виду относятся частицы, помогающие образовать форму повелительного наклонения. Примеры: пускай, давай, пусть и др.

  • Давайте дружить!

Также формообразующие частицы используются для образования сослагательного наклонения. Примеры: б, бы и т. д.

  • Я хотел бы купить мороженое.

Кроме того, частицы могут участвовать в образовании формы сравнительной степени:

  • Эта фотография менее интересная.

И, как уже было сказано, частицы могут влиять на глагольные формы:

  • Выйдет, бывало, на улицу…

Отрицательные частицы

Само название этого разряда частиц подсказывает, какую функцию они выполняют в предложении. Очевидно, что отрицательные частицы служат для обозначения отрицания действий, признаков, предметов и т. д. Всего отрицательных частиц две: не и ни.

Употребление частиц "не" и "ни"

Частица "не" в предложении обычно употребляется в роли основного отрицания.

  • Он сегодня не будет читать эту книгу.

Также стоит запомнить, что частица "не" может входить в состав устойчивых сочетаний. Их важно замечать в предложениях. Например: едва ли не, вовсе не, чуть ли не и т. п. Примеры употребления:

  • И вовсе не вру я!
  • Чуть ли не все гости собрались в маленькой комнате.

Так же частица "не" может встречаться в восклицательных или вопросительных предложениях при условии, если они начинаются с местоимений, наречий или частиц. Примеры: кто не, где только не, как не и т. д.

  • Где только не был он!
  • Как не согласиться на такое!
  • Кто не захочет пойти с нами?

Парадоксально, но отрицательная частица не в сочетании с составным глагольным сказуемым при повторе служит для передачи утвердительного смысла.

Пример подобного предложения:

  • Он не может не позвонить нам.

Частица "не" в этом предложении встречается два раза, но служит для утверждения определенной мысли, а не для отрицания.

И если она выступает в роли основного отрицания, то "ни" служит для его усиления:

  • Вокруг нет ни одного дома.

Частица "ни" так же может быть частью устойчивых сочетаний. К ним относятся: ни пуха ни пера, ну слуху ни духу и др.

  • Пропал совсем, и теперь от него ни слуху ни духу.

Как и частица "не", "ни" так же может быть использована для усиления утвердительного смысла высказывания, если сочетается при этом с местоимениями или наречиями (кто ни, куда бы ни, что ни и т. д).

  • Что ни предложи, ему все не нравится.
  • Куда бы ни пошел, везде одно и то же.

Сложности использования частиц "не" и "ни"

В отличие от других, описанные две частицы вызывают достаточно большое количество трудностей при использовании. Поэтому в этом пункте разберемся в особенностях написания частиц "не"/"ни".

Главный вопрос, связанный с правописанием, когда в предложении встречается "не", такой - писать эту частицу вместе или раздельно? Давайте выясним. Если частица "не" является частью двойных союзов или повторяющихся, она пишется раздельно.

  • Написал он не только эту картину, но и другую.
  • Работу он выполнил не столько поспешно, сколько небрежно.

Частица "ни" может писаться слитно с отрицательными наречиями и местоимениями, находясь при этом в безударном положении: никто, нигде и т. д. Такие местоимения и наречия обычно употребляются в отрицательных предложениях. Стоит отметить, что в этом случае при сказуемом уже будет использоваться основное отрицание, а местоимение/наречие будет выступать в роли его усиления.

  • Никого он так не любил, как ее.
  • Ничто у нее в душе не вызывало такого отклика, как эта картина.

В этих предложениях частица "не" выступает в роли основного отрицания.

Частица "ни" с местоимениями и наречиями будет писаться раздельно, если между ними стоит предлог. Например: никому - ни к кому.

  • Ни к кому не подошел он тем вечером.

Также необходимо видеть разницу между отрицательными местоимениями и наречиями и сочетанием местоименного слова с частицей "ни". Последние употребляются только в роли придаточных частей в сложноподчиненных предложениях. Сравните два предложения:

  • Никто не подошел к нему.
  • Он не знал, ни кто это был, ни где его искать.

Также довольно часто ученики путают следующие сочетания: "не один" и "ни один", "не раз" и "ни разу".

"Не один" используется в значении "много":

  • Не одно яблоко, а несколько.

"Ни один" используется в значении «никто»:

  • Ни один человек тебе не поможет = никто тебе не поможет.

"Ни разу" используется в значении "никогда":

  • Ни разу я не видел такой красоты!

"Не раз" используется в значении "часто":

  • Не раз я просил его о помощи.

Очень часто возникает ситуация, когда сложно понять, где ставить частицу "ни", а где "не"? Для этого стоит проанализировать предложение и найти, где в нем расположено главное отрицание. Там и будет стоять частица "не". Дальше в предложении может быть использован, к примеру, повторяющийся союз "ни…ни" с отрицательной частицей, которая будет служить усилением:

  • Мне не помог ни первый совет, ни второй.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что существует три разряда названных частей речи — модальные, формообразующие и отрицательные. Все эти разряды частиц с примерами приведены в статье. В каждый разряд включены различные виды частиц, имеющие разное значение и выполняющие разнообразные функции.

Чтобы понять, какой из разрядов частиц был использован, необходимо проанализировать предложение, поскольку частицы влияют на выражение оттенков значений слов.

Также необходимо усвоить, в каких случаях употребляются "не" и "ни", поскольку они имеют разное значение и могут дополнять друг друга в предложении. И, конечно, следует запомнить, в каких случаях частицы "не"/"ни" пишутся слитно с местоимениями и наречиями, а в каких - раздельно.

В данной статье мы познакомим вас со смысловыми частицами. Расскажем, для чего они служат, какую роль выполняют. Приведем примеры предложений, содержащих смысловые частицы. Рассмотрим различные группы частиц, объясним значение каждой из них. Научимся отличать их от омонимичных и других слов

Знакомство с частицами

Итак, начнем. Частица является служебной частью речи, которая может вносить эмоциональные оттенки или служит для образования особых форм слова. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. В русском языке существует много частиц. Нет четких требований к их запоминанию. Необходимо уметь видеть их в тексте и отличать от других служебных частей речи и омонимичных слов (например, наречий).

Частицы и омонимы

Напомним, что омонимами называют слова, которые одинаковы по написанию и одинаковы по звучанию, но разные по значению. Приведем несколько простых примеров: лук (оружие) и лук (растение), коса (косить траву) и коса (прическа из волос), мечи (множественное число от слова меч ) и мечи (от глагола метать ).

Важно научиться видеть частицы в тексте, уметь отличить их от других слов. Приведем такие примеры.

Давай ему по каплям надежду, и он сделает многое для тебя.

В данном контексте слово давай является не частицей, а формой глагола давать.

А сейчас пускай свой кораблик вниз по течению реки.

Здесь также слово пускай не может быть частицей, здесь это слово является формой глагола пускать.

Роль частиц в предложении

Для чего служат смысловые частицы? Для передачи дополнительного смыслового значения. Также эти смысловые элементы существуют для выражения отношения говорящего субъекта, усиливают его эмоции, расставляют в предложении необходимые акценты. Приведем примеры смысловых элементов.

  • Она приехала.
  • Неужели она приехала?
  • Она едва ли приедет.
  • Только она приехала?

Смысловые элементы в данных предложениях добавляют оттенки, как видно из приведенных примеров.

Группы и значение частиц

Выделяют такие группы: частицы смысловые, которые подчёркивают эмоциональность сказанного (приблизительно, вот), модальные (ну, да) и формообразующие частицы, которые в свою очередь нужны для образования особых форм слова, могут передать различные грамматические значения (пусть, да).

Уделим особое внимание смысловым частицам.

Значение смысловых элементов заключается в том, что они могут указывать, усиливать смысл сказанного. Делятся они на такие группы:

  1. Указательные (вон, вот, так, это, во).

Приведем пример в предложении.

  • Вот так мы получаем долгожданный результат нашей работы.
  • Вот именно это я хотел сказать.
  • Это в моей жизни.
  • Вон тот стакан дайте мне.

2. Выделительные и ограничительные (лишь, только, только лишь, всего-навсего, просто). Например:

  • Только лишь ты сможешь понять ход моей мысли.
  • Наше путешествие было просто незабываемым.
  • Всего-навсего незначительный штрих дополняет общую картину.

3. Усилительные (даже, ещё, даже и, просто, прямо). Приведем примеры.

  • Просто замечательная новость.
  • Даже сильный ветер не испортил мне настроение.
  • Ещё много лет я смогу приезжать к тебе в гости.

4. Определительно-уточняющие (именно, как раз, равно, чуть не). Здесь можно привести такие примеры.

  • Именно эти цветы были самыми прекрасными.
  • Как раз этот случай оказался решающим.
  • Люди уважали Василия именно за честность.

5. Вопросительные (неужели, разве, ли, ль).

  • Неужели результат твоей работы неоправдан?
  • Разве можно быть таким безответственным?
  • Разве можно забыть тебя?
  • Разве зеркало виновато, коли рожа крива? (пословица).

6. Отрицательные (не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не).

  • Вовсе не обязательно было мне писать письма.
  • Далеко не самые отрицательные примеры приводит это произведение.
  • Они сидели далеко не за партами, а в мерзлых окопах.

7. Восклицательные (что за, ну и, как).

  • Как прекрасен этот мир!
  • Что за музыка!
  • Ну и удивил ты меня!
  • Что за чудо эти сказки!
  • Как воздух чист!

8. Со значением сомнений (едва ли, вряд ли, якобы).

  • Вряд ли мы поедем отдыхать в августе.
  • Едва ли хватит ткани на покрой костюма.
  • Вам у нас якобы плохо.

Отличие частиц от других слов. Умение находить их в тексте. Примеры

Очень важно уметь отличать смысловые элементы от других частей речи. Для этого необходимо помнить, что к ним нельзя задать вопрос. Это главное их отличие от наречий. Но не надо преувеличивать значение смысловых элементов, так же как не стоит забывать, что чрезмерное употребление частиц ведет к засорению речи, и что немаловажно, потере ее смыслового значения.

Итак, приведем примеры смысловых частиц в предложениях.

Он повернул в переулок и пошел прямо. Зададим вопрос к слову прямо . Пошел (куда?) прямо . Прямо - это наречие, так как в данном предложении к этому слову можно поставить вопрос.

Это прямо чудо какое-то! В этом предложении к слову прямо вопрос поставить невозможно, следовательно, в этом предложении слово прямо мы можем отнести к частицам усилительного значения.

Приведем еще примеры.

Не все ученики запоминают материал одинаково просто. Поставим вопрос к слову просто. Запоминают (как?) просто . В этом предложении слово просто является наречием.

Теперь построим предложение так, чтобы к слову просто нельзя было поставить вопрос.

Просто невероятно сложно запомнить новый материал.

В данном предложении слово просто выполняет роль смысловой частицы усилительного значения.

Приведем еще один пример. На домашнее задание я потратил всего один час. В этом предложении слово всего является смысловой.

Теперь построим предложение так, чтобы слово всего стало, например, местоимением. Он всего боялся.

По значению частицы делятся на два разряда: формообразующие и смысловые.

Формообразующие частицы. Формообразующие частицы служат для образования конкретных грамматических форм слова.

Какие же грамматические формы образуются с помощью частиц? Внимательно рассмотри материал в таблице.



Смысловые частицы. Эти частицы привносят в предложение дополнительные смысловые оттенки. Они способны выражать эмоции говорящего, его отношение к тому, что произносится, особые интонации. Смысловые частицы в основном характерны для следующих стилей речи: разговорного, публицистического, художественного.

В таблице – несколько групп смысловых частиц, которые наиболее часто употребляются в живом языке.


Учти один важный момент. Усилительная частица и и , а усилительная частицаа омонимична сочинительному союзу а . Как их различить? Различить их можно, только ориентируясь на роль этих служебных частей речи.

Сравни предложения.

1) Мы приехали на дачу и тут же отправились к озеру.

2) Приехав на дачу, мы тут же и отправились к озеру.

В первом предложении и выступает в роли сочинительного соединительного союза, который связывает между собой однородные члены – сказуемые приехали и отправились . Во втором предложении нет однородных членов, само предложение – простое. Значит, нет оснований считать и союзом, так как союзу в этом предложении соединять нечего. Следовательно, и в этом предложении – усилительная частица.

Рассмотрим еще пару примеров – са в роли частицы и в роли союза.

1) Летом припасают, а зимой поедают.

2) А где вы любите отдыхать летом?

В первом примереа выступает в роли сочинительного противительного союза, стоящего между противопоставленными друг другу по смыслу частями сложного предложения. Во втором примере предложение простое, однородных членов нет – следовательно, а не может выступать в роли союза. Это усилительная частица.

Запомни этот ход рассуждения, когда тебе понадобится отличить частицу от союза.

Перейти на... Новостной форум Причастие как часть речи Признаки глагола у причастий Задание № 1. Причастие Задание № 2. Правописание причастий Контрольные вопросы по теме «Причастие» Что такое причастный оборот Употребление причастного оборота Обособление причастного оборота Задание № 1. Обособление причастного оборота Задание № 2. Ошибки в употреблении причастного оборота Контрольные вопросы по теме «Причастие и причастный оборот» Деепричастие как часть речи Морфологичексие признаки деепричастий Образование деепричастий Задание № 1. Образование деепричастий Задание № 2. Предложение с деепричастием Контрольные вопросы по теме «Деепричастие» Деепричастие в предложении Деепричастный оборот НЕ с деепричастиями Задание № 1. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов Задание № 2. Предложение с деепричастием Контрольные вопросы по теме «Деепричастие и деепричастный оборот» Наречие как часть речи Разряды наречий по значению Степени сравнения наречий Образование наречий Задание № 1. Разряды наречий по значению Задание № 2. Сравнительная степень у наречий и прилагательных Контрольные вопросы по теме «Наречие» (часть 1) Слитное и раздельное написание не с наречиями Е и И в приставках не и ни отрицательных наречий Н и НН в наречиях на о и е О и Е после шипящих на конце наречий Буквы А и О на конце слова в наречиях Дефисное написание наречий Мягкий знак на конце слова в наречиях Задание № 1. Правописание наречий Задание № 2. Правописание наречий Контрольные вопросы по теме «Наречие» (часть 2) Самостоятельные и служебные части речи Предлог как часть речи Производные и непроизводные предлоги Слитное и раздельное написание производных предлогов Задание № 1. Самостоятельные и служебные части речи Задание 2. Правописание предлогов Контрольные вопросы по теме «Самостоятельные и служебные части речи. Предлог» Междометие как часть речи Звукоподражательные слова Союз как часть речи Сочинительные и подчинительные союзы Правописание союзов Частица как часть речи Раздельное и дефисное написание частиц Различение частиц не и ни Задание № 1. Междометие Задание № 2. Междометие Задание № 3. Правописание союзов Задание № 4. Виды частиц Задание № 5. Различение частиц НЕ и НИ Контрольные вопросы по теме «Служебные части речи. Союз. Частица. Междометия и звукоподражательные слова» Функциональные стили речи Научный и научно-популярный стиль Официально-деловой стиль Задание № 1. Научный стиль Задание № 2. Официально-деловой стиль Контрольные вопросы по теме «Функциональные стили речи. Научный и официально-деловой стили речи» Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль Задание № 1. Публицистический стиль Задание № 2. Разговорный стиль Задание № 3 .Художественный стиль Контрольные вопросы по теме «Функциональные стили речи. Публицистический стиль. Разговорный стиль»

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

Частицы по значению подразделяются на три основные группы:

I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений. К таким частицам относятся:

а) указательные: вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Кр.);

б) определительно-уточняющие: именно, почти, точно и др. Купцы первые его очень любили именно за то, что не горд (Г.);

в) выделительно-ограничительные: только, только лишь, хоть, единственно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).

II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и модальные. Сюда относятся:

а) модально-волевые: пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну (Твард.);

б) модальные с их разновидностями: утвердительные: да, так, точно. Да, наша жизнь текла мятежно... (Н.); отрицательные: нет, не, ни. Нет! Весь я не умру! — Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы — стоять на крыльце и ни с места! (Т.), вопросительные: ли (ль), разве, неужели. Хорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-модальные: пожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. Пожалуй, ты прав. И, пожалуй, — силен сатана, — натворил бы я бед (Н.); Нам с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.); ...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство (Ч.); сравнительные: как бы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной передачи чужой речи: дескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол, Филиппов отец (Т.).

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки значения. Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и усиливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и др. Как! Разве все тут! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое... (Ч.)

Эмоционально-экспрессивные частицы могут составлять сочетания частиц: так вот, где уж, куда как, что за и др. Куда как чуден создан свет! (Гр.).

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.