Домой / Анализ мочи / Волонтеров научили работать с людьми с инвалидностью. Организация волонтерской деятельности в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов

Волонтеров научили работать с людьми с инвалидностью. Организация волонтерской деятельности в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов

">

Организация обучения привлеченных волонтеров для развития добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Описание проекта


Задачи проекта:



Коммуникабельность

Активная лидерская позиция

Социальная мотивация:



общественных движений, которые проходят обучение на курсах ">
центр"

1..Вводный блок

2.


3 .

4.

5. упражнения»

Блок тренинговых занятий

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Блок практических занятий

">

В процессе взаимодействия «ребенок - инвалид - волонтер» у последних зачастую возникали сложности в построении коммуникаций и понимании особенностей поведения детей с нарушениями развития. Поэтому возникла необходимость в проведении предварительной подготовки волонтеров, работающих с «особыми» детьми, приобретении ими теоретических и практических навыков работы с данной категорией детей.

Проект развития добровольческой деятельности «Не будем в стороне!» на базе БУ «Лангепасский реабилитационный центр» призван решить сразу несколько задач. Во-первых, это включение детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь посредством организации взаимодействия со здоровыми сверстниками. Во-вторых, формирование у подростков-волонтеров активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Задачи проекта:

1) Организация обучения привлеченных добровольцев (волонтеров) инновационным социальным технологиям и моделям работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями, их здоровыми сверстниками и их семьями;

2) Разработка и внедрение моделей интеграционных форм взаимодействия детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, здоровых детей и их семей;

3) Организация единого пространства по развитию добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в городе Лангепас;

4) Содействие в проведении культурно-развлекательного досуга, включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в культурно-развлекательные мероприятия, в том числе и интегративного характера.

Отбор волонтеров осуществляется по критериям:

Коммуникабельность

Активная лидерская позиция

Наличие опыта волонтерской деятельности -желание заниматься волонтерской

Социальная мотивация:

Желание улучшить жизнь людей в обществе;

Следование традиции оказания помощи нуждающимся людям;

Желание быть моделью поведения для других;

Желание показать свое неравнодушие к проблеме; - применение собственного опыта, знаний, навыков и приобретение новых - самореализация, личностный рост, самоутверждение;

Выполнения работы, приносящей удовольствие; - интересное проведение времени;

Механизм взаимодействия городских и общественных структур по реализации мероприятий программы

Реализация мероприятий проекта предполагает совместную работу учреждений, выработку единого плана мероприятий по интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. В учреждении развита система взаимодействия с городскими и общественными структурами города по реализации мероприятий социальной адаптации детей-инвалидов. Действуют соглашения о взаимодействии и взаимном сотрудничестве.

К реализации проекта привлечены волонтеры и добровольцы городских
общественных движений, которые проходят обучение на курсах "Школа
волонтеров" на базе БУ"Лангепасский реабилитационный
центр"

1..Вводный блок

Круглый стол «Роль волонтеров в организации помощи детям – инвалидам»

Цель: Раскрыть роль волонтёрского движения в оказании

семейно – центрированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в организации культурно – развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

– что такое добровольческая инициатива, её развитие;

– оказание помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, со стороны общества;

– развитие социальной активности семьи;

социальная адаптация детей-инвалидов;

2. «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с разными категориями детей с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров знаний об особенностях организации и содержания коррекционно – развивающего обучения разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

– аспекты медико-социальной работы

– основные направления и этапы психолого-педагогической коррекции;

– принципы и методы психолого-педагогической коррекции;

– специфика коррекционной работы с детьми с сенсорными дефектами и нарушениями речи;

– особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью;

– специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями

эмоционально-волевой сферы и поведения.

– правила сопровождения ребёнка в процессе прогулок, сопровождения до мест лечения, обучения, досуга; правила поведения на дороге;

3 .«Как установить контакт с разными категориями детей с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров умения устанавливать контакт с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

– знакомство волонтёров с методами развития профессиональной наблюдательности и формами общения с ребёнком;

– отработка таких навыков как установление контакта с ребёнком, невербальная коммуникация как способ эмоциональной подпитки ребёнка, физический контакт с ребёнком;

– пристальное внимание в общении с ребёнком.

4.«Организация развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров целостного представления о структуре организации развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

– этапы организации развивающего досуга ребёнка;

– основные сюжетные игры с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

– совместная досуговая деятельность как средство гармонизации детско-родительских отношений;

– развитие крупной и мелкой моторики, координации движений рук, кистей рук, глаз посредством досуговой деятельности, использование игрушек при организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.«Игра как средство воспитания. Релаксирующие игры и упражнения»

Цель: Знакомство волонтеров с системой релаксирующих игр и упражнений, направленных на оптимизацию процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

– аспекты теории и практики использования игры в целях оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

– принципы организации игровой деятельности, её содержательная характеристика

Блок тренинговых занятий

Тренинг «Общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Обучение игре детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Влияние арт-терапевтических упражнений на развитие чувственного познания»

Блок практических занятий

Отработка теоретических знаний, полученных в ходе обучения, на практике. Организация мини-практик на базе групп отделения дневного пребывания БУ «Лангепасский реабилитационный центр», проведение акций и совместных мероприятий с применением технологий: мульттерапия, сказкотерапия, игротерапия, глинотерапия.

Результаты проекта

.


Весенняя Неделя добра

8 июня 2018 года Акция «Добровольцы детям»: проведение игровой программы «Если с другом вышел путь" .="">


">

За 2017 год обучены 11 волонтеров . Организованы совместные мероприятия: 06.06.2017 - Организация и проведение досугового мероприятия «В стране детства», 16.06.2017, 20.06.2017, 23.06.2017 - Организация и проведение игровой программы. 28.07.2017 - Проведение социально - познавательного мероприятия «Мы разные, но мы вместе». 25.08.2017 - Организация и проведение игровой программы. 07.04.2017 - Участие в акции «Всемирный день здоровья», 21.06.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия, 15.09.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия. Охвачены: несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья – 37, дети-инвалиды - 39

За первое полугодие 2018 года обучено 50 волонтеров, проведены следующие мероприятия:
17.02.2018 Акция «День проявления доброты»

Мероприятие направлено на формирование у подрастающего поколения основ доброго отношения к окружающему миру, готовность бескорыстно прийти на помощь нуждающимся. Приняли участие 17 воспитанников, 5 волонтеров.

15.03.2018 Проведение мастер-класса по изготовлению персонажей, декораций к мультфильму «Планета Земля». Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей. Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 7 воспитанников, 4 волонтера.

21.03.2018 Акция «Дети Солнца», приуроченная к Международному дню человека с синдромом Дауна.Распространение среди жителей города информационных флаеров, с целью привлечение внимания к проблемам людей с синдромом Дауна. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и желтые воздушные шары. Приняли участие 7 волонтеров.

2 апреля 2018 года Социальная акция «Запуск синих шаров», приуроченная к Всемирному дню аутизма. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и синие воздушные шары с целью привлечение внимания к проблемам людей с РАС. Приняли участие 4 воспитанника, 3 работника, 5 волонтеров.

Организация двигательной активности несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни. Приняли участие 43 воспитанника, 5 волонтеров.

Весенняя Неделя добра

17 апреля 2018 года игровая программа для воспитанников. Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей.Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 19 воспитанников,10 волонтеров.

8 июня 2018 года Акция «Добровольцы детям»: проведение игровой программы «Если с другом вышел путь". Волонтеры из аниматорского отряда «Фиеста» совместно с несовершеннолетними изготовили ромашки. Мероприятие направлено на формирование позитивных эмоций, расширение социальных контактов. Приняли участие 9 воспитанников, 9 волонтеров.
Разработан Сборник материалов по работе с волонтерами в рамках проекта "Не будем в стороне",буклеты, памятки. Практика по привлечению волонтеров публиковалась в справочнике Выпуск №1 "Лучшие практики привлечения добровольцев (волонтеров) в организации социального обслуживания Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры."

В рамках реализации проекта "Не будем в стороне!" достигнуты следующие результаты;

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями в подростковой среде;

Снижение изолированности детей-инвалидов и их семей;

Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

Развитие коммуникативных навыков детей инвалидов.

25 августа в Российском государственном социальном университете при поддержке социально значимого проекта «Эконер» и Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ состоялся Круглый стол «Инвалиды и волонтёры: аспекты взаимодействия».

В мероприятии приняли участие около 30 человек, среди которых - представители некоммерческих организаций, ресурсных центров и фондов, волонтёрских сообществ, руководители различных социальных проектов. Вместе и выступающие, и слушатели разбирались в том, как осуществить взаимодействие между волонтёрами и инвалидами, как научить молодых добровольцев оказывать «правильную» помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, а инвалидов – претворять в жизнь свои навыки и умения, получать образование и работу.

Модератором Круглого стола выступила руководитель проекта «Эконер: стимулирование форм участия молодых граждан в социальной помощи людям с ограниченными физическими возможностями» Элина Ибрагимова. Она поприветствовала участников мероприятия и сказала пару слов о деятельности самого проекта.

«В рамках данного проекта мы провели ряд мероприятий, проводим различные мастер-классы для детей, у которых есть те или иные проблемы со здоровьем. Также мы разрабатываем методические пособия, которые могут быть полезны в Ваших Центрах и НКО».

Сегодня качество жизни людей с инвалидностью является для государства ведущейсоциальной задачей. Оно основывается, прежде всего, на реализации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, на получении профессионального образования и трудоустройстве. Такого мнения придерживается соорганизатор мероприятия, руководитель Ресурсного учебно-методического центра РГСУ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Анна Карплюк. Она отмечает, что главным двигателем в этом направлении могут стать конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс».

«Уже сегодня к движению присоединилось 75 субъектов РФ. Движение охватывает категорию участников от 14 до 65 лет, и в этом году соберет около 1000 участников».

Помимо региональных центров развития движения в каждом субъекте будут созданы центры компетенций. Они будут отвечать за методическую составляющую, формировать экспертное сообщество, привлекать работодателей. По словам Анны Карплюк, благодаря таким масштабным проектам люди, которые прежде не имели отношения к жизнеобеспечению инвалидов, теперь могут стать сопричастными к решению глобальных задач, связанных с их профессиональным образованием и трудоустройством.

Сегодня идёт активное движение по обучению работе с инвалидами как сотрудников волонтёрских организаций, так и их руководителей. Только такие программы, по словам руководителя волонтёрского центра РГСУ Леонида Носонова, смогут способствовать взаимодействию между волонтёрами и инвалидами, причём не только в крупных городах России, но и в регионах.

«Было поддержано решение передать программу обучения волонтёров в регионы. Сейчас уже подписано 60 соглашений с регионами по созданию волонтёрских центров на базе проекта «Абилимпикс», — отмечает Носонов.

Недавно была создана концепция развития добровольчества до 2025 года. Сейчас активно развивается инфраструктура для вовлечения молодых людей в волонтёрскую деятельность. Поддерживаются программы и социальные проекты на федеральных молодёжных форумах. Одним из таких проектов стало социальное движение под названием «Вместе с тобой», которое нацелено на обучение волонтёров взаимодействию с инвалидами. Проект рассказывает об эволюции отношения общества к инвалидам, о проблемах, с которыми сталкиваются «особенные» люди в повседневной жизни, и по итогам теоретической части проводит квест по пониманию термина «инвалидность».

«Идея проекта состоит в том, чтобы проводить в городах центрального федерального округа двухдневный обучающий семинар. Такие семинары у нас уже прошли в Туле, Калуге, Москве и Нижнем Новгороде. За время реализации проекта мы привлекли к участию более 25 различных организаций: 8 волонтёрских центров, 11 общественных организаций и 6 государственных организаций», - обозначила руководитель программы «Вместе с тобой».

Обучать можно и нужно не только волонтёров, но и людей с ограниченными возможностями здоровья. О том, как можно из человека с проблемами речи и слуха сделать творческую личность, почему важно заниматься такими проектами с людьми с ОВЗ, и как могут при этом помогать волонтёры, рассказала участникам мероприятия арт-педагог Фонда «Со-единение» Анастасия Тарасова.

«Успех наших проектов определяют несколько звеньев, каждый из которых очень важен. Самое главное звено – это люди с ОВЗ, на которых направлены наше внимание и забота, я вижу в этих людях какое-то безграничное желание что-то делать, учиться, интерес, оптимизм».

Таким проектом-надеждой для взрослых людей с инвалидностью стал «Тихий Дон», который научил слепоглухих людей совместной деятельности, взаимодействию друг с другом и добровольцами.

После выступлений в рамках Круглого стола и под руководством модератора Элины Ибрагимовой для всех желающих был организован мастер-класс «Школа доброй воли». Участники волонтёры и инвалиды поделились опытом взаимодействия друг с другом. Добровольцы рассказали о часто возникающих проблемах в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, о том, как они пришли в эту сферу деятельности и почему. Инвалиды высказали своё мнение о том, как можно решить различные проблемы коммуникаций самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Тема людей с инвалидностью и тема волонтёрства и добровольчества будет в России актуальна ещё долгое время. Пока общество не преодолеет барьер в общении с инвалидами, не научится оказывать им необходимую помощь, пока сами граждане не захотят быть добровольцами, а люди с ограниченными возможностями здоровья не станут помогать им в преодолении психологических барьеров, такие социально-общественные мероприятия будут существовать, развиваться и набирать обороты по всей стране.

Роль добровольчества в организации социальной

поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Александрова О.Г., учитель начальных классов,

Базолина Н.Н., учитель начальных классов,

Поминова О.Г., учитель начальных классов.

Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб.

Проблема инвалидности является актуальной в современном обществе. Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества и семьи определенных дополнительных мер, средств и усилий. Как следствие, семья, имеющая ребенка-инвалида, оказывается в трудной жизненной ситуации, она испытывает социальные, психологические и материальные проблемы.

С целью привлечения внимания общества к проблемам семей с детьми-инвалидами в содружественной работе специалистов и родителей принимают участие добровольцы и благотворители, что приводит к полноценному развитию личности детей-инвалидов, к их социализации и интеграции в общество.

В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получили более широкое распространение в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.

Коллективом школы была разработана и внедряется социально-реабилитационная программа поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В реализации которой принимают участие добровольцы и волонтеры – студенты ставропольских вузов. Волонтерская деятельность позволяет студентам почувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в социальной поддержке, которая так необходима ребенку-инвалиду. В рамках направления «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации» педагогами, волонтерами, добровольцами и родителями детей-инвалидов реализуется ряд акций и мероприятий: акции-рейды «Мой чистый город», «Вам, ветераны», «Птицы – наши друзья»; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «А, ну-ка, девочки», «А, ну-ка, мальчики»; экскурсионно-туристические мероприятия «Край, мой родной», «Море, солнце и я!»; учебно-коррекционные занятия, художественно-творческую деятельность (занятия в художественно-творческих мастерских театра-студии «Вдохновение»), тренинги, консультации, деловые игры, круглые столы. Педагогами школы ежегодно проводится акция «Шаг навстречу», к участию в ней привлекаются волонтеры и добровольцы. Каждые два месяца в школе проводится, ставшая традиционной, добровольная акция помощи родителям дошкольников с нарушениями слуха, живущим в отдаленных районах края. Школа принимает участие в движении «Добрые Дети Мира».

Ежегодно проводится территориальный мониторинг семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Создан опорный пункт помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, состоящий из специалистов школы-интерната, волонтеров, благотворителей и родителей-добровольцев, при котором организованы группы кратковременного пребывания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных образовательной системой.

Социально-реабилитационная программа направлена на:

Приобщение родителей к образовательному процессу;
-организацию совместной деятельности родителей и детей;
-сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье;
-сокращение распространенности социального неблагополучия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
-на создание и использование эффективных технологий и методов, обеспечивающих получение стабильных педагогических и социальных эффектов в работе педагогов, волонтеров, благотворителей, родителей с детьми-инвалидами;
-содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защиту и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что помогает их интеграции в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Такой подход позволяет решить следующие задачи:

  1. Привлечь внимание общества к проблемам семей с детьми-инвалидами.
  2. Вовлечь студентов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую работу.
  3. Оказать психолого-педагогическую помощь семьям с детьми-инвалидами и детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых нет возможности посещать образовательные учреждения.
  4. Обогатить положительный социальный опыт родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, создать единую социальную среду в школе, семье и в обществе в целом.
  5. Организовать и расширить обмен родительским опытом между семьями, имеющими детей-инвалидов.

Результатом такой работы является:
1. Создание при содействии добровольцев системы взаимопомощи семьям, имеющим детей-инвалидов, а также условий для обеспечения дневного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья на период занятости родителей.
2. Реализация условий, обеспечивающих интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста в среду слышащих;
3.Участие добровольцев в обеспечении индивидуального и социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.
4.Определение направлений и содержания работы специалистов, организующих включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих в разные возрастные периоды.
5.Постепенное расширение интеграционного пространства жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
6.Оказание помощи учащимся в выборе профессий и самореализации в мире труда.
7. Подготовка методических материалов для родителей, волонтеров и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, при реализации нашей социально-реабилитационной программы коллектив школы сталкивается с такими препятствиями как:

  1. Географическая удаленность мест проживания семей от школы;
  2. Трудность общения с родителями (многие из них - инвалиды по слуху);
  3. Социальное положение семей (социально и материально неблагополучные семьи);
  4. Нахождение детей на попечении государственных или опекунов;
  5. Неграмотность родителей по вопросам специального коррекционного образования;
  6. Нежелание сотрудничать со школой.
  7. Ограниченные финансовые возможности школы.

Несмотря на возникающие трудности уже накоплен некоторый положительный опыт совместной работы добровольцев, благотворителей, родителей и специалистов школы-интерната в организации социальной поддержки семей с детьми-инвалидами: собраны материалы, вовлечены добровольцы из числа студентов ставропольских вузов.

15 июня 2017 году в Ресурсном центре НКО по Северо-Западному административному округу г. Москва состоялся обучающий семинар для волонтеров по работе с инвалидами. Данный семинар состоялся в рамках социального проекта «Вместе с тобой (подготовка волонтеров для работы с инвалидами)», получившего экспертную поддержку на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме».

Ведущими семинара были Екатерина Жимаева (руководитель социального проекта «Вместе с тобой (подготовка волонтеров для работы с инвалидами)», Александр Мягков (директор АНО «Доступ открыт», организатор «Московского фестиваля волонтеров»), Араксия Манукян (руководитель социальных проектов «Жизнь глазами инвалида», «Неделя Дружбы и Доброты», волонтер параолимпиады Сочи-2014), Наталья Королева (независимый общественный деятель).

Участниками семинара стали представили волонтерских организаций (РЦ «Мосволонтер») территориальных центров социального обслуживания (ЦСО районов «Раменки», «Можайский», «Фили-Давыдково», «Очаково-Матвеевское»), научного (ФГБНУ «Институт изучения проблем детства, семьи и воспитания РАО») и вузовского сообщества (Московский городской психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет), а также представители общественных организаций (АНО «Молодежный центр «Здоровье нации», «Доступ открыт», интернет-портал «DISLIFE»), сообщества молодых людей с инвалидностью (общество инвалидов района Щукино, «Молодежная площадка инвалидов ЗАО «Дорога вместе»).

Обучающий семинар состоял из двух частей. Вначале с приветственным словом к собравшимся обратились начальник отдела по работе НКО СЗАО г. Москва Наталья Белова и руководитель отдел инновационного развития волонтёрских программ РЦ «Мосволонтер» Ксения Кондаранцева. Затем ведущие семинара совместно с его участниками обсудили основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при взаимодействии с окружающим миром, специальные способы общения и специализированные технические средства и приспособления, используемые людьми с различными категориями инвалидности в повседневной жизни, а также правила взаимодействия и оказания помощи людям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями.

В ходе обсуждения этих тем ведущие и участники семинара делились друг с другом личными историями взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность. Наиболее яркими и запоминающимися выступлениями стали выступления А. Мягкова, директора АНО «Доступ открыт», который рассказал участникам о его деятельности по организации досуга молодых людей с инвалидностью, а также выступление К.Кондаранцевой, которая поделилась личным опытом взаимодействия с человеком с ментальными нарушениями.

Кроме того, в ходе первой части семинара участникам семинара был показан видеоролик, рассказывающий об эволюции отношения к людям с инвалидностью.

Во второй части семинара его участникам предлагалось пройти квест, направленный на понимание инвалидности. В ходе него участники должны были посчитать деньги с завязанными глазами, пройти какое-то расстояние, используя при этом только одну ногу, объяснить жестами, что им необходимо купить в магазине.

После прохождения квеста, участники семинара поделились с ведущими и друг другом своими впечатлениями. В частности, они отметили, что семинар прошел в очень дружелюбной, теплой атмосфере, которая располагала к общению и взаимодействию с людьми, имеющими инвалидность. Кроме того, присутствующие признались, что полученные знания очень помогут им в ситуациях взаимодействия с людьми с инвалидностью.

Доклад для участия во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ»

Докладчик: Бабичева А. В. (Общественный фонд «Домик детства», Самара)

Волонтеры как носители альтернативных социальных практик в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Новая роль волонтерских организаций: путь от неспециальной помощи до реабилитации и социализации.

С начала 1990х годов, которые считаются официальным периодом зарождения волонтерского движения в современной России, волонтерские организации преодолели непростой период развития – от явления социально-маргинального, сильно зависимого от целого ряда социальных стереотипов, до феномена, в развитии которого на официальном уровне заинтересовано государство. Что касается содержания самой волонтерской деятельности, то и она закономерно претерпела целый ряд трансформаций. Особенно важной среди них можно считать преобразование волонтерского труда из неспециального (которым, наряду с физической помощью, уборкой территорий, ремонтом помещений и т.п., можно считать и спонсорскую помощь) в своего рода профессиональную деятельность, а именно, если говорить о волонтерстве в сфере детской инвалидности и сиротства, в непосредственную реабилитационную работу с воспитанниками детских социальных учреждений. Как правило, целью такой работы является, прежде всего, творческая реабилитация детей, а также элемент интеллектуального развития, социализации, в некоторых случаях профессиональной ориентации. Такой широкий потенциал реализуется в рамках мероприятий, регулярность и содержание которых значительно варьируется в соответствие с конкретными условиями работы, потребностями учреждения, особенностями аудитории и т.п.

Судить об этой динамике мне позволяет личный опыт волонтерской работы в рамках нескольких волонтерских проектов, а также систематическое наблюдение за работой аналогичных организаций России, общение и обмен опытом с коллегами-волонтерами в течение нескольких лет. На основе этого же опыта и знаний, так сказать, «изнутри» волонтерского движения будет строиться ниже представленный доклад, посвященный роли волонтера как носителя альтернативных социальных практик в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Волонтер как носитель альтернативных социальных практик для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского учреждения.

Разговор о подобной роли волонтера кажется наиболее состоятельным и показательным именно в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это вызвано, прежде всего, тем, что, по сравнению, например, со здоровыми детьми-сиротами, дети-инвалиды значительно больше ограничены в проявлениях своей жизнедеятельности, а значит и в социальной активности. В связи с физическими особенностями их жизнь преимущественно сконцентрирована в стенах учреждений, которые по профилю своей работы являются более закрытыми для внешних контактов, нежели школы-интернаты и детские дома для здоровых детей. В результате, набор социальных практик, из которых складывается опыт детей-инвалидов, как правило, также чрезвычайно ограничен.

В этой связи присутствие волонтера как представителя «большого мира», как лица извне ограниченного пространства учреждения является уникальным опытом. Волонтер в таких условиях является носителем нового, представителем всего другого , что не доступно ребенку-инвалиду. Волонтер выступает в качестве посланца «большого мира», рассказывая о нем, демонстрируя его на собственном примере и, таким образом, вводя ребенка в этот мир. Причастность волонтера к альтернативным, нетипичным социальным практикам, которые он в определенной степени транслирует ребенку-инвалиду, можно проявляться в нескольких формах.

Во-первых, волонтер как носитель альтернативных социальных практик содействует социализации ребенка. Как известно, социализация – это сложный и многообразный процесс, длящийся на протяжении всей жизни индивида и подразумевающий усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Как правило, ребенок-инвалид, живущий и воспитывающийся в условиях специализированного учреждения, проходит только первичную социализацию, т.е. уровень межличностных отношений в малой группе. Однако даже этот процесс для него ограничен, например, по той причине, что набор социальных ролей, с которыми знакомится ребенок, чрезвычайно мал. В наиболее типичном варианте этот набор выглядит так: родитель либо ближайший родственник либо опекун (часто отсутствует в жизни ребенка, однако даже если присутствует, то чаще всего лишь эпизодически), сотрудник учреждения (воспитатель либо учитель либо доктор либо другие сотрудники; в зависимости от специализации учреждения тот или иной его сотрудник играет одну из главных ролей в жизни ребенка), другой воспитанник учреждения (друг, сверстник; в целом, роль, столь же ограниченная в возможностях социализации), спонсор/даритель (роль, которая редко, но все же может присутствовать в социальном пространстве ребенка, однако представлена она, как правило, еще более эпизодически, чем роль родителя или опекуна).

Роль волонтера, как правило, является очень не типичной и, в этой связи, не всегда понятной для ребенка. В моем личном опыте это проявляется в том, что чаще всего знакомство с воспитанниками учреждения начинается с необходимых пояснений, кто такой волонтер. Для большинства воспитанников учреждений неизвестно само слово «волонтер». Кто-то из детей может задать прямой вопрос, что оно значит, и кто мы такие. Кто-то понимает смысл слова и, вместе с ним, смысл социальной роли волонтера опытным путем, в процессе общения. Однако во всех случаях ребенок, прежде всего, пытается примерить на волонтера знакомые ему роли. На начальном этапе общения дети могут воспринимать нас как дальних родственников или потенциальных усыновителей. Обращения к волонтеру «мама» или «сестренка» - обычная практика в такой работе. Нас могут воспринимать как учителей, которых нужно «слушаться», которые пришли «учить, давать задания». Нас могут воспринимать как спонсоров и встречать просьбами что-то купить, на что-то дать денег и т.п. И лишь после значительного времени регулярного общения ребенок может хорошо понять и усвоить смысл, который мы сами вкладываем в свою работу: с одной стороны, волонтер как старший товарищ, как друг, на которого можно во многом положиться, у которого можно спросить совета и помощи, а с другой стороны, волонтер как представитель «большого мира», как человек, который готов делиться своими знаниями и опытом, человек, несущий в мир ребенка нечто иное, нечто нетипичное, интересное.

Усвоение этого смысла не всегда происходит быстро и просто: дети не знают, как вести себя с нами, как говорить, как относиться к нам. Часто непосредственную работу в рамках мероприятий приходится подкреплять личными беседами по поводу того, что приемлемо, а что нет в общении ребенка и волонтера. Этот процесс обычно трудоемкий и для воспитанников, и для нас. Однако чаще всего нам удается достичь внедрения роли волонтера в набор социальных ролей ребенка. На вопрос третьего лица «Кто это?» ребенок отвечает «Это волонтеры, мой друг/подруга». Появление волонтера соотносится у ребенка с ожиданием нового опыта, новых практик.

Кроме того, важным компонентом значения роли волонтера является безвозмездная и добровольная природа его работы. Этот феномен часто является уникальным даже для сотрудников учреждений, которые на протяжении некоторого времени не могут принять тот факт, что волонтер не получает денег за свою работу. Что касается детей, то для них новизной обладает тот факт, что волонтер работает, не имея обязательств перед ними или перед учреждением (он не сотрудник, не родитель и даже не воспитанник).

Второй важной формой, в которой альтернативные социальные практики транслируются ребенку волонтером, является восполнение социокультурных лакун через личный опыт волонтера. Очень часто знакомство будущего волонтера со спецификой работы начинается с удивления, вызванного тем, что определенные социальные и моральные феномены, очевидные для человека «из большого мира», совершенно не очевидны для воспитанника детского учреждения. Такие социокультурные и этические лакуны касаются, прежде всего, трех основных групп понятий: во-первых, семья и личные отношения, во-вторых, материальные ценности и имущество, в-третьих, социальные обязанности и моральная ответственность.

Часто в реальном опыте общения волонтера и ребенка с ограниченными возможностями здоровья все эти три группы понятий тесно переплетены. Например, для воспитанника учреждения чаще всего абсолютной абстракцией является понятие стоимости вещей, а также необходимость зарабатывать деньги ежедневным трудом для покупки той или иной вещи. Понятие работы, должностных обязанностей также являются скорее абстрактными, т.е. сами выражения «ходить на работу», «занят на работе» являются для воспитанника своего рода клише, которое конвенционально принимается, но зачастую не понимается, не соотносится с эмоциональным опытом (усталость, занятость, озабоченность и т.п.), с понятиями обязательств и ответственности. Этому способствует также тот факт, что большинство профессий и видов деятельности являются чуждыми, неизвестными для воспитанников учреждений. Похожая ситуация наблюдается и с понятием семьи, которое, несомненно, знакомо детям, но также является неким клише, не соотносимым с каким-либо реальным эмоциональным опытом, с понятиями ответственности за близких, особенностями быта и взаимоотношений внутри семьи и т.п. Закономерно, что наиболее очевидной этической лакуной для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является понятие ответственности – моральной, материальной, социальной, личной и т.п. Это проявляется в отсутствии бережного отношения к материальным объектам, в более выраженном детском эгоизме, в непонимании требований честности в общении с волонтером и т.п.

Частичное и постепенное восполнение этих лакун происходит в различных формах: в процессе живого общения и скорее бессознательного освоения ребенком определенных конвенций «большого мира» на примере волонтера, в форме целенаправленных разговоров на соответствующие темы, в форме мероприятий, посвященных тем или иным фрагментам социальной реальности (будь то массовые познавательные мероприятия или личная переписка волонтера с ребенком, включающая рассказы о профессии волонтера, о смысле его работы, об особенностях семейного быта и т.п.).

Из всего вышесказанного можно сделать еще несколько выводов, которые носят более универсальный характер. Это важность фигуры волонтера, во-первых, как психосоциального опыта другого , а во-вторых, как носителя социальной мобильности.

Волонтер как психосоциальный опыт другого.

Значимость феномена другого в процессе познания и самопознания индивидом была в полной мере осознана и доказана широким спектром социогуманитарных наук ХХ века, закреплена во множестве художественных форм. Таким образом, на сегодняшний день, априорная необходимость другого в формировании «я» является аксиомой. В контексте социальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья другой , хотя и не исключен полностью, но сильно редуцирован. Ограниченное пространство учреждения способствует постепенному снижению степени другости , по крайней мере, социальной в фигурах воспитанников и сотрудников учреждения. Иные же стандартные социальные роли, как указывалось выше, являются скорее фрагментарными, а часто, вообще, отсутствуют. В этой ситуации важность волонтера как абсолютного другого , на мой взгляд, не вызывает сомнений. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья волонтер как другой одинаково значим и в социальном, и в психологическом смысле. Если о социальной составляющей подробно говорилось выше, то психологическая составляющая развития заключается, прежде всего, в том, что, познавая другого , ребенок лучше и эффективнее познает себя: свои предпочтения, проявления своего характера, свои желания, способности и т.п.

Волонтер как проявление социальной мобильности.

Эта категория – социальная мобильность – также важна, прежде всего, для становления личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для его познания и самопознания. Обсуждая типичный набор социальных ролей, в рамках которых разворачивается первичная социализации ребенка, мы не отметили еще одной важной их особенности: все эти роли, как правило, являются строго закрепленными и ограниченными. Например, роль сотрудника учреждения (воспитателя, директора, доктора) имеет официальный характер, и носитель этой роли редко (хотя это и не исключено) входит в личное пространство ребенка, становится, например, его другом, наставником, близким человеком. С другой стороны, друг редко может выступать в качестве учителя, наставника, помощника. Роль волонтера гораздо более подвижна, гораздо более мобильна в социальном плане. Волонтер может выступать как спонсор, как опекун, как учитель, как друг, как помощник, как воспитатель, как официальное лицо. Все эти проявления не закреплены ни обязательной последовательностью, ни какими либо иными обязательными факторами. Чаще всего степень мобильности социальной роли волонтера зависит от конкретных условий, в которых осуществляется его общение с ребенком. Для ребенка это открывает гораздо большие возможности познания мира, выходящего за рамки учреждения, а также возможности самопознания.

Необходимость формирования института профессионального волонтерства с целью актуализации социокультурного и психологического потенциала роли волонтера в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Итогом этого небольшого доклада, который, несомненно, отражает лишь малую и наиболее общую часть специфики волонтерской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, может стать следующий вывод. Сегодня, когда, несмотря на одобрение волонтерства на официальном уровне, этот институт по-прежнему остается спорным, накопленный опыт волонтерства все же позволяет судить о значительной пользе такой работы. Пользе обоюдной – как для самого волонтера, так и для учреждения и его воспитанников. Пользе, которая во многом обусловлена именно тем, что этот труд носит добровольный и безвозмездный характер, что является значимым фактором не только и не столько с экономической, сколько с моральной и социальной точек зрения. Приведенный доклад отражает лишь первые наброски тех направлений работы, в которых может и должна вестись дальнейшая актуализация потенциала волонтерства в современной России. И такая актуализация должна касаться, прежде всего, создания и укрепления института профессионального волонтерства. Профессиональное волонтерство подразумевает объединение накопленного на данный момент значительного опыта практической работы, его концептуализацию и систематизацию с целью выявления и развития наиболее важных и продуктивных аспектов, а также с целью улучшения проблемных аспектов, которые также, несомненно, существуют. Волонтерская работа может и имеет все основания стать неотъемлемой частью психологической реабилитации исоциализации детей с ограниченными возможностями здоровья, приносящей гораздо более ощутимые результаты, нежели применение исключительно традиционных методов.

Анастасия Бабичева