Домой / Анализ мочи / Время правления невского. Правление Александра Невского (кратко)

Время правления невского. Правление Александра Невского (кратко)

XV. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И РУСЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ

(продолжение)

Александр. – Невская победа. – Ледовое побоище. – Соперничество с братом Андреем. – Политика в отношении к татарам. – Новгородские смуты. – Татарские численники и сборщики даней. – Последнее путешествие в Золотую Орду и кончина Александра. – Установленный им характер татарской зависимости.

Личность князя Александра Невского

Александр Ярославич принадлежит к тем историческим деятелям Северной Руси, в которых наиболее отразились основные черты великорусской народности: практический ум, твердость воли и гибкость характера, или умение сообразоваться с обстоятельствами. Большую часть своей юности он провел в Новгороде Великом, где под руководством суздальских бояр заступал место своего отца Ярослава Всеволодовича; а с 1236 года, когда Ярослав получил Киевский стол, Александр остался самостоятельным новгородским князем. Эти годы, проведенные в Великом Новгороде, бесспорно имели большое влияние на развитие его ума и характера. Деятельная, кипучая жизнь торгового города, постоянное присутствие западных иноземцев и почти непрерывная борьба веча с княжеской властью, конечно, производили на него глубокое впечатление и немало способствовали развитию той выдержанности характера и той гибкости, соединенной с твердою волею, которыми отличается вся его последующая деятельность. Внутренним качествам соответствовала и самая наружность Александра, красивая и величественная.

В 1239 г. двадцатилетний Александр Ярославич вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание происходило в Торопце, где он и "кашу чини", т.е. давал свадебный пир; "а другое в Новгороде"; следовательно, по возвращении в свое княжение Александр и здесь устроил широкое угощение. Вслед затем он с новгородцами ставит городки на реке Шелони, т.е. укрепляет западную окраину их владений; очевидно в таких укреплениях существовала тогда настоятельная нужда.

Невская битва 1240

Как известно, Великий Новгород был столь счастлив, что гроза Батыева нашествия миновала его и только юго-восточная часть его земли подверглась разорению. Но в то же самое время западные соседи, как бы сговорясь между собою, спешат воспользоваться разгромом Северо-Восточной Руси, чтобы теснить Великий Новгород, отнимать у него волости, грабить, разорять его пригороды и села. То были: Шведы, Ливонские Немцы и Литва. Здесь-то, в борьбе с этими внешними врагами, Александр обнаружил свои блистательные дарования и покрыл себя неувядаемой славой. Первыми испытали на себе его тяжелую руку шведы. Известно, что уже давно происходили столкновения с ними новгородцев на северных прибрежьях Финского залива, где шведы постепенно распространяли свое владычество, а вместе с тем и свою религию. Но нам неизвестно в точности, что послужило ближайшим поводом к шведскому походу на новгородцев в 1240 г., в царствование короля Эриха Эриксона. Очень вероятно, что он был предпринят под влиянием папских посланий, побуждавших шведов и ливонских немцев оружием подчинить католицизму русские Прибалтийские земли. Настоящею же целью шведского похода было, по-видимому, завоевание Невского побережья, а следовательно, и захват главного пути новгородской торговли с Северо-Западною Европою; причем, может быть, имелась в виду и Ладога, которою издавна стремились завладеть варяжские конунги.

Когда в Новгород пришла весть о появлении шведского ополчения в устьях Невы, Александр не захотел терять времени на посылку за помощью к своему отцу, тогда великому князю Владимирскому, ни даже собирать рать из разных пригородов и волостей новгородских. Он понял, что успех зависит от быстроты и решительности. А потому, помолясь в Софийском соборе и взяв благословение у владыки Спиридона, немедля выступил только с новгородскою и собственною дружиною; на пути присоединил ладожан и с этими немногочисленными силами поспешил встретить врагов. Он нашел их расположившимися станом на южном берегу Невы при впадении в нее речки Ижоры, и, не дав им опомниться, стремительно ударил на них (15 июля 1240 г.). Шведы потерпели полное поражение; следующею ночью они поспешили на своих шнеках удалиться в отечество. По словам русской летописи, ладожане и новгородцы потеряли будто бы не более двадцати человек убитыми. Она описывает при этом подвиги шести русских витязей, наиболее отличившихся; любопытно, что трое из них были новгородцы, а остальные трое принадлежали к собственной дружине князя. Например, новгородец Гаврило Олексинич, преследуя неприятелей, спасавшихся на корабль, вскочил на доску, был сброшен с нее в воду вместе с конем; но вышел из воды невредимым и снова вернулся в битву. Сава, один из княжих отроков, пробился к златоверхому шатру шведского предводителя и подрубил его столб; шатер рухнул; что обрадовало русских и навело уныние на врагов. Другой отрок княжий, Ратмир, пеший избил много врагов, был окружен ими и пал от тяжких ран. Невская победа обратила на Александра общее внимание и доставила ему громкую славу. Какое сильное впечатление произвела на современников эта победа, указывает сложившаяся тогда же легенда о явлении перед битвой св. Бориса и Глеба некоему Пелгусию, старейшине Ижорской земли.

Ледовое побоище с немцами 1242

Более упорная война должна была произойти с ливонскими немцами. Около того времени орден Меченосцев, подкрепив себя соединением с Тевтонским орденом, возобновил наступательное движение на Русь Новгородскую и в особенности направил свои удары на ближайшую к нему Псковскую область. В самый год Невской битвы немцы вместе с русским изменником Ярославом Владимировичем (пошедшим по стопам своего отца Владимира Псковского) взяли псковский пригород Изборск. Псковичи выступили против них, но потерпели поражение. Затем немцы осаждали самый Псков, где тогда происходили внутренние смуты. По словам летописи, врагов подвела какая-то изменническая партия с Твердилом Иванковичем во главе. Этот Твердило (кажется, потомок известного новгородского посадника Мирошки Нездилича) захватил себе посадничество в Пскове и начал свирепствовать против своих соперников; так что многие граждане с семействами своими бежали в Новгород. Не встречая отпора, немцы распространили свои завоевания и далее; перешли за реку Лугу и, чтобы упрочить за собой этот край, заложили крепость в Копорском погосте. Вместе с толпами передавшихся им Чуди и Води они доходили уже за тридцать верст до Новгорода, захватывали купцов с товарами, отнимали у поселян коней и скот; так что и землю пахать было нечем. К довершению бедствий в то время усилились набеги литовцев на Новгородскую землю. А между тем случилось так, что новгородцы сидели тогда без князя.

Всегда ревнивые к своим вольностям и ограничению княжеской власти граждане успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу в Суздальскую область. Новгородцы послали к Ярославу просить князя, и тот назначил другого своего сына Андрея. Но они понимали, что в таких трудных обстоятельствах им нужен Александр, и отправили владыку Спиридона с боярами просить именно его. Ярослав исполнил их просьбу. Александр ловко и быстро поправил дела. Он разорил строившуюся крепость Копорье, прогнал немцев из Водской области и перевешал многих переветчиков из Чуди и Вожан. Но между тем немцы при содействии изменников успели захватить в свои руки самый Псков. Александр выпросилу отца на помощь себе низовые, или суздальские, полки с братом Андреем; неожиданно явился под Псковом и взял в плен немецкий гарнизон. Отсюда, не теряя времени, он двинулся в пределы Ливонии.

Перед выступлением в этот поход на немцев Александр по своему благочестивому обыкновению молился усердно в соборном храме. Между прочим, по сказанию летописи, он просил Господа рассудить его прю с этим велеречивым народом. А немцы, собравши большую силу, будто бы похвалялись тогда "покорить себе Славянский народ". Во всяком случае из летописного рассказа видно, что борьба Руси с немцами в то время приняла уже характер племенной вражды, разгоравшейся от немецких притязаний на господство, действительно непомерных. Характер ожесточения в этой борьбе подтверждает и немецкая летопись, которая говорит, что в ней погибло до семидесяти рыцарей; а шесть рыцарей, взятых в плен, будто бы были замучены.

Когда передовые новгородские отряды потерпели неудачу, Александр отступил на Чудское озеро, и здесь на льду дал битву соединенным силам немцев и ливонской Чуди, где-то близ урочища Узмени. Это так наз. Ледовое побоище произошло 5 апреля; но лед был еще крепок и выдержал тяжесть обеих сражающихся ратей. Немцы построились в свой обычный порядок клином (или, как Русь называла его, свиньею) и насквозь пробили русские полки. Но последние не смутились: после жестокой рукопашной сечи русские смяли и поразили наголову неприятеля; а потом гнали его по льду на расстоянии семи верст. Одних рыцарей было взято до пятидесяти; они пешие шли за конем Александра, когда он с победными полками торжественно вступил во Псков, встреченный гражданами и духовенством с крестами и хоругвями. Сочинитель Сказания о великом князе Александре, изображая его славу, распространившуюся "до гор Араратских и до Рима Великого", восклицает: "О псковичи! Если забудете великого князя Александра Ярославича (освободившего вас от иноплеменников) или отступите от его рода и не примете к себе кого-либо из его потомков, который в несчастье прибегнет к вам, то уподобитесь Жидам, которые забыли Бога, изведшего их из работы египетской и пропитавшего в пустыне манною и печеными крастелями". После Ледового побоища ливонские немцы прислали в Новгород с просьбою о мире и заключили его, отказавшись от Водской и Псковской областей, возвратив пленных и заложников. Таким образом, Александр отбил движение Ливонского и Тевтонского ордена на восточную сторону Чудского озера; этим миром установлены между обеими, сторонами приблизительно те границы, которые оставались и в последующие века.

Ледовое побоище Александра Невского. Картина В. Назарука, 1984

Победа Александра Невского над литвой 1245

Русь Новгородская умеренно воспользовалась победою, оставив за немцами Юрьев и другие владения на западной стороне Чудского озера; ибо, кроме их, было тогда много и других врагов. Между прочим, Литва, все более и более забиравшая силу, вторглась в самую глубь новгородских владений. В 1245 г. она проникла до Бежеца и Торжка. Возвращаясь отсюда с большим полоном, преследуемые новоторами и тверичами, литовские князья укрылись в Торопец. Но пришел Александр с новгородцами, освободил Торопец от Литвы и отнял у нее весь полон, истребив до восьми литовских князей с их дружинами. Новгородцы после того воротились домой. Но Александр считал нужным довершить удар, чтобы отбить у Литвы охоту нападать на Русь. Он с одним своим двором, т.е. с одною княжьею дружиною, преследовал литовцев в Смоленской и Полоцкой земле и разбил их еще два раза (под Жижичем и под Усвятом).

Таким образом, Александр силою меча укротил всех трех западных врагов Руси. Но иначе приходилось ему действовать на другом поприще, со стороны азиатских варваров.

Поездка Александра Невского в Орду и ко двору великого монгольского хана

Сочинитель Сказания о Невском герое повествует, будто по смерти отца его Ярослава Батый послал звать Александра в Орду и велел сказать ему: "Мне Бог покорил многие народы; ты ли один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сохранить свою землю, то приди ко мне, да увидишь честь и славу моего царства". Александр взял благословение у ростовского епископа Кирилла и отправился в Орду. Увидев его, Батый молвил своим вельможам: "Истину мне говорили, что нет подобного ему князя"; воздал ему большие почести и даже многие дары. Такие рассказы суть не что иное, как обычное украшение повести о любимом герое. В Орде не осыпали дарами наших князей; наоборот, последние должны были там усердно раздавать подарки хану, его женам, родственникам и вельможам. По другим летописным известиям, молодой князь еще прежде бывал в Орде Батыевой, вероятно, сопровождая туда своего отца: без сомнения, от сего последнего он научился смирять себя перед грозной татарской силой и не помышлять более ни о каком открытом сопротивлении. По смерти Ярослава следующий за ним брат Святослав Юрьевский занял старший Владимирский стол. Но теперь всякие перемены в княжениях производились не иначе, как с ханского соизволения. Поэтому Александр и брат его Андрей вновь поехали в Золотую Орду, вероятно, хлопотать о княжениях. Батый отправил их в Великую Орду к хану Менгу. Братья совершили это трудное и далекое путешествие. Они воротились домой спустя около двух лет, неся с собой ханские ярлыки на оба великие княжения: Александр – на Киевское, Андрей – на Владимирское. И в прежнее время племянники не всегда уважали старшинство своих дядей, а теперь над князьями явилась власть еще высшая, неуважение к старым родовым обычаям встречается все чаще. Уже до возвращения Александра и Андрея младший их брат Михаил, князь Московский, отнял великое Владимирское княжение у дяди своего Святослава. Но Михаил, прозванный Хоробритом, скоро погиб в битве с Литвою.

Александр Невский и брат его Андрей

Александр, очевидно, не был доволен тем, что Владимирское княжение досталось младшему перед ним брату Андрею. Хотя Киев и считался старше всех городов Руси, но он лежал в развалинах. Невский герой не поехал туда, а пребывал или в Новгороде Великом, или в своих суздальских волостях, ожидая удобного случая завладеть стольным Владимиром. Неосторожность Андрея помогла ему в достижении этой цели.

В то время в Суздальской Руси была еще слишком свежа память об утраченной свободе и независимости, как в среде князей и дружинников, так и в самом народе. Многие с нетерпением сносили постыдное иго. К числу их принадлежал и Андрей Ярославич. Будучи великим князем Владимирским, он женился на дочери знаменитого Даниила Романовича Галицкого и, вероятно, заодно с тестем начал питать замысел о свержении ига. Но нашлись соперники и недоброжелатели, которые донесли Сартаку о замыслах Андрея. Хан послал против него войско под начальством ордынского царевича Неврюя с воеводами Котяном и Алабугою. Услыхав о том, Андрей воскликнул: "Господи! доколе мы будем ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне уйти в чужую землю, нежели служить татарам". Он, однако, отважился на битву, но, конечно, был слишком слаб, чтобы выиграть ее, и бежал в Новгород. Не принятый новгородцами, он с женою и боярами своими удалился за море к шведскому королю, у которого и нашел убежище на время. Нашествие Неврюя на Суздальскую землю повело за собою новое разорение некоторых областей; особенно пострадал при этом Переяславль-Залесский. Есть известие, не знаем насколько справедливое, которое приписывает посылку татарского войска на Андрея проискам самого Александра Ярославича. Знаем только, что во время Неврюева нашествия (1252) Александр находился в Орде у Сартака и воротился оттуда с ханским ярлыком на княжение Владимирское. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II пребывал тогда во Владимире. Он, духовенство со крестами и все граждане встретили Александра у Золотых ворот и торжественно посадили его в соборном храме на отцовском столе.

Александр Невский и Новгород

Александр деятельно принялся уничтожать следы последнего татарского нашествия на Суздальскую землю: возобновлял храмы, укреплял города и собирал жителей, укрывшихся в леса и дебри. Но времена были тяжелые, неблагоприятные для мирной гражданской деятельности. Все десятилетнее великое княжение свое Александр I Невский провел в непрерывных трудах и тревогах, причиненных внутренними и внешними врагами. Более всего доставили ему беспокойства дела новгородские. Хотя монгольское иго, сильно тяготевшее над Суздальскою землею, сначала и ослабило ее преобладание над Новгородом Великим, однако при первой возможности повторились прежние взаимные отношения этих двух половин Северной Руси. Утвердясь на великом княжении Владимирском, Александр возобновил политику своих предшественников, т.е. старался постоянно держать Новгород под своею рукою и назначать туда князем, в сущности же, своим наместником, кого-либо из собственных сыновей. Это место занял его сын Василий. Юноша шел по стопам отца, и вскоре успел отличиться в борьбе с Литвою и ливонскими немцами, которые вновь открыли враждебные действия против новгородцев и псковичей. Но большинство граждан Великого Новгорода более всего дорожило своими вечевыми порядками и вольностями и снова стало тяготиться зависимостью от сильного Суздальского князя. В связи с этими отношениями происходила обыкновенная смена посадников. В 1243 г. умер Степан Твердиславич; он представляет единственный известный нам пример посадника, который сохранял свое место тринадцать лет и умер спокойно при своей должности. Когда Василий Александрович занимал Новгородский стол, посадником был Анания, любимый народом как ревностный защитник новгородских вольностей. Но семья Твердислава не оставляла своих притязаний на посадничество; внук его Михалко Степанович, по-видимому, добивался этого сана уже с помощью суздальских сторонников. Торжество народной стороны, однако, высказалось в том, что она изгнала Василия Александровича, а на княжение к себе призвала Ярослава Ярославича, младшего брата Александрова.

Великий князь не замедлил показать, что не намерен терпеть такое своеволие. Он быстро явился с суздальскими полками в Торжок, где еще держался его сын Василий; а отсюда двинулся на Новгород. Ярослав поспешил уехать; в городе произошли обычные смятения и бурные веча. Меньшие люди, т.е. простонародье, руководимые посадником, вооружились, одержали верх на главном вече и присягнули стоять всем как один человек и никого не выдавать князю, если тот потребует выдачи своих противников. А вятшие, или более зажиточные, держали сторону князя и замышляли передать посадничество Михалку Степановичу. Последний с толпою вооруженных людей удалился в Юрьевский монастырь, в соседство Городища, или княжеской резиденции. Чернь хотела было ударить на двор Михалка и разграбить его; но великодушный посадник Анания удержал ее от насилия. Между тем некоторые переветчики уходили к великому князю и извещали его о том, что делалось в Новгороде. Расположив свою рать вокруг Городища, Александр прислал на вече требование о выдаче посадника Анании, грозя в противном случае ударить на город. Граждане отправили к великому князю владыку Далмата и тысяцкого Клима с мольбою не слушать наветов злых людей, отложить гнев на Новгород и на Ананию и занять вновь их стол. Александр не склонялся на эти просьбы. Три дня обе стороны стояли друг против друга с оружием в руках. На четвертый день Александр велел сказать на вече: пусть Анания лишится посадничества, и тогда он отложит свой гнев, Анания удалился, и великий князь торжественно вступил в Новгород, встреченный владыкою и духовенством со крестами (1255 г.). Посадничество получил Михалко Степанович, а на княжеский стол воротился Василий Александрович.

В это время шведы попытались было снова отнять Финское прибрежье у Новгорода и вместе с подручным себе народцем Емью начали строить крепость на реке Нарове. Но при одном слухе о движении Александра с суздальскими и новгородскими полками они удалились. Однако Александр хотел дать им новый урок и продолжал поход вглубь страны, обитаемой Емью; причем много народу избил или взял в полон. По словам летописи, русская рать должна была преодолевать большие трудности на этом походе в холодную, туманную погоду, в краю, наполненном скалами и болотами. Цель была достигнута; долгое время после того шведы не отваживались нападать на пределы Новгородские.

Татарская перепись в Новгороде

Уже в следующем 1257 году новгородские смуты возобновились. Причиною их на этот раз был слух, что татары хотят ввести в Новгороде свои тамги и десятины.

В 1253 г. умер Батый, а вслед за ним и Сартак. В Кипчакской Орде воцарился брат Батыя Берке. Около того времени великий хан Менгу велел произвести общую перепись жителей во всех татарских владениях, дабы более точным способом определить количество дани с покоренных народов. Такое распоряжение тяжело отозвалось в Русской земле. Конечно, в связи с этим делом и для смягчения его условий Александр Ярославич летом 1257 года ездил с подарками в Орду, сопровождаемый некоторыми удельными суздальскими князьями, в том числе братом Андреем, который успел воротиться из Швеции и примириться с татарами. А следующею зимою приехали из Орды численники; сосчитали население в землях Суздальской, Рязанской, Муромской и поставили своих десятников, сотников, тысячников и темников. Только чернецы, священники и прочие церковнослужители не были записаны в число, потому что татары духовенство всех религий освобождали от даней. Такое изъятие было установлено еще Чингисханом и Огодаем, которые руководились при этом не одною монгольскою веротерпимостью, но, вероятно, и политическими соображениями. Так как духовенство у всех народов составляло самый влиятельный класс, то основатели великой Татарской империи избегали возбуждать религиозный фанатизм, опасное действие которого они могли заметить особенно у мусульманских народов. Татары обыкновенно переписывали всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста, и собирали дани отчасти деньгами, отчасти наиболее ценными естественными произведениями каждой страны; с Руси, как известно, они получали огромное количество мехов. Главные дани были: десятина, т.е. десятая часть хлебного сбора, тамга и мыт, вероятно, пошлины с торгующих купцов и провозимых товаров. Кроме того, жители обложены были разнообразными повинностями, каковы, например, ям и корм, т.е. обязанности давать подводы и съестные припасы татарским послам, гонцам и всяким чиновникам, особенно поборы на ханское войско, ханскую охоту и пр.

Тяжесть всех этих налогов и повинностей, а в особенности жестокие способы их сбора, конечно, были известны новгородцам, и потому они сильно взволновались, когда услыхали, что и к ним придут татарские численники. Доселе Новгород не видал татар в своих стенах и не считал себя подчиненным варварскому игу. Начались бурные смуты. Горячие головы, называя изменниками тех, которые советовали покориться необходимости, призывали народ положить свои головы за св. Софью и Новгород. Среди этих смут был убит нелюбимый посадник Михалко Степанович. Сторону горячих патриотов держал и сам юный князь новгородский Василий Александрович. Услыхав о приближении отца с ханскими послами, он не стал дожидать его и убежал во Псков. На этот раз новгородцы так и не позволили себя перечислять и, поднеся дары ханским послам, выпроводили их из своего города. Александр сильно разгневался на сына Василия и отправил его на Низ, т.е. в Суздальскую землю; а некоторых его дружинников жестоко покарал за их мятежные советы: кого велел ослепить, кому отрезать нос. Варварское иго уже давало себя знать в этих наказаниях.

Напрасно новгородцы думали, что они избавились от татарских численников. Зимою 1259 года Александр снова приехал в Новгород с ханскими сановниками Беркаем и Касачиком, которых сопровождала многочисленная татарская свита. Предварительно пущен был слух, что войско ханское уже стоит в Низовой земле, готовое двинуться на Новгород в случае вторичного неповиновения. Здесь опять произошло раздвоение: бояре и вообще вятшие люди изъявили согласие на перепись; а меньшие, или чернь, вооружились с кликами: "Умрем за св. Софью и за домы ангельские!" Клики эти напугали татарских сановников; они просили стражу у великого князя, и тот велел стеречь их по ночам всем детям боярским; а новгородцам он грозил опять удалиться и предоставить их в добычу ужасной ханской мести. Угроза подействовала; чернь успокоилась и допустила численников. Татарские чиновники ездили из улицы в улицу, перечисляя дома и жителей и высчитывая количество даней. Чернь злобствовала при этом на бояр, которые сумели устроить таким образом, что дани были налагаемы почти равные на богатых и бедных; следовательно, для первых они были легки, а для последних тяжелы. По окончании переписи сановники татарские удалились. И то уже было немалым благом для Новгорода, что в нем, вероятно, по ходатайству великого князя, не поселились баскаки, как в других стольных городах. Александр поставил здесь князем другого сына своего, Димитрия. Как неприятна и тревожна была для него эта последняя поездка в Новгород, показывают слова, сказанные епископу Кириллу. На обратном пути во Владимир великий князь остановился в Ростове, где его угощали двоюродные племянники, князья Борис Василькович Ростовский и Глеб Васильевич Белозерский с своею матерью Марьей Михайловной (дочерью замученного в Орде Михаила Черниговского). Разумеется, первым делом по приезде сюда было помолиться в соборном Успенском храме и поклониться гробу св. Леонтия. Тут, принимая благословение и целуя крест из рук известного книжника, престарелого епископа Кирилла, Александр сказал ему: "Отче святый! твоею молитвою я здрав поехал в Новгород, твоею же молитвою здрав и сюда приехал".

Волнения против татар в Суздальской земле

Спокойствия, однако, не было. Едва в Новгороде затихли волнения, вызванные татарскою данью, как еще большие возникли в самой Суздальской земле, и по той же причине.

Около этого времени ордынские властители начали отдавать на откуп дани и налоги магометанским купцам из Средней Азии, т.е. хивинским и бухарским; русский народ называл их вообще бесерменами. Заплатив вперед большие суммы в ханскую казну, естественно, откупщики старались потом вознаградить себя с лихвою и выжимали из народа последние его средства. За всякую отсрочку платежей они налагали непомерные росты, или проценты; отнимали скот и все имущество, а у кого нечего было взять, того или детей его брали и потом продавали в рабство. Народ, еще живо помнивший о своей независимости, не вынес такого крайнего угнетения; сюда присоединилось и возбуждение религиозное, так как фанатичные мусульмане начали ругаться над христианскою церковью. В 1262 г. в больших городах, каковы Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль, Переяславль-Залесский, жители восстали при звоне вечевых колоколов и выгнали от себя татарских сборщиков дани, а некоторых избили. В числе последних находился какой-то отступник Зосима, в городе Ярославле он был монахом, но потом перешел в мусульманство, сделался одним из сборщиков дани и пуще иноплеменников притеснял прежних своих соотчичей. Его убили, а тело бросили на съедение псам и воронам. Во время этого возмущения некоторые из татарских чиновников спасли себя тем, что приняли христианство. Например, так поступил в Устюге знатный татарин Буга, который потом, по словам предания, своею набожностью и добротою приобрел общую любовь.

Естественно, что за этим мятежом неминуемо должно было последовать жестокое возмездие со стороны варваров. И действительно, Беркай собирал уже рать для нового нашествия на Северо-Восточную Русь. В такое критическое время выказалась вся политическая ловкость Александра, сумевшего отвести новую грозу. Он отправился к хану, чтобы " отмолить людей от беды ", как выражается летопись. Так как новгородцы снова находились в войне с ливонскими немцами, то, отъезжая в Орду, великий князь распорядился защитою Руси с этой стороны. Он послал свои полки и брата Ярослава Тверского на помощь сыну Димитрию. Новгородско-суздальская рать вошла в Ливонскую землю и осадила Дерпт, или старый русский город Юрьев. Последний был сильно укреплен тройными стенами. Русские взяли внешний город, но не могли овладеть кремлем и ушли, не успев отвоевать этого древнего достояния своих князей. Главною причиною неуспеха было то, что русские опоздали: они условились с литовским князем Миндовгом напасть на немцев в одно время; но пришли уже тогда, когда Миндовг воротился домой.

Смерть Александра Невского

Между тем Александр с большим трудом умолил разгневанного хана не посылать войска на Суздальскую землю; причем, разумеется, должен был великими дарами подкупать всех, которые имели влияние на хана. Ему помогло еще и то обстоятельство, что Сарайский хан был отвлечен междоусобною войною с своим двоюродным братом Гулагу, властителем Персии. Берке продержал Александра в Орде многие месяцы, так что великий князь наконец тяжко заболел, и тогда только был отпущен. Имея не более сорока пяти лет от роду, Александр мог бы еще долго служить России. Но постоянные труды, беспокойства и огорчения, очевидно, сломили его крепкое тело. На обратном пути, плывя Волгою, он остановился передохнуть в Нижнем Новгороде; затем продолжал путь, но не доехал до Владимира и скончался в Городце 14 ноября 1263 года. По обычаю благочестивых князей того времени он перед смертью постригся в монахи. Автор Сказания об Александре говорит, что когда во Владимир пришла весть о его кончине, митрополит Кирилл в соборной церкви объявил о том народу, воскликнув: "Чада моя милыя! Разумейте, яко погибаем!" Митрополит и духовенство со свечами и дымящимися кадилами, бояре и народ вышли в Боголюбове навстречу телу великого князя и потом положили его в монастырском храме Рождества Богородицы. Уже современники, по-видимому, причисляли покойного князя к людям святым, к угодникам Божиим. Автор его жития, в молодости знавший Александра, прибавляет следующую легенду. Когда тело князя положили в каменную гробницу, митрополичий эконом приступил к нему и хотел разжать его руку, чтобы архипастырь мог вложить в нее отпустительную грамоту. Вдруг покойный простер руку и сам взял грамоту у митрополита.

Значение деятельности Александра Невского

Главное значение Александра в русской истории основано на том, что его деятельность совпала со временем, когда характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям. И нет никакого сомнения, что политическая ловкость Александра много повлияла на эти устанавливающиеся отношения. В качестве великого князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов; но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси. И без того по своей дикости и степным привычкам не расположенные к городской жизни, особенно в северных лесистых и болотистых странах, не привычные к сложной администрации народов оседлых и более общественных, татары тем охотнее ограничились временным пребыванием в России своих баскаков и чиновников с их свитою. Они не тронули ни ее религии, ни ее политического строя и совершенно оставили власть в руках местных княжеских родов. Ханы и вельможи их находили столь удобным и легким пользоваться огромными доходами с покоренной страны, не утруждая себя мелкими заботами суда и управления, а главное, оставаясь среди своей любимой степной природы. Александр действовал в этом смысле усердно и удачно; отстраняя татар от вмешательства во внутренние дела России, ограничив ее только вассальными отношениями и не допуская никакого послабления княжеской власти над народом, он, конечно, тем самым содействовал будущему усилению и освобождению Руси. По-видимому, он ловко умел также уклоняться от известной обязанности подчиненных владетелей водить свои дружины на помощь хану в его войнах с другими народами. Повторяем, то был блистательный представитель великорусского типа, который с одинаковой ловкостью умеет и повелевать, и подчиняться, когда это нужно.

Александр Невский на Плещеевом озере. Картина С. Рубцова

Автор жития сообщает любопытное известие о посольстве папы Римского к Александру. Папа прислал к нему двух "хитрейших" кардиналов, чтобы научить его латинской вере. Кардиналы изложили перед ним Священную историю от Адама до Седьмого вселенского собора. Александр, посоветовавшись с своими "мудрецами", т.е. с боярами и духовенством, дал такой ответ: "Все это мы хорошо ведаем, но учения от вас не принимаем"; затем с миром отпустил посольство. И действительно, мы имеем папские грамоты к Александру и его предшественникам, которые показывают настоятельные усилия Римской курии подчинить себе Русскую церковь. А в грамоте Иннокентия IV к Александру с этою целью приводятся даже ложные ссылки на Плано Карпини, по словам которого будто бы отец Ярослава в бытность свою в великой Орде у Гаюка обратился в латинство. В известных записях Карпини нет о том ни слова .


Легенда о Пелгусии, равно и подвиги шести мужей вошли в сказание об Александре Невском, которое встречается в позднейших летописных сводах (Новгород, четвертом, Софийском, Воскресенском, Никонов.). Приводим эту легенду (по Новг. четвертому).

"Бе некто муж, старейшина в земли Ижерской, именем Пелгусии; поручена бе ему стража морская; всприят же святое крещение, и живяше посреде роду своего погана суща, и наречено бысть ему имя в святом крещении Филипп; живяше богоугодно, в среду и пяток пребывая в алчбе; тем же сподоби его Бог видению страшну. Уведав силу ратных, иде противу князя Александра, да скажет ему станы, обрете бо их. Стоящю же ему при край моря, стрегущю обои пути, и пробысть всю нощъ в бдении; яко же нача всходити солнце и услыша шум страшен по морю, и виде насад един гребущ, посреди насада стояща Бориса и Глеба в одеждах червленых, и беста руки держаще на рамах, гребци же седяща аки в молнию одены. И рече Борис: "Брате Глебе! вели грести; да поможем сроднику своему Александру". Видев же Пелгусии таковое видение и слышав такой глас от святую, стояше трепетен дондеже насад отъиде от очию его; потом скоро поехав к Александру: он же видев его радостныма очима, исповеда ему едину, яко же виде и слыша. Князь же отвеща ему: "сего не рци никому же".

Замечательную аналогию с этим рассказом представляет подобная же легенда, которою украсилась победа современника Александрова, чешского короля Пшемысла Оттокара, над угорским Белою на берегах Моравы в 1260 г. Сам Оттокар в письме своем к папе рассказывает, что один преданный ему благочестивый муж, оставшийся дома по болезни, в день битвы удостоился видения. Ему явились покровители Чешской земли свв. Венцеслав, Адалберт и Прокопий; причем Венцеслав сказал своим товарищам, что войско их (чехов) слабо и надобно ему помочь (Тургенева Histor. Russ. Monumenta, II. 349).

Хотя составитель Сказания об Александре говорит, что он писал по рассказам отцов, а об Невской победе слышал от участников и даже от самого Александра; однако рассказ об этой битве обилует явным преувеличением относительно врагов. Во-первых, в неприятельском ополчении кроме Свеев (Шведов) будто принимали участие Мурмане (Норвежцы), Сум и Емь. Убитых врагов будто бы было так много, что наполнено три корабля одними знатными людьми; а прочих, которым ископали ямы, было без числа. Не более 20 убитых с русской стороны слишком тому противоречит и показывает, что битва вообще не имела больших размеров. Имя шведского вождя обыкновенно не упоминается, хотя он называется королем Римским (т.е. латинским, или католическим). Только в немногих сводах летописей прибавлено Бергель, т.е. Бергер (Новгор. четверт.). При описании битвы в некоторых списках еще говорится, что тут был убит воевода их Спиридон (Новгородская первая); тогда как имя Спиридона носил в это время архиепископ Новгородский. Что касается до известного Фолькунга Биргера, женатого на дочери короля Эриха, то он возведен в достоинство ярла несколько позднее, в 1248 г. (Geschichte Schwedens von Geijer. I. 152).

П. С. Р. Лет. Летописи упоминают о поездке Александра к Сартаку и походе татар на Андрея под одним годом, не связывая между собою эти два события. Прямое известие о наговоре Александра хану против своего брата Андрея находим только у Татищева (IV. 24). Карамзин считает это известие вымыслом Татищева (Т. IV, прим. 88). Беляев старается оправдать Александра от этого обвинения ссылкою на умолчание известных нам летописей и повторяет мнение князя Щербатова, что наговор был сделан дядею Святославом Всеволодовичем, к которому и относит слова Андрея: "доколе будем наводить друг на друга татар" ("Великий князь Александр Ярославич Невский". Временник Об. И. и Др. IV. 18). Соловьев в своей истории полагает известие Татищева вполне достоверным (Т. II, прим. 299). Мы тоже находим его достоверным, если принять во внимание все обстоятельства; Александр, очевидно, считал себя обиженным после того, как Владимирским столом овладел его младший брат, вероятно, употребив для того перед ханом какие-нибудь ловкие извороты.

О великом княжении Александра Невского см. Летописи Лаврент., Новгород., Софийск., Воскресен., Никонов, и Троицкая. См. папские грамоты: к Юрию Всеволодовичу (Historica Russiae Monumenta. I. N. LXXIII) и Александру Ярославичу (ibid. LXXXVIII). Leben des heiligen Alexandri Newsky у Миллера в Sammlung Russischer Geschichte. I.

Годы правления:1252 1263

Из биографии

Внук Всеволода Большое Гнездо. (Князь Новгородский с 1236-1251 ,тверской (1247-1251),1251-Киевский,великий князь Владимирский с 1252).

В 2009- в России проводился телепроект «Имя России». Было предложено большое количество исторических личностей, которые имеют право стать «именем России» за свои заслуги перед страной и народом. Символом нации стал Александр Невский.

Александр Невский — символ России:

  • Невский — патриот страны, преданно любивший Русь. Вся его деятельность посвящена стремлению защитить страну от угрозы с запада и востока, облегчить положение народа в трудные годы ига Золотой Орды.
  • Это талантливый полководец, выигравший несколько важных битв, среди которых Невская битва и Ледовое побоище. Он продумывал тактику борьбы, вводил элемент неожиданности, умело использовал погодные условия, особенности местности, где проходили сражения, устраивал засады. А ещё он долго преследовал покорённого врага, изматывая до конца его силы, чтобы неповадно было ему вновь нападать на Русь.
  • А.Невский – это дальновидный политик, дипломат. Понимая, что Русь не готова ещё к отпору монголо-татар, он проводил политику мирных отношений с Ордой, пресекал все выступления против неё, чтобы не было бесполезных жертв.
  • Князь отличался личной отвагой, мужеством, храбро сражался с врагами Родины.
  • Невский — защитник христианства. Глубоко верующий человек, он не допустил распространения католичества, о чём так мечтали западные рыцари. Победа в Невской битве и на Чудском озере — это не только победа над врагом, а победа христианской веры. За это церковь канонизировала его, то есть причислила к лику святых.

Таким образом, победа в проекте « имя России»- заслуженная. Александра Невского помнит и чтит Россия.

Исторический портрет Александра Невского: направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности. Результаты.
1.Сохранение мира и спокойствия путём умной дипломатической политики с Ордой.
  1. Новгород не подвергался опустошительным набегам ханскими баскаками.
  2. Добившись права русских князей самолично привозить дань в Орду, на долгие годы освободил Русь от постоянных набегов баскаков.
2. Восстановление хозяйства страны,разрушенного монголо — татарами. Продолжал активное строительство оборонительного характера, защищая таким образом города страны и её границы.Стремился восстановить торговые отношения со странами, возобновляя прерванные торговые пути.Способствовал дальнейшему развитию ремёсел.Активно поддерживал летописание.
  1. Усиление великокняжеской власти.
Своими действиями по отношению с Ордой, победами на Западе значительно повысил роль великокняжеской власти.

2.Внешняя политика.

Направления деятельности. Результаты.
1.Западное направление: борьба с крестоносцами, защита православной веры. 1.5 июля 1240-Невская битва.Нанёс удар шведам, которые шли крестовым походом для обращения в католичество.Слова Невского воинам пред битвой: « Не в силе Бог, а в правде». За победу в этой битве получил прозвище Невский.
  1. 7 апреля 1242- «Ледовое побоище».Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями.

В итоге Новгород и Псков были освобождены от рыцарей.

  1. Восточное направление.
Понимал, что силой Орду не одолеть. Избрал другие методы:- помог татарам в переписи населения в 1257- в 1258 г. подавил с помощью ордынцев восстание в Новгороде, чтобы сохранить мирные отношения с ханом.- добился освобождения русских давать войска татарам для их походов.- смог при помощи уловок и щедрой дани предотвратить набеги на Русь татар- добился возможности самолично отвозить дань в Орду в 1263г.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Александр Невский — один из самых выдающихся правителей Руси, спас страну от независимости, угрожавшей с Запада и Востока, ослабил гнёт со стороны Орды

1.Сохранил спокойствие страны, избавил её от набегов баскаков.

  1. Многое сделал для восстановления хозяйства страны, торговых отношений.
  2. Значительно укрепил великокняжескую власть.

4.Отбил крестоносцев с запада, Русь отстояла независимость от немецких и шведских рыцарей, было сохранено православие, за что был причислен к лику святых.

5.Добился мирных отношений с Ордой, сам отвозил дань ханам, всеми силами создавал условия для мирной жизни, для восстановления сил для борьбы с Золотой Ордой. Добился права сбора дани русскими князьями.

Хронология жизни и деятельности Александра Невского

5 июля 1240 г. Невская битва со шведами. Итог: + берега Финского залива, торговля с Западом.
7 апреля 1242г. Ледовое побоище — битва с ливонскими рыцарями на Чудском озере.Итог: защищено православие, сохранена независимость Новгорода и Пскова.
1245 г. Разгром литовских отрядов под Городцом, вторгшихся в Новгородскую землю.
1253 Оборона Пскова от литовских рыцарей.
1256 После смерти Батыя договаривается с ханом Берке о дани в обмен на военную помощь в борьбе с против Литвы и Ордена.
1257 Оказал помощь ханам в переписи населения Руси.
1258г. Подавил восстание в Новгороде против дани Орде.
1263г. Добился права самолично отвозить дань в Орду.

В память об Александре Невском:

В 1547г. — канонизирован. Воин-избавитель (Александр Благоверный).

1724- по приказу Петра 1 перезахоронили из Владимира в Санкт-Петербург в монастыре, который в его честь назвали Александро-Невская Лавра

1725-Екатерина 1 – орден А.Н – одна из высших наград России до 1917г.

В годы Великой отечественной войны в 1942г.- советский орден А.Н.- награда командиров за личную отвагу.

С 2010 года орден стал наградой в РФ.

2009- телепроект «Имя России», символом нации- стал Александр Невский.

Знаменитые фразы Александра Невского:

«Не в силе Бог, а в правде»

«Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке».

Это интересно:

Известное выражение « кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит Невскому. Её произносят в одноимённом фильме.Сценарист Павленко П.А. переделал фразу из Евангелия: «Взявши меч, мечом погибнут».

Александр Невский на памятнике Микешина М.О.«Тысячелетие Руси». 1862 г.

Александр Невский в искусстве

Литература:

  • Мосияш С, Александр Невский, 1982г.
  • Ян В.Г « Юность полководца», 1981г.
  • Васильев Б. « Александр Невский».

Кино:

  • «Александр Невский», в роли Невского- Черкасов Николай. Сергей Эйзенштейн, 1938г.
  • « Господин Великий Новгород». В роли Невского – Александр Франскевич – Лайе. Режиссёр – Алексей Салтыков, 1984г.
  • « Житие Александра Невского». Невский- Анатолий Горгуль. Режиссёр –Георгий Кузнецов, 1991г.
  • «Александр. Невская битва». Невский – Антон Пампушный, режиссёр – Игорь Калёнов, 2008г.

Данный материал можно использовать, готовясь

Любителей истории всегда будет привлекать благородный образ князя Александра Ярославича Невского (1220–1263). Нашему городу выпала честь быть связанным с именем этого великого русского полководца и патриота. Здесь, в Городце, он провёл последние дни своей жизни.

Точное место смерти князя вызывает споры историков и краеведов до сих пор. Давно принято считать, что Александр Невский скончался в келье Фёдоровского мужского монастыря . Действительно, известно, что Александр Ярославич умер в Городце, приняв перед смертью монашеский постриг и новое имя - Алексей. Но никакой монастырь в летописях не указан. Нет упоминания о городецком монастыре и в Житии святого благоверного князя Александра Невского, написанного вскоре после его кончины.

В ноябре 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, в Нижнем Новгороде князь занемог и здесь, в Городце, окончил свой земной путь. Вот как повествует об этом Московский летописный свод конца XV века: «В лето 6771 … Князь великии Александр поиде в Орду ко царю Беркаю, и удержа и царь, не пусти его в Русь, и зимова в Орде, тамо и разболеся, и доиде до Новагорода Нижнего и пребыв ту мало и иде на Городец и тамо в болшии недуг впаде и пострижеся в черньци ноемврия во 14, тое же нощи и преставися; святое же его тело понесоша ко Володимерю».

О том же сообщает и Житие святого благоверного князя: «Великий же князь Александр Ярославич взыйде от иноплеменник до Нова города до Нижняго и ту пребы дни мало здрав, дошед Городца и разболеся. … Великий же князь Александр Ярославич ревновав по господе бозе своем крепко, оставя земное царьство и желая небесного царьствия, возприят ангилский образ мнишескаго житиа; еще сподоби его бог больший чин воспияти - скиму. Тако господеви дух предаст с миром, скончася месяца ноября в 14 день».

Гораздо труднее определить, когда и почему возникла легенда о том, что Александр Ярославич Невский скончался в Фёдоровской обители. Как мы убедились, точное место смерти князя не названо ни в летописном сообщении, ни в Житии. Причём Житие является самостоятельным историческим источником и сложилось независимо от летописных известий. «Важно, что подробности Жития основаны на рассказах очевидцев и свидетелей, - пишет историк А.Н.Кирпичников, - знавших и наблюдавших Александра Невского как полководца».

Житие было написано в 1282–1283 гг. во Владимире, в Рождественском монастыре - там, где был похоронен Александр Невский. Автором его был неизвестный инок, младший современник князя Александра. Как видно из текста Жития, перед смертью князь принял монашеский постриг, но где точно произошло это событие - не указано. Либо автор Жития не знал или не помнил названия городецкого монастыря, либо постриг князя происходил в каком-то другом месте. В любом случае связывать смерть Александра Невского именно с Фёдоровской обителью нельзя, так как никаких данных о существовании этого монастыря в XII–XIII веках не сохранилось.

Историки И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают, что первое документальное свидетельство о Фёдоровском монастыре относится к началу XV века и содержится в духовной грамоте нового владельца Городца серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (героя Куликовской битвы и двоюродного брата Дмитрия Донского). В завещании князь пишет: «А Соль на Городце дети мои ведают с единого, а делят себе наполы (пополам - примечание И. Кирьянова) оприснь Фёдоровские варницы, а иной никто не вступается в Городецкие варницы». Очевидно, что здесь под «Солью на Городце» подразумеваются места добычи соли в окрестностях Балахны. Соледобыча приносила большую прибыль и вполне могла быть одной из привилегий городецкого монастыря. Отсюда часть варниц, выпаривавших соль из соляного раствора, и названа в грамоте «Фёдоровскими».

Подкрепить эту версию новыми фактами пока невозможно. Но даже если речь в завещании князя Владимира идет действительно о Фёдоровском монастыре (напомним, что это грамота начала XV столетия), нельзя утверждать, что именно в нём в 1263 году умер Александр Невский. Так из летописей известно, что в Городце в XIV веке существовал монастырь святого Лазаря. «В то же время, летописные упоминания о Фёдоровском монастыре отсутствуют, - замечает Н.Н.Бахарева. - Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители не подтверждается его «Житием», составленным в 80-х годах XIII века. Упоминание в духовной грамоте 1401–1402 годов князя Владимира Андреевича Серпуховского Фёдоровских варниц в Соли-на-Городце (Балахне), которое И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают документальным свидетельством о существовании в Городце Фёдоровского монастыря, вряд ли можно, строго говоря, считать таковым».

Первое упоминание о Фёдоровском монастыре Н.Н. Бахарева обнаружила в Городецкой Писцовой книге, составленной между 1680–1684 годами: «Монастырь Фёдоровский …, в поле от валу порощенные старые кладбища, а на том кладбище поставлен столп, а в том столпе образ пресвятые богородицы Феодоровския».

Монастырь был назван в честь чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. Эта древняя икона хранится в Костроме. Там же бытовала легенда, будто икона оказалась в их городе после татаро-монгольского нашествия, спасясь чудесным образом из разоренного ханом Батыем Городца. В Костроме икона получила название «Феодоровская» - в честь церкви святого Феодора Стратилата, в которую она была помещена. По легенде, городчане узнали свою икону в Костроме и снятый с неё список (копию) перевезли в Городец в переименованный в её честь Феодоровский монастырь.

Ранняя история городецкой обители до сих пор остается практически неизвестной. А вот вышедшая из Городца костромская икона со временем получила большую известность и почитание. Она стала святыней царствующего дома Романовых. Это произошло после 1613 года, когда ею был благословлен на царство первый царь из этой династии - Михаил Фёдорович Романов. Поэтому Н.Н. Бахаревой была даже высказана точка зрения о том, что «нельзя исключить вероятности присвоения народной молвой давно не существующему монастырю названия Фёдоровского уже в XVII веке, в связи с прославлением иконы «Богоматери Феодоровской» как патрональной святыни дома Романовых. Монастырь мог получить легендарное название благодаря сохраненной памяти о том, что из него когда-то вышла всенародно почитаемая икона».

Феодоровский мужской монастырь был возобновлен в Городце в самом начале XVIII века на уже упомянутом месте: «в поле от валу», т.е. за территорией древнего города. С этого момента нам и стала известна легенда о смерти в этом монастыре Александра Ярославича Невского. В течение XVIII и XIX веков Фёдоровский монастырь вырос в большой архитектурный ансамбль, который включал в себя и храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенный по проекту известного архитектора Л.В. Даля.

Фёдоровский монастырь
(разрушен в годы Советской власти).
Фото начала XX века

К сожалению, в 1927 году монастырь был закрыт. В последней из его церквей служба велась до 1934 года. В дальнейшем все храмы и колокольни монастыря были разрушены. Все, что сохранилось - это два каменных корпуса братских келий XIX и начала XX веков, занятые сейчас больницей водников и почтой (в здании почты открылась православная гимназия - ВП).

Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители пока не подкреплена историческими источниками, и потому нет оснований связывать современные остатки монастыря с местом кончины князя. Шурфы, заложенные археологами на территории комплекса зданий Фёдоровского монастыря, не показали наличия здесь культурного слоя XII–XIV веков. Едва ли вообще древний монастырь мог быть вынесен за крепостную стену, но и внутри старого Городца остатков церковных или монастырских построек пока не обнаружено.

Как бы то ни было, Фёдоровский монастырь бережно хранил память о смерти Александра Невского в Городце. Разрушение монастырских храмов стало невосполнимой утратой не только для внешнего облика города, но и для его истории, для исторического самосознания городчан.

Со временем в честь Александра Невского была названа одна из улиц в исторической части города (1942 г.), воздвигнут памятник князю на волжской набережной (1993 г.), в Городецком музее прошла всероссийская историческая конференция «Александр Невский и его эпоха» (2000 г.). Наконец, совсем недавно в городе возник Благотворительный фонд во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, началась передача православной церкви части построек на территории бывшей Фёдоровской обители.

Надеемся, что городчане и впредь будут чтить память об Александре Невском - полководце, дипломате и святом, чьё имя неразрывным образом оказалось связанным с Городцом.

В истории государства Российского было немало славных героев. Одним из таких считается Александр Невский. Его роль в истории огромна. Деятельность князя во многом определила историческую судьбу России. Чем прославился Александр Невский, исследуем далее.

Молодые годы

Дата рождения Александра - 30 мая 1220 года. Его отец Ярослав пользовался уважением на Руси и особенно в Новгороде.

Начиная с 30-х годов 13 века Ярослав берет сына с собой в походы. Так Александр закалился и проникся истинным патриотизмом.

В 1236-1240 годах Александр правит Новгородом. С момента нападения Батыя и гибели князя Юрия Александр становится единоличным правителем города. В это время он защищает границы Новгорода от нашествия западных врагов: немцев, литовцев, шведов. Отвечая на вопрос о том, чем прославился Александр Невский, следует сказать, что именно подвиги по защите городских границ принесли ему мировую славу.

Политический курс

Чем прославился Александр Невский, что сделал он для Руси?

Князь оставил свой след в истории как блистательный военачальник, дипломат и политический деятель. Он правил русскими так, чтобы помочь им не провоцировать монголо-татар на очередные набеги.

Талант военачальника помог Александру уберечь северо-западные рубежи Руси от разрушения и насаждения католичества. Князь оградил Русь от набегов монголо-татар, установив дружеские связи с Ордой.

Отец князя был отравлен, мать умерла. Александр женился. Немцы в это время покоряют Прибалтику, порабощая все местные народы и уничтожая русских. Шведско-немецкие вторжения стали настоящей угрозой для Руси.

В 1240 году шведская армия напала на русских. Шведы вторглись на берега Невы, не ожидая русских, считая, что все их силы были разгромлены ордынцами. Несмотря на это обстоятельство, Александр созвал войско и составил военный план.

Легендарная битва

В жесточайшей схватке Александр поразил Биргера. Слуга князя, Ратмир, погиб. Новгородские и суздальские воины прославились на века. Шведы не ожидали атаки, поэтому в страхе бежали, потеряв многочисленные силы. Среди русских пало лишь 20 воинов.

Победа принесла князю славу, и после битвы его стали называть Невским.

Новгород удалось спасти, но немцы и тевтонские рыцари по-прежнему представляли угрозу для Руси. Вскоре немцы взяли Изборск и Псков. Новгородцы всерьез испугались за свое положение и срочно позвали Александра Невского к себе.

Сражение на Чудском озере

Продолжим говорить об Александре Невском. Чем он прославился?

Князь согласился вернуться в Новгород, по дороге освободил Псков. Немцы отошли по направлению к Чудскому озеру, где и произошло еще одно известное событие, которое позже назвали Ледовым побоищем.

Немецкое войско построилось тупым клином, именуемым «свиньей». В таком виде воины могли запросто сокрушить русских пехотинцев. Александр прекрасно это знал, поэтому не сдерживал нападение немцев. Он усилил фланги своих войск, по бокам разместил конницу. Сам князь с дружиной стоял за главным полком.

Немецкая «свинья», пробив «чело», была встречена дружиной Невского и утратила свою мощь. Русские моментально уничтожили вражеское войско. Рассказывая, победами в каких битвах прославился Александр Невский, обычно называют два этих крупнейших сражения - Невскую битву и Ледовое побоище.

Князь подошел к Пскову, где был встречен как победитель. Орден был вынужден отступать и вернуть все завоеванные ранее территории.

После описанных побед полководец еще долго боролся со шведами и литовцами - до тех пор, пока они не оставили стремления завоевать Прибалтику. Вот чем прославился Александр Невский.

Русско-ордынский союз

Несмотря на успехи, положение Руси было еще шатким. Александр Невский стремится заключить дружеский союз с ордынцами.

Чем прославился Александр Невский, детям сегодня рассказывают на уроках истории. Князь потрудился и сделал очень многое для Русской земли. Он вел борьбу с неприятелями с Запада, расчётливо налаживал взаимоотношения с ордынцами.

Политический курс Невского порождает много споров у историков. Его противоборство западникам обычно не вызывает нареканий. А вот союз с Ордой оценивается неоднозначно. Зачастую Невского называют чуть ли не главным поработителем Руси, виноватым в ордынском иге. Александра обвиняют в дружбе с ханами.

В любом случае личность Александра Невского уникальна в истории. Он оглядывался на дела своего отца, но сделал для Руси гораздо больше.

В конце своего пути Александр принял схиму - самый строгий монашеский обет. Позднее церковь отнесла князя к святым.

По сей день люди вспоминают князя как символ доблести, смелости и душевной яркости.

Подводя итоги, следует еще раз перечислить, чем прославился Александр Невский:

  • Военачальник выиграл битву на Неве и на Чудском озере.
  • Князь был хитрым дипломатом в союзе с ордынцами.
  • Внешняя политика князя состояла в защите Руси от порабощения западниками.

Теперь вы легко сможете ответить на вопрос: "Чем прославился Александр Невский?" Кратко рассказать об этом невозможно, но в общих чертах суть вопроса раскрыта в статье.

Несомненно, образ этого русского героя не померкнет по прошествии времени, и слава его будет вечной.

В научной, научно-справочной и популярной литературе время жизни Александра Невского определяется 1220-1263 годами. Последняя дата бесспорна, поскольку содержится в таком источнике, как пергаменная Новгородская I летопись старшего извода. Кончина Невского там описана под 6771 года, указан даже день смерти – 14 ноября, а далее сообщается о погребении его во Владимире в пятницу, 23 ноября. Такое сочетание последнего числа и дня недели в статье 6771 года ведет к 23 ноября 1263 года (современного летосчисления). Следовательно, не вызывает сомнений и дата смерти – 14 ноября 1263 года.

Если день кончины Александра Ярославича прямо назван в источнике, то время его рождения определяется исследовательским путем. Кажется, первым это сделал В.Н. Татищев, который при описании событий 1219 года внес в свою «Историю Российскую» такое сообщение: «Маиа 30 родился князю Ярославу сын и наречен во святом кресчении Александр». Как показано ниже, выведенная В.Н. Татищевым дата неверна, хотя ею и пользовались, изменяя только год рождения на 1220, исследователи XVIII-XIX веков.

Определение года рождения Невского зависит от того, каким по счету он был ребенком в семье Ярослава-Федора Всеволодовича и Ростиславы-Феодосии Мстиславовны и когда родились его братья. Сыновья Ярослава Всеволодовича перечислены во многих летописях и родословных росписях. Наиболее древний перечень помещен в Лаврентьевской летописи под 1239 годом; в нем названы шестеро сыновей Ярослава, уцелевших после Батыева погрома: Александр, Андрей, Константин, Афанасий, Даниил, Михаил. Большинство из них упомянуто в статьях последующих годов той же Лаврентьевской летописи.

Даниил в летописях назван еще лишь один раз: Новгородская IV летопись под 1256 годом отметила его кончину. Совершенно не встречается в летописях имя Афанасия Ярославича. Но под 1252 годом впервые после 1239 года говорится о Ярославе, о котором под 1254 годом прямо сказано, что он был сыном Ярослава Всеволодовича. Поскольку на лицевой стороне печатей Ярослава Ярославича изображался св. Афанасий Александрийский, ясно, что крестильным именем Ярослава был Афанасий. А так как к 1252 годом Ярослав Ярославич был уже женат и имел детей, то очевидно, что он родился в домонгольское время и именно он разумелся в перечне сыновей Ярослава Всеволодовича статьи 1239 года Лаврентьевской летописи под именем Афанасия.

Следующее по древности перечисление сыновей Ярослава Всеволодовича содержится в приложенной к Новгородской I летописи младшего извода статье «Родословие тех же князей», основа которой, по А.А. Шахматову, была составлена в 1433-1434 годах. В этой статье сыновья Ярослава Всеволодовича указаны в следующем порядке: «Сынове Ярославли: Александръ, Ярославъ, Андрей, Костянтинъ, Афанасий, Данило, Михайло, Василий». Сравнивая оба перечня, легко убедиться в том, что в целом они согласуются: сыновья Ярослава Всеволодовича названы в одной и той же последовательности, но во втором между Александром и Андреем вставлено имя Ярослава, которое составитель статьи XV века нашел в тексте летописи, но не отождествил с Афанасием; последним приведено имя Василия, родившегося в 1241 году, а потому не упомянутого в статье 1239 года Лаврентьевской летописи.

Последующие русские средневековые генеалоги расширили список сыновей Ярослава Всеволодовича. В одном из перечней конца XV века значилось: «Ярославли сынове: Феодоръ, 11. Александръ, Андрей, Костянтинъ, Афонасей, Данило, Михайло, Ярославъ, Василей Костромской» [Цифра 11 при имени Александра обозначала порядковый номер великого князя, начиная с Рюрика]. По сравнению с родословной статьей 1433-1434 гг. в данном перечислении есть одно, но существенное уточнение: указан старший сын Ярослава Всеволодовича Федор, умерший 10 июля 1233 года. Раздвоенность Ярослава-Афанасия в родословной росписи конца XV века сохранилась, хотя имя Ярослав следовало уже не за именем Александр, а за именем Михаил. Этот перечень стал каноническим и вошел в родословные росписи и книги XVI-XVII веков.

Во всех рассмотренных перечнях сыновей Ярослава Всеволодовича Александр Невский упоминается на первом месте, если речь идет о времени после Батыева нашествия, или на втором, если говорится обо всех сыновьях Ярослава. Обобщая свидетельства перечней, можно заключить, что Александр был вторым сыном Ярослава.

Однако все рассмотренные перечни сыновей Ярослава Всеволодовича неполны. У него был еще один, девятый, сын. Описывая захват ряда северо-восточных русских городов, в том числе Твери, ордами Батыя в феврале-марте 1238 года, Новгородская I летопись старшего извода сообщает, что «ту же и сынъ Ярославль убиша». Поскольку Тверь входила в состав принадлежавшего Ярославу Всеволодовичу Переяславль-Залесского княжества, есть основание считать, что речь идет о гибели не названного по имени сына Ярослава Всеволодовича. Если этому сыну Ярослав поручил оборону Твери, то он должен был быть к 1238 году достаточно взрослым. Но был ли он старше или моложе Александра Ярославича, укрывшегося в 1238 году, вместе с отцом и остальными братьями от Батыевой грозы в Новгороде Великом?

Ответить на такой вопрос непросто, но, судя по некоторым косвенным признакам, Александр был старше. Из всех сыновей Ярослава Всеволодовича только Федора и Александра в домонгольский период отец наделял определенными административными полномочиями, а после неожиданной смерти совсем юного Федора Александр, единственный из братьев, получил в 1236 году княжеский стол. Не названному по имени брату Александра были поручены самостоятельные действия только в 1238 году, а остальные братья подвизались на военном и политическом поприщах уже в послемонгольское время. Это обстоятельство подтверждает, что Александр был вторым сыном в семье Ярослава Всеволодовича.

Старше Александра был Федор. Летописи отметили рождение Ярославова первенца, как и появление на свет его последнего сына Василия. О времени рождения остальных семи Ярославичей в них ничего не сказано. О появлении на свет Федора сообщается в Лаврентьевской летописи. Последняя, выделенная киноварью, запись статьи 6727 года свидетельствует, что «того же лета родися Ярославу сынъ и нарекоша имя ему Феодоръ». Исходя из даты рождения Федора, исследователи определяли и время рождения Александра, что в принципе верно. Только год рождения Федора ими вычислялся путем механического вычета из 6727 года 5508 лет «от сотворения мира». Получался 1219 год, а отсюда выводилось и время рождения Александра Невского: не ранее 1219 г. или (как делалось значительно чаще) 1220 год. Между тем 6727 год Лаврентьевской летописи – мартовский. Он охватывает период с 1 марта 1219 года по 29 февраля 1220 года современного летосчисления.

Первенец Ярослава Всеволодовича получил свое имя или в честь Федора Стратилата или в честь Федора Тирона. Память обоих отмечалась в феврале; очевидно, Федор Ярославич и родился в этом месяце. Последнее косвенно подтверждает летописная запись о его рождении, помещенная в конце статьи 6727 года Лаврентьевской летописи. Февраль приходился уже на январский 1220 год. Следовательно, Федор появился на свет в феврале 1220 года, а потому Александр Невский никак не мог родиться в мае 1220 года. И вообще маловероятно, что он родился в один год со старшим братом. Скорее это произошло позднее, но не намного, поскольку в 1236 году Александр уже княжил в Новгороде.

Уточнить дату рождения Александра помогает сфрагистика. На печатях этого князя на лицевой стороне помещено изображение пешего или конного воина и надпись «Александръ», а на оборотной стороне – тоже воин и надпись «Федоръ». Иначе говоря, на лицевой стороне печати – небесный патрон самого Александра, а на обороте – патрон его отца Ярослава Всеволодовича, в крещении Федора. Относительно того, какой именно Александр-воин изображался на лицевой стороне александровых булл, Н.П. Лихачев писал, что это Александр Египетский, а В.Л. Янин оставил вопрос открытым.

Догадка Н.П. Лихачева вызывает возражения. В древних (до XIII века) византийских и славянских минологиях упоминается святой Александр, но только четверо из них были воинами. Два воина Александра поминались 9 июля и 28 сентября; один (Александр Египетский) вместе с Патермуфием и Коприем, память которых отмечалась в первую очередь, другой – в числе 30 воинов. Назвать сына в честь какого-то третьестепенного святого, память которого отмечалась вместе с группой святых, да еще и не на первом месте, родители Александра вряд ли могли, тем более что в домонгольской Руси это имя давалось князьям чрезвычайно редко [Достаточно сказать, что, кроме Александра Невского, его носил всего лишь один Рюрикович – южнорусский князь Александр Всеволодович].

Очевидно, Александр Невский назван в честь такого святого Александра-воина, память которого отмечалась особо, индивидуально, без связи с другими святыми. Здесь могут быть приняты во внимание еще только две даты: 13 мая и 10 июня. 13 мая отмечалась память воина Александра Римского, а 10 июня – память воина Александра и девы Антонины. Татищев, по-видимому, устанавливал дату рождения Александра по дню празднования Александра-воина и всем остальным датам предпочел 13 мая, которая при переписывании его черновиков превратилась в дату 30 мая. И решение Татищева представляется верным. 13 мая празднуется один Александр, а 10 июня – Александр и Антонина. Есть точное указание, что во времена Александра Невского на Руси память Александра Римского отмечалась. Так, в статье 1243 года Новгородской I летописи старшего извода описывалось знамение, которое случилось 18 мая «на память святого мученика Александра». Речь идет об Александре Римском, хотя в дату вкралась описка, легко объясняемая палеографически: копиист вместо ri (13) по древнерусскому счету написал нi (18). Судя по ранним минологиям, празднование Александра Римского было распространено гораздо шире, чем празднование Александра и Антонины.

Таким образом, из двух возможных дат (13 мая и 10 июня) следует предпочесть первую. Считая, что Александр Невский родился сразу же за Федором, наиболее вероятной датой его рождения можно считать 13 мая 1221 года. Отсюда следует, что две прославившие Александра Невского победы – над шведами 15 июля 1240 года и над немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года – этот полководец одержал, когда ему исполнилось 19 лет и неполный 21 год.