Домой / Мочекаменная болезнь / У этой страны нет будущего. Почему у России нет будущего? — Никакого

У этой страны нет будущего. Почему у России нет будущего? — Никакого

У России будущего нет - впереди маячит катастрофа - раскол и распад страны, уход русского мира с исторической арены, поэтому революция в России неизбежна , вынужден признать президент «Академии геополитических проблем», генерал-полковник Ивашов.

В своей статье, затрагивая тему волнений на Ближнем Востоке, Ивашов отмечает, что они вполне закономерны.

По свидетельству Ивашова, социальные ниши закупорены. Тридцати- и сорокалетнее правление одних и тех же лиц создает пирамиду, на вершине которой ближайшие родственники, под ними дальние, потом родственники родственников и так далее.

У Каддафи восемь сыновей и у каждого своя такая пирамидка. Если ты не попадаешь в этот клан, или в клан Мубарека, то перед тобой нет никаких перспектив. Добавьте сюда отсталость в образовании, в культуре и в науке - например, ученых на один миллион жителей в арабском мире в три раза меньше, чем и на Западе, и на Востоке.

Поэтому такое стратегическое отставание требует революционного вмешательства, для придания импульса объединению и развитию арабского мира.

Что касается России, то ситуация в этой стране намного сложнее.

«В России ситуация намного сложнее. Революция здесь неизбежна. Она станет попыткой найти свое будущее и курс развития, который сохранит Россию как единое государство, а русский и остальные коренные народы - как национально-социальное образование.

При нынешнем курсе и режиме у России будущего нет. Впереди маячит катастрофа - раскол и распад страны, уход русского мира с исторической арены. Это объективные данные - когда сегодня смотришь даже государственную статистику, волосы поднимаются дыбом.

Примерно 100 миллионов русских, при этом 23 миллиона пьяниц, 6 миллионов наркоманов, 6 миллионов больных СПИДом, 4 миллиона проституток .

У нас самый высокий процент неблагополучных семей, на тысячу браков 640 разводов. Революционные преобразования просто необходимы. Дай только Бог, чтобы прошли мирным путем», - отмечает он.

Ивашов указывает, происходящее на Ближнем Востоке служит «основанием говорить и о нашей деградации».

«Да, Мубарек, Каддафи и остальные воровали, копили себе богатство, однако такого глобального разграбления, как это происходит в России, не было в истории ни одного государства. Два олигархических клана, приватизаторы ресурсов и чиновники, высасывают все из народа и страны.

Реальные доходы населения в январе по сравнению с январем прошлого года сократились на 47%. Нефть дорожает - у нас дорожает бензин. Нефть дешевеет - бензин все равно дорожает. Цены на продукты и остальное постоянно растут.

Кучка властных чиновников и приближенных олигархов прекрасно понимают, что избежать революции не получится. Поэтому спешат высосать все и завязать свой бизнес на зарубежные структуры. Чтобы потом, когда у них начнут отнимать активы, призвать на защиту НАТО», - пишет он.

«Сегодня Европа во многом зависит от ливийской нефти. Они видят, за кем будет победа, поэтому отказываются от Каддафи и заигрывают с новыми силами. Тем более, что и Англия, и Франция долгие годы поддерживали ливийскую оппозицию. Сейчас же они ищут возможности не только сохранить, но и укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.

У России своего ближневосточного геополитического проекта не существует. Мы ведем себя крайне непоследовательно - подписываем военные соглашения с «Израилем», вводим санкции против Ирана, раздражая исламский мир.

Медведев объявляет Каддафи преступником за то, что он стрелял в свой народ. В то же время Ельцину, стрелявшему в свой народ и в свой парламент, ставят памятники. Такое проституирование показывает всю циничность нынешней власти.

Разборки в России начнутся обязательно, при этом они будут гораздо более жестокими - все-таки, эта страна многонациональная», заключает Ивашев.

ИВАШОВ

Леонид Григорьевич

Генерал-полковник, начальник Главного управления международного военного сотрудничества Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (1996–2000), председатель Военно-державного союза России, вице-президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, профессор

"Молодежь бежит из Украины", "Все вокруг только и думают о том, куда бы свалить"... Вы тоже слышите такое на каждом шагу?
Рассмотрим статистику - около 4 миллионов граждан Германии, 4,5 миллиона граждан Польши и почти 5 миллионов британцев живут за границами своих родных стран. А также на чужбине живут почти 3 миллиона итальянцев, 3,4 миллиона граждан Румынии и 2,3 миллиона португальцев. Всего в Румынии около 20 миллионов граждан, а в Португалии - 10,5, так что, выходит, за границей живет примерно каждый шестой румын и каждый четвертый португалец. (По другим данным цифры несколько ниже, но сопоставимы).
Ладно небогатые Румыния и Португалия, но почему уехали за рубеж около двух миллионов французов? Причем, по статистике большинство из этих людей имеют университетскую степень и хорошо владеют иностранными языками, то есть налицо типичная "утечка мозгов"?
Потому что во Франции высокие налоги и безработица, говорят они. А еще - ВНИМАНИЕ! - потому что жизнь за рубежом - это приключение, это новый опыт и море впечатлений, это отличный способ расширить свои горизонты, личные и профессиональные. Так говорят французы и едут жить и работать в Германию, Швейцарию, Британию и другие страны.
Из Польши с 1989 выехали миллионы граждан, сами поляки шутят, что в Лондоне по-польски говорит больше людей, чем по-английски. Согласно опросам, около 14% поляков, живущих сейчас в Польше, хотя бы раз работали за рубежом. У 69% поляков сегодня есть хотя бы один член семьи или близкий друг, живущий за рубежом.
И это только цифры фактической, имевшей место миграции. А если говорить о том, сколько людей ХОТЕЛИ БЫ переехать из родной страны за рубеж, то тут цифры еще более впечатляющие.
48% британцев хотели бы уехать из Британии. Почти половина! Как Вам такое? Им в Британии дорого, пасмурно, нет работы и высокая преступность. А еще низкое качество образования (в Британии!) и страшно загрязнена окружающая среда.
Ну, и контрольный в голову. Более трети американцев, включая тех, кто родился за пределами США, хотели бы переехать в другую страну. А среди миллениалов - более половины! 55% американцев в возрасте от 18 до 34 согласились бы переехать за рубеж.
Почему такие огромные цифры? Неужто молодежи в Америке так невыносимо живется? Да ничего подобного! Просто обещать - не значит жениться. Ответить утвердительно на вопрос анкеты "Хотели бы вы жить и работать в другой стране?" - это одно, а реально поднять попу и уехать - это совсем другое.
И тем не менее, около 9 миллионов американцев живут за рубежом по оценкам Госдепартамента. Это немного в масштабах американского населения, но это сопоставимо с населением средней европейской страны. Почему они уезжают?
Да потому что для эмиграции и, тем более, для временного выезда в другую страну может быть тысяча причин кроме экономических. Смотри выше про французов. Люди расширяют профессиональный опыт и набираются впечатлений, кто-то хочет лучше изучить иностранный язык и культуру, пожив в среде, кто-то банально находит любимого человека на другом конце света. При нынешних средствах связи и развитии авиаперевозок мир становится все меньше. Можно жить на одном континенте, а работать - на другом. Можно учиться в одной стране, а работать потом в другой. Что в этом плохого?
Что плохого в том, что молодежь не спешит в 20 лет обзавестись семьей/детьми/ипотекой и прилипнуть к своим 40 квадратным метрам на ближайшие 25 лет? Что плохого в том, что люди из разных стран общаются, перемешиваются, обмениваются опытом и традициями? Весь мир становится большим плавильным котлом, которым когда-то стала Америка. Американский опыт показал, что это - супер-успешный и эффективный сценарий развития общества. Не без своих проблем, само собой, но ничего лучше человечество не придумало пока.
Не стоит посыпать голову пеплом и хоронить Украину на том основании, что кто-то из Украины уезжает. И уж тем более не надо воспринимать как приговор стране разговоры знакомых о том, что "хорошо бы куда-нибудь отсюда свалить". Вспоминаем про 48% британцев и 55% американских миллениалов, которые тоже "хотят" свалить. Улыбаемся и машем.

По мнению правительства, в России растет экономика и наращивается инфраструктура. Если километраж отремонтированных дорог увеличивается, то с первым происходит странное: товары ради обогащения многочисленных подрядчиков перевозятся с места на место за тысячи километров, а в регионах-донорах не развиты перерабатывающие предприятия продуктов питания. Доходит до абсурда, когда рыбу из Мурманска увозят на консервные заводы Петербурга, чтобы затем отправить в столицу Арктики. "Каспаров.Ru" пообщался с двумя грузоперевозчиками. Выходцы из глубинки перебрались за лучшей жизнью в мегаполисы; они сталкивались с произволом силовых органов и нанимателей фур, и так и не увидели прогресса в стране.

Илья – дальнобойщик и владелец фирмы грузоперевозок, Санкт-Петербург:

Рыба с севера на юг и обратно

Я много лет перевожу грузы по всей стране: от Петербурга до Мурманска и Дальнего Востока. Все, что я вижу – это то, что наша пищевая промышленность находится в абсурдном и деградирующем состоянии. Мясо, рыба, фрукты и овощи кочуют из региона происхождения за тысячи километров в другой регион, только ради упаковки или переработки, чтобы затем приехать "домой". Я "таскал" помидоры из Кубани в Москву – столица изготавливает консервы, которые возвращаются в Краснодарский край. Зачем? Трудно на Кубани по банкам помидоры закатать? Нет, – но это выгодно крупным производителям и бесконечной сети подрядчиков. Фуру с овощами могут отправить просто ради их сортировки, и вернуть обратно.

Звучит уже невероятно – но с питерских заводов мы возим в Мурманск консервы из рыбы, которую выловили в Баренцевом море мурманские рыбаки. А перед этим из Мурманска в Петербург едет эта же рыба, но еще замороженная. Такой вот круговорот рыбы, из-за нежелания крупного бизнеса и чиновников развивать нормальную логистику по переработке улова на месте. В Мурманске практически не консервируется и не коптится рыба, которая, к тому же, в местных магазинах стоит ощутимо дороже, чем в Москве. Мороженая мурманская скумбрия фасуется для "Ашана" в Калужской области.

Примеров много. Хваленная норвежская семга на самом деле ловится россиянами в наших водах. Владельцам рыболовных компаний невыгодно сдавать улов на переработку в России, и в итоге, рыбу выгружают вместо Мурманска в Норвегии. Норги (так на северо-западе России называют норвежцев) отправляют нам для прилавков уже очищенную и упакованную в вакуум семгу.

Или возьмем малоизвестные потребителю наши отношения с Финляндией. На прилавках российских магазинов есть варенье и джемы из "экологически чистых финских ягод". Только вот ягода: морошка, клюква, голубика, собираются нашими людьми за копейки в Карелии и Заполярье, и оптом уходит через границу на финские заводы. Потом финны нам продают "элитное" варенье. Открывать перерабатывающие предприятия в этих двух богатейших ягодами регионах, откуда от безысходности бегут люди, у нас не торопятся: главное – получить деньги, и все.

Сетевые магазины: чужие товары и долги

Покрывшие всю страну сетевые магазины – это мыльные пузыри. Я как-то работал с "M" (сеть "элитных" магазинов): за несколько месяцев "элитная" сеть задолжала моей фирме почти два миллиона рублей, а ведь помимо меня, они нанимали и других грузоперевозчиков. Да, – это сеть супермаркетов с дорогим ассортиментом, но вот денег, чтобы заплатить людям, у них нет. А сами перевозки устраивались через фирму-подрядчика, в которой регулярно менялось руководство. Я несколько месяцев по телефону договаривался о выплате долга – директор часами обсуждал, как он готов "решить вопрос" при личной встрече, но категорически не хотел пересекаться. Деньги мне предлагали отдать с условием – отчисление НДС из моего, а не их кармана.

Многие популярные сетевые магазины – это только полки и управленцы. Там нет ничего своего: сети не приобретают товар для реализации, нет – они продают места на своих полках производителям. Минимум затрат и максимум выручки. И из-за этого в том же "Магните" товар вечно кочует по полкам, ведь самые дорогие и доходные места – это возле касс и на уровне глаз. Там лежит алкоголь, сладкое и разная ерунда подороже. Это психология – основной покупатель ходит в магазин за сигаретами, алкоголем и хлебом, а эти полки бросаются в глаза, и человек автоматом берет что-то. И из-за психологии человека в "Ашане" играет музыка – она расслабляет посетителей и мотивирует их легко расставаться с деньгами.

Насчет "Ашана". Этот сетевой флагман устроился лучше всех – у гипермаркета, фактически, даже своего персонала нет. Это посредник, если быть точным, и известная вывеска. Есть торговый зал, полки и менеджеры, которые управляют процессом. Персонал: кассиры, работники торгового зала и склада, уборщики и охранники – берутся в аренду у компаний, которые оптом набирают и дрессируют людей.

От таких дел в торговле меньше всего выигрывает производитель. Сети навязывают свои закупочные цены, и, завлекая людей, жонглируют акциями даже на товары, которые изготовителю невыгодно отпускать по скидкам. Например, одно из условий контракта с сетями – участие продукции в акциях, график которых расписывает магазин по своему усмотрению. Если ты отдаешь в сеть мороженую рыбу, а не копеечные полуфабрикаты, и из-за съедающей прибыль скидки уйдешь в этом месяце в минус – сеть это не волнует. А по-другому рыбу нигде уже не реализовать.

Агрессивные дураки на дорогах

Экономика страны в тупике, торговые сети и посредники наживаются на производителях, а менты, тем временем, остаются неизменными, они – одна из головных болей для грузоперевозчиков. Лично я – бывший сотрудник силовых органов находящихся в подчинении ФСБ, и в разговоре с не знающими законов гаишниками завожусь моментально. Специфика нашей полиции и дорожных инспекторов – они, изначально, подготовлены для "работы" с населением, и по умолчанию считают себя выше, а тебя – ниже, и не оценивают себя как защитников прав. Тебя норовят оштрафовать даже тогда, когда есть возможность провести разъяснительную беседу.

На Северном Кавказе, пока у тебя проверяют права на посту, омоновцы без разрешения водителя спокойно залезают в кузов и пытаются взломать пломбу на многомиллионном грузе, предназначенном Министерству здравоохранения для операций. И плевать, что он перевозится в специальном холодильнике с датчиками температуры. Еще и автоматами потрясают, хотя должны знать, что вскрытие производится только с участием понятых. Озвученный факт заставляет их немало удивиться.

О полномочиях и нормах законности никто в дорожной инспекции не думает, особенно молодые сотрудники, а когда начинаешь их игнорировать, оперируя законом, срываются на брань, орут и требуют сдать сотовый телефон, чтобы "проверить" на предмет кражи. Я в ответ, одному такому дурачку предложил мой тапок проверить. В Ленинградской области у Лодейного Поля, рядом с карельской границей, есть пост – там, ради отчетности, менты угрозами отправляют фуры на весовой контроль, хотя это не их полномочия. Встречал и такое, когда гаишники тормозили и предлагали подписать бумагу, не прописанную никакими нормами УПК, что я не перевожу наркотики и оружие – они очень удивлялись, когда я отказывался, и говорили, что я один такой.

Есть ли будущее?

Я родом из Южного Урала: зимой там трескучие морозы и ветра, а летом жарко даже в одних трусах. В промышленном городке, где я жил до призыва в армию, на комбинате когда-то трудились тысячи человек; в последний мой заезд на малую родину – едва 300 человек находили там работу. Учителя получают 5 тысяч рублей – как на эти деньги можно прожить? Недавно я грузился кабачковой икрой под Уфой – парни в цеху не видели зарплат уже полгода. И так на Урале повсеместно – в Оренбуржье и Башкирии люди бегут из районов в большие города или вербуются на вахты в Тюменскую область, из-за повальной нищеты и развала производства и инфраструктуры.

Крупный город как Оренбург, с его элитными новостройками, держится исключительно благодаря нефтегазовой отрасли. В Уфе, с ее многочисленными предприятиями, дела обстоят далеко не так хорошо, как кажется постороннему человеку. В Башкирии, когда правил Муртаза Рахимов, делали дороги в районах, открывали школы в деревнях; Рахимов за это даже получил прозвище "Открывашка" – он любил перерезать ленточки чуть ли не на мостах через ручьи. Новый президент Хамидов все закрывает, оставляя учителей и медиков в глубинке без работы.

Расслоение между крупными городами, как Москва и Питер, и провинцией увеличивается с каждым годом: приемлемые зарплаты, качественная медицина и образование доступны сугубо жителю мегаполиса. Я объездил практически всю Россию вдоль и поперек и вижу это своими глазами – власть состояние нашей страны не волнует. Да, тысячи километров автодорог за последние годы отремонтировали, но на экономике регионов это не отражается. Карелия буквально обезлюдела: местные трассы – это десятки и десятки километров в лесной глуши, без фонарей и сотовой связи, даже на федералке "Кола". Карельские водители из-за этого даже не озабочиваются культурой вождения. Есть на границе с Финляндией город – Костомукша, и там вполне серьезное производство – горно-обогатительный комбинат "Карельский окатыш", но... двести километров до "Колы" зимой дальнобойщики едут 6 часов. Дорогу ремонтировать не планируют, ее даже никто не думает чистить – машины идут по снегу, куча аварий.

И дело не в огромных дотациях Крыму и Донбассу – это комплексная деградация государства, где все взаимосвязано: сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, грузоперевозки, отношение чиновников и бизнеса к тому, чем они занимаются. Происходит переливание денег между подрядчиками на любом уровне. И поборы "Платон", которые я ожидал уже за несколько лет до введения, только один из способов получать деньги из воздуха.

У этой страны просто нет никакого будущего. Никакого.

Анатолий – индивидуальный предприниматель, Москва:

Многократные наценки

Работать дальнобойщиком я пошел после службы в погранвойсках – некоторое время занимался лесом в бедной и бандитской глубинке Нижегородской области, но затем подался в грузоперевозки. Так вот, в России абсолютно все товары искусственно дорогие – начиная от еды и заканчивая унитазами. И цена образуется не за счет затрат на производство, а благодаря многоступенчатой системе спевшихся между собой посредников и подрядчиков. Попадая на прилавок в сетевом магазине, а других уже мало, товар в итоге стоит в 3-5 раза больше своей изначальной стоимости! Такие вот дела у нас.

Например, развозил я по Московской области товары для "Пятерочки". После того, как долг компании перед грузоперевозчиками достиг 10 миллионов рублей, и началось "выбивание" своих кровных денег, выяснилась любопытная бухгалтерия. "Пятерочка" для развоза груза из распределительного центра в Москве по районам взяла подрядчика, который через субподрядчиков уже работал с грузоперевозчиками. Посредники получили такую же сумму, как и дальнобойщики или владельцы фур, ничего, кроме изучения объявлений в интернете и телефонных звонков не делая и запутывая финансовые переводы. Да, черт – они же просто "имели" нас!

Арбуз на бахче в Ставрополье стоит 3 рубля за килограмм, а в Москве на оптовой базе его отдают за 13 рублей. В магазинах эту ягоду продают за 15 рублей, а приезжие в палатках – по 25 рублей. После вычета затрат на солярку, посредники по доставке из Ставрополья в столицу имеют с одной фуры шестизначную сумму только за сам факт своего существования и отношения к оптовой базе.

Но взвинченные цены – это не только вина посредников. Крупные производители проводят политику выброса на рынок почти всей продукции по сетевым магазинам. Идиотизм – но сантехника, произведенная в Московской области, бывает дороже, чем иностранная, и что невероятно – но на заводе отпускная цена больше, чем в "Леруа-Мерлен", расположенном через дорогу! Владельцы заводов, нацеленные на быстрое обогащение, даже не думают открывать свои фирменные торговые точки, как делают в Европе. Народ вынуждают переплачивать за все.

Идентичная картина везде. Все перевозится из региона в регион, сортируется и перевозится, постепенно увеличиваясь в стоимости. Но о том, чтобы, к примеру, построить в сельскохозяйственных областях России множество консервных заводов, которые дадут работу людям в провинции – об этом чиновники и бизнес не думают. Главное – срубить денег и перепродать. Зачем на юге, например, делать арбузный сок, штука вкусная, если можно деньгами набивать карманы, ничего не делая?

Дорога на износ: где жить – не знаю

Я работаю с раннего утра и, практически, до десяти вечера: рейс Москва – Питер способен занять, если попаду в капитальную пробку или на трассе аварии, почти двадцать часов. Когда приходит зима с ее гололедом и темнотой, то за день успеваешь увидеть до пяти аварий – водители устают от безумного графика: фуры складываются в кюветах, залетают в ремонтные ограждения, гибнут дальнобойщики, разоряются владельцы фур.

Но грузоперевозки – это одна из немногих отраслей в России, где заработная плата находится между 50 и 100 тысячами рублей, что дает шанс парням из регионов подняться на ноги. Однако обилие большегрузов и падение доходов их хозяев, из-за бесконечных налогов "за воздух", привело к огромной конкуренции – сегодня уже выгоднее привезти за 15 тысяч рублей на грузовой "Газели" из Питера в столицу заказ к подъезду дома, чем управлять многотонной фурой за чуть большую сумму.

В Москве я снимаю трехкомнатную квартиру, на что уходит практически половина заработка, получающегося на взятом в лизинг новеньком грузовике, и еще 30 тысяч уходит на еду. Я сижу за рулем в дранных спортивных штанах, чтобы быстрее отбить деньги. Все – для жены и детей. Если я, не дай бог, попаду в аварию – это станет катастрофой для моей многодетной семьи. Я выкарабкаюсь, как уже не раз делал, но на это уйдет время и деньги. И исключительно в Москве я обеспечу нормальный жизненный старт для детишек: школа в 100 метрах от дома, сын профессионально каратэ занимается, поликлиники хорошие. Но про затраты на приближающиеся вузы уже думать страшно.

За пределами Москвы страна совершенно другая. Посмотрите на Тверскую и Нижегородскую области. Я их проезжаю несколько раз в неделю – это полузаброшенные деревни вдоль федеральной автодороги, руины от домов, заросшие бурьяном поля и плохие дороги. Чем дальше от столицы – тем беднее регионы. В Нижегородской области в моем родном поселке огромная часть жителей – это не местные, а зажиточные дачники, те же москвичи; а ребята, которых я знал со школы, разъехались, кто – куда, не видя перспектив выше зарплаты в 25 тысяч рублей. И это, если пахать как вол на лесозаготовке, а она в промышленных масштабах происходит только зимой. И добротный, старый лес у нас весь уже извели, не посадив взамен новые деревья. Рубят уже тонкие деревья, которые в девяностые тракторами давили, вывозя бревна на пилорамы. В соседней Марийской республике дела обстоят еще хуже – там реальная бедность в селах и городах, и отвратительные дороги. А Путин, уже, сколько лет сидит у власти? И еще намерен, так руководить государством?

Но жить в Москве невыносимо – это нездоровый муравейник. Я уже давно мечтаю как, поставив детей на ноги и дав им образование, купив жилье, уеду в деревню. В свой частный домик, к лесам, в которых провел детство. И есть огромное желание свалить из России, куда подальше – на Запад, но в наши дни везде нарастает хаос и кризис. В США я не хочу – это такая же коррумпированная страна, как и Россия.

По мнению правительства, в России растет экономика и наращивается инфраструктура. Если километраж отремонтированных дорог увеличивается, то с первым происходит странное: товары ради обогащения многочисленных подрядчиков перевозятся с места на место за тысячи километров, а в регионах-донорах не развиты перерабатывающие предприятия продуктов питания. Доходит до абсурда, когда рыбу из Мурманска увозят на консервные заводы Петербурга, чтобы затем отправить в столицу Арктики. "Каспаров.Ru" пообщался с двумя грузоперевозчиками. Выходцы из глубинки перебрались за лучшей жизнью в мегаполисы; они сталкивались с произволом силовых органов и нанимателей фур, и так и не увидели прогресса в стране.

Илья – дальнобойщик и владелец фирмы грузоперевозок, Санкт-Петербург:

Рыба с севера на юг и обратно

Я много лет перевожу грузы по всей стране: от Петербурга до Мурманска и Дальнего Востока. Все, что я вижу – это то, что наша пищевая промышленность находится в абсурдном и деградирующем состоянии. Мясо, рыба, фрукты и овощи кочуют из региона происхождения за тысячи километров в другой регион, только ради упаковки или переработки, чтобы затем приехать "домой". Я "таскал" помидоры из Кубани в Москву – столица изготавливает консервы, которые возвращаются в Краснодарский край. Зачем? Трудно на Кубани по банкам помидоры закатать? Нет, – но это выгодно крупным производителям и бесконечной сети подрядчиков. Фуру с овощами могут отправить просто ради их сортировки, и вернуть обратно.

Звучит уже невероятно – но с питерских заводов мы возим в Мурманск консервы из рыбы, которую выловили в Баренцевом море мурманские рыбаки. А перед этим из Мурманска в Петербург едет эта же рыба, но еще замороженная. Такой вот круговорот рыбы, из-за нежелания крупного бизнеса и чиновников развивать нормальную логистику по переработке улова на месте. В Мурманске практически не консервируется и не коптится рыба, которая, к тому же, в местных магазинах стоит ощутимо дороже, чем в Москве. Мороженая мурманская скумбрия фасуется для "Ашана" в Калужской области.

Примеров много. Хваленная норвежская семга на самом деле ловится россиянами в наших водах. Владельцам рыболовных компаний невыгодно сдавать улов на переработку в России, и в итоге, рыбу выгружают вместо Мурманска в Норвегии. Норги (так на северо-западе России называют норвежцев) отправляют нам для прилавков уже очищенную и упакованную в вакуум семгу.

Или возьмем малоизвестные потребителю наши отношения с Финляндией. На прилавках российских магазинов есть варенье и джемы из "экологически чистых финских ягод". Только вот ягода: морошка, клюква, голубика, собираются нашими людьми за копейки в Карелии и Заполярье, и оптом уходит через границу на финские заводы. Потом финны нам продают "элитное" варенье. Открывать перерабатывающие предприятия в этих двух богатейших ягодами регионах, откуда от безысходности бегут люди, у нас не торопятся: главное – получить деньги, и все.

Сетевые магазины: чужие товары и долги

Покрывшие всю страну сетевые магазины – это мыльные пузыри. Я как-то работал с "M" (сеть "элитных" магазинов): за несколько месяцев "элитная" сеть задолжала моей фирме почти два миллиона рублей, а ведь помимо меня, они нанимали и других грузоперевозчиков. Да, – это сеть супермаркетов с дорогим ассортиментом, но вот денег, чтобы заплатить людям, у них нет. А сами перевозки устраивались через фирму-подрядчика, в которой регулярно менялось руководство. Я несколько месяцев по телефону договаривался о выплате долга – директор часами обсуждал, как он готов "решить вопрос" при личной встрече, но категорически не хотел пересекаться. Деньги мне предлагали отдать с условием – отчисление НДС из моего, а не их кармана.

Многие популярные сетевые магазины – это только полки и управленцы. Там нет ничего своего: сети не приобретают товар для реализации, нет – они продают места на своих полках производителям. Минимум затрат и максимум выручки. И из-за этого в том же "Магните" товар вечно кочует по полкам, ведь самые дорогие и доходные места – это возле касс и на уровне глаз. Там лежит алкоголь, сладкое и разная ерунда подороже. Это психология – основной покупатель ходит в магазин за сигаретами, алкоголем и хлебом, а эти полки бросаются в глаза, и человек автоматом берет что-то. И из-за психологии человека в "Ашане" играет музыка – она расслабляет посетителей и мотивирует их легко расставаться с деньгами.

Насчет "Ашана". Этот сетевой флагман устроился лучше всех – у гипермаркета, фактически, даже своего персонала нет. Это посредник, если быть точным, и известная вывеска. Есть торговый зал, полки и менеджеры, которые управляют процессом. Персонал: кассиры, работники торгового зала и склада, уборщики и охранники – берутся в аренду у компаний, которые оптом набирают и дрессируют людей.

От таких дел в торговле меньше всего выигрывает производитель. Сети навязывают свои закупочные цены, и, завлекая людей, жонглируют акциями даже на товары, которые изготовителю невыгодно отпускать по скидкам. Например, одно из условий контракта с сетями – участие продукции в акциях, график которых расписывает магазин по своему усмотрению. Если ты отдаешь в сеть мороженую рыбу, а не копеечные полуфабрикаты, и из-за съедающей прибыль скидки уйдешь в этом месяце в минус – сеть это не волнует. А по-другому рыбу нигде уже не реализовать.

Агрессивные дураки на дорогах

Экономика страны в тупике, торговые сети и посредники наживаются на производителях, а менты, тем временем, остаются неизменными, они – одна из головных болей для грузоперевозчиков. Лично я – бывший сотрудник силовых органов находящихся в подчинении ФСБ, и в разговоре с не знающими законов гаишниками завожусь моментально. Специфика нашей полиции и дорожных инспекторов – они, изначально, подготовлены для "работы" с населением, и по умолчанию считают себя выше, а тебя – ниже, и не оценивают себя как защитников прав. Тебя норовят оштрафовать даже тогда, когда есть возможность провести разъяснительную беседу.

На Северном Кавказе, пока у тебя проверяют права на посту, омоновцы без разрешения водителя спокойно залезают в кузов и пытаются взломать пломбу на многомиллионном грузе, предназначенном Министерству здравоохранения для операций. И плевать, что он перевозится в специальном холодильнике с датчиками температуры. Еще и автоматами потрясают, хотя должны знать, что вскрытие производится только с участием понятых. Озвученный факт заставляет их немало удивиться.

О полномочиях и нормах законности никто в дорожной инспекции не думает, особенно молодые сотрудники, а когда начинаешь их игнорировать, оперируя законом, срываются на брань, орут и требуют сдать сотовый телефон, чтобы "проверить" на предмет кражи. Я в ответ, одному такому дурачку предложил мой тапок проверить. В Ленинградской области у Лодейного Поля, рядом с карельской границей, есть пост – там, ради отчетности, менты угрозами отправляют фуры на весовой контроль, хотя это не их полномочия. Встречал и такое, когда гаишники тормозили и предлагали подписать бумагу, не прописанную никакими нормами УПК, что я не перевожу наркотики и оружие – они очень удивлялись, когда я отказывался, и говорили, что я один такой.

Есть ли будущее?

Я родом из Южного Урала: зимой там трескучие морозы и ветра, а летом жарко даже в одних трусах. В промышленном городке, где я жил до призыва в армию, на комбинате когда-то трудились тысячи человек; в последний мой заезд на малую родину – едва 300 человек находили там работу. Учителя получают 5 тысяч рублей – как на эти деньги можно прожить? Недавно я грузился кабачковой икрой под Уфой – парни в цеху не видели зарплат уже полгода. И так на Урале повсеместно – в Оренбуржье и Башкирии люди бегут из районов в большие города или вербуются на вахты в Тюменскую область, из-за повальной нищеты и развала производства и инфраструктуры.

Крупный город как Оренбург, с его элитными новостройками, держится исключительно благодаря нефтегазовой отрасли. В Уфе, с ее многочисленными предприятиями, дела обстоят далеко не так хорошо, как кажется постороннему человеку. В Башкирии, когда правил Муртаза Рахимов, делали дороги в районах, открывали школы в деревнях; Рахимов за это даже получил прозвище "Открывашка" – он любил перерезать ленточки чуть ли не на мостах через ручьи. Новый президент Хамидов все закрывает, оставляя учителей и медиков в глубинке без работы.

Расслоение между крупными городами, как Москва и Питер, и провинцией увеличивается с каждым годом: приемлемые зарплаты, качественная медицина и образование доступны сугубо жителю мегаполиса. Я объездил практически всю Россию вдоль и поперек и вижу это своими глазами – власть состояние нашей страны не волнует. Да, тысячи километров автодорог за последние годы отремонтировали, но на экономике регионов это не отражается. Карелия буквально обезлюдела: местные трассы – это десятки и десятки километров в лесной глуши, без фонарей и сотовой связи, даже на федералке "Кола". Карельские водители из-за этого даже не озабочиваются культурой вождения. Есть на границе с Финляндией город – Костомукша, и там вполне серьезное производство – горно-обогатительный комбинат "Карельский окатыш", но... двести километров до "Колы" зимой дальнобойщики едут 6 часов. Дорогу ремонтировать не планируют, ее даже никто не думает чистить – машины идут по снегу, куча аварий.

И дело не в огромных дотациях Крыму и Донбассу – это комплексная деградация государства, где все взаимосвязано: сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, грузоперевозки, отношение чиновников и бизнеса к тому, чем они занимаются. Происходит переливание денег между подрядчиками на любом уровне. И поборы "Платон", которые я ожидал уже за несколько лет до введения, только один из способов получать деньги из воздуха.

У этой страны просто нет никакого будущего. Никакого.

Анатолий – индивидуальный предприниматель, Москва:

Многократные наценки

Работать дальнобойщиком я пошел после службы в погранвойсках – некоторое время занимался лесом в бедной и бандитской глубинке Нижегородской области, но затем подался в грузоперевозки. Так вот, в России абсолютно все товары искусственно дорогие – начиная от еды и заканчивая унитазами. И цена образуется не за счет затрат на производство, а благодаря многоступенчатой системе спевшихся между собой посредников и подрядчиков. Попадая на прилавок в сетевом магазине, а других уже мало, товар в итоге стоит в 3-5 раза больше своей изначальной стоимости! Такие вот дела у нас.

Например, развозил я по Московской области товары для "Пятерочки". После того, как долг компании перед грузоперевозчиками достиг 10 миллионов рублей, и началось "выбивание" своих кровных денег, выяснилась любопытная бухгалтерия. "Пятерочка" для развоза груза из распределительного центра в Москве по районам взяла подрядчика, который через субподрядчиков уже работал с грузоперевозчиками. Посредники получили такую же сумму, как и дальнобойщики или владельцы фур, ничего, кроме изучения объявлений в интернете и телефонных звонков не делая и запутывая финансовые переводы. Да, черт – они же просто "имели" нас!

Арбуз на бахче в Ставрополье стоит 3 рубля за килограмм, а в Москве на оптовой базе его отдают за 13 рублей. В магазинах эту ягоду продают за 15 рублей, а приезжие в палатках – по 25 рублей. После вычета затрат на солярку, посредники по доставке из Ставрополья в столицу имеют с одной фуры шестизначную сумму только за сам факт своего существования и отношения к оптовой базе.

Но взвинченные цены – это не только вина посредников. Крупные производители проводят политику выброса на рынок почти всей продукции по сетевым магазинам. Идиотизм – но сантехника, произведенная в Московской области, бывает дороже, чем иностранная, и что невероятно – но на заводе отпускная цена больше, чем в "Леруа-Мерлен", расположенном через дорогу! Владельцы заводов, нацеленные на быстрое обогащение, даже не думают открывать свои фирменные торговые точки, как делают в Европе. Народ вынуждают переплачивать за все.

Идентичная картина везде. Все перевозится из региона в регион, сортируется и перевозится, постепенно увеличиваясь в стоимости. Но о том, чтобы, к примеру, построить в сельскохозяйственных областях России множество консервных заводов, которые дадут работу людям в провинции – об этом чиновники и бизнес не думают. Главное – срубить денег и перепродать. Зачем на юге, например, делать арбузный сок, штука вкусная, если можно деньгами набивать карманы, ничего не делая?

Дорога на износ: где жить – не знаю

Я работаю с раннего утра и, практически, до десяти вечера: рейс Москва – Питер способен занять, если попаду в капитальную пробку или на трассе аварии, почти двадцать часов. Когда приходит зима с ее гололедом и темнотой, то за день успеваешь увидеть до пяти аварий – водители устают от безумного графика: фуры складываются в кюветах, залетают в ремонтные ограждения, гибнут дальнобойщики, разоряются владельцы фур.

Но грузоперевозки – это одна из немногих отраслей в России, где заработная плата находится между 50 и 100 тысячами рублей, что дает шанс парням из регионов подняться на ноги. Однако обилие большегрузов и падение доходов их хозяев, из-за бесконечных налогов "за воздух", привело к огромной конкуренции – сегодня уже выгоднее привезти за 15 тысяч рублей на грузовой "Газели" из Питера в столицу заказ к подъезду дома, чем управлять многотонной фурой за чуть большую сумму.

В Москве я снимаю трехкомнатную квартиру, на что уходит практически половина заработка, получающегося на взятом в лизинг новеньком грузовике, и еще 30 тысяч уходит на еду. Я сижу за рулем в дранных спортивных штанах, чтобы быстрее отбить деньги. Все – для жены и детей. Если я, не дай бог, попаду в аварию – это станет катастрофой для моей многодетной семьи. Я выкарабкаюсь, как уже не раз делал, но на это уйдет время и деньги. И исключительно в Москве я обеспечу нормальный жизненный старт для детишек: школа в 100 метрах от дома, сын профессионально каратэ занимается, поликлиники хорошие. Но про затраты на приближающиеся вузы уже думать страшно.

За пределами Москвы страна совершенно другая. Посмотрите на Тверскую и Нижегородскую области. Я их проезжаю несколько раз в неделю – это полузаброшенные деревни вдоль федеральной автодороги, руины от домов, заросшие бурьяном поля и плохие дороги. Чем дальше от столицы – тем беднее регионы. В Нижегородской области в моем родном поселке огромная часть жителей – это не местные, а зажиточные дачники, те же москвичи; а ребята, которых я знал со школы, разъехались, кто – куда, не видя перспектив выше зарплаты в 25 тысяч рублей. И это, если пахать как вол на лесозаготовке, а она в промышленных масштабах происходит только зимой. И добротный, старый лес у нас весь уже извели, не посадив взамен новые деревья. Рубят уже тонкие деревья, которые в девяностые тракторами давили, вывозя бревна на пилорамы. В соседней Марийской республике дела обстоят еще хуже – там реальная бедность в селах и городах, и отвратительные дороги. А Путин, уже, сколько лет сидит у власти? И еще намерен, так руководить государством?

Но жить в Москве невыносимо – это нездоровый муравейник. Я уже давно мечтаю как, поставив детей на ноги и дав им образование, купив жилье, уеду в деревню. В свой частный домик, к лесам, в которых провел детство. И есть огромное желание свалить из России, куда подальше – на Запад, но в наши дни везде нарастает хаос и кризис. В США я не хочу – это такая же коррумпированная страна, как и Россия.

«В эмиграцию должен отправиться тандем».

Согласно выкладкам главы Счетной палаты Сергея Степашина, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн 250 тысяч человек. Это только официальная статистика, без учета дауншифтеров, сдавших свои квартиры в аренду и отправившихся медитировать в Гоа или Таиланд, гастарбайтеров и прочее. Для сравнения: после октябрьского переворота 1917 года Россию покинуло 2 млн. граждан.

Социологи подтверждают, что эмиграционные настроения сегодня посещают каждого второго представителя среднего класса. Левада-Центр по заказу EU-Russia Centre провел опрос, согласно которому 50% россиян мечтают уехать из страны. Среди умеренных или активных сторонников переезда в страну 75% составили люди младше 35 лет. 63% опрошенных хотели, чтобы их дети учились и работали за границей.
Почему русские уезжают из стабильности? Чего ищут на чужбине? Почему не верят в модернизацию, нацпроекты и Стратегию-2020? Об этом корреспонденты «Нового Региона» беседовали с представителями разных политических лагерей, политологами и журналистами. Все подробности в материале «НР». Приятного чтения.

«Правые» националисты.

Экс-лидер Движения против нелегальной эмиграции АЛЕКСАНДР БЕЛОВ: «В эмиграцию должен отправиться тандем»

«Русские едут в Европу - в первую очередь, в Германию, Францию и Англию, затем - в США, Канаду. Основная причина - при нынешнем режиме нет перспектив для нормальной жизни, спокойствия за своих детей. И эта тенденция нарастает. Уезжают, к сожалению, лучшие - т.е. наиболее способные предприимчивые люди, в основном средний класс.

Устраиваются там нормально. Русские способны к быстрой интеграции в европейском обществе. Как правило, люди уезжают образованные, с определенными финансовыми возможностями. Все это позволяет достаточно быстро там обустроиться и т.д.
Когда меня спрашивают, как остановить эмиграционный поток, что должны делать власти, я смеюсь. Власти должны уйти в отставку, признаться в несостоятельности и отправиться на пенсию. Например, эмигрировать. Они эмигрируют - и поток «беженцев» сразу остановится.

То есть, чтобы лучшие мозги России перестали утекать за рубеж, - в эмиграцию нужно отправить правящий тандем.

А если серьезно - необходимо создать условия для уверенности в завтрашнем дне. Если не будет уверенности, никто не захочет здесь жить».

Экс-лидер запрещенного «Славянского союза» ДМИТРИЙ ДЕМУШКИН: «Россия - неблагополучная страна даже для занятий спортом»

«А вы уверены, что это русские едут из России? Выкладки главы Счетной палаты - они же национальную раскладку не дают.

У меня много друзей, которые живут в Европе, и говорят - Евросоюз делает все, чтобы не принять русских к себе. Например, в Норвегии русским создают максимальные препоны, чтобы не предоставить ни убежища, ни гражданства, ни вида на жительства. Весь Евросоюз ведет такую политику. Если Евросоюз пиратам из Сомали в 100% практически случаях предоставляет вид на жительство, то русским - нет.

Причиной эмиграции является нестабильность в стране - как политическая, так и экономическая. Нет никаких гарантий для бизнеса, люди понимают на примере уголовных дел - все, что понравится силовикам, станет их, против них могут сфальсифицировать любое уголовное дело.

Россия - страна неблагополучная для проживания, занятия бизнесом, политикой и чем бы то ни было еще. Даже спортом - условий для этого в России крайне мало.
Но я не думаю, что именно русские уезжают - ведь их нигде не ждут, если они не миллиардеры, конечно. Есть какие-то россияне, которые работают в зарубежных компаниях, перебираются за границу. Но опять же это касается либо высшего класса, обеспеченного, либо не среднего, а выше среднего. Это специалисты IT и другие. Случае единичные.

Я не думаю, что речь идет об оттоке миллиона обычных русских граждан, которые ищут себя в Европе. Европа не готова нас принять нигде. Нет ни одной страны, кроме, может быть, Сербии, Черногории, где к русским относятся положительно.

Везде крики, испуги - «русская мафия», везде противодействия. В Польшу у меня знакомые уезжали. Говорят - там слово «русский» равняется: мужик - бандит, женщина - проститутка. При том, что в Польше на трассах беспредельничают чеченцы, все их называют русскими и считают русским. Все говорят: «Russia, Russia». Наши говорят: «Да это не Russia, это «чехи» сидят. Типа, чего вы русским приписываете чужой беспредел».

«Левые»

Политик, журналист, глава РКСМ ДАРЬЯ МИТИНА: «Молодежь находит себя за границей быстрее, чем в России»
«Среди моих друзей, знакомых эмиграционных настроений нет. Скорее наоборот - в моем круге общения, они не популярны. Тем не менее, людей уехавших я знаю. Но у меня есть и в друзьях, и в знакомых - те, кто когда-то эмигрировал, но там не прижился, и либо уже вернулся в Россию насовсем, либо сейчас возвращается.

Если раньше уезжали из-за нестабильности и за длинным рублем, сейчас - потому что в России наблюдается стагнация, невозможно найти для себя социальный лифт. Все хорошие места разобраны - перспектива в общем ясна. Есть признаки некой стагнации и застоя - с одной стороны. С другой - возможность проявить себя здесь зависит не только от человека, но и от государства. Но в данном случае государство у нас больше говорит, чем делает.

Эмигрируют люди с высшим образованием, которые не нашли себе применения здесь.
Ведь многие проекты государства - «сколковский», национальные - оказываются в основном блестящей обверткой, шелухой. Люди находят свое счастье за границей быстрее. Они предпочитают ехать на готовую инфраструктуру, на готовые места, нежели ждать, пока государство здесь что-то построит, обустроит, облегчит условия существования для ученых.

Это, конечно, плохо, что существует такая утечка мозгов.
Но у меня противоречивое отношение к тем усилиям, которые предприняло наше государство для их возвращения из эмиграции. Власти предлагают за большие деньги выкупать ценных специалистов назад. Но это не очень хорошо по отношению к тем, кто здесь остался, и оказался в заведомо худших условиях, чем те, кто подсуетился и уехал, и теперь может получить какие-то преференции только за факт своего возвращения. Это, конечно, неправильно. Мне кажется - уехал и уехал, никого возвращать не надо. Но в то же время надо предпринять какие-то меры, чтобы этот эмиграционный поток прекратился».

«Демократы».

Член оппозиционного движения «Солидарность» ИЛЬЯ ЯШИН: «Уезжают те, кто мог бы провести модернизацию»

У меня нет статистических выкладок, как у Степашина, но есть общее ощущение надвигающегося коллапса. Поэтому, действительно, многие люди стараются поскорее уехать из страны.

Я думаю, в этом году также очень много людей уедет - это связано со вторым приговором Ходорковскому. На огромное количество людей, причем людей вполне лояльных власти и никогда особо не симпатизировавших оппозиции, второй приговор Ходорковскому произвел крайне удручающее впечатление. Я вижу вчерашних сторонников власти, причем радикальных путинистов, которые сегодня хватаются за голову и говорят о том, что страна катится в тартарары.

Все понимают, что делать бизнес в России дело неблагодарное. Если ваш бизнес понравится кому-то из силовиков, ему ничего не стоит его у вас отобрать. Право на частную собственность в России равно нулю. Если вы перейдете дорогу какому-то чиновнику или силовику - защищать вас никто не будет.

Поэтому, уезжают. Уезжают, подчас, не в самые успешные страны Восточной Европы, которые испытывают экономические трудности после кризиса.

Многие люди уезжают навсегда и никогда уже не вернутся в нашу страну, что бы здесь не случилось и какие бы перемены не произошли.

В этой ситуации я не вижу смысла рассуждать про модернизацию. Мне кажется, даже те немногие энтузиасты, которые изначально верили в этот проект, сейчас уже разочаровались. Я не думаю, что и сам Медведев сейчас серьезно относится к этой идее.

С кем он будет модернизацию проводить? С нашистами на Селигере что ли?
Люди, которые действительно могли бы модернизировать российскую экономику, либо уже за границей, либо сидят на чемоданах, либо просто не хотят сотрудничать с этой властью. Для экономической модернизации в России сначала нужно провести политическую реформу. Необходимо чтобы начала работать Конституция, законы. Нельзя рассчитывать на экономический прорыв при сохранении авторитарного стиля руководства, при ситуации закрытой форточки. В стране душно. А когда в стране душно, рассчитывать на творческое развитие невозможно.

Политологи, журналисты.

Президент Института национальной стратегии СТАНИСЛАВ БЕЛКОВСКИЙ: «Уезжают не туда, а отсюда»

«Безусловно, уезжают не столько туда, сколько отсюда. Очарования западом, которое имело место в годы перестройки, сейчас уже нет. Всем понятно, что там жизнь тоже трудна и чтобы пробиться нужно приложить огромное количество усилий. Никто с распростертыми объятьями нас там не ждет.

Эта новая волна эмиграции связана с утратой социального оптимизма активной частью российского общества, с неверием в перспективы России и с потерей надежд на российскую власть. Если 10 лет назад эти надежды были, то сейчас их нет. Модернизационная риторика не нашла себе благодатной аудитории. Значительная часть активных, мыслящих людей не верит в перспективы модернизации России.

Среди моих знакомых таких людей не так много - большинство из них работает в гуманитарной сфере, ориентированной на русский язык, как инструмент творчества. Но такие знакомые, которые уехали или собираются уезжать, у меня есть. В основном это ученые, инженеры, представители технических специальностей. Они ищут себя и в США, и в Европе, и в Юго-восточной Азии, например, в Гонконге и Сингапуре. Они считают, что там у них больше возможностей для карьеры. Особенно с учетом тотальной коррупции, которая поразила российское общество и которая делает, практически, невозможным продвижение человека, если он не принадлежит к какому-то влиятельному клану.

Уезжают, на самом деле все. Технические специалисты больше, но и гуманитарии тоже. Причина для отъезда на сто процентов политическая , а не экономическая, потому что нельзя сказать, что все уезжающие сильно обеднели в последнее время. Напротив, скорее у большинства из них материальный статус вырос. Я бы так сказал: причина политико-психологическая - утрата доверия к власти.
Учитывая, что уезжают люди образованные, специалисты, которые не хотят мириться с коррупцией. И их отъезд делает шансы на модернизацию России еще более призрачными».

Генеральный директор РИА «Новый Регион» АЛЕКСАНДР ЩЕТИНИН: «Эмигрируй или деградируй!»

«Я недавно перечитывал книгу Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Резанула фраза: «Эмигрируй или деградируй!». Речь в книге о том, что на Земле случилась ядерная война, часть населения выжила. Но что это за жизнь? Поэтому стали колонизировать Марс. И по телевизору постоянно транслируется слоган «Эмигрируй или деградируй!». Но некоторые все равно цеплялись за умирающую Землю.

В настоящий момент я живу в Таиланде. Страна переполнена русскими и даже не туристами, а постоянно проживающими гражданами РФ. Они не выписались из России, но жить там не могут.

Недавно ехал на местной маршрутке (сонгтео) вместе с другими фарангами (слово используется тайцами для названия европейцев, постоянно проживающих в Тае). Это были россияне и жители стран СНГ. Один сказал: «Мы здесь никогда не станем местными. Для тайцев мы гости. А Таиланд для таиландцев». Все помолчали, и другой фаранг нерешительно ответил: «Но ведь дома-то русские живут еще хуже». Все согласились, спор иссяк.

А свой комментарий я закончу анекдотом русского туриста, которого власти «спасают» из Туниса: «Здесь тепло, отдых и переворот заканчивается, а дома - холодно, работа и переворот еще даже не начинался».