Домой / Рвота / Картотека игр правила дорожного движения. Игры по ПДД в старшей группе

Картотека игр правила дорожного движения. Игры по ПДД в старшей группе

Цели: активизировать и проверить имеющиеся у детей знания о Правилах дорожного движения; совершенствовать умение ориентироваться на макете города; развивать воображение.

Материал: видеоматериал с вопросами; конверты; волчок; дорожные знаки; палочка инспектора ГИБДД; обручи и гимнастические палки; макет светофора; макет микрорайона; призы.

Ход занятия

Педагог, он же ведущий, сообщает детям, что на текущий день они становятся автогонщиками. Им предлагается принять участие в игре «Автогонщики, вперед!» Игра будет проведена в форме телевикторины — все вопросы будут заданы с экрана телевизора.

Участники телевикторины под музыку занимают свои места за игровым столом.

Ведущий . Уважаемые автогонщики! Против вас сегодня играют сотрудники нашего детского сада. Помните: вопросы их будут звучать с экрана телевизора. При прослушивании задания будьте очень внимательны. Вопрос может обсуждать вся команда, а ответ должен дать один из игроков. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. Если ответ будет дан правильно, команда получит один балл. Внесите, пожалуйста, конверты с вопросами.

Звучит музыка, входит ассистент, раскладывает конверты.

Ведущий. Начинаем игру! Первый раунд. Крутите волчок. (Дети выполняют.) Выпал вопрос под номером... Вопрос задает повар детского сада. Включаем ролик.

Звучит вопрос. Уважаемые автогонщики! Сегодня мне хочется узнать, внимательны ли вы. Каждое утро вы приходите в детский сад, а вечером покидаете его. Какой знак находится при входе на территорию нашего сада? О чем он говорит водителям автотранспорта?

(Ответ: знак «Въезд запрещен».)

Если команда отвечает правильно, ей присуждается одно очко.

Ведущий . Крутите волчок, автогонщики! Выпал вопрос под номером... Вопрос задает заведующая детским садом. Внимание! «Черный ящик»!

Ассистент вносит «черный ящик».

Звучит вопрос. Уважаемые автогонщики! Перед вами сейчас «черный ящик». В нем находится предмет, окрашенный в черный и белый цвета. Но как он оживает в руках инспектора ГИБДД! Он управляет потоком машин и пешеходов словно волшебная палочка.

(Ответ: жезл.)

Ведущий . Следующий вопрос задает воспитатель младшей группы.

Звучит вопрос . Перед вами четыре дорожных знака, из которых вы должны выбрать один — нужный. А какой именно — вы узнаете, если разгадаете загадку.

Я привык к велосипеду,

И на нем я смело еду.

Но по знаку на дороге

Смело в ход пускаю ноги.

(Ответ: знак «Движение на велосипедах запрещено».)

Ведущий . Четвертый вопрос задает музыкальный руководитель.

Звучит вопрос. Я сейчас исполню для вас, автогонщики, песенку. Но не до конца. Завершающие слова я хочу услышать от вас через минуту.

Это правило запомнить нужно обязательно:

На дороге, на дороге будь всегда внимательным.

Чтобы не было, дружок,

У тебя несчастий на...

(Ответ: проезжей части.)

Ведущий . Пятый вопрос задает вам физкультурный руководитель.

Звучит вопрос . Ребята, вы, как настоящие автогонщики, должны не бояться трудностей и уметь применять смекалку. Вот вам задание: с этими предметами вы познакомились на физкультурных занятиях: это гимнастические палки и обручи. Сложите из них автомобиль.

Ведущий. Шестой вопрос задает воспитатель средней группы.

Звучит вопрос. Дорогие автогонщики! Перед вами «черный ящик». Разгадайте загадку и скажите, что находится в ящике.

Он глазищами моргает

Неустанно день и ночь.

Он машинам помогает

И тебе готов помочь. (Ответ: светофор.)

Ведущий. А следующий вопрос задаст загадочный герой Кощей Бессмертный, злой волшебник.

Звучит вопрос. Я сегодня потрудился на славу — перепутал все знаки дорожного движения. Ух сколько произойдет аварий! Какой я молодец! Но если через одну минуту вы сможете разложить знаки в две стопки — запрещающие и знаки сервиса, то мои чары потеряют силу. А если нет, то... ха-ха-ха!

Ведущий. Последний вопрос задам я сам.

Итак, уважаемые автогонщики, перед вами макет микрорайона. Незнайка живет вот в этом доме. А вот — детский сад. Через минуту вы должны найти для Незнайки самый короткий из безопасных путей от дома до детского сада.

Подводятся итоги игры.

Ведущий . Уважаемые автогонщики! Вы показали отличные результаты, ответили на все вопросы, не подвели свою команду. Молодцы! Поздравляем вас с победой! Аплодисменты. Раздача призов.

Игровая деятельность, являясь ведущим видом активности у дошкольников, представляет собой наиболее подходящую платформу для получения знаний, практической отработки умений и навыков. Поэтому в образовательной программе детского сада игровым приёмам работы уделяется особое внимание. Особенно актуально их использование в контексте тем, касающихся вопросов безопасности жизни малышей, таких, как освоение правил дорожного движения (ПДД).

ПДД в игровой деятельности

С методической точки зрения, игра:

  • формирует эмоционально-волевые характеристики личности ребёнка;
  • определяет направление физического, умственного и духовного развития;
  • помогает раскрыть творческие задатки малышей.

Другими словами, игровая деятельность - это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ведётся через понятные ребятами конкретного возраста игровые взаимодействия.

В игровой форме дети легче усваивают правила дорожного движения

Игровая деятельность и ПДД: цели, задачи

Раскрытие темы безопасности участников дорожного движения посредством игры позволяет реализовывать следующие образовательные цели:

  • обучать малышей давать оценку дорожной ситуации, опираясь на знание значений сигналов светофора;
  • тренировать у детей внимательность и наблюдательность;
  • формировать понимание безопасности на дорогах (к примеру, не перебегать дорогу на зелёный свет, если подойдя к переходу, сигнал уже горел, иначе возникает большой риск не успеть завершить манёвр до возобновления движения транспорта);
  • развивать речь (игры по ПДД дают возможность малышам младших групп обогатить словарный запас, уяснить закономерности составления предложений, детям среднего дошкольного возраста - освоить грамматические особенности языка, воспитанникам старшей и подготовительной групп - отработать навыки составления монологических и диалогических высказываний);
  • воспитывать потребность избегать ситуаций, потенциально угрожающих здоровью и жизни (к примеру, в игре «Зайка спешит в гости», в которой персонаж перебегает дорогу, ориентируясь на отсутствие транспорта на проезжей части, игнорируя при этом работающий светофор, малыши второй младшей группы убеждаются, что без внимания на дорожные указатели предсказать появление машин невозможно);
  • знакомить и участвовать в разных видах игровой деятельности.

Дети учатся работать с разным игровым материалом, в том числе и с интерактивными приложениями

Среди задач, решение которых позволяет добиться поставленных целей, можно назвать:


Требования к организации игр

Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены требования к их организации.

  1. Поощрение инициативы. В реализации этого принципа как раз таки и проявляется педагогическое мастерство воспитателя: мотивация детей должны быть на таком уровне, чтобы они все захотели (!) проявить интеллектуальную и физическую активность.
  2. Доступность. Игровой сюжет и все действия нужно объяснять так, чтобы они были понятны всем участникам. То есть, например, в подвижной игре для младшей группы не должно быть больше 2 игровых действий, иначе детям будет сложно сосредоточиться и они быстро потеряют интерес к этому виду активности.
  3. Динамичность. Хронометраж игры должен соответствовать её виду, а также возрасту подопечных (более детально этот вопрос рассмотрим ниже).
  4. Наглядность. Дошкольники воспринимают мир через образы, поэтому картинки, видео - основа любого вида деятельности, в том числе и игр.
  5. Положительный эмоциональный настрой. Чтобы увлечь даже тех малышей, у которых не всё в игре получается, педагог должен быть доброжелателен и открыт по отношению к воспитанникам.
  6. Общая цель. Этот принцип касается в основном сюжетно-ролевых и театрализованных игр, так как подразумевает, что дети, вне зависимости от тех ролей, которые они выполняют в игре (пассажир, водитель или контролёр в автобусе), усваивают правила дорожного движения.
  7. Самостоятельность. На младшие группы это требование не распространяется, так как воспитатель является полноценным участником любой игры и принимает на себя роль лидера: водящего, главного персонажа. Но начиная со средней, участие педагога минимизируется до подсказок, отдельных указаний и напоминания правил.
  8. Индивидуализация игровой деятельности. Безусловно, игры интересны всем детям. Но в зависимости от темперамента и особенностей характера какие-то виды игровой активности нравятся малышам больше, а какие-то меньше. Задача педагога в каждом виде игр найти ребёнку роль по душе.

    Один из способов индивидуализации - распределение обязанностей при подготовке игры, например, назначение ответственного за реквизит

  9. Положительная оценка. Каждый участник игры по её завершении должен получить похвалу - это закон.
  10. Повторение - мать учения. Учитывая важность темы, уже знакомые детям игры время от времени нужно повторять.

Классификации игр по правилам дорожного движения

Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться в пяти видах, каждый из которых соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.

Обучающие или дидактические игры

Игры этого вида используются при:

  • ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп - предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
  • практическом применении знаний, умений и навыков (например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазл, в котором одна часть - знак, а вторая - картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).

Для дидактических игр важны:

  • условия, то есть правила;
  • обозначенный конечный результат;
  • выверенные игровые действия.

Тема по ПДД может быть представлена в двух видах дидактических игр: ориентированных на суть действий и нацеленных на материал, который имеет непосредственное отношение к выстраиванию сюжета игры.

В дидактических играх дети не только знакомятся с новым материалом, но и закрепляют полученные знания, умения и навыки

Таблица: обучающие игры разных видов по теме ПДД

Вид Название (группа) Цели Материал, ход игры
Игры, в которых ключевым является содержательный компонент
Логическая «Четвёртый лишний» (вторая младшая)
  • закреплять умение классифицировать виды транспорта;
  • развивать речь, логику, умение аргументировать свой выбор.
Карточки с картинками.
Кто не является участником дорожного движения: грузовик, дом, «Скорая помощь», снегоуборочная машина.
Какой «глаз» светофора лишний: зелёный, синий, красный, жёлтый.
Словесная «Закончи предложение» (средняя)
  • развивать речевой слух;
  • тренировать навык составления сложных предложений с противительным союзом а.
Мяч.
Ребёнок ловит брошенный педагогом мячик и заканчивает начатое предложение, присоединяя его к первой части фразой «а потом»:
«Переходя дорогу на зелёный свет, сначала нужно посмотреть налево… - «…а потом направо».
Сенсорная «Почини машинку» (первая младшая группа)
  • учить малышей сравнивать предметы по цвету, размеру;
  • воспитывать заинтересованность игровой деятельностью.
Картинки машинок разного цвета, круги-колёса разных цветов и размера.
Дети по заданию пришедшего на занятие Гостя (кролика, медведя и т.п.) собирают машинки, подбирая колёса по размеру и цвету.
Музыкальная «ПДД» (подготовительная группа)
  • отрабатывать навык изменения характера движения под определённую музыку;
  • тренировать реакцию на условный сигнал;
  • воспитывать уважение к жизни и здоровью человека.
Ребята делятся на группы «пешеходов» и «машинок». Под определённую мелодию «машины» двигаются из одной части комнаты в другую. К моменту завершения звучания музыкального отрывка манёвр должен быть выполнен. Если «машинка» не успела, она пропускает «пешеходов», также двигающихся под свою музыку.
Игры, в которых сюжет опирается на материал
Настольно-печатная «Собери знак» (старшая группа)
  • закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД;
  • развивать логическое мышление, внимательность;
  • воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
Дорожные знаки в конвертах, фишки.
Малыши делятся на экипажи-команды. Каждая получает конверт с пазлами дорожных знаков. За 3–5 минут детям нужно собрать свои знаки, за каждый получают по фишке. Дополнительные очки приносит рассказ о значении знака.
Игровая деятельность с предметами Особенно востребованы такие игры в старших группах, когда дети с удовольствием режиссируют игровые действия. Обычно сопутствующие вещи, в частности, природный материал (шишки, ракушки пр.), играют роль транспорта или фишек для совершения хода в настольно-печатных играх.
Интерактивная Материалом для игр этого вида выступают тренажёры, предназначенные для интерактивной доски.

Видео: интерактивные игры по ПДД

Сюжетно-ролевые игры

Особенностью игр этого вида является то, что в них ребёнок действует больше не из игровых, а из личных социальных навыков взаимодействия с окружающим миром, копируя модели поведения на игрушках или сверстниках-участниках. Так, в игре «Автобус» в старшей группе малыши-пассажиры не только по очереди заходят в «транспорт», но и покупают билеты у кондуктора, просят водителя сделать остановку в том или ином месте и т.д.

Работа с темой ПДД в сюжетно-ролевых играх проводится не только на основе проигрывания бытовых ситуаций, но и по сюжетам сказок или мультипликационных фильмов. Одной из таких основ для игр может быть анимационная серия про Смешариков, рассказывающих о безопасности на дорогах.

В сюжетно-ролевых играх дети опираются на свой социальный опыт

Видео: азбука безопасности со Смешариками

Игры по ПДД подвижного вида

Назначение подвижных игр состоит в укреплении здоровья, развитии внимания, быстроты реакции, памяти. Этот вид деятельности используется и на занятиях, и на прогулках, при организации развлекательны мероприятий.

Таблица: разновидности подвижных игр по безопасности на дорогах

Вид Название (группа) Цель Содержание
Игры на подражание «Безопасность на дороге» (старшая группа)
  • повторить правила поведения на дорогах;
  • отрабатывать навык ходьбы с разной скоростью;
  • воспитывать интерес к ПДД.
Каждый участник получает круг определённого цвета – «машинку». На специальном коврике с имитацией проезжей части или нарисованному макету «машинки» начинают движение, соблюдая все дорожные правила.
Игры на тренировку внимания «Весёлые светофорчики» (средняя группа)
  • повторить значение и порядок сигналов светофора;
  • отрабатывать умение оперативно реагировать на ситуацию.
Дети стоят в кругу, каждый держит цветной круг с сигналом светофора. Под музыку малыши начинают хаотично двигаться, а когда мелодия обрывается, разбираются по парам «зелёный - красный».
Игровая деятельность, требующая малой подвижности «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» (подготовительная группа)
  • закрепить знания ПДД;
  • развивать логику;
  • тренировать быстроту реакции.
Ребята становятся в круг, в центре - водящий-регулировщик. Он бросает игроку мяч и говорит одно слово: дорога, транспорт, пешеход или пассажир. Поймавший мяч должен сказать слово, относящееся к названной категории. Тот, кто замешкался, выбывает.

Это интересно. Обычно подвижные игры проводятся на улице, но по теме ПДД в большинстве своём они организуются в помещении: в группе или в зале.

Видео: подвижная игра по ПДД в старшей группе

ПДД и театрализованные игры

Театрализованная игра в ДОУ реализуется двумя формами:


Таблица: виды театрализованных игр по ПДД

Форма Вид Название (группа) Цели Суть игры
Драматизация Инсценировка «Как грибы ходили в школу дорожных наук» (старшая группа)
  • повторить ПДД;
  • развивать артистические способности;
  • воспитывать навык создания атмосферы радости своими действиями.
Два брата-грибочка отправились к друзьям в соседний лес. На их пути проезжая часть. Один брат знает ПДД, делает всё верно, второй - торопится и игнорирует правила. Остальные дети в роли мудрых лесных жителей объясняют непослушному грибу, как нужно себя вести на дороге.
Имитация «Слушай мою команду» (вторая младшая группа)
  • повторить виды транспортных средств;
  • тренировать навык выполнения действия по сигналу;
  • развивать внимательность.
Дети выступают в образах машинок, автобусов, троллейбусов, трамваев. По условному сигналу воспитателя они жестами и мимикой заводят мотор, поворачивают руль, запускают дворники, опускают и поднимают стёкла и т.д.
Режиссёрские Кукольный театр Для демонстрации того, насколько хорошо дети-режиссёры знают ПДД, используются куклы-артисты разных видов театра (перчаточные, пальчиковые, баночные и др.).
Например, в подготовительной группе малыши с персонажами-куклами бибабо идут по макету проезжей части, комментируя все обозначения на дороге.
Стендовый театр (театр на фланелеграфе или на магнитной доске) Принцип этого вида театрализованных игр аналогичен кукольному театру. Только персонажами выступают плоские фигурки на липучках для передвижения по фланелеграфу или на магните для работы с магнитной доской.

Пальчиковые игры по ПДД

Цель проведения пальчиковых игр состоит в:

  • отработке мелкой моторики (в младших и средней группах для развития речи, в старших - для подготовки руки к письму);
  • развитии сенсорных и коммуникативных способностей малышей.

Обычно пальчиковые игры (гимнастика) проводятся при переходе от одного вида работы к другому.

Это интересно. Как правило, пальчиковые игры универсальны для всех возрастов. Но для старшей и подготовительной групп рифмовки могут быть длиннее и количество повторов больше.

Пальчиковые игры могут проводиться с реквизитом для пальчикового театра

Таблица: картотека пальчиковых упражнений по правилам дорожного движения

Название Возрастная группа Содержание
«Транспорт» Младшие, средняя группы. Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях - корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного).
«Постовой» Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите, (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Гонки» Младшие, средняя, старшая группы. Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперёд и
назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперёд и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.(катают машинку по пальцам, которые
слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щёлочку в
кулаке).
«Машины» Средняя, старшая и подготовительная группы. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются
параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –
«сигналим».)

Какие приёмы используются в играх по ПДД

Для реализации целей и задач работы по ПДД в играх используется три вида приёмов.

Словесные способы взаимодействия с детьми

Поскольку цель речевого развития детей сопровождает образовательный процесс в ДОУ на всех возрастных этапах, звучащая речь педагога, диалоги и монологи детей играют важную роль в любой деятельности воспитанников, а тем более в играх как ведущем виде активности малышей.

Объяснение

Воспитатель должен давать чёткие, последовательные описания каждого этапа игры. Важно также повторять порядок игровых действий перед началом уже известного сюжета - так дети усваивают не только правила, но и алгоритм составления логичных высказываний. Для младшей и средней групп речь взрослого - это языковая модель, копируя которую дети «выговариваются», то есть начинают разговаривать, строить предложения, вступать в диалог. Для старшей и подготовительной объяснение - это образец составления цельного высказывания, этап освоения правил подготовки монологического высказывания.

Объяснение в младших группах сопровождается демонстрацией

Загадки и стихотворения

Традиционно эти словесные приёмы считаются наиболее удобным способом мотивировать малышей: с одной стороны, дети очень азартно отгадывают загадки или повторяют рифмовки, а с другой - для того чтобы включить ребят в работу (даже самых маленьких) не требуется много времени.

В младших группах я отдаю предпочтение загадкам с договорками:

  • Что за «зебра» на дороге? Все стоят разинув рот, Ждут, когда мигнёт зелёный. Значит, это - … (Переход);
  • На дороге я стою, За порядком я слежу. Нужно слушаться без спора Указаний … (светофора).

В средней группе предлагаю загадки уже без рифмованного ответа, но с вопросом в конце, чтобы малышам было проще сориентироваться по поводу ответа.

  • Днём и ночью я горю, Всем сигналы подаю. Есть три сигнала у меня. Как зовут меня друзья? (Светофор);
  • Вот дорожная загадка: Как зовётся та лошадка, Что легла на переходы, Где шагают пешеходы? (Зебра).

Для ребят старшего дошкольного возраста я стараюсь выбирать загадки более сложные, длинные. Так малыши учатся улавливать суть в длинных высказываниях.

  • На дорожном знаке том Человек идёт пешком. Полосатые дорожки Постелили нам под ножки. Чтобы мы забот не знали И по ним вперёд шагали. («Пешеходный переход»);
  • Что за тёмная дыра? Здесь, наверное, нора? В той норе живёт лиса. Вот какие чудеса! Не овраг здесь и не лес, Здесь дорога наперерез! У дороги знак стоит, Но о чём он говорит? (Тоннель).

Это интересно. Некоторые словесные дидактические игры построены по принципу отгадывания загадок.

Игры с загадками - удобная форма работы на прогулке

В своей практике к мотивации с помощью стихотворений я прибегаю достаточно часто: с их помощью легче вводить новую информацию, да и облечённые в рифму факты дети запоминают лучше. Вот несколько примеров подбора стихотворений по теме «Светофор», отличающиеся не только содержанием, но и объёмом.

Например:

  • Младшая группа: Цвет зелёный - Проходи! Жёлтый - Малость погоди. Ну а если красный - Стой! Проход опасный!
  • Средняя группа: Три глаза есть у светофора. А ну, запомни их, дружок, Ходить по улицам, чтоб скоро Самостоятельно ты смог.
    Вот красный глаз… Его ты бойся! Когда горит он - нет пути. Моргает жёлтый - приготовься! Зелёный светится - иди!
  • Старшая группа: У любого перекрёстка Нас встречает светофор. И заводит очень просто С пешеходом разговор: Cвет зелёный - проходи! Жёлтый - лучше подожди! Если свет зажжётся красный - Значит, двигаться опасно! Стой! Пускай пройдёт трамвай, наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья.
  • Подготовительная группа: А у нас с недавних пор Возле дома светофор. Он горит и день, и ночь, Всем старается помочь. Если красный загорится, Ты не вздумай торопиться. Знают все, что красный Для пути опасный. И на жёлтый не ходи, А спокойно стой и жди. Маму за руку - и ждём. Вместе с нами весь народ Терпеливо ждёт зелёный, Чтобы двинуться вперёд. Вот - зелёный вспыхнул! Скоро! Подмигнул: - Нельзя стоять! Скоро цвет у светофора Красным сменится опять.

Короткие истории

Чтобы дети настроились на игру, нужно привлечь их внимание новым видом деятельности. И связующим звеном для этого могут выступать придуманные на ходу сказки.

Этим приёмом я активно пользуюсь в средней, старшей и подготовительной группах, где дети уже могут не только слушать истории, но и отвечать на вопросы по содержанию, в том числе и проблемного характера. Например, в старшей группе, обсуждая важность светофора, я рассказывают малышам сказку о том, как поссорились сигналы светофора. «Жил-был Светофор. Стоял на дороге, регулировал движение. Но как-то раз его огоньки поссорились, потому что не могли разобраться, кто же из них самый главный. «Я - самый важный, потому что, когда зажигаюсь, все стоят», - говорил Красный. «Нет, я! - возражал Жёлтый. - Когда я зажигаюсь, все готовятся двигаться: и машины, и пешеходы». Тогда Зелёный рассмеялся и сказал: «О чём вы спорите? Только я разрешаю двигаться и людям, и транспорту. Так что я главный». Но пока сигналы доказывали каждый свою правоту, на дороге начался настоящий хаос: машины не уступали друг другу, пешеходы не могли перейти дорогу. Тогда поняли сигналы, что зря они спорят, нужно просто, чтобы каждый выполнял свою работу. Стали они загораться по очереди, как обычно, и на дороге снова наступил порядок». После прослушивания сказки я задаю детям 1–2 вопроса: «Что произошло на дороге, когда сигналы начали спорить?», «Зачем нужны три сигнала светофора?» и т.п.

Чтение

Этот приём применяется обычно в старшей и подготовительной группах, но также к нему можно обращаться и в средней. Главное, чтобы в группе были дети, умеющие читать. Конечно, слишком объёмные тексты дошкольникам не осилить, а вот короткие описания знаков, подписи к рисункам или картинкам по теме - вполне по силам. В младших группах, где малыши ещё читать не умеют, актуальный для изучения темы материал педагог выбирает и зачитывает сам.

Отрывки для чтения не должны быть большими, иначе и читающие, и слушающие потеряют интерес к дальнейшей работе

Группа наглядных приёмов

Наглядно-образное восприятие мира детьми ставит наглядность в авангард методических приёмов в любом виде деятельности. В играх малыши должны видеть:

  • картинки-иллюстрации игровых движений, действий, а также сюжета игры;
  • видео, презентации по теме (например, для старшей группы это может быть зарисовка из истории создания светофора);
  • демонстрацию игровых условий педагогом (иными словами, воспитатель показывает все действия любого вида игр).

Атрибуты для игр по ПДД

Информация, представленная в игре, запоминается прочнее и легче, если действия подкреплены подходящим реквизитом. Исходя из темы, актуальными будут:

  • фуражка (костюм или/и жезл) регулировщика движения;
  • макет проезжей части (на коврике на полу или изображённый на ватманах);
  • образцы дорожных знаков, водительских прав (можно распечатать на цветном принтере и заламинировать).

Реквизит может быть элементом дидактической, театральной зон предметно-развивающей обстановки, а может входить в один, единый уголок, посвящённый ПДД.

Атрибуты для игр удобно хранить в специально организованной для этого зоне предметно-развивающей среды

Материалы для игр своими руками

Возможности компьютерных технологий и творческий подход дают возможность создавать целые серии настольно-печатных дидактических игр, изготовленных своими руками. Вот некоторые образцы.

Игра «Что сначала, что потом» (старшая группа)

Материалы:

  • листы плотной бумаги или картона формата половины А4, разрезанного вдоль;
  • тонкие полоски картона красного цвета;
  • электронный вариант картинок с дорожными ситуациями, иллюстрирующими выполнение того или иного знака.

Инструкция:

Игровая задача - объяснить дорожную ситуацию и предложить её решение, наложив картинки в правильной последовательности.

Кроме повторения ПДД, игра развивает логическое мышление

Игра «Каждый знак на своё место» (подготовительная группа)

Материалы:

  • электронный вариант картинок с иллюстрациями дорожных ситуаций и знаками на дороге;
  • иллюстрации с дорожными знаками.

Инструкция:


Игровая задача - рассмотреть ситуацию и поставить на пустое место нужный дорожный знак.

Игру можно проводить на скорость

Практические приёмы

Игра по своей сути является практической реализацией полученных знаний, умений и навыков. Однако, кроме этого, к практическим приёмам относятся творческие задания, позволяющие передать и результаты освоения учебного материала, и впечатления от процесса игры. К ним относятся:

  • рисунки (например, дорожных знаков);
  • аппликации (например, в средней группе, осваивая навык работы с ножницами, дети вырезают круги-сигналы светофора и наклеивают их на заготовку-основу);
  • лепка (знакомство с принципом работы светофора в первой младшей группе может завершиться выкладыванием пластилиновых «блинчиков» красного, жёлтого и зелёного цвета на соответствующее поле заготовки-светофора).

Поделки из подручного материала могут быть заданием для совместного с родителями проекта по ПДД

Составление картотеки игр по ПДД

Главное условие создания картотеки игр по дорожным правилам - включение разных видов игровой деятельности. Принципиально важно, чтобы игры соотносились с конкретной темой - так педагогу будет удобнее составлять конспекты занятий, прогулок и развлечений.

Это интересно. Обычно составляется соответствующая возрастной категории единая картотека игр, то есть для младшего дошкольного возраста, для среднего и для старшего. Это связано с тем, что круг тем в этих группах похож, отличается только форма подачи материала (в первой младшей по сравнению со второй она значительно упрощена), а также насыщенность материала (в подготовительной группе дети углубляют знания по теме, рассмотренной в старшей группе).

Таблица: пример составления картотеки игр по ПДД для старшего дошкольного возраста

Название игры (вид) Цели Материал Ход игры
Тема: Дорожные знаки
«Играй да смекай!» (дидактическая, настольно-печатная)
  • учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением;
  • развивать умственные способности и зрительное восприятие;
  • воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
  • таблицы с изображением дорожных знаков;
  • пустые карточки.
В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
«Вопросы и ответы» (дидактическая, словесная)
  • закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;
  • развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Фишки Воспитатель делит детей на две команды, задаёт вопросы, дети
отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,
набравшая наибольшее количество фишек.
  • Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход);
  • С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми);
  • Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
  • Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,
  • знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки).
«Пешеходы и водители» (сюжетно-ролевая)
  • обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах;
  • закрепить представления детей о назначении светофора, дорожных знаков;
  • прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.
  • макет проезжей части;
  • водительские удостоверения (зелёные кружочки);
  • эскизы дорожных знаков.
Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофёра и получить автомобиль. Ребята-водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек. Затем с куклами, колясками идут к перекрёстку. Комиссия задаёт вопросы водителям:
  • - На какой свет могут двигаться машины?
  • - На какой свет двигаться нельзя?
  • - Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.).

Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зелёный кружочек). Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрёстку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрёстку. По пути они комментируют знаки, встречающиеся на пути.

«Повороты» (подвижная)
  • развивать координацию движений рук (вправо, влево);
  • внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знаку в руках воспитателя.
  • знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»;
  • рули.
Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети
делают один шаг вперёд, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети,
имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Временной план игр по ПДД

Продолжительность игры зависит от двух факторов:

  • вида игры (здесь следует учесть, что некоторые виды, например, театрализованные, часть дидактических игр, требуют больше времени);
  • возраста воспитанников.

При этом в хронометраж вписывается четыре этапа.

Работа над игрой идёт в четыре этапа

Таблица: средние временные рамки этапов разных видов игр

Вид игры Вводный этап Этап ознакомления с правилами Этап игры + усложнение Заключительный этап
Педагог объявляет название, мотивирует на участие. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета. Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом. Если игра была слишком насыщена действиями, то можно устроить релаксацию: под приятную музыку 1–1,5 минуты дети молча лежат или сидят.
Первая, вторая младшие группы
Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 2,5–3 минуты полминуты
Сюжетно-ролевая полминуты 3–4 минуты 2 минуты
Подвижная 1 минута 3 минуты 1 минута
Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 6–8 минут 2 минуты
Пальчиковая полминуты 1 минута полминуты
Средняя группа
Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 3–4 минуты полминуты
Сюжетно-ролевая полминуты 4–6 минут 3 минуты
Подвижная 1 минута 4 минуты 2 минута
Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 6–8 минут 2 минуты
Пальчиковая полминуты 1 минута полминуты
Старшая и подготовительная группы
Дидактическая до 2 минут до 1 минуты 3–5 минут 2 минуты
Сюжетно-ролевая полминуты 6–8 минут 3 минуты
Подвижная 1 минута 4 минуты 2 минута
Театрализованная 2 минуты 2 минуты 8–10 минут 2–3 минуты
Пальчиковая полминуты 2 минуты полминуты

Это интересно. В ряде игр этапы объяснения и собственно выполнения игровых действий совмещаются.

Таблица: пример конспекта дидактической (словесной) игры «Угадай транспорт» в старшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный - Ребята, на последних прогулках мы с вами выходили за территорию детского сада и наблюдали за ситуацией на дорогах, рассматривали особенности автобусов, троллейбусов, автомобилей. И сегодня мы поиграем в игру «Угадай транспорт».
Объяснение правил - Я буду зачитывать загадки о разном транспорте, а вы, подумав, отгадывать, что это. Тот, кто первым ответит верно, получит картинку. В конце мы подсчитаем, у кого картинок получилось больше. Он и станет победителем нашего соревнования.
Игра Дети отгадывают загадки, отвечают, подняв руку:
  • Дом - чудесный бегунок На своей восьмёрке ног Бегает аллейкой По стальным двум рельсам. (Трамвай);
  • Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нём Носит обувь из резины И питается бензином? (Автобус);
  • Что такое - отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колёса на резине. (Троллейбус)…>
Заключительный этап - Какие молодцы! Отлично справились с заданием! И, конечно, давайте поздравим нашего победителя. Дети хлопают.

Видео: дидактическая игра с элементами театрализации «Теремок» по ПДД в старшей группе

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения; вызвать у детей положительную эмоциональную реакцию.

Материалы и оборудование: 8 ключей – подсказок разной формы; плакат с нарисованными силуэтами ключей; веревка; шарики с бумажками с вопросами внутри; разрезные знаки: пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт медицинской помощи; разные ключи; чемоданчик замком; мольберт с плакатом «Улица города»; клей; картинки с изображением транспорта, людей, светофоров, знаков.

Ход урока

Игроков приветствует старец Фура: Я рад приветствовать вас в Форте Боярд. Задания будут трудные, но интересные. И все они будут посвящены правилам дорожного движения. За каждый правильный ответ вы получаете ключ с подсказкой. В конце игры вас ожидает сюрприз, он находится в сундуке, который вы откроете, если соберете все ключи подсказки.

I. Первый ключ-подсказку вы получите у меня, отгадав мои загадки.

Один ребенок уходит на 2 задание. Остальные отгадывают загадки.

Загадки старца Фура по ПДД:

Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет
Пешеходный переход. ("Пешеходный переход".)

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети. ("Дети".)

На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на велосипеде. ("Велосипедная дорожка".)

А здесь, ребята не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)

Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи. ("Пункт медицинской помощи".)

Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он -
В этом месте телефон. ("Телефон".)

Получают ключ-подсказку с буквой «В» .

А теперь вы отправляетесь за остальными ключами – подсказками, а за тем, когда вы соберете все подсказки, я жду вас у себя.

II. «Лабиринт с ключом».

Вокруг спортивной лестницы запутана веревка, на ней повешен ключ. Задача игроков провести ключ по «лабиринту» и снять его.

Получают второй ключ с буквой «Е» .

Все идут на 3 задание.

III. «Умники и умницы».

В шарике лежит записка с вопросом. Каждый игрок должен лопнуть шарик и ответить на вопрос в записке. Подсказки команды разрешаются.

  1. Как называют людей идущих по улице? (пешеходы)
  2. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина).
  3. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).
  4. В каком месте нужно переходить дорогу? (на перекрестке, пешеходном переходе).
  5. С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми)
  6. Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке).
  7. Почему нельзя играть на дороге? (это опасно)
  8. Про что говорят «главный командир на дороге»? (светофор).
  9. Как называют человека, регулирующего дорожное движение? (регулировщик)
  10. Какие еще помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки).
  11. Где ожидают пассажиры автобус? (на остановке)
  12. С какой стороны нужно обходить машины и автобус? (сзади).

Получают ключ с буквой «О» .

IV. «Банки».

Один игрок от команды ищет киндер в банках с разными наполнителями (песок, крупа, вода, клейстер и т.д.).

Получают ключ с буквой «О» .

V. «Разрезные знаки» .

В конверте разрезанные дорожные знаки. (5 знаков: пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт медицинской помощи.)

Собрать знаки и правильно назвать.

Получают ключ с буквой «Т» .

VI. «Ключики».

На площадке развешаны ключи. (на брусьях, на лестнице, на воротах, на баскетбольных кольцах, на скамейках.) Дети должны их собрать и подобрать к замку, который открывает чемоданчик.

Получают ключ с буквой «Р».

VII. Игра «Можно - нельзя».

Дети встают врассыпную. А сейчас поиграем в игру «Можно - нельзя» (определим места катания на велосипеде). Дети реагируют: если можно - крутят рули, а если нельзя, то приседают, обхватывая колени руками.

На остановке автобуса…(нельзя)
Во дворе …(можно)
На стадионе … (можно)
На проезжей части …(нельзя)
В детском саду …(можно)
На шоссе… (нельзя)
На автомагистрали …(нельзя)
На полянке …(можно)
По лужайке …(можно)
По лестнице …(нельзя)
По тротуару … (можно)

А теперь надо назвать виды «транспорта», на которых путешествовали сказочные герои.

  1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка)
  2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
  3. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
  4. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету)
  5. На чем летал Алладин? (Ковер-самолет)
  6. На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки)
  7. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа)

Получают ключ с буквой «С».

VIII. Эстафета «Улица нашего города».

Дети делятся на две команды и встают на старт. Каждый берет по одной картинке.

Дети по одному бегут к финишу и приклеивают картинки на схему «Улица города» кто быстрее.

Получают последний ключ с буквой «Ф» .

Собрав все ключи, дети возвращаются к старцу Фура. Перед старцем на столе лежит плакат с силуэтами ключей. Дети раскладывают собранные ключи на силуэты, получается загаданное слово (светофор).

Старец Фура: Ну, вот мы и снова встретились. Вы оказались очень умными, внимательными и ловкими. За это я вручаю вам ключ от сундука.

Дети полученным ключом открывают сундук. Внутри они находят «золотые слитки» (конфеты в золотых обертках).

Игра-викторина для старших дошкольников. КВН «Безопасная дорога в школу».

Цель:
Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о ПДД, дорожных знаках, светофоре.
Учить вести беседу, отвечая на вопросы.
Учить детей правильно понимать предлагаемую дорожную ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев, выбирая правильный ответ.
2. Развивать коммуникативные навыки и связную речь, логическое мышление, память, наблюдательность, познавательный интерес детей посредством ИКТ, активизировать словарь по теме ПДД.
В игровой форме закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
3. Воспитывать у детей желание соблюдать правила дорожного движения, внимания, выдержку, умение внимательно слушать ответы своих товарищей, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки, воспитывать желание действовать в команде согласованно. «
Предварительная работа: - беседы по ПДД «Важные правила для пешеходов», «Дорожные знаки»
Оборудование: дорожные знаки; светофор; плакаты «На улице - не в комнате, о том, ребята, помните», «Помни, правила ГАИ - это правила твои», ПАМЯТКА
ПЕШЕХОДА, эмблемы
Перечень литературы:
Н. Я. Жульнев «Правила и безопасность дорожного движения», Е. А. Воронова ПДД во внеклассной работе «Красный, желтый, зеленый».
Оформление: стол журю учительский, на доске написана тема и развешаны картинки с дорожными знаками, столы команд расположены напротив друг другаЗдравствуйте ребята! Сегодня, я у вас проведу необычный урок, урок – викторина на котором я проверю, как вы знаете правила дорожного движения. И в этом мне помогут члены жюри. Они будут наблюдать за вами и оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ, вы будите получать по одному зелёному кружочку. В конце жюри подведет итог и у той команды, у которой будет больше зеленых кружочков, получат эмблему «знатока правил дорожных движений».
Одним из основных помощников современного человека является автомобиль. Для передвижения автомобиля существуют дороги. А чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу, созданы ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Вот о них мы сегодня и поговорим. Придумайте название своей команде, такое чтобы было связано с нашей темой. Выберете капитана команды. (Командам дается несколько минут).
1 тур «Знаешь ли ты дорожные знаки»
На столах у игроков разложены дорожные знаки. Я вам читаю загадку о дорожных знаках, а вы поднимаете нужный знак.
На дорогах знаков много,
Их все дети должны знать!
И все правила движения
Должны точно выполнять.
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает? (пешеходный переход)

Я на мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт
Медицинской ………. (помощи)
Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт ….. (питания)

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
Здесь дорожные работы-
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)
Аукцион загадок об участниках дорожного движения
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. (Светофор)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твёрдо знаю -
Правила я выполняю. (Пешеход)

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.(Пешеходный переход)

Сам не едет, не идёт,
Не подержись – упадет,
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперёд. (велосипед)
Дом на улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус)
Эй, не стойте на дороге!
Мчит машина по тревоге
А зачем ей так спешить?
Как зачем? Пожар тушить (Пожарная машина)
2 тур.
1. На какой цвет светофора пешеходы должны переходить улицу?
(на зеленый)
2. Могут ли машины двигаться с места, если горит желтый?
(нет, желтый цвет светофора означает всего лишь необходимость приготовиться к движению, но не само движение)
3. Как называется дорожка, по которой пешеход переходит дорогу, не нарушая правил дорожного движения?
(зебра)
4. Какой знак на дороге сообщает водителю, что рядом школа, или детский сад, а значит, следует снизить скорость движения;
(знак перебегающего разметку ребенка)
5. Можно ли обходить припаркованное транспортное средство сзади?
(нет, любой транспорт, вне зависимости от его положения необходимо обходить спереди, так, чтобы водитель мог увидеть пешехода)
6. Можно ли обойти временно остановившийся у остановки автобус спереди?
(нет, нужно подождать пока автобус тронется и отойдет от остановки, а затем переходить дорогу)
7. Разрешено ли переходить дорогу, если регулировщик стоит к пешеходам лицом?
(нет, для перехода дороги нужно, чтобы регулировщик стоял боком к пешеходам с раскинутыми по бокам руками)
8. Разрешено ли переходить дорогу наискосок?
(нет, все пешеходы обязаны двигаться только прямо, так как движение наискосок дороги, удлиняет путь и следовательно делает его более опасным)

3 тур. Продолжите фразу
1. И автобус, и трамвай, едут быстро – не зевай,
Всем известно на планете, осторожней будьте…(дети)
2. Ни машина, ни мопед не оставят здесь свой след,
Ездить ведь никто не может вдоль прямых…(велодорожек)
3. На дороге все стоят, на дороге все гудят,
Ждут водители и дети, светофор совсем не светит,
Не горят его приборы, поломались…
(светофоры)

4 тур. Соревнование по сборке дорожных знаков.
Соревнование двух команд по сборке дорожных знаков (по 10 человек от каждой команды) Каждый капитан получает конверты с пазлами

Подведение итогов.
Жюри поводят итоги викторины и объявляют победителей и раздают эмблемки.

И в заключении хочу сказать
Цель правил всем ясна,
Их выполняет вся страна.
И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя
Ходить в огромном городе.

ПЕШЕХОДА (вручаются командам)
Выйдя на улицу, пешеход должен вежливо передвигаться только по тротуару или обочине!
Переходить проезжую часть дороги пешеход должен только на разрешающий (зелёный) сигнал светофора, по пешеходному переходу или на перекрёстках!
Пешеход не должен выходить или выбегать на проезжую часть из-за стоящего транспорта, деревьев, не осмотрев предварительно улицу!
Пешеходу запрещается перебегать проезжую часть перед близко движущимся транспортом!
Пешеход обязан предостеречь своих товарищей от нарушения правил дорожного движения!
Пешеход обязан помочь людям пожилого возраста при переходе проезжей части!
Пешеход всегда должен соблюдать требования правил дорожного движения!

Татьяна Борисенко
Дидактические игры по правилам дорожного движения (подготовительная группа)

«Наша улица».

Цель:

1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

2. Закрепить представления детей о назначении светофора.

3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы – пешеходы; куклы – водители; светофор (игрушки); дорожные знаки, деревья (макет).

Игра проводится на макете.

Ход игры:

Первый вариант (для пешеходов);

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрёстке на зелёный сигнал светофора куклы переходят улицу, на жёлтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине доги до пешеходного перехода, обозначенного информационно – указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей):

Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо»; «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» (информационно – указательные). Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгрывают дорожные ситуации.

За правильный ответ ребёнок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами - автомашиной, куклой - пешеходом, куклой водителем.

«Теремок».

Цель:

1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.

2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный переход»; запрещающих знаках: «Въезд запрещён» (велосипедисту, водителю, «движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Велосипедная дорожка», «Прямо», «Налево», «Направо», «Круговое движение»; информационно - указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нём окошком; палочка.

Ход игры:

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняет его назначение.

«Улица».

Цель:

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы- пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?

Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

Что такое перекрёсток? Где и как должны переходить люди улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в транспорте?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто- то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

«Виды перекрёстков».

Цель:

1. Познакомить детей с видами перекрёстков.

2. Учить правилам перехода улицы.

3. Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков.

Ход игры:

По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрёстков. Воспитатель показывает маленькую со схемой перекрёстка. Ребёнок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять её и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чём заключается его ошибка.

«Найди ошибку».

Цель:

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, в различных видах транспорта.

Ход игры:

Ведущий показывает картинки- ситуации (как правильные, так и неправильные). Дети должны рассказать о правилах перехода на улице, правилах поведения в транспорте, найти, если таковые имеются, нарушения правил поведения на улице и в общественном транспорте.

«Не зевай».

Цель :

Закрепить знание Правил дорожного движения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям различные дорожные ситуации, изображённые на картинках. Картинок 10 штук. К каждой ситуации поставлен вопрос или два. За каждый правильный ответ участник получает 5 очков. Если кто - то набрал больше всего очков, то он победил, потому что лучше всего знает правила дорожного движения.

«Этот знак говорит нам так….»

Цель:

Закрепить знание дорожных знаков, развивать зрительную память.

Ход игры:

Воспитатель подбирает знакомые детям дорожные знаки, наклеивает их на диски, которые помещают в конверт с окошком. Воспитатель указывает на тот или иной знак, появившийся в окошке. Спрашивает: «Что говорит нам этот знак?». Дети отвечают на вопрос.

«Можно ездить или нет».

Цель:

Закрепить знания детей о средствах передвижения.

Ход игры:

Дети по очереди вынимают из коробки картинки, показывают их группе, называют изображенный на ней предмет и отвечают, можно ли на нём ездить, или нет., где можно ездить, какие знаки разрешают движение.

«Разрешало – запрещало».

Цель:

Знакомить детей с дорожными знаками, развивать зрительную память, произвольное внимание.

Ход игры:

Ведущий раскладывает в 2 колонки карточки с изображением дорожных знаков рисунком вверх. Карточки с изображением ситуаций на дороге раздаются поровну между участниками игры. Участники по очереди выкладывают по одной карточке с изображением ситуации напротив соответствующих дорожных знаков. Ведущий контролирует правильность выполнения работы. Выигрывает тот, кто разложил все свои карточки, не сделав ни одной ошибки.

«Продолжи ряд»

Цель:

Учить разбираться в дорожных знаках, развивать логическое мышление, умение формулировать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

Ход игры:

Детям предлагаются ряды знаков, где один знак не изображён, то есть пустое место. Детям предлагается объяснить, что означают изображённые знаки и пустое место заполнить недостающим знаком или придумать собственный и объяснить его.

Детям предлагают ряды запрещающих, предупреждающих, разрешающих знаков.

3. Подумай - отгадай

Задачи:

Активизировать процесс мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.

Вопросы:

Сколько колес у легкового автомобиля? { 4)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

Кто ходит по тротуару? (пешеход)

Кто управляет автомобилем? (Водитель)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного (Авария или ДТП)

Кокай свет верхний на светофоре? (Красный)

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу

транспорту)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?

(«Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

Где нужно играть, чтоб не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)

Веселый жезл

Задачи:

Обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товар и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.

Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Повторяться нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на сигнал светофора.

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта.

Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых.

Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай - запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.