Домой / Препараты / Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов. Осторожно, высокое напряжение: профессиональное выгорание сотрудников

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов. Осторожно, высокое напряжение: профессиональное выгорание сотрудников

Актуальная проблема современного работающего человека – работа на износ, чрезмерные профессиональные нагрузки, нервное перенапряжение. Как итог – профессиональное и эмоциональное выгорание, хроническая подавленность, усталость, апатия, равнодушие к жизни. В гонке за признанием, деньгами или высоким чином человек выкладывается на все 100%, идет к своей цели, стремится к желанному всей душой. Однако зачастую, придя к своей мечте, он не испытывает счастья – эмоционально человек настолько измотан, что просто не чувствует радости.

Синдром выгорания сотрудников не выдуманный. Это реальная «болезнь XXI века», которой подвержены предприниматели, работники крупных компаний и заядлые трудоголики. Если вовремя не включить «перезагрузку», «болезнь» будет прогрессировать, затягивая человека на самое дно. Как вовремя распознать и предупредить эмоциональное и профессиональное выгорание сотрудников в вашей компании?

Осторожно, высокое напряжение: профессиональное выгорание сотрудников

Впервые об опасном диагнозе «выгорания» заговорили в 1974 году. Американский специалист по психиатрии Г. Фреденберг проводил исследования в штате работников крупной компании и выявил симптомы постепенного снижения их увлеченности работой, истощения в психологическом плане. Сотрудники жаловались на потерю интереса к привычной работе, уменьшение производительности труда, угасание активности, трудового рвения. Причем ничего общего с обыкновенной усталостью организма это состояние не имело – эмоциональное выгорание было тесно связано с занятостью, работой, а его признаки не уходили после отдыха или сна.

Профессиональное выгорание
– это общее негативное состояние человека, развивающееся на фоне хронического стресса в условиях профессиональной деятельности и ведущее к психическому и эмоциональному истощению внутренних ресурсов личности.

В процессе работы каждый сотрудник испытывает нагрузки любого рода – физические, эмоциональные, психологические. Без них не обходится жизнь современного человека. Однако при незначительном регулярном напряжении организм самостоятельно справляется со стрессом, естественная «перезагрузка» происходит быстро, не вызывая существенных деформаций в сознании и повседневной жизни человека. Но когда сотрудник подвержен мощным нагрузкам постоянно, отрицательные ситуации «сматываются» в тугой клубок, откладываются, накапливаются в огромный «снежный ком». Без «разрядки» негатив давит на сознание, изматывает человека, и, как следствие, наступает профессиональное выгорание.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности является следствием долговременного нахождения человека в стрессовой атмосфере, возникшей вследствие накопившихся внутренних противоречий с окружающими его факторами.

Жертвами синдрома чаще всего становятся сотрудники, чья деятельность связана с постоянным, личным общением с людьми и нервным перенапряжением. К данной категории сотрудников относятся:

  • Менеджеры по продажам
  • Врачи
  • Психологи
  • Работники социальных отделений
  • Руководители компаний
  • Преподаватели
  • Юристы

Более склонными к синдрому выгорания являются лица, имеющие определенные черты характера. Это гуманные личности-идеалисты, интроверты, чуткие, ранимые люди, которым свойственен низкий уровень психической устойчивости к негативному влиянию окружения. Также выявлено, что женщины более склонны к профессиональному выгоранию, чем мужчины, в силу их врожденной эмоциональности.

По данным статистических исследований (Журнал «Кадровик», 2011 год), наиболее склонными к профессиональному выгоранию являются следующие категории лиц:

  • Руководство (43%)
  • Активные сотрудники, трудоголики (40%)
  • Творческие личности (35%)
  • Менеджеры в сфере продаж (28%)
  • Специалисты в возрасте, близком к пенсионному (22%)
  • Работники, занятые ежедневными рутинными задачами (20%)
  • Новички, не имеющие коуча, наставника (5%)

Профессиональное выгорание: причины «пожароопасной» проблемы


По мнению многих психологов, выгорание – это своеобразный механизм защиты, который включается организмом в ответ на психотравмирующие факторы. Как правило, нервная система человека имеет свой лимит проводимых психологических процессов, например, общение, восприятие, внимание, решение каких-то задач. В течение дня конкретная личность может уделить внимание ограниченному количеству людей, воспринять определенное количество информации, решить круг поставленных задач. В случае, если человек регулярно превышает этот лимит, происходит перенапряжение нервной системы, затем истощение и эмоциональное выгорание. «Яркие краски дня» блекнут, становятся серыми, приходит апатия, безразличие, раздраженность.
Кроме того, профессиональное выгорание в случае деятельности, связанной с интенсивным общением с людьми, происходит очень стремительно. В процессе общения каждый человек обменивается с оппонентом энергией и ждет положительной отдачи в ответ. Однако, в ряде случаев собеседник «отвечает» молчанием, враждебностью, равнодушием. От такого общения активная сторона просто изматывается, выплескивает свою энергию, которая испаряется, как глоток чистой воды под палящим солнцем. Как итог – моральное и эмоциональное опустошение, отчуждение, цинизм, состояние полного безразличия.

Основные причины синдрома профессионального выгорания:

  • Рутинность, монотонность рабочего дня
  • Перегруженность работой или, наоборот, наличие свободного времени, не заполненного рабочими делами
  • Негативная, нездоровая атмосфера в коллективе (высокомерное общение или «дедовщина»)
  • Работа, связанная с постоянным общением с незнакомыми людьми
  • Низкооплачиваемая деятельность, отсутствие профессионального роста, развития карьеры
  • Низкая самоорганизация
  • Отсутствие системы мотивации в организации
  • Регулярная смена руководящего звена, постоянные изменения рабочих обязанностей, неправильное делегирование обязанностей, ответственности

Эмоциональное выгорание сотрудников: симптомы «отравления» работой

Синдром эмоционального выгорания сотрудников в компании не проходит незамеченным. Симптомы «патологии» отображаются не только в эмоциональном плане, но и затрагивают другие важные аспекты человека.

Признаки синдрома профессионального выгорания сотрудников условно разделяются на три блока:

1. Симптомы психофизического плана:

  • Постоянная усталость, которая проявляется не только в вечернее время, но и не проходит утром, после пробуждения
  • Ощущение истощения (физического и эмоционального), снижение тонуса и энергичности
  • Отсутствие любопытства, ощущения новизны
  • Снижение защитной реакции, отсутствие страха в опасной ситуации
  • Скачки веса (потеря или прибавление в весе без видимой причины)
  • Бессонница
  • Нарушения работы некоторых систем организма (расстройство пищеварения, головные боли, дисфункции дыхания)
  • Вялость, сонливое состояние в течение дня
  • Ухудшение зрения, осязания, обоняния

2. Социально-психологические признаки:

  • Тревожность без повода, беспричинное беспокойство, страх
  • Нервные срывы
  • Безразличие, апатия, пассивность, депрессивное состояние
  • Раздраженность, вспышки гнева даже на мелкие неприятности
  • Постоянное копание в возникающих эмоциях (вина, стыд, обида, замкнутость)Занижение собственных способностей
  • Негативная установка в отношении профессиональных и личных перспектив

3. Изменения в области поведения человека:

  • Ощущение бессмысленности и тяжести труда
  • Невозможность выполнить важные задачи в процессе рабочего дня, трата времени на мелкие детали, «ступор» в процессах, не требующих повышенного внимания
  • Отдаление от коллег, неадекватная, негативная реакция на общение, агрессия, повышенная критичность
  • Стабильное угасание мотивации к работе, безразличие к собственным достижениям
  • Регулярное нарушение рабочего режима (приход позже, уход – раньше положенного)Затруднение в принятии каких-то решений
  • Возникновение вредных привычек (злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами, курение)

Эмоциональное выгорание сотрудников опасно как для них самих, так и для организации. Результатом могут быть такие проблемы, как систематическая текучесть кадров, зарождение негативной атмосферы в коллективе, снижение производительности труда всей компании. Безусловно, не все работники в компании склонны к эмоциональному выгоранию – заядлые активисты и оптимисты обладают высокой степенью устойчивости к данному синдрому. Однако не всем присущи такие качества и своеобразный подход к работе. Что делать? Своевременно проводить профилактику выгорания сотрудников и искоренять проблему на этапе ее зарождения – причем это нужно делать не только компании, но и самим сотрудникам.

Не сгореть дотла: профилактика профессионального выгорания


Полностью исключить влияние негативных и вредных факторов в процессе работы невозможно. Однако правильно внедренная профилактика профессионального выгорания поможет предотвратить последствия синдрома, помочь сотрудникам обрести веру в свои возможности и по-новому взглянуть на свои, пусть даже рутинные и скучные обязанности. Главное – правильная установка и положительный подход к проблеме! Все в наших руках!

Со стороны организации доминирующими профилактическими направлениями, предотвращающими выгорание сотрудников, являются:

Важная миссия руководства – верно распределить приоритеты, выделить цели компании и донести их до сотрудников. Как пример можно рассмотреть старинную притчу о строителях, которые занимались одним делом, но ассоциировали его по-разному. Первый просто «тащил тяжелую, проклятую тачку со строительными материалами», второй «зарабатывал средства для своей семьи», а третий – «участвовал в уникальном строительстве прекрасного собора». Правильная постановка задачи – главное условие, мотивирующее работников.

Сами сотрудники также должны прикладывать усилия к тому, чтобы работа была не тяжелым бременем, выматывающим эмоционально и психологически, а приятной и полезной деятельностью. Профилактика эмоционального выгорания со стороны сотрудников заключается в правильном позиционировании проблем, взгляд на неприятности в новом русле и отвлечении:

  • Во время работы переключайтесь на другие темы, делайте небольшие перерывы. Психологи рекомендуют осмотреться вокруг, отметить мельчайшие детали интерьера природы, мысленно произнести их про себя. Такой простой прием позволит извлечь стрессовые моменты из сознания, переключиться на позитивную ноту и расслабиться.
  • Относитесь к стрессовым факторам с позитивом, а также снижайте значимость неприятных, травмирующих ситуаций, как бы трудно это не было. Помните: причиной вашего стресса являются не люди, а ваше отношение к создавшейся ситуации. Проще смотрите на вещи, «отпускайте» проблему, с юмором относитесь к сложившимся неприятностям.
  • Подключайте нагрузки физического плана. Легкая зарядка, фитнес перед работой, активная прогулка в вечернее (обеденное) время, выброс энергии методом битья подушки (груши) – любой метод хорош, лишь бы после него вы чувствовали прилив энергии и жизнерадостность.
  • Абстрагируйтесь от рабочих мыслей в условиях дома, во время отдыха. Ваш мозг должен уметь переключаться на отдых, профессиональные задачи по мере возможности оставляйте в стенах кабинета.
  • Правильно распределяйте рабочее время, старайтесь не «заваливать» себя работой, дозируйте труд, умейте отложить что-то и «на завтра».
  • Занимайтесь творчеством, найдите для себя новое хобби, интересное занятие по душе. Танцуйте самбу, рисуйте инопланетян, раскрашивайте картины по номерам, выкладывайте пазлы – в свободное время отвлекайтесь и занимайтесь тем, что приносит вам радость.
  • Используйте эффективные методы саморегуляции. Попробуйте применить антистрессовое дыхание, запишите и повторяйте фразы аутогенных тренировок, помогающие стабилизировать эмоции, займитесь медитацией.
  • Даже в самой непростой ситуации избегайте , старайтесь выстроить и отстоять свою позицию, умейте управлять диалогом. Запишитесь на эффективные тренинги, которые помогут посмотреть на вашу проблему со стороны, выявить недочеты или промахи в общении и управлении. Интереснейший курс Владимира Тарасова «Идеальный подчиненный» поможет вам узнать о методиках взаимодействия между руководителем и подчиненным, изучить искусство подчинения и получить инструменты управления, которые пригодятся не только в бизнесе, работе, но и в повседневной жизни.

Помните: жизнь – это не только работа. Есть еще масса приятных занятий, которые подарят вам необыкновенные чувства эмоционального наслаждения, восторга, помогут вернуть ощущения новизны и счастья. Общайтесь с родными, проводите досуг в кругу семьи, путешествуйте, делитесь положительными эмоциями, не зацикливайтесь только на работе. Ведь жизнь прекрасна: и у вас она одна!

Если процесс вовремя не остановить, то может пострадать не только карьера, но и здоровье. От «выгорания» на работе распадаются семьи, развиваются зависимости, например, от табака или алкоголя, возникают нарушения в психике.

В последние десятилетия ученые из разных стран активно исследуют причины развития синдрома профессионального эмоционального выгорания. И хотя причины и условия развития этой проблемы пока изучена не до конца, ряд исследований указывает на то, что синдром профессионального эмоционального выгорания, а также синдром хронической усталости тесно связаны с оксидативным стрессом и повышенным уровнем свободных радикалов в организме.

Профессиональное выгорание – социальная проблема или заболевание?

Выгорание на работе специалисты причисляют к тяжелым психическим нарушениям, которые не имеют ничего общего с усталостью, подавленностью или недовольством жизнью.

Впервые термин «профессиональное выгорание» появился еще в 1974 году. Практикующий врач-психолог Герберт Фрейденбергер (США) привел точное сравнение «выгоревшего» пациента с домом после пожара. Сгоревшее здание может внешне выглядеть целым. Но стоит войти внутрь, как взору предстают обугленные стены, поврежденные огнем вещи, ощущается резкий и тяжелый запах дыма и гари. Так и человек. Он выглядит спокойным, сохраняет невозмутимость в любых обстоятельствах, автоматически выполняет свою работу и даже может делать ее хорошо и добросовестно. Но при этом эмоционально не вовлечен в работу. Многое из того, что раньше вызывало азарт, теперь утомляет и раздражает.

Сегодня для выявления профессионального выгорания разработаны тесты, которые легко найти в интернете. Один из них – опросник Маслач, составленный квалифицированными психологами для людей различных профессий. Конечно, результат онлайн-теста не может быть на 100 % достоверным. Но если результат говорит о проблемах, то желательно обратиться к психологу.

Признаки профессионального выгорания

1. Упадок сил и эмоциональное истощение

Человек, возвратившись домой с работы, буквально падает без сил и не участвует в жизни семьи. Его не интересуют отпуск, ремонт, успехи других членов семьи, планы на будущее. Человек перестает уделять внимание своим личным потребностям, хобби, интересам и т.д.

2. Неправильное позиционирование себя в компании или команде

Человек не испытывает удовольствия от выполнения задач, не проявляет энтузиазма в решении проблем, он перестает чувствовать себя полноценным членом коллектива. Нередко «на пустом месте» возникают недопонимание и конфликты с коллегами и начальством.

3. Ощущение собственной несостоятельности

4. Физические и психологические расстройства:

  • повышенная тревожность;
  • раздражительность и депрессия;
  • апатия;
  • нарушение сна (хроническое недосыпание, чуткий сон, бессонница);
  • снижение концентрации и внимания;
  • ухудшение памяти;
  • падение производительности;
  • головные боли и мигрень;
  • отсутствие аппетита;
  • боли в мышцах, пояснице;
  • отеки конечностей и т.д.

Причины профессионального выгорания

Ученые Калифорнийского института выделили 6 независимых факторов, которые провоцируют профессиональное выгорание.

завышенные объемы работы, недостаточные сроки для выполнения задач, слишком частые авралы, требования выходить на работу сверхурочно или в выходные дни.
  • Жесткий контроль: постоянные проверки со стороны руководства, строгая отчетность, жесткие дедлайны, даже когда в этом нет необходимости.
  • Недостаток мотивации: низкая оплата труда, отсутствие бонусов (премий и других денежных поощрений), строгая система штрафов, отсутствие перспектив карьерного или зарплатного роста.
  • Отсутствие ценности работы: обесценивание выполняемой работы со стороны руководителя или коллег, необоснованные замечания и претензии к качеству работы, отсутствие нематериальных поощрений.
  • Неудовлетворительные условия работы: необорудованное рабочее место, отсутствие отопления или кондиционирования, сокращенный перерыв на обед, слабая система социальных льгот, неоплачиваемый больничный листов, сокращенные сроки отпуска и т.д.
  • Оксидативный стресс не имеет таких четких признаков, как перечисленные выше, посколькуявляется причиной выгорания на биохимическом уровне. Оксидативный стресс возникает при избытке свободных радикалов, с которыми не могут справиться «собственные» антиоксиданты организма. Одно из тяжелейших последствий оксидативного стресса – недостаточное производство энергии на клеточном уровне. В результате – тотальное отсутствие сил, заторможенность реакций, снижение когнитивных функций. Важно понимать, что оксидативный стресс может стать причиной любого эмоционального выгорания, а также СХУ и других нежелательных состояний. А вот сам оксидативный стресс могут вызвать факторы, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно: проживание в мегаполисе или в районе с развитой промышленностью, хронические заболевания, постоянный контакт с пестицидами, красками, частое вдыхание выхлопных газов (в том числе в пробках) и т.д.
  • Как избежать профессионального выгорания?

    В вашей жизни присутствует хотя бы одна из причин, перечисленных выше? Появились признаки профессионального выгорания? Принимайте меры!

    1. Отрегулируйте загруженность и используйте принципы тайм-менеджмента .

    2. Берите отпуск!

    Он вам положен по закону. Поэтому вы имеете полное право провести несколько недель так, как вам нравится. И хотя считается, что смена вида деятельности – это тоже отдых, постарайтесь не планировать на каждый отпуск тяжелые физические нагрузки: ремонт, или строительство, вскапывание грядок, переезд.

    3. Уделите внимание спорту.

    Недаром говорят, в здоровом телездоровый дух. И дело не только в том, что регулярные занятия спортом укрепляют организм и улучшают обмен веществ. Физические упражнения – отличный способ переключить внимание и дать мозгу необходимый отдых.

    4. Добавьте энергии клеткам .

    Нет, речь идет не об энергетиках, так как они заставляют организм использовать «резервные» запасы энергии, но не меняют ситуацию в целом. Чтобы наладить производство на клеточном уровне, обеспечьте организм коэнзимом Q 10 и антиоксидантами. Без коэнзима Q 10 не смогут работать наши клеточные электростанции – митохондрии. А поскольку коэнзим Q 10 еще и антиоксидант, то при слишкомбольшом количестве свободных радикалов он «занят» их нейтрализацией, а не участием в синтезе энергии. Чтобы восстановить производство энергии , из организма нужно удалить избыток свободных радикалов. А сделать это могут только «дополнительные» порции антиоксидантов.

    Коэнзим Q10 содержится в мясе. Чтобы получить суточную норму этого вещества, следует съедать каждый день 800 г красного мяса.

    Антиоксиданты против выгорания!

    Цель :ознакомить профессионалов социальной сферы деятельности с понятием профессионального выгорания и методами профилактики данного вида деформации.
    Задачи:
    1. Познакомить работников социальной сферы с понятиями профессиональных деформаций и выгорания.
    2. Выявить тенденции к развитию профессионального выгорания, путем самодиагностики.
    3. Ознакомить людей с рекомендациями по профилактике процессов профессионального выгорания
    Анонс: Профессия воспитатель, по классификации Дж.Холланда относится к социономическому типу. Люди данного типа ориентированы на общение и взаимодействие с другими людьми. Для них свойственны ярко выраженные коммуникативные способности, они чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая их эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Люди профессий социономического типа любят поучать и воспитывать окружающих. Поскольку профессии данного типа имеют предметом своей деятельности взаимоотношения с людьми, они требуют большой психоэмоциональной отдачи работника данной сферы деятельности, что оставляет определенный след на личности самого профессионала.
    Целевая аудитория: психологи различных учебных заведение, специалисты социономических профессий (воспитатели, педагоги, учителя и т.д.)

    Социальные профессии, такие как воспитатель, учитель, педагог, психолог и другие, имеют предметом своей деятельности взаимоотношения с различными людьми, что требует большой психоэмоциональной отдачи работника данной сферы деятельности. В свою очередь это оставляет определенный след на личности самого профессионала. Этот след, может оказать негативное влияние на личность человека и привести к развитию профессиональных деформаций, и крайнему их проявлению - профессиональному выгоранию.
    Профессиональное выгорание, обычно, понимается как форма профессиональной деформации личности которое отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии в профессиях социального типа.
    При проявлении профессионального выгорания можно выделить следующие симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса, бессонница, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, агрессивность, раздражительность, во время работы появляются усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, несчастные случаи - падения, травмы, аварии и прочее, падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни, большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, низкая социальная активность, падение интереса к досугу, социальные контакты ограничиваются работой, скудные отношения на работе и дома, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег и т. д.
    Современные научные исследования доказывают тот факт, что больше всего появлению профессиональных деформаций и выгоранию подвержены специалисты со стажем работы свыше 10 лет.
    У вас есть возможность провести личную экспресс самодиагностику и оценить со бственные тенденции к выгоранию (или их отсутствие).
    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет»:
    1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен
    2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
    3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры
    4. То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.
    5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6. Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно
    7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
    8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое
    9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям
    10. За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое
    Количество положительных ответов подсчитайте.
    Оценка результатов:
    0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
    2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
    7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
    10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.


    Если результаты оказались неожиданными для вас, не стоит расстраиваться. Все и всегда можно исправить. Если вы хотите продолжить работать в выбранной вами сфере, если вам это нравится, но есть небольшие трудности, предлагаю вашему вниманию комплекс методических рекомендации направленные на профилактику профессиональных деформаций у представителей социономических профессий.
    Рекомендации:
    1. Постарайтесь осознавать и принимать свои чувства и эмоции. Да, мы не можем в лицо сказать начальнику «какой он хороший», но мы можем мысленно себе признаться: «Сейчас я злюсь, гневаюсь и раздражаюсь, а хотел(а) бы чувствовать себя хорошо и спокойно, но пока не знаю как это сделать». Эта волшебная фраза быстро снимает излишнее напряжение. Ведь подавленные эмоции очень негативно отражаются на нашем здоровье.
    2. Работайте, когда вы работаете и отдыхайте, когда отдыхаете. Правильно отдыхать очень важно, возможно, даже важнее, чем работать. Забудьте о работе, когда вы дома или в отпуске, и наоборот, не нужно тащить домашние проблемы на работу. Подобное переключение отлично скажется на вашей карьере и эмоциональном состоянии.
    3. Не чурайтесь профессиональной помощи. Ситуации в жизни бывают различные, некоторые, мы и предсказать не можем. Самое главное, здесь, это наше отношение. Если вы не можете справится с какой-либо волнующей проблемой - обратитесь к специалисту (психологу, психотерапевту). До сих пор в нашем обществе существует стереотип: я ж не псих идти к психологу. Но, если вы адекватный и здравомыслящий человек, не пренебрегайте и уж тем более не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
    4. Бесконечная новизна. Мир меняется с такой силой, что порой, очень сложно уловить последние модные тенденции. Мы всегда должны идти в новизну: постоянно узнавать что-то новое, общаться с разными людьми, специалистами, придумывать, выдумывать, творить, ломать шаблоны. И самое главное, получать удовольствие от того, чем мы занимаемся.
    5. Бесконечное саморазвитие. Век живи - век учись. Вся мудрость нашей жизни в этих словах. Грош цена тому профессору, который защитил докторскую и кичится этим, не познавая ничего нового. Профессиональный мир дает нам множество возможностей для саморазвития. Это и курсы повышения квалификации, и различные семинары, тренинги, курсы переподготовки и многое другое.
    Адекватный и осознанный выбор профессии, которая приносит счастье и удовольствие в вашу жизнь, есть успех и путь развития здоровой и гармоничной личности.

    Наиболее распространенным средством для профилактики профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

    Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

    Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

    В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

    Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приёмов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

    Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например, Г.Н. Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно-образного эмоционально - волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.

    Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приёмов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определённым правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.

    Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

    Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.

    Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из её членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

    • - определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека - состояние успеха);
    • - использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
    • - овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
    • - профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
    • - уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
    • - эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
    • - поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
    • - умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
    • - возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

    Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

    Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения - избегание, манипулятивные и агрессивные действия - сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

    Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

    Поэтому каждый человек может осознанно выбрать - будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.