Домой / Гастроэнтерит / Что такое репродуктивное здоровье человека - какие факторы влияют, как сохранить и профилактика нарушений. Репродуктивное здоровье - это что такое? Факторы влияния на репродуктивное здоровье человека

Что такое репродуктивное здоровье человека - какие факторы влияют, как сохранить и профилактика нарушений. Репродуктивное здоровье - это что такое? Факторы влияния на репродуктивное здоровье человека

Лекция

«Репродуктивное здоровье»

Учебные вопросы.

Определение репродуктивного здоровья человека. Особенности факторов, определяющих и влияющих на него.

На биологическом уровне функционирования человека решаются две задачи – выжить и воспроизвести потомство. Решение первой задачи связано с адаптационными возможностями человека, высоким уровнем индивидуального здоровья. Вторая задача решается только репродуктивно здоровыми людьми.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье. В данном контексте мы видим, что репродуктивное здоровье является неотъемлемой частью здоровья человека в широком смысле. Но, тем не менее, очевидна специфичность этой составляющей, что и позволяет выделить и рассматривать репродуктивное здоровье как бы отдельно.

Как на здоровье человека в целом, репродуктивное здоровье определяется рядом показателей, на него влияют различные условия и факторы. В идеале уровень репродуктивного здоровья оценивается по результатам репродуктивной функции – количеству состоявшихся зачатий и количеству своевременно родившихся детей при отсутствии каких-либо при этом искусственных ограничений. В современной жизни последние являются неизбежным, и поэтому реально репродуктивное здоровье рассматривается как результат сознательной регуляции человеком своей детородной функции.

Уровень репродуктивного здоровья зависит от ряда факторов, имеющих некоторую специфичность содержания и воздействия:

репродуктивный потенциал человека, который зависит от генетически заложенной мощности репродуктивной системы человека. Например, это количество половых клеток, созревающих в организме мужчины или женщины в детородном возрасте;

совместимость партнеров, которая прослеживается на различных уровнях: на генетическом, например, совместимость по Rh -фактору; на физиологическом и физическом, что связано со степенью анатомического сходства партнеров, с ритмом их жизнедеятельности, например, с биоритмами; на психологическом уровне, в этом случае рассматривается сходство, например, особенности характера и темпераментов партнеров;

половая культура, определяет образ жизни, поведение индивидуума определенного пола в обществе;

регулирование деторождения неизбежно оказывает влияние на уровень репродуктивного здоровья человека. Влияние этого фактора определяется целесообразностью и грамотностью использования различных методов контрацепции, осуществление планирования семьи.

Понятие пола индивида, основные этапы его формирования. Первичные и вторичные половые признаки. Общая характеристика половой функции человека.

Профилактика нарушений и возникновения причин, снижающих репродуктивное здоровье, в значительной степени связана с половым воспитанием и половым просвещением, составляющими основу половой культуры индивида. Половая культура понятие неизмеримо большее, чем культура половых, сексуальных отношений. В связи с этим необходимо определить содержание и смысл понятий «пол» и «секс». В некоторых языках эти слова являются синонимами, в русском языке их содержание различно.

Пол – это совокупность анатомических, физиологических, психологических и сексуальных признаков и особенностей, определяющих половую принадлежность индивида к мальчикам-мужчинам или девочкам-женщинам.

Секс характеризует собой межполовые, интимные отношения, половую жизнь.

Выделяют: генетический пол – определяется наличием половых хромосом. В каждой клетке человека находятся 23 пары хромосом: 22 пары аутосом и одна пара половых хромосом. Каждая пара аутосом у мужчины аналогична соответствующей паре у женщины. Генетически мужчина отличается от женщины строением и количеством половых хромосом – это одна Y -хромосома и одна X -хромосома, у женщины половые хромосомы одинаковы и представлены Х-хромосами. Информация, которая заложена в этих хромосомах, определяет развитие у будущего плода половых желез или гонад. Таким образом, генетический пол обуславливает формирование гонадного. Гонадный или истинный пол идентифицируется по основному показателю половой принадлежности – гистологическому строению половой железы, это могут быть или яичники, в которых созревают женские половые клетки – яйцеклетки, или могут быть яички, продуцирующие сперматозоиды, а также секретировать специфические половые гормоны женские или мужские.

В результате функционирования половых желез развивается организм с определенным внешним и внутренним строением, т.е. у индивида формируются как внутренние, так и внешние половые органы. В этом случае речь идет о морфологическом или соматическом поле субъекта. Строение наружных половых органов определяется как первичные половые признаки, по которым врач-акушер определяет гражданский пол новорожденного. В период полового созревания, связанного с активизацией деятельности половых желез появляются и вторичные половые признаки, проявляющиеся в анатом-физиологических и психологических изменениях индивидуума.

Гражданский пол во многом зависит от воспитания и других воздействий, которые оказываются на индивида в течение всей его жизни., например, выбор одежды, прически, игр и т.д.) и при этом обязательно происходит формирование полового сознания. В конце концов, человек выбирает определенный тип полового поведения в обществе, например, он определяется в выборе полового партнера.

Как видно из вышеизложенного, категория «пол» - многогранна. И наука рассматривает ее с учетом своей специфики: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. С медицинской точки зрения пол – принадлежность организмов или специальных клеток к одной их двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы. Определение психологического пола связывается с чувством и осознанием своей половой принадлежности, а также и с психосексуальной ориентацией, например, влечение к противоположному полу, Также при рассмотрении этого аспекта пола учитываются и социосексуальные ориентации, т.е. реализуемую систему половых ролей, на основании которых он осуществляет соответствующую деятельность и достигает определенного социального статуса. С педагогической точки зрения пол рассматривается как биосоциальная категория. Так как биологическое определяется действием генетических структур, а социальное – как результат его поведения, сформировавшего в результате воспитания и влияния окружающей среды. Мнение биологов, медиков и психологов сводится к тому, что «пол» бисексуален, т.е. каждый пол потенциально заключает в себе возможности развития другого пола. Реализация пола зависит от среды и от генных факторов, причем эффект тех и других носит количественный характер, в связи с чем признаки противоположного пола подавляются в разной степени.

Наука, изучающая специфику психологических и социальных аспектов взаимодействий полов, физиологию и патологию половой жизни, называется сексологией . Сексологи в своей работе опираются на знания, практический опыт самых разных направлений современной науки. В связи с этим принято выделять несколько аспектов:

1. Биолого-медицинский , который изучает вопросы строения, функционирования мужского и женского организмов, физиологию полого созревания, специфику половой функции. Половая функция является одной из основных биологических функций организма, наиболее ярко проявляющаяся с момента половой зрелости, определяющаяся способностью к воспроизводству полноценного потомства с последующим его воспитанием.

2. Психологический аспект включает изучение вопросов сексуального поведения. Личностные особенности половой жизни, сексуальность индивида на разных этапах его сексуальной жизни и т.п.

3. Социально-исторический аспект рассматривает специфику сексуального поведения, закрепленную в соответствии с моральными, религиозными, гражданскими и другими нормами, принятыми в том или обществе, также изучается реальное половое поведение, сексуальная символика, вопросы эволюции полового поведения и т.п.

Все эти звенья, определяющие методологическую основу сексологии, отражают единство усилий, целей, деятельности со стороны родителей, воспитателей, медиков, социологов и других специалистов в осуществлении полового воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Формирование правильного взаимоотношения полов.

Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека.

Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при первой беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи.

Планирование семьи необходимо для реализации следующих задач :

Рождение желанных здоровых детей;

Сохранение здоровья женщины;

Достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

Осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи – это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно выбирать количество детей в семье, примерные сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.

Оптимальный возраст для рождения детей – 20 – 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 – 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт – это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.

Начнем этот раздел с разговора о значении семьи в жизни человека. Подчеркнем, что в системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи.

Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье.

Семья - это группа людей , связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период ее образования и становления. Молодой семьей большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ребенок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двух детей.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.

Юноши и девушки как потенциальные родители должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведенные молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодежи.

Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего, это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.

К распаду семьи приводит неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению семейного бюджета и обязанностей, неправильное их отношение к трудностям, всегда возникающим в молодой семье.

Молодые люди, прежде чем вступить в брак, должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни таких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Здоровым и счастливым можно быть только в семье.

Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.

Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие человека, а трудовая деятельность создает необходимую материальную основу для семейной жизни. Молодой человек к этому времени имеет определенное правильное представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов - мужских и женских. В определенной степени знает механизм зачатия и зарождения новой жизни и осознает ответственность супругов за рождение здорового ребенка.

Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность

намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Коротко затронем вопрос о нравственности и гигиене ранней, добрачной половой жизни, а также о половой жизни без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обязательств.

По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни не благоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми.

Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребенка - употребление алкоголя одним или обоими родителями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребенок, родившийся от таких родителей, возбужден, беспокоен, плохо спит, часто вздрагивает во сне, всего пугается.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учеными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

Важно отметить, что нормальная половая жизнь благотворно действует на здоровье, работоспособность и долголетие человека, но при этом подчеркнуть - основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать еще до брака, в период знакомства.

Особо стоит еще раз подчеркнуть опасность для здоровья беспорядочной половой жизни. Такая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями.

В то же время в браке супруги познают взаимную любовь, имеют поддержку, утешение в сложных жизненных ситуациях. Православная Церковь считает, что только в браке возможна сексуальная близость, потому что брак является источником продолжения рода. В православной религии высоко ценится семья, где основные устои - это любовь между мужем и женой, родителями и детьми. Брак в христианстве рассматривается как обет взаимной любви и верности, который хранится в течение всей жизни.

Большинство мировых религий высоко ценит семью. Так, например, в исламе брак рассматривается как воля Аллаха, а брачные отношения являются не только источником деторождения, но и источником сексуального наслаждения. Супругам отводятся определенные социальные роли: муж обеспечивает материальное благополучие, жена воспитывает детей. Сексуальные отношения вне брака не приветствуются, так как не делают супружескую жизнь стабильной.

В современном обществе семья остается главной структурой. Семья, основанная на кровном родстве, малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В большинстве культур брак освящается традициями и связан с удовольствием и радостным подъемом, счастливыми ожиданиями и планами на будущее.

В то же время необходимо отметить, что пару, вступающую в брак, ожидает много проблем. В любом случае, если два человека сходятся, чтобы 24 ч в сутки проводить вместе, они столкнутся со многими проблемами. Каждый из супругов имеет свою сформировавшуюся систему поведения, свои взгляды на отношения в семье, свое понимание социальных ролей супругов. На этой почве могут возникнуть конфликты, когда ожидания приходят в противоречие с действительностью. С определенного момента начинается процесс переговоров по достижению баланса и гармонии в отношениях. Необходим элемент компромисса с обеих сторон. Важно хорошо помнить, что в природе не существует полностью совместимых людей, но в то же время каждый человек тренируем в определенной степени, т. е. может изменить свои взгляды на жизнь и свое поведение. Вот эти возможности и необходимо уметь использовать, продвигаясь друг к другv навстречу, создавая в семье атмосферу гармонии и любви.

Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника, понять его точку зрения. Поэтому очень важно до вступления в брак в период ухаживания более детально познакомиться, друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу.

Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологический, культурный, материальный.

Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье).

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин раздражению и ссорам.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи. В совместной жизни главным можно считать умение понимать и простить спутника жизни, видеть все его достоинства и прощать недостатки.

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, оральные и интеллектуальные. Это создает базу прочной совместной жизни, помогает сохранить и пронести через всю жизнь чувства первой любви, обеспечить счастливую жизнь.

Вопросы для самоконтроля:

    Что такое репродуктивное здоровье?

    Что такое пол? Виды пола.

    Как формируются правильные взаимоотношения полов?

    Что такое семья?

    Половое воспитание. А.Г. Трушкин, В.В. Баташев,. Л.Ю. Трушкина и др. Ростов-на-дону. «Феникс» 2001 С.310

    Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5 , 1987 г.

    Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. «Вопросы психологии» № 2, 1987 г.

    Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991 г.

    Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола. «Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)

Репродуктивное здоровье – достаточно сложный термин, и каждый понимает его по-разному. Если следовать общепринятому определению, которое дала этому словосочетанию Всемирная организация здоровья, то оно означает полную психологическую, социальную и физическую готовность вступать в сексуальные отношения с целью продолжения рода. Причем репродуктивное здоровье человека подразумевает отсутствие каких-либо инфекций и прочих неблагоприятных состояний организма, которые могут повлиять на неблагоприятный исход беременности, невозможность повторного зачатия или на рождение неполноценного ребенка.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Существует просто невероятное количество аспектов, которые могут негативно сказаться на возможности иметь потомство. Итак, что мешает сохранению репродуктивного здоровья:

  • слишком раннее начало половой жизни и его негативные последствия;
  • инфекции и заболевания, которые передаются половым путем;
  • аморальное поведение;
  • плохое состояние окружающей среды и некачественные продукты питания;
  • генетические сбои и гормональные нарушения;
  • обилие вредных пристрастий и так далее.

Репродуктивное здоровье мужчины, равно как и женщины, должно сохраняться еще с младенческого возраста. Это подразумевает под собой своевременный осмотр у соответствующих врачей, соблюдение правил личной гигиены ребенка и режима дня. может быть спровоцировано многими факторами, такими как алкоголизм, употребление стероидов, привычка носить обтягивающее белье или подолгу париться в бане.

Репродуктивный период

Под этим термином понимается часть жизни мужчины или женщины, на протяжении которой они способны благополучно зачать, выносить и родить ребенка. В разных странах этот показатель рассчитывается по-разному, поскольку на него влияет множество статистических показателей. Однако принято считать, что женщина готова к продолжению рода тогда, когда у нее началась первая менструация, а заканчивается репродуктивная фаза при наступлении . Оптимальный возраст мужчины не должен преступать отметку в 35-40 лет. Онтогенез человека и репродуктивное здоровье – неотъемлемые части друг друга. Этот факт обусловлен тем, что на каждой стадии своего развития, человек может самостоятельно либо под влиянием ухудшать или улучшать качество своей жизни и способность воспроизводить себе подобных.

Охрана репродуктивного здоровья

Каждое государство разрабатывает комплекс законодательных актов, которые устанавливают права населения на продолжение рода. К основным мерам, которые предпринимаются в данной сфере, относятся:

  • обеспечение бесплатной медициной;
  • профилактика нарушений репродуктивного здоровья;
  • прохождение обязательных врачебных осмотров;
  • проведение разъяснительной работы работниками социальных служб;
  • повышение уровня материального и морального благополучия населения и так далее.

Репродуктивное здоровье и поведение в большинстве своем зависит от тактики воспитания, которая применяется в семье. Ведь именно близкие люди имеют наибольшее влияние на молодого члена общества и желают ему только самого лучшего.

Критерии репродуктивного здоровья

Для того чтобы оценить способность человека к продолжению рода, была создана специальная система общих и специфических критериев, таких как:

Репродуктивное здоровье человека и общества должно стать нормой поведения населения любой страны, поскольку именно общими усилиями можно исправить все ухудшающуюся демографическую ситуацию.

Понятие репродуктивного здоровья происходит от слова репродукция. Репродукция биологически - это воспроизведение организмами себе подобных, то же, что и размножение.

Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции. Исходя из этого, репродуктивное здоровье можно определить как основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребенка и воспитания здорового поколения.

    Запомните!
    Лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения своих повседневных потребностей. Семья способствует развитию личности. В семье решается досуговая функция. Степень выполнения этих функций характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи как первичной ячейки общества и общества в целом.

Поэтому одним из критериев репродуктивного здоровья можно считать устойчивую мотивацию человека на создание прочной семьи и выработку у себя качеств хорошего семьянина.

Уровень репродуктивного здоровья семьи и общества характеризует ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, непосредственно влияет на демографическую обстановку в стране, на обеспечение воспроизводства и демографической безопасности государства и представляет собой обобщающий критерий, итог всего комплекса факторов, характеризующих состояние репродуктивного здоровья человека и российского общества.

Демографическая ситуация в России, сложившаяся в последнее десятилетие прошлого века, характеризовалась низкой рождаемостью, высокой смертностью и сокращением численности населения (в среднем на 800 тыс. человек в год) и рассматривалась как демографический кризис.

Чтобы исправить демографическую ситуацию в стране, была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351).

В основу демографической политики Российской Федерации положен ряд принципов:

  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Таким образом, здоровый образ жизни и прочная семья - это неразделимые понятия, к которым человек должен приобщаться с раннего детского возраста. Семья - это исток жизни, в ней коренится все, что способствует духовному, физическому и социальному развитию человека. Всякая благополучная семья возникает на основе любви и является неисчерпаемым источником человеческого счастья. Она служит школой формирования духовного, физического и социального благополучия. Семья - это первое родное место на Земле для любого человека.

Вопросы

  1. Что следует понимать под репродуктивным здоровьем?
  2. Назовите основные критерии, которые определяют репродуктивное здоровье человека и общества.
  3. Дайте общую характеристику репродуктивного здоровья российского общества.
  4. Какова роль семьи в формировании репродуктивного здоровья?
  5. Какую роль играет индивидуальное здоровье человека на формирование репродуктивного здоровья общества?

Задание

Сформулируйте кратко из личного опыта, какие наиболее значимые качества для вашей будущей взрослой жизни вы приобрели в семье.

Влияние вредных факторов на репродуктивную систему.

Формирование репродуктивного здоровья человека начинается задолго до его рождения и зависит от множества эндогенных и экзогенных факторов риска, воздействующих в период эмбриогенеза, роста и развития его родителей, их соматического здоровья и множества других факторов.

Среди факторов, определяющих состояние репродуктивного здоровья, выделяются эндогенные и экзогенные.

Эндогенные факторы:

Наследственные,

Детский анамнез и период становления репродуктивной функции родителей,

Состояние соматического здоровья родителей,

Репродуктивное здоровье матери и отца,

Состояние здоровья матери во время беременности,

Инфекции.

Экзогенные факторы:

Факторы условий труда,

Факторы окружающей среды,

Социально-экономические показатели жизни,

Качество медицинского обслуживания,

Условия быта,

Сбалансированность питания (и в период беременности).

Действие вредных веществ на репродуктивную функцию женского и мужского организма осуществляется через:

Действие на репродуктивную способность, т. е. на мужскую и женскую фертильность (на либидо, сексуальное поведение, на сперматогенез и овогенез с индукцией мутаций, которые могут проявляться в последующих поколениях, репродуктивный цикл, гормональную активность и др.):

Действие на развивающийся организм, т. е. от момента зачатия до рождения и после рождения (спонтанные аборты, структурные аномалии, нарушения роста и функциональная недостаточность).

Нарушения репродуктивного здоровья, которые наблюдаются при воздействии вредных факторов, могут иметь характер специфических или неспецифических повреждений.

К числу специфических показателей вредного воздействия на состояние репродуктивного относятся:

Нарушение способности к зачатию как у женщин, так и у мужчин;

Нарушение способности женщин к вынашиванию плода;

Нарушение развития нового организма от момента зачатия до периода его полового созревания;

Нарушение лактационной функции у кормящих женщин;

Повышенная частота новообразований у потомства.

Вместе с тем в большинстве случаев длительная экспозиция к любым вредным факторам малой интенсивности может проявляться, прежде всего, в виде нарушений способности организма к адаптации в неблагоприятных условиях среды (снижение иммунорезистентности, ухудшение детоксикационной функции, вегетативные нарушения и т.п.), что может сопровождаться увеличением частоты нарушений половой возбудимости (импотенцией) у мужчин или в виде увеличения частоты неблагоприятного течения и исходов беременностей у женщин, например токсикозов беременности, преждевременных родов, хронической внутриутробной гипоксии плода и ряда других осложнений. Такое влияние рассматривается в качестве неспецифического репродуктивного эффекта, и его связь с каким-либо определенным вредным производственным фактором в меньшей степени поддается доказательству путем применения эпидемиологических методов.

Деление вредных эффектов на специфические и неспецифические в значительной мере условно, однако, в практических целях выявление специфического повреждения репродуктивного здоровья может служить веским аргументом в пользу причинной связи с конкретным вредным фактором и может рассматриваться в качестве основания для предъявления дополнительных требований по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на снижение репродуктивных нарушений среди работающих или других контингентов населения.

Влияние производственных факторов на репродуктивное здоровье

Возникновение нарушений репродуктивного здоровья в результате воздействия на организм вредных факторов производственной среды продемонстрировано во многих наблюдениях и подтверждено экспериментально, однако научные основы оценки риска этих нарушений и их первичной профилактики остаются одной из наименее разработанных проблем гигиены.

В настоящее время в Российской Федерации воздействию вредных, опасных веществ и неблагоприятных производственных факторов подвергаются около 5 млн. человек и больше половины из них составляют женщины.

СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" содержит перечень потенциально опасных для репродуктивного здоровья веществ, в который включено 156 химических элементов и соединений. Имеются также достаточные доказательства в отношении, по крайней мере, 30 видов различных производственных процессов, где риск возникновения подобных нарушений оценивается показателем, более чем в 2 раза превышающим ожидаемый популяционный уровень. Важно, что в результате воздействия многих вредных веществ на организм женщин как во время беременности, так и в период, предшествующий ее наступлению, нарушения репродуктивного здоровья могут возникать без каких-либо признаков отравлений.

Установлены также вредные вещества, вызывающие при профессиональном контакте нарушения репродуктивной функции у мужчин, в том числе злокачественные новообразования яичек и грудных желез, а также снижение сперматогенеза вплоть до полной стерилизации.

Факторы условий труда:

1 - токсические и канцерогенные вещества;

2 - производственная пыль;

4 - вибрация;

5 - ионизирующие излучения (рентгеновское, -излучение) и поля;

6-неионизирующие излучения (СВЧ, лазерное, инфракрасное, ультрафиолетовое) и поля;

7 - высокие и низкие температуры;

8 - высокое и низкое атмосферное давление;

9-биологические факторы (микро- и макроорганизмы, вакцины, сыворотки, гормоны, дрожжи, дрожжеподобные грибы, антибиотики и другие);

10 - тяжесть, напряженность и длительность труда;

11-статические и динамические нагрузки на опорно-двигательный аппарат;

12 - подъем и перемещение тяжестей;

13 - неудобная рабочая поза;

14-психо-эмоциональное перенапряжение (интеллекта, памяти, внимания, мышления);

16 - монотония;

17 - гиподинамия и др.

В первые 2 года работы в неблагоприятных условиях у женщины развивается первичная декомпенсация , затем в последующие 3–4 года – период адаптации . При стаже 5–9 лет развивается стадия компенсации , а при стаже 10 лет и более – период стойкой декомпенсации .

В современном понимании оценка риска утраты репродуктивного здоровья - это расчет статистической вероятности возникновения в популяции специфических повреждений репродуктивной системы у работающих в результате воздействия на организм производственного фактора или комплекса факторов, действующих с определенной силой и в течение определенного времени.

Для оценки опасности воздействия факторов на репродуктивное здоровье используют понятие репродуктивной токсичности – это неблагоприятные эффекты, сопровождающие процессы оплодотворения и беременности или сказывающиеся на потомстве. Выделяются 2 группы эффектов, связанных с репродуктивной токсичностью:

1. Нарушения репродуктивных функций: изменения мужской и женской репродуктивной системы и связанной с ней эндокринной системы, вредное действие на созревание, продукцию и транспорт гамет, репродуктивный цикл, сексуальное поведение, плодовитость, роды, преждевременное репродуктивное старение, а также изменение других функций организма, определяющих целостность репродуктивной системы, - репродуктивная способность.

2. Нарушения развития плода: структурные либо функциональные изменения плода от момента зачатия, в период внутриутробного развития и после рождения, вызванными воздействием вредных факторов на организм родителей перед зачатием или воздействием на развивающийся организм антенатально, постнатально и в период вплоть до полового созревания ребенка, - токсичность для развития.

К числу профессиональных заболеваний женщин относятся:

Опущение и выпадение женских половых органов при тяжелой физической работе, выполняемой преимущественно стоя;

Злокачественные новообразования женских половых органов и молочной железы при воздействии на организм ионизирующих излучений и других канцерогенных факторов.

К числу профессионально обусловленных заболеваний могут быть отнесены:

Неспецифические воспалительные болезни женских тазовых органов при работе на холоде;

Дисплазии и лейкоплакия шейки матки, новообразования женских половых органов, при воздействии вредных производственных факторов, обладающих мутагенным и канцерогенным действием, а также гормонов и гормоноподобных веществ;

Нарушения менструальной функции;

Привычный выкидыш и бесплодие у женщин, подвергающихся воздействию общей вибрации и чрезмерным сенсорно-эмоциональным нагрузкам в процессе труда (напряженный характер труда, работа в ночные смены).

Классификация химических соединений, производственных процессов или профессиональных воздействий, обладающих репродуктивной токсичностью включает 2 класса, базирующихся на степени доказанности риска нарушений репродуктивного здоровья человека, подтвержденных результатами научных исследований, а также внекатегорийный класс, к которому относятся вещества, влияющие на или через лактацию.

Класс 1: Известный (или предполагаемый) репродуктивный токсикант или токсикант развития

Этот класс включает две группы веществ класса 1A и класса 1B.

Класс 1A: Вещества, о которых известно, что они оказывают вредное влияние на репродуктивную способность или на развитие. К этому классу относятся вещества, имеющие достаточные доказательства, полученные в исследованиях на людях.

Класс 1B: Вещества, о которых предполагается, что они оказывают вредное влияние на репродуктивную способность или на развитие.

Отнесение вещества к этому классу в значительной степени основано на доказательствах, полученных в исследованиях на животных.

Класс 2: Подозреваемый репродуктивный токсикант или токсикант развития

Этот класс включает вещества, для которых существуют ограниченные наблюдения на людях, или в отсутствии таковых имеются данные в эксперименте на животных, однако данные об избирательности действия не достаточно убедительны для отнесения вещества к классу 1.

Внекатегорийный класс: влияние на или через лактацию. К этому классу относятся вещества, поступающие в женский организм и нарушающие лактацию или присутствующие в грудном молоке в количествах, вызывающих нарушения здоровья вскармливаемого ребенка, которые должны быть классифицированы как опасные для грудных младенцев.

Факторы окружающей среды, влияющие на репродуктивное здоровье населения

Репродуктивное здоровье человека может определяться не только профессиональной деятельностью, но и другими причинами, в частности факторами окружающей среды. На формирование экологически зависимой патологии репродуктивной системы оказывают влияние специфические, неспецифические и конституциональные факторы. Нарушения проявляются в виде клинических, патофизиологических, иммунологических и биохимических изменений, имеющих сходные результаты при воздействии самых разных факторов окружающей среды. Возникающие расстройства репродуктивного здоровья проявляются в форме повышения частоты нарушений менструальной функции и неспецифических хронических воспалительных заболеваний половых органов; снижения фертильности, и, как следствие этого, увеличения числа бесплодных пар; учащения патологии беременности и родов; ухудшения состояния плода (вплоть до его гибели) вследствие гипотрофии, гипоксии, пороков развития; снижения качества здоровья новорожденного (вплоть до смертельных исходов), увеличения числа детей-инвалидов.

В последние годы интенсивно развивается экологическая репродуктология. Одним из фундаментальных положений ее является тезис об особо высокой чувствительности репродуктивной системы людей к воздействию внешних факторов любого происхождения различной интенсивности.

Для оценки экологического неблагополучия в нашей стране используются «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия», основанные на ряде медико-демографических показателей, отражающих репродуктивное здоровье.

Традиционно проблемы народонаселения изучались в рамках демографической науки, но в результате длительного их осмысления международной научной и политической общественностью эта проблематика стала трактоваться шире, включая медицинские и социально-психологические аспекты. Здоровье, в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представляет собою состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов . При этом понятие «здоровье» является относительно условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Главнейшей составляющей этого понятия является репродуктивное здоровье (reproductive health). Согласно рекомендациям Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития (Каир, 1994), под репродуктивным здоровьем подразумевается не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушений ее функций и/или процессов в ней, а и состояние полного физического и социального благополучия. Это означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (рождению детей) и самостоятельному решению вопросов планирования семьи. Предусматривается право мужчин и женщин на информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным по цене и приемлемым методам регулирования рождаемости, не противоречащим закону . Утверждается возможность доступа к соответствующим услугам в области здравоохранения, позволяющим женщине благополучно перенести беременность и роды, создающим оптимальные условия для рождения здорового ребенка. В понятие «репродуктивное здоровье» включено также сексуальное здоровье - состояние, позволяющее человеку в полной мере испытывать половое влечение и реализовывать его, получая при этом удовлетворение.

Данный феномен представляет особый интерес для социологов и социальных психологов, поскольку репродуктивное здоровье практически полностью обусловлено поведением - давним объектом как эмпирических, так и теоретических социологических и социально-психологических исследований. Для конкретизации области изучения из всего поведенческого поля выделяется сексуальное и репродуктивное поведение. Особый интерес в этой связи вызывает сексуальное и репродуктивное поведение подростков и молодежи, поскольку в подростковом возрасте формируются модели поведения, многие из которых в будущем оказывают влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни.

Вторая интересная сторона проблемы связана с понятиями «сексуальность» и «репродуктивность» и процессов, стоящих за ними.

Таким образом, сегодня вопросом репродуктивного здоровья населения интересуются не только медики и психологи, но и социологи. Особого внимания заслуживает подростковая сексуальность, имеющая сильные социальные детерминанты. Недооценивать важность проблемы подростковой сексуальности нельзя, ибо это ведет к серьезным, а иногда и трагическим последствиям. Являясь крайне сенситивными, долго находившиеся под запретом для обсуждения на любом уровне, вопросы связанные сданной проблемой всегда волновали подростков, порождая мифы, стыд, а иногда и страх.

По типу воздействия на репродуктивное здоровье можно выделить два вида эффектов репродуктивной токсичности, являющихся результатом влияния непосредственно на мужскую и женскую половую функцию (плодовитость) и развитие потомства.

Первый вид эффектов проявляется в форме таких изменений мужского и женского репродуктивного здоровья, как замедление полового развития, снижение плодовитости и либидо, стойкие нарушения менструального цикла и сперматогенеза, гинекологические заболевания, нарушение течения беременности (угрожающий аборт, самопроизвольный аборт, угроза преждевременных родов, осложнения второй половины беременности), родов и лактации, преждевременное репродуктивное старение и др.

Ко второму виду эффектов относятся нарушения нормального развития плода как до, так и после рождения, обусловленные неблагоприятным воздействием на любого из родителей до зачатия или влиянием на развитие потомства в пренатальный и постнатальный период. Это могут быть мертворождения, врожденные пороки развития, морфогенетические пороки развития, малая или большая масса новорожденного, нарушения пропорции новорожденных и т.д.

Изменение отдельных показателей состояния репродуктивного здоровья под воздействием загрязненной окружающей среды рассмотрим по физиологическому циклу -- начиная от невозможности зачатия ребенка и заканчивая нарушениями состояния здоровья новорожденных детей. Неблагоприятные изменения репродуктивного здоровья детей при воздействии загрязненной окружающей среды на родителей и потомство могут проявиться достаточно рано. Репродуктивная система в детском и юношеском возрасте обладает высокой чувствительностью к воздействию различных факторов окружающей среды. Риск нарушений репродуктивного здоровья у детей и подростков возрастает в критические периоды роста и развития организма и во многом определяет полноценность детородной функции. Патогенез формирующихся нарушений этой функции весьма сложен.