Домой / Нефрит / Кто защитит инвалидов. Права детей-инвалидов и их родителей: защита важных людей

Кто защитит инвалидов. Права детей-инвалидов и их родителей: защита важных людей

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Конвенция - первый документ о правах человека в новом тысячелетии - должна принести концептуальные изменения в отношении к инвалидам, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод . Документ закрепляет социальный подход к инвалидности, каждая его статья направлена на защиту от дискриминации и на включение инвалидов в общество.

Первоначально с идеей принятия Конвенции соглашались немногие, так как считалось, что существующих механизмов защиты прав человека для инвалидов вполне достаточно. Однако поддержка общественных организаций и мониторинг соблюдения прав человека в отношении инвалидов способствовал признанию необходимости разработки отдельного документа о правах инвалидов. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., после ратификации 20-й страной. 5 августа 2008 г. Президент Дмитрий Медведев подписал Распоряжение «О подписании Конвенции о правах инвалидов» .

Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права . Перечислим кратко основные международные документы и соответствующие их статьи и разделы, которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода в сфере, касающейся прав и жизненного устройства детей-инвалидов: они формируют правовую позицию международного сообщества по этим вопросам -- позицию, к которой законодательно присоединилась современная Россия. К этим документам относятся:

1. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.): Принципы 5, 7,10;

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.): статья 1.1, пп. a), d); статья 3, пп. a), d); статья 4, п. с); статья 9;

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.): статья 2, п. 1; статья 23, пп. 1-3; статья 28, пп. 1 а), 2; статья 29, п. 1 а), d), п. 2; статья 31, пп. 1, 2; статья 39;

6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года: Задачи, п. 11; Обязательства, пп. 6-7;

7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96): Введение, ст. 23; Правило 2. Медицинское обслуживание, п. 5; Правило 3. Реабилитация, пп. 2-3; Правило 6. Образование, абзац 1, пп. 1, 2, 4-6, 8; Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности, п. 1; Правило 15. Законодательство, п. 2.

С 1992 г. на федеральном уровне было принято более 3000 нормативных правовых актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств), направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Важные положения содержатся, после Конституции, в Семейном кодексе, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (определившие доступность и порядок оказания медицинской помощи) , законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» , «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (регламентирующий, в частности, выплату социальных пособий, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и т. д. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида) , «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) , а при отсутствии такой возможности -- в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; таким образом законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Такие дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

Государство возлагает на опекуна (попечителя) ребенка обязанность воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. К сожалению, законодательством не предусмотрено никакого ограничения числа подопечных детей у одного опекуна (см. раздел «Изменение положения детей в психоневрологических интернатах»).

Качество жизни в семье государство поддерживает системой социальных льгот. Так, например, в соответствии с законодательством, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Ребенку-инвалиду и сопровождающему предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Родителям компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств; по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Существует также ряд льгот и дополнительных прав для таких семей в сфере жилищного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Особое значение для семьи детей-инвалидов имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании», впервые в отечественной практике создавшие юридическую основу и определившие механизмы для интеграции детей с нарушенным развитием в общество. В этих правовых актах государство закрепило свою обязанность обеспечить детей-инвалидов необходимыми им образованием и реабилитацией. Причем оно готово выполнить это обязательство двумя способами.

1. В «натуральной» форме -- непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях.

2. В денежной форме (компенсация) -- если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются или если родители нашли более качественные услуги вне рамок государственной системы реабилитации и образования и оплатили их сами.

Таким образом, закон, имея в виду дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, обеспечивает право семьи на выбор способа получения услуг. Подобное законодательство, с одной стороны, призвано способствовать росту и развитию реабилитационно-образовательной инфраструктуры, а с другой -- дает возможность родителям находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана. Столь либеральная правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку. Приняв основополагающие в этой области законы, государство задало определенные рамки для конструктивного взаимодействия органов социальной защиты и образования с семьей, чтобы обеспечить особому ребенку воспитание, образование, необходимую реабилитацию, профессиональную подготовку -- все, что вкладывается в понятие «нормальная жизнь».

Статьей 18 названного закона установлены требования к воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, а также на дому. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Порядок зачисления ребенка-инвалида в образовательное учреждение прямо законом не оговорен, в связи с чем оно осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

Статьей 17 этого же закона определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств .

Аналогичным образом для семей, имеющих детей-инвалидов, законодательством предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление вышеуказанных льгот носит заявительный характер, то есть предусматривает самостоятельное обращение граждан по данному вопросу в органы местного самоуправления по месту их жительства.

Согласно Конституции, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .

Очевидно, что для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

В соответствии с законом № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» .

Организация и осуществление реабилитации ребенка-инвалида, а также возмещение семье затрат на реабилитационные мероприятия базируется на механизме составления и выполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР), понятие, содержание и назначение которой определяется статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ как «комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности» .

Составление ИПР -- установленный законом универсальный механизм определения комплекса реабилитационных услуг, необходимых инвалиду. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), на которую государство возложило эту обязанность , в лице соответствующих бюро (БМСЭ) обязана в месячный срок с момента установления инвалидности (или очередного переосвидетельствования) оформить инвалиду карту ИПР. В карту ИПР должны быть внесены все мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которые жизненно необходимы инвалиду для максимального развития его способностей и реализации возможностей и которые имеют конечной целью наиболее полную интеграцию инвалида в обществе. Таким образом, в соответствии с законом ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации.

Однако Правительством РФ до сих пор так и не принята Федеральная базовая программа реабилитации -- гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств бюджета, и соответственно, не определен объем гарантированных государством реабилитационных мероприятий. Таким образом, в России на сегодняшний день гарантируется реализация всех включаемых в ИПР реабилитационных мероприятий, и оплата их за счет средств инвалида должна возмещаться государством.

В понятие «социальное государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка на бесплатное образование. Тем самым, государство, как и в случае реабилитации, приняло на себя обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств .

В настоящее время крайне остро стоит проблема реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования .

В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Правительство РФ установило размеры компенсаций затрат родителей при обучении детей-инвалидов на дому или в негосударственных образовательных учреждениях в рамках, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов, где обучаются различные категории детей (с нарушениями и без них). Норма похожего содержания включена и в Закон РФ «Об образовании» , она дает право на оформление «семейного» образования и аналогичной компенсации для любого ребенка школьного возраста, не обучающегося в государственном образовательном учреждении, вне зависимости от того, где и каким образом родители осуществляют его обучение.

В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 говорится: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов .

Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.

В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество .

Следует отметить, что в вышеупомянутом Письме Министерства образования и науки РФ рассматриваются, по сути, вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение». Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование». «Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей» .

В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится «новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни»; «понятие инклюзии по содержанию означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий» .

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения, что имеет место в настоящее время. «Принцип инклюзивного образования означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность» .

С точки зрения права, «инклюзивное (включающее) образование можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права детей с ограниченными возможностями на образование. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное (а не формальное) равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик» .

Таким образом, основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество.

Я получил инвалидность. На какие выплаты, пособия и льготы я могу претендовать?

Получившие инвалидность вправе рассчитывать на меры социальной защиты, предусмотренные на федеральном и региональном уровнях. Информацию о выплатах и льготах, предусмотренных региональным законодательством, можно получить в органах социальной защиты населения по месту жительства. На федеральном же уровне предусмотрены следующие выплаты и льготы.

Пенсия и ежемесячные выплаты

Инвалиды вправе получать трудовую пенсию по инвалидности (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее — Закон № 173-ФЗ). Размер пенсии устанавливается в зависимости от группы инвалидности по специальной формуле, приведенной в п. 2 ст. 15 Закона № 173-ФЗ.

Если инвалид не имеет страхового стажа, ему устанавливается социальная пенсия по инвалиднос­ти (п. 4 ст. 8 Закона № ­173-ФЗ). Ее размер с учетом индексации с 1 апреля 2014 г. составляет: инвалидам I группы - 8493,77 руб., инвалидам II группы - 4246,88 руб., инвалидам III группы - 3609,85 руб. (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 22.03.2014 № 220 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 г. социальных пенсий»).

Кроме того, инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее - Закон № 181-ФЗ). Ее размер ­составляет: инвалидам I группы - 2162 руб., ­инвалидам II группы - 1544 руб., инвалидам III группы - 1236 руб.

За получением пенсии и ежемесячных выплат нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.

Социальные услуги

Инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», далее - Закон № 178-ФЗ). В него входит:

  • обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;
  • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний);
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Право на получение набора социальных услуг возникает у инвалида автоматически с момента установления ему ежемесячной денежной выплаты (п. 1 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ). Оплата предоставленных социальных услуг происходит за счет средств ежемесячной денежной выплаты (п. 2 ст. 6.5 Закона № 178-ФЗ).

Реабилитационные мероприятия

По результатам освидетельствования инвалиду выдается индивидуальная программа реабилитации (ст. 11 Закона № ­181-ФЗ) по форме, установленной в приложении 1 к приказу Мин­здравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н. В ней отражается перечень мероприятий реабилитации инвалида, а также указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, необходимые инвалиду. Мероприя­тия, входящие в федеральный перечень реабилитационных мероприя­тий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р), проводятся бесплатно.

Если предусмотренные программой техническое средство или услуга не могут быть предоставлены инвалиду, ему полагается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). Компенсация выплачивается и в случае приобретения технического средства (услуги) за свой счет.

Порядок определения размера и выплаты такой компенсации установлен приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н. Для ее получения нужно подать в территориальный орган ФСС России по месту жительства инвалида соответствующее заявление, приложив к нему документы, подтверждающие произведенные расходы.

Льготы на жилье

Инвалидам независимо от группы инвалидности предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения, относящегося к государственному или муниципальному жилищному фонду (ст. 17 Закона № 181-ФЗ). Аналогичная скидка дается на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) и на стои­мость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (при проживании инвалида в жилом доме, не имеющем центрального отоп­ления). Скидка предоставляется на основании справки, подтверждающей факт установления инвалидности (ее форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н). Справка выдается при прохождении освидетельствования на инвалидность. Для получения льгот ее нужно представить в организацию, осуществляющую сбор соответствующих платежей (п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обес­печению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.96 № 901).

Инвалиды вправе претендовать на дополнительную жилплощадь, если они страдают тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 (ст. 17 Закона № ­181-ФЗ). Дополнительная жилплощадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот (ст. 17 Закона № 181-ФЗ, п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.96 № 901).

Инвалиды имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17 Закона № 181-ФЗ).

Трудовые льготы

Для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) инвалида определяется медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ). Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 96 ТК РФ). Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 113 ТК РФ). Инвалидам положен увеличенный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Работодатель обязан предоставлять инвалидам по их заявлению отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ), а также создавать для них условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации (ст. 224 ТК РФ).

Налоговые льготы

Инвалидам положены следующие льготы:

  • освобождение от НДФЛ дохода, полученного в виде оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплаты приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов (п. 22 ст. 217 НК РФ);
  • не облагаются транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (подп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ);
  • инвалиды с I группой инвалидности уменьшают на 10 000 руб. налоговую базу по земельному налогу в отношении одного принадлежащего им земельного участка (подп. 2 п. 5 ст. 391 НК РФ);
  • инвалиды I и II групп освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Детство является самым светлым и ярким периодом жизни практически каждого человека. Но, порою случается так, что отпрыск рождается или становится не совсем полноценным.

Конечно, детство таких малышей существенно отличается от детства обычных детишек. Поэтому, государство старается помочь им, так как по жизни они уже ущемленные лица.

Власти нашей страны разработали множество льгот и пособий, которые предоставляются детям с отклонениями. Они относится к незащищенной категории граждан, поэтому имеют свои индивидуальные привилегии по конвенции о правах детей инвалидов.

Дополнительно на законном уровне установлены льготы для семей с такими детишками. Кроме всего этого, они имеют равные .

Детьми с ограниченными возможностями считаются лица, не достигшие восемнадцати лет и имеющие различные отклонения физического и психологического плана. Подобные нарушения не дают шанса детям жить полноценно, как остальным малышам.

Инвалидом несовершеннолетнее лицо может признать только специальная комиссия. Она находится в государственном учреждении медицинской социальной экспертизы в населенном пункте проживания отпрыска. Документы на эту процедуру подают родители либо опекающие малыша лица.

Условия, при которых малыш признается инвалидом:

  • присутствие сбоя функции организма связанное с заболеванием либо травмами и дефектами;
  • отсутствие самостоятельного обслуживания: двигаться, учиться, работать;
  • необходимость в реабилитации.

Детям инвалидность утверждается на один, два, пять лет либо до восемнадцатилетнего возраста. После чего, такой отпрыск обязан пройти процедуру переосвидетельствование повторно.

Несовершеннолетнее лицо официально признается инвалидом с дня регистрации соответствующего статуса и получения удостоверения. Законодательством утверждены определенные права и льготы детей инвалидов.

Права детей с ограниченными возможностями

Государство позаботилось об этой незащищенной категории лиц и предусмотрело ряд индивидуальных прав и льгот для них.

Конвенция о правах детей инвалидов содержит основные пункты, регламентирующие привилегии несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями.

Права ребенка инвалида на жилье . За счет государства семьи с такими отпрысками обеспечиваются жильём в первую очередь, если присутствует нужда.

Порядок его предоставления регламентирует на региональном уровне. Обычно устанавливается норма квадратных метров на одного члена семьи.

Права ребенка инвалида на образование . Государство обеспечивает всех детей нашей страны образованием. Оно общедоступно. Сейчас бесплатно можно получить образование такому несовершеннолетнему лицу в следующих учреждениях:

  • детский сад;
  • средние образовательные учреждения;
  • высшие учебные заведения.

Права ребенка инвалида в школе связаны с тем, что он может обучаться: как в стандартном, так и коррекционном заведении.

Дополнительно такому малышу оказывается психолого психологическая помощь.

Тоже касается и права ребенка инвалида в детском саду. Такой малыш вправе посещать дошкольное учреждение со всеми детишками.

Права ребенка инвалида в поликлинике намного больше, чем у обычного малыша. Такие дети вправе получать безвозмездно:

  • лекарства по рецепту доктора;
  • санаторное лечение один раз в год, в том числе оплата проезда туда и обратно;
  • медицинские принадлежности;
  • медицинское лечение.

Также существуют и другие права детей инвалидов в России:

  • на получение информации;
  • на трудовую деятельность;
  • на социальную реабилитацию и обслуживание;
  • полноценное участие в культурных мероприятиях;
  • на алиментное содержание;
  • на достойное проживание и обеспечение;
  • федеральные и областные выплаты.

Государственные власти признают, что такие дети должны наравне с другими людьми вести достойный образ жизни. Это обеспечит их достоинство и будет способствовать уверенности, что облегчит пребывание в обществе. Поэтому, права детей инвалидов в РФ регламентируются законодательство довольно широко.

Какие льготы предоставляет государство

Детишки, у которых есть отклонения, относится к одной из самых незащищенных категорий лиц. Поэтому, государство старается помощь таким семействам. Существует ряд льгот и дотаций, предоставляемых этой категории лиц.

Пенсионные

Детям с ограниченными возможностями положена пенсия, размер которой зависит от сложности инвалидности. Эти выплаты оформляет родитель либо опекун один раз. Впоследствии деньги поступают ежемесячно на указанный в заявлении банковский счет.

Лицо, ухаживающее за таким малышом, получает доплату в сумме шестьдесят процентов от минимальной зарплаты. Родитель, воспитывающий такого малыша вправе пойти на пенсию с пятидесяти лет, если его стаж труда пятнадцать лет.

Жилищные

Кроме того, что детишки с отклонениями имеют первостепенное право на жилье, государство предоставляет им еще ряд льгот этого уровня:

  • скидка пятьдесят процентов на платежи по коммунальным платежам;
  • такие семейства ставят первыми на очереди в получении жилого помещения.

Транспортные

Семьям с такими детишками предоставляется право безвозмездного проезда на городском транспорте. Исключения составляют такси. В период с первого октября по пятнадцатое мая ежегодно, дети с ограниченными возможностями вправе использовать скидку пятьдесят процентов на покупку билетов междугороднего транспорта.

Когда в семье есть малыш от пяти лет, с нарушениями опорно двигательного аппарата, государство может обеспечить ее специальным оборудованным автомобилем. Кроме того, такой автомобиль освобождается от транспортного налога.

Трудовые льготы предоставляются матерям, ухаживающим за детишками с ограниченными возможностями младше шестнадцати лет. Женщина вправе трудиться неполную рабочую неделю по закону.

Работодатель оплачивает работу пропорционально отработанных часов.

Нельзя привлечь такую женщину к сверхурочной работе и командировке без ее разрешения. Уволить мать отпрыска с ограниченными возможностями можно только при общей ликвидации предприятия.

Налоговые

Когда в семействе есть отпрыск с ограниченными возможностями оба родителя вправе претендовать на двойной налоговый вычет. Родители такого малыша вправе подать декларацию на возврат НДФЛ за дорогое лечение. Если такой малыш является собственником недвижимости, он освобождается от оплаты налога на имущество.

Льгота на поступление в ВУЗ предоставляется несовершеннолетнему лицу, если он прошел вступительные экзамены.

Детишек с ограниченными возможностями зачисляют в высшие учебные заведения вне конкурса.

Для этого при сдаче документов требуется принести справку об установленной инвалидности.

Существует множество льгот для семей имеющих отпрысков с ограниченными возможностями. Чтобы их оформить, требуется обращаться в соответствующие инстанции.

К примеру, налоговые льготы оформляются в инспекции по месту проживания. При этом для каждой из льгот придется подтвердить наличие инвалидности удостоверением либо справкой.

Ни одна инстанции не вправе отказать в предоставлении льгот. В противном случае родитель или опекун может подать жалобу на ущемление прав несовершеннолетнего лица с отклонениями.

Защита прав детей с ограниченными возможностями

Права детей инвалидов и их родителей устанавливаются на законодательном уровне. При этом контролируют их исполнение родители и опекуны. Когда происходит ущемление прав таких детей, следует обратиться в вышестоящую организацию с жалобой.

Защита прав детей инвалидов проходит через суд. Виновные лица, отвечают по статье 32 ФЗ 181 от 24 ноября 1995 года .

Все споры и разногласия относительно детей с ограниченными возможностями и нарушения их прав разбираются в судебной инстанции на основании заявления истца.

Дети с ограниченными возможностями являются одной из самых уязвимых категорий людей, поэтому законодатель предусмотрел права ребенка инвалида и льготы. Также же государство обеспечивает защиту таким семьям.

Заключение

Лица с ограниченными возможностями в жизни сталкиваются со многими проблемами. Им сложно их решить без помощи и поддержки родных и близких людей.

Но, существует много таких детишек, которые оставались без опеки родных людей. Им намного сложнее жить, поэтому основная задача властей сделать их существование комфортным и безопасным.

Такие дети должны понимать, что для них есть место в жизни. Они смогут трудиться и получить жилье, когда вырастут. Поэтому государство устанавливает права детей инвалидов на жилье и другие льготы

Конечно, это не решает всех проблем. Взрослому человеку сложно сталкиваться с безразличием, что уж говорить о таких детях. Ведь они намного ранимей обычного человека. Дополнительно государство осуществляет защиту прав ребенка инвалида, но для этого опекун должен обратиться в суд.

Нарушение здоровья должно быть:

  • стойким;
  • обусловленным заболеванием, травмой или дефектом;
  • очевидным, т.е. имеется полная/частичная утрата самообслуживания или не могут общаться, контролировать себя, обучаться.

Ребенок считается инвалидом с момента регистрации его статуса и как следствие получение им пенсионного свидетельства. О правах инвалидов 1 группы в России мы уже писали подробно в .

На образование

Статьей 19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство обеспечивает необходимые права инвалидов детей для получения образования, которое является общедоступным. Бесплатно предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях следующие виды образования:

  • дошкольное образование (детский сад);
  • общее образование: начальное, основное, среднее (школа: 1-4, 5-9, 10-11 классы);
  • среднее профессиональное образование(техникум, колледж);
  • высшее (институты, университеты, академии).

Общее и средне-профессиональное образование осуществляются по адаптированной и/ или индивидуальной образовательной программам реабилитации инвалидов.

Отдельно нужно сказать об обучении детей-инвалидов в школах. В зависимости от характера инвалидности дети могут учиться как в обычных школах, где им должна быть предоставлена психолого-педагогическая поддержка, так и в специальных коррекционных школах. Если в Вашем регионе нет коррекционной школы или ребенок не может по состоянию здоровья посещать школу, родители выбирают один из трех вариантов:

  • Обучение в Центре дистанционного обучения (ЦДО), куда учащиеся зачисляются; обучение осуществляется учителями ЦДО (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
  • на дому: сотрудники образовательной организации приходят к ребенку домой или в медицинское учреждение, где ребенок находится на реабилитации. Для этого необходимо письменное обращение родителей/ представителей ребенка и заключение медицинской организации.
  • дома в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). В этом случае родители принимают на себя обязанность по обеспечению целенаправленной организации обучения и знаний, необходимых в повседневной жизни. При этом школа не несет ответственности за качество образования. Обучение происходит с одновременной обязанностью учащегося пройти в школе аттестацию промежуточную и государственную. Данная форма обучения может быть изменена с согласия родителей и мнения ребенка.

Дети-инвалиды могут поступить в рамках установленных квот на бюджетные места в высшее / средне профессиональное учебные заведения при условии если будут сданы вступительные экзамены.

Ст. ст. 17 и 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что за счет бюджетных средств федерального значения семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются жилыми помещениями, если нуждаются в улучшении квартирного вопроса. Дети инвалиды имеют право на жилье! Порядок предоставления более детально регулируется каждым субъектом России в отдельности.

Порядок предоставления квартир для лиц поставленных на учет после 01.01.2005г. имеет два варианта:

  1. Получение квартиры по договору социального найма. Необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган для постановки на улучшение жилищных условий. Если инвалидность ребенка связана с хроническим заболеванием в тяжелой форме, по Перечню утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, то квартира будет предоставлена вне очереди.
  2. Получение квартиры по договору безвозмездного пользования. В Москве размер предоставляемого помещения должен быть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека по средней рыночной стоимости, которая определяется в каждом субъекте РФ отдельно. Заявление подается в Департамент Жилищной политики и Жилищного Фонда г. Москвы.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» семьям с детьми инвалидами предоставляются следующие льготы:

  • скидка 50% и более на оплату государственной или муниципальной квартиры, оплату коммунальных услуг и абонентской платы за телефон;
  • скидка 50% и более на оплату топлива в домах, где отсутствует центральное отопление;
  • предоставляется первоочередное право на получение земельного участка под частную застройку, ведения дачного хозяйства/ садоводства.

Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выплат

  • дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) , которая индексируется раз в год. В 2015 году составляет 2 123,92 руб. Если ребенок одновременно на ЕДВ по разным основаниям, то родителю/ представителю дается право выбора получения ЕДВ по какому-то одному основанию (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
  • дети-инвалиды получают ежемесячную социальную пенсию по инвалидности и надбавки к ней. В 2015 году сумма составляет 10 376,86 руб. (ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ”).
  • трудоспособные лица, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом, получают ежемесячную денежную выплату (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»).: -родители/ усыновители/ опекуны/ попечители ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида детства I группы в размере 5 500 рублей; -другим лицам в размере 1 200 рублей.

Данная выплата суммируется с установленной ребенку-инвалиду пенсией за период, когда осуществляется ухода за ним. ЕДВ может получить один из неработающих родителей на период такого ухода за ребенком.

Права и льготы семей с детьми-инвалидами

Помимо получения денежных выплат дети-инвалиды и их родители/ представители имеют различные льготы не только в сфере жилья. Бесплатно можно получать:

  • Лекарства, предусмотренные законом;
  • Санитарно-курортное лечение 1 раз в год, при этом оплачивается проезд в оба конца;
  • Медицинские принадлежности (кресла-коляски, специальная обувь и т.д.);
  • Медицинское лечение;
  • Специальную литературу для детей, у которых проблемы со зрением;
  • литературу, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля и т.д. a) права родителей ребенка-инвалида на работе Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены дополнительные права матери ребенка инвалида.
  • Запрет к сверхурочным работам и направление в командировки без согласия женщины;
  • Право на сокращенный рабочий день/ сокращенную рабочую неделю, если имеются дети на иждивении в возрасте до 16 лет;
  • Запрет на отказ в приеме на работу или снижении з/п по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида;
  • Запрет на увольнение одиноких матерей по инициативе администрации, за исключением случаев ливвидации организации или введения процедуры банкротства.

Одному из работающих родителей представителю ребенка-инвалида дается в месяц 4 дополнительных выходных. Права родителей детей инвалидов в трудовом законодательстве описывают сокращение рабочего дня в ст.93 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ, Глава 15, Статья 93. Неполное рабочее время

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Если ребенок-инвалид, имеют ли право родители досрочно выйти на пенсию

В общем порядке мужчины выходят на пенсию по старости в 60 лет, а женщины в 55. Данный срок может быть сокращен одному из родителей на пять лет (соответственно для мужчин в 55, для женщин в 50), если родитель воспитывал инвалида с детства до достижения им 8 лет и при условии страхового стажа: для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет.

Опекунам инвалидов с детства, установившим опеку до достижения ребенком-инвалидом 8 лет,назначается трудовая пенсия по старости с уменьшением возраста, на один год за каждые 1,5 года опеки, но не более чем на 5 лет.

Главное условие – наличие страхового стажа такого же как и для родителей. Пенсии опекунам могут назначаться при условии, что период опеки составляет не менее 1,5 лет.

Пенсия назначается, даже если ребенок-инвалид умер, важно чтобы родители/ опекуны воспитали его до 8 лет.

Защита прав детей инвалидов

Лица вне зависимости от занимаемой должности, которые виноваты в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность по ст.32 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Все споры возникающие из установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер и нарушении иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Заключение

Дети-инвалиды являются одной из уязвимых групп населения, поэтому законодатель с целью уравнения их в правах предусмотрел предоставление им и их семьям различные права и гарантии. О правах при инвалидности при эпилепсии ребенку читайте .

Это только кажется, что в России у инвалида нет прав. На самом деле люди с ограниченными возможностями зачастую просто ими не пользуются, потому что не знают о положенных привилегиях. Конечно, по сравнению с Западом права отечественного инвалида ограничены. Но они есть.

Как ездить в метро?

Вертикальные лифтовые подъемники уже появились в московской подземке, и специальные лифты тоже. Чиновники обещают, что их будет еще больше. Эти приспособления созданы для того, чтобы инвалид мог быстро спуститься на платформу, поскольку сам он этого сделать не может — установить коляску на эскалаторе и не упасть невозможно. Правда, для того, чтобы лифт заработал, сотрудников метро нужно предупреждать заранее, сообщая, на какую станцию привезут инвалида и до какой станции он поедет. Метрополитен обязан выделить сотрудника, который поможет больному воспользоваться новшеством.

Как ездить в общественном транспорте?

К счастью, все современные троллейбусы и автобусы оборудованы местами для инвалидов, которые, как правило, находятся в районе средней двери. Там можно разместить коляску, не складывая ее и не беспокоя больного. При этом водитель обязан открыть для инвалида среднюю дверь и увеличить время остановки, пока коляску не поднимут в салон. Кстати, инвалиды, которые не могут передвигаться, имеют право ездить в городском транспорте абсолютно бесплатно.

Как выезжать на отдых?

Если ты берешь авиационный или железнодорожный билет для человека с ограниченными возможностями, не спеши платить полную сумму. Ведь раз в год инвалиды имеют право на то, чтобы добраться к месту лечения бесплатно. И человек, который сопровождает больного, также может требовать бесплатный билет. Поэтому, оформляя путевку в санаторий или больницу, находящуюся в другом городе, возьми копию приглашения, которую ты предъявишь в кассе. А в период с 1 октября по 15 мая авиаперевозчик или железнодорожная компания обязаны предоставить 50-процентную скидку на билет инвалиду, куда бы он ни отправлялся, на отдых или на лечение.

Как лететь в самолете?

Если ты собираешься лететь с человеком с ограниченными возможностями, нужно позвонить в офис авиакомпании и предупредить об этом, чтобы они заблаговременно позаботились о транспортировке. В общей очереди при регистрации и оформлении багажа стоять не нужно — эту процедуру можно пройти в медпункте. К самолету инвалида доставит специальная санитарная машина, и в пассажирское судно его заведут в первую очередь (а вот высаживать будут после всех). На специальном амбулифте колясочника поднимут на борт, потом пересадят на самолетную коляску и подвезут к нужному месту. После прилета инвалида также встречает у борта самолета специальная машина. Персонал, сопровождающий инвалида в аэропорту, выделяется бесплатно.

Как ехать в поезде?

В последнее время на российской железной дороге появляется все больше поездов, оборудованных купе для инвалидов. Обычно они устанавливаются в фирменных поездах. Вход в вагон оборудован подъемником для инвалидной коляски, с помощью которого пассажир может попасть внутрь. Само купе оснащено специальными вспомогательными ремнями, позволяющими пассажиру без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка устанавливается в любое удобное для пассажира положение. Туалет в таком вагоне оборудован специальными звуковыми и световыми табло. При этом помощь проводника можно попросить в любое время.
Вот только, чтобы попасть в купе для инвалидов, нужно сообщить о своей поездке заблаговременно, примерно за месяц.

Если инвалид хочет учиться

Если человек с ограниченными возможностями хочет поступить в училище или высшее учебное заведение, он имеет право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов. Правда, при сдаче документов потребуется медицинское заключение, где будет написано, что обучение не противопоказано больному по здоровью.

Если нужно уехать из дома

Если человеку, который несет постоянный уход за родственником-инвалидом, нужно отлучиться на два-три дня, то есть возможность заказать социального работника на дом. Для этого нужно написать заявление в организацию социальной поддержки ветеранов труда и инвалидов. Существует перечень гарантированных услуг, в который входит доставка продуктов на дом, организация питания, помощь в приобретении лекарств и товаров первой необходимости.

Парковка по суду

В Перми прокуратура заставила выделить на автостоянке места для инвалидов.

Суд Орджоникидзевского района Перми обязал владельцев трех автостоянок выделить места для машин, принадлежащих инвалидам. Это решение основано на заявлении прокурора района.

— Во время проверки мы обнаружили, что на автостоянках не выделены места для инвалидов, — говорит Светлана Ошева, заместитель прокурора Орджоникидзевского района. — Поскольку хозяева отказались предоставлять такие места добровольно, нам пришлось обратиться в суд.

Всего прокуратура проверила четыре платные парковки, и везде про права инвалидов на бесплатные места никто не знал. Между тем, согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ», на каждой стоянке, независимо от того, кто является ее собственником, должно быть выделено не меньше 10 процентов площади для парковки транспортных средств инвалидов. Эти места необходимо обозначать специальными аншлагами.

Из четырех заявлений, поданных прокуратурой в суд, три уже удовлетворены. Решения о выделении бесплатных мест для парковок транспорту инвалидов вступили в законную силу.

Между тем

Гремячинский городской суд удовлетворил иск местного прокурора к администрации Гремячинска. Этим решением местные власти обязаны установить пандусы при входе подъезд и на лестничных пролетах в доме, где проживает инвалид первой группы. Это решение также вступило в законную силу.