Домой / Другие болезни / Синдром двигательных нарушений и дцп у грудничка. Диагноз: Синдром двигательных нарушений Диагноз сдд у новорожденных

Синдром двигательных нарушений и дцп у грудничка. Диагноз: Синдром двигательных нарушений Диагноз сдд у новорожденных

Часто в медицинских картах новорожденных детей можно увидеть пугающую молодых матерей аббревиатуру ПЭП. Сам термин «перинатальная энцефалопатия» был предложен в 1976 году и происходит от четырех греческих слов: приставки «peri» - расположенный около, при чем-либо, «natus» - рождение, «pathos» - болезнь и «enkefalos» - головной мозг.

Перинатальным периодом называется время с 28 недели беременности и до седьмого дня после рождения (до 28 дня у недоношенных детей), а энцефалопатия – термин, который обозначает различные патологии мозга.

Таким образом, ПЭП – некий собирательный диагноз для обозначения неврологических нарушений у новорожденных детей, причем конкретные симптомы, причины и тяжесть этого состояния могут быть различными.

В международной классификации существуют различные виды энцефалопатии, их наименования указывают на причину появления заболевания (например, гипоксическая или диабетическая энцефалопатия), но перинатальной формы нет, так как этот термин указывает лишь на временной интервал появления нарушений.

В последние годы отечественные детские неврологи тоже все чаще используют другие диагнозы, например, перинатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

На внутриутробное развитие мозга и нервной системы в целом влияют различные неблагоприятные факторы, в частности здоровье матери и состояние окружающей среды.

Осложнения могут возникнуть и во время родов.

  1. Гипоксия. Когда ребенку в утробе или в процессе родов не хватает кислорода, страдают все системы организма, но прежде всего головной мозг. Причиной гипоксии могут быть хронические заболевания матери, инфекции, несовместимость по группе крови или резус-фактору, возраст, вредные привычки, многоводие, пороки развития, неблагополучно протекающая беременность, неудачные роды и многие другие.
  2. Родовая травма, вызывающая гипоксические или механические травмы (переломы, деформации, кровоизлияния). Вызвать травму могут: слабая родовая деятельность, быстрые роды, неудачное положение плода или ошибка акушера.
  3. Токсические поражения. Эта группа причин связана с вредными привычками и приемом во время беременности токсических веществ (алкоголь, наркотики, некоторые лекарственные средства), а также с влиянием окружающей среды (радиация, промышленные отходы в воздухе и воде, соли тяжелых металлов).
  4. Инфекции матери – острые и хронические. Наибольшую опасность представляет заражение женщины во время вынашивания ребенка, так как в этом случае риск инфицирования плода очень высок. К примеру, токсоплазмоз, герпес, краснуха, сифилис редко вызывают у плода симптомы инфекционного заболевания, но являются причиной серьезных нарушений в развитии головного мозга и других органов.
  5. Нарушения развития и обмена веществ. Это могут быть врожденные заболевания как матери, так и ребенка, недоношенность плода, пороки развития. Часто причиной ПЭП является тяжелый на первых месяцах беременности или гестоз на последних.

Приведенные факторы могут вызвать различные виды заболевания. Чаще всего встречаются следующие:

  • геморрагическая форма, вызываемая кровоизлияниями в мозг;
  • ишемическая, причиной которой являются проблемы с кровоснабжением и обеспечением тканей мозга кислородом;
  • дисметаболическая – это патология обмена веществ в тканях.


Симптомы и прогнозы

Сразу после рождения самочувствие ребенка оценивается по десятибалльной шкале Апгар, которая берет в расчет сердцебиение, показатели дыхания, мышечный тонус, цвет кожи, рефлексы. Оценки 8/9 и 7/8 получают здоровые новорожденные без признаков перинатальной энцефалопатии.

Согласно исследованиям, тяжесть и прогноз заболевания можно соотнести с полученными баллами:

  • 6–7 баллов – легкая степень нарушений, в 96–100% случаев восстановление без необходимости медикаментозного лечения и без дальнейших последствий;
  • 4–5 баллов – средняя степень, в 20–30% случаях приводит к патологиям работы нервной системы;
  • 0–3 балла – тяжелая степень, чаще всего приводит к серьезным нарушениям функционирования головного мозга.

Медики выделяют три стадии энцефалопатии – острая (в течение первого месяца жизни), восстановительная (до полугода), поздняя восстановительная (до 2 лет) и период остаточных явлений.

Неонатологи и акушеры говорят об энцефалопатии при наличии у ребенка в возрасте до месяца следующих синдромов:

  1. Сидром угнетения нервной системы. Характеризуется вялостью, снижением мышечного тонуса, рефлексов, сознания. Встречается у детей со средней степенью тяжести заболевания.
  2. Коматозный синдром. Ребенок вялый, иногда до такой степени, что отсутствует двигательная активность. Заторможены сердечная деятельность, дыхание. Основные рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный) отсутствуют. Этот синдром возникает вследствие кровоизлияния, асфиксии при родах или отека мозга и приводит к необходимости помещения ребенка в реанимацию с подключением аппарата искусственного дыхания.
  3. Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Беспокойство, вздрагивания, беспричинный частый плач, похожий на истерический, плохой сон, рук и ног. У недоношенных детей чаще происходят судороги, например, при высокой температуре, вплоть до развития . Этот синдром наблюдается при легких формах ПЭП.
  4. Судорожный синдром. Немотивированные приступообразные движения головы и конечностей, напряжение рук и ног, вздрагивания, подергивания.
  5. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Характеризуется ростом количества спинномозговой жидкости и увеличением внутричерепного давления. При этом окружность головы растет быстрее нормы (больше 1 см еженедельно), размеры большого родничка также не соответствуют возрасту. Сон ребенка становится беспокойным, отмечается монотонный длительный плач, срыгивания, запрокидывание головы и выбухание родничка, а также характерное дрожание глазных яблок.

Во время восстановительного периода перинатальная энцефалопатия сопровождается симптомами:

  1. Судорожный синдром.
  2. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  3. Синдром вегето-висцеральных изменений. У ребенка вследствие патологического функционирования вегетативной нервной системы наблюдаются задержка прибавки веса, срыгивания, нарушения ритма дыхания и терморегуляции, изменение работы желудка и кишечника, «мраморность» кожи.
  4. Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  5. Синдром двигательных нарушений. В норме у ребенка до месяца конечности полусогнутые, но легко разгибаются, а затем сразу возвращаются в исходное положение. Если мышцы вялые или напряженные настолько, что невозможно разогнуть ноги и руки, то причиной является пониженный или повышенный тонус. Кроме того, движения конечностей должны быть симметричными. Все это препятствует нормальной двигательной активности и целенаправленным движениям.
  6. Синдром задержки психомоторного развития. Ребенок позже нормы начинает поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ходить, улыбаться и так далее.

Порядка 20–30% детей, которым поставили диагноз ПЭП, выздоравливают полностью, в остальных случаях развиваются осложнения, зависящие от тяжести заболевания, полноты и своевременности лечения.

Перинатальная энцефалопатия может привести к следующим последствиям:

  • синдром и дефицита внимания;
  • задержка речи и психического становления, мозговая дисфункция;
  • эпилепсия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • олигофрения;
  • прогрессирующая гидроцефалия;
  • вегетососудистая дистония.

Диагностика

Перинатальная энцефалопатия диагностируется педиатром и детским неврологом исходя из данных осмотра, анализов и обследований ребенка, а также информации о беременности, родах и здоровье матери.

Самыми эффективными и современными методами диагностики являются следующие:

  1. Нейросонография (НСГ) – ультразвуковое обследование мозга через родничок для выявления внутричерепных повреждений и состояния тканей мозга.
  2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – регистрирует электрические потенциалы мозга и представляет особую ценность при диагностике ПЭП с судорожным синдромом. Также с помощью этого метода можно установить асимметричность полушарий мозга и степень задержки их развития.
  3. Допплерография для оценки кровотока в тканях мозга и шеи, сужения или закупорки сосудов.
  4. Видеомониторинг. Видеозапись используется для установления спонтанных движений.
  5. Электронейромиография (ЭНМГ) – электрическая стимуляция нерва для установления нарушения взаимодействия нервов и мышц.
  6. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), основанная на введение в организм радиоактивного индикатора, который накапливается в тканях с наиболее интенсивным обменом веществ. Он применяется для оценки метаболизма и кровотока в различных отделах и тканях мозга.
  7. Магнитно-резонансная томография (МРТ) – исследование внутренних органов с помощью магнитных полей.
  8. Компьютерная томография (КТ) – серия рентгенологических снимков для создания цельной картины всех тканей мозга. Это исследование дает возможность уточнить гипоксические нарушения, недостаточно четко выявленных при НСГ.

Для диагностики наиболее информативны и чаще всего используются НСГ и ЭЭГ. В обязательном порядке ребенок должен быть отправлен к окулисту для обследования глазного дна, состояния зрительных нервов и установления врожденных нарушений.

Стоит заметить, что, по разным данным, в России перинатальная энцефалопатия диагностируется у 30–70% новорожденных, тогда как согласно зарубежным исследованиям только около 5% детей действительно страдают этим заболеванием. Налицо гипердиагностика.

Причинами этого могут быть несоблюдение стандартов осмотра (например, диагностика повышенной возбудимости у ребенка, осматриваемого в холодном помещении незнакомыми людьми), отнесение к патологии преходящих явлений (например, вскидывание конечностей) или обычных сигналов о потребностях (плач).

Лечение

Центральная нервная система новорожденных пластична, способна к развитию и восстановлению, поэтому лечение энцефалопатии необходимо начинать как можно раньше. Оно зависит от тяжести заболевания и конкретных симптомов.

Если нарушения работы мозга выражены слабо или умеренно, ребенок остается на домашнем лечении. В этом случае используются:

  • индивидуальный режим, спокойная обстановка в доме, сбалансированное питание, отсутствие стрессов;
  • помощь коррекционных педагогов, психологов, логопедов при алалии и дизартрии
  • массаж и лечебная физкультура для нормализации тонуса, развития моторных функций и координации движений
  • физиотерапия;
  • фитотерапия (различные седативные сборы и травы для нормализации водно-солевого обмена).

При выраженных двигательных, нервных нарушениях, задержке развития ребенка и прочих синдромах ПЭП применяются лекарства. Врач назначает препараты, а также прочие методы лечения, исходя из проявлений заболевания:

  1. При двигательных нарушениях чаще всего назначают дибазол и галантамин. При повышенном тонусе мышц - Баклофен и Мидокалм для его снижения. Эти препараты вводятся в организм, в том числе, и с помощью электрофореза. Также применяются массаж, специальные упражнения, физиотерапия.
  2. Если ПЭП сопровождается судорожным синдромом, врачом назначаются антиконвульсивные препараты. При судорогах физиотерапия и массаж противопоказаны.
  3. Задержка психомоторного развития – повод для назначения препаратов для стимуляции деятельности мозга, усиление кровообращения в нем. Это Актовегин, Пантогам, Ноотропил и прочие.
  4. При гипертензионно-гидроцефальном синдроме применяют фитотерапию, а в тяжелых случаях – Диакарб для ускорения оттока ликвора. Иногда удаляют часть спинномозговой жидкости через прокол родничка.

Для лечения ПЭП любой степени тяжести назначаются витамины группы В, так как они необходимы для нормального развития и функционирования нервной системы. Во многих случаях могут быть рекомендованы плавание, ванны с солью или травяными сборами, остеопатия.

Перинатальная энцефалопатия – один из самых частых диагнозов детских неврологов. Это обусловлено тем, что ПЭП – собирательный термин, обозначающий нарушения работы мозга ребенка в перинатальном периоде, имеющие различные причины, включающие здоровье матери, протекание беременности, отсутствие врожденных заболеваний, осложнения при родах, экологию и прочие обстоятельства.

Симптомы могут быть различными, касающимися нарушений работы нервов, мышц, внутренних органов, обмена веществ, поэтому для точной диагностики врач должен не только осмотреть ребенка, но и собрать весь анамнез, касающийся здоровья матери и отца, осложнений при беременности, родовой деятельности, а также назначить дополнительные обследования.

Как вы думаете, какой диагноз в общественном сознании считается чуть ли не приговором, который априори делает лечение бессмысленным, а судьбу пациента грустной и трагической? Различные проблемы с сердечно-сосудистой системой? Онкологические заболевания? «Неизлечимые» наследственные патологии? Вряд ли. Подобные недуги, безусловно, способны испортить жизнь даже самому стойкому и уверенному в себе человеку, но при соответствующем подходе и грамотном лечении с проблемой так или иначе удается справиться (особо заметим, о полном выздоровлении в данном случае никто не говорит). Но когда у новорожденных детей или грудничков выявляется ДЦП, мир вокруг родителей внезапно сворачивается до размеров кабинета врача, который профессиональным, отсутствующим голосом сообщает страшный диагноз. Спросите, каким образом соотносится синдром двигательных нарушений с детским церебральным параличом? В том-то и дело, что никаким!

ДЦП, если отбросить сложную и малопонятную для обычного человека терминологию, - это комплекс двигательных нарушений, вызванный органическим поражением головного мозга во время внутриутробного развития. Синдром двигательных нарушений, о котором мы сегодня будем говорить, - гораздо более многогранное явление. Его признаки отечественные неонатологи и педиатры склонны видеть в любом мало-мальски заметном отклонении от абстрактных норм, принятых еще во времена развитого социализма. Обсуждать причины такого подхода мы сейчас не будем, но считаем своим долгом еще раз напомнить, что синдром двигательных нарушений и ДЦП - это (внимание!) совсем не одно и то же.

Помните характерный отрывок из пьесы сэра Уильяма Шекспира «Король Ричард III», в котором один из братьев короля Эдуарда IV описывал свое физическое состояние:

«Я, у кого ни роста, ни осанки,

Кому мошенница-природа

Взамен дала хромоту и кривобокость»?

Многие особо «продвинутые» педиатры, сталкиваясь с характерными клиническими проявлениями, ставят диагноз «ДЦП». Чем фактически обрекают детей (чаще всего новорожденных) на полную инвалидизацию. Родителям же расскажут о том, что рассчитывать на сколько-нибудь эффективное лечение в данном случае не приходится, а массаж, сеансы лечебной физкультуры и различные физиотерапевтические процедуры смогут лишь незначительно улучшить состояние малыша. И как бы между делом порекомендуют отдать грудничка в специальное учреждение.

Синдром двигательных нарушений (далее для простоты - СДН) - не приговор. Следовательно, при условии адекватного лечения малыши чаще всего полностью выздоравливают. Возможно, им в дальнейшем потребуются регулярные сеансы массажа, наблюдение у невропатолога и незначительное ограничение физической активности. Но это, согласитесь, совсем не то же самое, что ДЦП. И если родители не сдадутся, у ребенка все будет хорошо.

Симптомы

Прежде чем переходить непосредственно к проявлениям СДН, стоит заметить, что ни один из них нельзя назвать уникальным. Другими словами, подобные «симптомы» могут наблюдаться даже у абсолютно здоровых детей, потому «включать панику» и после каждого чиха бежать к врачу нет никакой необходимости. С другой стороны, упорное игнорирование прогрессирующей задержки в развитии может привести к самым печальным результатам (и один только массаж помочь пациенту вряд ли сможет). Следовательно, в данном вопросе необходимо проявить особенную гибкость, стараясь не впадать в крайности. Сами же симптомы СДН могут быть следующими:

  • монотонный плач без видимых причин;
  • замедленные зрительные и слуховые реакции на внешние раздражители;
  • малыш берет в ручки игрушки (часто ему для этого требуется несколько попыток), но плохо понимает, что делать с ними дальше. У детей с различными нарушениями в развитии (заметим, об СДН речи не идет) это случается довольно часто;
  • ограниченная мимическая активность;
  • явное выражение эмоций может быть запоздалым (первая улыбка в 3-4 месяца - не такая уж большая редкость);
  • неправильная артикуляция, из-за чего у детей наблюдается поздняя активизация речевых зон (так ожидаемые «ма», «па», «ба» и «да» родители могут услышать не в 6-8 месяцев, а гораздо позже);
  • затрудненное дыхание.

Отдельного упоминания заслуживает мнение, согласно которому папы и мамы должны внимательно наблюдать за малышом и почаще общаться с «коллегами» на специализированных форумах. С первой частью этого утверждения спорить глупо, а вот от чрезмерно активного обсуждения с родителями других детей мы бы советовали воздержаться. Адекватность некоторых постоянных посетителей детских форумов находится под большим вопросом, потому не удивляйтесь, если вам, к примеру, посоветуют лечить легкое расстройство или простуду ударными дозами антибиотиков.

Этапы психомоторного развития детей

  • таламопаллидарный (от рождения до 4 месяцев);
  • стриопаллидарный (до 10 месяцев): постепенное снижение мышечного тонуса, увеличение количества целенаправленных движений;
  • период проявления высших корковых функций, развитие речи и сложных условных рефлексов.

Фазы развития детской моторики

  • СДА: спонтанная двигательная активность (с первых дней жизни до 8-9 недели);
  • монокинетическая (2-5 месяцы): самостоятельное управление движениями конечностей;
  • дромокинетическая (5-12 месяцы): двигательное поведение малыша становится осознанным, а любые движения получают конкретную цель (дотянуться до игрушки, взять тот или иной предмет);
  • кратикинетическая (с 12 месяцев): окончательная нормализация мышечного тонуса, переход к «взрослой» моторике, значительное улучшение координации движений.

Виды двигательных нарушений при СДН

1. Гипотония (снижение тонуса) мышц. Проблема более всего распространена у новорожденных детей, хотя при серьезных нарушениях может быть диагностирована и у малышей постарше.

2. Гипертонус мышц, приводящий к значительному уменьшению двигательной активности. Наиболее характерное клиническое проявление - задержка в развитии хватательной способности (мы уже говорили об этом при обсуждении возможных симптомов СДН). Помимо этого, родители могут заметить, что ребенок не способен долго удерживать равновесие, а если его поставить на ножки, то он опирается не на всю площадь ступни, а только на пальчики. Также стоит понимать, что массаж при гипертонусе мышц (а его чаще всего и назначают педиатры) сам по себе не в силах помочь малышу и лечение в данном случае должно быть комплексным.

3. Ребенок (даже достаточно «взрослый») с большой неохотой принимает вертикальное положение, предпочитая передвигаться ползком, а когда это все же происходит, часто падает.

4. Мозжечковый синдром. Спонтанные нарушения координации могут время от времени проявляться у всех детей, но если проблема наблюдается намного чаще, чем это допускает теория вероятности, следует задуматься, насколько они «случайны». Ведь вполне возможно, что умильный малыш, раз за разом теряющий равновесие при ходьбе, серьезно болен.

5. ТЛР (тонический лабиринтный рефлекс) у детей. Он проявляется целым комплексом нарушений, среди которых наибольшую диагностическую ценность имеют следующие симптомы:

  • «взрослый» ребенок, лежа на спине, не в состоянии сесть, вытянуть руки вперед или наклонить голову;
  • малышу, который лежит на животе, сложно повернуться на бок или спину;
  • у детей с ТЛР наблюдается стойкое нежелание принять сидячее положение.

6. СШТР (симметричный шейно-тонический рефлекс). Опираясь на коленки, малыш не может перенести центр тяжести на руки. Это состояние получило в неврологии название «поза легавой собаки»: голова наклонена вперед, кисти сжимаются в кулачки, а руки согнуты. Все это приводит к тому, что у крохи значительно усиливается мышечный тонус в суставах ног. СШТР требует квалифицированного комплексного лечения (массаж, сеансы ЛФК, различные процедуры), и чем скорее оно будет начато, тем лучше.

Лечение

Профилактика

  • не забывайте о пользе лечебного массажа, ведь СДН гораздо проще предотвратить, чем потом бороться с ним;
  • предоставьте своему малышу «полную свободу» действий, не ограничивая его узкими рамками колыбели (разумеется, в пределах дозволенного);
  • если есть возможность, выделите ребенку отдельное помещение, где правила и порядки будет устанавливать он, а не вы.

Центральная и вегетативная нервная системы закладываются на раннем внутритрубном этапе развития плода. Они продолжают развиваться на протяжении всего срока беременности. Эволюция и адаптация нервной деятельности младенца проходит до 3-4 лет. Поэтому синдром двигательных нарушений может быть следствием патологий, возникших на разных стадиях формирования плода или родившегося малыша.

Синдром двигательных нарушений у детей может проявляться в раннем новорожденном периоде в виде отсутствия важных рефлексов. Также патология может начать проявляться ближе к возрасту в 5-6 месяцев. Родители могут замечать вялость и апатичность младенца, изначально принимая её за особенность характера ребенка. На самом деле любая апатичность со стороны малыша и отсутствие у него живого интереса к окружающей среде говорит о дисфункции высшей нервной деятельности.

Нарушение двигательных функций подразделяется на спинальные и церебральные виды. В первом случае повреждение нервного волокна, отвечающего за организацию двигательной моторики, происходит на уровне позвоночного столба. Это может быть осложнение родовой деятельности, неправильное предлежание плода, гемангиома, неправильное положение тел позвонков и т.д.

Церебральный тип патологии может быть связан с гипертонусом на фоне неправильной работы коры головного мозга. Эта структура при неправильном развитии не может качественно обрабатывать поступающие от периферической нервной системы сигналы. В результате наблюдается невозможность совершения движений в полном объеме. Могут возникать слабые парезы и параличи, самым опасным осложнением является детский церебральный паралич (ДЦП).

Очень важно распознавать синдром двигательных дисфункций у ребенка на ранних стадиях. Исключается всегда патология, связанная с иннервацией той мышечной ткани, которая не развивается и не работает в должной мере.

В раннем младенческом возрасте клиническими признаками могут быть повышение или снижение мышечного тонуса (вплоть до полного паралича или вялого пареза), отсутствие рефлексов или их чрезмерное проявление, появление патологической подвижности или скованности. При умеренной выраженности их симптомов может помочь курс лечебного массажа и гимнастики. Если своевременно обратиться за медицинской помощью, то можно избежать формирования ДЦП в развернутой форме.

В этой статье рассказано про механизм развития патологии, отличительные клинические признаки, виды нарушений и способы их коррекции без применения сильнодействующих фармакологических препаратов.

Если у вашего малыша есть признаки нарушения двигательных функций, не стоит терять время в ожидании того, что все это пройдет самостоятельно. До тех пор, пока не будет обнаружена и устранена причина развивающихся нарушений, болезнь будет прогрессировать. Даже через месяц уже может быть поздно.

В Москве можно записаться на бесплатный прием к врачу неврологу в нашей клинике мануальной терапии. Для всех пациентов предоставляется бесплатная консультация. Доктор проводит осмотр, устанавливает предварительный диагноз и дает индивидуальные рекомендации по проведению дополнительного обследования и лечения.

Причины синдрома двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений у детей до года может быть спровоцирован неправильным развитием плода на внутриутробном этапе. Это может быть гипоксия, обвитие пуповиной, неправильное предлежание и т.д. Установить истинную причину синдрома нарушения двигательной активности может только врач невролог. Не стоит пытаться в домашних условиях самостоятельно проводить диагностику и тем более лечение.

При проведении дифференциальной диагностики доктор в первую очередь определяет тип нарушения: гипотония или гипертонус миоцитов наблюдается. Затем устанавливается участок поражения нервного волокна и предполагаемая причина данного нарушения. И только после этого может быть начато эффективное и безопасное лечение.

Гипотония мышц отличается отсутствие сопротивления при принудительном движении рук и ног. Если малыша уложить на спину и попытаться сгибать ручки и ножки, разводить их в стороны и обратно сводить, то можно почувствовать сопротивление. Это действует периферическая нервная система, которая не успевает обрабатывать сигнал, поступающий от миоцитов. При серьезных поражениях спинного мозга и центральной нервной системы ребенок может становиться похожим на «тряпичную куклу».

Синдром двигательных нарушений может развиться у детей по следующим причинам:

  • гипоксия, перенесённая на внутриутробном периоде развития;
  • гипоксия головного мозга, развивающаяся в ходе родовой деятельности, напрмиер, при обвитии пуповиной;
  • асфиксия ребенка околоплодными водами при нарушении техники оказания акушерской родовспомогательной помощи;
  • поражение миоцитов и их недостаточное развитие на фоне неполноценности капиллярного кровеносного русла;
  • нарушение нервных связей при патологии развития структуры центральной и периферической нервной системы;
  • травматическое воздействие в области позвоночника, головы;
  • неправильное положение первого шейного позвонка и его смещение;
  • ассимиляция первого шейного позвонка затылочной костью;
  • компрессия отдельных крупных ветвей периферической нервной системы (бедренного, седалищного, локтевого, плечевого, лучевого);
  • наследственные генетические отклонения в развитии;
  • неправильный обмен веществ и многое другое.

Не редко синдром двигательных нарушений присутствует у детей, которым не проводится профилактика рахита. При дефиците витамина D начинаются патологические деформации в структурах костной, сухожильной и мышечной ткани. Что может впоследствии привести к появлению пониженного или повышенного мышечного тонуса.

Виды синдромов двигательных нарушений

Подразделение на виды синдрома двигательных нарушений проводится по тому, понижен или повышен мышечный тонус. Встречается гипотонус, гипертонус и смешанный тип, при котором одни мышцы могут находиться в напряженном состоянии, а другие в это время вообще не быть способными к совершению движений. Последняя - самая тяжелая форма заболевания.

Также патология подразделяется по стадиям развития:

  1. начальный симптомокомплекс отличается незначительным повышением или снижением мышечного тонуса. Характерные признаки может распознать только врач (у детей возникают часто судороги, они не проявляют интереса к окружающим их ярким вещам);
  2. вторая стадия - это развитый симптомокомплекс, который становится очевиден даже родителям, не имеющим специального медицинского образования (ребенок в возрасте 1-го года не может самостоятельно держать голову, при попытках сидеть, стоять или ползать, падают в неестественных позах);
  3. поздний период возникает в возрасте 2,5 - 3 лет (ребенок не может самостоятельно сидеть, ходить, возникает вторичная задержка психомоторного развития).

На первой стадии можно полностью вылечить ребенка без сохранения остаточных признаков нарушений. На второй стадии лечение может дать заметное улучшение состояния, но могут сохраняться отдельные вялые парезы и параличи. Третья (поздняя) стадия развития болезни отличается тем, что деформация скелета и задержка психоэмоционального развития являются необратимыми явлениями. Такого ребенка можно лишь частично адаптировать к социальной среде. Полностью устранить последствия двигательных нарушений в этом случае уже нельзя.

Симптомы двигательных нарушений у грудничка

При внимательном отношении к ребенку синдром двигательных нарушений у грудничка можно заметить примерно в возрасте 4 - 5 месяцев. Дети в этом возрасте уже начинают крепко удерживать головку, тянутся за игрушками и яркими предметами. Если младенец не проявляет подобных навыков, то нужно как можно быстрее обратиться к неврологу.

Нужно обратить внимание на следующие симптомы синдрома двигательных нарушений:

  • движения становятся замедленными, как бы «ватными», не резкими;
  • происходит постоянное снижение мышечной силы в ручках и ножках;
  • появляются признаки истощения мышечной массы (ножки и ручки становятся более тонкими);
  • сухожильные рефлексы могут как усиливаться, так и снижаться;
  • в тяжелых случаях развиваются парезы и параличи;
  • при малейшем психоэмоциональном или мышечном напряжении может развиваться судорожный синдром;
  • если наблюдать за ребенком, то можно заметить присутствие разнообразных движений, которые могут быть неестественными, хаотичными, бессмысленными;
  • нарушаются рефлексы хватания и сосания;
  • ребенок не в состоянии подгибать коленки, удерживать головку, поднимать ручки;
  • нарушен процесс переворачивания с живот ан спину и обратно;
  • плач становится монотонным и неэмоциональным;
  • ребенок редко улыбается, практически не выражает эмоций;
  • кожные покровы могут быть бледными с синюшным оттенком.

Клинически синдром двигательных нарушений у грудничка может давать разнообразные симптомы, но самые основные те, что описаны выше.

Последствия синдрома двигательных нарушений

Синдром нарушения двигательных функций на ранних стадиях поддается коррекции и у малыша не остаётся никаких патологических признаков неблагополучия. При запущенных случаях последствия синдрома двигательных нарушений более серьезные. Может развиваться олигофрения и другие нарушения психоэмоционального развития. Возникают разнообразные деформации скелетной части опорно-двигательного аппарата. При поражении крупных мышц нарушается способность обслуживать себя, сидеть, ходить. Речевая функция у таких детей не развита.

Родителям необходимо начинать лечение синдрома двигательных нарушений как можно раньше.

Лечение синдрома двигательных нарушений

Своевременное лечение синдрома двигательных нарушений позволяет полностью восстановить здоровье малыша. Для эффективного лечения важен комплексный подход. Применение сильнодействующих фармакологических средств не всегда приносит желаемый результат и часто дает осложнения.

Применение рефлексотерапии позволяет координировать работу всей нейронной сети и восстанавливать пропускную способность периферической нервной системы.

Остеопатия и массаж направлены на восстановление тонуса мышечного волокна, усиление микроциркуляции крови и лимфатической жидкости.

Лечебная гимнастика позволяет полностью приводить в норму состояние опорно-двигательного аппарата, устранять последствия вялых парезов и параличей. В случае необходимости в курс терапии может быть включена электромиостимуляция

Восстановительный период при синдроме двигательных нарушений может продолжаться от 3-х до 10-ти месяцев, в зависимости от тяжести структурных нарушений. В это время необходимо строго придерживаться всех рекомендаций лечащего врача. В нашей клинике мануальной терапии курс лечения включает в себя на только сеансы остеопатии, кинезиотерапии, рефлексотерапии, массажа и т.д. Опытный врач невролог дает исчерпывающие рекомендации по проведению ЛФК в домашних условиях, организации питания, распорядка дня малыша, прогулкам, разработке мышц и сухожилий.

Если вам требуется полноценное лечение синдрома двигательных нарушений, то рекомендуем записаться на первичный бесплатный прием к неврологу в нашей клинике мануальной терапии. В ходе консультации доктор проведет осмотр, поставит диагноз и расскажет о том, как будет проводиться терапия.

Синдром двигательных нарушений у грудничка или ДЦП – это не одно заболевание, как думают многие. Это комплекс болезней, имеющих кое-что общее: повреждения головного мозга и нарушения работы нервной системы ребенка.

Признаки этих заболеваний проявляются еще в грудничковом возрасте.

Поражается та часть мозга, которая отвечает за движения мышц. Поэтому заболевшие детки с трудом справляются с целенаправленными движениями, плохо могут их координировать и значительно отстают в физическом развитии от сверстников. Часто у них имеются трудности со слухом.

Все проблемы в комплексе провоцируют основную – отставание психического развития и неполноценность интеллекта. Несмотря на то что у одних детей симптомы выражены очень сильно, а у других, напротив, очень слабо, выявить их необходимо.

Дело в том, что эта болезнь не прогрессирует: то есть при комплексном подходе к лечению результаты могут быть очень впечатляющими.

Какие причины вызывают синдром двигательных нарушений

Причины возникновения этого заболевания до сих пор остаются не совсем понятными для врачей. Известно, что приблизительно в 80% случаев нарушения появляются еще на стадии внутриутробного развития. А хронические заболевания и другие причины проявляют себя позже.

Основная причина возникновения ДЦП, как уже говорилось, это нарушение деятельности мозга. А вот почему она нарушается – это уже сложнее. Врачи к данному моменту выявили около 400 причин такой опасности. Но обычно новорожденный с СДН появляется на свет по причине кислородного голодания.

Именно из-за гипоксии погибают клетки мозга, отвечающие за различные мышечные процессы.
Кроме гипоксии, есть еще несколько основных причин, которые провоцируют этот страшный детский недуг.

Среди них:

  • отравления мамы в период беременности (причем не только химические, но и пищевые);
  • хромосомные нарушения;
  • инфекционные заболевания (уже у грудничка или ребенка 3 мес. и старше);
  • родовые травмы;
  • рентгеновское облучение.

Стадии развития заболевания

ДЦП развивается ступенчато и постепенно проходит через три стадии своего развития. Признаки ДЦП можно заметить уже на ранней стадии – у грудничков до 4-5 месяцев от роду. Если малыш в 3-4 месяца не поворачивает головку – это тревожный признак и повод для обращения к педиатру. Именно нарушения мышечного тонуса являются первым признаком заболевания.

Если же младенец вовсе не хочет тянуться за игрушками и страдает от судорог (которые родители часто принимают за чрезмерную двигательную активность), то идти к доктору нужно как можно скорее.
На 2-й стадии признаки становятся заметнее.

В период с 5 месяцев до 2-3 лет малыш должен освоить много движений. В это время родителям важно наблюдать не только за тем, что он делает, но и как это происходит.

Детки с ДЦП развиваются неравномерно – допустим, если их сверстники в 8-10 месяцев держат головку, то они этого не умеют, зато могут пытаться сесть или повернуться. Или, наоборот, сидят только с опорой, зато пытаются ходить и стоять, причем поза часто неестественная.

На поздней стадии (то есть после 3 лет) уже начинается деформация скелета, бороться с которой будет невероятно трудно. К этому моменту уже очевидны проблемы со слухом и зрением, речью, психическим и умственным развитием в целом.

Несложные симптомы

Иногда с задачей выявления верных симптомов не сразу справляется даже специалист, ведь первые признаки очень схожи, например, с рахитом.

Но в большинстве своем они довольно очевидны:

  • грудной малыш может быть вялым и при этом плохо спать;
  • часто смотреть в одну точку, что вообще не свойственно новорожденным;
  • страдать от судорожных подергиваний и вздрагиваний. Ножки он при этом не может раздвинуть не только сам, но даже с помощью мамы;
  • головку практически не поворачивает.

Очень частый признак, когда ребенок одну руку плотно прижимает к телу, а двигает только второй. Часто также наблюдается полная расслабленность или полная напряженность тела – именно так ярче всего и проявляют себя мышечные нарушения.

Следует также знать, что признаки болезни отличаются в зависимости от формы, которой страдает малыш.

Болезнь Литтла или диплегия

При этой форме страдают больше всего ножки. Ручки могут даже сохранить полную подвижность. Заметить ее несложно: ребенок вполне нормально двигается, но при этом «приволакивает» ножки. Ходить он начинает значительно позже сверстников.

Спастическая гемиплегия

Опасна тем, что практически незаметна у новорожденных, так как от нее страдает только одна половина тела. Двойная гемиплегия развивается достаточно редко, но зато ее невозможно не заметить: у пораженных ею деток нарушена даже функция глотания.

Также они не могут ползать и, конечно, стоять и ходить из-за поражения всех конечностей сразу. Часто у них не развивается речь и наблюдается очень сильное умственное отставание.

Атонически-астатическая форма

Это самая тяжелая форма, при которой больной ребенок практически недвижим. С возрастом он почти всегда становится олигофреном. Психика у таких детей крайне нестабильна.

Диагностика

Только доктор может поставить или опровергнуть диагноз, пользуясь не только историей беременности мамы и первых дней жизни малыша, но также лабораторными анализами, УЗИ, МРТ и энцефалографией мозга.

Часто родители, чьим деткам поставлен диагноз церебральный паралич, начинают волноваться о том, что он сократит время их жизни. На самом деле такой малыш повзрослеет и будет жить долго, а если форма легкая, то и совершенно полноценно. Здесь важно вовремя начать лечение и не пренебрегать даже самой простой возможностью улучшить ситуацию.

Терапия ДЦП

Родители должны осознать: остановок на этом пути не будет, потому что первая же из них приведет к ухудшению состояния малыша, и вернуться в колею с каждым разом будет все сложнее. Что радует – при правильном подходе многим деткам удается познать радость полноценной жизни.

Лучше всего, если расстройство обнаружено у новорожденного – в этот период детский мозг обладает способностью к восстановлению. Но даже если все произошло несколько позже, например, в 2-3 месяца от рождения, ситуацию можно максимально сгладить – с помощью препаратов, снижающих внутричерепное давление, а также добавлением витамина В, который будет активизировать мозговые процессы. По назначению врача применяются и другие специальные средства.

Еще одна важная роль отводится лечебной физкультуре и специальному массажу. Страдающий ДЦП ребенок должен упорно учиться делать то, что обычные детки усваивают на уровне инстинкта.

И здесь терпение и упорство родителей играют решающую роль. Если у них получится правильно и ежедневно заниматься с ребенком, то он сможет делать все то же, что и здоровые дети, просто немного позже.

В последние годы изобретено немало приспособлений, которые помогают родителям. Например, экзоскелеты. Также стоит пользоваться давно проверенными бальнеотерапией и грязелечением. Можно чаще давать ребенку возможность общаться с дельфинами и лошадьми.

Своевременная диагностика синдрома двигательного нарушения позволяет раньше начать лечение. А поскольку ДЦП не прогрессирует, то можно спасти больше двигательных функций малыша, дав ему надежду на нормальную, долгую и счастливую жизнь.

вот что нашла:

Детский синдром двигательных нарушений
«Синдром двигательных нарушений» – этот диагноз не должен пугать родителей. Проявляется заболевание уже в первые месяцы жизни ребенка, как нарушение (снижение или, наоборот, повышение) мышечного тонуса, появление непонятной двигательной активности. Иногда на разных конечностях мышцы развиваются с разной интенсивностью - это тоже проблема. Часто это заболевание становится причиной замедления в физическом и психическом развитии.

Почему это происходит? Нарушения тонуса препятствуют формированию у ребенка правильных двигательных функций, вследствие чего ребенок гораздо позже начинает ползать, ходить, появляются сложности с овладением речью. При нормальном развитии дети уже в 3-4 месяца держат голову, а малыши, которым поставлен диагноз «синдром двигательных нарушений» и в 12 месяцев не справляются с этой задачей. Заметить самые первые симптомы неправильного развития должен специалист. И, чем раньше это произойдет, тем лучше.
Важно обнаружить синдром, как можно раньше

Что в первую очередь должно встревожить родителей и заставить их обратиться к специалисту? Это нарушения мимики, отсутствие улыбки, слабые (или отсутствие) зрительные или слуховые реакции. Читайте специальную литературу для родителей, общайтесь с опытными людьми, внимательно наблюдайте за своим ребенком - это поможет обнаружить заболевание как можно раньше. Если этого не удалось сделать и вы обнаружили заболевание достаточно поздно, например в 7-9 месяцев, (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется и вам потребуется длительная и квалифицированная помощь.

Ну вот это случилось и вам поставили диагноз «синдром двигательных нарушений» - не надо опучкать руки, надо действовать. Каждый человеческий организм индивидуален и он может с определенным успехом противостоять болезни. Надо ему просто помочь. Тем более, что начальные признаки настолько малозаметны, что неврологи часто ставят такой диагноз, «на всякий случай», чтобы не упустить время. Через какое-то время этот диагноз снимается и ребенок растет совершенно здоровым.

Даже, если у вас все хорошо, но вы предусмотрительны и хотите избежать проблем: запланируйте регулярные посещения специалиста, примерно, раз в месяц. После года посещения могут стать более редкими, например, 1 раз в 3 месяца. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. Главное, чтобы врач вовремя заметил симптомы заболевания и рекомендовал правильное лечение.
Как лечат синдром двигательных нарушений

Лечение зависит и от уровня интенсивности синдрома. Если двигательная активность снижена, назначают препараты, стимулирующие нервно-мышечные связи, при повышенной активности, наоборот, те препараты, которые снижают такие связи. Особое внимание уделяется питанию: нужно давать продукты богатые витамином В.

Другим эффективным средством является массаж - он позволяет добиться отличных результатов при правильном применении. Но организм новорожденного еще слаб и важно найти человека, который специализируется именно на детском массаже, на массаже новорожденных. Нужно не менее 10-15 сеансов массажа, чтобы проявились изменения к лучшему. Перед массажем следует согреть ребенка, особенно конечности, а после упражнения лучше на некоторое время закутать их в мягкую шерстяную ткань ил маленькие валенки.
Лечебная физкультура – как ее проводить?

Прежде всего, посоветуйтесь со специалистом - он подскажет вам нужные упражнения с учетом специфики вашего ребенка. Из общих советом можено рекомендовать частое повтороение разных движений, чтобы развить двигательный стереотип. Изучайте по нескольку новых движений ручками и ножками, посторяйте каждое, примерно, по 30 раз. Ребенок не должен лежать и спокойно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Постарайтесь, чем то привлечь его внимание, заставить его потянуться. Стимулируйте двигательную деятельность малыша.

Имейте ввиду, что синдром двигательных нарушений у детей поддается лечению, особенно, если оно начато своевременно. Раннее лечение может помочь в довольно сложных случаях, и, наоборот, промедление в лечении, может легкий случай првратить в сложный

Брр… пусть она лучше перестраховалась.....