Домой / Анализ мочи / Элементы поражения слизистой оболочки полости рта. Морфологические элементы поражения сопр

Элементы поражения слизистой оболочки полости рта. Морфологические элементы поражения сопр

Кафедра терапевтической стоматологии

ЗАНЯТИЕ №3

1.ТЕМА: «ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОПР. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОРАЖЕНИЯ».

2. Цель занятия : Изучить патологические процессы, возникающие в СОПР при различных заболеваниях и морфологические элементы для каждой патологии.

3. План занятия: различать отдельные патологические процессы, происходящие в СОПР,

различать первичные элементы поражения, различать вторичные элементы поражения,

определить различные стадии развития элемента поражения, дифференцировать элементы поражения, сходные между собой, различать элементы поражения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Патологические процессы выражаются в изменении окраски, целости и рельефа СОПР. Особенно важно для диагностики заболевания СОПР уметь различать дегенеративные процессы в эпителии.

Спонгиоз - скопление жидкости между клетками шиповидного слоя. Жидкость,скапливаясь, может рахрывать протоплазматические мостики клеток и, заполняя полости, образовывать пузыри.

Баллонирующая дегенерация - нарушение связи между клетками шиповидного слоя, что приводит к свободному расположению отдельных клеток или их групп в экссудате, образующихся пузырьков в виде шаров (балоноv).

Акантолиз - дегенератвное изменение клеток шиповидного слоя, выражающееся в расплавлении межклеточных протоплазматических мостиков.

Акантоз - это утолщение клеток шиповидного слоя, характерное для воспаления.

Гиперкератоз - это избыточное ороговение за счет нарушения явлений десквамации или усиленного продуцирования ороговевших клеток.

Паракератоз - это нарушение процесса ороговения, которое выражается в неполном ороговении поверхностных клеток шиповидного слоя.

Папилломатоз - это разрастание сосочкового слоя в сторону эпителия.

Различают первичные элементы поражения, т.е. возникающие самостоятельно, и вторичные, развивающиеся из первичных. Кроме того, определяется мономорфный тип поражения - скопление однородных первичных элементов, и полиморфный тип поражения - скопление разнородных первичных элементов. Различные стадии развития одного элемента - ложный полиморфизм.

ПЕРВИЧНЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

А. И Н Ф И Л Ь Т Р А Т И В Н Ы Е

Пятно - изменение окраски слизистой оболочки. Пятна бывают мелкие и крупные, разлитые и ограниченные, стойкие и нестойкие. Характерным для пятен является то, что они не ощущаются при пальпации. Различают сосудистые, пигментные (дисхроматические) пятна, возникающие в результате отложения в слизистой оболочке красящих веществ. Сосудистые пятна могут возникнуть в результате временного рефлекторного расширения кровеносных сосудов и при воспалении. Воспалительные пятна могут иметь различные оттенки красного цвета, при надавливании на них они всегда исчезают, и затем появляются вновь. Множественные мелкие пятна называются розеолой крупные - эритемой. Пятна, возникшие в результате стойкого невоспалительного расширения поверхностных сосудов или их новообразования, называются телеангиэктазиями. Пятна на коже и слизистых оболочках могут возникнуть в результате нарушения целостности сосудистой стенки (разрыв, повышение проницаемости) - геморрагические пятна. Цвет таких пятен не исчезает при надавливании и в зависимости от времени., прошедшего после кровоизлияния, имеет различные оттенки. Точечные геморрагии называются петехиями, множественные кровоизлияния небольших размеров называются пурпурой, крупные кровоизлияния - экхимозами.

Пигментные (дисхроматические) пятна возникают в результате скопления, или уменьшения, а иногда и полного отсутствия пигмента меланина.

Узелок - бесполостное образование в эпителии за счет акантоза, выступающее над поверхностью слизистой оболочки. Поверхность узелков может быть плоской, конусообразной или полушаровидной, очертания круглые или полигональные. Узелки могут быть различного цвета и консистенции. Величина узелков от просяного зерна и более, они могут увеличиваться в размере и сливаться, образуя бляшки. При заживлении узелков на их месте следов не остается.

Узел - плотное образование, берущее начало в подслизистом слое. Обнаруживается при пальпации в виде плотного малоболезненного округлой формы инфильтрата. По мере развития он увеличивается, возвышается над поверхностью слизистой. Возможно нагноение или изъязвление узла.

Бугорок - это инфильтративное бесполостное образование, захватывающее все слои слизистой оболочки и возвышающееся над ее поверхностью, как правило, располагаются бугорки скучено и быстро подвергаются распаду. На их месте образуются язвенные поверхности, покрытые грануляциями и вегетациями. Заживают с образованием рубца.

Б. Э К С С У Д А Т И В Н Ы Е

Пузырек - полостной элемент, возникающий в результате ограниченного скопления жидкости. Распологается в шиповидном слое, имеет дно, и тонкую покрышку, возвышается над поверхностью слизистой и легко вскрывается при механическом воздействии. Размеры пузырька до 2 мм.

Пузырь - полостное образование, отличающееся от пузырька более крупными размерами и расположением жидкости не только внутри, но и подэпителиально. При внутриэпителиальном пузыре покрышка состоит из клеток шиповидного слоя и вскрывается очень быстро. Покрышка подэпителиального пузыря достаточно прочная и сохраняется до нескольких дней.

Гнойничек - полостное образование, заполненное гнойным экссудатом.

Киста - полостное образование, выстланное эпителием и имеющее соединительнотканную оболочку. Содержимое может быть прозрачным или геморрагическим.

Волдырь - бесполостное образование, возникающее в результате острого ограниченного отека сосочкового слоя и выступающее над слизистой оболочкой, имеет форму плоской возвышенности, по окраске может быть бледным или красным., размеры от 0,2 до 1,5 см. Могут быть экзогенного и эндогенного происхождения.

ВТОРИЧНЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Эрозия - нарушение целости поверхностного слоя эпителия, заживает без рубца.

Афта - ограниченный участок некроза эпителия желто - серого цвета округлой или овальной формы, размером 0,2 - 0,5 см или больше. Окружен ярко - красным воспалительным ободком. Заживает без рубца.

Язва - некроз тканей, захватывающий все слой слизистой оболочки, имеет дно и края. Заживает с образованием рубца.

Рубец - замещение дифференцированных тканей соединительной тканью, возникает на месте некоторых первичных или вторичных элементов.

Чешуя - отделяющиеся ороговевшие пластинки эпителия.

Корка - ссохшийся экссудат из пузырька, эрозии, язвы. Цвет зависит от характера экссудата, обычно располагаются на красной кайме губ или вблизи них.

Трещина - линейный дефект, возникающий при потере тканью эластичности, локализуется чаще в углах рта и на красной кайме губ.

Абсцесс - полостное образование, заполненное гноем.

Атрофия - истончение слизистой оболочки.

Пигментация - изменение цвета ткани, возникающее после воспаления.

Следует помнить, что морфологические элементы не всегда патогномоничны, но в комплексе исследований больного служат важным дополнительным фактором в постановке диагноза.

Новые педагогические технологии, используемые на практическом занятии.

Проведение интерактивной игры “Сеть паука”.

Составление органайзеров по теме «Патоморфологические процессы, возникающие в СОПР. Морфологические элементы поражения.»

1.Составление Кластера.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ситуационная задача № 1

Больной 66 лет жалуется на неприятные ощущения в полости рта, возникшие после наложения металлической пломбы на /_6 . При объективном осмотре на слизистой оболочки щеки отмечается пятно на уровне /_6

1.Напишите формулу зуба по ВОЗ

Ответ: /_26

2.Сосудистые пятна на СОПР не называют

А) пустула*

Б) питехия

В) пурпура

Г) розеола

D) энантема

3. Первичным элементом поражения СОПР является

A) папула*

B) эрозия

G) трещина

4 Первичным элементом поражения СОПР является

A) пузырь*

B) эрозия

G) трещина

5 Первичным элементом поражения СОПР является

A) волдырь*

B) эрозия

G) трещина

Ситуационная задача № 2

Больная 47 лет жалуется на боль и жжение в полости рта, появившуюся 2 дня назаd. Из анамнеза выяснено, что в течении последних 2 лет у больного периодически через каждые 5-6 месяцев появляются афты на кончике языка. Заживление афт наступает через 10-12 дней после появления. Больная страдает хроническим гастритом.

1. Какой первичный элемент поражения предшествует афте:

g. бугорок

d. волдырь

2. При гистологическом исследовании афты не выявляется:

а. расширение сосудов

b. периваскулярная инфильтрация

v. отёк шиповатого слоя эпителия

g. глубокое фибринозно-некротическое воспаление

d. акантолитические клетки Тцанка*

3.Какие дополнительные методы обследования необходимо провести:

а. иммунологический *

b. цитологический*

d. пальпация

4.Какой основной метод обследования нужно провести:

а. пальпация*

b. цитологический

v. микробиологический

g. иммунологический

d. опрос больного*

Ситуационная задача № 3

Больная в., 30 лет, обратилась с жалобами на наличие очень болезненных афт на щеках, губах и языке, болезненность при приёме пищи. Из анамнеза выяснилось, что подобные афты образуются весной и осенью.

Объективно: на слизистых оболочках щек в области левых нижних 5 и 6 зубов, на боковых поверхностях языка, на слизистой нижней губы имеются единичные афты около 0,6-0,8 , покрытые плотно сидящим фибринозным налётом на фоне гиперемированной СОПР,болезненные, мягкие при пальпации.

1. При желудочно-кишечной патологии образуются афты:

а. покрытые фиброзным налётом.*

b. мясо-кровавого цвета

v. покрытые некротичесикм налётом.

g. покрытые творожистым налётом

2. Афта это:

а. плотное образование

b. дефект на все слои эпителия

v. линейный дефект

g. ссохшийся экссудат

d. овальная эрозия, покрытая фибринозным налётом *

3. Для общего лечения как средство неспецифической сенсибилизации используют:

а. анальгин

b. ципролет

v. лидокаин

g. мепивокаин

d. гистаглобулин*

Ситуационная задача № 4

Больной 34 лет, обратился в отделение Тc. Жалобы: на новообразование в полости рта, хронические рецидивы, общую слабость, недомогание.

Из анамнеза: больной страдает 4 года, постоянное выделение мокроты иногда с кровью, находится на учёте в туберкулёзном диспансере.

Объективно: На СОПР имеются множественные рубцы, на некоторых из них элемент воспаления формы сферы(полушария), безболезненное величиной с булавочную головку (диаметр 1-3 мм), мягкой консистенции, красного или желтовато-красного цвет, склонны к периферическому росту и слиянию с соседними элементами, что приводит к образованию различных размеров и очертаний бляшек.

1. Какой первичный элемент СОПР при туберкулёзе был описан:

g. бугорок*

2. Какой вторичный элемент СОПР имеется у больного

а. пузырь

v. бугорок

g. бляшка.

3. Какие слои СОПР захватывает бугорок:

а. эпителий

b. собственно слизистую пластинку.

v. подслизистый слой

g. мышечный

d. а, b, v *

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мануальный навык «Методы обследования больного с заболеваниями СОПР.»

Цель: Научить студента методам обследования больного с заболеваниями СОПР.

Показания:диагностика заболеваний СОПР.

Оснащение: защитные очки, резиновые перчатки, маска, тематический больной (волонтёр), инструменты для осмотра полости рта

Выполняемые шаги:




Выполняемые шаги.

Шаг не выполнен.

Шаг выполнен полностью.

1.

Надеть средства защиты

0

20

2

Провести внешний осмотр больного

0

20

3.

Провести осмотр преддверия полости рта (при сомкнутых челюстях)

0

20

4.

Произвести осмотр собственно полости рта

0

20

5.

Произвести пальпацию слюнных желез

0

20

Итого:

0

100

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите инфильтрированные морфологические элементы поражения

2.Назовите экссудативные элементы поражения

3.Перечислите первичные элементы поражения

4.Перечислите вторичные элементы поражения

5.Что такое пятно,дайте характеристику различным пятнам

6.Что такое баллонирующая дегенерация

7.Что собой представляет акантолиз.

8 Что собой представляет гиперкератоз.

9. Что собой представляет паракератоз.

10.Что такое спонгиоз.

Описание

Высыпания, которые мы можем наблюдать на коже и слизистой оболочке (далее СО) состоят из отдельных элементов. Их можно объединить в группы:

  • изменение цвета слизистой;
  • изменение рельефа поверхности;
  • ограниченные скопления жидкости;
  • наслоение на поверхности;
  • дефекты СО.

Сами элементы поражения делятся на:

  • первичные;
  • вторичные.

Первичные элементы - это те элементы, которые возникают на неизменённой СО. Вторичные элементы - являются результатом трансформации или повреждения уже существующих элементов.

Если на СО появляется образование из одинаковых первичных элементов, то это образование называют мономорфным. А если из разных - полиморфное высыпание. Знание всех элементов поражение, даёт возможность правильно ориентироваться в большом количестве заболеваний СОПР и губ. Если правильно сопоставить клиническую картину местных изменений с состоянием всего организма и факторами воздействия внешней среды, как на область поражения, так и на организм в целом, становится возможным постановка правильного диагноза .

Первичные элементы поражения

к ним относят:

  • Пятно;
  • узелок;
  • узел;
  • бугорок;
  • пузырёк;
  • пузырь;
  • гнойник;
  • киста.

Пятно

Геморрагии

Пятна, появляющиеся вследствие нарушения целостности сосудистой стенки. Цвет зависит от стадии разложения кровяного пигмента. Может быть красным, синюшно-красным, зелёного оттенка, желтоватого оттенка и т. д.. Пятна могут быть различной величины, не пропадает при надавливании. Геморрагические пятна рассасываются и исчезают не оставляя следов. Петехии - точечные геморрагии. Экхимозы - большие геморрагии.

Телеангиэктазии

Эти пятна появляются как следствие стойкого невоспалительного расширения сосудов или их новообразования . Они образуются тонкими извилистыми анастомозирующими между собой сосудами. При диаскопии немного бледнеет.

Пигментные пятна

Появляются вследствие отложения в СО красящих веществ. Может быть как экзогенного, так и эндогенного характера. Могут быть врожденными и приобретенными. Врождённые пигментации называются невусами. Приобретённые пигментации имеют эндогенное происхождение или развиваются при инфекционных болезнях. Вещества экзогенно окрашивающие СО: дым , лекарства , химикаты, производственная пыль . Также пигментация может происходить от проникновения в организм тяжёлых металлов и их солей. Такие пигментации имеют четкую форму. Цвет от - черный, от серебра - черный или аспидный, от меди - зеленоватый, от цинка - серый, от олова - синевато-черный, от свинца и висмута - темно-серый.

Узелок


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Элементы поражения слизистой оболочки полости рта" в других словарях:

    Сюда перенаправляется запрос «Стоматолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Осмотр в кабинете у врача стоматолога Стоматология раздел медицины, занимающийся изучением зубов, их строения и функционирования, их заболеваний, методов их профилактики и лечения, а также болезни полости рта, челюстей и пограничных областей… … Википедия

    К аллергическим стоматитам и дерматостоматитам, включая их аутоиммунные формы, относятся следующие основные заболевания: I. Хронический рецидивирующий афтозный стоматит и синдром Бехчета Турена. II. Многоформная экссудативная эритема и синдром… … Википедия

    - (leucoscs; греч. leukos белый + ōsis; синоним лейкемия) заболевания опухолевой природы, протекающие с вытеснением нормальных ростков кроветворения: опухоль возникает из кроветворных клеток костного мозга. Заболеваемость Л. неодинакова в различных … Медицинская энциклопедия

    Из воспалительных поражений тканей орофациальной области наиболее часто встречаются глоссит, хейлит и стоматит. Сочетанное поражение слизистой оболочки полости рта и кожи называется дерматостоматитом. Содержание 1 Типовые элементы поражения… … Википедия

    Среди вирусных детских инфекций особое значение имеют корь, полиомиелит, эпидемический паротит, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Первые три относятся к РНК вирусным заболеваниям; ветряную оспу и инфекционный мононуклеоз вызывают ДНК… … Википедия

    ЗУБЫ - ЗУБЫ. Зубы позвоночных по своему строению и развитию совершенно сходны с плакоид ными чешуями, покрывающими всю кожу акуловых рыб. Поскольку вся ротовая полость, а частью и полость глотки, выстлана эктодермальным эпителием, типичная пла коидная… … Большая медицинская энциклопедия

    I Зубы (dentes) Служат для откусывания и пережевывания пищи, а также участвуют в звукообразовании. У человека различают две генерации З. так называемые молочные (выпадающие) и постоянные. Закладка молочных З. начинается на 6 7 й неделе… … Медицинская энциклопедия

    I Папиллома (papilloma; лат. papilla сосок + ōma, синоним: сосочковый полип, сосочковая фиброэпителиома) доброкачественная опухоль, развивающаяся из эпителия; имеет вид сосочкового разрастания, выступающего над поверхностью окружающей ткани.… … Медицинская энциклопедия

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Каждому заболеванию слизистой оболочки полости рта (далее СОПР) присуще возникновение на её поверхности различных элементов поражения .

Описание

Высыпания, которые мы можем наблюдать на коже и слизистой оболочке (далее СО) состоят из отдельных элементов. Их можно объединить в группы:

  • изменение цвета слизистой;
  • изменение рельефа поверхности;
  • ограниченные скопления жидкости;
  • наслоение на поверхности;
  • дефекты СО.

Сами элементы поражения делятся на:

  • первичные;
  • вторичные.

Первичные элементы - это те элементы, которые возникают на неизменённой СО. Вторичные элементы - являются результатом трансформации или повреждения уже существующих элементов.

Если на СО появляется образование из одинаковых первичных элементов, то это образование называют мономорфным. А если из разных - полиморфное высыпание. Знание всех элементов поражения, даёт возможность правильно ориентироваться в большом количестве заболеваний СОПР и губ. Если правильно сопоставить клиническую картину местных изменений с состоянием всего организма и факторами воздействия внешней среды, как на область поражения, так и на организм в целом, становится возможным постановка правильного диагноза .

Первичные элементы поражения

к ним относят:

  • Пятно;
  • узелок;
  • узел;
  • бугорок;
  • пузырёк;
  • пузырь;
  • гнойник;
  • киста.

Пятно

Геморрагии

Пятна, появляющиеся вследствие нарушения целостности сосудистой стенки. Цвет зависит от стадии разложения кровяного пигмента. Может быть красным, синюшно-красным, зелёного оттенка, желтоватого оттенка и т. д.. Пятна могут быть различной величины, не пропадает при надавливании. Геморрагические пятна рассасываются и исчезают не оставляя следов. Петехии - точечные геморрагии. Экхимозы - большие геморрагии.

Телеангиэктазии

Эти пятна появляются как следствие стойкого невоспалительного расширения сосудов или их новообразования . Они образуются тонкими извилистыми анастомозирующими между собой сосудами. При диаскопии немного бледнеет.

Пигментные пятна

Появляются вследствие отложения в СО красящих веществ. Может быть как экзогенного, так и эндогенного характера. Могут быть врожденными и приобретенными. Врождённые пигментации называются невусами. Приобретённые пигментации имеют эндогенное происхождение или развиваются при инфекционных болезнях. Вещества экзогенно окрашивающие СО: дым , лекарства , химикаты, производственная пыль . Также пигментация может происходить от проникновения в организм тяжёлых металлов и их солей. Такие пигментации имеют четкую форму. Цвет от - черный, от серебра - черный или аспидный, от меди - зеленоватый, от цинка - серый, от олова - синевато-черный, от свинца и висмута - темно-серый.

Узелок

Отрывок, характеризующий Элементы поражения слизистой оболочки полости рта

– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
– А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
– Не знаю... – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные... – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет... Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.
– А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
– А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
– Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
– Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила. – Как бы сожалея, ответила она.
– А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть...
– О-ой, это же красота кака-ая!... – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова... Учили???... Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!... А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...
Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка... Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое... но звучало оно потрясающе.
– Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
– Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
– Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда... Я слушала его здесь часами... Оно живое, и для каждой души «поёт» другое. Хочешь послушать?
И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей... Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться...
– Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
Мы подошли вплотную... И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны... Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души... По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам... Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет...
Я даже не почувствовала, как вошла и окунулась в это сверкающее чудо почти с головой. Было просто невероятно хорошо и не хотелось никогда оттуда выходить...
– Ну, всё, хватит уже! Нас задание ждёт! – ворвался в сияющую красоту напористый Стеллин голосок. – Тебе понравилось?
– О, ещё как! – выдохнула я. – Так не хотелось выходить!..
– Вот, вот! Так и «купаются» некоторые до следующего воплощения... А потом уже больше сюда не возвращаются...
– А куда же они идут? – удивилась я.
– Ниже... Бабушка говорит, что здесь место тоже надо себе заслужить... И кто всего лишь ждёт и отдыхает, тот «отрабатывает» в следующем воплощении. Думаю, это правда...

Актуальность темы: Заболевания слизистой оболочки полости рта (СОПР) объединяются в чрезвычайно богатую группу различных по этиологии и патогенезу патологий. Изменения слизистой оболочки связаны не только с locus morbi, а чаще являются отражением тех процессов, которые определяют состояние организма в целом, что требует от врача уметь правильно диагностировать болезни (речь идет о заболеваниях крови и поражении кроветворной системы, патологии органов пищеварения, поражении сердечно-сосудистой и эндокринной систем, нарушении обмена веществ и др.). Поэтому обследование больных с патологией СОПР предполагает не только тщательное и последовательное исследование органов зубочелюстной системы, но и определение функционального состояния внутренних органов и систем организма. Первостепенное значение имеет изучение элементов поражения. Знание элементов сыпи дает возможность правильно ориентироваться в многочисленных заболеваниях СОПР. А соотношение клинической картины местных изменений с состоянием всего организма, с факторами внешней среды, неблагоприятно влияющими как на участок поражения, так и на организм в целом, дает возможность правильно поставить диагноз. Таким образом, своевременный и адекватный диагноз может быть установлен только тогда, когда врач владеет методами обследования и может интерпретировать их результаты.

Цели обучения

Общая цель: Уметь проводить комплексное обследование больных с заболеваниями СОПР. Уметь распознавать элементы поражения СОПР.

Конкретные цели

Исходный уровень знаний - умений

Уметь:

B. Анализ мочи

C. Анализ крови

D. Микроскопия некротического налета

E. Биопсия некротизированного сосочка

Задание №6. Врач-стоматолог получил эаключение гистолога после биопсии участка поражения на слизистой оболочке щеки справа: утолщение шиповатого слоя, удлинение межсосочковых выростов эпителия. Какой патогистологический процесс был описан гистологом?

A. Акантоз

B. Акантолиз

C. Гиперкератоз

D. Гранулез

E. Вегетации

Задание №7. Мужчина 30 лет жалуетмя на жжение и сухость в полости рта в течение трех дней после перенесенной пневмонии. Об-но: слизистая полости рта гиперемирована с участками белого крошковатого налета. Какое исследование необходимо провести в этом случае для подтверждения диагноза?

A. Микроскопия соскоба

B. Общий анализ крови

C. Биопсия

D. Цитология

E. Люминисцентное исследование

Задание №8. Мужчина 40 лет обратился к врачу –стоматологу с жалобами на боль и наличие «ран» во рту. Боль усиливается во время приема пищи и при разговоре. Болеет в течение месяца. Обьективно: слизистая оболочка без признаков воспаления. На этом фоне определяются эрозии ярко-красного цвета, слегка болезненные при дотрагивании, полигональной формы. По краям эрозий обрывки пузырей. Какое из перечисленных клинических исследований необходимо провести больному в первую очередь для установления диагноза?

A. Диаскопия

B. Пальпацию эрозии

C. Пробу Ядассона

D. Поскабливание эрозии

E. Симптом Никольского

Задание №9. У мужчины 40 лет, который обратился с жалобами на кровоточивость и парестезию десен, изменение цвета кожных покровов, врач стоматолог заподозрил эритремию. Какие изменения в общем анализе крови будут выявлены у этого больного в случае подтверждения диагноза?

A. Увеличение количества эритроцитов и гемоглобина

B. Уменьшение количества эритроцитов и тромбоцитов

C. Увеличение цветового показателя

D. Уменьшение количества эритроцитов и лейкоцитов

E. Повышение СОЭ

Эталоны ответов:

Задание № 1 – А

Задание № 2 – Е

Задание № 3 – В

Задание № 4 – А

Задание № 5 – А

Задание № 6 – А

Задание № 7 – А

Задание № 8 –Е

Задание № 9 – А

Источники информации

1. Терапевтична стоматологія у 4х томах / За ред. проф. .- Т.2.- Захворювання слизової оболонки порожнини рота.- К.: Медицина, 2010.-С. .

3. Скрипкин и венерические болезни.- М.: Медицина, 1980.- С. 36-60.

4. Сумароков болезни.- М: Медицина, 2000.- С. 9-20.

Теоретические вопросы темы

1. Особенности опроса больных с заболеваниями СОПР.

2. Особенности объективного обследовании больных с заболеваниями СОПР.

3. Характеристика и значение дополнительных методов исследования в диагностике заболеваний СОПР.

4. Первичные элементы поражения СОПР и их патоморфологический субстрат.

5. Вторичные элементы поражения СОПР и их патоморфологический субстрат.

Основная литература.

1. Терапевтична стоматологія у 4х томах / За ред. проф. .- Т.2.- Захворювання слизової оболонки порожнини рота.- К.: Медицина, 2010.-С. 44-97.

2. , Рахній Ж. І. Захворювання слизової оболонки порожнини рота. – К.: Здоров"я, 1998. – С. 16-66.

3. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ / Под ред. , – М.: Медицина, 2001. – С. 7-21.

4. , Данилевский заболеваний слизистой оболочки полости рта. – М.: Медицина, 1991. – С. 292-311.

Дополнительная литература.

1. Заболевания полости рта / Шугар Л., Баноци И., Рац И., Шаллаи К..- Будапешт: Изд-во Академии наук Венгрии, 1980.- С. 55-114.

2. Заболевания слизистой оболочки полости рта / Под ред. .-Н. Новгород: Изд-во Нижегородской гос. мед. академии, 2000.- С. 5-33.

Алгоритм

диагностики первичных элементов поражения СОПР при клинико-морфологическом признаке «Изменение цвета»

1. Розеола

2. Эритема

3. Петехия

4. Пурпура

5. Экхимозы

6. Пигментное пятно

7. Пятно в результате отложения красителей

8. Белое пятно

Киста

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Задание №1 . Врач-стомматолог заподозрил у пациента 40 лет отравление свинцом. Для подтвержения этой клинической гипотезы необходимо провести анализ крови. Какое из предлагаемых изменений крови подтвердит отравление свинцом?

A. Наличие базофильных включений в эритроцитах

B. Количественные изменения сывороточного железа

C. Уровень эритроцитарных протопорфиринов

D. Повышение уровня гемоглобина в крови

E. Наличие ретикулоцитов в крови

Задание №2. У мужчины 50 лет во время профосмотра на слизистой оболочке углов рта выявлены беловатые участки, возвышающиеся над уровнем слизистой оболочки, с четкими контурами. При поскабливании они не снимаются. Окружающая слизистая оболочка без патологических изменений. Какой элемент поражения найден врачом у этого пациента?

B. Бугорок

Задание №3 . У мужчины 51 года на красной кайме нижней губы выявлен белесоватый участок, который не снимается при поскабливании. Какое дополнительное исследование поможет установить диагноз?

A. Аллергологическая проба

C. Микроскопия

D. Общий анализ крови

Задание №4 . У пациента 60 лет при лечении моляра на нижней челюсти на слизистой оболочке в ретромолярной области выявлены беловатые точки, сливающиеся в в ажурный рисунок, при поскабливании не снимаются. Гистологически: неравномерный акантоз и гранулез, гиперпаракератоз, удлинение межсосочковых выростов эпителия в слизистую оболочку. В сосочковом слое собственной пластинки слизистой оболочки-диффузный инфильтрат. Какие элементы поражения обнаружил врач?

A. Бугорки

E. Пузырьки

Задание №5 . При обследовании женщины 26 лет на слизистой оболочке нижней губы по центру обнаружен округлой формы дефект тканей в пределах средних слоев собственно слизистой размером до 1 см. Какой элемент поражения обнаружил врач?

B. Трещину

C. Экскориацию

Задание №6. Женщина 75 лет жалуется на боль во рту, которая усиливается во время приема пищи. Обьективно: на слизистой оболочке альвеолярного отростка по переходной складке справа и слева определяются эрозии, расположеные на видимо неизмененном фоне. Механическое раздражение слизистой оболочки вокруг эрозий (потирание ватным тампоном) приводит к образованию новой эрозии. Какой первичный элемент поражения предшествует образованию новой эрозии в этом случае?

A. Пузырек

C. Подэпителиальный пузырь

D. Внутриэпителиальный пузырь

E. Гнойничек

Задание №7. Пациентка 70 лет жалуется на боли, которые усиливаюся во время приема пищи, наличие «ранок » во рту. Об-но: на видимо неизмененной слизистой оболочке щек по линии смыкания зубов определяются 3 округле эрозии ярко-красного цвета слабоболезненные при дотрагивании. Симптом Никольского позитивный. Какой патогистологический механизм лежит в основе образования эрозии у данной больной?

A. Акантолиз

B. Спонгиоз

C. Акантоз

D. Вакуольная дистрофия

E. Баллонирующая дегенерация

Задание № 8 . При обследовании молодого человека на красной кайме нижней губы справа с переходом на кожу выявлены мелкие полостные элементы поражения с прозрачным содержимым, сливающиеся между собой в очаг размером 1,0×1,5 см с гиперемией вокруг. Какие элементы поражения обнаружил врач?

C. Пустулы

D. Пузырьки

E. Волдыри

Задание №9. Пациент 50 лет лечится у пародонтолога в течение полугода. Обратился с жалобами на наличие «ранок» во рту, боль, которая усиливается при приеме пищи. Об-но: слизистая оболочка без патологических изменений, в ретромолярной области слева определяются 2 ярко-красные эрозии округлой формы. Симптом Никольского – позитивный. Какое исследование необходимо провести этому больному в первую очередь?

A. Цитологическое

B. Люминисцентное

C. Пробу Ядассона

D. Общий анализ крови

E. Гистологическое

Задание №10. Больной 20 лет жалуется на резкую боль при приеме пищи, неприятный запах изо рта, общую слабость, быструю утомляемость. Об-но: межзубные сосочки и маргинальный край десен покрыты грязно-серой пленкой, прикосновение к ним резко болезненно. Температура тела 37,5ºС. Какое дополнительное исследование необходимо провести в первую очередь для исключения фоновой патологии?

A. Аллергологическая проба

B. Люминисцентное исследование

C. Микроскопия

D. Общий анализ крови

E. Цитологическое исследование

Эталоны ответов:

Задание №1 – А

Задание №2 – А

Задание №3 – В

Задание №4 – С

Задание №5 – Е

Задание №6 – Д

Задание №7 – А

Задание №8 –Д

Задание №9 – А

Задание №10 –Д

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия после определения преподавателем актуальности темы и целей занятия проводится проверка исходного уровня знаний-умений с помощью тестовых заданий.

Далее студенты приступают к самостоятельной работе – приему больных (желательно тематических) в клиническом зале под контролем преподавателя: проводят осмотр и инструментальные методы обследования, определяют элементы поражения на СОПР и красной кайме губ, выделяют ведущий клинический синдром, анализируют результаты дополнительных методов исследования. В результате тщательного клинического разбора с помощью преподавателя устанавливается предварительный или окончательный диагноз, определяется план дальнейшего обследования. Далее проводится разбор и коррекция проведенной самостоятельной работы, акцентируется внимание на допущенных ошибках. После этого студент заполняет амбулаторную карту стоматологического больного, направление на обследование или консультацию другого специалиста. При отсутствии тематических больных студенты решают ситуационные задачи, в том числе визуализированные. В конце занятия студенты решают тесты для итогового контроля, подводится общий итог занятия, выставляются оценки.

Слизистая оболочка ротовой полости (СОРП) уникальна по своим свойствам. Она хорошо переносит влияние механических, химических и иных раздражителей, инфекционных агентов, обладает высокой регенеративной способностью. В одних зонах она отличается податливостью и подвижностью, в других - оказывается упругой и статичной. Участок между ними называется переходной складкой. Уникальное строение помогает слизистой оболочке выполнять серьезные задачи.

Понятие слизистой оболочки полости рта

В норме слизистая оболочка выстилает внутреннюю поверхность щек, губ, складку преддверия, альвеолярные отростки, небо, дно, язык. Увлажнению тканей способствует секрет, выделяемый слюнными железами. Особенности строения слизистой оболочки полости рта состоят в том, что она неоднородна. Благодаря этому ткани могут участвовать во многих важных процессах жизнедеятельности.

Строение

Строение чувствительной слизистой оболочки полости рта довольно сложное. За ее иннервацию отвечают тройничный и языкоглоточный нерв. По гистологии слизистой оболочки полости рта выделяют 3 слоя:

  • Плоский эпителий, обращенный внутрь ротовой полости. Включает в одинаковых пропорциях ороговевшие и не ороговевшие клетки. Первые выстилают оболочку в местах нагрузки - твердом небе, нитевидных сосочках, спинке языка, десне. Ороговевший эпителий включает базальный, шиповидный, роговой и зернистый слои. Не ороговевшие клетки покрывают щеки, мягкое небо, складки преддверия ротовой полости, губы, нижнюю часть языка. Они имеют шиповидный, базальный и поверхностный слои.
  • Непосредственно оболочка. Имеет сетчатый и сосочковый слои, переход между которыми размыт. Сосочковый слой соприкасается с расположенным выше эпителием, сетчатый состоит из мелких лимфососудов, нервных сплетений, небольших слюнных желез.
  • Подслизистый слой. В нем содержатся слюнные и сальные железы, мелкие сосуды.

Функции

У слизистой оболочки полости рта уникальное развитие и функции. Наиболее значительные из них:


Классификация заболеваний слизистой ротовой полости и их симптоматика

Заболевания слизистой оболочки полости рта делят на воспалительные, опухолевые и патологии, аналогичные дерматозам. Их диагностика требует знания анатомии тканей, выстилающих рот, и умения анализировать их состояние с учетом работы организма.

Отдельно выделяют травмы вследствие несчастных случаев, вредных привычек, неквалифицированных действий стоматологов, протезистов, челюстных хирургов. В предотвращении недугов важны знания профилактики слизистой полости рта и пародонта.

Инфекционные заболевания

Слизистая часто подвержена влиянию инфекционных агентов, которые прогрессируют при ослабленном иммунитете. Классификация СОРП:


  • вирусные: ящур, бородавки, афтозный стоматит, опоясывающий лишай;
  • грибковые: кандидозы, актиномикоз;
  • бактериальные: туберкулез, стрептококковый стоматит;
  • язвенно-некротический стоматит;
  • венерические заболевания.

Аллергия

При аллергии эпителий слизистой оболочки человеческой полости рта подвергается изменениям. Они могут проявляться на слизистой оболочке области рта и губ, возможна гиперемия языка, изменение сосочков, язвы (рекомендуем прочитать: ). Классификация таких поражений у детей и взрослых:


Травмирование

Механические травмы, которые приводят к патологии рта и утрате сенсорной функции, бывают хроническими и одномоментными. Последние возникают под влиянием кратковременных факторов (укола вилкой или иным острым предметом). Хронические повреждения происходят под постоянным влиянием травмирующего фактора (протез, обломок зуба).

Обычно патологии сопровождаются воспалительным процессом, который провоцируют патогенные микробы. Лечение подразумевает исключение травмирующего фактора, антибактериальную терапию, полоскания антисептиками, применение компрессов.

Дерматозы

Ряд кожных заболеваний у детей и взрослых проявляется как патологии эпителия. Например, при пузырчатке во рту пострадавшего образуются пузыри с жидким содержимым. Лопаясь, они формируют очаги обширных эрозий, некротических изъязвлений. Предположительно, подобные недуги носят аутоиммунное начало. Комплексное лечение включает использование иммуномодуляторов, кортикостероидов. Дополнительно используют гормональные мази, полоскания.

Интоксикация тяжелыми металлами и отравление медикаментами

Подобные отравления происходят по неосторожности. Обычно их провоцируют ртуть, свинец, при случайном попадании которых во рту появляется привкус металла. На осмотре выявляют воспаленную слизистую оболочку, пораженную изъязвлениями, зонами некроза. На фоне интоксикации возникают стоматиты, которые требуют симптоматического лечения, профилактики инфекции.

Лечение сводится к детокс терапии, применении местных анестетиков и полоскания антисептическими препаратами. Снизить отек слизистой позволят гормональные мази и сосудосуживающие средства. Профилактика отравлений – соблюдение мер безопасности при приеме медикаментов, работе с химическими веществами.

Врожденные патологии развития

Аномалии СОРП, касающиеся патологии глубины преддверия полости рта, мелкого преддверия у детей, встречаются регулярно. Они могут служить симптомом сложного порока развития, нередко выступают доминирующим видом аномалий. Выделяют такие патологии:


Причинами врожденных патологий выступают генетические аномалии и влияние тератогенных факторов во время формирования тканей плода. Лечение часто хирургическое, требует пластики ротовых структур для восстановления анатомического положения. Операции идут поэтапно по графику, нуждаются во времени на реабилитацию.

Самостоятельные хейлиты

Самостоятельный хейлит - это воспалительный процесс на губах, который затрагивает и слизистую, и красную кайму. Он развивается после воздействия ветра, жары, низких температур, иных погодных факторов. Губы могут опухать, болеть, покрываться налетом, трескаться. При лечении обеспечивают защиту губ и эпителия специальными мазями. В тяжелых формах патологии применяют антибиотики и гормоны.

Предраковые состояния и онкология

Предраковые формы развиваются вследствие длительного воздействия табачного дыма, регулярного вдыхания ртом паров химических и токсических веществ, ультрафиолета. Время развития онкопроцесса зависит от здоровья и генетической предрасположенности пациента.

К предраковым относят лейкоплакию, радиационный стоматит, папилломатоз, хронические язвы и другие. Вредные привычки резко увеличивают вероятность перехода предрака в рак. Онкологические заболевания выглядят как плотные язвочки, опухоли, которые быстро растут.

Элементы поражения слизистой оболочки ротовой полости

Заболевания проявляются на слизистой подобно тому, как и на коже. Однако из-за особых условий (влажность, негативная микрофлора) внешний облик морфологических элементов слегка меняется. Существует классификация по времени появления признаков - первичные и вторичные. Первичные высыпают на чистой и неизмененной болезнью слизистой оболочке. Вторичные часто развиваются из первичных, особенно при отсутствии своевременного лечения.

Первичные

К первичным элементам поражения относят гнойнички, папулы, бляшки, пятна, изменения окраски на участке слизистой. Патологии имеют воспалительную и невоспалительную природу, возникают вследствие травм. Узелки папулы представляют собой ограниченное уплотнение до 2 мм диаметром. Достигая больших размеров, они превращаются в бляшки. В пузырьках эпителиального слоя скапливается жидкость или гной. Они лопаются и образуют эрозии.

Вторичные

К вторичным поражающим видам относят язвы, эрозии, трещины, корки, чешуйки. Если наблюдается проявление одного типа, диагностируют моноформное поражение. При комбинации элементов первичного и вторичного типа наблюдают полиморфное поражение. Определение морфологических элементов выступает дополнительным методом при диагностике.

Профилактика заболеваний слизистой оболочки ротовой полости

Заболевания во рту нередко протекают бессимптомно. Однако внимательное отношение к своему здоровью помогает распознать особенности недуга на ранней стадии. Особенно это касается врожденных аномалий, таких как мелкое преддверие детской полости рта.

Основное лечение обеспечивает стоматолог, пародонтолог, инфекционист и другие специалисты. К развитию патологий приводят разные причины, и предотвратить их с помощью регулярной профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта всегда проще, чем лечить последствия.

Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта должна начинаться уже в детском возрасте. Среди основных мероприятий:

  • правильный выбор зубной пасты, щетки, средств по уходу;
  • регулярные стоматологические осмотры;
  • защита антибактериальными ополаскивателями;
  • протезирование у опытного специалиста;
  • использование крема для фиксации протезов;
  • отказ от курения и других вредных привычек;
  • отказ от слишком холодных и горячих блюд (вызывают ожоги);
  • правильный прием лекарственных препаратов;
  • устранение раздражающих факторов, защита от травм.