Домой / Анатомия почек / Система здравоохранения в китае. Блеск и нищета здравоохранения китая

Система здравоохранения в китае. Блеск и нищета здравоохранения китая

Если какую-нибудь рядовую страну в мире узнают только после страшного происшествия, да и то ситуативно, то некоторые страны заполнили жизнь огромного количества людей по всему миру так сказать материальными средствами собственного производства. К примеру, вещами легкой промышленности, то есть изделиями настолько широкого спроса, от каких и с удовольствием куда-нибудь бы делся, но не получится. Спросите кого угодно: а во что это ты одет? А что ты обул? А какая у тебя посуда? и т.д. В ответ услышишь: да что, китайское, естественно же. Когда бы кто-либо сумел бы подсчитать, какое число различных категорий товаров массового спроса встречает собственного потребителя на широчайших просторах СНГ, и какова их частица произведена в Китае, вышла бы цифра превышающая астрономический масштаб. Наиболее забавное в этом то, что никто и никогда не навязывал Китаю заранее утвержденную и контролируемую роль всемирной кузницы, житницы, и тд.; это государство самостоятельно завоевало право называться в мире тем, кем оно есть на сегодняшний момент.

Итак, всем нам хорошо известна, по крайней мере, одна сторона, которой повернута к нам Поднебесная. Много слышали, да и некоторые встречались и с китайским вариантом коммунизма, и со знаменитой статуей Председателя КНР Мао Цзедуна, а также прочими лидерами, ассоциирующих собой правительство властвующей на их просторах и по ныне Коммунистической партии.

Нашему славянскому народу, наверное, характерна своего рода селективность мышления, отбирающая себе в качестве подпитки предметы для обычной насмешки, банального злорадства, «низкопробного» юмора. В качестве примера можно вспомнить нашумевшую «информацию» о том, как в коммунистическом Китае всеобщими усилиями истребляли воробьев. Лукавая насмешка не обошла стороной и трагедии соседнего народа - так званной "культурной революции", поступков хунвейбинов, наименование которых стало нарицательным. И много чего можно еще упомянуть…

Не привычно нам лишь размышлять о течении самой жизни, о том, что является историей в смысле истинном этого слова. Про то, как Китайская империя дожилась сквозь века до феодальной нищеты, и только в 1949 году, с появлением у власти коммунистов, народ Поднебесной одержал шанс на более-менее заслуженное обращение... Но вернемся к теме уникального китайского здравоохранения.

Пожалуй, каждый без исключения человек, так или иначе сталкивался с огромным богатством традиций старинной китайской медицины. Сущность которой настолько замысловата и сложна, что олицетворяет собой желанную добычу для многочисленных нынешних шарлатанов, эксплуатирующих великое наследие. Кроме того, знания про здоровье человека были описаны здесь в достаточно систематизированном виде, - в списке трактатов, оказавшихся ценнейшими источниками древней философии. В Китае, кроме всего прочего, была начально сформулирована полноценная чисто медицинская концепция, в которой присутствовали понятия о здоровье человека, заболеваниях и лечении. Главные теоретические познания древней китайской медицины полагаются на оригинальных сведениях о полых и плотных висцеральных органах, коллатералях и меридианах, жидкостях человеческого организма. Исследование болезней как определение его причины способом анализа признаков первый раз в истории человечества было использовано в том же Китае. Китайское медицинское учение главным методом избавления от заболеваний назвало использование лекарств, хотя в древнем Китае всегда находили место такие популярные нынче методики, как массаж, иглоукалывание, дыхательные упражнения. Заглядывая несколько наперед уточним, что достижения многовековой медицины совсем не забыты в Китае сегодняшнем. В данный период развития, в государстве присутствует несколько основоположных способов медицинской теории и практики – западный вариант медицины, медицина традиционного типа и смешанный вариант медицины.

Но все-таки, насколько бы ни казались великими достижения древней китайской медицины, доступными они являлись, наверное, только императору Поднебесной, да маленькой группке приближенных чиновников. Простой люд, как и положено, оставался во тьме незнания, а длительность жизни во все века колебалась около показателя в 35 лет. Когда убрать в сторону все мифы, увидим, что настоящим, не побоимся использовать слово, спасителем местного народа и всего общества оказался руководитель Китайской Народной Республики Мао. Только он в середине прошедшего столетия основал экстенсивную (наподобие, нашей советской) систему начальной медицинской помощи, полагающуюся на сельскохозяйственный класс, устранив тем самым неумелых шарлатанов, выдававших свои практики за врачевание традиционализмом. Действительно, наверное, только образец здравоохранения за Н.А. Семашко, экстенсивным путем приблизивший всем медицину туда, где ее столетиями не знали совсем - единственно возможный путь в тех краях, где огромное народонаселение рассредоточено на огромной территории. И действительно можно задуматься над тем: а как же вообще должна выглядеть эффективная структура здравоохранения, охватывающая население, превышающее пятую часть населения всего земного шара?

Еще 40 лет назад в Китае на одну тысячу человек приходилось 1,46 врача и 2,41 больничной койки. В больших городах, типа Пекина, Тяньзиня, Шанхая, существуют огромные специализированные больницы, в том числе клиники с традиционным профилем медицины. В средних по размеру городах каждой провинции и автономного округа также функционируют глобальные и специализированные клиники с новейшим оборудованием. В большинстве провинциальных районов функционируют трехступенчатые лечебно-профилактические учреждения. Но правительство Китая на таких достижениях не остановилось. С 2003 года Китай начал основывать абсолютно новую провинциальную кооперативную систему в области здравоохранения. Она базируется на плате лечения тяжелых заболеваний и собирает средства по принципу конкретной оплаты, общинной помощи и государственного спонсорства. Предусмотрены разные способы компенсации за терапию конкретного гражданина страны. По расчетам данная система охватит в полном объеме все государство. В наши дни по всей республике функционирует образованная 2 года тому назад нормативная и совершенная структура неотложной медицинской помощи для сельских районов; деньги на счет данной службы аккумулируются путем финансовых ассигнований бюджетов всех уровней и добровольных благотворительных взносов отдельных общественных кругов. Подобное отношение к сельским жителям более чем оправдано, - потому как 70% населения страны – жители села, а это порядка 1 миллиарда человек.

Согласно системе общегосударственного санитарного обслуживания и рабочего страхования, основанной в 1950-х годах в Китае вопросы лечения рабочих и служащих финансируются в полном объеме за счет правительственных поступлений. Данная система, пожалуй, со временем показала огромное число упущений, основной из которых состоял в неподъемном финансовом бремени для бюджета общегосударственного уровня. Это было понятно еще под конец 1970-х годов. Именно в тот период новый глава правительства - Дэн Сяопин перешел к внедрению большого числа экономических реформ, что сильно преобразили страну, но также заметно повлияли на систему здравоохранения Китая. Экстенсивная направленность роста не одержала дальнейшей поддержки; получило красный свет и развитие охраны здоровья.

Буквально за последние несколько лет система здравоохранения Китая встретила ряд новых и весьма серьезных препятствий. Одной из которых являются психические расстройства, развывшиеся на фоне возрастающей модернизации государства и уменьшения веса семейных традиций, что кстати, до некоторого предела вполне закономерно. Психическим расстройствам подвержено сейчас 1,43% населения Китая. Нужно сказать, что такой показатель равняется 20% общего числа заболеваний, от которых страдают жители страны. По расчётам, к 2020 году эта частица достигнет уже четверти всех пациентов.

Возникнувший в первой половине 2003 года вирус атипичной пневмонии способствовал получению Китаем ценнейшего опыта в противостоянии экстренным эпидемиям. Значительное дальнейшее развитие приобрели и касающиеся к данному делу учреждения здравоохранения.

Так существует и функционирует система здравоохранения государства, имя которого настолько известно в сегодняшнем мире. Страны старинной, с парадоксальной и необъяснимой историей.


Сначала - фрагмент книги

Ф. Бергстен. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве / Ф. Бергстен, Б. Гилл, Н. Ларди, Д. Митчелл
-М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. - 256 с.

На мой взгляд, авторам в целом свойственен оптимизм из разряда "У вас сгорел дом? Ничего страшного, можно пойти в бомжи, многие так поступают. И ничего - живут ведь". Это проходит по всей книге. Однако источниками они пользуются серьёзными, собрали в книге очень много фактов. Книга хорошо структурирована, "воды" нет. Что-то типа FAQ по современному Китаю.

Cut===
За последние 50 лет состояние здоровья китайцев значительно улучшилось. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), средняя продолжительность жизни в Китае выросла с 35 лет в 1950-х годах до 71 года в 2003 году. Коэффициент детской смертности в Китае сократился с 20 процентов в некоторые годы XX века до 2,5 процента в настоящее время. В основном улучшение ситуации в здравоохранении произошло за счет быстрого экономического развития и финансируемой государством программы профилактики болезней.

Несмотря на позитивные перемены, сектор здравоохранения Китая сталкивается с рядом проблем.

Малевич И.А. Азиатский треугольник драконов
-М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. - 640 с.

Книга состоит из 3-х частей. Китай, Тайвань, Корея. Раздел про Китай - это, по сути, второе издание книги "Внимание, Китай", которая вышла в 2001 году. Издание хотя и дополненное, но не исправленное (многие цифры за 5 лет изменились, но в книге это не нашло отражения). Однако в целом - очень хорошая книга.

Cut===
Европейское мнение о выдающейся китайской медицине соответствует действительности лишь отчасти.

Несомненно, китайские партийные лидеры и бизнесмены имеют возможность пользоваться всеми достижениями традиционной китайской медицины с ее лекарствами из змей, мозга обезьян, скорпионов, тигров, черепах, буйволов, акул и другой живности, равно как и современными технологиями стволовых клеток. Но простому китайцу все это не только не доступно, но и, в соответствии с существующей идеологией, противопоказано. В современном Китае медицина не ставит своей целью лечить человека. Ее главная цель в том, чтобы «помочь китайцу правильно болеть». А это, как известно, «две большие разницы».

Китайская пресса полна сообщений о том, что простейшая диагностика в клинике с измерением температуры, давления и анализом крови стоит до 120 долларов США, а это половина годового дохода средней китайской семьи, живущей в городе, и две трети годового дохода сельской семьи. Медицинское обслуживание, особенно в маленьких городках и деревнях, превратилось в гигантскую проблему китайской семьи.

Только после одного простейшего посещения врача семья опускается на самый низкий уровень бедности. Если нужно лечение среднего уровня, то китайская семья просто становится нищей.

А страдают, в первую очередь, девочки и женщины, так как в силу китайских традиций помощь оказывают только мальчикам и мужчинам.

Несмотря на очень низкий уровень современной бесплатной государственной медицины Китая, ее отмирание уже привело к массовым трагедиям. По официальным данным, 90% детей в сельских районах Китая имеют серьезные инфекционные заболевания и не подвергаются защитным вакцинациям.

Всемирный банк только на лечение китайских детей от массовых заболеваний дизентерией, туберкулезом и чумой постоянно выделяет огромные валютные транши.

Всемирная организация здравоохранения использует для оценки генетического потенциала нации и ее здоровья критерий уровня здоровья детей младше 5-летнего возраста. Один из ее экспертов, профессор Вильям Хсиао, после изучения уровня физического состояния детей во многих районах Китая официально обнародовал следующий вывод: «Абсолютно уверен, что коллапс государственной системы здоровья уже имеет эффект необратимого бедствия для сельского населения Китая».

Отказ от государственной системы здравоохранения Китая расценивается в международных институтах развития как главнейший, фундаментальный и абсолютно достоверный показатель отказа Китая от принципа коммунистической идеологии.

По самым скромным оценкам ВОЗ, более 700 млн китайцев сегодня серьезно больны или имеют физические недостатки из-за отсутствия медицинского обслуживания. Хорошо, чтобы все приверженцы китайского пути задумались над этой цифрой. Несомненно, простые китайцы сполна заплатят за свой «новый путь» в свободный рынок.

Но мудрость китайского народа воистину безгранична. Здесь вспомнили времена «культурной революции» 1966-1976 годов, когда тысячи образованных и обученных в СССР медицинских работников были сосланы партией и ее верными сынами «хунвэйбинами» в деревню на перевоспитание.

Не имея ни простейших медикаментов, ни даже градусников, эти люди, в первую очередь с целью собственного выживания, начали в обмен на пищу обучать и в силу возможностей лечить крестьян и их Детей своему искусству.

Они же создали в глубинном сельском Китае сотни «народных» лечебниц кооперативного типа. В Китае появились тысячи «сельских докторов» без медицинского образования, но с практической школой «народных» лечебниц «культурной революции».

Сегодня это снова массовое явление. Сельский «доктор» - единствен-но доступный доктор для китайской семьи, и особенно для женщин.

Таких «деревенских работников здоровья» в Китае за полтора последних года зарегистрировано более 1,3 млн человек. Государство требует от них покупки лицензии и уплаты налогов. Тот из них, кто лечит бесплатно, лишь за пищу, освобождается местными властями от многих налогов. Но это требует предоставления ряда своеобразных доказательств. Живут такие «сельские работники здоровья» в основном за счет перепродажи своим пациентам простейших лекарств.

Способ очень надежный, ибо вопреки легенде о «великой китайской медицине» коммунистическая распределительная система приучила китайцев к тому, что в медицинских пунктах доктор должен дать какое-либо лекарство, чтобы «легче болелось». Сельская община иногда выплачивает своим деревенским работникам здоровья «зарплату», но она не превышает 5-7 долларов в месяц.

Известная во всем Китае «лучшая по профессии» сельская врачева-тельница, знакомая даже международному движению «Доктора без границ» Янг Гуандин из деревни Даоуянг, по ее словам, изучала медицину по книгам Мао и Дэна и медицинскому справочнику. Позже, став известной, она окончила трехмесячные летние курсы движения «Доктора без границ» и сегодня в среднем в месяц в своей двухкомнатной «клинике» делает до тридцати абортов и принимает 15-18 новорожденных. И это кроме ежедневного приема больных детей и женщин. Она объясняет свою популярность тем, что всем больным, даже тем, кому абсолютно нечем платить, она всегда, кроме инъекции собственной настойки, дает таблетку или две очень хорошего лекарства - аспирина или витаминов.

Разрушение государственной системы медицинской помощи, по мнению экспертов Всемирного банка, будет одной из главных внутренних проблем Китая начала XXI века. Уже сегодня резко возросла смертность новорожденных. По официальным данным, представленным ВОЗ, смертность новорожденных за последнее время увеличилась на 75% и составляет 173 на тысячу человек. Для сравнения - в Японии этот показатель равен 3.
Одним из партийных решений в Китае установлено, что «реформа государственной системы охраны здоровья будет одной из пяти ных программ и приоритетов рыночных реформ».

Отсюда и особая популярность в народе таких докторов, как Янг. Они искренне стараются помочь людям.

Доктор Янг покупает свои лекарства у ворот государственной фармацевтической фирмы в соседнем городке и затем перепродает их своим пациентам с 15-процентной надбавкой. По ее словам, она никогда не покупает дорогие лекарства и антибиотики, чтобы не навредить своим больным. Она считает свою «частную клинику» хорошо оборудованной, так как в ней есть термометр, стетоскоп и тонометр, а свой метод лечения - понятным и народным.

Мне самому довелось «лечиться» у такого традиционного доктора в Пекине. Одновременно с выслушиванием моих жалоб он горстями из огромных мешков насыпал мне кучу различных сухих трав, листьев и кореньев, приговаривая при этом, что очень быстро все будет «хао», т. е. хорошо. А если будет плохо, «бухао», то нужно снова прийти к нему на прием и он даст новые «очень лечебные» травы.

Так что выбор средств практически неограничен. Эти лекарства мне очень нравятся, так как они от всех болезней сразу. Ну а если завелись лишние деньги, то такой лечитель даст тебе с удовольствием и бутылочку «тигровой или змеиной» настойки от всех болезней сразу.
Подтверждаю, что китайские травяные лекарства очень доступны, продаются в любых аптеках, очень быстро снимают болевые ощущения, и при их употреблении кажется, что болезни более нет.

В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной западной методик.

Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279 гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:

  1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
  2. Общая медицина (Цзэ-и).
  3. Педиатрия (Хао-фэн-май).
  4. Лечение параличей (Фэн-га).
  5. Гинекология (Фу-гэ).
  6. Офтальмология (Ян-гэ).
  7. Стоматология (Гоу-ци).
  8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
  9. Ортопедия (Чжен-гу).
  10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
  11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура
    (Чжень-цзю).

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.

Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:

  1. Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
  2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
  3. Банки (Хуа-гуань).
  4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
  5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)
    (Шуй-лао).
  6. Бальнеотерапия (Ю-фа).
  7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
  8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
  9. Грязи (Ни-лео).
  10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).
  11. Массаж (Дуй-на).
  12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
  13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)
    (Ни-жи).
  14. Надрезы кожи (Га-чжи).

Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.

В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:

    1. Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).
    2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».

А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.

Целостный подход к анализу явлений

Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:

  1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого.
  2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и
    природой.

Человеческое тело как органически единое целое

Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо), включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные сосуды и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во взаимодействии между отдельными плотными и по-лыми органами и в обмене между внутренними органами и другими частями тела.

Как ни велики достижения традиционной китайской медицины, в течение веков они были доступны лишь элите, а простые китайцы не имели доступа к врачебной помощи. К началу образования КНР (1949 год) средняя продолжительность жизни составляла около 35 лет, а из пяти родившихся младенцев один умирал... Ситуация изменилась с началом правления Мао Цзэдуна. И за прошедшие с тех пор 60 лет здравоохранение Китая пережило бурное, сложное и вместе с тем необычайно интересное для изучения развитие.

Феноменальная устойчивость системы Семашко

Уже в начале 1950-х годов в Китае невероятными темпами начала строиться экстенсивная, по образцу советской и с огромной помощью СССР, система общедоступной медицинской помощи. Модель здравоохранения Семашко оказалась тогда единственно правильным способом устройства здравоохранения в стране с огромным населением и территорией.

В городах стали появляться больницы разного уровня, первые мединституты и училища для подготовки медсестер и фельдшеров. В сельских районах начала внедряться трехступенчатая сеть на уровне уезда, волости и деревни. В уездах организовывались центральные уездные больницы, в волостях - волостные амбулатории, в деревнях, как и на промышленных предприятиях, - медпункты.

Но если лечение рабочих, служащих и военных осуществлялось за счет государства, то медпомощь на селе руководство КНР было вынуждено оставить платной. Но что значит платной? Фельдшер в таких медпунктах обычно был выходцем из той же деревни, выбранный властями благодаря его грамотности и прошедший курсы краткосрочной подготовки. Расплатиться с ним можно было не только мелкой монетой, но и куриной тушкой, или... вовсе ничем, когда приходили беднейшие односельчане. И если здравпункт находился в так называемых административных деревнях, в том же строении располагались санэпидемстанция и «пункт охраны здоровья матери и ребенка».

На первый взгляд, какие плоды могло принести это созданное всего за 10 лет здравоохранение, где один специалист приходился на тысячи деревенских фельдшеров и акушерок? Плоды, однако, оказались такими, каких не знала история мирового здравоохранения, и которые в 2010 году остаются недоступными не только беднейшим странам Африки, но даже Индии, столь же бурно развивающейся, как Китай.

80% сельского и более 90% городского населения Китая к середине 1960-х годов получили доступ к сети медицинских учреждений. Продолжительность жизни перевалила за 50 лет, детская смертность упала с 200 из 1000 родившихся живыми до 30. Китай стал одним из первых государств в мире, искоренивших ряд инфекционных заболеваний, в част-ности, оспу.

Кроме охраны здоровья, эта система обеспечивала экономическое развитие и общественную стабильность и оказалась настолько прочной, что выдержала два сильнейших удара, которые пришлись в основном по звену квалифицированной медпомощи. Весной 1960-го года закончилась «великая дружба» СССР и КНР, тысячи советских врачей и преподавателей медвузов покинули страну. А через шесть лет началось трагическое десятилетие «культурной революции». Тысячи интеллигентов, в том числе и в белых халатах, отправились на перевоспитание в коммуны.

Даешь капиталистическую медицину!

За тридцать лет, прошедших с начала реформ Дэн Сяопина в 1976 году и до Пятого пленума ЦК КПК, разделившего китайскую «перестройку» на два периода, развитие здравоохранения этой страны происходило сложным и весьма противоречивым образом. Новые руководители переоценили роль рыночных отношений в развитии здравоохранения, и оно во многом деградировало по сравнению с эпохой Мао. Однако в другом ушло вперед.

В 2005 году система медицин-ского страхования в стране охватывала менее 50% городского и только 10% сельского населения. Расходы на медицину упали с 2,5-3% бюджета в разные годы правления Мао до 1,7% (причем три четверти из них тратились в городах, где проживало около 30-40% населения). И все больше медицинских услуг граждане оплачивали из собственного кармана. Средние затраты китайцев на лечение повышались несравненно быстрее, чем их доходы, и за период с 1990 по 2004 год увеличились более чем в 10 раз!

Кстати, и сегодня высокая стоимость лечения и лекарств занимает первое место среди всех социальных проблем Китая. Медицинские траты съедают около 12% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание. Средняя стоимость лечения серьезного заболевания сейчас составляет около 1000 долл. США, тогда как среднемесячный доход рабочего - 250 долл., а крестьянина в три раза меньше.

Итак, реформаторы напрасно понадеялись, что государство сможет обеспечить развитие здравоохранения, повсеместно снизив налоги, но при этом сократив и свои расходы на эту отрасль, одновременно распахнув двери в медицину предпринимателям. Бизнес устремился в индустрию лекарств и изделий медицинского назначения, а в реальном здравоохранении он «уперся» в платежеспособный спрос населения на медицинские услуги. В 2006 году частный сектор занимал менее 5% рынка всех медицинских услуг, да и сегодня эта цифра подросла всего на несколько процентов, причем львиную долю коммерческого здравоохранения составляют учреждения и частнопрактикующие доктора традиционной китайской медицины.

В 2005 году ученая-социолог Ян Туан, сотрудник Академии общественных наук КНР, писала: «После распределения земельных участков между крестьянскими семьями их доходы увеличились, однако отсутствие системы социальной защиты и государственных ассигнований на развитие общественного благосостояния привело к тому, что крестьяне вернулись к изолированному образу жизни. Многие госучреждения, как, например, сельские школы, медпункты, дома для престарелых находятся в разрушенном состоянии. Китай не осуществлял капиталовложения в сектор здравоохранения вот уже два десятилетия, уповая на то, что люди сами будут платить за себя. Сегодня ВОЗ ставит Китай на четвертое с конца место в списке 190 стран в вопросах равного доступа к сфере здравоохранения. Только Бразилия, Бирма и Сьерра-Леоне находятся позади нас, и правительство справедливо расценило этот результат как «по-стыдный» в одном из своих официальных исследований».

Устранить неолиберальные перекосы

И все же средняя продолжительность жизни китайцев подросла к 2005 году до 70 лет не только за счет того, что благодаря взлету экономики нищета и недоедание подавляющего большинства населения сменились бедностью, а для кого-то и скромным достатком. Выросло качество медицинских услуг, в том числе и в сельских районах. С 2003 года для крестьян заработал новый механизм кооперативного медицинского обслуживания. Да и система медицинской помощи горожанам, работающим на госпредприятиях, ушла вперед по сравнению с эпохой Мао. И хотя часть бизнесменов уклонялась от обязанности обеспечить своих работников медстраховкой, ее получила значительная часть занятых и в коммерческом секторе. Началось становление национальной медицинской науки. Страна уже полностью обеспечивала себя кадрами для здравоохранения. Небольшая же прослойка наиболее обеспеченных граждан получила доступ к высокотехнологичной медицинской помощи в китайских клиниках.
Пятый пленум ЦК КПК, определивший основные ориентиры одиннадцатой пятилетки (2006-2010 годы) в плане экономики и социального развития, стал воистину переломным моментом в осуществлении китайских преобразований. Начался переход от выдвинутой Дэн Сяопином концепции обогащения к лозунгу всеобщего процветания, то есть стала реализовываться идея большего социального равенства. Одержимость темпами экономического роста уступила место доктрине устойчивого развития ради улучшения качества жизни. Была поставлена цель укрепить социальное обеспечение, чтобы воспрепятствовать перекосам в экономическом и общественном развитии.

Начатая в 2005 году, после Пятого пленума ЦК КПК, реформа здравоохранения была призвана сохранить все лучшее, что было достигнуто, и в то же время устранить «неолиберальные перекосы». И за 5 лет, прошедших со времени этого пленума, Китай столь же решительно, как в начале 1950-х годов, начал совершенствовать свое здравоохранение. Бюджетные расходы на него увеличились в два раза, превысив 3% ВВП. Число вновь открытых поселковых больниц и медпунктов измеряется тысячами, уездных больниц - сотнями. Каждый год обучение на курсах медицинской квалификации проходят более 100 000 сельских фельдшеров и медсестер.

Есть и другие, не менее впечатляющие цифры, но давайте уточним главные. Средняя продолжительность жизни в прошлом году составила 72,3 года. Из 1,3 млрд населения Китая в 2009 году было обеспечено медстраховкой 63% горожан, 85% крестьян. А на второе десятилетие XXI века Китай вынашивает планы по созданию системы медицинского страхования небывалых масштабов.

И вширь, и вглубь

В октябре 2008 г. китайское правительство вынесло на общественное обсуждение проект нового этапа медицинских реформ, который в начале прошлого года был одобрен Госсоветом. Уточним ключевые цели проекта: обеспечить медицинскими страховками 90% населения к 2011 г.; создать мощную фарминдустрию, причем не только дженериков, но и инновационных препаратов; усовершенствовать инфраструктуру первично-базовой медицинской помощи. На реализацию этих планов решили выделить 125 млрд долл. США, и пока инвестиции идут точно по графику.

А вот к 2020 году Китай планирует не только обеспечить 100% населения базовой медицинской помощью уже преимущественно на основе бюджетного финансирования, но и внедрить многоуровневую систему медицинского страхования. То есть ожидается, что значительная часть китайского народа (планируемые цифры не уточняются) к началу 2030-х гг. будет обеспечена также и страховкой, покрывающей квалифицированное лечение большинства заболеваний, словом, той, что распространена в развитых странах.

Напомним, что в Китае сейчас действуют 3 основные программы медицинского страхования. Две из них, а именно - схема сельского кооперативного страхования (RCMIS - rural cooperative medical insurance scheme), а также базовая схема медицинского страхования работающих в городах (BMI - basic medical insurance scheme) гарантируют лишь базовое амбулаторное и стационарное лечение. Но с 2007 года заработала и система страхования городских жителей (URMIS - urban resident medical insurance scheme), уже близкая к медицинским «евростандартам» и обеспечивающая лечение большинства заболеваний, не покрываемых полисом BMI. В 2007 г. держателями такого полиса были 41 млн человек, а к началу 2010 г. уже более 300 млн. Если прибавить сюда зажиточных китайцев, не имеющих страховки, но оплачивающих качественное лечение от случая к случаю, то можно с осторожностью предположить, что доступ, пусть не к высокотехнологичной, но к качественной специализированной медпомощи сегодня уже имеет треть населения страны.

Так удастся ли Китаю через 10 лет догнать развитые страны по состоянию своего здравоохранения и уровню здоровья граждан? Медицинский сектор Китая, как и вся Поднебесная держава, еще остается страной контрастов, где прекрасно оборудованные клиники соседствуют с домишком деревенского «фершала» из рассказов А.П. Чехова. Но вместе с нищетой, уходящей в прошлое, у здравоохранения Китая есть и блеск наступательного порыва, точность в восприятии лучших западных достижений и умении сплетать их с опытом традиционной народной медицины. Словом, хочется верить, что китай-ский народ сумеет осуществить свои планы. А наш?

5 /5 (оценок: 5 )

эксклюзив

Женская консультация «третьего» клинического родильного дома Владивостока одна из первых в городе перешла на формат «Бережливой поликлиники», обеспечив будущим мамам максимально комфортные условия пребывания, наблюдения и лечения и окружив их профессиональной заботой с использованием самых современных технологий.

После образования КНР в медицинском обслуживании населения, как и в условиях его жизни, произошли значительные улучшения. По основному комплексному показателю здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни Китай за это время вышел из категории бедных стран и поднялся на уровень нижней группы стран со средними доходами.

Этим показателям соответствует и обеспеченность населения помощью квалифицированного медицинского персонала, хотя доступ к такой помощи весьма разнится по месту проживания.
Однако медицинская статистика свидетельствует, что глав-ные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 г. республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи реформистского курса не столь очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 г.г. были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП. Удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 г. всего 38,8 %, тогда как по миру в целом он достигает 56 %. На здравоохранение идет в КНР всего 1 % государственного бюджета, а в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6 % государственных средств. С начала реформ в 1978 г. доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2006 г. на государство приходилось только 18,1 % расходов, на предприятия и социальные учреждения - 32,6 %, а остальные 49,3 % расходов на здравоохранение несли сами граждане.
Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значи-тельно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 г. в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбу-

латорное лечение увеличивались на 13 %, а на больничное - на 11 %2. По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем3. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8 % семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 г. чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.
За последние годы число больниц и оздоровительных цен-тров, а также численность квалифицированного медицинского персонала стали сокращаться, хотя число больничных коек росло. Численность дипломированного медперсонала в расчете на 10 тыс. человек населения за период с 1978 по 2000 г. увеличилась более чем в полтора раза, с 10,8 до 16,8 человек, а затем к
2007 г. сократилась до 15,4 человек. При этом особенно ощутимо убыль медицинских работников сказывается не в городах, где она фактически не наблюдается, а в уездных центрах. Именно на уездном уровне остро ощущается и нехватка технического персонала. Не очень понятно также, где размещаются дополнительные койки: в пристройках к основным зданиям больниц или за счет уплотнения. Вопрос о качестве услуг в этой ситуации при сокращении медперсонала уже представляется излишним.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80 % государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров. 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. человек проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год4.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контрактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Но многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудовой договор. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 г. медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8 % городских жителей и у 79 % жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 г. не имели медицинской страховки примерно 50 % городской бедноты, в 1998 г. - 72, а в 2003 г. - 76 %.
В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 г. она охватила 730 млн человек, или 86 % сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват сельских районов этой системой и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 г.5 Пока что 80 % государственных ассигнований на здра-воохранение направляется в город и только 20 % - в деревню. В расчете на душу населения эти ассигнования составляют в городе в 4 раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около 1000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.
В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетвори-тельного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на ры-ночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.
Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Но фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а со-ответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.
По данным на 2003 г., 96 % больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.
Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6 %. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20 % обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40 %, далеко превосходя установленный государством норматив в 15 %. По данным Мирового банка, в 2003 г. расходы на лекарства в Китае составили 52 % всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40 %. При этом от 12 до 37 % назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 г., 80,2 % больных прописывали антибиотики, в том числе
58 % - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зар-плату. С 1990 по 2004 г. расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в ста-ционаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2, в окружных - 6,8, в уездных - в 5,5 раза.
Весной 2005 г. из уст заместителя министра здравоохранения Ма Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 г. был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего, вследствие излишней ори-ентации на рынок и недостаточной роли государства.
Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в ка-ком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи ле-чебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 г., когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.
Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР профессор Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 г. на нужды здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения у США - несколько более 200 млн человек, а у КНР - свыше
1,3 млрд. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2000 юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.
Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были вряд ли лучше, чем в сегодняшнем Китае. Но все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?
Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Пекин внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в отношениях лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета, в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в осо-бенности пожилого, медицинскими услугами.
В августе 2006 г. Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 г. большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.
В начале 2007 г. было принято решение привлечь к парал-лельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.
В марте 2007 г. свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.
В конце мая 2007 г. самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.
В июле 2007 г. Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие соображения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения», который требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 г. охватить всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.
Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 г. в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства. На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 г. системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.
Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращалась. Последние выступали за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование, должны были, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам предлагалось разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственнического подхода характеризовали его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.
На этом фоне в 2007 г. была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2005 гг.). Увеличилась средняя ожидаемая продолжительность жизни до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 г.). Сократилась смертность среди новорожденных, младенческая смертность и смертность детей в возрасте до 5 лет. Усилилась работа по профилактике СПИДа, по выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний. Значительно рас-ширились сети водопровода и канализации в деревне. Увеличи-лись инвестиции в здравоохранение. Укрепились системы кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских услуг на коммунальном уровне в городах.
Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило
4,5 млн человек. Не удается эффективно контролировать рас-пространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфек-ционные болезни. Сотни тысяч людей страдают от шистосома- тоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн человек. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5 % персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа давала установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяла конкретные ориентиры на 2010 г. по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в разных возрастных группах.
Весной 2008 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП подчеркнул необходимость провести реформу здравоохранения с тем, чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство заявило о выделении в 2008 г. на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около
11,7 млрд долл.), что на 16,7 млрд юаней превышало сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 г., причем основная часть средств
предназначалась для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.
Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКСК, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения правительству предлагали, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Вместо прямого вложения средств в систему медицинских услуг ему вменяли в обязанность инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан с тем, чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Не участвуя непосредственно в руководстве лечебными учреждениями, правительство обязывалось способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.
В апреле 2009 г. были официально опубликованы два доку-мента, направленных на ускорение развития здравоохранения в ближайшие годы: «Соображения ЦК КПК и Госсовета КНР об углублении реформы системы здравоохранении» и «Проект реализации в ближайшее время (2009-2011) ключевых программ в области фармацевтики и здравоохранения». Первый докумет был представлен на открытое общественное обсуждение в сентябре
2008 г. и вызвал большое число откликов с замечаниями и предложениями, которые были обобщены соответствующими ведомствами и предложены в качестве поправок.
За период 2009-2011 гг. намечено охватить все городское и сельское населения системой базовых медицинских гарантий: городского населения - базовым медицинским страхованием, деревенского населения - сельской кооперативной медициной. К 2010 г. нормативный размер дотаций по этим двум системам повышается до 120 юаней на человека в год, и соответственно несколько увеличиваются индивидуальные взносы. Предполагается приступить к созданию государственной системы базового обеспечения лекарствами. С 2009 г. начинается создание Всекитайского архива данных о здоровье населения. Предполагается развернуть реформу государственных лечебных учреждений, направленную на совершенствование управления и контроля за их деятельностью и повышение уровня оказываемых ими услуг. На все это за три года намечено ассигновать 850 млрд юаней. Облегчается бремя расходов по медицинскому обслуживанию, которое вынуждено нести население.
Таким образом, в этой важнейшей для всего населения страны социальной сфере устанавливаются рамки взаимодействия между государством и рынком при ведущей роли государства, которое берет на себя ответственность за общедоступное пользование всех слоев и групп общества основными медицинскими услугами, независимо от толщины индивидуальных кошельков. Вместе с тем система здравоохранения остается смешанной, что предполагает приток в эту систему капиталов различных типов собственности.