Домой / Эрозия / Особенности младенческого возраста - воспитание и развитие. Общая характеристика периода младенчества

Особенности младенческого возраста - воспитание и развитие. Общая характеристика периода младенчества

В этом периоде (1-й год жизни) ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограничены, но уже сейчас имеют большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей.

К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т.д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:

1)трудных, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2)у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

Ученые выделяют стадии сенсорного развития детей до 1-го года. Так, например,

Младенческий возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок для речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослым.

Большое значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и в психическом развитии ребенка. Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований.

Сначала ребенок имеет лишь органические потребности. Они удовлетворяются с помощью механизмов безусловных рефлексов, на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка постепенно возникают новые потребности: в общении, движениях, манипулировании предметами, удовлетворения интереса к окружающему. Врожденные безусловные рефлексы на данном этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности.

Возникает противоречие, которое разрешается путем образования условных рефлексов - гибких нервных связей - как механизма приобретения и закрепления в окружающем мире ведет к развитию ощущений (в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка) и становится основным средством по знания. Сначала дети могут следить глазами за кем-то лишь в горизонтальной плоскости, позже - по вертикали.

С 2 месяцев дети могут сосредоточивать взгляд на предмете. С этого времени малыши больше всего занимаются рассматриванием различных предметов, которые находятся в поле их зрения. Дети с 2 месяцев способны различать простые цвета, а с 4 - форму предмета.

Со 2-го месяца ребенок начинает реагировать на взрослых. В 2-3 месяца отвечает улыбкой на улыбку матери. На 2-ом месяце малыш может сосредоточиваться, появляются гуление и замирание - это проявление первых элементов в комплексе оживления. Уже через месяц элементы преобразуются в систему. Примерно к середине 1 -го года жизни заметно развиваются руки.

Ощупывающие, хватающие движения рук и манипулирование предметами расширяют возможности познания ребенком окружающего мира. По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми.

От форм эмоциональной реакции на взрослого ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает понимать их. В конце 1-го года жизни ребенок сам произносит первые слова.

В этой статье мы рассмотрим наиболее важные аспекты развития ребенка в младенческом возрасте. В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Если ребенок развивается нормально, то за первый год жизни в росте он прибавляет приблизительно двадцать пять сантиметров, а его вес увеличивается в два раза. Но помимо физического развития, растет и расширяется кругозор и познавательная деятельность ребенка. Ниже приведена таблица какому возрасту какие движения соответствуют

Время появления движений

Развитие моторики

поднимает подбородок

поднимает грудь

тянется за предметом, но как правило промахивается

сидит с поддержкой

хватает рукой предметы

сидит без поддержки

садится без посторонней помощи

стоит с поддержкой, ползает на животе

ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

стоит без поддержки

ходит, держась одной рукой

За счет того, что ребенок от месяца к месяцу осваивает новые движения, у него появляются большие возможности в познании окружающего мира. В познавательном развитии ребенка большое значение имеет развитие восприятия и тонкие движения руками (имеется в виду работа пальчиками с мелкими предметами).

Восприятие.

Еще на этапе новорожденности ребенок научается сосредотачивать свое внимание на предметах. После второго месяца ребенок может удерживать внимание на предмете до семи- восьми секунд, также становится возможным прослеживание перемещения предметов глазами. Приблизительно в четыре месяца ребенок активно реагирует на увиденное: дергает руками, ногами или издает различные звуки. Наблюдения показывают, что уже в период младенчества ребенок реагирует на различные детали. Например, если ему показать белый лист с широкой черной полосой, то его глаза остановятся на границе черного и белого цветов. А если ему показать два изображения: одно в пастельных тонах, а другое черно-белое (резко контрастное), то взгляд его задержится на втором изображении. Также было замечено, что младенец больше интересуется не прямолинейными формами, а изогнутыми. Можно предположить, что уже в младенческом возрасте дети способны ориентироваться в различных параметрах предметов. Младенцы могут проявить интерес к новым объектам, если эти объекты чем-то отличаются от тех, которые они уже видели раньше. Но внимание задерживается на новых предметах ненадолго. А если предмет сильно отличается от ранее увиденных, это может вызвать чувство тревоги, или плач у ребенка. Ребенок зрительно воспринимает объекты и может различать их по цвету или форме. Наблюдения показывают, что на цвет ребенок может реагировать уже в три-четыре месяца. Если его кормить из бутылочки какого-то одного цвета, то он обязательно ее выберет из предложенных ему бутылок. Условно-рефлекторные связи способствуют формированию такой реакции. Также в младенческом возрасте начинает свое развитие восприятие пространства. Американские психологи проводили эксперимент на исследование восприятия глубины. Эксперимент с “обрывом” заключается в том, что ребенка помещали на прозрачный стол, под которым помещались две доски на разных уровнях. Разноуровневое расположение досок, которые были обтянуты тканью в крупную клетку, создают ощущение глубины, обрыва. И маленький ребенок, помещенный на эту прозрачную поверхность, тактильно (т.е. руками) ощупывая стол, ползет к своей матери совершенно спокойно, не замечая глубины.По достижении восьмимесячного возраста многие дети отрицательно реагируют на “обрыв”. Они начинают плакать и всячески избегать эксперимента. Считается, что ребенок в младенческом возрасте воспринимает целостные объекты, а не разрозненные элементы и цветовые пятна. Вследствие восприятия объектов в целом, ребенок создает обобщенные образы предметов и у него формируется целостная картина мира. Разнообразные впечатления, которые ребенок получает в детстве, способствуют его развитию в познавательном плане. Следовательно взрослые, ухаживающие за ребенком, должны создать условия для удовлетворения детской потребности в новых впечатлениях. Окружающая его обстановка не должна быть однообразной, неинтересной. Замечено, что познавательное развитие младенца, находящегося в однообразных условиях, несколько замедлено, по сравнению с детками, живущими в интересной обстановке и получающими большое количество новых впечатлений. Жизнь ребенка должна быть эмоционально окрашена.

Движения и действия.

Сейчас мы поговорим о познавательном развитии ребенка и нам нужно обратить внимание на развитие движений руки. Приблизительно на четвертом месяце жизни младенец тянет руки к предмету, ощупывая его. В пять-шесть месяцев ребенок уже может схватить предмет, и это действие требует сложной координации зрительных и двигательных навыков. Этот момент очень значим, так как хватание - это первое целенаправленное действие ребенка, которое является основой освоения манипуляций с предметами. Во втором полугодии интенсивно развиваются движения рук и соответствующих действий. Ребенок хватает предметы, размахивает ими, бросает, перекладывает с места на место. Появляются так называемые “соотносящиеся” действия: малыш начинает вкладывать маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек и коробочек. Хорошо в этом возрасте предложить ребенку или специальные пирамидки из вкладывающихся друг в друга баночек или пластиковые баночки от кремов различных размеров. Ближе к году, приблизительно в одиннадцать месяцев, появляются первые функциональные действия. Они подразумевают под собой правильное использование предметов - дети катают машинку, а не бьют ей по барабану. К концу года ребенок познает все лучше мир человеческих вещей и действий с ними. Различные манипуляции с предметами приводят ребенка к открытиям новых и новых свойств окружающих предметов. Ребенок, ориентируясь в окружающей действительности, задает вопрос не только “Что это?”, но и “Что с этим можно делать?”

Восприятие и действие.

Восприятие и действие - в младенческом возрасте является основой наглядно-действенного мышления. В течение первого года жизни усложняются познавательные задачи, которые может решить ребенок Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте. align="left">

Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком

Align="left">

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах.

Возраст в месяцах

Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого.

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место.

Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком.

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком.

Память.

В процессе познавательного развития ребенка предполагается активация механизмов памяти, сначала простейших ее видов. На первом этапе появляется узнавание. Даже в младенческом возрасте дети могут соотносить полученную информацию с том, которая уже имеется. Если ребенку дать новую игрушку, то какое-то время он будет ее разглядывать и на следующий день он может ее вспомнить. Приблизительно в возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта. В младенческом возрасте наряду с развитием познавательных процессов происходит и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие как и познавательное развитие напрямую зависит от общения с близкими взрослыми. Приблизительно в три-четыре месяца у детей проявляются первые эмоциональные реакции: удивление в ответ на неожиданность (ребенок может замереть, изменить выражение лица), тревожность (которая проявляется плачем, усилением сердечного ритма, двигательной активностью). После трех-четырех месяцев ребенок улыбается не только маме, но и знакомым. Может смутиться в присутствии незнакомца, но если человек доброжелателен по отношению к ребенку, но настороженность может смениться радостью. Позднее, в втором полугодии жизни ребенка, беспокойство при виде незнакомых усиливается. Также после шести месяцев появляется так называемый “страх расставания”. Он проявляется в испуге или снижении настроения, если мамы долго нет. Если говорить о “страхе расставания”, то он обостряется на втором году, где-то с 15 по 18 месяцы. Но впоследствии, по мере взросления ребенка он ослабевает. Активно общаясь со взрослыми, ребенок к концу первого года жизни, начинает использовать их при удовлетворении своих потребностей: что-то достать с полки, рассмотреть высоко висящую картину. То есть ребенок использует взрослого для достижения своих целей, так как сам он не в состоянии еще многое сделать. Помимо развития познавательной, эмоциональной и двигательной сферы, также в младенческом возрасте происходит и речевое развитие. В первом полугодии - это гуление и формирование речевого слуха. Во втором - возникает лепет, в котором можно расслышать отдельные повторяющиеся звуки. Лепет, как правило, сопровождается активной жестикуляцией. Ребенок еще многого не может сказать, поэтому помогает себе руками. К концу первого года жизни ребенок может произнести одно или несколько первых слов, которые похожи на взрослую речь. И как только у ребенка начала формироваться речь, начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Наконец чудо свершилось, и ваша семья увеличилась. Остались позади волнения и страхи, переживания и сомнения, связанные с ожиданием ребенка. А впереди — новые страхи и сомнения, переживания и неуверенность. Теперь вам кажется, что ваши прежние сомнения были смешны. Ведь самое главное, как взаимодействовать с этим маленьким плачущим комочком. Ваши мысли направлены в сторону воспитания. Вы озабочены тем, каким человеком вырастет ваш ребенок. Понимание того, что малыш в своем становлении, взрослении проходит определенные этапы, на каждом из которых он развивается в соответствии со спецификой своего возраста, во многом помогут вам правильно построить свои взаимоотношения как с малышом, так и внутри семьи.

Сразу после рождения, в младенческом возрасте , у ребенка пока есть система безусловных рефлексов. Он беспомощен и не может без взрослого их удовлетворить. Биологическая сущность беспомощности заключается в том, что у новорожденного нет сформированных поведенческих актов. Все его существование обеспечивает взрослый человек. Основными рефлексами новорожденного считают пищевые, защитные и ориентировочные рефлексы. Основой развития ребенка в этом возрасте является постоянный контакт с матерью и другими близкими членами семьи. Очень важна позиция отца. Если, к примеру, отец хотел сына, а получил дочь и не слишком доволен этим фактом, то девочка все чувствует. Ну а если в этой семье вторым рождается мальчик, то дочь, видя искреннюю и долгожданную радость отца, может и не простить ему отношения к ней в младенчестве.

Если воспитание в семье поставлено разумно, то вполне возможно это отношение не перенесется на брата. И, наоборот, если условия будут неблагоприятные — большее внимание к мальчику, выражение чувств отца, бабушек, восхищение друзей, тогда, как правило, семью будут сотрясать взаимные обиды детей, и даже их вражда в борьбе за первенство в обретении родительской любви. Мать и дитя «повязаны» и создают некую общность, в основе которой неразрывное единство ребенка и взрослого. Показателем такого единства служит положительный эмоциональный фон, который способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Ведущим типом деятельности младенца является эмоциональное общение с окружающими его взрослыми. Основная же потребность выражается в желании находиться рядом с взрослым. Достаточно понаблюдать за родившимся младенцем. Он не хочет находиться один, если не спит. Он нуждается в «компании». В принципе он и плачет только тогда, когда хочет кушать, когда он мокрый или у него что-то болит, и тогда, когда ему «скучно». Поэтому вполне ес-тественно, если все члены семьи будут активно общаться с малышом. Улыбаться, рассказывать ему сказки, об-суждать с ним какие-то события и не смущаться тем, что внешне он пока не реагирует на общение. Такое поведение взрослых формирует у ребенка доверие к внешнему миру.

В младенчестве у ребенка развивается слуховое восприятие, он реагирует на голос матери и начинает при-влекать к себе внимание голосом.

До года у ребенка происходит сильный скачок в развитии. В процессе общения родителей и малыша повышается жизненный тонус ребенка, усиливается его ак-тивность. Это в свою очередь создает предпосылки для двигательного, речевого и сенсорного развития. Любой родитель скажет, какими «скачками» развития характеризуется первый год жизни ребенка.

К концу первого года ребенок уже устанавливает связь между предметом, который показывает ему мать или с которым он играет и со словом, его обозначающим. Уже к пяти месяцам ребенок приобретает хватательные навыки и крепко держит предметы. Акт хватания относится к поведенческому акту. Игра с различными игрушками дает возможность знакомиться ребенку с его свойствами. Ведь хватая те или иные предметы, он уже активно следит за ними взгля-дом. Так формируется предметное восприятие. Да и про-странство для ребенка расширяется. Ведь для того, чтобы схватить, малыш вытягивает руку и увеличивает пространство вокруг себя на ее длину. Умение хватать по-зволяет ему манипулировать предметами, перемещать их. Его действия становятся более совершенными. Каждый новый день открывает перед ним новый мир! Восприятие ребенка становится предметным и константным.

Ранний возраст охватывает жизнь ребенка от одного года до двух и знаменуется важнейшим событием в жизни ребенка — он встает на ноги и начинает ходить. Это чрезвычайно важно для него, поскольку позволяет активно осваивать пространство. Овладение ходьбой дает ребенку некую самостоятельность, отдаляя его от взрослого.

К концу второго года движения ребенка из хаотичных превращаются в более осознанные. Улучшение координации позволяет осваивать действия, которые до этой поры были трудны для выполнения. Ребенок становится более ритмичным. Он уже может достать понравившуюся ему вещь, залезая на стул или диван. Он может умыться и уже пользуется горшком или туалетом. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Поэтому очень важно научить его по-разному обращаться с разными предметами. Это помогает ребенку приспособиться к свойствам разных предметов, список которых расширяется с каждым днем. Развитие предметного действия происходит в совместной деятельности с взрослыми с последующим отделением от них и переходу к самостоятельному действию.

Вначале ребенок осваивает предметы только совместно с мамой или папой, в ходе совместной деятельности . Взрослый контролирует эти действия, и ребенок один ничего не может сделать. В ходе развития предметной деятельности к ребенку переходят частично функции взрослого. Мама или папа начинает действие, а ребенок его заканчивает. И только потом взрослый говорит, как сделать, и ребенок делает. Конечно, поначалу ребенок не понимает функциональности предметов. К примеру, он одевает ботиночки. Но может одеть задом наперед. Он наблюдал, как это делала мама, но еще не владеет способом действий с этим предметом. Впоследствии овладевая способами переноса предметной деятельности, ребенок учится сравнивать свои действия с действиями взрослых. Роль мамы, папы, родственников в глазах ребенка возрастает, поскольку взрослые умеют делать то, что еще трудно или недоступно ребенку.

Разнообразная предметная деятельность влияет на развитие мышления ребенка раннего возраста . Оно носит наглядно-действенный характер, поскольку ребенок вначале манипулирует предметами и только после этого устанавливает между ними связи. Он учится правильно оперировать разными предметами, перемещать их, использовать одни предметы для овладения другими, новы-ми для него. От практического освоения свойств предметов ребенок переходит к умственному освоению, создавая условия для развития речевого мышления. Появление слова является особенностью этого возраста. Речь ребенка носит переходный характер. Она понятна только близким людям и то не всегда. Речь ребенка, как правило, яркая, экспрессивная, эмоционально окрашенная. Он уже говорит активно и знает много слов, но для окружающих они не совсем понятны. Словарь увеличивается и это очень заметно — ребенок постоянно что-то говорит. Иногда сам с собой, но чаще всего с взрослыми. Он уже использует предложения из двух слов. Это большой скачок в его развитии. Формирование речи в этот период — главное событие в жизни ребенка.

Воображение ребенка еще недостаточно развито. Это подтверждает его тяга к предметам быта, используемым ребенком для игры. Он еще не проявляет большого инте-реса к игрушкам, хотя элементы игровой деятельности уже появляются. Вся деятельность взрослых направлена на расширение мира для ребенка, на подготовку его пе-рехода на другой возрастной этап.

В предметной речи происходит развитие восприятия. Естественно, что это начальная ступень его развития, которая выражается в том, что ребенок фиксирует какое-то одно качество предмета и по этому качеству узнает предмет. Восприятие ребенка тесно связано с практиче-скими действиями. При знакомстве с новым предметом, ребенок выделяет его характерные особенности. Если ваза с острым ободком, то он воспринимает этот ободок преувеличенно острым. И на рисунке ободок может быть больше вазы. Под влиянием восприятия происходит раз-витие остальных психических процессов. Память носит непроизвольный характер, и она еще не действует как отдельный процесс.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования возраста

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь ребенка младенческого возраста


До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.


Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.


Особенности автономной речи:

  • не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
  • общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
  • связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.


Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь


Возникает к 1,6 - 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова - это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!"). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.


Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность


Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз. Известен феномен "глаза новорожденного" - они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления - см. выше).
  3. Перемещение в пространстве - предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это - в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования - предметной деятельности.


Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.


Предметная деятельность - это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия "не написан" на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.


Он осваивает:

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.


В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала - в ориентировочном поведении, далее - в общении со взрослыми; затем - в предметной деятельности.

Умственное развитие


Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития - сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 - до года.

  1. Упражнение рефлексов. Дети "упражняют" все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 - 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 - 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого"), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 - 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста


Базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет - ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. В этом же возрасте формируется чувство привязанности.


Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.


Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения.


Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении - суть кризиса одного года.

Глава 2. Развитие ребенка на разных возрастных этапах.

1.Период младенчества (первый год жизни).

1.1. Новорожденность и ее особенности.

Процесс рождения ребенка – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, иной тип дыхания, смена питания. Приспособиться к этим новым чувствам и условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

1. Система пищевых рефлексов – при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные тормозятся.

2. Закрытие глаз – действие яркого света (раздражитель); шлепок по переносице; хлопок руками возле головы ребенка.

3. Сгибание рук – поворот головы направо; разведение локтей в сторону.

4. Сжатие и разжимание пальцев рук – касание пальцами ладони руки.

5. Сжатие пальцев ног – нажатие пальцем на подошву ребенка.

6. Колено и стопа сгибаются – укол булавкой подошвы.

7. Попытки поднять голову – на живот.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается на коленях у матери, у него возникают сосательные движения.

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

К трех - четырехмесячному возрасту, дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет, и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 - 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе, и сами приобретают характер ориентировочно - исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях, рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно - исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.

Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год увеличивается примерно в 1,5 раза; вес – почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца:

Время появления движения Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, не промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5 -6 месяцев Хватает предмет рукой
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте:

возраст успехи неудачи
0-2 Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких действия
2-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном Продолжает следить за движущимся предметом после его остановки, ищет его на новом месте
4-6 Не делает ошибок, характерных для 2-4 мес., находит предмет, закрытый платком (частично) Не может найти предмет, который полностью закрыт платком
6-12 Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком Ищет предмет там, где находил раньше, игнорируя то место, когда этот предмет прятали у него на глазах.

1.2.Кризис одного года.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов, мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает актуальность.

Чаще всего появление сложных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня – можно, завтра – нельзя. Рецепт: пробовать предоставить самостоятельность.

Главное приобретение периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским, автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому) строению и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему значению иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них: ика – шкаф, «па» - упала; слова искажения: ниняня – не надо; звукоподражательные: ав – собака.

Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия; часы – это вещь, с помощью которой мы определяем время. Ребенок не может так обобщить предметы, у него своя логика, его слова становятся многозначными и ситуативными. Например, Ч.Дарвин и его внук увидели утку на пруду, на прогулке. Дома пролили воду на столе, такая же ситуация. На монетах птицы, все монеты блестят.

1 – целостная ситуация утки на воде;

2 – поверхность пруда – блестящая лужица молока, жидкости;

3 – утки – на монетах – к предметам, имеющим форму и цвет, что монеты; такая отнесенность называется многозначность.

«Скольжение» значений многозначных слов связано с условиями их возникновения – с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально-насыщенную ситуацию.

Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга, как междометия.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, уже многое может: ходит или пытается ходить, выполняет действия с предметами; принимает обращенные слова; начинает говорить.

Литература

Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. Соч.: В 6т. М.,1984. Т.4

Выготский Л.С. Младенческий возраст // Там же. М.,1984.

Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Период младенчества (первый год жизни)»:

1.Расскажите об изменениях, происходящих с ребенком в течение первого года жизни.

2. Обозначьте суть физического развития младенца.

3. Решение простейших познавательных задач в младенчестве.

4. Какие аффективные реакции возможны в период 1 года.

5. Автономная детская речь.

Тестовые задания