Домой / Другие болезни почек / Календарный (паспортный) и биологический возраст, их соотношения, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Паспортный и биологический возраст: наследственность или среда? Или нужен ли паспорт на тренировке? Паспортный возр

Календарный (паспортный) и биологический возраст, их соотношения, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Паспортный и биологический возраст: наследственность или среда? Или нужен ли паспорт на тренировке? Паспортный возр

Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст

"Сколько вам лет?" - элементарный вопрос, имеющий простой ответ: "Я родился в YY году. С тех пор прошло ХХ лет. Мне ХХ лет".

"А сколько лет Васе (Пете, Маше…)?" Если вы знакомы с этим "Васей" и он сказал вам, сколько ему лет, то вы ответите, особо не задумываясь. То же будет, если вы видели какой-нибудь "Васин" документ, например паспорт.

А теперь подумайте, как вы ответите, если не видели его паспорта, и сам он ничего о своем возрасте не говорил? Вам придется задуматься: "Вася - мой сокурсник - значит ему примерно столько же, сколько и мне… Хотя, нет, бывают же вундеркинды и вечные студенты… Он одевается, как тинэйджер, и у него растет такая реденькая бородка - наверное, он помоложе… Хотя он такой крепкий и мускулистый, как 40-летний мужик… Да и серьезный он такой всегда. Нет, видимо, он все-таки старше…". Так может длиться до бесконечности, пока вы не переберете все возможные социальные, психологические и биологические характеристики, которые наше восприятие соотносит с понятием возраста. А ведь, казалось бы, вопрос был аналогичен.

Вся разница заключалась в том, что мы попросили вас оценить возраст другого человека, а индивидуальный стереотип восприятия возраста имеет каждый из нас. По нему самые разнородные черты (признаки) соотносятся с некоторым уровнем развития (статусом), который мы и считаем типичным, то есть соответствующим тому или иному возрасту. Больше того - этот стереотип зависит от нашего личного опыта, то есть сам изменяется по ходу жизни. В результате, оценки возраста бедолаги "Васи", сделанные нами и другими людьми, могут существенно различаться. То же будет, если свое мнение выскажут специалисты (психологи, антропологи и др.). Их суждение (экспертная оценка) будет ближе к истине, чем наше, и оно будет более обоснованно. Все вместе, мы получим интервальную оценку возраста и, скорее всего, примерно угадаем ту цифру, которая стоит у человека в паспорте и о которой он сам может рассказать.

Не менее важно и то, что мы определим, на сколько лет этот конкретный человек выглядит с точки зрения биологии, психологии и т.п., причем это определение - суждение о темпах индивидуального развития - будет также обоснованным.

Период времени, прошедший в абсолютном выражении (то есть в годах, месяцах, днях и т.п.) с момента рождения человека до данного конкретного момента называется хронологическим, или паспортным, возрастом. Спрашивая человека о возрасте, мы интересуемся этой цифрой.

Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст - это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям. Среди них степень соматической и скелетной зрелости, зубной системы, показатели репродуктивной системы, физиологические и биохимические признаки и др. Логично, что чем больше критериев при этом рассматривается, тем более точной становится наша интегральная оценка морфофункционального статуса.

Введение в научный оборот термина "биологический возраст" связано с именами В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и П.Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего, гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации. Ясно, что эта категория - реалия не только биологического порядка, и можно говорить, например, о психологическом возрасте, его критериях и т.п.

Выше мы рассмотрели схемы периодизации онтогенеза, отражающие наше представление о нормальности ростового процесса. Действительно, в среднестатистической группе людей, скажем, в период от 8 до 12 лет у мальчиков и в 8-11 лет у девочек происходит прорезывание большинства постоянных зубов, начинается развитие вторичных половых признаков, идут характерные изменения психики и т.п. Однако все вместе эти "типичные" изменения характерны только для "среднего" ребенка из этой группы, то есть тех мальчиков или девочек, у которых процесс роста и развития отдельных систем организма наиболее интегрирован (сбалансирован или нормален).

Обычно же, не меньшая часть индивидов отклоняется от этого среднего варианта развития:

их биологический возраст отстает от паспортного - происходит ретардация (замедление развития по данным признакам);

наоборот, их морфофункциональный статус соответствует большим значениям хронологического возраста - то есть развитие ускорено и характерна акселерация.

Из этого следует, что возрастной статус данного индивида определяется по степени близости со средними значениями соответствующего критерия у хронологических ровесников, относящихся к той же группе населения, антропологической выборке или популяции (подробнее, см.: Властовский В.Г., 1976; Павловский О.М., 1987).

Акселерация или ретардация может быть общей, то есть отмечаться по всем показателям биологического возраста, а может быть частной - когда непропорционально ускоряется или замедляется развитие отдельных параметров. В первом случае организм испытывает воздействие общего или ведущего фактора, во втором - фактора, действующего только на определенную систему организма. Эти явления - основа для дифференцированного изучения факторов развития, а также путь для индивидуальной профилактики, реабилитации и лечения.

Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг о друга (отход от широкой групповой нормы реакции), возникает реальная угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития. Нарушается интегрированность регуляции, и даже при устранении ведущего фактора, никакой наверстывающий рост может уже не помочь.

Таким образом, одна из важнейших практических функций изучения биологического возраста - контроль темпов развития отдельных систем организма, поиск соответствий между ними и определение тех из них, которые мы считаем нормальными. Рассматривая в этих исследованиях самые разнообразные эндо- и экзогенные параметры мы максимально приближаемся к пониманию действия конкретных факторов, обуславливающих онтогенетическую изменчивость. Наконец, определение биологического возраста - единственно возможная оценка в палеоантропологических исследованиях и при криминалистической идентификации.

Для точной оценки индивидуального развития рекомендуется учитывать возраст человека. Это связано с тем, что для каждого организма характерны только ему присущие темпы развития. Именно поэтому сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с возрастом.

Если попытаться дать определение возрасту , то его можно обозначить как длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени. Существует понятие календарного (паспортного) и биологического возраста. Календарный возраст измеряется количеством вращений Земли вокруг Солнца и выражается в календарной шкале. Однако, календарный возраст не может служить в полной мере показателем здоровья, трудоспособности, качества жизни лиц одного и того же года рождения. Хорошо известно, что даже внешний облик людей одного календарного возраста бывает настолько разным, что ориентировочное определение возраста может быть ошибочным.

В связи с этим для оценки жизнеспособности, функционального состояния организма используется не календарный, а биологический возраст, более адекватно отражающий меру возрастных изменений организма, его биологические возможности в отношении предстоящей жизни, темпы старения.

Под биологическим возрастом понимают достигнутый уровень морфологического и функционального развития организма. Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и т. д.), срокам окостенения скелета ("костный возраст"), степени половой зрелости, показатели артериального давления, состояние аккомодации зрения, слуховой порог и др.

Фактором, который еще более осложняет точную характеристику истинного возраста, является процесс, получивший наименование акселерация. Этот процесс характеризуется следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

У долгожителей биологический возраст обычно меньше календарного. Если же биологический возраст опережает календарный, то говорят о преждевременном старении. Последнее является одной из важных проблем геронтологии.

Поэтому наряду с детьми-акселератами, т. е. ускоренно развивающимися, есть дети-ретарданты, развивающиеся медленно, которые отстают в физическом и половом развитии. Поэтому нередко один и тот же календарный возраст объединяет разный в биологическом отношении контингент детей.

В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся, индивидуальные особенности развития.

Критерии биологического возраста . При определении биологического возраста учитывают достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур в сравнении со средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития. Индивидуальные колебания процессов роста и развития послужили основанием для введения такого понятия, как биологический возраст или возраст развития.

Основными критериями биологического возраста являются:

зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета)

зубная зрелость (сроки прорезывания зубов, стертость зубов);

4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма па основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

5) морфологическая и психологическая зрелость.

Оценка биологического возраста производится при сопоставлении соответствующих показателей развития обследованного индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы.

Половая зрелость. Оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке: Волосы в подмышечных впадинах: Набухание сосков у мальчиков:Выступание кадыка: Перелом голоса: Развитие молочных желез у девочек:.

Скелетная зрелость . Основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостене­ния, сохранность или закрытие эпифизарных хрящевых зон роста, у младенцев - зарастание родничков на голове. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения компактного вещества кости (истончение), губчатого вещества (разрежение). В периоде старения как критерий биологического возраста используются проявления остеопороза и остеосклероза, остеофитоза (разрастания костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).

Оссификация скелета тесно связана с биологическим развитаем всего организма (длина тела, темпы роста, стадии по­лового созревания), а ее стадии ее приурочены к определенным; этапам онтогенеза.

Для оценки скелетной зрелости чаще всего используется определение индексов запястья и различных трубчатых костей на основе рентгенограмм.

Зубной возраст . Определяется на основании числа прорезав­шихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, у" взрослых - по состоянию стертости постоянных зубов.

Морфологическая зрелость . Оценивается на основании развития сопорно-мышечного аппарата - мышечной силы, выносливости, частоты движений.

Под психологической готовностью ребенка к школе, понимается уровень морфологического и функционального разви­тия, при котором требования системы обучения, нагрузки и новый режим дня не будут обременительны для будущего школьника,

С морфологической и психологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают уровень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточный для рначала школьного обучения.

23 Октября 2012

Жизнь на склоне
Не умирай раньше смерти! – этот девиз поэта по-своему используют психотерапевты

На вопросы ответственного редактора приложения «НГ-сценарии» Юрия Соломонова отвечает ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Ирина Рощина.

– Ирина Федоровна, кто-то из писателей однажды не без изящества сказал: «Каждый человек сам выбирает себе возраст». С вашей точки зрения, этот девиз может оказывать психотерапевтическое влияние на того, кто в него поверит?

– Думаю, да. Дело в том, что в практической работе психологи иногда встречают такие феномены. И обнаруживается, что есть люди, которые обладают самоощущением определенного возраста. Он может быть больше реального возраста или наоборот – меньше. Замечательная актриса Алла Сергеевна Демидова писала, что она всю сознательную жизнь чувствовала себя на сорок лет. Знаю человека уже почтенного возраста, который не раз говорил мне: «Как ни удивительно, но я все время ощущаю себя на 38 лет. Мне кажется, что это какой-то мой базисный возраст. Я когда и моложе был и когда стал старше этого возраста, все равно продолжаю себя ощущать в этом возрастном диапазоне».

Безусловно, это ощущение есть не у всех. Во всяком случае, восприятие человеком своего возраста в контексте всей жизни, к сожалению, исследовано в психологии недостаточно. Характеристика человеческого возраста возможна с разных позиций. Скажем, есть хронологический (паспортный) возраст – это тот срок, который вы на данный момент прожили. Есть биологический возраст, который определяется не паспортными данными, а состоянием различных систем организма и скоростью их возрастных изменений. То есть можно по совокупности биологических параметров, отражающих состояние сердечно-сосудистой, эндокринной и др. систем организма, узнать биологический возраст человека. Разные системы организма изменяются с возрастом в разном темпе. У кого-то раньше начинаются изменения в эндокринной системе, у кого-то в сердечно-сосудистой системе.

Есть еще понятие и психологического возраста, которое научно мало разработано. Это то, как человек себя ощущает в данный момент жизни. Пока анализ этих состояний сводится к метафорическим описаниям, таким как «бодрость духа», «ясность мысли» и т.д.

Подводя итог, можно сказать: если биологический возраст опережает хронологический, мы имеем дело с ускоренным старением. Если же все выглядит наоборот – мы говорим о том, что человек стареет медленнее и успешнее.

Важно понимать, что каждый из нас стареет индивидуально. Конечно, есть общие закономерности этого этапа жизни, но персонально на качества старости каждого из нас влияет то, как мы прожили предыдущие годы своей жизни. В этом контексте очень важно, как пожилой человек использует опыт предыдущих этапов своей жизни, и то, насколько он научился использовать сознательно или невольно наработанные стратегии саморегуляции для борьбы с теми изменениями, которые с годами в нас происходят. Если человек находит в себе и для себя различные способы саморегуляции и пользуется ими, то это приводит к гармоничному ощущению себя в старости. И в молодости, и при старении мы можем быть здоровыми или переносить болезни, что, конечно же, влияет на организм, психику, продолжительность жизни и на то ощущение возраста, о котором вы спросили.

– Можем ли мы при этом предполагать, что есть национальные, этнические особенности старения, возраста, отношения к старости?

– Конечно. Потому, что человек и его психика определяются биологическими, психологическими и социальными факторами. А это и образ жизни, и привычки, правила, стереотипы и даже предрассудки той среды, в которых протекает жизнь каждого из нас. Это все нельзя сбрасывать со счета. С другой стороны, есть биологические факторы, обуславливающие, скажем, генетическую предрасположенность к каким-то болезням, и это в итоге может проявиться как у жителя высокоразвитой страны, так и у того, кто живет в менее комфортной для существования среде.

Но, безусловно, еще и другое: общество, которое заботливо и ответственно относится к старению каждого своего гражданина, делает старость людей благополучной, обеспеченной и, если хотите, радостной. Тут огромную роль играют как материальные, так и моральные условия, а также уровень психологической культуры общества.

Кроме этого, если говорить о национальных особенностях, можно вспомнить, что в восточных культурах (а в России такие регионы представлены в полной мере) отношение к старикам традиционно замечательное. В человеке, прожившем долгую жизнь, окружающие априори видят мудреца, советчика, наставника. Отсюда уважение, внимание и даже послушание. Причем это соблюдается и по отношению к тем старцам, которые вовсе не обладают этими важными для своего возраста качествами и не являются носителем мудрости своего народа. Можно говорить, что при таких традициях и молодые, и зрелые люди чувствуют себя уверенно, зная, что в старости их ждет такое же уважение и понимание.

– А такое понятие, как «красивая старость», психология как наука признает и как-то комментирует?

– Это понятие связано, конечно же, не только с внешним видом старого человека, а скорее определяется особенностями личности и делами и достижениями человека. Если человек все предыдущие этапы своего существования развивался, сознательно работал над собой, то и в старости он живет интересно, активно, отыскивая для себя какие-то новые возможности, занятия, контакты. Это включает в себя и расширение круга интересов, и достижение новых реальных целей. Конечно, резкая смена образа жизни в определенном возрасте уже нежелательна. Но тот, кто набирал с годами мудрость и опыт, это и сам понимает. Главное, что таких людей не жизнь ведет, а они – ее. То, что личность может развиваться до конца жизни, доказано всеми исследованиями. Это во-первых. А во-вторых, если раньше между старостью и болезнью всегда ставился знак равенства, то есть преобладало отношение к старости как к болезни, то сегодня это представление начинает в обществе меняться. Хотя это процесс нелегкий. Например, еще нередко срабатывает странная целесообразность: стоит ли прилагать значительные усилия для лечения тех, кто все равно уже заканчивает свою жизнь.

– Вы хотите об этом поговорить?

– Это, конечно же, в корне неверная позиция. Ее нельзя оправдать ни профессионально, ни морально. Но в нашем обществе, мне кажется, с осуждением аморальности такого отношения к больным старым людям дело обстоит не лучшим образом. Помимо падения нравов сказываются многие социальные проблемы, превращающие пожилых людей в изгоев, лишних членов семьи и т.д.

– Но нередко у нас можно наблюдать активность пожилых людей в общественном поле. Взять те же митинги. Казалось бы, пассионарность, активность с годами уходит, но некоторые пожилые люди находят для себя некие компенсаторы, когда вдруг выходят на площадь – что-нибудь требовать или защищать…

– Тут все зависит от конкретного человека. Понимание перспективы жизни у пожилых людей иное. Оно ограничено продолжительностью оставшейся жизни, и поэтому нужно ставить перед собой реальные, выполнимые задачи. Но чувство долга перед родными, близкими, перед собой – оно никуда не исчезает. Вот оно и заставляет одних доводить до ума домашние, семейные дела, находить смыслы и цели именно в этом. А есть те, чье сознание всегда было включено в общественные сферы, и это тоже не исчезло. И вот такие старые активисты могут находить удовлетворение в митинге, собрании, встрече с депутатом, в публичной критике сложившегося порядка вещей…

– Понятно, что улучшить социальные условия для стариков, поднять пенсии ваша наука не в силах. Но все-таки какова роль психологии, психиатрии в поддержании этого слоя общества в нормальном психологическом, духовном состоянии?

– Врачи-психиатры занимаются лечением психических заболеваний в позднем возрасте. Есть даже такое направление в психиатрии – геронтопсихиатрия. Психиатры лечат весь спектр психических заболеваний у больных в позднем возрасте. Важной особенностью лечения больных в позднем возрасте является комплексный подход к больному. Потому что старость – это такой возраст, когда соматическая и психическая сферы человека находятся в тесном взаимодействии. Поэтому обострение любого хронического заболевания (желудка, почек, сердца) приводит к ухудшению психического состояния больного. И наоборот – если подлечить хроническое соматическое заболевание, то улучшается и психический статус пациента.

В проблемах старения есть, конечно, и психологическая составляющая. А значит, есть психологи, хотя их явно недостаточно, которые работают с пожилыми пациентами. Они хорошо знают психологические особенности нормального и патологического старения, владеют методами диагностики вариантов нормального и болезненного старения, проводят коррекционно-реабилитационные занятия, занимаются тренингом памяти и других функций, а также другими формами поддержки психического здоровья пожилых и старых людей.

Кстати, когнитивный тренинг необходим и здоровому стареющему человеку. Особенно это важно для тех, кому за 50. С этой возрастной черты уже требуются тренировка памяти, внимания, мышления. Это должно быть регулярной дополнительной нагрузкой, которые американцы образно называют «массажем мозга».

– У нас уже не вызывают зрительский смех фразы из американских фильмов вроде «Ты был сегодня у своего психотерапевта?» или «У тебя проблема? Ты хочешь об этом поговорить?»

– Я не хочу сказать, что у нас в этом смысле проблема психологической помощи достигла американских масштабов. Но, несмотря на то что личный психолог есть далеко не у каждого даже в Москве, возможность получения психологической помощи становится все более реальной. Это выражается прежде всего в том, что люди уже не боятся пойти на прием к психологу. К психиатру за лечением, конечно, пойдет не каждый. Остается довольно стойкое и несправедливое предубеждение против психиатрического лечения. Но обращаться за психологической помощью для себя и для детей стали многие.

Сложнее дело обстоит с пожилыми людьми. Они очень обделены психологической помощью и часто за ней приходят в поликлинику – к терапевту, невропатологу.

У нас была удачная научная программа, когда в обычной районной поликлинике был организован специальный кабинет для пожилых людей, который мы, чтобы никого не пугать, поименовали табличкой «психоневролог». В этот кабинет терапевты, другие специалисты направляли преимущественно пожилых людей с психическими проблемами. У них психиатры, психологи обнаруживали депрессивные расстройства и другие симптомы психического неблагополучия. С пациентами тщательно и внимательно работали психиатры и психологи, занимались лечением, психокоррекцией, психотерапией. Пожилым пациентам очень нравилось отношение к ним, они отмечали существенное улучшение качества своей жизни. Но потом, к сожалению, этот кабинет закрыли, и работа была прервана. При этом часть пациентов довольно долго после этого приезжала на амбулаторный прием к нам в НЦПЗ.

– Им важно было общение?

– Общение тоже. Но главным все-таки была профессиональная клинико-психологическая помощь. Мы же их консультировали, выписывали лекарства, психологи занимались с ними когнитивным тренингом, другими методами психотерапии. И то, что они к нам возвращались и очень высоко оценивали получаемую помощь, говорит об эффективности нашей работы и необходимости развития амбулаторной геронтологической службы.

– Я не сомневаюсь. Вы же специалисты. Но когда таковых поблизости нет, их место занимают шарлатаны, целители всего и вся. Одни просто изображают чудо-врачей, другие за счет ловких манипуляций втираются в доверие, и дальше, сами знаете, что происходит…

– Да, это действительно широко распространено. И никто эту, проблему серьезно не решает. Я могу говорить об этом как психолог. Это объясняется тем, что у многих пожилых людей снижаются критические возможности. Они становятся очень доверчивыми. Бдительность ослабевает, увеличивается вера в чудные исцеления и легкие способы что-то выиграть, получить дешевое и эффективное лекарство. Когда пожилые люди лишены возможности получать качественную медицинскую помощь, у них вольно или невольно возникает вера в чудесную таблетку от всех болезней. Но разумного человека, который стареет активно, критично, такими психологическими фокусами убедить невозможно.

– С другой стороны, и молодые люди попадаются на эти махинации! И все потому, что плохо образованны, легковерны. У меня есть пытливые студенты, которые читают много современной литературы. Приходит такой студент с новостью: «Слышали? Нашли лекарство против старения…»

– И мне приходится напоминать, что старение – это сложнейший системный процесс возрастных изменений во всех системах организма и никакой чудо-таблеткой его не замедлить и уж тем более не остановить. Гораздо более правильно утверждать, что к активной успешной старости нужно готовиться смолоду. Уровень образования, полученный в молодости, способность достигать поставленные цели, жизненный оптимизм – все это определяет качество старости, что подтверждается огромным числом примеров.

– Это верно. Но при этом нельзя обойти вопрос, который занимает всех людей: что с возрастом происходит с нашей памятью?

– С памятью происходят изменения, которые характерны и для других психических функций. По мере старения снижаются темп и объем психической деятельности, что сказывается на объеме запоминания новой информации, возрастает забывчивость на текущие события. То есть любой здоровый пожилой человек, как правило, признает, что память у него стала хуже. Причем память на прошлое остается хорошей, а вот события, только что произошедшие, запоминаются хуже. Но это не мешает нормальной жизни. Пожилые люди понимают, что они довольно быстро забывают элементы текущей жизни. Поэтому они применяют самые разные компенсаторные приемы – делают записи, кладут вещи на определенное место, снижают темп деятельности, тренируют память. А она действительно в определенных пределах поддается тренировке. Но, повторю, память на прошлое при нормальном старении практически не страдает. И произвольная память – тоже. Когда пожилой человек ставит себе задачу что-то запомнить, ему это неплохо удается. Да, требуется больше времени и усилий, но результат это оправдывает.

– Некоторые пожилые люди, например, учат стихи…

– Очень хорошо. Это как раз элементы когнитивного тренинга. Еще полезно работать с памятью на прошлое: вспоминать события, детали, даты. Также полезно тренировать память на текущие события, которая особенно подвержена возрастным изменениям. Поэтому все, что касается текущего запоминания – стихи, кроссворды, головоломки, загадки, решение задач и прочее, – несомненно, идет на пользу. Писать, читать, считать, запоминать – вся эта вербальная деятельность со словами чрезвычайно полезна. Главное, делать это в разумных объемах, предпочитая то, что больше нравится (с удовольствием!) и что имеет смысл для самого человека. Причем делать все надо не спеша. Тише едешь – больше запомнишь, я бы так перефразировала известную пословицу. Темп психической деятельности с возрастом снижается у всех. А импульсивное стремление к быстроте приводит к ошибкам, которые, естественно, раздражают и могут отвратить от действительно полезных занятий, снизить самооценку и т.д.

Я хочу подчеркнуть, что, безусловно, существует активное и успешное старение. Многое зависит от того, как человек прожил свою жизнь, как подготовился к старости, чем он в ней занят, какие нити связывают его с окружающими и с самим собой.

На мой взгляд, в шкале ценностей любого уходящего поколения на первом месте должно стоять и, я уверена, стоит чувство семьи, рода. Этот приоритет рождается из ощущения, понимания того, что ты еще можешь сделать для родных, близких. Многое решают чувства, из которых главное – это любовь. Тот, кто растет в атмосфере тепла, семейной гармонии, ощущает на себе любовь не только родителей, но и бабушек, дедушек, вырастает психологически более защищенным и психически здоровым. Роль старшего поколения в психическом здоровье последующих поколений семьи очень велика.

ТРИ ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА

Ученые (и не без основания!) считают: нельзя достоверно судить о возрасте человека лишь по числу прожитых им лет. Существует не один, а три возраста человека:

* Паспортный;
* Биологический;
* Психологический.

Паспортный , или хронологический, возраст указан в Вашем паспорте.

Биологический возраст характеризует объективное состояние физиологических систем организма и показывает, сколько Вам лет на самом деле.

Психологический возраст – это Ваше субъективное восприятие, насколько молодым Вы себя чувствуете.

И вот что интересно: совершенно не имеет значения, каков Ваш паспортный возраст! Он относителен и может очень сильно отличаться от биологического возраста человека, а также от его возраста психологического. Двадцать Вам лет или пятьдесят, эти цифры – условность, и говорят лишь о том, сколько раз вместе с планетой Земля Вы обернулись вокруг Солнца. Гораздо важнее возрасты биологический и психологический.

Чтобы определить биологический возраст, протестируйте себя по таблице доктора Сухова (кликните по таблице, чтобы увеличить):

Выполните все 11 тестов. Затем заполните вторую таблицу своими результатами и проставьте против каждого результата тот возраст, который ему соответствует по таблице доктора Сухова:

Набранные Вами цифры возрастов сложите и разделите полученную сумму на 11. Это и будет Ваш биологический возраст. Можно выполнить не все тесты, а хотя бы некоторые из них, и тогда полученную сумму необходимо разделить не на 11, а на количество выполненных тестов.

Что делать, если результаты Вас не порадовали? – не расстраиваться: биологический возраст — не приговор! Помолодеть можно, для этого достаточно лишь изменить свой образ жизни: питайться правильно, высыпаться, почаще бывать на свежем воздухе и побольше двигаться (например, начните делать зарядку).

И еще: к резкому старению организма приводит хронический стресс. Если устранить его причину, а это вполне возможно при желании, все параметры, характеризующие возрастные изменения, как правило, улучшаются и человек объективно «молодеет». Ведь физическое состояние организма в огромной степени зависит от условий среды и образа жизни человека:

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАШЕ ЗДОРОВЬЕ?

А через две недели вновь пройдите тесты – и Вы наверняка увидите разницу. Возрастные показатели – перед Вами, натренируйте себя хоть до 20-летнего уровня!

Но это ещё не всё! Биологический возраст человека также очень зависит от возраста психологического, который определяется возрастом его души. Каждый наверняка знает людей, сумевших до весьма преклонного возраста (паспортного) сохранить юношескую энергию и свежесть восприятия жизни.

Бывает и наоборот: сравнительно молодой человек уже тяготится грузом прожитых лет и жить ему скучно, тяжело, он чувствует себя то ли слишком старым, то ли слишком взрослым…

Определить Ваш психологический возраст поможет методика
«Из прошлого — в будущее»:

Возьмите карандаш и лист бумаги и проведите на нем прямую линию – это будет линия Вашей жизни. Обозначьте её начало и конец. И отметьте также точку, в которой, как Вам кажется, Вы находитесь сейчас, например так:

Теперь вспомните все значимые события Вашей жизни: как хорошие, радостные, так и грустные. Все. Школа, учёба в вуз, рождение ребёнка или внука, свадьба, какая-то значимая встреча, развод, путешествие. Поставьте точки, соответствующие этим событиям, на первом отрезке, который является Вашим прошлым. Чем значимее событие, тем жирнее должна быть точка.

Теперь на отрезке, который является Вашим будущим, отметьте события, которые Вы планируете, которые с Вами ещё произойдут.

Если больше событий будущих – всё в порядке: у Вас много планов, Вы молоды душой! Если же больше событий прошлых, всё самое хорошее, похоже, у Вас уже в прошлом.

И вот что важно: психологический возраст влияет на возраст биологический, и чем более молоды Вы душой, тем более молодо и здорово Ваше тело. Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов — лишь от Вас самих зависит, обладаете Вы этим или всё уже куда-то подевалось.

Как и биологический, психологический возраст – тоже не приговор: можно изменить биологический возраст и помолодеть телом; можно изменить психологический возраст и помолодеть душой.

Как это сделать? – начните с трёх самых важных вещей:

1. Начать ставить цели. Чтобы запланировать себе на будущее побольше интересных и ярких событий. Поставить перед собой амбициозные цели и наметить шаги по их осуществлению: конкретные дела. Взять новый лист бумаги и отметить эти события жирными точками на своём грядущем жизненном пути.

2. Начать побольше двигаться. Заняться, к примеру, танцами! Это может быть классический танец, народный, брейк или танец живота. Танцевать можно дома в одиночестве – просто включить музыку и начать двигаться! Или записаться в группу. С каждым движением, пусть и неловким, Вы будете уменьшать свой психологический возраст, а с ним и биологический, реальный. Заниматься можно чем угодно: танцами, бегом, плаванием, лыжами или коньками или просто пешими прогулками на свежем воздухе — главное, двигайтесь побольше! Это — второе.