Домой / Мочевой пузырь / История развития фермерских хозяйств в россии. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его основные черты

История развития фермерских хозяйств в россии. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его основные черты

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его основные черты

История зарождения крестьянских (фермерских) хозяйств

Зарождение хозяйств, которые мы сейчас называем крестьянские (фермерские) хозяйства началось в России со Столыпинской аграрной реформы. Ее суть состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства.

Столыпинские преобразования в деревне были неоднозначно восприняты практически всеми слоями российского общества, в том числе самим крестьянством, мировоззрение которого строилось на понятиях соборности, общинности.

В результате реформы в большинстве регионов России субъектом права собственности на землю становилась община, а в некоторых районах - крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получили право наследования земли.

В 1910 году 43 процента орудий вспашки почвы составляли сохи. На всю страну насчитывалось всего 187 тракторов. В 1901 - 1905 годах по 50 губерниям среднегодовая урожайность пшеницы составляла 45 пудов с десятины (1,09 га), а в 1906 - 1910 годах - 42,7 пудов, т.е. снизилась и была в четыре раза меньше, чем в Англии, и в два раза меньше, чем во Франции.

Согласно переписи 1912 года 31,5 процента крестьянских хозяйств были безлошадными, поэтому удобрения (в виде навоза) при правильном использовании могло бы хватить лишь на 15 процентов посевов.

Произошедшие затем революционные события привели к полному уничтожению зарождавшегося слоя фермерских хозяйств, да и о передаче земли в собственность крестьян пришлось забыть на многие годы.

Революция 1905 - 1907 гг. показала всю обреченность и опасность общинного строя. В период с ноября 1905 г. по май 1911 г. был предпринят ряд мер, направленных на ослабление, а затем на полное прекращение выкупных платежей, ликвидацию общинного землевладения, предоставление права отдельным домохозяевам требовать обязательного выдела их надела в частную собственность. В истории эти преобразования получили название Столыпинской аграрной реформы. Они были рассчитаны на 20 лет, осуществлялись - 10, из которых 7 приходилось на мирное время. Одним из важнейших результатов реформы Столыпина стало создание слоя предприимчивых крестьян.

Революционные события 1917 г. и последующих годов, прежде всего, национализация земли, политика военного коммунизма, гражданская война, подорвали экономическую основу крестьянских хозяйств. В период новой экономической политики наблюдалось некоторое оживление развития крестьянских дворов. Но в конце 20-х годов XX века на смену двору крестьянскому пришел двор колхозный.

Между крестьянским и колхозным двором существовали серьезные различия, обусловленные изменениями всей экономической системы. Одной из основных характеристик правосубъектности крестьянских дворов является право на ведение предпринимательской деятельности, включая производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и получение прибыли. В рамках данных правомочий крестьянские дворы были самостоятельными экономическими и юридическими субъектами, приобретали права и несли соответствующие обязанности.

Политические и экономические изменения советского периода не могли не сказаться на праводееспособности крестьянского двора. Советское государство, учитывая исторически сложившуюся форму аграрного производства - крестьянский двор, не пошло по пути полной ликвидации двора как семейно-трудовой общности граждан. Была сохранена определенная обособленность имущества, ответственность двора по обязательствам, заключенным его членами от имени двора, другие особенности. В то же время крестьянский двор, как с экономической, так и с юридической точек зрения потерял предпринимательское содержание и стал носить подсобный характер. О формально сохраненном в законодательстве праве вести индивидуально-трудовую деятельность на практике говорить не приходилось. В юридической литературе колхозный двор того времени характеризовался как форма ведения подсобного хозяйства. Это обстоятельство являлось ключевой характеристикой правосубъектности колхозного двора.

С конца 80-х годов 20 века в России началось возрождение фермерского уклада. На сегодняшний день можно с уверенностью сделать вывод о том, что крестьянские (фермерские) хозяйства в экономике нашей страны состоялись, стали реальностью, с которой надо считаться.

В числе проблемных вопросов, затрудняющих развитие крестьянских хозяйств, особое место занимает тема правосубъектности крестьянского хозяйства. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определял крестьянское хозяйство самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица. При этом имущество хозяйства принадлежало членам хозяйства на праве общей долевой собственности. Это обстоятельство стало предметом обоснованной критики со стороны ученых, суть которой сводилась к отрицанию в организационно-правовой форме - фермерское хозяйство - признаков, позволяющих отнести его к юридическому лицу.

С введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ фермерское хозяйство не может создаваться как юридическое лицо. Гражданский кодекс РФ установил лишь основы прав и обязанностей граждан, желающих заниматься фермерством, поэтому статус хозяйства долгое время оставался неопределенным.

При изучении правосубъектности фермерского хозяйства наибольший интерес вызывает вопрос о том, кто является носителем прав и обязанностей хозяйства, носителем юридических свойств данного субъекта.

Принятие нового Земельного кодекса, Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Закона "О несостоятельности (банкротстве)" требует научного осмысления данных нормативных актов и подготовки разъяснений для их практического применения.

После провозглашения в 1990 - 1992 годах аграрной и земельной реформ начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которых были направлены действия реформаторов. Однако процесс перевода сельского хозяйства на рыночные рельсы шел сложно и противоречиво.

Начало этим преобразованиям положило принятие в 1990 году II Съездом народных депутатов Российской Федерации Постановления "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса", Закона "О социальном развитии села", принятие в 1990 - 1991 годах Верховным Советом Российской Федерации Земельного кодекса РСФСР, Законов "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О плате за землю", а также вступление в силу Постановлений Совета Министров РСФСР от 29.12.1991 №86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 04.02.1991 №9 "О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов". Этими нормативными правовыми актами были определены три важнейших направления преобразований в аграрном секторе: организационно-экономическое, социальное и правовое.

В 1991 году были сделаны первые практические шаги в формировании многоукладной аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство - малая форма агробизнеса на семейной основе. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 264 тысяч фермерских хозяйств, за ними закреплено 14,3 миллиона гектаров земли.

Однако их значимость в производстве сельскохозяйственной продукции невелика. В структуре валовой продукции сельского хозяйства на их долю приходится не более 4 процентов. Конечно, проблема становления фермерских хозяйств в Российской Федерации имеет не только экономические, но внеэкономические аспекты. Создание слоя конкурентоспособных фермерских хозяйств возможно лишь при условии решения комплекса задач: экономических, правовых и социально-демографических.

Без разработки концепции повышения эффективности фермерских хозяйств невозможно говорить об их конкуренции с крупными производственными формами.

Исторические, геополитические и экономические условия функционирования российского аграрного сектора России таковы, что фермерский уклад не может быть доминирующим, как в западных странах. Однако и в России семейные фермерские хозяйства при определенных условиях могут стать значимой составляющей частью многоукладной аграрной экономики. Потенциал для развития фермерства в России существует. Социальная база формирования фермерских хозяйств перед началом аграрной реформы в Российской Федерации составляла около 5 - 6 процентов от трудоспособного населения деревни, т.е. примерно 1,2 миллиона человек.

Результаты научных исследований выявили преимущества и недостатки такой организационно-правовой формы, как фермерское хозяйство. Преимущества фермерских хозяйств обусловлены их семейной самоорганизацией, что позволяет оперативно принимать управленческие решения, готовить кадры в самом хозяйстве. Не последнее место занимает и высокая мотивация производительного труда. К недостаткам можно отнести сравнительно короткий срок существования, зависимость циклов развития фермерского производства от возраста главы хозяйства, опасность возникновения конфликтных ситуаций внутри семьи главы хозяйства. Фермерские хозяйства чаще всего создаются сельскими жителями, которые ранее работали в сельскохозяйственной сфере. Большинство глав фермерских хозяйств были руководителями колхозов (совхозов) или специалистами в области сельского хозяйства, многие - механизаторами.

Остается острой и проблема совершенствования правовой базы для создания и регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Уже в 1994 году, после того как начал действовать новый Гражданский кодекс Российской Федерации, прежний Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" мог применяться только в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2001 году вступил в силу новый Земельный кодекс Российской Федерации. В 2002 году был принят Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Поэтому требовалась корректировка либо принятие новой редакции Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Прежде всего необходимо было уточнить понятийный аппарат, само определение крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом его специфики.

Фермерский бизнес имеет семейно-предпринимательскую природу и отличается сравнительно небольшими размерами. Эти особенности обусловливают применение принципиально иных подходов и методик для обоснования целесообразности ведения фермерского производства, его планирования и оценки эффективности по сравнению с теми, которые адаптированы для крупных сельскохозяйственных предприятий. Фермерское хозяйство - это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе человеческими, финансовыми, техническими и природными), планирование и прогнозирование. По существу, фермерское хозяйство - это форма коммерческой организации ведения сельского хозяйства на семейной основе с постоянной занятостью его главы и возможным привлечением наемного труда, в которой стоимость товарной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов от общей денежной выручки.

Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. В отличие от фермерских хозяйств они имеют потребительский характер, архаичны и консервативны, обладают иным мотивационным механизмом. Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции преимущественно ориентирована на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведения официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Перечисленные особенности фермерских хозяйств, выявленные на основе обобщения опыта их создания и функционирования, и дали повод говорить о необходимости уточнения правовой дефиниции крестьянского (фермерского) хозяйства, сформулированной в старой редакции Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Прежнее определение не давало возможности четко разграничить данную организационно-правовую форму от других форм сельскохозяйственного производства. Также в соответствии со сложившимися реалиями требовалось уточнить порядок создания фермерского хозяйства и предоставления земельного участка, необходимого для деятельности такого хозяйства; перечень прав и обязанностей членов хозяйства, а также полномочий его главы. Важно было в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации скорректировать нормы, регулирующие имущественные отношения в фермерском хозяйстве, а также в случаях прекращения его деятельности.

Все эти вопросы разъясняются в 23 статьях, сгруппированных в 9 глав новой редакции Федерального закона от 11.06.2003г. №74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Закон был подписан Президентом Российской Федерации 11 июня 2003 года и вступил в силу со дня официального опубликования (17 июня 2003 года).

Действие в Российской Федерации самостоятельного Закона о крестьянских хозяйствах обусловлено несколькими причинами. В числе первых можно назвать то, что крестьянские хозяйства, как уже было сказано, были воссозданы в начале аграрной реформы и для их организации требовалась определенная правовая база. Другими причинами являются особый состав крестьянских хозяйств, специфика имущественных отношений и в определенной степени организации работ в таком хозяйстве. Родственные отношения между членами хозяйства являются определенным препятствием для установления законом достаточно жесткого, формального подхода к организации отношений между участниками, как это предусмотрено для коммерческих организаций. В то же время, поскольку хозяйство создается для ведения товарного производства, получения прибыли, права участников такой деятельности и гарантии получения доли доходов каждым из членов хозяйства должны быть обеспечены законом.

В настоящее время в Российской Федерации действует до 264 тысяч крестьянских хозяйств. В них занято около 1 млн. человек, ими обрабатывается 18,4 млн. га земли. Таким образом, Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имеет свою заинтересованную "аудиторию".

Итак, закон о крестьянском хозяйстве не охватывает и не должен охватывать все вопросы участия такого хозяйства в правовых отношениях. Он содержит ряд специальных норм об организации хозяйства, правовом режиме имущества и порядке деятельности хозяйства. На граждан, ведущих крестьянское хозяйство, участвующих в гражданских, земельных, финансовых и иных правовых отношениях, в равной мере распространяются нормы отраслевого законодательства.

Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства

дипломная работа

1.1 История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств

В России начало ведению крестьянских (фермерских) хозяйств положила Столыпинская аграрная реформа, суть которой состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства История государства и права России/ Под ред.Власова В.И.- Ростов-на-Дону. Феникс.2005.- С. 133. .

В 1910 году 43 процента орудий вспашки почвы составляли сохи. На всю страну насчитывалось всего 187 тракторов. В 1901 - 1905 годах по 50 губерниям среднегодовая урожайность пшеницы составляла 45 пудов с десятины (1,09 га), а в 1906 - 1910 годах - 42,7 пудов, т.е. снизилась и была в четыре раза меньше, чем в Англии, и в два раза меньше, чем во Франции История государства и права России/ Под ред. Титова Ю.П.-М. Юрайт.- С. 127. .

Согласно переписи 1912 года 31,5 процента крестьянских хозяйств были безлошадными, поэтому удобрения (в виде навоза) при правильном использовании могло бы хватить лишь на 15 процентов посевов Там же. .

Столыпинские преобразования в деревне были неоднозначно восприняты практически всеми слоями российского общества, в том числе самим крестьянством, мировоззрение которого строилось на понятиях соборности, общинности.

Произошедшие затем революционные события привели к полному уничтожению зарождавшегося слоя фермерских хозяйств, да и о передаче земли в собственность крестьян пришлось забыть на многие годы.

После провозглашения в 1990 - 1992 годах аграрной и земельной реформ начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которых были направлены действия реформаторов. Однако процесс перевода сельского хозяйства на рыночные рельсы шел сложно и противоречиво.

Начало этим преобразованиям положило принятие в 1990 году II Съездом народных депутатов Российской Федерации Постановления "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 1.- ст. 5. , Закона "О социальном развитии села" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 30.- ст. 411. , принятие в 1990 - 1991 годах Верховным Советом Российской Федерации Земельного кодекса РСФСР Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 22.- ст. 768. , Законов "О земельной реформе" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 26.- ст. 327. , "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 26.- ст. 324. , "О предприятиях и предпринимательской деятельности" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 30.- ст. 418. , "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 26.- ст. 878. , "О плате за землю" Ведомости СНД и ВС РФ.- 1991.- № 44.- ст. 1424. , а также вступление в силу Постановлений Совета Министров РСФСР от 29.12.1991 № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" СП РФ.- 1992.- № 1-2.- ст. 9. . Этими нормативными правовыми актами были определены три важнейших направления преобразований в аграрном секторе: организационно-экономическое, социальное и правовое.

В 1991 году были сделаны первые практические шаги в формировании многоукладной аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство - малая форма агробизнеса на семейной основе. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 264 тысяч фермерских хозяйств, за ними закреплено 14,3 миллиона гектаров земли Уткин Б. Уточнение площади земельного участка // "эж-ЮРИСТ".- 2004 . -№ 29.- С.11. .

Однако их значимость в производстве сельскохозяйственной продукции невелика. В структуре валовой продукции сельского хозяйства на их долю приходится не более 4 процентов Калинин Н.И., Удачин А.А. Постатейный Комментарий к Федеральному Закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» - М. Международная академия оценки и консалтинга. 2004. - С. 46. . Конечно, проблема становления фермерских хозяйств в Российской Федерации имеет не только экономические, но внеэкономические аспекты. Создание слоя конкурентоспособных фермерских хозяйств возможно лишь при условии решения комплекса задач: экономических, правовых и социально-демографических.

Без разработки концепции повышения эффективности фермерских хозяйств невозможно говорить об их конкуренции с крупными производственными формами.

Исторические, геополитические и экономические условия функционирования российского аграрного сектора России таковы, что фермерский уклад не может быть доминирующим, как в западных странах. Однако и в России семейные фермерские хозяйства при определенных условиях могут стать значимой составляющей частью многоукладной аграрной экономики. Потенциал для развития фермерства в России существует. Социальная база формирования фермерских хозяйств перед началом аграрной реформы в Российской Федерации составляла около 5 - 6 процентов от трудоспособного населения деревни, т.е. примерно 1,2 миллиона человек Гаврилюк А. Четырехкратный президент//Российская газета.- 2003.- 4 марта. .

По данным Госкомстата, по состоянию на начало марта 2003 г. в России насчитывалось всего 264 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (причем за предшествующие шесть лет их количество не увеличивалось) Гаврилюк А. Четырехкратный президент//Российская газета.- 2003.- 4 марта. .

До введения в действие нового Закона на федеральном уровне было принято немало актов, посвященных поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств. Среди таких актов, содержащих нормы права, следует назвать Указ Президента РФ от 27.07.1993 г. № 1139 "О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов" САПП РФ.- 1993.- № 31.- ст. 2928. , а также правительственные и ведомственные акты. К ним относятся, например, постановление Совета Министров РСФСР от 04.01.1991 г. № 9 "О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов" СП РСФСР.- 1991.- № 7.- ст. 105. (действующее с изменениями от 09.04.1992 г., 13.04.1993 г); постановления Правительства РФ от 21.02.1996 г. № 165 "О государственной поддержке фермерских страховых компаний" СЗ РФ.- 1996.- № 9.- ст. 810. ; постановление Правительства РФ от 18.12.1996 г. № 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы" СЗ РФ.- 1997.- № 1.- ст. 157. (с изменениями от 27.08.1999 г); постановление Правительства РФ от 03.05.1999 г. № 481 "О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году" СЗ РФ.- 1999.- № 19.- ст. 2348. ; постановление Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве" СЗ РФ.- 2000.- № 50.- ст. 4906. ; постановление Правительства РФ от 02.03.2004 г. № 121 "О возмещении из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2003-2004 годах в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на срок до 5 лет" Российская газета.- 2004.- 16 марта. и др.

Субъекты Российской Федерации также осуществляют нормотворчество, направленное на поддержку фермерских хозяйств. Например, в Самарской области это закон от 11.02.2004 № 17-ГД (в ред. от 07.07.2005года)"Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года" Волжская коммуна.- 2004.- 13.февраля. .

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обязаны также оказывать поддержку фермерским хозяйствам в соответствии с законодательством о малом предпринимательстве.

Как показывает анализ законодательства государство уделяет немало внимания вопросам развития и поддержки предпринимательства на селе. Это делается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Понятие и характеристика крестьянских (фермерских) хозяйств

Земельные отношения - это важнейшая часть сферы общественных отношений, связанных с особым объектом, землей. В разные периоды времени (в периоды подготовки реформ 1861, 1906, 1918 гг.) земельный вопрос вызвал острейшие споры...

Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан. Данное понятие часто используется в законодательстве о некоммерческих организациях, и у читателя может сложиться впечатление...

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Членами крестьянского (фермерского) хозяйства являются супруги и их дети, усыновленные (удочеренные) дети, родители и другие близкие родственники, совместно ведущие хозяйство (п.1 ст.1 Закона РК „О крестьянском (фермерском) хозяйстве“)...

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Возникновение права собственности связывается с наступлением определенных юридических фактов, именуемых основаниями приобретения права собственности, не исчерпывающий перечень которых содержится в главе 13 ГК РК...

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством...

Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

Действующее законодательство предусматривает несколько видовправ, на которых может базироваться использование земли сельскохо-зяйственными предприятиями: собственность, бессрочное (постоянное)пользование, временное пользование, аренда...

Зарождение хозяйств, которые мы сейчас называем крестьянские (фермерские) хозяйства началось в России со Столыпинской аграрной реформы. Ее суть состояла в том...

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

В действующем Федеральном законе "О крестьянских (фермерских) хозяйствах" по сравнению с Законом РСФСР 1990 г. существенно изменился подход к вопросам права на создание крестьянского хозяйства. Во-первых...

Товарищество как один из видов коммерческих организаций в Российской Федерации

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство 1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23)...

К условиям изъятия земель из крестьянских (фермерских) хозяйств относятся: ? использование земельного участка не по назначению данной категории земель и разрешенным использованием способами; ? причинение вреда земле как природному...

Условия и порядок изъятия земель из крестьянских (фермерских) хозяйств

Земельные участки изымаются, при условии непроведения устранения правонарушений в срок...

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином.

После провозглашения в 1990 - 1992 гг. аграрной и земельной реформы начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которой были направлены действия реформаторов.

Однако процесс формирования сельского хозяйства шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании укладов аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство - малая форма агропромышленного бизнеса на семейной основе.

Фермерское хозяйство - это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими), планирование и прогнозирование1.

Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. Они, в отличие от фермерских хозяйств, носят потребительский характер, обладают иным мотивационным механизмом.

Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи, с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции ориентирована преимущественно на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведение официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Крестьянское хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства характеризуется следующими признаками:

во-первых, оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и граждан, объединившихся для осуществления сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью;

во-вторых, выступает в качестве односубъектного формирования самостоятельно хозяйствующего субъекта и носителя прав и обязанностей;

в-третьих, субъект предпринимательской деятельности1

Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии2.

В соответствии с действующим законодательством фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ.

В деятельности крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, связанные с осуществлением сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью, но и коммерческие задачи, направленные на получение прибыли. Поэтому закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство всем комплексом прав и обязанностей, которые необходимы ему для осуществления частной предпринимательской деятельности.

Особая природа крестьянского хозяйства выражается также в наделении его правами юридического лица. В современных условиях в соответствии с господствующим в теории гражданского права и практике взглядом свойство юридического лица за крестьянским хозяйством отрицается. Этот взгляд нашел отражение и в ГК РФ и в Законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которые не признают за такими хозяйствами статуса юридического лица.

Крестьянское хозяйство -- хозяйственная организация особого рода, которая ведется, по общему правилу, либо отдельным гражданином, либо семьей. Крестьянская семья наиболее простая, широко распространенная организационно-правовая форма крестьянского хозяйства.

Легальным определением подчеркивается, что крестьянское хозяйство, с одной стороны, основано на семейно-родственных связях лиц, ведущих совместную сельскохозяйственную деятельность, с другой стороны, это семейно-трудовое объединение лиц, занятых частной предпринимательской сельскохозяйственной деятельностью.

На такой основе создавались крестьянские хозяйства в дореволюционной России, законодательство которой рассматривало крестьянский двор не только в качестве родственного, но и трудового союза. В юридической литературе того времени являлся господствующим взгляд, согласно которому «право на семейное имущество или его долю определяется как началом кровного родства, так и трудовым началом...» Противоположную трактовку социальной и юридической природы крестьянского двора давал Правительствующий Сенат, который, опираясь формально на крестьянские обычаи, а по существу, по политическим мотивам в противоположность индивидуальной собственности, закрепленной X томом Свода законов Российской империи, признавал, что семья по смыслу обычного крестьянского права не есть родственный союз, а является трудовым союзом. Соответственно домохозяин рассматривался как представитель коллектива, а не как правомочный собственник. Фактически власть домохозяина была неограниченной: она распространялась не только на имущественные отношения, но и самих членов семьи. Такое объяснение юридической сущности крестьянского двора вполне соответствовало самодержавному режиму государственной власти1.

Практика дореволюционного Сената подвергалась обоснованной критике в дореволюционной юридической литературе, в которой предпринимались попытки еще до Указа от 9 ноября 1906 г. распространить положения X тома Свода законов Российской империи об индивидуальной собственности на имущественные отношения в крестьянской семье. После реализации Указа от 9 ноября 1906 г. эта позиция стала господствующей в юридической литературе. Вот как, например, характеризовал юридическую сущность крестьянского двора проф. А.А. Леонтьев. «Право потомственного пользования подворным наделом определяется не одними родственными отношениями крестьян между собой, но и принадлежностью к составу той рабочей семьи, на имя домохозяина которой выдана данная». Такое понимание юридической сущности крестьянского двора базировалось на Указе от 9 ноября 1906 г., который порвал с сенатской теорией крестьянского двора как трудового союза, а также общей семейной собственностью двора и стал на позицию личной семейной собственности домохозяина, вышедшего из общины.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. (ст. 65) характеризовал крестьянский двор как семейнотрудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство.

Современная юридическая практика содержит также много доводов в пользу юридической конструкции крестьянского хозяйства как семейно-трудового объединения крестьян, занятых частным предпринимательством в сфере сельского хозяйства.

На основе такой конструкции вопросы, связанные с регулированием земельных, имущественных, трудовых отношений, возникающих на почве совместной трудовой деятельности членов крестьянской семьи, должны быть отнесены к сфере законодательства о крестьянском хозяйстве. Право членов крестьянского хозяйства по отношению к имуществу определяется нормами права, учитывающими как начало семейного родства, так и трудовые отношения.

Вместе с тем закон допускает существование крестьянских хозяйств, которые ведутся группой лиц, не связанных семейно-родственными связями, но объединившихся для совместной сельскохозяйственной деятельности. При таком широком понимании состава крестьянского хозяйства возникает вопрос, чем отличаются эти коллективы от иных сельскохозяйственных предприятий, которые могут выступать по законодательству участниками рыночных аграрных отношений. Эта двойственность положения крестьянского (фермерского) хозяйства вызывает противоречивые объяснения его сущности. При обобщенном и неполном регулировании деятельности крестьянских хозяйств, созданных группой граждан, возникают и другие затруднения. В основном они связаны с тем, что участники гражданского оборота не имеют представлений, с кем они должны иметь дело в гражданском обороте. Неопределенным остается также вопрос о том, кто является собственником имущества, на каких основаниях оно закреплено за группой граждан, не связанных между собой семейно-родственными отношениями? Можно ли считать при определенных условиях крестьянское (фермерское) хозяйство сельскохозяйственным товариществом или кооперативом?

Положения, касающиеся социальной и юридической природы крестьянских хозяйств, дополнены, уточнены, видоизменены в законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1.

При этом не исключается возможность использования и иных юридических конструкций группы граждан, в частности, совместной деятельности без создания юридического лица. Наряду с этим ГК РФ. предусматривает создание членами крестьянского хозяйства на базе имущества хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива2.

Понятие «крестьянское хозяйство» законодательство связывает не только с формой сельскохозяйственного предприятия, но и с земельной собственностью, арендой сельскохозяйственных земель, земельным оборотом, организацией земельной территории. Вопрос о правовом режиме земель крестьянского хозяйства решен, в сущности, п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве. Здесь говорится о таких титульных земельных правах граждан, ведущих крестьянское хозяйство, как право аренды, пожизненного наследуемого владения землей или собственности на земельный участок. Земельный участок может входить в состав недвижимого имущества крестьянского хозяйства по разным правовым основаниям: часть земли -- в качестве частной собственности гражданина, которому выдано свидетельство о праве собственности на землю; другая --- в качестве пожизненного наследуемого владения; третья -- по договору аренды.

Закон РФ. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» подтверждает значение института пожизненного наследуемого владения земельным участком, устанавливает правило о том, что граждане, имеющие на момент вступления этого Закона в силу земельные участки, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей указанные нормы. С введением в действие в. ГК РФ российский законодатель вновь подтвердил существование таких титульных земельных прав граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, как право пожизненного наследуемого владения землей граждан. Оно закреплено не только в гл. 17 ГК РФ, но и в ст. 216 ГК РФ, которая к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, относит и право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В соответствии с этим можно заключить, что несмотря на отсутствие каких бы то ни было упоминаний в действующем ЗК РФ о пожизненном наследуемом владении, крестьянское (фермерское) хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, его ведущих, осуществляет частную предпринимательскую деятельность либо как собственник, либо как землевладелец, либо как арендатор земельного участка.

Ответ на вопрос, почему именно гражданин, изъявивший желание создать крестьянское хозяйство и обратившийся с заявлением в соответствующие органы о предоставлении ему земельного участка, признается собственником земельного участка, содержится в ст. 7 Земельного кодекса. Она предусматривает, что граждане имеют право на получение в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства. Если оставаться на позициях действующего законодательства, то надо признать обоснованным запрет на выдел земельного участка при выходе из состава крестьянского хозяйства, передачу в наследство земли наследникам, не являющимся членами крестьянского хозяйства (ст. 11, 26 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»)1.

Дореволюционное правовое регулирование земельно-имущественных отношений периода П.А. Столыпина также базировалось на теории личной собственности домохозяина на имущество семьи.

В основе юридических конструкций земельноправных институтов на первом этапе земельной реформы лежит право собственности на земельный участок главы крестьянского хозяйства. Закон признавал земельные участки, находящиеся в подворном владении, а также усадебные участки при общинном владении личной собственностькьдомохозяина. Таким образом, российское законодательство еще в начале XX в. отказалось от семейной собственности и коллективной формы землевладения, закрепив право личной собственности домохозяина и общей собственности в качестве основных институтов гражданского и земельного права. Все это сближало владение домохозяина с общими положениями частного гражданского права, хотя при нарушении нормальной жизни крестьянского двора, например, в случае смерти главы семьи, при семейных разделах, суды руководствовались обычным крестьянским правом.

На втором этапе земельной реформы по требованию V съезда АККОР в новый проект закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» были внесены изменения, относящиеся к правовому режиму фермерских земель. Эти изменения заключаются в закреплении права общей собственности на земельный участок не за главой, а за всеми членами крестьянского хозяйства, объединившимися для осуществления частнопредпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Аналогичное решение вопросов о земельной правосубъектности крестьянского (фермерского) хозяйства дано в ст. 267 ГК РФ, закрепившей общую собственность на землю членов крестьянского хозяйства (совместную или долевую -- по договору между его членами).

Однако положение о трудовом характере землевладения не может рассматриваться в качестве безусловного принципа организации труда крестьянского хозяйства. Владелец земли (собственник, арендатор), занятый частным предпринимательством на селе, как любой предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке, может осуществлять свою деятельность с привлечением наемного труда (ст. 23,257 ГК РФ).

Применение наемного труда в крестьянском хозяйстве имеет ряд специфических особенностей, которые закреплены ст. 22 Закона о крестьянском хозяйстве. Хозяйству разрешается использовать наемный труд в случае производственной необходимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия применения наемного труда определяются договорами крестьянского хозяйства с гражданами об использовании их труда.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпринимательстве.

Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств - ведение товарного сельскохозяйственного производства.

Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Итак, крестьянское (фермерское) хозяйство -- семейно-трудовое объединение лиц, занятых частным аграрным предпринимательством и осуществляющих на принципах коммерческого расчета товарное производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции на основе собственного капитала с использованием земельных участков, переданных в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду членам данного хозяйства, с применением собственной, а в определенных пределах также наемной рабочей силы1.

труд сельскохозяйственный фермерский

Сельское хозяйство в Российской Империи - тема политизированная.

До революции это была важная часть революционной агитации, а после переворота упоительные истории про нищету деревни использовались, чтобы загнать крестьян в колхозы. Поскольку тема вывернута пропагандистами, она нуждается в тщательном разборе. Посмотрим на самые популярные мифы.

Если говорить об общем положении, то здесь всё очевидно: Россия на 1913 год занимала 1-е место в мире по экспорту яиц, 2-е место по экспорту пшеницы (в 1910–1912 годах - первое), 2-е место по экспорту масла, 4-е место по экспорту кукурузы.

А теперь разберём каждый миф в отдельности.

Миф первый: сельское хозяйство было отсталым и неэффективным

Эффективность земледелия можно оценить по валовому сбору продукции. Имеющиеся у нас данные из отчетов Центрального статистического комитета за 1883–1915 годы наглядно демонстрируют увеличение урожайности, например, зерновых хлебов. Так, в 80-е годы XIX века средняя урожайность составляла 2,2 млн пудов, в 90-е годы уже 2,9 млн пудов, а в ХХ веке и до начала Первой мировой - 3,3 млн пудов. Проще говоря, в первое десятилетие правления Николая II урожайность выросла на 32% по сравнению с правлением его отца Александра III, а во второе десятилетие николаевского правления урожайность была выше уже на 50%.

Урожайность отдельных культур увеличилась ещё сильнее. Например, к 90-м годам гречки стали собирать больше на 27%, в начале века - на 62%.

Выросла и урожайность с отдельно взятой десятины. Если в начале правления Александра с десятины собирали 29,7 пудов ржи, то к 1914 году уже 42,4 пуда. Аналогичная ситуация была и с остальными культурами: например, гречки с одной десятины собирали 10,5 пудов, а к 1914 году - 27 пудов.

Значительный рост нельзя объяснить случайными факторами вроде благоприятной погоды - речь идет о стабильном и поступательном росте на протяжении 30 лет.

Если сравнивать среднюю урожайность пшеницы с десятины с другими державами, то Россия, несомненно, уступала ведущим странам. В России в среднем собирали с десятины 70 пудов пшеницы, в Австрии 89 пудов, в Британии 147, Германии 157. С другой стороны, во многих странах с гораздо более благоприятным климатом ситуация была значительно хуже. Так, в Испании собирали около 60 пудов, в Греции 52 пуда, в Италии цифры по годам колебались от 60 до 80, в Америке - 70–75 пудов. Таким образом, Россия не лидер в этой сфере, но и не аутсайдер, она занимает место где-то посередине.

К тому же нужно помнить, что в России много регионов, неидеальных для сельского хозяйства - если учитывать только хорошие черноземные земли, то урожайность окажется еще выше.

Миф второй: животноводство было таким же отсталым

А вот это прямая ложь: Россия была одним из европейских лидеров по обеспечению сельскохозяйственными животными. Вот данные из «Сводной таблицы по статистике скотоводства».

Количество лошадей на 100 жителей: Россия - 19,7, Британия - 3,7, Австро-Венгрия - 7,5, Германия - 4,9. Франция - 5,8, Италия - 2,8. Единственная европейская страна, соперничающая с Россией - Дания. Там на 100 человек приходилось 20,5 лошадей. В целом обеспеченность лошадьми была на уровне Америки, но уступала Аргентине, Канаде и Австралии.

По крупному рогатому скоту Россия не была лидером - скорее, крепким середняком. В среднем на 100 жителей Российской Империи приходилось 29,3 голов крупного рогатого скота. В Австро-Венгрии - 30, в Британии - 26,1, в Германии - 30, в Италии - 18, во Франции - 32,1, в США - 62,2. То есть дореволюционная Россия была вполне достойно обеспечена крупным рогатым скотом - фактически каждый третий имел корову.

По овцам Россия тоже крепкий середняк: показатели не лучшие, но далеко и не худшие. В среднем - 44,9 овец и баранов на 100 человек. В Австро-Венгрии это число составляло менее 30, в Британии - 60,7, в Германии - 7,5, в Италии - 32,3, во Франции - 30,5, в Америке - 40,8 овец на сто человек.

Единственная отрасль, в которой Россия уступала некоторым ведущим державам - свиноводство, оно было не очень распространено. В среднем на 100 человек приходилось 9,5 свиней. В Австро-Венгрии - около 30, в Британии - 8,1, в Германии - 25,5, в Италии - 7,3, во Франции - 11,2. Впрочем, и здесь средний уровень не уступает французскому или британскому.

Миф третий: новой техники не было, а пахали вообще на крестьянках

Механизацию труда в сельском хозяйстве можно оценить по импорту сельскохозяйственной техники. Только за последнее десятилетие перед войной он вырос по некоторым инструментам даже не в разы, а в сотни и тысячи раз. Если в 1905 году было завезено всего 97 паровых плугов, то в 1913-м уже 42,3 тысячи (а годом ранее - более 73 тысяч). В 1905 году завозилось 30,5 тысячи сеялок, а накануне войны уже более 500 тысяч в год. Локомобилей в 1905 году завезли 489,6 тысячи, а в 1913 году - более миллиона.

Насчет примитивных методов земледелия вопрос тоже спорный. Крестьяне были прекрасно осведомлены о необходимости удобрений, и удобрения пользовались огромным спросом на рынке. В 1905 году в Россию завозилось 2,6 млн пудов томасовых шлаков, а в 1913-м - 11,2 млн. Фосфоритов в 1905 году завозили 770 тысяч пудов, а в 1913-м уже 3,2 млн; cуперфосфатов 1,7 млн пудов, а в 1913 году - 12 миллионов.

Это не значит, что каждое хозяйство было образцовым, однако трудно не заметить очевидную тенденцию: в деревне активно внедрялись новейшие методы и современная техника.

Что касается советского мифа о крестьянах, впрягавших в плуг жену - если такое и было, то проходило по разряду БДСМ-практик, а не реальной потребности. Лошадей хватало с избытком; инструментов и знаний о новейших агрометодиках - тоже.

Введение

Сегодня крестьянско-фермерские хозяйства вносят значительный вклад в поддержку уровня самообеспеченности страны продуктами мясного и молочного подкомплексов. В 2016 году, согласно данным Росстата, ими произведено более 12% сельскохозяйственной продукции. В 2013 году этот показатель составил 9,8% .

Несмотря на активную государственную поддержку малых форм хозяйствования, все еще не решен ряд проблем, препятствующих развитию КФХ, они, как правило, тесно переплетены с историческими событиями, происходящими в нашей стране (политического и экономического характера) .

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа развития крестьянских фермерских хозяйств страны и мира, выявление особенностей функционирования фермерства в РФ. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучение нормативных документов и научных публикаций, относящихся к проблеме исследования, а так же истории развития крестьянского (фермерского) хозяйства в стране и мире, выявление проблем, сдерживающих развитие данных форм хозяйствования на современном этапе.

Объектом исследования выступают крестьянские-фермерские хозяйства РФ.

Материал и методы исследования

В процессе исследования использовались методы системного и монографического анализа. Исходной информацией для оценки развития изучаемого объекта выступили публикации и труды отечественных экономистов-аграрников, научных сотрудников и ученых, совокупность статистических данных о развитии КФХ в РФ.

Результаты и обсуждение

Большинство авторов выделяют шесть этапов развития КФХ. Первый этап – отмена крепостного права в 1861 году. Крестьяне получали личную свободу и право на выкуп земли. Но большинство из них были не способны выкупить свои наделы и собственность на землю оставалась за помещиком .

Второй этап – принятие аграрной реформы, инициатором которой являлся П.А. Столыпин. Он выступал за разрушение общины, а также за переход земли в частную собственность крестьянам .

Третий этап – период коллективизации. На XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года было принято решение о коллективизации, цель которой объединение мелкотоварных хозяйств в более крупные высокопроизводительные общественные кооперативы .

Четвертый этап развития сельскохозяйственной деятельности в России был отмечен проведением кодификацией земельного законодательства, цель которой «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле».

Пятый этап — в середине 50-х годов прошлого столетия – построение коммунизма поспособствовало резкому сокращению личного подсобного хозяйства, что принесло стране огромный экономический ущерб, лишив ее около 40% продукции сельскохозяйственного производства, в социальной сфере изменения отразились на воспитании в молодом поколении неприязни к ведению сельского хозяйства .

Шестой этап был ознаменован принятием Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 22 ноября 1990 года, где впервые отразилась сущность КФХ как организационно-правовой формы .

В настоящее время вся деятельность фермерских хозяйств, права и обязанности регулируются Федеральным законом от 11.06 2003 г. № 74- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» .

Изучив историю сельского хозяйства России, мы приходим к выводу, что крестьянские (фермерские) хозяйства как отдельная организационно-правовая форма появились сравнительно недавно. Однако политические проблемы, возникшие в это время на территории государства более чем на 10 лет «отодвинули на задний план» проблемы аграрного сектора, в связи с чем К(Ф)Х нашей страны в своем развитии все еще значительно отстают от аналогичных форм хозяйствования развитых стран.

Наиболее сельскохозяйственно развитыми странами, где преобладающей формой производства выступает фермерское хозяйство, являются Федеративная Республика Германия и Соединенные Штаты Америки.

Революционные события, начавшиеся в 1847 году в Германии, послужили началом для развития капиталистических и аграрных отношений, однако процесс выкупа земель из-за высокой их стоимости затянулся до 80-х гг. XIX века. Данная ситуация была характерна для восточных районов страны, в то время на севере и юго-западе развивались крестьянские и фермерские хозяйства.

Аграрный кризис 1876-1895 гг. спровоцировал переход сельского хозяйства на интенсивный путь развития. Большую роль в этом сыграло правительство страны, чья политика была направлена на поддержание доходов фермеров . В 1880 году был принят закон о поддержке крестьянского хозяйства, Фермерские хозяйства разделились в соответствии со специализацией: свиноводство, картофель, сахарная свекла, животноводство. В это же время стали импортировать пшеницу, шерсть, хлопок, создавались сельскохозяйственные общества для взаимного кредитования и использования дорогостоящей сельскохозяйственной техники на полях .

Процесс индустриализации сельского хозяйства протекал достаточно медленно, что объяснялось наличием небольших земельных угодий у крестьян или вообще их отсутствием, низкой покупательской способностью, высокими рентными платежами, задолженностями. Ситуация изменилась в послевоенный период, началось развитие аграрного сектора за счет внедрения и использования новейших технологий и техники, благодаря которым был достигнут резкий рост объемов выпуска продукции и повышение производительности труда. Животноводческий сектор занимал лидирующую позицию по сравнению с растениеводством, а инвестиционная политика поспособствовала тому, чтобы сельское хозяйство перешло в разряд капиталоемких отраслей экономики.

В настоящее время в Германии большая часть сельского хозяйства представлена ведением небольших семейных ферм, которые расположены в Центральной и Южной Германии . Крупные же предприятия расположены в Шлезвиг – Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. С целью обеспечения местных жителей фруктами, овощами и мясомолочными продуктами, вокруг мегаполисов были сформированы соответствующие производственные предприятия. Районы страны, где в достатке имеются хорошо увлажненные пастбища и луга в основном заняты молочно-мясным скотоводством. В свою очередь территории близ портов, по которым импортируются относительно недорогие корма, заняты по большей части свиноводством, в этих же зонах выращивают картофель и свеклу. Такое распределение по зонам отраслей животноводства позволяет с наименьшими затратами производить необходимую продукцию, что в свою очередь, обеспечивает ее более низкую себестоимость. Здесь особое внимание заслуживает механизм распределения субсидий, связанный с территориальным расположением их получателя: фермеры севера получают денежных средств на один гектар в 2 раза больше, чем фермеры, чье производство расположено на Юге страны, это связано в основном с плодородием почв данных территорий .

Далее перейдем к рассмотрению особенностей ведения сельского хозяйства в Соединенных Штатах Америки. Становление фермерских хозяйств в США связано с устранением рабовладельческих поместий и развитием капитализма. В конце XVIII – начале XIX вв. после введения закона о «Гомстедах» от 20 мая 1862 года, фермеры получили около полутора миллиона участков, что составило в среднем 90 млн. га. земли. В то время фермерские хозяйства вне зависимости от площади земельного участка как форма организации сельскохозяйственного производства проявили жизнестойкость, что и повлияло на их дальнейшее развитие . Экономическую эффективность малых форм хозяйствования определили следующие факторы: личная заинтересованность фермеров в результате ведения хозяйства и интенсификация производства, осуществляемая за счет использования новых видов сельскохозяйственного оборудования, позволяющих в разы ускорить процесс производства и обработки продукции .

Так в середине XIX века на замену ручному труду, Сайрусом Маккормиком была изобретена жатка, позволяющая ускорить процесс скашивания сельхоз культур в несколько раз. А к началу XX года заводы Чикаго уже производили данную машину на экспорт. После на фермах начали появляться механические сеялки, косилки, картофелекопалки, тракторы с двигателем внутреннего сгорания, зерноуборочные комбайны и другое не менее обходимое сельскохозяйственное оборудование, а вместе с тем и усовершенствовалась технология хранения и переработки продукции.

Важное место занимали опытно-селекционные станции, лаборатории, совершенствующие технологии производства продукции сельского хозяйства. А в специализированных сельскохозяйственных колледжах не только обучали студентов, но еще и проводили различные исследования аграрного направления .

Большой объем инвестирования в сельскохозяйственные исследования уже к началу 20-го века предопределил его переход с экстенсивного пути развития к интенсивному и наукоемкому.

Здесь можно выделить следующие направления. Механизация – создавались все более сложные механизированные сельскохозяйственные оборудования, начиная с железного плуга и заканчивая целым комплексом машин для всех видов агротехнических работ. Селекция – создание гибридных семян в растениеводстве и племенная работа в животноводческом секторе послужила созданию специализированных отраслей. Химизация решила проблемы, связанные с сохранением и повышением плодородия почвы, что гарантировало получение хорошего урожая без угрозы вредителей. Биотехнологии повлекли за собой создание более качественной и урожайной продукции, но более дешевой, чье производство оказывает минимум негативного воздействия на окружающую среду. Развитие информационных технологий обеспечили производителей сельхозпродукции необходимыми знаниями, а также открыли новые возможности повышения производительности и качества выполнения работ .

Большую часть (97%) фермерских хозяйств Америки занимают «семейные фермы», так называемый «золотой запас», который способствует пополнению аграрного «воинства» на случай продовольственной угрозы, как в пределах территории страны, так и со стороны зарубежных стран .

Взаимодействие государства, способного обеспечить необходимую поддержку — с одной стороны, и фермеров, с практическими знаниями проблем в аграрной сфере- с другой стороны, — позволило построить слаженную систему производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, посредством определения приоритетных направлений в животноводстве и растениеводстве, разумной ценовой политики, контроля над качеством выпускаемого продукта и самое главное, путем разработки, внедрения и активного применения результатов научно-технического прогресса .

Таблица 1. Сравнительная характеристика крестьянских (фермерских) хозяйств США, Германии и России

Показатель

Германия

Характеристика фермерского хозяйства

фермерским хозяйством считается предприятие, ежегодно дающее товарной продукции на сумму свыше одной тысячи долларов, в стране преобладают семейные фермерские хозяйства .

фермерское хозяйство представлено семейными фермами, передаваемыми по наследству тем, кто владеет навыками, которые необходимы, для самостоятельного ведения сельского хозяйства или руководства сельскохозяйственным бизнесом .

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии

Наличие дополнительной рабочей силы

на 4 хозяйства приходится один наёмный работник.

до 95% фермерских хозяйств не имеют постоянных наёмных рабочих.

до 4 наемных работников на хозяйство.

Роль государства в развитии сельского хозяйства

государственное регулирование аграрной сферы всегда охватывает широчайший спектр направлений и функций — от поддержки потребления американского продовольствия внутри страны и за рубежом до развития электрификации в сельской местности.

государственная помощь в аграрном секторе представлена в виде государственных выплат, которые предоставляются в связи с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции .

программой развития сельского хозяйства предусмотрена государственная поддержка растениеводческой и животноводческой отрасли. Вместе с тем осуществляется субсидирование малых форм хозяйствования, внедрение инновационных технологий и разработок, модернизация производственных процессов и устойчивое развитие сельских территорий .

Пути достижения экономического роста

интенсивный путь развития .

интенсивный путь развития .

преобладает экстенсивный путь развития.

Размер фермерского хозяйства

от 10 до 50 га. .

около 80 га. .

Таким образом, изучив историю становления фермерства в США и Германии, мы пришли к следующим выводам: государство обеих стран, начиная от истоков образования фермерской деятельности, принимало активное участие, и было заинтересовано в развитии аграрного сектора. Затраты в сфере производства новой техники, а также вложения в науку послужили фундаментом для успешного развития фермерства изучаемых стран. В то же время, в России, данные стимулы на протяжении всего исторического пути его развития отсутствовали. Кроме того, до середины XX века ведение сельскохозяйственного производства осуществлялось в общине, что только тормозило его развитие. По прежнему преобладающей формой развития в сельском хозяйстве является экстенсивный путь, предполагающий увеличение объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительное привлечение рабочей силы, расширение посевных площадей, увеличение добычи сырья и др. (Таблица 1).

Выводы

На наш взгляд, дальнейшее развитие КФХ страны должно происходить по интенсивному пути, учитывая передовой опыт зарубежных стран, используя новейшие достижения науки и техники в производстве для получения прироста продукции за счет более эффективного использования обрабатываемых земель, техники и удобрений.