Домой / Анатомия почек / Малые детские инфекции. Вирусная инфекция у детей

Малые детские инфекции. Вирусная инфекция у детей

– категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах. Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки. Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.

Общие сведения

Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит , назофарингит, синусит , ларинготрахеит , бронхит и др.). В педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости. Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ». Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.

Причины

Считается, что основной причиной частых повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета. Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.

Т. о., хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов. По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.

В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов: внутриутробные инфекции , асфиксия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия , недоношенность и др. У грудных детей может отмечаться гипотрофия , рахит , анемия, гиповитаминоз, дисбактериоз ; в раннем возрасте присоединяются гельминтозы и хронические инфекции носоглотки- аденоиды , риниты, гаймориты , отиты , фарингиты и пр.

Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение , нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность. Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.

Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа , респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки , марокселлы, пневмококки и др.).

Характеристика

В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.

Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:

  • первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.

Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.

В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ . При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов , пневмонии). У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит , бронхиальная астма , пневмония, пиелонефрит , гломерулонефрит , ревматизм .

Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии , ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.

Диагностика

Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра , детского отоларинголога , детского аллерголога-иммунолога , пульмонолога. Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии , фарингоскопии, отоскопии , УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок.

С целью выявления атопии выполняются аллерготесты , определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.

Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР.

Из дополнительных лабораторных исследований часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД .

Лечение часто болеющих детей

Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения. Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.

Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание. В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации . Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа . Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия; в этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.

Профилактика

К сожалению, полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний. С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка - осуществлять грудное вскармливание. В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.

Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.

Лето закончилось. Осень в разгаре, впереди зима. А, значит, и детский сад, школа. Всё это совсем не плохо, если бы не сезонные болезни, пышным цветом расцветающие именно в холодное время, и инфекционные, передающиеся в детских коллективах с невероятной скоростью.

Специалисты утверждают, что наблюдательность родителей - залог своевременного и успешного лечения. Незапущенные болезни и лечатся проще, и проходят быстрее. А запущенные - чреваты осложнениями: отитами, ангинами, бронхитами и прочими многочисленными неприятностями.

Симптомы болезней

Врага нужно знать в лицо. Никто не призывает родителей брать на себя роль педиатра. Но понимать, что происходит с ребёнком и правильно описать симптомы врачу мы должны. А значит, нужно смотреть в оба, быть наблюдательными и представлять основные «приметы» хотя бы самых распространённых хворей.

Ринофарингит

Воспаление полости носа и задней стенки глотки встречается у детей не просто часто, а очень часто.

«Приметы»:

  • Высокая температура (до 39 градусов).
  • Выделения из носа, сначала прозрачные и жидкие, похожие на воду, постепенно они становятся гуще и приобретают желтоватый или зелёный цвет.
  • Кроме насморка ребёнка беспокоит сухой сильный кашель.

Не стоит относиться к ринофарингиту легкомысленно. Он может привести к осложнениям в виде ангины или бронхита.

Ангина

При чаще всего поражаются миндалины, которые находятся в том месте, где полость рта переходит в глотку.

«Приметы»:

  • Боли в горле, затруднение при глотании.
  • Высокая температура (до 39 - 40 градусов).
  • Головная боль.
  • Боль в ушах.
  • Иногда может появляться и рвота.

Ларингит

За этим красивым словом скрывается воспаление слизистой оболочки гортани.

«Приметы»:

  • Затруднённое, иногда свистящее дыхание из-за сужения полости гортани.
  • Боли в горле.
  • Повышенная температура.
  • Сиплый голос.
  • Кашель.

При свистящем дыхании можно предположить ложный круп. В этом случае родители могут сделать следующее:

  1. Срочно вызвать врача
  2. Сделать ребёнку паровую ингаляцию. Для этого можно в ванной комнате при закрытых дверях включить горячую воду и побыть там с заболевшим чадом около 20 минут. Это облегчит состояние больного.

Отит

Воспаление среднего уха, барабанной полости и барабанной перепонки чревато серьёзными осложнениями (вплоть до менингита).

«Приметы»:

  • Боли в ушах
  • Неспокойный сон (на эту «примету» стоит особенно обращать внимание родителям совсем маленьких, ещё не говорящих детей)
  • Беспокойные движения, гримасы боли, малыш может дотрагиваться до ушек и морщиться.

Важно! При отите температура может не повышаться или повышаться незначительно.

Если вдруг за ухом (ушами) у ребёнка появились покраснение и припухлость, это может быть симптомом мастоидита (серьёзного воспалительного процесса). Необходимо как можно скорее обратиться к врачу. Если покраснение обнаружили вечером, не ждите утра - вызывайте «скорую помощь» или сами везите ребёнка в больницу.

Конъюнктивит

Воспаление прозрачной слизистой оболочки (конъюнктивы), покрывающей внутреннюю поверхность век и переднюю часть глазного яблока, встречается довольно часто и доставляет детям и их родителям много неприятностей. Конъюнктивиты делятся на две большие группы (инфекционные и аллергические). Однако симптомы у них во многом совпадают.

«Приметы»:

  • Покраснение глазного яблока (или обоих яблок).
  • Водянистое или гнойное отделяемое.
  • Слёзотечение.
  • Ощущение сухости и «песка» в глазах.
  • Припухлость и шелушение век.
  • Светобоязнь (может возникать при аллергическом конъюнктивите).

Важно! Любые изменения в состоянии глаз ребёнка - основание для немедленного обращения к врачу. Ведь внешние проявления некоторых серьёзных болезней глаз не отличаются от симптомов конъюнктивита.

Мононуклеоз

Это серьёзное инфекционное заболевание, встречающееся сейчас довольно часто. Поэтому если есть малейшее подозрение, что у малыша мононуклеоз, срочно вызывайте врача.

«Приметы»:

  • Увеличение лимфатических узлов, особенно шейных.
  • Заложенность носа (причём даже при выраженном затруднении дыхания выделения из носа появляются не сразу, а, как правило, через несколько дней).
  • Сиплость, сдавленность голоса.
  • Увеличение миндалин и налёт на них.
  • Одутловатость, отёчность лица.
  • Возможно появление сыпи.
  • Повышение температуры (не всегда повышается в первые же дни болезни).

Важно! Обратите внимание на то, что симптомы могут проявляться не все сразу или не одновременно, а постепенно.

Если малышу уже есть два года, можно начинать укреплять его иммунитет при помощи растительных препаратов, таких как экстракты и настойки эхинацеи, женьшеня, золотого корня. Но обязательно проконсультируйтесь с врачом перед началом приёма. Он подскажет дозировку и длительность применения.

Паротит (свинка)

Ещё одно инфекционное заболевание, очень заразное и потому требующее изоляции ребёнка.

«Приметы»:

  • Быстрое повышение температуры (до 40 градусов и выше).
  • Головная боль.
  • Слабость.
  • Увеличение околоушных желез. При прощупывании, движении или даже глотании больной испытывает боль. Кожа в месте увеличения желез натянута и может лосниться.

Важно! можно спутать с упоминаемым ранее мононуклеозом и некоторыми другими заболеваниям. Он опасен осложнениями и отдалёнными последствиями. Поэтому самолечение недопустимо.

Краснуха

Острое инфекционное заболевание, вызываемое чрезвычайно «живучим» вирусом.

«Приметы»:

  • Слабость, недомогание, капризность, разбитость.
  • Боль в мышцах и суставах.
  • Головная боль.
  • Першение, дискомфорт в горле.
  • Заложенность носа.
  • Увеличение и болезненность затылочных лимфоузлов.
  • Повышение температуры (обычно в пределах 38 градусов).
  • Сухой кашель.
  • Мелкие точечные высыпания на коже.

Важно! опасна своей «похожестью» на многие заболевания, ведь симптомы, в том числе, и характерная сыпь, появляются далеко не сразу, не одновременно, а постепенно.

Ветряная оспа

Всем известная вызывается вирусом, передающимся воздушно-капельным путём и поражающим кожу и слизистые оболочки.

«Приметы»:

  • Сыпь. Довольно крупная, с волдырями. Её количество может увеличиваться быстро, но отмечаются и случаи медленного распространения сыпи по телу. Из-за этого первые проявления ветрянки иногда путают с укусами насекомых.
  • Повышение температуры до 38 - 39 градусов.
  • Слабость.

Важно! Сыпь при ветряной оспе можно спутать с сыпью при энтеровирусной инфекции. Имейте в виду, что сыпь на ладонях и ступнях для ветрянки нехарактерна.

Скарлатина

Часто встречающееся инфекционное заболевание, чреватое опасными осложнениями. Поэтому требует своевременной диагностики и правильного лечения.

«Приметы»:

  • Боль в горле.
  • Быстрое повышение температуры.
  • Острое поражение миндалин.
  • Увеличение и болезненность подчелюстных лимофоузлов.
  • Мелкая сыпь. Особенно много точечных высыпаний обычно на локтевых сгибах, в паху, с боков. Кожа становится шероховатой.
  • Белый налёт на языке. Покраснение, вплоть до ярко-малинового цвета, сосочков языка (язык становится похожим на ягоду земляники).
  • Шелушение кожи (через несколько дней после появления сыпи).

Важно! При сыпь обычно не затрагивает носогубный треугольник, который на покрасневшем лице выделяется белизной и бросается в глаза.

Это основные болезни, с которыми сталкиваются наши дети. Бояться их не нужно, зато уметь распознавать необходимо. И тогда никакие осложнения не будут страшны. Ведь своевременное лечение способно уберечь от них.

Фото - фотобанк Лори

Существует ряд заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей. Меры профилактики помогут избежать их, а своевременное лечение избавит от тяжелых последствий и осложнений.

«Дети очень часто болеют» - такую фразу нередко можно услышать от многих родителей. Так ли это на самом деле?

Это далеко не всегда является правилом, которое будет обязательно актуально и для вас, если с раннего детства правильно следить за здоровьем своего малыша и выполнять все меры по профилактике и своевременному лечению заболеваний.

Тем не менее, в детском садике детей очень много и велика вероятность, что один ребенок заразит второго, третьего и т. д.

Поэтому необходимо знать, какие заболевания чаще всего встречаются и как действовать в том случае, если болезни избежать не удалось.

Отит

В силу своего строения детские уши наиболее восприимчивы к этому заболеванию, чем уши взрослого. Возникает на фоне простудных заболеваний, сопровождается зудом, снижением аппетита, повышением температуры.

Ангина

Существует 2 разновидности: простудная и вызванная инфекцией. Второй вариант более опасен и без лечения антибиотиками обойтись не получится. Симптомы: боли в горле, температура, болезненное глотание.

Ларингит

Осиплость в горле и кашель - основные симптомы данного заболевания. Причина - вирусная инфекция, которую необходимо лечить под тщательным контролем доктора.

Гайморит

Развивается на фоне насморка. Его основные симптомы: гнойные выделения из носа, болит голова. Также боль может увеличиваться при наклонах головы, кашле. Ребенок ощущает снижение обоняния, голос становится гнусавым. Если его не долечить, то заболевание быстро переходит в хроническую стадию.

Ветрянка

Характеризуется пузырьками на теле, которые лопаются и образуют корку. Практически все знают, что ветрянкой лучше переболеть в детстве, так она легче переносится. Это действительно так, после болезни вырабатывается стойкий иммунитет к ней и заболеть повторно ей практически невозможно.

Коклюш

Передается воздушно-капельным путем. Сопровождается стойким кашлем, который, как правило, имеет приступообразный характер. Иногда это заболевание лечат антибиотиками на начальной стадии.

Корь

Встречается не так часто, т. к. от данного заболевания планово делают прививки. Но если прививки вовремя не сделать, то заболеть возможно. Симптомы следующие: резкое повышение температуры, ринит, кашель. После этого начинается сыпь, через пару недель ребенок выздоравливает. Опасность этого заболевания в том, что оно может дать осложнения на легкие или какие-либо другие органы.

Профилактика заболеваний

Мер профилактики детских заболеваний очень много. Если все их использовать, то велика вероятность, что здоровье вашего ребенка будет крепким.

Вакцинация. Сейчас существует множество расхожих мнений о том, стоит ли делать прививки детям, безопасно ли это. Мнение докторов однозначно - прививки делать нужно, и их делают для выработки стойкого иммунитета к самым распространенным и очень опасным заболеваниям. Поэтому если вы хотите предотвратить возможность заражения некоторыми из заболеваний, то прививки делать, безусловно, стоит.

Гигиена. Необходимо приучить ребенка тщательно мыть руки после туалета, перед едой. Мыть фрукты и овощи перед употреблением. Также необходимо тщательно готовить остальную пищу, употреблять только кипяченую воду. Подробнее об этом вы можете узнать на сайте http://dkb-nnov.ru/

Закаливание и физические упражнения. Если ребенок занимается спортом, проводит много времени на свежем воздухе, то хорошее физическое развитие повышает сопротивляемость различным инфекциям и заболеваниям.

Правильный режим и правильное питание с достаточным количеством витаминов. Гигиена постели, одежды, игрушек - тоже важная составляющая.

Если по каким-либо причинам избежать болезни не удалось, то стоит незамедлительно обращаться к специалисту и тщательно соблюдать все его рекомендации. Вовремя проведенное лечение - гарантия быстрого выздоровления и хорошего самочувствия.

Кишечные инфекционные заболевания возникают у детей почти с той же частотой, что и ОРВИ. Анатомические особенности пищеварительной системы, а также тесный контакт с возможными носителями инфекции в детских коллективах способствуют тому, что малыши легче заражаются, болеют чаще, чем взрослые. Последствия некоторых болезней могут быть очень тяжелыми. Родителям необходимо знать, как можно распознать кишечные инфекции и отличить их от других заболеваний. Нельзя заниматься самолечением. При возникновении тревожных признаков надо обязательно обратиться к врачу.

Содержание:

Виды и формы кишечных инфекций

Возбудители инфекции, попадая в кишечник, начинают размножаться, отравляя организм токсинами, что приводит к появлению характерных тяжелых симптомов. Дети гораздо более восприимчивы к инфекциям, чем взрослые. Это обусловлено тем, что защитные силы организма у них слабее, микробы быстро распространяется по различным отделам более короткого кишечника. К тому же кислотность желудочного сока у ребенка ниже, чем у взрослого, поэтому жизнеспособность патогенных микроорганизмов выше.

Наиболее часто такие заболевания возникают у малышей в возрасте до 3 лет. Частые кишечные инфекции у ребенка могут стать причиной отставания его в физическом и психическом развитии. Особенно легко заражаются ослабленные дети.

Пути заражения и типы возбудителей

Основные пути передачи возбудителей – это контакт с больным или вирусоносителем, а также фекально-оральный (через воду, продукты, грязные руки и предметы быта), воздушно-капельный (через воздух, при кашле больного) и трансмиссионный (инфекцию распространяют грызуны и насекомые).

В особую группу выделяются пищевые инфекции, к которым относятся холера, дизентерия, сальмонеллез , вирусный гепатит А. Возбудители пищевых инфекций могут длительно сохраниться в таких продуктах, как яйца, сливочное масло, сметана, сыр, творог.

К пищевым инфекциям относят также так называемые зооантропонозы. Это бруцеллез, ящур, туберкулез , сибирская язва. Носителями инфекции являются животные. Заразиться можно, употребляя в пищу мясо и молоко (молочные продукты) больных животных.

Микроорганизмы-возбудители болезней

Возбудителями чаще всего являются бактерии. К ним относятся, например, дизентерийная палочка, вибрион холеры, сальмонелла, кампилобактерия. Если малыш физически крепок, у него достаточно сильный иммунитет, то большая часть бактерий нейтрализуется слюной, желудочным соком, подавляется полезной микрофлорой кишечника.

Предупреждение: Если ребенок плохо пережевывает пищу, ест на ходу, переедает, у него не успевает выделяться достаточное количество слюны, способной уничтожать вредные бактерии. Употребление щелочной минеральной воды снижает эффективность воздействия на них соляной кислоты желудочного сока. Антибиотики убивают полезную микрофлору, которая не дает развиваться патогенным микробам.

Существуют так называемые условно-патогенные бактерии (стафилококки, кишечные палочки), которые являются неотъемлемой частью естественной микрофлоры кишечника и не наносят вреда организму. Однако при неблагоприятных условиях (нехватке полезных лактобактерий, ослаблении иммунной защиты) они начинают усиленно размножаться.

Помимо бактерий, вызывать заболевания могут вирусы (ротавирусы , аденовирусы, энтеровирусы), простейшие микроорганизмы (амебы, лямблии), грибки.

Наиболее часто у детей встречаются такие инфекционные заболевания, как дизентерия, сальмонеллез, кампилобактериоз, ротавирусная, стафилококковая инфекция. Заболевание развивается у отдельно взятого малыша (спорадическое заражение), но нередко в детских учреждениях возникают вспышки (эпидемии) тяжелых кишечных инфекционных заболеваний, которые зачастую носят сезонный характер. Замечено, что пик заболеваемости дизентерией приходится на летне-осенний сезон, а ротавирусной инфекцией – на зиму.

Формы протекания

Кишечная инфекция у детей может развиваться в легкой, средней тяжести и тяжелой форме. В зависимости от того, насколько ярко выражены симптомы, протекание болезни может быть типичным и атипичным (со стертыми симптомами).

Возбудители могут поражать пищеварительный тракт не полностью, а лишь некоторые его отделы. В зависимости от того, в каком отделе желудочно-кишечного тракта развивается инфекция, выделяют следующие виды заболеваний:

  • гастрит (воспаление слизистой оболочки желудка);
  • дуоденит (воспаление двенадцатиперстной кишки);
  • энтерит (поражение тонкого кишечника);

Очень часто возникают смешанные формы заболевания, например, гастроэнтерит, гастроэнтероколит.

Фазы течения болезней

В развитии кишечного инфекционного заболевания выделяют 3 фазы.

Острая фаза может длиться до 1.5 месяцев.

Затяжной называют фазу болезни, не прекращающейся через 1.5 месяца.

Хроническая – это фаза, при которой эпизоды заболевания периодически повторяются, так как инфекция продолжает оставаться в организме свыше 6 месяцев.

Видео: Причины и виды кишечных инфекционных заболеваний

Причины заражения

Причинами заражения являются обычно:

  • несоблюдение правил гигиены (ребенок ест грязными руками, не приучен мыть их после посещения туалета, игры с домашним животным);
  • употребление некачественной воды и еды;
  • прием на работу в детские учреждения (особенно на кухню) лиц, не имеющих справки об отсутствии у них инфекционных заболеваний (не только кишечника, но и других органов, кожи);
  • плохие санитарно-бытовые условия проживания (обилие мух, тараканов – переносчиков заразы, грязь в помещениях, плохое водоснабжение).

Вирусы и бактерии попадают в желудок и кишечник через рот. Возможно контактное заражение при общении с больным человеком или вирусоносителем. Существует несколько источников.

Некачественная пища. Употребление несвежих блюд, просроченных продуктов очень опасно для любого человека, особенного для маленького ребенка. Важнейшее значение имеет правильное хранение продуктов в холодильнике.

Предупреждение: Продукты, которые не подвергаются тепловой обработке, нельзя держать рядом с сырым мясом или рыбой, откуда в них легко попадают возбудители тяжелых инфекций. Ребенку можно давать только хорошо сваренные яйца. Опасно покупать ему еду на улице, в лотках и киосках, где могут быть нарушены правила ее приготовления и хранения. Острая кишечная инфекция у детей, особенно в теплое время года, возникает из-за употребления пирожных с кремом, в котором бактерии размножаются очень быстро.

Плохо очищенная вода. Качество сырой воды из-под крана часто не соответствует санитарным нормам. Употребление некачественной воды – это самый распространенный путь попадания кишечных бактерий и вирусов в организм. Нередко из-за этого происходит массовое заражение людей.

Бытовые предметы (посуда, игрушки) содержат на своей поверхности множество кишечных бактерий. Попадая в рот ребенка, они проникают в желудочно-кишечный тракт.

Осложнения инфекционных заболеваний кишечника

Попадая в желудочно-кишечный тракт детей, возбудители кишечных инфекций травмируют слизистые оболочки, что приводит к их воспалению, нарушению пищеварения, попаданию в кровь токсинов. При этом возникают такие симптомы, как понос, тошнота, рвота, повышение температуры. Происходит резкая потеря жидкости и солей.

Вместе с жидкостью из организма уходят соли калия, натрия и кальция, без которых невозможно функционирование всех систем организма. Поэтому обезвоживание является наиболее опасным последствием развития инфекции в пищеварительном тракте у ребенка. Неукротимая рвота и понос могут привести к его гибели в течение нескольких часов.

Обезвоживание становится причиной резкого уменьшения объема циркулирующей крови, нарушения свертываемости, образования тромбов, возникновения отека легких, почечной и сердечной недостаточности.

Симптомы отдельных заболеваний

Важно вовремя обратиться к врачу, который по симптомам и с помощью обследования сможет диагностировать наличие конкретного возбудителя и принять все меры для эффективного лечения. Различные кишечные заболевания отличаются характером протекания и имеют специфические проявления.

Дизентерия

Инфекция локализуется, главным образом, в толстой кишке. Проявления возникают через 1-5 дней после заражения. Появляется сильный понос, схваткообразные боли в животе, больше слева.

Температура поднимается до 39-40°С. Ребенок слабеет, его рвет, он жалуется на головную боль, бредит. Малыша знобит, могут появиться судороги, обмороки. Жидкий стул с примесями слизи и крови возникает до 15-20 раз в сутки. При тяжелой форме дизентерии происходит кишечное кровотечение.

У маленьких детей в большей степени проявляются симптомы отравления организма (тошнота, рвота, понос, слабость, потеря сознания), чем у старших. Для больших детей и подростков более характерными являются явления колита (чередование запоров и поноса, вздутие живота, боли в кишечнике).

При своевременном лечении на 4-5 день состояние больного улучшается, к 15 дню исчезают основные симптомы. Полное выздоровление наступает примерно через 1 месяц.

Сальмонеллез

Бактерии поражают желудок, толстый и тонкий кишечник.

При легкой форме подобная кишечная инфекция у детей сопровождается подъемом температуры до субфебрильных значений (37.5-38°С). Стул имеет жидкую консистенцию, темно-зеленоватый цвет, появляются примеси крови и слизи. У больного прощупываются увеличенные печень и селезенка. Возникает рвота, наблюдается слабость. После лечения чаще всего у детей происходит быстрое выздоровление. Для грудного ребенка возможен летальный исход вследствие тяжелого отравления организма.

Иногда наблюдается развитие респираторной и тифоподобной форм, при которых к симптомам поражения кишечника присоединяются насморк, боль в горле, нарушения работы сердца (тахикардия, снижение артериального давления и частоты пульса). В очень редких случаях у детей нескольких месяцев жизни возникает септическая форма заболевания – наиболее опасная. При этом развиваются тяжелейшие осложнения (пневмония, менингит , остеомиелит).

Ротавирусная инфекция

После инкубационного периода, составляющего 1-3 дня, в течение 1 суток развиваются симптомы гастрита и энтерита. У ребенка возникает частый пенистый стул, рвота, слабость, вызванная интоксикацией. Повышается до 38° температура. Эти симптомы сочетаются с проявлениями респираторного заболевания (кашлем, раздражением горла, насморком). Выздоровление обычно наступает через 4-7 дней.

Видео: Лечение при ротавирусе

Стафилококковая инфекция

Проявляется тяжелым токсикозом. Каловые массы водянистые, зеленого цвета, имеют примеси слизи. Как правило, такое кишечное заболевание проявляется на фоне бактериального поражения других органов, сопровождает пневмонию , гнойный отит, ангину. Выздоровление зависит от тяжести основного заболевания.

Кампилобактериоз

Передаются человеку от больных животных через мясные и молочные продукты питания (зоонозная инфекция). Чаще всего заражаются дошкольники. Бактерии начинают развиваться в тонком кишечнике, затем по лимфоузлам распространяются на остальные отделы. Инкубационный период составляет 2-3 дня.

Появляются боли в мышцах, судороги, температура до 40-41°С, понос (стул частый, жидкий, зловонный), тошнота, рвота. Происходит резкое обезвоживание, истощение организма, снижение уровня гемоглобина в крови, увеличение печени.

Нередкими осложнениями являются аппендицит , гастроэнтероколит. Возможно появление очагов гнойного воспаления в сердце, легких, суставах.

Видео: Симптомы различных кишечных заболеваний

Что делать при признаках заболевания кишечника у ребенка

Врачи советуют, не теряя драгоценного времени, повести малыша к врачу. Необходимо вспомнить, чем его кормили в последнее время, какой продукт мог быть зараженным.

Не следует стараться сразу остановить понос и рвоту. Организм должен очиститься от токсинов. Если ребенка тошнит, но рвоты нет, следует ее вызвать специально. Ускорить выведение токсинов можно с помощью очистительной клизмы (используется кипяченая вода с температурой 20°).

О возникновении обезвоживания можно судить по потемнению мочи, редкому мочеиспусканию, отсутствию слез при плаче.

Необходимо немедленно вызвать «скорую», если боль в животе усиливается, наблюдается беспрерывная рвота, так что ребенка невозможно напоить. У больного наблюдаются признаки тяжелого обезвоживания: он не мочился больше 6 часов, кожа имеет сероватый оттенок, под глазами темные круги, язык сухой. В каловых массах появилась кровь.

Диагностика

Основным методом диагностики кишечных заболеваний является бактериологический анализ кала, рвотных масс, крови. При этом устанавливается тип возбудителя инфекции.

Проводится иммуноферментный анализ крови (ИФА), позволяющий выявить возбудителей по наличию антител.

Расшифровка копрограммы, полученной после расширенного анализа кала, позволяет установить локализацию инфекции по цвету каловых масс, их консистенции, запаху, наличию слизи, крови, непереваренных остатков пищи.

Кишечная инфекция у детей может по симптомам иметь сходство с такими патологиями, как лактозная недостаточность, панкреатит. Анализы позволяют точно установить характер заболевания и определить необходимость лечения.

Примечание: Если жалоб на плохое самочувствие нет, но бактерии или вирусы обнаружены, значит, ребенок является их носителем, а его иммунная система с инфекцией справляется, не давая малышу заболеть. Для окружающих он заразен, для нейтрализации инфекции обязательно требуется лечение.

Лечение

При появлении у ребенка симптомов кишечного инфекционного заболевания, в первую очередь, проводится борьба с обезвоживанием организма, вводится строгая диета. Поить больного следует не просто водой, а специальными солевыми растворами (такими как регидрон, гастролит, хумана), чтобы восполнить потерю важнейших минеральных веществ.

В домашних условиях при отсутствии готовых препаратов можно поить ребенка раствором, приготовленным из 1 л воды, 1 ч. л. поваренной соли, 1 ч. л. пищевой соды и 2 ч. л. сахара. Для того чтобы всасывание жидкости происходило быстрее, ее надо подогреть до температуры тела больного. В стационаре при невозможности напоить ребенка обычным способом ему внутривенно вводится физраствор с глюкозой.

Очень часто голодание и обильное лечебное питье приводят к полному выздоровлению за несколько дней без применения лекарственных средств.

Основой диетического питания должны стать жидкие супы с добавлением риса и овощей, а также каши из различных круп, приготовленные на воде. Соблюдать диету необходимо и после выздоровления, добавляя в пищу постепенно фруктовые пюре, печенье, вареное нежирное мясо.

Для восстановления работы кишечника назначаются ферменты, препараты с лактобактериями, бактериофаги (дизфаг, колифаг и другие). Применяются жаропонижающие средства, а также спазмолитики для обезболивания.

Лечение антибиотиками (гентамицином, канамицином), а также антисептическими препаратами (фуразолидоном, невиграмоном) проводится в тех случаях, когда в каловых и рвотных массах присутствует кровь, диарея не прекращается в течение нескольких дней. Такие препараты обязательно применяются при лечении холеры, лямблиоза, тяжелых форм других кишечных заболеваний.

Часто врачи назначают энтеросорбенты (смекта, энтеросгель, полисорб, фильтрум), способные поглощать токсины и ускорять очистку организма от вредных веществ.


Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.