Домой / Дисбактериоз / Характеристика дыхательных движений в норме и патологии. V.Типы дыхания Тип дыхательных движений в норме

Характеристика дыхательных движений в норме и патологии. V.Типы дыхания Тип дыхательных движений в норме


Думаем, вы нечасто обращаете внимание на то, сколько вдохов вы делаете в минуту. Для взрослых здоровых людей такая величина, как частота дыхательных движений, не слишком актуальна. Чего нельзя сказать о новорожденных: частота дыхания у детей не зря является одним из важнейших показателей самочувствия и развития, позволяя отслеживать и вовремя реагировать на различные заболевания и патологии.

Как и зачем надо считать ЧДД?

Начнем с того, что при любом терапевтическом осмотре врачи проверяют ЧДД новорожденного вместе с пульсом: вот насколько данная величина важна в оценке состояния малышей. Дело в том, что младенец не сможет вам сказать, что с ним что-то не так, и порой отклонение в частоте дыхания является единственным признаком развивающегося заболевания. Но до того как делать какие-либо выводы о здоровье вашего крохи, нужно научиться эту информацию собирать.

При подсчете ЧД грудничка важно соблюсти несколько моментов, чтобы данные были достоверными, а в остальном процедура элементарна и займет буквально минуту.

  • Считайте частоту дыхания только в состоянии покоя. Если ребенок активно крутится, ползает или ходит, дыхание будет учащенным. Если малыш разнервничался, перевозбудился или плачет, частота дыхания также увеличится. Легче всего будет определить величину во сне, когда информацию ничто не будет искажать.
  • Считайте количество вдохов за минуту. Если вы посчитаете вдохи за 30 секунд и умножите на 2, информация может быть неверной из-за аритмического дыхания, свойственного новорожденным.
  • При подсчете можно не использовать никаких дополнительных приспособлений. У грудничков движения грудной клетки и диафрагмы проявляются отчетливо, поэтому подсчитать ЧД у новорожденного можно, даже его не касаясь.

Получив данные, вы можете запаниковать: тут и нереальные цифры, и аритмия, и непонятные задержки в дыхании! Стоит ли бить тревогу и идти к врачу или ситуация развивается в пределах нормы?

Идеальный расклад

Конечно, есть определенная установленная норма частоты дыхания для различных возрастов, которую ниже мы представим в виде таблицы, и именно от данной информации можно отталкиваться, оценивая состояние малыша. Так, если у новорожденного до года ЧДД составляет 50 вдохов в минуту, то переживать не стоит, а вот если речь идет о двухлетнем ребенке в состоянии покоя, то это уже ненормально.


Но к правильному дыханию относится не только количественный, но и качественный фактор, который в таблицу обычно не включают. Считается, что оптимальным дыханием является смешанное: это когда ребенок может переключаться с грудного типа на брюшной и обратно. Так легкие максимально вентилируются, что не дает установиться в них среде, благоприятной для размножения вредоносных микроорганизмов. Вот только стоит учесть, что для новорожденных дыхание диафрагмой типичнее грудного, поэтому паника в случае недостаточного проявления последнего будет неоправданной.

К тому же, мы привыкли, что дышать правильно – это делать глубокий плавный вдох и размеренный выдох, и, конечно же, такой расклад является идеальным и для малышей. Но из-за особенностей организма новорожденных такая картина довольно редка, а отклонения от нормы «глубокий вдох – плавный выдох» заставляют родителей переживать и волноваться. Но стоит ли?

Носовые ходы у новорожденных узкие и легко забиваются, а ртом малыши дышать не могут, что приводит к одышке, сопению и хрипению особенно во сне. Вот почему так важно чистить младенцам носик от пыли и грязи и не допускать сильного отека слизистой.

Опасно ли периодическое дыхание?

Синдром Чейна-Стокса, или периодическое дыхание, характерен для недоношенных деток, хотя и у родившихся в срок встречается нередко. При таком дыхательном процессе малыш дышит редко и поверхностно, затем переходит к более частым и глубоким вдохам, после достижения пикового вдоха опять дышит реже и поверхностнее, а затем наступает непродолжительная задержка. Со стороны может показаться, что это какой-то приступ, и ребенку срочно нужна помощь, но если отойти от понятия «взрослой» нормы, то окажется, что ничего страшного здесь нет. Обычно подобный тип дыхания уже к месяцу несколько выравнивается, а к году от него не остается и следа. Зато сколько нервов периодическое дыхание отнимает у неподготовленных родителей!

Даже когда проблемы со здоровьем нет, учащенное дыхание новорожденного означает, что грудничок дышит поверхностно, а значит, легкие вентилируются недостаточно тщательно.

Риски частого, редкого дыхания и паузы

Если частое, брюшное и даже аритмичное дыхание у детей является нормой, то как понять, что возникла проблема, и не упустить момент?

Учащенное дыхание (тахипноэ) будет считаться критическим при отклонении от возрастной нормы на 20%. Данное состояние может свидетельствовать о ряде заболеваний: от простуды, гриппа, ложного крупа и бронхита до серьезных инфекций, а также легочных и сердечных патологий. В большинстве случаев учащенное дыхание, которое должно вызвать у вас опасение, будет сопровождаться одышкой или сопением малыша.

Замедленное дыхание (брадипноэ) для грудничков несвойственно. Если вы насчитали вдохов меньше нормы, это может быть признаком развивающегося менингита, но, скорее всего, ваш ребенок растет, и частота дыхания ребенка снижается именно из-за этого. Говорить о замедлении, опять же, можно только в случае если показатели ниже возрастной нормы на 20%.

Задержка дыхания (апноэ) – абсолютно нормальное явление, особенно если речь идет о периодическом дыхании, но при этом она не должна превышать 10-15 секунд. Если малыш не дышит дольше 20 секунд и приступ сопровождается бледностью, аритмичным пульсом и посинением кончиков пальцев и губ, то следует незамедлительно вызвать скорую: такая ситуация далека от нормы, и ребенку необходимо обследование.

Если ребенок родился недоношенным, то лучше сразу узнать, как действовать при апноэ, чтобы не впасть в ступор, когда он на время перестанет дышать. Если не укладывать ребенка на спину во время сна и знать базовые приемы провоцирования вдоха вроде простого массажа или сбрызгивания холодной водой, такие моменты не доставят много хлопот ни грудничку, ни вам.

Сколько вдохов ваш малыш делает за минуту, однозначно надо отслеживать на регулярной основе. Конечно, только вам придется решать, справитесь ли вы сами или вызовете врача, но, надеемся, информация в статье поможет вам принять правильное решение.

Попросите согласие у человека, которому хотите определить частоту дыхания.

  • Существует теория, что лучше всего проверять частоту дыхания не предупреждая об этом, чтобы исключить влияние внешних факторов и нервной системы. Однако это не очень хорошая идея с точки зрения этики.

Выберите место с хорошим освещением и найдите часы с секундной стрелкой (или секундомером).

Попросите человека сесть ровно, выровнять спину. Убедитесь в том, что он не нервничает. Частоту дыхания нужно проверять в спокойной, расслабленной обстановке.

Важно исключить проблемы с дыханием. Их главными признаками являются: холодная, влажная кожа, посинение губ, языка, ногтевых пластин или слизистой оболочки щеки, поднятие плечевого пояса при дыхании, прерывистая речь.

Положите ладонь на верхнюю часть груди человека, немного ниже ключицы.

Подождите, пока секундная стрелка часов не будет на отметке 12 или 6. Так будет проще начать отсчет.

Сосчитайте количество вдохов с помощью движений грудной клетки. Одно дыхательное движение включает 1 вдох и 1 выдох. Обращайте внимание на вдохи – это упростит подсчет.

Прекратите подсчеты через 1 минуту. Нормальная частота дыхания 12 – 18. Обратитесь к врачу если показатели ниже 12 или выше 25 – это говорит о проблемах с дыханием.

  • Последующие причины могут объяснять замедленное или ускоренное дыхание:

    • Дети дышат чаще, чем взрослые. Ускоренное дыхание может быть вызвано нервозностью, физическими упражнениями, громкой или быстрой музыкой, большой высотой. Проблемы с дыханием могут быть также вызваны медицинскими причинами такими как: анемия, горячка, заболевания головного мозга, сердечно - сосудистые заболевания, пневмония, астма или другие респираторные заболевания.
    • У людей пожилого возраста дыхание замедлено. Дыхание также замедляется во время сна или в расслабленном состоянии. Медицинские причины могут быть: прием наркотических препаратов(в частности морфия), заболевания легких, отек головного мозга, заболевания на последних стадиях.
  • Проверьте наличие следующих симптомов, что может указывать на наличие проблем с дыханием:

    • Неравномерность дыхания. С одинаковой ли частотой вдыхает и выдыхает человек? Нерегулярные дыхательные движения могут указывать на проблемы с дыханием.
    • Глубина дыхания. Дыхание глубокое (незначительно расширяется грудная клетка) или поверхностное? У пожилых людей дыхание, как правило, неглубокое.
    • Одинаково ли расширяется правая и левая часть грудной клетки на вдохе?
    • Звук во время дыхания. Присутствуют ли какие либо звуки при дыхании, такие как хрипы, бульканье, урчание, возникают они на вдохе или на выдохе. Ля их дифференциации используйте фонендоскоп или стетоскоп.
  • 1. Создать доверительные отношения с пациентом.

    2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.

    3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.

    4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

    6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.

    7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

    8. Вымыть и осушить руки.

    9. Провести регистрацию данных в температурном листе.

    Примечание: подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

    5. Проведение антропометрии (измерение роста)

    Последовательность выполнения:

      Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

      Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.

      Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

      Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.

      Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

    6. Проведение антропометрии (определение массы тела)

    Последовательность выполнения:

      По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение.

      Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

      Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.

      Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.

      Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

      Закрыть затвор.

      Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

      Записать данные измерения.

    7.Оценка риска развития и степени тяжести пролежней

    Последовательность выполнения:

    I. Подготовка к обследованию

    1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход обследования (если пациент в сознании). II. Выполнение обследования Оценка степени риска развития пролежней осуществляется по шкале Waterlow, которая применима ко всем категориям пациентов. При этом проводится суммирование баллов по 10 параметрам: 1. телосложение; 2. масса тела, относительно роста; 3. тип кожи; 4. пол, возраст; 5. особые факторы риска; 6. удержание мочи и кала; 7. подвижность; 8. аппетит; 9. неврологические расстройства; 10. оперативные вмешательства или травмы. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту (ке) результат обследования 2. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

    ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

    Последовательность выполнения I. Подготовка к процедуре 2.. По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение. 3.. Отрегулировать высоту кровати. 4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки. II. Выполнение процедуры 1. Помочь пациенту лечь на живот или на бок. 2. Осмотреть места образования пролежней: крестец, пятки, лодыжки, лопатки, локти, затылок, большой вертел бедренной кости, внутренние поверхности коленных суставов. 3. Оценить: локализацию, окраску кожных покровов, наличие запаха и боли, глубину и размер поражения, наличие и характер отделяемой жидкости, отечность краев раны, наличие полости, в которой могут быть видны сухожилия и/или костные образования. 4. При необходимости применять стерильные пинцеты и стерильные перчатки. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту результат исследования 2. Подвергнуть дезинфекции использованный материал и перчатки. 3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

    Частота дыхательных движений

    Диафрагмальный (брюшной) тип дыхания у человека

    Частота́ дыха́тельных движе́ний - число дыхательных движений (циклов вдох-выдох) за единицу времени (обычно минуту). Является одним из основных и старейших биомаркеров.

    Подсчёт числа дыхательных движений осуществляется по числу перемещений грудной клетки и передней брюшной стенки. Обычно в ходе объективного исследования сначала определяют и подсчитывают пульс, а затем - число дыхательных движений за одну минуту, определяют тип дыхания (грудной, брюшной или смешанный), глубину и его ритм.

    Частота дыхания у человека

    У взрослых

    Здоровый взрослый человек в состоянии физиологического покоя совершает в среднем от 16 до 20 дыхательных движений в минуту, новорожденный - 40-45 дыхательных движений, частота которых постепенно снижается с возрастом. Во сне дыхание урежается до 12-14 в минуту, а при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении или после обильного приёма пищи - закономерно учащается.

    Патологическое учащение дыхания (тахипноэ ) развивается в результате наличия некоторых патологических состояний:

    1. сужение просвета мелких бронхов при их спазме, либо диффузном воспалении их слизистой оболочки (бронхиолит ), которые препятствуют нормальному поступлению воздуха в альвеолы;
    2. уменьшения дыхательной поверхности лёгких (воспаление лёгких - крупозная или вирусная пневмония, туберкулёз лёгких, спадение лёгкого (ателектаз); в результате сдавления лёгкого - экссудативный плеврит, гидроторакс, пневмоторакс, опухоль средостения; при обтурации или сдавлении главного бронха опухолью; при инфаркте лёгкого в результате закупорки тромбом или эмболом ветви лёгочного ствола; при резковыраженной эмфиземе лёгкого и переполнении их кровью при отёке на фоне патологии сердечно-сосудистой системы);
    3. недостаточной глубины дыхания (поверхностное дыхание) при резких болях в грудной клетке (сухой плеврит, диафрагматит, острый миозит, межрёберная невралгия, перелом рёбер, либо развитие в них метастазов злокачественной опухоли); при резком повышении внутрибрюшного давления и высоком уровне стояния диафрагмы (асцит, метеоризм, поздние сроки беременности) и при истерии.

    Патологическое урежение дыхания (брадипноэ ) может быть вызвано:

    1. повышением внутричерепного давления (опухоль головного мозга, менингит, кровоизлияние в мозг, отёк мозга);
    2. воздествием на дыхательный центр накопившихся в значительных количествах в крови токсических продуктов метаболизма (уремия, печёночная или диабетическая кома, некоторые острые инфекционные заболевания и отравления).

    У детей

    У здорового ребёнка визуально отмечается синхронное участие в акте дыхания обеих половин грудной клетки. Для определения степени подвижности (экскурсии) грудной клетки сантиметровой лентой измеряют окружность грудной клетки на уровне сосков спереди, а сзади под углами лопаток. При осмотре обращают внимание на тип дыхания. Подсчёт числа дыхательных движений проводят в течение минуты, когда ребёнок спокоен или спит. У новорожденного и детей раннего возраста можно пользоваться мягким стетоскопом, раструб которого держат около носа обследуемого ребёнка. Данный способ позволяет подсчитать число дыхательных движений, не раздевая ребёнка. Иногда этим способом удаётся выслушать хрипы, характерные для бронхита, бронхиолита или пневмонии.

    У новорожденных может отмечаться периодическое дыхание - чередование регулярного дыхания с нерегулярным. Это считается нормальным для этого возраста.

    Частота дыхательных движений и основные гемодинамические показатели у детей в норме Возраст Частота дыхания (/мин) Пульс (ударов/мин) Систолическое кровяное давление (mm Hg)

    Частота дыхания у животных

    Норма ЧДД у детей: таблица. Частота дыхательных движений

    Одним из действий, осуществляемых при осмотре педиатром, является подсчет дыхательных движений. Этот простой на первый взгляд показатель несет важную информацию о состоянии здоровья в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.


    Как правильно подсчитать частоту дыхательных движений (ЧДД) в минуту? Это не составляет особой сложности. А вот с интерпретацией данных возникают определенные трудности. Это в большей степени касается молодых родителей, поскольку, получив результат у ребенка, в несколько раз превышающий свой собственный, они впадают в панику. Поэтому в данной статье предлагаем все же разобраться, какая норма ЧДД у детей. Таблица нам в этом поможет.

    Особенности дыхательной системы ребенка

    Первое, чего так долго ждет будущая мама - первый крик малыша. Именно с этим звуком происходит и первый его вдох. К моменту рождения органы, обеспечивающие дыхание ребенка, еще не до конца развиты, и только с ростом самого организма происходит их дозревание (как в функциональном, так и в морфологическом плане).

    Носовые ходы (которые являются верхними дыхательными путями) у новорожденных имеют свои особенности:
    Они достаточно узкие.
    Относительно короткие.
    Внутренняя их поверхность нежная, с огромным количеством сосудов (кровеносных, лимфатических).


    Поэтому даже при незначительных катаральных явлениях слизистая носа у ребенка быстро отекает, уменьшается и так маленький просвет, как результат - затрудняется дыхание, развивается одышка: маленькие дети еще не могут дышать ртом. Чем младше ребенок, тем опаснее могут быть последствия, и тем быстрее необходимо устранить патологическое состояние.

    Легочная ткань у маленьких детей также имеет свои особенности. У них, в отличие от взрослых, слабо развита легочная ткань, а сами легкие имеют небольшой объем при огромном количестве кровеносных сосудов.

    Правила подсчета частоты дыхания

    Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

    Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений - это норма.


    У грудничков настоятельно рекомендуется проводить подсчет частоты дыхания во время сна, поскольку плач может в значительной степени повлиять на результат и дать заведомо ложные цифры. Положив руку на переднюю брюшную стенку (или просто визуально), вы сможете с легкостью провести данное исследование.

    Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

    Норма ЧДД у детей

    Таблица демонстрирует нормы частоты дыхательных движений. Данные представлены для детей разных возрастных групп.


    Как видим из таблицы, частота дыхательных движений в минуту тем выше, чем младше ребенок. Постепенно, по мере взросления, их количество уменьшается, и к пубертатному периоду, когда ребенку исполняется 14-15 лет, частота дыхания становится равной этому показателю у взрослого здорового человека. Каких-либо различий по половому признаку не наблюдается.

    Типы дыхания

    Существует три основных типа дыхания как у взрослого, так и у ребенка: грудной, брюшной и смешанный.

    Грудной тип больше характерен для представительнец женского пола. При нем вдох/выдох обеспечиваются в большей степени за счет движений грудной клетки. Недостатком такого типа дыхательных движений является плохая вентиляция нижних отделов легочной ткани. Тогда как при брюшном типе, когда в большей степени задействована диафрагма (и визуально движется при дыхании передняя брюшная стенка), недостаток вентиляции испытывают верхние отделы легких. Данный тип дыхательных движений присущ в большей степени для мужчин.

    А вот при смешанном типе дыхания происходит равномерное (одинаковое) расширение грудной клетки с увеличением объема ее полости во всех четырех направлениях (верхне-нижнем, боковых). Это наиболее правильный тип дыхания, который обеспечивает оптимальную вентиляцию всей легочной ткани.

    В норме частота дыхания у здорового взрослого человека равна 16-21 в одну минуту, у новорожденных – до 60 в минуту. Выше более подробно приведена норма ЧДД у детей (таблица с возрастными нормами).


    Учащенное дыхание

    Первым признаком поражения органов дыхания, особенно при инфекционных заболеваниях, является учащение дыхания. При этом обязательно будут и другие признаки простудного заболевания (кашель, насморк, хрипы и т. д.). Достаточно часто при повышении температуры тела увеличивается частота дыхания и учащается пульс у детей.

    Задержка дыхания во сне

    Достаточно часто у маленьких детей (особенно грудничков) во сне отмечаются кратковременные по длительности остановки дыхания. Это физиологическая особенность. Но если вы заметили, что подобные эпизоды учащаются, их продолжительность становится большей или возникают другие симптомы, такие как посинение губ или носогубного треугольника, потеря сознания, немедленно необходимо вызывать "Скорую помощь", чтобы предотвратить необратимые последствия.



    Заключение

    Органы дыхания у детей раннего возраста имеют ряд особенностей, способствующих их частому поражению и быстрой декомпенсации состояния. Это, прежде всего, связано с их незрелостью к моменту рождения, определенными анатомо-физиологическими особенностями, незавершенной дифференциацией структур центральной нервной системы и их непосредственным влиянием на дыхательный центр и органы дыхания.
    Чем младше ребенок, тем меньшим объемом легких он обладает, тем, следовательно, ему потребуется сделать большее количество дыхательных движений (вдох/выдох), чтобы обеспечить организм необходимым объемом кислорода.


    Подводя итоги

    Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Чаще всего это не является патологическим состоянием, а лишь свидетельствует о возрастных особенностях.

    Итак, теперь и вы знаете, какая норма ЧДД у детей. Таблица средних показателей должна приниматься во внимание, но не следует паниковать при небольших отклонениях. И обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать поспешные выводы!

    Манипуляция № 40 «Подсчёт числа дыхательных движений (чдд)».

    Цель: определить основные характеристики дыхания.

    Показания: заболевания органов дыхания, и сердечно – сосудистой системы.

    Противопоказания: нет.

    Оснащение: часы (секундомер), температурный лист или лист сестринского наблюдения, ручка бумага.

    Алгоритм:

    Этапы

    Обоснование

    I. Подготовка к процедуре: 1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться.

    Установление контакта с пациентом.

    2. Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса.

    Исключается возможность управ­ления дыханием.

    3. Получить согласие пациента на проведение процедуры.

    Обеспечиваются права пациента на информацию.

    4. Вымыть и осушить руки.

    Обеспечение инфекционной безопасности

    5. Попросить пациента или помочь ему удобно лечь (сесть) в постели, чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и живота (эпигастральную область).

    Для уточнения (определения) типа и ритма дыхания.

    6. Определить тип и ритм дыхания.

    Обеспечивается точность (достоверность) подсчета ЧДД.

    II. Выполнение процедуры: 7. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, наблюдать за экскурсией грудной клетки или за движениями эпигастральной области живота пациента. Считать дыхательные движения за 1 минуту. Примечание: если не удается наблюдать экскурсию грудной клетки, то положить руки (пациента и свою) на грудную клетку (у женщин) или на эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса (продолжая держать руку за запястье)

    Определение ЧДД

    8. Зафиксировать результат на бумаге и перенести данные в лист сестринского наблюдения или температурный лист.

    Обеспечение контроля за состоянием органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

    I II . Окончание процедуры: 9. Вымыть и осушить руки.

    Обеспечение инфекционной безопасности.

    Манипуляция № 41 «Заполнение температурного листа».

    Цель: правила заполнение медицинской документации.

    Показания: регистрация результатов обследования пациента.

    Противопоказания: нет.

    Оснащение: температурный лист, ручки (или карандаши) с красной, синей пастой.

    Алгоритм:

    Этапы

    Обоснование

    I . Подготовка к манипуляции.

    1. Приготовить стандартный температурный лист.

    2. Приготовить синий или черный карандаш (или пасту), красный карандаш (или пасту).

    II . Выполнение манипуляции.

    3. Утреннюю температуру отметить точкой в графе «У», вечернюю – в графе «В».

    4. Отметить верхнюю границу (систолического) и нижнюю границу (диастолического) артериального давления красным карандашом (или пастой).

    5. В графе «У» отметить точкой результаты подсчета пульса утром, а в графе «В» результаты подсчета пульса вечером.

    6. В графе «Дыхание» записать подсчет числа дыхательных движений в 1 мин..

    7. В графе «Вес» сделать отметку о данных массы тела пациента.

    8. В графе «Выпито жидкости» отметить количество жидкости, поступившей в организм пациента.

    9. В графе «Суточное количество мочи» отметить количество мочи, выделенное пациентом за сутки.

    10. В графе «Стул» отметить знаком + данные о дефекации.

    11. В графе «Ванна» отметить знаком + о проведении санитарной обработки пациенту.

    III . Окончание манипуляции.

    4. Соединить точки утренней и вечерней температуры.

    5. Соединить точки результатов подсчета пульса.

    6. Красным карандашом обозначить в виде столбика АД.

    Правила заполнения медицинской документации.

    Эффективное прочтение результатов обследования пациента.

    Достоверность результата.

    Достоверность результата.

    Информация для лечащего врача.

    Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

    Информация для лечащего врача.

    Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

    Информация для лечащего врача.

    Обеспечение преемственности в сестринском уходе.

    Получение температурной кривой.

    Графическое отображение результатов пульса.

    Эффективность заполнения медицинской документации.

    Возрастные нормы частоты дыхательных движений.

    Соотношение ЧДД и ЧСС у здоровых детей на первом году жизни составляет 3-3,5, т.е. на одно дыхательное движение приходится 3-3,5 сердечных сокращения, у детей старшего года – 5 сердечных сокращений.

    Пальпация.

    Для пальпации грудной клетки обе ладони симметрично прикладывают к исследуемым участкам. Сдавливая грудную клетку спереди назад и с боков, определяют её резистентность. Чем меньше возраст ребёнка, тем более податлива грудная клетка. При повышенном сопротивлении грудной клетки говорят о ригидности.

    Голосовое дрожание – резонансная вибрация грудной стенки пациента при произнесении им звуков (предпочтительно низкочастотных), ощущаемая рукой при пальпации. Для оценки голосового дрожания ладони также располагают симметрично. Затем ребёнку предлагают произнести слова, вызывающие максимальную вибрацию голосовых связок и резонирующих структур (например, «тридцать три», «сорок четыре» и т.д.). У детей раннего возраста голосовое дрожание можно исследовать во время крика или плача.

    Перкуссия.

    При перкуссии лёгких важно, чтобы положение ребёнка было правильным, обеспечивающим симметричность расположения обеих половин грудной клетки. При неправильном положении перкуторный звук на симметричных участках будет неодинаковым, что может дать повод к ошибочной оценке полученных данных. При перкуссии спины целесообразно предложить ребёнку скрестить руки на груди и одновременно слегка нагнуться вперёд; при перкуссии передней поверхности грудной клетки ребёнок опускает руки вдоль туловища. Переднюю поверхность грудной клетки у детей раннего возраста удобнее перкутировать, когда ребёнок лежит на спине. Для перкуссии спины ребёнка сажают, причем маленьких детей кто-нибудь должен поддерживать. Если ребёнок ещё не умеет держать голову, его можно перкутировать, положив животом на горизонтальную поверхность или свою левую руку.

    Различают непосредственную и опосредованную перкуссию.

    Непосредственная перкуссия – перкуссия с выстукиванием согнутым пальцем (чаще средним или указательным) непосредственно по поверхности тела пациента. Непосредственную перкуссию чаще применяют при обследовании детей раннего возраста.

    Опосредованная перкуссия – перкуссия пальцем по пальцу другой руки (обычно по фаланге среднего пальца левой кисти), плотно приложенному ладонной поверхностью к исследуемому участку поверхности тела пациента. Традиционно перкуссионные удары наносят средним пальцем правой руки.

    Перкуссию у детей раннего возраста следует проводить слабыми ударами, так как вследствие эластичности грудной клетки и её малых размеров перкуторные сотрясения слишком легко передаются на отдалённые участки.

    Так как межребёрные промежутки у детей узкие (по сравнению со взрослыми), палец-плессиметр следует располагать перпендикулярно рёбрам.

    При перкуссии здоровых лёгких получается ясный лёгочный звук. На высоте вдоха этот звук становится ещё более ясным, на пике выдоха несколько укорачивается. На разных участках перкуторный звук не одинаков. Справа в нижних отделах из-за близости печени звук укорочен, слева вследствие близости желудка принимает тимпанический оттенок (так называемое пространство Траубе).

    Аускультация.

    При аускультации положение ребёнка такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих лёгких. В норме у детей до 6 месяцев выслушивают ослабленное везикулярное дыхание, с 6-ти месяцев до 6 лет – пуэрильное (дыхательный шум более громкий и продолжительный в течение обеих фаз дыхания).

    Особенности строения органов дыхания у детей, обусловливающие наличие пуэрильного дыхания, перечислены ниже.

    Большая эластичность и малая толщина стенки грудной клетки, увеличивающие её вибрацию.

    Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающий воздушность ткани лёгких.

    После 6-ти лет дыхание у детей постепенно приобретает характер везикулярного, взрослого типа.

    Бронхофония – проведение звуковой волны с бронхов на грудную клетку, определяемое при помощи аускультации. Пациент шёпотом произности слова, содержащие звуки «ш» и «ч» (например, «чашка чая»). Бронхофонию обязательно исследуют над симметричными участками лёгких.

    Инструментальные и лабораторные исследования.

    Клинический анализ крови позволяет уточнить степень активности воспаления, анемии, уровень эозинофилии (косвенный признак аллергического воспаления).

    Посев мокроты из трахеального аспирата, промывных вод бронхов, (мазки из зева отражают микрофлору только верхних дыхательных путей) позволяет выявить возбудитель респираторного заболевания (диагностический титр при полуколичественном методе исследования – 105 – 106), определить чувствительность к антибиотикам.

    Цитоморфологическое исследование мокроты , полученной путем забора трахеального аспирата или при проведении бронхоальвеолярного лаважа позволяет уточнить характер воспаления (инфекционное, аллергическое), степень активности воспалительного процесса, провести микробиологическое, биохимическое и иммунологическое исследование полученного материала.

    Пункция плевральной полости проводится при экссудативных плевритах и других значительных скоплениях жидкости в плевральной полости; позволяет провести биохимическое, бактериологическое и серологическое исследование полученного при пункции материала.

    Рентгенологические метод:

    Рентгенография – основной метод рентгенодиагностики в педиатрии; проводится снимок в прямой проекции на вдохе; по показаниям проводится снимок в боковой проекции;

    Рентгеноскопия – даёт большую лучевую нагрузку и поэтому должна проводится только по строгим показаниям: выяснение подвижности средостения при дыхании (подозрение на инородное тело), оценка движения куполов диафрагмы (парез, диафрагмальная грыжа) и при ряде других состояний и заболеваний;

    Томография – позволяет увидеть мелкие или сливающие между собой детали поражения лёгких и лимфатические узлы; при большей лучевой нагрузке уступает по разрешающей способности компьютерной томографии;

    Компьютерная томография (используются в основном поперечные срезы) – даёт богатую информацию и в настоящее время все чаще заменяет томографию и бронхографию.

    Бронхоскопия - метод визуальной оценки внутренней поверхности трахеи и бронхов, Проводится ригидным бронхоскопом (под наркозом) и фибробронхоскопом с волокнистой оптикой (под местной анестезией).

    Бронхоскопия - инвазивный метод и должен проводиться только при наличии бесспорных показаний.

    - П о к а з а н и я м и для проведения диагностической бронхоскопии являются:

    Подозрение на врожденные пороки;

    Аспирация инородного тела или подозрение на неё;

    Подозрение на хроническую аспирацию пищи (лаваж с определением наличия жира в альвеолярных макрофагах);

    Необходимость визуализации характера эндобронхиальных изменений при хронических заболеваниях бронхов и лёгких;

    Проведение биопсии слизистой оболочки бронха или трансбронхиальной биопсии легкого.

    Помимо диагностической, бронхоскопию, по показаниям, используют с лечебной целью: санация бронхов с введением антибиотиков и муколитиков, дренирование абсцесса.

    Во время бронхоскопии возможно проведение б р о н х о а л ь в о л я р н о г о л а в а ж а (БАЛ) – промывание периферических отделов бронхов большим объемом изотонического раствора натрия хлорида, что даёт важную информацию при подозрении на альвеолиты, саркоидоз, гемосидероз легких и некоторые другие редкие заболевания легких.

    Бронхография - контрастирование бронхов с целью определения их строения, контуров. Бронхография не является первичным диагностическим исследованием. В настоящее время используется в основном для оценки распространенности поражения бронхов и возможности хирургического лечения, уточнения формы и локализации врожденного порока.

    Пневмосцинтиграфия - используется для оценки капиллярного кровотока в малом круге кровообращения.

    Исследование функций органов дыхания. В клинической практике наиболее широко используют вентиляционную функцию легких, что методически более доступно. Нарушение вентиляционной функции легких может быть по о б с т р у к т и в н о м у (нарушение прохождения воздуха по бронхиальному дереву), р е с т р и к т и в н о м у (уменьшение площади газообмена, снижение растяжимости легочной ткани) и к о м б и н и р о в а н н о м у типу. Функциональное исследование позволяет дифференцировать виды недостаточности внешнего дыхания, формы вентиляционной недостаточности; обнаружить нарушения, не выявляемые клинически; оценивать эффективность проводимого лечения.

    Для исследования вентиляционной функции лёгких используют спирографию и пневмотахометрию.

    Спирография даёт представление о вентиляционных нарушениях, степени и форме этих нарушений.

    Пневмотахиметрия даёт кривую выдоха ФЖЕЛ, по которой рассчитывают около 20 параметров как в абсолютных значениях, так и в % от должных величин.

    Функциональные пробы на реактивность бронхов. Ингаляционные фармакологические пробы проводят с β 2 -адреномиметиками, для определения скрытого бронхоспазма или подбора адекватной спазмолитической терапии. Исследование ФВД проводят до и через 20 минут после ингаляции 1 дозы препарата.

    Аллергические пробы.

    Применяют кожные (аппликационные, скарификационные), внутрикожные и провокационные пробы с аллергенами. Определяют общее содержание IgE и наличие специфических имуноглобулинов к различным аллергенам.

    Определение газового состава крови.

    Определяют р а О и р а СО 2 , а также рН капиллярной крови. При необходимости длительного непрерывного наблюдения за газовым составом крови проводят чрескожное определение насыщения крови кислородом (S 2 O 2) в динамике при дыхательной недостаточности.

    Программные тесты

    О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.


    Что это такое?

    Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени - обычно это 1 минута.

    Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе - их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.

    Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.


    Зачем измерять?

    Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.

    В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

    Сделать это несложно, частота дыхательных движений - это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.


    Как измерять?

    Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

    Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе - опускается).


    В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать - грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек - диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.


    Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.

    Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.



    Нормы

    В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:

    1. Новорожденные. Частота дыхания - 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
    2. Дети в 6 месяцев. Частота дыхания - 25-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
    3. Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
    4. Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс - от 80 до 120.
    5. Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс - от 70 до 110.
    6. Дети в 10 лет. Частота дыхания - 12-20 раз в минуту. Пульс - от 60 до 90.


    Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте - только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.


    Причины отклонения

    Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ» . Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.

    Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.



    При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.


    Что делать?

    При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы - насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение - позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие - отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.

    Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.

    Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.

    Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) - всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.


    Чего делать нельзя?

    Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.

    Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.


    О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.

    Сердце – это полый мышечный орган, «насос» нашего организма, который перекачивает кровь по кровеносным сосудам: артериям и венам.

    По артериям кровь течет от сердца к органам и тканям, при этом она богата кислородом и называется артериальной. По венам кровь течет к сердцу, при этом она уже отдала каждой клетке организма кислород и забрала из клеток углекислый газ, поэтому эта кровь более темная и называется венозной.

    Артериальным называется давление , которое образуется в артериальной системе организма при сокращениях сердца и зависит от сложной нервно-гуморальной регуляции, величины и скорости сердечного выброса, частоты и ритма сердечных сокращений и сосудистого тонуса.

    Различают систолическое (СД) и диастолическое давление (ДД). АД записывается в миллиметрах ртутного столба (мм. рт. ст.). Систолическим называется давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков. В норме у здорового взрослого человека СД равно 100 – 140 мм рт. ст. Давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков, называется диастолическим, в норме у взрослого здорового человека оно равно 60 – 90 мм рт. ст. Таким образом, АД человека состоит из двух величин – систолического и диастолического. Первым записывается СД (больший показатель), вторым через дробь – ДД (меньший показатель). Повышение АД выше номы называется гипертонией или гипертензией. Разница между СД и ДД называется пульсовым давлением (ПД), показатели которого в норме 40 – 50 мм.рт ст. АД ниже нормы называется гипотонией или гипотензией.

    Утром АД ниже, чем вечером на 5-10 мм рт. ст.. Резкое падение АД опасно для жизни! Оно сопровождается бледностью, резкой слабостью, потерей сознания. При низком давлении нарушается нормальное течение многих жизненно важных процессов. Так, при падении систолического давления ниже 50 мм рт. ст. происходит прекращение образования мочи, развивается почечная недостаточность.

    Измерение АД производится непрямым звуковым методом, предложенным в 1905 году русским хирургом Н.С. Коротковым. Аппараты для измерения давления носят следующие названия: аппарат Рива-Роччи, или тонометр, или сфигмоманометр.

    В настоящее время используются и электронные аппараты, позволяющие определить АД незвуковым методом.

    Для исследования АД важно учитывать следующие факторы: размер манжетки, состояние мембраны и трубок фонендоскопа, которые могут быть повреждены.

    Пульс - это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают центральный (на аорте, сонных артериях) и периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.

    В диагностических целях пульс определяют и на височной, бедренной, плечевой, подколенной, задней больше-берцовой и других артериях.

    Чаще пульс исследуют у взрослых на лучевой артерии, которая расположена поверхностно между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы.

    Исследуя пульс, важно определить его частоту, ритм, наполнение, напряжение и другие характеристики. Характер пульса зависит и от эластичности стенки артерии.

    Частота - это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме у взрослого здорового человека пульс 60-80 ударов в минуту. Учащение пульса более 85-90 ударов в минуту называется тахикардией. Урежение пульса менее 60 ударов в минуту называется брадикардией. Отсутствие пульса называется асистолией. При повышении температуры тела на ГС пульс увеличивается у взрослых на 8-10 ударов в минуту.

    Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если они одинаковые - пульс ритмичный (правильный), если разные - пульс аритмичный (неправильный). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.

    Наполнение пульса определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца. Если высота нормальна или увеличена, то прощупывается нормальный пульс (полный); если нет - то пульс пустой. Напряжение пульса зависит от величины артериального давления и определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса. При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения. При высоком давлении артерия сдавливается сильным надавливанием - такой пульс называется напряженным. Важно не ошибиться, так как сама артерия может быть склерозирована. В таком случае необходимо измерить давление и убедиться в возникшем предположении.

    При низком АД артерия сдавливается легко, пульс по напряжению называется мягким (ненапряженным).

    Пустой, ненапряженный пульс называется малым нитевидным.

    Данные исследования пульса фиксируются двумя способами: цифровым - в медицинской документации, журналах, и графическим - в температурном листе красным карандашом в графе «П» (пульс). Важно определить цену деления в температурном листе.

    Дыхательная система обеспечивает необходимый для поддержания жизни газообмен, а также функционирует как голосовой аппарат. Функция дыхательной системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. Жизнь без кислорода для человека не возможна. Обмен кислорода и углекислого газа между организмом и окружающей средой называется дыханием.

    Дыхание – это, состоит из 3 звеньев:

    1. Внешнее дыхание – газообмен между внешней средой и кровью легочных капилляров.

    2. Перенос газов (с помощью гемоглобина крови).

    3. Внутреннее тканевое дыхание – газообмен между кровью и клеткой, в результате чего клетки потребляют кислород и выделяют углекислый газ. Наблюдая за дыханием, особое внимание следует уделять изменению цвета кожных покровов, определению частоты, ритма, глубины дыхательных движений и оценить тип дыхания.

    Дыхательное движение осуществляется чередованием вдоха и выдоха. Количество дыханий за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД).

    У здорового взрослого человека норма дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. Зависит ЧДД не только от пола, но и от положения тела, состояния нервной системы, возраста, температуры тела и т.д.

    Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, ритм, глубину дыхания. ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4. При повышении температуры тела на 1°С дыхание учащается в среднем на 4 дыхательных движения.

    Различают дыхание поверхностное и глубокое. Поверхностное дыхание может быть неслышным на расстоянии. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще всего связано с патологическим урежением дыхания.

    К физиологическим типам дыхания относятся грудной, брюшной и смешанный тип. У женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин - брюшной. При смешанном типе дыхания происходит равномерное расширение грудной клетки всех частей легкого во всех направлениях. Типы дыхания вырабатываются в зависимости от влияния как внешней, так и внутренней среды организма. При расстройстве частоты ритма и глубины дыхания возникает одышка. Различают инспираторную одышку - это дыхание с затрудненным вдохом; экспираторную - дыхание с затрудненным выдохом; и смешанную - дыхание с затрудненным вдохом и выдохом. Быстро развивающаяся сильная одышка называется удушьем.